Мехабадская республика. Кто такие курды и откуда они взялись? Современные курды Курдистан история возникновения

Несмотря на многовековое существование курдской нации и длительную борьбу курдов за создание своего независимого государства, «курдский вопрос» до сих пор не решён. В последние годы проблема курдской автономии, обретения этим народом национальной независимости приобрела на Среднем Востоке наибольшую остроту и служит одним из основных факторов нестабильности в регионе.

С. Задонский

Курдистан – это государство, которого нет и которого, по большому счёту, никогда и не было. Однако это золотая мечта большинства курдов, проживающих на территориях Турции, Ирана, Ирака, Сирии и перманентно распределённых по всему остальному миру. Нужно сказать, что мечта эта насчитывает уже не одну сотню лет, она впитывается потомством вместе с молоком матери и рассказами отца… и так просто курды вряд ли когда откажутся от неё.

Курды – это весьма многочисленная нация, она насчитывает порядка 35 млн человек (а это 4-е место среди народов региона после арабов, тюрков и персов). В настоящее время они являются самым большим этносом в мире, который не имеет собственных национальных прав и разделён между несколькими государствами.

Фактический Курдистан (территория, на которой проживает большинство представителей данной национальности) занимает очень важное стратегическое положение в регионе, а борьба курдов за самоопределение выводит их на международную арену.

Курды расселены крайне неоднородно. Больше всего их проживает в Турции (47 %), затем в Иране (32 %), в Ираке (16 %), Сирии (4 %), на территории бывшего СССР (1 %) – остальные расселились по европейскому и американскому континентам.

Курдский язык тоже неоднороден и включает в себя несколько диалектов, наличию которых, впрочем, сами курды не придают особого значения. Как правило, лишённые возможности получать образование на родном языке, они знают и языки основной страны проживания.

Курдские районы во всех четырёх странах отличаются отсталостью хозяйства, низким уровнем развития, слабостью социальных отношений и культуры. Очень многое здесь ещё держится на родоплеменных и феодальных отношениях, хотя в последнее время происходят значительные сдвиги. И это создаёт основу для становления курдской национальной политики.

Немного истории

Курды – это один из древнейших народов Передней Азии: их предки, которые, как считается, родом из Северной Месопотамии, самоопределились примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры. Процесс этнической консолидации народности начался в 1-м тысячелетии до н. э. уже на основе ираноязычных пастушеских племён. Начавшись ещё в древнеперсидской империи, этот процесс захватывает практически 2 тысячи лет и завершается уже при включении этого региона в Арабский Халифат.

Несмотря на этнологическое самоопределение, история курдов не знает попыток основания государства. Вполне возможно, это связано с соседними племенами, которые самоопределились раньше и благодаря сильному государственному управлению помешали в этом курдам.

А благодаря своему геостратегическому положению земли Курдистана на много веков стали ареной войн и переделов зон влияния, набегов кочевников и освободительных восстаний. Курды несли огромные человеческие и материальные потери, но… не сдались.

Однако курды были слишком раздроблены, и объединить их для совместных выступлений и образования единого государства не смог даже самый известный из них, победитель армии крестоносцев Салах-уд-Дин (Саладин).

В начала 16 века произошло окончательное разделение курдов (в данном случае между Ираном и Турцией), а в начале 20 в. оно только усугубилось за счёт выделения части курдской территории Ираку (под патронажем Англии) и Сирии (под патронажем Франции). В это время территории Курдистана используются как арена пограничных конфликтов, они фактически играют роль буфера. Все восстания за независимость были жестоко подавлены.

Осознанное «объединение» одной идеей курдов разных территорий и реальные выступления с требованием независимости начались с 20–30-х гг. 20 века. Но с ними, как и раньше, предпочитают не разговаривать, а просто «топить в крови».

Во времена «холодной войны» освободительное движение курдов активно поддерживается СССР, поскольку таким образом он приобретал возможность активно влиять на политику стран Ближнего Востока. В связи с этим курды быстро оказываются в зоне пристального внимания западных стран, и их национально-освободительные организации объявляются террористическими.

В 1974 году Багдад был вынужден пойти на создание курдской автономии, что и стало активизацией Турецкого Курдистана. На Ближнем Востоке загорелся новый очаг напряжённости. В Иране положение было чуть лучше, но до поры до времени. В Ирано-Иракской войне курды опять стали буфером между странами, понесли огромные потери – и не только вследствие военных действий, но и от карательных антикурдских операций (когда конфликтующие стороны подозревали их в измене). Кроме того, Багдад, воспользовавшись военным положением, отыграл назад вопрос о курдской автономии.

Во второй половине 80-х усилились освободительные тенденции в Турецком Курдистане. Причём деятельность Оджалана (лидера турецких курдов) явно переросла границы Турции и стала охватывать Сирию и Ирак. Что дало, в свою очередь, турецким военными «право» на карательные экспедиции на территорию соседнего государства (иногда до 30 км вглубь). А Сирия под давлением Анкары вынуждена была отказать Оджалану в политическом убежище (что привело в дальнейшем к его поимке и осуждению). События в Турецком Курдистане постепенно приобретают общекурдский масштаб, как и антикурдские акции всей четвёрки.

В начале 90-х под протекцией США курдам в Ираке повторно удаётся добиться автономии, более того – они оказываются под воздушной защитой Запада. После войны в Ираке и свержения режима Саддама Хусейна проблемы курдов обсуждаются в Европе и США. Фактически в настоящий момент вполне возможно перерастание автономии в самостоятельное государство под протекцией Запада. Хотя стоит вспомнить и о том, что большую роль здесь играет не столько признание суверенности курдской нации, сколько возможность создания зоны влияния на Иран и Турцию. Т. е. даже в этом случае курды опять выступят в роли буфера.

Иранские эксперты утверждают, что создание Курдского государства с опорой на США нацелено не на стабилизацию ситуации в регионе, а на усиление конфронтации и угроз в отношении соседних государств. Иран, таким образом, занял выжидательную позицию по этому вопросу, прекрасно понимая, что США непосредственно управлять в Курдистане не смогут и рано или поздно он окажется в зоне влияния Тегерана (поскольку ни арабские страны, ни тем более Турция принять такое государство окажутся не в состоянии). Сирия, в свою очередь, используя тот факт, что практически никогда не проводила репрессий относительно курдов, пытается создать в регионе противовес американо-английской позиции по Курдистану.

Однако современность вносит свои коррективы в курдистанский вопрос. Иран фактически блокируется западными державами и постепенно теряет свой вес в регионе. Сирия в огне революции, и её итог пока не известен. На волне «арабской весны» поднимаются и национальные интересны турецких курдов. И вот очередная провокация – организованное нападение курдских повстанцев на блокпосты Турции 19 октября, ставшее самым масштабным за последние 30 лет.

Турция теряет 26 человек убитыми, десятки раненых военнослужащих заполняют госпиталя. Естественно, Анкара не могла оставить эту вылазку безнаказанной: она начинает военные действия против боевиков не только на своей территории, но и углубляясь на территорию соседнего Ирака.

«Создаётся впечатление, – отметил известный азербайджанский политолог и дипломат Фикрет Садыхов, – что кому-то выгодно разжечь ещё один пожар в этом регионе, создать незатухающий кровавый конфликт, потому что курдские повстанцы совершают подобные набеги на турецких военнослужащих не в первый раз, и каждый раз турецкая армия теряет многих своих военнослужащих».

Конечно, мечта о независимости своего народа – это очень благородно, вот только методы, ведущие к ней, такими не выглядят. Турецкие лидеры утопят в крови курдские поселения, погибнут дети и женщины, будет разрушена (в который раз!) инфраструктура… Это спровоцирует новую волну антитурецкого террора.

Может, пора бы уже остановиться и вспомнить, что обе стороны конфликта придерживаются религии Ислам? И что мусульманину запретно убивать кого-либо без права, а уж тем более запретно убивать своего брата-мусульманина. Ведь тот, кто совершит убийство, как будто убьёт весь мир! Ведь разве провинился в чём-то солдат, убитый на передовой, или двухлетняя девочка? Они не принимали решения против курдов. Точно так же ни в чём не виновата женщина в курдском селении, погибшая от турецкой бомбёжки.

Политические проблемы нужно разрешать политическими методами. Сторонам давно пора сесть за стол переговоров и объясниться.

Может ли стать Курдистан признанным государством, если каждая пядь его земли пропитана кровью – и своей и чужой? Нужна ли такая независимость, за которую придётся погибнуть детям, женщинам и старикам? А в плане Турции – нужен ли ей такой взрывоопасный конфликтный домочадец или лучше его сделать мирным соседом?

Согласитесь, есть над чем задуматься обеим сторонам.


В мире есть много стран, не отмеченных на карте, но обладающих всеми атрибутами независимого государства. Всем известны Приднестровье, Абхазия, Тайвань, Косово. Однако названия эти на карте отыскать невозможно: многие народы, хоть и успели создать свои государства, до сих пор не признаны мировым сообществом.

Один из таких народов – курды. До недавнего времени они были самым многочисленным народом мира, не имеющим собственной государственности. Курдов в мире насчитывается до 30 млн человек, но территория их расселения, условно называемая Курдистаном, разделена между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. Положение курдов напоминает судьбу поляков после раздела Польши: один народ разделен границами и пограничными переходами.

Однако пятнадцать лет назад у курдов, живущих в Ираке, появился шанс создать собственное государство. Иракский Курдистан, он же «курдистанский регион» – курдское государственное образование в составе Ирака, существующее с 1991 года под мандатом ООН. После свержения Саддама Хусейна в 2003 году Иракский Курдистан получил широкую автономию и стало де-факто полунезависимым. На то, как строится это государство и так ли уж оно независимо, я захотел посмотреть во время своей поездки по Ближнему Востоку.

«Нет никакого Курдистана!»

В иракский Курдистан я попал в июне 2007 года в компании с польской девушкой Мартой после долгого путешествия автостопом по Турции. Знакомые, побывавшие на курдских землях годом ранее, рассказывали, что регион очень интересный, населен дружелюбными людьми, а попасть туда можно, даже не имея визы.

Надо сказать, что путешествовали мы и по турецкому Курдистану - территории на юго-востоке Турции, где курдское население составляет большинство. Впрочем, турки отрицают факт существования какого бы то ни было Курдистана. Курды не имеют даже автономии в составе Турции, и все мои попытки провести аналогии с Россией (я говорил, что у нас есть Tatarstan, Bashkortostan и даже Chechenistan) не приводили к успеху. «There is no Kurdistan» - эту фразу, как мантру, повторяли мне все англоговорящие турки.

Чувства турок легко понять. Бойцы Рабочей партии Курдистана уже много лет ведут террористическую борьбу за независимость. Стоит только заехать в этот регион, как через каждые 20-30 километров начнут попадаться блокпосты, а солдаты будут проверять документы у всех подозрительных незнакомцев.

Турки, особенно те, которые обитают далеко от Курдистана, охотно расскажут вам о диких курдах, которые живут по средневековым законам и взрывают турецких солдат.

Аллергия на слово «Курдистан» чуть было не привела к неприятностям на границе. Единственный пограничный переход между Турцией и иракским Курдистаном находится между турецким городом Силопи и курдским городом Закхо. Когда мы с Мартой доехали до турецко-иракской границы и дали свои документы на проверку турецким пограничникам, я неосторожно заметил, что мы едем в иракский Курдистан. Реакция была незамедлительной: «Нет никакого иракского Курдистана, есть только Ирак!»

После этого нас еще долго не хотели отпускать. Пограничники рассматривали наши паспорта и на смеси турецкого, английского и русского отговаривали нас от перехода границы:

В Ираке опасно, там война. Зачем вам туда идти?

Хотим попутешествовать, - устало отвечал я.

У вас нет иракской визы. Вас не пропустят.

Хорошо. Если не пропустят, мы вернемся обратно.

В конце концов пограничники из «первого эшелона» дали добро. Специально для нас они остановили такси и попросили водителя бесплатно подбросить нас до территории Ирака. Однако при подъезде к пограничникам, ставившим выездные штампы, возникли новые проблемы. Пограничник, сидящий в кабине, постарался выдумать целый букет причин, лишь бы не пустить нас через границу. Он даже сказал, что моя 23-летняя попутчица слишком молода для поездки в такую страну.

Нас развернули в обратном направлении и отправили к уже знакомым пограничникам. Там словесная перепалка длилась еще минут десять. Однако вскоре очередной таксист-турок, услышав о нашей проблеме, согласился поговорить с начальником пограничного перехода. Когда мы сказали, что едем в иракский Курдистан и виза нам не нужна, он насторожился:

Эй, аккуратней. Нет никакого Курдистана!

Ах да, простите. Я хотел сказать - в северный Ирак.

Ладно, я вас довезу.

Таксист доставил нас к зданию у пограничного перехода, забежал внутрь на полчаса, затем вышел и сказал, что скоро придет большой начальник и поможет нам.

Внутри здания было прохладно и темно. Несколько человек сидели в очереди и ждали, когда чиновники помогут им разрешить какие-то проблемы. В конце концов нас отвели к большому начальнику, и тот, осмотрев наши паспорта, дал добро. Так спустя полтора часа мы покинули территорию Турции.

Курдские пограничники оказались доброжелательнее, чем их турецкие коллеги. Нам пожелали приятного пути и сразу же поставили штамп о пересечении границы. Как и предупреждали мои знакомые, никакой визы для проезда в иракский Курдистан не потребовалось.

Если учесть, что в Ирак виза все-таки нужна, становится очевидна степень независимости курдского правительства: багдадские власти не помешали им установить свой визовый режим. При этом на том же штампе красуется надпись «Republic of Iraq - Kurdistan Region». То есть, добившись фактической независимости, формально курды признают, что находятся в составе единого Ирака.

"Дахук - бе пара, Эрбиль - пара"

Иракский Курдистан состоит из трех провинций: Эрбиль, Дахук и Сулеймания. Их общая площадь - около 40 тысяч квадратных километров, население - 3,5 млн человек. Курды, правда, живут и в других иракских провинциях, и теоретически иракский Курдистан мог бы быть приблизительно в два раза больше. Однако курдские провинции Киркук, Мосул и Дияла не входят в состав автономного региона, и для поездки на эти территории уже требуется виза Ирака.

Мы же въехали в ближайшую к Турции провинцию Дахук с одноименной столицей. Водитель, провезший нас через границу, остановился у выезда из приграничного города Закхо, и далее мы продолжили наше путешествие самостоятельно.

Продолжить его удалось не сразу: к нам тут же подошли солдаты и попросили пройти на блокпост. Кое-кто из них знал турецкий, поэтому я, используя слабые познания в этом языке, объяснил, что нам нужно в Эрбиль, но денег у нас немного, поэтому мы едем автостопом.

Это, кстати, главная особенность путешествия по иракскому Курдистану: полиция и военные часто задерживают и допрашивают путешественников. Но при этом ведут они себя очень дружелюбно и гостеприимно. Гостя из другой страны ждет непременная чашка чая в стеклянном стаканчике и любая помощь, которую военные по силам оказать.

Так и случилось: выслушав нас, солдаты сказали, что поймают для нас бесплатную машину. Они остановили первый попавшийся автомобиль и попросили водителя довести нас до города Дахук. Водитель ни слова не понимал ни по-английски, ни по-турецки, ни по-русски. Я же на курдском успел выучить только две фразы: «бе пара» (без денег) и «зор супас» (большое спасибо). Тем не менее мы с помощью жестов и интернациональных слов каким-то образом общались.

Водитель объяснил, что едет в Сулейманию. Я спросил, может ли он нас довести до Эрбиля, который будет ему по пути. Он попросил меня достать блокнот и написал на чистом листе бумаги: "$100». На мое удивление, мол, солдаты попросили подвезти нас бесплатно, он ответил:

Дахук - бе пара. Эрбиль - пара, - и кивнул на цифру.

Чуть позже он снизил цену до $30 и огорчился, узнав, что мы не заплатим даже этого.

Если не считать дискуссии с водителем, въезд в страну развеял все опасения, которые у меня были. Вот уж не думал, что на границе Ирака я увижу придорожные фонтанчики, клумбы с цветами и газоны. Впрочем, по дороге также попадались развалины и непонятные серые сооружения. Но все-таки иракский Курдистан совершенно не напоминал страну, в которой идет война. Впрочем, настоящей войны в этом районе не было уже более 15 лет.
В надписях у дороги использован арабский алфавит. Один из ощутимых результатов разделения двух народов: хотя язык у курдов один, турецкие курды имеют письменность на основе латиницы, а иракские - на основе арабcкой вязи (к слову сказать, в Советском Союзе также жило немало курдов, и советские лингвисты создали для них алфавит на основе кириллицы).

Меркантильный водитель вскоре привез нас в Дахук и оставил у станции такси. Таксисты тут же вытащили наши вещи из багажника, занесли внутрь, налили нам чаю и стали выяснять, откуда мы здесь взялись.

Мы с Мартой пили чай, объясняли, что ничего не понимаем, и только спрашивали: «Is there anybody who speaks English?» Рано или поздно такой человек нашелся. К таксистам зашел интеллигентный курд в белой рубашке. Он сказал, что по Курдистану путешествовать автостопом невозможно, и добавил, что нас посадят в какую-нибудь машину бесплатно. Нас действительно посадили в такси, где уже сидели два пассажира, и через несколько минут мы отправились в путь.

По дороге мы смогли в полной мере оценить уже центральные районы иракского Курдистана. По правде сказать, впечатление сложилось скорее негативное. По сравнению с оживленной, бурлящей, торгующей, строящейся Турцией эта страна выглядела довольно серо и безжизненно. По открывавшимся за окном пейзажам никак нельзя было сказать, что это - "житница Ирака». А между тем иракский Курдистан - один из основных сельскохозяйственных районов Ближнего Востока. В нем выращивалась большая часть иракской пшеницы, фруктов и почти весь табак. Но за окном была только холмистая пустынная местность без всяких признаков жизни.

Города по пути попадались нечасто. Редкие придорожные кафе, сколоченные из подручных материалов, чередовались с блокпостами, где в ожидании очередного автомобиля скучали солдаты с автоматами наперевес.

Блокпосты в иракском Курдистане, как и на юго-востоке Турции, попадаются через каждые 20-30 километров. Обычно солдат или полицейский заглядывает в салон, спрашивает о том, куда и зачем едут водитель и пассажиры, и пропускает мимо.

За время пути от Дахука до Эрбиля у нас трижды проверили документы. Нашими попутчиками были пожилой курд в чалме, отдаленно напоминающий бен Ладена, и солдат с бинтовой повязкой на глазу. Последний немного говорил по-английски и рассказал, что недавно подорвался на мине.

Курдские водители - это нечто необыкновенное. Такой стиль вождения редко встретишь в цивилизованной стране. Выезд на встречную полосу перед несущейся в противоположную сторону машиной, или, наоборот, езда на черепашьей скорости 50 километров в час в крайнем левом ряду - в порядке вещей. Наш водитель оказался редким лихачом, подрезал своих коллег, обгонял автомобили по встречной, успевая проскочить прямо перед носом 40-тонного грузовика.

Уже затемно мы приехали в Эрбиль - столицу иракского Курдистана. Таксист созвонился с нашим знакомым и привез нас в центр города. Здесь нас встретил Мохаммед - инженер из местной телекоммуникационной компании, с которым мы заранее списались по интернету. Он покатал нас по Эрбилю и вскоре привез к себе домой.

Дом Мохаммеда находился на окраине города в достаточно зажиточном спальном районе: повсюду стояли двухэтажные дома, обнесенные ограждением. Жил он с матерью, а еще к нему на несколько недель приехала погостить сестра с ребенком. За все время путешествия это было, пожалуй, самое шикарное место, в котором я только останавливался, а путешествовал я по гораздо более развитым странам.

День выдался насыщенным. Еще утром мы выехали из Диярбакыра, неофициальной столицы турецкого Курдистана, и вот уже находились в центре страны, не отмеченной на карте мира и официально являющейся частью самой горячей точки планеты - Ирака.

Эрбиль - столица Курдистана

Эрбиль, столица иракского Курдистана, - один из древнейших городов мира, существующий, по данным археологов, с 4 тысячелетия до нашей эры. Неподалеку от Эрбиля, в местечке Гавгамелы, Александр Македонский в 331 году до нашей эры одержал победы над персидским царем Дарием. Античные историки даже называли ее битвой при Арбелах (древнее название Эрбиля).

Позже город попадал под власть арабов, монголов, турок, англичан, а в 20-х годах прошлого века вошел в состав Ирака. В начале 1990-х годов, с обретением независимости, город был объявлен столицей иракского Курдистана. Население Эрбиля составляет почти 1 млн человек, здесь есть международный аэропорт и ряд важных предприятий.
Эрбиль - город одновременно новый и старый, ветхий и строящийся. Но это все-таки Азия, и европейский налет, который есть в соседней Турции, здесь ощущается гораздо меньше.

Дома в Эрбиле имеют характерный светло-коричневый цвет, словно все здесь сделано из песка. Центр города - странное сочетание трущоб и новых домов, чистых улиц и запущенных и забитых мусором переулков. Особое место, как и во всяком ближневосточном городе, здесь занимает рынок. Торгуют всем: стройматериалами, продуктами, одеждой, бытовыми электроприборами, книгами, детскими игрушками. Кажется, что у жителей города нет больше других занятий, кроме как стоять за прилавком и торговаться с покупателями, весьма редко подходящими к товарам.

За местной валютой надо обращаться не в обменные пункты, а к уличным менялам. Предприниматели сидят прямо на тротуаре, разложив на перевернутой вверх дном коробке пачки купюр разных стран. При предъявлении валюты они высчитывают на калькуляторе нужную сумму и отдают ее вам. Не слишком безопасный способ обмена: все видят, сколько денег и в какой карман ты положил.

А связь осуществляется посредством уличных телефонов-автоматов. Впрочем, автоматами их назвать сложно: рядом всегда находится специальный человек, которому нужно заплатить за пользование аппаратом немного денег.

Автобусов в Эрбиле очень мало, и это не самый популярный вид транспорта. Для поездок по городу жители предпочитают использовать такси. Таксисты перевозят сразу несколько человек, поэтому стоимость поездки для каждого из них сильно снижается. Так что короткая поездка в пределах города обойдется в 0,5-1 тысячу динаров (1,2 тысячи динаров приблизительно равны $1). Если же вы не любите тесноту и предпочитаете одиночество, можно заказать такси только для себя, но оно, разумеется, будет стоить намного дороже.

Иностранцев тут видят довольно редко, поэтому белый человек с фотоаппаратом вызывает бурные эмоции. Казалось, появление инопланетянина вызвало бы меньший интерес, чем наша прогулка рядом с курдами. Мы постоянно чувствовали себя в центре внимания. По улицам словно шла невидимая волна: плотники прекращали работу, мужчины за столиками уличного кафе прерывали разговор, торговцы отвлекались от своих товаров. Все устремляли взгляды на нас и только через несколько минут, осмыслив увиденное, возвращались к своим занятиям.

Особым успехом пользовалась Марта. Мусульмане вообще редко видят обнаженные женские ноги, а юбка моей попутчицы достигала лишь колен. Поэтому курды, широко раскрыв глаза, рассматривали эту раскрепощенную европейскую женщину, без стеснения разгуливающую с непокрытой головой и в юбке, которая по здешним меркам выглядит как самое радикальное мини.

Впрочем, любых женщин, не только раскрепощенных, на улицах Эрбиля встретишь редко. 80% прохожих составляют представители сильного пола. А женщины, как и положено в мусульманской стране, сидят дома с детьми и готовят ужин. Мужчины же торгуют, подметают улицы, готовят и разносят еду в ресторанах или просто сидят на низеньких стульях и обсуждают важные политические вопросы. Напоминают такие мужчины российских бабушек, сидящих весь день у подъезда и обсуждающих нравы современной молодежи.

Одежда местных жителей сочетает элементы европейского и восточного стиля. Кто-то носит джинсы и рубашку, кто-то - традиционный костюм с широкими штанами, несколько раз обернутым вокруг живота поясом и головным убором, который с некоторых пор ассоциируется с исламским терроризмом.

Над всем этим многообразием возвышается главная достопримечательность, которую видно почти из любой точки в центре Эрбиля. Исторический центр города, обнесенный высокой стеной, - цитадель, отдельные фрагменты которой, по некоторым данным, были построены еще в доисламские времена.

Собственно, когда-то весь город помещался в цитадели. Даже до недавнего времени здесь жили люди. Но несколько лет назад правительство переселило их вниз, в другие районы города, и сейчас это место стало совсем мертвым: если не считать парочки музеев и помещений для солдат, все остальные здания заброшены.

Согласно грандиозным планам местных властей там со временем появится огромный туристический комплекс, включающий рестораны, отели, музеи и магазины сувениров. Но пока все совершенно пустынно, и можно долго гулять по улицам, заваленным камнями и кирпичами, заходить в дома, заросшие сорняками, подниматься по полуобвалившимся лестницам на крыши и осматривать город с высоты. Всюду тихо, только ветер с шелестом разносит мусор.

Все-таки есть своя прелесть в таком месте, не испорченном туристским ажиотажем. Нет ни специальных дорожек, ни указателей, ни табличек с поясняющими надписями. Чувствуешь себя первопроходцем, который видит то, что до тебя почти никто еще не видел.

Один из немногих жителей, оставшийся здесь, - владелец магазина-музея у ворот цитадели. Он встретил нас у входа в музей, долго водил по залам и показывал экспонаты. Множество вещей: старинная утварь, книги, портреты исторических деятелей. Мы обнаружили путеводитель по Ираку, изданный еще в 1982 году, с улыбающимся Саддамом Хусейном на третьей странице. Пожалуй, позже ничего подобного в этой стране уже не выпускали: сначала регион затронула ирано-иракская война, потом война в Заливе, потом химическая атака на курдов, а затем американское вторжение и партизанские вылазки, продолжающиеся по сей день. Сейчас иракцам уже не до туризма.

Кстати, в музее среди записей в книге отзывов мы обнаружили запись археологов с Урала, побывавших здесь незадолго до нас.

Другая достопримечательность - Минарет-парк, который еще недостроен и готовится в будущем стать главным местом отдыха для эрбильцев. Днем он совершенно пуст. Деревья здесь посадили недавно, и они еще не выросли настолько, чтобы отбрасывать большую тень, так что почти везде в парке было жарко и сухо. Минарет, большая башня с отломленной вершиной, одиноко стоял в окружении газонов и низеньких деревьев.

Довольно далеко от центра находится большая мечеть, построенная совсем недавно. Внушительное здание песочного цвета с двумя высокими минаретами украшено отрывками из Корана. Во дворе и внутри почти никого не было, а чтобы попасть туда, нужно было попросить охранника отворить ворота. Он поинтересовался, какой телеканал мы представляем, но, узнав, что мы туристы, все-таки пропустил.

Из вещей, которые прочно связывают регион с Ираком, главное место занимает валюта - здесь в ходу иракские динары. Старые купюры с Саддамом Хусейном уже изъяты из обращения, вместо них напечатали новые деньги, на которых изображены известные иракские достопримечательности. А вот иракского флага в Эрбиле не встретить, везде висят курдские флаги - горизонтальные красная, белая и зеленая полосы с солнцем посередине.

В качестве сувенира можно купить карту Курдистана. Этот образчик картографической фантазии заслуживает особого внимания. На нем обозначены территории, где проживают курды, - от Кавказа на севере до Киркука на юге, от Сирии на западе до Ирана на востоке. Это то государство, которое пока можно представить только в воспаленном воображении, ибо сложно предположить, что Иран, Сирия, Турция согласятся уступить хотя бы пядь своей земли.

По всему городу стоят памятники, посвященные различным деятелям курдского народа, мечети, новые торговые центры и магазины. А люди хоть и удивляются визиту заграничных гостей, но настроены очень дружелюбно и стараются показать, что вы находитесь в столице непризнанного и маленького, но гордого и независимого государства.

Турецко-иракская граница. Сидим на погранпереходе










Дахук





Эрбиль




У входа в цитадель










































































Карта Курдистана - включает часть территории Ирака, Турции, Сирии, Ирана и даже кусочек Армении

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».

Расположение: На территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии.
Площадь: 550,000 км² - 580,000 км².
Население: более 50 миллионов.
Религия: Ислам (сунниты, шииты, алавиты), езидизм, христианство, иудаизм.


Курдистан (курд. Kurdistan) - этногеографическая область в Передней Азии, в пределах которой курды составляют абсолютное или относительное большинство населения (Курдистан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.)

Курды

Курды, которые сами себя называют «курд», являются самым крупным этносом Ближнего Востока, не имеющим в настоящий момент своей государственности.

Курдистан — это географо-исторический регион Передней Азии, который курды населяют с незапамятных времен и где являются преобладающих этническим большинством. На севере курды граничат с армянами, на западе — с турками, на юге - с арабами, на востоке - с фарсами, на северо-востоке - с азербайджанцами.

В настоящий момент территория Курдистана разделена границами четырех государств: Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

В результате появились географо-политические понятия: турецкий Курдистан (северный Курдистан), сирийский Курдистан (северо-западный Курдистан), иракский Курдистан (южный Курдистан) и иранский Курдистан (восточный Курдистан).

  • В настоящий момент столицей южного Курдистана (регион Курдистан — Ирак) является город Эрбиль. После предполагаемого воссоединения с регионом г. Киркук в 2008 г. вследствие планируемого референдума, в него будет перенесена столица региона.
  • Столицей северного (турецкого) Курдистана условно считается город Диабакыр.
  • Столицей восточного (иранского) Курдистана условно считается город Мехабад.
  • Столицей западного (сирийского) Курдистана условно считается город Камышло.

Однако преобладающее большинство курдов не считает географическое разделение справедливым и воспринимает Курдистан как единое целое. Проблемы одной части Курдистана незамедлительно находят реакцию в других его частях.

Курды говорят на нескольких диалектах, самыми крупными из которых являются (в порядке преобладания численности носителей): корманджи, сорани, лури и заза.

Корманджи распространен в турецком Курдистане, сирийском Курдистане и на северо-западе иракского Курдистана; сорани является преобладающим на юге и на востоке Курдистана; лури распространен на крайнем юге, а заза — на самом северо-западе.

Религиозная палитра в Курдистане очень пестрая. Большинство курдов, которые исповедуют Ислам суннитского толка, проживают на севере и западе. Мусульмане-шииты проживают в основном на юге и востоке. Курдами-мусульманами очень почитается суфизм, как учение о вечной мудрости.

Кроме мусульман в Курдистане встречаются представители и других религиозных конфессий: езиды, христиане-монофизиты, зороастрийцы, али-халк и другие. Курды в череде других народов Ближнего Востока считаются очень веротерпимым народом.

Отличительной особенностью курдов является любовь к свободе и независимости. Символ «азади» — «свободы» является доминирующим в устном народном творчестве, которое преобладает в Курдистане в течении всей курдской истории. Другой особенностью народного творчества является борьба со слепым подобострастным бессмысленным поклонением какому-либо авторитету, тотему или идолу.

Любовь курдов к свободе проявляется не только в образе мысли, но и в именах и одежде. Мужская курдская одежда отличается строгостью цветов, однако она очень практична и удобна.

Широкие и удобные брюки символизируют широту курдской души, неприятие скованности и скаредности.

Женский наряд носит консервативный характер, он строг и изящен.

Следует отметить, что не смотря на огромное давление мусульманских авторитетов в течении более тысячи лет преобладания Ислама, курдянка никогда не закрывала своего лица, что говорит о уважении и доверии курдов своим женам и сестрам. В отличии от представительниц других народов, среди курдов считается похвальным женская воинственность, которая проявляется только в исключительных случаях.

Численность и ареал

  • Турция: 13-18 млн чел.
  • Ирак: от 6,5 млн чел.
  • Иран: 3.35-8 млн чел.
  • Сирия: около 1,7-2,2 млн чел.
  • Германия: от 800 тыс. чел.
  • Афганистан: 74 тыс. чел.
  • Россия: 63,8 тыс.
  • Ливан: 43 тыс. чел.
  • Пакистан: 38,3 тыс. чел.
  • Великобритания: 37470 чел
  • Армения: 33 тыс. чел.
  • Израиль: от 11 до 32 тыс. чел.
  • Азербайджан: от 19 до 25 тыс. чел.
  • Грузия: 20843 чел.
  • Туркмения: 6 тыс. чел.

Навруз

Навруз — праздник нового года, является самым любимым курдским праздник. Древний зороастрийский праздник, отмечаемый в день весеннего равноденствия 21 марта, в настоящий момент стал праздником национальной идентичности курдов. В этот день курды рассказывают историю о кузнеце Кава, который освободил их от власти тирана Дахака - ассирийского правителя древности, радуются, веселятся, разжигают костры и танцуют вокруг них.

И так продолжает уже несколько тысяч лет.









Курдский язык распространен на Северо-Востоке в останах Керманшах, Сенендедж, Хой, Маку, Мехабад, Секкез и Хорасан (Кучан, Бодж-нурд, Мешхед); на Юго-Востоке в мухафазах Сулеймания, Эрбиль, Киркук, Мосул и Дохук; на Юго-Западе в Халебской области; на Северо-Западе в илах Каре, Ван, Диярбакыр, Урфа, Мардин, Битлис, Элязыг и Эрзурум.

Язык курдов делится на ряд диалектов и наречий. Курдская литература развивается в основном на двух диалектах - северо-западном и юго-восточном. Некоторые ученые именуют эти диалекты «северный» и «центральный». Между обеими группами обнаруживается как совпадение большей части фонемного состава основной лексики и ряда грамматических форм и главных принципов структуры предложения, так и расхождения между ними.

По причине потери и долгого отсутствия государственности у курдов и единой государственной политики в области языка, курдския язык делится на несколько диалектов. На северо-западном диалекте (курманджи) говорят курды Северо-Западного, Северо-Восточного, Юго-восточного, а также бывшего Советского Союза. Этим диалектом владеют и дерсимские курды, которые, однако, пользуются особым наречием курдского языка - заза. Другие мелкие диалекты - гурани, лури и другие.

На юго-восточном диалекте (сорани) говорят курды Мехабада, Секкеза, Бокана, Бане, Сенне, Керманшаха (Юго-Восточный Курдистан), а также Мандали, Киркука, Эрбиля, Сулеймании, Ревандуза.
Язык, на котором говорят курды принадлежит к западной иранской ветви индоевропейской семьи языков и является родственным персидскому (иранскому), таджикскому, осетинскому и другим языкам. Также он родственен другим, ныне уже мертвым языкам: киммерийскому, скифскому, пехлеви, сарматскому и аланскому.
В курдском языке 9 гласных фонем, которые противопоставляются по признаку редуцированность - нередуцированность и 30 согласных фонем. Противопоставлены простые и придыхательные глухие смычные согласные. Ударение силовое. В курдском языке 3 падежа: прямой, косвенный и остатки звательного. Есть определённый и неопределённый артикли. 2 типа спряжения: субъектное и объектное. Первое дошедшее до нас литературное произведение написано на основе арабской графики (11-12 вв.). Письменность курдов начала развиваться на основе арабского алфавита, который впоследствии был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. На этом алфавите читали и писали курды Юго-Восточного и Северо-Восточного Курдистана. В 30-е годы XX в. были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на латинской основе. Так, курды Сирии стали использовать турецкую латиницу (с 1931 г.), к которой были добавлены некоторые знаки для передачи специфических звуков курдского языка. До 1947 г. на этом шрифте регулярно издавались произведения курдской
литературы. Почти в то же время (1929 г.) курды Советской Армении перешли на письменность, также созданную на базе латинской графики. На этом алфавите стала выходить учебная, художественная и политическая литература на курманджи. С 1945 г. был введен курдский алфавит на русской основе.

Начиная с 1929 г. в Ереване на базе говора курдов Армении началось издание учебной, художественной и периодической литературы. С 1931 г. в Азербайджане и Туркмении также создали письменность на основе латиницы для проживающих в этих республиках курдов.

С 1928 г. в Ереване стала издаваться курдская газета - орган ЦК Компартии Армении «Риа таза» («Новый путь»).

Курдская литература

Из глубины веков дошло до наших дней богатейшее наследие курдского устного народного творчества. В курдском фольклоре отражена история нашего древнего народа, его многовековая борьба за свободу, за национальное самоопределение, в нем отражены отличительные черты курдов, их воинственный и философский дух. И хотя в силу ряда исторических, социально-экономических и политических причин произведения курдского эпоса (песни-сказы) слагались в разных частях Курдистана или за его пределами, они с течением времени становились достоянием всего народа и, обновляясь с каждым новым поколением, дошли до наших дней.

Герои курдского эпоса неразрывно связаны с родной общиной. «Пусть и горный волк не будет одиноким. Жаль волка!» - говорит народная пословица. В своих сказах, легендах, пословицах и поговорках курды воспевают подвиги героев, возвеличивают храбрость, доблесть, мужество, отвагу; осуждают трусость, подлость, клеймят позором вероломство, предательство; призывают быть непримиримыми и беспощадными к врагу, защитить честь и достоинство семьи, родного очага, проявить радушие и гостеприимство, честность и бескорыстие.

В богатом курдском фольклоре особое место занимают героические песни-сказы, связанные с реальными событиями и историческими лицами, сыгравшими важную роль в истории курдского народа. Несмотря на деление курдов на езидов и мусульман и существование между ними религиозной вражды, в духовном мире их не было существенного различия.

В богатом курдском фольклоре героические песни и сказания занимают ведущее место. Их героями являются в основном пастухи, скотоводы, охотники. Герои эти завоевали в широких массах большую популярность как выразители народных стремлений и чаяний. Одна из основных тем курдского фольклора - освободительная борьба народа против иноземных угнетателей. В них ярко отражено пробуждение самосознания и идея объединения многочисленных племен. Народные герои (Рустам, Антари, Ахмед-хан, Дабзэрин) здесь выступают не от имени того или другого племени, а от имени всего народа, борются и гибнут во имя чести и освобождения всего курдского народа.
Средневековая литература. Богатая и героическая история курдского народа сохранила для нас имена многих замечательных курдских поэтов и писателей. Курды имеют богатую национальную литературу, со своими традициями и особенностями.

Самый ранний из дошедших до нас письменных памятников на курдском языке относится к VII в. В нем автор рисует бедственную картину последствий арабского завоевания. Самым ранним из известных курдских поэтов является Пире Шариар (Пире Шалиар), который жил в Х в. Некоторые исследователи называют его курдским ходжой Насреддином за его многочисленные четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками.

Выдающимся поэтом средневековья был Али Теремахи (X-XI вв.), автор первого трактата по грамматике на курдском языке и таких поэм, как «Единственное слово», «Сыновья отчизны», «Яхонтовое ожерелье» и «Поистине, жизнь - это сон». Али Теремахи был одним из первых, кто создавал свои произведения на диалекте курманджи. На этом же диалекте творил выдающийся современник Али Теремахи поэт Али Харири (1009-1079), стихи которого пользуются популярностью в народе. До нас дошел рукописный диван (сборник) его лирических газелей.

Между XII и XV вв. развертывается творчество целой плеяды курдских поэтов, наиболее яркими представителями которых были Ахмед Малаи Джезири (XII в.) (сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии) и Факи Тайран (1307- 1375). В своих лирических газелях-касыдах М. Джезири (Мела Джизри) воспевает красоту своей возлюбленной - сестры джезирского правителя Умад ад-Дина. В творчестве М. Джезири прослеживаются две линии - народная, характерная для его предшественников, и придворная. В курдской литературе Джезири считается главой школы газели.

Поэт Факи Тайран, писавший под псевдонимом Мим Хай, создал своеобразный цикл поэм: «Повесть о Санаанском шейхе», «Стихи Тайрана, обращенные к ручью». Хотя он принадлежал к литературной школе М. Джезири, тем не менее в творчестве Факи Тайрана преобладающей является народная линия. Цикл «Факие Тейра», включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа.

Не менее интересно творчество следующего по времени поэта - Мулла (Мела) Бате (1417-1495), писавшего на диалекте курманджи. В его романтической поэме «Замбильфрош» («Продавец корзин») впервые появляются литературные обработки народных сюжетов. Может быть, благодаря этому, а также поэтическому языку и художественно-выразительным средствам произведения М. Бате пользовались широкой популярностью.

Селим Слеман (16 в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы «Юсуф и Зулейха».
Творчество названных поэтов подготовило почву для появление одного из самых выдающихся курдских поэтов - Ахмеда Хани (1650-1708), знаменитую поэму которого «Мам и Зин» должно с полным правом назвать лучшим памятником курдской литературы. Эта поэма пользуется огромной популярностью у курдского народа. Нет такого курда, который не знал бы наизусть хотя бы несколько отрывков из поэмы. Имена героев поэмы, так же как имена Лейли и Меджнуна на всем Ближнем Востоке и Тристана и Изольды на Западе, стали для курдов символом идеальных влюбленных. Ахмед Хани подверг творческой стихотворной обработке народное сказание. Сфера распространения сказания очень обширна, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что многочисленные народные варианты его собраны учеными в самых различных районах расселения курдов.

«Мам и Зин» составляет славу классической курдской поэзии. По мнению современных курдских литературоведов, Ахмед-Хани был первым поэтом, который затронул в литературе национальную проблему курдов. Ему же принадлежит поэтический арабско-курдский словарь «Ноубар». Ахмед Хани имел многочисленных подражателей: Исмаила Баязиди (1654-1709), Шереф-хана из Челемерика, Мурад-хана Баязиди (1830-1877) и др. Все они являются продолжателями традиций Ахмеда Хани как в области языка и формы, так и в области содержания.
Из других выдающихся поэтов, писавших на южном диалекте, следует прежде всего назвать Мустафу Бесарани (1641-1721), автора элегии «Дури» («Разлука»), пронизанной, как и все его творчество, горечью разлуки с родиной. На горани писал мастер любовной лирики поэт XVIII в. Мирза Шафи Джа-марези. В своих произведениях Мирза Шафи воспевал родную природу, веселье, дружбу, наслаждение жизнью. Перу этого поэта принадлежат также героические песни и сказания.

Курдские поэты развитой феодальной эпохи, писавшие на северном диалекте, не только создавали оригинальные произведения, но перерабатывали также сюжеты знаменитых эпических поэм, получивших распространение в литературе народов Ближнего и Среднего Востока. Таковы «Юсуф и Зулейха» Селима ибн Сулеймана (XVII в.), «Юсуф и Зулейха» Хариса Битлиси (XVIII в.) и его же «Лейли и Меджнун», а также «Лейли и Меджнун» Махмуда Баязиди. Благодаря искусству и мастерству названных поэтов эти и другие произведения стали достоянием и курдского народа.
Народная поэма «Крепость Дымдым»- одно из произв. курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость.

Из религиозной литературы развитие получила в основном езидская. Курдские езиды говорят на северном диалекте. На этом диалекте написаны две священные книги курдов-езидов - «Масхапи Раш» («Черная книга») и «Джильва» («Блеск»).

Созданные в XII-XIII вв., эти книги являются не только памятниками литературы, но и первоисточниками для изучения социально-политической организации езидской общины. Некоторые исследователи допускали, что «Черная книга» не что иное, как Коран, где вычеркнуто слово «шайтан». На самом деле она представляет сборник описания религиозных нравов и обычаев, моральных правил, а также исходящих из разных источников легенд о создании вселенной и происхождении езидов.

Религиозная литература на горани имеет многовековую традицию. Она связана с учением мусульманской секты «людей истины». Диалект горани стал языком молитв «ахли-хакк». В настоящее время известно множество письменных средневековых памятников на горани: жизнеописания святых, религиозные гимны, сборники молитв и сентенций, имеющих в ряде случаев несомненное литературно-художественное значение. Священная книга ахли-хакк называется «Саранджам». В 1911 г. В.Ф. Минорский перевел ее на русский язык. Религиозная поэзия на горани, основателем которой считают известного иранского поэта XI в. Баба Тахира Урьяна, продолжает жить и а наши дни. Знаток истории курдской литературы М. Хазнадар одним из последних ее образцов называет стихотворный комментарий к Корану, составленный хаджи Hyp Али Илахи.

Литература в новое время

С начала XIX в. начинается новый период истории курдской литературы. В эту эпоху центр литературной жизни перемещается в Сулейманию. Вследствие этого произошло свертывание литературы на горани, и курдская литература в основном развивалась на диалекте сорани, который стал официальным языком автономного бабанского курдского эмирата в области Сулеймания. Формирование курдской литературы на сорани происходило под сильным влиянием персидской и арабской литературы.

Если к концу XVIII в. курдская литература из народной превратилась в придворную и религиозно-мистическую, в языке которой было много арабизмов и фарсизмов, то в начале XIX в. в Южном Курдистане возникает новое литературное направление - своеобразное возрождение, возврат к старым традициям курдской литературы. Поэты этого периода стараются писать на современные темы и на родных диалектах. Постепенно закладывается основа новой курдской литературы, представители которой вновь обращаются к народному творчеству. Эти поэты «своим творчеством подготовили появление новейшей демократической поэзии.

Из представителей курдской литературы нового времени следует выделить трех крупнейших поэтов. Это Нали, или Мела Хизра (1800-1856), чей сборник стихов был издан уже в нашем веке (1931 г.), Абдуррахман-бек (1805-1869), писавший под псевдонимом Салим, и ученик и родственник Салима - Мустафа-бек (1812-1850), известный под псевдонимом Курди. Этих троих считают основателями поэзии на южном диалекте. Воспитанные на лучших произведениях персидской и арабской поэзии, они оставили замечательные образцы газелей, касыд и героических поэм. Прославляя дела своего народа, они в то же время оплакивали потерю курдскими княжествами независимости, поносили врага и скорбели о потерянной родине.

На вторую половину XIX в. падает творчество замечательного курдского поэта Хаджи Кадыра Коя (1816-1894), чья деятельность явилась важной вехой в новой истории курдской литературы. Он одним из первых среди курдских писателей поставил поэзию на службу интересам своего народа. Как истинный патриот, он ставил своей основной целью распространение среди народа просвещения и идеи объединения курдов.

Начало XX в. ознаменовалось и еще одним важным явлением - зарождением современной художественной прозы.
Из курдских писателей и поэтов конца XIX-начала XX в. в первую очередь следует отметить шейха Реза Талабани (1842-1910), который писал свои стихи на трех (курдском, персидском и турецком) языках.

Как основоположник сатирической поэзии, шейх Реза занимает особое место в курдской литературе. В своих стихах и пародиях он высмеивает не только родственников, которые стали причиной его бедственного положения, но и представителей османского правительства - пашей, чиновников, мутасаррифов, думающих только о своем кошельке, фарисейство мусульманского духовенства и т.д. Многие меткие сатирические характеристики Талабани, его парадоксы стали крылатыми выражениями, превратились в пословицы и поговорки. Хаджи Кадыр Кой называл Талабани «рыцарем курдского красноречия».

Среди других поэтов второй половины XIX - начала XX в. большой популярностью пользовался Харик (1866-1909), в творчестве которого чувствуется большое влияние персидской суфийской поэзии. Его суфийские гимны нередко носили форму любовных стихотворений.

Завершают список лучших курдских поэтов нового времени Адаби (1859-1916), поэт красоты и любви, и последний представитель классиков курдской поэзии Тахир-бек.

Современная курдская литература

Курдская литература особенно быстро начинает развиваться после первой мировой войны, когда известный курдский историк Сайд Хусейн Хусни Мукриани основал в Ревандузе первую курдскую типографию и цинкографию.
Подъем курдского национально-освободительного движения в 20-30-е годы усилил патриотические мотивы в курдской литературе. В целом для курдской литературы этого периода характерно усиление связи с жизнью и интерес к внутреннему миру человека. В курдской поэзии формируется два направления: гражданская лирика и поэзия, развивающаяся под влиянием европейского романтизма.

Поэты Ахмад Мухтар, Ахмад Хамд, Али Камаль Бакир и другие в своей поэзии сохраняли классические формы и художественно-изобразительные средства. Критерием их новаторства служило новое содержание стихов. Лишь позже наряду с содержанием изменится и форма, язык произведения. Из младшего поколения поэтов следует отметить Горана, Бекаса, Дыл-дара, Нури-шейха Салиха (1898-1958), курдского классика Пирамерда.

Курдская поэзия 20-40-х годов имела огромный политический и общественный резонанс, немало содействовала укреплению национального самосознания широких слоев населения. Курдские поэты противопоставляли свое творчество пропаганде пантюркизма и панисламизма. В основе их стихов лежали любовь к родине, жажда ее освобождения от национального гнета.

В годы второй мировой войны активное выступление курдских народных масс способствовало поднятию идейного уровня курдской поэзии. Расширив рамки национальных, патриотических задач, литература подняла свой голос в защиту прав простого человека. Антиимпериалистические и социальные мотивы придали курдской поэзии этого периода революционный дух.

В 50-60-е годы курдская литература развивалась в очень трудных политических условиях. Во всех частях Курдистана свирепствовала жесткая цензура, прогрессивная периодическая литература выходила только в подполье. Однако стихи курдских патриотически настроенных поэтов все же пробивали дорогу к народу. Их распространяли рукописно или устно всевозможными средствами.

Курдские поэты и писатели творили и на языках других народов. Например, знаменитый курдский историк Шереф-хан Битлиси свое известное сочинение «Шараф-наме» написал на персидском языке. «Шараф-наме» является бесценным источником для изучения истории XV-XVI вв. не только курдского, но и других народов Ближнего Востока.
Курдский народ в большой мере обязан Махмуду Баязиди сохранением многих ценностей своей духовной культуры. Прекрасно владея арабским, персидским и турецким языками, он знал в совершенстве литературу на этих языках, а также считался в своей среде одним из лучших знатоков и толкователей Корана. В своем сочинении «Нравы и обычаи курдов» Махмуд Баязиди описывает отдельные стороны социально-экономической жизни кочевых курдов-мусульман, живущих в Турции. Язык сочинения, написанного на диалекте курманджи (говор хаккяри), прост, понятен и близок к современному разговорному языку.

На этом же диалекте была сделана попытка создать драматические произведения. В первые годы второй мировой войны Кази Мохаммед, будущий глава Автономного курдского района в Иране, написал пьесу «Салахеддин» - историческую мелодраму, повествующую о борьбе курдского народа с крестоносцами.

Летом 1942 г. пьеса была поставлена в Мехабаде на любительской сцене. Спектакль прошел с большим успехом. Эту пьесу и ее постановку можно рассматривать как первую попытку создания курдского театра.