Керченский мост Ротенберга. Как компания друга Путина строит мост в Крым и почему он может рухнуть в любую минуту

Пресловутый Крымский мост, который еще недавно называли Керченским, на завершающей стадии строительства. О том, сколько оккупанты потратили на его сооружение, с какими особенностями оно происходило и что может разрушить мост с Тамани в Керчь – в статье 24 Канала.

Президент России Владимир Путин 15 или же 16 мая (с датой в Кремле решили сделать интригу) в сопровождении своих всегда верных "Ночных волков" должен помпезно открыть только что построенный Крымский мост. Для начала свободно перемещаться ним смогут только легковые авто и автобусы – железнодорожную часть пока оккупанты достраивают, а грузовики впускать опасаются.

Кто и когда строил мост из Керчи

В истории было уже несколько попыток соединить Крым и Кубань переправой – впервые достроить мост удалось в 1944 году. Впрочем, он простоял недолго – его разрушил сильный ледоход уже в начале 1945-го.

В новейшие времена строительство моста было в планах Украины уже давно. За работы не принимались из-за дороговизны проекта, но в апреле 2010 года Москва и Киев все же заключили Соглашение о строительстве Керченского моста.

До аннексии Крыма Россией мост был нужен для улучшения транспортного сообщения между странами Черноморского бассейна, которые договорились строить дорогу вокруг моря. Каждая страна самостоятельно должна была свести свой участок. В Украине трасса должна была проходить через Керчь, ведь обход Азовского моря продлевал маршрут на 500 километров.

"Стройка века"

После оккупации Крыма Путин объявил о своем намерении срочно построить переправу через Керченский пролив. Украина зато в кратчайшие законные сроки вышла из договора о строительстве моста.

Чтобы успеть со "стройкой века" до президентских выборов 2018, депутаты Госдумы приняли документ, который позволил строить Керченский мост без соблюдения каких-либо законов вообще. В Москве разрешили застройщику пренебрегать нормами экологического и градостроительного законодательства, уничтожать памятники истории и археологии, беспрепятственно изымать земельные участки у населения.

Стоимость Крымского моста сейчас составляет 228 миллиардов рублей

Право на строительство моста досталось приближенному к Путину миллиардеру Аркадию Ротенбергу. Олигарх известен тем, что был детским спарринг-партнером главы Кремля по дзюдо.

Однако другу Путина с возведением объекта пришлось нелегко – подрядчики опасались встревать в работу из-за санкций, которые их ждали. Дольше искали подрядчика на строительство железнодорожной части моста – за эту работу никто не хотел браться вообще.

Характеристики Крымского моста

Длина нового сооружения – 19 километров, 11,5 из них проходит по суше и еще 7,5 км – над морем. Мост соединяет Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу.

Мостовой переход через Керченский пролив состоит из параллельных автомобильной и железнодорожной секций. Автомобильная дорога насчитывает 4 полосы движения, максимальная скорость движения по ней составит 120 км/ч.

Железная дорога состоит из двух путей. Расчетная скорость движения пассажирских поездов по мосту – 120 км/ч., грузовых – 80 км/ч.

Характеристики Крымского моста

Сейчас строительство железнодорожной части Крымского моста продолжается. Его должны завершить к декабрю 2019 года.

Что не так с Крымским мостом?

Главные претензии к Крымскому мосту – кроме того, что построен он незаконно, нарушая все мыслимые международные нормы – в его расположении. Украинцы задумывали строительство в северной части Керченского пролива, поскольку чем южнее – тем хуже условия.

Так, автор двух украинских проектов керченского моста Георгий Росновский убежден, что из всех возможных вариантов транспортного перехода через пролив россияне выбрали самый неподходящий – он является самым дорогим и самым сложным из всех, которые когда-либо предлагали.

Всего за время независимой Украины рассматривали возможность строительства перехода в четырех местах. Три из них связывали Крым с косой Чушка на российском берегу: Северный пролегал в самой восточной точке Крыма – мыса Фонарь, Жуковский – в районе паромной переправы, Еникальский – в окрестностях крепости Ени-Кале, а самым южным из вариантов был Тузлинский.

Что может разрушить Крымский мост?

Специалисты утверждают, что долговечность Крымского моста – под большим вопросом. Они объясняют, что все будет зависеть от природных катаклизмов и нагрузки на мосту.

Прежде всего, в районе моста надежные коренные почвы местами расположены на глубине 90 метров. Сам Керченский пролив расположен в районе тектонического разлома и неподалеку от острова Тузла есть сеть глубоких грязевых вулканов. Когда они "дышат" – происходят колебания почвы.

Через эту особенность сваи россияне должны забивать на глубину до 100 метров и еще и под правильным углом, учитывая возможные землетрясения. Однако, по прогнозам экспертов, в России отсутствуют такие технологии и подобный опыт строительства. И хотя Москва и заявила о забитых на 90 метровую глубину опорах, верить ей спешат не все.

Еще одна опасность – прохождение моста через тузлинского косу, которая постоянно размывается.

Место строительства моста из космоса: фото астронавта NASA Тима Копры

Кроме того, как пояснил российский гидростроитель Юрий Севенард, при строительстве не учли экстремальные погодные условия – сильный ветер, штормы, сильные течения и восхождение льда.

Еще одна опасность – большое количество снарядов, оставшихся в регионе со времен Второй мировой войны. В России божились, что перед началом строительства обследовали территорию и нашли 700 снарядов.

Трещины и другие фейлы

В апреле 2018-го в сеть попали фото, на которых видно, что 256-я опора, которая расположена практически в центре Керченского пролива, треснула в двух местах.

Трещины на 256-й опоре (видео):

Причем это уже не первый провал в этом районе. В феврале 2018-го зафиксировали проседание опор на один метр. Впрочем, это проседание было далеко не первым – похожая ситуация случилась в сентябре 2017 года, тогда строительство пришлось приостановить. Случилось это после монтажа одного из пролетов моста – одна опора просела на метр, другая на полтора.

Это подтверждает опасения специалистов по надежности моста. По прогнозам, опоры могут не выдержать нагрузки даже пустой железнодорожной ветки. А главные проблемы начнутся с запуском грузовых поездов.

Что теряет Украина?

Во время разработок проектов моста Украиной отмечалось, что высота судоходной арки должна составлять не менее 50 метров от среднего многолетнего уровня моря. Однако Россия в главной судоходной части Керченского канала свела всего лишь 35-метровую арку.

Из-за такого подлого шага Украина теряет миллионы гривен и рабочие места. В частности, это дестабилизирует ситуацию в Мариуполе и Бердянске.

Теперь, как подсчитал директор Мариупольского морского торгового порта Александр Олейник, только , с которыми раньше работал порт.

В Центре по изучению армии, конверсии и разоружения заявили, что сооружение оккупантов приведет к 25-30% потерь украинских портов.

Как реагирует Украина?

В соответствии с отдельным соглашением между Украиной и Россией, любое строительство в Керченском проливе можно вести только с разрешения обеих сторон. Поэтому все работы в Керченском проливе полностью незаконны.

Еще в 2017-м Министерство юстиции начало готовить иск и подсчитывать убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами. Учтут в иске и то, что во время строительства Россия закрывала Керченский пролив для судов, чтобы возвести арку моста.

Также Украина отслеживает подрядные организации, которые работают над возведением моста. Их включают в санкционные списки.

Остро встал вопрос о том, кто строит мост через Керченский пролив, в тот период, когда произошли всем известные крымские события. Полуостров вернулся в пределы Российской Федерации и это может ускорить решение проблемы.

Страницы истории

Отклонившись от вопроса, какая компания строит мост через Керченский пролив, необходимо обернуться назад и заглянуть в историю. С давних времен существовали планы возведения переправы. Англичане в конце 19 века, немцы в период Великой Отечественной войны совершали попытки строительства, но они не увенчались успехом. Много раз в период СССР поднимался этот вопрос в правительстве, но не хватало времени и средств. В 1954 году появилась паромная переправа, которая действует до сих пор.

Возвращение Крыма

После возвращения Крыма в Россию с особой остротой встал вопрос, кто будет генподрядчик строительства моста через Керченский пролив. Такая ситуация возникла из-за сложностей проезда в Крым через территорию Украины. Экономика полуострова напрямую связана с потоком туристов, поэтому прочная переправа, призванная соединить два берега, должна быть возведена в короткие сроки и качественно. Мост через Керченский пролив, генподрядчик которого уже выбран, имеет важное туристическое и экономическое значение.

Соединить Кавказ и Крым

Компания, строящая мост через Керченский пролив, учитывает сложности и климатические условия района. Такие масштабные работы в мире проводятся не впервые, но в Крыму есть свои трудности.

  • Сейсмическая нестабильность;
  • Сильные штормовые ветры;
  • Ледовая ситуация в зимнее и весеннее время;
  • Необходимость создать удобный проход кораблям из одного моря в другое.

Генеральный подрядчик строительства моста через Керченский пролив сталкивается с данными особенностями региона.

Кто строит мост через Керченский пролив?

Управление дорог «Тамань» является заказчиком сооружения. Сейчас на вопрос, какая фирма строит мост через Керченский пролив, можно ответить, что это Стройгазмонтаж». Компания является главной над несколькими организациями. Они занимаются прокладкой тоннелей и крупных сооружений на воде. Подрядчик строительства моста через Керченский пролив заявляет о том, что все движется по запланированной схеме. Сейчас работы ведутся на всем протяжении трассы. Предположительно длинна моста будет составлять почти 20 километров.

До определенного времени решить вопрос, какие организации строят мост через Керченский пролив, было достаточно сложно. Проводились тендеры, в которых предпочтения отдавались нескольким компаниям. В расчет принимались не только предполагаемые сметы, но и масштабность проекта и особенность климатических условий.

Субподрядчики строительства моста через Керченский пролив были определены, и работа пошла полным ходом. На места доставлены необходимые материалы. Основными являются крупные металлоконструкции, составляющие основу сооружения. В работе задействовано около 1000 единиц техники. Организации, строящие мост через Керченский пролив, предполагают, что он будет установлен в определенные сроки. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. К этому моменту будет отремонтирована трасса на юге России.

Пока в Крым можно попасть с помощью паромной переправы, где из-за большого потока туристов сложилась очень непростая ситуация. На переправе в курортный сезон скапливается порядка 2 тысяч автомобилей, которым приходится ждать своей очереди сутками.

Для того, чтобы выбрать самый оптимальный вариант прокладки моста, было проанализировано 74 варианта. Учитывалась потенциальная интенсивность автомобильного и железнодорожного транспорта, затраты на строительство, целесообразность возведения тоннельных переходов.

Наиболее вероятным эксперты сразу же назвали «Тузлинский створ», поскольку именно этот маршрут Керченского моста был изначально короче, чем другие, на 10-15 км. Однако основным его достоинством является отдаленность от Керченской паромной переправы и интенсивного судоходства.

Этот вариант также дает возможность использовать Тузлинскую косу шириной 750 метров. По ней предлагается проложить автомобильную и железную дорогу, что позволит сократить количество мостовых переходов на 6,5 км, а значит, трудоемкость и стоимость строительства снизится в разы.

Первый мост протяженностью 1,4 км пройдет от Таманского полуострова до о.Тузла, а второй длиной 6,1 км призван соединить Тузлу с Керченским полуостровом. Общая протяженность моста составит около 19 км.

На Крымском берегу будет проложена автотрасса до автодороги М-17 длиной 8 км и железная дорога протяженностью 17,8 км до ст. Багерово, через которую проходит железная дорога республиканского значения. В Краснодарском крае проектируется автотрасса до дороги М-25 протяженностью 41 км и железная дорога протяженностью 42 км до промежуточной станции Вышестеблиевская на железной дороге Кавказ-Крым.

Мало кто знает, но железнодорожный мост через Керченский пролив уже был однажды построен. Более полусотни лет назад, когда немцы еще надеялись получить полную власть над всей Евразией, Гитлер вынашивал голубую мечту - соединить железной дорогой Германию со странами Персидского залива через Керченский пролив. Во время оккупации полуострова фашистскими войсками в Крым были завезены стальные конструкции для возведения моста. Работы начались весной 1944 года, уже после освобождения полуострова Крым от гитлеровских захватчиков.

3 ноября 1944 года по мосту было открыто железнодорожное движение. Однако уже через три месяца опоры моста были разрушены льдом. Утратив свое стратегическое значение, мост был разобран и заменен паромной переправой. Однако независимо от такой, казалось бы, примитивной конструкции, сооружение моста такой протяженности на морском проливе в военное время - историческое событие и техническое достижение.

Новый Керченский мост предполагается сделать двухуровневым, поскольку он должен включать железнодорожные пути и автомобильную магистраль. При этом на некоторых участках моста поезда будут двигаться параллельно с автомобилями, а на других - проходить над ними или под ними.

Никогда не построят, так как это место находится на стыке двух тектонических плит, заявил 19 марта в эфире программы «Шустер LIVE» представитель Украины в трёхсторонней контактной группы в Минске Роман Бессмертный. Об этом сообщило агентство topnews.ru . Эксперты и журналисты придерживаются различных точек зрения. /epochtimes.ru/

«Не будет там моста никакого. Не будет! Россияне будут эти сваи вбивать ещё не одно десятилетие. На сегодняшний день все знают, что на стыке этих двух плит (тектонических — прим. редакции) невозможно строить мост, потому что они движутся всё время. А мы живём этой сказкой. Ответ простой, он лежит на поверхности. Почему мост не построили? Потому что его невозможно там построить!» — цитирует слова Бессмертного украинский телеканал «112».

По словам дипломата, только один человек разработал план с «реальными достоверными механизмами строительства там моста». Им является министр строительства фашистской Германии Альберт Шпеер. «Хотите, возьмите в архивах эти документы», — заявил он.

Постройка моста завершится в 2018 году

По плану, постройка моста протяжённостью 19 километров через Керченский пролив завершится в 2018 году. Стоимость проекта составляет 228 млрд рублей.

Мост соединит Крымский полуостров с материковой частью России. Предполагается, что по мосту пройдут железная и автомобильная дороги с ежесуточной пропускной способностью до 47 пар поездов и 40 тысяч машин. Для пропуска судов запланирован арочный пролёт до 227 метров в длину и 35 метров — в ширину. Автомобильная дорога должна открыться 18 декабря 2018 года, железная дорога — в 2019 году.

Президент РФ Владимир Путин назвал строительство моста через Керченский пролив символом единства России и Крыма, а также «исторической миссией», которую стремились, но не смогли реализовать на протяжении прошлого века. «Наши с вами предшественники понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта», — заявил он. Виновников срыва сроков строительства моста Путин пригрозил «повесить после подведения итогов строительства». Генподрядчиком по строительству моста является компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

Журналист Livejournal опроверг мнение Бессмертного

Журналист Yurasumy издательства Livejournal считает возможным строительство моста через Керченский пролив. Он отметил, что в Сан-Франциско, расположенном в нескольких десятках километров от разлома Сан-Андреас в Калифорнии, мосты строятся и решают проблемы для региона. К примеру, мост Бей-Бридж имеет в длину 3 000 метров и по назначению похож на Керченский мост. При строительстве таких мостов используют новые технологии, отметил журналист.

При этом на самом разломе Сан-Андреаса строительство не ведётся, так как скорость движения плит составляет до 4 см в год. Поэтому все трассы, проходящие через него, подлежат постоянному ремонту.

Журналист опубликовал тектоническую карту Крыма, составленную в 1985 году трестом «Южморнефтегеофизика». Согласно ей, стыковка тектонических плит в Крыму проходит вдали от Керченского пролива на расстоянии 200 километров, а границы разлома идут в нескольких десятках километров от пролива.

1 – границы структурно-тектонических элементов; 2 – зона аккреции осадков Черноморской впадины: а –древняя, б– современная; 3 – крупные тектонические швы; 4–аллохтоны (цифры в кружках): 1 – Горного Крыма, 2 – Западного Кавказа; 5 – Украинский щит; 6 – линии и фрагменты временных разрезов; I – Западно-Черноморская впадина, II – хребет Архангельского, III – Восточно-Черноморская впадина, IV – Северо-Черноморское поднятие, V – Восточно-Черноморское поднятие. Фото: livejournal.com .

По мнению журналиста, в тектоническом плане мосту может угрожать землетрясение аналогичное крымскому в 1927 году. На южном берегу Крыма сила его составила 6 баллов. Землетрясение в Керчи не принесло разрушений и жертв. Тем не менее оно вызвало обвалы в окрестностях Севастополя, в домах которого появились трещины.

Мнение украинских экспертов

Построить мост через Керченский пролив является сложной задачей, считают специалисты Украинского института электросварки им. Патона. По их словам, морское дно пролива представляет собой цепь грязевых вулканов, покрытых слоем ила толщиной до 50 метров. Под воздействием течений ил намывает острова или создаёт промоины, что является опасным для основания моста, считают эксперты.

Это не первая попытка построить мост через Керченский пролив

Мост через Керченский пролив пытались построить Николай II, Сталин, Гитлер, Янукович. Николаю II реализовать свой план помешала первая мировая война. Попытки Сталина возвести мост окончились неудачей из-за начала второй мировой войны. Гитлер планировал использовать мост для переброски войск и техники в Индию. Альберт Шпеер разработал план его строительства, и в 1943 году началась его постройка.

Мост через Керченский пролив в 1944 году. Скриншот.

Дебаты о необходимости возведения велись достаточно активно, и с новой силой разгорелись в 2014 году из-за событий, ставших поводом для возвращения Крыма в состав России. К спорам о возможности построить мост через керченский пролив подключились не только инженеры и строители, но и огромное число диванных аналитиков. «Нам пророчат беду», как пелось в знаменитой пенсе из старого советского фильма. Нас уверяли, что построить мост нельзя, это невозможно, это никому не удастся…

Но мало кто из диванных экспертов широкого профиля (знающих всё от геологии до сопротивления материалов) знает, что более 70 лет назад в Крыму уже было построено сооружение, о котором информации не так много, но которое сыграло немаловажную роль в истории полуострова. Оказывается, Керченский мост уже возводился однажды – во время Великой Отечественной, в 1944 году, причем строительство его длилось ровно 150 дней.

Военная необходимость моста из Крыма на Кубань

Построить Керченский мост планировалось еще в 30-х годах, однако начавшаяся война не дала претворить в жизнь изначально задуманное. Интересным фактом можно считать то, что проект в итоге был разработан немецкими захватчиками для бесперебойного движения железнодорожного и автомобильного транспорта через Керченский пролив. Самим Гитлером был дан приказ министру вооружений реализовать строительство.

Необычайно активное движение немцев на Керченском полуострове в 1942 году не могло остаться незамеченным для советской авиации, но бомбить склады и уже готовые сооружения в этой местности категорически запретили – советское правительство надеялось завершить начатое немцами строительство, освободив Крым от нацистов в скором времени.


Сами же немцы отказались от капитальных строительных работ, и мост не построили, создав лишь канатную дорогу , которой и пользовались в 1943 году в качестве переправы. Ежедневно с ее помощью можно было переправлять почти 1 тысячу тонн груза.


В апреле 1944 года стало понятно, что разгром фашистов в Крыму Красной армией неминуем. Отступая, немцы практически полностью уничтожили полуготовое мостовое сооружение. А вот уже советским инженерам и строителям удалось восстановить взорванные нацистами конструкции и достроить мост через Керченский пролив в 1944 году , соединив Кубань и Крым.


Мост через Керченский пролив, построенный практически в экстремальных условиях военного времени, являлся полноценным инженерным сооружением. Он содержал два разводных пролета, а длина его составляла 4,5 километра.

Советские инженеры построили мост по немецкому проекту в 1944 году

Отстраивать мост через Керченский пролив было решено еще до освобождения от немецких захватчиков самой Керчи. За основу взяли конструкции, разработки, технику и стройматериалы, брошенные немцами. Далее советскими инженерами был разработан проект железнодорожного моста, который должен был состоять из 115 штук 27-метровых надежных пролетов.


Судоходный фарватер был оснащен двухпролетным поворотным механизмом, который имел длину 110 метров и обладал возможностью разворачиваться на 90 градусов. Это необходимо было для того чтобы можно было пропускать сразу в обоих направлениях суда самой разной грузоподъемности. В это же время велось строительство западной и восточной железнодорожных линий подходов к мосту.


Тщательно изучив известные факты о ледоходах и последние геологические исследования, было решено строить мост в направлении коса Чушка-поселок Опасная. Причем весь фронт основных работ разделили на два этапа: непосредственный запуск моста и его укрепление, в том числе и ледорезами.


Уже в ноябре 1944 года через мост был пущен первый поезд. Но второй этап работ не был выполнен, и в достаточной степени мост не мог противостоять экстремальным зимним условиям. Зима 1944-45 годов оказалась губительной для сооружения, к тому же к этому времени основными направлениями доставки снабжения для фронта были другие линии, поэтому Керченскому мосту уделялось, гораздо меньше внимания.


В итоге с 18 по 20 февраля 1945 года ледяными полями была разрушена большая часть опор, в результате чего произошла авария. К этому моменту роль проекта была сыграна, а польза, которую он принес за все время своего существования – колоссальной. И хотя в 1945-46 годах разрабатывался план строительства постоянного моста, проект сочли дорогостоящим, и мост восстанавливать не стали.

Публикация подготовлена по материалам блога http://tov-tob.livejournal.com/127847.html - мы выражаем благодарность за такой интересный материал и иллюстрации!!!

Россия построила Крымский мост! Ура!

В наше время и при сложившихся обстоятельствах необходимо понимать, насколько необходим был мост через Керченский пролив. От строительства моста с материковой части России в Крым зависит удобство и комфорт передвижения не только крымчан, но и многочисленных гостей полуострова в разное время года. Мост ждали как крымчане, так и вся Россия! Можно сказать, что подъем туристического направления напрямую зависит от возведения подобного сооружения.

Было много споров и увещеваний, что России не удастся построить мост через пролив и соединить Крым с материком. Кто-то пугал высокой ценой, кто-то тяжелыми условиями строительства, кто-то геологией, кто-то ледоходом… Однако, русские тем и отличаются, что привыкли преодолевать сложности и отвечать на самые глобальные вызовы! Оглядываясь назад видно, что изыскания, исследования, переговоры с инвесторами, поиск подрядчиков - всё это оказалось России под силу. Преодолев все проблемы и санкции, опередив сроки на полгода, и обеспечила круглосуточное, круглогодичное и всепогодное прямое автомобильное сообщение Крыма с материком! На очереди железнодорожный мост, который строится параллельно с автомобильным.