Трагедия над Сахалином. Как советские ракетчики корейский "боинг" сбили

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747». На борту находилось 269 пассажиров. Этот инцидент по праву считается одним из самых загадочных в истории гражданской авиации.

Говорят, что создатели сериала Lost («Остаться в живых») вдохновлялись именно загадочными обстоятельствами гибели корейского «Боинга». И это неудивительно: интригующих событий и фактов, связанных с этой катастрофой хватило бы не на один сериал.

Советские военные не сомневались, что самолет совершал разведывательную миссию. Он шел без опознавательных сигналов, отклонившись на 500 км от маршрута. В результате советское военное командование прервало рейс KAL-007 аккурат над сахалинским поселком Правда с помощью истребителя Су-15. Однако является ли это правдой, мы до сих пор не знаем.

«Ты шутишь?»

Хорошей бы прелюдией для сериала, вроде Lost, стал бы следующий эпизод. Примерно за два часа до того, как борт, выполняющий рейс KAL-007, занесло в советское воздушное пространство, диспетчеры гражданской службы американского наземного контроля обменялись такими фразами: «Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских». – «Не может быть, ты шутишь?» - «Надо предупредить его».

Это было четко задокументировано записью диспетчеров. Вопрос состоит в том, почему экипаж южнокорейского лайнера так и не предупредили?

Объявленный хэппи-энд

Самолет Корейских авилиний, совершавший рейс 007 по маршруту Нью-Йорка – Анкоридж - Сеул, должен был прибыть в корейский аэропорт в районе 6 часов утра. Но он опаздывал. В 7.20 к обеспокоенным встречающим вышли представители Корейских авиалиний с успокоительным сообщением, что с рейсом возникли кое-какие непредвиденные обстоятельства, однако у лайнера топлива еще на 3 часа, поэтому беспокоится не о чем. Больше официальные лица никаких подробностей не сообщили. Если бы встречавшие жили бы в США и смотрели семичасовые новости канала ABC, то они узнали бы немного больше: например, что корейский "Боинг", следовавший рейсом 007, исчез с радаров. Правда, вряд ли бы кто-то вам объяснил, почему американские телевизионщики были так озабочены опаздывающим корейским лайнером.

Ровно в 10.00, когда топливо у Боинга уже должно быть на исходе, все корейские новости озвучили слова министра иностранных дел Южной Кореи: с самолетом все в порядке, он совершил вынужденную посадку на Сахалине, экипаж и пассажиры находятся в полной безопасности. А уже через час перед встречающими лично выступил вице-президент Корейских авиалиний Чо, который как раз отправлялся возвращать пассажиров рейса 007 домой: «Менее чем за 24 часа эти проблемы будут решены, и я обещаю доставить их к вам». Одновременно в новостях были озвучены некоторые подробности инцидента: якобы рейс был насильно посажен советскими ВВС на Сахалине. Конечно, это не могло не раздражать корейцев, но все же тревога исчезла: многие встречающие отправились со спокойной душой домой. Но душа оставалась спокойной не долго...
Через час советский МИД проинформировал японское посольство в Москве (с Южной Кореей у СССР не было дипотношений), что рейс 007 не приземлился на Сахалине, и официальные лица СССР не имеют никаких сведений о местонахождении самолета.

Выход в эфир после гибели

Спустя пару дней Советский Союз официально признал, что его силы ПВО сбили самолет, нарушивший советское воздушное пространство, не реагировавший на предупреждения. Было установлено даже точное время – 22.26 по местному времени. Однако есть задокументированные записи пилотов рейса KAL-007, появившиеся в эфире спустя 50 минут после уничтожения советским истребителем. Причем сигналов о помощи они никаких не подавали. Это родило версию, что советский летчик сбил какой-то другой самолет, вероятно, американский самолет-разведчик RC-135, который внешне очень напоминает Боинг-747. Интересно, что Геннадий Осипович, пилот Су-15, сбившего лайнер, был уверен, что его мишенью являлся негражданский борт. В частности, Осипович выражает сомнение, что такой крупный самолёт как «Боинг-747» мог быть сбит всего двумя ракетами Р-60, которые он в него выпустил.

А где же пассажиры?

На борту находилось 269 человек - пассажиров и членов экипажа. Однако поисковой экспедицией не было найдено ни одного тела: только незначительные фрагменты. Любопытно, что пропавшие тела погибших возбудили воображение некоторых американских журналистов: в западной прессе появилась версия, что советские военные сожгли тела в крематории, чтобы замести следы.

Но обратимся все-таки к прямым свидетельствам. Один из советских водолазов, принимавших участие в поисках, вспоминал: «Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолет, даже - маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы - ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы - как с помойки... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски... Мы же месяц почти работали! ...Мало было и носильных вещей - курток там, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили - какое-то рванье!»

Все это давало основание говорить о том, что обнаруженный спустя несколько недель после катастрофы лайнер является фальсификацией.

«Вещдоки», приплывшие на японские острова

Спустя неделю после исчезновения лайнера небольшие фрагменты боинга, куски обшивки, остатки багажа выбросило на побережье островов Хонсю и Хоккайдо. Специалисты выдвинули версию, что «вещдоки» принесло течением в Японию из района советского Сахалина, где был сбит лайнер. Правда, было одно «но». Дело в том, что в сентябре 1983 года в районе Сахалина не было ни одного течения, которое гнало бы волны с юга на север. Подробные метеосводки утверждали, что сильный ветер дул совершенно в противоположную сторону. Иными словами, обломки самолета могли попасть в Японию только с юга, но никак не с севера.

"Преступление против человечества"

Президент США Рональд Рейган, узнав о гибели южнокорейского лайнера, назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Причем у Вашингтона был свой счет к действиям советской ПВО, поскольку в катастрофе погиб американский конгрессмен Ларри Макдональд - темпераментный антикоммунист и очень перспективных политик. Однако по неизвестным причинам обида была забыта американской стороной очень быстро. Джордж Шульц, госсекретарь США, в начале с большим энтузиазмом взялся за дело: группа лучших следователей управления безопасности на транспорте была командирована на Аляску вести расследование трагедии. Однако спустя всего несколько дней следователи вернулась в Вашингтон, так и не начав расследования.

За две недели до катастрофы

Потеря интереса к судьбе рейса KAL-007 у американцев совпала с известием, что южнокорейский пассажирский самолет с бортовым номером НЛ-7442 находился на вашингтонской авиабазе Эндрюс в течение трех дней - с 11 по 14 августа 1983 года. Именно на этой авиабазе, кстати, до сих пор базируется американский президентский лайнер – «борт номер один США». Интересно, что технологическое обслуживание южнокорейского самолета на Эндрюсе проводилось в ангаре фирмы, которая занималась поставками специального электронного оборудования. Остается только добавить, что именно борт с номером HK-7442 совершит 1 сентября 1983 года злополучный рейс c неблагозвучным и одновременно символическим названием -KAL-007…

Image caption На месте трагедии установлен памятник погибшим гражданам Японии

30 лет назад в небе над Тихим океаном произошла трагедия, которую некоторые российские источники по сей день стыдливо именуют "инцидентом": истребитель советской ПВО сбил нарушивший воздушную границу СССР южнокорейский гражданский авиалайнер. Все 269 человек, находившиеся на борту, в том числе 23 ребенка, погибли.

Остаются нераскрытыми две ключевые загадки. Кто отдал роковой приказ? Почему экипаж "боинга", которому, по официальной версии, приказывали изменить курс и сесть на советском аэродроме, не подчинился?

На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, в США - будто "русские коммунисты" сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.

Рассекреченные документы и данные попавших в руки советских властей бортовых самописцев сбитого "боинга" свидетельствуют, что случилось чудовищное недоразумение, помноженное на атмосферу холодной войны.

Гнетущая обстановка

После событий в Афганистане и Польше, прихода к власти в Вашингтоне Рональда Рейгана, а в Москве - Юрия Андропова, советско-американские отношения упали до низшей точки со времен "карибского кризиса" .

Весной 1982 года две американские авианосные группы обогнули Камчатку и вошли в нейтральные воды Охотского моря, на берегах которого располагались базы советских ракетных подводных лодок.

В марте-апреле 1983 года три авианосца с кораблями сопровождения провели трехнедельные учения в районе Алеутских островов.

4 апреля 1983 года шесть американских штурмовиков А-7 "Корсар" вошли в воздушное пространство над советскими территориальными водами в районе Малой Курильской гряды и имитировали авиаудар по острову Зеленый.

Политическое и военное руководство СССР потрясла выявившаяся в ходе инцидента беспомощность советской ПВО. По итогам расследования министр обороны Дмитрий Устинов распорядился срочно заменить истребители МиГ-21 и Миг-23 на Курилах и Сахалине более совершенными МиГ-31: как говорилось в приказе, для пресечения возможных провокаций.

"Их это действительно достало", - вспоминал бывший помощник госсекретаря США по вопросам военной промышленности и технологий Уильям Шнайдер.

Когда в 1982 году главный пост занял Андропов, я почувствовал в Арбатове и Примакове новую отвагу и уверенность: в СССР наконец-то появился лидер, который заставит все работать и поставит советскую власть на равную ногу с Западом Строуб Тэлбот
американский политик

Со своей стороны Советский Союз 24 ноября 1982 года вышел из переговоров по ограничению ракет средней дальности в Европе, 8 декабря - из переговоров по стратегическим вооружениям и обычным вооружениям на европейском континенте. Дипломатические демарши сопровождались угрожающей риторикой в духе "человеконенавистнические планы империалистов".

Давным-давно разместив у своих западных границ большое количество нацеленных на Европу ракет средней дальности, Советский Союз категорически, на грани истерики возражал против аналогичных планов США, отвергая при этом предложенный американцами "нулевой вариант".

В заявлении от 24 ноября Андропов пригрозил США мерами, которые сведут на нет эффект от появления в Европе "першингов" и "томагавков" и гипотетической "программы звездных войн". Военные аналитики немедленно вычислили, что речь шла о постоянном дежурстве советских ядерных субмарин вблизи Атлантического и Тихоокеанского побережья США.

14-18 июня 1982 года СССР провел учения "Щит-82" с полномасштабной имитацией ракетно-ядерного удара, названные на Западе семичасовой ядерной войной.

На совещании с руководством КГБ в мае 1981 года Андропов назвал главной задачей не просмотреть аналогичные намерения потенциального противника.

Крупнейшая после Второй мировой войны операция советской разведки, отвлекавшая силы от политического и экономического шпионажа, проводилась с 1981-го по 1984 год, достигнув пика в 1983 году. В постоянном режиме отслеживалась не только военная активность, но и множество косвенных признаков, например, наращивание запасов донорской крови.

Для советских дипломатов происходящее стало шоком. По меньшей мере, двадцать лет возможность ядерной войны никто всерьез не рассматривал.

"Я узнал об этом от резидента КГБ. Мы с ним расценили все эти опасения довольно скептически, но должны были все же серьезно отнестись к ним, поскольку Москва могла располагать секретной информацией, о которой нам не было известно", - вспоминал тогдашний советский посол в Вашингтоне Анатолий Добрынин.

О хрупкости мира в то время свидетельствует ЧП в ночь на 26 сентября (по московскому времени) 1983 года.

Из-за засветки датчиков советского спутника солнечными лучами, отразившимися от высотных облаков, на командный пункт противоракетной обороны в Серпухове поступил ложный сигнал о запуске американских МБР. Лишь профессионализм и здравый смысл старшего смены подполковника Станислава Петрова не дали объявить в СССР ядерную тревогу.

В обстановке, когда стороны, по излюбленному выражению журналистов, "смотрели друг на друга сквозь прорези прицелов", могло случиться что угодно. И случилось.

В ночь трагедии

Пассажирский "Боинг-747" (регистрационный номер HL7442) южнокорейской компании Korean Air выполнял регулярный рейс KAL-007 по маршруту Нью-Йорк - Сеул с посадкой для дозаправки в Анкоридже, на Аляске.

На борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров: южнокорейцев, американцев (в том числе конгрессмен Ларри Макдональд), тайваньцев, японцев и филиппинцев.

1 сентября в 03:00 по местному времени (11:00 по Гринвичу) он вылетел из Анкориджа. Маршрут пролегал над Тихим океаном, огибая территорию СССР.

Пролетая в районе радиомаяка в Бетеле, последнего пункта контроля на американской территории, самолет отклонялся от курса в северо-западном направлении на 20 километров. Ситуация была штатной и не давала оснований для тревоги, но незначительная ошибка, постепенно накапливаясь, к моменту гибели самолета выросла до 500 с лишним километров.

По данным расследования, проведенного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и впоследствии подтвержденным информацией с "черных ящиков", экипаж неправильно настроил автопилот, а в дальнейшем не выполнял ручных проверок текущих координат, положившись на автоматику.

В 04:51 по местному времени самолет вторгся в советское воздушное пространство и продолжил полет над запретной зоной на Камчатке, где располагалась советская ракетная база.

В тот день ожидалось очередное испытание советской баллистической ракеты SS-25, которая должна была стартовать с космодрома в Плесецке и поразить цель на камчатском полигоне Кура.

Информация в подобных случаях ограничивалась двухстрочным сообщением ТАСС о том, что испытание прошло успешно.

Разумеется, американцам было небезынтересно, так ли это на самом деле. К берегам Камчатки всякий раз направлялись самолеты-разведчики Р-135, которые при помощи бортовой аппаратуры наблюдали за полетом и падением ракеты.

Наши действия были абсолютны правильными. У советских летчиков есть запрет стрелять по гражданским самолетам, но в данном случае их действия были вполне оправданны Из выступления министра обороны СССР Дмитрия Устинова на заседании политбюро

Р-135 строились на базе "боингов" и внешне почти не отличались от них, особенно в темноте и в облаках.

Разведывательный самолет достиг границы СССР в 02:35 и начал курсировать в заданном районе. В определенный момент он и пассажирский"боинг" сблизились настолько, что слились на экранах дальних радаров в одну точку.

Затем "боинг" продолжил движение в сторону Камчатки, а Р-135 удалился в направлении, более или менее совпадавшем с международным воздушным коридором.

Советские операторы приняли пассажирский лайнер за воздушного разведчика.

На перехват поднялись шесть истребителей МиГ-23, которые сопроводили подозрительный объект над Камчаткой и вернулись на базу, когда он в 06:05 покинул советское воздушное пространство и продолжил полет над Охотским морем.

Средствами электронного контроля было зафиксировано, что в 06:10 экипаж сообщил по радио наземным службам на Аляске и в Японии, что полет проходит благополучно.

В 06:13 "боинг" вновь пересек советскую границу, на этот раз над Сахалином. Навстречу взлетели два перехватчика Су-15 с авиабазы "Долинск-Сокол". В 06:24 поступил приказ: "Уничтожить цель".

Капитан Геннадий Осипович выпустил две ракеты, поразившие авиалайнер. Через 12 минут обломки упали в море с высоты девяти километров в районе острова Монерон юго-западнее Сахалина.

Командир авиадивизии, в которой служил Осипович, Анатолий Корнуков, не был ни поощрен, ни наказан. Впоследствии он стал генералом армии и главкомом ВВС и ПВО России. Однако представить, будто такое решение принималось на дивизионном уровне, сложно.

Печать "холодной войны" легла на весь этот трагический инцидент Георгий Корниенко
замминистра иностранных дел СССР

Докладывали ли тяжелобольному Юрию Андропову? По информации Александра Коржакова, вроде бы, да. Но следует учитывать, что будущий главный телохранитель Бориса Ельцина в то время был рядовым сотрудником 9-го управления КГБ.

А если нет, то кто взял на себя ответственность? Командование ПВО? Начальник генштаба Николай Огарков? Министр обороны Дмитрий Устинов?

Этого не знали даже члены политбюро.

"Мы были поставлены перед фактом. Кто принимал решение? Знал ли генсек? Это так и осталось неясным", - записал в своем дневнике Виталий Воротников.

"Ни на минуту я не думал, что могу сбить пассажирский самолет. Все, что угодно, но только не это!" - утверждал впоследствии Геннадий Осипович.

Поскольку авиапассажиры ночью имеют обыкновение спать, "боинг" летел с закрытыми иллюминаторами.

Заблуждению могло способствовать и то, что при приближении перехватчиков южнокорейский авиалайнер начал сбрасывать скорость, что походило на попытку оторваться от преследования (при скорости меньше 400 км/час сверхзвуковой истребитель сваливается в штопор). По мнению комиссии ИКАО, экипаж в это время приступал к набору высоты.

По словам Осиповича, он не мог визуально отличить гражданский "боинг" от Р-135, потому что его этому не учили, и не вступал в радиоконтакт с экипажем, поскольку для этого пришлось бы перейти на другую частоту. Он свидетельствует, что подавал сигналы миганием бортовых огней, а за четыре минуты до открытия огня на поражение дал в направлении самолета несколько предупредительных очередей, израсходовав 243 снаряда.

Как корейский экипаж мог не заметить этого?

Толстый и сытый бойкий репортер телевидения, специалист по космонавтам, брал интервью у наших героев-пилотов, и стало абсолютно ясно, кто из них двоих – "пресек". Широкое лицо черноволосого крепкого человека спокойно смотрело в камеру, и повторялось слово, решившее судьбу 269 человек: "враг Из дневника литературного критика Игоря Дедкова

Даже если бы кому-то в Пентагоне или ЦРУ пришла в голову идея прощупать таким образом советскую ПВО, гражданские пилоты, да еще иностранцы, ни за какие деньги не стали бы играть жизнями пассажиров и своими собственными.

Сразу после получения известий о случившемся на это несоответствие обратил внимание советский премьер Николай Тихонов.

"Мне непонятно, на что рассчитывал летчик. Он же понимал, что идет на верную смерть", - заявил он на заседании политбюро 2 сентября.

Впоследствии член советской комиссии по расследованию ЧП маршал авиации Петр Кирсанов указывал на странные, по его мнению, обстоятельства, заключавшиеся в том, что "боинг" вылетел из Анкориджа с 40-минутным опозданием, а первый и второй пилоты являлись отставными офицерами южнокорейских ВВС, хотя то и другое - обычное дело в практике гражданской авиации.

Советская сторона считала подозрительным также присутствие на борту шести служебных пассажиров, не плативших за билеты - возвращавшихся на родину сотрудников компании Korean Air.

Осипович допускал, что летчики могли не увидеть его бортовых огней и очередей, поскольку он летел за "боингом" в хвост и стрелял не трассирующими (за неимением таковых), а обычными снарядами.

"Нет никаких свидетельств того, что Советский Союз пытался предупредить самолет путем пуска трассирующих снарядов", - заявил на пресс-конференции 1 сентября госсекретарь США Джордж Шульц.

Был ли вообще предупредительный огонь, или нет, достоверно знали только пилот истребителя и его начальники.

Не исключено, что предполагаемый самолет-разведчик решили "грохнуть" без предупреждения, чтобы впредь было неповадно. Версия, не подтвержденная документально, но вполне правдоподобная.

Переполох в Кремле

О случившемся руководство СССР узнало во время планового заседания политбюро, оказавшегося историческим, поскольку его в последний раз вел Юрий Андропов. Обсуждались рутинные вопросы: созыв в ноябре очередного пленума ЦК, выполнение плана по выпуску цветных телевизоров, торговля с Египтом и текущая ситуация в Афганистане.

Новость грянула, как гром среди ясного неба. Поначалу информации не хотели верить. Срочно вызванный начальник генштаба Огарков твердо заявил, что военные не сомневались: самолет был разведывательным.

Поскольку дело шло к вечеру, ничего конкретно не решили. ТАСС выпустил знаменитое заявление: "Самолет-нарушитель на сигналы не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря". Слова "удалиться в сторону Японского моря" вошли в копилку советского черного юмора наряду с фразами "по просьбе трудящихся" и "я романа не читал, но глубоко им возмущен".

Сразу после заседания Андропов, как собирался, улетел на отдых в Крым, поручив коллегам еще раз "посоветоваться и взвесить все". Там его состояние резко ухудшилось, и к активной работе он больше не вернулся. Досужие языки говорили, что советского лидера покарали корейские демоны.

Анатолий Добрынин, находившийся в отпуске в Москве, разговаривал с Андроповым перед отлетом. По его словам, генсек, с одной стороны, уверял, что все это "козни Рейгана", с другой стороны, бранил "тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике". Слов сожаления о погибших у него не нашлось.

На следующий день собралось внеочередное заседание политбюро, где вопрос обсуждался более спокойно и предметно.

Председательствовавший Константин Черненко во вступительном слове предложил сосредоточиться на том, как свести к минимуму "антисоветскую кампанию".

При чтении записи заседания политбюро от 2 сентября становится совершенно очевидным, что высшее политическое руководство оказалось захваченным врасплох, ни о каком предварительном планировании этого инцидента не могло быть и речи. Но несомненно и другое: трагедия южнокорейского лайнера была предопределена многими годами балансирования на грани войны Рудольф Пихоя
историк

Участники подробно обсуждали технические детали, ругали американцев и оправдывали своих военных. Михаил Горбачев в основном отмолчался, ограничившись ремаркой: "Самолет долго находился над нашей территорией. Если он сбился с курса, американцы могли поставить нас в известность".

Вопроса, почему советские власти не попытались, в свою очередь, связаться с компетентными представителями США или Южной Кореи, не возникло.

По поводу конкретной тактики мнения разделились.

Приглашенный на заседание первый заместитель министра иностранных дел Георгий Корниенко, курировавший советско-американские отношения, предлагал признать трагическую случайность и принести извинения семьям погибших и правительствам их стран, подчеркнув при этом, что инцидент спровоцировала американская сторона своими разведывательными полетами вблизи советских границ.

Но возобладала точка зрения министра обороны Устинова, утверждавшего, что надо все отрицать.

74-летний Устинов находился в лучшей физической форме, чем большинство коллег, и говорил не вяло и обтекаемо, а самоуверенно и с напором.

После заседания Корниенко позвонил Андропову в Крым и попытался отстоять свою позицию. Генсек связался с Устиновым, который обругал Корниенко и посоветовал Андропову ни о чем не беспокоиться.

Советские, американские и японские ВМС начали поиски обломков сбитого самолета. О сотрудничестве при тогдашних отношениях не было и речи.

Спустя два месяца советские водолазы подняли со дна "черные ящики", которые только десять лет спустя были переданы в ИКАО по распоряжению Бориса Ельцина.

Судя по опубликованным данным, "боинг" все время летел на автопилоте, члены экипажа до последней минуты были спокойны и вели обычные разговоры. Ничто не свидетельствует о том, что они знали об отклонении от маршрута или видели перехватчик.

У берегов Сахалина и Монерона удалось собрать 213 выброшенных волнами предметов обуви, которые были переданы представителям США и Японии и опознаны родственниками пассажиров "боинга".

Тел не нашли, так что любители конспирологии на Западе утверждали, будто самолет приземлился где-то на советской территории, и пассажиров и экипаж отправили в сибирские лагеря. Был даже создан международный общественный комитет по их освобождению.

7 ноября 1988 года суд федерального округа Колумбия отказался ограничить размер материальных претензий родственников погибших американцев к компании Korean Air, признав, что экипаж допустил в ходе полета непрофессионализм и халатность.

В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана и установили прямую связь между своими диспетчерскими службами.

Лишь 7 сентября советское правительство признало факт уничтожения лайнера и выразило сожаление по поводу гибели ни в чем не повинных людей.

"Поезжай без промедления обратно в Вашингтон и постарайся сделать все возможное, чтобы потихоньку приглушить этот совершенно ненужный нам конфликт", - напутствовал Андропов Добрынина.

"Потихоньку" не получилось. Плановая встреча советского министра иностранных дел Громыко и госсекретаря Шульца 8 сентября в Мадриде вылилась в небывалый скандал с публичным обменом обвинениями. Рейган назвал случившееся "преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто", "актом варварства и нечеловеческой жестокости".

Было поздно. Мир возмущался не только тем, что погибли невинные люди, но и беспардонным враньем. Ущерб для репутации страны был огромным Леонид Млечин
историк

В Южной Корее прошли многотысячные демонстрации с сожжением советских флагов.

По воспоминаниям Добрынина, к лету 1983 года Андропов осознал, что советско-американские отношения зашли в опасный тупик, и думал о том, как их улучшить.

21 июля американский посол передал ему личное послание Рейгана. 1 августа Андропов ответил, предложив для начала создать конфиденциальный канал для обмена мнениями.

За несколько дней до катастрофы он подробно расспрашивал Добрынина, что за личность американский президент: "С одной стороны, враг Советского Союза, с другой - в переписке выглядит разумным человеком".

Гибель "боинга" поставила крест на робких попытках диалога. Отношения оставались на точке замерзания вплоть до встречи Рейгана и Горбачева в Рейкьявике.

Вскоре советские конструкторы доложили о большом достижении: разработке противоракеты с ядерной боеголовкой, гарантированно уничтожающей "першинг" при подлете к Москве. Правда, для этого потребовалось бы устроить атомный взрыв над собственной столицей. Безумству идеи ужаснулись только при Горбачеве, а тогда ВПК принялся с энтузиазмом осваивать выделенные средства.

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747». На борту находилось 269 пассажиров. Этот инцидент по праву считается одним из самых загадочных в истории гражданской авиации.

Говорят, что создатели сериала Lost («Остаться в живых») вдохновлялись именно загадочными обстоятельствами гибели корейского «Боинга». И это неудивительно: интригующих событий и фактов, связанных с этой катастрофой хватило бы не на один сериал.

Советские военные не сомневались, что самолет совершал разведывательную миссию. Он шел без опознавательных сигналов, отклонившись на 500 км от маршрута. В результате советское военное командование прервало рейс KAL-007 аккурат над сахалинским поселком Правда с помощью истребителя Су-15. Однако является ли это правдой, мы до сих пор не знаем.

«Ты шутишь?»

Хорошей бы прелюдией для сериала, вроде Lost, стал бы следующий эпизод. Примерно за два часа до того, как борт, выполняющий рейс KAL-007, занесло в советское воздушное пространство, диспетчеры гражданской службы американского наземного контроля обменялись такими фразами: «Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских». – «Не может быть, ты шутишь?» - «Надо предупредить его».

Это было четко задокументировано записью диспетчеров. Вопрос состоит в том, почему экипаж южнокорейского лайнера так и не предупредили?

Объявленный хэппи-энд

Самолет Корейских авилиний, совершавший рейс 007 по маршруту Нью-Йорка – Анкоридж - Сеул, должен был прибыть в корейский аэропорт в районе 6 часов утра. Но он опаздывал. В 7.20 к обеспокоенным встречающим вышли представители Корейских авиалиний с успокоительным сообщением, что с рейсом возникли кое-какие непредвиденные обстоятельства, однако у лайнера топлива еще на 3 часа, поэтому беспокоится не о чем. Больше официальные лица никаких подробностей не сообщили. Если бы встречавшие жили бы в США и смотрели семичасовые новости канала ABC, то они узнали бы немного больше: например, что корейский "Боинг", следовавший рейсом 007, исчез с радаров. Правда, вряд ли бы кто-то вам объяснил, почему американские телевизионщики были так озабочены опаздывающим корейским лайнером.

Ровно в 10.00, когда топливо у Боинга уже должно быть на исходе, все корейские новости озвучили слова министра иностранных дел Южной Кореи: с самолетом все в порядке, он совершил вынужденную посадку на Сахалине, экипаж и пассажиры находятся в полной безопасности. А уже через час перед встречающими лично выступил вице-президент Корейских авиалиний Чо, который как раз отправлялся возвращать пассажиров рейса 007 домой: «Менее чем за 24 часа эти проблемы будут решены, и я обещаю доставить их к вам». Одновременно в новостях были озвучены некоторые подробности инцидента: якобы рейс был насильно посажен советскими ВВС на Сахалине. Конечно, это не могло не раздражать корейцев, но все же тревога исчезла: многие встречающие отправились со спокойной душой домой. Но душа оставалась спокойной не долго...
Через час советский МИД проинформировал японское посольство в Москве (с Южной Кореей у СССР не было дипотношений), что рейс 007 не приземлился на Сахалине, и официальные лица СССР не имеют никаких сведений о местонахождении самолета.

Выход в эфир после гибели

Спустя пару дней Советский Союз официально признал, что его силы ПВО сбили самолет, нарушивший советское воздушное пространство, не реагировавший на предупреждения. Было установлено даже точное время – 22.26 по местному времени. Однако есть задокументированные записи пилотов рейса KAL-007, появившиеся в эфире спустя 50 минут после уничтожения советским истребителем. Причем сигналов о помощи они никаких не подавали. Это родило версию, что советский летчик сбил какой-то другой самолет, вероятно, американский самолет-разведчик RC-135, который внешне очень напоминает Боинг-747. Интересно, что Геннадий Осипович, пилот Су-15, сбившего лайнер, был уверен, что его мишенью являлся негражданский борт. В частности, Осипович выражает сомнение, что такой крупный самолёт как «Боинг-747» мог быть сбит всего двумя ракетами Р-60, которые он в него выпустил.

А где же пассажиры?

На борту находилось 269 человек - пассажиров и членов экипажа. Однако поисковой экспедицией не было найдено ни одного тела: только незначительные фрагменты. Любопытно, что пропавшие тела погибших возбудили воображение некоторых американских журналистов: в западной прессе появилась версия, что советские военные сожгли тела в крематории, чтобы замести следы.

Но обратимся все-таки к прямым свидетельствам. Один из советских водолазов, принимавших участие в поисках, вспоминал: «Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолет, даже - маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы - ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы - как с помойки... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски... Мы же месяц почти работали! ...Мало было и носильных вещей - курток там, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили - какое-то рванье!»

Все это давало основание говорить о том, что обнаруженный спустя несколько недель после катастрофы лайнер является фальсификацией.

«Вещдоки», приплывшие на японские острова

Спустя неделю после исчезновения лайнера небольшие фрагменты боинга, куски обшивки, остатки багажа выбросило на побережье островов Хонсю и Хоккайдо. Специалисты выдвинули версию, что «вещдоки» принесло течением в Японию из района советского Сахалина, где был сбит лайнер. Правда, было одно «но». Дело в том, что в сентябре 1983 года в районе Сахалина не было ни одного течения, которое гнало бы волны с юга на север. Подробные метеосводки утверждали, что сильный ветер дул совершенно в противоположную сторону. Иными словами, обломки самолета могли попасть в Японию только с юга, но никак не с севера.

"Преступление против человечества"

Президент США Рональд Рейган, узнав о гибели южнокорейского лайнера, назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Причем у Вашингтона был свой счет к действиям советской ПВО, поскольку в катастрофе погиб американский конгрессмен Ларри Макдональд - темпераментный антикоммунист и очень перспективных политик. Однако по неизвестным причинам обида была забыта американской стороной очень быстро. Джордж Шульц, госсекретарь США, в начале с большим энтузиазмом взялся за дело: группа лучших следователей управления безопасности на транспорте была командирована на Аляску вести расследование трагедии. Однако спустя всего несколько дней следователи вернулась в Вашингтон, так и не начав расследования.

24.07.2016 0 5928


С момента гибели 269 человек , находившихся на борту этого самолета, прошло уже более 30 лет. Однако обстоятельства трагического события с тех пор не только не прояснились, а скорее, напротив, стали еще более загадочными.

Боинг 747-230В Korean Air Lines

На рассвете 1 сентября 1983 года в квартире командующего войсками Дальневосточного военного округа Героя Советского Союза генерала армии И. М. Третьяка зазвонил телефон. На связи был начальник штаба округа, доложивший командующему, что в воздушное пространство СССР в районе Камчатки вторгся иностранный самолет.

Позже генерал вспоминал:

«Он летел по необычному маршруту. Это нас насторожило. Части ОСНАЗа установили, что из самолета передается радиограмма на спутник. Расшифровав ее, мы узнали, что экипаж докладывает об успешном выполнении задачи по наблюдению за нашими подводными лодками, находящимися в Охотском море.

Исходя из такой обстановки, я был вынужден доложить об этом начальнику Генштаба Маршалу Советского Союза Н. В. Огаркову, который дал команду заставить самолет сесть, а если он не будет выполнять наших команд, уничтожить его».

В воздух были подняты перехватчики. Пилот одного из них, подполковник Геннадий Осипович по приказу с земли поразил цель двумя ракетами.

Перед этим он дал несколько предупредительных очередей (около 200 снарядов) из 23-миллиметровой бортовой пушки по курсу движения авиалайнера.

Геннадий Николаевич Осипович

До момента визуального контакта Осиповича с нарушителем советское военное командование было уверено, что имеет дело с американским самолетом-разведчиком PC-135. Сомнения у пилота возникли только в момент атаки:

«На расстоянии пяти километров от цели я получил команду на уничтожение и выпустил первую ракету. Только на таком расстоянии я смог по-настоящему рассмотреть нарушителя. Он был больше Ил-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Я знал все военные самолеты противника, все разведывательные обозначения, этот не был похож ни на один из них. Я видел, что передо мной большой самолет с включенными огнями и мигалками».

Лайнер, который рухнул в воду у острова Монерон юго-восточнее Сахалина, оказался отклонившимся почти на 600 миль от курса пассажирским «Боингом-747». Он принадлежал южно-корейской компании KAL и выполнял рейс 007 по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж (Аляска) — Сеул. На борту находилось 269 пассажиров и 29 членов экипажа.

Сегодня, спустя 33 года после трагедии, нет однозначного ответа на вопрос, что же в действительности произошло в небе, над Сахалином. По мнению некоторых журналистов, пытавшихся провести самостоятельное расследование, вина за гибель пассажирского «боинга» лежит на южнокорейских властях, которые санкционировали его участие в разведывательной операции.

Плановый и реальный маршруты рейса 007

Американский журнал «Сайенс дифенс мэгазин» писал:

«Этот самолет незадолго до инцидента — 11—14 августа 1983 г. — побывал на военно-воздушной базе Эндрюс, где был оснащен специальным оборудованием. При этой операции присутствовали представители не только Агентства национальной безопасности и ЦРУ, но и специалисты разведуправления ВВС США, Управления национальной разведки и других ведомств».

Видимо, необходимостью обслуживать это спецоборудование и объясняется тот факт, что экипаж «боинга» имел нестандартную численность — без каких-либо видимых причин он был увеличен на 11 человек. В пользу версии о шпионской миссии KAL-007 говорит и 40-минутная заминка с вылетом из аэропорта в Анкоридже.

Эта «непредвиденная» задержка позволила лайнеру оказаться у границы СССР именно в тот момент, когда над Камчаткой проходил по орбите американский разведывательный спутник «Феррет-Д».

Сразу после катастрофы в Анкоридже был обнаружен черновик плана перелета в Сеул рейса 007, из которого следовал однозначный вывод, что отклонение «боинга» от маршрута не было случайным и что командир корабля тщательно к нему готовился. Радиосвязь между диспетчерской службой Аляски и южно-корейским лайнером, по заявлению американской стороны, прервалась сразу же после взлета из-за одновременного выхода из строя всех пяти бортовых радиопередатчиков.

Однако как только самолет оказался в зоне ответственности токийского аэропорта, радиообмен вдруг восстановился и до момента гибели второй пилот выходил на связь с диспетчером не менее двадцати раз. Но самое странное, что, оказавшись над Сахалином, пассажирский лайнер на автоматический опрос японских радаров отвечал сигналами, идентифицировавшими его в качестве американского самолета-разведчика PC-135.

В пользу участия гражданского «боинга» в операции американских спецслужб говорит немало и других фактов. Об этом в книге «Правда о полете KAL-007» писал отставной сотрудник японской военной разведки Иосиро Танака. Пассажирский самолет, по его утверждению, преднамеренно вошел в воздушное пространство СССР, чтобы вскрыть систему ПВО Дальневосточного военного округа.

Эта провокация позволила американским средствам радиоэлектронной разведки не только убедиться в том, что самолет-нарушитель был сбит, но и зафиксировать при этом местоположение советских радиолокационных постов, уточнить рабочие частоты и записать все телефонные и радиопереговоры военных.

Записи этих перехватов позднее были опубликованы во всех американских газетах. А вот план полета самолета-разведчика ВМС США, находившегося поблизости от района событий, а также данные о радиолокационном наблюдении за ним так до сих пор и не обнародованы.

Самую интересную версию событий 1 сентября 1983 года выдвинул французский эксперт Мишель Брюн. По его мнению, южнокорейский лайнер не был сбит подполковником Осиповичем у Сахалина, а разбился неподалеку от японского города Ниигата. Это подтвердила полученная Брюном подлинная копия переговоров «Боинга-747», из анализа которой следовало, что самолет находился в воздухе еще 40 минут после катастрофы.

По мнению журналиста, советские и американские власти по взаимной договоренности скрыли тот факт, что над территорией СССР произошел воздушный бой, в результате которого было сбито три самолета ВМС США.

В подтверждение своей версии Брюн указывал на то, что некоторые из фрагментов, прибитых морем к японским берегам, оказались обломками не пассажирского «боинга», а военных самолетов. Среди них был кусок закрылка прямоугольной передней кромки, который мог принадлежать только американскому истребителю F-111 или EF-111. Другой найденный обломок — сиденье катапульты пилота — тоже мог принадлежать только военному самолету США. Кроме того, к берегу прибило части боевой ракеты с английской маркировкой.

Брюн заинтересовался направлением морских течений в этом районе и установил, что обломки «боинга», сбитого у Сахалина, никак не могли оказаться около Хоккайдо через девять дней поперек течения и против господствующих ветров. По мнению французского эксперта, пассажирский авиалайнер действительно был поражен двумя ракетами советского истребителя, но продолжал тянуть к японскому берегу и был добит кем-то спустя 50 минут после своей «гибели».

Так это или нет, но существует документальное подтверждение, что 1 сентября 1983 года в конкретный квадрат Японского моря был направлен специальный самолет американских ВМС, использующийся обычно в спасательных операциях.

Примечательно, что на официальном месте падения южно-корейского «боинга» советским водолазам не удалось найти почти никаких человеческих останков. Кроме того, не было найдено ни одной обгоревшей вещи, зато в избытке присутствовали вещи «с помойки»: разбитые пудреницы, старая рваная одежда.

Подполковник Осипович спустя много лет после трагедии говорил журналистам:

«Нашли фрагменты нескольких тел. Как будто в самолете было человек 17. Сначала говорили, что тела могли съесть рыбы и рачки. Но это просто невозможно — там же должно было быть 269 человек! На дне нашли паспорта, связанные в стопку, связанные кеды. Ну разве когда-нибудь в самолетах складывают вместе паспорта пассажиров? Салон просто набили хламом.

Я считаю, что “боингов” бьшо два. Один — пустой — пошел на Камчатку, потом на Сахалин, и тут я его сбил. А пассажирский самолет шел своим курсом и даже выходил потом на связь с японцами. Но и его завалили. Нельзя на таком самолете, как “боинг”, отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должны были заметить и экипаж, и наземные службы».

Отсутствие тел — это одна из основных загадок, у которой может быть два объяснения. Первое — на борту данного самолета были только военные специалисты, но как быть с тем фактом, что из Анкориджа рейс KAL-007 взлетел вместе с пассажирами? Второе — опытным пилотам удалось все же посадить «боинг», и люди были эвакуированы. Это предположение легло в основу еще одной версии событий.

Согласно ей, пассажирский самолет действительно участвовал в американской разведывательной операции, о чем его пассажиры даже не подозревали. После пуска ракет Осиповичем «боинг» не сразу рухнул в океан, а некоторое время находился в воздухе и продолжал вести радиообмен с землей.

Затем он произвел вынужденную посадку на воду, американцы скрытно эвакуировали экипаж и пассажиров, а советским военным оперативно подбросили заранее подготовленную «обманку»: тряпье, мелкие обломки пассажирского самолета, несколько фрагментов трупов из морга. А потом в дело включилась пропагандистская машина госдепартамента США, которая обвинила «империю зла» — СССР — в «хладнокровном уничтожении ни в чем не повинного гражданского самолета».

Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя в Японии)

Отмечая годовщину трагедии, 1 сентября 2003 года английская радиокомпания Би-би-си признала, что в истории с южно-корейским «боингом» по-прежнему остается множество загадок:

«Отсюда — и появляющиеся все чаще сообщения о том, что после ракетной атаки самолет вовсе не потерял управление и летчики контролировали его еще как минимум 12 минут. В теории этого времени вполне достаточно на аварийную посадку — был бы аэродром. Представитель Международного комитета по спасению жертв рейса KAL-007 Бен Торри почти уверен: такой аэродром рядом с местом трагедии был...

В то утро какой-то самолет сел неподалеку от острова Монерон. Бен Торри и его единомышленники уверены, что этот самолет и был тем самым корейским «боингом». По его словам, пассажиров рейса сняли с борта лайнера и увезли в неизвестном направлении, а саму машину взорвали, разложив потом осколки по морскому дну».

Узнать истинную подоплеку событий, которые произошли ровно тридцать лет назад в ночном небе над Сахалином и Охотским морем, также нелегко, как доказать и подтвердить истинность высадок американцев на Луну. В обоих случаях за кажущейся простотой и неопровержимостью упорно продвигаемой Западом версии проглядывает что-то совсем другое...

Между тем разобраться, несмотря на все явные нестыковки, необходимо. Ведь инцидент 1983 года стал удобным предлогом для развязывания Вашингтоном и его союзниками очередной параноидально-истеричной компании против СССР, способствовал сплочению антикоммунистического блока. Президент Рональд Рейган нашел еще одну причину, чтобы подтвердить озвученный им ранее тезис о СССР как «империи зла» - термин, позаимствованный им фильма «Звездные войны». Часть советской элиты западная пропагандистская атака напугала настолько, что она двумя годами позже обеими руками проголосовала за приход к власти любимца наших геополитических соперников Михаила Горбачева.

Еще раз подробно рассказывать о событиях сентября 1983 года не имеет смысла: число газетных публикаций о сбитом южнокорейском «Боинге» у нас исчисляется тысячами, об этом были написаны книги и сняты фильмы. Просто напомню, что самое главное обвинение в наш адрес состоит в непропорциональном применении силы в отношении гражданского лайнера южнокорейской авиакомпании «Кориан эйрлайнз», следовавшего в первый день осени 1983 года рейсом 007 Нью-Йорк – Анкоридж - Сеул, в результате чего погибло 269 пассажиров и членов экипажа.

Но по сей день многие факты работают против западной версии о «мирном самолете». Это - значительное, начавшееся практически сразу после взлета из Анкориджа отклонение «Боинга» от маршрута полета более чем полтысячи километров.

В ответ нам говорят, что пилоты просто ошиблись. Но много ли история знает случаев, когда пассажирские самолеты с опытными пилотами, которые до этого не раз и не два летали по данному маршруту, уходили так далеко в сторону?

И по какой причине американские службы управления воздушным движением не предупредили корейских пилотов о том, что они летят неверным курсом?

До сих пор нет внятного ответа и на вопрос о том, почему «новый» маршрут рейса 007 пролегал именно над Камчаткой, Курилами и Сахалином – иными словами, районами, которые имели и имеют до сих пор стратегически важное значение для обороны нашей страны. Опять возражают: какую такую информацию мог собрать гражданский самолет, если все и так видно со спутников. Ну, во-первых, с орбиты сквозь пелену земной атмосферы заметно далеко не все даже сейчас. А, во-вторых, одна из возможных целей захода возможного вторжения в наше воздушное пространство и состояла в сборе данных об организации советских систем ПВО, которые вынуждены были работать по нарушителю.

Еще один так и не получивший внятного ответа от Запада вопрос – синхронизация полета южнокорейского самолета с американским разведывательным спутником «Феррет-Д» и американским самолетом-шпионом.

К тому же инцидент произошел на фоне непрекращающихся в 1983 году провокаций Вашингтона, который обнаглел до того, что даже санкционировал имитацию бомбометания по одному из наших военных аэродромов на Курилах.

И главный вопрос, на который нет ответа: как могли пилоты «Кориан эйрлайнз» не видеть находившегося рядом с ними советского военного самолета, который обозначил свое присутствие и покачиванием крыльев, и предупредительным огнем. Мало того, они еще и попытались уйти, заняв более высокий эшелон.

Подозрения еще больше усиливаются, когда узнаешь, что еще в апреле 1978 года другой авиалайнер «Кориан эйрлайнз» рейса 902, следовавший из Парижа в Сеул через все тот же Анкоридж, также «заблудился» и, наверно, совершенно случайно появился в небе над другим нашим важнейшим районом - Кольским полуостровом. Его принудили к посадке, после прохождения формальностей пассажиров освободили, пилотов наказывать не стали, а выдворили за пределы Советского Союза. Это довольно хорошо известный факт, но мало кто у нас знает, что в 1992 году один из авторитетных южнокорейских журналов опубликовал статью, в которой содержались признания капитана того самого рейса «Кориан эйрлайнз» в связях с ЦРУ. Было это в канун поездки Бориса Ельцина в Сеул, когда он передал «черные ящики» самолета рейса 007 – может, никто не подсказал ему, что в связи вышеупомянутой публикацией целесообразно было отложить подобную церемонию для более детального изучения вопроса.

Присутствие спецслужб очень сильно ощущается и в инциденте над Сахалином. Командир «Боинга» Чон Бен Ин был в свое время личным пилотом южнокорейского правителя Пак Чжон Хи.

Работа с первыми лицами государства подразумевает обязательную процедуру прохождения проверки по линии спецслужб, даже, скорее, многолетнее сотрудничество с ними. Однако и тогда, и сегодня южнокорейская разведка не может быть полностью самостоятельной в своих действиях – она идет в одной упряжке с американцами. Но и это еще не все. Влиятельная южнокорейская газета «Чосон ильбо» поместила тогда сообщение о посадке якобы сбитого «Боинга» на Сахалине, сославшись при этом на данные ЦРУ. А ведь о подобном сотрудничестве журналистов со спецслужбами, да еще иностранными, распространяться не принято.

Есть и размещенное в интернете заявление американки, чей отец, кадровый разведчик, не стал садиться на рейс 007 буквально за десять минут до вылета - по совету своих сослуживцев. Но самое удивительное – это сочинения западных «писателей», рассказывающих о том, что на самом деле «Боинг» сбит не был, а был лишь принужден к посадке на территории островной административно-территориальной единицы СССР. На вопрос о дальнейшей судьбе пассажиров дается простой ответ: они содержатся в ГУЛАГе, потому что на территории Сибири до сих пор сохранились особые «секретные» лагеря. В качестве «доказательств» приводятся случаи телефонных звонков родственникам, сделанные теми, кто должен был погибнуть тридцать лет назад. Например, инженер, обсуживавший электронные системы на борту корейского авиалайнера, неожиданно позвонил матери, но лишь успел сообщить, что с ним все в порядке, после чего сразу же повесил трубку. Появлялись и сообщения том, что пассажиров «Боинга» часто встречали их знакомые, но «воскресшие» делали вид, что те обознались.

Значит, имеет право на существование и версия «осведомленных источников» о том, что на самом деле вместо пассажирского «Боинга» был сбит похожий на него очертаниями американский разведывательный самолет. Лайнер же посадили на американской военной базе в Японии, а всем пассажирам раздали новые удостоверения личности и неплохую денежную компенсацию, приказав при этом молчать. Если так, то западники хорошо понимают, что рано или поздно шило вылезет из мешка, и тогда неизбежен огромнейший скандал. Чтобы его избежать, и запущены басни про «действующий ГУЛАГ».

В пользу того, что инцидент с «Боингом» был хорошо срежиссирован, говорят еще несколько других подобных случаев, датированных тем же 1983 годом.
Наиболее резонансный – покушение на южнокорейского диктатора-президента Чон Ду Хвана в ходе его визита в Бирму в начале октября, получившее название в японских и южнокорейских источниках как «инцидент в усыпальнице Аун Сана». Кратко напомню: Чон Ду Хван, согласно протоколу, должен был посетить мавзолей в честь основателя независимой Бирмы в столице этого государства. Президент по неясной причине опоздал, заблаговременно направив на место церемонии своего посла в этой стране. Однако у мавзолея произошел взрыв, унесший жизни около тридцати человек, в том числе вице-премьера, министра иностранных дел и министра энергетики. Судя по фото, сделанному за считанные минуты до происшествия, представители высшего политического истеблишмента Южной Кореи, выстроившись в шеренгу, ждали своего босса.

После инцидента бирманскими военными было поймано два предположительно северокорейских агента, которые в составе диверсионной группы якобы и устроили этот террористический акт. Вроде бы все сходится, вплоть до вещественных доказательств, есть и захваченные исполнители. Но почему до сих пор никто не удосужился внятно объяснить причину опоздания Чон Ду Хвана к мемориальному кладбищу, растолковать, как могли проникнуть северокорейские агенты на территорию усыпальницы, которую охраняли около двухсот сотрудников охраны южнокорейского президента, не считая бирманских сил безопасности, и установить там две мины огромной взрывной силы. И почему северокорейское торговое судно, с которого якобы и высадилась группа диверсантов, находилось с 4 по 11 октября в порту Коломбо, то есть далеко от места происшествия. И с чего бы это Чон Ду Хван по возвращении в Сеул не снял со своих постов ни главу разведслужбы, ни начальника собственной охраны. Да, пойманы предположительно северокорейские агенты, но кто поручится, что это не офицеры южнокорейской разведки, получившие задание выдать себя за «братьев» с Севера? Впрочем, фотографий этих людей так до сих пор никто и не опубликовал. Да и не было никакого резона северокорейцам «нарываться» на скандал, вылившийся в разрыв дипломатических отношений с Бирмой, страной, торговля с которой была очень выгодна и Пхеньяну и Рангуну. Сейчас, спустя десятилетия, эти две страны опять тянет друг к другу, как магниты, на почве антизападных настроений. Впрочем, за год до этого южнокорейцы утверждали, что их лидера хотели убить – понятно, кто - в Канаде. Это уже похоже на паранойю.

Еще более загадочный случай произошел в августе все того же 1983-го, когда в Японском море южнокорейское военное судно «Канвон» якобы потопило скоростной северокорейский разведывательный корабль. Точнее, это сделал взлетевший с корабля вертолет ракетой «Эй-Си-12», которая, как утверждают южнокорейцы, предназначена для стрельбы по наземным целям. Странное дело, информации об успешном применении «Эй-Си-12» в Японском море нет больше нигде, кроме как в южнокорейских источниках. Различаются и версии произошедшего. Согласно одной из них, южнокорейцы ступили на палубу подбитого корабля, по другой - он просто затонул, и опять ни одной фотографии. Зато в качестве доказательства на всеобщее обозрение выставлен вертолет, фюзеляж которого украшал знак уничтоженного военного судна противника. «Весомое» доказательство, понятно.

Полагаю, что в случае с «Боингом» американцы преследовали не только цель выяснить детали функционирования советской системы ПВО, но и хотели предотвратить сближение Сеула с Москвой.

Южнокорейский диктатор генерал Пак Чжон Хи (президент страны в 1963-1979 гг.), по-видимому, очень тяготился своей тотальной зависимостью от Вашингтона. Поэтому он, по мере возможностей, искал «выходы» на Москву. Одна из первых ласточек - благодарность советскому руководству за быстрое решение вопроса с пассажирами и экипажем рейса 902, сделанная, замечу, в условиях полного отсутствия дипломатических отношений. Эта линия была продолжена и при следующем военном правителе Чон Ду Хване, тогда имевшие еще и американское или японское гражданство южнокорейские ходоки, получив визу, наведывались в наше внешнеполитическое ведомство, чтобы уговорить нас наладить отношения с Сеулом. После инцидента с «Боингом» эти посещения МИД закончились, Южную Корею обуяла волна антисоветской истерии…