Водоохранная зона в. Водоохранная зона водного объекта

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.01.2007

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 04.08.2018 24.07.2015 01.01.2015 11.07.2014 01.11.2013 01.01.2013 15.07.2011 18.07.2008 01.01.2007

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
  • 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
  • 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трёх градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

В границах водоохранных зон запрещаются:

  • 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утверждённого технического проекта в соответствии со статьёй 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учётом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

  • 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
  • 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
  • 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
  • 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

  • 1) распашка земель;
  • 2) размещение отвалов размываемых грунтов;
  • 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Другие статьи раздела


Изменения ст. 65 Водный кодекс


Упоминания ст. 65 Водный кодекс в юридических консультациях

  • Законно ли строение в пределах парапета набережной

    16.04.2017 Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается

  • Водный кодекс

    02.04.2017 водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ). В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается распашка

  • Заключение договора аренды земель в составе береговых зон

    22.12.2016 Здравствуйте! Ответ на Ваш вопрос содержится в Водном Кодексе (ВК) РФ. Но там говорится не только о том, ЧТО разрешено, а в основном, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО! Ст.65 ВК РФ (извлечение): 15. В границах водоохранных зон запрещаются: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; (в ред. Федерального закона от

  • Водоохранная зона

    17.11.2016 Добрый вечер! В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ

  • Водоохранная зона

    16.11.2016 и водоемов включаются пойма реки, первые надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, овраги и балки, непосредственно впадающие в речную долину. Статьёй 65 Водного кодекса РФ определена 4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев которая устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти

  • Водоохранная зона

    16.11.2016 каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта). В ч.4 ст.65 Водного кодекса РФ обозначается Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров

    Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые Правила установления на местности границ водоохранных


Согласно части 4 указанной статьи Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. В соответствии части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ от 3.06.2006 г. № 74-ФЗ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначена для общего пользовании.

Ее ширина варьируется от 5 до 20 м в зависимости от протяженности водного объекта и его вида.

Природоохранная зона

Природоохранная зона — это территория, которая требует особой охраны из-за ее культурных, природных и других особенностей. На сегодняшний день существует более 147 000 подобных охраняемых территорий, различающихся по уровню защиты в зависимости от государства и природоохранных организаций. Под определение природоохранной зоны также попадают Морские охраняемые территории.

К природоохранным территориям относятся заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, природные заказники, памятники природы, а также водоохранные зоны рек и водоемов.

На территории таких земель существует запрет на деятельность, которая не соответствует целевому назначению. Также могут быть ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования на такого рода территориях.

Природоохранная полоса водоема — это водоохранная территория водоема, ширина которой составляет от 50 до 200 м. В водоохранную зону входят: прибрежная полоса от 30 до 50 м, внутри которой идет выделение береговой полосы от 5 до 20 м, а также зона свободного доступа к водоему.

Водоохранная зона — это территория, которая прилегает к руслам водотоков, а также акваториям водоемов.

На ней устанавливают определенный режим деятельности, соблюдение которой предотвращает загрязнение, засорение и истощение водного объекта. Также ведется сохранения животного и растительного мира на данной территории.

Особенностью сброса стоков в природоохранной зоне является наличие после очистного сооружения систем УФ-доочистки. Несмотря на высокий процент очистки сточных вод системой Топас — 98%, установка систем доочистки требуется согласно нормам СНиП и СанПин.

Положение, запрещающее строительство в прибрежной полосе, отсутствует.

Поэтому согласно ВК-2006 возводить постройки разрешено не только в водоохраной зоне, но при условии оборудования их очистными сооружениями — и в прибрежной защитной полосе, то есть на расстоянии 30-50 м до воды. Согласно федеральному и московскому экологическому законодательству водоохранные зоны следует избавить от складов, гаражей, мастерских и пр.

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона.

Получая разрешение на застройку или оформляя домовладение придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Оптимальным вариантом является предварительное согласование и получение разрешения, чем уплата значительных штрафов за доказанные нарушения.

Водоохранная зона реки и ее правовой режим

Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту. Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ.

Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день? Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65).

Костры запрещается разводить в неотведённых для этого местах.

За разжигание костра в неположенном месте штраф составляет 1000-1500 руб.

(статья 8.32 КоАП РФ). 2. Про стоянку а/м в водоохранной зоне.

Запрещено движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Ст 65 прибрежные защитные полосы, Водный кодекс 2019 РФ

При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. 5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Использование водоохранной зоны регулируется законодательством, частное строительство разрешено осуществлять с соблюдением установленных норм. Собственник земельного участка, расположенного возле различных водоемов, имеет право на застройку, соблюдая ограничения по строительству.

Водоохранная зона водного объекта имеет особый правовой статус, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется первоначально ознакомиться с действующим регламентом.

Понятие водоохранной зоны

Действующий Водный кодекс РФ определяет понятие охраняемой территории. В ст. 65 указано, что это прилегающая к берегу водоема земля может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Закон защищает водоемы от загрязнения и причинения ущерба, гарантирует сохранность находящихся там животных и растений. Охраняя существующий природный баланс, ВК РФ определяет правила пользования, наказание за нарушение принятых постановлений и регламент использования водоохранной зоны.

Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона. Получая разрешение на застройку или оформляя домовладение придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Оптимальным вариантом является предварительное согласование и получение разрешения, чем уплата значительных штрафов за доказанные нарушения.

Наиболее серьезным является вариант, когда застройщик получает предписание на снос возведенного здания, отменить которое бывает крайне сложно. По закону, запрет на строительство в прибрежной зоне относится к 20 м от кромки воды. Ближе расположенный дом или хозяйственные постройки могут быть снесены по судебному постановлению.

Непозволительно устанавливать заборы и прочие ограждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для граждан, владелец участка будет вынужден снести его и заплатить штраф.

Не стоит забывать, что ликвидационные работы оплачивает нарушитель, средства с виновного взыскиваются по исполнительному производству.

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Защита водоохранной зоны производится согласно установленным нормативам. Утвержденная береговая линия является отправной точкой для всех измерений, касающихся разрешения на застройку. Использование береговой полосы имеет ограничение по осуществлению различных видов деятельности и зависит от удаленности от истока водоема.

Например, ширина полосы, на которой не позволено строиться, составляет для рек:

  • если от истока менее 10 км, то 50 м следует отступить от кромки воды;
  • если 10-50 км, то строительство нельзя осуществлять ближе 100 м;
  • если более 50 км, то требуется отступить 200 м.

Расчет отступа от воды в случае озер и иных замкнутых водных хранилищ осуществляется в зависимости от периметра береговой линии и площади поверхности объекта. Например, если озеро по размеру составляет менее полукилометра, то водоохранная зона расположена на 50 м. Такой регламент касается искусственных и природных водных ресурсов. Для морского берега удаленность для застройки существенно выше и установлена в 500 м.

Если река имеет незначительную протяженность, менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с берегом. Исключение сделано для осуществления деятельности непосредственно возле истока ручья или небольшой реки. Отступить от берега придется на 50 м, иначе будет нарушен запрет на строительство вблизи водного объекта.

К прочим ограничениям использования в хозяйственной деятельности и проживании возле водоохранной зоны относится следующее:

  • недопустимость использования сточных вод для мелиорации и иных сельскохозяйственных потребностей. Поскольку земельный участок расположен в непосредственной близи от водоема, то после полива и орошения сточные воды попадают в водоем;
  • в зоне недопустимо образование захоронений животных, кладбищ или хранения промышленных отходов, особенно повышенной токсичности;
  • запашка участков не разрешается. Береговая линия не должна подвергаться воздействию тяжелой техники, образованию земляных завалов и иных действий, приводящих к размыву грунтов;
  • в защитной зоне нельзя пасти скот и устраивать летние загоны;
  • передвижение всех видов транспорта, образование стихийной или плановой стоянки запрещена.

При всех существующих ограничениях, строительство с соблюдением установленных правил разрешается по закону. При этом потребуется оформление дополнительных разрешений и введение в проектную документацию оборудования и устройств для защиты близлежащего водного объекта.

Страница 39 из 55


Водоохранные зоны Москвы

Водоохранные зоны - территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК РФ).

ВК устанавливает размеры водоохранных зон только за границами поселений.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км – 50 м; от 10 до 50 км – 100 м; от 50 до 100 км – 200 м. Для рек, ручьев, протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранные зоны совпадают с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны истоков реки, ручья – 50 м.

Таким образом, водоохранная зона такой крупной реки, как Волга, сокращена с 500 до 200 м. Тем самым сделана попытка узаконить застройку водоохранных зон и береговой линии.

Положение, запрещающее строительство в прибрежной полосе, отсутствует. Поэтому согласно ВК-2006 возводить постройки разрешено не только в водоохраной зоне, но при условии оборудования их очистными сооружениями - и в прибрежной защитной полосе, то есть на расстоянии 30-50 м до воды.

Размеры и границы воодоохранных зон на территории Москвы устанавливаются, исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с Генеральным планом.

Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Водоохранная зона источников питьевого водоснабжения Москвы является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а в натуре отмечаются особыми знаками.

Согласно федеральному и московскому экологическому законодательству водоохранные зоны следует избавить от складов, гаражей, мастерских и пр. Но для этого необходимо определить четкие границы водоохранных зон, чего пока не сделано. У городских властей на это нет полномочий, вести работу должна федеральная структура – Московско-Окское бассейновое управление. Эта организация уже составила смету работ, но денег на воплощение у нее нет и не предвидится. Поэтому нет законных оснований требовать от предпринимателей, чтобы они передвинули свои предприятия или убрали с берегов дебаркадеры.

Кроме того, Министерство окружающей среды Московской области неохотно сотрудничало со своими московскими коллегами и не принимало мер к предприятиям, сбрасывающим в реки свои канализационные стоки. Теперь же, после его упразднения, положение, по-видимому, еще больше осложнится.

Московская региональная природоохранная прокуратура выявила в Мытищинском, Пушкин-ском и Истринском районах Подмосковья более 200 животноводческих ферм, расположенных в охраняемых зонах и спускающих в воду рек навозные массы, поскольку очистные сооружения на фермах отсутствуют. Самый крупный штраф за ущерб водоохранным зонам – 140 млн 900 тыс. руб. – был наложен на АОЗТ «Останкино».

На территории памятника природы «Долина реки Яузы» природоохранной прокуратурой Москвы были выявлены нарушения ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях» – захламление и загрязнение со стороны ряда хозяйствующих организаций.

Правительство Москвы пришло к решению вывести все «экологически вредные» предприятия с территории бассейна реки Яузы, примыкающей к особо охраняемой природоохранной зоне национального парка «Лосиный остров». Власти мегаполиса решили продолжить превращение северо-востока столицы в один большой гидропарк. Территории, лежащие по берегам Яузы, Лихоборки, Чермянки и речушки Ички, будут приспособлены для отдыха, развлечений и спортивных занятий горожан.

Начать облагораживание 12 прибрежных зон намечено с очистки самих рек. Попутно подлежащие реконструкции земли предполагается освободить от размещенных здесь гаражей и автостоянок. Взамен решено построить современные многоярусные гаражи, но вне природоохранных зон. А непосредственно «у воды» станут возводить только культурно-досуговые и спортивно-развлекательные комплексы, небольшие торговые центры, кафе и рестораны.

Работы по благоустройству речных территорий одновременно начнутся в Бибиреве, Северном Медведкове, Свиблове, а также в Лосиноостровском, Ярославском и Бабушкинском районах.
По планам основная масса пойменных земель СВАО преобразится уже к 2010 году.

Власти Московской области обвиняют «Мосводоканал» в деятельности, наносящей вред подмосковной природе: в результате многолетнего функционирования станций водоподготовки накоплены массивные донные отложения в бассейне реки Москвы, а также в Клязьминском, Пироговском и других водохранилищах, токсичные инфильтраты которых отравляют подземные водоносные горизонты. В водах, поступающих в Московскую область и якобы очищенных «Мосводоканалом», обнаружено многократное превышение предельно допустимых концентраций токсичных веществ. В результате в ряде населенных пунктов области, расположенных ниже московских очистных сооружений, отмечается необычно высокий уровень онкологических, эндокринных и других заболеваний, а также случаи мутаций растений, рыб и домашних животных.

При этом платежи за загрязнение окружающей среды, как и налоги от хозяйственной деятельности «Мосводоканала», поступают в бюджет Москвы.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины