Причины успехов вермахта в начальный период второй мировой войны. Чем нам мешает чувство превосходства? Ощущая собственное превосходство человек



Превосходство

Превосхо́дство

сущ. , с. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? превосхо́дства , чему? превосхо́дству , (вижу) что? превосхо́дство , чем? превосхо́дством , о чём? о превосхо́дстве

1. Превосходством называют чьё-либо профессиональное или нравственное совершенство в сравнении с другими людьми.

Моральное превосходство. | Врождённое превосходство. | Личное превосходство. | Восхищаться чьим-либо превосходством. | Иметь превосходство перед другими. | Смотреть на других с оттенком превосходства. | Дети очень неохотно допускают превосходство своих сверстников в чём-либо.

2. Превосходством называется достижение кем-либо преимущества в результате конкуренции, состязания и т. д.

Доказать своё превосходство над остальными. | Сохранить своё превосходство. | Признать чужое превосходство. | Лидер турнирной таблицы подтвердил своё превосходство.

3. Превосходством называют чьё-либо наиболее благоприятное положение, существование по сравнению со всеми остальными.

Стремление к превосходству. | Культурное, научное, экономическое превосходство. | Фашизм - это идеология, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы.

4. Превосходством называют достижение кем-либо самой высокой степени осведомлённости, развитости в каком-либо соревновательном процессе.

Техническое превосходство. | Превосходство в конкурентной борьбе. | Технологическое превосходство.

5. Превосходством называется численное преимущество кого-либо, кто находится в силовом противостоянии с кем-либо.

Абсолютное, подавляющее, тройное превосходство.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "превосходство" в других словарях:

    Преимущество, преобладание. Ср. важность, господство, первенство... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари … Словарь синонимов

    ПРЕВОСХОДСТВО, превосходства, мн. нет, ср. (книжн.). Обладание высшим достоинством, высшими качествами по сравнению с кем чем нибудь, преимущество перед кем чем нибудь. Показать свое превосходство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПРЕВОСХОДСТВО, а, ср. Преимущество перед кем чем н. в каком н. отношении. Доказать своё п. П. в технике. Численное п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    превосходство - большое превосходство значительное превосходство колоссальное превосходство неоспоримое превосходство огромное превосходство подавляющее превосходство солидное превосходство … Словарь русской идиоматики

    превосходство - над кем чем (устар. перед кем чем) и в чем. 1. над кем чем (обладание высшими достоинствами по сравнению с кем, чем л.). Превосходство машинного способа производства над ручным. [Прохор] с досадой сознавал ее превосходство над собой (Шишков). Я… … Словарь управления

    превосходство - ПРЕВОСХОДСТВО1, а, ср Обладание более высокими достоинствами или количественным преимуществом по сравнению с кем, чем л. Доказать свое превосходство. ПРЕВОСХОДСТВО2, а, ср Исключительное право пользования чем л. в силу обладания более высокими… … Толковый словарь русских существительных

    превосходство - (рус. превосходство) 1. одлика, извонреден успех (во старото школство) 2. предност, надмоќност 3. како титула во постарото време: висост, превозвишеност, екселенција … Macedonian dictionary

    Ср. 1. Обладание более высокими достоинствами, качествами по сравнению с кем либо, чем либо. 2. Количественное превышение против чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Превосходство, превосходства, превосходства, превосходств, превосходству, превосходствам, превосходство, превосходства, превосходством, превосходствами, превосходстве, превосходствах (

Мы привыкли к словам «причины временных неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны». Однако ведь не одна РККА терпела поражения, впервые столкнувшись с гитлеровским вермахтом. С 1939 по 1942 год германская армия неизменно (кроме битвы за Москву) одерживала победы над любым противником. Конечно, у польской, французской, советской армий была своя специфика, создававшая некоторые особенные причины поражений каждой из них. Но всё-таки общей чертой является успешное ведение войны германской армией. Поэтому нам представилось, что было бы правильнее рассмотреть данный феномен именно в таком ключе, как мы озаглавили эту статью. Вторжение в Польшу осуществлялось при подавляющем превосходстве немецких войск в технике. По численности личного состава у сторон было приблизительное равенство. Но немцы имели в пять с лишним раз больше танков, чем у поляков, и почти в четыре раза больше боевых самолётов . Перед началом решающего наступления на Западе 10 мая 1940 года соотношение сил было уже не таким благоприятным для вермахта. Количество живой силы и здесь было приблизительно равным (если считать вместе силы всех тогдашних западных союзников - французов, англичан, бельгийцев и голландцев). По танкам союзники немного превосходили немцев: 3000 против 2600. По числу боевых самолётов немцы имели преимущество примерно в полтора раза . Военные действия на Западе закончились за полтора месяца полным разгромом сухопутных сил союзников.

Перед началом вторжения в СССР вооружённые силы Германии и её союзников превосходили силы РККА в 1,3 раза по числу бойцов. Однако уже по количеству артиллерийских стволов соотношение сил было равным. Что касается подвижной техники, то по числу танков советские войска превосходили немцев и их вассалов в 2,7 раза, по числу самолётов – в 2,1 раза. На отдельных направлениях численное превосходство РККА в технике к 22 июня 1941 года было ещё более впечатляющим. Так, в полосе Юго-Западного фронта Красная Армия имела в шесть раз больше танков, чем вермахт . Несмотря на это, и здесь немцы наступали успешно, хотя и медленнее чем на других направлениях. Конечно, количество войск и вооружения – не однозначный показатель. Важное значение имеет качество. В качестве бронетанковой техники немцы могли иметь заметное превосходство только над поляками. Боевые характеристики большинства французских и английских – с одной стороны, и немецких танков – с другой – были сопоставимыми. Кроме того, французы имели некоторое количество тяжёлых танков, которых совсем не было у немцев. Аналогичная ситуация была на Восточном фронте в 1941 году. Немецкие «средние» танки T-III и T-IV лишь незначительно превосходили по огневой мощи и бронированию наши БТ-7 (значительно уступая им при этом в маневренности). Немецкие лёгкие танки T-I и T-II примерно соответствовали по своим боевым характеристикам нашим лёгким танкам. Что касается наших Т-34 и особенно КВ-1, то машины, способные выдерживать прямой бой с ними, появились у немцев не раньше 1942 года , .

Теперь посмотрим, сколько было танков разных типов у сторон перед началом гитлеровского вторжения в СССР. Немцы имели около 1500 танков T-IV и T-III с 50-мм пушкой. Заметно превосходивших их по боевым характеристикам танков Т-34 и КВ-1 в РККА имелось также около 1500. Лёгких танков всех типов у немцев было более 2000, у РККА – свыше 16 тысяч . Однако боевые действия вскоре показали, что лёгкие танки в войне нового типа – просто быстро сгорающий хлам. Люфтваффе заметно превосходили советские ВВС по качеству самолётов. Даже советские истребители «новых типов» – Як, МиГ и Ла – всю войну уступали по боевым характеристикам германским Ме-109 и особенно FW-190 . Один из мифов про войну – о якобы большой насыщенности вермахта скорострельным пехотным оружием. На самом деле, по штату военного времени в 1941 году в советской стрелковой дивизии полагалось 1204 пистолета-пулемёта, в то время как в германской – только 486 . Конечно, наши дивизии почти никогда не были укомплектованы и вооружены по штату. В действительности, летом 1941 года в РККА насчитывалось примерно сто тысяч пистолетов-пулемётов , в вермахте – 166 тысяч . Преимущество у немцев, хотя явно не подавляющее. Это уже потом, в течение всей войны, советская промышленность произвела в шесть раз больше пистолетов-пулемётов, чем германская , . Тоже нужно сказать про скорострельные самозарядные винтовки. У немцев имелось 1,2 млн. трофейных чешских самозарядных винтовок . В СССР в 1941-1942 гг. было произведено примерно столько же скорострельных самозарядных винтовок СВТ . К началу же войны их было намного меньше. В этом важном компоненте вооружения преимущество тоже было, как видим, у немцев. Хотя само по себе оно также не могло иметь решающего значения. Фактически, подобно тому, как бóльшая часть нашей пехоты вступила в войну с «дедовскими» винтовками Мосина образца 1891 года (слегка модернизирована в 1930 году), так и б?льшая часть немецкой пехоты всю войну провоевала винтовками Маузера образца 1898 года .

Не меньшее значение, чем качество тех или иных видов оружия, имела их надёжность. Советские танки новых типов не преодолели «детских болезней» и часто ломались ещё до боя. Так, в первые дни войны больше половины танков Т-34 и КВ Юго-Западного фронта вышли из строя из-за поломок во время маршей по дорогам . Винтовки СВТ были чувствительны к загрязнению и требовали регулярного тщательного ухода, который трудно было осуществлять пехотинцу в условиях постоянных боёв и маршей. Итак, огромное (на бумаге) превосходство советских войск по количеству оружия и техники над вторгавшимися немцами летом 1941 года превращается в фикцию, если посмотреть на соотношение по конкретным эффективным видам вооружения. Однако и преимущество немцев по ним не было столь значительным, чтобы рассчитывать на сокрушение РККА в первых же боях, если бы… Если бы только Красная Армия встретила врага на заранее подготовленных оборонительных позициях. Необходимо отметить, что командование РККА готовилось к отражению гораздо более сильного противника, чем в действительности. По оценке Генштаба РККА в конце 1940 года, силы вторгавшегося противника могли насчитывать до 12 тыс. танков и 15 тыс. самолётов. В действительности, в армии вторжения было менее 4500 тех и других . Поэтому, согласно расчётам советского командования, сосредоточенных у западной границы войск было более чем достаточно, чтобы отразить нападение и разгромить вторгшегося врага. Почему так не произошло? Ответов обычно ищут в просчётах подготовки к войне с советской стороны. Мы рассмотрим этот вопрос, но обратим внимание и на другую сторону – эффективность подготовки немцев к войне. Последствия репрессий против командных кадров РККА в 1937-1941 гг. расцениваются в современной литературе противоречиво. Одни считают, что репрессии имели фатальное влияние на боеспособность советских вооружённых сил. Другие уверяют, что, напротив, репрессии усилили вертикальную мобильность в командных структурах Красной Армии, очистили её от ретроградов, способствовали выдвижению в верхний эшелон военачальников, впоследствии блестяще проявивших себя в сражениях Великой Отечественной войны. Доказать то или иное утверждение нереально за отсутствием возможности экспериментальной проверки. Поэтому просто оставим данный вопрос в стороне, как несущественный.

Столь же противоречиво оцениваемым фактором является стиль и уровень компетенции личного руководства Сталина. И здесь мы имеем разные субъективные суждения, в пользу и в опровержение которых приводится масса доводов. Для их анализа пришлось бы написать целую книгу, что не входит пока в наши планы. Представляется, однако, что если некий феномен вызывает противоположные оценки, то его действительное влияние на ход событий также имело, скорее всего, неоднозначные последствия. В первом приближении будет справедливо считать, наверное, что позитивные и негативные моменты личного руководства Сталина вооружёнными силами СССР накануне и в годы войны в среднем взаимно уравновешивали друг друга. Поэтому этот вопрос тоже не будем здесь рассматривать. Итак, что остаётся? 1) Общая готовность СССР как военно-политического организма к войне; 2) готовность вооружённых сил СССР; 3) развёртывание вооружённых сил СССР на будущем театре военных действий (ТВД). По первому пункту ответить очень легко. Война как таковая доказала высокую готовность СССР к тяжёлым испытаниям такого рода. Однако она же подтвердила старинную поговорку: «Русский мужик быстро едет, да долго запрягает». Понадобилось немало времени, чтобы настроить не только систему управления всеми сферами, но и психологию людей на трудности военного времени. Но как только это было достигнуто, победа была обеспечена, дело было только за временем. Главное было – выдержать первый удар, не сломаться, а дальше время работало на СССР. Готовность вооружённых сил складывается из множества компонентов, которые вряд ли наверное можно исчерпывающе перечислить. Высокая насыщенность РККА техникой не подкреплялась достаточной материально-технической базой, как-то: надёжность, возможности для быстрого ремонта, бесперебойные поставки запчастей, высокая плотность коммуникаций между фронтом и тылом. Здесь сильно сказывалась инфраструктурная отсталость нашей страны, существующая до сих пор. Показательно, что единственной битвой, выигранной РККА без превосходства в силах над противником, была битва за Москву. Одним из решающих факторов здесь была эффективная обеспеченность ТВД Красной Армии всем необходимым. В ближайшем тылу наших войск находилась Москва с её мощными материально-техническими ресурсами. Снабжение войск осуществлялось по насыщенной радиальной сети качественных путей сообщения, становившейся тем гуще, чем ближе фронт подходил к Москве. Но подмосковный ТВД представлял собой единственное такое благоприятное для наших войск исключение в 1941-1942 гг. Теперь о качестве бойцов. Никто не сомневается в массовом героизме красноармейцев. Однако для победы одного героизма мало, а когда героизмом подменяется профессиональное владение оружием и тактическое мастерство, то он становится просто вреден. Между тем, лишь за 12 лет до войны развернувшаяся индустриализация СССР просто не позволяла подготовить в достаточном количестве технически образованные кадры для успешного овладения навыками солдата современной войны. Наша страна ещё только переходила от аграрного общества к современному индустриальному. Когда началась Великая Отечественная война, этот процесс был ещё далеко не завершён. Поэтому немцам не без причин казалось, что они воюют против людей лично храбрых, но недостаточно умеющих использовать современную военную технику и недостаточно искусно руководимых , . Короче, со страной, отставшей в своём социально-экономическом развитии от Германии и западноевропейских стран. Хотя при этом они отмечали, что, по сравнению с Первой мировой войной, Россия заметно приблизилась в этом отношении к уровню развитых стран. Боец РККА по сравнению с бойцом РИА казался немцам уже в 1941 году значительно более профессиональным и технически подготовленным , . Не преодолённая отсталость страны неизбежно сказывалась и на уровне компетенции командного состава РККА. Немецкая разведка накануне вторжения отмечала такие характерные черты советского командования как «неповоротливость, шаблон, нерешительность и боязнь ответственности» . Всякий, кто читал мемуары советских военачальников, должен будет по совести признать справедливость такой характеристики в общем и целом (несмотря на отдельные яркие исключения) в отношении командного состава РККА в 1941 году, а частично и позже. Ещё Клаузевиц писал, что ошибки первоначального развёртывания войск очень трудно исправить потом, в ходе военных действий . В наше время получила широкое распространение версия о том, что Сталин в 1941 году готовил превентивный удар по вермахту. Группировка советских войск у западной границы выстраивалась в соответствии с планами предстоящего наступления. При этом немецкий удар застал наши войска в состоянии перегруппировок и передвижений. В результате они не были готовы ни к наступлению, ни к обороне, что и предопределило их жестокое поражение . Разбору и опровержению версий такого рода посвящена немалая литература. Авторы её, правда, зачастую руководствуются идеологическими мотивами – им кажется, что гипотеза «превентивного сталинского удара» призвана якобы оправдать гитлеровскую агрессию против СССР. Правда, очевидно, что эта гипотеза, прежде всего, устраняет множество обвинений предвоенного руководства СССР (прежде всего, самого Сталина) в военной некомпетентности, в пренебрежении донесениями разведки и т.д. Другое дело, что прямых доказательств у данной теории нет. Её более подробный разбор не входит сейчас в наши планы. Поскольку версия о «превентивной войне Сталина» не доказана, поищем другие возможные причины неудачного развёртывания наших войск перед войной. Кстати, почему неудачного? Советскому командованию оно могло казаться вполне отвечающим задачам активной обороны. Сначала в бой на границе вступают силы прикрытия. В ближнем тылу между тем сосредотачиваются подвижные группировки для нанесения контрударов по наступающему противнику. Силы прикрытия, выполнив свою задачу по задержке наступающего противника в первых боях, отходят к главным силам, которые после этого вступают в бой. Советские войска переходят в контрнаступление и переносят войну на территорию противника. Нетрудно увидеть, что жёсткая оборона на заранее подготовленных рубежах противоречит такому плану. И такая стратегия – нанесение контрударов из глубины по наступающему врагу с последующим переходом в общее контрнаступление – полностью соответствует единственному пока достоверно известному советскому стратегическому плану начала войны, утверждённому Сталиным в декабре 1940 года . Что же произошло не так? Очевидно, советское командование (прежде всего, Генеральный штаб) недооценило силу первого удара немецких войск. Оно явно переоценило способности сил прикрытия завязать бои с наступающим противником и задержать его до развёртывания главных сил приграничных округов. Прорвавшиеся механизированные группировки вермахта в первый же день войны атаковали наши главные силы, не успевшие развернуться, и начали громить их по частям . Недоучло советское командование и силу авиационного удара немцев, сразу нарушившего связь, управление и перевозки войск. Когда всё начинает идти вопреки плану, возникает нервозность, доходящая до паники. Это советское командование всех уровней демонстрирует неоднократно в течение лета и осени 1941 года. Прибывающие резервы расходуются по частям в бесплодных контратаках. Всё время превалирует стремление как можно скорее перейти в контрнаступление. Даже накануне немецкого наступления на Москву в конце сентября 1941 года командующий Западным фронтом генерал Конев запрещает своим войскам окапываться, чтобы не подрывать их наступательного духа… Здесь следует сказать о тех объективных преимуществах, которые вермахт имел над любым противником в 1939-1942 гг. Прежде всего, над германской армией, создававшейся с чистого листа после 1933 года, не тяготели старые приёмы обучения, старые виды вооружения, старые тактические приёмы. Рейхсвер, а позже вермахт имел уникальную возможность сразу воплотить в практике новейшие разработки относительно устройства и доктрины вооружённых сил. Сила традиций старой прусской армии сказывалась только в одном и позитивном аспекте – кастовый характер профессионального офицерского корпуса. Последнее было особенно недостижимо в нашей стране, где военное сословие дважды подверглось «стратоциду» (ликвидации социального слоя как такового) – после революции и (уже новое) после 1937 года. Огромное внимание в вермахте уделялось боевой подготовке солдата. Солдат должен быть прежде всего бойцом-профессионалом. Ничто не должно мешать военному обучению. Всё – только для войны. Овладение новейшим оружием, современной техникой, никакого отвлечения на посторонние цели , , . В РККА много времени тратилось на «политическую подготовку». В вермахте – никакого «национал-социалистского воспитания» (последнее было введено только в конце 1944 года и стало симптомом близящегося краха). Такие обычные в Красной Армии вещи, как привлечение солдат для уборки урожая, в вермахте даже в мирное время были немыслимы. Шагистика, плацпарадность, прочая показуха, культивировавшиеся во всех армиях мира, включая нашу, были отброшены в вермахте. Можно сказать, что это была первая современная профессиональная армия. Недаром после войны США стали строить свои вооружённые силы, предназначенные для завоевания глобального господства, во многом по рекомендациям нацистских военных специалистов . Объективные преимущества вермахта над любым противником в 1939-1942 гг. были достигнуты благодаря интенсивной подготовке к завоевательной войне, развернувшейся в Германии с 1933 года. Вермахт целенаправленно создавался на уровне новейших технологий того времени как совершенная машина агрессии. Больше ни в одной стране такого не было. Нацисты предпринимали свои вторжения будучи полностью и обоснованно уверены в полном качественном превосходстве вермахта над всеми противниками. При этом, конечно, качество вооружённых сил противника всегда тщательно изучалось. Нацистские стратеги допустили просчёт в одном, но главном. Они недооценили способность и решимость своих основных противников – Англии и Советского Союза (прежде всего, конечно, второго) – к длительному напряжению усилий всего народа для самосохранения. Не сумев ни склонить к миру Англию, ни завоевать СССР, восстановив при этом против себя США, нацистская Германия в конце 1942 года подошла к тому рубежу, за которым должно было решающим образом сказаться количественное превосходство её противников в материальных ресурсах. Это превосходство уже было невозможно компенсировать никаким профессионализмом, несмотря на то, что последний у вермахта продолжал оставаться выше, чем у армий антигитлеровской коалиции, почти до самого конца войны. Литература: 1. Великая Отечественная война. В 4 кн. Кн. 1. Суровые испытания. – М.: Наука, 1998. 2. Гот Г. Танковые операции. / пер. с нем. – Смоленск: Русич, 1999. 3. Гудериан Г. Воспоминания солдата. / пер. с нем. – Смоленск: Русич, 1999. 4. Киншерманн Г. Кроваво-красный снег: Записки пулемётчика вермахта. / пер. с нем. – М.: Яуза-пресс, 2009. 5. Клаузевиц К. О войне. / пер. с нем. – М.: Наука; Логос, 1996. 6. Липпих В. Беглый огонь! Записки немецкого артиллериста. / пер. с нем. – М.: Яуза-пресс, 2009. 7. Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. – М.: Вече, 2002. 8. Миддельдорф Э. Русская кампания: Тактика и вооружение. / пер. с нем. – СПб.: Полигон; М.: АСТ, 2000. 9. Оружие вермахта. / Сост. Шунков В. – Минск: Харвест, 1999. 10. Оружие Красной Армии. / Сост. Шунков В. – Минск: Харвест, 1999. 11. Типпельскирх К. История Второй мировой войны. / пер. с нем. – СПб.: Полигон; М.: АСТ, 1999. 12. Фляйшман Г. По колено в крови: Откровения эсесовца. / пер. с нем. – М.: Яуза-пресс, 2009. 13. Jacobsen H.-A. 1939 – 1945. Der Zweite Weltkrieg in Chronic und Dokumenten. – Darmstadt, 1959.

ГОРДОСТЬ

ЦВЕТ АУРЫ

ОРАНЖЕВЫЙ цвет – ГОРДОСТЬ - преувеличенная уверенность в своих выдающихся способностях и совершенстве, в презрении к порокам других людей.

Ты слишком серьезно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан, - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
Я попытался было возразить, но дон Хуан не позволил. Он сказал, что из-за непомерно раздутого чувства собственной важности я за всю жизнь не довел до конца ни единого дела. Я был поражен уверенностью, с которой он говорит. Но все его слова, разумеется, в полной мере соответствовали истине, и это меня не только разозлило, но и здорово напугало.
- Чувство собственной важности, так же как и личная история, относится к тому, от чего следует избавиться, - веско произнес он.
К. Кастанеда. Путешествие в Икстлан.

В христианстве гордость относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти.

Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций. Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком).
Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора.
Это чувство означает стремление человека поставить себя, свой разум, свою мудрость выше Вселенной, Бога, выше чего-либо или кого-либо в этом мире. Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни, то есть те ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям. У него есть свое понимание окружающего мира, и он считает, что именно оно является самым верным и самым лучшим. Он стремится подчинить себе окружающий мир, часто с помощью насилия. Поэтому любое несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и др. А это, в свою очередь, приводит к различным болезням и смерти.

Гордыня - это ощущение внутреннего превосходства над другими. Это прежде всего результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни.
Получается, что вся энергия уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Представьте, что клетка начинает бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.
Нужна ли такая клетка организму?
Может ли клетка диктовать свои условия организму?
Нет.
Организм будет стремиться избавиться от нее, иначе такая клетка превратится в раковую.

В Библии по поводу гордыни есть замечательные строки:
"Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными - мудрость".
"Погибели предшествует гордость, и падению - надменность".
"Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми".
"Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе".
"Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех".
"За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь".
"Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь".

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ:
1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих. Такие люди чувствуют, что всегда правы, склонны критиковать кого-то, обсуждать, сплетничать и обвинять.
2. Следующее проявление гордыни – это жалость к себе.
Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе. Такой человек сконцентрирован только на себе, он начинает играть роль жертвы, из его жизни уходит собранность, трезвость и уравновешенность.
3. Отношение свысока, снисходительность.
Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.
4. Покровительственное отношение к кому-либо.
Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно эти люди помогают кому-то, после чего требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»
5. Унижение других и себя.
Есть люди, которые считают себя неудачниками, ни на что не способными, низки духом, и если видят кого-то выше себя, они готовы ползать перед ними на коленях. Но в то же время, если они замечают людей, ниже себя, вынуждают их вести себя точно так же.
6. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать».
Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.
7. Слишком серьезное отношение к себе.
У человека возникает чувство, что он очень важная персона. И это чувство дает ему повод раздражаться по поводу и без. И когда что-то в жизни складывается не так, как хочется, он может встать и уйти. Такую ситуацию часто можно видеть в семьях при разводе. Каждый из супругов считает, что тем самым проявляет силу своего характера, но это не так. Таким образом, они наоборот проявляют слабость.
8. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему – человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.
9. Хвастовство.
Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.
10. Отказ о помощи.
Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.
11. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься.
Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.
12. Мысль о том, что деятельность, которой занимается человек, нужнее и важнее всех остальных.
13. Соперничество.
Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.
14. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия.
Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.
15. Использование слов, значение которых другим людям непонятно.
Обычно этим пороком страдают ученые.
16. Нежелание делиться своими знаниями.
17. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.
18. Нечестность к себе и к другим людям.
Такой человек может не выполнять своих обещаний, специально вводить людей в заблуждение, врать.
19. Сарказм.
Стремление съязвить, зло подшутить над человеком, обидеть едким замечанием или грубостью.
20. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки – духовные проблемы и гордость.

Как же избавиться от этого пагубного чувства?

Любое поведение человека имеет свое позитивное намерение. Гордыня, как способ мышления и восприятия окружающего мира, тоже имеет позитивное намерение. Оно многогранно. Это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир.

Каждый человек хочет чувствовать, что живет в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это означает вынашивать в подсознании программу уничтожения других миров. Ведь если я лучше и выше, то другие хуже и ниже.
Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны.

Гордыня рождает самую высокую подсознательную агрессию, которая возвращается мощной программой самоуничтожения в виде травм, несчастных случаев, неизлечимых болезней и, наконец, смерти.

Важно осознать, что нет людей плохих или хороших, лучших или худших. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими ожидаем увидеть. Чем выше человек превозносит себя, тем ниже он падет. Чем лучше он хочет выглядеть для других, тем хуже о нем скажут.

Гордый человек - закрытый человек. Не желая принять мир другого человека, он делает свой мир бедным и убогим. И в конечном итоге это приводит к одиночеству.
Много болезней возникает из-за гордыни и как важно избавиться от этого чувства.

Составьте для себя программу освобождения от гордыни. Для этого в первую очередь научитесь брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Сразу отпадет потребность обвинять кого-то и себя в том числе. Научитесь принимать любую ситуацию в своей жизни - без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались.

Все знают поговорку: "Все что Бог дает - к лучшему". Постарайтесь находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из нее извлекли, приходит позже.

Что такое принятие? Это глубокое понимание того, что мы живем в очень гармоничном и справедливом мире, и все происходящее с нами в жизни нужно принимать безоговорочно, без претензий и обид. Какая бы ситуация с вами ни произошла - примите ее как данную Богом. Пройдите через нее спокойно.
Остановите свои мысли и подумайте - чем вы ее создали?
Примените на практике те законы, о которых вы уже знаете:
"Внешнее отражает внутреннее" и "Подобное притягивает подобное".

Какой важный и позитивный урок вы должны извлечь из этой ситуации?
Научиться принимать ситуацию - это искусство.
В христианстве это называется смирением. "Ударили по одной щеке - подставь другую ".
Многие просто не понимают смысла этой фразы. Многие люди не могут принять ее, потому что воспринимают буквально, не видя в ней скрытый смысл.
Она означает: на внешнем, на сознательном уровне можно выразить несогласие с ситуацией и стремиться ее изменить, но на внутреннем, на подсознательном уровне, то есть душой, эту ситуацию нужно принять без претензий и обид.
"Не говори: "Я отплачу за зло"; предоставь Господу, и он сохранит тебя".
Наше сознание находится в роли наблюдателя и оценщика тех жизненных событий, которые нам преподносит наш подсознательный разум. Поэтому сознательно можно выражать недовольство, но подсознательно ситуацию необходимо принять.

Мы сами создаем все события своей жизни. Внешнее можно изменить только тогда, когда мы меняем что-то внутри себя. Научитесь принимать людей такими, какие они есть . Помните, что каждый человек живёт в своём мире и создаёт свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и уникальность каждого человеческого существа.
Представьте человеческий организм. В нем триллионы разных клеток. Что их объединяет вместе? Жизнь! Стремление к целому, то есть служение единому организму. На этом уровне все клетки равны между собой. Нет клеток лучше или хуже. Клетка сердца или головного мозга ни в чем не лучше клетки прямой кишки. Они не могут существовать друг без друга. Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой. Но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои, специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма все, что ей необходимо.

На тонком подсознательном уровне каждый человек - это частица Вселенной. И не только человек, а любое живое существо, любой предмет. И здесь мы все равны. Все в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому, то есть к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. И каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития. Все мы идем в одном направлении, но каждый своей дорогой.
Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мира, но не за счет возвышения над другими потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счет осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.
Каждый идет своей дорогой. А цель у всех одна. Каждый, в конце концов, приходит к тому, что искал. Искал интуитивно, подсознательно, проходя через определенные жизненные уроки. И единственное, что человек всегда имеет при себе на этом пути и с чем он заканчивает свой путь, - это его личная жизненная история, судьба.
Если бы люди научились принимать без агрессии все жизненные ситуации и воспринимать события как уроки, а не как стрессы, учиться на них, то есть в любой ситуации делать позитивные выводы, то жизнь была бы прекрасна.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, успокойтесь. Остановите свой разум, внутренний диалог. Мысленно поместите перед глазами ровное светящееся поле светло-синего цвета. Теперь представьте себе, что вот такой светло-синий свет наполняет вас изнутри, постепенно становясь все ярче и светлее. И в этот момент мысленно обратитесь к Высшей Силе, Богу. Не важно, верите ли вы в Бога или в Космический Разум, любое представление о разумном начале Вселенной достаточно для такого обращения. Обратитесь к этим Высшим Силам с необычной просьбой. Не просите для себя каких-то благ, пусть даже не материальных, а духовных. Просто попросите эту силу войти в вас, направлять вас, делать с вами то, что гармонично для Вселенной. Просите об одном - помочь вам найти то единственное место в гармонии Вселенной, которое вам предназначено. Стать именно таким, каким вы самым лучшим образом впишетесь в систему Мира. Достигнуть того совершенства, мира и покоя, которое позволит вам познать истинное счастье и свободу.
Если в момент такой молитвы или сразу после нее вам захочется подвигаться или посидеть в какой-то непривычной позе, а может быть, просто походить, дыша особым образом, или даже танцевать - не сопротивляйтесь. Это продолжение вашей медитации, динамическая ее часть. Вселенная может отозваться на вашу готовность к сотрудничеству через ваше тело.

Люди, которые довольно часто практиковали подобные медитации, по словам специалистов, могут в точности копировать упражнения и элементы различных систем гимнастики, дыхательные упражнения - все, что найдено было человеческой мудростью за долгие века поисков совершенства духа через совершенство тела.
В Библии, в Новом Завете, есть такая молитва, которая нейтрализует гордыню самым лучшим образом, - это " Отче наш ".
Читайте ее каждый день, но читайте не бездумно, а стремитесь понять ее смысл.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое;
Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим;
Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого;
ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки.
Аминь.

Есть и еще одна сторона гордыни, которая часто остается незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня - это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но это еще и принижение себя самого, неправильное отношение к себе самому, также порождающее агрессию. Различные религиозные школы учат правильному отношению к другим людям, к окружающему миру, но мало уделяют внимания правильному отношению к самому себе. Многое в их учениях основано на чувстве вины, страхе и наказании за грехи. Они учат любить Бога, Первопричину всего сущего, а любовь к Богу начинается с любви к себе, как частице Бога. Ведь Бог находится в душе каждого из нас. И если человек, например, ругает себя за какое-то действие, то он ругает Бога, а это уже проявление гордыни. Поэтому постигать окружающий мир и вселенские законы нужно с изменения отношения к самому себе, а через самоизменение и самосовершенствование - и к окружающему миру.
"Я не желаю быть гордым, как драгоценный камень"

Пробуждённому не свойственна та самонадеянность, которую обычный человек считает своим правом, поскольку пробуждённый не только чрезвычайно скромен, но и не оказывает разуму того почтения, какое свойственно обычному человеку. Таким образом, он намного более разумен, чем обычный человек, так как считать, что разум полностью обосновывает необходимость избегать вызовов в жизни, означает вести себя совершенно неразумно. Пробуждённый использует свой разум лишь для того, чтобы он направлял его к восприятию жизни в её полноте, а не в качестве оправдания побега от вызовов.
Существует огромная разница между высокомерием и смирением. Высокомерие основано на предположении о том, что человек превосходит кого-то или что-то. Смирение опирается на знание о том, что человек не выше и не важнее, чем всё остальное.

В отличие от обычного человека, пробуждённый знает, что он не более и не менее значим, чем всё остальное. Это известно ему благодаря тому факту, что он живёт. Бесценный дар жизни, которым он наделён, представляет собой ту самую жизненную силу, которой награждены царь, нищий и насекомое. Такое знание чрезвычайно отрезвляет, и только тщеславный глупец не смирится, размышляя над этим фактом. Пробуждённому не свойственно высокомерие, в своём смирении он испытывает глубокое уважение ко всему живому, независимо от того, что это за жизнь - его собственная, жизнь царя или нищего, животного или растения, насекомого или атома.

Люди часто путают смирение с высокомерием, и потому у них нет подлинного уважения к жизни.
См.

ЛЕСТЬ

Лесть - это похвала с корыстной целью. Притворное одобрение, лукавая угодливость.
Человек льстивый готов вознести другого на какие угодно высоты, лишь бы получить от него что-нибудь, будь то материальная выгода или внимание, одобрение.
Человек льстивый разрушает самого себя и окружающий мир. Ведь возвышая кого-либо, он принижает себя.
Бывает лесть, как одна из производных гордыни.
Наверное, каждый, кто общался с такими людьми, ощущал неприятные чувства.
Эти неприятные ощущения появляются потому, что лесть несет в себе заряд подсознательной агрессии. Не зря раньше говорили, чтолестью душу вынимают.
Человек самодостаточный стремится выразить свою индивидуальность в этом мире; человек, который уважает себя, свободен от лести.

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Австрийский психиатр Альфред Адлер, создавший систему индивидуальной психологии, утверждал, что основной движущей силой человеческой жизни является стремление к превосходству. Оно может быть конструктивным, то есть полезным для развития личности, и деструктивным – её разрушающим. Стремление к превосходству в той или иной степени свойственно каждому из нас. Стоит ли ему сопротивляться и как направить его в конструктивное русло, давайте попробуем разобраться.

Теория о компенсации «комплекса неполноценности»

Сразу хочу оговориться, что мы не буду принимать утверждения А. Адлера за истину в последней инстанции. Это всего лишь одна из теорий о детерминантах человеческого поведения, с которыми просто интересно ознакомиться и принять во внимание в своем собственном поиске истины. Точно так же, как нельзя полностью брать на веру учение З. Фрейда о бессознательных и сексуальных истоках .

Но, в любом случае, что-то заслуживающее нашего внимания в этих теориях есть. Итак, Адлер считал, что человек стремится к постоянному самоутверждению, самореализации и достижению превосходства, потому что в детстве испытал жесткий прессинг «комплекса неполноценности», который испытывал по отношению к своим родителям. Они казались ему Богами, всемогущими великанами, волшебниками, которые умеют все, могут защитить, решить, оградить, направить. Сам ребенок, понятное дело, этого еще не умел и потому испытывал священный пиетет перед своими предками. И подрастая, стремился от этого комплекса неполноценности избавиться. Стать поскорее взрослым. То есть доказать свою состоятельность.

Вспомните, практически все мы в детстве мечтали выбраться из-под родительской опеки и доказать свою самостоятельность, состоятельность и важность. Разными, между прочим, способами. Иногда и манипуляторными (по существу, деструктивными), типа истерик, обид, побегов, обманов и т.д.

Во мы не раз убеждались, какой сильной движущей силой обладают наши комплексы. Как человек с какими-то недостатками пытается компенсировать их за счет выпячивания и развития других качеств. За счет экстремального преодоления недостатков путем развития в себе выдающихся способностей. Вспомните древнегреческого оратора Демосфена, у которого был дефект речи и который вопреки этому стал известным любимцем публики. Многие знаменитые полководцы не отличались высоким ростом (Наполеон, А. Суворов, А. Македонский), но достигли высокого положения, будто доказывая свою истинную ценность, то есть вопреки своим природным данным, стали на голову выше современников.

То есть, стремление к превосходству ни что иное как борьба с тем младенческим комплексом неполноценности, который мы испытывали по отношению к своим родителям.

Но самоутверждение – важнейшая человеческая потребность – может носить положительный развивающий характер или быть патологическим, то есть деструктивным.

Психологи Е. П. Никитин и Н. Е. Харламенкова в своей книге «Феномен человеческого самоутверждения» пишут, что самоутверждение, самореализация пронизывают всю нашу жизнь. И являются мощной силой, способной действовать по-разному: «Она может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного».

Что такое деструктивная личность?

Деструктивность – (от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) – отрицательные действия человека, направленные вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя. Получается парадоксальная ситуация, человек хочет и доказать свое превосходство, а получается, что он блокирует плодотворную энергию, препятствует ей на пути к развитию, к самоосуществлению, человеку не удается реализовать свой потенциал.
Чтобы лучше понять, что такое деструктивная личность, наверное, полезно узнать, какими свойствами обладает ее противоположность, то есть человек с целостной, недеформированной, сбалансированной психикой. Нормальный человек, назовем его так, должен обладать такими качествами:
Адекватными реакциями на внешние факторы (соответствующими ситуации);
Подчиненностью поведения оптимальной жизненной целесообразности, здравому смыслу, согласованности целей, мотивов и поступков.
Притязания совпадают с реальными возможностями человека.
Человек гармонично взаимодействует и сосуществует с другими людьми.

Когда этого нет, мы говорим о деструктивной личности. Это, по большому счету, несчастный человек, который не смог найти себя в мире людей и не научился уважать себя, окружающих и свою жизнь.

Как правило, деструктивные личности добиваются компенсации чувства собственной неполноценности за счет других, как правило, это эгоистичная личность, озабоченная собственным деструктивным самоутверждением. Таким людям свойственны:
деструктивные действия вовне и когда он сам является причиной фрустрации и возможным выходом из травмирующей ситуации становится саморазрушение (алкоголизм, наркомания, суицид).
патологическая стойкость аффекта («застревание» на каких-то ситуациях);
болезненная обидчивость, злопамятность, мстительность, чувствительность, легкая уязвимость;
высокая тревожность – склонность к переживанию тревоги, причем с очень низким порогом чувствительности, то есть по любому поводу;
злокачественный нарциссизм, психопатии и антисоциальные черты – то есть демонстративное неадекватное поведение в отношениях, когда эксплуатируются, унижаются и обижаются партнеры или партнерши, родные и близкие.

Деструктивные манипуляции

При этом деструктивные личности используют целый арсенал манипуляторных приемов, о которых стоит написать целую отдельную статью. Самыми распространенными из них являются:
проекции (переходы на личности);
газлайтинг (или игра «в дурачка» – «я не то имел в виду», «такого не было»);
обобщения, голословные утверждения, забалтывание проблемы;
оскорбления;
угрозы;
перевирание мыслей и слов собеседника («переворачивание по-своему»), недомолвки, вырывание из контекста и подача «под своим соусом»;
прямые обвинения;
клевета и т.д.

Все это делается для того, чтобы переложить ответственность на собеседника (партнера и т.д.), выставить его в невыгодном свете, возвыситься за его счет, отстранить, отодвинуть со ступеньки пьедестала, занять выгодную позицию. То есть, в конечном итоге, утвердиться в своем превосходстве. «Ну, нет, я уж точно так себя не веду!» – думает большинство из нас и ошибается. Иногда мы не осознаем того, что сами пользуемся такими в нашем повседневном общении, и все они так или иначе применяются для того, чтобы показать, какие мы выдающиеся, незаменимые, умные, добрые и т.п.

Но такое самоутверждение можно назвать восхождением по трупам, так как доказывая свое превосходство даже в самых незначительных вещах, мы неизбежно ущемляем других, то есть опускаем их на более низкую ступеньку.

Неужели это неизбежно? Неужели все мы обречены на то, чтобы само утверждаться, шагая по трупам поверженных конкурентов?


Конструктивная направленность теории превосходства

Если принять утверждение А. Адлера на веру, то все мы в той или иной степени амбициозны и претендуем на превосходство над другими. И это тот факт, с которым нам нужно смириться и принять в себе.

Существуют ли на свете абсолютно не амбициозные люди? Наверное, нет. Нам всегда хочется кого-то в чем-то да переплюнуть. Построить самый лучший дом, стать лучшим бухгалтером, написать роман века, достичь олимпийских высот, сочинить бессмертную музыку и т.д. и т.п. У каждого свои высоты, свои мечты, свои планки. Они заставляют нас двигаться вперед, достигать успеха, развиваться. Может быть, это и неплохо. Если бы не «трупы» таких же как мы мечтателей, оставленных нами позади…

Как правило, в жизни мы непрерывно сталкиваемся с конкурентами, множеством конкурентов (начиная от места на парковке, заканчивая местом на кладбище) и начинаем с ними незримую войну, борьбу за участок под солнцем. Каждый ищет себе более выгодного положения по сравнению с рядом идущими, стоящими, живущими.

А что если поменять орбиту достижений и стремиться к тому, что не предполагает конкуренции, к тому, в чем нет ограничений, что никогда не закончится, не имеет материальных границ, веса, размера? И единственным критерием достижения этого, будет наше ощущение счастья, единства с миром, гармонии. Попробуем представить…

Что сможет удовлетворить нашу жажду самоутверждения?

Познание себя и мира
Любовь
Творчество, созидание
Чувство удовлетворения от жизни

Просто жить и получать от жизни максимум информации, любви, удовольствия, красоты, радости, счастья. Того, чего навалом и хватит на всех, нужно только научиться это видеть, принимать, ощущать, осознавать. То есть в конечном итоге, главный наш Монблан находится внутри нас и наша задача – достичь это собственной вершины без потерь (внешних и внутренних).

50 основных психологических ловушек и способы их избежать Медянкин Николай

Чем нам мешает чувство превосходства?

Все люди равны, нет никого, кто был бы выше или ниже других. Поэтому и комплекс неполноценности, и комплекс превосходства – это лишь субъективное восприятие человеком самого себя, а по сути самообман.

Человек с комплексом превосходства по сути чувствует себя столь же неуверенным, как и человек с комплексом неполноценности. Но если тот, кто уверен, что он хуже всех, обычно тихо страдает и сам себя казнит, то человек с комплексом превосходства ищет способы почувствовать себя уверенным. Для этого он и пытается подавить других своим мнимым превосходством. Ведь он чувствует себя хорошо лишь тогда, когда рядом кто-то, кого можно унизить, над кем можно посмеяться, кого можно подчинить. Лучше всего он чувствовал бы себя, если бы все смотрели на него снизу вверх и были послушны. Но эти мечты невыполнимы. Потому что большинство людей не смиряться с ролью послушных, слабых, подчиненных марионеток, которыми можно командовать как угодно.

Человек с комплексом превосходства по сути дела хочет подогнать реальность под себя – сделать людей такими, какими он желал бы их видеть. И если люди не подчиняются – он выходит из себя. В итоге у него возникает самый настоящий невроз из-за постоянного противоречия между желаемым и действительным. Человек злится, если кто-то не хочет признавать его величия, первенства, особой значимости. В глубине души он несчастен, так как слишком зависит от окружающих и от того, имеет ли он над ними власть.

Человек, одержимый комплексом превосходства в крайних его степенях, может стать социально опасным. Это происходит в том случае, если ему не удается самоутвердиться в своем превосходстве социально приемлемыми способами. Самые тяжкие преступления совершаются подчас ради того, чтобы почувствовать свое мнимое превосходство и власть над другими людьми.

Но самое главное – что превосходство именно мнимое. А значит, человек не становится счастливее от того, что считает себя выше других. В глубине души он все равно остается ущербным, несчастным существом, не способным любить ни себя, ни других. По сути дела он и не живет по-настоящему – а лишь борется всю свою жизнь за иллюзию своего величия. В итоге его силы и жизненная энергия растрачиваются впустую.

Он не достигает созидательных целей и может прийти к полному краху и потере смысла жизни!

Упражнение 1.

Осознай свою истинную ценность

Может быть, вы боитесь сбросить маску превосходства, так как чувствуете, что в этом случае вам придется встретиться с собой истинным, и вы будете ощущать себя слабым, жалким и ущербным без этой маски? Скажите себе, что вам нечего бояться. У вас внутри живет сильная личность, которая ценна сама по себе, безо всяких масок.

Представьте себе, что есть кто-то, кто любит вас безусловной любовью, таким, какой вы есть, безо всяких масок, любит и сильным, и слабым. Представьте, что вы чувствуете на себе взгляд его любящих и всепрощающих глаз. Вы можете представить, например, что так смотрит на вас идеальная мать – самая любящая и добрая на свете. Но на самом деле вы встретитесь таким образом с самой любящей, доброй и всепрощающей частью самого себя.

Скажите себе – от имени этой любящей части себя: «Я обладаю ценностью сам по себе. Эта ценность абсолютна, она ни от чего не зависит. Никакие обстоятельства, никакие слова и действия других людей не в силах разрушить мою истинную ценность. Я разрешаю себе быть всяким – и сильным, и слабым. Я принимаю себя всяким. Я люблю и ценю себя всяким. Я освобождаю себя от необходимости носить маски. Я признаю свою ценность таким, какой я есть».

Упражнение 2.

Похвала от сердца

Начните ценить и свои достоинства, и достоинства других людей. Если вы не замечали положительных качеств и хороших поступков других людей – поставьте себе целью начать замечать это. Если вы страдаете комплексом превосходства, то достижения и достоинства других людей могут вызывать у вас что-то вроде ревности. Вам кажется, что если вы признаете заслуги другого – это унизит вас? Но это ведь совсем не так!

Вы можете признавать и ценить как свои собственные заслуги, так и заслуги других. Скажите себе: «Никто не хуже и не лучше. Все люди равны, и все в равной степени заслуживают одобрения за свои заслуги и достоинства. Я заслуживаю похвалы – и другие люди заслуживают похвалы. Мы равны. Отныне я общаюсь на равных с людьми. Я уважаю себя, я уважаю других. Я ценю себя, я ценю других».

Найдите, за что похвалить себя. Если вы привыкли чувствовать себя выше других, с этим у вас проблем не будет. А дальше – усложните себе задачу: найдите за что похвалить другого, и похвалите его! Поставьте перед собой такую цель: после каждой похвалы самому себе обязательно похвалить другого. Чтобы количество похвал самому себе было равно числу похвал кому-то другому. Например, вы можете решить, что за день пять раз похвалите самого себя – и пять раз кого-то другого. Делайте так изо дня в день. Число похвал можно менять, главное, чтобы соблюдалось равновесие: сколько себе – столько и другим, не больше и не меньше.

Вы увидите, как начнет меняться к лучшему ваше настроение, да и отношения с людьми будут заметно улучшаться.

Упражнение 3.

Быть сильным – значит не бояться своих слабостей

Если вы считаете себя сильнее других, но при этом не признаете своих ошибок и слабостей – ваша сила мнимая, показная. По-настоящему сильный человек никогда не боится признать, что ошибся, был не прав. Не боится извиниться, попросить прощения. Совершать ошибки не стыдно, их совершают все люди. Стыдно не хотеть исправлять ошибки. Если вы совершили ошибку, признали ее и решили исправить, это нисколько не унизит вас. Научитесь с достоинством признавать ошибки. Научитесь признавать свои слабости и поражения. Это лишь придаст вам сил и даст стимул для последующих побед.

Возьмите бумагу, ручку, и дайте себе слово, что будете с собой максимально честным. Никто ведь не узнает о том, что вы сейчас напишете – это и не нужно никому, кроме вас.

Продолжите следующие фразы:

Мне не нравится в себе то, что я…

Есть то, что я не делаю так хорошо, как бы мне хотелось, и это …

Бывает, что меня ругают и критикуют за…

Мне больше всего запомнились следующие мои неудачи: …

Качества, которых у меня нет, но которые мне хотелось бы иметь, это …

Мои вредные, нежелательные привычки – это …

Не спешите, обдумывайте то, что пишете. Затем перечитайте, и подумайте: какие из перечисленных вами недостатков, ошибок и неудач подлинные, а какие – мнимые? Может быть, вам кто-то внушил, что у вас есть эти недостатки (а может, вы внушили это себе сами)? Может быть, вы преувеличиваете свои неудачи и слабости? Вам они кажутся трагедией, тем, что нужно скрывать от других, тогда как на самом деле это пустяк, и многие другие люди тоже обладают этим же недостатком или делают такие же ошибки?

Перечитайте еще раз перечень ваших недостатков, и после каждого говорите вслух: «Я принимаю в себе это. Я не осуждаю себя за это. Я прощаю себе это. Я хороший человек, я признаю свою истинную ценность, которая не зависит ни от чего».

Затем обязательно составьте список своих достоинств. Это можно сделать, продолжив следующие фразы:

Мне нравится в себе то, что я …

Есть то, что я делаю очень хорошо, лучше, чем другие люди, и это …

Меня хвалят за …

Мне больше всего запомнились следующие мои удачи, победы и достижения: …

Я обладаю следующими положительными качествами: …

Мои хорошие, полезные привычки – это …

Перечитайте и скажите себе: «У меня есть и достоинства, и недостатки, как и у всех людей. Я принимаю в себе и то, и другое. Я такой же человек, как и все – не хуже и не лучше. Я обладаю точно такими же правами на то, чтобы жить и быть самим собой, как и все другие люди».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Что нам мешает? Представьте, что каждый ответ на вопрос, на электронное письмо – это такой мини-пазл, головоломка, которую нужно собрать. Она может быть маленькой, из двух частей, и собираться в момент. Может быть большой и требовать серьезного погружения. Например, если вы

Из книги автора

Как бороться с тем, что мешает? Мы уже определились, что привычки помогают нам оптимальным образом найти силы и время для работы. Но бывает и так, что есть то, что мешает нам работать. Это может быть супруг, супруга, подруга или друг, с которым вы живете, который может войти

Из книги автора

Что мешает общению Физическая неспособность говорить – лишь одно из препятствий к эффективному общению; существует множество других.Вам есть что сказать? ИдеиВо-первых, чтобы вызвать интерес, ваши идеи должны быть новыми, или вы должны предложить новый метод

Из книги автора

Приложение 12 Круг превосходства Сфера применения. Это приложение научит вас «ментально репетировать» ситуации: собеседования, прослушивания, презентации и пр. – без лишней нервозности.Подготовка к сложным личным ситуациям – посещение родителей супруга или возврат

Из книги автора

Глава 1 Что вам мешает? На мой взгляд, сейчас самое подходящее время, для того чтобы подвести итоги. Нужно сделать выводы, каким для вас был прошедший год, что интересного и хорошего произошло. А также составить план на год следующий. Я понимаю, что у вас в жизни много дел и

Из книги автора

Чем нам мешает страх? Если вы подвержены страху, то будете излишне осторожны даже там, где нет никакой опасности, и тем самым лишите себя многих благоприятных возможностей. Там где страх – там и нерешительность, и бездействие, и неспособность что-то изменить в своей жизни.

Из книги автора

Как нам мешает чувство недооцененности Чувство недооцененности делает человека несчастным. Он постоянно ищет у окружающих подтверждения своих достоинств. От того становится неуверенным и порой приобретает даже заискивающий вид. Таким образом он дает окружающим

Из книги автора

Ошибка 20. Комплекс превосходства Откуда берется чувство «я лучше всех»? Если у человека на лице написано «Я лучше всех, я выше всех», если он смотрит на других свысока – так и знайте, в глубине души он чувствует себя ущербным, хотя сам в этом никогда не признается. Комплекс

Из книги автора

Чем нам мешает «всезнайство» Заметьте: никто не любит непрошеных советов. Если вы даете советы, или делитесь знаниями, опытом, когда вас об этом не просят – это равносильно вмешательству в чужую жизнь, своего рода ментальному вторжению. Такой вторгающийся очень часто

Из книги автора

«А СГИНУТЬ НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ЕМУ» Somerset Hart - маленькое агентство.- Подобные агентства еще иногда называют fat free - «обезжиренные»,-улыбается Харитонов.- Мы, наверное, соответствуем. Я, например, на 30 с лишним килограммов похудел, когда начал работать. Нас всего пятеро, но мы

Из книги автора

Чувство обладания и чувство любви С помощью нашего процесса я открыл для себя новый уровень безусловной любви (способности любить без условий). Сначала я научился вызывать в себе ощущение обладания. А потому могу теперь очень легко вызвать чувство обладания, скажем,