Стратегии по локальной сети на двоих. Игры кооператив на пк по локальной сети

Ниже представлена подборка лучших стратегий с мультиплеером, где через сеть можно поиграть или посражаться с другими игроками. Игры подбирались именно с живым мультиплеером. Отдельно я сделал подборку других (не стратегий).

Age of Empires II- III

Дата выхода: 1999 г. HD версия - 2013 г.

Жанр: RTS, Историческая стратегия

Age of Empires – одна из первых стратегий, в которых игровому балансу между противоборствующими сторонами уделено столь много внимания. В игре представлено 27 цивилизаций, от викингов и англичан до средневековой Японии и Египта времен фараонов. Развитие за них примерно одинаково, но у каждой нации есть уникальные строения и виды войск. Для их производства приходится добывать четыре вида ресурсов, есть возможность торговли на рынке. Игра входит в и лучших .

Игровой процесс типичный для стратегии реального времени – сперва обустраиваешь экономику, строишь город и рабочих. Начиная с малого, постепенно переходишь в более технологичные здания, более смертоносные виды войск и улучшения для них. Каждая цивилизация обладает уникальной культурой, военной системой и особенностями экономики. Особенно «Эпоха империй» придется по вкусу тем, кто прохладно относится к уже приевшимся фентезийным вселенным. Не смотря на год, в игре до сих пор жив мультиплеер и проводятся турниры среди фанатов.

Age of Mythology

Дата выхода: 2002 г.

Фантастическая стратегия Age of Mythology игровым процессом мало отличается от своей предшественницы Age of Empires. Здесь такая же графика, тот же принцип построения экономики и найма войск. Однако имеются и важные изменения, так, сражающиеся стороны представлены всего лишь 3 фракциями – античными греками, египтянами и викингами. Кроме того, вместо такого ресурса, как камень, теперь игрокам придется добывать благословение, причем каждой расе оно дается своим, уникальным путем.

Но главное нововведение – появление богов, выполняющих функции героев. У каждой фракции их 12, но непосредственно в сражениях они участия не принимают. Вместо этого ими даруются особы возможности, называемые «божественная сила», полезные и в экономике, и в битве. Кроме того, в стратегию добавлены специальные юниты в виде фантастических существ, особенно эффективные на поле боя.

Rise of Nations Extended Edition

Дата выхода: 2014 г.

Rise of Nations – один из клонов популярной игры «Эпоха империй». Причем, чрезвычайно удачный клон, внесший в игровую механику немало нововведений, освеживших игровой процесс. Так, было введено понятие столицы, число типов ресурсов расширено до 5. В остальном же геймплей понятен для любого фаната жанра – начиная с нуля, строишь экономику, армию и отправляешься завоевывать окружающий мир.

Всего в стратегии присутствует без малого 24 нации, но между собой они очень схожи, достаточно уметь играть за одну, чтобы без труда возглавить любую из оставшихся. Игра дает возможность мыслить стратегически – уровень технологий разделен на 8 эпох, и пользователь сам определяет, каким путем пойдет его империя. Можно удариться в технологии, а можно в многочисленные армии из слабых бойцов – каждый определяет игровой стиль, ориентируясь на собственные предпочтения.

Warcraft III The Frozen Throne

Дата выхода: 2002 г.

Жанр: RTS с элементами RPG

В Warcraft III The Frozen Throne рассказывается история глобального противостояния четырех фракций – эльфов, людей, орков и нежити. Их благополучию грозит вторжение сил Легиона демонов, и предстоит решать, присоединиться к захватчикам или объединиться и дать отпор. Для этого нужно добывать ресурсы (золото и древесина), отстраивать города и накапливать армии. А в помощь игроку даются всемогущие герои – особенно сильные боевые единицы, обладающие уникальными талантами. По игре до сих пор устраиваются турниры.

С каждым убитым противником герои приобретают опыт, реализуемый в новые магические способности. Помимо этого, у них есть инвентарь, куда складируются ценные предметы – зелья, свитки, артефакты. Одна из особенностей Warcraft – все 4 расы совершенно непохожи одна на другую, при этом в игре присутствует выверенный баланс сил. Игра входит в топ и подборку .

Red Alert 3 Uprising

Дата выхода: 2009 г.

Жанр: RTS

Red Alert – это фантазия на тему того, как могла повернуться история Земли, если бы одной из трех великих держав управлял гений полководческого искусства. Игроку придется взять на себя эти обязанности, повести за собой дивизии Советов, Альянса или Японии, принять участие в построении счастливого или не очень альтернативного будущего. Механика игры осталась неизменной – большую часть времени приходится руководить футуристической военной техникой, не забывая развивать экономику.

Дополнение Uprising продолжает сюжетную линии франшизы, но делает ее более яркой и интересной. Теперь пользователям становятся доступны новые юниты, появляются новые режимы сражений. А самое интересное – появление сюжетной ветки, где от стратегических масштабов баталий можно отдохнуть, взяв управление за хрупкой, но смертоносной девочкой Юрико.

StarCraft II

Дата выхода: 2010 г.

Жанр: RTS

Без преувеличения культовый проект в жанре игровой научной фантастики – StarCraft. С выходом продолжения игра сохранила масштаб боев и эпичность сюжета предыдущей части, совместив их с красивой графикой и прекрасными пейзажами далеких планет. На арене все те же три противоборствующие расы – терраны (люди), протоссы (технологичные гуманоиды) и зерги (напоминают рой насекомых). Такие непохожие друг на друга, они все нуждаются в мудром руководстве, чтобы уцелеть в смертельном противостоянии.

В стратегии есть два ресурса – газ веспен и минералы. Добывая их, развиваем базу, обживаем новые месторождения и вкладываемся в войска. На выбор несколько десятков видов войск, почти у каждого несколько уникальных способностей. Сражения протекают в чрезвычайно высоком темпе, успех целиком зависит от скорости и внимательности игрока.

Sid Meier’s Civilization V

Дата выхода: 2010 г.

Пятая часть культовой Civilization – проект, далеко ушедший от своих предшественников. В целом особенности построения собственной цивилизации остались теми же – ведем экспансию на глобальной карте, начиная в эпоху древнего мира, а заканчивая в 2050 году. Вот только процесс управления строительством и армиями изменился до неузнаваемости. И изменился исключительно в лучшую сторону.

Теперь игра легко осваивается всеми, даже новичками. Ходы на карте делаются как на шахматной доске, собственные и вражеские города и армии нарисованы на ней схематически. Битвы происходят очень быстро, армии стали компактными, стрелки теперь бьют намного дальше. Дипломатия упрощена, а научные разработки, напротив, делать проще. Тем не менее, Civilization осталась вдумчивой игрой, победа в которой дается лишь мастерам макроменеджмента.

Total War ATTILA

Дата выхода: 2015 г.

Жанр: Пошаговая глобальная стратегия

События в Total War ATTILA начинаются в 395 году. Могучий Рим падает под ударами кочевников, руководимых талантливым военачальником Аттилой. В реальном прошлом пришельцы смогли сокрушить империю, но в игре не все так однозначно – пользователь может возглавить одну из враждующих фракций, повернуть ход событий вспять. При желании и усердии можно вернуть римлянам былое величие, либо же построить собственное степное царство.

Главная особенность стратегии осталась неизменной – здесь два режима игры, стратегический, когда ходы осуществляются на глобальной карте, и режим битв в реальном времени. В последнем появляется возможность лицезреть всю эпичность происходящих в игре событий – на полях сражений сходятся многотысячные армии, осаждаются города с километровыми стенами. Еще продуманнее стала экономическая система – особое значение отведено наместникам провинций.

Total War: Warhammer

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: RTS, глобальная стратегия

Total War: Warhammer – стратегия для тех, кто предпочитает фентезийные вселенные реальным историческим реконструкциям. Участниками эпичных конфликтов здесь выступают 16 фракций. Разумеется, у каждой будут собственные, уникальные боевые единицы, постройки, а что важнее – герои. Присутствие на поле боя могучих военачальников делает геймплей уникальным, а возможность развивать персонажей еще больше разнообразит его.

В остальном игровой процесс понятен всем, кто отдаленно знаком с серией Total War. Перемещения войск, строительство, дипломатия и найм войск осуществляются на глобальной карте. А все сражения и осады ведутся в реальном времени, причем именно боям отводится львиная доля прохождения, так как разработчики максимально упростили экономическую составляющую стратегии.

Cossacks 3

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: RTS

Мимо Cossacks 3 фанатам франшизы проходить не рекомендуется, ведь данная игра – ремейк культовой первой части. Механика осталась той же самой, просто переехала на новый движок. События начинаются в XVII веке, и у нас в руках оказывается судьба 12 государств Старого Света, среди которых присутствуют Россия и Украина. По размаху сражений стратегия не имеет равных – в бою одновременно может сойтись свыше 30 000 бойцов.

События в игрушке разворачиваются в пошаговом режиме. В целом экономическая составляющая и сражения равны по важности. Армии состоят из пехоты, конницы и артиллерии, также можно строить флот. По мере развития государства у всех фракций, кроме трех, есть возможность перейти в XVIII век, что даст улучшенные типы юнитов. Всего в Казаках 70 видов войск и 140 типов построек.

Warhammer 40,000 Dawn of War III

Дата выхода: 2017 г.

Жанр: RTS

Сюжет Warhammer 40,000 Dawn of War III рассказывает о конфликте трех фракций в далеком-далеком будущем в вымышленной вселенной. Космодесант, Перворожденные и Орки продолжают сражаться друг с другом в режиме реального времени, но теперь бои проходят в несколько ином виде – была добавлена ролевая составляющая с героями, и они, зачастую, смертоноснее, чем все войско, ими возглавляемое.

В новой стратегии вселенной Warhammer максимально упрощена экономическая составляющая. Заниматься постройкой баз почти не нужно – в арсенале не более 7 построек, добыча ресурсов по-прежнему ведется на неиссякаемых монументах, которые нужно просто занять. 90% времени приходится заниматься контролем армии и героя, для которого нужно подбирать предметы, броню и вооружение.

С начала 90-х и до середины 00-х стратегии властвовали над умами игроков, получая заслуженный почет и уважение. Увы, но их золотая пора минула: RTS (стратегии в реальном времени) не могут конкурировать в зрелищности с очередным Battlefield, с динамикой Overwatch или сюжетом Witcher 3. Вот и приходится довольствоваться очередным перепрохождением старой-доброй классики или ожидать выхода новой «Цивилизации».

Впрочем, не все так пессимистично. Наш рейтинг лучших стратегий позволит установить самых достойных представителей жанра, а также узнать о последних релизах, которые подарили некоторым классическим стратегиям вторую жизнь. Надеемся, этот ТОП-10 окажется информативным. Если же нет: комментарии и голосование внизу статьи в помощь.

10. Stronghold


Stronghold вышла на свет в золотую эпоху RTS - в 2001 году. В то время большинство стратегий пытались подражать либо C&C, либо Warcraft, но у «Стронгхолд» были иные планы. Хотя критики пытаются уверять, что эта стратегия не принесла ничего существенно нового для своего жанра, ее поклонники с этим поспорят и, как по мне, будут правы.

Stronghold имела довольно проработанную и обширную экономическую составляющую. Хотя количество доступных ресурсов не далеко ушло от стандартных «дерево/железо/золото/камень/еда», в игре появился такой необычный параметр как «Популярность». Она обеспечивала приток новых жителей в город и зависела от многих факторов: налогообложения, разнообразия доступной пищи, развлечений (таверны с элем) и прочего.

Чтобы нанять солдат, недостаточно было построить казарму. Нужно было возвести здания, производящие оружие. Обеспечить оружейников нужным строительным материалом, подождать, пока хромающий дед вальяжной походкой доставит в арсенал выстроганный вручную лук, и только после этого можно нанять… аж одного лучника. И так со всеми типами войск! Нельзя было просто поставить казарму и «наклацать» любых юнитов - этому предшествовала организация полного цикла производства оружия и амуниции. Неудивительно, что в игре был ряд экономических миссий, которые не уступали по сложности военным.


Обычное безмятежное утро в Stronghold Crusader

Впрочем, особую популярность завоевала не первая часть, а ее продолжение: Stronghold Crusaders, которая вышла уже в следующем, 2002 году. Как следует из названия, игра была посвящена противостоянию арабов и крестоносцев. К сожалению, исчез режим атаки/защиты замка (единственное, ради чего стоит уделить внимание первой части), зато появилось больше юнитов, часть из которых можно было нанимать за золото без производства оружия. За деньги нанимались исключительно воины пустыни, в то время как европейские солдаты и дальше должны были снаряжаться исключительно оружием собственного производства.


Игра остается популярной до сих пор благодаря мультиплееру и выходу различных дополнений (например, Crusaders Extreme в 2008 году). Также этому способствует простая, но достаточно разнообразная система постройки фортификационных сооружений: Стронгхолд позволяет обнести замок высокими зубчатыми стенами и высокими башнями, оснастить их защитными орудиями и лучниками, установить дополнительные ловушки или выкопать по периметру ров с водой.

Само собой, имеется не меньший арсенал осадных орудий, от таранов и лестниц до катапульт и требушетов, которые могут обстрелять укрепления врага не только камнями, но и… коровами. Добавьте к этому возможность устроить в городе врага пожар или подорвать его экономику с помощью голода: выбор стратегии поединка довольно обширен, как для RTS. Такое разнообразие сделало игру весьма интересной для сетевой игры.


Первая часть Command & Conquer вышла в 1995 году, став на то время настоящим прорывом жанра и составив серьезную конкуренцию Варкрафту и Дюне. Многие привычные ныне особенности геймплея на то время выглядели революционными:

  • Игроки могли выделять целую группу юнитов и отдавать им команду всего одним щелчком мыши;
  • На карте присутствовали нейтральные юниты, здания и другие объекты, с которыми можно было взаимодействовать (читай «разносить в хлам»);
  • Именно в C&C впервые появилась система разделения юнитов по классам, типа «камень, ножницы , бумага» - первый тип юнита эффективен против второго, но уязвим для третьего и т.д.;
  • В игре стали использоваться видеоролики и анимационные заставки, в паре с классным саундтреком, позволяли игрокам «проникнуться» историей вселенной C&C, а не воспринимать ее как очередную безымянную шахматную доску для оттачивания своих тактических способностей;
  • Еще одной фирменной «фишкой» Command & Conquer является наличие всего одного ресурса, тиберия - именно за него и ведутся все войны во вселенной этой игры.

C&C оказалась невероятно популярна со всеми вытекающими: многие элементы геймплея разошлись по другим играм, став привычными элементами большинства стратегий. Кроме классической серии C&C, которая радует своих поклонников новыми релизами до сих пор, со временем появились две «альтернативные» версии вселенной C&C. Это Command & Conquer: Generals (2003) и ставшая весьма популярной линейка игр Red Allert.

  • Red Allert


Советы как бы передают пламенный привет старику Эйнштейну

Red Allert вполне заслуживает отдельной статьи. Эта игра вобрала в себя невероятное количество безумия и «клюквы» на тему холодной войны и противостояния НАТО и СССР. Вот краткое описание предыстории вселенной этой игры: насмотревшись на ужасы Второй мировой, старик Эйнштейн в 1946 году решает смастерить машину времени и вернуться в прошлое, чтобы изничтожить Гитлера. В результате чаша весов качнулась в другую сторону: товарищ Сталин решает построить свой собственный, коммунистический Рейх, и Европе вместе с союзниками все-равно приходится воевать.

Насколько была успешна игра, судите сами: во всем мире было продано 35 млн копий, а в книге рекордов Гинесса появилась запись, уверяющая, что Red Allert - самая продаваемая RTS в мире. В 2000 и 2001 годах вышли Red Allert 2 и Red Allert 2: Yuri’s Revenge, которые до сих пор остаются классическим выбором олдфагов. Впрочем, для почитателей более современной графики, есть и третья часть RA.


Warhammer - обширная вымышленная вселенная, на основании которой построены многие книги, комиксы, фильмы, компьютерные и настольные игры. При этом существует две версии этой вселенной: Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000. В первом случае, как следует из названия, Вархаммер верен канонам фэнтези и радует поклонников Толкина и прочих «эльфов». А Warhammer 40,000 создает некий микс из фэнтези и научной фантастики, отодвигая противостояние поближе к звездам.

Игр, связанных с Warhammer 40.000, можно насчитать около 20. Но только одна из них у любого поклонника стратегий всегда ассоциируется со словом «Вархаммер»: это единственная и неповторимая Warhammer 40 000: Dawn of War, вышедшая в 2004 году.

Стратегии, в привычном понимании этого слова, места предоставлено не так и много: в центре внимания оказывается тактика. Здания строятся быстро, а ресурсов предусмотрено всего 2: энергия, для которой нужно строить генераторы, и специальные баллы, которые можно получить, удерживая чек-пойнты под натиском неприятеля.

Создатели игры как бы с первых минут прямо заявляют: оставьте всю эту возню с постройкой базы и экономическим развитием для ботанов. Вселенная WH40K создана исключительно для того, чтобы заставлять закованных в латы десантников драться с различными монстрами (от орков до более экзотических созданий). Так что никакого длительного экономического развития в ней не предвидится: только сражения с первой до последней минуты.


Warhammer 40,000: Dawn of War 2 как будто создана для Джереми Кларксона из «Топ Гир»: с воплем «Power!!!», игрок разметает всех врагов на своем пути. Тактика? Не, не слышал.

В 2009 году состоялся релиз Warhammer 40 000: Dawn of War 2, которая получила высокие оценки игроков, была тщательно похвалена многими игровыми изданиями, но… внезапно оказалась не стратегией. Верные почитатели первой части с ужасом обнаружили, что долгожданная Dawn of War 2 стала больше напоминать RPG типа Diablo, чем себя же 5-летней давности. Правда, это не помешало игре найти своих поклонников, которые уверяют, что мультиплеер сохранил все необходимые элементы RTS и вполне удовлетворителен.

7. Total War


Забавно, что Total War и Warhammer 40 000: Dawn of War расположились по соседству в рейтинге лучших стратегий, ведь как раз в мае этого года вышла Total War: Warhammer - первая TW, посвященная вселенной Вархаммер. Правда, не Warhammer 40.000, а Warhammer Fantasy - так что она, в первую очередь, придется по вкусу любителям фэнтезийных миров. Впрочем, давайте обо всем по порядку - ведь выходу этой игры предшествовало 9 других частей, которые и принесли TW всемирную известность.

Главной отличительной особенностью Total War является удачное соединение пошагового режима и RTS: уровень каждого из них выбирается отдельно. Главное действо разворачивается на глобальной карте мира, в которой все происходит пошагово. Но сражения загружаются отдельно и стремительно развиваются в режиме реального времени. Игрокам предстоит с умом использовать особенности местности и различные типы юнитов, что позволяет получить преимущество даже над превосходящими силами противника.


Первая TW вышла в 2000 году. Но всемирную известность серии принесла ее третья часть, Rome: Total War, в которой использовался трехмерный движок. Как следует из названия, действие происходило во времена Римской империи. Кроме «классических» европейских наций, в игре были доступны арабские империи (Египет) и даже варвары. В зависимости от выбранной стороны отличались не только юниты, но и архитектура городов. Популярность этой части последующие TW так и не смогли переплюнуть.

В 2013 вышла Rome: Total War II - изначально забагованная, но позднее доведенная до ума с помощью многочисленных патчей. Вероятно, вдохновившись «Цивилизацией», разработчики Rome 2 добавили возможность побеждать не только путем завоевания, но и с помощью культуры и торговли. Впрочем, это не единственная часть, достойная внимания: Napoleon, Attila, Shogun 2 и упомянутый ранее Warhammer также по-своему интересны.


Если бы мне удалось создать настолько успешный продукт, как Warcraft, я бы лет 20 почивал на лаврах, спуская все деньги каким-нибудь абсолютно бессмысленным способом. Но ребята из Blizzard не такие: сорвав заслуженные овации после выхода Warcraft 2, Близзарды взялись за работу над космической RTS. Правда, в результате у них все-равно получился Варкрафт: бета версия была нещадно раскритикована и воспринята как «орки в космосе». К счастью, разработчики прислушались к критике и полностью переделали графический движок и сеттинг. Так в 1998 году родился легендарный StarCraft.

В игре представлено 3 расы: зерги, протоссы и терраны, которые заимствованы со вселенной Вархаммера 40.000 (тираниды, эльдары, имперская гвардия). Впрочем, схожесть исключительно поверхностна: появившись на свет, СтарКрафт пошел собственным путем развития - вселенная этой игры обросла своими особенностями и сейчас имеет мало общего с Warhammer.

В большинстве стратегий, чтобы сохранить хрупкий баланс, все нации имеют одинаковый набор юнитов и зданий + несколько уникальных построек/солдат, которые вносят определенное разнообразие, но принципиально не влияют на тактику игры. StarCraft же наплевал на эти каноны. Все 3 расы абсолютно разные:

  • Зерги далеки от технологий и науки, добиваются превосходства исключительно количеством.
  • Высокодуховные протоссы являются полной противоположностью зергов: каждый протосс мнит себя важной личностью с богатым внутренним миром, поэтому стоит немало ресурсов, но и бьет, соответственно, больно и сильно.
  • Терраны (от слова «терра») представляют в игре человеков. Являются «золотой серединой» между зергами и протоссами.


Красивые огоньки Star Craft 2 заманивают доверчивых школьников и вызывают скептическую усмешку олдфагов

Такие разительные отличия между расами дали игре солидное преимущество перед остальными RTS, завоевав ей репутацию «умной» стратегии, в которой нужно не просто «наплодить» как можно большую армию, а продумать свои действия наперед, проявив стратегические и тактические умения. Не последнюю роль играет и микроконтроль: если протоссы не особо требовательны к точности управления, то успех наступательный операций других рас, особенно зергов, напрямую зависит от скорости и точности реакции игрока.

В 2010 году вышла StarCraft II. Современная графика и отличный мультиплеер позволили игре вернуть былую славу и занять свое законное место в киберспорте. Хотя олдфаги уверяют, что уникальный баланс первого SC отчасти утерян, СтарКрафт 2 получил высокие оценки самых разных игровых изданий (в среднем 9 из 10) и подарил ей вторую жизнь.

5. Age of Empires


В 1997 году вышла первая часть Age of Empires: все тот же Варкрафт, только в профиль. Вместо фэнтезийных рас в игре было представлено 12 человеческих наций, которые могли развиваться от каменного века до античности. Фурора в игровом мире эта игра не совершила, но в целом была воспринята благоприятно, что вдохновило ее создателей начать работу над второй частью.

Спустя 2 года вышла Age of Empires II: The Age of Kings, которая стала поистине легендарной. Она затмила не только первую часть, но и многих тогдашних «китов» этого жанра, отвоевав себе приличную армию поклонников. В 2000 году появился аддон Age of Empires II: The Conquerors, который добавил в игру 5 новых наций с уникальными юнитами, а также дополнительные миссии и технологии. Именно эта часть игры и стала самой популярной в серии Age of Empires. В чем причина ее успеха?

  • Разнообразие наций. В The Conquerors насчитывалось 18 наций, многие из которых были довольно экзотичны: гунны, тевтонцы, сарацины, кельты, персы, ацтеки, майя и т.д. По сути, именно эта игра заложила моду на стратегии с множеством разных цивилизаций.
  • Возможность развития. Вторая «фишка», которая была впервые среди стратегий реализована именно AoE 2 - переход из одной исторической эпохи в другую. Все это сопровождалось довольно обширным деревом технологий, для исследования которых необходимо было строить различные здания и тратить ресурсы.
  • Баланс. Само собой, нации отличались не только цветом и разным дизайном зданий. Каждая из них имела собственные бонусы и уникальных юнитов. Одни имели экономическое преимущество, другие более сильную кавалерию, третьи классные осадные орудия, четвертые дальнобойный флот и т.д. Все это разнообразие было довольно сбалансированным без явных фаворитов. В результате, Age of Empires 2 приглянулась многим любителям сетевых баталий.


Как оказалось, красивая картинка не может заменить интересный геймплей

В 2005 году вышла Age of Empires III. Она была неплоха, но до успеха своей предшественницы и близко не дотягивала. В результате, после нескольких аддонов, Microsoft сдались и, на радость фанатов, вернулись к Age of Empires 2. В 2013 году они выпустили Age of Empires 2: HD edition, а затем еще 2 аддона: The Forgotten (5 новых наций, в том числе славяне) и The African Kingdoms (еще 4 нации и «африканские» кампании). Так что на сегодняшний день AoE 2 продолжает развиваться и радовать поклонников новыми дополнениями.

4. Казаки


Успех Age of Empires привлек внимание многих игроделов: они перестали пытаться создать собственный «варкрафт», переключившись на «Эпоху империй» (которая, несомненно, создавалась под вдохновением от Warcraft). Вот и ребята из украинской компании GSC Game World создали RTS, которая концептуально имеет много общего с AoE.

Игра «Казаки», вышедшая в 2001 году, оказалась настолько успешна, что в глазах многих отечественных стратегов надолго затмила «Эпоху». Если верить «Игромании», то в свое время «Казаки» стали самой продаваемой отечественной игрой (более 1 миллиона копий).

«Казаки» продолжили идею многочисленных игровых наций. Во втором аддоне первой части, который назывался «Снова война», было доступно 20 разных стран. И если в «Эпохе» не было ни одной славянской нации, то в «Казаках» была доступна не только Россия, но и Украина (что логично, следуя из названия и географического расположения разработчиков). Были и более изысканные нации, вроде Пьемонта и Саксонии.


В отличие от других стратегий, в «Казаках» ресурсы тратились не только на приобретение юнитов, но и на их содержание. Без еды начинался голод, а наемники, приобретенные за золото, поднимали восстание, стоило казне опустеть. Чтобы использовать огнестрельное оружие, необходимы были железо и уголь - без них стрелки и артиллерия оказывались беззащитны.

Также в игре можно было захватывать некоторые вражеские здания, артиллерию и крестьян (кроме украинских, с ними как обычно: воля або смерть). В сравнении с «Эпохой империй», «Казаки» казались более динамичными, позволяя создавать невероятное количество каких-то безумных и бесстрашных юнитов - в сетевой игре схватки таких полчищ выглядели эпично и захватывающе.

  • Казаки 2


В 2005 году вышли «Казаки 2»: не смотря на высокие оценки многих игровых изданий, игра не вызывала того восторга, что первая часть. В ней было переработано абсолютно все: она стала более реалистичной и продуманной. Никаких «спорных» наций, набегов орд бесстрашных безумцев и апгрейдов древних ружей до такой степени эффективности, что даже Калашникову становится завидно.

Сражения в «Казаках II» заставляли учитывать особенности местности, подолгу перезаряжать ружья и следить за боевым духом солдат, которые могут струсить и броситься в рассыпную. Звучит, вроде бы, неплохо, но в сетевой игре от былого веселья не осталось и следа.

  • Казаки 3


А 21 сентября 2016 года вышли долгожданные «Казаки 3», о которых никто уже и не мечтал. И все бы хорошо, если бы не цифра 3 в названии - все ожидали продолжения серии, а получили ремастеринг первой части. Старая игра была перенесена на новый графический движок, геймплей полностью взят с оригинальных «Казаков». Добавьте к этому приличное количество багов, которые GSC Game World активно исправляли после релиза с помощью различных патчей, и вы поймете, почему многие геймеры почувствовали себя обманутыми. Все-таки, GSC стоило объявить о том, что игра является ремастерингом первой части до релиза, а не после него.

3. Heroes of Might and Magic


Первая часть пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic вышла в далеком 1995 году. Ее предшественником была King’s Bounty, которая появилась еще в 1991 году. Но всеобщая любовь и признание к HoMM приходили постепенно, накрыв Heroes of Might and Magic III с головой где-то ближе к 1999 году.

Действие всех «Героев» происходит в некой фэнтезийной вселенной. Расы есть, но игрок к ним не привязан: герой может завоевывать замки любых фракций и нанимать любых доступных юнитов. Так что под одними знаменами может собраться самая разношерстная и дикая братия: эльфы и скелеты, кентавры и драконы, люди и элементали.

Сражения происходят на поле, разделенном на тайлы (шестиугольники). Юниты одного типа занимают одну клетку вне зависимости от их количества. Ходы осуществляются по очереди, герой же смотрит на это действо со стороны, время от времени пытаясь помочь своей армии, кастуя различные заклинания. Постепенно герой получает опыт, изучает новые скиллы и собирает различные артефакты, делающие его лучше и выше.


HoMM IV вышли в 2004 году и были восприняты, мягко говоря, неоднозначно: уж слишком много оказалось нововведений. Главное и ключевое новшество касалось героев: из пассивных наблюдателей они превратились в активных участников баталий, которые могли передвигаться, наносить урон и подвергаться атаке подобно остальным юнитам. Герои могли путешествовать вообще без войск: по одному или сбившись в банду из 7 персонажей. Прокачавшись как следует, одинокий герой мог самостоятельно вынести многочисленную армию.

Была и обратная сторона медали: если удавалось вначале боя убить вражеского героя, можно было получить солидное преимущество. Например, имело смысл организовать диверсионную атаку на неприятеля, уложить предводителя войска и отступить - обезглавленная армия теряла возможность захватывать шахты и замки, что заставляло ее отступать и тащить бездыханную тушку полководца домой.

Все эти нововведения породили несметные просторы для споров и холливаров: поскольку с выхода третьей части прошло 6 лет, появилось новое поколение геймеров, которые «Героев» до этого в глаза не видели - им HoMM4 пришлись по душе. А вот те, кто вырос на предыдущих частях, испытали баттхерт смешанные чувства.

  • Heroes of Might and Magic V


Споры между сторонниками и противниками четвертой части остановил релиз Heroes of Might and Magic V, который состоялся в 2006 году: вчерашние противники объединили свои усилия в общем порыве выразить претензии по поводу мультяшной графики для любителей аниме. Если же закрыть глаза на картинку, по геймплею «Герои 5» были осовремененной копией третьей части - очевидно, разработчики не стали экспериментировать, чтобы подзаработать на ностальгии фанатов серии.

На этом заканчиваются классические «Герои» и начинается нечто совершенно непонятное. HoMM 6 и 7 превратилось в некий альтернативный продукт, настолько далекий от оригинала, что на их фоне даже «Герои 4» выглядят эталоном кошерности. Поэтому большинство поклонников «Героев» предпочитают играть в более ранние версии, с 3 по 5. Но самыми популярными остаются Третьи ХоММы. Тем более, что в 2015 году вышла HD-версия этой игры.

2. Civilization


Первая «Цивилизация» появилась в лохматом 1991 году и, как поговаривают, являлась цифровой версией одноименной настольной игры начала 80-х. Поскольку в те времена компьютеры у простых смертных не водились, о новой стратегической игрушке подозревали немногие: преимущественно работники НИИ и прочих интересных предприятий.

Тем не менее, игра оказалась вполне успешной: какой инженер мог устоять от искушения после напряженной рабочей смены примерять на себя роль Сталина или Ганди? Наличие Цивилопедии, детальной игровой энциклопедии, выгодно отличало Civilization от других стратегий тех времен.

  • Civilization II


В 1996 году Сид Мейер и компания выпустили вторую часть Цивы, которая, благодаря большей распространенности компьютеров, стала вполне успешным коммерческим продуктом. Не смотря на посредственную графику, в игре были классные моменты: к примеру, при постройке чуда света проигрывался видеофрагмент реальной кинохроники. Можно было увидеть запуск «Аполлона» или ядерной ракеты, съемки Сикстинской капеллы или Нотр-Дам де Пари. В последующих частях кино заменили обычной анимацией.

  • Civilization III


2001 год отметился выходом Civilization III: первой Цивы с приятной графикой. Даже сейчас она смотрится вполне привлекательно, а в 2001 году эта картинка вызывала настоящий восторг. Геймплей также претерпел определенные изменения. В Civ 2 игроки старались не собирать много юнитов на одной клетке, т.к. в случае вражеской атаки и гибели одного из них погибали все, кто стоял на клетке. В Civ 3 ничего подобного не происходило: чтобы очистить клетку от вражин, необходимо было уничтожить их всех.

Поэтому очевидная и единственная тактика ведения войны в третьей Циве: создание так называемого стека - толпы разношерстных юнитов на одной клетке. Время от времени появлялся лидер, который мог объединить 3 юнитов под своими знаменами. Такое образование называлось армией и представляло собой эдакого толстого юнита с 20НР. С помощью армии можно было выпилить практически все, что угодно.


Окно города - лучшее, что было в Civilization III

Фирменной фишкой второй и третьей Цивы стала ситуация, в которой технологически отсталый юнит, имея больше боевого опыта, мог спокойно уничтожить какое-нибудь чудо-оружие будущего. Например, в порядке вещей была ситуация, когда копейщик точным ударом разрывал в клочья вражеский танк или лучник, как следует натянув тетиву, сбивал вражеский бомбардировщик. Особо забавлял тот факт, что самолет сбивался одинаково успешно не только лучником, но и мечником. В последующих частях эта проблема была отчасти решена, но в первых Цивах такие события порождали немало приступов истерии.

В Civilization III был целый ряд нововведений, которые перекочевали во все последующие игры серии: разнообразные ресурсы на карте, Золотой век, культурное влияние на соседние города, с помощью которого можно было ассимилировать соседнее поселение, дерево технологий (в предыдущих частях приходилось запоминать или записывать последовательность открытий различных наук).

  • Civilization IV


Civilization IV, вышедшая в 2005 году, обзавелась трехмерным изображением. Игроки, привыкшие к третьей Циве, настороженно восприняли непривычную графику, так не похожую на предыдущую часть. В игре появились религия и шпионаж (аддон Beyond the Sword), а действия авиации стали более реалистичны: самолеты совершали налеты из города и не могли быть сбиты каким-то суровым копейщиком. Проблема скоплений большого количества юнитов на одной клетке отчасти решалась как раз авиацией или артиллерией: урон от их атаки получали все юниты в стеке.


Еще одно классное новшество, появившиеся в аддоне Warlords - вассальные государства. Теперь, вместо того, чтобы полностью завоевывать нерадивых соседей, достаточно было разгромить основную часть войск и захватить несколько ключевых городов. После этого противник соглашался капитулировать и становился вассалом. Также статус вассала можно было предоставить группе своих городов на другом континенте или островах, превратив их в эдакую автономную республику.


Наступил 2010 год и вышла Civilization V. На смену квадратным клеткам пришли более удобные и практичные гексы: с ними границы государств избавились от странной линейной угловатости и стали более правдоподобными. Систему накопления громадного количества юнитов на одной клетке снесли под корень: теперь на одном шестиугольнике мог размещаться только один военный юнит. При этом их сделали эффективнее и сильнее.

На содержание определенных юнитов требовалось тратить стратегические ресурсы: лошадей, железо, нефть, уголь или уран. Не имея их под рукой, государство рисковало остаться без кавалерии, линкоров, ядерного оружия и авиации, что не только добавило реализма, но и заставило игроков осторожно распоряжаться ресурсами вместо того, чтобы клепать в неимоверных количествах все, что вздумается.


Тактика постройки как можно большего количества городов также отжила свое: большие империи получали штрафы по культуре и науке, а население начинало проявлять недовольство. Так что появилось несколько различных тактик: развитие через 4-5 городов с большим количеством населения или постройка большего количества поселений, но с меньшим количеством жителей в городах. Стала возможна победа и с одним единственным городом (привет от Венеции).

Еще одно нововведение: появление городов-государств, которые не претендуют на мировое господство. Дружба с ними приносила различные бонусы: ресурсы, очки науки, культуры или религии, юнитов и дополнительные голоса в Конгрессе.

Стоит отметить, что многие из функций, как и в предыдущих Цивах, были добавлены в аддонах: религия и шпионаж, караваны, возможность принимать различные резолюции в Конгрессе и ООН - в начальной версии без аддонов всего этого не было. Поэтому, читая отзывы об игре, не сложно проследить, как гнев поклонников серии постепенно сменялся на милость.


21 октября 2016 года состоялся релиз Civilization VI. Среди заметных нововведений: 2 дерева технологий, культурное и научное, которые открываются независимо друг от друга. Клетки вокруг городов необходимо застраивать специальными районами: научными, культурными, военными, религиозными, промышленными и т.д. Построить все точно не получится - банально не хватит клеток. Тем более, что каждое чудо света также требует отдельного тайла.

Описать все нововведения и особенности шестой Цивы сложно по причине ее свежести. Но игра уже получила высочайшие оценки различных игровых изданий, да и отзывы в Стиме, по большему счету, весьма положительные. И это не смотря на то, что обычно первая версия Civilization оказывается сыроватой и только со временем, с помощью нескольких аддонов превращается в шедевр. Но, судя по всему, шестая Цивилизация может стать первой представительницей серии, которая хороша изначально.

1. Warcraft


С большим отрывом на первое место рейтинга лучших стратегий взбирается Warcraft - один из родоначальников жанра RTS, чьи наработки стали эталоном для десятков и сотен последующих игр. Не стоит удивляться тому, что C&C и StarCraft не смогли и близко подобраться к Варычу: его влияние на игровую индустрию невозможно переоценить. Dota, World of Warcraft, настольные и карточные игры, а теперь еще и полнометражный фильм - все это появилось на свет только благодаря игре от Близзард, которая была выпущена в далеком 1994 году.

Сюжет Warcraft: Orcs and Humans завязан на противостоянии людей и орков. Как и в фильме, орки вываливаются в мир людей из портала и между ними начинается борьба за место под солнцем. Впрочем, первая часть привлекла к себе не так много внимания - вся слава досталась ее сиквелу, Warcraft II: Tides of Darkness, который вышел всего через год. Но только посмотрите, какие изменения в графике произошли за этот короткий период! Добавьте к приятной картинке интересные ролики и добротный сюжет, и все - шедевр готов.


Как бы «до» и «после» - год прошел не зря

  • Warcraft III

А вот продолжения банкета пришлось ждать долго - целых семь лет. И первая реакция игрового сообщества была неоднозначна: уж слишком много подозрительных новшеств появилось в игре:

  • Трехмерный движок;
  • 2 расы переросли в 4 (были добавлены ночные эльфы и нежить);
  • На картах появилось достаточно много нейтральных юнитов и монстров;
  • В игру были добавлены герои, которые накапливали опыт, прокачивали скиллы и кастовали всякие штуки (чем не RPG?);
  • Ролики стали еще ярче и красивее;
  • Сюжет еще закрученнее и пафоснее.

Вершиной эволюции третьей части стал выход Warcraft III: The Frozen Throne в 2003 году, которая и породила всеми памятную дотку (вряд ли открою Америку, если напомню, что DotA была создана в обычном редакторе карт Warcraft 3 и не рассматривалась как полноценная самостоятельная игра).

Предыдущая тема

  • Весь список тем
  • Платформы: PC

    Режимы игры:

    Год выхода: 2015

    Любителям управлять целой командой героев специалистов придется по вкусу экшен киберпанк Satellite Reign. Ваша задача обрушить могущественную монополию зла и подарить надежду миру на свободное процветание. Вас ждет живой открытый мир далекого будущего, прокачка персонажей, кучи лута и пушке.

    Платформы: PC

    Режимы игры: На одном экране (3 игрока) | Через сеть / интернет (3 игрока)

    Год выхода: 2017

    В очередной раз мир в опасности и находится на грани краха. Естественно, вы выступаете в роли спасителя и в данном случае королевства Fahrul. Такова сюжетная основа пошаговой стратегии For The King, выполненной в мультяшном стиле. Над проектом трудились канадские разработчики из IronOak.

    Платформы: PC

    Режимы игры: Через сеть / интернет (4 игрока)

    Год выхода: 2012

    Wube Software – независимая компания, занимающаяся разработками игр, дарит вам возможность почувствовать себя полноправным хозяином целой неизведанной планеты. Примерить венок повелителя нового мира можно в игре Factorio. Отличная стратегия с оригинальной идеей покорила сердца огромного количества геймеров.

    Платформы: PC

    Режимы игры: Через сеть / интернет (2)

    Год выхода: 2013

    В сегменте игр с кооперативами ощущается острая нехватка некоторых жанров, например, настоящих RPG. Не action-RPG, наподобие Diablo, а настоящих ролевых игр с прокачкой персонажа и активной диалоговой веткой. Космосимуляторы почему-то абсолютно игнорируют этот вид мультиплейера. Еще одним из дефицитов жанра является стратегия. Если древние тактические игрушки обожали режим Hotseat, то в наше время этот жанр стал большой редкостью, и, следовательно, не частым стал и кооперативный режим в них. Радуют в этом плане только разработчики знаменитой Civilization, постоянно добавляя излюбленный многими режим в серии своих продуктов. А сейчас мы убедимся в том, что и одна из самых популярных стратегий — Total War – тоже совершенно не прочь блеснуть в очень редкостном на сегодня режиме.

    Платформы: PC

    Режимы игры: Через сеть / интернет (4)

    Год выхода: 2014

    Студия из Франции с необычным и забавным названием Amplitude Studios выдумала своеобразную модель по разработке игр. Разработчики компании произвели на свет только три проекта, но при этом умудрились заполучить репутацию талантливых и оригинальных создателей. А еще, им удалось сотворить новую концепцию по созданию игровых серий. Смысл идеи заключен в том, чтобы во всех играх была одна вселенная – одни и те же ресурсы, одинаковые планеты, общая стилистика, пусть даже в графическом плане и будут некоторые отличия.

    Платформы: PC

    Режимы игры: На одном экране (4) | Через сеть / интернет (4)

    Год выхода: 2014

    В современном мире видеоигр может произойти все что угодно. Выходят ремейки на игры годичной давности, и не всегда удачные. Иногда даже загоняющие всю серию в тупик. А бывает, что выходит сиквел позабытой игрушки 15-летней давности. Студия TriumphStudios забросила удачную серию Overlord и внезапно вернулась прямиком в 1999 год, к корням первой части Age of Wonders. Ребята нежданно-негаданно взяли и выпустили 3-ю часть забытой пошаговой стратегии на рынок. Эта игра — один из главных конкурентов «Героев» и готической «Disciples» — снова на тропе войны. Кто победит в поединке – покажет время.

    Платформы: PC

    Режимы игры: Через сеть / интернет (4)

    Год выхода: 2014

    Если не самым редким, то, пожалуй, одним из самых редких жанров среди игр с кооперативным режимом, учитывая развитие консольного рынка и полное отсутствие какой-либо прибыли от игроков на ПК, будет, конечно же, стратегия. Какой-то десяток лет назад, очень процветающий и казавшийся вечным, сегмент игровой индустрии одаривал скромных обладателей персональных компьютеров культовыми игрушками. В каждой такой игре любой желающий мог себя возомнить главой ордена Тамплиеров, командующим космическим десантом или просто царем мира фэнтези. Одной из этих культовых игр была Stronghold и увесистый аддон к ней, именуемый Crusaders. Штамп «культовая» игра получила неспроста. Перебираясь с одного ПК на другой, она со временем нашла место на жестком диске каждого компьютера ушедшего поколения, привнося в сердца и умы людей все великолепие средневековой атмосферы, и, тем самым, оставила свой внушительный след в игровой индустрии навсегда. И, конечно же, старая команда не может упустить возможность, чтобы попытаться воскресить древнее творение, чтоб реабилитироваться за выход полностью провальной Stronghold 3.

    Платформы: PC | Xbox 360

    Режимы игры: Через сеть / интернет (2)

    Год выхода: 2013

    Увлекательный мир Соединенных Штатов Америки двадцатых годов прошлого столетия весьма привлекателен для всех видов искусства. Но даже не глядя на всю самобытность той атмосферы, почему-то в играх перипетии этого времени освещены слабо. Если говорить о гангстерах в игровом мире, вспоминается разве что незыблемая Mafia, продолжение которой вышло не так давно. Остальные творения об организованной преступности тех времен сотворены либо на основе фильма «Крестный отец, либо же абсолютно не известны широким массам любителей видеоигр. А ведь разгуляться фантазии в такой теме есть где. Студия Haemimont Games со знанием дела принялась за непаханую целину. А вот насколько успешно удалось им раскрыть необъятный потенциал, решать вам.

    В этой подборке – ТОП 10 игр по сети с друзьями на ПК. Конечно, в большинстве из них есть и одиночное прохождение, и режимы для соревновательной игры с другими соперниками, но поверьте, со знакомыми противниками значительно веселее.

    1. Warframe – драйвовые поединки в далеком космосе

    « » – стелс, паркур, огромные средневековые топоры и экзоскелеты. Все это умудряется удивительным образом сочетаться в мире далекого космического будущего.

    Видео игры Warframe

    • Сайт игры: https://www.warframe.com/

    2. Tom Clancy"s The Division – крутые технологии в апокалипсисе

    « » – мрачный шутер от первого лица в умирающем от эпидемии Нью-Йорке стал самой продаваемой игрой Ubisoft в истории. И неудивительно.

    Видео игры Tom Clancy"s The Division

    Есть еще много приятных мелочей, вроде системы управления взглядом, чувства голода и полностью открытого мира. Вторая часть выйдет в 2019 и обещает быть еще более крутой!

    • Сайт игры: http://tomclancy-thedivision.ubi.com/game/ru-RU/home/

    3. Total War Arena – эпические сражения в античности

    « » – отличная стратегия 2018 года без нудного развития городов. Только масштабные столкновения армий под управлением легендарных полководцев.

    Видео игры Total War Arena

    Используйте особенности местности, личные качества полководца и сильные стороны юнитов, но помните – решает в итоге все же командная работа.

    • Сайт игры: https://totalwararena.com/ru/

    4. Warface – суровые перестрелки в современности

    « » – ближайшее будущее, мировая война и бойцы спецназначений, использующие самое лучшее вооружение со всего мира. Это классический шутер с упором на скорость и совместные действия.

    Видео игры Warface

    Ничего лишнего, просто качественный шутер, который мы заслужили.

    • Сайт игры: https://wf.mail.ru/

    5. Rust – реалистичное выживание на диком острове

    « » – это симулятор голых мужиков, погибающих от голода, холода, жажды, агрессивных медведей и патрульного вертолета.

    Видео игры Rust

    В игре очень много крафта, интересное строительство, регулярные обновления. Это редкий пример того, как проект пообещали довести до ума и сделали это!

    • Сайт игры: https://rust.facepunch.com/

    6. Counter Strike: Global Offensive – тот самый легендарный шутер

    «Counter Strike: Global Offensive» – возрождение той самой игры, ради которой прогуливались уроки и тратились последние сбережения в игровых клубах. Стоит ли говорить что-то еще?

    Видео игры Counter Strike: Global Offensive

    А еще у игры теперь есть версия для консолей. Будьте осторожны, она все еще способна затянуть надолго.

    • Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/81958

    7. Stronghold Kingdoms – уютная средневековая стратегия

    « » – простая графика, минимальные системные требования, фритуплей и привычный игровой процесс известной серии.

    Видео игры Stronghold Kingdoms

    Можно утверждать, что графика уже давно устарела, но хардкорный геймплей все же оставляет об игре положительные впечатления. И нет, донат здесь совсем не решает.

    • Сайт игры: https://www.strongholdkingdoms.com/

    8. Find & Destroy Tank Strategy – интересная смесь жанров с танками

    «Find & Destroy Tank Strategy» – новинка 2018 года, смесь пошаговой стратегии с быстрыми динамичными сражениями в реальном времени на танках.

    Видео игры Find & Destroy Tank Strategy

    Описывать управление дольше, чем с ним разбираться. Это простая веселая казуальная игра с возможностью запуска с мобильных устройств. Есть внутренний чат.

    • Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/838510/

    9. Raft – необычный сурвайвал на плоту

    «Raft» – кооперативное выживание на плоту, плывущем без особой цели по бескрайнему океану.

    Видео игры Raft

    Игра полностью доступна для одиночного прохождения или совместного выживания с другом. Никакого PvP, только совместная работа на общее дело!

    • Сайт игры: http://www.raft-game.com/

    10. Tactical Monsters Rumble Arena – бодрая стратегия с монстрами

    « » – быстрая пошаговая стратегия с картами, разбитыми на шестиугольники. Да, как в старых добрых «Героях».

    Видео игры Tactical Monsters Rumble Arena

    Чаты, кланы, поля испытаний и сражения с боссами. Тот случай, когда скачиваешь бесплатную игрушку, чтобы убить 10 минут, и она внезапно становится одной из самых любимых.

    • Сайт игры: http://www.tacticalmonsters.com/

    В этой подборке – самые интересные проекты для игры с друзьями по сети на ПК. Но это далеко не все, больше интересных игр вы найдете в других статьях на сайте.

    Существует достаточно много рейтингов старых игр. Наш ТОП-10 посвящен лучшим стратегиям, в которые геймеры со всего мира играют до сих пор. Это та самая классика, которая может вызвать культурный шок у подрастающего поколения своей угловатой картинкой. А заодно заставить разрыдаться любого взрослого геймера от умиления.В основе составления этого рейтинга лежит клиент для сетевой игры GameRanger: именно по количеству хостов, задействованных в той или иной игре, мы выберем самые популярные стратегии для игры с друзьями. В некоторой мере также были учтены оценки игр на Канобу и других популярных ресурсах.

    10 стратегий для сетевой игры на ПК

    Год выпуска: 2009

    Сделать рейтинг старых стратегий, но не вспомнить о StarCraft – преступление. Но, увы: нынче в него играют только самые преданные фанаты. Поэтому, памяти ради, включим новинку 2009-го года, StarCraft: Brood War. В GameRanger всегда найдется несколько десятков желающих в нее поиграть. А былое величие звездных сражений самого первого СтарКрафта, который вышел в 1998 году, нам остается только почтить минутой молчания.

    9. Cossacks: Back to War


    Год выпуска: 2002

    Кто в школьные годы не тратил часы своей жизни на «Казаков», проходя в который раз кампании или разбивая противников на самых разных картах? Причин популярности этой стратегии было несколько. Во-первых, она была действительно хороша. Разнообразие юнитов, продуманные сражения, любопытная новинка (как на 2002 год) с поджогом зданий и довольно красочная графика – все это не могло не понравиться.

    Во-вторых, мало стратегий с подобной экономической составляющей: где еще необходимы ресурсы для каждого выстрела; в какой игре нужно постоянно думать о провианте и зарплате для своих войск, чтобы они не взбунтовались и не обернулись против вас? И, в-третьих, там были такие знакомые цивилизации, родные еще со школьного курса истории: немного найдется стратегий, где можно поиграть за украинских казаков.

    8. Rise of Nations: Thrones and Patriot


    Год выпуска: 2003

    Особенностью этой игры является довольно быстрое развитие от каменного века до наших дней. Таким образом, проявив хорошую тактическую сноровку, вполне возможно опередить соперника на одну или даже две эпохи и встретить его конницу авиацией. Такая себе «Цивилизация» в режиме реального времени. Вероятно, именно подобные футуристические сражения, а также динамический геймплей сделали «Расцвет наций» популярной и, как мне кажется, несколько недооцененной игрой среди фанатов. Потому что кампании этой игры отлично продуманы и не менее интересны, чем сетевая игра.

    7. Empire Earth


    Год выпуска: 2001

    Честно, если бы рейтинг был мой, а не пользователей GameRanger, то эта игра была бы в первой тройке. Эмпайр предоставляет игроку возможность развиваться от каменного века и до технологий будущего, которых пока и в помине нет. Честно говоря, это развитие происходит намного медленнее, чем в той же «Эпохе империй» или «Расцвете наций». Поэтому желающие пройти в одной партии сквозь все вехи человеческой истории неминуемо разочаруются и откажутся от этой затеи. Но, если выбрать для игры определенные эпохи, в идеале – одну/две, то все станет намного интереснее. Главное знать, что выбирать.

    Самая удачная эпоха, на мой взгляд, – индустриальная. Впрочем, последующие эпохи также пользуются большим спросом: вплоть до наших дней (современности). А вот соваться дальше, в нано-эпоху и прочие дебри — удовольствие сомнительное.

    Также ощущения от игры существенно отличаются от типа выбранной карты. Бесспорным лидером в этом отношении является карта «Средиземноморье».

    Помня эти нехитрые секреты, можно по достоинству оценить Empire Earth. Кстати, игровой процесс довольно сильно смахивает на «Эпоху», но в несколько упрощенном виде – меньше технологий: только коняшки, только хардкор!

    6. The Battle for Middle-Earth II


    Год выпуска: 2006

    Первая часть The Battle for Middle-Earth (2004) запомнилась не только интересными героями, но и масштабными баталиями при осаде Минас-Тирита и других крепостей. Собрав достаточное количество поклонников, первая часть все же уступила в популярности своей наследнице The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II.

    В отличие от первой части, теперь постройки можно было воздвигать в любом месте, а не в специально отведенных для этого ячейках. Кроме того, на стенах крепостей теперь нельзя размещать юнитов. Также были и другие изменения, например, появились новые уникальные юниты, доступные для найма в таверне. Не смотря на то, что не всем понравились такие нововведения, многим таки понравились, что и позволило TLoTR-2 занять достаточно высокое место нашего рейтинга.

    Также немало поклонников у аддона этой стратегии: The Rise of the Witch-king, который вышел через полгода, в ноябре 2006 года. В нем добавилась новая фракция, новые юниты и был доработан ИИ.

    5. Command & Conquer Generals: Zero Hour


    Год выпуска: 2003

    Zero Hour никогда бы не было, если бы в свое время Command & Conquer: Red Alert 2 не завоевала огромную популярность. Игра повествовала о противостоянии США и СССР. Ну как, противостоянии: после того, как в первом Ред Алерте союзники смогли поставить Сталина на место (а точнее, похоронить в руинах Москвы), во главу страны был поставлен некий Александр Романов из Украины. Ему было велено строить демократию, а войска не строить. Но Романов оказался тру-коммунистом: покивал и начал возрождать былую мощь советов. А чтобы обойти послевоенные ограничения, вместо авиации наштамповал дирижабли. И вот вся эта компания в 1972 году начинает оккупацию США.

    В 2003-м году вышла игра Command & Conquer: Generals, а через полгода, в сентябре, ее аддон: Command & Conquer Generals: Zero Hour. Многие поклонники «Красной угрозы» критично восприняли выход новинки: уж больно геймплей стал смахивать на StarCrast и Warcraft-3. Плюс отсутствовали видеовставки, создающие хоть какой-то сюжет в игре. Поэтому новая игрушка была внесена в категорию «не торт»и хардкорные ценители остались верны Red Allert-2.

    Тем, кого вышеперечисленное не смущало (а таких было достаточно) новая стратегия пришлась по вкусу. Особенно с выходом Zero Haur. В ней добавили уйму различных плюшек: апгрейдов, уникальных зданий и юнитов для каждой игровой фракции, а также вернули видеовставки перед каждой миссией. Вероятно, именно поэтому Command & Conquer Generals: Zero Hour наиболее пришлась по сердцу любителям мультиплеерной игры в C&C.

    4. Stronghold: Crusader


    Год выпуска: 2002

    Первая часть игры Stronghold, по-моему личному убеждению, является лучшей игрой на тему осады замка. Stronghold Crusader превзошла свою предшественницу, благодаря расширенным игровым возможностям: новые здания и юниты сделали игровой процесс еще более увлекательным. Стронгхолд, пожалуй, одна из лучших игр в отношении реализации фортификационных сооружений: сложно вспомнить подобную стратегию, где можно было бы придумывать и разрабатывать столь сложные для взятия защитные редуты.

    Кстати, несколько лет назад вышло переиздание Stronghold: Crusader в HD. Так что ищем на торрентах и наслаждаемся 😉

    3. Heroes of Might & Magic III


    Год выпуска: 1999

    Третьих Героев можно любить, можно не любить, но не знать о них невозможно. Нельзя спорить с тем фактом, что это классика игровой индустрии, которая нашла свое место. И пока что не похоже, чтобы новые игры серии смогли вытеснить третью часть, которая прочно закрепила за собой звание «самых правильных героев». И это не смотря на то, что Heroes of Might & Magic III имеют значительное количество различных проколов и ошибок.

    Чем же эта версия была принципиально лучше второй части? Всего понемногу. Улучшенная графика, большее количество юнитов, зданий и артефактов, идея «развешивать» артефакты на разные части тела героя, улучшать юниты, нанимаемые в городах… Кстати, именно в третьей части появился подземный уровень карты. Все это сделало третьих героев настоящими любимцами публики. Поэтому неудивительно, что HOMM-III заняли третье место нашего хит-парада старых игр.

    Также в сетевой игре заслужил определенное признание первый аддон для этой игры – Heroes of Might & Magic III: Armageddon’s Blade. Кроме новых юнитов и артефактов в игре появился девятый город – Сопряжение, пристанище различных элементалей. Конечно, есть желающие сыграть и в 4-х, и в 5-х, и 6-х Героев, но с популярностью третьей серии никто из них не сравнится.

    2. Warcraft III: The Frozen Throne


    Год выпуска: 2003

    Я не люблю Варкрафт. Но это не отменят того факта, что многие другие любят. Это игра, которая оказала сильное влияние на игровую индустрию, нашла толпы своих фанатов по всему миру и остается популярной до сих пор, не смотря на годы за плечами. Frozen Throne имела свои особенности, которые со временем стали классикой жанра: таверна, в которой можно нанимать героев, уникальных для каждой расы, и приобретать уникальные вещи.

    Сейчас сложно представить Warcraft без этой особенности, но именно с Frozen Throne все начиналось. Поэтому воздадим должное героическому противостоянию орков, эльфов и прочих товарищей, поздравив их с заслуженным вторым местом нашего топа лучших стратегических игр всех времен.

    1. Age of Empires II: The Conquerors


    Год выпуска: 2000

    «Эпоха империй» — пожалуй, одна из самых классических стратегий. Благодаря широкой популярности, игра имеет множество аддонов и серий. Самая популярная из них, «Age of Empires II: The Conquerors», стала апофеозом второй серии, вобрав в себя все лучшее. В ней были добавлены новые цивилизации, здания и юниты, в том числе довольно экзотические, а также карты и миссии. Впрочем, другие дополнения, такие как «Age of Empires II: Forgotten Empires» и «Age of Empires II: The Age of Kings», также находят своих фанатов. «Forgotten Empires», к слову, это аддон 2012 года — спустя 13 лет после выхода оригинальной «Age of Empires II». Что делает очевидным ту популярность, которую не утратила «Эпоха» на протяжении времени.

    В чем секрет ее успеха? Вероятно, в большом количестве оригинальных цивилизаций с уникальными юнитами и отличным балансом игры: каждая нация имеет свои бонусы, выраженные в улучшенных боевых качествах каких-то уникальных коняшек, корабликов, мужиков с мечами или в различных экономических бонусах. Кроме того, это была одна из первых, если не первая стратегия, предложившая постепенное развитие в различные эпохи.

    К играм этой серии вполне можно отнести «Age of Mythology». Она вышла в далеком 2002-м году, но на территории СНГ она была издана только в 2008-м, войдя в сборник «Золотое издание». Вместе с ней на диске можно было найти аддон «Age of Mythology: The Titans Expansion». Игра, по сути, взяла все ранее принятые особенности игровой механики и геймплея «Эпох». Как видно из названия, в этой стратегии основное внимание уделяется мифам и легендам Египта, Греции и Скандинавии, а не историческим событиям и фактам. На GameRanger «Эпоха мифов» и ее аддон также пользуются популярностью.

    Не все согласятся на «золотую середину». Находятся настоящие любители олд-скула, и немало, которые и сейчас готовы играть «Age of Empires: The Rise of Rome» (вышла в 1998-м). Еще большее количество поклонников у новой, третьей серии Эпохи: «Age of Empires III» (2005) и «Age of Empires III: The Asian Dynasties» (2007).

    Именно благодаря тому, что «Эпоха империй» имеет не 2-3 популярных аддона, а целых 8 игр из серии, в каждую из которых каждый день играет огромное количество людей, мы решили отдать ей ветвь первенства. Тем более что в сравнении с Warcraft или Heroes, Age of Empires является самым классическим представителем женра. В 2013 мир увидела (точнее, стим увидел) «Эпоху Империй II» HD Edition, в которой были не только улучшеные текстуры, но и доведенный до ума мультиплеер.

    P.S. Кроме вышеупомянутых игр, в клиенте GameRanger популярна только одна стратегия более поздних годов: Terraria. Это двухмерная версия майнкрафта с большим количеством вещей и, если верить фанатам, более разнообразная (хотя на вкус и цвет…) Вышла эта стратегия в 2012 году.