Славянский тотемный. Священные животные — языческие обереги древних славян

В эпоху, когда основным занятием у славянских племен была охота, они верили, что дикие животные являются их прародителями. А потому животные считались могущественными божествами, которым следует поклоняться.

В результате у каждого племени был свой тотем, иначе говоря, свое священное животное, которому поклонялось племя.
Так, например, несколько племен своим предком считали волка и почитали его как божество.

Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а себя называли лютичами. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк для этих племен считался могущественным защитником, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.

Однако после принятия христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак» (т.е. облаченный в длаку - волчью шкуру) стали называть злого оборотня, позднее «волкодлак» превратился в «вурдалака».

Так как хозяином языческого леса был самый сильный зверь - Медведь, - он считался защитником от всякого зла и богом плодородия, а потому именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. По этой же причине практически до XX в. многие крестьяне хранили в своих домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.

Славяне полагали, что Медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Это же мифологическое представление о медведе как о хозяине леса и могущественном божестве нашло свое отражение и в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь - это прозвище зверя, означающее «недоед», в слове «берлога» сохранился и более древний корень - «Бер», т.е. «бурый» (берлога - логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово «медведь» и называли его то Михаилом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Из числа травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха). Это была древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня представлялась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей.

Русские женщины, надевавшие головной убор с рогами, сделанными из ткани - кичку, - уподоблялись богиням. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы - Лось и Лосенок.

Небесные богини - Оленихи - посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч.

Среди домашних животных больше всего славяне почитали Коня. Это было связано с тем, что когда-то предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

Несколько позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком с изображением одной или двух конских голов. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом. Постепенно человек все больше освобождался от страха перед миром животных, и потому постепенно звериные черты в образах божеств начали уступать место человеческим.

Теперь хозяин леса из медведя превратился в косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Лешему как покровителю охоты всегда оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника. При этом, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стал восприниматься враждебно.

Основными божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то как о девушках-лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьев, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающих силу колосу.

По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь его за собой на дно озера.

Языческие верования древних славян неразрывно связаны с силами природы и животным миром. Священных животных у древних славян было много, у каждого племени был свой тотемный зверь — покровитель всего племени, который всегда защитит своих людей от природных опасностей, от врагов и болезней. Древние славяне верили, что тотемный зверь — медведь, конь, бык (тур), волк, сокол или олень, обеспечит продолжение рода, спасёт, обратившихся к нему за помощью, передаст им свою силу, ловкость, мудрость, выносливость, плодовитость. В языческие времена древние славяне считалось, что любая часть священного зверя (тотема) обладает такой же силой, теми же свойствами, что и сам живой зверь. Именно поэтому, археологи находят в курганах множество языческих оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап, и изображений зверей. Славянские языческие обереги, связанные с культом животных, отражают представления древних славян о «кровном» родстве людей определённого рода или племени с почитаемым животным (тотемом)….

Образы животных, тотемных предков древних славян, населяли мир славянских сказок. Это конь, собака, бык, медведь, волк, гусь, ворон, сокол, орел, лягушка, щука. В русских народных сказках и легендах нашла отражение и идея происхождения героя от тотема. Животные в сказках обычно становились помощниками человека, проводниками, вещунами, вспомните Серого Волка из сказки об Иване-царевиче и о молодильных яблоках. Многие поверья и магические обряды древних славян, связанные с животными сохранялись до XIX века, например, в святочных гаданиях часто используют петуха или курицу.

Тур и турица .

В средние века молот бога Тора считался в дружинно-торговый социуме варягов-«русов» амулетом, придающим воинам силы и выносливость, оберегающим от любых стихийных бедствий, защищающим от смерти, голода, нищеты, дающим плодородие.

Славянские обереги в виде рыбок входили в набор с другими бронзовыми оберегами из курганов Новгородской, Ленинградской и Брянской областей. Например, подвеска-рыбка из захоронения XII века, в Брянской области была прикреплена к арочной привеске вместе с ключом, ножами и коньком и лежала у правого плеча женского скелета.

Обереги-птицы.

Очень часто встречаются подвески-обереги, изображавшие птиц. С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов — петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние славяне верили, что птицы — посланники небес, вестники богов. Считалось, что птицы способны отогнать беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Древнейший тип плоских славянских оберегов, изображающий уточку с гладкой головкой, плоским широким клювом и выпуклой грудью, возник в Приладожье, во второй половине — конце X века. В конце X века такие обереги появились в Новгороде, а в XI-ХII веках они получили широкое распространение в Новгородской и Псковской землях и Верхнем Поволжье, где было налажено их производство.

Особый вид плоских прорезных сквозными отверстиями оберегов, составляют подвески с шумящими привесками. Оберег изображает петуха с одной или двумя головами. Такие обереги производили в Костромском Поволжье и найдены также в русских городах, расположенных по течению Оки и Клязьмы (Старая Рязань, Владимир, Суздаль — ХII-ХIII вв.). Отсюда обереги — петухи доходили до Волжской Болгарии, Перми Вычегодской.

Петух – эмблема восходящего солнца, прогоняющего сон, и петушиный крик с рассветом оповещает всех о наступлении нового дня, призывая всю живую природу к новой деятельности и жизни, и куриное яйцо – эмблема предстоящего рождения и плодородия, оставили глубокие следы в современных народных обычаях. Курица и утка были символом плодородия и благополучия.

Бодричи, то есть вендо-русы, называли себя Pерики (Reregi) или Соколы отсюда имя Рюрик или Rerik значит Сокол. Если призванный в Новгород варяжский князь действительно был князь бодричский , то ему более всего приличествовало называться прозвищем своего народа «Сокол» = Рерик или Рюрик , и если он считал род или народ свой происходящим от солнца – Хорса , то, ввиду вышеизложенного, опять самым естественным родовым наименованием должно было быть Ros или Rus (греч. ρωσ )

Медвежья лапа или коготь.

Медведь — хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь, которого боялись и уважали. Считалось, что медведь — зверь справедливый, и может защитить от зла, или наказать человека за проявленное зло. Во многих домах в качестве оберега держали коготь медведя. Славяне верили, что коготь грозного лесного зверя защитит людей от бед и болезней, оберегал от опасностей и приносил удачу.

Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями, но никогда не произносили вслух его по имени, так как считалось, что медведь тут же появится рядом. Имён у медведя было много — Миша, Дедушка, Михайло Потапыч, Хозяин леса, Косолапый, Таптыгин, Бирюк (от санскритакорня). Бирук, бирука – bhīruka - застенчивый, боязливый, одинокий бирюк, живёт в бер логе — в «медвежьем логове».

На древнеславянском языке медведей называли Комами и почитали их хозяевами леса. Всем известна поговорка «Первый блин комом» раньше писалась так: « », через А.
Ранней весной просыпались в лесу после зимней спячки большие, мохнатые, злые и голодные медведи, они были очень опасны, их надо было чем-то задобрить. Как-раз это время начиналась у славян масленичная неделя, которая на древнеславянском языке называлась Комоедица . Вот и кормили весной проснувшихся медведей первыми блинами, закидывая первый блин на дерево.
А сама присказка полностью звучит так: «Первый блин комам, блин второй - знакомым, третий блин - родне, а четвертый - мне».
Конь.

«Из Риг-Веды известно , что первоначальным зооморфным воплащениемутреннего или весеннего солнца были конь и конская голова, как символ быстроты, с которою распространяется утренний свет…». [О Яриле. 81-82].

В языческих верованиях праславянских племён Солнце изображалось, в виде Горнего (Вышнего, Всевышнего) , движущегося по небу. От слова «гор ний» происходит имя языческого славянского — Хорс, Хорос. Имя славянского солнечного бога Хорс, Хорос - hṛṣ - неразрывно связан с огнём и солнцем. В Риг-Веде и в языческой религии славян Солнце изображалось, как конь, движущийся по небу . В Ведах hári = огненно-цветный, harī = огненно-цветные кони Индры; hari-vant, эпитет Индры – «снабженный конями». На санскрите: Хршу - hṛṣu – Агни, огонь; солнце; - трепетный момент восторга, и высшей (горней) радости.

В древнерусском Киеве имя Хорса Дажьбога засвидетельствовано летописью. В древней Умбрии имя Хорса записано в надписи, на Игувинских таблицах, как эпитета бога .


Эмблемой бога солнца повсеместно служил белый конь,
ему приносились в жертву кони белой (Ros(ss,s) и Rus(ss,s) — светлой) масти.

На санскрите Риг-Веды: Кинвин, киндин, килкин - kinvin, kindhin, kilkin – конь, лошадь , (от корня «кин» - kin – конь) — «светящийся, обладающий блеском». На санскрите Риг-Веды: Кнас – knas – сиять, светить. (родственное слово в рус. яз.: князь, княжий, княжеский…)

В конце VI-VII вв. обереги-коньки появляются в Волго-Вятском и Волго-Камском междуречьях. Обычно обереги-коньки встречаются в связке с другими амулетами: ложечками, бубенчиками, гребешками, клыками зверя и др. Чаще всего эти подвески носили на специальных цепочках на груди, левом плече, реже — у пояса. В конце XII века появляются полые коньки-подвески с шумящими привесками, они бытуют в Древней Руси до конца XIV века, коллекция этих подвесок насчитывает 260 экземпляров.

И в наше время не забыт древнерусский обычай – украшать крыши домов коньками, изображениями одной или двух конских головок. В каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки — подковы, колокольчики, конский череп служил оберегом для языческого святилища, а конские черепа, насаженные на заборах вокруг конюшен и хлевов, охраняют стада от моровой язвы. Коня часто изображали на древнерусских подвесках и амулетах XI – XIII веках, изображение коня считалось сильнейшим оберегом счастья и благополучия, защищающим жилище и всю семью от бед и болезней.

Волк у древних славян был тотемным зверем и называли его странным именем Симарьгл .

В «Слове» своём Нестор упоминая о богах языческих, пишет так: «Верують в перуна… и в сима, и въ рьгла » (по списку XIV века), то есть , а Семо (Semо) от древне-сабинского: «слава, достойность, совершен». Древнеславянские вожди называли себя Волками. В древнерусском Киеве Сим Яр = Яровит, или Сим Гер = Геровит, где «Сим» — «гений, полубог». Ферония (Heronia) = Герунья или Ярунья. Сын Феронии – Herilus = Ярило. Ἡρακλῆς - Херакл = Ерыл — представитель солнечного тепла и света, победоносный поборник чудовищ, приносящих мрак и стужу.

Семаргл. Георгиевский собор - 1234 г., Юрьев Польской, Владимирская область

Волк-Симаргл символ силы и справедливости у древних славян, победоносный защитник света и солнца, борец с чудовищами мрака и стужи.

Волк и волчица — символы преданной любви однолюбов, которые либо остаются в паре на всю жизнь, либо одиноки.

С середины I тыс. до н. э. на территории славян , живших в Дунайской котловине (Подунавье, Чехия, Моравия) , началась экспансией кельтов, из Галлии идущих на восток. Их называли вольки-тектосаги (вольки - «любители странствий») от германизированного имени (герм. *Walhōz < галльск.Volcae, кельтский этноним Volcae — «волки». Экспансии кельтов сопутствовал их культурный подъём в Гальштат ское и позднее - в Латент ское время IV-III вв. до н. э.

С этого момента начался , как назвала кельтов начальная русская летопись , отразив германскую форму.

Лаврентьевская летопись: « …почаша воевати на жиоущаiа ту. Волхi и Словѣни сѣдѧху бо ту преже Словѣни. и Волъхве . приiаша землю Словеньску посемь же Оугри прогнаша Во лъ хи . и наслѣдиша землю [ту]».

Славяне, отступившие к северу, на Вислу, увлекли за собой кельтов. Кельты и кельтские влияния шли также на восток, на территорию Правобережной Украины и Северного Причерноморья. Галич, Галичина, Галиция вероятно сближать с именем галатов.

Вольки-тектосаги известны на Висле и в Галиции, на Волыни - вольки прямо уже не прослеживаются, выступают невры, племя под другим названием. Однако вот что рассказывает о неврах Геродот :

«Скифы и эллины, живущие в Скифии, говорят, что раз в год каждый из невров превращается в волка на несколько дней и снова обратно становится тем, чем был» (Herodoti historiae IV, 105.Rocognovit С. Hude. Oxonii, 1976).

В древней этногеографии , дошедшей до нас благодаря располагались на запад от скифов, на рубеже с агафирсами, т. е. балканским миром. У Плиния и Аммиана Марцеллина упоминаются нервии у истоков Борисфена (Припяти), и Nervii в Галлии.

Вольки-тектосаги распространились в Подунавье неподалеку от племен даков этимологически - тоже «волки». Слав. *vьlkъ «волк» , полностью отсутствующее в антропонимии (личных именах) большинства славянских языков, выступает в личных именах части южных славян - у сербов, хорватов . У серб.-хорв.: Vukobrat, Vukoman, Vukomil, Vukomir, Vukosav, Vukovoj, Bjeloruk, Dobrovuk, Milovuk

Особое место занимают славянские обереги в виде змей. В Верхнем Поволжье, в кургане XI века в Загорье у женского костяка лежали три бронзовые круглые прорезные подвески, в центре которых было помещено изображение свернувшейся змеи, соединенное с ободком подвески шестью лучами.

Обереги в виде вырезанных из железных пластинок змей найдены в кургане деревни Васильки Владимирской области. Несомненно, что образу змеи придавалось


Древние славяне с большим уважением и почитанием относились к животным. Они считали зверей связующим звеном между человеком и могущественной природой. С той поры прошло много веков, но и в наше время все чаще можно встретить людей, носящих обереги с изображением животных. Что они означают, и чем, как считается, способны помочь своему обладателю?


Священных животных у славян было много. Люди верили - обереги с изображениями зверей наделяют своих обладателей их лучшими качествами - ловкостью, силой, смекалкой, плодородием. В языческие времена считалось, что любая часть священного животного обладает теми же свойствами, что и само животное. Именно поэтому было множество оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап. Ими украшали одежду, в том числе и .

Волчья лапа или клык


Волк у древних славян был тотемом неоднозначным. Его значение и толкование менялись в зависимости от ситуации. С одной стороны, это животное символизировало коварство и жестокость. С другой - самостоятельность и справедливость. Волк у славян ассоциировался с подземным миром, считался проводником умерших душ. Наши предки верили, что именно в теле волка могут являться к ним родственники, ушедшие в мир иной.

Волчьи амулеты наделяют хитростью, смелостью и помогают получить уважение в своей среде, защищают от злости и подлости. Волк - символ преданной любви, отражение однолюбов, которые, подобно прообразу, либо одиноки, либо с одной партнершей на всю жизнь.

Коровьи рога и шкура


Корова олицетворяла плодородие, изобилие и достаток. Идол этого животного был "питающей матерью для всех славян". Осадки сравнивались с коровьим молоком, месяц символизировал рога.

Обереги с символикой коровы - чаще встречаются у женщин. Ведь именно они являются продолжательницами рода. Женщины носят такие обереги, когда планируют ребенка, хотят создать крепкую семью. Считается, что плодородие, которое символизирует корова, помогает бесплодным парам завести детей.

Обереги-птицы


С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов - петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние верили, что птицы - посланники небес. Считалось, что они способны отогнать от своих обладателей беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Петух был в почете как символ солнца и огня. Популярность и уважение славян он завоевал своей способностью с рассветом оповещать всех о наступлении нового дня. Считалось, что петушиный крик прогоняет нечистую силу, и новый день начинается с благословления солнечных богов. Курица и утка были символом плодородия и благополучия. Гусиная лапка - отпугивала нечистую силу и помогала найти верную дорогу тем, кто отправился в дальний путь. Сова - символ мудрости и справедливости наделяла своего хозяина прозорливостью и способностью принимать правильные решения.

Медвежья лапа или коготь


Медведь - хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь. Считалось, что он защищает от всех проявлений зла. Во многих домах в качестве оберега держали лапу медведя. Славяне верили, что она защитит от людей с черными мыслями, болезней и бед. Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями во всех сферах, его именем часто скрепляли клятвы. Если охотник нарушал такую клятву - его ждала гибель в лесу. Коготь медведя был признаком силы и уважения со стороны окружающих, приносил удачу и оберегал от опасностей.

Лапка и хвост лисицы

Лиса - своеобразное воплощение женского образа в славянской мифологии, один из самых популярных героев всех сказок и поверий. Лису за хитрость, смекалку и изворотливость, способность легко находить выход из сложных ситуаций. Считалось, что там, где лиса - будет успешный обман и лукавство.

Обереги с изображением лисы помогали своим обладателям решить спорные вопросы в свою пользу, избежать ответственности или переложить вину на других.

Оленьи рога


Олень олицетворял чистоту, благородство и открытость помыслов. У славян это животное было покровителем семьи, брака. Недаром и по сей день на свадебных рушниках и полотенцах можно увидеть вышитые образы оленя.

Олениха считалась символом плодородия, достатка и благополучия. Славяне представляли ее с огромными ветвистыми рогами - отсюда пошла традиция вешать их над входом в жилище. Люди верили, что рога отпугнут зло, помогут завоевать хорошее расположение высших сил. Особое есто среди них занимали .

Конь


Конь был одним из наиболее почитаемых животных. Древние люди верили, что именно эти животные наиболее приближены к богам, и что солнце движется потому, что его вращает колесница, запряженная тремя конями.

Коня ценили за выносливость, терпение и способность терпеть трудности и лишения. У славян с образом коней были связано множество знаковых символов. Белые и золотистые кони - отражение добра, благополучия и богатства. Черные - предвестники предательства, обмана и беды. Дикий необузданный конь - олицетворение самой природной стихии, усмирить такого - покорить себе мать-природу, взять у нее часть безграничных способностей. Многогранен и символ, изображающий всадника на коне - здесь смелость, самоотверженность переплетены с самоуверенностью и бравадой. Конь часто изображался на .


Практически в каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки - подковы, колокольчики, черепа. Они считались сильнейшими оберегами, защищавшими от бед и злых людей и заряжавшими на успех, богатство и благополучие.

Огромный интерес вызывают сегодня и . Они могут многие рассказать и о системе верований, и о своих обладательницах.

 14.02.2011 00:00

Волк — Зверь Дажьбогов
Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по
повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.
Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -“серый”, “лютый”. Слово “волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, “взявши — отдай сполна”.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный

Пословицы и приметы:
Волка нога кормят
Либо с волками выть, либо съеденным быть
Сытый волк смирнее ненасытного человека
Таскал волк, потащат и волка
Сколько волка не корми, все в лес тянет
Волки появляются в селениях — голоду.
Волк дорогу перейдет — к счастью

Мифологические животные

Медведь — Зверь Велесов

Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний -овсянник и самый малый — муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище — мед-вед (знающий мед). Истинное его имя — бер, об этом говорит название медвежьего жилища — берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин — сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя — конец зимы. Цвета — коричневый,черный

Пословицы и приметы:
Силен медведь, да в болоте лежит
Не дано медведю волчьей смелости, а волку — медвежьей силы
Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
Не продавай шкуры, не убив медведя
Два медведя в одной берлоге не живут
Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Лиса — Зверь Макошев

Лиса — лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.
Лиса — это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши — богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы — начало и середина зимы. Цвета — красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы:
Лисичка всегда сытей волка бывает
Лисой пройти — хитростью
Кто в чин вошел лисой — править волком будет
Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
Лиса и во сне кур считает
Лиса дорогу перебежала, быть беде.
Лисий лай услышать — к несчастью.

Заяц — Зверь Ярилин

Заяц — скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой — настовник, осенью — листопадник, а летом — травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле — весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета — перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны — белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу — громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Время зайца — начало весны. Цвета — белый и серый

Пословицы и приметы:
Без собаки зайца не поймаешь
Коня положили, да зайца уходили
За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
Заяц по селу бежит — к пожару
Заяц дорогу перебежал — к несчастью

Кабан — Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его — то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну — богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ’ На людях Илья — а дома свинья!’. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А свинья — многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем — и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам — свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья — воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья — символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде — это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря — молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами — белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами — древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана — конец лета. Цвета — золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый

Пословицы и приметы:
Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
Где свинье на небо глядеть!
Сердит да бессилен — свинье брат.
Гусь свинье не товарищ.
Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь — гроб теши.
Не пинай свинью — заболеешь.
Свиньи хрюкают — к беде.
Свинья чешется — к теплу, а визжит — к ненастью.
Свинья сено ест — к голоду или к худому покосу.
Свинья скажет борову, а боров — всему городу

Кошка — Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси — лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки — самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.
Если кошка — ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот — вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) — частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними — плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота — навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил — земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки — зима. Цвета — черный, белый

Пословицы и приметы:
Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
Кошка умывается — к гостям или перемене погоды.
Лежит кошка брюхом вверх — к теплу, прячет голову — к холоду, распушает хвост — к метели.
Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
Язык блудлив, что кошка
Сболтнул бы коток, да язык короток

Конь — Зверь Дажьбогов

Конь(комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы — ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру — сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же — это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой — целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне — символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь — это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину — то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа — все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня — конец весны. Цвета — белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:
Конь споткнулась на пороге — к беде
Конь воина нюхает — к гибели
Больной бредит о конях — скоро умрет
Ржание коня — к добру, но при расставании — к долгой разлуке
Не в коня корм
Царство без грозы, как конь без узды
Счастье на коне, безсчастье под конем
Свинья коню рылом и по хвост не вышла
Дареному коню в зубы не смотрят
Кто в кони пошел — тому и воду везти

Корова — Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица.
В пастушескую эпоху у славян корова — одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.
Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти
Но светлые коровы — это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко — это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

Время коровы — середина весны. Цвета — белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы:
Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть
Долог у коровы язык, да не велели говорить
Та бы корова молчала, что под медведем была
И одна корова, да жрать здорова
Которая корова пала, та по три удоя давала
Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже
Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается — медведь
Черная корова идет вечером впереди стада — к ненастью, пестрая — к переменной погоде, белая или рыжая — к вёдру

Бык — Зверь Сварогов

Бык – вол, вил, бугай.
Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу — воплощением земного блага, богатства.

Ярый тур — образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

Время быка — середина весны. Цвета — рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:
Хвать быка за рога — ан вилы в руках
Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

Олень — Зверь Родов

Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.

Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе — к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя — середина зимы и конец лета. Цвета — золотой, рыжий, черный

Пословицы и приметы:
Хотел оленя словить — да в лес убежал.

Белка — Зверь Перунов

Белка(векша, мысь, урма) — мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку Перунову. Словно молнии разламывают камни и расщеплят деревья, белки ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. Белка, разгрызающая орехи с золотой скорлупой и жемчужчными (или изумрудными) ядрами — поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих странах есть обычай весенней охоты на белку, посвященной громовику.

Время белки — конец лета, начало осени. Цвет — золотой, белый

Пословицы и приметы:
Белки в деревню забежали — быть войне или другой большой беде
Векша стрекочет — гостей пророчит

Здравствуйте, друзья!

В некоторых прошлых статьях мы уже рассказывали и о старославянском гороскопе, правда, вскользь. И об одном из его тотемов, символе 2018 года, Свернувшимся еже . Но этого очень и очень мало: славянский тотемный гороскоп животных состоит из цикла в целых 16 лет, и там очень интересные тотемы. Это, как минимум.

Приевшиеся западный и восточный гороскопы, честно говоря, надоели. А вот узнать свое тотемное животное в соответствии со славянским гороскопом любопытно. Верить или нет, дело такое, личное.

Вообще, тотемный гороскоп животных правильнее называть не гороскоп, а годослов. Еще правильнее - летослов. Но от этого общий смысл не изменится, а составляющая останется та же: шестнадцатигодовой цикл, каждому году покровительствует свое животное, свой тотем, который, как и в любых гороскопах, влияет на характер, рожденных в этот год людей. И не только.

Славянский гороскоп по годам

Бытует мнение, что в стародавние времена на Руси был свой гороскоп (тотемный годослов). Он ярко отражал, и отражает до сих пор, наше единение с природой. Отличительная особенность старославянского гороскопа - цикл из 16 лет, и то, что год, если следовать этому летослову, начинается не зимой, а в марте, в День весеннего равноденствия.

У каждого года, и человека, рожденного в этот год, свой тотем (покровитель). Всего 16 тотемов: Темный сох, Жалящий шершень, Притаившийся лют, Огненная векша, Жемчужная щука, Бородатая жаба, Дикий вепрь, Белый филин, Шипящий уж, Крадущийся лис, Свернувшийся еж, Парящий орел, Прядущий мизгирь, Кричащий петух, Златорогий тур, Огнегривый конь.

Красиво и поэтично, не так ли?

Ниже будут описаны высшие качества каждого тотема, которые могут быть у человека. Тотем поможет узнать, кто вы на самом деле, ваши внутренние качества, может направить на нужный путь, и подскажет, чего стоит опасаться. А может и не направить и не подсказать. Гороскопы они такие.

Итак, давайте узнаем свой год и свой тотем.


Тотем лося - это твердость духа, характер, сила, харизма, стремительность и гордость. Люди, рожденные под покровительством этого тотема яркие и активные личности. Они могут быть лидерами, и у них это великолепно получается. Своей уверенностью эти люди буквально заражают других.

Лосю присуща некоторая неудовлетворенность тем, что уже достигнуто, он хочет создавать еще и еще, что-то новое, что-то необычное. И это у него получается благодаря высокой работоспособности и выносливости.

Люди-лоси заняты обучением и обновлением, они хотят и могут нести знания миру. Благодаря своему тотему, они легко самореализовываются, поднимаются по карьерной лестнице и, вообще, достигают любых поставленных целей.

Совет этого тотема – меньше сомневаться в себе и больше действовать.

Прекрасно сходятся с людьми, хорошо выстраивают отношения, общительны, если ситуация этого требует. Но, между тем, прекрасно могут чувствовать себя в одиночестве.

Нередко случается так, что люди, которым покровительствует Лось остаются непонятыми в этом мире. Но, что ж поделать, не всегда общество готово к новым революционным идеям.


Люди, рожденные под тотемом Шершня активны и целеустремленны, бережливы, у них от рождения развитая интуиция и хорошая память, они умеют ставить перед собой цели и достигать их. Любой ценой, иногда даже в обход каких-то моральных принципов. Ужасные собственники и ревнивцы: своего не отдадут, и на чужое глаз могут положить.

Тотем-покровитель дает дар красноречия, навык эффективного управления и общения с людьми. Постоянно напоминает о том, что нужно уважать других и самосовершенствоваться. Помогает развить в себе лучшие качества.

Со стороны люди-шершни могут выглядеть суетливо, они бывают очень шумными, как и их тотем. Но это видимость, за такой внешностью скрываются пунктуальность, усердие и огромные организаторские таланты. Все это помогает быть им хорошими хозяевами и грамотно управлять финансами.

По своей натуре - это лидеры, но иногда с очень сложным характером: часто ставят на место других, иногда в очень грубой, острой и язвительной форме.


Славянский гороскоп утверждает, что люди, рожденные в год Волка - это люди огромной силы и в то же время грации: внешне мягкие и расслабленные, в нужный момент легко и быстро могут собраться и сконцентрироваться. Это разительные перемены в короткое время.

Волки обладают каким-то магнетизмом, притягивают к себе других. Они очень щедрые и добрые, терпеливые. Но никому не позволят ограничивать их свободу! Между тем, очень преданные семье.

Для них существуют только те рамки, обязательства и ограничения, которые они сами для себя поставили. Не стойте на пути у Волка, он умеет давать отпор всем и всему, что посягает на его территорию.

Любят порядок, как в делах, так и в доме, но не любят его наводить, однако, могут это делать. А еще могут грамотно общаться и управлять другими.

Тотем-покровитель указывает на опасные жизненные моменты, помогая обходить их стороной. Учит принимать взвешенные и обоснованные решения и действовать наверняка. Учит анализировать события и выделять главное, для максимальной эффективности.


Согласно славянскому гороскопу люди, рожденные в год Белки имеют защиту Высших сил. Плюс ко всему, они ловкие и подвижные, все схватывают на лету, из любой ситуации могут найти выход. Немного лукавые, иногда чрезвычайно нервные и подверженные депрессиям. Белка крайне противоречивый знак.

Люди, рожденные под покровительством Векши привыкли рассчитывать только на себя, они очень рано создают семьи и начинают работать. Благодаря своей запасливости, умении экономить, постоянном развитии и обучении у них многое получается.

Тотемное животное дарует своим подопечным чуть больше позитива, творчества, заряжает энергией, помогает быть предусмотрительными и организованными. Учит все доводить до конца и предостерегает от суетливости.

Чтобы добиваться в жизни большего, людям-белкам нужно уметь контролировать свои эмоции.


Этот тотем - один из немногих сильно связанных с миром умерших предков, люди рожденные в год Щуки находятся под их присмотром. Может от того они такие спокойные и уверенные в себе консерваторы, внутренние покой и уравновешенность которых видно невооруженным глазом.

Высшая харизма этого года - Воплощение Созидающего Преобразующего жизненного начала - его цель уничтожение всего, что недостойно существования.

В общении, рожденные под охраной Щуки люди, исключительно прямолинейны и честны. Они шикарно владеют собой, очень ответственны, умеют справляться со скучной и монотонной работой.

Чтут семью и традиции, умеют создавать уют в доме.


Это тотемное животное наделяет мудростью, помогающей жить в гармони с миром, учит скромности, аккуратности, умению ценить то, что есть.

Люди этого символа чудесные семьянины и великолепные хозяева. Они очень гостеприимны, с ними приятно находиться рядом, даже несмотря на их чрезмерную консервативность и боязнь перемен. Знают, чего хотят от жизни и умеют этого добиваться, любят комфорт.

Рожденные в год Жабы часто выбирают своим полем деятельности интеллектуальный труд, хорошие психологи от рождения, хорошо понимают других, легко находят общий язык. Убедят кого угодно и в чем угодно, могут быть очень красноречивыми, если надо, конечно.


Этот славянский тотем наделяет людей бесстрашием, выносливостью и целеустремленностью. Не связывайтесь с теми, кому он покровительствует, они дадут отпор, да еще как!

Кабаны упрямы и стремятся всегда быть первыми в том, что им нравится. Очень долго раскачиваются и раздумывают, но приняв решение и обозначив цель, ни за что не отступят. После того, как желаемое достигнуто, им нужен отдых и уединение. Могут даже впасть в апатию.

Несмотря на свой сногсшибательный характер, эти люди не действуют напролом: все решения принимают взвешенно и разумно. Из людей, рожденных в год Вепря получаются хорошие исследователи, путешественники и финансисты.

Кабан - это тотем успеха, материального благополучия, справедливости и отменного здоровья. Он учит искать свое предназначение в жизни, следовать своим мечтам.


Филин - самый таинственный и загадочный тотем славянского гороскопа, люди рожденные в этот год становятся медиумами и провидцами. Они замкнуты, у них свой ритм жизни, часто такой же, как и у их тотемного животного. Часто их деятельность связана с духовными сферами жизни или защитой Высших ценностей.

Филины суеверны и мнительны, у них великолепная интуиция, причем от рождения. Независимые и сильные, они, однако могут хорошо работать в команде. Но, как бы там ни было, чтобы раскрыть весь свой потенциал, этим людям очень нужна поддержка близких, имея ее, они свернут горы.


Ужи - философы, способные гармонизировать мир вокруг себя. Для них важна обратная сторона вещей, все тайное. Возможно, именно это помогает им так хорошо разбираться в людях, видеть их почти насквозь.

Люди, которым покровительствует Уж слегка скрытны в общении, но поговорить любят. Они практичны и бережливы, очень работоспособные. Своих целей достигают, идут к ним упрямо, а все возникающие препятствия аккуратно обходят.

Это тотемное животное учит своих подопечных гибкости, дарует волю, расчетливость, спокойствие и умение приспосабливаться к разным жизненным ситуациям.

К Ужу можно обращаться за восстановлением сил и здоровьем, мудростью и новыми возможностями для развития.


Лис оберегает ловких и изобретательных людей, жизнь которых - сплошное приключение, кстати, не всегда веселое. Но с ними не соскучишься! При всей своей наполненной событиями жизни, Лисы очень осторожны, предусмотрительны, а цели добьются. Если надо, пройдут по головам, но сделают это тихо, исподтишка. Они умелые интриганы и с ними нужно быть осторожными.

Этот тотем наделяет способностью чувствовать опасность и угадывать нужный момент для действий. Учит концентрации, расчетливости, а также благоразумию.


Ежи энергичны, очень энергичны, деятельны, слегка суетливы и очень ответственны. Они внешне сдержаны, иногда колючи, но на самом деле - это добрые, работящие и надежные люди. Они очень верные друзья и супруги.

Почти из всех ситуаций они выходят победителями, хорошо разбираются в людях, иногда шумны и непоседливы, и обладают великолепной памятью.

Тотем Свернувшегося ежа помогает справляться со сложностями в характере, учит сглаживать углы и избавляться от излишней раздражительности. Приносит в жизнь мягкость.


Орел во многих культурах является символом величия, храбрости и лидерства. Славянский тотемный гороскоп не исключение, люди, которым он покровительствует, тоже, обладают этими качествами.

Орлы - реформаторы, миссионеры, одержимые идеалами и идеями. Они гордые и смелые, живут по своим правилам, не потерпят, чтобы ими манипулировали. Эти люди аристократы, а еще они очень верные, надежные и безумно обаятельные. Хорошо организованы, беспорядка не любят. Из них получаются хорошие руководители.

Тотем Орла учит предугадывать неприятности, заботиться о слабых, действовать решительно.


Люди, которым покровительствует тотем Паука не могут существовать в одиночестве. Им важна поддержка близких людей, им нужен свой клан. Они любят объединять вокруг себя большие группы людей и у них это великолепно получается.

Пауки любят власть, они целеустремленны, общительны и имеют большой творческий потенциал.

Их особый дар – удерживание равновесия и внутренней устойчивости. Способны отлично планировать свое время, успевая огромное количество дел за короткие сроки.

Благодаря своим тотемным качествам из них получаются отличные руководители, ученые, менеджеры проектов, исследователи и так далее.

Люди, чье тотемное животное паук - счастливые люди. И свое счастье они находят в любви. В семье чтут традиции, берегут очаг. Короче говоря, надежная опора не только семьи, но и общества.


Тотем Петуха будит в людях резкость, бесстрашие и амбиции. Но на ряду с этими качествами, еще и поспешность в поступках и суждениях. Эти люди эмоциональны, и порой очень сильно, отсюда и импульсивность в действиях. Они активны и бесстрашны, любят быть на виду, отличаются оригинальностью мыслей, поэтому профессии, свойственные им - творческие.

Источник сил для людей этого знака - семья. Они обожают свой дом и детей. Веселы и открыты. А вот усидчивости им не хватает, трудится в поте лица не любят.


Быки сочетают в себе добродушие и ярость, это очень энергичные, терпеливые, а порой крайне упрямые люди. Если нужно, то за свои убеждения, за близких, и особенно за детей будут стоять до последнего. Любят оберегать слабых, щедры, слегка романтичны, но в то же время умеют быть резкими и даже агрессивными.

Тур - это символ плодородия, сытой жизни и трудолюбия. Люди, рожденные в этот год ценят семью, умеют вести хозяйство. Умеют сохранять детскую непосредственность в любом возрасте. Они веселые и добрые, их очень любят, у них много друзей.

Без поддержки близких Быкам бывает крайне сложно, но если родные люди рядом, то Быки могут свернуть горы. Они успешны в карьере и почти всегда финансово независимы.

Тотем оберегает своих подопечных от лишнего упрямства и напоминает о необходимости налаживать контакты с людьми.


Год Коня - это год талантливых, смелых, четных, отважных и целеустремленных людей. Почти все, рожденные в такой год любят путешествия, спорт, очень часто экстремальный. Эти люди очень подвижны, они совсем не домоседы. Девиз Коня:

Движение - это жизнь!

С ними не бывает скучно, у таких людей много идей, они удивляют близких своими постоянно раскрывающимися все новыми и новыми чертами и талантами. Но между тем, очень исполнительны. Без дела сидеть не будут.

Тотем лошади издавна связывался с силой, властью, величием и достижениями. Он помогает двинуться дальше, освободиться от внутренних и внешних ограничений, развить энергичность, дар убеждения и умение работать в коллективе.

Вот, вкратце, про все 16 тотемов славянского гороскопа рассказано. Да, статья получилась очень большая, но, что ж поделать. Мы обязательно раскроем каждый тотем, но в следующих статьях, поэтому можете подписаться на рассылку сайта.