Требования к устройству погрузочно разгрузочных площадок. Погрузочно-разгрузочные площадки и платформы

4.6.1. Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к ним должны иметь ровное, желательно твердое покрытие, и содержаться в исправном состоянии: спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда (снега) и посыпаться песком или шлаком.

В местах пересечений подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть устроены настилы или мосты для переездов.

Ответственными за состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок являются грузоотправитель и грузополучатель.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие необходимый фронт работ для установленного количества АТС и работников.

4.6.2. При размещении АТС на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между АТС, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между АТС, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.

Если АТС устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и автомобилем должно соблюдаться расстояние не менее 0,8 м. Расстояние между АТС и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

При погрузке (выгрузке) грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова, АТС может подъезжать вплотную к ним.

В случаях неодинаковой высоты пола кузова АТС и платформы, эстакады, рампы необходимо использовать трапы, слеги и т.п.

4.6.3. Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них АТС должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами.

4.6.4. Движение АТС на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться дорожными знаками и указателями. Движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий поточное движение организовать нельзя, то АТС должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.

4.6.5. Склады для временного хранения перевозимых грузов, расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного и высотой до 2 м, должны снабжаться устройствами (трапы, люки, транспортеры, подъемники) для спуска и подъема грузов.

Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, оборудуются подъемниками для спуска или подъема грузов.

4.6.6. Администрация организации должна систематически осуществлять контроль за работой АТС на объектах и принимать совместно с руководством обслуживаемых организаций меры по улучшению процесса транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также устранению выявленных нарушений.

Постоянные разгрузочные пункты должны быть специализированы и в соответствии с видами грузов оснащены устройствами для механизированной погрузки и выгрузки. Размеры разгрузочных площадок должны быть такими, чтобы обеспечить нормальный фронт работ для необходимого транспорта и оборудования механизация.

Подъездные пути к площадкам и пунктам должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Спуски и подъемы подъездных путей для автотранспорта в зимнее время надо очищать от льда и посыпать песком или шлаком. Ширина подъездных путей дл автомобилей должна быть не менее: 6, 2 м при двухстороннем движении и 3, 5 м при одностороннем. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями и железной дорогой следует устраивать переезды в виде настилов или мостов.

Расстояние между автомобилями на разгрузочной площадке должны быть не менее 1 м по глубине и 1, 5 м по фронту.

Интервал между зданием и задним бортом кузова автомобиля установлен не менее 0, 5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза - не менее 1 м.

В темное время суток площадка должна хорошо освещаться: освещенность должна составлять 100 лк при использовании газоразрядных ламп и 50 лк - ламп накаливания.

Для погрузки и выгрузки тарных и штучных грузов на складах устраивают платформы, эстакады, рампы, позволяющие использовать автопогрузки и другой транспорт.

Правила разгрузки грузов.

Грузы, перевозимые на автомобилях, по массе подразделяются на три категории:

первая - < 80 кг; а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом; вторая 80 - 500 кг; третья - > 500 кг.

По опасности грузы подразделяются на группы: 1 - малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т. п); 2 - опасно больших размеров; 3 - пылящие и горящие (цемент, асфальт, битум и т. п); 4 - опасные.

Опасные грузы подразделяются на классы:

1 - взрывчатые вещества; 2 - газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющие пары, имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде? +61 0 С; 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагреве; 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые выделяют кислород, поддерживают горение и могут в смеси с другими веществами вызвать самовоспламенение и взрыв; 6 - ядовитые и инфекционные вещества; 7 - радиоактивные вещества; 8 - едкие и коррозионные вещества; 9 - вещества, требующие применения определенных правил перевозки и хранения (твердые и жидкие вещества и материалы при определенных условиях независимо от того, что относятся к третьему или четвертому классам, могут быть пожароопасными; вещества, которые при некоторых условиях могут быть едкими и коррозийными; вещества слабоядовитые, при пожаре или при реакции с другими веществами становящиеся ядовитыми или раздражающими; вещества, основной опасностью которых является повышенное давление, создающееся в упаковке).

При погрузке и укладке грузов первой группы в кузове автомобиля необходимо выполнять следующие правила:

  • 1) ящичный, бочковый и другой штучный груз укладывать плотно, без промежутков, чтобы при движении он не мог перемещаться по полу кузова;
  • 2) в промежутки между глазами необходимо вставить прочные деревянные прокладки и распорки;
  • 3) штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, следует увязать крепкими исправными канатами или веревками (металлическим канатом и проволокой пользоваться запрещается); место нахождения рабочих, увязывающих грузы, - разгрузочная площадка; высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и быть более 3, 8 м от поверхности дороги до высшей точки груза;
  • 4) при укладке грузов в бочках в несколько рядов их следует накатывать по слегам или накатам, бочки с жидким грузом необходимо устанавливать пробкой вверх. Каждый ряд следует укладывать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Вместо клиньев нельзя применять другие предметы.

При разгрузке грузов второй группы (длинномерных, длиннее на 2 м кузова) необходимо выполнять следующие правила:

  • 1) платформы автомобилей не должны иметь бортов, но должны обеспечиваться съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения;
  • 2) при перевозке длинномерных грузов более короткие располагают сверху;
  • 3) бревна и пиломатериалы запрещается грузить выше стоек, не разрешается грузить длинномерные грузы по диагонали в кузов, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы и загораживать грузом стекло кабины;
  • 4) при погрузке длинномерных грузов на прицепы - роспуски следует оставлять зазор между задней стенкой кабины и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90 0 в каждую сторону;
  • 5) выгружать длинномерные штучные грузы (балки, рельсы, бревна т. п) следует при помощи средств механизации, при выгрузке вручную необходимо применять прочные прокаты, работу должны выполнять не менее двух рабочих.

При разгрузке и перевозке грузов превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, необходимо соблюдать следующие правила:

  • 1) платформы автомобилей не должны иметь бортов, а площадь пола следует увеличить в обе стороны в соответствии с размером груза;
  • 2) крайние точки груза должны обозначаться сигнальными щитками или флажками;
  • 3) при перевозке на специальных прицепных тележках на них следует устанавливать габаритные указатели.

Разгрузка грузов третьей группы должны быть механизированы. Навалом груз погружается так, чтобы он не возвышался над бортами кузова и располагался равномерно по всей площади пола. Пылящие грузы в открытых кузовах укрывают брезентом или другим материалом для предохранения от распыления. Рабочие, занятые на разгрузке пылящих грузов, и водители транспорта должны обеспечиваться пыленепроницаемыми очками и респираторами. Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в смену.

Рабочим, работающим в респираторах, предоставляется периодический отдых со снятым респиратором. Спецодежда должна ежедневно обеспыливаться. При разгрузке хлорной извести рабочим следует выдавать противогазы с фильтром для поглощения хлора.

Разгружать грузы четвертой группы и устанавливать их в транспортные приспособления должны двое рабочих. Перед началом работы каждый груз следует тщательно осмотреть. При обнаружении даже малейших повреждений тары должны быть приняты дополнительные меры предосторожности, чтобы гарантировать безопасность работающих и обслуживающего персонала.

Кислоты и едкие вещества следует грузить и выгружать в специально оборудованных складах или посещениях и на платформах одного уровня с разгружаемым вагоном. Рабочие должны быть в спецодежде, установленной нормами, и с противогазами.

Переносить бутыли с кислотой можно только после проверки состояния корзин и особенно дна и ручек. При повреждении тары следует немедленно вызвать руководителя, отвечающего за погрузку, который обязан обеспечить безопасное проведение работ. Категорически запрещается переносить бутыли с кислотой и щелочью на спине, плече и перед собой. Запрещается наклонять порожние бутыли, так как в них могут быть остатки едкой жидкости. Стеклянную тару с жидкостями устанавливаются стоймя.

Грузы в стеклянной таре нельзя устанавливать один на другой без прочных предохранительных прокладок. Стеклянная тара с едкими жидкостями должна находиться в специальных корзинах (плетенных, деревянных или пластмассовых) с соломой, стружкой или другим наполнителем.

При перевозке всякий груз следует укреплять так, чтобы он не смог переместиться или опрокинуться.

При разгрузки грузов четвертой группы вентили баллонов со сжатым или сжиженным газом должны быть закрыты металлическими колпаками. При погрузке баллонов в кузов более чем в один ряд необходимо применять прокладки для предохранения баллонов от соприкосновения. При перевозке баллонов в жаркое время года их необходимо изолировать от солнечных лучей.

Сосуды со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом не разрешается бросать, ударять, толкать. Перевозить их рекомендуется в контейнерах иди закрепленными так, чтобы они не соударялись, не опрокидывались и не падали. Сосуды, предназначенные для перевозки в горизонтальном положении, следует закреплять так, чтобы исключить их самопроизвольное перемещение. Для закрепления грузовых мест с воспламеняющимся материалом запрещается использовать горючие материалы.

4.1.1. Требования безопасности к погрузке и разгрузке грузов должны соответствовать ГОСТ 12.3.009 «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» и «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ Р М 007-98.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан следить за правильной погрузкой и размещением груза на транспортном средстве, а также за правильным и прочным креплением груза, бортов и других устройств.

4.1.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом руководителя организации, производящей погрузочно-разгрузочные работы.

4.1.3. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям транспортного средства не должны превышать величин, установленных предприятием - изготовителем транспортного средства.

4.1.4. Перемещение грузов по территории организации должно осуществляться в соответствии с транспортно-технологической схемой, утвержденной руководством организации, а также с технологическими картами, проектами производства работ, технологическими инструкциями.

4.1.5. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, в основном, механизированным способом. Поднимать и перемещать грузы вручную разрешается только при соблюдении норм, предусмотренных ГОСТ 12.3.020.

4.1.6. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускается персонал, прошедший обучение и проверку знаний по вопросам безопасности труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях.

4.1.7. Рабочие, участвующие в погрузочно-разгрузочных работах, обязаны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры.

4.1.8. Привлечение к погрузке и разгрузке грузов водителей транспортных средств допустимо лишь с их согласия при условии, что они обучены правилам безопасности при такой работе и аттестованы.

4.1.9. Для безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ водители транспортных средств обязаны предварительно ознакомиться с подъездными путями, состоянием погрузочно-разгрузочных площадок и средствами механизации.

4.1.10. В случае возникновения опасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ ответственный за их проведение должен прекратить работы до устранения опасности и принять меры по устранению (предотвращению) этой опасности.

4.1.11. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, запрещается выполнять другие работы, помимо указанных руководителем или не предусмотренных их должностными обязанностями.

4.1.12. Руководители и специалисты, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны проходить проверку знаний особенностей техпроцесса, требований безопасности труда, безопасной эксплуатации транспортных средств, механизмов и устройств, пожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с их должностными обязанностями.

4.1.13. Проверка знаний руководителей и специалистов, ответственных за проведение погрузочно-разгрузочных работ, должна осуществляться специальной комиссией предприятия в сроки, предусмотренные Правилами организации работ с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства РД 34.12.102-94.

4.1.14. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ ответственный за их проведение обязан проверить исправность средств механизации, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря и приспособлений, а также состояние поверхностей площадок, полов, платформ и проходов.

4.2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ ПЛОЩАДКАМ

4.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться на специально отведенной территории (площадке) с твердым покрытием без выбоин и уклонов, превышающих 3°. Допускается в качестве погрузочно-разгрузочных площадок использовать спланированные площадки с твердым естественным грунтом, обеспечивающим нормальную эксплуатацию автотранспортных средств в пределах проектной нагрузки от грузов и транспортных средств.

4.2.2. Подъездные пути (в том числе спуски и подъемы) к погрузочно-разгрузочным площадкам должны иметь твердое покрытие без выбоин и содержаться в исправном состоянии.

4.2.3. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т. п. должны быть устроены настилы или мосты шириной не менее 3,5 м, обеспечивающие безопасный переезд.

4.2.4. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем и 3,5 м при одностороннем движении с необходимым расширением на закруглениях дорог.

4.2.5. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать размещение груза, нормальный фронт работ для необходимого количества транспортных средств, средств механизации и рабочих, занятых перемещением грузов.

4.2.6. Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь обозначенные границы.

4.2.7. Выбор места для погрузочно-разгрузочных площадок и размещение на них зданий и сооружений должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009 и соответствовать требованиям СНиП II -89-80*.

4.2.8. Места производства погрузочно-разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны быть оборудованы дорожными знаками и указателями.

4.2.9. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между габаритами стоящих друг за другом транспортных средств должно быть не менее 1 м, а между габаритами транспортных средств, стоящих рядом - не менее 1,5 м.

4.2.10. При проведении погрузочно-разгрузочных работ вблизи зданий расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом обязательно наличие тротуара, отбойного бруса и т.п.

4.2.11. Площадки для укладки грузов должны иметь обозначение границ штабелей, проходов и проездов между ними. Размещение грузов в проходах и проездах не допускается. Расстояние между штабелем груза и транспортным средством должно быть не менее 1 м.

4.2.12. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами. Если таковые не устанавливаются, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется конкретными условиями и углом естественного откоса грунта. При этом обязательно присутствие сигнальщика.

4.2.13. Автотранспортные средства, подаваемые под погрузку или разгрузку задним ходом, не должны при этом маневрировать. Выезд с места погрузки и разгрузки должен быть свободным, а его ширина не должна быть менее 3,5 м.

4.2.14. При погрузке сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели места установки транспортного средства и наносить разграничительные полосы на дороге при подъезде к люку.

4.2.15. Эстакады, предназначенные для разгрузки, должны иметь необходимый запас прочности для принятия полностью загруженных транспортных средств, а также снабжены боковыми ограждениями и колесоотбойными брусьями.

4.2.16. На площадках для погрузки и разгрузки тарных штучных грузов следует устанавливать платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте несущей поверхности (пола кузова) транспортных средств.

4.2.17. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.

4.2.18. Площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов, следует располагать на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.

4.2.19. Освещенность погрузочно-разгрузочных площадок в темное время суток должна обеспечивать нормальные условия производства работ в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. Освещенность должна быть не менее 10 лк, равномерной, без слепящего действия осветительных приборов.

4.2.20. Над погрузочно-разгрузочными площадками и площадками складирования грузов не допускается прохождение воздушных линий электропередачи. При необходимости устройства мачт освещения внутри площадки подводка электрических проводов к ней осуществляется кабелем, проложенным под землей.

Допускается подводка питающего кабеля по земле на козелках.

4.2.21. При проведении погрузочно-разгрузочных работ в закрытых помещениях последние должны иметь искусственное и аварийное освещение по СНиП 23-05-95.

4.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАБАТЫВАЕМЫХ ГРУЗОВ

4.3.1. Перевозимые транспортными средствами грузы классифицируются в зависимости от:

вида и способа складирования;

массы;

формы и размеров;

длинномерности груза;

степени и характера опасности.

4.3.2. К группе, зависящей от вида и способа складирования, относятся:

штучные негабаритные грузы (металлические конструкции, машины, станки, двигатели, механизмы, крупные железобетонные изделия и т. д.);

штучные штабелируемые грузы (прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, ящики, бочки и другие изделия геометрически правильной формы);

насыпные грузы (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая металлическая стружка и т. д.);

полужидкие пластичные грузы (бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазочные вещества и т. д.);

жидкие грузы - грузы не имеющие определенной формы (вода, жидкие горючие и смазочные материалы, кислоты, щелочи, мастики и т. д.);

газообразные грузы.

4.3.3. В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:

легковесные грузы - грузы массой не более 250 кг (войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали и др.);

тяжеловесные грузы - все штабелируемые и нештабелируемые грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т;

весьма тяжелые грузы - грузы, масса которых превышает 50т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы;

мертвые грузы - грузы неизвестной массы.

4.3.4. В зависимости от формы и размеров грузы делятся на:

габаритный груз - груз, размеры которого не превышают норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

негабаритный груз;

длинномерный груз (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции).

4.3.5. Маркировка грузов (кроме опасных) должна производиться в соответствие с ГОСТ 14192-96.

4.3.6. Грузы по степени и характеру опасности разделяются в соответствии с ГОСТ 19433 на 9 классов опасности:

взрывчатые материалы (ВМ);

газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);

окисляющиеся вещества (ОК) и окисляющиеся пероксиды (ОП);

ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

радиоактивные материалы (РМ);

едкие или коррозионные вещества;

прочие опасные вещества.

4.4. ПОГРУЗКА, ПЕРЕВОЗКА И РАЗГРУЗКА ГРУЗОВ

4.4.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.20, требованиями настоящих Правил и другой нормативной документации.

4.4.2. Погрузка, разгрузка и транспортировка грузов должны быть механизированы независимо от расстояния его перевозки.

4.4.3. Погрузку и разгрузку грузов допустимо производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства.

4.4.4. Расположение и закрепление груза должны производиться таким образом, чтобы во время перевозки не произошло его смещение или падение.

4.4.5. Штучные товары, уложенные выше бортов кузова или на платформе без бортов, должны быть надежно закреплены веревками, тентами, специальными сетками. Использование металлических канатов и проволоки запрещается.

4.4.6. Закрепление груза на транспортном средстве осуществляется при обязательном контроле водителя. При перевозке грузов в автомобилях-прицепах водитель обязан проверить надежность закрытия бортов автомобиля и прицепов.

4.4.7. Высота транспортного средства вместе с грузом не должна превышать 4,0 м от поверхности земли.

4.4.8. Перевозка по территории предприятия негабаритных грузов высотой более 4,0 м и шириной более 2,6 м, а также грузов, транспортировка которых запрещена соответствующими знаками дорожного движения, допускается лишь с письменного разрешения работника службы безопасности дорожного движения организации, а при его отсутствии - работника службы охраны труда. При этом указанные грузы должны обязательно сопровождаться специалистом, ответственным за их перевозку.

4.4.9. Навалочный груз в транспортном средстве должен располагаться равномерно по всей площади кузова и не возвышаться над его бортом.

4.4.10. Транспортировка унифицированной технологической, ящичной, сеточной, стоечной и т.п. тары должна производиться при ее размещении не более чем в 2 яруса. Для унифицированных ящиков высотой менее 500 мм допускается транспортировка в 3 яруса.

4.4.11. Штучный груз (ящики, бочки и т. п.) должен быть уложен плотно, без промежутков и укреплен так, чтобы при движении транспортного средства он не мог перемещаться по поверхности кузова. При наличии промежутков между грузами следует заполнять их деревянными прокладками или устанавливать распорки.

4.4.12. Стеклянная тара с жидкостью допускается к перевозке только в специальной предохранительной упаковке и устанавливается пробкой вверх. В случае установки стеклянной тары в два ряда необходимо использовать между рядами предохранительные прокладки.

4.4.13. Бочки с жидкостями должны устанавливаться пробкой вверх, стоять на прокладках из досок для каждого ряда. Крайние ряды досок должны быть подклинены.

4.4.14. Перевозка грузчиков или других сопровождающих груз лиц разрешается только в кабине транспортного средства. При транспортировке легковесных грузов в исключительных случаях допускается нахождение людей в кузове бортового транспортного средства. При этом груз должен укладываться так, чтобы оставались удобные и безопасные для сидения места.

4.4.15. При попадании находящихся в транспортном средстве людей в ситуации, опасные для их жизни, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство и принять меры к оказанию им помощи. О случившемся следует срочно сообщить ответственному за выпуск транспортного средства на линию и в службу безопасности движения.

4.4.16. Находиться перед скатываемыми грузами (бочки, барабаны, рулоны и т.п.) или сзади накатываемых грузов запрещается.

4.4.17. Проводить погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами при наличии людей в кабине или в кузове запрещается.

4.4.18. При проведении погрузочно-разгрузочных работ грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи. При этом руководитель работ обязан предварительно убедиться, что груз не защемлен, не присыпан, не примерз и находящиеся материалы, детали, оборудование занимают устойчивое положение.

4.4.19. При погрузке и разгрузке лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.

4.4.20. При разгрузке сыпучих грузов с насыпей или при засыпке котлованов или траншей грунтом автомобили-самосвалы следует устанавливать на расстояние не менее 1 м от бровки естественного откоса.

4.4.21. Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствах допускается только уплотненными в кузовах, грузы при этом следует закрывать укрывным материалом (брезентом).

4.4.22. Длинномерные грузы (грузы, превышающие габариты транспортного средства по длине на 2 м и более) следует перевозить на автомобилях с прицепами.

4.4.23. Автомобили, предназначенные для систематической перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов, но их следует оборудовать съемными или откидными стойками, предохраняющими грузы от падения.

4.4.24. В случае одновременной перевозки длинномерных грузов разной длины более короткие следует укладывать сверху.

4.4.25. Перевозка (перемещение) грузов неизвестной массы должна производиться после определения их фактической массы. Запрещается перевозить груз, масса которого превышает грузоподъемность транспортного средства.

4.4.26. Налив жидкостей в автоцистерны и их слив должны производиться только с помощью насосов, труб и шлангов, предназначенных для перекачки данных жидкостей.

4.4.27. Участие водителя автоцистерны в наливе и сливе жидкости допускается лишь в случае использования автоматических систем налива и при условии прохождения водителем специального инструктажа. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей водитель должен находиться у пульта управления аварийной остановки налива.

4.4.28. Погрузка и разгрузка других опасных грузов производится только при выключенном двигателе транспортного средства, за исключением случаев налива и слива жидкостей с помощью насоса, приводимого в действие двигателем транспортного средства. В этом случае водитель должен находиться у места управления насосом.

4.4.29. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей производится на специальных транспортных средствах, имеющих соответствующие надписи и заземления металлическими цепочками. Емкости для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей также должны быть заземлены.

4.4.30. Легковоспламеняющиеся жидкости и баллоны с газом разрешается перевозить только на транспортных средствах, имеющих на выхлопных трубах искрогасители.

4.4.31. При транспортировке жидкости и ядовитых веществ допускается использовать электротранспорт только в качестве тягача и только при наличии на нем средств пожаротушения.

4.4.32. Транспортные средства и места погрузки и разгрузки, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, должны подвергаться тщательной очистке, мойке и обезвреживанию.

4.4.33. Баллоны со сжиженным газом следует перевозить на подрессоренных транспортных средствах в закрепленном состоянии, укладывая их поперек кузова предохранительными колпаками в одну сторону. В вертикальном положении перевозить баллоны можно только в специальных контейнерах. Бросать и подвергать толчкам баллоны со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом нельзя.

4.4.34. При перевозке груза в контейнерах кузов или платформа транспортного средства перед погрузкой контейнеров должны быть очищены от посторонних предметов, снега и льда.

4.4.35. Кабины транспортных средств, не имеющих специального ограждения, при перевозке контейнеров должны быть защищены щитами или решетками.

4.4.36. После погрузки контейнеров водитель транспортного средства обязан проверить правильность их установки и крепления.

4.4.37. Проезд людей в кузове транспортного средства при перевозке контейнеров запрещается.

4.4.38. При перевозке контейнеров водитель обязан обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей и т. п., резко не тормозить и снижать скорость на поворотах и неровностях дорог.

4.4.39. Опасные грузы допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 26319.

4.4.40. При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и взрывоопасных, воспламеняющихся жидкостей не допускается курение в кабине и вблизи автомобиля, а также в местах нахождения грузов, ожидающих погрузки или разгрузки, на расстоянии менее 10 м от них.

4.4.41. Условия и способы подготовки, производства погрузочно-разгрузочных работ и перевозки опасных грузов должны соответствовать требованиям ГОСТ 19433, Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Руководства по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

4.4.42. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях, устанавливаемых на транспортное средство, каждая емкость должна иметь заземление.

4.4.43. При перевозке жидкого кислорода необходимо принимать меры по предохранению арматуры емкостей от контактов с маслами и жирами. Автомобиль, перевозящий жидкий кислород, должен быть оборудован огнетушителем, сигнальными красными флажками, установленными в левом переднем и заднем углах бортов кузова. Выхлопная труба автомобиля должна быть оборудована искрогасителем.

4.4.44. Сжиженные газы и воспламеняющиеся жидкости допускаются к транспортированию в стеклянной таре с толстыми стенками и в соответствующей предохранительной упаковке.

4.4.45. При погрузке горючих жидкостей наливом водитель обязан соблюдать требования инструкций грузоотправителя по технике безопасности и пожарной безопасности.

4.4.46. Перевозить баллоны на автомобиле в вертикальном положении (стоя) можно только в специальных контейнерах при наличии в местах погрузки и разгрузки подъездных путей. При этом погрузка и разгрузка контейнеров должны быть механизированы. Баллоны с пропаном разрешается перевозить в вертикальном положении без контейнеров.

4.4.47. Запрещается совместное транспортирование кислородных и ацетиленовых баллонов как наполненных, так и порожних.

4.4.48. Транспортные средства, предназначенные для перевозки баллонов со сжатым газом, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть оборудованы дополнительными средствами пожаротушения.

4.4.49. Кузов автомобиля (прицепа), применяемый для перевозки баллонов, должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные устройства.

4.4.50. Во избежание аварий, несчастных случаев движение транспортных средств с опасными грузами должно осуществляться строго по заданному маршруту, указанному в путевом листе.

4.4.51. Перемещение грузов по организации должно производиться с соблюдением требований ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.020 и настоящих Правил.

4.4.52. Погрузочно-разгрузочные работы производятся в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ Р М 007-98) и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (ПОТ Р М 008-99).

4.4.53. В действующих электроустановках погрузочно-разгрузочные работы проводятся только по наряду-допуску.

4.4.54. Водители транспортных средств, грузчики, стропальщики, машинисты, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне воздушных линий электропередачи (ВЛ), должны иметь группу II по электробезопасности.

4.4.55. Проезд транспортных средств по территории ОРУ и в охранной зоне высоковольтной линии, а также установка и работа машин должны осуществляться под наблюдением оперативного персонала, работника, выдавшего наряд-допуск, ответственного руководителя, имеющего группу IV, а в охранной зоне ВЛ - под наблюдением ответственного руководителя или производителя работ, имеющего группу III по электробезопасности.

4.4.56. Оставлять без надзора транспортные средства с включенным (работающим) двигателем в действующих электроустановках не допускается.

4.4.57. При работе транспортных средств с поднимающимся кузовом в охранной зоне линии электропередачи напряжение с воздушной линии электропередачи должно быть снято. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии работа транспортных средств разрешается при условии соблюдения расстояний от подъемных или выдвигающихся частей машин не менее указанных в ГОСТ 12.1.051. Корпуса машин должны быть заземлены.

4.5.1. Подъем грузов, масса которых близка к предельной грузоподъемности, следует производить плавно, без рывков.

4.5.2. Продольный уклон при транспортировке грузов погрузчиками не должен превышать угла наклона рамы погрузчика.

4.5.3. Груз необходимо поднимать при максимально отклоненном назад грузоподъемнике и при заторможенном погрузчике. Груз должен располагаться на грузозахватном приспособлении симметрично и не выходить вперед за его пределы более чем на 1/3 своей длины.

4.5.4. Запрещается укладывать груз непосредственно на грузозахватное приспособление погрузчика краном.

4.5.5. Погрузчики с вилочными захватами, предназначенные для транспортировки мелких или неустойчивых грузов, должны быть оборудованы предохранительной рамой или кареткой для упора при перемещении.

4.5.6. Неправильное положение груза на лапах вилочного захвата погрузчика разрешается устранять только повторным захватом после предварительного освобождения вил.

4.5.7. При движении погрузчика с поднятым грузом не допускается резкое торможение, изменение наклона грузоподъемного устройства, а также поднимание или опускание груза.

4.5.8. Транспортирование длинномерных грузов погрузчиками можно производить только на открытой территории с ровным покрытием.

4.5.9. Перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителя погрузчика, необходимо производить в сопровождении проинструктированного сигнальщика.

4.5.10. При штабелировании грузов, в случае отсутствия кабины, над рабочим местом водителя должно быть установлено съемное ограждение.

4.5.11. Перевозка людей на погрузчиках и электрокарах запрещается, за исключением случаев, предусмотренных конструкцией и нормативно-технической документацией завода-изготовителя.

4.5.12. При расположении аккумуляторной батареи электродвигателя под грузовой платформой перевозка легковоспламеняющихся и агрессивных жидкостей (кислот, щелочей) на электротранспортных средствах не допускается.

4.5.13. При работе на электрокаре с подъемной платформой подведение платформы под тару следует производить до отказа, избегая при этом ударов.

4.5.14. При использовании двухосных прицепов для транспортировки грузов с помощью колесных тракторов необходимо применять буксирное устройство, входящее в дополнительное оборудование прицепа. Если прицепы имеют вращающееся сцепное устройство, то его необходимо застопорить.

4.5.15. При транспортировке грузов на грузовом мотоцикле разрешается перевозить не более одного грузчика. Перевозка людей на грузовом мотороллере запрещается.

СНиП 2.11.01-85*

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Складские здания

Дата введения 1987-01-01

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИпромзданий Госстроя СССР (канд. арх. Л.А. Викторова - руководитель темы, канд. техн. наук Т.Е. Стороженко), Гипроснабом Госснаба СССР (В.И. Михалин, Б.Б. Шлейфер), Промтрансниипроектом Госстроя СССР (Ф.Ф. Слепян), ВНИИПО МВД СССР (А.С. Турков - руководитель темы, канд. техн. наук Л.И. Карпов).

ВНЕСЕНЫ ЦНИИпромзданий Госстроя СССР.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (Л.Н.Прохоров, Н.Н.Поляков).

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 декабря 1985 года N 280.

ВЗАМЕН СНиП II-104-76.

С введением в действие СНиП 2.11.01-85* «Складские здания» утрачивает силу СНиП II-104-76 «Складские здания и сооружения общего назначения».

В СНиП 2.11.01-85* внесено изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР N 18 от 24 апреля 1991 года.

Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах звездочкой.

Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании складских зданий и помещений, предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья не требующих особых строительных мероприятий для сохранения заданных параметров внутренней среды.

Настоящие нормы не распространяются на проектирование складских зданий и помещений для хранения сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений, взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, горючих газов, негорючих газов в таре под давлением 70 кПа (0,7 кгс/см2), нефти и нефтепродуктов, каучука, целлулоида, горючих пластмасс и кинопленки, цемента, хлопка, муки, комбикормов, пушнины, мехов и меховых изделий, сельскохозяйственной продукции, а также на проектирование зданий и помещений для холодильников и зернохранилищ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Здания и помещения складов в зависимости от хранимых веществ, материалов, продукции, сырья и их упаковки подразделяются на категории (А, Б, В и Д) по взрывопожарной и пожарной опасности.

Категории зданий и помещений устанавливаются в технологической части проекта в соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности» (ОНТП 24-86), утвержденными МВД СССР, ведомственными нормами технологического проектирования или специальными перечнями, утвержденными в установленном порядке.

1.2.* Административные, бытовые здания и помещения для работающих на складах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87.

1.3. Подсчет общей площади складских зданий следует производить в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85*.

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

2.1. Объемно-планировочные решения складских зданий должны обеспечивать возможность их реконструкции, изменения технологии складирования грузов без существенной перестройки зданий. С этой целью следует, как правило, применять наиболее крупные сетки колонн, выбирая их на основе технико-экономического сопоставления вариантов решения в пределах, установленных п.2.3; также не следует занимать площадь пола хранилищ и экспедиций инженерным оборудованием.

2.2. При размещении складских зданий необходимо учитывать архитектурное решение окружающей застройки.

2.3.* Геометрические параметры складских зданий - модульные размеры пролетов, шагов колонн и высот этажей должны соответствовать требованиям ГОСТ 23838-89 (СТ СЭВ 6084-87), мобильных (инвентарных) зданий - ГОСТ 22853-86.

При разработке проектов расширения и реконструкции существующих зданий допускаются отступления от указанных параметров, если они обоснованы в технологической части проекта.

2.4. Следует, как правило, объединять в одном здании помещения хранилищ, экспедиций, приемки, сортировки и комплектации грузов, а также бытовые, административные и другие помещения, если это не противоречит технологическим, санитарным и противопожарным требованиям.

2.5. По требованиям технологии хранения грузов допускается экспедицию, приемку, сортировку и комплектацию грузов размещать непосредственно в хранилищах, без отделения их перегородками. При этом рабочие места товароведов, экспертов, кладовщиков, отбраковщиков, учетчиков и операторов допускается ограждать перегородками в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85*.

2.6. При размещении складских помещений категорий В и Д в подвальных и цокольных этажах производственных и складских зданий следует соблюдать требования СНиП 2.09.02-85* и СНиП 2.01.02-85*.

2.7.* Размещение в производственных зданиях расходных (промежуточных) складов сырья и полуфабрикатов в количестве, установленном нормами технологического проектирования для обеспечения непрерывного технологического процесса, допускается непосредственно в производственных помещениях открыто или за сетчатыми ограждениями. При отсутствии таких данных в нормах технологического проектирования количество указанных грузов должно быть, как правило, не более сменной потребности.

2.8. Энергетическое и санитарно-техническое оборудование, когда это допустимо по условиям эксплуатации, следует размещать на открытых площадках, предусматривая при необходимости местные укрытия.

2.9. Число этажей (в пределах, установленных таблицей настоящих норм) следует принимать на основании результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов размещения складских помещений в зданиях различной этажности.

2.10. Высота складских помещений назначается с учетом применяемой механизации складских процессов и требований п.2.3. Высота от пола до низа конструкций и выступающих элементов коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей и на путях эвакуации должна быть не менее 2 м.

Многоэтажные складские здания категорий Б и В следует проектировать шириной не более 60 м.

2.11.* Высоту одноэтажных складских зданий IIIа степени огнестойкости следует принимать не более 25 м, IVа степени огнестойкости - не более 18 м (от пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре).

2.12.* Степень огнестойкости складских зданий и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по таблице.

2.13.* Исключен.

2.14. Площадь первого этажа многоэтажного здания допускается принимать по нормам одноэтажного здания, если перекрытие над первым этажом является противопожарным 1-го типа.

2.15. При оборудовании складских помещений установками автоматического пожаротушения указанные в таблице площади этажей допускается увеличивать на 100 %, за исключением зданий IIIа, IIIб и IVа степеней огнестойкости.

2.16. Складские помещения производственных зданий, предназначенные для хранения горючих грузов или негорючих грузов в горючей упаковке, следует отделять от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, при хранении этой продукции на высотных стеллажах - противопожарными стенами I-го типа и перекрытиями I-го типа. При этом склады готовой продукции (горючей или негорючей в горючей упаковке) предприятия, размещаемые в производственных зданиях, необходимо располагать у наружных стен.

Примечания: 1. К негорючим грузам в горючей упаковке относятся негорючие грузы, которые хранятся в горючей таре или с применением горючих консервационных материалов.

К негорючим грузам также относятся негорючие сыпучие грузы в упаковке из ткани, бумаги (кроме картона) или полимерных пленок.

2. При размещении складов в производственных зданиях площади и число этажей в пределах пожарного отсека не должны превышать установленных таблицей настоящих норм.

огнестой-

Площадь этажа в пределах

пожарного отсека, кв.м, зданий

Не ограничивается

Не ограничивается

ограничивается

Примечания

1. Суммарная площадь этажей, соединенных открытыми проемами в перекрытиях, не должна превышать площади этажа, указанной в таблице.

2. Допускается проектировать одноэтажные мобильные здания IVа степени огнестойкости категорий А и Б площадью не более 75 кв.м.

2.17. Складские здания с высотным стеллажным хранением (от 5,5 до 25 м) следует проектировать одноэтажными II и IIIа степеней огнестойкости с фонарями или вытяжными шахтами на покрытии для дымоудаления с учетом требований к помещениям и оборудованию складов с высотным стеллажным хранением СНиП 2.04.09-84.

В наружных стенах в местах устройства поперечных проходов в стеллажах следует предусматривать дверные проемы.

2.18. Размещение помещений различных категорий в зданиях, требования к эвакуационным путям и выходам, устройству дымоудаления, шлюзов, тамбур-шлюзов, лестничных клеток и лестниц следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85* и СНиП 2.04.05-86.

При наличии открывающихся оконных проемов, расположенных в верхней части наружной стены, в помещениях глубиной до 30 м устройство дымовых шахт не требуется. В этом случае площадь оконных проемов определяется по расчету дымоудаления при пожаре в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-86.

2.19. Автоматические пожаротушение, пожарную сигнализацию и охранную сигнализацию в складских зданиях следует предусматривать в соответствии с перечнями зданий и помещений, подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации и автоматической охранной сигнализации, утвержденными министерствами и ведомствами в установленном порядке.

Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы складские помещения для хранения:

а) горючих грузов площадью 1000 кв.м и более или негорючих грузов в горючей упаковке площадью 1500 кв.м и более;

б) горючих грузов или негорючих грузов в горючей упаковке, расположенные в подвальных этажах, площадью 700 кв.м и более;

в) шерсти независимо от площади.

Складские помещения площадью менее указанной в подпунктах «а» и «б» следует оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы стеллажи с высотой хранения грузов от 5,5 м и более для хранения горючих грузов или негорючих грузов в горючей упаковке.

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

3.1. При проектировании складских зданий следует применять, как правило, типовые конструкции и изделия полной заводской готовности, в том числе конструкции комплектной поставки.

При обосновании допускается применение кирпича, камня и местных строительных материалов.

3.2. В одноэтажных складских зданиях с высотным стеллажным хранением допускается при обосновании использовать конструкции стеллажей для опор покрытия и крепления ограждающих конструкций наружных стен.

3.3. Наружные ограждающие конструкции зданий складов категорий А и Б следует проектировать легкосбрасываемыми в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02.-85*.

3.4. Конструктивные решения складских зданий, размещаемых в Северной строительно-климатической зоне, следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85*.

3.5. В складских помещениях для хранения пищевых продуктов необходимо предусматривать: ограждающие конструкции без пустот из материалов, не разрушаемых грызунами; сплошные и без пустот полотна наружных дверей, ворот и крышек люков; устройства для закрывания отверстий каналов систем вентиляции; ограждения стальной сеткой (с ячейками размерами не более 12 х 12 мм) вентиляционных отверстий в стенах и воздуховодах, расположенных в пределах высоты 0,6 м над уровнем пола, и окон подвальных этажей (конструкции ограждения стальной сеткой окон должны быть открывающимися или съемными).

В проектах таких складских зданий необходимо предусматривать указания о тщательной заделке отверстий для пропуска трубопроводов (в стенах, перегородках и перекрытиях) и сопряжений ограждающих конструкций помещений (внутренних и наружных стен, перегородок между собой и с полами или перекрытиями).

3.6. При разделении по технологическим или санитарным условиям перегородками складских помещений с грузами, одинаковые по пожарной опасности, требования к перегородкам определяются в технологической части проекта.

3.7. Колонны и обрамления проемов в складских зданиях в местах интенсивного движения напольного транспорта должны быть защищены от механических повреждений неметаллическими материалами и окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76.

3.8. Конструкции и материалы оснований и покрытий полов складских зданий и помещений следует назначать с учетом восприятия нагрузок от складируемых грузов, вида и интенсивности механических воздействий напольного транспорта и пылеотделения в соответствии с требованиями СНиП 2.03.13-88.

Для покрытий полов складских помещений, предназначенных для хранения пищевых продуктов, не допускается применение дегтей и дегтевых мастик.

3.9. Полимерные материалы и изделия для складских зданий следует применять в соответствии с Перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве, утвержденным Минздравом СССР.

3.10. При проектировании складских зданий следует ограничивать площадь оконных проемов, принимая ее в помещениях хранилищ минимальной, но не менее площади, определяемой по расчету дымоудаления при пожаре, а в остальных помещениях - в соответствии с требованиями СНиП II-4-79.

Допускается в помещениях хранилищ не устраивать оконные проемы, в этом случае должны быть предусмотрены шахты дымоудаления в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-86.

В случае использования стеклоблоков в оконных проемах следует устраивать открывающиеся оконные фрамуги общей площадью, определяемой по расчету дымоудаления при пожаре.

3.11. Устройство ворот, вводов железнодорожных путей, зенитных фонарей, наружных пожарных лестниц, выходов на кровлю, внутренних водостоков, парапетов и приспособлений для очистки и ремонта остекления окон и фонарей следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85*.

4. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАМПЫ,

ПЛАТФОРМЫ, ПАНДУСЫ

4.1. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы следует проектировать с учетом требований защиты грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов от атмосферных осадков.

Навес над железнодорожными погрузочно-разгрузочными рампами и платформами должен не менее чем на 0,5 м перекрывать ось железнодорожного пути, а над автомобильными рампами должен перекрывать автомобильный проезд не менее чем на 1,5 м от края рампы. При использовании конструкции навеса с опорой на колонны шаг колонн при расположении их по наружному краю рампы следует принимать не менее 12 м. В остальных случаях шаг колонн назначается в соответствии с требованиями п.2.3.

Примечания:

1. Рампа - это сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа).

2. Платформа - это сооружение аналогичного с рампой назначения. В отличие от рампы проектируется двусторонней: одной стороной располагается вдоль железнодорожного пути, а противоположной - вдоль автоподъезда.

4.2. Длину погрузочно-разгрузочной рампы следует определять в зависимости от грузооборота и вместимости склада, а также исходя из объемно-планировочного решения здания.

4.3. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов.

4.4. Отметка края погрузочно-разгрузочной рампы для автомобильного транспорта со стороны подъезда автомобилей должна быть равной 1,2 м от уровня поверхности проезжей части дороги или погрузочно-разгрузочной площадки.

4.5. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы для железнодорожного подвижного состава следует проектировать в соответствии с ГОСТ 9238-83.

4.6.* Ширину погрузочно-разгрузочных рамп и платформ необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии и техники безопасности погрузочно-разгрузочных работ.

4.7. Поперечный уклон пола погрузочно-разгрузочных рамп и платформ следует принимать равным 1 %.

4.8. Ширина пандусов для проезда напольных транспортных средств должна не менее чем на 0,6 м превышать максимальную ширину груженого транспортного средства. Уклон пандусов следует принимать не более 16 % при размещении их в закрытых помещениях и не более 10 % при размещении снаружи зданий.

4.9. Конструкции рамп и навесов, примыкающих к зданиям II, III, IIIа и IVа степеней огнестойкости, следует принимать из негорючих материалов.

5. ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ

И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ

5.1. В складских помещениях температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии хранения грузов.

5.2. В складских помещениях, в которых нормами технологического проектирования температура внутреннего воздуха не нормируется, отопление предусматривать не следует.

5.3. В складских зданиях и помещениях следует предусматривать, как правило, воздушное отопление или воздушное, совмещенное с местными нагревательными приборами.

В одноэтажных зданиях категории Д площадью до 500 кв.м допускается при обосновании предусматривать печное отопление.

5.4. В складских помещениях допускается предусматривать кондиционирование воздуха по требованиям технологии хранения грузов, если заданные параметры воздушной среды в них не могут быть обеспечены общеобменной вентиляцией, в том числе и вентиляцией с испарительным охлаждением воздуха.

5.5. В складских помещениях с кондиционированием воздуха необходимо предусматривать воздушные или воздушно-тепловые завесы у наружных дверей, ворот и технологических проемов; в отапливаемых складских помещениях указанные завесы следует предусматривать по требованиям технологии хранения грузов.

5.6. В складских помещениях, в воздушную среду которых возможно выделение вредностей в концентрациях, превышающих предельно допустимые санитарными нормами, или выделение резких и неприятных запахов, необходимо предусматривать вентиляцию в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-86.

В остальных складских помещениях следует предусматривать естественную общеобменную вентиляцию, обеспечивающую однократный воздухообмен в 1 ч.

Текст документа сверен по:

официальное издание

М: Госстрой СССР, 1991

1. К погрузочно-разгрузочным площадкам относятся части территории земельных участков, предназначенные для проведения работ по погрузке и выгрузке грузов, доставляемых для объектов, расположенных на территории земельных участков.

2. Площадь мест на погрузочно-разгрузочных площадках определяется из расчета 90 квадратных метров на одно место.

3. Минимальное количество мест на погрузочно-разгрузочных площадках на территории земельных участков определяется из расчета:

Одно место для объектов общей площадью от 100 квадратных метров до 1500 квадратных метров и плюс одно место на каждые дополнительные 1500 квадратных метров общей площади объектов - для объектов торговли, объектов общественного питания, промышленных объектов, для предприятий по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства (ремонт, складирование);

Одно место для объектов общей площадью от 100 квадратных метров до 1250 квадратных метров и плюс одно место на каждые дополнительные 1250 квадратных метров общей площади объектов - для складских объектов.

4. При проектировании многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями торгового назначения общей площадью более 250 кв. м разгрузочные места предусматривать в закрытых дебаркадерах.

Статья 61. Минимальное количество машино-мест для хранения (технологического отстоя) грузового автотранспорта на территории земельных участков

1. Минимальное количество машино-мест для хранения (технологического отстоя) грузового автотранспорта на территории земельных участков определяется заданием на проектирование.

2. Площадь машино-мест для хранения (технологического отстоя) грузового автотранспорта определяется из расчета 95 квадратных метров на автомобиль (с учетом проездов); при примыкании участков для стоянки к проезжей части улиц и проездов и продольном расположении автомобилей - 70 квадратных метров на автомобиль.

Статья 62. Максимальная высота ограждений земельных участков

1. Максимальная высота ограждений земельных участков устанавливается для земельных участков жилой застройки. Для земельных участков иного назначения высота устанавливается по заданию на проектирование.

2. Максимальная высота ограждений земельных участков жилой застройки:

Вдоль скоростных транспортных магистралей - 2,5 метров;

Вдоль улиц и проездов - 1,8 метра;

Между соседними участками застройки - 1,8 метра без согласования со смежными землепользователями. Более 1,8 метра - по согласованию со смежными землепользователями. Для участков жилой застройки высота 1,8 метра может быть иной при условии, если это не нарушает объемно-пространственных характеристик окружающей застройки и ландшафта, норм инсоляции и естественной освещенности.



3. Ограждения вдоль улиц и проездов и между соседними земельными участками должны быть выполнены в «прозрачном» исполнении. Исключение составляют ограждения в зоне «Ж-1».

4. Непрозрачные ограждения вдоль скоростных транспортных магистралей должны быть согласованы в установленном порядке в отделе архитектуры Великолукского района.

5. В случае если земельный участок и объект капитального строительства расположены в границах действия ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью требований, указанных в настоящей статье, и ограничений, указанных в главе 1.10 части 2 настоящих Правил. При этом при совпадении ограничений, относящихся к одной и той же территории, действуют минимальные предельные параметры.

6. Благоустройство территории (озеленение, подходы, подъезды), парковочные места организовываются в границах предоставленного для строительства земельного участка.

Глава 2.3. Градостроительный регламент по параметрам застройки

Статья 63. Жилые зоны. Общие положения

К жилой зоне относятся участки территории поселения, используемые и предназначенные для застройки индивидуальными и блокированными домами с приусадебными земельными участками, а также многоквартирными жилыми домами.

В жилой зоне допускается размещение отдельно стоящих и встроенных или пристроенных объектов коммунального и культурно-бытового обслуживания повседневного и периодического спроса, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта и объектов, связанных с проживанием граждан, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду (не пожароопасных, не взрывоопасных, не создающих магнитных полей, шума, превышающего установленные нормы для жилой зоны, не вызывающих вибрации, загрязнения почв, воздуха, воды, не оказывающих радиационного и иных вредных воздействий), не требующих устройства подъездных железнодорожных путей и не занимающих более 15% площади планировочной единицы территориальной зоны.



Жилые зоны должны быть озеленены. На территории жилых районов должны располагаться пункты (площадки) для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, обустроены площадки для выгула домашних животных.

При строительстве новых объектов, разрешенных к размещению, следует предусматривать их полное инженерное обеспечение.

При освоении жилых микрорайонов необходимо предусматривать строительство открытых стоянок автотранспорта, размещение гаражей-стоянок в цокольных или подземных этажах зданий, а также на дворовой территории в подземном исполнении с использованием их кровель для организации игровых площадок и благоустройства.

Предприятия обслуживания могут размещаться в жилых домах или пристраиваться к ним при условии, что загрузка предприятий и входы для посетителей располагаются со стороны улицы и имеется достаточно места для автостоянок временного хранения автотранспорта. Не допускается при переоборудовании жилого фонда в нежилой при организации входа нарушать пропускную способность тротуаров и оставлять менее 2,0 м ширины тротуара с главного фасада и 1,35 м с остальных сторон.

На территориях индивидуальной жилой застройки со стороны улиц запрещается размещение вспомогательных строений, кроме гаражей. Установка ограждений и иных строений в нарушение красных линий застройки запрещена.

В случае если земельный участок и объект капитального строительства расположены в границах действия ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью требований, указанных в настоящей статье, и ограничений, указанных в п.2.3 части 2 настоящих Правил. При этом при совпадении ограничений, относящихся к одной и той же территории, действуют минимальные предельные параметры.