Покраска мелких деталей аэрографом. Используем специальный аэрограф для окрашивания моделей

Piotr Gmurczyk

Часть 1 - оборудование

Многие моделисты в самом начале своей карьеры приходят к выводу что покраска представляет собой одну из самых трудных операций в ходе изготовления модели. Многие вечера упорного труда могут быть переправлены в помойку в результате нескольких неверных мазков нитрокраски. Поэтому большинство начинающих моделистов используют только кисточки, как наиболее доступные им инструменты. Некоторые достигают при этом весьма неплохих результатов. Но чтобы получить эффект максимального приближения к оригиналу вовсе нелишним окажется использование аэрографа. Но как его выбрать?

Если это ваш первый аэрограф, то не имеет смысла сразу же приобретать профессиональное оборудование, выпускаемое такими фирмами как Pash, Azteh или другими именитыми производителями. Почему? Прежде всего потому, что использование таких аэрографов предполагает наличие у пользователя определенного опыта в обращении с ними. Эффекты от их использования, безусловно, превосходны, но для этого необходимо уметь пользоваться аэрографом, а вот неправильное их использование, промывка и хранение приводят к разочарованию в части окраски модели и к повреждению исключительно дорогого оборудования. Кроме того, для работы с профессиональными аэрографами необходимо также использование профессиональных источников сжатого воздуха, как правило, выпускаемых этими же фирмами, что еще больше повышает стоимость общего комплекта оборудования, вплоть до 300 USD.

Достаточно хорошие аэрографы польского производства можно купить в большинстве модельных магазинов где-то за 20-25 USD. Несколько лет назад появились также аэрографы с "луковицей", которые действительно дают удивительные результаты, хотя по моему мнению они не слишком эргономичны. Другим решением может служить использование "знаменитых" советских моделей A4....A8 (отличаются некоторыми деталями и количеством сменных дюз) по похожей цене (на рынках и аукционах можно купить их за 5-6 USD). Конечно, ни первые, ни вторые не являются столь прецизионными, но зато гораздо более устойчивыми к повреждениям, вызванным неправильной эксплуатацией.

Второй важный момент - это источник сжатого воздуха. Наилучшее решение - использование специального компрессора. Выбор компрессоров в магазинах просто огромный, да и цены также серьезно различаются, от 25 USD и до бесконечности. Можно также использовать различные "аэроконсервы" со сжатым воздухом или фреоном, но это достаточно дорогое удовольствие. Многие польские моделисты (по моим оценкам, порядка 70-80%, и я в их числе) используют "доработанный" компрессор от холодильника. В результате получается вполне приличный (почти профессиональный) компрессор за совсем небольшие деньги. Вполне можно сделать компрессор и своими руками.

Техника рисования, способы разведения красок будут рассмотрены ниже, а сейчас пару слов о хранении аэрографа. Вопреки ожиданиям, это достаточно важный момент. Прежде всего, необходимо не допустить засыхания краски, если вы делаете перерыв в покраске. В этом случае необходимо "продуть" аэрограф (дюзы и каналы подачи краски) растворителем ! После завершения покраски абсолютно необходимо вычистить аэрограф, и при этом его вовсе не следует сразу же разбирать на составляющие! Единственная деталь, которая снимается, это насадка регулятора на дюзах. А все внутренности промываются "в сборе", путем продувания аэрографа растворителем. В подавляющем большинстве случаев этого достаточно.

Часть 2 - приступаем

После того, как вы заполучите в свое распоряжение все оборудование (аэрограф+компрессор) неплохо было бы что-нибудь покрасить. И вот тут-то вы сталкиваетесь с первой проблемой. Краски "из банки" определенно слишком густые для использования в аэрографе, а их разбавление до необходимой консистенции вовсе не такой банальный процесс, как кажется. Слишком густая краска будет забивать дюзы, а кроме того, покрытие будет неравномерным. При этом аэрограф будет часто "затыкаться"... Если же краска будет слишком жидкой, она не будет ровно покрывать закрашиваемую поверхность, а кроме того будет слишком текучей, что приведет к появлению подтеков. Увы, способа сразу же раз и навсегда выбрать золотую середину не существует, поскольку одна и та же краска из разных партий может вести себя по-разному. Влияют также на характеристики краски сроки и условия ее хранения. В своей практике я провожу предварительное разбавление следующим образом:

Я наливаю в небольшую емкость некоторое количество краски, и растворяю ее до того состояния, когда краска свободно стекает со стенок емкости, но в то же время еще покрывает стенки (понятно, что для того, чтобы почувствовать эту границу вам придется провести несколько экспериментов). Как правило, это достигается при отношении 3 частей краски к 1 части растворителя. Несколько капель полученной смеси я вливаю в аэрограф и проверяю "пшиком". Если необходимо, то я каплю за каплей добавляю в емкость растворитель, пока не получу нужную консистенцию. Правильно приготовленная краска должна без проблем покрывать поверхность и не затыкать дюзы при давлении около 0.5 атмосфер с расстояния 12-15 см. Конечно, это довольно общая схема действий, поскольку требует учета большого количества факторов - плотности краски, давления компрессора, расстояния распыления, диаметра дюз и т.д.

Некоторые моделисты добавляют в краски (как масляные, так и акриловые!!!) небольшое количество растворителя нитрокраски, что позволяет получить очень тонкий слой краски. Можно воспользоваться и другими растворителями, в том числе и алкоголем, хотя здесь ничто не заменит опыта...

Следующее, в чем необходимо набить руку, это регулирование струи. В некоторых аэрографах (как правило, старых моделей), существует возможность замены дюз разных рабочих диаметров и регулирование насадки. В современных моделях (как правило, двойного действия), интенсивность струи может регулироваться плавно в процессе покраски. Это, собственно говоря, и является основным преимуществом новых моделей, позволяющим товорить чудеса без особых усилий.

Теперь, если вам удалось пройти сквозь первые пробы, вы можете попробовать что-нибудь покрасить. Я предлагаю вам для начала начать с каких-нибудь обломков модельного лома, или прикупить какую-нибудь дешевую модель, и собрать ее, лишь бы она не распадалась в руках. Этот "манекен" потребуется вам еще не раз, когда вы захотите попробовать аэрограф в различных режимах работы. В любом случае, ничто не заменит вам опыта и хотя нет никакой универсальной методики, которая позволила бы научиться пользоваться аэрографом (ну есть, конечно, учебные фильмы...), имеет смысл помнить о нескольких основных принципах:

Управляя аэрографом, всегда держите его перпендикулярно окрашиваемой поверхности,
Стараемся красить так, чтобы обойтись одним слоем краски,
Все исправления наносим только после полного высыхания предыдущего слоя. Никогда не пытайтесь исправить "картинку", нанося все большее количество краски, поскольку это всегда приводит к возникновению подтеков.
Если же подтеки все же появились, никогда не пытайтесь бороться с ними до полного высыхания краски.
Необходимо помнить, что получаемая фактура краски (качество, интенсивность, толщина линии) во многом зависят от расстояния, с которого производится распыление, и это расстояние необходимо изменять плавно, не дергая руку с аэрографом.
Перед рисованием необходимо всегда "всухую" отрепетировать ход движения аэрографа таким образом, чтобы в процессе покраски как можно реже передвигать саму модель, двигая только аэрограф.

Часть 3 - Подводя итоги

Как я уже писал выше, ничто не может заменить практического опыта и вам потребуется пролить немало краски, чтобы чувствовать себя в достаточной мере уверенным в нелегком искусстве рисования аэрографом. Теперь я поделюсь с вами несколькими штучками, которые могут оказаться вам полезными в укрощении строптивой машины.

Подтеки:
Лучше всего иметь наготове приготовленный заранее валик, смоченный растворителем, и если появится подтек, его можно смыть сразу и подождать полного высыхания краски. Затем мелкой шкуркой необходимо осторожно затереть края подтека и задуть эту область аэрографом. Если подтек достаточно мал, его можно вообще не трогать, а просто дождаться полного высыхания и затем убрать наждачной шкуркой с последующим закрашиванием. Однако, к сожалению, нередко случается так, что приходится смывать всю краску и начинать покраску заново, поэтому старайтесь не допустить подобной катастрофы!

Самый сложный и важный этап постройки модели - окраска и тонирование. Именно от него зависит восприятие завершенной копии, именно на этой стадии можно или свести на нет все усилия по деталировке и "вылизыванию" пластика, или, наоборот, замаскировать какие-то свои упущения и недоработки.

Как правило, первую в своей жизни модель каждый человек... не красит совсем. Потом человек подрастает (и в творческом, и в биологическом смысле этого слова. - Прим. авт.) и в рамках размышлений о смысле жизни начинает задумываться на тему: "А что же, собственно, делать с кучей покрытых пылью и частично поломанных танко-самолетов из во-о-он того темного угла?"

От ответа на этот краеугольный вопрос зависит не только дальнейшая судьба пары килограммов полистирола, но и рождение нового моделиста. Ведь как только он решит не выбросить, а наоборот, сделать похожим "вот этот Jaguar вот на эту картинку на коробке" (а не устарели ли мои представления о жизни? - Сомнения, авт.), человек этот, оставаясь "сапиенсом", переходит, тем не менее, на следующую (более высокую!?- Надежда авт.) ступень эволюционной лестницы и становится моделистом. Моделист - в принципе, тоже человек (Лозунг авт.), но озабоченный вопросами не только добывания икры на хлеб, но и не менее дорогих коробок с мелкими кусочками пластика , баночек и тюбиков с дурно пахнущими разноцветными субстанциями. А еще он алкает все новых и новых картинок, изображения на которых должны будить его творческую фантазию и заставлять усталые руки вновь и вновь поднимать тяжелый напильник (а бывает и топор, - Злорадство авт.) в бесплодных попытках вогнать в чертежи очередной продукт химии полимеров или размахивать аэрографом в стремлении придать ему ну, именно, вот такой оттенок зеленого цвета. А кстати, все знают, что такое этот "АэроГраф"? Это вовсе не воздушный дворянин высокого ранга, а прибор для нанесения краски на модель. В английском варианте его название звучит более прагматично "Airbrush" то есть "воздушная кисть".

В М-Хобби №3/94 мы уже писали немного об этом нехитром приборе и методах борьбы с ним, но времени прошло много, подросло очередное поколение, пять лет назад еще не интересовавшееся моделями. Поэтому, пожалуй, можно и повториться слегка.

В минимальном виде система для работы с аэрографом состоит из него самого, компрессора , ресивера и соединительных шлангов . Сегодня вполне возможно купить уже готовую систему, собранную на едином основании. Но можно для экономии средств и при наличии халявного компрессора (из старого холодильника с ближайшей помойки) собрать ее и самостоятельно. Для начала имеет смысл закупить аэрограф производства Новолу-комльского завода (самый распространенный вариант). В отличие от импортных, он сравнительно недорог, а результаты работы позволяет получить ничуть не худшие. В последнее время упало качество исполнения - стали часто попадаться откровенно бракованные экземпляры, с эксцентричным отверстием в форсунке, например, поэтому при покупке поглядывайте. Есть в продаже аналогичного назначения приборы от японской фирмы Tamiya , цена которых колеблется в районе ста долларов. Радикального повышения качества работы в результате вложения этих денег не происходит, хотя, конечно, в обращении он более приятен. Но тут уж что кому нравится: кто-то моется в джакузи, а кто-то под душем, результат-то одинаковый. По мне уж лучше купить десяток наших простецких, собрать из них нечто, да еще деньги на пиво останутся. К слову, среди моих знакомых моделистов, как вполне именитых, так и не очень, большинство хранит верность именно отечественному изделию.

В Новолукомльских аэрографах чаще всего ломаются две детали: запирающая игла и гашетка. Запасная игла обычно входит в комплект, а вот гашетку придется изготовить самостоятельно. На самом деле, ее стоит заменить самодельной сразу после покупки, поскольку работать со штатной "кнопочкой" откровенно не удобно - после получаса непрерывного нажатия на нее (а это вполне типичное время для нанесения, скажем, части камуфляжной окраски на средних размеров истребитель 1/72) разогнуть собственный палец (Отнюдь не казенный, между прочим, - сетование авт.) в исходное положение удается лишь, сконцентрировав всю силу воли на данном процессе. Новая гашетка куркового типа делается из отрезка трехмиллиметровой проволоки или подходящего гвоздя за 15 минут, а жизнь облегчает кардинально.

В один из шлангов системы подачи сжатого воздуха, непосредственно перед аэрографом, желательно установить простейший фильтр для удаления паров и микрочастиц масла и воды, не осевших в ресивере.

Краску можно применять самую разную. Ниже попробуем кратко охарактеризовать наиболее распространенную. По большому счету, все модельные краски делятся на две большие группы - эмали на синтетическом растворителе и акриловые. Как правило, акриловые краски представляют собой ультразвуковую взвесь акрила в водно-спиртовом растворе. Однако, есть и исключения, такие как акриловый Du Pont, где растворителем служит нечто ацетонсодержащее.

Самую большую и дешевую группу составляют краски отечественного производства. По сути дела это обычные ни-троэмали из тех, что продаются в любом хозяйственном магазине в больших железных банках. Только расфасованы они в аптечные флакончики; цвета более или менее (как правило, менее, чем просто менее... - ехидство авт.) подогнаны под образцы времен Второй Мировой войны или современного исторического периода развития техники; да еще добавлены наполнители для матовости. К модельной химии этого класса относятся "Hobby+PLUS" из Витебска, "ХОББИ" из Харькова, продукция московской фирмы "Звезда ", а также нитрокраска, разливаемая в пенициллиновые пузырьки многочисленными частными продавцами на модельных клубах разных городов. Для всего перечисленного хозяйства годятся самые банальные растворители №646 и 647, перед нанесением этих красок поверхность модели необходимо покрывать грунтовкой . Для работы кистью они не пригодны, поскольку имеют малую укрывистость, быстро высыхают - следы от волосков кисти не успевают затянуться, и разъедают полистирол. Правда, по последнему пункту исключение можно сделать для харьковской краски - за счет некоторых добавок она не столь агрессивна и позволяет окрашивать небольшие участки кистью за несколько приемов. В "Hobby+PLUS" самое лучшее - инструкция и историческая справка. Красить же ею не стоит: во-первых, туда явно добавлена добрая жменя художественной масляной краски или чего-то вроде, из-за чего сохнет она крайне долго, а окончательно, кажется, вообще не высыхает, создавая непрочную красочную пленку. Во-вторых, форсунка аэрографа постоянно забивается из-за значительной величины частиц пигмента . Самая же крупная неприятность состоит в отсутствии декларируемой и чуть ли не вынесенной в девиз точности цвета.

"Звезда" - обычная нитрокраска, что называется, "нитруха", как она есть. Цвета, опять же, точностью не блещут. Зато из их палитры удобно смешивать необходимые оттенки. Кстати, не забыли основного правила смешивания красок? Черный+красный=коричневый; жел-тый+синий=зеленый и т.д.

Особняком стоит Du Pont, который, являясь акриловым по сути, нормально разводится нашими растворителями 600 серии, не требует грунтовки, размешан в точном соответствии с историческими выкрасками, но дорог. В ассортименте этой фирмы есть и отличная грунтовка для полистирола, ее оптимально применять под отечественную нитрокраску, вместо распространенных выжимок из ГФ-021 или автомобильных АК-070, ФЛ-093 и прочих.

Заграничных красок сейчас продается тоже немало. Удобны они тем, что не требуют грунтовки и, как правило, кодировка цветов в инструкциях к сборным моделям указывается именно с оглядкой на одну из таких систем красок. Бывают полимеризующиеся и неполи-меризующиеся краски. Наиболее распространенные из первой группы - HUMBROL и REVELL . Из второй -Model Master, TAMIYA COLOR и GUNZE SANGYO. Полимеризующиеся краски отличаются тем, что после полного высыхания их уже невозможно смыть штатным растворителем (нештатным крепким раствором каустика смывается все и всегда, - Прим. авт.).

В системе HUMBROL есть глянцевые, матовые и полуматовые цвета, имитаторы металлических покрытий (Metal Cote). Для аэрографа подходят все виды этой краски. Совершенно не важно, что у них на этикетке написано - наши растворители можно применять без опасения. Metal Cote после короткой просушки полируются мягкой тряпочкой, после чего они становятся удивительно похожи на настоящий металл. У HUMBROL есть пара крупных недостатков: матовые цвета имеют настолько крупные частицы твердого вещества, что выглядят только что не бархатными (т.е. совершенно не пригодны для окраски самолетов , а только фигур и техники 1/35); блестящие цвета сохнут безумно долго, но даже после полного, казалось бы, высыхания отпечатки пальцев на них остаются с легкостью необычайной. Сейчас появилась новая серия HUMBROL-extra, где матовость доведена до терпимого уровня, но все же, все же...

Про REVELL можно сказать почти то же, что и про HUMBROL, с небольшой поправкой на более высокое качество и приемлемую матовость красок этой фирмы. В последние годы начался выпуск красок специально и только для аэрографа - им и следует отдавать предпочтение. Хотя и обычный REVELL, да под 646 растворитель... Пролетает со свистом!

Очень хорошая краска для работы аэрографом - японская GUNZE SANGYO (кстати, для кисти она совершенно не пригодна, - Авт.). По сути - это нитрокраска, но великолепного качества и с довольно точным соответствием цветов.

Model Master и TAMIYA COLOR ни в чем особенном не замечены и очень демократичны. Демократичны в том смысле, что Model Master легко смешивается с отечественными красками на нитрооснове в присутствии растворителя 600-й серии, а акриловая TAMIYA (бывает еще и эмаль TAMIYA на летучих растворителях), несмотря на свою "водочную" природу допускает применение нитрорастворителей.

Это все было про то, чем красить. Следующий естественный вопрос - как красить. Очень многие стараются выполнять эту операцию на свежем воздухе, где нибудь на балконе. Тут очень важна хорошая погода. При низкой температуре и высокой влажности воздуха (непосредственно после дождя, например) на окрашенной поверхности, особенно на блестящей, могут появиться белесые или матовые проплешины, избавиться от которых можно, только перекрасив все заново. Иногда вы с интересом наблюдаете на своей модели мелкие пузырьки, в которых под красочной пленкой находится капелька воды. Это - симптом того, что загрязнился фильтр перед аэрографом и в факел распыла попадают пары воды и масла из компрессора. Поменяйте "начинку" фильтра, продуйте шланги, и, убедившись, что за перилами балкона нет проливного дождя, смело продолжайте работать. Краску разводить следует пожиже. Конечно, при этом снижается укрывистость и вам придется пройтись по одному и тому же месту несколько раз (факел распыла нужно отрегулировать на минимальную подачу краски, завернув винт на торце рукоятки аэрографа), но зато покрытие получается с минимумом дефектов, равномерное и тонкое, не заливается рельеф и линии расшивки . Если на окрашиваемом участке нарастают бугры и брызги, аэрограф начинает "плеваться", форсунка засоряется - значит вы залили непомерно густую краску, или она загрязнена частицами примесей и пигментного порошка грубого помола.

Вообще, отечественные краски небесполезно перед употреблением тщательно перемешать, а затем профильтровать (для этой цели удобны металлические сеточки от автомобильных бензофильтров, но можно обойтись и марлей). Аэрограф желательно направлять на модель под углом, близким к 90 градусам, и ни в коем случае не держать долго на одном месте - моментально образуются "кляксы" и потеки. Факел должен постоянно находиться в движении. При прокрашивании сложных мест, типа стыка крыла с фюзеляжем самолета, одну из поверхностей вы неизбежно красите под острым углом, и на ней образуется буйная поросль из крупинок застывшей краски, весьма напоминающая щетину. В таких местах лучше увеличить подачу краски - она нальется лужей, зато капельки успеют в этой луже раствориться и после высыхания покрытие выровняется. Следите только, чтобы "береговая линия" этой лужи была размытой, плавно переходила в основную окраску. Можно и проще поступить: одну из столь неудачно сопрягающихся плоскостей прикрыть от аэрографа кусочком ватмана, держа его на небольшом расстоянии от поверхности модели - пусть "щетина" на нем и нарастает.

Использовать матовые краски целесообразно лишь для более или менее однотонных моделей, для танков в масштабе 1/35, скажем. Самолеты 1/72 удобнее красить глянцевой краской - слой получается тоньше, а значит, не так заметны края камуфляжных пятен; гораздо легче добиться качественного прилегания декалей к гладкой краске, не образуется эффекта "серебрения" из-за микроскопических пузырьков воздуха, попавших между подложкой декали и микронеровностями краски (эти то неровности и создают "матовость" краски). Уже после высыхания декалей и окончательной отделки самолет покрывается матовым или полуматовым лаком , при этом степень блеска отдельных участков его поверхности выравнивается. В этом смысле хороша отечественная нитрокраска или какая-либо хорошая импортная, вроде той же GUNZE SANGYO.

Есть немало мелких (и крупных! - Авт.) хитростей как "обмануть" матовую краску при нанесении декалей, как подготовить маски для камуфляжа, как проще покрасить колеса шасси самолета или катки танка и тому подобных. Но об этом поговорим в следующих номерах журнала.

Николай ПОЛИКАРПОВ "М-Хобби", №6/99

Часть 1 - оборудование

Многие моделисты в самом начале своей карьеры приходят к выводу что покраска представляет собой одну из самых трудных операций в ходе изготовления модели. Многие вечера упорного труда могут быть переправлены в помойку в результате нескольких неверных мазков нитрокраски. Поэтому большинство начинающих моделистов используют только кисточки, как наиболее доступные им инструменты. Некоторые достигают при этом весьма неплохих результатов. Но чтобы получить эффект максимального приближения к оригиналу вовсе нелишним окажется использование аэрографа. Но как его выбрать?

Если это ваш первый аэрограф, то не имеет смысла сразу же приобретать профессиональное оборудование, выпускаемое такими фирмами как Pash, Azteh или другими именитыми производителями. Почему? Прежде всего потому, что использование таких аэрографов предполагает наличие у пользователя определенного опыта в обращении с ними. Эффекты от их использования, безусловно, превосходны, но для этого необходимо уметь пользоваться аэрографом, а вот неправильное их использование, промывка и хранение приводят к разочарованию в части окраски модели и к повреждению исключительно дорогого оборудования. Кроме того, для работы с профессиональными аэрографами необходимо также использование профессиональных источников сжатого воздуха, как правило, выпускаемых этими же фирмами, что еще больше повышает стоимость общего комплекта оборудования, вплоть до 300 USD.

Достаточно хорошие аэрографы польского производства можно купить в большинстве модельных магазинов где-то за 20-25 USD. Несколько лет назад появились также аэрографы с "луковицей", которые действительно дают удивительные результаты, хотя по моему мнению они не слишком эргономичны. Другим решением может служить использование "знаменитых" советских моделей A4....A8 (отличаются некоторыми деталями и количеством сменных дюз) по похожей цене (на рынках и аукционах можно купить их за 5-6 USD). Конечно, ни первые, ни вторые не являются столь прецизионными, но зато гораздо более устойчивыми к повреждениям, вызванным неправильной эксплуатацией.

Второй важный момент - это источник сжатого воздуха. Наилучшее решение - использование специального компрессора. Выбор компрессоров в магазинах просто огромный, да и цены также серьезно различаются, от 25 USD и до бесконечности. Можно также использовать различные "аэроконсервы" со сжатым воздухом или фреоном, но это достаточно дорогое удовольствие. Многие польские моделисты (по моим оценкам, порядка 70-80%, и я в их числе) используют "доработанный" компрессор от холодильника. В результате получается вполне приличный (почти профессиональный) компрессор за совсем небольшие деньги. Вполне можно сделать компрессор и своими руками.

Техника рисования, способы разведения красок будут рассмотрены ниже, а сейчас пару слов о хранении аэрографа. Вопреки ожиданиям, это достаточно важный момент. Прежде всего, необходимо не допустить засыхания краски, если вы делаете перерыв в покраске. В этом случае необходимо "продуть" аэрограф (дюзы и каналы подачи краски) растворителем ! После завершения покраски абсолютно необходимо вычистить аэрограф, и при этом его вовсе не следует сразу же разбирать на составляющие! Единственная деталь, которая снимается, это насадка регулятора на дюзах. А все внутренности промываются "в сборе", путем продувания аэрографа растворителем. В подавляющем большинстве случаев этого достаточно.

Часть 2 - приступаем

После того, как вы заполучите в свое распоряжение все оборудование (аэрограф+компрессор) неплохо было бы что-нибудь покрасить. И вот тут-то вы сталкиваетесь с первой проблемой. Краски "из банки" определенно слишком густые для использования в аэрографе, а их разбавление до необходимой консистенции вовсе не такой банальный процесс, как кажется. Слишком густая краска будет забивать дюзы, а кроме того, покрытие будет неравномерным. При этом аэрограф будет часто "затыкаться"... Если же краска будет слишком жидкой, она не будет ровно покрывать закрашиваемую поверхность, а кроме того будет слишком текучей, что приведет к появлению подтеков. Увы, способа сразу же раз и навсегда выбрать золотую середину не существует, поскольку одна и та же краска из разных партий может вести себя по-разному. Влияют также на характеристики краски сроки и условия ее хранения. В своей практике я провожу предварительное разбавление следующим образом:

Я наливаю в небольшую емкость некоторое количество краски, и растворяю ее до того состояния, когда краска свободно стекает со стенок емкости, но в то же время еще покрывает стенки (понятно, что для того, чтобы почувствовать эту границу вам придется провести несколько экспериментов). Как правило, это достигается при отношении 3 частей краски к 1 части растворителя. Несколько капель полученной смеси я вливаю в аэрограф и проверяю "пшиком". Если необходимо, то я каплю за каплей добавляю в емкость растворитель, пока не получу нужную консистенцию. Правильно приготовленная краска должна без проблем покрывать поверхность и не затыкать дюзы при давлении около 0.5 атмосфер с расстояния 12-15 см. Конечно, это довольно общая схема действий, поскольку требует учета большого количества факторов - плотности краски, давления компрессора, расстояния распыления, диаметра дюз и т.д.

Некоторые моделисты добавляют в краски (как масляные, так и акриловые!!!) небольшое количество растворителя нитрокраски, что позволяет получить очень тонкий слой краски. Можно воспользоваться и другими растворителями, в том числе и алкоголем, хотя здесь ничто не заменит опыта...

Следующее, в чем необходимо набить руку, это регулирование струи. В некоторых аэрографах (как правило, старых моделей), существует возможность замены дюз разных рабочих диаметров и регулирование насадки. В современных моделях (как правило, двойного действия), интенсивность струи может регулироваться плавно в процессе покраски. Это, собственно говоря, и является основным преимуществом новых моделей, позволяющим товорить чудеса без особых усилий.

Теперь, если вам удалось пройти сквозь первые пробы, вы можете попробовать что-нибудь покрасить. Я предлагаю вам для начала начать с каких-нибудь обломков модельного лома, или прикупить какую-нибудь дешевую модель, и собрать ее, лишь бы она не распадалась в руках. Этот "манекен" потребуется вам еще не раз, когда вы захотите попробовать аэрограф в различных режимах работы. В любом случае, ничто не заменит вам опыта и хотя нет никакой универсальной методики, которая позволила бы научиться пользоваться аэрографом (ну есть, конечно, учебные фильмы...), имеет смысл помнить о нескольких основных принципах:

Управляя аэрографом, всегда держите его перпендикулярно окрашиваемой поверхности

Стараемся красить так, чтобы обойтись одним слоем краски

Все исправления наносим только после полного высыхания предыдущего слоя. Никогда не пытайтесь исправить "картинку", нанося все большее количество краски, поскольку это всегда приводит к возникновению подтеков.

Если же подтеки все же появились, никогда не пытайтесь бороться с ними до полного высыхания краски.

Необходимо помнить, что получаемая фактура краски (качество, интенсивность, толщина линии) во многом зависят от расстояния, с которого производится распыление, и это расстояние необходимо изменять плавно, не дергая руку с аэрографом.

Перед рисованием необходимо всегда "всухую" отрепетировать ход движения аэрографа таким образом, чтобы в процессе покраски как можно реже передвигать саму модель, двигая только аэрограф

Часть 3 - Подводя итоги

Как я уже писал выше, ничто не может заменить практического опыта и вам потребуется пролить немало краски, чтобы чувствовать себя в достаточной мере уверенным в нелегком искусстве рисования аэрографом. Теперь я поделюсь с вами несколькими штучками, которые могут оказаться вам полезными в укрощении строптивой машины.

Подтеки:

Лучше всего иметь наготове приготовленный заранее валик, смоченный растворителем, и если появится подтек, его можно смыть сразу и подождать полного высыхания краски. Затем мелкой шкуркой необходимо осторожно затереть края подтека и задуть эту область аэрографом. Если подтек достаточно мал, его можно вообще не трогать, а просто дождаться полного высыхания и затем убрать наждачной шкуркой с последующим закрашиванием. Однако, к сожалению, нередко случается так, что приходится смывать всю краску и начинать покраску заново, поэтому старайтесь не допустить подобной катастрофы!

Смена цвета:

В дизайне интерьера все более модной становится аэрография. Чтобы расписать стены собственного жилища, необязательно быть художником или профессионалом. Для этого достаточно быть терпеливым и знать, как пользоваться аэрографом.

Аэрограф: какой инструмент выбрать?

Очень важно правильно выбрать аппарат для росписи. Существует несколько разновидностей аэрографов.

Прежде всего, выбор инструмента зависит от навыков и профессионального уровня специалиста по росписи.

Так, аппараты для профессионала и любителя будут отличаться. При выборе аппарата необходимо внимательно изучить его характеристики, чтобы выбрать тот, который будет отвечать всем вашим требованиям. Итак, при выборе пневматических распылителей нужно обращать внимание на следующие характеристики:

  1. Сопло и его диаметр. Именно сопло отвечает за подачу краски. В зависимости от площади поверхности, которую нужно расписать, подбирают аэрограф с тем или иным диаметром сопла. Например, для окрашивания фона нужно подбирать аэрограф с соплом, диаметр которого составляет 0,35 мм, а для прорисовки деталей подойдет сопло с 0,2 мм в диаметре. Существуют аэрографы с набором сопел разных диаметров, что существенно экономит финансы, поскольку одним соплом обойтись сложно. Однако необходимо тратить время на переустановку сопла нужного диаметра.
  2. Бачок, его расположение на аппарате. От бачка напрямую зависит, каким образом осуществляется подача краски. Он может располагаться сбоку, снизу или сверху. Бачок может и вовсе отсутствовать. Тогда подача краски осуществляется через прорезь непосредственно на иглу. Аэрограф с иглой незаменим, в случаях когда выполняется сложная роспись, где рисунок состоит из мелких деталей. Если рисунок состоит из большого количества разных цветов, тоже необходим аэрограф с иглой, поскольку он позволяет часто менять краску.

Аэрографы для профессионала и любителя будут отличаться. В данном случае выделяют 2 типа аппаратов:

По типу подачи красочного материала аэрограф делится на: с аэрограф с нижней подачей материала, с верхней подачей материала и с подачей материала под давлением.

  1. Одинарного действия. Они подойдут любителям, поскольку красить аэрографом такого типа не сложно.
  2. Двойного действия. Они отличаются тем, что ими можно управлять как через иглу, так и через подачу воздуха. Эти аппараты подойдут профессионалам. Они позволяют выполнять более сложную роспись, картины получаются более реалистичными.
  3. Автоматический аэрограф. Он является своего рода золотой серединой, особенно для начинающих специалистов. Отличается тем, что управление иглой возможно только после включения машинки.

Кроме самого аппарата, понадобятся респиратор, шланг, воздушный фильтр, подставка.

Вернуться к оглавлению

Составляющие элементы аэрографа

Прежде чем начать работу с аэрографом, нужно четко представлять, из каких элементов (узлов) он состоит и за что отвечает каждый из них:

Для полдачи в аэрограф краски под давлением нужен подходящий компрессор.

  1. Сопло. Оно регулирует диаметр струи краски, которая подается к распылению. Находится на конце краскопульта.
  2. Бачок. В этой емкости находятся краски, с которыми в настоящий момент работает мастер. Наиболее удобны те модели аэрографов, в которых бачок располагается сверху.
  3. Игла. Она регулирует подачу краски из бачка. Если необходимо окрасить большую площадь, то целесообразнее выбирать аэрограф с внешним распылением, он не имеет иглы.
  4. Рычаг. Он регулирует подачу колера и воздуха.
  5. Регулировочный винт. Он обеспечивает независимую регулировку давления воздуха от общего давления в компрессоре.
  6. Воздушный клапан. Благодаря ему воздух проходит через сопло.
  7. Ручка. На самом деле не все аппараты снабжены этой деталью, но она однозначно делает работу с аэрографом более удобной, в противном случае нужно держать машинку за корпус.
  8. Силовые детали. К ним относятся воздушные шланги и компрессор, снабженный ресивером. Они сжимают воздух и подают его на аппарат.

Конструкции аэрографов могут отличаться, но детали, из которых состоят аппараты, остаются, как правило, неизменными.

Вернуться к оглавлению

Аэрограф: подготовка прибора к работе

Технология нанесения красок при помощи аэрографа заключается в том, что нужно все выполнять поэтапно:

В работе с аэрографом обычно используют трафарет, который делается из картона, плотной бумаги, пленки или специальной фольги.

  1. Подготовка поверхности. В частности, необходимо устранить любые дефекты (сколы, трещины и т. д.).
  2. Обработать поверхность шпаклевкой, штукатуркой, грунтовкой. Последнюю нужно выбирать, исходя из выбранного для окрашивания типа краски.
  3. Обезжиривание поверхности. Она должна быть сухой и чистой.
  4. Выровнять тон, если поверхность имеет сероватый оттенок. Обычно для этого поверхность нужно покрасить краской белого или наиболее светлого цвета, который присутствует в будущем рисунке. 1 или 2 слоев достаточно.

Все эти этапы касаются только подготовки поверхности, которая впоследствии будет расписываться. Перед началом работы важно либо вынести из помещения мебель, либо накрыть ее пленкой.

Вернуться к оглавлению

Хитрости, о которых не написано в инструкции по эксплуатации аэрографа

Техническая сторона вопроса, то есть то, как непосредственно осуществляются включение аэрографа и работа с ним, подробно описана в инструкции по эксплуатации конкретного аппарата. В целом это выглядит следующим образом:

  • шланг машинки нужно подключить к компрессору;
  • компрессор включить;
  • продуть сопло воздухом (делать это нужно в стороне).

Основной характеристикой аэрографа является диаметр его иглы и сопла, которые определяют потенциал инструмента.

Перед использованием каждого нового цвета в процессе росписи необходимо продувать сопло. Для этого нужно в бачок заправить растворитель. Это важно делать во избежание смешивания красок. Кроме того, лучше будет перед нанесением краски на поверхность проверить чистоту цвета. Для этого нужно распылить краску на палитру для смешивания, в качестве которой может служить даже плотный лист бумаги. Это предупредит нежелательное смешивание оттенков, получение «грязного» цвета и обеспечит аккуратный и красивый результат.

Краска в бачок аэрографа заправляется при помощи средних размеров кисточки или пипетки (аптечной или предназначенной специально для аэрографа).

Хитрости, которые помогут избежать ошибок и добиться отличного результата:

  1. Динамичность. Важно не задерживать на одном месте аппарат надолго, в противном случае появятся потеки.
  2. Бесконтактность. Ни в коей мере нельзя соприкасаться аппаратом с окрашиваемой поверхностью.
  3. Угол наклона аппарата. Оптимальный угол, благодаря которому можно избежать погрешностей в работе, 90° относительно окрашиваемой поверхности.
  4. Оптимальное число слоев краски. Это напрямую зависит от сложности рисунка и от того, насколько объемным он должен получиться в итоге. Для объемного эффекта нужно от 5-6 слоев. При этом нередко применяется метод наложения, когда слои пересекаются.
  5. Техники рисования. Конечно, высший пилотаж — это роспись, которую выполняют художники. Однако есть и более простые способы нанесения рисунка. Например, трафаретная графика. Трафарет можно сделать в любом графическом редакторе (например, Picasa), в котором изображение раскладывается по слоям. Затем каждый слой отдельно распечатывается на принтере. Необходимо минимум 4 составляющих: контур, основной цветовой базис, тени и полутени.
  6. Расстояние между аппаратом и поверхностью. Чем меньше деталь или тоньше линия, тем ближе к поверхности должен располагаться аэрограф. Если не получается провести линию при помощи машинки, лучше использовать обычную кисточку.
  7. Сушка. После нанесения на поверхность каждый слой необходимо тщательно просушить.
  8. Лакировка. Весь рисунок покрывать лаком не стоит. Достаточно лишь в некоторых местах проработать поверхность кистью, чтобы получить дополнительные оптические эффекты. Целесообразно это делать на ярких или очень темных красках.

Кратко механизм действия аэрографа можно описать так: в аппарат под давлением подается воздух, который создает воздушную струю; в нее попадает краситель, вследствие чего распыляется. Это и позволяет создавать оригинальные рисунки на практически любых поверхностях.

Урок 5.

Аэрограф.

Самое главное оружие моделиста - аэрограф.


Ну конечно же нет, самое главное оружие - голова и ее содержимое.

Но знать конструкцию аэрографа и уметь его обслуживать для нас очень важно.
Можно заменить слово "винтовка" на "аэрограф" для начала:)

Самое удивительное - с момента изобретения этого инструмента, а изобретен он был
в 1893 году, аэрограф почти не изменился. Одна из первых моделей "Paasche ab turbo"

Разработана в 1920-х годах, выпускается и продается до сих пор. Современная техника
не смогла превзойти этот образец.

В целом все популярные модели делятся способу подачи краски:
1. Нижняя

2. Верхняя


И по способу работы спускового курка:
Одинарного действия - при нажатии педали подачи краска подается с сопло, давление воздуха регулируется извне
Двойного независимого действия - при нажатии педали вниз, мы открываем клапан воздуха, на себя - регулируем краску.

Для модельных целей наиболее подойдет инструмент с верхней подачей краски, двойного независимого действия, оптимальное сопло 0,2-0,3 мм.

Мне не хотелось бы сейчас заниматься дублированием давно известной и опубликованной информации типа "сборка и разборка аэрографа", или "чистим аэрограф", нет желания писать букварь. Наберите в поисковике и все найдется.

Покупаем аэрограф.

Перед покупкой чтение тематических сайтов обязательно. Такого рода инструмент - это не автомобиль, линейка производителей и моделей не меняется десятки лет, что позволяет отследить все + и - моделей.

От себя хочу лишь дать следующие советы.

1. Может - это и не винтовка морпеха, но работать придется с аэрографом часто и подолгу, положите аппарат в руку - вам должно быть удобно, и манипуляции с регуляторами и клавишами не должны вызывать дискомфорт.

2. Не стоит гнаться за новинками и наворотами - я не зря привел пример модели "AB Turbo". Зачастую проще - лучше. Лучше платить за бренд и качество изготовления, чем за сомнительные опции и новизну модели.

3. Сразу обратите внимание на то, насколько доступны отверстия для заливки краски, форму и размер бачка - все должно быть максимально комфортно и удобно для чистки и промывки, никаких трубочек размером со спичку и труднодоступных углов - все это промывать ужасно неудобно.

4. Недорогой инструмент в целом, может быть хорошим, главное - проверить конкретный образец на брак и люфты. Ничего не должно искривляться, заедать и дребезжать при работе.

5. Интересуйтесь у продавца насчет возможности приобретения запчастей, иначе минимальная проблема с устройством превратит его в бесполезный предмет.

У меня была одна супернавороченная модель, привезенная из Северной Америки известного производителя - малейшая поломка и я узнал, что на него в Европе и Азии запчастей нет. Немалые деньги потрачены впустую.

6. Игла аэрографа - его "сердце" при покупке внимательно осмотрите ее наконечник на просвет, его видно из сопла, он должен быть идеально острым и ровным. Если нет - смело отказывайтесь от приобретения.

Приемы работы аэрографом.

1. Готовим консистенцию краски. Густота - магазинных сливок. Краска должна свободно и беспрепятственно стекать ровным слоем с предмета, которым мы его размешали. Никаких комков и сгустков не должно быть.

2. Аэрограф должен быть чистым, промыт и продут растворителем. Неплохо себя зарекомендовала эта жидкость:


Вообще-то она для кистей, и стоит дороговато, но забытую в бачке краску способна отмыть, спасая аэрограф. Штука концентрированная и ядовитая, часто ею пользоваться нельзя - "сгорят" все уплотнители и прокладки, для "генеральной уборки" и как "последний шанс" - самое то.
3. Если ваш компрессор оснащен регулятором давления - выставляем давление. Если нет - что же, не повезло его очень желательно приобрести и установить.
Оптимальное давление для обычных работ - 1 кг/см2, для тонких линий можно уменьшить до 0,7-0,9 - все зависит от консистенции краски и толщины сопла. Если нужно получить матовую поверхность - от 1,2 до 2.

Учимся

Работать этим инструментом по книжке не получится - тут все на уровне ощущений, как в танце. Просто выделите пару пузырьков краски и время потренироваться. Есть возможность - возьмите пару уроков.

1.Рисуйте тонкие и толстые линии, клетку, все что захочется. Лучшим основанием для начала считаю плотную бумагу и картон.

Что-то получается?

2.Теперь возьмите любую, плохо впитывающую поверхность, лучше глянцевой керамической плитки человечество ничего не придумало - все отмывается и многоразовое. Попробуйте теперь - уверен, что будет получаться хуже. Только так на практике можно узнать разницу между сухими и мокрыми слоями - этот навык очень ценен.

Это плоская поверхность. Усложняем.

3.Попробуйте что-нарисовать на стеклянной гладкой бутылке - вступили законы аэродинамики, изменился характер воздушного потока, стало сложно держать аэрограф под прямым углом к поверхности. Освоили?

4.Поставьте под углом 90 градусов две плоскости, те же плитки, обрезки стекла и пр. Вот, задача посложнее. Когда мы окрашиваем внутренний угол, расстояние от краскопульта до разных точек факела будет сильно отличаться. По краям факела, где минимальное расстояние, краска будет шершавой, внутри же угла течь, образуя потеки. Сначала ставим под прямым углом аэрограф к одной плоскости, закрываем маской другую, потом наоборот, затем на минимальной толщине факела проходим сам внутренний угол.