Сергей Федорович долго подкрадывался коленям, а они не чуяли и не слышали его приближения. Подкрался он к ним из-под горы совсем близко, и, наблюдая в бинокль одну оленуху, заметил, что она отбилась от стада и скрылась в кустах, где бежит горный ручей. (Пришвин М.)
Задание: выполните тестовую работу.
1. Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками:
Черёмуха отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зелёные блюдца. (Е.Коковин)
2. Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (К.Паустовский)
3. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»:
Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда – стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. (Г.Скребицкий)
4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:
Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в чёрную мглу. (К.Паустовский)
5. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости согласного последующему звуку (озвончение):
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос... (К.Паустовский)
6. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения:
Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. (К.Паустовский)
7. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:
Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью; там протекала когда-то небольшая речушка, ее закрыли дощатым настилом, поставили сверху штабные столы с картами, схемами, телефонами и управляли из этой трубы долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.(Е.Кригер)
8. Выпишите из предложения слова с неизменяемыми приставками:
Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.(Е.Коковин)
9. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:
В один из таких знойных июньских дней, вернувшись с речки и без всякого аппетита пообедав, ребята по привычке забрались на чердак. Здесь тоже было жарко - за день железная крыша раскаляется так, что босой ногой на нее не ступишь - но зато никто не мешал. На чердаке разрабатывались планы налётов на чужие сады, поверялись друг другу мальчишечьи тайны. (В.Ф.Козлов)
10. Выпишите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от её лексического значения:
Поезд за ночь вышел из прифронтовой зоны и теперь, мерно постукивая, уходил все дальше на северо-восток. Сам еще не понимая, что его разбудило, полковник приподнялся, опираясь на локоть, и тревожно прислушался. Рассвет чуть брезжил за стеклом вагонного окна, обрызганного каплями дождя. (Ф.Кнорре)
I.
Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые
. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.
Например:
о- : обежать, остановка, одуматься
у- : увести, убежал, успокоиться
до- : дожить, дойти, доставка
по- : побежать, подворье, посмотреть
про- : прокатить, пробел, просмотр
пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- : нападки, накрыть, надавить
за- : закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-): облететь, обтереть, обойти
в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь
вы- : вылавливать, выход, выстоять
пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь
пере-: перерыв, перелить, перекос
с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать
(будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
Дез- : дезинформировать
контр- : контраргумент
транс- : трансатлантический
пост- : постмодернизм
суб- : субкультура
супер- : супергерой
пан- : панъевропейский
II.
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Что это значит?
Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:
Без-/бес- безработный, бессмертный
раз-/рас- разрозненный, распустить
воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, вздохнуть, вскарабкаться
из-/ис- избежать, испуг
низ-/нис- низвергать, нисходить
через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при- .
Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень .
Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда.
б) Значения приставки при:
1) «приближение»
Например: приходить, приезжать
2) «присоединение»
Например: пришить, приклеить
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
Например: прикрыть, присесть,
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
Например: придумать, приготовить
5) «близость к чему-либо», то есть "около"
Например: прибрежный, придорожный
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с
.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Например: роспись, расписание, разговор, розыск.
III.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.
Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)
Исключения : русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.
От правописания каких приставок зависит значение слова? и получил лучший ответ
Ответ от Катерина[эксперт]
при- , пре-,
Следует различать правописание приставок при- и пре-.
1. Приставка при- имеет следующие основные значения:
1) близости, например: приморье, прибрежный, приуральский;
2) приближения, прибавления, например: придвигать, приделать, приписать, пристроить;
3) неполного действия, например: приоткрыть, приподнять, присесть.
2. Приставка пре- имеет два основных значения:
1) значение высшей степени качества или действия, например: предобрый, премилый, пренеприятный, превозносить, преуспевать;
2) значение, сходное со значением приставки пере-, например: прервать, преломляться, преградить.
В некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно, например: презирать, преподавать, преследовать, пригодный. О написании таких слов следует справляться в орфографическом словаре.
Ответ от Наталья Королева
[новичек]
точно!!как я сразу не догадалась!! спасибо за помощь!!
Ответ от Ёюмбель Аминева
[новичек]
От приставок при-, и пре-;
при- используется, когда значения близости, как 100%
+ неполнота действия
пре- используется, когда значение очень...
Ответ от Денис gabe
[активный]
....
Ответ от эльмира ибрагимова
[новичек]
пре и при
Ответ от ВероNika
[гуру]
еще НЕ_ и НИ-
нЕкто - нИкто
нЕсколько - нИсколько
значение слова меняется
Ответ от Ђатьяна Числова
[гуру]
приставка ПРИ означат приближение,
а ПРЕ -увеличение эквивалент ПЕРЕ
Ответ от Андрей Иванов
[мастер]
всех
Корень - это морфема , которая несет главное лексическое значение слова.
Правописание словарных слов.
Словарные слова
- это слова, правописание которых не регулируется орфографическим правилом. Тем не менее, существует норма употребления таких слов, но она своя - для каждого отдельного слова. Эта норма указана в орфографическом словаре, где собраны все подобные слова, например:
Сирень, вокзал, пассажир, интеллигенция и др.
Правописание безударных гласных, которые можно проверить ударением.
Существует целый ряд слов, у которых имеется безударная гласная в корне . Часто её можно проверить, изменив форму слова так, чтобы гласная в корне попала под ударение:
Объед..нение - единство, насл..ждение - сладость.
Примечание . Безударные гласные в корне глаголов не стоит проверять глаголами несовершенного вида, оканчивающимися на -ивать / -ывать , так как в этих случаях гласные в корне чередуются :
Опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать.
Опоздать - поздно, раскроить - раскрой.
Для того, чтобы было легче проверять некоторые слова с безударной гласной, стоит запомнить следующие случаи
:
Сплоченный - плоть,
Оснащение - снасть,
Святотатство - святость,
Покаяние - каяться,
Воздаяние - воздать,
Обнаженный - наг,
Посвящение в рыцари, посвящать поэму, посвятить в тайну - святость;
Посветить лампой, просвещение - свет;
Завивать локоны, события развиваются - вить, развитие;
Навевать грусть, знамя развевается - веять.
Чередование гласных в корне.
Как проверить безударную гласную в корне слова, которую невозможно проверить ударением ? Есть 4 группы правил, по которым проверяются такие гласные. Итак, правописание гласных в корне зависит от:
- Последующей гласной
- в корнях -скак-/ -скоч-, -лаг-/ -лож-, -раст-(-ращ-)/ -рос-
:
ск..кал, выск..чка, ск..чок, пол..жить, пол..гать, выр..сти, выр..сли
Исключения составляют слова: скачок, скачу, скача; отрасль, отраслевой; росток, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав. В остальных случаях в этих словах корни пишутся именно так, как указано выше.
- Ударения - в корнях -плав-, -гор-, -зар-, -клон-, -чин-, -твор-, -жим-, -ним-, -мин- . В этих корнях под ударением могут стоять разные гласные. В безударном варианте данные корны пишутся именно так, как перечислено выше. Исключения составляют следующие слова: зоревать, пловчиха, пловец, плывуны; изгарь, пригарь, утварь, выгарки.
- Наличия суффикса -а-
- в корнях -тер- / -тир-а-, -бер- / -бир-а-, -стел- / -стил-а-, -дер- / -дир-а-, -чет- / -чит-а-, -блест- / -блист-а-, -жег- / -жиг-а-, -мер- / -мир-а-
:
Счет - считали, блестел - блистательный, замереть - замирать и т.д.
Также от суффикса -а- зависит правописание в корнях -кос- / -кас- :
Коснуться - прикасаться.
- Лексического значения слова
:
Корень -равн- / -ровн- :
Если значение связано с понятиями «ровный», «гладкий», «прямой», то пишется -ровн-: заровнять, подровнять . Исключения: равнина, равняйсь .
Если значение связано с понятиями «равенство», «сравнение», «сопоставление»: равнодушный, сравнение. Исключение: поровну, ровесник, уровень.
Корень -мак- / -мок- :
Если значение слова связано с понятием «опускать в жидкость», то пишется корень -мак-: макал, макнул .
Если значение связано с понятием «набирать жидкость», «пропускать жидкость», то пишется -мок- (-моч-): намокнуть, замочить.