Выявленным во время голодомора людоедам ходившие по селам медицинские работники давали отравленные «приманки» — кусок мяса или хлеба. Голод и каннибализм (людоедство) в царской России

Как ни многозначительны цифры сами по себе, они дают лишь обобщенное представление о последствиях голода, но не раскрывают всей глубины миллионов человеческих трагедий, разыгравшихся одновременно в тысячах и тысячах городов и сел.

В СССР все, связанное с голодом 1932–1933 годов, долгое время было покрыто завесой тайны. На Западе информация о разразившемся голоде появилась практически сразу после его начала. Несмотря на ограничения передвижения западных журналистов по стране, они всеми возможными способами добывали сведения из голодающих районов и доводили их до сведения мировой общественности. Но советский пропагандистский аппарат, в свою очередь, предпринимал огромные и не всегда безуспешные усилия, чтобы опровергнуть поступавшую из СССР информацию о голоде. Так без большого труда удалось ввести в заблуждение приехавшего в СССР, чтобы проверить слухи о голоде, французского политического деятеля Эдуарда Эррио.

Тем не менее, постепенно на Западе накапливалось и публиковалось все больше достоверных сведений о голоде начала 1930-х годов - воспоминаний и свидетельств очевидцев, архивных документов, в частности, из захваченного немцами архива Смоленского обкома партии, и т.п. Особенно много публикаций появилось в связи с 50-й годовщиной этой катастрофы. В 1983 году в университете Квебека (Монреаль, Канада) состоялась первая научная конференция, материалы которой изданы в 1986 году, и в том же году в Великобритании была издана книга Роберта Конквеста «Жатва скорби».

Миллионы людей погибли от голода, но миллионы выжили и запомнили страшный год на всю жизнь. Собрано огромное количество свидетельств очевидцев. Страшные свидетельства порой кажутся преувеличением, ошибкой памяти. Но сходство картины, рисуемой всеми свидетелями, убеждает в том, что это не вымысел. А сейчас появляется все больше архивных документов, неоспоримо подтверждающих свидетельства очевидцев.

Недоедание (скрытая, латентная форма голода) охватило всю территорию СССР. Даже в относительно благополучных районах главными продуктами питания были картошка и низкокачественный хлеб, да и то в недостаточных количествах, не обеспечивавших физиологического минимума потребления. Дефицит продуктов ощущался и в крупных индустриальных центрах, поставленных на карточное снабжение продовольствием. Но жителям зон острого голода скудное городское пропитание тех лет могло казаться невиданно изобильным. Что же они ели? «Правильнее спросить, чего они не ели. Желуди считались деликатесом; отруби, полова, мороженая свекла, листья сушеные и свежие, древесные опилки - все шло в ход, наполняя человеческие желудки. Кошки, собаки, вороны, дождевые черви и лягушки стали мясным рационом человека».

Не преувеличивают ли люди, рассказывающие о десятках и сотнях трупов, валявшихся на улицах и дорогах, о «фурах», свозивших их в братские могилы, если можно так назвать ямы, куда сваливали без разбора тела погибших от голода? Но вот справка из Государственного архива за подписью судебно-медицинского инспектора от 29 марта 1934 года, в которой сказано, что «трупным покоем г. Киева за 1933 г. всего принято подобранных по городу трупов 9472, из них зарегистрировано - 3991, не зарегистрировано - 5481 труп».

Можно ли верить постоянно повторяющимся рассказам о людоедстве, тем более что сами свидетели в нем не участвовали, повторяют то, что слышали от других? Но вот документ, который не мог бы появиться на свет, если бы людоедства не было или если бы оно ограничивалось единичными случаями.

Харьков22.5.33 г.

№17 (198)кСов. Секретно.

Всем нач. облотделов ОГПУ УССР и облпрокурорам

Копия: Райотделам ОГПУ и райпрокупрорам

Отдел кодификации законов при Наркомюсте СССР письмом своим за №175-К разъяснил:

Ввиду того, что существующим уголовным законодательством не предусмотрено наказание для лиц, виновных в людоедстве, а поэтому все дела обвинения в людоедстве должны быть немедленно переданы местным органам ОГПУ. Если людоедству предшествовало убийство, предусмотренное ст. 142 УК, эти дела также должны быть изъяты из судов и следственных органов системы Наркомюста и переданы на рассмотрение коллегии ОГПУ в Москве». Это распоряжение примите к неуклонному исполнению.

Зам. Наркома ОГПУ УССР Карлсон

Прокурор республикиМихайлик

В большинстве стран мира и на протяжении большей части истории люди относились крайне неодобрительно к употреблению в пищу себе подобных. Тем не менее, подобных случаев было зафиксировано намного больше, чем могло бы показаться. В нашем обзоре 10 ужасающих примеров каннибализма в современном обществе, причём речь пойдёт вовсе не о ритуальных жертвах.


Вечеринка Доннера - так был назван случай с группой из 87 американских пионеров-первооткрывателей, которые во время своей поездки по Америке попали в ловушку из снежных заносов. К тем порам, пока подоспела помощь, в живых осталось всего 48 человек. Несмотря на то, что детали происшедшего так и остались загадкой, наиболее распространенной версией является то, что некоторые члены группы, доведенные до отчаяния голодом, в конце концов ели трупы других людей, которые погибли от холода.

2. Дадли и Стивенс



Дело Дадли и Стивенса стало знаковым в британском праве в 1884 году и с тех пор используется в качестве прецедента в случаях защиты людей, совершивших убийство в силу необходимости. Четыре матроса оказались в шлюпке посреди океана без еды и воды. Дадли и Стивенс предложили следующее: для того, чтобы некоторые из них выжили, нужно кого-то принести в жертву для общего блага. В итоге они убили юнгу (который, как все утверждали, уже находился в состоянии комы) и съели его. Когда матросов подобрали спасатели, они заявили, что пошли на убийство из-за голода. Суд приговорил их к казни через повешение, но в итоге приговор был пересмотрен на шестимесячное тюремное заключение (правда, стоит отметить, что к моменту окончательного закрытия дела, они отсидели уже 17 лет).

3. Крестовые походы

Крестовые походы - один из мрачных моментов в истории христианства. После крестоносцев на их пути оставались сожженные поселения и тысячи трупов. Но огромные армии не могли питаться только Духом божьим и поэтому, когда провиант начал заканчиваться, обе стороны начали есть трупы своих врагов, которых они только что убили. Хотя каннибализм был, скорее всего, вызван необходимостью, он также служил в качестве акта устрашения врага.

4. Династия Тан


Династия Тан известна как одна из самых экспансивных в китайской истории. А в данный перечень она попала из-за того, что в это время разрешили каннибализм ради мести. Также зачастую случались случаи, когда с помощью каннибализма китайцы боролись с коррупцией. Коррумпированных чиновников забивали до смерти и съедали их. Преступников часто казнили, вырывая у них сердце, после чего толпа зрителей могла отведать по кусочку от этого сердца.

5. Ленинград


Можно с уверенностью сказать, что с помощью блокады Ленинграда выяснились пределы человеческого голода. Еды было так мало, что горожане срывали со стен обои, чтобы соскоблить и съесть клей. Оставшись полностью без еды, некоторые люди начали прибегать к каннибализму. Это явление стало настолько распространенным, что властям пришлось создать целую рабочую группу для борьбы с людоедами. Родители не разрешали детям выходить из дома, опасаясь, что их убьют и съедят.

6. Японцы во время Второй мировой войны


В то время как советские жители были вынуждены есть подобных себе в Ленинграде, японские солдаты во время Второй мировой войны занимались тем же самым. Разница была лишь в том, что японцы делали подобное не только из-за голода. Жертв (которыми всегда были военнопленные) хладнокровно убивали, а затем съедали всю их плоть (как правило, оставляя только кисти и ступни). Некоторым жертвами и вовсе срезали мясо с рук и ног, пока те еще были живы, после чего их сбрасывали в ямы на смерть. Некоторые японские солдаты и офицеры делали подобные вещи не из-за голода и отчаяния, а сугубо с целью устрашения.


Это голод, как полагают, был почти вызван человеческим фактором. 1932 год ознаменовался тем, что практически все продукты питания, произведенные украинскими сельскими жителями, были экспроприированы на нужды государства. Тем самым миллионы людей были оставлены без средств к существованию, после чего большинство из них умерли от голода. До сих пор не установлено, сколько украинских граждан прибегали к каннибализму. Все знают историю о человеке, который убил свою жену и сварил из нее суп. Также рассказывают о том, как люди ели детей и младенцев.


Кампания "Большой скачок" Мао Цзедуна привела к трагическим последствиях для китайского народа. Мао хотел построить индустриальное государство в то время, как Китай был на 90% аграрной страной. В итоге миллионы людей в стране остались без пищи. Умерло от 20 до 40 млн жителей страны, а для некоторых людей голод был настолько непереносим, что каннибализм стал их единственным выбором. Человеческое мясо стало основным продуктом на рынке, а также (по слухам) люди часто менялись детьми, чтобы не есть собственного ребенка.

9. Рейд Святого Фрэнсиса


В деревне Святого Фрэнсиса в Канаде во второй половине 1759 года во время войны произошло сражение французских колонизаторов и местных индейцев. Рейд на эту деревню стал известен тем, что Роберт Роджерс с отрядом головорезов провели один из самых жестоких набегов за истории. Мало того, что они разграбили деревню и убили всех пленников, голод и безумие заставили Роджерса и его рейдеров съесть убитых.

10. Осада Ма"ары и Антиохии


Хотя в этом перечне уже вспоминались Крестовые походы, среди них стоит отдельно выделить две из самых знаменитых осад. Голодающие христианские войска, обезумев от голода во время блокады, отрезали куски ягодиц своих убитых противников и жарили их. Иногда, в спешке, они ели полусырое мясо, после чего сильно заболевали. Другие байки рассказывают, что крестоносцы варили живых взрослых и даже жарили детей. Мол, когда Бог на вашей стороне, то можно делать все, что захочешь.

Впрочем, каннибализм встречается и сегодня. Им, например, не брезгуют - отшельники ахгори из Варанаси, увидеть которых можно в проникновенной серии фотографий у нас на сайте.

Голод, людоедство

Конечно, в любые времена случались подобные бедствия. Но в X и XI веках они, как гром среди ясного неба поразили людей, у которых не было никаких средств им противодействовать. Разливы рек практически означали наводнение, плохо или вовсе не осушаемые почвы удерживали после обильных дождей невероятное количество влаги, не было также никаких методов ирригации, помогающих противостоять засухе.

В таких условиях непогода, губившая посевы и домашний скот, не могла не породить голод. Еще в 910 году в землях Ангулема он достиг такого размаха, что, как пишет лимузенский монах Адемар из Шабанна, «появилось неслыханное доселе явление, когда люди стали охотиться друг на друга, чтобы съесть».

В 968 году Лиутпранд, епископ Кремоны, находясь с посольством в Констатинополе, отмечал, что «вся греческая земля в настоящее время по воле Бога охвачена такою нуждой, что даже за золотой су нельзя купить двух павийских сетье зерна, и это еще в местностях, где царит относительное изобилие». Засухи и наводнения около 1005 года, согласно Адемару, привели к «ужасному голоду».

Во времена, когда король Франции Роберт Благочестивый продолжал завоевание Бургундии, то есть в период между 1002 и 1016 гг., бургундец Рауль Глабер писал, что «жестокий голод, длившийся пять лет, распространился по всему римскому миру (то есть по всем странам, ранее подчинявшимся Риму. - Э. П.) до такой степени, что нельзя найти ни одной области, которая не была бы поражена нищетой и нехваткой хлеба; большая часть населения умерла от голода». Люди ели «нечистых животных и ящериц», но, естественно, их не хватало, и, подобно жившим в предыдущем веке ангулемцам, голодные люди превращались в людоедов. Понятно, что слабые служили пищей более сильным: «Взрослые сыновья пожирали своих матерей, в то время как и сами матери, забыв о своей любви, делали то же со своими малолетними детьми».

Похоже, пароксизм бедствия наступил в те же ужасные годы: с 1030 по 1032. Мы не можем избежать показаний Рауля Глабера, наиболее красноречивого свидетеля этих кошмаров. Вот что он написал спустя 12 или 15 лет, сидя в своей уединенной келье. Он ничего не забыл: «На самых урожайных нивах мюид семян давал лишь сетье зерна нового урожая, а сетье едва приносил горсть». Никто не мог найти себе пищу, все голодали - и богатые, и те, кто принадлежал к «среднему классу», и бедные. «Могущественным» было некого «грабить». Тот, у кого по воле случая оказывалась лишняя провизия на продажу, мог заломить какую угодно цену. Быстро истребив все виды дичи: зверей и птиц, люди стали есть «мертвечину» и всякого рода «вещи, о которых страшно упоминать». «Лесные коренья» и «речные травы» не спасали от голода, и опять дичью становились люди. Началась настоящая охота: путешественников, бежавших от голода, останавливали на дорогах, убивали, разрубали на части и жарили. Других убивали и съедали ночью те, кто предоставил им ночлег. Дети, увидев издалека приманку в виде яйца или яблока, подбегали в надежде получить пищу, и сами становились пищей. Хуже всего было то, что людям стал нравиться вкус человеческой плоти. Они даже откапывали недавно погребенные трупы. Редкие оставшиеся в живых животные, бродившие без пастухов, подвергались меньшей опасности, чем люди. В Турню - а должно быть, монах из Клюни точно знал то, о чем писал, - некто посчитал возможным дойти до конца в этой ужасной логике: этот человек стал продавать на рынке вареное человеческое мясо. Правда, такое оказалось уже слишком: его схватили и сожгли живьем. Страшный товар закопали в землю; какой-то голодный раскопал его и съел, однако, обнаруженный на месте преступления, был также схвачен и сожжен. Такому же наказанию был подвергнут «дикий человек», нечто вроде огра, который свирепствовал в лесу Шатне в провинции Макон. Он устроил себе жилище возле уединенной, но, видимо, часто посещавшейся церкви. Те, кто просился к нему на ночлег или просто проходил мимо его дома, были обречены. Он съел уже 48 жертв, чьи отрезанные головы гнили в его хижине, когда одному из прохожих, оказавшемуся сильнее его, удалось вырваться из его когтей и убежать. Граф Оттон, узнав о случившемся от этого спасшегося человека, собрал «всех людей, которым мог располагать». Людоеда схватили, привезли в Макон, «привязали к косяку в амбаре». Монахи из соседнего Клюни «своими глазами» видели, как он жарился на костре.

Таким образом, людоеды иногда погибали в наказание за свои преступления - многие же, несомненно, избежали наказания - но, во всяком случае, они умирали не от того, что ели. Чего не скажешь о тех несчастных, которые, по щепетильности или по бессилию, воздерживались от человеческой плоти и прибегали к опасным эрзац-продуктам. Чтобы увеличить объем муки или отрубей, к ним старались что-нибудь подмешать, например белую глину, разновидность каолина, и тогда голод сменялся отравлением желудочно-кишечного тракта. Бледные и исхудалые лица, вздутые животы, голос «тонкий, похожий на короткие крики умирающей птицы», груды трупов, которые уже не было сил хоронить по одному и которые накапливали «до пяти сотен и более» и затем сваливали, нагими или почти нагими, в огромные общие ямы…

Можно возразить, что Рауль Глабер мог описать лишь то, что происходило в Бургундии… Откроем же «Чудеса святого Бенедикта», написанные Андре из Флёри. Он предоставит нам свидетельство о событиях в Орлеане, где, как мы уже упоминали, в 1032 году происходили разрушительные бури. Мы прочтем, что и здесь голод длился три года. Здесь также имели место людоедство, тяжелые физические недуги, невероятно высокая смертность. Впрочем, монахи, жившие в монастыре святого Бенедикта, а также в Клюни, похоже, смогли довольно безболезненно выжить. Конечно, необходимость из-за нехватки рыбы и, видимо, овощей есть в Святую Пятницу ослиную требуху и конину произвела незабываемое впечатление на благочестивого Андре. Разумеется, ему было тяжело оттого, что пришлось даже в день Страстей Христовых нарушить закон воздержания. Однако если учесть, что огромному числу людей вообще было нечего есть…

Истощение было в те времена не единственной причиной преждевременной смерти. Даже если не упоминать о таком само собой разумеющемся факторе, как отдельные болезни, которые не умели лечить, то нельзя не вспомнить о том, что к ним присоединялись эпидемии. В 956 году в Германии и Франции свирепствовала чума. После смерти в 994 году аббата Клюни святого Майеля летописцы описали новую болезнь: «скрытый огонь», который охватывал сперва один член тела, затем постепенно овладевал всем телом и в одну ночь пожирал пораженного им человека. Адемар из Шабанна был свидетелем того, как мор свирепствовал в Лимузене в 997 году. Он называл его «огненной болезнью» и писал, что «невидимый огонь пожрал тела бесчисленного множества мужчин и женщин». Судя по всему, Бургундию поразила та же болезнь, а близость дат описаний позволяет предположить, что речь идет об одной и той же эпидемии, которая, следовательно, пронеслась по всей Франции с востока на запад. Этот «огонь», который вновь вспыхнул в 1043 году в областях между Сеной и Луарой и по меньшей мере еще на севере Аквитании, а затем неоднократно возвращался в течение всего Средневековья, назвали «огнем святого Антония». По всей видимости, его можно отождествить с заболеванием, которое сейчас называют «эрготизмом» и которое вызывается употреблением в пищу некачественной муки, в первую очередь муки из ржи, пораженной спорыньей. Таким образом, здесь мы опять имеем дело с последствиями нездорового питания.

В общих чертах, несмотря ни на что, создается впечатление, что 1033 год стал концом этой длинной вереницы мрачных лет. Рауль - опять он! - говорит об этом однозначно: чистое небо, зеленеющие плодородные земли «в году тысячном со дня Страстей Христовых». Не подтасовывет ли он немного ради совпадения дат? Наверное, велико было искушение заявить, что природа вновь стала благосклонна к людям с наступлением тысячной годовщины Искупления, даже если это не совсем соответствовало истине. Вместе с тем во всех хрониках начиная с 1033 года упоминания о стихийных бедствиях становятся значительно более редкими. А достигнув 1046 года, мы уже встречаем свидетельства о «великом изобилии вина и овощей».

Из книги Покорение Сибири: Мифы и реальность автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Голод Пока Ермак-хан возвращался из кровавого похода по покорению вогулов, а Карача заманил отряд Ивана Кольцо в ловушку, в Искер прибыл стрелецкий отряд из 500 стрельцов во главе с князем Семеном Волховским, головами Иваном Киреевым и Иваном Глуховым. Население ханской

Из книги Сталин. Наваждение России автора Млечин Леонид Михайлович

Голод и людоедство Сталин внимательно читал сводки партийного аппарата и министерства госбезопасности. Он видел, что с окончанием Великой Отечественной люди связывали огромные надежды: они жаждали спокойной и сытной жизни. Но надежды не сбылись. Осенью 1946 года начался

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

«Винтовочный голод» «Винтовки сейчас дороже золота». Военный министр генерал Поливанов Катастрофа в отношении вооружения, понесенная армиями в эту войну, первоначально зависела не от качества оружия, а от его количества. Уже через несколько месяцев в русских войсках

Из книги Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. автора Логинов Владлен Терентьевич

ГОЛОД В 1891 году в России начался голод. И хотя он охватил лишь 17 губерний Поволжья и Черноземного центра с населением около 30 миллионов человек, голод стал проявлением глубокого общенационального кризиса, сравнимого по значению разве что с поражением в Крымской

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Голод Все, что случилось в Ирландии в XIX веке и после, омрачила катастрофа, разразившаяся в стране с 1845 по 1849 год. Это несчастье на многие поколения отравило англо-ирландские отношения и оказало огромное влияние на саму Ирландию. Речь идет о картофельном голоде.Ирландия XIX

Из книги Гладиаторы автора Мэттьюз Руперт

VI ГОЛОД В РИМЕ II 400 году Рим был большим, богатым и красивым городом. На улицах возвышались мраморные храмы и величественные монументы. Сердцем империи была Форум Романум, где городские храмы и сокровищницы соседствовали с правительственными зданиями и вотчиной

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

Голод Голод на Украине, приведший в в 1932-3 годах к гибели многих миллионов населения от голодной смерти, украинские сепаратисты изображают, как мероприятие оккупировавших Украину великороссов, направленное на уничтожение украинцев и всячески его выпячивают в своей

Из книги Диссиденты автора Подрабинек Александр Пинхосович

Голод Советский Союз был голодной страной. Тюрьма – голодным местом в голодной стране. Есть хотелось все время. Даже в те исключительно редкие дни, когда удавалось наесться досыта, мозг все равно сверлила мысль, что сытость скоро пройдет, а голод останется. Как известно,

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

3. Цар Голод Разом із Жовтневим переворотом почала прискорено розвалюватись та досить складна система соціальних відносин, яка об’єднувала Другу імперію. Натомість мало прийти щось нове, набагато досконаліше; революційне, демократичне та проґресивне. Бо, не забудемо, –

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Жизнь в родной земле автора Балинт Вилем Андреевич

13. Голод - Но все это семечки, - вдруг снова заговорил рассказчик - вот что было после такой «обработки» земли тракторами!.. Это, да!! Результаты обработки земли, как говорили товарищи, по последнему слову науки и при применении всех средств технических достижений,

Из книги Марк Таугер о голоде, геноциде и свободе мысли на Украине автора Тоджер Марк Б

ВОПРОС 1: Говоря о том, был ли голод проявлением геноцида, нам необходимо обсудить три момента: историческую методологию, определение понятия «голод» и определение понятия «геноцид» А. Методология.По результатам многолетнего труда историки разработали определенные

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Голод На втором году случилось страшное для страны бедствие. Нил, который обычно своим разливом обеспечивал поля животворящей влагой, не захотел дарить обычный уровень вод. Плодородный ил осел на столь малой территории, что народ впал в панику. Что ждет египтян? Голод?

Из книги Полное собрание сочинений. Том 5. Май-декабрь 1901 автора Ленин Владимир Ильич

I. Голод{102} Опять голод! Не одно только разорение, а прямое вымирание русского крестьянства идет в последнее десятилетие с поразительной быстротой, и, вероятно, ни одна война, как бы продолжительна и упорна она ни была, не уносила такой массы жертв. Против мужика

Из книги Полное собрание сочинений. Том 21. Декабрь 1911 - июль 1912 автора Ленин Владимир Ильич

Голод Снова голод – как по-прежнему, в старой России, до 1905 года. Неурожаи бывают везде, но только в России они ведут к отчаянным бедствиям, к голодовкам миллионов крестьян. А теперешнее бедствие, как вынуждены признать даже сторонники правительства и помещиков, превышает

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Голод В древние времена вредные явления, стихии природы персонифицировались, их часто видели персонами злыми, враждебными. Хоть и представляли в человеческом образе, но с признаками явления природы или стихии. Голод как персонаж представляли сухоребрым, высохшим до

Затрагивая такую вечно актуальную тему, как каннибализм, нельзя не вспомнить Владимира Семеновича Высоцкого:

Но почему аборигены съели Кука?

За что? Неясно — молчит наука.

Мне представляется совсем простая штука — Хотели кушать и съели Кука.

Но есть, однако же, еще предположенье,

Что Кука съели из большого уваженья.

Что всех науськивал колдун, хитрец и злюка:

— Ату, ребята, хватайте Кука.

Кто уплетет его без соли и без лука,

Тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука.

Однако шутки в сторону — вопрос серьезный. Отметим, что Высоцкий, не будучи ни этнографом, ни биологом, по сути, правильно назвал здесь два основных побудительных мотива каннибализма: голод и ритуальные обычаи.

ГОЛОД НЕ ТЕТКА

Название «каннибалы» произошло от слова «каниба » — так в доколумбовские времена жители Багамских островов называли обитателей , ужасных людоедов. Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу (от греческого антропос — «человек» и фагейн — «поглощать»). Следует отметить, что каннибал — всегда людоед, но не всякий людоед, как то хищный зверь, — каннибал. Этого «титула» удостаивается лишь человек.

Каннибализм в ходу начиная с каменного века. С увеличением добываемых человеком пищевых ресурсов он сохранился, но уже лишь как исключительное, вызванное голодом в определенные периоды (неурожай и т. п.) явление. В частности, нехваткой пищи объясняют каннибализм неандертальцев. Ритуальный каннибализм сохранялся дольше. Он выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей и был основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему его плоть. Иногда, правда, результаты были обратные: например, в некоторых племенах, где было принято поедание мозга жертвы, распространилась неизлечимая болезнь куру. Но не следует полагать, что времена каннибализма навсегда канули в вечность, а традиции каннибализма остались атрибутами древних времен. Нет, они благополучно пережили все этапы становления человеческого общества и сохранились до наших дней. География каннибализма по-прежнему широка.

ПРИВЫЧКА — ВТОРАЯ НАТУРА

В новые времена (с XVI века) каннибализм был отмечен у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Он практиковался во внутренней Африке, в Папуа — Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних областях . Вплоть до XX века каннибализм не был редкостью на многих островах Полинезии, в и Южной Африке. Примеров тому множество.

В XVII веке туземцами одного из островов Океании была поголовно съедена вся оказавшаяся у них в плену в результате кораблекрушения команда пирата Джона Дей-виса-младшего. Сам капитан чудом избежал этой участи.

В 1772 году французский путешественник М. Марион-Дюфрен вместе с 14 своими соратниками оказался захвачен новозеландскими маори. Все они были убиты и съедены.

Таким же образом закончил свой жизненный путь знаменитый мореплаватель, прошедший три кругосветки, Джеймс Кук, тот самый, о ком вспоминал В. Высоцкий. Произошло это в 1779 году на Гавайях. Кук уже имел встречи с каннибалами в ходе своей первой кругосветки. Тогда он подарил им свиней, овец и коз, чтобы отучить от людоедства. Но эксперимент не удался: туземцы не могли понять, чего все же хотят от них белые. Скотину они быстро съели, а потом вернулись к поеданию плененных врагов и путешественников, забредших в их края. А уж сколько было съедено миссионеров, пришедших, чтобы обратить дикарей в лоно церкви, и не счесть!

Ученый-антрополог Г. Еремин комментировал это следующим образом: «На островах, где хватало животной пищи, каннибализма не знали. На других островах каннибализм объясняется нехваткой в организме аборигенов белков животного происхождения при избытке белков растительных, получаемых при употреблении в пищу батата и кукурузы».

МОЙ РОДСТВЕННИК — Я И СЪЕМ!

Сохранились исторические источники, рассказывающие о массовом каннибализме в во время голода, вызванного затянувшейся засухой (1200-1201 гг.). Ходили слухи о каннибализме во времена Первого крестового похода, когда крестоносцы якобы питались телами врагов из захваченного арабского города Маарры. Позже историки пытались удалить эти позорные факты из описаний походов, но... из песни слова не выкинешь.

Историк К. Валишевский писал об осажденных в 1612 году в Кремле поляках и литовцах: «Они стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга. И это — факт, не подлежащий сомнению: очевидец Будзило рассказал ужасные подробности о последних днях осады — сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мертвых, а к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Так, один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам. Обвиняемые ссылались на права всего полка на труп однополчанина, а полковник не решался прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая сторона из мести не съела его самого».

И все же читатель вправе заметить, что все это — дела давние. Посмотрим, что было позднее.

НЫНЕШНИЕ РЕАЛИИ

В Новой Зеландии в 1809 году 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «Бойд» были убиты и съедены племенами маори.

В ноябре 1820 года моряки, спасшиеся с затонувшего китобойного судна «Эссекс», прибегли, по общему согласию, к людоедству, чтобы хоть кто-то мог выжить (история эта отчасти вошла в роман Г. Мелвилла «Моби Дик»).

В 1920-1930-х годах в Поволжье, и на во время массового голода были зафиксированы множественные случаи каннибализма.

Существуют документальные свидетельства каннибализма в японских войсках в годы Второй мировой войны. Когда у них кончалась еда, японские солдаты убивали и расчленяли солдат противника. Хорошо известен случай, происшедший в 1945 году, когда японские солдаты убили и съели восьмерых пленных американских летчиков. Это дело было расследовано в 1947 году, под судом оказались 30 японцев, в том числе пятеро высших офицеров, включая генерала и адмирала, которые были повешены.

В страшные годы Ленинградской блокады уже в декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи людоедства. Из архивов НКВД известно: в декабре 1941-го к уголовной ответственности были привлечены 26 каннибалов, а за январь — февраль 1942 года — уже 860. В дальнейшем, вплоть до января 1943 года, их число только возрастало. Большинство из задержанных было расстреляно. В январе 2014 года об этом рассказал в своей эмоциональной речи в немецком бундестаге Даниил Гранин, сам блокадник и боец народного ополчения.

Закончилась мировая война, но каннибализм на этом не закончился. Совсем недавно в Якутии рыбаки, заблудившись в тайге и оголодав, убили и съели одного из своей компании. Суд приговорил каждого из оставшихся в живых к 3,5 годам заключения условно. Отчего такой либерализм? Факт убийства не был доказан однозначно — возможно, пострадавший умер сам, а за каннибализм в российском Уголовном кодексе статья не предусмотрена. Мотив преступления в этой истории ясен — голод. А как квалифицировать историю, произошедшую лет 10 назад в баварском Ротенбурге? Его житель, придерживающийся нетрадиционных сексуальных наклонностей, некий Армин Майвес, нашел через Интернет партнера — мазохиста и пригласил к себе, где по обоюдному согласию его кастрировал. За выпивкой они вместе съели гениталии, после чего хозяин убил гостя и съел его почти целиком. Сегодня каннибал отбывает срок, в тюрьме он возглавляет партийную ячейку зеленых и пользуется авторитетом.

Таковы реалии сегодняшней цивилизованной Европы.