В каком году взорвался челленджер. Шаттл «Челленджер».1986

Всем известно, что полеты в космос связаны с высоким риском для жизни. Лишним тому подтверждением является катастрофа шаттла «Колумбия». Но, в отличие от других подобных инцидентов, с этим трагическим случаем связано особенно много таинственных недосказанностей. Давайте все-таки разберемся, как произошла авария шаттла «Колумбия».

История шаттла «Колумбия»

Перед тем как осветить последний полет шаттла «Колумбия», давайте вкратце взглянем на его историю. Это позволит нам узнать больше нюансов о трагедии.
многоразового использования шаттл «Колумбия» начали строить в рамках программы НАСА в 1975 году. Работа была сдана в 1979 году.

Примечательно, что именно «Колумбия» являлась первым аппаратом программы Space Shuttle. Данная программа предусматривала для путешествия в космос использовать новый вид транспорта - космические шаттлы, форма которых очень напоминала конструкцию самолета. В отличие от космических кораблей более раннего поколения шаттлы могли совершать не один, а множество полетов в космос. До этого ученые NASA запускали аппараты подобного класса в рамках программы «Энтерпрайз», летавшие в границах земной атмосферы.

Назван шаттл «Колумбия» в честь корабля, который ещё в конце XVIII века исследовал берега Британской Колумбии.

Старт шаттла состоялся в 1981 году. Это был первый полет, который совершил американский космический аппарат за последние 6 лет. В кодовой классификации NASA ему был присвоен номер STS-1.

Каждому последующему полету в рамках программы Space Shuttle присваивался следующий номер. Последний полет шаттла «Колумбия» в 2003 году, 28-й по счету, имел в нумерации NASA порядковый номер STS-107.

Конструкция шаттла «Колумбия»

Как было сказано выше, шаттл «Колумбия», впрочем, как и все космические корабли подобного типа, имел форму самолета.

«Колумбия» отличалась от шаттлов, произведенных позже, более тяжелым весом и отсутствием модуля для стыковки. Таким образом, аппарат не мог стыковаться ни со станцией «Мир», ни с

Запуск в космос шаттла производился с помощью твердотопливного ракетного ускорителя. Кроме собственно космического корабля и двухракетного ускорителя, в конструкцию входил очень объемный топливный бак, заправленный жидким кислородом и водородом. Отделение ракетного ускорителя происходит на высоте 45 км, а топливного бака - на высоте 113 км.

Орбитальный ракетоплан имел длину чуть больше 37 м, размах крыльев - около 24 м, массу без полезного груза - 68,5 тонн.

Миссия STS-107

Экспедиция STS-107 2003 года была 113-м полетом в рамках американской космической программы Space Shuttle и 28-м полетом шаттла «Колумбия».

Миссией данной экспедиции являлся комплекс различных наблюдений за Землей, а также эксперименты по микрогравитации (Extended Duration Orbiter и Freestar). Шаттл «Колумбия» (2003) имел исследовательский модуль «Спейсхэб» (SPACEHAB), который являлся дополнительной нагрузкой. Модуль служил для того, чтобы во время полетов в космосе, астронавты в нем могли проводить различные исследования.

Экипаж

Теперь давайте узнаем, что собой представлял экипаж STS-107. Он состоял из семи человек: пятерых мужчин и двух женщин. Шестеро из членов экипажа были гражданами США, один представлял Израиль.

Американский астронавт Ричард Хасбанд был командиром экипажа. На момент полета ему исполнилось 45 лет. Для Хасбанда это был второй полет. Первая его экспедиция в космос произошла в 1999 году в рамках полета STS-96 на шаттле «Дискавери».

Его соотечественник, сорокаоднолетний Уильям МакКул, занимал должность второго пилота. У него имелся продолжительный опыт службы в ВМС США. МакКул был самым младшим по возрасту участником полета.

Американский астронавт Дэвид Браун являлся специалистом полета. 46-летний космонавт был самым старшим среди своих соотечественников, участвующих в полете. У Дэвида Брауна было медицинское образование, и он выполнял функции врача. Как и для предыдущего астронавта, для Дэвида это был первый полет в космос.

Сорокадвухлетняя американка индийского происхождения Калпана Чавла уже имела за своими плечами опыт полета в космос. Она участвовала в экспедиции STS-87 в 1997 году, на том же шаттле «Колумбия», на котором ей предстояло погибнуть в 2003-м. Кстати, в той же экспедиции участвовал первый Леонид Каденюк. Таким образом, Чавла стала первой женщиной индийского происхождения (хотя и не гражданкой Индии), которая совершила космический полет. В экспедиции STS-107 она имела должность бортинженера.

Для сорокатрехлетнего американца Майкла Филиппа Андерсона это был также второй полет в космос. Он принимал участие в экспедиции STS-89 в 1998 году на шаттле «Индевор» вместе с россиянином Салижаном Шариповым. Андерсон имел инженерное образование и был летчиком ВВС США, дослужившись до звания подполковника. В экспедиции STS-107 он являлся командиром полезной нагрузки, то есть отвечал за исследовательские работы.

Лорел Кларк являлась второй из двух женщин, которые приняли участие в экспедиции STS-107. Она являлась американской гражданской, ей было 40 лет от роду. Была медиком по образованию, но до этого в космических экспедициях никогда не участвовала. В экспедиции выполняла обязанности специалиста по зоологии.

Гражданин Израиля Илан Рамон являлся специально приглашенным NASA иностранным специалистом. На момент полета ему исполнилось 48 лет, то есть он был самым старшим по возрасту членом экипажа. Рамон имел образование специалиста по электронной и компьютерной технике, а также был пилотом ВВС Израиля. Это был первый для него космический полет, в котором он получил должность специалиста по полезной нагрузке, то есть вместе с Майклом Андерсоном принимал участие в научных исследованиях. Кроме того, благодаря этому полету Илан Рамон стал первым израильским космонавтом.

У большинства членов экипажа были дети.

Старт

Экспедиция STS-107 совершила старт в космос 16 января 2003 года из на расположенного в американском штате Флорида. Номер стартовой площадки - 39-A.

При взлете от шаттла оторвался кусок теплоизоляционного покрытия. Он нанес удар по плиткам термозащитной оболочки левого крыла «Колумбии». Но эксперты NASA не посчитали данное обстоятельство серьёзным происшествием, которое может каким-то образом изменить план полета или поставить жизни членов экипажа под угрозу. Но в дальнейшем этот эпизод рассматривался как одна из версий причин катастрофы.

Полет

В рамках полета команда в целом справилась со всеми поставленными задачами, включавшими более 80 различных научных экспериментов. Экспедиция длилась 15 суток и 22 часа. Это стандартный срок для полета кораблей класса шаттл. За это время «Колумбия» совершила 255 витков вокруг Земли общей протяженностью около 1 600 000 км. Полет совершался вокруг Земли на орбите высотой 307 км.

1 февраля 2003 года, после выполнения всех задач, в запланированное время началась процедура посадки шаттла.

Катастрофа

Как же случилась катастрофа шаттла «Колумбия»?

В 8 часов 10 минут по североамериканскому восточному времени (ЦУП) разрешает команде шаттла «Колумбия» приступить к началу процедуры посадки космического аппарата. Через пять минут производится запуск двигателей орбитальной маневренной системы, который должны были обеспечить спуск. Ещё через полчаса «Колумбия» вошла в плотные слои атмосферы Земли.

В 8:48 датчик температуры левого крыла наблюдает аномальное повышение термальных показателей для подобных спусков. Но данные по какой-то причине не были переданы в ЦУП или выведены на экраны бортового компьютера. Единственным источником, откуда мы теперь знаем о повышении температуры, является «черный ящик».

В 8:53 от шаттла начинаются отваливаться обломки. И только через минуту датчики ЦУП показали аномальное изменение параметров. Периодически вокруг «Колумбии» наблюдателями отмечаются яркие световые вспышки.

В 8:58 от корабля отвалилась теплоизоляционная плитка. В 8:59 обрывается последний сеанс связи с командиром шаттла. В 9:00 "Колумбия" в небе разваливается на части. В 09:05 произошло падение обломков шаттла на землю на территории американского штата Техас.

Вот таков, краткий перечень событий, завершением которых являлась катастрофа шаттла «Колумбия». В данной трагедии ни один из членов экипажа выжить шансов не имел.

После катастрофы

После того крушения, когда в общих чертах уже можно было оценить масштабы произошедшего, 1 февраля 2003 года в 11:00 в Космическом центре были опущены все флаги. Через два с половиной часа последовало официальное объявление о произошедшей аварии. Трагедия шаттла «Колумбия» послужила причиной обращения президента США Джорджа Буша к народу в 13:05 того же дня. Он выразил соболезнование семьям погибших, а также воздал должное героизму членов экипажа.

Сразу же после крушения начались поиски останков корабля. Официально в них принимало участие более 500 человек. Поиски осложняло то, что части шаттла были раскиданы по довольно большой территории, охватывая штаты Техас, Луизиану, Калифорнию, Аризону Всего было найдено около 12 000 обломков. В том числе было обнаружено устройство, которое заменяет черный ящик.

Останки тел всех членов экипажа были найдены.

Расследование причин и выводы

Первоначально рассматривалось несколько причин катастрофы, но возможность теракта была сразу исключена, так как технически его совершить было практически невозможно. Хотя одно время в интернете даже была распространена версия, что крушение шаттла произошло по причине внедрения компьютерного вируса в систему челнока. Но эта версия не выдерживала никакой критики.

В процессе расследования следствие отказалось от трех версий, ранее включенных в состав основных. По одной из них, крушение произошло в результате «старения» конструкции шаттла. По другой версии, причиной аварии стал слишком крутой и резкий вход в атмосферу челнока. По третьей - катастрофа случилась вследствие отказа системы торможения. Но, как говорилось выше, со временем по различным причинам от этих предположений отказались.

Остались две основные версии. По одной из них крушение произошло из-за повреждения термоизоляционного покрытия, которое случилось ещё при старте шаттла. По второй же повреждение термопокрытия произошло уже в космосе из-за попадания метеорита.

В окончательном выводе, который был зачитан в августе 2003 года, значилось, что катастрофа произошла из-за разрушения левого крыла челнока раскаленными газами, проникшими в его полость из-за повреждения термоизоляции.

Последствия

Основными последствиями трагедии стало уделение большего внимания сотрудниками NASA проблемам безопасности космических аппаратов и экипажей на них. Этот тезис особенно подробно был изложен в самом конце 2008 года в специальном докладе NASA.

Катастрофа шаттла «Колумбия», катастрофа шаттла «Челленджер» в 1986 году, а также многочисленные неполадки во время последующих полетов вынудили NASA в 2011 году свернуть программу Space Shuttle.

Память

Вместе с тем память об астронавтах-героях, которые были членами экипажа шаттла, живет по сей день.

Одна из швейцарских рок-групп в 2005 году выпустила композицию, которая была посвящена данной катастрофе. А за два года до этого участник популярной британской группы Deep Purple записал композицию-посвящение, права на которую передал родственникам погибших астронавтов.

Также в честь шаттла был назван один из суперкомпьютеров, который используется в НАСА - Columbia. Одна из вершин горы Кит Карсон в Колорадо была названа Колумбия Пойнт.

Значение катастрофы

Катастрофа челнока «Колумбия» стала в свое время значительным явлением в американском обществе. Она показала ненадежность шаттлов и всей системы полетов, которую в тот период использовало НАСА.

Именно эта катастрофа стала одной из причин, благодаря которым был поднят вопрос о закрытии программы Space Shuttle.

73 секунды полета. История крушения шаттла Challenger

Гонка вооружений между СССР и США проходила для каждой державы по совершенно разным правилам. Если одна сторона сообщала о победах постфактум, а неудачи пыталась скрыть (см. взрыв ракеты Р-16 на Байконуре в 1960 году), то соперники действовали иначе - как правило, на виду у общественности. Тем страшнее оказался удар для американцев, увидевших 28 января 1986 года в прямом эфире гибель семи человек и шедевра инженерной мысли - шаттла Challenger. Onliner.by вспоминает историю крушения космического корабля, в которой нашлось место безалаберности, простому невезению и фатальной мысли «авось пронесет».

Удар по имиджу

Американцы и ранее сталкивались с потерями астронавтов, но происходило это на земле: экипаж «Аполлон-1» не смог пережить пожар в заполненной кислородом камере при тренировке, погибло три человека.

Постепенно космонавтика сделала несколько важных шагов: улучшались меры безопасности, продумывалось больше сценариев на случай неполадок, и даже в экстремальных условиях астронавты имели шанс на спасение - вспомнить хотя бы полет «Аполлон-13», когда недостаток электроэнергии привел к массе проблем и едва не обернулся гибелью экипажа.

Идея многоразового челнока возникла у инженеров еще в конце шестидесятых годов. Через некоторое время на программу удалось выбить финансирование - Конгресс США одобрил проект корабля для пилотируемых космических полетов, который мог использоваться неоднократно.

Планировалось построить четыре шаттла, а перед ними один прототип Enterprise, который так и не увидел космос - он предназначался для тестов в атмосфере. США начали новую главу в истории покорения космоса 12 апреля 1981 года - спустя ровно 20 лет после полета Юрия Гагарина. Изначально старт планировался на два дня раньше, поэтому знаковые даты можно считать приятным совпадением. Первым запущенным шаттлом стал Columbia, который, как и Challenger, тоже не встретил старость в музее. Старт корабля был огромным риском: челнок запускали сразу с людьми, без тестового полета под контролем автоматики. Но в тот раз все завершилось удачно.

Изначальные амбиции NASA пришлось быстро умерить: запуски шаттлов влетали в копейку, челноки время от времени дорабатывали, и стало ясно, что первоначальный план совершать 24 старта в год не имеет ничего общего с реальностью. В среднем каждый шаттл за 30-летнюю историю программы совершил около трех десятков рейсов, за исключением Challenger.

Юбилейный полет

Второй построенный шаттл, «Челленджер», к началу 1986 года побывал в космосе девять раз за три года. Экипаж последней миссии состоял из семи человек, шесть из которых - профессиональные астронавты. К тому времени полеты в космос стали казаться обыденностью, и в верхах засела мысль, что с колоссальной нагрузкой - как физической, так и эмоциональной - может справиться человек с улицы, а не только ветераны ВВС с отменным здоровьем.

Седьмым участником миссии STS 51-L стала Криста МакОлифф, до этого с космосом и NASA никак не связанная. 37-летняя учительница английского языка и биологии в школе Нью-Гемпшира победила в национальном конкурсе. Идея американского правительства была в том, чтобы отправить в космос обычного человека, и на эту роль идеально подходили учителя. Благородная профессия, предполагающая внимательность, умение найти нужный подход к неусидчивым детям и доскональное знание дисциплины - за все заслуги лучшим подарком (и способом поднять рейтинги политиков) стал бы полет в космос, что являлось несбыточной мечтой для подавляющего большинства населения планеты.

Криста сумела обойти порядка десяти тысяч кандидатов. После почти года тренировок МакОлифф, как и другие участники миссии, была полностью готова к полету. В отличие от самого челнока.

Неудачи с самого начала

Старт десятой миссии Challenger неоднократно откладывался. Сперва запуск планировался еще в 1985 году, но затем отправку шаттла перенесли на 22 января 1986 года. Следующая неделя явно оказалась для NASA и астронавтов очень нервной: запуск переносили почти каждый день - то из-за погодных условий и низкой температуры, то из-за обнаруженных в последний момент технических проблем.

Как слабый мороз (минус 1 градус по Цельсию) может повлиять на запуск космического корабля весом 2000 тонн? Все дело в уплотнителях, которые используются для герметизации твердотопливных ускорителей. Последних в шаттле два, и они состоят из нескольких отсеков, а места стыков должны надежно закрываться теми самыми уплотнителями. Во время перегрузок при взлете эластичность материала позволяла все время сохранять герметичность и не допускать утечек. Проблема в том, что при низкой температуре кольца затвердевали. Именно эти уплотнители и приведут к катастрофе Challenger.

В 1971 году командир миссии «Аполлон-15» Дэвид Скотт оставил на Луне список погибших астронавтов со всего мира. Рядом лежит статуэтка «Павший астронавт», выполненная по заказу Скотта скульптором Полом ван Хейдонком. Увы, табличка теперь неактуальна: ушедших из жизни космонавтов во время выполнения миссий стало больше. Изображение: wikipedia.org

Шаттлы при минусовой температуре ранее не отправляли. В NASA долгое время знали о проблеме с уплотнителями - еще до первого старта Columbia. Ответственные лица закрывали на ситуацию глаза, корабли все время запускали при более-менее теплой погоде, хотя и раньше к работе ускорителей были нарекания. Но каждый раз все обходилось, и на потенциальную опасность перестали обращать внимание. К тому же 24 успешных старта только уверили руководство, что проблема эта несерьезная.

«Авось» не сработало

В 11:38 утра 28 января шаттл стартовал с мыса Канаверал. Еще при запуске, как в дальнейшем установят следователи по видеозаписи, из правого ускорителя начал идти дым. По мере набора высоты он становился все более темным, и на 59-й секунде кольцо не выдержало - из места стыка появилось пламя. Из-за воздушного потока огонь прильнул к основному топливному баку (рыжего цвета), в котором находилось 1700 тонн топлива - а это более 3/4 от всей стартовой массы корабля. Бак поделен на три отсека: в одном жидкий кислород, в других - жидкий водород. В результате воздействия пламени элемент ускорителя врезался в бак. От пробития обшивки топливо начало выливаться, что мгновенно привело к сильному пожару. В дальнейшем будет установлено , что как такового взрыва не было - просто образовался огромный огненный шар.

Сам челнок оказался невероятно крепким: он хоть и развалился на несколько частей, но отсек с экипажем в носовой части корабля остался целым и по инерции продолжил удаляться от планеты. Кабина достигла высоты 20 км (бак разрушился на высоте порядка 14 км), после чего начала падать. Установлено, что минимум три астронавта пережили разрушение шаттла. У них были включены PEAP - персональные устройства подачи воздуха. Но неизвестно, долго ли члены экипажа оставались в сознании. В любом случае шанса выжить не было: кабина врезалась в Атлантический океан на скорости более 330 км/ч (207 миль в час), перегрузка составила около 200g.


Программу Space Transportation System приостановили до выяснения причин катастрофы. Только к маю 1986 года завершилась операция по подъему обломков, и несколько комиссий принялись строить более точные гипотезы. Специалистам, можно сказать, повезло: момент старта и разрушения попал на видео, что упростило работу.

В расследовании участвовали эксперты NASA и Комиссия Роджерса (названа по имени руководителя комиссии политика Уильяма Роджерса), сформированная по поручению президента США Рональда Рейгана. Первоначальное подозрение пало на топливный бак, но следы теплового воздействия на правом ускорителе быстро привели экспертов к мысли, что проблема кроется именно здесь.

Комиссия Роджерса пришла к следующему выводу: причиной гибели Challenger стали кольца-уплотнители, которые не обеспечили должную защиту правого ускорителя в силу ряда факторов. Среди них - общая ненадежность используемой конструкции, низкая температура атмосферы при запуске (это была сопутствующая, но не основная причина) и качество материала уплотнителя. Для дальнейшей эксплуатации шаттлов требовалось внести несколько серьезных изменений и пересмотреть план полетов.

Запуски челноков возобновились лишь спустя два с половиной года. На смену Challenger был построен Endeavour. По иронии судьбы, на нем в космос слетала Барбара Морган - еще одна школьная учительница, которая была дублером погибшей Кристы МакОлифф в роковой миссии Challenger. Доработки позволили без проблем использовать шаттлы до 2003 года, когда при завершении своего 28-го полета разрушился Columbia. С тех пор челноки эксплуатировались еще восемь лет - до 21 июля 2011 года, когда Atlantis вернулся на Землю. Суммарно в рамках программы было совершено 135 запусков, из которых 133 оказались удачными. Уцелевшие Endeavour, Discovery и Atlantis сейчас хранятся в музеях и научных центрах США.

1. От радости до погибели. Первый орбитальный рейс американского учителя. Выбор НАСА на роль защитника чести пал на Кристу Маколифф, учителя по общественным наукам в средней школе Конкорд в Нью-Хэмпшире.
На этом фото, Маколифф проезжает мимо государственной резиденции Нью-Хэмпшира в Конкорде с дочерью Кэролайн и сыном Скоттом, во время парада Lions Club 21 июля 1985 года.

2. Приготовления к Хьюстону.
Учитель средней школы Кристи Маколифф сворачивает свой тренировочный костюм, готовясь к поездке в Космический центр Джонсона в Хьюстоне, 8 сентября 1985 года.

3. Подготовка Челленджера.
Космический шаттл Челленджер перевозят в многоярусное здание в Космическом центре НАСА им. Кеннеди во Флориде, 17 декабря 1985 года.

4. Нулевая гравитация. Кристи чувствует себя прекрасно.
Криста Маколифф подготавливают к состоянию невесомости на специально оборудованном летательном аппарате НАСА с нулевой гравитацией КС-135, 13 января 1986 года. Аппарат двигается по параболическому шаблону, что обеспечивает короткие периоды невесомости. Для некоторых людей, эти короткие периоды невесомости могут вызывать тошноту, и именно по этой причине аппарат был прозван «Рвотной кометой».

5. На стартовую платформу.
Шаттл Челленджер перевозят на стартовую платформу в Космическом центре НАСА им. Кеннеди.

6. Практика эвакуации.
Члены экипажа Челленджера практикуют процедуру эвакуации со стартовой платформы в Космическом центре Кеннеди. Слева на фото Рональд Макнейр, Грегори Джарвис и Криста Маколифф. Непосредственно за ними астронавты Джуди Резник и Эллисон Онизука.

7. Команда готова к вылету.
Члены экипажа Челленджера стоят в Белом зале на стартовой платформе 39B после репетиции запуска. Слева, направо: Криста Маколифф, Грегори Джарвис, Джуди Резник, командир Дик Скоби, Рональд Макнейр, пилот Майкл Смит и Эллисон Онизука.

8. Курс на стартовую платформу.
Члены экипажа Челленджера покидают своё месторасположение в Космическом центре Кеннеди и направляются на стартовую платформу, 27 января 1986 года. Командующий Дик Скоби находится во главе колонны, за ним следуют Джуди Резник, Рональд Макнейр, Грегори Джарвис, Эллисон Онизука, Криста Маколифф и пилот Майкл Смит. Из-за сильного ветра на площадке НАСА пришлось перенести запуск с 27 на 28 января.

9. Первые неисправности.
Камера на стартовой платформе крупным планом фиксирует старт шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года. Из этого положения камеры, можно увидеть облако серо-коричневого дыма напротив буквы «U» в слове United States, написанном на орбитальном модуле. Это было первым заметным признаком того, что возникло повреждение на стыке ракеты-носителя. Исследователи установили, что низкая ночная температура спровоцировала то, что гибкие резиновые торцевые кольца уплотнения стали жесткими и негибкими. Отказ колец вызвал прорыв горячих выхлопных газов на месте стыка и попадание их во внешний топливный бак.

10. Старт!
Камера с широкоугольным объективом показывает восхождение шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года. Через считанные секунды после запуска, в отсеке двигателя ракеты начался процесс разрушения.

11. Лед на стартовой площадке.
Почему отказали торцевые кольца уплотнения? В день запуска шаттла «Челленджер», конструкция в Космическом центре НАСА им. Кеннеди во Флориде покрылись сосульками. Вероятнее всего, необычайно холодная погода и стала причиной отказа колец.

12. Наблюдая за запуском.
Дети наблюдают за запуском космического шаттла «Челленджер» со стартовой платформы 39B, 28 января 1986 года. Их восторг превратился в ужас, когда шаттл взорвался на 73 секунде полета. Мальчик в белой шляпе и очках (в центре) является Питером Биллингсли, звездой “Рождественской истории” и представителем программы молодых космонавтов.

13. Последние секунды.
Через минуту после восхождения шаттла, правый твердотопливный отсек ускорителя ракеты начал воспламеняться.

15. Остатки ракеты.
Примерно через 76 секунд можно было увидеть падающие фрагменты орбитального модуля на фоне огня, дыма и испарений ракетного топлива. Правый твердотопливный отсек ускорителя ракеты все ещё летит вверх.

16. Падающие обломки.
Эта фотография, опубликованная президентской комиссией по расследованию трагедии «Челленджер», показывает разлетающиеся от взрыва фрагменты, 28 января 1986 года, через 78 секунд после старта. Верхняя стрелка показывает левое крыло орбитального модуля. Центральная стрелка показывает главный двигатель орбитального модуля, а нижняя стрелка показывает фюзеляж носовой части. Исследователи предполагают, что некоторые из членов экипажа «Челленджера», возможно, выжили после взрыва и погибли уже при падении на землю.

17. Осознание произошедшей трагедии.
Руководитель полета Джэй Грин исследует данные в Космическом центре управления полетами им. Джонсона в Техасе.

18. Горе родственников погибших.
Члены семьи учителя-астронавта Кристы Маколифф наблюдают за трагическим стартом космического шаттла Челленджер. Сестра Кристы, Бетси (на переднем плане) с родителями Грейс и Эдом Корриган (позади).

19. Праздник окончен.
Карина Дольчино, староста класса в средней школе Конкорд, ошеломлена известием о крушении шаттла Челленджер. Ученики наблюдали за запуском по телевизору. В честь успешного старта, в школе было запланировано празднование.

20. Белый дом наблюдает.
3 февраля 1986 года. Президент Рональд Рейган, в центре, в окружении членов совета, смотрит по телевизору повтор взрыва «Челленджера» в Белом доме. Слева, направо: Ларри Спикс, заместитель пресс-секретаря в Белом доме, помощник президента Денис Томас, специальный помощник Джим Кун, Рональд Рейган, глава по коммуникациям в Белом Доме, Патрик Бьюкенен, и начальник штаба Дональд Риган.

21. Сострадание в школе.
Лиза Миттен из Конкорда, Нью-Хэмпшир, вытирает слёзы, в то время, как её дочь Джессика читает грустные письма, которые были собраны в средней школе Конкорд, 1 февраля 1986 года. Сюда были отправлены сотни телеграмм и писем со всех уголков Соединенных Штатов Америки.

22. Восстановление обломков.
Обломки от злополучного шаттла Челленджер выгружаются из катера Береговой охраны Далласа в феврале 1986 года.

23. Один из обломков Челленджера.
На протяжении нескольких недель после аварии поисковые группы выходили в море, чтобы достать обломки Челленджера из Атлантического океана. Суда свозили обломки к бассейну Тридент на мысе Канаверал, откуда они отправлялись в Космический центр Кеннеди для проведения расследования.

26. Память.
Президент Рональд Рейган и его жена Нэнси стоят рядом с женой астронавта Майкла Смита и другими членами семьи во время поминальной службы.

27. Расследования.
Нил Армстронг, который совершил первые шаги на луне, являлся членом президентской комиссии по расследованию взрыва Челленджера. На фотографии он слушает доклад комиссии в Вашингтоне 11 февраля 1986 года. На заднем плане другой член комиссии – Дэвид Ачесон.

28. Сбор головоломки.
Поисковая группа собрала левую и правую боковые части шаттла Челленджер в течение поисковых операций, длившихся месяц. Пожар значительно повредил правую часть шаттла. Но левая часть, изображенная на этой фотографии, избежала огня и пострадала только от падения с высоты.

29. Прибившиеся к берегу обломки.
Некоторые затонувшие части Челленджера не показывались на поверхности еще очень долгое время после взрыва. Трактор перевозит часть шаттла, выброшенную на берег пляжа в штате Флорида, 17 декабря 1996 года… почти через 11 лет после его крушения.

30. День памяти.
Каждый год в январе, НАСА отмечает день взрыва Челленджера, а также другие трагедии, случившихся в космосе. На этой фотографии администратор НАСА Шон О’Киф возлагает венок к Мемориалу в честь Космического Шаттла Челленджер на Арлингтонском национальном кладбище в Вирджинии, 28 января 2003 года. О’Киф также почтил трех астронавтов Аполлона 1, которые погибли во время пожара на стартовой площадке 27 января 1967 года.

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

Вопреки распространенному заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и самого корабля . Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторые его члены (как минимум Онидзука и Резник) пережили разрушение орбитера и были в сознании - ими были включены персональные приборы подачи воздуха. (Также был включен прибор пилота Майкла Смита, но это мог сделать кто-либо из двух вышеупомянутых астронавтов.) Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание.

«Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было (следует отметить, что разработанная и использовавшаяся позже система аварийного спасения всё равно не смогла бы обеспечить выживание экипажа в условиях такой катастрофы - она предусматривала лишь возможность поочерёдного покидания экипажем челнока, находящегося в устойчивом горизонтальном полете). Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.

За запуском наблюдало множество зрителей, ведь среди экипажа на корабле находилась Криста МакОлифф, первый участник проекта «Учитель в космосе». Средства массовой информации освещали катастрофу с небывалой масштабностью: одно из исследований показало, что 85 % опрошенных американцев узнали о крушении в течение часа после него. Катастрофа стала предметом множества обсуждений в области безопасности полётов и порядочности на производстве. На основе произошедших событий в 1990 году был снят телефильм «Челленджер». (источник: ru.wikipedia.org)

Те, кто в 1986 году наблюдал на телеэкранах катастрофу американского шаттла «Челленджер» с 7 астронавтами на борту, наверняка, прекрасно помнят эти кадры, заставившие весь мир замереть от ужаса. В те годы никто даже представить себе не мог, что подобная катастрофа может быть всего лишь хорошо срежиссированным шоу. Однако, в наши дни подобные предположения уже не кажутся такими уж невероятными. .

Так что же в действительности произошло с «Челленджером»? Этот вопрос более чем уместен, так как есть прямые свидетельства, указывающие на то, что астронавты, якобы трагически погибшие в тот роковой день, до сих пор живы.

В это трудно поверить, так как трагедий произошла в прямом эфире, на глазах всего мира. Именно в этом запуске американцы были уверены на 300%, и, именно его было принято решение (на самом высоком уровне) транслировать по всему миру.

Этому событию посвящены книги, пространные статьи в центральных журналах, газетах. В Википедии статья о Челленджере одна из самых подробных, пресыщена абсолютно бессвязными бездоказательными свидетельствами, рассчитанными на то, что бы легко и в непринужденной форме, убедить, неприхотливую американскую публику в том, что то что они видели на своих экранах, и есть правда.

А что же было на самом деле? Взорвался ли шаттл? Да, взорвался. Погибли ли люди? Нет не погибли. 6 из 7 до сих пор живут и здравствуют, абсолютно не скрываясь от фотокамер, продолжая свою нормальную жизнь.

Давайте поподробнее.

MICHAEL J. SMITH

Этот классный парень даже не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madisoн.

RICHARD «DICK» SCOBEE

Тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании. Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

Двое других живых астронавтов, не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, выдают себя за братьев близнецов. Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, что бы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами братьями. Документы НАСА подделать не сложно. Подделали ли же Обаме свидетельство о рождении, подтверждающее, что он американец. А вот этим двум проблем тем более не составило.

RONALD MC NAIR

ELLISON ONIZUKA

Женщины Чалленджера тоже живы и здравствуют. Обе преподают юриспруденцию в Йельском и Сиракузском университетах соответственно.

JUDITH RESNIK

SHARON («CHRISTA») MC AULIFFE

Прошло чуть менее чем 30 лет с момента трагедии. Следов 7-ого астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71. Вполне возможно, что он умер своей смертью. Вполне возможно, что он один из всей команды, которому не пришлось по душе вранье всему миру, вполне возможно, что он не смог с этим дальше жить. И его, как и братьев Кеннеди, как Линкольна, просто убрали. В Америке с этим все очень просто.

Остается главный вопрос, зачем нужно было устраивать этот театр?

Подсказкой может послужить заявление «вдовы» Ричарда Скоби, в котором прозвучало сравнение катастрофы «Челленджера» с убийством Кеннеди и терактом 11 сентября. Маловероятно, что Джун Скоби Роджерс не в курсе судьбы своего супруга. Тем более, что и их сын тоже замешан в другой «национальной катастрофе»…

Можно только догадываться какие еще мистификации подобные катастрофе «Челленжера» или взрыва нью-йоркских небоскребов нас ожидают в будущем, когда для этого будет гораздо больше технических возможностей…

Я думаю почти все те, кто читает этот сайт, хотя бы раз в жизни слышали про космическую программу США, под названием «Space Shuttle «. Это была программа запуска космических самолётов, многоразовых челноков для исследовательских и транспортных целей в Космосе, которые могли сами потом садиться на взлётную полосу аэродрома, а не падали в море или степи, как обыкновенная жестяная банка, что практикуется по сегодняшний день. Как ни странно, да?

«Челленджер » — это был 2 (второй) построенный шаттл из 5 шаттлов. Вот они ниже.

1. Колумбия.
2. Челленджер .
3. Дискавери.
4. Атлантис.
5. Индевор.

Чтобы вы понимали, что такое «Шаттл» — то это типа ракета с крыльями, которая выглядит как самолёт, садится как самолёт, но взлетает с места вертикально вверх.

И ещё, он не такой уж и маленький. Длина — 37 метров. Как ракета Союз по длине, варианта 1967 года.

Тут он на спине специального Боинга-перевозчика, чья длина 70 метров. Короче, он очень немаленький самолёт.

Но, сегодня нас интересует 1 из 2 катастроф Шаттла, которая случилась с ними за всё время использования.

Это — взрыв «Челленджера «, его катастрофа, в январе 1986 года. В том году ещё шутили, что у США своя катастрофа на букву «Ч » в 1986 году, а у СССР — своя «Ч «, в том же 1986, чтобы не было так смешно.

А сейчас всё самое интересное.

Тема 1 . «Погиб экипаж или нет»?
Тема 2 . «Детальное изучение дела коммандира Ричарда Скуби».
Тема 3 . «Почему НАСА постоянно лжёт». Версии.

Итак, что нас интересует: в январе 1986 году произошёл взрыв ракеты на 73 секунде полёта. Погибло 7 членов экипажа . Это — официальная версия на Википедии .

Взрыв все видели, экипаж официально погиб, его похоронили, выдали пару медалек, президент на камеру пустил слезу. Тема закрыта.

Была закрыта.

До 2015 года

Потому что в 2015 году кто-то слил информацию в сеть, что все члены экипажа сейчас живы, трудоустроены и отлично себя чувствуют в качестве нормальных членов американского общества. Работают в престижных компаниях, зарабатывют свои денюжки и даже имён не стали менять. Оставили свои «мёртвые» инициалы.

Хотите посмотреть на Призраков из Могилы ?

Экипаж «Челленджера «: 7 людей. 5 мужчин и 2 женщины.

1. Коммандир — Фрэнсис Ричард Скуби (по центру внизу).
2. Второй пилот — Майкл Дж. Смит (слева от коммандира).
3. Научный специалист — Эллисон Онизука (японец слева).
4. Научный специалист — Джудит Резник (еврейка справа).
5. Научный специалист — Рональд МакНейр (негр справа).
6. Специалист по нагрузке — Грегори Джарвис (сверху между женщинами).
7. Специалист по нагрузке — Шэронн Макколиф (сверху между мужчинами). Вообще она была учительницей в школе, но для неё придумали какую-то левую должность на корабле «специалист по нагрузке «. Наверное потому, что она и была — «нагрузкой «.))

Окай.

Кого нашли в Интернете? Смотрите ниже. И сделайте скидку, что им всем возраст +30 лет прибавились с 1986 года.

Теперь по пунктам:

1. Коммандир — Фрэнсис Ричард Скуби (по центру внизу). Справа от него — Ричард Скуби . Бессменный глава рекламной компании Cows & Trees в Иллинойсе, США. Батрачит там уже 10 лет. О нём детально поговорим во второй части. Страница профиля на LinkedIn .

2. Второй пилот — Майкл Дж. Смит. Справа от него — профессор Майкл Дж. Смит университета Висконсина в Мэдисоне, США. Специальность — Промышленная и Системная Инженерия.

3. Научный специалист — Эллисон Онизука (японец слева). Справа от него — его брат-близнец (ну, конечно-конечно:))))) Клод Онизука .

Первый американо-японский астронавт Челленджера , у которого идентичный брат-близнец. Теперь, в свои 68 выглядел бы так, правда? Те же брови, глаза, морщины уголков глаз, широкий нос, та же причёска. Работает в Алкогольном Контроле на Гаваях.

4. Научный специалист — Джудит Резник (еврейка справа на групповом фото). Справа на фото — Джудит Резник , профессор права в Йельском Университете. А ещё актриса в фильмах Fair Game, Born Survivor: American Hero.

5. Научный специалист — Рональд МакНейр (негр справа на групповом фото). Справа — его брат-близнец (второй уже братиш-близнец) Карл МакНейр . Прям совпадение на совпадении с близнецами:))))

Карл МакНейр — автор, консультант по образованию, работник ртом. Почётный президент Фонда имени себя, в честь самого себя, то есть, Фонда Рондальда МакНейра. Страница на LinkedIn .

2 года проработал по специальности, а потом 23 года ездил лекции читал от Фонда имени Себя о науке и космосе.

6. Специалист по нагрузке — Грегори Джарвис (сверху между женщинами). Не найден под своим именем и фамилией. может умер, может поменял инициалы. Хотя бы кто-то из всего экипажа.

7. Специалист по нагрузке — Шэронн Макколиф (сверху между мужчинами). Была учительницей истории в школе, прошла национальный отбор и должна была провести 1 урок с орбиты над Землёй. Справа — Шэронн Макколиф , профессор права в Университете Сиракуз, США.

Итак, что у нас в итоге.

Январь 1986 — взорвался шаттл. Все это видели. Погибли ли люди? Нет, конечно же. Людей в нём не было, по крайней мере тех, которые официально заявлены мёртвыми. Потому что 6 из 7 с теми же именами и фамилиями живут и работают на серьёзных работах, не скрываются, не избегают публичности. Одним словом, ведут нормальную активную жизнь.

Либо, это просто 16 совпадений у 6 людей одновременно …?

1. Имя - Ричард (совпадает)
2. Фамилия — Скуби . (совпадает)
3. Внешность — Ричард Скуби. (+30 лет)

4. Имя — Майкл (совпадает)
5. Фамилия — Смит . (совпадает)
6. Внешность — Майкл Смит. (+30 лет)
7. Профессия астронавта — «инженер». Профессия «живого» — «профессор Инженерии» в Университете Висконсина у живущего Майкла Смита.

8. Японский брат-близнец Клод Эллисона Онизуки . (совпадение 2 близнецов в группе из 7 человек).

9. Американский брат-близнец Карл , с идентичной внешностью (+30 лет), как у погибшего астронавта Рональда МакНейра . (совпадение, 2 близнецов в случайной группе из 7 человек).

10. Имя — Джудит (совпадает).
11. Фамилия — Резник . (совпадает).
12. Внешность — Джудит Резник . (+30 лет)
1 3 . Профессия астронавта — инженер-электрик, интересовалась ораторским искусством, выступлениям на публике . Профессия «живого» — «предподаватель права» Йельского Университета, публичные выступления в судах.

14. Имя — Шеронн. (совпадает)
15. Фамилия — Макколиф . (совпадает)
16. Профессия астронавта — учитель. Профессия «живого» — предподаватель права в Сиракузском Университете. (совпадает).

Знаете, как это называется? Называется «слишком много совпадений, чтобы быть совпадением».

1 факт — случайность!
2 факта — совпадение <<<=== !
3 факта ===>>> ЗАКОНОМЕРНОСТЬ !

А у нас — 16 фактов совпало?

Выводы :

Сначала я подумал, что это шутка такая, для дурачков в интернете, которые ничего не проверяют, а едят всё подряд.

Как минимум 1 факт можно объяснить компьютерным моделированием внешности, типа через программы, которые сейчас есть даже на смартфонах. Там можно состарить ваше лицо за 1 секунду. Вот примеры из приложения FaceApp :

Но, это если мы берём 1 конкретную фотографию и старим её . А если есть сотни фотографий человека? Их тоже все старить придётся? А если есть ещё записи в других источниках, в базах данных, если есть упоминания других людей о Вас? Что тогда?

Короче, перед нами либо какое-то жуткое совпадение, либо экипаж Челленджера в 1986 году не погиб . Но, для этого надо найти что-то большее, чем 1 фото.

Я решил изучить коммандира экипажа — Ричарда Скуби . Вот этого красавца.

Тема 2 . «Детальное изучение дела Ричарда Скуби» .

Итак, я решил начать с поиска Гугла. Что он нам выдаст по запросу — Richard Scobee . В эпоху Интернета можно найти ВСЁ

Он выдаёт нам сразу несколько страниц. Пойдём по-очереди, и проверим, если это не фейк.

Объявляется — «Охота на Приведений-Астронавтов «.

Погнали.

Гугл нам выдаёт.

1. Страница в социальной сети Facebook .
2. Страница в социальной сети LinkedIn .

1. Имя — Ричард Скуби. Есть фото.
2. Работает в маркетинговой компании Cows and Trees . Исполнительным директором. СЕО .
3. На его странице есть комментарий от женщины с именем Jill Friedman . Запомните этот факт.
4. Последний пост за сентябрь 2015 года , в котором он говорит, что запрещает Фейсбуку использовать любые материалы на его странице без особого разрешения.
П.С. В 2015 году как раз и начался Интернет-Шторм, что вся эта катастрофа Челленджера 1986 года — фейк от НАСА и экипаж жив. После 2015 года — ни одного поста на странице больше нет.
5. Он пишет, что любит некую Линду! Запомните этот факт

4 августа 2012 года пишет, что 38 лет женат на Линде, и она лучшее, что у него было в жизни. То есть, Линда — его жена. И женились они в 1974 году.

Пост за 29 декабря 2011 года. Он пишет, что публикует фотографию своей внучки Риз Кристины Фридман , которая родилась в день его рождения. И следующие их дни рождения будут «Р в Квадрате » (его зовут — Ричард, а внучку — Риз).

Отсюда. У него есть дочь или сын, которые носят фамилию Фридман. В первом посте фигурирует — женщина Джилл Фридман. Так что, скорее всего она поменяла фамилию со Скуби на Фридман, и является его дочерью.

Тут нас ждёт такая страница .

Оба из них работают в «Cows and Trees » c мая 2007, оба — директора. А до этого был директором компании «Marketing Edge, Inc » с января 1982 до 2007. Вот их фотографии рядом. Это один и тот же человек?

Директоры "Cows and Trees".

    Нет, это - разные директора. 15%, 86 голосов

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Идём на американский сервис InstantCheckMate — (перевод. «Моментальный Шах и Мат»).

Сервис созданный для того, чтобы отслеживать, если человек, который вас интересует, не привлекался к уголовной ответственности, если привлекался, то есть ли выписка из суда, какой у него реальный возраст, какие родственники и т.д. Короче, много информации о каждом жителе США. Вбиваем «Richard Scobee» и смотрим результаты. Найдено 12 людей с такими именем и фамилией. Изучаем всех 12 человек.

Один нам подходит по описанию.

1. Ричард Скуби. Из Иллинойса, США. (подходит человеку с фейсбука).
2. Возраст 65 лет.
3. Родился в декабре 1951 года. (подходит запись с фейсбука, что у него в декабре родилась внучка).
4. Его родственники Джилл Фридман (подходит), Браян М , Кристина А , и Денон . А также Линда Скуби (подходит).

Уже есть от чего отталкиватся! Живые это люди или все вымышленные.

Итак, Джилл Фридман .

Фейсбук даёт нам её фото. Ведь именно она комментировала посты на странице Ричарда Скуби . Значит, именно она его знает. Ещё Фейсбук сказал, что она работала в компании «Children’s Memorial Hospital». Больше информации нет.

Вот тут, под цифрой 3 — её фото . Видно, да?

Как вам такой выбор анимации? Норм?

Тема 3 . «Почему НАСА постоянно лжёт». Версии.

Мы уже писали о том, что не было. Была статья с разбором множества доказательств. Хотя самое очевидное доказательство прямо перед Вами. Мы сейчас можем полететь на Луну? Нет. Где успешные технологии 1960х годов? Будь это правдой, то через 50 лет после успешных Лунных высадок там бы уже готели стояли!

Мы уже писали о том , что - тоже ложь. И никакие марсоходы никуда не летали, а стоят в ангарах НАСА. А фотографии клепают на Земле из Земных фото, только обработанных в красный фон.

Мы уже писали о том , что - подделки. Расссказали, как их делают, из чего их делают и привели доказательства.

Так что ещё один факт в копилку, что взрыв и катастрофа Челленджера — это фейк и грандиозный обман — ничего не поменяет. НАСА и так лжёт с самого начала своей работы. А так же врут и другие «национальные космические агентства», покрывая ложь друг друга.

Даже если только 1 из этих живых «астронавтов» окажется тем парнем или девушкой, который был в экипаже «Челленджера», то это всё равно ставит крест на ВСЕЙ истории. Потому что хоронили ВСЕХ без исключения!

Почему такие проблемы и некончаемое враньё о Космосе?

Версии:

Первая. 1 . Ну, может потому, что и никакого Космоса с миллионами и миллиардами планет не существует? Потому что выйти за Купол — нереально. Это как Рыбке попытаться убежать из Аквариума со стеклянной крышкой сверху. Невозможно в принципе. Аквариум не для этого строился.

Вторая. 2 . Прозаическая версия о взрыве Челленджере. Просто надо показать пару «неудачных пусков «. Потому что когда всё проходит гладко, ровно , без сучка и задоринки, то это вызывает минимум подозрение у людей . Поскольку на 135 пусков Шаттла пришлось только 2 катастрофы, то это отличный результат для НАСА. 1% брака!

Третья. 3 . Это был особый военный запуск шаттла с засекреченым грузом для тестов. Поэтому, там и не могло быть официального экипажа с гражданскими, типа учительницы Шэрон Макколиф , а был совсем другой экипаж из профессиональных военных, который и погиб. А гражданских оставили в покое, только перед этим «похоронив» их для виду.

4. Ваша версия . Пишите, что вы думаете. Присылайте ссылки и комментарии, если они будут интересными, то я их добавлю в статью. С указанием на Вас

На этом наша Лунная тематика подходит к концу, и если у Вас остались вопросы — озвучивайте.

А тем, кому всё равно хочется верить, что Вас никогда не обманывало Правительство, НАСА, Роскосмос и Военные , c Космосом, с полётами к МКС, с полётами в невесомости, то можете посмотреть это видео.

Всех благ на Плоской Земле.