Что находится под роговым слоем беззубки. Беззубка обыкновенная европейская - Anodonta cygnea

Семейство : Перловицы, Беззубки (Unionidae)

Распространение: в водоемах Европы, в Азии

Описание: По внешнему виду беззубки весьма похожи на перловиц. Беззубки выглядят слегка крупнее в размерах с более тонкой структурой раковины. Основное же их отличие заключается в том, что у речной перловицы створки раковины содержат на спинной стороне изнутри зубцы, образующие замок, которого нет у беззубки. Отсюда и осуществляется наименование "беззубка". Зубцы у перловицы возможно увидеть, только раскрыв раковину.

Тело беззубок покрыто прочной раковиной, которая и защищает существо от хищников. Раковина у беззубки состоит из 2-х половинок, или створок, плотно прилегающих друг к другу. К переднему концу раковина расширяется, а к заднему несколько сужается. У лишь, что выловленного живого моллюска створки плотно сомкнуты. Так он защищается. Чтоб открыть раковину, нужно засунуть между створками тонкое лезвие и перерезать 2 мощные мышцы, прикрепленные к створкам раковины на переднем и заднем ее концах. Сокращаясь, эти мышцы закрывают створки. Открывается раковина благодаря прочной роговидной, упругой связке, проходящей по спинной стороне тела от внутренней поверхности одной створки к иной. Пока беззубка жива, створки большей частью закрыты. Однако когда существо погибает, мышцы расслабляются, и раковина открывается.


Содержание: К воде не особенно прихотлива, но не любит, чтобы не было растительности, которая бы освежала и доставляла кислород, к недостатку которого она особенно чувствительна. Требует, чтобы грунт был песочный, так как без этого передвижение для нее становится затруднительным. В обычном аквариуме, заселенном экзотическими рыбами и водными растениями, содержание двустворчатых моллюсков из местных водоемов нежелательно, так как они, особенно крупные виды, в неволе живут недолго и, погибая, портят воду. Этих моллюсков можно держать в аквариуме, где водные растения растут в горшочках.


Размножение: Беззубки размножаются икрой, количество которой у каждого экземпляра доходит до 100 000 икринок и более. Икринки шарообразные, несколько приплюснутые. Оплодотворенные икринки самка держит в продолжение нескольких месяцев в жабрах, и затем они выбрасываются. Выброшенные из материнского организма, они не похожи на родителей и представляют собой нечто вроде личинки (глохидии), причем они так малы, что для невооруженного глаза имеют вид буроватой слизи. Выметываемая слизь располагается часто между растениями в виде нитей паутины.

С раскрытыми створками и специальными нитями, с помощью которых они могут прикрепляться к различным предметам, они почти неподвижно лежат на дне и ждут момента, когда какая-нибудь рыба из семейства карпов, плавая, прикоснется к ним. Тогда развевающиеся над ним нити прилипают к слизистому телу рыбы, и личинка переселяется на жаберные крышки, плавники и, чаще всего, на чешую рыбы. Места тела, где прицепилась личинка, от раздражения начинают распухать, размножающиеся клетки эпителия обхватывают личинку и образуется нечто вроде бугорка, в котором она заключена. По выходе из этой цисты беззубки, хотя еще очень малы, едва заметны, но уже имеют сходство со своими родителями и с этого времени начинают увеличиваться в росте.

Тема: тип Моллюски

класс Двустворчатые моллюски – Беззубка и Перловица

Цель: изучитьорганизацию Моллюсков класса Двустворчатые моллюски на примере Беззубки и Перловицы.

Задания:

    Изучить классификацию типа Моллюски. Выучить ароморфозы типа Моллюски. Всё следует записать в тетради.

    Изучить организацию Моллюсков класса Двустворчатые моллюски на примере Беззубки и Перловицы. Выполнить конспект в тетради.

    Рассмотреть влажные препараты и коллекцию раковин моллюсков разных видов.

    Под микроскопом изучить строение глохидия двустворчатого моллюска.

    Изучить внешнее и внутреннее строение Беззубки или Перловицы (вскрытие моллюсков).

    В альбоме зарисовать 3 рисунка, обозначенных в печатных методичках V (красной галочкой). С этими методичками вы работаете на занятиях, и хранятся они в лаборантской кафедры биологии и экологии. В данной электронной методичке рисунки для рисования представлены в конце файла.

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Моллюски. Классификация типа Моллюски. Ароморфозы типа Моллюски.

Особенности организации моллюсков класса Двустворчатые моллюски.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Беззубки и Перловицы.

Тип Моллюски – Mollusca

Тип подразделяется на следующие подтипы и классы :

Подтип 1. Боконервные . Это примитивные моллюски с шиповатой кутикулой или с раковиной, состоящей из восьми пластинок. Голова без глаз и щупалец. Нервная система состоит из четырех продольных нервных стволов. Два класса:

Класс 1. Панцирные , или Хитоны (1 тыс. в.) Тело у этих моллюсков уплощенное, эллиптическое, с восемью перекрывающимися, как черепица, известковыми пластинками на спинной стороне. Длина от 2 мм до 30 см. Спина и бока покрыты мантией, а большую часть нижней поверхности занимает уплощенная нога. Во рту находится радула (своеобразная терка для соскребания); органами дыхания служат жабры; нервная система с окологлоточным кольцом и двумя парами боковых нервных стволов, соединенных перемычками (ганглиев нет). Раздельнополые, оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом, личинка называется трохофорой. Хитоны ползают в море по камням и способны прочно к ним прикрепляться. Если оторвать хитона с камня, он сворачивается, как еж, выставляя спинные пластинки для защиты. Местные жители тропического региона собирают хитонов и употребляют в пищу.

Класс 2. Беспанцирные , или Бороздчатобрюхие (около 150 в.). Это самые примитивные, глубоководные моллюски. Длина их червеобразного тела обычно около 2,5 см, но у некоторых форм достигает 30 см. Настоящая нога отсутствует, ясно выраженной головы нет. Тело покрыто кутикулой с шипами, а не раковиной.

Тип Моллюски – Mollusca

Подтип 2. Раковинные . Это моллюски с известковой раковиной, цельной, или раздельной на две боковые створки. Нервная система разбросанно-узлового типа, на голове есть щупальца и глаза. Пять классов:

Класс 3. Моноплакофоры (всего 8 современных видов, первый из которых – Неопилина – описан недавно - в 1952 г.). Это группа древних, похожих на блюдечки моллюсков с сегментированным, как у червей, телом, в каждом сегменте которых есть свои жабры, почки и прочие органы. Раковина в виде колпачка. Обитают на больших океанских глубинах.

Класс 4. Лопатоногие , или Ладьеногие (50 в.). Морские животные; живут почти полностью зарывшись в донный ил. Коническая раковина тонкая, удлиненная и несколько изогнутая, длиной 5–8 см. Из ее широкого устья, находящегося в грунте, высовывается заостренная нога, а узкий конец с отверстием на вершине выступает в воду. Дышат лопатоногие с помощью мантии, жабр у них нет. Голова отсутствует. Раздельнополые животные с наружным оплодотворением.

Класс 5. Брюхоногие , или Улитки (свыше 90 тыс. в.). Эти животные, к которым относятся Слизни , Улитки , Катушки , Прудовики , встречаются повсеместно: в маленьких прудах и больших озерах, в ручьях и реках, на вершинах гор, в лесах и на лугах, на морском дне и в открытом океане. У типичного брюхоногого моллюска на хорошо обособленной голове находятся сенсорные щупальца, два глаза и рот, снабженный радулой. Передвигаются при помощи крупной покрытой слизью ноги. Многие имеют цельную раковину, в которую могут полностью втягивать все тело. Иногда раковина редуцирована (слизни). Характерная черта Брюхоногих – асимметрия тела: тело, как и раковина, спирально закрученное. В связи с асимметрией тела органы, расположенные на правой стороне тела, редуцированы. Многие наземные виды дышат легкими (группа легочных), остальные – жабрами. Большинство гермафродиты, оплодотворение наружное в мантийной полости, яйца откладывают в виде слизистых шнуров, их яйца выходит молодой моллюск.

Класс 6. Двустворчатые , или Пластинчатожаберные (около 20 тыс. в.). Это всем известные Гребешки , Мидии , Жемчужницы , Устрицы , Беззубки , Перловицы . Раковины их состоят из двух боковых створок. Многие виды живут частично зарывшись в грунт на дне водоема, однако большинство ползает. Мидии и Устрицы прочно прикрепляются к камням при помощи секретируемых мантией нитей.

Тип Моллюски – Mollusca

Класс 7. Головоногие (700 в.). Эти морские животные, к которым относятся Кальмары , Осьминоги , Наутилусы и Каракатицы , считаются наиболее развитыми из всех моллюсков. На крупной голове расположены глаза и рот с роговыми челюстями и радулой. Рот окружен 8 или 10 щупальцами, которые называются руками. Щупальца головоногих это видоизмененная нога, переместившаяся на голову. Щупальца несут дисковидные присоски. Диаметр присосок у некоторых осьминогов может достигать 2 м (!). Размеры щупалец варьируют от нескольких сантиметров до 8,5 м. Другая часть ноги образует воронку, которая лежит на брюшной стороне тела. Через воронку головоногие выбрасывают с силой воду из мантийной полости и передвигаются, таким образом, толчками (реактивный способ передвижения). У Каракатиц и Кальмаров сохранился рудимент раковины внутри тела; у осьминогов она исчезла без следа. У Корабликов , или Наутилусов , есть наружная раковина; она свернута в спираль, как у улиток, однако, в отличие от них, разделена внутри перегородками на камеры. Еще у головоногих есть чернильная железа, которая открывается в заднюю кишку: в момент опасности или нападения головоногие выпускают капельку черного секрета, которая способна замутить большое количество воды. Все виды раздельнополые; оплодотворение внутреннее. Из яиц, окруженных студенистыми капсулами, вылупляются похожие на взрослых миниатюрные неполовозрелые особи. В мезозойскую эру был расцвет головоногих моллюсков (Белемниты , Аммониты ). У Белемнитов раковина была сильно редуцирована до маленькой пластинки, ископаемые остатки которой называют «чертов палец».

Итак, Моллюски имеют следующие ароморфозы: 1. Сегменты сливаются в небольшое количество отделов тела (голова, туловище, нога), каждый из которых выполняет определенные функции. 2. Произошла дальнейшая концентрация нервной системы - образование крупных нервных узлов в различных отделах тела. 3. Появилось сердце, увеличившее скорость кровообращения, что существенно

повысило интенсивность метаболических процессов. 4. Возникли пищеварительные железы, обеспечившие более быстрое и полное переваривание пищи. 5. Образовалась раковина, выполняющая функции наружного или внутреннего скелета и защищающая мягкое тело моллюсков.

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Беззубка и перловица

Беззубка – род Anodonta и Перловица – род Unio (тип Моллюски, класс Двустворчатые, или Пластинчатожаберные моллюски, семейство Униониды) это широко распространенные в пресных водоемах умеренных широт моллюски, называемые нами ракушками. Беззубки предпочитают водоемы со стоячей или медленно текучей водой с илистым дном, а Перловицы – проточные водоемы с песчаным дном. Еще Беззубки более чувствительны к химическому загрязнению воды. Например, в нашем городе на реке Уй встречаются оба рода моллюсков: и Беззубки, и Перловицы, а на реке Увелька много Перловиц, но Беззубки редки.

Раковина. Двустороннесимметричное тело этих моллюсков заключено в двустворчатую раковину . Раковина Перловицы длиной до 15 см, несколько вытянутая, более прочная, чем у Беззубки. Створки раковины Перловицы соединяются на спинной стороне особыми зубцами и выемками – так называемым замком . Раковина Беззубки длиной до 20 см, обычно тонкостенная, более округлая, без замковых зубов (отсуда и название – Беззубка), соединяются две створки раковины с помощью эластичной связки лигамента . Закрываются створки раковины у этих моллюсков при помощи двух мышц -замыкателей .

Две створки раковины Беззубки и Перловицы соединяются друг с другом на спинной стороне, а на брюшной стороне в образовавшуюся щель просовывается мускулистый вырост брюшной стенки тела – нога . Беззубки и Перловицы, приоткрывая створки раковины и высовывая оттуда клиновидную ногу, медленно ползают по дну водоема, оставляя за собой след, прочерченный ногой. Скорость движения не более 20-30 см в час.

Еще раз обратите внимание на раковину моллюсков: у раковины различают передний конец – более широкий и округлый, и задний конец – более узкий, заостренный. Наиболее выпуклая часть створки называется пупком . Оба пупка правой и левой створки образуют вершину раковины. Раковина состоит из трех слоев. Наружный конхиолиновый – грязновато-зеленоватого цвета, образован органическим веществом конхиолином . Если его поскоблить, то открывается средний – фарфоровидный слой белого цвета. Внутренняя поверхность створок раковины покрыта перламутровым слоем. Фарфоровидный и перламутровые слои состоят из кристаллов углекислого кальция. Тонкие пластинки перламутрового слоя при отражении световых лучей дают своеобразный перламутровый блеск. Обратите

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

внимание на изогнутые линии на поверхности раковины, расположенные параллельно ее вершине. Это годовые линии прироста . С ростом моллюска растет и

раковина. Вершина раковины – наиболее старая ее часть. По количеству годовых линий можно определить возраст моллюска.

Тело Беззубки и Перловицы состоит из туловища и ноги , а голова не обособлена. Покрыто тело кожной складкой, которая называется мантией . Мантия свешивается с боков тела в виде складок. На спинной стороне мантия срастается с телом моллюска. На заднем конце тела свободные края мантии срастаются, оставляя отверстия - сифоны для ввода (жаберный сифон ) и вывода (клоакальный сифон ) воды из мантийной полости. Внешним эпителием мантии образуются створки раковины. Между мантией и туловищем находится мантийная полость , в которую открываются анальное отверстие, протоки почек и половых желез, там же располагаются органы дыхания Беззубки и Перловицы (жабры), некоторые органы чувств.

Мускулатура у моллюсков хорошо развита и состоит из мышечных пучков, хотя мышечные волокна гладкого типа. Особенно сильно мышечные пучки развиты в ноге животного. Еще у Беззубки и Перловицы хорошо развиты две мышцы-замыкатели, удерживающие створки раковины.

Полость тела. Внутренние органы находятся внутри тела в паренхиме , но имеются полости, заполненные жидкостью (как у Аскариды первичная полость тела). Вторичная полость тела – целом - частично редуцировалась, в остатках целома находится сердце (в перикарде ) и половые железы. Таким образом, полость тела у моллюсков образована остатками первичной полости и сильно редуцированным целомом. Такая полость называется смешанной полостью , или миксоцёлем .

Пищеварительная система у Беззубки и Перловицы состоит из передней, средней и задней кишки. Передняя кишка представлена ротовым отверстием , ротовой полостью и глоткой . Обратите внимание: ротовое отверстие расположено у основания ноги (!), оно окружено ротовыми лопастями треугольной формы. Пищевые частицы – различные органические остатки, попавшие в мантийную полость с током воды через жаберный вводной сифон, склеиваются в комочки и отправляются в ротовое отверстие моллюска. Такой способ питания называется фильтрационным , а животные Беззубка и Перловица, соответственно, фильтраторами. В пищеварительной системе Беззубки и Перловицы отсутствует радула и слюнные железы, характерные для прочих моллюсков. Пища из ротовой полости попадает в пищевод , открывающийся в желудок . Средняя кишка делает несколько изгибов в основании ноги, затем переходит в заднюю кишку , которая заканчивается анальным отверстием . У моллюсков есть пищеварительная железа – печень . Печень у Беззубки и Перловицы очень обширная, со всех сторон окружает желудок.

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Нервная система у двустворчатых моллюсков и у Беззубки и Перловицы разбросанно-узлового типа . Она представлена тремя парами ганглиев (нервных узлов), которые связаны комиссурами (нервными тяжами). Первая пара ганглиев (головные ) находится около пищевода, вторая (ножные ) в - ноге и третья (внутренносные ) - под задним мускулом-замыкателем раковины. От узлов отходят нервы к различным органам. Органы чувств У Беззубки и Перловицы развиты слабо: имеются специальные рецепторы (нервные окончания), обеспечивающие кожную чувствительность; имеются органы равновесия - статоцисты ; вокруг рта и в ротовой полости - органы химического чувства . Глаз у Беззубки и Перловицы нет.

  • Кровеносная система незамкнутая , состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце находится в околосердечной сумке перикарде и состоит из двух предсердий и одного желудочка . От желудочка отходят артерии - сосуды, по которым кровь течет от сердца ко всем органам. Часть пути кровь проходит не по сосудам, а по полостям между внутренними органами. Затем кровь по венозным сосудам течет к жабрам, происходит газообмен и обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце.

Дыхательная система . По обеим сторонам ноги в мантийной полости (т.е. между телом и мантией) у Беззубки и Перловицы расположены по две пластинчатые жабры . Жабры, а также внутренняя поверхность мантии, снабжены ресничками , движением которых и создается ток воды. Через нижний (вводной, или жаберный) сифон вода попадает в мантийную полость. Выводится вода через выводной (клоакальный) сифон, расположенный сверху. Жабры пронизаны густой сетью кровеносных капилляров, здесь происходит газообмен. Вместе с током воды через вводной сифон в мантийную полость попадают и частички пищи.

    Органы выделения у Беззубки и Перловицы - п очки , представляющие собой видоизмененные метанефридии (т.н. почки метанефридиального типа ). Каждая почка состоит из многочисленных канальцев. Каналец начинается воронкой в околосердечной сумке (в целомической полости), а другим концом каналец открывается в мантийную полость. Почки располагаются под сердцем.

Размножение. Беззубка и Перловица раздельнополы , хотя внешних половых отличий нет. Семенники и яичники (мужские и женские половые железы) парные. Половые протоки, идущие от половых желез, открываются в мантийную полость. Оплодотворение у Беззубки и Перловицы наружное в мантийной полости. Здесь на жабрах у самки прикрепляются яйца, которые оплодотворяются сперматозоидами, проникающими в мантийную полость с током воды через жаберный (вводной) сифон. Через некоторое время из яиц выходят личинки Беззубок и Перловиц, которые называются глохидиями. Глохидии имеют двустворчатую раковинку с зазубренными шипами на краях и липкой биссусной нитью. Когда над Беззубкой или Перловицей проплывает рыба, взрослые моллюски выталкивают через выводной сифон личинок в окружающую воду. При помощи биссусной нити и

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Значение. Беззубки и Перловицы являются элементом биологического разнообразия пресных водоемов, являются составной частью пищевых цепей. В тех местах, где этих моллюсков особенно много, они становятся мощными естественными очистителями воды (биофильтраторами). В некоторых регионах люди собирают Беззубок и Перловиц на корм домашней птице. В былые времена из раковин Перловиц изготавливали красивые перламутровые пуговицы.

Вопросы для самоконтроля

Назовите ароморфозы типа Моллюски.

Назовите классификацию типа Моллюски.

Каково систематическое положение Беззубки, Перловицы?

Где обитают Беззубки, Перловицы?

Чем различаются раковины Беззубки и Перловицы?

Каково строение тела Беззубки, Перловицы?

Чем покрыто тело Беззубки, Перловицы?

Какая полость тела характерна для Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет пищеварительная система Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет кровеносная система Беззубки, Перловицы?

Как дышит Беззубка, Перловица?

Какое строение имеет выделительная система Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет нервная система Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет половая система Беззубки, Перловицы?

Как размножается Беззубка, Перловица?

Какое значение имеет Беззубка, Перловица?

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Рис. Перловицы: А - перловица обыкновенная; Б - перловица вздутая, или клиновидная; В - перловица толстая.

Рис. Беззубка.

Рис. Глохидий – личинка Беззубки и Перловицы.

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Рис. Строение Беззубки.

1 - передний край; 2 - брюшной край; 3 - задний край; 4 - спинной, или замочный, край; 5 - макушка; 6 - наружная связка; 7 - передний мускул-замыкатель; 8 - задний мускул-замыкатель; 9 - передний ретрактор ноги; 10 - протрактор; 11 - задний ретрактор ноги; 12 - элеваторы ноги; 13 - нога; 14 - правая складка мантии; 15 - вводной (жаберный, дыхательный) сифон; 16 - выводной (клоакальный) сифон; 17- клоакальная камера; 18- спинной мантийный канал; 19 - спинное мантийное отверстие; 20 - ротовое отверстие; 21 - ротовые лопасти; 22 - левая наружная полужабра; 23 -левая внутренняя полужабра; 24- область Кеберова органа; 25 - область перикардия; 26 - линия, по которой обрезана левая мантийная складка.

РИСУНКИ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЕТСЯ ВЫПОЛНИТЬ В АЛЬБОМЕ

(всего 3 рисунка)

Тема занятия: Тип Моллюски - Mollusca .

Тип: Моллюски

Род: Беззубка - Anodonta

Род: Перловица – Unio

Рис. 1. Беззубка (Перловица). Внешнее строение.

1-раковина 6-вершина раковины

2-нога 7-вводной (жаберный) сифон

3-передний конец 8-выводной (клоакальный) сифон

4-задний конец 9-спинная сторона

5-лигамент (связка) 10-брюшная сторона

Тема занятия: Тип Моллюски - Mollusca .

Тип: Моллюски

Класс: Пластинчатожаберные, или Двустворчатые моллюски

Отряд: Настоящие пластинчатожаберные

Род: Беззубка - Anodonta

Род: Перловица - Unio

Рис. 2. Беззубка (Перловица). Внутреннее строение.

1 -раковина 11 -кишечник

2-мантия 12-анальное отверстие

3-нога 13-печень

4-вводной сифон (жаберный) 14-сердце

5-выводной сифон (клоакальный) 15-перикардий 6-задний замыкательный мускул 16-почка 7-передний замыкательный 17-выводное отверстие почки

мускул 18-головной ганглий (церебральный)

8-ротовые лопасти 19-ножной ганглий (педальный)

9-рот 20-внутренносный ганглий

10-желудок (висцеральный)

21 -половая железа (гонада)

Тема занятия: Тип Моллюски - Mollusca .

Рис. 3. Глохидий – личинка Беззубки и Перловицы.

1 - мускул-замыкатель; 2 - зубчики; 3 - биссусная нить.

«Двустворчатые моллюски»

ВВЕДЕНИЕ


130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу.
Класс Двустворчатые.

Беззубка и другие двустворчатые моллюски.

В связи с тем, что особенности образа жизни и строения беззубки следует рассматривать в сравнении с большим прудовиком, проверка знаний не проводится.

Учитель рассказывает об образе жизни типичного представителя двустворчатых - беззубки. Для выявления характера черт строения ее раковины нужно организовать лабораторную работу, которую учащиеся выполняют по инструкции.

Лабораторная работа. Строение раковины беззубки

Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью. Ход работы

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску, передний и задний концы.

Рассмотрите роговой слой раковины, найдите слои ее годового прироста, подсчитайте их число и определите возраст беззубки.

Рассмотрите внутреннюю поверхность раковины, найдите следа! прикрепления мышц.

Зарисуйте внешний вид раковины беззубки, подпишите ее основные части.

Ответьте на вопрос; какое значение имеет раковина в жизни беззубки?

Учитель проверяет качество выполнения работы, полученные учащимися знания использует в беседе, еще раз обращая внимание учащихся на раковину, на ее наружный слой, состоящий из органического вещества, и на его защитное значение. Далее учитель рассказывает о внутреннем известковом слое, который придает раковине прочность. Сообщая о перламутровом слое, подчеркивает его неодинаковое развитие у двустворчатых. Например, у морских жемчужниц этот слой развит хорошо, поэтому они имеют промысловое значение. Учитель рассказывает об особенностях роста раковины и отмечает роль мантии в этом процессе. Он предлагает учащимся ответить на вопрос: чем отличается раковина беззубки от раковины большого прудовика?

При изучении систем внутренних органов и основных процессов жизнедеятельности предварительно следует предложить школьникам вспомнить особенности внутреннего строения большого прудовика, а уже затем обратить внимание на строение систем внутренних органов беззубки.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: как дышит большой прудовик? Получив ответ, он рассказывает - о дыхании беззубки растворенным в воде кислородом с помощью жабр, расположенных в мантийной полости. Учитель сообщает, что кровеносная система беззубки похожа на таковую большого прудовика, и предлагает школьникам ответить на вопросы: каковы особенности строения кровеносной системы беззубки? Какое значение имеет эта система в ее жизни?

При рассмотрении нервной системы учителю следует предложить школьникам вспомнить о ее строении и значении в жизни большого прудовика, и на основе этих знаний нужно показать особенности этой системы беззубки, использовав для этого таблицу.

Личинка беззубки


1- внешний вид под микроскопом; 2 - личинки на плавнике рыбы.

Для закрепления знаний о строении системы внутренних органов беззубки учителю следует предложить школьникам найти их на влажном препарате.

С многообразием двустворчатых, их основными видами (ми-дня, устрица и др.) можно познакомиться с помощью таблиц из книги «Жизнь животных».

Рекомендуем заслушать заранее подготовленное сообщение одного из учащихся о мидии. Затем учителю следует рассказать об устрицах, которых ради вкусного мяса разводят на устричных банках. Целесообразно также обратить внимание школьников на корабельного червя, особенно на его строение и отрицательную роль в хозяйственной деятельности человека (порча береговых сооружений).

При изучении класса двустворчатых можно использовать диафильм «Многообразие моллюсков».


Глава 2. ТИП МОЛЛЮСКОВ
130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Это вторичнополостные животные, но целом их сократился до незначительных по объему полостей, в которых лежат сердце (околосердечная сумка, или перикард) и половые железы.

Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу. Головной отдел у сидячих форм может редуцироваться. Нога - мускулистый вырост брюшной стенки тела, на котором моллюск ползает, у сидячих и малоподвижных форм также может исчезать. Туловище же, как правило, может разрастаться на спинную сторону, образуя как бы горб - внутренностный мешок, в котором располагаются органы моллюска, в первую очередь объемистая печень.

Тело моллюска снаружи покрыто кожной складкой - мантией. Мантия на брюшной стороне прилегает к телу неплотно, образуя мантийную полость, из которой торчит нога и в которой расположены жабры. В нее же открываются анальное отверстие, выводные отверстия почек и половых органов. У наземных форм жабры редуцируются, и такие моллюски дышат через стенки мантийной полости, превращающейся в легкое.

Мантия же выделяет защитную раковину, в основном из углекислого кальция. Снаружи раковину покрывает кожистый слой из органического вещества, за ней следует так называемый фарфоровидный слой, в которое СаСОз кристаллизуется в виде призмочек, а к мантии прилегает перламутровый слой, слагаемый таблитчатыми кристаллами СаСОз. Перлам красиво блестит и радужно переливается, за что с незапамятных времен высоко ценится человеком. Относительно редко какая-нибудь микроскопическая частица, попав между мантией и раковиной, обволакивается слоя перламутра и становится жемчужиной. Жемчуг издавна считался одним самых драгоценных камней - до тех пор, пока японский зоолог Мицукур а затем промышленник Микимото не догадались искусственно стимулировать образование жемчужин в специально разводимых для этой цели моллюсках. Такой жемчуг не уступает натуральному (он и есть натуральный), но цена на него упала, предложение превысило спрос.

У низших моллюсков раковина может состоять из 8 пластинок, защищающих спинную сторону, у других она колпачковидна, закручена в спираль или разделяется на две створки, подвижно сочлененные на с ней. Многие моллюски, особенно активно плавающие, раковину потеряли.

За редкими исключениями моллюски не имеют челюстей. Для размельчения пищи у них возникает радула (терка) - роговые крючковидные выросты стенок глотки.

Кровеносная система у них незамкнутая и состоит из сердца, слагаемого одним или двумя желудочками и предсердиями. Кровь из предсердий попадает в желудочек и сокращениями его гонится в основной сосуд - порту. Аорта разделяется на артерии, поставляющие кровь к внутренним органам. В конце концов, кровь поступает в лакуны - промежутки между тканями и органами, а из них - в приносящие жаберные сосуды. Отдав в жабрах СО2 и получив О2, кровь по жаберным венам идет в предсердия.

Таким образом, сердце у моллюсков сложнее, чем у раков и насекомых. Как и у человека, оно делится на предсердия и желудочки. Этот принцип у высших животных становится главным.

Нервная система у моллюсков проще, чем у членистоногих. Она состоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него четырех стволов. У примитивных форм это все напоминает ортогон плоских червей. Значит, предки моллюсков отделились от предков кольчатых червей до того, как у них сформировалась брюшная нервная цепочка. У большинства моллюсков нервная система разбросанно-узловая: парные скопления нервных клеток - ганглии, соединенные нервами, обслуживают ногу, внутренние органы, мантию.

Развиваются моллюски из личинок, очень похожих на трохофору многощетинковых кольчатых червей.

Класс пластинчатожаберных, или двустворчатых

Двустворчатые моллюски (20 тыс. видов) населяют морские и пресные воды. Пластинчатожаберными их называют потому, что у высокоорганизованных их представителей перистые ктенидии срастаются в двухслойные решетчатые пластины, лежащие в мантийной полости. Русское название - ракушки.

Тело моллюска одето с боков двустворчатой раковиной. Створки соединяются на спинной стороне эластичной связкой-лигаментом и замком, состоящим из зубовидных выступов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Зубы замка, впрочем, могут исчезать потому-то двустворчатый моллюсков наших рек называется беззубкой.

Нормальное состояние раковины открытое, между створками на брюшной стороне образуется щель. Но у моллюска имеется один или два замыкав тельных мускула, прирастающие к обеим створкам. Если его потревожить» они сокращаются, плотно смыкая раковину.

Как и у прочих моллюсков, у двустворчатых раковина растет с крае и на ее створках, как на пне дерева, можно обнаружить следы годичных приростов. Самый крупный моллюск - гигантская тридакна коралловых рифов Тихого и Индийского океанов достигает 1,35 ми 250 кг массы; Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса - киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц. Многие из них прирастают к дну, выделяя из особой железы биссус - тягучую клейкую слизь, превращающуюся в воде в шелковистые нити. Такая жизнь не способствует развитию «ума». И голова у двустворчатых исчезла, осталось лишь ротовое отверстие на переднем конце туловища (еще одно название класса - безголовые).

Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон. В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Некоторые моллюски-камнеточцы острыми краями раковин могут высверливать в твердых грунтах и мягком камне норки и ходы. Другие сверлят Дерево, из них наиболее известен и опасен корабельный червь - тередо.

Тередо не похож на моллюска, он червеобразной формы, на заднем конце - два длинных сифона, на переднем - крошечная раковина, створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и глотает опилки. Он также имеет бактерий-симбионтов, расщепляющих целлюлозу. (Некоторые из его симбионтов могут усваивать растворенный в воде азот.) В результате дерево превращается в подобие губки, источенное ходами. У нас тередо встречается в Черном, Азовском и дальневосточных морях.

Кровеносная система двустворчатых также незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Схематический разрез через мантийную полость двустворчатого моллюска

1- раковина; 2 - срез через передний замыкательный мускул; 3 - срез через задний замыкательный мускул; 4 - край мантии; 5 - нога; 6-вводный сифон; 7 - выводной сифон (стрелками показано движение тока воды); 8-жабры; 9 - ротовые лопасти.

Корабельный червь-тередо (в древесине)





Пресноводные ракушки-униониды


Органы выделения двустворчатых, как и нервная система, типичны для моллюсков - обычно три пары ганглиев, соединенных нервами. Хотя головы у них нет, глаза иногда имеются, по краю мантии, на сифонах, даже на жабрах.

Оплодотворение у ракушек наружное, но иногда яйцеклетки остаются на жабрах матери, оплодотворяются спермиями, занесенными в мантийную полость, и развиваются дальше (жаберная беременность). Личинка у них сходна с трохофорой.

Различают надотряды первичножаберных двустворчатых, у которых жабры - перистые ктенидии, и настоящих пластинчатожаберных - их подавляющее большинство. Из последних отметим отряд пресноводных ракушек - унионид, с личинками-глохидиями, куда относятся не только беззубка и перловица, но и речные жемчужницы наших северных рек. Они дают хороший перламутр и жемчуг, но запасы их хищнически подорваны - ведь жемчужницы растут медленно, достигая за 50 лет длины 10 см и более.

Ко второму отряду - митилид относятся высокоценимые устрицы и мидии; их уже стали разводить искусственно, выращивая оседающие личинки на черепицах. К этому же отряду относятся важнейшие производители жемчуга - морские жемчужницы Тихого и Индийского океанов.

К отряду пектинид - морских гребешков относятся крупные, промысловые морские гребешки. Они способны быстро плавать, хлопая створками. Выбрасывая из мантийной полости воду, моллюск движется по реактивному способу.

Самый большой отряд двустворчатых - вен ер иды. К нему относятся гигантские тридакны, сердцевидки наших южных морей (створки их раковин часто слагают ракушечные пляжи) и тот же тередо. Некоторые проникли в пресную воду. Такова дрейссена - мелкая сидячая ракушка, в изобилии размножившаяся в реках, озерах и водохранилищах Европы. Разрастаясь в огромных (до 10 000 экз/м2) количествах, дрейссены забивают водостоки, трубы, заборные устройства водопроводов, чем причиняют большой вред. Глохидиев у них нет, и вверх по течению они распространяются, прирастая к днищам судов.

Множество представителей этого отряда, обитающих в морях,- прекрасный корм для рыб, морских птиц и даже моржей. В целом двустворчатые моллюски играют большую роль в жизни морей и океанов.


Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ»
Двустворчатые моллюски имеют раковину, состоящую из двух створок, соединенных на спинной стороне. Мускулы, закрывающие створки раковины, такие мощные, что даже человек должен приложить усилие, чтобы открыть крупную раковину. Раковина состоит из трех слоев: внешнего рогового, среднего, самого твердого – фарфорового и перламутрового, выстилающего раковину изнутри.

Живут двустворчатые моллюски на дне водоемов и способны передвигаться с помощью мускулистой ноги, которой прикрепляются к субстрату и подтягивают остальное тело. Скорость передвижения, естественно, мала – до 30 см/ч.

Дышат двустворчатые моллюски, затягивая воду через вводной сифон (трубку, образованную краем мантии) в жаберную полость и выпуская ее через выводной сифон. По типу питания все двустворчатые моллюски являются фильтраторами, и поглощение пищи происходит у них одновременно с дыханием.

Моллюски: перловица обыкновенная

Похожая на беззубку перловица имеет более вытянутую и толстую раковину зеленоватого цвета. Имеет промышленное значение: из ее раковин делают перламутровые пуговицы.

Горошинки и шаровки – более мелкие двустворчатые моллюски, длина их раковины не превышает 1,5 см. У горошинок вершина раковины смещена к заднему концу, а у шаровок располагается в центре раковины.

Моллюски: А – шаровка роговая; Б – горошинка речная

Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Задачи урока:

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков; происхождением моллюсков, многообразием видов, средой жизни.

Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.

Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.

Оборудование: мультимедийный проектор, коллекция моллюсков

План урока:


Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

2 минуты

Лекционный материал с использованием презентации (слайдов).

Работа с текстом



7 минут

2 минут


Закрепление изученного материала:

Повторение основных особенностей, присущих типу моллюски,

Работа по вопросам (экспресс – опрос),

Проведение сравнительного анализа по усложнению организации между типами Кольчатые черви и Моллюски с использованием таблицы.


4 минуты
2 минуты


5 минут
4 минуты

Подведение итогов урока

4 минуты

Сценарий урока.

Урок “Происхождение и особенности строения моллюсков” является первым уроком в изучении темы “Моллюски”. Основная функция этого урока – это формирование общего представления о данной группе животных: о происхождении, об особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме необходимо предложить учащимся прослушать отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”, и дать возможность детям самим попробовать догадаться, о какой группе животных пойдет речь на уроке.

I. Учитель объявляет тему и задачи урока

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Лекционный материал. На стадии изучения нового материала (осмысления) учитель читает лекционный материал, с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такое метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

1.2 Общие черты типа, происхождение моллюсков.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

Внешнее строение.

Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск /

1.3. Внутреннее строение.

1.3.1. Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.

1.3.2. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.

1.3.3. Органы дыхания. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.

1.3.4. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.

1.3.5. Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

1.3.6. Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

2. Работа с текстом. Самостоятельная форма работы с текстом позволит мотивировать интерес к самостоятельно – поисковой деятельности

Источник жемчуга и перламутра (морская жемчужница).

Употребление в пищу (устрицы, мидии, морской гребешок).

Естественные очистители воды (двустворчатые моллюски).

В конце работы учитель задает вопрос

Скажите, какое из значений моллюсков вы считаете наиболее важным? Поясните ответ?

III. Закрепление. Так как данный тип урока изучение нового материала, что связано с получением новых знаний, с учетом повторения ранее изученного материала, поэтому чтобы работа не была однообразной и утомительной, стоит проводить варьирование заданий, но так, чтобы их содержание одновременно соответствовало достижению цели, путем повторения фундаментальных основ изучаемой темы. Сначала ребятам предлагается задание с иллюстрированными рисунками, где они могут получить возможность самостоятельно, по памяти, определить органы и части тела моллюска, после чего благодаря повторному повторению слайдов проверить правильность своих ответов и возможность исправления допущенных ошибок. Второе задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов с применением метода дихотомии. Третье задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных. Чтобы активизировать работу детей и вызвать интерес, закрепление стоит провести в нестандартной форме. Учитель предлагает ребятам путешествие, которое они смогут совершить, опираясь на свои знания. Кроме того, цель, ради которой дети должны будут отправиться в “плавание”, несет в себе и воспитательную нагрузку, благодаря которой закладываются основы экологического воспитания, стремление придти на помощь, развития чувства сопереживания.

Определите основные черты типа Моллюски. (Ребята у вас на столе находятся образцы схематических изображений систем органов моллюсков. Попробуйте правильно описать их). Черты строения, характерные моллюскам: мягкое тело, наличие мантии, разбросано-узловой нервной системы, дифференцированного кишечника, наличие специализированного органа, измельчающего пищу – терки, пищеварительных желез открытого типа кровеносной системы, наличие сердца, разделенного на камеры, органа выделения – почки.

В чем вы видите особенности внешнего строения моллюсков?

Что представляет собой мантия?

Наблюдается сегментация тела у моллюсков?

Какой тип кровеносной системы? Почему?

В чем особенности строения нервной системы?

Чем представлены органы дыхания

Произошло ли усложнение строения пищеварительной системы по сравнению с кольчецами?

2 задание от тередо (моллюск стал подтачивать днище корабля путешественников, чтобы продолжить дальнейшее путешествие, дети должны выполнить задание).

Экспресс-опрос.

3 задание от морской жемчужницы.

Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу.

1. Какие усложнения в организации моллюсков мы наблюдаем по сравнению с кольчатыми червями.

2. Подумайте, почему моллюски являются “тупиковой ветвью эволюции”?

IV. Обобщение и анализ изученного материала.

Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, открытую кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.

Для формирования чувства доброты, бережного отношения к природе, развития логического мышления в адрес детей “приходит” письмо – обращение, Письмо состоит из слогов, которые соединены между собой стрелочками, если идти по направлению указанному ими, то сложится текст послания: “Любите и оберегайте нас”. Вопросом “Как вы ребята понимаете эти слова, что они для вас значат?”, учитель старается заставить ребят более глубоко продумать смысл этой фразы, чтобы она не осталась просто набором слов, а вызвала эмоциональные переживания.

V. Подведение итогов. При подведении итогов урока можно использовать демократичный подход и предложить ребятам оценить работу своих товарищей, а затем работу всего класса в целом.

Ребята, давайте оценим вашу работу на уроке, как вы считаете, кто из ваших товарищей заслуживает оценки отлично? Ответ пояснить.

Объявление домашнего задания стр. 134-135 пересказ.

Реферат по теме “Многообразие моллюсков”.

Рефлексия.


  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выбрать из трех предложенных вариантов отлично – солнышко лучистое, хорошо – солнышко с тучкой, удовлетворительно – тучка.

Лабораторная работа. Внешнее строение различных моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие (прудовики, катушки, слизни), Двустворчатые (перловицы, беззубки, устрицы, мидии), Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы). Мягкое тело большинства моллюсков, относящихся к классам брюхоногих и двустворчатых, заключено в раковину. Тело снаружи полностью или частично покрыто особой складкой кожи – мантией. Мантия выделяет вещества, из которых образуется раковина. Живут моллюски в водоемах и на суше.

Цель: ознакомиться с внешним строением различных моллюсков, выявить их сходства и различия.

Оборудование: раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки, скальпель, соляная кислота, пипетка.

Техника безопасности. При работе используйте лабораторные фартуки. Будьте осторожны при работе со скальпелем. Будьте особенно осторожны при работе с соляной кислотой – она может вызвать ожог, попав на кожу, или испортить одежду. Никогда не используйте химические реактивы, не ознакомившись с инструкцией к ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите раковины беззубки и перловицы. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) концы раковины. Найдите самую высокую наружную часть раковины (верхушку) и обратите внимание на концентрические круги вокруг нее. Они отображают чередование периодов медленного и быстрого роста (годовые приросты). Сколько годовых приростов вы насчитали у раковины

Соскребите скальпелем в каком-либо месте раковины наружный слой. Будьте осторожны при работе со скальпелем, держите его так, чтобы не порезаться. Под верхним слоем находиться фарфоровый слой. Капните, как это показано на рис. 3, на фарфоровый слой соляной кислотой. Будьте осторожны при работе с кислотой, не капните на кожу или одежду. Опишите, ваши наблюдения.

Рис. 3 Выделение пузырьков указывает на присутствие карбоната кальция в раковине


2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и установите, чем раковина беззубки отличается от раковины перловицы.

Зарисуйте раковину и сделайте подписи.

3. Рассмотрите раковины прудовика и катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика и катушки. _________________________________________________

Все ли завитки одинаковы? _________________

В чем сходство раковины прудовика и катушки? _________________________________

В чем их различие?__________________________________

Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней подписи.

Выводы


1. Вставьте пропущенные слова.

Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Тело мягкое, у большинства видов состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с боков оно покрыто складкой кожи __________. Между мантией и телом моллюска образуется __________ полость. У многих видов хорошо развита твердая известковая _______. У некоторых сохранились ее остатки.

2. Установите возраст беззубки по количеству годовых приростов на раковине. __________________

3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин беззубки и перловицы? ______________________

4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются от раковин беззубки и перловицы?____________

Проблемные задачи

1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки раковин, в которых заключены моллюски? ______ ______________________________________

2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще, чем ископаемые черви?_______________________


Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ»
1. Надпишите названия частей тела двустворчатого моллюска. Какие функции они выполняют?


2.

3. Заполните таблицу


4. Двустворчатые моллюски

Используя начальные буквы, впишите названия моллюсков (по горизонтали).

Варианты ответов: мидия, устрица, тридакна, беззубка, перловица

5. Тестовые задания по теме «Моллюски»

1. По числу видов тип Моллюски уступает только типу:

а) Членистоногие;

б) Простейшие;

в) Кишечнополостные;

г) Кольчатые черви.

2. Видов моллюсков известно:

а) около 1 млн;

б) свыше 13 тыс.;

в) свыше 130 тыс.;

г) около 1300.

3. С помощью легких дышит:

а) каракатица;

б) прудовик;

в) беззубка;

г) кальмар.

4. Активным хищником является:

а) прудовик;

б) беззубка;

в) катушка;

г) кальмар.

5. Активный, подвижный образ жизни ведет:

а) осьминог;

б) беззубка;

в) перловица;

6. Фильтратором является:

а) рапана;

б) прудовик;

в) каракатица;

г) беззубка.

7. Из приведенного ниже перечня выберите:

1 – брюхоногих моллюсков; 2 – головоногих моллюсков; 3 – двустворчатых моллюсков:

а) кальмар;

в) устрица;

г) осьминог;

д) катушка;

е) горошина;

ж) шаровка;

з) беззубка;

и) рапана;

к) прудовик.

8. За час одна устрица может отфильтровать.

Беззубка является близким родственником перловицы. У этих моллюсков не имеется зубцов на раковине, отсюда и произошло название.

Раковины у беззубок невероятно хрупкие, они отдают перламутровым блеском.

Строение беззубок

Строение этих моллюсков очень близко со строением перловицы. Главным отличием между этими видами являются только сроки размножения.

Беззубки откладывают яйца осенью, а на протяжении всей зимы они вынашивают их в специальной жаберной полости. Прежде чем наступит беременность, у беззубок появляются вентиляционные трубочки, предназначение для проведения воды и насыщения кислородом зародышей, развивающихся в жабрах. Беззубки выбрасывают в начале лета крупных глохидиев, которые имеют по два крючкана створках раковины.


Где обитают беззубки


В наших водоемах можно чаще всего встретить беззубку обыкновенную, длина тела которой составляет 20 сантиметров. Обитают они в Западной Сибири и в европейской части нашей страны. Среда обитания этих моллюск с хрупкой раковиной – озера, пруды и речные заводи.


Данный вид является очень изменчивым, в одном водоеме могут встретиться различные формы и разновидности беззубок. Некоторые из них настолько нестандартны, что их относят к новым подвидам или новым видам.

В реках европейской части нашей страны также водится узкая беззубка, которая имеет удлиненную и сжатую раковину. Эти моллюски даже обитают в опресненных участках морей, к примеру, они встречаются в Каспийском море в дельте Волги.


В реках и озерах Кавказа с прозрачной пресной водой живет кавказская беззубка. Самые крупные представители вида обитают на Дальнем Востоке, в Приморском крае. Этих моллюсков называют беззубками Вуда, они имеют сильно вздутую раковину, длина которой достигает 15 сантиметров. Там же встречаются сводчатые беззубки, дорастающие до 10 сантиметров в длину.

Лабораторная работа №1 по биологии 8 класс (ответы) - Изучение строения раковин беззубки и прудовика

  1. Распределите но классам раковины моллюсков из предложенной коллекции.

К классу Брюхоногие относят прудовика, а к классу Двустворчатые - беззубку. Раковины разных классов моллюсков отличаются по внешнему виду.

У двустворчатых раковина состоит из двух створок, а у брюхоногих она цельная и имеет вид завитка.

Раковина брюхоногих асимметрична/симметрична (нужное подчеркните).

  1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска - беззубки. Снаружи раковина покрыта слоем рогового органического ве­щества. Обратите внимание на наружный слой. Какого он цвета?

Осторожно соскребите пинцетом наружный слой в любом месте. Что вы видите под ним?

Коричнево-зелёного.

Как вы думаете, какой это слой?

Органический.

За счет какого слоя достигается основная толщина створок?

За счёт известкового.

Рассмотрите перламутровый слой с внутренней стороны рако­вины. Чем он отличается от других слоев?

Преломляет свет и имеет блеск.

Таким образом, раковина моллюска состоит из слоев: наружно­го - органического, среднего - известкового, внутреннего - перламутрового.

  1. У моллюсков раковина растет с краев, поэтому на ней хорошо видны следы годичных приростов. Определите, сколько лет одной из выданной вам раковин.

Зависит от выданной вам раковины

  1. Сравните раковины беззубки и перловицы. Заполните таблицу. Как вы думаете, почему двустворчатый моллюск наших рек получил название «беззубка»?

Створки моллюска ровные, не имеют зазубрин.

Сравнительная характеристика раковин беззубки и перловицы

  1. Возьмите раковину брюхоногого моллюска - прудовика. На раковине найдите устье и завиток. Подсчитайте число оборотов в завитке.

Число оборотов составляет 3. Определите, к какому типу раковин - право- или левозакручен­ным - относится выданный вам экземпляр. Если при взгляде сверху на вершину раковины обороты завитка закручены но часовой стрелке, то раковина - правозакрученная, если про­тив часовой стрелки - левозакрученная. Раковина прудовика правозакрученная.

  1. Сравните раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки, характерные для раковины прудовика, обводя подходящие буквы кружками, а для катушки - квадратами:
  • а) раковина завита в одной плоскости; (для катушки)
  • б) раковина завита в разных плоскостях; (для раковины прудовика)
  • в) завиток совсем не возвышается над устьем или поднимается незначительно;(для катушки)
  • г) раковина завита в виде конуса с большим или меньшим ко­личеством оборотов. (для раковины прудовика)

Зарисуйте раковины прудовика и катушки.

Сделайте вывод о значении раковины в жизни моллюсков. Из чего образуются раковины?

Раковины образуют один органический слой и два известковых, она выполняет функции защиты и опоры для мышц.

  1. Дайте краткие ответы на вопросы.

Моллюски - в основном водные животные. Но некоторые предста­вители этого типа живут на суше. К какому классу они относятся? Почему одни моллюски могут жить на суше, а другие - нет?

На суше живут брюхоногие моллюски, поскольку дышат они с помощью лёгкого.

На приусадебных участках слизни наносят серьезный вред ого­родным культурам. Какие методы борьбы с этими моллюсками вы можете предложить?

Слизни являются пищей для некоторых жаб, также можно использовать химические средства.