Разница между школой и гимназией. Чем лицей и гимназия отличаются от обычной средней школы

Когда на свет появляется ребёнок, современные родители уже после того, как определились с его именем, начинают задумываться над тем, куда отдать маленькое чадо, чтобы из него получился гений, ну, или хотя бы, всесторонне развитая личность.

Поэтому чаще всего выбор выпадает на лицеи и гимназии, чем на средние общеобразовательные школы. Что обещают лицеи для воспитания и развития ребёнка?

Чем принципиально отличается лицей от средней школы?

На самом деле, разница между школой и лицеем велика. Придя в любой лицей, можно обратить внимание на количество завоёванных наград: дипломов, грамот, благодарностей районного, областного и республиканского уровней. Как правило, в лицеях учатся одарённые дети.

Как же разглядеть в обычном, на внешний вид, ребёнке будущего гения?

Всё дело в том, принципиальная заключается первоначально в наборе детей.

Как известно, в школу принимают всех детей, без исключения. А если школа ещё и находится в районе прописки ребёнка, то в школу его обязаны принять, несмотря на дальнейшую успеваемость и поведение. В лицее, конечно, принцип приёма документов другой.

Для того, чтобы стать лицеистом, ребёнок должен пройти, своего рода, вступительные испытания, доказать, что он обладает способностями по предмету и может претендовать на громкое звание «лицеист». Часто родителям приходится даже отдавать своих детей на предварительные курсы для поступления в лицей.

Но, даже если ребёнок выдержал все испытания и поступил, это вовсе не значит, что теперь он будет «почивать на лаврах». За поступлением в лицей следует ежедневная работа над собой и своими способностями.

Ведь, как известно, не так сложно разжечь пламя, как постараться не затушить его. Учёба в начальных классах в лицее практически ничем не отличается от программы общеобразовательной школы. Разве что некоторые предметы, такие как иностранные языки, вводятся раньше и изучаются на повышенном уровне. Всё это делается для того, чтобы не перегружать учеников начальных классов сложными примерами и терминами, а дать им возможность развиваться гармонично, в соответствии с возрастом, не погасить в них искорку стремления к учёбе.

Чем же лицей отличается от школы при обучении детей в классах среднего звена?

Зачисление детей в 5 класс общеобразовательной школы происходит без каких-либо условий, то есть автоматически. Что касается зачисления в лицейский 5 класс, то здесь всё намного серьёзнее. Как правило, детям предлагают сдать переводной экзамен по некоторым основным предметам (математика, русский язык, иностранный язык).

По результатам тестов осуществляется перевод. Но это вовсе не значит, что на детей оказывается давление, этот переводной экзамен проводится, прежде всего, ради самих детей. Дело в том, что далеко не все дети способны освоить дальнейшую программу. Так зачем же мучать ребёнка, заставляя его учиться так, как он, может быть, никогда и не сможет? Можно сказать, что начиная с этого времени, разница между лицеем и школой заключается в том, что школа работает на аттестат, а лицей – на результат. Ведь даже к этому возрасту дети часто определяются с выбором любимого предмета, а иногда – и будущей профессии.

Конечно, начиная с 5 класса, программа лицейского класса усложняется, появляются новые профильные предметы, увеличивается количество факультативов. Что касается последних, то набор на большинство факультативов проходит на добровольной основе, то есть ребёнок, посоветовавшись с родителями и преподавателями, может остановить свой выбор на дополнительном изучении предмета.

Факультативы, как правило, готовят детей для выступления на предметных олимпиадах различного уровня. Чаще всего эти занятия ведёт педагог с высшей категорией или преподаватель вуза. Вообще, отбор преподавательского состава – это ещё одна отличительная черта лицея от школы.

На работу принимаются преподаватели с первой и высшей квалификационной категорией, а часто на контрактной основе, преподаватели высших учебных заведений. Это, конечно, говорит о том, что дети, обучаясь у опытных учителей, часто добиваются больших успехов.

Принципиальная разница между школой и лицеем видна в старшей школе. После окончания 9 класса, происходит разделение классов на профили: биолого-химический, филологический, математический и т.д.

Дети на экзаменах подтверждают свои знания по тому или иному предмету, и по итогам зачисляются в профильный класс.

Обучение в классах определённого профиля нацелено уже не только на победу в различных олимпиадах и научных конференциях. Здесь уже следует задумываться о дальнейшем поступлении.

Опытные преподаватели помогут определиться с выбором, согласно способностям ребёнка, а посещение профориентационного центра и высших учебных заведений района, области и страны ещё больше укрепят стремление учиться в самых престижных из них.

Конечно, разница между школой и лицеем велика, и всё больше родителей отдают предпочтение именно лицеям. Однако, при выборе учреждения образования, следует обращать внимание и на способности самого ребёнка, его ощущения и возможности.

Как известно, выше головы не прыгнешь. Одарённость, к сожалению, даётся не каждому, а усидчивость – тем более. И если эти качества хотя бы немного прослеживаются у ребёнка, то попробовать поступить в лицей стоит обязательно.

Это не только престижно, но и на самом деле очень важно для развития всесторонне развитой личности. Иногда стоит приложить усилия для того, чтобы ребёнком гордились не только родители, но и, возможно, вся страна.

Чем в России лицеи отличаются от гимназий - актуальный вопрос для всех родителей, детям которых рано или поздно предстоит пойти в первый класс. Многие люди по ошибке продолжают считать, что главное различие между этими учебными заведениями - в программе. Якобы, лицеи имеют технический уклон, а гимназии гуманитарный. Это абсолютно неверно, оба рассматриваемых вида школ готовят разносторонне развитых выпускников.

Тем не менее, определяясь с будущим своего ребенка, начинать планировать его дальнейшее образование в ВУЗе, лучше предпочесть лицей гимназиям. Причины и отличия этих двух учебных заведений рассмотрим поподробнее.

Что такое лицей?

Во-первых, расскажем об истории лицеев в России, тем более что их роль в системе образования за века осталась практически той же. Впервые данный вид школ возник в далеком XIII веке, и готовились там первоклассные специалисты, которым была прямая дорога в чиновничество. Обучение, как правило, продолжалось шесть лет. Но уже к концу XIX века инженеры и мастера всевозможных специальностей должны были учиться много дольше и постигать многие науки, так что после лицеев обязаны были поступать в институты или академии.

Лицеям пришлось подстраиваться под новую ситуацию. Теперь они заключали договор с конкретным ВУЗом, для которого и готовили своих учеников. Выпускник с хорошими оценками мог рассчитывать на снисхождении со стороны приемной комиссии. При удачных вступительных экзаменах он сразу же переводился на второй курс. Такая же система действует и сегодня - большинство российских лицеев сотрудничают со своим высшим учебным заведением. Выпускники могут без экзаменов зачисляться в институт, а в некоторых случаях диплом об окончании особых элитных лицеев равнозначен документам об окончании ВУЗа.

Что такое гимназия?

Само собой, лицеисты вынуждены проходить особую программу, которая максимально облегчит им учебу в институте. Таким образом, главное, чем лицей отличается от гимназии, это список предметов и количество часов в неделю, выделяемых на их изучение. Уклон может быть как в сторону гуманитарных, так и в сторону технических наук. В свою очередь гимназии - это стандартные школы, которые работают по общероссийской программе. Аттестат об их окончании ничем не отличается от обыкновенных школьных.

Но не стоит путать гимназии с обычными МОУ-СОШ. Нагрузка у детей в стандартных школах сравнительно легче, а объем получаемых знаний несравнимо меньше. Правильнее всего было бы назвать образование в гимназиях пред-профильным. Кроме того, институты, академии и университеты отдают предпочтение при поступлении именно выпускникам гимназий.

Еще одно важное отличие - это стоимость обучения ребенка. Учеба в лицеи почти всегда платная, причем расценки во многом зависят от профильности и ВУЗа, в который в дальнейшем открывается доступ выпускникам. Гимназии же, зачастую, ничуть не отличаются от обычных школ, то есть формально бесплатны.

Таким образом, то, чем в России лицеи отличаются от гимназий, можно определить одним словом - профильностью. Первый вид учебных заведений предпочтительнее в том случае, если нет сомнений, куда ребенок в дальнейшем будет поступать.

Их немного, но они довольно существенные.

Все учащиеся гимназии сдают экзамены после четвертого класса. В пятый класс зачисляются только те, кто успешно прошел испытания. Любой экзамен - это стресс для ребенка, в таком возрасте организм еще не готов к подобным нагрузкам. Особенно если ученику грозит «загреметь» в обычную школу. Чем, возможно, ребенка пугали учителя и родители на протяжении четырех лет обучения в гимназии.

Источник фото: pixabay.com

Не секрет, что любое учебное заведение старается «держать марку», сохранять высокие показатели успеваемости учащихся, ведь это автоматически повышает рейтинг в глазах окружающих и родителей в первую очередь. А нагрузка в гимназии велика. Если ребенок не справляется, у него могут возникнуть проблемы с самооценкой, не без помощи одноклассников и даже учителей. А в самых худших случаях, ребенка могут убедить бросить гимназию и перейти в обычную школу. Чтобы не «позорил» родную гимназию!

Плюсы гимназии

У большинства учителей в гимназии должна быть высшая категория. Именно тогда обычная школа может «вырасти» в гимназию. Да и укомплектованность штата кадрами в гимназиях по правилам должна быть 100%, а по возможности даже иметь резерв.

Материальное обеспечение гимназии, как правило, лучше, чем в школе. НО! Помощь в этом нередко ложиться на плечи родителей. И к этому нужно быть готовым.

Как правило, после экзаменов в гимназии остаются в основном сильные и целеустремленные дети. То есть создается благоприятная среда для успешного обучения и поддержания дисциплины. Есть примеры для подражания, есть за кем тянуться.


Источник фото: pixabay.com

Гимназии не нужны «громкие» истории и скандалы, поэтому нередко в гимназиях присматривают за детьми чуточку больше, чем в обычных школах. Немедленно сообщают родителям о пропусках, плохой успеваемости и ненадлежащем поведении.

В гимназии преподается как минимум два иностранных языка, в то время как в школе всего один. Так же количество различных факультативов в гимназии значительно больше, чем в школе. Хотя, возможно, не все согласятся со мной, что это плюс. Так как это дополнительная нагрузка.

Как попасть в гимназию?

Документы от родителей первоклассников для поступления в гимназию начнут принимать летом. Волноваться по этому поводу не стоит тем, кто территориально относится к этому учреждению образования: они поступают в первую очередь. На оставшиеся свободные места могут претендовать все желающие.

В Минске есть гимназии, открепленные от района. Тогда подача заявления происходит в порядке живой очереди: чье имя внесли в списки первым - тот и гимназист. В последнее время родители в буквальном смысле готовы ночевать возле школьных дверей, чтобы успеть подать пакет документов. Списки начинают формировать за день до начала приема заявлений сами родители, которые дежурят возле гимназии.


Источник фото: pixabay.com

Что выбрать: школу или гимназию?

Подводя итоги, можно точно сказать, что вопрос этот очень сложный. И решать его нужно в комплексе со следующими факторами:

Во-первых, присмотритесь к ребенку. Если вы видите, что ваше чадо еще до школы с удовольствием читает, считает, обучается чему-то новому, то, пожалуй, ему будет комфортнее в гимназии, где уровень учащихся будет немного повыше. В обычной школе такому ребенку может оказаться скучно повторять и учиться читать вместе с «отстающими» детьми.

И наоборот, если ребенок пока не проявляет интереса к учебе, то стоит выбрать школу. Лучше попробовать поступить в гимназию после четвертого класса, если вы увидите, что учеба в школе ребенку дается легко. Но и в этом случае есть подводные камни. При получении одинакового результата на экзамене, предпочтение отдается «своему» ребенку, из гимназии.

Во-вторых, не забудьте принять во внимание район, в котором вы живете. Если район неблагополучный, то все «недосмотренные» дети пойдут в обычную школу. У таких детей больше свободы и самостоятельности, они раньше пробуют взрослую «жизнь».

В-третьих, посмотрите рейтинг школ, гимназий в вашем районе, почитайте отзывы на форумах. Последнее, конечно, не больше, чем субъективные мнения, но и их не лишне принять во внимание. Ведь вполне может оказаться, что школа возле вашего дома достаточно сильная и ничуть не хуже ближайшей гимназии. Там работают талантливые и чуткие педагоги, учащиеся радуют победами на олимпиадах, а выпускники - поступлением в престижные ВУЗы.


Источник фото: pixabay.com

Выбор за вами!

Так же существует очень распространенное и, на мой взгляд, справедливое мнение, что поскольку программа гимназии и школы первые четыре года не отличается, то нужно выбирать не учебное заведение, а учителя! Ведь часто дальнейшее отношение к учебе и мнение ученика о самом себе сформировывает именно первый учитель! Поэтому многие родители опрашивают знакомых об учителях начальных классов.


Источник фото: pixabay.com

Как бы там ни было, решать, куда пойти учиться вашему ребенку, только вам. Не стоит слепо верить мнениям окружающих. Зайдите в школу, познакомьтесь с директором, с завучем по воспитательной работе и учителем младших классов. Посмотрите на детей на перемене, попроситесь на урок к учителю. Это поможет вам сделать правильный выбор. Ведь не так уж и важно, как называется учебное заведение, главное - чуткие и хорошие учителя!

Приказом Минобрнауки РФ утверждены показатели деятельности общеобразовательного учреждения, необходимые для установления его государственного статуса.

Тип учреждения (начального, основного или среднего (полного) общего образования) определяют на основании соответствия содержания и качества подготовки обучающихся, воспитанников и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам (федеральному компоненту государственных образовательных стандартов - до завершения их реализации).

Вид учреждения (начальная, основная, средняя школа, с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей) зависит от реализуемых образовательных программ. Так, в средней общеобразовательной школе должны быть предусмотрены программы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы. В гимназии помимо этого программы основного и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля, а в лицее - по предметам технического или естественнонаучного профиля.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2012 г. N 1091 "Об утверждении перечня показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 февраля 2013 г. Регистрационный N 27025 В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793), пунктом 6 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011г. N 184 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 13, ст. 1772; 2012, N 31, ст. 4362) и подпунктом 5.2.33 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257; N 47, ст. 6650, ст. 6662; 2012, N 7, ст. 861, ст. 868; N 14, ст. 1627; N 15, ст. 1796; N 26, ст. 3523; N 37, ст. 5001; N 42, ст. 5723), приказываю: Утвердить прилагаемый перечень показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса. Министр Д.В. Ливанов Приложение Перечень показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2012 г. N 1091) 1. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения, по типу: соответствие содержания и качества подготовки обучающихся, воспитанников и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования - до завершения их реализации в образовательных учреждениях). 2. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения, по виду: 2.1. Начальная общеобразовательная школа: реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.2. Основная общеобразовательная школа: реализация основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.3. Средняя общеобразовательная школа: реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов: реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.5. Гимназия: реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля; реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования*; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. 2.6. Лицей: реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля; реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования*; реализация общеобразовательной программы дошкольного образования*; реализация дополнительных образовательных программ*; обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. _____________________________ * При условии реализации данной образовательной программы в образовательном учреждении в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Татьяна Соломатина

Чем отличается гимназия от обычной школы: на примере моих детей

Добрый день, друзья! Захотелось отойти от привычной темы «Путешествий» и немного поговорить о наболевшем, об образовании детей.

Куда отдать ребенка учиться? Как выбрать учреждение? Чем отличается гимназия от обычной школы? В интернете много статей, которые подробно освещают эти вопросы со стороны законодательной базы.

Цель моей публикации немного другая. Я рассмотрю данный вопрос на практике, с позиции мамы, которая прошла через все трудности устройства одного из своих детей в престижную гимназию. Вот уже 7 лет я наблюдаю жизнь двух разных общеобразовательных учреждений – обычной школы и гимназии, вижу всю ситуацию изнутри.

На практике не все так просто и однозначно, как в официальных бумагах. Многие из вас испытают шок, прочитав публикацию. Кто-то будет возмущен, кто-то не поверит, кто-то удивится, кто-то пожалеет или захочет поспорить. Но какая бы не была у вас реакция, мой рассказ направлен на то, чтобы заставить задуматься родителей об образовании детей не только, как о крепком плацдарме для будущего. Подумайте, как сохранить гармонию в детской душе, не убить личность, не отбить светлое желание учиться.

Ведь спеша на свой первый звонок, наши дети счастливы, мечтают о новых друзьях и пятерках, верят в чудо!

Читайте статью до конца, вы поймете, что я имею в виду.

Долго думала, как лучше донести до вас цель этой статьи, как доступнее объяснить чем отличается гимназия от школы. Потом просто решила рассказать все подводные камни, плюсы и минусы, на примере двух российских учреждений – Кратовской школы № 28 http://ramsch28.edumsko.ru/ и Раменской гимназии http://ramgim.edumsko.ru/ , в которых учатся мои дети.

Конечно, в каждом заведении есть свои нюансы, порой соседние школы кардинально отличаются друг от друга. Но система образования в России одна, требования едины, вот только внедряют ее в жизнь по-разному. Как и во всех отраслях, все зависит от человеческого фактора.

Поэтому, конечно есть исключения, и школы бывают ужасные, и многие гимназии или лицеи существуют «для детей», а не для собственного престижа.

Постоянные читатели моего блога знают, что живу я в небольшом дачном поселке Московской области – Кратово. Это не Москва, выбор школ невелик. Здесь их всего три, многие жители возят детей в ближайшие города, Раменское и Жуковский.

Я этим вопросом тогда не заморачивалась, считая, что начальная школа должна быть рядом. Но настал момент, и я поменяла свои взгляды, приняла решение, о котором жалею до сих пор.

Кирилл и Раменская гимназия

Кирилла отправила в Кратовскую школу № 28, которая подкупила какой-то необыкновенной домашней обстановкой, было ощущение, что отдаешь ребенка в семью.

Под конец первого года обучения, мнение не изменилось. Однако, мой сын резко выделялся на фоне других детей. Это отмечала наша классная руководитель, это видели мы, родители. К тому же, ему было скучно на уроках, потому что весь материал первого класса он уже знал.

Такая ситуация заставила нас задуматься о более серьезном, в плане обучения, учреждении. И подняв все связи, приложив немало усилий и финансовых затрат, со второго класса, мы перевели сына в самую престижную гимназию города Раменское.


А дальше был ужас, который продолжался всю начальную школу! Особенно трудно было в первый год. Причем Кирилл быстро освоил новую программу обучения, прекрасно вписался в коллектив класса. Проблемы были в другом.

Принцип «образования» в данном учебном заведении в начальной школе основывается на постоянном строгом «построении» детей. Нет никакого поощрения и пряника, только кнут и утверждения по типу «ты и твои родители – должны и обязаны».

Никакого индивидуального подхода к ребенку, помощи в трудных детских ситуациях, сочувствия или участия, только жесткая муштра, тяжелый взгляд и постоянная гонка за показателями. Причем если ребенок не дай Бог сделает шаг в сторону, оступится, то это рассматривается как предательство, и раздувается до неимоверных размеров.

Вы можете мне не верить, или подумать, что Кирилл из «проблемных» детей, или что у меня конфликт с администрацией, и я хочу очернить заведение. Но это не так. Мой сын до сих пор ходит в эту гимназию, на это есть свои причины, о которых я напишу ниже.

Так относятся ко всем детям, без исключения. Это политика школы. Мечта (стать лучшей школой Вселенной) директора, которая, благодаря такой постановки вопроса, успешно держит гимназию на первых строчках рейтинга не только районного уровня, но и всероссийского.


Надо отдать должное, благодаря политике жесткой дисциплины и страха, в начальной школе действительно дети получают обширные знания. Им дают гораздо больше материала, чем в простой общеобразовательной школе. Но какой ценой? Ломается психика, затаптывается личность, забиваются все желания ребенка.

Многие не выдерживают такого давления. Об этом не принято говорить вслух, но каждый год из нашего класса уходили один-два человека, именно по этой причине.

Оставшиеся держались и молчали. Молчали дети, запуганные учителями, молчали родители, понимая, что возмущения негативно отразятся на детях. Редкий бунт родителей подавлялся на корню словами: «Не устраивает, отправляйтесь в обычную школу».

Администрация не скрывает, что им интересны только дети-звезды, которые дают результат, в виде побед на престижных конкурсах и олимпиадах, и поднимают рейтинг гимназии на заоблачные высоты.

Именно на них делаются все ставки, именно к таким детям относятся с особой трепетностью, именно им прощается многое. Но они редко определяются в начальной школе. Здесь пока все равны, здесь куются кадры для средней ступени школы. И учителя начальной школы соревнуются между собой в воспитании новых «звезд».

Ведь как это приятно осознавать, что именно ты воспитал гения, что именно из твоих классов выходит больше неординарных, по меркам данного учреждения, детей. Конечно они действуют так не всегда по своей воле. Учителя тоже, в каком-то смысле, жертвы политики учреждения. Попробуй-ка пойти против руководства, быстро вылетишь из стен престижного заведения с хорошей зарплатой в обычную школу, с понижением статуса и материального ручейка.

Да и руководство можно понять, чем выше статус заведения, тем шире река финансирования, чем больше одержанных побед, тем больше шансов получить заветный гранд и соответственно немалые деньги. Со спонсорами сейчас туго, в стране кризис, соответствовать стандартам, сделать учреждение комфортным и удобным, оснастить его всем необходимым, потом достойно содержать – непростая задача.

Трагедия заключается в том, что, выполняя эту непростую задачу, администрация явно ставит свою основную миссию – воспитание и обучение детей, на второй план. Где, то чуткое отношение к детям, куда делись доброта, сострадание, желание разобраться в текущих проблемах отдельного ребенка или класса в целом?


Остался только «голый учебный план», где материал предоставляется в микроскопических дозах, отдавая углубленное изучение темы урока на совесть родителей, вынужденных нанимать репетиторов. Такая участь ждет всех учеников данного учреждения, вступивших в среднее звено (5-8 классы) и касается выпускников (9-11 классы).

Здесь невозможно учиться на 4 и 5, если родители не имеют средств, необходимых на дополнительное образование. На уроках дается минимум, все остальное дети обязаны черпать из других источников самостоятельно. В самой же гимназии, требуют знания большего объема, чем дают.

Это объясняется новыми стандартами образования, по которым ребенок должен научиться добывать знания сам. Но в таком случае, прежде чем пускать детей в свободное плавание – покажите им, как это делать! Расскажите где и как правильно собирать информацию, как ее оформлять, проведите курс лекций на тему самообразования, предложите какой-то план, направьте в правильное русло хотя-бы.

Ничего этого нет. Есть неоспоримый факт – если материальное положение родителей позволяет, то оплачиваются репетиторы, в противном случае, предоставленные сами себе дети, тупо сидят в интернете, играют в дурацкие игры и напрочь игнорируют учебу, с трудом «выезжая» на природной сообразительности и крепких знаниях основ предметов, полученных в начальной школе (слабые дети отсеиваются быстро). Вот к чему привели хваленые «новые стандарты», самообразование и пассивность педагогов.

Конечно, даже при такой обстановке, гимназисты имеют более высокую подготовку и выгодно отличаются от учеников простых школ. Ведь большинство все-таки занимается с репетиторами, что естественно дает свой результат, и в конечном итоге, приводит к хорошей успеваемости.

Но представьте себе, если у вас нет средств на преподавателей, а сами вы не владеете тем или иным предметом, не можете помочь ребенку в учебе. Что тогда?

Я отвечу. При должном старании и упорстве, ребенок справится, он будет нормально знать голую программу, ведь время, проведенное на уроке, выслушивание развернутых ответов других детей, не пройдут бесследно. Но вы должны быть готовы, что «хорошистом» ему не быть. «Тройки» по основным предметам обеспечены. Потому что просто невозможно учиться в гимназии хорошо, не получая материал, знания с неба не свалятся.

Кирилл

Я уже писала выше, что сын начал обучение в гимназии со второго класса. Все вышесказанное в полной мере проехалось по нему.

Счастливое, беззаботное детство закончилось со звонком на первый урок. До сих пор жалею, что подвергла ребенка столь тяжкому для того возраста, испытанию. Жалею, что не вернула в обычную школу, не дала возможность взрослеть в мирной, не нервозной обстановке.

В процесс обучения Кирилл втянулся быстро, сказались природный талант к мгновенному запоминанию информации и регулярное выполнение домашних заданий вместе со мной или отцом.

Одноклассники его принял сразу, сын по натуре лидер, ему несложно было завоевать расположение детей. До сих пор благодарна судьбе за столь дружный класс, за столь интересных и добрых детей.

Как видите, основные моменты, которые боятся родители при переводе ребенка в новую школу, прошли для нас безболезненно.


Но все остальное было тяжело. Ребенок попал в атмосферу жесткого прессинга. После теплой, душевной обстановки Кратовской школы, он страдал от муштры, равнодушия, грубого отношения со стороны учителя. И если остальные дети принимали сей факт, как должное, им не с чем было сравнивать, они не учились в другой школе и не знали, как может быть иначе. То Кирилл искренне не мог понять, почему забытая дома ручка вызывает в учителе такой гнев, а за верно решенную задачу, лишь неправильно оформленную в тетрадке (не столько клеток отступил от края), учитель ставит оценку «3».

Это была настоящая дрессировка, к которой уже привыкли одноклассники, но с которой мой ребенок смог смириться только через год. Не сам смирился, его в полном смысле сломали!

Третий и четвертый класс прошли под негласным девизом детей и их родителей – скорее бы средняя ступень! Повлиять на ситуацию было невозможно, такая обстановка во всех начальных классах данного учреждения.

Хотелось оттуда сбежать, но возвращаться в первую школу уже не хотел сын. Он прикипел к новому классу всей душой, сумел подстроиться под новый стиль обучения, резко повзрослел, стал более колючим, на уроках научился быть пай-мальчиком и хитростью добиваться желаемого от педагога.

Мне не нравились изменения, произошедшие с ребенком, но остаться в гимназии было его решение, против которого я пойти не смогла. К тому же, под моим ежедневным контролем успеваемость была на высоте, ребенок реально получал глубокие знания в начальной школе гимназии.


Сейчас Кирилл учится в 8 классе. До сих пор ничего не хочет слышать о переводе в ближайшую, обычную школу. Учится сам, без какой-либо моей опеки и репетиторов. Второй год в четверти присутствуют тройки.

Он вырос, по-прежнему лидер, имеет свое представление о дальнейшей судьбе, имеет упертый характер, научился добиваться всего, что нужно лично ему, здесь и сейчас. Заставить его что-то делать против желания невозможно.

Для себя я решила так. Захочет получить дальнейшее образование – помогу, найду деньги, оплачу репетиторов. Давить и принуждать не буду, этого он сполна получил, так рано, пройдя курс молодого бойца в начальной школе Раменской Гимназии.

Лёня и Кратовская школа № 28

Выше, я уже упоминала об этом учреждении. Здесь учился весь первый класс Кирилл. Поэтому, когда подошло Лёнькино время, на фоне столь тяжелого обучения в Раменской гимназии Кирилла, я без колебаний отправила сюда младшего сына, не желая ему печальной участи брата.

К тому же, Лёня совсем другой. Он мягкий, ранимый и очень добрый, доверчивый ребенок, ему труднее пережить прессинг, он бы точно сломался.

Кратовская школа № 28

Кратовская школа небольшая, здесь всего по одному классу каждого потока, причем детей немного, нет переполненности.


Здесь царит домашняя атмосфера, дети чувствуют себя комфортно. Практикуется длительное нахождение ребенка в стенах школы. Ребенок освобождается в половине третьего, потому что обязательна внеурочная деятельность.

Я неоднозначно отношусь к данному нововведению в образовании. Считаю, что оно полезно лишь в том случае, если школа предоставляет дополнительные занятия, которые позволят ребенку заняться чем-то интересным, отличным от уроков.

По факту, происходит так, что дети вынуждены с 8.30 утра до 14.30 просиживать за партой в одной позе, что трудно даже взрослому человеку. Причем эти занятия обязательны, даже если ребенку совсем неинтересны и не нужны.

Было бы хорошо, если бы дети получили возможность после уроков выплеснуть усталость посещая на базе учреждения спортивные секции, танцевальные кружки или интересные клубы (обучение фотографии, поварское искусство или туризм).


Однако, в данной школе организовать все это достаточно сложно. Она маленькая, лишних ставок для оплаты труда приходящих специалистов, нет. А скромные попытки, искренне болеющего за свое дело директора, Лайко Галины Викторовны, набрать платные группы детей, провалились, не получив отклика от малообеспеченных родителей.


Но надо отдать должное, Галина Викторовна упорно идет к высокой цели вывести нашу школу на более высокий уровень образования, собственно она делает все то же, что и директор Раменской гимназии. Только вот методы использует совсем другие.

Здесь не задвигают детей на второй план. Здесь каждого ребенка не просто уважают, к нему относятся как к личности, о детях заботятся, стараются справедливо разобраться во всех проблемах и конфликтах учеников.

Здесь детей не отправляют за знаниями в свободное плавание, их тянут, им объясняют, пытаются достучаться до ребенка не криком или угрозами, а доверительными беседами и долгими объяснениями.

Учителя дорожат каждым учеником, стараются найти компромисс между «новыми стандартами» и желаниями детей и родителей.

Школа проводит бесконечные турниры, конкурсы, праздники, соревнования. Причем в подготовке всего этого активно привлекаются родители. Сей факт многих раздражает. Я часто слышу такие слова: Лучше бы знаний больше давали!

И это понятно, ведь всем хочется, вернувшись с работы решать свои насущные дела, а тут дополнительная нагрузка в виде изготовления подделок или составления очередного сценария к празднику.

Но, дорогие родители, посмотрите, как радуются очередной победе в эстафете ваши дети, сколько идей в их голове, с каким восторгом они берутся за подготовку нового фестиваля. Задумайтесь, насколько им важна в этот момент ваша помощь и поддержка.


Возможно тогда вы поймете, насколько правильную тактику — объединения детей и родителей, выбрали в школе. Поверьте, плоды такого воспитания вы увидите позже, когда ребенок не бросит вас в беспомощном состоянии в глубокой старости, когда вам не придется выпрашивать как милостыню, тот пресловутый стакан воды.

Всем критикующим эту школу, так и хочется сказать, окунитесь хотя бы на одну учебную четверть в гимназию, тогда быстро почувствуете разницу. Там вам даже не дадут открыть рта, несмотря на то, что являетесь законным представителем ребенка. Будете ходить как шелковые, и родное ваше чадо, тоже.

В Раменской гимназии нет духа радости и счастья детей. Их несчастные ученики, бредут уже в 13.10 домой, к своим компьютерам, предвидя огромное домашнее задание, заранее зная, что, если даже с ним справятся, их никто не похвалит, в лучшем случае, преподаватель равнодушно поставит хорошую оценку в журнал. В худшем, раскритикует, найдет кучу помарок и неточностей, отбивая тем самым на корню желание учиться.

Кратовская школа не идеальна, и у нее есть сторонники и противники. Проблем много.


Здесь присутствует текучка кадров, потому что директор пытается вывести заведение на более высокий уровень не за счет дрессировки детей, от такой политики страдают преподаватели. Заваленные сверх меры обязанностями и бумажной волокитой, большинство не выдерживают, уходят в более спокойные места.

Здесь ваши дети конечно не получат столь глубокого образования, в первую очередь не из-за недостаточной квалификации учителей и текучки кадров, а из-за неоднородного контингента детей.

Поселок разрастается, строится. Сюда на работу приезжают граждане СНГ. Их дети приходят в нашу школу, порой не зная русского языка. Школа маленькая, здесь нельзя разделить детей на слабых и сильных, в потоке всего по одному классу. Отсюда трудности в обучении. Педагогам приходится учитывать способности таких детей, и строить процесс обучения соответственно.

Я не являюсь фанатом этого учебного заведения, хотя из написанного выше, у вас могло сложиться такое мнение. Мне просто нравится политика школы в отношении детей. Сравнивая с гимназией, считаю, что Кратовская школа лучше справляется с задачей воспитания достойных людей, несмотря на все статистики и рейтинги. Потому что нет такого рейтинга, где отмечаются не голые заслуги, основанные на показателях, а добрая атмосфера, одержимость, искреннее стремление вникнуть в проблемы ребенка.

Лёня

Сын учится здесь с первого класса. Сейчас он в шестом. За это время состав одноклассников изменился на 80%. Кто-то уезжал, меняя место жительство, кто-то переводил детей в заведения рангом повыше, часть уходили, не найдя общего языка с администрацией школы по вопросам организации процесса обучения.


Но мне не известно ни одного случая, чтобы класс покинул ребенок, который не смог адаптироваться к атмосфере, или не нашел общего языка с одноклассниками или учителями. Сей факт говорит уже сам за себя.

Мой сын не является каким-то одаренным ребенком, учится средне, тройки присутствуют. Может нарушить дисциплину и получить нагоняй, может забыть сделать домашнее задание. Причем никто за это его давить не будет, даже плохую оценку в журнал не поставят. Проведут беседу, в крайнем случае сообщат мне. В общем обычный, среднестатистический мальчишка.

Лёнька любит свою школу, он часто просит забрать его домой позже, желая после занятий поучаствовать в каком-то мероприятии, просто подольше пообщаться с друзьями или погулять во дворе заведения.


Сыну комфортно находиться там, он не стремится домой к компьютеру, ему не нужен виртуальный мир, потому что его вполне устраивает реальный. А ведь это очень важно. Я благодарна за такое положение вещей Кратовской школе.

Мой призыв ко всем родителям

Статья получилась длинной, но все что хотела сказать, уместить удалось. Я понимаю, что основная масса читателей не живет в Кратово и далека от этих двух учреждений. Но мне хотелось написать не абстрактную статью, полную общих советов и рекомендаций, а показать ситуацию на практике, на примере моей семьи и двух, таких разных учебных заведений.

Разных во всем – в названии, статусе, нормативных документах. А самое главное, такие разные в подходе к своей главной задаче – воспитанию и образованию детей.

На мой взгляд, нужно выбирать школу, прежде всего опираясь не на глубину знаний, которую способно дать заведение, не на его статус и престиж, а на то, каким путем здесь добиваются результата, на то, как относятся к детям.

Ведь на моем примере хорошо видно, что в конечном результате тратиться на репетиторов все-равно придется, причем для обоих детей. Полных знаний, необходимых для поступления на бюджетное обучение в престижный ВУЗ, не даст сейчас ни одна школа, и ни одна, даже самая лучшая гимназия в России.


Так стоит ли портить психику ребенка, лишать его еще пары годков беззаботного детства, обрекая на раннее взросление?

Теперь я точно знаю, что нет. В моем случае твердо убеждена, что приняла неверное решение, переведя ребенка в гимназию. Такой шаг стоит делать не раньше окончания начальной школы, только тогда будет ясно насколько нужно это вашему ребенку, насколько готов он к серьезному труду, насколько желает этого сам.

Ошибочно утверждение, что потом будет сложнее наверстать программу или поступить. Если это действительно так, если это будет трудно вашему ребенку, тогда лучше оставьте его в покое, он явно не готов к такому обучению. Пусть лучше будет «звездой» в обычной школе, чем замученным и забитым середнячком в гимназии.

Искренне рекомендую всем родителям, сто раз подумать перед принятием такого важного решения. Подумать прежде всего не о себе и своих амбициях, а о своем любимом чаде. Трезво оценить его характер, возможности, узнать о планах и стремлениях. Причем отнестись к ребенку, как личности, прислушаться к нему, даже если он совсем мал и не может осознанно решить, что для него лучше. Прислушаться к себе и своему сердцу. Быть честным с собой, тогда удастся трезво посмотреть на вещи и правильное решение обязательно придет.

Не судите меня строго, если не согласны. Это мой личный опыт и моя точка зрения. Я не собираюсь никому ее навязывать, однако всегда уважаю мнения других, поэтому прошу вас уважать и мое.

Буду благодарна, если оставите свои комментарии, очень хочется знать сколько людей думают так же, а сколько, видят вопрос по-другому. Если у вас есть подобный опыт, напишите статью, поделитесь с читателями, я обязательно опубликую ее на страницах своего блога. Подробнее об этом, читайте .

На этом прощаюсь с вами.
Татьяна Соломатина