Самообразование воспитателя развитие речи через театральную деятельность. План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности


Индивидуальный план работы по самообразованию
Старший воспитатель Пташкина О.Н.,
МБДОУ д/с № 1 «Березка» г. о. Красноармейск МО, 2015 г.Тема: «Развитие связной речи дошкольников младшего возраста в театрализованной деятельности».
Ф.И.О. педагога Специальность Воспитатель
Образование Стаж педагогической работы Дата начала работы над темой Предполагаемая дата окончания работы Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Включить театральную деятельность в образовательный процесс путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов, а также через реализацию проектной деятельности и другие формы работы.
3. Создание в групповом помещении соответствующих условий для эффективного использования театрализованной деятельности в речевом развитии детей: оформить в группе уголок театрализованной деятельности, с помощью родителей оснастить уголок ряженья в группе, накапливать методическую базу (литературу, разработки сценариев, конспектов, аудио- и видеотеку).
4. У детей побуждать интерес к театрально–игровой деятельности, развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
5. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
6. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
7. Развивать у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества.
8. Развивать у детей инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами.
9. Привлечь родителей к совместной работе.
Пути реализации поставленных задач:
Создание условий, соответствующей развивающей среды - наличие соответствующего оборудования для театрализованной деятельности;
Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с темой;
Накопление дидактического, методического материала/;
Учёт индивидуальных интересов детей, наклонностей, потребностей и предпочтений;
Включение в участие каждого ребёнка в различные виды, формы театрализованной деятельности;
Активная позиция родителей.
Актуальность темы:
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Перспективный план самообразования на 2015-2016 уч. г.

Срок Формы работы
(самостоятельное изучение)
Сентябрь Подбор различных театрализованных игр для детей в адаптационный период. Знакомство детей и родителей с данными играми.
Октябрь -Ноябрь Изучение дополнительной литературы по особенностям речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, организации театрализованной деятельности с детьми младшего возраста, влияние театрализованной деятельности на успешную адаптацию детей к детскому саду.
Создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе для организации театрализованной деятельности с детьми.
Декабрь Знакомство детей с различными видами театра: перчаточный, настольный, пальчиковый. Показ способов действия с куклами настольного театра. Подготовка к новогоднему празднику. Индивидуальная работа по подготовке к празднику.
Изготовление атрибутов к новогоднему празднику (маски, шумовые инструменты).
Консультация для родителей в информационный уголок «Как поддержать у детей интерес к театру». Предложить родителям – посетить театр. Выбор сценария, репетиции с музыкальным руководителем.
Январь Знакомство детей с малыми фольклорными формами. Разучивание потешек «Петушок», «Водичка», «Котик».
Организация и руководство игрой детей в различные виды театра. Родительское собрание с проведением мастер-класса «Играем в театр дома» Подготовка с муз. руководителем консультации для родителей «Развиваем музыкальное творчество с раннего возраста».
Февраль Театрализованное занятие по русской народной сказке «Теремок».
О. С. Ушакова стр. 55,
М.Д. Маханева стр. 42.
Индивидуальная работа с детьми по подготовке к празднику. Индивидуальные беседы с родителями.
Привлечение родителей к оснащению уголка ряженья в группе.
Знакомство с родителями с целью выявления их театральных способностей для исполнения ролей в совместном досуге. Совместная подготовка к проведению весеннего утренника: выбор сценария, репетиции с музыкальным руководителем, подготовка костюмов и атрибутов.
Март
Проведение с детьми театрализованных игр, игр – драматизаций.
Привлечение детей в разыгрывание небольших сюжетов любимых сказок.
Праздник «Мамин день». Привлечение родителей к подготовке совместного досуга с детьми и родителями «Солнышко, проснись!»: распределение ролей, подготовка костюмов и атрибутов для игры, посещение родителями музыкальных занятий. Совместная разработка с музыкальным руководителем, воспитателями, старшим воспитателем сценария досуга с детьми и родителями «Солнышко, проснись!».
Апрель Совместная подготовка и проведение театрализованного досуга с детьми и родителями «Солнышко, проснись!».
Музыкально-ритмические упражнения «Научились мы ходить»
Пальчиковая гимнастика «Мышка умывается»
Разучивание стихов и песен.
Проведение совместного театрализованного досуга «Солнышко, проснись!»
Май
Подготовка детей к участию в конкурсе стихов «Россия – Родина моя!». Родительское собрание «Наши успехи. Воспитание правильных привычек у детей». Представление опыта работы на ГМО воспитателей младших групп «Использование театрализованной деятельности для успешной адаптации в работе с детьми и родителями».
Содержание постоянной деятельности с детьми:
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки и скороговорки
Мимические этюды
Загадки
Упражнения на воображение
Упражнения на напряжение и расслабление мышц
Упражнения на активизацию словарного запаса
Упражнения на интонационную выразительность
Упражнения на формирование разговорной речи
Упражнения на отбивание ритма
Упражнения на речевое дыхание
Игры со словами и без слов
Хороводные игры
Подвижные игры с героями
Обыгрывание эпизодов
Инсценировка сказок, потешек, стихов.
Список литературы для самостоятельного изучения:
Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2006;
М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Изд.-во ТЦ «Сфера», 2001;
О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», Изд.-во ТЦ «Сфера», 2011;
Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, «От рождения до школы», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, М, «Мозаика-синтез» 2015;
А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М.,» Мозаика-синтез», 2010;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011;
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Перспективный план самообразования на 2016-2017 уч. г.
Срок Формы работы
С детьми С родителями С педагогами
(самостоятельное изучение)
Сентябрь Оформление папки - передвижки: "Правила поведения родителей на детском празднике.
Самостоятельное изучение методических разработок по активизации речевой активности детей 3-4 лет.
Октябрь Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен.
Подготовка и проведение праздника «Золотая осень».
Консультация в родительский уголок «Как учить стихи с детьми играючи».
Привлечение родителей к подготовке и участию в осеннем утреннике.
Разработка конспектов занятий, сценариев досугов с элементами педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
игровые технологии;
интегрированное обучение;
взаимодействие с семьёй.
Создание картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
Ноябрь Чтение русской народной сказки «Репка», игра-драма -
тизация по сказке. Разыгрывание сказки с детьми дома.
Индивидуальные беседы с родителями.
Рекомендации о чтении сказок детям дома. Декабрь Совместный проект с участием родителей «Сказка своими руками».
Привлечение родителей к участию в совместном проекте, посещение родителей занятий. Январь Прослушивание звукозаписей детских сказок
Театрализованная игра «Зверята»
Пальчиковая игра «У нашего Гришеньки под окошком вишенки». Родительское собрание «Развиваем творческие способности детей». Февраль Инсценировка с детьми сказки «Колобок» Консультация для родителей «Влияние родителей на развитие речи детей». Март
Разучивание потешек «Кисонька Мурысонька», «Лиса по лесу ходила». Мастер-класс для родителей на «День открытых дверей» «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими дошкольниками для профилактики речевых нарушений»: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и т.д. Совместная подготовка и проведение с муз. руководителем весеннего утренника с привлечением родителей к участию.
Апрель Организация и руководство игрой детей с настольными театрами. Изготовление с родителями настольных театров по русским народным сказкам. Совместная подготовка с муз. руководителем детей к городскому конкурсу сценического творчества «Хрустальные роднички».
Май
Подготовка детей к участию в конкурсе стихов «Россия – Родина моя!». Родительское собрание с показом открытого театрализованного занятия. Представление результатов работы над самообразованием на итоговом педсовете, написание отчета.


Приложенные файлы

Татьяна Шу
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Уважаемые гости, коллеги. Размещаю ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ,надеюсь на какие-то советы, рекомендации.

Тема : ""

План профессионального развития (самообразования ) педагога в межаттестационный период.

Цель : Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра .

Задачи :

1. Обеспечить развивающую среду , насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров , способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения . Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм .

Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества , имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления , развитие творческих качеств личности . Одним из путей, по которому развивается детское творчество , является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская игра . Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей . I этап (1 год) - подготовительный. 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению . М. Линка-Пресс, 2003г.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. -М : издательство «Гном и Д» , 2001-96.

Олифирова Л. А. Солнышко смеётся : сценарии праздников, театрализованныхпредставлений для дошкольников . М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду . Для занятий с детьми 3-4 лет».

В. Н. Волчкова,

Н. З. Степанова «Система воспитания индивидуальности дошкольников» .

2. Изучение, подбор и проведение диагностики (анкетирования) по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей раннего возраста ".

3. Подготовка плана и программы кружка "Маленькие артисты".

4. Проведение театрализованных игр : "Зверята", "Игра с пальчиками", "Угадай по звуку", "Кругосветное путешествие".

5. Развитие предметно-пространственной среды в группе :

Изготовление кукол-оригами для театра ,

Конкурс "Игрушка для театра своими руками ";

Изготовление ширмы для театра .

Изготовление костюмов для инсценировки спектакля "Теремок", "Репка", "Заюшкина избушка".

6. Изготовление папки передвижки для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности ".

7. Подведение итогов работы за год. Показ спектакля родителям "Теремок".

II этап (2-3 год) - основной.

1. Изучение опыта педагогов ДОУ, 2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

2. Подготовка плана работы на 2 года .

Работа с детьми :

1. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности , в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх, театрализованных играх , художественной деятельности .

2. Пополнение оснащения в центр художественно-эстетического развития театральной деятельности детей .

театров из бросового материала.

Работа с родителями.

1. Мастер-класс. "Театрализованные игры дома ".

2. Участие родителей в проекте (кружке) .

3. Родительское собрание "Игра не забава".

4. Подготовка консультаций по темам : ""., "Речь и пальчиковый театр ", "Пальчиковый театр дома ". "Театр развитии дошкольника ", "Развитие у детей

Работа с детьми :

1. Театральное представление по сказкам на утренниках в детском саду.

2. Оформление выставки (фотоальбома) о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала.

3. Подготовка открытого мероприятия для отчета.

Работа с родителями :

1. Подготовка консультаций по темам : "Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников "., "Речь и пальчиковый театр ", "Пальчиковый театр дома ". "Театр из бросового материала", "Куклы-образы. Их значение в развитии дошкольника ", "Развитие у детей сценического искусства", "Воспитание дружеских отношений в игре" и др.

2. Оформление тематических стендов.

3. Подведение итогов работы за отчетный период. 1. Открытое мероприятие. 2. Фотоотчет.

3. Мастер-класс «Театрализованные игры дома » .

III-этап (4 год) - итоговый.

Анализ созданных педагогических условий для развития .

Самореализация :

1. Подготовка плана работы на год .

2. Семенар-практикум для педагогов : Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей .

3. Открытое занятие по теме, самоанализ занятия .

4. Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей и пр.

5. Презентация по итогам работы за отчетный период.

Работа с детьми.

1. Составление диагностических карт детей дошкольного возраста. Диагностика.

2. Подготовка инсценировок спектаклей, кукольных театральных постановок .

3. Подготовка утренников.

4. Участие в проведении утренников других групп.

Работа с родителями.

1. Изготовление костюмов для постановок.

2. Проведение совместных утренников. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников).

3. Пополнение оснащения центра эстетического развития необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста .

4. Оформление различных видов театра из бросового материала.

5. Оформление тематических стендов : Подготовка консультаций для родителей по следующим темам :

«Развитие у детей сценического искусства» ,

«Воспитание дружеских отношений в игре» .

1. Открытое занятие.

2. Презентация.

3. Оформление различных видов театра , пополнение центра эстетического развития .

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает.

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию фотоотчёт моей углубленной работы. Я работаю по теме «Театрализованная деятельность - средство.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников» Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку.

Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Моделирование и конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

План самообразования воспитателя Жихаревой Татьяны Николаевны. Тема: «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»

2 слайд

Описание слайда:

Введение Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.

3 слайд

Описание слайда:

Пояснительная записка Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Цель моей работы: 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 2.Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.

4 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи, срок реализации плана по самообразованию Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: побуждать интерес к предлагаемой деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. Срок реализации: 1 год(2015-2016 учебный год)

5 слайд

Описание слайда:

Этапы реализации Теоретический этап № п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 1 Сентябрь Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок; Знакомить детей с русскими народными сказками Развивать интерес к слушанию произведений Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок

6 слайд

Описание слайда:

2 Октябрь Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать фантазию, инициативу. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, в жестах. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров Пополнение театрализова-нного уголка видами пальчиковых теаров Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», Театрализованная игра «Зверята»Показ детям сказки «Колобок»Пальчиковая игра «У нашего Гришеньки, под окошком вишенки»

7 слайд

Описание слайда:

Основной этап № п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 3 Ноябрь Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; Показ кукольного театра: «Теремок», «Репка» Пальчиковая игра «Жил-был зайчик-длинные ушки» Вызвать желание участвовать в театрализованной игре. Опрос родителей «Какое значение имеет сказка в жизни вашего ребенка?» Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам театрализованной деятельности» Анализ опроса родителей. Подбор консультаций по данной теме.

8 слайд

Описание слайда:

4 Декабрь Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи». Пальчиковая игра «Этот пальчик» Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный) Подготовка к новогоднему утреннику Изготовление атрибутов к празднику

9 слайд

Описание слайда:

5 Январь Мини-сценка «Таня и мячик» В.И. Мирясовой Изучение потешек «Идет коза рогатая…», «Лиса по лесу ходила…», «Кисонька-Мурысонька…», «Водичка,водичка, умой мое личико…» Пальчиковая игра «Ладушки», «Сорока-белобока» Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развивать воображение и творческую инициативу. Развивать интерес к театрализованной деятельности Оформление информационного стенда по теме «Игра-драматизация, ее значение в народных Подготовка к Рождественскому празднику

10 слайд

Описание слайда:

6 Февраль Поста-новка сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Пальчиковая игра «Коленька хороший, Коленька пригожий…» Игры с настольными театрами «три поросенка», «Кот в сапогах», и др. Закрепить умение детей самостоятельно играть настольным театром Краткосрочный проект «Нарисуем детям сказку» Формирование карто-теки иллюстраций к сказкам

План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад 1» на учебный год Олейниковой А.И. Тема: «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»


Введение Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.


Пояснительная записка Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области. Цель моей работы: Цель моей работы: 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. 3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей. Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.


Цели и задачи, срок реализации плана по самообразованию Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Задачи: побуждать интерес к предлагаемой деятельности; побуждать интерес к предлагаемой деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; привлекать детей к совместной театрализованной деятельности; формировать представление о различных видах театра; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. Срок реализации: 1 год(учебный год) Срок реализации: 1 год(учебный год)


Этапы реализации Теоретический этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 1 Сентяб рь Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок; Знакомить детей с русскими народными сказками Развивать интерес к слушанию произведений Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Совместная работа с родителями по оснащению картотеки аудиозаписей русских народных сказок


2Октябрь Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Развивать фантазию, инициативу. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, в жестах. Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров Пополнение театрализованного уголка видами пальчиковых театров Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», Театрализованная игра «Зверята»Показ детям сказки «Колобок»Пальчикова я игра «У нашего Гришеньки, под окошком вишенки»


Основной этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 3 Ноябрь Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; Показ кукольного театра: «Теремок», «Репка» Пальчиковая игра «Жил-был зайчик-длинные ушки» Вызвать желание участвовать в театрализованной игре. Опрос родителей Опрос родителей «Какое значение имеет сказка в жизни вашего ребенка?» Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам театрализованной деятельности» Анализ опроса родителей. Подбор консультаций по данной теме. Подбор консультаций по данной теме.


4Декабрь Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Театрализованн ая игра «Что ты видишь, покажи». Пальчиковая игра «Этот пальчик» Вызвать положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение общаться без конфликтов. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный) Подготовка к новогоднему утреннику Изготовление атрибутов к празднику


5 Январь Мини-сценка «Таня и мячик» В.И. Мирясовой Изучение потешек «Идет коза рогатая…», «Лиса по лесу ходила…», «Кисонька- Мурысонька…», «Водичка,водичка, умой мое личико…» Пальчиковая игра «Ладушки», «Сорока- белобока» Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Развивать воображение и творческую инициативу. Развивать интерес к театрализованной деятельности Оформление информационно го стенда по теме «Игра- драматизация, ее значение в народных Подготовка к Рождественском у празднику


6Февраль Поста-новка сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» Пальчиковая игра «Коленька хороший, Коленька пригожий…» Игры с настольными театрами «три поросенка», «Кот в сапогах», и др. Закрепить умение детей самостоятельно играть настольным театром Краткосрочный проект «Нарисуем детям сказку» Формирование карто-теки иллюстраций к сказкам


7Март Инсцени-ровки сказок«Лиса и заяц», «Три медведя» Дидактические игры «Назови ласково героя», «Скажи словечко», «Кто, как говорит» Тренировать четкое произношение звуков, тренировать речь, память, внимание Анкетирование родителей «Умеете ли вы организовать досуг ребенка дома?» Анализ результатов Подбор информации для консультации родителей по данному вопросу




Заключительный этап п/п п/п п/п п/п Содержание работы Программное содержание Работа с родителями Результат 9Май Проект по проделанной работе. Фотоотчет Подготовка отчета о проделанной работе Оформление стенда с фотографиями «Наш театр» Опрос родителей «Ваше мнение о продела-нной работе».


Ожидаемые результаты пробудить интерес к предлагаемой деятельности; пробудить интерес к предлагаемой деятельности; привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; сформировать представление о различных видах театра; сформировать представление о различных видах театра; развить речь, воображение и мышление; развить речь, воображение и мышление; научить робких и застенчивых детей включаться в театрализованную игру. научить робких и застенчивых детей включаться в театрализованную игру.

План работы по самообразованию

Воспитатель: Шалаева О.Л. средней группы

Тема: «Театрализованная деятельность как средство

развития речи детей»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Детство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению-это путь через игру, фантазирование. Известно, что дети любят играть, их ненужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

«Игра–это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра–это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский).

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»

Цели: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

    Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

    Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

    Обогатить театральный уголок в группе различными видами театров (кукольный, конусный, теневой, пальчиковый и др.), театральных атрибутов, картотека театрализованных игр, картотека «Загадки о сказочных героях», алгоритмов деятельности.

    Создать условия для развития творческой активности детей.

    Сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.

    Развить артистические навыки детей, воображение, эмоции, фантазию, коммуникативные навыки, речь.

    Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

План работы по самообразованию

Этапы работы по самообразованию

Программное содержание

Сентябрь

Подбор и приобретение

необходимого материала и оборудование по театрализованной деятельности.

Беседа «Что такое театр?»

Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Под грибом», «Заюшкина избушка» , «»Волк и семеро козлят», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок.

Изготовление картотеки «Загадки о сказочных героях», «Театрализованные игры»

Знакомить детей с русскими народными сказками.

Развивать интерес к слушанию произведений.

Воспитание у детей

интереса к драматизации, театральной

деятельности.

Познакомить детей

театром, с правилами поведения.

Создание предметно развивающей среды в группе.

Октябрь

Беседа «Виды театра»

Виды театра: перчаточный, настольный, пальчиковый.

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

Кукольный спектакль «Яблонька»

Консультация для родителей «Театрализованная игра-источник творчества и самовыражения дошкольников»

Освоение навыков владения перчаточным, настольным и пальчиковым театрам.

Развитие мимики;

Раскрепощение через игровую деятельность;

Участие в музыкальном празднике «Золотая осень»

Познакомить детей с настольным театром.

Игры с кубиками: «Собери сказку»

«Кто как кричит»

Рассматривание игрушек и

иллюстрации к сказкам;

Показ кукольного театра:

«Теремок»

Освоение навыков владения настольным театром (инсценировка сказок «Теремок»)

Вызвать желание участвовать

Театрализованной игре.

Театрализованная постановка.

Инсценирование Русской народной сказки «Колобок»

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Изготовление театра из ложек.

Подготовка к новогоднему празднику.

Вызвать положительный эмоциональный настрой.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в музыкальном празднике.

Знакомство детей:

Плоскостной пальчиковый шагающий театр.

Изготовление пальчикового шагающего театра.

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью настольного театра.

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром (инсценировка сказок)

Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Знакомство детей:

Театром масок

Театрализованные игры: «Угадай по звуку», «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем»

Изготовление театра из фетра.

Имитационные упражнения

«Покажи, как ходит мишка, лисичка, зайка, лягушка»

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка».

Освоение навыков владения театром масок (инсценировка сказки «Рукавичка»)

Формировать умения детей импровизировать, отображать характерные черты героев

Раскрытие творческих способностей детей.

Дидактические игры «Назови ласково героя»,

«Кто как говорит»

Театрализованная постановка.

Инсценировки сказки «Гуси-лебеди»

Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике.

Знакомство детей:

с теневым театр.

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам:

«Рукавичка», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

Разучивание и постановка сказки «Три медведя»

Освоение навыков владения

теневым театром (инсценировка сказки

«Заушина избушка», «Три поросенка»)

Обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, теневой, конусный.

Презентация о проделанной работе.

Показ презентации на родительском собрании.

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.