Сообщение нравы и пороки уездного города. Жестокие нравы города калинова в грозе сочинение

Изображение нравов уездного города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

I. Вступление

В комедии «Ревизор» Гоголь стремился к очень широким обобщениям («Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем»). Поэтому и город в комедии – образ обобщенный, ти­пический, не случайно он не имеет никакого, даже условного названия. Это любой из тысяч подобных городов в России.

II. Главная часть

1. Город в комедии – уездный, то есть самый мелкий из всех в тогдашней России. Это глушь, из него, по словам Город – ничего, «хоть три года скачи, ни до какого государства не дос­качешь». О столичной жизни обитатели города имеют очень слабое представление (отчасти поэтому Хлестакову удается сойти за важное лицо). Вообще просвещение почти не косну­лось даже высшего чиновничества: как редкое и примечатель­ное явление отмечает автор то, что судья прочел пять или шесть книг; в уездном училище царят странные порядки и дикая ло­гика (если учитель «скроил ученику рожу», то это значит, что он внушает юношеству вольнодумные мысли) и т.п.

2. Наиболее яркой чертой уездных нравов является пол­ный произвол чиновничества. Оно фактически бесконтрольно (ревизор из Петербурга для них явление из ряда вон выходя­щее, а с губернатором и его чиновниками Городничий, види­мо, легко справляется). Гоголь не вывел в своей комедии ни одного честного человека, за исключением, может быть, Хлопова, но тот настолько забит и запуган, что общей картины по не меняет. Лихоимство, казнокрадство и произвол стали пор мой жизни уездного города, и многие чиновники, да и другие горожане считают их в порядке вещей: Городничий убежден, что «это уже так самим Богом устроено», судья искренне счи­тает, что брать взятки борзыми щенками – вполне допусти­мо, почтмейстеру не приходит в голову, что, вскрывая и даже задерживая у себя письма, он поступает противозаконно, Го­родничий делает выговор квартальному не за то, что тот взял у купца штуку материи, а за то, что тот взял слишком много: «Не по чину берешь!», и т.п.

III. Заключение

Гоголь был первым в русской литературе писателем, кото­рый стал изучать и изображать средний русский уездный или губернский город. ‘До него местом действия была или столица, или деревня. Таким образом, Гоголь положил начало очень важной традиции, которую наследовали такие писатели, как Лесков, Достоевский, Чехов, Горький и др.

Здесь искали:

  • нравы уездного города ревизор
  • гоголь ревизор сочинение на тему Нравы уездного города
  • планы сочинения ревизор широкая картина

Гоголь Н. В.

Сочинение по произведению на тему: Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор»)

Сколько есть у нас добрых людей,
но сколько есть и плевел, от ко-
торых житья нет добрым.
На сцену их! Пусть видит весь
народ! Пусть рассмеётся им!
О, смех великое дело!
Н. В.Гоголь

Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превратились в образы, таинственные для всей России времен Николая I. Любопытно, что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре. Выздоровив, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: “Я их знаю.” А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского “Ревизора”. Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора - автор раскрывает быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России.
Какова же Россия в миниатюре - город, из которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.”? “На улицах кабак, нечистота!” Возле старого забора, “что возле сапожника,. навалено на сорок телег всякого сору”. Церковь при богоугодном заведении, “на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, начала строиться, но сгорела.” Удручающая картина.
А как живется “купечеству” да “гражданству”? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные “все как мухи выздоравливают”.
А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство “столпов города” - тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть(заботиться) о благе горожан. Однако конический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: “Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!” Ему вторит судья: “Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело”. Почтмейстер, выслушав поручение: “всякое письмо этак немножко распечатать”, наивно признается: “знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: “смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.
Итак, полностью беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением - вот то, что составляет основу сознания и деятельности “хозяев жизни”. Но главное, Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества - самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога Городничего “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина “берущих”, и половина “дающих”.
И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - все эти ужасные по своей сути явления - показаны Гоголем повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, “нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов”, который пропустил бы то, “что плывет в руки”.
И вот теперь в городе ревизор “инкогнито” - неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: “в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправишь: “не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное - не заставишь молчать всех обиженных”.
Но все дело в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий “елистратишка”, промотавший в Петербурге деньжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать - бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал “фитюльку”, “пустышку” и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство - взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения!
В конце концов события оборачиваются таким образом, что ревизор “фельдмаршал” уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову. Она уносит Городничего с супругой в Петербург, где Антон Антонович собирается “зашибить” генеральский чин, есть рябушку и корюшку. А У Анны Андреевны должно быть в комнате “такое амбре, чтоб нельзя было войти”. И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие. Несмотря на то, что Городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. Ведь теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и угодничество высшим чинам - вот что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире. Поэтому сцена поздравления семьи Городничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия, зависти и чванства.
Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта”, смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь “первый представил нас нам в настоящем нашем виде. Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими”.

gogol/revizor6 История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия - сборник сочинений и эссе по литературе

Главным героем пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» является уездный город N. Это собирательный образ, включающий в себя как сам город, так и его обитателей, их нравы, обычаи, взгляды на жизнь и т. д.
Произведению предшествует эпиграф, взятый драматургом из фольклора: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Тем самым автор предупреждает читателей, что все, что он описывал, - правда, а не выдумка или, тем более, клевета.

Гоголь рисует жизнь типичного города, каких было много по всей России. Неслучайно он не дает ему конкретного названия. Автор имеет в виду некий город, примеров которому множество. Мы узнаем, что находится он в самой глубинке («отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»). «Набор» чиновников, руководящих городом, совершенно типичен: судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, почтмейстер. И всем этим, как маленький царек, правит городничий.
Автор показывает нам жизнь всех сфер города, то, как производится управление ими. И мы понимаем, что все здесь абсолютно типично для России и актуально в наши дни.
Важно, что мы получаем довольно полное представление об уездном городе. В нашей голове складывается представление о нем как об архитектурном объекте. Основное действие пьесы происходит в доме городничего. Кроме того, мы переносимся в трактир, при котором остановился мнимый ревизор. Из ремарок и слов героев мы получаем представление о скудной обстановке в номере Хлестакова.
Помимо этого, из диалогов героев мы узнаем и другие сведения о городе: о мосте, о старом заборе возле сапожника, о том, и возле этого забора «навалено много всякой дряни», о будке, где продаются пироги. Также мы знаем, что в городе есть училище, присутственные места, почта, больница и так далее. Но все это находится в заброшенном и плачевном состоянии, потому что чиновники заботятся совершенно не об этом. Их, в первую очередь, интересует собственная выгода. Исходя из этого, строится все управление городом.
Помимо чиновничества, в N. населяют и другие сословия. Ревизор, давая распоряжения, говорит о гражданстве, духовенстве, купечестве, мещанстве. С самого начала мы узнаем, что все эти сословия терпят притеснения и обиды от чиновников: «Что ты сделал с купцом Черняевым - а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь!»
Знакомимся мы с представителями разных сословий и непосредственно. Все они приходят с просьбами к «чиновнику» Хлестакову. Сначала ему «бьют челом» купцы. Они жалуются на городничего, который «такие обиды чинит, что описать нельзя». Важно, что купцы готовы давать взятки, но «всему же должна быть мера».
Кроме того, к Хлестакову приходят слесарша и унтер-офицерская жена. И они тоже жалуются на городничего, который творит в городе, все что хочет. И ничто ему не указ – ни закон, ни совесть.
Таким образом, мы понимаем, что всех жителей города, независимо от их социального и материального положения, объединяет одно – наглые бесчинства чиновников.
В них мы убеждаемся на протяжении всей пьесы. Самый первый грех городничего и его подопечных – взятки и воровство. Все чиновники заботятся лишь о своем кармане, мало думая об обитателях города. Еще в самом начале пьесы мы видим, как в N. лечат больных, как учат детей, как там работает правосудие. Больные в городе «мрут, как мухи», в присутственных местах бардак и грязь, преподаватели училища каждый день пьяны и так далее. Мы понимаем, что жителей города не считают за людей – это лишь средство хорошо жить и набивать свой кошелек.
Но и сами чиновники не довольны жизнью в N. Мы видим, что городничий, как и его семья, мечтает о Петербурге. Вот где настоящая жизнь! И Хлестаков своими выдуманными рассказами пробуждает эти мечты в Сквозник-Дмухановском, заставляет его надеяться.

Кулигин говорит: "Жестокие нравы.., в нашем городе", рассказывая о жизни людей города Калинова. В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве». И среди причин таких нравов он господствующее положение зажиточных людей: «… у кого деньги... тот старается бедного закабалить, чтобы... еще больше денег наживать”. Люди в городе озлоблены и находят радость, когда удается сделать плохо ближнему: «а между собой-то…как живут! Торговлю... подрывают... Враждуют...».

Защитницей порядков, установленных в Калинове, выступает страница Феклуша, которая восхищенно восклицает: “В обетованной земле живете! И купечество... народ благочестивый!” Так, Н.А. Островский создает контраст мнений, когда показывает читателю две разных точки зрения на происходящее. Феклуша – настоящее воплощение косности, невежества и суеверий, которая вхожа в дома влиятельных людей города Калинова. Именно с помощью ее образа драматург подчеркивает насколько происходящее в Калинове противоречит ее оценке, когда она то и дело говорит: «Благолепие, милая, благолепие!..»

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха - носитель принципов “темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она“грызет свою жертву... неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: “Хорошо тебе..! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Дикого в отличии от Кабанихи трудно назвать носителем идей «темного царства», он просто недалекий и грубый самодур. Он гордится своей невежественностью и отвергает все новое. Достижения науки, культуры совершенно ничего для него не значат. Он суеверен. Доминирующая черта Дикого –стремление к наживе и жадность, он посвящает свою жизнь накоплению и преумножению своего состояния, при этом не гнушаясь никакими методами.

При всей мрачной картине жестоких нравов, царящих в Калинове, драматург подводит нас к мысли о том, что гнет «темного царства» не вечен, потому что гибель Катерины послужила началом перемен, стала символом борьбы с самодурством. Не могут жить дальше в этом мире Кудряш и Варвара и потому сбегают в дальние края.

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные жизненные выборы и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере. Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком.

Несколько интересных сочинений

    Одним из самых долгожданных праздников в году, несомненно является День Рождения человека. Ведь именно в этот день мы появились на кругленькой планете

  • Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

    Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

  • Роль Хлестакова в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Хлестаков - один из главных персонажей комедии «Ревизор» Гоголя. Он сам не является не интриганом, не обманщиком, не авантюристом, однако, именно благодаря ему и исходят все дальнейшие действия других героев.

  • Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.

  • Дубровский - благородный герой сочинение (6 класс)

    Все мы любим героев, которые спасают других людей и готовы прийти на помощь в самый неожиданный момент. Но прежде всего мы должны быть честными не только с другими, но с собой.

Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал с мрачной эпохой Николая I. После подавления восстания декабристов все инакомыслящие жестоко преследовались властями. Описывая действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные, полные жизненных реалий литературные произведения. Темой его творчества становятся все слои российского общества - на примере нравов и бытописания маленького уездного городка. Гоголь писал, что в «Ревизоре» он наконец-то решился собрать в кучу все то дурное в Российском обществе, которое он видел и над всем сразу посмеяться. Героями комедии Гоголь сделал чиновников обычного уездного города. Благодаря нехитрому, казалось бы, сюжетному ходу (мелкого чиновника, проезжающего мимо, принимают за ревизора), автор ярко и красочно описывает типажи и героев, их привычки — в целом описание России в миниатюре — город, из которого три года можно скакать, но так ни до какого государства не доехать. «На улицах кабак, нечистота!». Около древнего забора, который находится возле сапожника «навалено на сорок телег всякого сору». Даже церковь, которая находится при богоугодном заведении, на строительство которой еще пять лет назад были выделены деньги, начала строиться, но потом сгорела, да так и стоит. Как же живется «купечеству» и «гражданству»? Здесь кто ограблен, кто выпорот чиновником, кто побит от усердного труда Держиморды. В тюрьмах заключенных не кормят, в больницах грязь, и больные «все как мухи выздоравливают». Узнав о том, что грядет приезд ревизора, чиновники тут же пытаются навести хоть какой-то порядок в городе.

Их действия сводятся к показухе, к соблюдению лишь внешних приличий (снятие охотничьего арапника, который висел в присутствии, уборки и очистки только той улицы, по которой будет ехать прибывший ревизор). «Насчет же внутреннего распоряжения … я ничего не могу сказать… Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено», - так говорит городничий. Гоголь показывает читателю, что жизнь в отдельно взятом городе напрямую зависит от отношения чиновников к своей службе. Те, кто в силу своего долга призван противостоять нарушению законности и заботиться о благе горожан, погрязли во взяточничестве, пьянстве, азартных играх и сплетнях. Городничий с гордостью заявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул! » Не отстает от него и судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки … Борзыми щенками. Это … иное дело». Даже почтмейстер высмеян Гоголем.

Когда ему дают поручение все письма слегка распечатывать, наивно признается: «Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Все созданные Гоголем в комедии «Ревизор» образы воплощают типичные черты, характерные для чиновников из николаевской России. Пошлые, двуличные, низко образованные — самым «образованным» из персонажей комедии является судья Ляпкин-Тяпкин. Он за всю жизнь он прочел целых пять или шесть книг, поэтому считается самым «начитанным » и «несколько вольнодумен». Беспринципность, корысть, различные злоупотребления служебным положением — вот нравы уездного чиновничества. Интересно, что казнокрадство, взяточничество, грабеж населения все эти страшные общественные пороки — показаны Гоголем как повседневные и даже закономерные явления.