Лидия Литвяк. Небесная Белая Лилия

Лидию Литвяк называют самой результативной летчицей периода Второй мировой войны. Будучи летчиком-истребителем, она сбила множество вражеских самолетов, но однажды сама не вернулась из очередного полета… Ей было неполных 22 года.

Богиня авиации

Лидия Владимировна Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года, во Всесоюзный день авиации. Этот факт наложил отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь. Лиля (так называли ее близкие) с детства увлекалась самолетами. В 14 лет она стала заниматься в Центральном аэроклубе имени Чкалова и в 15 уже совершила первый самостоятельный полет. Потом была Херсонская авиашкола летчиков-инструк торов. По ее окончании Лиля пошла работать в Калининский аэроклуб, где лично подготовила 45 курсантов.

С началом войны Литвяк попросилась на фронт добровольцем. Но лишь в 1942 году она совершила свой первый боевой вылет на истребителе Як-1 в составе 586-го ИАП. Это был один из трех «женских авиаполков» под руководством Марины Расковой, сформированных по личному приказу Сталина. Чтобы попасть туда, Литвяк пришлось пойти на хитрость – приписать себе недостающие 100 часов налета.

В сентябре ее перевели в 437-й истребительный авиационный полк 287-й истребительной авиационной дивизии. В том же месяце она сбила над Сталинградом истребитель Me-109. Летчика, немецкого барона, взяли в плен. Он оказался кавалером Рыцарского креста, опытным пилотом, одержавшим 30 воздушных побед. Пленный был несказанно удивлен, когда узнал, что его сбила молодая русская девушка. По легенде, немец снял с себя боевые награды и протянул смелой летчице…

Лилия и звезды

На фюзеляже самолета Литвяк по ее просьбе нарисовали белую лилию. «Белая Лилия-44» (по бортовому номеру самолета) стала ее радиопозывным. А саму ее отныне стали называть «Белая лилия Сталинграда». Вскоре Лидию перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, где служили лучшие пилоты, затем в 296-й ИАП.

Однажды ее собственный самолет оказался подбит, и ей пришлось сесть на территории, занятой немцами. Она чудом избежала плена: один из летчиков-штурмов иков открыл огонь по фашистам, а когда они залегли, укрываясь от обстрела, спустился на землю и взял девушку к себе на борт.

23 февраля 1943 года Лидию Литвяк за боевые заслуги наградили орденом Красной Звезды. К тому времени на фюзеляже ее «Яка» красовались, кроме белой лилии, восемь ярко-красных звезд – по числу сбитых в боях самолетов.

22 марта в районе Ростова-на-Дону во время группового боя с немецкими бомбардировщикам и Лидия получила тяжелое ранение в ногу, но все же сумела посадить поврежденный самолет. Из госпиталя ее отправили долечиваться домой, но уже через неделю она вернулась в полк. Летала в паре с командиром эскадрильи Алексеем Соломатиным, прикрывая его во время атак. Между боевыми товарищами возникло чувство, и в апреле 43-го Лидия и Алексей расписались.

В мае 43-го Литвяк сбила еще несколько вражеских самолетов и была награждена орденом Красного Знамени. Но судьба приготовила ей сразу два тяжелых удара. 21 мая в бою погиб ее муж Алексей Соломатин. А 18 июля - лучшая подруга Екатерина Буданова.

Но горевать было некогда. В конце июля - начале августа 43-го Литвяк пришлось принимать участие в тяжелых боях по прорыву немецкой обороны на реке Миус. 1 августа Лидия совершила целых четыре боевых вылета. Во время четвертого вылета ее самолет был подбит немецким истребителем, но не упал сразу на землю, а скрылся в облаках…

«Погибла при выполнении…»

После войны бывшие однополчане пытались отыскать следы Лидии Литвяк. Выяснилось, что обломки истребителя с белой лилией на фюзеляже были найдены местными жителями и сданы в металлолом. Позднее стало известно, что останки неизвестной летчицы были обнаружены близ хутора Кожевня местными мальчишками. 29 июля 1969 года их захоронили в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. В 1971 году поисковому отряду 1-й школы города Красный Луч удалось установить имя летчицы – Лидия Литвяк.



Родилась 18 августа 1921 года в Москве. Окончила среднюю школу. В 1935 году поступила в Кировский аэроклуб. По окончании Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. К началу Великой Отечественной войны подготовила 45 пилотов.

10 октября 1941 года добровольно вступила в ряды Красной Армии. С 15 апреля 1942 года вела боевую работу в системе ПВО города Саратова (144-я истребительная авиационная дивизия, Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО). Совершила 35 вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов. С 10 сентября 1942 года - лётчик 586-го истребительного авиационного полка, в том же месяце зачислена командиром звена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт).

10 октября 1942 года направлена в состав 9-го Гвардейского Одесского истребительного авиационного полка (к тому времени имела на счету 1 личную и 2 групповые победы). 8 января 1943 года переведена в 296-й истребительный авиационный полк (21 марта 1943 года преобразован в 73-й Гвардейский ИАП). В феврале одержала ещё одну личную победу и вскоре награждена орденом Красной Звезды.

22 марта 1943 года участвовала в перехвате группы бомбардировщиков Ю-88 и сбила один "Юнкерс". В этом же бою получила осколочное ранение в ногу. После лечения вернулась полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув, вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. В завязавшемся воздушном бою сбила истребитель Ме-109. 31 мая уничтожила аэростат-корректировщик артиллерийского огня. За эту победу (и 4 лично сбитых самолёта противника) награждена орденом Красного Знамени. 16 июля снова ранена осколками в ногу и плечо. К концу июля 1943 года одержала ещё 2 победы (1 лично и 1 в группе).

1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская Донская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания. К тому времени она совершила 138 боевых вылетов, в воздушных боях сбила лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника, уничтожила 1 аэростат-корректировщик (по материалам последнего наградного листа - выполнила 150 боевых вылетов, сбила 6 самолётов лично и 6 в группе, ещё 2 подбила; оперативными документами это всё не подтверждается).

За свои подвиги была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Поскольку точных данных о её гибели ещё не было (ходили слухи, что она находится в плену), командование дивизии не утвердило это представление, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Могила Л. В. Литвяк была найдена лишь летом 1979 года в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области (похоронена в братской могиле). После этого, ветераны полка возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Гвардии младший лейтенант Литвяк Лидия Владимировна посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Награждена орденами: Ленина (05.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943); медалью "За оборону Сталинграда" (1943).


* * *

Список известных воздушных побед Л. В. Литвяк:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
13.09.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/4) западнее Гумрак Як-1
27.09.1942 1 Ю-88 СТЗ (Сталинград)
1 Ме-109 (в паре)
11.02.1943 1 Ме-109 Весёлый
22.03.1943 1 Ю-88 Чалтырь - Синявка
05.05.1943 1 Ме-109 южнее Сталино *
31.05.1943 1 аэростат Кондаковка
19.07.1943 1 Ме-109 Первомайское
31.07.1943 1 Ме-109 (в гр. 1/3) западнее Петровский

Всего сбитых самолётов - 5 + 3 (ещё 1 аэростат); боевых вылетов - 138.

* Победа включена в список только на основании наградного материала. В оперативных и отчётных документах не упомянается.

Из фотоматериалов разных лет:






Из материалов прессы разных лет:






Девушки, воевавшие в Великую Отечественную, - тема общеизвестная. Советский Союз оказался единственной страной, где женщины выступали не только в обычной роли связисток и санитарок, но и регулярно сражались на передовой. Снайперши РККА стали всемирно известным феноменом, санинструкторы тысячами погибали на поле боя, но вынесли на себе колоссальное количество раненых, известны девушки, воевавшие даже в танковых войсках. Своего рода "брэндом" советской авиации стали "ночные ведьмы" - женские бомбардировочные подразделения. Однако девушки служили не только в ударной авиации.

Мечта о небе

Среди советских лётчиков-истребителей выделяется один совершенно необычный персонаж. Увидев Лидию Литвяк без униформы, вряд ли можно было бы представить, что это - воздушный ас. Хрупкая блондинка студенческого возраста, бравшая букетики в кабину самолёта, странно смотрится среди суровых лиц ветеранов воздушных боёв. Однако она не просто побывала за штурвалом Яка. В то время как подавляющее большинство лётчиков-истребителей не успевало сбить за свою карьеру ни одного самолёта или сбить 1–2, Литвяк добилась дюжины индивидуальных побед и нескольких групповых. Юная девушка отличалась агрессивным эффектным стилем воздушного боя и с полным правом вошла в элиту боевой авиации антигитлеровской коалиции.

Родители Лидии перебрались из деревни в Москву по окончании Гражданской войны. Будущая лётчица родилась в 1921 году. По иронии судьбы 18 августа - день её рождения - вскоре стал отмечаться как день советской авиации. Звёзды сошлись удачно: юная Литвяк с детства болела небом. Благо 20-е и 30-е годы стали не только временем тяжёлых испытаний для страны, но и короткой эпохой надежд и безоглядной веры в прогресс. Авиацией увлекались многие, и когда четырнадцатилетняя Лидия поступила в аэроклуб, то ужаснула мать, но никого не удивила.

Девушка осваивала воздух стремительно: в 15 она уже пилотировала кукурузник У-2 самостоятельно, а затем окончила школу лётчиков-инструкторов в Херсоне. Ещё старшеклассница, но уже полноценная авиатрисса: Литвяк не только летает сама, но и учит других. Советский Союз отчаянно нуждался в кадрах, стране остро недоставало любых специалистов, так что опытный пилот ценился всегда, хотя бы и несовершеннолетняя девушка. На карьере Литвяк не сказалась даже типичная трагедия эпохи: в 1937 году её отец попал под каток репрессий и погиб в тюрьме, однако на судьбе самой Лидии эта история не отразилась.

До лета 1941 года Литвяк подготовила четыре десятка лётчиков. Затем началась война, и она сразу же попросилась на фронт в боевые части. Поначалу энтузиазм двадцатилетней девушки вызвал кислую реакцию у командования. Использование женщин в боевой авиации ещё не планировалось. Однако в это время личное дело Лидии попалось на глаза живой легенде отечественной авиации - Марине Расковой.

Раскова сама была неординарным персонажем. Одна из трёх первых женщин - Героев Советского Союза, воздушный штурман, лётчица с опытом полётов в экстремальных условиях, ставившая рекорды в небе. Опыт, энергия и квалификация принесли Расковой изрядный авторитет в воздушных силах, а её связи тянулись очень высоко, вплоть до личных контактов со Сталиным. С началом войны она предложила создать несколько женских авиационных частей. Энергия и связи Расковой позволили ей продавить эту идею, и осенью 1941 года началось формирование трёх женских авиаполков - 587-го бомбардировочного (будущий 125-й гвардейский), 588-го ночного бомбардировочного (знаменитые "ночные ведьмы") и, наконец, 586-го истребительного.

Лидия Литвяк стремилась попасть именно в истребительную авиацию. Её желание вступить именно в этот полк было настолько острым, что она тайком приписала себе сто часов налёта. Быть может, это не самое ответственное поведение, однако эта хитрость оправдалась: советская авиация получила превосходного истребителя - энергичного и инициативного. Иной раз даже чрезмерно инициативного. Лидия отличалась своенравным и даже немного шпанистым характером. Впервые склонность к риску даже в обход приказаний в ней отметили ещё во время обучения на авиабазе неподалёку от Энгельса. С одним из самолётов произошла авария, ему требовалось привезти запасной винт. Из-за метели полёты были запрещены.

Однако Лидия просто запрыгнула в кабину и полетела на место аварии без приказа и дозволения. Руководитель авиашколы объявил ей выговор, зато Раскова заявила, что гордится такой ученицей. Кажется, Раскова видела в Лидии черты собственного характера. Иногда, впрочем, проблемы Лиды с дисциплиной проявлялись комичным образом. Так, однажды она срезала кусок меха с унтов, чтобы сделать из него модный воротничок к комбинезону. Тут Раскова уже не проявила снисхождения: Литвяк пришлось перешивать мех обратно. Правда, любви к мелкому украшению жизни она не потеряет даже на фронте, уже будучи опытным пилотом. Шарфики из парашютного шёлка, перешитые для большего удобства и изящества подшлемники - Лидия даже под огнём останется девушкой, а не только истребителем.

А вот к уровню пилотажа претензий не было. Литвяк, как и остальные девушки, выдерживала бешеный темп обучения с двенадцатичасовыми тренировками каждые сутки. Свирепость подготовки объяснялась просто: лётчицам предстояло воевать против противника умного, жестокого и не прощающего ошибок. Пилотирование Яка Лидия сдала на отлично и отправилась на войну.

Всё, что в воздухе, - враг

В сентябре 1942 года на земле шла самая грандиозная и жестокая битва в истории человечества - Сталинградская. Ставки были как никогда высоки, а выражение "любой ценой" никто не воспринимал как простую риторику. Люфтваффе начали эту битву грандиозной воздушной бомбардировкой Сталинграда, погубившей сразу десятки тысяч жителей. Бомбардировщики жестоко трепали идущие в Сталинград подкрепления и переправлявшиеся через реку суда с беженцами и ранеными. Именно в этом сражении Лидия Литвяк стала не просто девушкой на истребителе, а бойцом с грозной репутацией. Она с несколькими подругами воевала в мужском 437-м авиаполку наравне со всеми.

И воевала блестяще. В первом же своём воздушном бою Лида уничтожила бомбардировщик, а затем срубила истребитель, нацелившийся на её напарницу Раису Беляеву. Самолёт возвращается на базу с победой…

…И лётчица опять хулиганит. После успешных вылетов Лида, если у неё оставалось топливо, не отказывала себе в удовольствии покрутить фигуры высшего пилотажа над родным аэродромом. Эти шуточки стали одной из её визитных карточек. Командир полка смотрел на эти развлечения сквозь пальцы. Боевые задачи она выполняла успешно, а количество звёздочек на фюзеляже медленно, но неуклонно росло. Полк нёс тяжёлые потери, но Литвяк оставалась в строю, неизменно показывая цепкость, напор и хорошее тактическое мышление. Из-под Сталинграда она ушла закалённым в огне пилотом-истребителем.

Вскоре после Сталинградской битвы Литвяк впервые подбили. Она чуть не погибла, пойдя на вынужденную посадку на нейтральной полосе. Лидию спасли штурмовики, вместе с которыми она ходила на задание. Илы прижали огнём немцев, пытавшихся добраться до неё на земле, а затем один из "летающих танков" приземлился рядом. Литвяк влезла в кабину, и ильюшин благополучно ушёл от погони.

Весной 43-го почти на всём фронте наступило затишье, но лётчиков оно не касалось. Вылеты на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, перехват немецких ударных самолётов. В апреле Литвяк получила серьёзное ранение в крайне сложном бою. Её Як вышел на перехват бомбардировщиков над Ростовом. Яки атаковали немцев, Литвяк свалила один из юнкерсов, но во время свалки пуля попала ей в ногу. На повреждённый самолёт начали заходить уже немецкие истребители. Лидия отреагировала в своей манере - она пошла в отчаянную контратаку и не отвернула. Ей удалось уничтожить один из атаковавших её мессершмиттов ценой второго ранения и измочаленного собственного самолёта. После боя Як едва дотянул до аэродрома, Литвяк отрапортовала об успешном выполнении задания - и тут же свалилась от боли и кровопотери. Госпиталь она вскоре покинула самым естественным для себя образом - сбежала. Ещё не оправившись от ранения, она сбивает два мессера подряд. Один из лётчиков попал в плен и попросил о встрече с пилотом, который его сбил. Немецкий авиатор не поверил, что его самолёт уничтожила девушка. Литвяк пришлось на пальцах показывать, как именно она заходила ему в хвост, чтобы рассеять сомнения незадачливого аса.

Затем Лидия уничтожила необычную цель - аэростат-корректировщик. Немцы внимательно следили за тем, чтобы их драгоценный летательный аппарат не сбили, и Литвяк управилась с аэростатом хитростью - она спикировала на него со стороны солнца.

Этой бурной весной Литвяк познакомилась с другим асом - Алексеем Соломатиным. Военные романы часто завязывались быстро, оказывались бурными - и по понятным причинам несчастливыми. Но риск воспринимался как часть профессии, а в боях наступил перерыв в преддверии схватки под Курском, и Лидия могла урвать себе несколько недель покоя и простецкого человеческого счастья. Литвяк и Соломатин сошлись характерами, и, по словам однополчан, были отличной парой. Интересно, что Соломатин служил в полку, куда Литвяк в своё время не взяли: эта часть часто ходила на разведку далеко за линию фронта, и комполка майор Ерёмин отказался от девушек-лётчиц - в случае плена им пришлось бы хуже, чем мужчинам.

Военно-полевой роман продлился недолго: 21 мая 1943 года Соломатин погиб на глазах наземного персонала и любимой - смертельно раненный в бою, он не сумел посадить повреждённый самолёт. На похоронах Лидия кричала: "Я отомщу!" Вскоре убили её лучшую подругу Екатерину Буданову. За несколько недель Литвяк потеряла двух самых близких людей. Всё, что у неё осталось, - это самолёт, навыки воздушного боя и желание мстить. В ближайшие недели она уничтожает ещё два самолёта, получает новое ранение, но отказывается от госпитализации. Бои возобновились с прежним накалом, и ас двадцати одного года от роду участвует в них самым деятельным образом.

1 августа 1943 года Лидия пропала без вести во время боёв над Миус-фронтом в Донбассе. Она возвращалась с воздушного боя вместе с напарником.

Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:

Очень часто наши погибали буквально при посадке: ну вот родной аэродром рядом… Расслабленность такая… А тут из-за тучки или со стороны солнца: вжик - и всё… Поэтому говорили: при посадке будь до предела, не расслабляйся…

Я с ними держала связь. Они говорят:

- Все тут, всё благополучно! Но это не её голос, а ведущего. А она была ведомой.

- Я - "Чайка-5", я - "Чайка-5". Пошла в атаку!

Что такое? Я ослышалась? Я начала записывать.

Тихо. Вдруг слышу такой крик. Знаете - такой крик, надрывом.

- Пошла!

И всё. Она не вернулась…

По словам напарника Литвяк Ивана Борисенко, восьмёрка Яков сцепилась с немцами, и лётчики потеряли друг друга в облаках. Он успел заметить, как из туч вывалился дымящийся Як, а уже на базе оказалось, что Лидия не вернулась на базу. На немецкой стороне в этот день в этом секторе тоже погиб истребитель-ас: из вылета не вернулся Ханс-Йорг Меркле, он также пропал без вести. Кто его убил, неизвестно, но существует некая вероятность, что это был прощальный удар Лидии Литвяк: оба самолёта исчезли рядом с деревней Дмитровка под Шахтёрском. Позднее Скоробогатова заметила, что, возможно, Лидия целенаправленно пошла в атаку, просто из бешеного желания отомстить. Так ли это, узнать невозможно, но такой поступок вполне в духе этой девушки.

Несколько десятилетий Лидия считалась пропавшей без вести. Из-за того что ни обломков самолёта, ни тела не нашли, ходила даже байка о том, что девушка спаслась с парашютом - и её будто бы видели в немецком тылу в обществе германских офицеров. Учитывая обстоятельства её жизни и характера, это откровенно безумный слух. Однако ясности в этом деле не было до конца 80-х годов. Учительница-энтузиастка из Красного Луча В. И. Ващенко по своему почину занялась поисками, и в результате удалось обнаружить останки. Тело лётчика сохранилось плохо, но по остаткам белья стало понятно, что это была женщина. После изучения останков было установлено, что они принадлежат Лидии. Судя по сохранившимся костям, она погибла мгновенно от ранения в лоб. Эта девушка не изменила себе и в последний момент жизни шла навстречу тому, кто её убил.

Лидия Литвяк прожила 21 год и за время войны сбила 11 самолётов и аэростат. Это делает её лучшей женщиной-истребителем всех времён и народов. Конечно, огненный шар над миусской степью - это не тот финал, которого она заслуживала. Судьба Лидии - это судьба всего её поколения, великолепно одарённого природой - и принёсшего себя в жертву.

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной женщиной-пилотом времён Великой Отечественной войны. Всего за год участия в воздушных боях она осуществила 186 вылетов, одержав 12 личных побед и четыре - в составе группы. Литвяк, известная как Белая Лилия Сталинграда, долгое время считалась пропавшей без вести. Точное место её гибели было установлено лишь спустя несколько десятилетий, а звание Героя Советского Союза посмертно лётчице присвоили только в 1990 году. О боевом пути Белой Лилии Сталинграда - в материале RT.

  • Советская лётчица Лидия Литвяк у своего истребителя
  • РИА Новости

Рождённая летать

Связать свою жизнь с небом Лидии Литвяк было суждено буквально с рождения. Она появилась на свет в Москве 18 августа 1921 года — во Всесоюзный день авиации. О самолётах девочка мечтала с детства. В 14 лет она записалась в аэроклуб и уже через год впервые самостоятельно подняла в небо крылатую машину. Образование продолжила в Херсонской авиационной школе Осоавиахима СССР, после окончания которой была направлена на работу в Калининский аэроклуб. Там она успела лично подготовить 45 курсантов. Но Лидия стала стремиться на фронт. Чтобы попасть в ряды военных лётчиков, девушка даже пошла на хитрость, приписав себе часы налёта.

  • Самолёты У-2 Калининского аэроклуба. Лето 1935 года © Wikimedia Commons

В 1942 году Лидия Литвяк была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны. Службу, как и некоторые другие лётчики, не имеющие диплома о выпуске из военного училища, изначально проходила в звании сержанта. Освоив истребитель Як-1, Лидия занималась патрулированием воздушного пространства в районе Саратова и сопровождением транспортных самолётов. Но в начале августа она попала на фронт и открыла свой личный боевой счёт под Сталинградом, сбив бомбардировщик Ju 88. 13 сентября в ходе своего второго боевого вылета Литвяк лично сбила ещё один бомбардировщик, а работая в паре — истребитель Ме-109. В сентябре Лидия была переведена в 437-й истребительный авиационный полк.

  • Як-1 © Wikimedia Commons

«Як-1 был далеко не самой удачной машиной. И то, что Лидия Литвяк сразу же начала на нём весьма результативно воевать, свидетельствовало о редком сочетании умения и везения», — заявил в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

Белая Лилия Сталинграда

На фюзеляже своего самолёта Лидия попросила нарисовать белую лилию. Вскоре за ней закрепились прозвище Белая Лилия Сталинграда и позывной Лилия-44. Одержав ещё ряд воздушных побед, Лидия Литвяк была на некоторое время переведена в оперативное подчинение 9-го гвардейского истребительного полка.

«Это было везение и признание заслуг. В 9-м полку служили лучшие лётчики-истребители, некоторые из них дважды стали Героями Советского Союза. Там можно было многому научиться», — рассказал Хазанов.

По информации биографов Лидии, лётчик одного из сбитых ею истребителей успел эвакуироваться с парашютом и попал в плен к советским войскам. Им оказался немецкий барон, одержавший до этого, по его словам, около 30 воздушных побед. Он не мог поверить, что его сбила девушка, и был шокирован, когда Белая Лилия жестами показала ему некоторые детали боя, известные только пилотам.

В конце 1942 года Лидию Литвяк перевели служить в 296-й истребительный авиационный полк. 11 февраля 1943 года она снова сбила в ходе одного вылета два самолёта: лично — Ju 88, а в составе группы — истребитель FW 190. Однажды в ходе боёв самолёт Литвяк был подбит и приземлился на занятой врагом территории. Но сослуживцы помогли ей вернуться к своим. 23 февраля 1943 года сержант Лидия Литвяк была награждена орденом Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Белая Лилия сбила немецкий бомбардировщик, а затем, прикрывая товарищей, вступила в бой сразу с шестью истребителями противника.

«Её машина держалась в воздухе буквально на честном слове и на одном крыле. Сама Литвяк получила ранение в ногу, но всё же сумела привести самолёт на аэродром», — отметил в беседе с RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.

В 1943 году Белой Лилии было присвоено звание младшего лейтенанта.

Победы и потери

Сразу несколько побед Лидия Литвяк одержала в мае 1943-го. Помимо истребителей противника, она смогла уничтожить аэростат — корректировщик действий артиллерии, к которому другие самолёты не могли приблизиться из-за плотного огня средств противовоздушной обороны. Белая Лилия подлетела к нему с тыла против солнца и сбила.

Однако в том же месяце у Лидии произошла личная трагедия. Незадолго до этого она вышла замуж за своего ровесника — командира эскадрильи 296-го полка Алексея Соломатина, у которого была ведомой. 1 мая он был награждён звездой Героя Советского Союза, а 21-го — погиб в авиакатастрофе прямо на глазах у супруги и сослуживцев.

  • Алексей Соломатин © Wikimedia Commons

«Потеряв любимого человека, Лидия не опустила руки, а стала сражаться ещё более яростно», — отметил Хазанов.

В июле 1943 года она одержала ряд новых побед и, даже получив ранение, не захотела обращаться в госпиталь. Однако 19 июля её ждала новая утрата. В бою над Донбассом Литвяк была подбита вместе со своей близкой подругой Екатериной Будановой. Лидия успела выпрыгнуть с парашютом, а Екатерина смогла посадить самолёт, но уже на земле скончалась от полученных ран. По числу воздушных побед Буданова уступала только самой Белой Лилии.

  • Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
  • РИА Новости

По воспоминаниям однополчан, после этого инцидента Лидия всё чаще стала говорить, что у неё возникло ощущение приближающейся гибели.

1 августа 1943 года в ходе боёв в районе реки Миус Литвяк совершила четыре боевых вылета и сбила два вражеских самолёта лично, а один — в составе группы. Во время последнего вылета её самолёт был подбит и упал, однако детально рассмотреть, что же с ним произошло, сослуживцы не смогли из-за сильной облачности.

«Большое исключение»

Лидия Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза, но получила его не сразу. Одно время в прессе циркулировала информация, что это произошло якобы потому, что Лидию обвиняли в сдаче в плен врагу. Однако подобные доводы сомнительны, отмечают историки, поскольку в сентябре 1943 года младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени с припиской «посмертно» и повышена в звании до лейтенанта, хотя официально и считалась пропавшей без вести.

Также по теме


«Умру, а подлецом не буду»: за какие подвиги подпольщик Иван Кабушкин был удостоен звания Героя Советского Союза

4 июля 1943 года в минской тюрьме гитлеровцы расстреляли легендарного советского подпольщика Ивана Кабушкина по прозвищу Жан. Он лично...

Чтобы окончательно установить судьбу Белой Лилии Сталинграда, потребовались десятилетия. Как выяснилось позднее, её останки были обнаружены только в 1969 году у хутора Кожевня, но личность тогда определить не смогли. Лидию похоронили в братской могиле как «неизвестную лётчицу». И только в 1970-е годы юные поисковики из города Красный Луч опознали в погибшей Лидию Литвяк.

После завершения всех необходимых процедур в 1988 году имя лётчицы увековечили на месте захоронения, а в приказ Главного управления кадров Народного комиссариата обороны от 1943 года Министерство обороны СССР внесло изменения, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.

«По традиции, сложившейся ещё в годы Первой мировой, асом считается лётчик, сбивший более пяти самолётов противника. На счету Лидии Литвяк было 12 личных побед и ещё четыре — в группе. За десять месяцев она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боёв. Её мастерство ценили настолько, что включили в особую группу «свободных охотников» — лётчиков-экспертов, которым командование доверяло самостоятельный поиск и уничтожение самолётов противника. В одном из приказов о её награждении автор документа, не стесняясь в выражениях, написал: «Для неё нет невыполнимых задач», — рассказал Сергей Белов.

  • Гитлеровский самолёт, сбитый в бою над Сталинградом
  • РИА Новости

По словам Дмитрия Хазанова, подразделения истребителей, сформированные из женщин-лётчиц, в годы Второй мировой войны были только в Красной армии. Девушки при этом выдерживали такие перегрузки, какие порой не могли вынести даже мужчины.

«Лидия Литвяк была отважной лётчицей, прекрасно стреляющей в воздухе, что дано очень немногим», — подчеркнул эксперт.

По словам семикратной абсолютной чемпионки мира по самолётному спорту, лётчика-инструктора I класса Светланы Капаниной, управлять самолётом женщине до сих пор на порядок тяжелее, чем мужчине, не говоря уж о периоде Великой Отечественной войны.

«Вести самолёт девушке очень тяжело физически. Поэтому в небе — это не правило, а большое исключение», — подытожила специалист.

Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом . В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88 . В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия , Юго-Восточный фронт).

В ноябре того же года приказом заместителя министра обороны СССР внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.»

Фильмы

  • .
  • Первый фильм «Лиля» в серии документальных фильмов «Прекрасный полк» посвящён Лидии Литвяк, 2014 г. Режиссер Александр Капков.
  • В 2013 году вышел сериал «Истребители» (реж. А. Мурадов). Примером для собирательного образа героини фильма Лидии Литовченко (актриса Е. Вилкова) была Лидия Литвяк.

Напишите отзыв о статье "Литвяк, Лидия Владимировна"

Литература

  • // Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии Д. С. Сухоруков . - М .: Воениздат , 2000. - 703 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-203-01883-9 .
  • Овчинникова Л. П. Женщины в солдатских шинелях. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987. - 47 с.
  • Золотая Звезда москвича. М ., 1963.
  • Советские асы. - М.: «Восточный фронт», 1996.
  • Milanetti Gian Piero. "Soviet Airwomen of the Great Patriotic War - A pictorial history". - Istituto Bibliografico Napoleone, Rome, Italy, 2013. - ISBN 9788875651466 .
  • Виноградова Л. Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной.- М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2015. - ISBN 978-5-389-09900-5
Художественные произведения
  • Г. Ф. Кравцова . Вернись из полёта. М., 1971; 1979.
  • В. А. Аграновский Белая лилия: Документальная повесть. М., 1979 (Человек среди людей).
  • дополненное издание повести «Белая лилия» в сборнике Аграновского «Лица: Повести и очерки» М., 1982.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Литвяк, Лидия Владимировна

Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен.
Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.
В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении.
Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.
Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов.
Когда посланный вперед гайдук, чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей, встретил у заставы большую въезжавшую карету, он ужаснулся, увидав страшно бледное лицо княжны, которое высунулось ему из окна.
– Все узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова. Недалече, над самой над Волгой, – сказал гайдук.
Княжна Марья испуганно вопросительно смотрела на его лицо, не понимая того, что он говорил ей, не понимая, почему он не отвечал на главный вопрос: что брат? M lle Bourienne сделала этот вопрос за княжну Марью.
– Что князь? – спросила она.
– Их сиятельство с ними в том же доме стоят.
«Стало быть, он жив», – подумала княжна и тихо спросила: что он?
– Люди сказывали, все в том же положении.
Что значило «все в том же положении», княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку, сидевшего перед нею и радовавшегося на город, опустила голову и не поднимала ее до тех пор, пока тяжелая карета, гремя, трясясь и колыхаясь, не остановилась где то. Загремели откидываемые подножки.
Отворились дверцы. Слева была вода – река большая, справа было крыльцо; на крыльце были люди, прислуга и какая то румяная, с большой черной косой, девушка, которая неприятно притворно улыбалась, как показалось княжне Марье (это была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся девушка сказала: – Сюда, сюда! – и княжна очутилась в передней перед старой женщиной с восточным типом лица, которая с растроганным выражением быстро шла ей навстречу. Это была графиня. Она обняла княжну Марью и стала целовать ее.
– Mon enfant! – проговорила она, – je vous aime et vous connais depuis longtemps. [Дитя мое! я вас люблю и знаю давно.]
Несмотря на все свое волнение, княжна Марья поняла, что это была графиня и что надо было ей сказать что нибудь. Она, сама не зная как, проговорила какие то учтивые французские слова, в том же тоне, в котором были те, которые ей говорили, и спросила: что он?