Наблюдение огород на окне в детском саду. Целью создания в детском саду «Огорода на окне

33

Огород на подоконнике 08.04.2014

Дорогие читатели, вы, наверно, знаете, что сейчас на моем блоге проходит конкурс «Огород на подоконнике». Мы с вами будем выращивать зелень у себя дома. И не просто выращивать, а есть возможность у всех показать свои работы и получить за это денежные призы. Сегодня я представляю вам первую конкурсную работу. Работа пришла удивительная. Прислали её воспитатели детского сада «Аленушка» из Самарской области. Честно говоря, с начала не знала, как представить саму работу. Хотела просто выбрать из неё сами фотографии и материал по теме конкурса, но поразмыслив, решила опубликовать полностью всю работу воспитателей.

Это будет сценарий детского праздника на весеннюю тему. Сценарий и для детей, и для родителей. Думаю, что кто-то может им полностью воспользоваться, если ваша работа связана с детьми. Воспитатели Михайлова Ольга Валерьевна и Иванова Татьяна Ивановна подошли к теме так основательно. И задачи все праздника прописаны, и зелень дети выращивали, и загадки со стихами о луке можно найти, и также кулинарные рецепты и много всего другого. Передаю слово нашим конкурсантам – воспитателям. Встречаем первую конкурсную работу.

Структурное Подразделение «Детский сад «Алёнушка
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.- д. ст. Клявлино
муниципального района Клявлинский Самарской области.

Проект
«Огород на окне. Чиполлино и Лукерья»
в первой младшей группе.

Сценарий утренника в детском саду.

Воспитатели: Михайлова Ольга Валерьевна Иванова Татьяна Ивановна

Клявлино 2014 год.
Проект в первой младшей группе.

Тема: «Огород на окне. Чиполлино и Лукерья».

Проблема: недостаточное представление детей о свойстве и полезности лука.
Цель:
— привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта.

Задачи:

Образовательная
1. Расширить у детей представление о свойствах лука.
2. Способствовать активизации речи.

Развивающая
1. Продолжить развивать у детей понятие: большой- маленький, много- один, основные цвета, геометрические формы (круг).

Воспитательная

1. Приобщать детей к элементам взаимодействия друг с другом.
2.Воспитывать желание помочь взрослому.

Вид проекта: групповой.

Работа над проектом:

с родителями:
— обсуждение темы проекта;
— рекомендации по созданию мини-огорода в групповых условиях;
— оказание помощи в процессе создания мини -огорода.
с детьми:
— рассматривание луковиц (понятия большая — маленькая; одна — много);
— наблюдение за посадкой, первыми всходами.

Практическая часть:
— создание «Чиполлино и Лукерьи» и оживление героев;
— выращивание лука;
— оформление дневника (педагоги + родители);
— формирование проекта;
— создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг».

Форма презентации:

для детей:
— «Зелёные витамины» (использование лука в пищу).
для родителей:
— демонстрация мини-энциклопедии «Лук от семи недуг» (народная медицина).

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришли мальчик Чиполлино и девочка Лукерья. Они дружат, но у них мало друзей. Давайте поможем им вырастить друзей.

Воспитатель: Дети посмотрите, а что у меня в руках?

Дети: Корзинка.

Воспитатель: А что лежит в корзинке?

Дети: Лук.

Воспитатель: Правильно лук. А сколько лука лежит у меня в корзинке?

Дети: Много лука лежит в корзинке.

Воспитатель: Правильно, много. Я дам луковицу воспитателю, сколько теперь у неё лука.

Дети: Один или мало.

Воспитатель: А какую луковицу я держу?

Дети: Большую.

Воспитатель: А эта луковица какая?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Правильно, а какого цвета шелуха у лука?

Дети: Жёлтая.

Воспитатель: А какой формы луковица?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Правильно круглой формы лук. Давайте пальчиком в воздухе нарисуем круг. Молодцы! Возьмите у меня из корзинки лук и попробуем покатать его по полу. Лук катится, как мячик. Лук круглой формы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть ещё корзинка. В ней лежат маленькие луковицы, будущие друзья Чиполлино и Лукерьи. Давайте мы с вами оденем фартуки и подойдём к столу. Вася, ты какого цвета взял фартук? (Синий) Яна, а у тебя какого цвета фартук? (У меня с красными яблоками). Молодец Сеня, а у тебя какого цвета? (Синий).

Воспитатель: Давайте подойдем к столу, я вам покажу, как надо сажать лук. Я возьму стаканчик с землёй и полью её из леечки водой. Земля стала сырая. Возьму луковицу (на ней нарисованы лица и приклеены двухсторонним скотчем бантики); дети, как вы думаете, мы лук сажать будем глазками вниз или наверх?

Дети: Глазками наверх, а улыбкой ближе к земле.

Воспитатель: Правильно, корешками вниз. Посмотрите, вот здесь нарисован ротик, а вот тут появятся корешки. Теперь возьмите себе каждый по стаканчику, полейте аккуратно из лейки. Маргарита, у тебя какого цвета стаканчик (Жёлтый). Правильно Милана, а у тебя какого цвета(Зелёный стаканчик)молодец!

Воспитатель: Стаканчики мы полили, теперь возьмите луковицы и посадите. Молодцы, луковицы у нас вырастут и появятся новые друзья у Чиполлино и Лукерьи. Давайте наши стаканчики с луковицами поставим на подоконник, чтоб луковицам было светло и тепло от солнышка.А мы будем с вами наблюдать за ним. Теперь после посадки нашего лука дети, давайте пойдем помоем руки.

Как мы пробовали репчатый лук.

Витамины круглый год
Ох, как необходимы.
Чтобы нам не болеть
Гриппом и ангиной!

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем пробовать лук. Лук надо кушать, в нем много витаминов. Особенно его надо кушать зимой, чтоб не болеть гриппом и ангиной. Посмотрите, на луке шелуха, я её срезаю, и появляется белый репчатый лук. Но перед тем как будем кушать, я его помою. Теперь нарежу кусочками. Понюхайте, как он пахнет. Попробуйте на вкус. Какой он на вкус?

Дети: Горький не вкусный. Глаза щипит.

Воспитатель: Правда, если кушать просто лук, то он горький. А попробуйте теперь в салате.

Дети: А в салате вкусный.

Воспитатель: Лук надо кушать в нем много витаминов. Кушайте салаты из лука. Салат и полезный и вкусный!

Стихи про лук

Луковое счастье

С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам? Попробуй!

Порожденье горьких мук,
Это что? Конечно лук!
От микробов защищает,
Хоть и за язык щипает
Наш зеленый айболит,
Когда горлышко болит.

Перья отрастив зеленые
И в земле головку спрятав,
От всех бедствий защищенный
Так растет наш лук, ребята.
Режем мы его в салаты
И в зажарки для супов.
Лук всегда помочь готов
Сделать пищу нам вкуснее,
Привлекательней сумеет.
Мы растим его, храним,
Ведь наш лук не заменим
Он помощник нам везде –
И в лекарстве, и в еде.

Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.

Загадки про лук

Пришел барин с грядки,
Весь в заплатках,
Кто ни взглянет,
Всяк заплачет.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

Под землей не велик
В шубе золотой старик

Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.

Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.

Сидит Игнатка на грядке,
Кафтан Игнатки в заплатках.
Кто Игнатку тронет,
Тот слезу обронит.

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься.

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…

Что без боли и без печали доводит до слез?

Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет,
всяк заплачет.

Дневник наблюдений «Огород на окне»

Посадка лука 18.02.2014 г.

Мы ребята, малыши
Любим мы трудиться.
Вот посадим лук,
Будем им гордиться.

Всходы 20.02.2014 г.-26.02.2014 г.

Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец – огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос.

04.03. 2014 г.

За окном метель
с весной прощается
А у нас на окне,
Лук колосится.

Лук репчатый (Allium cepa L.)

Лук репчатый - пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию. Во многих странах возделывается как культурное растение, диком виде встречается в Иране, Туркмении, Афганистане. В России культивируются все сорта лука репчатого: полуострые, острые, сладкие. Имеет другие названия: арбажейка, бульбянка, цыбуля, сибуля.

Лук. Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо.

Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшении секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Лук. Вкусовые качества. Применение лука.

Репчатый лук широко используется в кулинарии, консервной промышленности. В одни блюда, изделия кладут листья (салаты, гарниры, пряные смеси), луковицы добавляют практически в любые блюда, исключая напитки и сладкие десерты. Лук используют в сыром, жареном, пассированном, отварном, соленом и маринованном виде.

Сырым его добавляют в салаты из квашеной капусты, винегреты, салаты из свежих овощей, которым лук придает хороший вкус. Жаренный до золотистого цвета, он используется в качестве вкусовой добавки в различные супы, соусы, подливки, фарши, начинки для пирогов. Его добавляют к жареному мясу, рыбе, овощному рагу и т. д.Чаще всего лук жарят на растительном масле, на сале. Он является одним из компонентов при изготовлении горячих бутербродов. Сырой лук дополнит колбасу, сыр, хлеб с салом. Острые сорта лука в основном отваривают, сладкие используют в свежем или маринованном виде.

Медицентр Мы предлагаем проведение УЗИ головы ребенку в возрасте до 1 года. С помощью УЗИ головы ребёнка можно выявить такие заболевания, как расширение желудочков мозга, расширение субарахноидального пространства, кровоизлияния в желудочки и вещество головного мозга, ишемия головного мозга, менингит, опухоли головного мозга.http://kids.medi-center.ru

Применение лука в кулинарии.

Запеченный репчатый лук фаршированный

Это блюдо было в английской кухне еще со Средних веков. Но этот рецепт обновлен в требованиями 21 века и кроме традиционных, использует современные ингредиенты, козий сыр, уксус и сушеные помидоры.

Ингредиенты: На 4 порции:
5 крупных репчатых луковиц
50 г уксуса
125 мл овощного бульона
3 ст. л оливкового масла
50 г плотного козьего сыра, раскрошенного
1 зубчик чеснока, мелко порезанный
3 сушеных помидора в масле, слить и мелко порезать
1 ст. л кедровых орешков, поджаренных
1 ст. л порезанной петрушки

  1. Разогреть духовку до 200 гр. С. Очистить лук. Отварить в большой кастрюле с кипящей водой в течение 15-20 минут, до мягкости. Слить и промыть под холодной водой. Поставить на бумажное полотенце.
  2. Тем временем положить уксус в миску, залить бульоном и оставить на 10 минут, пока весь бульон не впитается. Срезать с верхушки луковицы 2 см и выбросить. Выскоблить середину чайной ложкой, оставив твердую оболочку из наружных слоев. Порезать мелко половину выскобленной мякоти и выбросить остальное (оно может храниться в холодильнике до 2х дней — используйте на пицце или в соусах).
  3. Нагреть 1 ст. л масла в кастрюле. Обжарить луковицу и чеснок в течение 3 минут, до мягкости. Снять с огня и добавить уксус, сыр, помидоры, орехи и петрушку.
  4. Поставить лук срезом вверх в форму для затекания и наполнить отверстия. Смазать маслом и запекать 30 минут до золотистого цвета.

Салат из репчатого лука с редькой

Ингредиенты: 3 луковицы, редька, 1/2 стакана сметаны, зелень петрушки.

Цель: Заинтересовать детей наблюдать за жизнью растений; научить вести дневник наблюдения за развитие растений.

  • Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и наличие влаги, света и тепла.
  • Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
  • Развивать познавательный интерес; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю.
  • Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей; развивать трудолюбие.
  • Закреплять знания о строении растений.
  • Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Описание пособия

  • Выполнено из ткани, бумаги
  • Соответствует методическим, санитарно -гигиеническим требованиям
  • Используется с детьми всех возрастов
  • Предназначено для проведения наблюдений за растениями (рост, развитие, уход)
  • Используется для проведения трудовых поручений и самостоятельной деятельности
  • Содержание: форма растения, карточки (развития растения, способы ухода).

Рисунок 1

Рисунок 2

Ход занятия

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ
Землю грело солнышко, прорастало зернышко
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Для накопления знаний о росте и развитии растений я использую длительное наблюдение. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. В этом помогает календарь наблюдений.

Пособие дает возможность

  • по отдельным признакам определить состояние растения (необходимость поливки), или восстановить картину целого (по цвету спелые ли помидоры)
  • развивать сообразительность, наблюдательность
  • совершенствовать процессы анализа, сравнения, умозаключения
  • проводить наблюдения при высокой умственной активности детей, заставляет их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивает любознательность

Пособие помогает

  • при знакомстве с объектом (величина, форма, цвет)
  • установить связь настоящего наблюдения с проводимым ранее, учитывать последующую работу
  • восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми.

Рисунок 3

Труд. Труд в природе имеет особое значение для всестороннего развития детей.

Дошкольники овладевают навыками по ходу за растениями, узнают, какие условия необходимы для роста и развития. С удовольствием дети учатся рыхлить и пропалывать огород, поливать овощи, с большим интересом следят за ростом и развитием растений, отмечая свои наблюдения в календаре наблюдений.

Пособие привлекает детей к участию во всех видах работы по уходу за растениями, выращиванию, воспитывает самостоятельность.

Важно, чтобы детей не просто увлекла перспектива вырастить вкусные овощи. Пособие помогает осознать необходимость систематического ухода за растениями. При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями.

Дети получают задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растения.

Рисунок 4

Использование пособия по возрастам

Младшие группы

  • сюрпризный момент, при ознакомлении с растениями
  • формирование умения различать по внешнему виду некоторые овощи

Средние группы

  • организация с детьми наблюдений за ростом и развитием растений
  • выделять характерные признаки (размер, цвет, форма, части)
  • игровые приемы
  • трудовые поручения
  • сравнение предметов

Старшие группы

  • проведение длительных наблюдений за ростом и развитием растений
  • самостоятельные выводы и умозаключения
  • наглядное пособие (закономерность и последовательность фаз, стадий развития) при использовании приемов сравнения, при наблюдениях
  • словесные отчеты детей о результатах наблюдения

Подготовительные группы

  • для проявления детьми большей самостоятельности
  • установление разнообразных связей
  • определять сходные признаки, общие для целой группы предметов
  • для сравнения представлений
  • самостоятельное изготовление календаря природы

Рисунок 5

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.

Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Тип проекта : исследовательский - познавательный.

Сроки реализации проекта : март - май.

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Проблема : дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Цель : вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Задачи:

Формировать интерес к познавательной деятельности;

Расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);

Воспитывать желание ухаживать за растениями;

Вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);

Формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.

Подготовительный этап:

Собрали коллекцию семян, луковичных растений;

Подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;

Сделали подборку информационного материала о растениях;

Изготовили алгоритмы ухода за растениями;

Подготовили «Дневник наблюдений за ростом растений».

Продуктивный (исследовательский) этап.

Дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, бархатцы, календулу, настурцию, фрезию;

Дети ухаживают за растениями;

Дети ведут «Дневник наблюдений»;

Педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;

Педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;

Дети, педагоги, родители оформляют «Огород» (изгородь, пугало, бабка, дедка, домашние животные).

Заключительный этап.

Высадка декоративных растений на клумбы;

Создание фотовыставки с фотографиями всех этапов проекта.

В приложении составили презентацию из 23 слайдов с фотоматериалом и описанием всех этапов работы над проектом.

Формы взаимодействия с семьёй:

Оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);

Участие в наблюдении;

Помощь в высадке саженцев на участок и уход за ними.

Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, красивая оформленная клумба на участке.

Результативность : дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

В дополнении составлена презентация, с лично выполненными фотоматериалами.

Презентацию можно .

«Экология в детском саду» - Формы и методы работы. Рисуем зиму. Тайны здоровой пищи. Модель экологического воспитания и образования дошкольников. Что мы знаем о собаке? Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Рисуем вместе осень. Книги о природе для детей. 4.Консультации. Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Что можно сделать из природного материала?

«Экологическая школа» - Здравствуй, планета! Экологический патруль. Уголок природы в школе. Классы дошкольного обучения Адаптация к школьной жизни для дошколят 5-6 лет. мини-школа "БУРАТИНО". Защита исследовательских работ на ежегодной школьной научно-практической конференции. The Earth is our home and we must keep it clean.

«Экологическое и трудовое воспитание» - Могучий воспитатель. Проведение наблюдений. Интеграция образовательных областей. Памятники природы. Включенность обследовательских действий. Экологическое воспитание дошкольников. Основа экологического воспитания. Экологическое воспитание. Оформление. Принципы. Эффективные формы. Время проведения. Вид трудовой деятельности.

«Экологическое образование дошкольников» - Экологический центр «Росянка». Педагогический колледж. Фоторепортажи, домашнее видео. Экологическая культура дошкольника. Перспективы. Модель организации экологического образования в детском саду. Тематические встречи с экологическим центром. Организация экологического театра «Радуга». Семейные гостиные, участие в конкурсах, викторинах.

«Экологическая культура дошкольников» - Накопление детьми эмоционального позитивного опыта. Модель экологического воспитания дошкольника. Модель экологического просвещение родителей. Положительные результаты. Экологическая тропа. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры. Родители. Модель экологического пространства в ДОУ.

«Экологический детский сад» - Цель семинара: Совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ. Провели сравнительные опыты. Кульминацией занятия стала практическая работа с микроскопами. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В.А. Сухомлинский. Дети рассматривали внутреннее строение листа, клетки кожицы.

Всего в теме 11 презентаций