Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы. Мировоззрение его уровни и структура

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя, основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

Субъект мировоззрения: социальная группа; личность.

В зависимости от субъекта выделяют такие формы:

ü мировоззрение класса;

ü мировоззрение социальной группы;

ü мировоззрение общества;

ü мировоззрение определенной исторической эпохи

Формы мировоззрения:

По обоснованности, достоверности :

ü нетеоретическое мировоззрение (мифы, религиозные мировоззрения);

ü философско-теоретическое мировоззрение;

ü научное мировоззрение.

Различные подходы:

ü художественно-образное (на его базе формируется мифологическое и религиозное мировоззрение);

ü поэтически-духовное;

ü понятийно-рациональное.

Основные подсистемы в мировоззрении: познавательная; ценностная; поведенческая;

Структура мировоззрения:

v Знания, убеждения, сомнения, вера;

v Чувства, эмоции, система ценностей;

v Программы поведения и действий людей, жизненные установки – это праксеологическая сторона (она обеспечивает связь познавательного и ценностного компонентов).

Мироощущение – чувственное осознание мира.

Мировосприятие – позволяет видеть мир в единстве всех его сторон (эмоциональная сторона).

Миропонимание – познавательная сторона мировоззрения)интеллектуальная сторона).

Менталитет человека:è это склад ума, умонастроение;è душевность;è совокупность всех итогов познания;è итоговый сплав, который определяет духовный мир человека.

Основные уровни мировоззрения

Повседневно-практический – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Это массовое сознание. Теоретический уровень : Философия.

Исторические типы мировоззрения

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское мировоззрение. Философия – учение об абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия рассматривается в качествеве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий.


№ 2. Особенности философии как формы освоения действительности. Язык философии. Основные категории философского мышления

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний: Üо фундаментальных принципах и основах человеческого бытия; Üо наиболее общих сущностных характеристиках чел отношения к природе, обществе и духовной жизни.

Философия – термин, который означает любовь к мудрости. Философия выступила как поиск мудрости. Это принципиально другой тип миропонимания. Философия возникла в 6-7 веках до н. э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Объект философии – мир в целом. Предмет философии – это наиболее общие законы возникновения и развития мира, Вселенной, природы, человека, общества.

Основные философские темы:

· обобщение, интеграция, синтез знаний о мире; открытие наиболее общих закономерностей; формирование гипотез развития природы, общества, мышления.

Философия и наука

Общее : Категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, изображается, но и объясняется; Философия как наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

Различия : Наука всегда абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок реальности; Философия не может абстрагироваться от субъективного контекста познания; Наука воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности; Философия – ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей; Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом; Философия требует обращаться к умозрению, творческому воображению и пониманию.

Философия и искусство

Общее: Познавательный интерес и философа и художника всегда направлены на формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном. Философские трактаты многозначны, их содержание всегда опосредовано спецификой авторского мировосприятия.

Различия: Философия использует категориально-теоритические средства осмысления исследуемой предметной области; В искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее чувственно-эмоциональными образами. Художественный образ воздействует на чувственность человека; Философ апеллирует к человеческому разуму.

Философия и религия

Общее: Религия содержит в себе значительный элемент рациональности (в теологии)

Теология – наука, рационально обосновывающая тезис о том, что в Боге содержится вся полнота оснований, действительности.

Различия: Философское мышление критично, любые свои утверждения оно стремится доказать и обосновать; Религия содержит совокупность догматов , которые не подвластны суду разума; Религиозный опыт не требует доказательства и обоснования, доминируют чувства и эмоционально окрашенные состояния сознания (религиозный экстаз, катарсис).

Категории философии – это фундаментальные понятия, которые фиксируют существенные свойства предметов, явлений действительности. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держатся познание. Это: бытие, материя, свойство, причина; следствие, случайность, необходимость; часть, целое, содержание и форма и т. д.


№ 3. Основные направления развития философского сознания.Материализм,идеализм, дуализм. Основные функции философии

Основные направления развития философского сознания:

· Материализм – признает первичным природу, материальное бытие;

· Идеализм – считает первичным сознание, дух.

Исторические формы материализма:

· Наивный материализм древнего мира – Египта, Вавилона, Индии, Китая, Древней Греции, Рима.

ü Фалес; Гераклит; Демокрит и др.

· Метафизичекий материализм 17-18 веков;

· Диалектический материализм .

Разновидности идеализма:

· Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский.Гегель). Признает первичным Духовный мир, Мировой разум, Мир идей.

· Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Мах Авенариус). Считает первичным человеческие ощущения, сознание человека.

· Солипсизм (solus – единственный, ipse–сам). Разновидность субъективного идеализма, согласно которой существует только конкретный человек и его сознание.

· Дуализм (dualis – двойственный). В мире существуют 2 независимых друг от друга начала: материальная и духовная субстанция – первооснова мира. (Рене Декарт). Дуализм не является самостоятельным направлением в философии.

Основные функции философии

Мировоззренческая функция философии

Ø вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека;

Ø исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью;

Ø обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

Методологическая функция философии

Ø разработка научной картины мира;

Ø обоснование образа познания;

Ø формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

Кумулятивная функция

Ø обобщение и интеграция научного знания;

Ø формирование на этой основе общенаучной картины мира.

Логическая функция


№ 4. Историческая динамика предмета философии. Основные философские проблемы

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI - нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности.

В структуру философского знания входят следующие разделы (историческая динамика предмета философии):

Ø онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

Ø гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности;

Ø аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

Ø праксиология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

Ø антропология философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

Ø социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.

Основные принципы:

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и т. д.);

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления;

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества;

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания;

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии.

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления. Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы. В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус разума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.


№ 13. Классика и постклассика. Основные направления постклассической философии

В развитии европейской философии нового и новейшего времени выделяют две эпохи:

Иррационализм (лат.неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт. Представители иррационализма: А. Шопенгауер; Ф. Ницше; С. Кьеркегор; А. Бергсон.

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее , сомневающееся , самосозидающее .

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности , испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного .

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

Относится и неотомизм . Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

Третий этап оформился к середине 20 века. Основные направления:

Экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль .

Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев . После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер .

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар) . В середине 20 века и в других странах, в том числе в США. В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет .

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.

Аналитическая философия. Развивали Рассел, Витгенштейн . Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а метод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки . Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна .

Позитивизм философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века. Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.

Основные формы позитивизма:

Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер); Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус; Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер . Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Возникла в Древней Греции как искусство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» говорил: «Поэты – толкователи воли богов, одержимые каждый тем богом, который им владеет». Аристотель рассматривает герменевтику как вид логической грамматики.

Млейермахер утверждал: «Чтобы понять чужой текст, необходимо проникнуть в душевное состояние, психику, язык автора текста».

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен .

Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар . В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.

Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. По мнению представителей постмодернизма мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не вмещается ни в какие теоретические схемы. Делает акцент на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.


№ 14. Предмет и структура марксистской философии. Материалистическое понимание истории

Марксизм – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал демократии.

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»

Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они:

Ø разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении;

Ø открыли материалистическое понимание истории , согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе). Суть материалистического понимания истории К. Маркс лаконично выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» ;

Ø объяснили закономерности исторического процесса , что нашло отражение в формационном подходе к развитию человечества. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную , феодальную и буржуазную , представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи:

· отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому;

· превращение труда в первую потребность жизни;

· всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» (К. Маркс «Критика Готской программы»);

Рабовладельческое государство Феодальное государство Капиталистическое (буржуазное) государство Социалистическое государство
ü первый исторический тип государства ü экономическая основа – собственность рабовладельца на раба ü существовали в окружении «варваров», которые были главным источником рабочей силы ü государство охраняет интересы рабовладельцев ü экономическая основа – частная собственность феодалов на землю как главное средство производства ü личная зависимость крестьян от землевладельцев-феодалов. ü государство охраняет интересы феодалов, сословные привелегии которых закрепляются в законах ü защищает буржуазный строй и его основу – частную собственность на орудия и средства производства ü является аппаратом власти, обеспечивающим эксплуатацию трудящихся ü использует экономическое принуждение к труду ü является орудием политической власти трудящихся (рабочего класса) ü государство поддерживает общественную собственность на орудия и средства производства ü не эксплуатируя других, государство перестает быть собственно государствои и постепенно отмирает.

Ø предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, которые включают в себя:

1) отношения людей к средствам, производства (формы собственности);

2) отношения обмена продуктами производства;

3) отношения распределения произведенных продуктов.

Ø проанализировали проблему «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от:

1) результатов его труда;

2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, те труда;

3) другого человека.

Человек (рабочий) предстает в качестве: товара; рабочей силы; общественно-исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года»);

Ø ввели понятие общественной практики , которая есть материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, цели и действия; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.


№ 15. Исторические судьбы марксистской философии. Неомарксизм. Постмарксизм

Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение. Лозунг «Назад к истинному Марксу!» прозвучал впервые в 30-х годах 20 в. Его выдвинули представители франкфуртской школы Хоркхаймар, Адаржо и др.

В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

1. Диалектико-гуманистическое. Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое . Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

К неомарксизму относятся: группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения; Исследователи проблем «третьего мира»; Исследователи проблем глобализации Самин, Франк, Валлерстайн

Традиционный неомарксизм обычно противопоставляет молодого К. Маркса, «философа антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала» с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Теоретики неомарксизма отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание только к обществу.

Неомарксизм обвинял «советский марксизм» в сциентическо-позитивистском ревизионизме, исходящего из тезиса о возможности социального познания, не зависящего от классового интереса. Такое познание по мнению неомарксистов невозможно. Поэтому, полагают неомарксисты нужно целиком полагаться на «универсальное «критическое сознание»» «позднего капитализма» и «государственного социализма», всюду разоблачающего отчуждение, подавление человечности, разные формы иллюзорного, ложного и извращенного сознания.

В качестве новой движущей силы политической борьбы и общественных изменений в современных условиях неомарксизм выдвигает «критическую интеллигенцию», бунтующую молодежь, студенчество, освободительное движение в третьем мире.

В 50–70-х гг. неомарксизм стал идеологией «новых левых». Совокупности идейных течений и политических движений, противопоставляющих себя «старым левым» – теоретикам и практикам коммунистических и рабочих партий. Первоначально новые левые выступили как элитарное литературно-философское течение «социал-критических интеллектуалов», проповедовавших конец буржуазной культуры и бунт против капиталистической цивилизации, но разочарованных в революционности рабочего класса и потому искавших новые антибуржуазные силы. Теоретиками такого неомарксизма стали Г. Маркузе, Фромм, Хабермас и другие представители франкфуртской школы, группировавшиеся вокруг журнала «…».

В начале 60-х годов число новых левых стало быстро расти за счет студентов, втянутых в массовое общедемократическое движение в странах развитого капитализма: в борьбу против войны во Вьетнаме, за гражданские права негров и других, национальных меньшин, демократическую реформу высшего образования, против апартеида в ЮАР. Интеллектуальное движение переросло в практическое с конкретными политическими требованиями. Новые левые встали на путь абсолютизации насилия и террористических методов борьбы. В число авторитетов и героев молодых новых левых были французский теоретик политического экстремизма Р. Дебре с идеей «горящего партизанского очага», Ф. Фанон с проповедью «самоцельности» политического насилия, Мао Цзэдун как вдохновитель «культурной революции», неоанархисты и троцкисты. Такая левоэкстремистская ориентация привела в 70-е гг. новых левых к глубокому и затяжному кризису, к идейному и организационному разброду.

В связи с кризисом социалистицизма и реставрацией капитализма в пост социалистических странах марксизма и защитники его критики вынуждены были обратиться к проблеме был ли советский командно-бюрократический социализм попыткой реализации марксистского коммунизма или нет.

В исследовании этой проблемы и сформировался постмарксизм. Постмарксисты как правило пытаются защищать марксизм, доказывая, что коммунистический эксперимент в России не является частью марксистского наследия. Дж. Макмертри (Канада) ссылками на работу К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие», отмечает, что коммунистические опыты начались в стране, уровень развития производительных сил которой не мог стать основой нового социалистического экономического порядка. А по Марксу, напоминает Дж. Макмерти, «Новые, более высокие производственные отношения не возникают до тех пор, пока материальные условия их существования не вызрели в недрах старого общества».

Большевистская революция и советский деспотизм были органистическим результатом лишь русской истории, идеологические доктрины этой революции и всех последующих коммунистических экспериментов следует искать не в марксизме, а в ленинизме. Ленин лишь мобилизировал колоссальную энергию народа создал тоталитарную партию и навязал своей стране жесткую, никакими принципами не связанную, тоталитарную диктатуру. Этого оказалось достаточно для победы над врагами, но недостаточно для достижения цели. Одна из основных причин этих ошибок Ленина была в том, что он не был философом отчуждения и «даже хорошим философом вообще», не знал «работ молодого Маркса». Он «сконцентрировался на проблеме классовой борьбы, понятой как беспощадная борьба за власть… самой характерной чертой Ленина была железная воля осуществить, во что бы то ни стало коммунистическую утопию».

Эти установки ленинизма противоречат положению Маркса о том, что коммунистическое общество может быть построено только на базе развитых индустриальных производственных сил. Поэтому сегодня, по мнению постмарксистов, нужно осознать, что реставрацией капитализма в постсоциалистических странах произошел не столько крах марксизма как футурологической теории общественного развития, а крах ленинизма с которым, начиная со Сталина, стали отождествлять марксизм. Но сегодня не только необходимо вернуть марксизму его аутентичный вид, и «отреставрировать» теорию Маркса. Нужно придать теории Маркса второе дыхание, ввести ее в контекст сегодняшней практики. Футурологические заявления Маркса вытекали из анализа капитализма XIX в. и основывались на выводе о том, что противоречия между условиями роста производственных сил и условиями роста капиталистической прибыли могут быть разрешены лишь путем захвата пролетариатом государственной власти.

Современное развитое капиталистическое общество благодаря непрерывным усилиям и вмешательству государства нашло иные пути ослабления или разрешения противоречия между интересами производственных сил и капиталистической собственностью (на нем, собственно, делал основной акцент Маркс), и нашло способ избежать тупика массовой безработицы и неизбежного при этом краха циклов воспроизводства. Постмарксистская концепция социализма должна учитывать, что командно-бюрократический социализм сталинского типа не может быть альтернативой современному капитализму.


№ 16. Особенности и основные направления развития русской философии конца 19-начала 20 века

Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется только в 19 в.

Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), философа и публициста. В 1819 г. он был принят в «Союз благоденствия», в 1821 г. – в Северное общество декабристов. Был участником похода русской армии в Европу 1812-1813 гг., путешествуя в 1823-1826 гг. по европейским странам познакомился с Шеллингом. Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Письма о философии истории» («Философические письма») было написано в 1829-1831 гг. и впервые опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Его главная тема – рефлексия по поводу исторического предназначения России , историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое, косности в деле осознания исторической миссии. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах просвещенной публики, охваченной патриотическим порывом после победы над Наполеоном, так и российскими властями. Автор «Философических писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под политическим и медицинским наблюдением. Отвечая на обвинения в отсутствии патриотизма, Чаадаев писал в следующей своей работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще только предстоит решить большую часть проблем социального порядка, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество. Чаадаев долгое время оставался влиятельным мыслителем, обозначив горизонты русской историософии в ее развитии. В 19 - 20 вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями самых различных направлений, в частности, западниками и славянофилами .

Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60-х гг. 19 в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена - Огарева . Среди этих идей следует выделить главные:

1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»;

3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить прежде всего просвещение и пропаганда;

4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран. Стремясь построить свою систему философии истории, они старались определить роль русского народа среди других народов Европы. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: либеральное (П. А. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д.Кавелин) , отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое (А.И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский) , трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты : знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение– взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический .

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность –одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание . 1. Мировосприятие . Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание . Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Философия и мировоззрение . Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия –система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация .

38. Проблема соотношения социального и биологического в человеке. Концепции происхождения человека: религиозные, научные и философские. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, на его психические качеств. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. На биологизаторских позициях стояли расисты и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д.

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

Креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Священном Писании (Библии). Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений. Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца.

Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций. Оригинальность этим вариантам придают предсказания будущего человечества, приписывание человечеству глобальной роли в эволюции Вселенной.

В 1834 г. К.М. Бэр сформулировал "всеобщий закон природы", гласящий, что материя развивается от низших форм к высшим. В приложении к человеку это означало, что он произошел от неких низших животных и в процессе длительного эволюционного процесса достиг современного уровня.

Идея непрерывного усложнения Вселенной получила значительное развитие в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского. Их точки зрения на движущие силы этого процесса различны: у П. Тейяра де Шардена это потусторонний мыслящий центр, у В.И. Вернадского - силы природы. Согласно авторам, венцом эволюции материи - космогенеза - является антропогенез. На определенном этапе антропогенеза возникает ноосфера - мыслящая оболочка планеты с отделением мыслящего духа от своей материальной основы (Шарден Тейяр П., 1965; Вернадский В.И., 1977; Алексеев В.П., 1984).

Концепция изменения одних существ в другие - биологическая эволюция - приобретала в трудах натуралистов все более отчетливые очертания. Впервые объемное обоснование гипотезы эволюции и происхождения человека от "четвероруких" опубликовал Ж.Б. Ламарк в 1802 и 1809 гг. Однако механизмы эволюционных изменений, предложенные Ж.Б. Ламарком, выглядят слишком простыми и довольно неубедительными. Даже у современников ученого эта теория в своем законченном виде не получила широкого признания.

Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

В 1876 г. Ф. Энгельс сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.