Петухов В.В. скачать

Окончил факультет психологии МГУ в 1973 году, аспирантуру факультета психологии – в 1976 году.


Родился в 1950 г. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ. Окончил факультет психологии МГУ в 1973 году, аспирантуру факультета психологии – в 1976 году. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию по теме “Психологическое описание визуальных способов решения задач” под научным руководством Е.Ю. Артемьевой.

Кредо

Общая психология предполагает единство изучения мотивационной (личностной) и познавательной сфер человеческой психики.

Область научных интересов

Общая психология: психология мышления и сознания, их качественно разных видов и уровней; психология деятельности и различных путей ее развития; психология творческого воображения, роль и характер образных средств в различных видах творчества.

Преподавание:

Лекционный курс общей психологии для студентов дневного (4 семестра) и специального (3 семестра) отделений факультета психологии МГУ.

Спецкурс для студентов кафедры общей психологии “Психология творческого воображения”.

СССР →Россия Россия

Вале́рий Ви́кторович Петухо́в (15 сентября , Болшево, г. Королев Московской области - 6 сентября ) - российский психолог , кандидат психологических наук, доцент, затем профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ , получивший почетное звание «Заслуженный преподаватель МГУ », лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность, автор более 60 научных работ и соавтор 3-х томов книг «Общая психология».

Биография

В 1978 защитил кандидатскую диссертацию «Психологическое описание визуальных способов решения задач».

С 1976 читал лекции по курсу «Психология мышления», сквозному курсу «Общая психология» (6 семестров) на кафедре общей психологии психологического факультета МГУ.

С июля 2003 приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ.

Вклад в психологию

Автор более 60 научных работ и учебных пособий. Среди них важнейшими являются «Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления» (1984), «Психология мышления» (1987), «Природа и культура» (1996).

Его научные интересы нашли своё отражение в подготовленной к защите докторской диссертации «Культурно-историческая психология творческого воображения» .

Своей ведущей деятельностью Валерий Викторович считал преподавание психологии. В 1991 разработал уникальную программу целостного курса, объединяющего все разделы общей психологии и в то же время сохраняющего лучшие традиции преподавания общей психологии. Он читал лекции по общей психологии во многих городах России и повсюду встречал восторженный прием слушателей .

Общая психология предполагает единство изучения мотивационной (личностной) и познавательной сфер человеческой психики.

Валерий Викторович Петухов

Избранные труды

  • Общая психология: Сб. текстов: [В 3 вып.] / Под общ. ред. В. В. Петухова. - М .: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2000.
  • Общая психология: Тексты: В 3 т.: Для студентов фак. психологии вузов по направлению 521000 – «Психология». – 2-е изд., испр. и доп / Ред.-сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин: Отв. ред. В. В. Петухов. - М .: Психология; Генезис, 2001.
  • Петухов В. В. Природа и культура. - М .: Тривола, 1996. - 134 с. - (Программа «обновление гуманитарного образования в России). - 3000 экз. - ISBN 5-88415-017-2 .
  • Петухов В. В. Психологическое описание визуальных способов решения задач: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. - М ., 1978. - 18 с.
  • Петухов В. В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. - М .: Изд-во МГУ, 1987. - 87 с. - 2000 экз.
  • Петухов В. В., Столин В. В. Психология: Метод. указания для студентов непсихол. фак. гос. ун-тов. - М .: Изд-во МГУ, 1989. - 66 с. - 3500 экз.
  • Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : АСТ , . - 672 с. - (Хрестоматия по психологии). - 7000 экз. - ISBN 978-5-17-048613-7 .
  • Петухов В. В. // Вестник Московского Университета . Серия 14. Психология, 1984, № 4. С. 13-20.
  • Петухов В. В. Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач) // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999.
  • Петухов В. В. «Визуальные» решения геометрических задач: проблема адекватного понимания // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.
  • Петухов В. В. О психологических единицах описания структуры решения задач // Количественные методы в гуманитарных науках. М.: МГУ, 1981.

Награды

Лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность.

Сноски

Внешние материалы

Напишите отзыв о статье "Петухов, Валерий Викторович"

Отрывок, характеризующий Петухов, Валерий Викторович

Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.

Петухов Валерий Викторович (15 сентября 1950 - 6 сентября 2003) - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ. Окончил факультет психологии МГУ в 1973 году, аспирантуру факультета психологии - в 1976 году. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Психологическое описание визуальных способов решения задач» под научным руководством Е.Ю. Артемьевой.

С июля 2003 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедры методологии психологии. На протяжении многих лет Валерий Викторович был членом Ученого совета факультета, заместителем заведующего, председателем учебно-методической комиссии и членом Совета кафедры общей психологии.

Валерий Викторович - автор около 60 научных работ и учебных пособий. Среди них важнейшими являются «Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления» (1984), «Психология мышления» (1987), «Природа и культура» (1996). Его научные интересы нашли свое отражение в подготовленной к защите докторской диссертации «Культурно-историческая психология творческого воображения». По этой тематике на протяжении многих лет он руководил курсовыми и дипломными работами, кандидатскими диссертациями, читал авторский спецкурс.

Его кредо: Общая психология предполагает единство изучения мотивационной (личностной) и познавательной сфер человеческой психики.

Отзывы об авторе "Петухов В.В."

Конспект курса лекций В. В. Петухова, прочитанного в 1997-98 годах на психологическом факультете МГУ.

Достоинством курса является его исчерпывающий характер — курс содержит 55 лекций, охватывающие практически все темы современного психологического знания. Темы даны во взаимосвязи друг с другом и раскрыты на фоне культурного контекста XX века.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 1. Введение.

В первом томе представлен раздел «Введение», в котором органично сочетаются предметный, исторический и эволюционный подходы к изложению психологии. Читатели знакомятся с научными представлениями о психике, сознании человека, сопоставляя их с житейскими, узнают о становлении предмета психологии, ее основных понятиях, проблемах, принципах их решения.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 1.

Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняющее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения.

Второй том, представляющий раздел «Субъект деятельности», состоит из двух книг. В первой книге читатели знакомятся с индивидуальными особенностями человека - способностями, темпераментом, характером, различными возможностями типологии индивидуальности, а также с внутренней регуляцией деятельности - психологией эмоций и воли.

Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, преподавателей, а также для всех интересующихся научной психологией.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 2.

Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняющее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения.

Второй том, представляющий раздел «Субъект деятельности», состоит из трех книг. Вторая книга посвящена мотивации и строению личности. Тексты могут быть использованы в таких традиционных разделах курса общей психологии, как «Психология мотивации и эмоций» и «Психология личности», а также как базовые в соответствующих спецкурсах, имеющих прикладную направленность.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 3.

Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняющее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для проведения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения.

Второй том, представляющий раздел «Субъект деятельности», состоит из трех книг. Третья книга посвящена развитию личности. Тексты могут быть использованы в таких традиционных разделах курса общей психологии как «Психология мотивации и эмоций», «Психология личности», а также как базовые в соответствующих спецкурсах, имеющих прикладную направленность.

Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, преподавателей, а также для всех интересующихся научной психологией.

скачать

Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1

Третий, завершающий выпуск хрестоматии по обшей психологии посвящен познавательным процессам. В целостном курсе соответствующий раздел назван «Субъект познания». При традиционном построении курса обшей психологии этот раздел нередко идет сразу после «Введения в психологию», а завершает курс «Психология личности». Между тем современное состояние психологического знания свидетельствует о том, что познавательные процессы изучены наиболее полно, и когнитивная психология становится основой, объединяющей различные школы и направления.

скачать

Последнее обновление: 20/01/2015

Год выпуска: 1997
Страна: Россия
Жанр: Психология

Продолжительность: продолжительность большинства лекций 2ч. 30 мин.)

Всем доброго времени суток! Имеются 55 частей лекций по общей психологии В.В. Петухова. Общим весом 36 гигов. Поэтому я должен быть уверен, что это нужно кому то, и их будут качать, иначе я зря потрачу свое время. Выкладываю первую часть, если понравится, выложу постепенно остальные. Лекции интересные, я посмотрел пока первых 10, мне очень понравились! Особенно это будет интересно учащимся в вузе на факультете психологии. Пишите, если нужны остальные части.

Петухов Валерий Викторович

Валерий Викторович Петухов родился в Болшево Московской области. В 1968 г. он поступил на наш факультет, который на всю жизнь стал для него вторым домом. Своими главными учителями он считал Елену Юрьевну Артемьеву, Алексея Николаевича Леонтьева и Мераба Константиновича Мамардашвили. После окончания аспирантуры в 1976 г. и успешной защиты диссертации «Психологическое описание визуальных способов решения геометрических задач» Валерий Викторович работал преподавателем на кафедре общей психологии (в должности ассистента, доцента и профессора). С июля 2003 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего новой кафедры методологии психологии. На протяжении многих лет Валерий Викторович был членом Ученого совета факультета, заместителем заведующего, председателем учебно-методической комиссии и членом Совета кафедры общей психологии.

Валерий Викторович - автор около 60 научных работ и учебных пособий. Среди них важнейшими являются «Образ (представление) мира и психологическое изучение мышления» (1984), «Психология мышления» (1987), «Природа и культура» (1996). Его научные интересы нашли свое отражение в подготовленной к защите докторской диссертации «Культурно-историческая психология творческого воображения». По этой тематике на протяжении многих лет он руководил курсовыми и дипломными работами, кандидатскими диссертациями, читал авторский спецкурс.

Своей ведущей деятельностью Валерий Викторович считал преподавание психологии. В 1991 г. он разработал уникальную программу целостного курса, объединяющего все разделы общей психологии, и в то же время сохраняющего лучшие традиции преподавания общей психологии на нашем факультете. Регулярно читая этот курс в МГУ, Валерий Викторович постоянно совершенствовал и обновлял его и готовил к публикации. Курс обеспечен подготовленным под его редакцией изданием «Общая психология. Тексты: в 3 т.», аудио- и видеозаписями. Последнюю лекцию Валерий Викторович прочитал в день своей безвременной кончины.

Лекции по общей психологии он читал во многих городах России и повсюду встречал восторженный прием слушателей. Валерий Викторович был удостоен высшей награды МГУ - Ломоносовской премии, впоследствии почетного звания «Заслуженный преподаватель Московского университета». Но главным для него было признание и благодарность студентов. По инициативе Студенческого совета МГУ он был награжден почетной медалью «Лучший преподаватель МГУ». Его лекции отличались артистизмом, были вдохновляющими и в то же время строго академическими по своему духу и направленности.

Валерий Викторович был человеком с необычайно широкими художественными и гуманитарными интересами, которыми он щедро делился со студентами. Его определение личности как субъекта самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих культурных норм относится в полной мере к нему самому.

Описание лекций

Описание: Впервые предпринята полная реконструкция курса В.В. Петухова, прочитанного в 1997-98 годах и ставшего одним из ярких событий учебной жизни факультета конца 90-х. Достоинством курса является его исчерпывающий характер – курс содержит 55 лекций на 54 DVD дисках (продолжительность большинства лекций 2ч. 30 мин.), охватывающие практически все темы современного психологического знания. Темы даны во взаимосвязи друг с другом и раскрыты на фоне культурного контекста XX века. Обилие примеров и яркая авторская позиция лектора делают курс не только важным учебным пособием, но и ценным материалом для всех, кто интересуется вопросами психологии, социологии и культуры.

Раздел 1. Введение в психологию

Лекция 1 (2.09.97)

==================

————————————————————-

Вступление. 1. Из истории “донаучной” психологии (1:14). Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии (1:15).

Лекция 2 (12.09.97)

==================

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

———————————————————-

1 (окончание). Сознание как первый предмет психологии (0:10).

2. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания (1:15).

3. Формы сотрудничества житейской и научной психологии. Отрасли психологии (1:04).

Лекция 3 (19.09.97)

==================

————————————————-

1 Проблемы анализа сознания в философии. Декарт (1:18)

2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства (0:06).

Лекция 4 (10.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

2. Классическая психология сознания: факты и понятия. Структура сознания и его свойства. Развитие представлений о сознании. Гештальт-психология. Возможности и ограничения метода интроспекции.

3. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.

Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

Лекция 5 (17.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

3. Предмет и задачи психологии поведения. Общие представления о научении и его видах. Понятия промежуточной переменной и когнитивных карт.

Лекция 6 (24.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.(0:59)

4. Проблема бессознательного в психоанализе (1:18)

Лекция 7 (31.10.97)

==================

Тема 2. Становление предмета психологии

————————————————-

4. Проблема бессознательного в психоанализе. О Достоевском (0:28)

—————————————————————-

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (1:08)

Лекция 8 (13.11.97)

==================

Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии

1. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (0:44)

2. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе (1:46)

Лекция 9-10 (21-27.11.97)

==================

Тема 4 Возникновение и развитие психики

Из истории отечественной психологии (0:10)

1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец). (0:33)

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин) (0:22)

2. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)

Лекция 10 (27.11.97)

==================

1. Критерии психологического. Возникновение и развитие чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин)

2. Стадии развития психики и поведения животных

Лекция 11 (28.11.97)

==================

Тема 4. Возникновение и развитие психики

2. Стадии развития психики и поведения животных (0:20)

3. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания (1:08).

Лекция 12 (5.12.97)

==================

Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности

1. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение (1:42)

2. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С.Выготский) (0:52)

Лекция 13 (12.12.97)

==================

1. Понятия потребности и мотива. Функции мотива. Строение потребностно–мотивационной сферы. Специфика потребностей человека. (1:47)

2. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов (0:44).

Лекция 14 (19.12.97)

==================

Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека

3. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений (1:23)

Лекция 15 (??.12.97)

==================

Тема 7. Человек как субъект познания

1. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация (1:50).

2. Основные определения познавательных процессов (0:36).

==================

Тема 7 Человек как субъект познания

2. Основные определения познавательных процессов (0:59).

3. Понятие образа мира (0:28)

Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности

1. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности) (0:55)

– диагностико-коррекционный

– личностный

Лекция 17 (21.02.97)

==================

Тема 8. Основные подходы к изучению личности

2. Основные направления практической психологии личности или психотерапии (1:28)

3. Основные разделы психологии личности (0:24)

Часть 1. Индивидуальные особенности человека и социальные условия его развития.

1. Общее определение способностей. Способности и задатки, уровни анализа способностей (0:35).

2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности. Интеллект и креативность.

Лекция 18 (28.02.97)

==================

Тема 9. Психология способностей

2. Способности и их измерение. Общий интеллект и отдельные способности. Интеллект и креативность (2:03).

3. Общее представление о развитии способностей (0:24)

Лекция 19 (7.03.97)

==================

Тема 10. Темперамент и характер

1. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Характер и его формирование

– Вариант вопроса:

1. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика. Характер и его формирование (1:09)

– Типологии темпераментов по Ивану Петровичу Павлову (с 0:08)

– Связь способностей и темперамента (0:42)

– Индивидуальный стиль профессиональной деятельности (0:55).

2. Характер, его строение и формирование (1:12)

Лекция 20 (14.03.97)

==================

Тема 11. Типология индивидуальности

1. Наличие психотелесных соответствий: строение тела и характер (1:61).

2. Основные виды психопатий и акцентуаций (0:58).

3. Общие принципы построения психологических типов (0:20).

Лекция 21 (4.04.97)

==================

1. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и ее развитие (1:27).

2. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение (0:51).

3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:14).

Лекция 22 (11.04.97)

==================

Тема 12. Социальная среда как условие развития личности или психология общения

3. Возможности описания и анализа процесса общения (0:23).

Часть 2. Внутренняя регуляция деятельности

Тема 13. Психология эмоций

Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот (0:40).

1. Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций (0:10).

2. Эмоции как психические явления (0:28).

3. Эмоции как психотелесные состояния (0:22).5

4. Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени (0:22).

Лекция 23 (18.04.97)

==================

Тема 13. Психология эмоций 1. Функции эмоций

2. Виды эмоций и примеры их исследования

– Классификация эмоций по Леонтьеву

– Фрустрация. Эксперименты Дембо.

– Классификация эмоций по Рубинштейну

3. Эмоции и личность

Лекция 24 (25.04.97)

==================

Тема 14. Психология воли

1. Определение воли: критерии волевого поведения (1:24).

2. Познавательная сфера личности и принятие решений (1:12).

– Методика Келли.

– Познавательный персональный конструкт.

– Основные характеристики познавательной сферы.

– Когнитивная сложность и когнитивный стиль.

– Тесты на каузальную атрибуцию.

Когнитивный диссонанс (Фестингер).

– Пять уровней развития личности по Ф.Перлзу (2:23) (6)

Лекция 25 (30.04.97)

==================

Тема 14. Психология воли

3. Волевая регуляция. Общее представление о развитии воли. Воля и личность (1:36).

Тема 15. Психология мотивации

1. Определение потребности и мотива. Мотив и мотивация, виды мотивов и критерии их классификации (0:46).

Лекция 26 (16.05.97)

==================

Тема 15. Психология мотивации

2. Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования (1:06).

– Объяснительные модели базовой мотивации.

3. Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности (1:27).

– Уровень притязаний

– Модель принятия риска (Аткинсон)

– Связь мотивации и продуктивности деятельности. Закон Йеркса – Додсона.

Лекция 27 (21.05.97)

==================

Тема 16. Мотивация и личность

1. Защитные механизмы личности в классическом психоанализе: подавление, отрицание, рационализация, инверсия, проекция, изоляция и регрессия (1:03).

Часть 3. Потребностно-мотивационная сфера. Строение личности.

Тема 17. Строение личности.

– Проблема структуры и генеза

– Проблема единиц анализа

– Проблема образа человека в психологии личности: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология + гештальт терапия.

1. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения (1:10)

Лекция 28 (25.05.97)

==================

Тема 17. Строение личности.

2. Представление о личности в психоанализе (0:54).

3. Представление о личности в гуманистической психологии (0:53).

Тема 18. Развитие личности.

1. Общие представления о движущих силах развития личности (1:00).

Лекция 29 (3.09.97)

==================

Часть 4. Развитие личности.

Тема 19. Самосознание: определение, критерии, уровни развития (2:27).

– Определение самосознания (0:44)

– Критерии самосознания (0:20)

– Критерии личностного самосознания (0:16)

– Уровни развития самосознания (1:00)

Часть 4. Развитие личности.

Лекция 30 (15.09.97)

==================

Тема 19. Самосознание и его развитие (0:37).

Тема 20. Личностный рост (1:55).

– Гуманистические психологи. Роджерс

– Маслоу. Полноразвивающийся человек

– Негативный вариант развития (Противоположный полюс).

Лекция 31 (22.09.97)

==================

Тема 21. Заключение: Личность и познание.

1. Личностные возможности познания (по А.Маслоу) (0:54)

2. Личностные условия и ограничения возможности познания (0:41).

Раздел 3. Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.

Часть 1. Введение в психологию познания.

Лекция 32 (29.09.97)

==================

Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии

1. Понятие когнитивной схемы (1:22)

– Интериоризация

2. Основные направления когнитивной психологии (1:17)

– Миллер,

– Ньюэл и Саймон

– Информационный и психологический подходы к интеллекту

– Джером Брунер

Лекция 33 (13.10.97)

==================

Экспериментальная психология познания

1. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.

– Предметный

– Функциональный

– Генетический

– Предметная классификация внимания: перцептивное и интеллектуальное внимание

– Пример функционального критерия (память)

– Пример классификации внимания

– Генетический критерий

– Познавательные процессы: сенсорно-перцептивные и мыслительные

2. Виды (классификации) чувствительности

– Предметная (структурная) классификация чувствительности Вундта

– Функциональная классификация чувствительности.

– Функции чувствительности по Н.А.Бернштейну

– Генетические классификации. Опыт Хэда

– Классификация Шеррингтона

– Синестезия

3. Виды мышления (0:47)

– Классификация по предпочитаемым средствам: наглядно-образные либо вербально-логические.

– Пример типологии сознания (Леви-Брюль)

– Типы мышления по Эйгену Блейлеру:

Лекция 34 (20.10.97)

==================

Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации.

3. Виды мышления (0:42)

– Генетические классификации уровней развития мышления.

– Функциональные классификации мышления

Тема 24. Познание и действие.

Введение (0:02)

1. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (исполнительные) и познавательные действия (0:52).

2. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий (0:51).

Лекция 35 (27.10.97)

==================

Тема 24. Познание и действие.

3. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект (0:54)

Тема 25. Познание и образ.

1. Виды образных явлений, изучаемые психологией. Функции образа (0:58)

2. Образ как переход от действия к мысли (0:38)

Лекция 36 (3.11.97)

==================

Тема 25. Познание и образ.

3. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта (1:17).

Тема 26. Познание и речь.

1. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи (0:45).

2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:23)

Лекция 37 (10.11.97)

==================

Тема 26. Познание и речь.

2. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий (0:43)

3. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Жан Пиаже) (1:34).

– Итоговая схема по концепции Пиаже (0:11)

Лекция 38 (17.11.97)

==================

1. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражение стимула) и моделирование механизмов мышления (1:52)

Теории восприятия:

– Структурализм (Вундт, Титченер)

– Гештальт-теория восприятия

– Ранние информационные теории, породившие в 1956 г. (конференция по искусственному интеллекту) когнитивную психологию.

– Ранний Гибсон

2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (0:08).

Лекция 39 (24.11.97)

==================

Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания.

2. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия (1:09).

3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (1:13).

Лекция 40 (8.12.97)

==================

Тема 27-28. Основные теоретические подходы к изучению познания.

3. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (Джеймс Гибсон). Гештальт-концепция творческого мышления (Карл Дункер) (0:59).

Часть 2. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление.

Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики

Вступление (0:09).

1. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений (0:46).

2. Современная психофизика: основные положения теории обнаружения сигнала и общее представление о психофизическом операторе (0:27).

Лекция 41 (22.12.97)

==================

Тема 29. Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики.

3. Фурье-анализ зрительного восприятия и понятие психофизического оператора (0:34).

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (0:52).

Тема 31-32. Восприятие пространства, движения, времени.

Вступление (0:15)

1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:38)

Лекция 42 (28.12.97)

==================

1. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия (0:52)

– Константность величины, эксперимент Холуэя и Боринга.

2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Основные иллюзии движения (0:16).

Лекция 43 (29.12.97)

==================

Тема 30. Восприятие сенсорных качеств (на материале цветового зрения).

2. Восприятие движения, теории стабильности мира. Иллюзии кажущегося движения

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи.

1. Предметное восприятие. Исследование восприятия в искаженных условиях (54:00)

– Инвариантные отношения в восприятии.

Лекция 44 (9.02.98)

==================

Тема 33. Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа, восприятие речи (1:19).

2. Восприятие речи. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский) (1:19).

Вступление: Мышление как предмет эмпирического исследования (0:09).

1. Факторы, влияющие на успешность решения задач (1:00).

2. Методы выявления и интерпретации экспериментальных данных при исследовании мышления. Проблема стадий мыслительного процесса (0:03).

Лекция 45 (23.02.98)

==================

Тема 34. Мышление как процесс и его экспериментальное исследование.

2. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач (2:29).

– Основные направления эмпирической психологии мышления (0:18).

Краткая типология мыслительных задач (1:07).

– Процесс решения как пространство задачи (0:30).

– Проблема стадий процесса решения задач (0:11).

– Мышление как деятельность или процесс (0:22).

Лекция 46 (.02.98)

==================

Тема 35. Культура и познание

Вступление. Что имеется в виду под культурой (0:17)

1. Гипотеза лингвистической относительности: экспериментальные факты и их обсуждение (Эдуард Сепир и Бенджамин Уорф) (0:31)

2. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления) (0:49)

Часть 3. Универсальные психологические процессы: память, внимание, воображение.

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению (0:08)

1. Основные метафоры сознания. Процессы памяти, свойства внимания, виды воображения (0:39)

Лекция 47 (23.03.98)

==================

Тема 36. Общее представление об универсальных познавательных процессах и основные подходы к их изучению.

1. Свойства внимания, виды воображения (0:43)

2. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов (0:45)

1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:59).

Лекция 48 (5.04.98)

==================

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

1. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения (0:16).

2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (2:13).

Лекция 49 (13.04.98)

==================

Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности.

2. Становление опосредствованного запоминания или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания (0:38).

– Зависимость запоминаемого материала от его места в структуре выполняемого действия.

Вступление

1. Структуры памяти как стадии переработки информации (2:01).

Лекция 50 (20.04.98)

==================

Тема 38. Исследование памяти в когнитивной психологии.

1. Структуры памяти как стадии переработки информации (0:50).

2. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти (0:51).

Вступление (0:12)

1. Возможные определения внимания и его основные эффекты (0:26).

Лекция 51 (27.04.98)

==================

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

1. Основные эффекты внимания (0:27)

2. Классические представления о внимании (0:51)

Лекция 52 (4.05.98)

==================

Джеймс о внимании

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

2. Классические представления о внимании (2:05)

– Функциональные представления о внимании. У. Джеймс. Н.Ланге.

– Моторные теории внимания. Т. Рибо.

– Внимание и активность личности. Н.Ф.Добрынин

– Формирование внимания. Л.С.Выготский.

– Концепция планомерного формирования умственных действий. П.Я.Гальперин.

3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (0:23).

Лекция 53 (11.05.98)

==================

Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.

3. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (1:17).

Послесловие. Проблема существования внимания (0:10)

Введение (0:04)

1. Внимание как селекция. Модели ранней селекции (0:58)

Лекция 54 (18.05.98)

==================

Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.

1. Внимание как селекция. Модели поздней селекции (0:33)

2. Внимание как умственное усилие (0:45)

3. Общее представление о метавнимании (0:44)

Вступление (0:05)

1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (0:26)

Лекция 55 (25.05.98)

==================

Тема 41. Психология воображения: возможности и ограничения методов стимуляции творчества

Тема 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.

1. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов (1:19)

– Связь воображения и мышления

2. Методы стимуляции творчества, их возможности и ограничения (1:32)

– Механизмы сновидной работы

– Заключение: познание, творчество, личность.


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Комментарии (166)

  • Екатерина

  • Хумам

  • Хумам

  • Мария

  • Хумам

  • LELLIKA

  • Хумам

  • LELLIKA

  • Хумам

  • Илья

  • Хумам

  • LELLIKA

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Неля

  • Илья

  • Илья

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Илья

  • Неля

  • Хумам

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Неля

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • simon3609

  • Хумам

  • Сергей

  • simon3609

  • Хумам

  • Хумам

  • Наталия

  • Хумам

  • simon3609

  • Хумам

  • simon3609

  • Хумам

  • Хумам

  • Наталия

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Наталия

  • Хумам

  • Наталия

  • Наталия

  • Хумам

  • Сергей

  • Илья

  • Сергей

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Хумам

  • Сергей

  • Елена

  • Хумам

  • Хумам

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • НЕВА

  • Хумам

  • Григорий

  • Хумам

  • Сергей

  • Хумам

  • Григорий

  • Лариса

  • Хумам

  • МОСКОВСКИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2003, № 3

    Валерий Викторович ПЕТУХОВ

    СЛОВО ПАМЯТИ

    Утром 9 сентября 2003 года в университетском храме св. великомученицы Татьяны состоялось отпевание Валерия Петухова.

    Вместо официального некролога редакция публикует живое слово о Валерии Викторовиче Петухове его друзей, коллег и студентов.

    Ю.Б.Гиппенрейтер:

    Образ Валеры живет в памяти и душе тех, кто его близко знал.

    Мне посчастливилось узнать Валеру совсем молодым человеком. Это был его студенческий доклад о Дон-Кихоте и Гамлете. Поразило звучание его голоса – глубокого и мужественного; очаровала эстетика и возвышенность его мыслей. Скорее всего, это была юношеская программа «пути героя». Этим путем он потом и шел, оставаясь верным себе, своим идеалам, своему призванию. В его жизни и работе это был путь бескомпромиссности, высокой морали, чистой устремленности. Он вдохновенно читал лекции, и многие поколения студентов переживали их как счастливые моменты своей жизни. Он брал на себя все более сложные задачи, работая над новыми программами, учебными текстами, методами преподавания, создавая и совершенствуя свой авторский курс общей психологии. Это было постоянное движение от мечты к ее воплощению и снова к новым замыслам... Но не было оглядки на собственные перегрузки. Струна натягивалась все сильнее – до трагического предела.



    Хочется низко поклониться тебе, Валера. Спасибо, что ты был с нами.

    Ты и остаешься с нами.

    А.Г.Шмелев:

    С Валерием Петуховым мне посчастливилось работать на одной кафедре общей психологии в 70-80-е годы. А познакомился я с ним как со студентом-старшекурсником еще дома у нашего общего научного руководителя Е.Ю.Артемьевой. Елена Юрьевна с ребячливой гордостью говорила, что Петухов является ее учеником... лишь формально, ибо способному человеку нужно просто не мешать идти в науке своим путем (а она в совершенстве владела этим искусством «не мешать»!) Уже в студенческие годы Валерий серьезно продвинулся в области психологии мышления, хотя почти все другие ученики Артемьевой (включая меня) занимались психосемантикой. Его дипломная работа была признана лучшей на конкурсе 1973 года, хотя выпуск того года был одним из сильнейших за всю историю факультета психологии МГУ. Но именно Валера не сделал быстрой карьеры на факультете, не «слепил» быстро докторскую, не рвался к административным регалиям (а ведь немало лет работал как заместитель тогдашнего декана А.А.Бодалева, а это в 80-е годы давало немалые возможности). И дело вовсе не только в том, что В.В.Петухов был страстно, просто одержимо увлечен педагогической работой, от которой сам получал большое удовольствие, дело в том, что его внутренняя требовательность к своему научному продукту была для него всегда выше какой-либо мотивации внешнего характера (звание, заработок и пр.). Можно было бы сказать много теплых слов признательности и благодарности вслед этому так рано ушедшему от нас достойному человеку, имея в виду чисто личные отношения (ведь есть особая ценность в таких отношениях моральной поддержки и взаимного уважения с тем, кто при этом деликатно не претендует на тесную дружбу «взамен»), но сейчас мне показалось важнее сказать о нем несколько слов как о профессионале, ибо своей работой он жил, светил и согревал окружающих его студентов и приятелей-коллег.

    Ю.Б.Дормашев:

    Валера был талантливым преподавателем. Это было очевидно всем, кто хотя бы раз побывал на любой из его лекций. У некоторых коллег его талант вызывал чувство зависти. У других же возникало сложное чувство удивления, благодарности и восхищения. Материал лекции хорошо знаком и в то же время знаешь, что в психологии известно об этом до обидного мало. Но вместе с Валерой, слушая его, как будто летишь над бездной незнания на острие луча понимания, который он зажигал, и легко входишь в пространство мировой психологической мысли. Он не вываливал перед аудиторией, как это бывает с другими, «свое хозяйство», демонстрируя на пустой или заранее вытоптанной площадке свои соображения или неверно понятые мысли других авторов. Он и те, кто внимательно его слушали, ПАМЯТЬ становились рядом с У.Джеймсом, К.Дункером, Д.Гибсоном, А.Н.Леонтьевым и другими классиками. Казалось, что ушедшие психологи с интересом и надеждой смотрят на тебя и спрашивают: «А что делаешь ты, куда двигаешься, в чем заключается твой вклад в психологию?» На своих лекциях Валера создавал атмосферу глубокого и ответственного отношения к проблемам, стоящим перед психологией.

    О Валере можно сказать словами его любимого философа М.Мамардашвили: «Он был на пути честной и хорошей работы, а честно работать очень трудно». Вот образ его пути, из фильма столь же любимого им режиссера А.Тарковского: Валера собранно, медленно и с трудом, не глядя по сторонам и под ноги, идет по захламленному дну пустого бассейна, в одной руке он несет горящую свечу и ладонью другой заслоняет пламя от порывов ветра. Когда-то, в стихотворении Б.Пастернака «свеча горела на столе» – камерно, а вьюга была за окном. Лекции по общей психологии – дело публичное, а за окнами аудиторий и в коридорах нашего факультета, на котором Валера работал всю жизнь, сейчас дуют другие ветры. В одном из этих коридоров, разделяемом психологами и геологами, есть комната, на дверях которой прикреплена табличка «Лаборатория геокатастроф». М.Мамардашвили утверждал, что в нашей стране произошла антропологическая катастрофа. Возможно, что в той или иной степени ее жертвами стали все. Мы не успели обсудить, что это значит психологически. Платформа для такого обсуждения была: Валера описал феномен и ввел в психологию понятие мнимой личности. Почему бы ни открыть психологическую «Лабораторию антропологических катастроф», в которой основным методом исследования будет самонаблюдение и анализ собственного поведения? Эмпирического материала у нее, наверное, было бы предостаточно. Я первым пришел бы в такую лабораторию в качестве испытуемого.

    С.А.Капустин:

    Когда я вспоминаю Валерия Викторовича, то эти воспоминания всегда оказываются неотделимыми от ситуации беседы с ним. Темы наших бесед были самыми разными, но, конечно же, в основном мы обсуждали вопросы, связанные с преподаванием общей психологии. Это вполне понятно, поскольку курс общей психологии, который он строил более десяти лет, был одним из главных дел его жизни. Валерий Викторович очень любил делиться своими мыслями, планами и проблемами, которые касались его курса, любил их коллективное обсуждение, где была возможность открытого столкновения позиций по тому или иному вопросу, и, тем самым, проверки на прочность своей собственной позиции. Он был мастером беседы и умел организовать ее так, чтобы она сочетала в себе одновременно ПАМЯТЬ и дружеское общение, и достаточно открытое и нелицеприятное обсуждение того или иного вопроса. Наверно, неслучайно его любимыми философами были Сократ и М.К.Мамардашвили, которые очень ценили жанр беседы как способ выявления истины. Наши встречи были не так часты, поскольку каждый был загружен своими делами, но когда мы встречались, то у нас никогда не хватало времени, чтобы обсудить все вопросы. Поэтому эти обсуждения нередко продолжались уже по дороге домой. Мы часто уходили с факультета втроем: Валерий Викторович, Юрий Борисович Дормашев и я. Я не помню случая, когда бы мы не остановились у входа в метро, с тем чтобы продолжить еще на какое-то время начатый разговор.

    Потом мы обычно ехали вместе до моей станции, мне уже надо выходить, а беседа так и не кончается и всегда обрывается на полуслове…

    Ю.В.Кортнева:

    Валерий Викторович – человек Московского Университета. Но мне всегда казалось, что он такой, каким принято считать петербуржца. Интеллигентный и щепетильный. Мягкий – и, в то же время, живущий по твердым принципам.

    Я помню, как прошлым летом он читал Мамардашвили. Читал и восхищался, зачитывал вслух отрывки. И говорил о новых планах.

    Есть одна песня, а в ней строчки: «В небе звезды зажглись, я шагаю с работы усталый. Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала».

    Он был удивительным тружеником. Лауреатом, талантливым лектором.

    Но больше всего – тружеником. Косил траву по росе, собирал студентов в праздники, чтобы еще договорить, досказать. И все время не досказывал.

    Может, именно потому он и был тем, кого называют Учителем уже много поколений студентов. Потому, что каждому, кто приходил на его лекции, нужно было очень много делать самому, своей душой, чтобы идти рядом с ним, когда он рассказывал о своей науке. Чтобы эта наука однажды приняла и тебя.

    Он снова не досказал. Но как много успел.

    Е.Т.Соколова:

    Удивительное ощущение душевной близости возникало мгновенно при каждой встрече с Валерой. Казалось, общение было для него волнующим делом, интимным и жизненно важным. Сталкивались ли мы на несколько минут перед его или моей лекцией, обменивались ли на бегу впечатлением о каком-то художественном произведении, заходил ли он на кафедру, чтобы подарить мне только что вышедший его стараниями очередной том хрестоматии по общей психологии с потрясающим посвящением, – каждый раз я испытывала непосредственную радость. Так бывает, когда жизнь дарит встречу с по-настоящему значительным человеком, и мы, не отдавая ПАМЯТЬ себе еще в этом отчета, бессознательно стремимся запечатлеть, сохранить в памяти его образ, каким-то внутренним чутьем, интуицией угадывая редкость и краткость этой встречи. Подчеркнутая безукоризненность его внешнего облика в моем восприятии каким-то образом соседствовала с бесшабашностью и нерасчетливостью; он «сгорал» – это было видно невооруженным глазом, вызывало щемящее чувство восторга, вины и собственного бессилия. Не мне судить, мог ли быть иным его способ бытия. Валера всегда оставался очень верным, преданным человеком – друзьям, коллегам, своей семье, психологии. Какие бы бурные события ни сотрясали жизнь (и его собственную в том числе), никогда он не опускался до мелочных жалоб, лишь очень редко, как бы вскользь мог упомянуть о ком-то, огорчившем его, и, казалось, ему было бесконечно стыдно за проявленную «слабость». Он был создан для того, чтобы вызывать восхищение и безмерное уважение. Никто из преподавателей факультета психологии Московского университета не пользовался такой популярностью, не вызывал такую единодушную и безусловную любовь у студентов. Как преподаватель он был необыкновенно обаятелен и артистичен, его глубокий баритон гипнотизировал, изящество облика пленяло. Удивительно естественно в нем сочетались строгое служение психологии как науке с даром поэтического и эстетического восприятия ее предмета, колоссальная эрудиция и органическое умение сплавлять все это воедино. В моей памяти остается образ очень красивого, благородного, тонкого, деликатного, скромного, по-старинному интеллигентного и по-детски ранимого человека.

    В.В.Умрихин:

    Вспоминаю, как, возвращаясь из командировки в Москву, увидел у сидевшего рядом пассажира газету с заголовком «От Сократа до Мераба».

    Статья была опубликована ко дню рождения необыкновенно почитаемого Валерой Мераба Константиновича Мамардашвили. Оба они родились в разные годы, но в один и тот же день – 15 сентября. Однако не только одна эта дата роднила очень разные и в то же время блистательные и трагичные их жизненные пути.

    Сократ, как известно, назвал свой метод философствования майевтикой

    – искусством родовспоможения. Правда, в отличие от своей материакушерки, он стремился оказать помощь в рождении живой человеческой мысли. Сходную миссию в философии и науке взяли на себя немногие. В их число вошли и М.Мамардашвили, и В.Петухов. При подобном выборе творческая лаборатория мыслителя неизбежно переносится в пространство общения с аудиторией. Прежде всего, именно здесь, а не на страницах книжного текста, рождается знание, которое проносится дальше теми, кому посчастливилось соприкоснуться с Мастером, ибо знание это глубоко ПАМЯТЬ личностное. Настанет время, и, будем надеяться, опубликуют замечательные лекции Валеры по общей психологии, по которым сможет учиться еще не одно поколение будущих представителей этой науки. Увы, при этом они окажутся лишены возможности живого общения с их автором, участия в том коллективном творческом процессе, которому Валера, не жалея здоровья, отдал так рано оборвавшуюся жизнь.

    Ф.Е.Василюк:

    Как многие психологи, я считаю Валерия Петухова одним из первых своих учителей. Далекий уже 1974 год. Молоденький, тонкий как скрипач аспирант ведет у нас семинары по психологии мышления. Он не столько преподает, сколько преподносит, щедро угощает, и видно, что ему самому хочется разделить с нами радость мысли. Так потчует на пиру хозяин заветными яствами, и любимый им Леви-Брюль звучит так же вкусно, как «крем-брюле». И самое главное для нас: преподаватель радуется нашим еще невнятным студенческим мыслям, понимая их глубже и яснее, чем мы сами. Незаметно совершалось педагогическое волшебство: мы казались себе не желторотыми второкурсниками, а мыслителями, ведущими неторопливый разговор с такими собеседниками как Юнг и Дюркгейм, Леонтьев и Дункер. Это вдохновляло.

    В последние годы В.В.Петухов бесспорно был лучшим профессором курса общей психологии – это было не чье-то особое мнение, а какая-то общая для всех самоочевидность. Но почему, что было главной причиной?

    Созданный им целостный курс? Ломоносовская премия? Невиданное трудолюбие, так что даже в торжественный день смерти он успел провести 8(!) часов занятий? Лекторский артистизм? Таинство рождения живой мысли в аудитории? Все это так. Но главное, кажется, в одной человеческой особенности: он очень любил дарить. Уйти от Валеры без подарка удавалось редко. Стоило упомянуть в случайном разговоре, что один из моих пациентов хочет посмотреть «Blow up», как через день от него передали специально переписанную кассету. Так любят дарить влюбленные, им хочется делиться переполняющим их чувством.

    Валера и жил в профессии нерасчетливо и безудержно, как влюбленный.

    Говорят: сгорел на работе. Не совсем точно: глядя на фотографию, где Валерия Викторовича обступили улыбающиеся студенты, понимаешь, что работа была для него не самоцелью, а лишь предлогом и поводом для любви и мысли.

    А.А.Тюков:

    Наверное, наше знакомство с Валерой началось с момента его поступления на факультет психологии. Однако в моей памяти остается яркое впечатление о трех звездах, блиставших на подмостках ДК гуманитарных фаПАМЯТЬ культетов МГУ. Это были сокурсники Петухов, Собкин, Хвостов. Валера обращал на себя внимание своей артистичной органичностью. Его голос, в обычном общении простой, на сцене расцветал богатыми красками, привлекающими все внимание слушателя. Позже этот талант проявился в лекторской работе профессора Петухова.

    Другим представлением памяти в моем сознании оказывается образ студенческой пары: Валера Петухов и Ира Коновалова. Отличные студенты стали отличными учеными, блестящими преподавателями и дружной семьей. Память хранит огромное количество встреч с Валерой во время совместной работы на факультете и дружбы многие годы. Во всех драматических коллизиях жизни Валера оставался верным дружеским привязанностям. Достаточно вспомнить нашу работу в студенческом отряде на Сахалине. Я вспоминаю и работу, но, прежде всего, совместную жизнь.

    И главное, что останется навечно в моей памяти. Валера Петухов был одним из немногих, а иногда, мне кажется, и единственным, кто отдавал всю жизнь до остатка делу высшего образования студентов. Валера все свои силы отдавал факультету, часто в ущерб собственным научным исследованиям. Его исследования по проблеме культуры и мышления могли бы сделать существенный вклад в развитие культурно-исторической теории развития сознания. Для этого мне достаточно вспомнить наши разговоры о создании «пространственного языка ножного мышления».

    Женя Мартынов утверждает, что курс Валеры был самым талантливым среди выпусков Факультета психологии. Скорее всего, он прав. В моей памяти останется образ не только артистичного, но и высококультурного человека. Это богатство человеческой культуры и своей собственной Валера передавал студентам. Эта культура вошла в мою память и, я уверен, вошла в память его студентов на всю оставшуюся жизнь.

    Т.Злобина:

    Когда вспоминаешь Валерия Викторовича, то сразу хочется сказать очень многое, но понимаешь, что слов может не хватить, что с их помощью невозможно описать все то, что нес людям этот человек. На его лекциях я всегда сидела на первой парте. Он вставал около кафедры и начинал говорить. Его голос вводил в состояние некоего транса, вел за собой в совершенно другой мир, внутренний мир человека, который стоял перед нами. В его лекциях было не просто изложение теоретического материала, он пытался изменить наше мировоззрение, мироощущение. Он хотел, чтобы мы не просто заучили некоторые положения фундаментальной психологии, а пережили их, прочувствовали, приняли.

    Это был не просто лектор, но еще и великолепный оратор. На его лекции надо было приходить заранее, чтобы успеть занять место. Зачастую все ПАМЯТЬ парты были заняты, и люди сидели в проходах, на ступеньках. Связанные с этим неудобства сразу забывались, как только начиналась лекция. Его лекции пересказывались студентами друг другу, его комментарии стали афоризмами, которые то и дело звучат в коридорах нашего факультета.

    К.Исаева:

    Валерий Викторович был особым человеком для студентов. Его огромное влияние на нас заложило целый пласт представлений о мире, себе, науке, которую мы избрали. Было что-то очень доверительное, почти интимное в том, как много нам давало это время, которое мы были вместе.

    Пятница, 9.20 утра. Это время было не просто началом лекций по «Общей...», это было время наполнения утреннего сознания жизнью. Ведь Валерий Викторович не умел (или не хотел?) излагать «просто» факты. Материал лекций вплетался в жизнь, сопровождался и иллюстрировался сюжетами его любимых фильмов, книг. Все это было живым продолжением его самого. В нем чувствовалась такая искренность, что ни у кого не возникало мысли, что все это – зря, непонятно для чего рассказывается, и оторвано от реальности... Здесь разворачивалась самая что ни на есть действительная, настоящая жизнь. В этом было что-то совершенно самобытное, завораживающее.

    Когда курс его лекций завершился, стало понятно второе значение того, что этот курс общей психологии целостный. Курс (лекций) был не только построен и прочитан одним лектором, но он объединил учебный курс (студентов) в сообщество с общими взглядами, устремлениями и ценностями.

    Я благодарна Валерию Викторовичу за это время, за чувства доверия и свободы, которые возникли вместе с ним и остались с нами навсегда.

    Д.Сатин:

    Это был светлый человек, очень не похожий на своих друзей и коллег.

    Его влияние, прямое (на лекциях и семинарах, в научной работе со студентами) и косвенное (в житейских беседах и ситуациях, то, как он вел себя, как относился к жизни и своей профессии, к музыке, кино, его отношение к другим людям), оставляло след в каждом, кто с ним сталкивался. ИзвесПАМЯТЬ тие о его кончине застало врасплох. Выпускники факультета психологии МГУ, живущие в разных городах и странах, которым я звонил, сообщая им печальную новость, восприняли эту утрату как событие личное. Когда из жизни уходит Учитель, то вместе с горечью утраты осознаешь, как становишься старше. Потому что место, которое он занимал в твоей картине мира, теперь должно быть восполнено своим собственным и ответственным выбором, а ценности, которые были восприняты в общении с ним, навсегда становятся твоими собственными.

    Валерий Викторович был преподавателем живого знания, позволяя студентам пережить развитие психологического знания как собственное профессиональное развитие. Развивая живые структуры интеллекта своих студентов, он сам стал явлением живой памяти целого поколения молодых психологов России.

    В.Ф.Петренко:

    Ушел из жизни Валера Петухов. Я знал его, странно осознавать, более тридцати лет. Мы были однокурсниками, хотя и входили в разные компании. После окончания факультета он остался на кафедре общей психологии аспирантом, я – ассистентом. Наши жизненные пути часто шли параллельно, но могу ли я сказать, что хорошо знал его? В наш суетный век и себя-то плохо знаешь.

    Память высвечивает отдельные эпизоды, в которых Валера на первом плане: первый курс, Валера играет одну из главных ролей в написанном студентами психфака спектакле о стране «Психоландии». Играет талантливо, как в последующем спектакле «Иван Васильевич», поставленном третьекурсником Женей Арье – ныне ведущим режиссером Израиля. После спектакля мы, студенты разных курсов, под звуки саксофона Ислама Ильясова, взявшись за руки, танцуем «нечто» вокруг памятника Ломоносову у журфака.

    В конце семидесятых нас с Валерой как молодых преподавателей в рамках повышения квалификации обязали посещать вечерний Университет марксизма-ленинизма. Факультет обучения можно было выбрать самим.

    Среди ряда нудных названий типа «народного контроля» или «партстроительства» Валера отыскал факультет атеизма и подбил меня пойти туда за компанию. Нам читали историю христианства, буддизма, ислама.

    В качестве курсовых мы писали темы типа «Православный экзистенциализм:

    Бердяев, Шестов, Трубецкой» и т.п. Было такое впечатление, что большинство слушателей – люди верующие. Поэтому этот вечерний факультет и прикрыли через пару лет. Склонный к религиозности Валера не был ханжой, и после рабочего дня на психфаке и вечерних занятий на факультете атеизма мы иногда расслаблялись в пустой аудитории за бутылкой вина.

    ПАМЯТЬ Помню нашу поездку в Тбилиси на конференцию по мышлению и искусственному интеллекту. Мы гуляли по вечернему Тбилиси, и Валера рассказывал свою трактовку фильма «Ностальгия» своего любимого режиссера Тарковского. Эпизод со свечкой, которую герой фильма должен донести по дну пустого бассейна горящей. Уверовать через свершение абсурдного поступка, действия.

    Помню и конец восьмидесятых, как, выстояв ранним утром длиннющие очереди, Валера приносил на факультет «Московские Новости», бывшие наряду с «Огоньком» оплотом оппозиционных, либеральных сил. Валера имел демократические убеждения и радовался наступающей оттепели.

    Последние годы мы общались гораздо меньше. Может, уже годы сказываются. Валера был не только ведущим преподавателем на факультете, но и, сея «разумное, доброе, вечное», много мотался по стране, зарабатывая «хлеб насущный». Мне кажется, трудоголик Валера Петухов, как говорили раньше бурлаки, «надорвал жилу». Наверное, и зря он взялся за руководство психологическим практикумом, соблазненный административной «морковкой». Будучи человеком обязательным, он все слишком близко принимал к сердцу. По-моему, административная работа – это был не его путь. Талантливый преподаватель, он был и глубоким теоретиком. После него остались глубокие методологические разработки. Но многие его замыслы так и остались нереализованными.

    Ушел он из жизни неожиданно. Безумно жалко Валеру. Но жалко и то, что, идя по жизни рядом с яркими людьми, мы в бытовой суете так мало общаемся по существу, и так мало знаем друг друга. Жил талантливый человек, глубокий собеседник. И нет его. И никогда...