Шульженко клавдия ивановна биография личная жизнь. Шульженко клавдия ивановна

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шульженко Клавдии Ивановны

Шульженко Клавдия Ивановна (24.03.1906, Харьков – 1984, Москва) – советская актриса театра и кино, эстрадная певица.

Юное дарование

Клавдия Шульженко родилась 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 на Украине, в Харькове, в семье бухгалтера управления железной дороги Ивана Ивановича. Отец серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. И первое художественное впечатление юной Клавдии Шульженко было связано именно с отцом. Его красивый грудной баритон, его выступления приводили девочку в неописуемый восторг.

Клавдия Шульженко постоянно принимала участие в художественной самодеятельности, в спектаклях, которые шли на сцене, сделанной прямо посреди двора. Спектакли вызывали жгучий интерес жителей соседних домой. Они приходили со своими стульями, табуретами, скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали «кто сколько может». Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке самого спектакля.

Было поставлено множество пьес, чаще всего инсценировались сказки. Безусловно, в каждом спектакле были песни и танцы, и девочка обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в концертном отделении.

Само же юное дарование между тем в мечтах никогда не собиралась петь: она должна была стать только драматической актрисой. И «виноваты» в этом не только первые любительские спектакли, но и кинематограф и, конечно же, кумиры кино, которые в те годы властвовали на экране – , Владимир Максимов. Глядя на них, Шульженко все больше думала о драматическом театре. Ее любимым предметом в гимназии была словесность. А вот к занятиям по музыке относилась с пренебрежением.

В Харькове был прекрасный театр под руководством прославленного режиссера Николая Николаевича Синельникова. Пересмотрев практически весь репертуар этого театра, Шульженко дала себе слово во что бы то ни стало поступить туда работать. И ее желание осуществилось. На показе в Харьковском драмтеатре, куда она пришла в неполные 17 лет, Клавдия Шульженко лихо исполнила любимую песню отца «Распрягайте, хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда заведующий музыкальной частью , судьба потом не раз сводила двух талантливых людей. В театре Клавдия Шульженко, правда, играла всегда небольшие роли: в «Периколе», в «Детях Ванюшина», в роли певицы в спектакле «Казнь» пела романс «Снился мне сад». Выступала в клубах, в летнем театре «Тиволи» и в дивертисментах после окончания спектаклей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Песенная слава

Однако судьба распорядилась по-своему: родители решили отдать дочь в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. И именно Чемизов раскрыл Шульженко глаза на ее талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его» . Вероятнее всего, сама бы она никогда не пошла по музыкальной части.

Песенная слава к Клавдии Шульженко приходила постепенно. Случай свел ее с поэтом Павлом Германом, он и предложил молодой певице несколько своих песен, в том числе скоро ставшую знаменитой «Песню о кирпичном заводе», в народе – «Кирпичики», на музыку Кручинина, и «Шахту № 3». Исполнение этих двух песен и принесло настоящий успех певице.

В Краснозаводском драмтеатре в рабочем районе Харькова артист Брейтингам написал уже для Клавдии Шульженко песни, а музыка принадлежала студенту консерватории, в будущем известному композитору Юрию Мейтусу: «Папиросница и матрос», «Силуэт», балладу «Красный мак» и шуточную «На санках». Последнюю Клавдия Шульженко исполняла в течение многих лет. Вот с таким репертуаром и приехала она в Ленинград.

Ленинград

Успешный дебют молодой певицы состоялся в праздничном концерте в День печати в Театре оперы и балета. И пошло-поехало... И вот уже Клавдия Шульженко, артистка Ленинградской эстрады, приглашена в мюзик-холл для участия в программах «Аттракционы в действии». В роли продавщицы мороженого Маши Фунтиковой она поет две песенки на музыку в спектакле «Условно убитый». Ее лирические, жанровые песни «Дружба», «Портрет», «Записка» продолжают критиковать за избыток «чувствительности». За «мелодекламационную манеру» ее сравнивают с певицей Кремер. Однако в отличие от Кремер, певшей об экзотических странах и изысканных чувствах, Клавдия Шульженко в своих песнях рассказывает о чувствах простых людей, своих современников. И даже ее испанские и латиноамериканские песни «Челита» и «Простая девчонка» воспринимались как песни о сверстницах – комсомолках 30-х годов.

Да так выглядела и сама Клавдия Шульженко с ее коротко остриженными белокурыми волосами, приветливым, открытым, русским лицом. Клавдия Шульженко работает с джаз-оркестром Скоморовского, где состоялись премьеры ее разных по характеру песен: «Андрюша» Жака, «Часы» Волкова, «Руки» Лебедева-Кумача, «Мама» Табачникова. Создает джаз-оркестр, дирижер Семенов, под своим руководством. С ним подготовлены новые песни: «Письмо» Фомина, шуточная «Дядя Ваня» Табачникова, «В вагоне поезда» Жака, «О любви не говори» Владимирцова.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Ансамблю, вместе с Клавдией Шульженко и ее мужем, артистом Коралли, суждено было войти в историю героической обороны Ленинграда.

Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами и не раз жизнь Клавдии Ивановны висела на волоске. Именно в это время стали всенародно любимыми «Синий платочек», найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Петербургского с новыми словами лейтенанта Максимова, а также «Давай закурим» и «Морячка».

Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко обращается к сюите Соловьева-Седого «Возвращение солдата» и симфоническому вальсу к драме «Маскарад».

Признанный кумир

Клавдия Шульженко много гастролировала по стране, записывала новые песни. Она была признанным кумиром тогдашней советской эстрады, исполняла как старые свои песни, так и новые: «Студенческая застольная», «Студенческая прощальная» «К другу», «Срочный поцелуй», «Мой старый парк».

Певица смело осваивала пространство эстрадной площадки, населяла ее людьми. С мастерством драматической актрисы певица создавала характер героини, одновременно показывала свое отношение к ней. Песни, порой непритязательные по содержанию, в исполнении Клавдии Шульженко приобретали глубину, второй план, живое дыхание жизни. Зримо возникали приметы быта: ветка сирени и синий платочек, пачки писем и связки старых нот...

Использовала певица кастаньеты в «Простой девчонке», бубен в «Тарантелле», листок бумаги в «Записке», веер в «Старом вальсе»... Руки актрисы находились в движении, они просили и страдали, утешали и обнимали. Мимика, поворот головы, легкое движение чаще просто иллюстрировали текст. Танцевальные ритмы – танго, фокстрот, особенно вальс, ах, сколько вальсов исполнила актриса! – делали ее песни легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Шульженко оставалась лидером советской лирической песни, оказала влияние на новую генерацию артистов – Майю Кристалинскую, Эдуарда Хиля, .

Кино

Дебютом в кино Клавдии Шульженко была эпизодическая роль Веры в киноленте «Кто твой друг». Стоит отметить, что Клавдия Шульженко могла бы сняться и в одной из главных ролей в этом фильме. Музыку к картине написал , который, собственно, и пригласил ее на съемки. Однако из этой затеи ничего не получилось. На киностудии «Белкино» был всего один комплект звуковой аппаратуры и этот комплект достался другой съемочной группе. А жаль...

«На отдыхе»

Режиссер Ленкино Эдуард Юльевич Иогансон пригласил певицу принять участие в звуковой кинокомедии «На отдыхе». Но пригласил не сниматься, а только петь за исполнительницу главной женской роли. Музыку к фильму написал известный композитор Иван Дзержинский, который нечасто обращался к жанру лирической песни. Но его «Песня Тони» была удивительно хороша, и Шульженко согласилась. Фонограмму с исполнением записали до начала съемок, а потом уже на съемочной площадке героине только оставалось прилежно открывать рот и внимательно следить за артикуляцией, чтобы зрители впоследствии не заметили, что она поет буквально не своим голосом. Кажется, это был первый случай совмещения чужой фонограммы с изображением, совмещения, которое столь часто практикуется сегодня.

Клавдия Шульженко активно сотрудничала с , который пишет для певицы «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для музыкального фильма-ревю с ее участием «Веселые звезды» режиссера Веры Строевой, в котором певица исполнила одну из самых любимых своих песен – «Молчание» на стихи Матусовского. В музыкальной комедии принимали участие популярные артисты советской эстрады и кино: Юрий Тимошенко и Лев Миров, Марк Новицкий, и , .

У режиссера Журавлева в декабре 1983 года Клавдия Шульженко приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко», автор сценария Скороходов. Авторы фильма показали яркую жизнь певицы. Картина с участием самой звезды эстрады имела колоссальный успех.

Личная жизнь

В 1930 году Клавдия Ивановна стала женой певца и артиста разговорного жанра Владимира Коралли. Через два года после свадьбы в семье родился сын Игорь (став взрослым, сын артистов выбрал себе далеко не артистическую профессию инженера).

В 1955 году распался брак Клавдии Шульженко с Коралли. Они разменяли свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы стала коммунальной, и в ней ей уже невозможно было репетировать.

Но в одиночестве певица пробыла недолго – в 1957 году она встретила свою новую любовь. Ее 39-летнего избранника звали Георгий Епифанов, в свое время он окончил операторский факультет ВГИКа. В Клавдию Ивановну он влюбился еще до войны, когда случайно купил ее первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет и остался верен этой любви всю свою жизнь. Они стали супругами пред Богом и людьми. Он никак не мог поверить в свое счастье, а ей всегда казалось, что это сказочный сон.

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать.

Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок. А любимая писала: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошел в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, – великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось – все твое» .

Экономить не умела…

Впрочем, мало кто знает, что выдающаяся певица Клавдия Шульженко, как и современные звезды, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила и все деньги тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. Сегодня в музее Клавдии Шульженко демонстрируют фото, которые в советские времена показывать запрещали: в частности, где известная певица на отдыхе или дома.

Музыкант Андрей Григорьев, бывший участник группы «Красные Маки»: «Вот, Клавдия Ивановна чалму оденет, по городу идет. Очки черные, чтобы ее только не трогали, автографы. Все равно узнавали» . Общие выступления молодежной группы «Красные Маки» и уже известной Клавдии Шульженко были выгодным делом для всех музыкантов. Молодежь заявляла о себе. А «кассу», используя сленг музыкантов, все-таки делала Клавдия Шульженко. Вспоминая Шульженко, Андрей говорил, что певица хоть и была прихотливой, но при этом никогда не пела под фонограмму, она всегда пела о любви, а не о комсомоле и партии, поэтому, наверное, и звание заслуженной и народной получила поздно.

Кончина

Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой...

«Боже, как мне надоела эта Шульженко»

В начале восьмидесятых в парке на улице Усиевича, что неподалеку от станции метро «Аэропорт», часто прогуливалась пожилая женщина. Иногда компанию ей составляли соседи. И тогда она спрашивала у них: «Я слышу, как у меня на балконе шелестят листья. Почему они шелестят? Ведь там нет деревьев». Ответа на этот вопрос никто не знал. Спутники лишь пожимали плечами. А к незнакомым прохожим женщина обратиться не могла.
Вдруг они узнают в седой старушке знаменитую Клавдию Шульженко? Этого Клавдия Ивановна допустить не могла.

«Хитрая» Пугачева
Несмотря на довольно приличную пенсию - 270 полновесных советских рублей, Клавдия Ивановна Шульженко, привыкшая жить на широкую ногу, в последние годы жизни чуть ли не бедствовала. Продукты и непременно свежую клубнику она, не желая ни перед кем унижаться, в том числе перед директором «Елисеевского» магазина, всегда покупала только на рынке. Приходилось распродавать драгоценности и антиквариат, который она собирала всю жизнь. Когда в 1984 г. она в последний раз уезжала в Центральную клиническую больницу, в квартире остались лишь две ценные вещи - диван красного дерева, купленный у Лидии Руслановой, и рояль Дмитрия Шостаковича, который композитор проиграл в карты.

Помогали Клавдии Ивановне молодые артисты. Денег от них она не принимала, но подаркам - Кикабидзе как-то привез из-за границы косметику, Кобзон мохеровый плед - была рада. Перехитрить Клавдию Ивановну и оставить ей деньги удавалось лишь Алле Пугачевой. Как правило, перед уходом, воспользовавшись тем, что хозяйка шла провожать гостей, Алла Борисовна оставляла энную сумму на кухонном столе, под салфеткой, а в следующий визит сочувственно поддакивала Шульженко, которая сетовала на плохую память: вот, мол, уже стала забывать, куда деньги прячу.

Впрочем, с памятью у нее и вправду были нелады. Первый звонок прозвенел на юбилейном концерте, состоявшемся в Колонном зале 10 апреля 1976 года. Исполняя одну из самых популярных своих песен «Три вальса», после начальных слов первого куплета «Помню первый студенческий бал» певица сбилась и начала импровизировать. Больше «Три вальса» она не исполняла никогда. А вскоре и вообще перестала выступать.

В конце жизни она полюбила слушать свои записи и каждый день ставила пластинку то с «Синим платочком», то с «Давай закурим». Раньше же, когда кто-то, желая сделать ей приятное, заводил патефон с песнями певицы, Клавдия Ивановна вздыхала: «Боже, как мне надоела эта Шульженко».

Таких, как вы, у нас много
Последний раз Клавдия Ивановна появилась на публике в телевизионном «Голубом огоньке» нового 1984 года. В тот вечер она много улыбалась, шутила, вспоминала, как в 1953 году ради новогоднего капустника в ЦДРИ отказалась выступать перед Василием Сталиным. «По Конституции я имею право на отдых», - ответила Шульженко по телефону на звонок генеральского адъютанта. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не смерть Сталина. Вообще, надо сказать, что отношения с сильными мира сего дружескими у певицы не были никогда. Вот один из показательных примеров. Однажды Шульженко больше часа просидела в кабинете всесильного министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Когда наконец министр соизволила принять легендарную певицу, Клавдия Ивановна, войдя в кабинет, бросила в лицо хозяйке: «Мадам, вы плохо воспитаны», - и гордо вышла, громко хлопнув дверью. Фурцева этого не забыла и во время одного из концертов, когда на сцене появилась Шульженко, демонстративно встала и вышла из зала. И в последующие годы обида продолжала сжигать душу министра. Когда, много лет спустя, Клавдия Ивановна обратилась в министерство с просьбой об улучшении жилищных условий, Фурцева ответила: «Скромнее надо быть. Таких, как вы, у нас много».

Никогда ни у кого ничего не проси. Придет время -сами все дадут
Начинала Клавдия Шульженко легко, весело, как бы играючи. Гимназисткой пришла в театр и с ходу заявила Синельникову, режиссеру, известному в Харькове не меньше, чем Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд в Москве:
- Хочу стать артисткой!
- А что ты умеешь? - спросил режиссер.
- Все! Петь, танцевать, декламировать.
Закатывая глаза и ломая руки, девочка запела об обманутом возлюбленном, который повесился на подаренном любимой шелковом шнурке. И произошло чудо - маститому режиссеру понравилось. 17-летняя Клава получила роль в массовке оперетты, участвовала в дивертисментах. Аккомпанировали ей Дуня - недавний выпускник Консерватории Исаак Дунаевский, и Елизавета Резникова. Именно Резникова, когда у девушки случилась несчастная любовь, преподала Клаве урок, который та запомнила на всю жизнь:
- Две причины могут оправдать отмену репетиции или концерта. Тяжелая болезнь и смерть.
В 1928-м Резникова организовала переезд Шульженко в Ленинград. Синельников благословил Клаву: «У тебя должен быть театр твоей песни. Но никогда ни у кого ничего не проси. Придет время - сами все дадут».
Огромный и немного надменный Ленинград ошеломил Клаву. Театры, музеи, мюзик-холл. Артисты «с именами» в кинотеатрах… Она обиделась, когда человек в ослепительной манишке, кивнув на нее, бесцеремонно спросил: «Эта?»
Резникова заторопилась:
- Клавочка, познакомься, знаменитый конферансье Николай Сергеевич Орешков.
Клава, сверкнув глазами, по-солдатски подошла к роялю. Когда она спела, Орешков торжественно произнес:
- Я вас беру в программу на День печати. Кировский театр, бывший Мариинский. Улавливаете ответственность? Это вам не Харьков, где «кушают» все подряд.
Повисла нехорошая тишина. Закрыв дверь за Орешковым, Резникова накинулась на Клаву:

Учитесь себя сдерживать, милочка. Умейте проглотить незаслуженную обиду и улыбнуться, когда хочется рыдать, и быть приветливой, когда хочется дать пощечину…
И вот 5 мая. После того как 18-летний Вахтанг Чабукиани исполнил танец из «Красного мака», Орешков объявил:
- У меня для вас сюрприз. В Харькове я отыскал необыкновенную девушку. Впервые и единственный раз, проездом - Клавдия Шульженко!
Клава пошла к сцене на негнущихся ногах. Так будет всю жизнь - перед каждым выступлением она определяла свое состояние словами Маяковского «Тряски нервное желе». А выйдя на сцену, мгновенно преображалась - становилась артистичной, раскованной, а под конец жизни - царственной. Она не видела лиц, но чувствовала волны дружеского участия. Она спела «Красный мак», «Шутку», но ей не дали уйти. Орешков жестом показал: пой еще. И подмигнул залу, мол, что я говорил. А с залом творилось что-то невообразимое.
Когда она все-таки убежала со сцены, высокий молодой человек за кулисами сказал:
- Уж и не знаю, как после вас выступать. Предупреждать надо - это был Николай Черкасов.
Концертный отдел утвердил все песни Клавиного репертуара. С ней заключили договор на… Таких денег она никогда не получала. Публика на ее концерты валила валом. Как-то после одного выступления к Клаве подсела дама с пахитоской - исполнительница цыганских песен Мария Нежальская.
- Девочка, тебя взяли на мое место. Спишь с Орешковым? Или с кем из «гэпэу»? Далеко пойдешь. Если не остановят.
«За что?» - рыдала дома Клава, а Резникова гладила ее по головке:
- Друзей в мире эстрады не бывает. Конкуренция. И чем выше будешь подниматься, тем труднее тебе будет.
- Я не смогу так. Я отравлюсь. Я-то ведь никому не завидую.

Упаси тебя Бог думать, что критикуют только из-за зависти. Из-за нее, да, но прислушивайся к тому, что говорят враги. Они твои слабости увеличат во сто крат. Услышишь, что надо, пользы будет в сто раз больше, чем от славословий.

Шульженко боги наказали: у всех мужья, у ней - Коралли
Личная жизнь Шульженко тоже складывалась непросто. У нее было несколько гражданских мужей и одно официальное замужество. С первым гражданским мужем - поэтом Иваном Григорьевым - Клавдия Шульженко познакомилась в Харькове.
Однажды на одной из тусовок Григорьев, прочитав свои стихи и сорвав аплодисменты, с бутылкой дорогого «Цимлянского» подсел к столику, за которым сидела Клава.
- Я не пью, - отставила бокал девушка.
- Вообще или со мной?
- И вообще, и с вами. - И вдруг, неожиданно для себя самой, произнесла:
- Приходите завтра к нам. Я вас познакомлю с родителями.
- Вот еще. Подумают, жених. Я же не собираюсь на вас жениться.
- Ну и манеры у вас. А почему не собираетесь?
- Любой мужчина будет несчастен с вами. У вас будет много мужей, и все не то, что вы будете искать.
- Чушь! - вспыхнула Клава. - У меня будет один муж, на всю жизнь. Не вы. А еще сын.
Роман начался с подтруниваний Григорьева: «Актриса ты никакая, а певичка так себе, средненькая».
Они стали жить вместе, и Клава даже носила обручальное кольцо. До тех самых пор, пока, направляясь на гастроли, в поезде не познакомилась с музыкантом и куплетистом Владимиром Коралли (настоящее имя - Кемпер). Григорьев пытался уговорить «Куню», как он ее называл, не уходить от него, но тщетно. Более того, во время последнего их объяснения присутствовавший при этом Коралли выхватил браунинг и чуть не застрелил соперника.
В середине войны, выступая в одном из военных госпиталей перед получившими сильнейшие ожоги танкистами, чьи лица были скрыты бинтами, она услышала знакомый голос: «Кунечка!» Через несколько часов Григорьев умер…

Брак с Коралли поначалу складывался довольно счастливо, у них родился сын Игорь. Но потом до Шульженко дошли слухи - доброжелатели постарались, - что муж ей изменяет. Она в долгу не осталась и закрутила роман с молодым композитором Ильей Жаком, автором песни «Руки». Незадолго до смерти Клавдия Ивановна призналась, что Жак был самой большой любовью в ее жизни. Однако будущего их роман не имел: Жак был женат и не собирался разводиться, да и Владимир Коралли ни за что не позволил бы Шульженко уйти. Он устраивал ей жуткие сцены ревности - срывал во время обеда со стола скатерть вместе с посудой, резал себе в ее присутствии вены ножом. А Илье Жаку прямо заявил: «Я создал Шульженко как певицу. И не позволю, чтобы ее кто-то взял и увел. Готовенькую!» По Москве в те годы ходила эпиграмма: «Шульженко боги покарали: у всех мужья, у ней - Коралли».

И все-таки они расстались. Через 25 лет совместной жизни. Все эти годы Коралли старался никуда свою Клаву одну не отпускать, даже нетрадиционной ориентации аккомпаниатора ей подыскал. Единственное, чего он при этом не учел, - что у аккомпаниатора окажутся очень даже интересующиеся женщинами друзья.
При разделе имущества бывший супруг умудрился так разменять их общую четырехкомнатную квартиру на улице Алексея Толстого, что Шульженко оказалась в коммуналке. Клавдия Ивановна - на тот момент ей исполнилось 50 лет - была в шоке. Не привыкшая вести домашнее хозяйство, да еще и жить в коммунальной квартире, она плакала и жаловалась знакомым: «Хоть ложись и помирай».
Поженившись, Коралли и Шульженко создали «семейный эстрадный коллективчик». Куплетист блестяще импровизировал, подавал жену тонко, умно, иронизируя над собой, новоявленным мужем. Реплики из зала тут же отыгрывал, атмосфера была чудесной. Но успех лирических песен Клавы сделал ее бесспорным лидером в дуэте. В 1935 году вышла первая пластинка Шульженко. Над городами и весями Страны Советов взошло «Утомленное солнце». На Первом Всесоюзном конкурсе эстрады в 1940 году ей не хватило нескольких голосов для получения первого места, но миллионные тиражи ее пластинок восстановили справедливость.

Скромненький синий платочек…
Когда началась война, Шульженко попала в Ленинградский фронтовой джаз-ансамбль и выступала в военной форме. Но однажды летчики попросили ее одеться «как до войны». Платье с блестками, узкий поясок на тонкой талии, перстень на руке - от ее облика веяло мирной жизнью, надеждой, верой, что они выживут.

История о том, как лейтенант Максимов принес Шульженко слова «Синего платочка», стала хрестоматийной. Через неделю песню знал весь Волховский фронт, через два месяца - вся передовая и тыл. (Открывая свой юбилейный концерт, 70-летняя Клавдия Ивановна вышла на сцену Колонного зала, держа в поднятой руке синий платок. Зал аплодировал ей семь минут.)

9 мая 1945 года в политуправлении Ленинградского округа Шульженко получила орден Красной Звезды и звание заслуженной артистки РСФСР «за тысячу фронтовых концертов».

Никто и предположить тогда не мог, что совсем скоро пленум Союза композиторов объявит совсем другую войну - музыкальной пошлятине и псевдонародным песенкам, к которым причислят и «Синий платочек», и «Руки», и даже «Давай закурим»…

Или уходите, или… оставайтесь
Последний мужчина Шульженко - кинооператор Георгий Епифанов был моложе ее на 11 лет. Он сразу понравился Клавдии Ивановне и едва они познакомились, тут же получил приглашение в гости. Часа три они разговаривали, пили чай. А потом Шульженко не выдержала и сказала: «Вы, Жорж, вот что: или уходите, или… оставайтесь». И он остался. На 8 лет. Ради Клавдии Ивановны Епифанов развелся с женой, однако на неоднократные предложения Шульженко зарегистрировать отношения официально отвечал неизменным отказом. Возможно, он предчувствовал, что у их отношений нет будущего. Закончилось все глупо и банально. Они были в гостях, и Клавдии Ивановне показалось, что ее Георгий слишком пристально разглядывает присутствующих женщин. Она немедленно увела Жоржа домой, где закатила ему форменную истерику: «Что ж ты за мужик? За другими бабами приглядываешь, а сам и 300 рублей заработать не в состоянии». Услышав это, Епифанов ушел и больше не вернулся.

В 1971-м Шульженко присвоили звание народной артистки СССР. Поэт П. Леонидов в эмигрантской газете «Новое русское слово» написал: «Героическая актриса: она ни одной песни не спела «про них», а только про любовь. Ей ничего за всю жизнь не дали. Вот только под конец - Народную. Так это больше не ей надо, а званию. Она удостоила, а не звание - ее».

Все чаще и чаще Клавдия Ивановна ложилась в клинику по поводу рассеянного склероза. А в 1976 году неожиданно произошел фантастический взлет Шульженко. После юбилейного концерта газеты захлебывались: «Она пела не хуже, чем 30, 40, 50 лет назад». Но нет: она пела лучше. Мужчины плакали, склонив седые и лысые головы, женщины смотрели с восторгом и завистью. В антракте к ней подошел Утесов: «Одна ты у нас, Клавочка, осталась»…

В 1977-м прошли последние в ее жизни гастроли… Изредка к одинокой, стареющей женщине заходил Коралли, живший по соседству. Его приходу предшествовало неизменное предупреждение Клавдии Ивановны: «Володя, только на полчаса. Больше я тебя не выдержу». Когда бывший супруг ровно через тридцать минут уходил, Шульженко задергивала розовые - это был ее любимый цвет (даже кошке она сшила розовый чепчик) - шторы в своей розовой спальне, садилась в розовое кресло и в который раз принималась перечитывать «Сагу о Форсайтах».

У ее портрета на Новодевичьем лежат желтые цветы. К гранитным пальцам пластилином прилеплен синий платочек. Его постоянно крадут, а он возвращается вновь и вновь…

Клавдия Шульженко родилась 24 марта 1906, на Украине, в Харькове, в семье бухгалтера управления железной дороги. Отец серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. И первое художественное впечатление юной Клавдии Шульженко было связано именно с отцом. Его красивый грудной баритон, его выступления приводили девочку в неописуемый восторг.

Клавдия Шульженко постоянно принимала участие в художественной самодеятельности, в спектаклях, которые шли на сцене, сделанной прямо посреди двора. Спектакли вызывали жгучий интерес жителей соседних домой. Они приходили со своими стульями, табуретами, скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали «кто сколько может». Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке самого спектакля.

Было поставлено множество пьес, чаще всего инсценировались сказки. Безусловно, в каждом спектакле были песни и танцы, и девочка обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в концертном отделении.

Само же юное дарование, между тем в мечтах, никогда не собиралась петь: она должна была стать только драматической актрисой. И «виноваты» в этом не только первые любительские спектакли, но и кинематограф и, конечно же, кумиры кино, которые в те годы властвовали на экране - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Глядя на них, Шульженко все больше думала о драматическом театре. Ее любимым предметом в гимназии была словесность. А вот к занятиям по музыке относилась с пренебрежением.

В Харькове был прекрасный театр, под руководством прославленного режиссера Николая Николаевича Синельникова. Пересмотрев практически весь репертуар этого театра, Шульженко дала себе слово, во чтобы то не стало поступить туда работать. И ее желание осуществилось. На показе в Харьковском драмтеатре, куда она пришла в неполные 17 лет, Клавдия Шульженко лихо исполнила любимую песню отца «Распрягайте, хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда заведующий музыкальной частью Иосиф Дунаевский, судьба потом не раз сводила двух талантливых людей. В театре Клавдия Шульженко, правда, играла всегда небольшие роли: в «Периколе», в «Детях Ванюшина», в роли певицы в спектакле «Казнь» пела романс «Снился мне сад». Выступала в клубах, в летнем театре «Тиволи», и в дивертисментах после окончания спектаклей.

Песенная слава

Однако судьба распорядилась по–своему: родители решили отдать дочь в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. И именно Чемизов раскрыл Шульженко глаза на ее талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». Вероятнее всего, сама бы она никогда не пошла по музыкальной части.

Лучшие дня

Песенная слава к Клавдии Шульженко приходила постепенно. Случай свел ее с поэтом Павлом Германом, он и предложил молодой певице несколько своих песен, в том числе скоро ставшую знаменитой «Песню о кирпичном заводе», в народе - «Кирпичики», на музыку Кручинина и «Шахту № 3». Исполнение этих двух песен и принесло настоящий успех певице.

В Краснозаводском драмтеатре в рабочем районе Харькова артист Брейтингам написал уже для Клавдии Шульженко песни, а музыка принадлежала студенту консерватории, в будущем известному композитору Юрию Мейтусу: «Папиросница и матрос», «Силуэт», балладу «Красный мак» и шуточную «На санках». Последнюю Клавдия Шульженко исполняла в течение многих лет. Вот с таким репертуаром и приехала она в Ленинград.

Ленинград

Успешный дебют молодой певицы состоялся в праздничном концерте в День печати в Театре оперы и балета. И пошло, поехало... И вот уже Клавдия Шульженко, артистка Ленинградской эстрады, приглашена в мюзик-холл для участия в программах «Аттракционы в действии». В роли продавщицы мороженого Маши Фунтиковой она поет две песенки на музыку Дмитрия Шостаковича в спектакле «Условно убитый». Ее лирические, жанровые песни «Дружба», «Портрет», «Записка» продолжают критиковать за избыток «чувствительности». За «мелодекламационную манеру», ее сравнивают с певицей Кремер. Однако, в отличие от Кремер, певшей об экзотических странах и изысканных чувствах, Клавдия Шульженко в своих песнях рассказывает о чувствах простых людей, своих современников. И даже ее испанские и латиноамериканские песни: «Челита», «Простая девчонка», воспринимались как песни о сверстницах - комсомолках 30-х годов.

Да так выглядела и сама Клавдия Шульженко с ее коротко остриженными белокурыми волосами, приветливым, открытым, русским лицом. Клавдия Шульженко работает с джаз-оркестром Скоморовского, где состоялись премьеры ее разных по характеру песен: «Андрюша» Жака, «Часы» Волкова, «Руки» Лебедева-Кумача, «Мама» Табачникова. Создает джаз-оркестр, дирижер Семенов, под своим руководством. С ним подготовлены новые песни: «Письмо» Фомина, шуточная «Дядя Ваня» Табачникова, «В вагоне поезда» Жака, «О любви не говори» Владимирцова.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Ансамблю, вместе с Клавдией Шульженко и ее мужем - артистом Коралли, суждено было войти в историю героической обороны Ленинграда.

Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами и не раз жизнь Клавдии Ивановны висела на волоске. Именно в это время стали всенародно любимыми "Синий платочек", найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Петербургского с новыми словами лейтенанта Максимова, а также "Давай закурим" и "Морячка".

Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко обращается к сюите Соловьева-Седого "Возвращение солдата" и симфоническому вальсу Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад".

Признанный кумир

Клавдия Шульженко много гастролировать по стране, записывала новые песни. Она была признанным кумиром тогдашней советской эстрады, исполняла как старые свои песни, так и новые: «Студенческая застольная», «Студенческая прощальная» «К другу», «Срочный поцелуй», «Мой старый парк».

Певица смело осваивала пространство эстрадной площадки, населяла ее людьми. С мастерством драматической актрисы певица создавала характер героини, одновременно показывала свое отношение к ней. Песни, порой непритязательные по содержанию, в исполнении Клавдии Шульженко приобретали глубину, второй план, живое дыхание жизни. Зримо возникали приметы быта: ветка сирени и синий платочек, пачки писем и связки старых нот...

Использовала певица кастаньеты в «Простой девчонке», бубен в «Тарантелле», листок бумаги в «Записке», веер в «Старом вальсе»... Руки актрисы находились в движении, они просили и страдали, утешали и обнимали. Мимика, поворот головы, легкое движение чаще просто иллюстрировали текст. Танцевальные ритмы - танго, фокстрот, особенно вальс, ах, сколько вальсов исполнила актриса!- делали ее песни легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Шульженко оставалась лидером советской лирической песни, оказала влияние на новую генерацию артистов - Майю Кристалинскую, Эдуарда Хиля, Валерия Леонтьева, Марию Пахоменко.

Кино

Дебютом в кино Клавдии Шульженко была эпизодическая роль Веры в киноленте «Кто твой друг». Стоит отметить, что Клавдия Шульженко могла бы сняться и в одной из главных ролей в этом фильме. Музыку к картине написал Исаак Дунаевский, который, собственно, и пригласил ее на съемки. Однако из этой затеи ничего не получилось. На киностудии «Белкино» был всего один комплект звуковой аппаратуры, и этот комплект достался другой съемочной группе. А жаль...

«На отдыхе»

Режиссер Ленкино Эдуард Юльевич Иогансон пригласил певицу принять участие в звуковой кинокомедии «На отдыхе». Но пригласил не сниматься, а только петь за исполнительницу главной женской роли. Музыку к фильму написал известный композитор Иван Дзержинский, который нечасто обращался к жанру лирической песни. Но его «Песня Тони» была удивительно хороша, и Шульженко согласилась. Фонограмму с исполнением записали до начала съемок, а потом уже на съемочной площадке героине только оставалось прилежно открывать рот и внимательно следить за артикуляцией, чтобы зрители впоследствии не заметили, что она поет буквально не своим голосом. Кажется, это был первый случай совмещения чужой фонограммы с изображением, совмещения, которое столь часто практикуется сегодня.

Клавдия Шульженко активно сотрудничала с Дунаевским, который пишет для певицы "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для музыкального фильма-ревю с ее участием «Веселые звезды» режиссера Веры Строевой, в котором певица исполнила одну из самых любимых своих песен - «Молчание» на стихи Матусовского. В музыкальной комедии принимали участие популярные артисты советской эстрады и кино: Юрий Тимошенко и Лев Миров, Марк Новицкий, Мария Миронова и Леонид Утесов, Рина Зеленая.

У режиссера Журавлева в декабрь 1983 года Клавдия Шульженко приняла участие в съёмках телевизионного фильма "Вас приглашает Клавдия Шульженко", автор сценария Скороходов. Авторы фильма показали яркую жизнь певицы. Картина с участием самой звезды эстрады имел колоссальный успех.

Личная жизнь

В 1955 году распался брак Клавдии Шульженко с Коралли. Они разменяли свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы стала коммунальной, и в ней ей уже невозможно было репетировать.

Но в одиночестве певица пробыла недолго - в 1957 году она встретила свою новую любовь. Ее 39-летнего избранника звали Георгий Епифанов, в свое время он окончил операторский факультет ВГИКа. В Клавдию Ивановну он влюбился еще до войны, когда случайно купил ее первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих шестнадцать лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь. Они стали супругами пред Богом и людьми. Он никак не мог поверить в свое счастье, а ей всегда казалось, что это сказочный сон.

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на двенадцать с половиной лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать.

Несмотря на разницу в возрасте и пересуды за спиной, они были очень счастливы. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок. А любимая писала: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошел в мою жизнь, когда она потеряла для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы встретились, - великий день для меня, день моего второго рождения для любви. Сколько мне осталось - все твое».

Экономить не умела…

Впрочем, мало кто знает, что выдающаяся певица Клавдия Шульженко, как и современные звезды, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила и все деньги тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. Сегодня в музее Клавдии Шульженко демонстрируют фото, которые в советские времена показывать запрещали: в частности, где известная певица на отдыхе или дома.

Музыкант Андрей Григорьев – бывший участник группы «Красные Маки»: «Вот, Клавдия Ивановна чалму оденет, по городу идет. Очки черные, чтобы ее только не трогали, автографы. Все равно узнавали». Общие выступления молодежной группы «Красные Маки» и уже известной Клавдии Шульженко были выгодным делом для всех музыкантов. Молодежь заявляла о себе. А «кассу», используя сленг музыкантов, все-таки делала Клавдия Шульженко. Вспоминая Шульженко, Андрей говорит, что певица хоть и была прихотливой, но при этом никогда не пела под фонограмму, она всегда пела о любви, а не о комсомоле и партии, поэтому, наверное, и звание заслуженной и народной получила поздно.

Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостокович проиграл когда–то ей в преферанс. Среди личных вещей - концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным. В записной книжке – телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым ее связывала крепкая дружба.

Фильмография:

1933 Кто твой друг

1942 Концерт фронту

1954 Веселые звезды

1983 Вас приглашает Клавдия Шульженко

Однажды Шульженко сказала про себя: "Я стала эпохой нашей культуры". Ее аккомпаниатор заметил: "Клавочка, это должен решать народ". "Народ может и не заметить", - грустно улыбнулась она.

Эта певица обладала удивительной магией. Она не была первой красавицей эстрады, просто миловидная, слегка полноватая женщина. И голос у нее был хороший, но "любительский", и серьезной школы она не прошла... Но при этом ее исполнение было завораживающим, обаяние непобедимым, а особая "драматическая" манера петь уникальной. Ее давно нет на свете, но память о ней жива до сих пор.
Родилась Клавдия Шульженко в Харькове, в 1906 году. Ее отец занимал немалый пост - был главным бухгалтером Харьковского управления железной дороги. В дореволюционной России служба, связанная с железнодорожным транспортом, считалась престижной и хорошо оплачивалась. Ранее детство Клавы было благополучным. Она училась в гимназии, увлекалась поэзией, выступала в любительских спектаклях и мечтала стать актрисой.


Родители Клавдии Шульженко - Иван Иванович и Вера Александровна

Семья была музыкальной, отец прекрасно пел, и Клава унаследовала его способности, проникновенную манеру петь "душой", а не только голосовыми связками... Клавдия вспоминала: "Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению". Над стремлением дочери стать второй Верой Холодной родители посмеивались. По их мнению, Клавочку ожидало иное будущее: хороший жених, замужество, свой дом, дети и роль благополучной матери семейства, умеющей блеснуть в обществе. Любовь девочки к пению этим планам не мешала - невеста, которая ко всем прочим достоинствам еще и немножко музицирует, всегда найдет интересных кавалеров... Уроки музыки, пения и французского языка для подрастающей дочери отец охотно оплачивал, мечтая в будущем увидеть ее светской дамой.


Клава - гимназистка, 1918 год

Революция и Гражданская война многое изменили. Клаве рано пришлось задуматься о куске хлеба. Вчерашняя гимназистка не умела ничего, кроме как "представлять" на любительской сцене, поэтому в неполные 17 лет смело отправилась в Харьковский драматический театр в надежде получить работу. Харьков в то время был городом столичным (с 1919 по 1934 годы именно он считался столицей Украины), и городской театр соответствовал высоким стандартам. На показе Клава читала стихи, пела и очень понравилась театральному начальству, а заведующий музыкальной частью, аккомпанировавший ей во время выступления, высоко оценил ее голос. Клава тогда и не догадывалась, что за роялем сидел Исаак Дунаевский, будущий знаменитый композитор, с которым ей еще доведется поработать. Девушку зачислили в труппу и дали ей маленькие роли. Ее мечта стать новой Верой Холодной, казалось, обретает реальные черты.


Вера Холодная, кумир юной Клавдии Шульженко

Выступать дебютантке приходилось все больше "в толпе". Только в спектакле "Идиот" ей позволили изображать Настасью Филипповну, но лишь в четвертом акте, когда героиню уже убили. Клава лежала на кровати в виде бездыханного тела (основную исполнительницу от мучений освободили), а отец Шульженко, сидя в зале, утирал слезы, находя, что дочь играет очень убедительно.
Зато музыкальные способности Клавы в театре ценили и часто просили исполнить какую-нибудь песенку по ходу спектакля. В спектакле "Казнь" она играла ресторанную певичку и исполняла романс "Снится мне сад в подвенечном уборе"; многие зрители приходили в театр только ради того, чтобы послушать ее пение. Выступала Шульженко и в рабочих клубах, и на летних эстрадах, и в фойе театра во время антрактов... Как бы то ни было, служба в театре давала ей средства для существования, и Клава смогла брать уроки пения у профессоров Харьковской консерватории и балета в студии балерины Натальи Тальори.

В 1924 году она познакомилась с поэтом Павлом Германом, который предложил несколько песенок на свои стихи для концертных номеров. Герман был неплохим поэтом-песенником; его слова к "Маршу энтузиастов" ("Мы рождены, чтоб сказку сделать былью") помнят до наших дней. Шульженко стала исполнять его "Песню о кирпичном заводе" ("Кирпичики") и "Шахту № 3", приобретя необыкновенную популярность, правда, еще не перешагнувшую границы окраин Харькова. Сама она оценивала эти песни невысоко, считая, что они мало отличались от "примитивных песен городских окраин", но у невзыскательной публики они вызывали восторг. В 1925 году девятнадцатилетняя Клавдия получила приглашение выступать в Краснозаводском театре на рабочей окраине, где оказалась под негласным покровительством местных хулиганов. К ней никогда не приставала шпана, хотя возвращаться после выступлений девушке приходилось в темноте по улицам, известным криминальными историями.
Но Шульженко чувствовала, что ее призвание - не подмостки полулюбительского театрика, а большая эстрада, в масштабах всего СССР, возникшего на руинах исчезнувшей Российской империи.

Клавдию манили далекие большие города с их яркой жизнью и большими возможностями. Она решила отправиться в Ленинград, город, который по-прежнему считался столицей, пусть и неофициальной. Там были роскошные концертные площадки: Мюзик-Холл, Театр эстрады, филармония... Клавдия верила, что сумеет найти место на сцене. В 1928 году она решилась, бросила работу и уехала из Харькова в поисках удачи. К такому повороту в судьбе Клаву подтолкнула любовь - именно в 1928 году она познакомилась с красавцем-одесситом, чечеточником и куплетистом Владимиром Коралли, заехавшим в Харьков на гастроли. Любовь накрыла Клавдию с головой. А Коралли поначалу посчитал легкий романчик с харьковской певичкой одним из эпизодов разгульной гастрольной жизни и уехал в Ленинград к новым победам. Клавдия, решив, что судьба дала ей шанс на счастье, помчалась вслед за любимым. В чужом городе, где не так-то просто было пробиться, молодые люди сблизились, поддерживая друг друга. Вскоре оказалось, что связывает их нечто большее, чем просто влечение. Во всяком случае, для Шульженко Коралли надолго стал единственной родной душой. Через два года, полных бурных любовных сцен, ссор и примирений, они поженились.

Клавдия Шульженко и Владимир Коралли, 1930 год

Надо сказать, на берегах Невы молодой талантливой провинциалке сразу улыбнулась удача. Шульженко с большим успехом дебютировала на сцене Мариинского театра в сводном праздничном концерте, посвященном Дню печати, и вскоре была зачислена в штат Ленинградского театра эстрады. Мюзик-холл также нередко приглашал певицу для участия в сборных программах. В спектакле Мюзик-холла "Условно убитый" на музыку Дмитрия Шостаковича Шульженко с большим успехом выступила в паре с Леонидом Утесовым.
Однако когда Клавдия Шульженко в 1929 году приехала на гастроли в Москву, ее ждал жестокий удар. Всесильная комиссия реперткома запретила почти все песни из ее репертуара как "идеологически вредные". Шульженко было разрешено выступать лишь с двумя номерами, что для полноценного концерта оказалось совершенно недостаточно. Чтобы расширить репертуар, она обратилась к народным песням, сделала концертную версию "Левого марша" на стихи Маяковского, освоила латиноамериканские хиты "Челита" и "Простая девчонка". Но как только выпадала возможность, она вновь и вновь возвращалась к любимым лирическим песням: "Дружбе" ("Когда простым и нежным взором..."), "Портрету", "Записке"...

Шульженко продолжали критиковать за мещанский репертуар и излишне чувствительную манеру исполнения. Однако публика относилась к ней с восторженным обожанием. Казалось, в нежных и грустных песнях о любви она раскрывает свои сокровенные тайны... Певица и вправду хорошо знала, что такое настоящая любовь. Увы, замужество Клавдии оказалось не таким благополучным, как мечталось, - пылкая юношеская влюбленность быстро иссякла, а зрелая взрослая любовь была мучительной. Коралли обладал капризным и легкомысленным характером; он легко, не задумываясь, обижал жену, и так же легко шел на мелкие предательства, ведь на свете так много очаровательных женщин, кроме законной супруги. Но и Шульженко он не отпускал - жена есть жена, пусть все поймет и простит! Он человек творческий и без влюбленностей просто зачахнет!
Одно обстоятельство помогло Клавдии смириться с судьбой: в 1932 году у певицы родился сын, Игорь Кемплер-Шульженко (Кемплер - настоящая фамилия Коралли), ставший одним из главных мужчин в ее жизни.


Любимый сын Шульженко Гоша

В 1935 году появились первые патефонные пластинки с песнями Шульженко. Когда друзья принесли ей черный диск с записью (фамилия исполнительницы даже не была обозначена на этикетке), Клавдия сильно удивилась. И все-таки, это была победа. Пластинки расходились огромными тиражами, и популярность певицы, чье имя не осталось тайной для слушателей, стала поистине всенародной. В 1937 году Шульженко начала работать с джаз-оркестром Якова Скоморовского. Джаз считался для дела социализма искусством чуждым, и к солистке коллектива, исполнявшего "буржуазную" музыку, в руководящих кругах было настороженное отношение. На Первом Всероссийском конкурсе артистов эстрады, большинство участниц которого вышли на сцену с песнями из репертуара Шульженко, исполняя их в подражательской манере, самой певице, законодательнице музыкальной моды, дали лишь четвертую премию.

Ей советовали поменять репертуар и творческую манеру. Но Клавдия Шульженко не привыкла идти на уступки. Вскоре она стала художественным руководителем собственного джаз-оркестра. В репертуаре певицы появляются новые песни, со временем объявленные эстрадной классикой: "Письмо", "В вагоне поезда", "Дядя Ваня", "О любви не говори".

Личная жизнь Клавдии по-прежнему складывалась непросто. Владимир Коралли, куплетист и конферансье, взявший на себя административные обязанности в коллективе певицы, привык всегда и во всем считать самого себя "Первым номером". На деле его эстрадный успех был лишь отражением той популярности, которой добилась Шульженко. Но Коралли был уверен, что снизошел к "провинциалке", помог ей найти себя, и она до гробовой доски должна быть ему благодарна... Свекровь всегда была против женитьбы сына на "певичке" и умело настраивала сына на скандальный лад. К тому же, Клаве приходилось отбиваться от назойливых поклонниц мужа, не желавших признавать ее супружеские права на дамского любимца... Надежного "сильного мужского плеча", о котором мечтают женщины, у Клавдии Ивановны не было. Ее отношения с мужем лучше всего характеризует анонимная эпиграмма тех лет:
За что Вас боги покарали?
У всех - мужья, у Вас - Коралли...


Программа джаз-ансамбля К. Шульженко, 1940 год

Наступил 1941 год. Объявление войны застало Клавдию на гастролях в Ереване. Из сводок она с ужасом узнавала, как быстро продвигается враг по территории Украины. А ее сын перед самой войной был отправлен на лето в Харьков и вот-вот мог оказаться на оккупированной территории! Бросив все, Клавдия Ивановна помчалась через всю страну спасать ребенка...
Прежде, чем она успела добраться до Харькова, положение на фронте снова ухудшилось. Вражеские войска подошли почти вплотную к городу, немецкая авиация бомбила город днем и ночью. Поезд, на котором приехала Шульженко, остановили на окраине Харькова и, не позволив пассажирам покинуть вагоны, отправили обратно в тыл. Клавдия рыдала всю дорогу, представляя, какие ужасы ожидают ее мальчика в оккупации. И тут случилось настоящее чудо. На перегоне поезд обогнал другой состав, также идущий из Харькова. В окне одного вагона Шульженко заметила ленинградского приятеля Аркадия Райкина, который махал ей рукой и кричал:
- Клава, не волнуйся! Игорь со мной! Я увез его из Харькова!


Аркадий Райкин в молодости

Оказавшись в Харькове и узнав, что сын Клавдии рискует очутиться в оккупации, Райкин понял, что Шульженко с ума сойдет от горя. Он прихватил мальчика с собой на последнем поезде, уходившем из прифронтового города. Клавдия Шульженко вскоре смогла обнять своего Гошу и на всю жизнь сохранила благодарность верному другу.
В годы войны ее музыкальный коллектив стал фронтовой бригадой. Шульженко с музыкантами разъезжала по позициям и давала концерты на передовой, под обстрелами и бомбежками, на полустанках перед военными эшелонами, в полевых госпиталях...

Шульженко с фронтовиками

Линия фронта вскоре подошла к окраинам Ленинграда, и нередко артисты добирались на фронтовое выступление на обычном городском трамвае. Кольцо блокады стягивалось, но музыканты оставались в строю. За первый же военный год Шульженко дала более 500 концертов для фронтовиков и раненых. За свою концертную деятельность на фронте Шульженко была награждена медалью "За оборону Ленинграда". Бойцы были уверены, что голос певицы, звучавший на передовой, помогал им сдерживать врага.


Концерт в блокадном Ленинграде

В 1941 году в репертуаре Шульженко появилась знаменитая песня "Синий платочек", ставшая лирическим гимном военного времени. Мелодия, написанная польским композитором Ежи Петербургским, была известна давно; ее с иными словами исполняли и другие певицы, например, Изабелла Юрьева. Но текст, написанный для Клавдии Шульженко офицером-фронтовиком Михаилом Максимовым, оказался особенно проникновенным и полюбился всей стране.


Клавдия Шульженко исполняет "Синий платочек"

В начале 1943 года "Синий платочек" записали на пластинку и в десятках тысяч экземпляров направили на фронт для поднятия боевого духа. За год до этого, в апреле 1942 года коллектив Шульженко по таящему льду Ладоги эвакуировали из Ленинграда и отправили в Москву. Но в столице музыканты фактически не жили, разъезжая по фронтам до последнего дня войны.

9 мая 1945 года Клавдию Шульженко наградили орденом Красной Звезды. В том же году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
После войны Шульженко рассталась со своим коллективом и стала давать сольные концерты. Теперь она выступала уже не в образе задорной девчонки-комсомолки; на сцену выходила зрелая, много испытавшая, умудренная жизнью женщина, превращающая каждую лирическую песню в удивительный моноспектакль.

А личная жизнь певицы оставалась неблагополучной. В 1954 году она рассталась с мужем, и на следующий год официально развелась после двадцатипятилетнего брака. В какой-то момент она оказалась в одиночестве - любимого мужчины не было, у сына давно шла своя жизнь. Квартиру муж разменял, и роскошное четырехкомнатное жилище превратилось в коммуналку: в двух комнатах жила Клавдия Ивановна, ее невестка и две внучки, а в двух - чужая семья. Коралли рачительно поделил имущество, без споров уступив бывшей жене только общую собаку.


Клавдия Шульженко и Григорий Епифанов с собакой

Добавляло горечи и то, что в 1950-х годах творчество певицы подверглось ожесточенной критике. Ее обвиняли в мелкотемье, упаднических настроениях, устаревшем репертуаре, лишили возможности выступать в крупных концертных залах. Журнал "Крокодил" распространял критические эпиграммы:

Вы спели хорошо про встречи,
Про речи тоже и про руки.
Но слушать это каждый вечер
Знакомой рифмой скажем: муки.

Клавдия Ивановна в этот нелегкий период очень привязалась к своей собаке, единственному по-настоящему преданному существу. Когда пес попал под машину, певице стало так плохо, что она вынуждена была отменить концерт. Это оказалось подходящим поводом для нового витка газетной травли. В одной из газет был опубликован фельетон про Тузика, недомогание которого для певицы Шульженко значит много больше, чем интересы зрителей, советских тружеников. Им-то она легко может испортить настроение, сорвав выступление. (Годы спустя журналист, написавший этот пасквиль, на коленях просил у Клавдии Ивановны прощения - ему надо было постареть, остаться в одиночестве, завести собственную собаку, привязаться к животному и потерять его, чтобы на собственном опыте понять, что чувствовала в тот момент певица).

Между тем, Клавдию Шульженко, уверенную, что для нее все в прошлом, ждала еще одна романтическая встреча. Долгие годы певица получала поздравления к праздникам, подписанные загадочными инициалами Г.Е. Заинтригованная Клавдия отличала эти послания от другой корреспонденции. Даже Коралли, пока они еще жили вместе, непременно подкалывал жену вопросом: "Ну, как там наш Г.Е. Уже отметился открыточкой?"
Под инициалами Г.Е. скрывался кинооператор Григорий Кузьмич Епифанов. Поклонником творчества Шульженко он считал себя с 1940 года, когда юным студентом киноинститута впервые побывал на концерте певицы. Но о личном знакомстве не мог и мечтать - обворожительная Клавдия Шульженко была недосягаемой звездой. Во время войны Епифанов стал фронтовым оператором, потом объездил с камерой всю страну. И из всех уголков, даже самых далеких и экзотических, присылал своему кумиру поздравительные открытки ко всем праздникам, не забывая даже День физкультурника и день Парижской коммуны.


Георгий Епифанов - юный студент

И вот в 1956 году, когда друг Епифанова кинооператор Сергей Семенов оказался в одном санатории с Шульженко, ему удалось познакомить Георгия и Клавдию Ивановну. Из санатория Епифанов довез певицу до Москвы на своей машине и получил любезное приглашение на чай. Оказалось, что все его послания - из Арктики, Каракумов и других экзотических мест она бережно хранит. Уйти из ее дома он уже не смог. Сам Епифанов рассказывал: "Пьем чай в девять часов, в десять, в одиннадцать часов. Она смотрит на меня и говорит: "Слушайте, вы или уходите, или оставайтесь". Такая альтернатива меня необыкновеннейшим образом обрадовала. Но при этом стало страшно: справлюсь ли я с той чрезвычайной миссией, которая мне предстоит? Всякое бывает в нашем мужском деле, не правда ли? Испугался, но отчаянно сказал: "Остаюсь!" Это была брачная ночь, которая длилась в общей сложности восемь лет. Я верю, что был единственным любимым ею человеком. Жили мы каждый у себя, но пропадал я у нее без конца. Матушка моя покойная была возмущена этим обстоятельством, потому что считала, что родила сына для себя. А не для какой-то... Шульженко",


Дружеский шарж на Шульженко

Вскоре Клавдия и Георгий стали супругами. Ей было 50 лет, ему - 38. Брак оказался счастливым. Епифанов говорил, что жена кажется ему маленькой девочкой, которую нужно защищать и оберегать. Он поддерживал ее и морально, и материально, так как гонорары певицы носили нерегулярный характер, и порой она сидела без гроша. Епифанов помог ей купить кооперативную квартиру. Наконец-то певица, жившая после развода с Коралли в плохих бытовых условиях, смогла "свить гнездо" по своему вкусу.
Шли годы, но Шульженко продолжала оставаться кумиром миллионов, обаятельной и гордой женщиной. Она ежедневно делала сложный комплекс гимнастики, чтобы не потерять гибкость, и на сцене легко отвешивала публике глубокий поклон. Зато перед сильными мира сего не сгибалась. Всей Москве был известен случай, когда министр культуры Фурцева, назначив Шульженко прием, заставила певицу прождать в приемной несколько часов. Терпение Шульженко лопнуло, она встала, бросила секретарше: "Передайте товарищу министру, что она плохо воспитана!" и ушла. Это могло плохо кончится, но у Шульженко обнаружился такой высокопоставленный поклонник, что Фурцевой пришлось прикусить язык.

В 1971 году Леонид Брежнев совершил торжественный вояж на Малую Землю. В составе сопровождавшей его делегации он увидел Шульженко и вспомнил ее. "Ну, здравствуй, хохлушка!" - обратился генеральный секретарь к певице с оригинальным приветствием. И попросил спеть "Синий платочек", а слушая, утирал слезы. В том же году Клавдия Ивановна была наконец удостоена звания народной артистки, а позже получила орден Ленина. Ее стали включать в правительственные концерты и предоставлять лучшие залы.
Григорий Епифанов жену обожал и прощал ей все, даже мучительные сцены ревности, которые она устраивала по поводу и без повода. Стареющая примадонна становилась все более капризной и ревнивой. Она, прежде ласковая и терпеливая, была буквально не в силах себя сдерживать, отравляя жизнь и себе, и любимому мужу. Однажды такая сцена привела к разрыву. Прожив вместе почти десять лет, супруги расстались.
Теперь Клавдия Ивановна уже не была одна - ее окружало много друзей: Кобзон, Кикабидзе, Пугачева...


Шульженко и Пугачева

Ей старались помочь. Кобзон привозил певице из зарубежных гастролей красивые вещи, Кикабидзе задаривал дефицитной французской косметикой, а Пугачева незаметно подбрасывала деньги. Клавдия Ивановна находила их и удивлялась: "Ну надо же, сама спрятала и забыла. Какая я рассеянная! И как кстати деньги нашлись!"
Но Шульженко безмерно тосковала по мужу. Он тоже тосковал, но из гордости ни один из них не решался сделать первый шаг. Воссоединение произошло на юбилейном концерте певицы в Колонном зале. Клавдия Ивановна отмечала семидесятилетие. На сцене она появилась подтянутая, ухоженная, в красивом концертном платье; публика буквально забрасывала свою любимицу цветами. Все заметили, с каким чувством она пела, но немногие догадывались о подлинных причинах душевного подъема Шульженко.

В первом ряду сидел поседевший Епифанов, глаза которого лучились любовью. Она сама позвонила ему накануне и пригласила на свой юбилей. Больше супруги не расставались до самой смерти Клавдии Ивановны в 1984 году. Судьба подарила им еще восемь лет счастья...

У памятника Шульженко на Новодевичьем кладбище всегда лежит синий платочек, как память о триумфальной вершине ее творчества.

Клавдия Шульженко - знаменитейшая советская певица с украинскими корнями, участница Великой Отечественной войны.

За действительно выдающийся вклад в развитие музыкального искусства ей было присуждено звание народной артистки СССР – один из высших символов признания профессионального мастерства артиста в Советском Союзе. Клавдия Шульженко была одной из самых популярных и любимых публикой артисток советской эстрады.

Биография

Клавдия Ивановна Шульженко появилась на свет в марте 1906 года в небольшом посёлке близ города Харькова, на Украине. Её отец работал бухгалтером. Первыми песнями, которые она начала петь, были народные украинские напевы.

Творческая биография Клавдии Шульженко началась в родном городе. На большой сцене она впервые выступила в семнадцать лет, став артисткой труппы театра города Харькова. А в 1928 году юная Шульженко начала выступать в Мариинском театре, в Ленинграде.

С начала сороковых годов Клавдия Ивановна активно продвигала в СССР мало известный и не особенно одобряемый властью джаз. Солистке пришлось быть первооткрывателем в этой сфере: самой изучать теорию зарубежного музыкального стиля и подбирать талантливых исполнителей и музыкантов для своего новаторского - первого в СССР - джазового ансамбля.

Во время войны певица постоянно ездила на фронт и выступала там со своим джазовым ансамблем. Она вошла в ряды Красной Армии. Известно, что за время Великой Отечественной войны артистка дала больше тысячи концертов, рискуя жизнью на передовой, а также в военных госпиталях и перед детьми в эвакуации. Она была первой исполнительницей быстро набравшей популярность песни «Синий платочек».

Выдающийся вклад Клавдии Шульженко в великую Победу был оценен по достоинству советским руководством: она была награждена несколькими медалями, в частности орденом «За оборону Ленинграда». После войны эта талантливейшая женщина продолжила активную концертную деятельность, снялась в нескольких фильмах.

Личная жизнь певицы, увы, не была простой и безоблачной. Она несколько раз была замужем (первый раз - за известным певцом и артистом Владимиром Коралли, второй раз - за популярным кинооператором Георгием Епифановым). От первого брака у нее был сын Игорь. Великая певица умерла в 1984 году в Москве, после долгой болезни, причём последние дни своей жизни она провела в коме.

Клавдия Шульженко неоднократно награждалась самыми престижными орденами и медалями как Советского Союза, так и ближнего и дальнего зарубежья. В частности, певица была награждена одной из важнейших наград и высших символов признания в СССР - орденом Ленина. Это говорит о сильнейшей любви к ней всего многочисленного советского народа.

Вклад в искусство

Даже в наши дни никто не решится возразить, что вклад Клавдии Шульженко в искусство по-настоящему огромен. Её песни до сих пор слушают, а некоторые - и любят безумно, а именем артистки называют музыкальные школы и целые профессиональные коллективы.

Во многих театрах и филармониях установлены мраморные бюсты этой замечательной женщины. В Харькове, на родине певицы, был открыт и до сих пор действует популярный как среди местных жителей, так и среди туристов и гостей города дом-музей Клавдии Шульженко.

В честь этой удивительной женщины даже получил своё название настоящий огромный астероид! О её жизни и творчестве на Украине был поставлен спектакль под названием «Клавдия Шульженко. Старинный вальс». Главные роли исполнили звёзды украинского театра и эстрады.

Эта певица обладала прекрасным певческим тембром - сопрано. Несмотря на то что сложно представить джазового певца с тембром «сопрано», Шульженко Клавдия Ивановна совершила невозможное. Формально её певческий голос называется «лирико-колоратурное сопрано», и этот голос глубоко запал в душу миллионам советских и российских слушателей.

Популярны песни Клавдии Ивановны также в ближнем зарубежье, среди русскоговорящего населения других стран, а также в музыкальных кругах разных государств нашей планеты.

Больше всего полюбились советским слушателям следующие песни «украинского соловушки»:

  • «Что такое любовь».
  • «Синий платочек».
  • «Забытый вальс».
  • «Московская ночь».
  • «Товарищ гитара».

Все эти произведения обладают высокой художественной ценностью и говорят о несомненном творческом таланте советской исполнительницы.

Отдельные песни Клавдии Шульженко тяготеют не столько к эстрадному, сколько даже к бардовскому (авторскому) стилю. Также большой интерес представляют её эксперименты в области джазовой музыки. Следует помнить, что Клавдия Ивановна была новатором в этой области музыки, и всё, что она делала, она делала в основном интуитивно, исключительно по своему музыкальному наитию. Тем не менее её мастерство и профессионализм даже в этом отнюдь не простом для рядового исполнителя музыкальном стиле вызывают у любого неискушенного зрителя неподдельное восхищение.

Не раз выдающейся артистке случалось петь дуэтом с советскими и зарубежными звёздами. Известна, в частности, её близкая дружба с Аллой Пугачёвой, со Львом Лещенко, а также со многими другими замечательными деятелями советского искусства того неоднозначного для нашей страны исторического периода.

Миллионы простых советских людей безумно любили певицу и её музыкальное творчество, и миллионы людей скорбели о её смерти.

Её песни несут сильный эмоциональный заряд и оказывают глубокое воздействие на слушателя. Именно поэтому её музыкальные произведения вызывали в сердцах людей такой неподдельный отклик в тяжёлые времена Великой Отечественной войны. Ее песни смягчали в сердцах бойцов боль от разлуки с родными, облегчали непосильную порой тяжесть лишений и бытовых неудобств, а также вызывали готовность к подвигу и к самопожертвованию во имя освобождения Родины от жестокого врага…

Несмотря на то что Клавдия Шульженко родилась на Украине, она была, есть и остаётся советской, отчасти - русской певицей, поскольку её песни звучали в основном на русском языке. В Википедии можно найти посвящённые ей статьи на разных языках.

Клавдию Шульженко можно по праву считать одним из нескольких людей искусства, которые в двадцатом веке воистину изменили мир. Её песни делали людей добрее и благороднее, и можно без преувеличения сказать, что эти музыкальные произведения, наряду с другими произведениями искусства той эпохи, помогли приблизить великую победу советского народа над фашистскими захватчиками.

Смерть певицы Шульженко стала невосполнимой потерей как для Советского Союза, так и для любителей музыки из всех уголков земного шара. Автор: Ирина Шумилова