Что такое эгоизм и эгоцентризм — в чём между ними разница. Эгоцентризм: раздутое самомнение человеческого эго

Ирина Андреева

Эгоизм и эгоцентризм – эти два слова похожи, а поэтому в повседневном обиходе их часто употребляют как синонимичные, не задумываясь о различиях их значений. А различия существенны, если рассмотреть эти психологические термины подробно.

Эгоизм и эгоцентризм: в чем сходство?

Объединяет оба термина общий корень «эго». Что такое эго? С греческого это слово переводится как «я». В психоаналитической теории Эго – это психологическая сущность, присущая каждому человеку. Посредством восприятия она контактирует с внешним миром и иллюстрирует его явления для внутреннего понимания. Эго является «мостиком» между Ид и Супер-Эго, связывая инстинкты и возвышенные устремления души. Благодаря Эго, человек на явления внешнего мира.

Каково же обыденное понимание терминов «эгоизм» и «эгоцентризм»?

Слово «эгоизм» мы слышим часто. Эгоистами называют людей самовлюбленных, не желающих считаться с мнением окружающих. Часто утверждают, что современные дети эгоисты. Так именуют и людей, не торопящихся вступать в брак или . Логика при этом такова: эгоисты живут ради себя, а не для других, поэтому их противопоставляют альтруистам, а вместе с тем зачастую и людям семейным.

Эгоцентристами именуют отъявленных эгоистов – людей, не замечающих никого кроме себя, пренебрегающих чувствами и потребностями других и даже близких и друзей. Эгоцентрист ищет собственную выгоду во всем, для него не важно, что действовать он при этом может в ущерб окружающим.

Психологические трактовки этих терминов схожи во многом с обыденными, но они более точны. В них прослеживаются и различия между эгоизмом и эгоцентризмом.

Определения в психологии

Большая психологическая энциклопедия дает следующее толкование эгоизму: «Эгоизм – это ценностная ориентация личности, при которой на первый план выходят своекорыстные мотивы себялюбия. Характеризуется нежеланием воспринимать потребности и устремления других людей.»

А что же с эгоцентризмом? Большой психологический словарь дает ему следующее определение: «Эгоцентризм – это позиция индивида, характеризующаяся сосредоточением на собственных переживаниях, ощущениях и потребностях, а также неспособностью воспринимать информацию, противоречащую личным установкам, т.е. зачастую исходящую от другого человека.»

Вывод сделать несложно: эгоизм и эгоцентризм схожи, если оценивать их проявления. Различие же заключается в осознанности таких установок. И если эгоист сознательно выбирает «жизнь для себя», то эгоцентрист просто не понимает, что можно поступать по-другому.

Какую жизненную тактику выбирает эгоист

Впервые об эгоизме заговорили в эпоху Просвещения, но тогда этот термин имел положительную эмоциональную окраску. Провозглашалось «разумное себялюбие», и считалось, что в основе морали находятся благородные собственные интересы и устремления личности. Но в те времена мораль и духовность ценились куда выше, они были, что называется, «в тренде». Сегодня эти ценности признаются обществом, но реже культивируются сознательно в подрастающем поколении.

Эгоизм приобрел отрицательную эмоциональную окраску, хотя его наличие желательно для современного человека. Эгоизм не отрицается, но и не превозносится, а потому старательно скрывается и маскируется. Его проявления выдаются за альтруистические (альтруизм – противоположность эгоизму). Это мы наблюдаем в построении . Да-да, за любовью нередко скрывается эгоизм, желание сделать счастливым в первую очередь себя, в не своего партнера. Но это узкий пример, а эгоисты бывают разными.

Один эгоист желает достичь карьерных высот, чтобы иметь больше материальных благ. Он хочет вкусно кушать, стильно одеваться и ездить отдыхать на море. Такой эгоист желает для себя комфорта, но он и работает, чтобы его достичь. Это современный .

Эгоцентристы же по-другому видят мир. У них собственное понимание действительности и долженствования.

Как живет эгоцентрист

Эгоцентрист искренне не понимает, что, кроме его точки зрения, может существовать еще и другая. Или даже несколько разных мнений. Он живет по принципу: «Есть два мнения, мое и неправильное».

Пример из области семейного психологического консультирования. К специалисту приходит семейная пара, и психолог просит остаться мужа в коридоре, чтобы выслушать сначала позицию жены. Женщина излагает свои мысли и изливает чувства, а консультант после этого просит ее описать, как видит ситуацию ее супруг. Жена искренне удивляется, не понимая, как ее муж может по-другому воспринимать их быт. А он может. Мужчина входит и рассказывает историю со своей точки зрения, и в то же время он никак не понимает, почему у жены другие мысли относительно происходящего.

Как видим, это эгоцентризм в чистейшем проявлении. Жить вместе годами, и даже не догадываться поставить себя на место супруга или супруги.

Эгоцентризм присущ детям. Они не знают, что люди разные, мыслят и чувствуют непохоже. Малыши об этом не задумываются. Но если эгоцентризм перерастает в черту личности взрослого человека, становится его мироощущением, искоренить его очень сложно.

Эгоизм и эгоцентризм: различия

Эгоизм характеризуется любовью к собственной персоне и стремлением делать что-либо для себя, а эгоцентризм — тем, что человек ощущает себя центром Вселенной.
Эгоистичный человек осознает мысли, желания и ценностные установки других людей, но не принимает их в расчет. Для эгоцентриста же собственная точка зрения представляется единственно возможной и правильной.
Эгоизм сопровождает человека на протяжении всей жизни, в то время как эгоцентризм характерен для детского возраста, но в иных случаях встречается и у взрослых.
Эгоизм порицается обществом, хотя может иметь и положительный подтекст. У эгоцентризма нет положительно окрашенных трактовок.

Вывод из всего вышесказанного таков: эти два термина, похожие на первый взгляд, на деле различаются, и разительно.

2 марта 2014 Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его "младший брат" эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье "Что такое мистика" профессор Ливрага пишет: "Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития..."
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма", и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.
Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему "наплевать" на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: "Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви..." Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?
Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира. Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.
Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.
Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:
"Нет человека, который был бы трусом бо/льшим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях".

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

В январе - марте 2012 г. (уточняйте даты занятий в своём городе)

Лекции и семинары в рамках Курса лекций в городах:

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Кто я?» Точный ответ на него должен привести вас к согласию с самим собой. Ведь, не познав себя, тяжело найти в этом мире достойное место, стать активным участником этой жизни, а не безвольным зрителем…

Хотя все это справедливо далеко не для всех. Как и сам вопрос. Задаются им только те, кого вообще интересуют всяческие смыслы: смысл жизни, место своего «Я» в мире и обществе (да-да, сначала именно в мире), смысл ежедневной суеты - и прочие смыслы. Это люди со звуковым вектором (для простоты буду называть их звуковики) - люди нередко тяжелые в общении, для многих странные и «усложняющие» себе жизнь.

Так вот, если вы понимаете, о ком я говорю, вам знакома и такая характерная черта многих звуковиков - эгоцентризм. Это только «Я» - без других, это только «Я» - умнее других, это только «Я» и мои страдания.

Эгоцентризм и эгоизм - в чем разница?

Что вообще такое эгоцентризм? Википедия дает очень узкое толкование, выделяя в качестве главного признака эгоцентризма неспособность человека воспринять чужую точку зрения. «Большая советская энциклопедия» толкует шире и говорит об отношении к миру, которое можно охарактеризовать как сосредоточение на своем «Я».

И все-таки из этих определений сложно понять, что есть эгоцентризм, а что - эгоизм, в чем их сходства и отличия. Разобраться в нюансах смыслов мне помогла Юрия Бурлана, в очередной раз расставив все на свои места.

И являются синонимами. Однако это не так.

Человек эгоцентричен, если ощущает себя центром всех событий, центром Вселенной, считает свое мнение единственно правильным. Эгоцентрист сосредоточен на своих переживаниях, ощущениях, интересах и не замечает интересов и переживаний других людей. Он не способен воспринимать и учитывать информацию, которая противоречит его собственному опыту. Эгоцентричный человек не понимает, что возможно существование других точек зрения, он уверен, что другие люди должны мыслить так же, как он. Главная потребность эгоцентричного человека – быть в центре внимания.

Можно сказать, что в каком-то смысле эгоцентризм является естественным состоянием. Он присущ в той или иной степени любому человеку и может усиливаться, обостряться в зависимости от обстоятельств. С самых первых дней жизни ребенок требует исключительного внимания всех, кто его окружает, особенно матери. Даже совсем кроха умеет находить способы, позволяющие этого добиться (плач, улыбка). Он манипулирует окружающими. Ребенок растет и все острее у него проявляется желание быть в центре внимания в семье, в школе, среди друзей. Детский эгоцентризм становится своеобразной формой самоутверждения. Со временем он может вызывать чувства, ошибочно называемые любовью, хотя в основе этих чувств лежит дух собственничества, желание стать центром существования для «любимого»человека, сохранить его только для себя. Поэтому вместе с эгоцентризмом рождается ревность. Таким образом, эгоцентризм является первым, этапом самоутверждения. Преодоление детского эгоцентризма – одна из самых главных задач воспитания. Эгоцентризм взрослых часто является причиной конфликтов и одиночества, поэтому так важно научить ребенка терпимо относиться к чужим мнениям, формировать способность видеть и оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения.

Если эгоцентрист считает себя центром мира, то эгоист считает себя не просто центром, он считает себя ЕДИНСТВЕННЫМ центром мира. Эгоист живет, чувствует и ведет себя так, будто в мире не существует никого, кроме него. Весь мир для него делится на «Я» и «не-Я». Эгоистичный человек может видеть цели, желания и потребности окружающих (то есть он может не быть эгоцентричным) и намеренно пренебрегать ими.

Погружен в себя и большей частью просто не замечает потребностей и желаний окружающих. Если эгоцентриста попросить сделать что-то для другого человека, он может с радостью это сделать. Поведение же эгоиста будет корыстным вопреки интересам других людей. Если его желания удовлетворяются, его абсолютно не интересует, что происходит с другими людьми.

Прав был профессор Ливрага, когда говорил:

“Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях”.

Делия Стейнберг Гусман, руководитель международной школы «Новый Акрополь»

Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его «младший брат» эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье «Что такое мистика» профессор Ливрага пишет: «Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития...»

Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.

Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?

Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.

Странно, но часто получается, что контакт с человеком «заражает» домашних животных «вирусом эгоцентризма», и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.

С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя «тактика», позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.

Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих «Диалогах». После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и «не-журавли». То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, «не-я», лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Дело даже не в том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые. Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том, что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то, что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист, он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему «наплевать» на других людей и уже недостаточно того, что он является центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшую основной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора Ливраги говорится: «Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это проявление Любви...» Как достигнуть той высокой цели, к которой стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения?

Истинные взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства человека, который возомнил себя единственным центром мира.

Для того чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле. Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество, чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все прекрасное, что имеем и что несем в душе.

Не оправдывая эгоцентризм и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм, но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам и духовному развитию.

Никто не может достичь освобождения, если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы заканчиваем словами профессора Ливраги:

«Нет человека, который был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих падениях».