Школьные прогулы. Почему и почем? Помогут ли штрафы за прогулы в школе

В Государственной Думе прозвучала новая инициатива от депутатов КПРФ, которые считают, что родителей учащихся, прогуливающих школьные занятия, следует наказывать рублем, то есть облагать штрафом до пяти тысяч рублей за регулярные пропуски уроков без уважительной причины.

Если же ребенок младше четырнадцати лет, прогуливающий школьные занятия, будет уличен в правонарушениях, совершенных в одиночку или в компании, сумма штрафа для его родителей составит уже 10000 рублей.

Мы не видим в открытом доступе точных данных статистики школьных прогулов, научного анализа этой информации, и потому не задумываемся о многих проблемах детей, которые, не получив вовремя помощи и внимания, попадают в асоциальную среду и в будущем не находят своего места в жизни.

У всех на виду, конечно же, элитные школы с углубленными программами, выпускники которых полным составом переходят в лучшие вузы. В них-то прогульщиков крайне мало. И это понятно, ведь не посещая занятий, такие ребята «не потянут» усиленную учебную нагрузку и в итоге окажутся отчисленными за академическую неуспеваемость. Да и поступают в такие школы обычно весьма мотивированные ученики, которые, как правило, находятся под строгим родительским контролем.

Но во множестве обычных российских школ, на самом деле, не так уж редко встречаются ситуации, когда ученик не появляется в классе в течение месяца, двух, и никто не бьет в набат по этому поводу, не кричит о помощи.

По опыту советской школы, мы помним, как вопросы прогулов обсуждались на педсоветах, как учителя приходили домой к родителям прогульщиков, беседовали с ними или хотя бы ставили в известность. Не всегда все получалось гладко, но кому-то удавалось и помочь.

Сегодня такая практика как-то тихо сошла на нет. А если и придут на дом к неблагополучным семьям представители школы или родительского комитета, в первую очередь люди вспомнят о происках ювенальной юстиции. И не откроют дверь.

А кто придет за штрафом?

Действительно, как уважаемые коммунисты представляют себе процесс штрафования родителей? И кому это поможет? Бывают «трудные» семьи, где родители выпивают и не следят пристально за своими детьми. Заплатив штраф, они трезвенниками не станут. Ребенку, получившему выговор или даже физическое наказание, лучше не станет. Мотивации к учебе он не получит. А прогуливают уроки, как правило, именно из нежелания учиться.

Бывает, что вообще нет родителей, ребенок живет с бабушкой, которая не имеет возможности оплатить штраф в пять тысяч. Жизнь детей в таких семьях не назовешь счастливой, но эти проблемы не решить финансовыми санкциями, визитом инспектора ЮЮ и помещением ребенка в детский дом.

Есть также ситуации, когда адекватных родителей обманывают «трудные» дети. Здесь, вероятно, на ранних этапах ребенку не хватило внимания и контроля. В какой-то момент ребенка упустили из виду. Он стал прогуливать, обманывать, жить какой-то своей жизнью. Интересно, от штрафа ситуация изменится? Как вы думаете?

Учителя, классные руководители считают, что больше всего прогульщиков появляется в седьмых классах. Первые шаги в этом направлении начинают делать особо непоседливые ученики пятых классов. Вот с этого возраста, наверное, требуется усиливать контроль, уделять внимание дополнительно, мотивировать на учебу, помогать, если возникают трудности.

Для профилактики прогулов очень полезны интерактивные журналы и дневники, просматривая которые родители вовремя видят информацию о прогулах. Соответственно вовремя имеют возможность отреагировать и призвать любимое детище к ответу. Но если нет в школе оборудования, компьютеров, взаимодействие педагога и родителя можно осуществить традиционными методами. Классный руководитель может позвонить родителям, пригласить в школу и вместе обсудить поведение ребенка, его причины и способы исправить ситуацию.

В любом случае, лучше заранее проводить профилактику прогулов, чем устанавливать штрафы, которые никому не помогают.

Это время дает новый опыт и ставит многие сложные личностные задачи. Значительная часть времени проходит в школе - это место, где давление в классе и взаимоотношения с другими детьми могут вызывать стресс. Некоторые подростки обычно относятся к новым ситуациям с энтузиазмом, другие же склонны проявлять потребность в близких отношениях в кругу семьи. У некоторых детей сама мысль нахождения в школе вдали от дома и родителей уже вызывает сильное беспокойство. Такие дети, в особенности если им приходится сталкиваться с ситуациями, которые их пугают или с которыми, как им кажется, они не справятся, будут делать все, чтобы не возвращаться в школу.
Подобного рода уклонение от посещения школы - которое иногда называют отказом от посещения школы или боязнью посещения школы - явление нередкое и касается примерно 5% детей. Такие подростки могут раз и навсегда отказаться ходить в школу или придумывать причины, почему им не следует туда ходить. Они могут часто пропускать школу, жалуясь на плохое самочувствие с неопределенными, необъяснимыми симптомами. У многих детей проявляются симптомы, связанные с чувством тревожности и беспокойства, которые они не могут сознательно контролировать. Возможно, у них случаются головные боли, боли в животе, гипервентиляция легких, тошнота или головокружения. В целом более четкие симптомы, такие как рвота, диарея, высокая температура или потеря веса, имеющие физическую основу, встречаются достаточно редко. Симптомы отказа от посещения школы чаще всего проявляются в школьные дни и отсутствуют по выходным дням. Когда таких детей осматривает врач, он не может поставить диагноз истинного заболевания. Тем не менее, поскольку симптомы, на которые жалуется ребенок, могут быть вызваны физическим заболеванием, как правило, основой оценки состояния должен быть медицинский осмотр.
Чаще всего подростки, избегающие посещения школы, точно не знают, почему они чувствуют себя больными, поэтому им может быть сложно объяснить причину своего дискомфорта или расстройства. Но если беспокойства, связанные со школой, приводят к уклонению от ее посещения, само проявление симптомов может служить сигналом об эмоциональной борьбе с такими проблемами, как:

  • боязнь неудачи;
  • насмешки со стороны других детей (к примеру, ребенка могут дразнить, потому что он толстый или маленький ростом;
  • беспокойства по поводу того, как пользоваться туалетом в общественном месте;
  • «подлости» со стороны учителя;
  • угрозы получения физического вреда (как формы школьных драк);
  • действительное получение физического вреда.

Для некоторых подростков школьная обстановка может усилить уже имеющееся напряжение. К примеру, если у ребенка имеется склонность к проявлению чрезмерной сознательности и ожидания от себя самого только хороших успехов, боязнь неудачи может постепенно привести к подавляющему и парализующему чувству страха.
В некоторых случаях, возможно, детям пришлось пережить потерю любимого человека, который умер, развод или переезд в другой город. Особенно если ребенок еще маленький, он может бояться, что в его отсутствие дома может случиться еще одна потеря.
Помимо самой школьной обстановки уклонение от посещения школы может быть связано с трудностями разлучения ребенка с родителями и потерей чувства безопасности при получении большей независимости. У таких подростков существует склонность к неуверенности в себе, они менее независимы, чем их сверстники, и менее социально активны. Они могут неохотно оставаться на ночь у друзей, предпочитая проводить время дома с родителями. Некоторые дети, у которых имеются инвалидность или хронические заболевания, могут еще больше сопротивляться походу в школу и нахождению вдали от дома, который служит для них убежищем и местом, где о них заботятся.
Одновременно с тем как родители таких детей проявляют свою любовь и понимание, они также могут проявлять и излишнюю опеку. В некоторых случаях родители испытывают депрессию или имеют физическое заболевание и могут неосознанно желать проводить время в компании с ребенком. Подросток зачастую является единственным ребенком в семье или особым ребенком в каком-либо ином отношении - к примеру, он может быть первым или последним ребенком в большой семье.
По мере того как ребенок достигает подросткового возраста, боязнь школы уменьшается; тем не менее, когда такое состояние развивается в предподростковом возрасте, это вызывает большое беспокойство. Подростки младшего возраста, испытывающие такое чувство страха, часто боятся становиться старше. Также они могут быть слишком подавлены стрессовой ситуацией дома, затрагивающей их чувство безопасности или уверенности в себе, вследствие чего они еще менее способны столкнуться со сложным задачами в процессе учебы и социальной жизни.

Как бороться с прогулами школы

Прежде всего, чтобы справиться с уклонением от посещения школы, ребенку необходимо пройти осмотр врача, который исключит физические заболевания и поможет родителям составить план лечения. Как только врач исключит физические заболевания как причину нежелания ребенка посещать школу, все усилия родителей должны быть направлены не только на то, чтобы понять, какое давление испытывает подросток, но также и на то, чтобы вернуть ребенка в школу.

Вот некоторые указания, как помочь ребенку справиться с его проблемами.

  • Обсудите вместе с ребенком причины, по которым он не хочет ходить в школу. Рассмотрите и определите все возможные причины. Проявите сопереживание, поддержку и понимание проблем ребенка. Постарайтесь решить все стрессовые ситуации, которые вы вместе определили как причину беспокойства ребенка.
  • Дайте подростку понять, что вы понимаете его тревоги, но все же настаиваете на его немедленном возвращении в школу. Чем дольше ребенок будет оставаться дома, тем сложнее ему будет вернуться в школу. Объясните ребенку, что его состояние здоровья вполне нормальное, а физические симптомы, вероятно, вызваны переживаниями, которыми он с вами поделился, - возможно, это переживания по поводу отметок в школе, домашнего задания, взаимоотношений, с учителями, переживания, вызванного социальным давлением, или небеспочвенные страхи насилия в школе. Дайте ему понять, что посещение школы является обязательным для всех детей согласно законам вашей страны. При этом он будет продолжать оказывать на вас давление, чтобы вы позволили ему остаться дома, но вы должны решительно настаивать на его возвращении в школу.
  • Обсудите уклонение от посещения школы вашего ребенка с работниками школы, включая учителей, директора и медсестру. Поделитесь вашими планами относительно возвращения ребенка в школу и заручитесь их поддержкой и помощью.
  • Возьмите за правило быть предельно решительными утром, когда ребенок отправляется в школу и жалуется на свои симптомы. Старайтесь свести к минимуму обсуждения на тему проявления у него симптомов или переживаний. К примеру, не спрашивайте ребенка о том, как он себя чувствует. Если он чувствует себя достаточно хорошо для того, чтобы встать с постели и ходить по дому, тогда он вполне может идти в школу. Не проявляйте в открытую свои сомнения относительно того, правильно ли вы делаете, отправляя ребенка в школу. Как только ребенок начнет постоянно ходить в школу, его физические симптомы, вероятно, перестанут проявляться.
  • Если тревоги вашего ребенка слишком сильные, ему может быть лучше возвращаться в школу постепенно. К примеру, в первый день он может проснуться утром, одеться, а после этого вы провезете его мимо школы, чтобы он испытал чувства, связанные с возвращением в школу, прежде чем вы вместе с ним вернетесь домой. Во второй день он может пойти в школу на полдня либо только на свой любимый урок или несколько уроков. На третий день ребенок может окончательно возвращаться в школу на весь день.
  • Ваш педиатр способен помочь облегчить переходный период возвращения ребенка в школу, выписав справку, в которой будет сказано, что у ребенка ранее проявлялись некоторые симптомы, ввиду которых он не мог посещать школу, но, несмотря на то, что симптомы могут сохраняться, теперь он уже может вернуться в школу. Это поможет ребенку избежать чувства стыда и унижения.
  • Попросите работников школы помочь вам, пока ребенок находится в школе. Школьная медсестра или секретарь могут позаботиться о ребенке, если у него начнут проявляться симптомы, и уговорить его вернуться в класс.
  • Если причиной беспокойства ребенка является такая проблема, как издевательства в школе или несправедливый учитель, выступите в роли адвоката ребенка и обсудите эти проблемы с работниками школы. Учитель или директор школы должны будут уладить некоторые моменты, чтобы уменьшить давление, оказываемое на ребенка в классе или на игровой площадке.
  • Если ваш ребенок остается дома, убедитесь в том, что ему комфортно и он в безопасности, но при этом он не должен получать никакого специального лечения. Все его симптомы должны лечиться исходя из анализа и понимания ситуации. Если жалобы ребенка оказываются небезосновательными, ему следует оставаться в постели. Но этот день дома не должен стать для него праздником: не давайте ему никаких особенных угощений и лакомств, не пускайте посетителей; ребенок должен постоянно находиться под присмотром.
  • Вашему ребенку может быть необходимо пройти осмотр у врача, если ему приходится оставаться дома из-за болезни. Причины, по которым ребенок остается дома, могут включать в себя не только жалобы на то, что он плохо себя чувствует, но и проявление вполне распознаваемых симптомов: температура выше 38,3 °С, рвота, диарея, сыпь, частый сухой кашель, ушная или зубная боль.
  • Помогите ребенку стать независимым, поддерживая мероприятия и занятия с другими детьми за пределами дома. Это могут быть клубы, спортивные секции и ночевки у друзей или родственников.

Когда следует обращаться за помощью, если ребенок прогуливает школу

Хотя вы можете постараться уладить проблему с отказом от посещения школы самостоятельно, но если уклонение ребенка от школы длится дольше недели, вам и вашему ребенку может требоваться профессиональная помощь, чтобы справиться с этой проблемой. Прежде всего вашего ребенка должен осмотреть педиатр. Если ребенок по-прежнему отказывается посещать школу либо у него проявляются хронические или периодически возникающие признаки проблем с разлучением, ваш врач может порекомендовать получение консультации детского психиатра или психолога.
Даже если ребенок не имеет склонности ввязываться в авантюры, проявление у него необъяснимых физических симптомов должно послужить причиной проведения медицинского обследования.

В жизни каждого ученика случается ситуация, когда очень надо не пойти в школу. Сразу хотим предупредить: в том, что ребенок прогуливает уроки, – нет ничего хорошего. Если пропуски повторяются с регулярной частотой, это чревато пробелами в знаниях, а также формируется скверная привычка прогуливать, которая может по мере взросления человека создать массу проблем. Но если случай единичный, то наши советы подскажут, как прогулять школу без неприятных последствий.

Договориться с родителями

Самый легальный способ - договориться с родителями. Если ребенок хорошо успевает по всем предметам, и его поведение не вызывает особых нареканий, то они на единственную в четверти просьбу пропустить занятия в связи с усталостью, скорее всего, ответят положительно и напишут записку классному руководителю с просьбой освободить ученика на день по семейным обстоятельствам.

Подложная записка

В случае если школьник уверен, что родители не согласятся написать записку с просьбой об освобождении, можно попросить старшую подругу, старшего брата и т.д. сделать подложную записку от имени мамы. Этот способ подойдет и в случае, если ученик прогулял школу и не знает, что делать. Но необходимо помнить, что педагог может уточнить, позвонив родителям, кем написана записка, или сохранить листочек до родительского собрания с целью определения авторства.

Симуляция болезни

Если школьник не блещет успехами в учебе или его родители очень принципиальны, то можно симулировать болезнь. Если мать и отец не верят на слово, можно слегка нагреть градусник на батарее (главное, не перестараться 37,5 – то, что надо!) В случае, когда температуру приходится измерять в присутствии родителей или медицинской сестры, работающей в школе, можно предварительно смазать мокрыми руками область подмышки молотым перцем. Знатоки также советуют съесть грифель от простого карандаша. Температура тела поднимется до необходимой отметки.

Посещение военкомата

Учащихся старших классов мужского пола периодически вызывают в военкомат. Решая, как можно прогулять школу, возможно выбрать эту вескую причину (в случае, если старшеклассник уверен, что в ближайшие несколько недель его реально не вызовут в сие заведение).

Болезненные месячные

Естественно, что этот вариант доступен для девушек определенного возраста. Дискомфорт и в такие дни ощущают многие женщины. Если ты прирожденная актриса, то можешь преувеличить страдания (главное не переиграть!)

Посещение поликлиники

Время от времени у каждого возникает необходимость посетить стоматолога, окулиста или другого врача-специалиста. Особенно этот способ действенен в случае наличия хронического заболевания у учащегося, о котором известно учителям.

Как еще прогулять уроки?

Следующие три способа можно использовать в случае, если необходимо прогулять один или несколько уроков.

Прохождение обследования

Ссылка на то, что необходимо пройти медицинское обследование, например, сделать флюорографию, сдать кровь на анализ и т.д. Общеизвестно, что эти процедуры производятся в утренние часы, поэтому причина будет весомой.

Вызов с уроков при помощи смс или записки

Принятое на сотовый телефон смс-сообщение или переданная через вахтера записка с просьбой отпустить домой в связи с экстренной ситуацией, например, стало плохо бабушке или должен подойти слесарь-сантехник и т.п., обычно находит понимание у педагогов.

Посещение секции, кружка

Если ученик посещает спортивную секцию, кружок по интересам или получает дополнительное образование в , школе иностранного языка, можно отпроситься с уроков в связи с необходимостью подготовки к соревнованиям или конкурсу, посещения внепланового урока или тренировки.

Используйте данные советы как можно реже! Помните, что часто отпрашиваясь, вы вызовете понятное подозрение, а выйдя из доверия, попадете под тотальный контроль, и тогда вам вряд ли удастся пропустить школу без уважительной причины. К тому же – каждый прогул – пробел в знаниях, который, возможно, придется восполнять гораздо большее время, прилагая значительно больше усилий.

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Субъективные

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению . Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке , порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Объективные

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

  1. Неправильная организация образовательного процесса , не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива , ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний , конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам. Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

Почему прогулы вредят

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, плохой компании и с вредными последствиями.

Систематические прогулы школы порождают:

  • отставание в освоении школьной программы;
  • негативную репутацию ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
  • вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикоманию, игроманию, наркоманию;
  • отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
  • несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
  • ранние беспорядочные половые отношения;
  • совершение правонарушений.

Если ребенок обманывает

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

  • частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
  • постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
  • вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
  • негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
  • безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
  • замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.

Слайд 1.

Причины, по которым учащиеся систематически пропускают занятия в школе, могут быть совершенно разными. И если для этого нет никакого уважительного повода, то классному руководителю стоит обратить особое внимание на таких "прогульщиков".

Слайд 2. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ: дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Поэтому задача каждого образовательного учреждения - обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения. Таким образом, одним из основных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия.

Слайд 3. Своевременное выявление причины "прогулов", терпеливая, настойчивая работа с "трудными детьми", умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками, – является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.

Прогульщик – это ученик, который преднамеренно избегает и пропускает учебные занятия без уважительной причины.

“Профилактика прогулов” - это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.

Слайд 5. Причины школьных прогулов

  • Скучная школа (незаинтересованность в школьной жизни)
  • Страх (наказание со стороны учителя за невыполненное задание или насмешки, “подколы” других учащихся)
  • Личные проблемы
  • Депрессия
  • Домашние неурядицы (конфликты с родителями или м/у родителями)

Слайд 6. Следствие школьных прогулов

  • Отставание в учебе;
  • нарастание негативной? репутации среди учителей, администрации школы и одноклассников;
  • наличие “теперь свободного времени” и компании по прогулам;
  • постоянный обман родителей и педагогов;
  • усугубление существующей проблемы, конфликта.

Слайд 7. Как вести себя с “прогульщиком”?

  • поговорить с ребенком и узнать о причинах, привлечь педагога-психолога, социального педагога;
  • проанализировав ситуацию, сделать собственный вывод;
  • повторно провести разговор с ребенком, но при этом обозначить свое? мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность;
  • выводы о необходимых мерах по устранению и коррекции будут зависеть от самой раскрытой?причины.

Слайд 8. Со всеми обучающимися проводится индивидуально-профилактическая работа , направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:

1) постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся.

Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей). Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий.

Помимо беседы классного руководителя, рекомендуется провести индивидуальную консультацию с педагогом-психологом и принять все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилий по устранению выявленных причин.

Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.

Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в их поведении и прекращения прогулов.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству и стать добычей преступной среды.

2) Организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. К такой работе следует привлекать школьного психолога, социального педагога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа, – являются важнейшими направлениями воспитательной деятельности, способствуют заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.

Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно с социальным педагогом. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.

Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи инспектора Отдела по делам несовершеннолетних УМВД или сотрудника Комиссии по делам несовершеннолетних.

В случае, если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (друзья) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних (по месту жительства учащегося) для установления нахождения учащегося и его родителей.

Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 52 Закона РФ "Об образовании").

3) Организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.

4) Своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей, препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (ст. 9 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН и ЗП, инспекторами ПДН, органами опеки и попечительства, специалистами-психологами, родительской общественностью и др.

В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.

В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП.

В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (п. 1. ст. 21 Федерального закона "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

Слайд 9. Дети, пропускающие уроки без уважительной причины, часто их называют “трудными детьми” доставляют много забот классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно классному руководителю суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип уважения индивидуальности личности
  • (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
  • принцип коллективной деятельности
  • (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
  • принцип разумной требовательности
  • (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
  • принцип возрастного подхода
  • (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
  • принцип диалога
  • (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
  • принцип педагогической поддержки
  • (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
  • принцип стимулирования самовоспитания
  • (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
  • принцип связи с реальной жизнью
  • (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
  • принцип согласования
  • (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Слайд 10. Однако следует помнить, что даже самая добросовестная работа в запущенных случаях не всегда бывает успешной. Вот почему своевременное реагирование на пропуски занятий без уважительных причин и другие предупредительные меры прогулов будут намного эффективнее.

Литература.

1) Г.С. Семёнов “Методика работы социального педагога”, Москва, “Школа пресс”, 2003 г.

2) Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др. “В помощь соц.педагогам образовательного учреждения”, Москва, 2003 г.

3) Т.А. Шишковец “Справочник социального педагога”, Москва, 2005 г.

4) Г.М. Потапкин “Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков”, Москва, 2000 г.

5) Профилактика школьных прогулов. Методические рекомендации Московского городского психолого-педагогического университета, Москва 2012.