Обзор Total War: Attila – противостояние десяти народов в период раннего средневековья. Обзор игры Total War: Attila

Total War: Attila – видеоигра, которая в стандартном своем виде не стоит ни центика, потому что на полноценную видеоигру это и не похоже. Attila – это недоделанный кусок программного кода и графики, от которого невозможно получить стабильное длительное удовольствие.

Проведя в этой недостратегии 52 часа боли мы сейчас на примерах расскажем, почему Total War: Attila не стоит ваших денег и времени.

Total War Attila выглядит довольно симпатично – со времен второго «Рима» почти все текстуры подверглись переработке с заметным улучшением внешнего вида. Впрочем, на ложку сахара Creative Assembly насыпала две ложки соли, и в «Аттиле» на владельцев ПК, в которых менее 8 ГБ видеопамяти, ждет красивый голивар с показателем в 10-20 fps.

Но хуже всего здесь не это, а то, что на одних настройках графики, на одном месте расположения камеры, с одним уровнем масштабирования, но под разным углом обзора ваш fps может колебаться от 5 до 40.

Объясняю: в зависимости от угла наклона камера может включать разное количество воинов, и в зависимости от количества производительность в видеоигре будет то резко подниматься, то падать. Поверьте, на практике это безумно действует на нервы, ведь только у вас 40 фпс, и уже через секунду 15, а затем через несколько секунд снова 40, и снова 15. Такая же дилемма для оптимизации была и во всех других игр серии, но до сих пор я не встречал с этим столь катастрофических проблем. Даже в свежей Total War: WARHAMMER 2 разыгрывать бои приятнее для вашего железа.

Чего только не случалось во время прохождения кампаний в «Аттиле», но славный поход викингов и британцев в Сахару оказался на вершине бессмыслицы.

Итак, играл я кампанию в очень тяжелом уровне сложности (африканская фракция). Захватил соседний регион с черномазыми, отразил прибрежные города Западной Римской империи, затем бескорыстно потягался с Восточной, потом случайно через морскую торговлю открыл почти все фракции викингов и британцев. Сначала торговался, но затем неожиданно несколько северных государств за один ход объявили мне войну, а уже через несколько ходов британские и викингские армии общей суммой отрядов где-то в 50 штук были на границе с моим государством, в западно-северной части Африки. Собственно, на этом моя кампания и закончилась.

Такая странность подтверждает, что искусственный интеллект в кампании работает ужасно. Но неразумными стратегическими действиями это еще не ограничивается.

На тяжелых уровнях сложности часто приходится мириться с тем, что везде вокруг Эдем, а вы как проклятый. Когда у вас казну распирает от одной большой армии, а компьютерные оппоненты могут с неконтролируемо слабой экономикой держать три-четыре армии.

А где-то с середины кампании игровая карта станет похожей на пост апокалиптический мир. Ведь в «Аттиле» впервые добавили такую замечательную функцию, как уничтожение городов, но забыли про элементарную вещь – позволить искусственному интеллекту колонизировать разрушенные города. Но нет, такая функция остается доступной только игроку, разве что вы установите соответствующий мод, как делает большинство.

Из-за желания изобразить гуннов и Аттилу крутыми ребятами на фоне деградирующей Европы, команда Creative Assembly явно увлеклась, ведь то, как выкрутасы производят эти гунны, нельзя назвать иначе, кроме как читерством. Видимо, поэтому и славян наделили Не менее читерскими стрелками…

Кстати, про гараманты. В них верхушка правления государства – негры, но при этом в их армии нет ни одного негра, за исключением полководцев. Это нисколько не тупее, чем вам кажется. Вся армия белые, полководцы – негры.

Еще один пример того, как деградирует серия Total War – вид юнитов с высоты. В Rome II я играл, и там с высоты бои выглядят как никогда ранее массивными, красивыми и эпическими. Зато в Attila разработчики снова возвращаются к тому, что на карте боя вообще не чувствуется масштабность и величие боев. Что там будет четыре отряда, восемьдесят. Я не знаю, как это описать, но отряды действительно выглядят меньше, словно их плотно упаковали, и это заметно портит впечатление от боев.

А, ну и, конечно, классическая прозрачность солдат в бою. Вы можете упаковать друг в друга несколько отрядов, скрестить двух солдат у одного суперсолдат, скрыть небольшой отряд в большом камне, спрятать солдата в дерево. Вроде классика, и все такое, но в «Аттиле», как назло, из всех сторон выпирает этот ужасный недостаток игрового движка.

Зачем такое играть?

Ужасным можно назвать период конца IV – V вв., так же как и игру Total War: Attila. Это недоделанный кусок стратегии, в котором разработчики поленились исправить даже элементарные баги. Часть из следующих недостатков можно исправить пользовательскими модификациями, но, скажите мне, оно вам надо?

Я понял бы, если бы это был проект небольшой студии без больших возможностей и финансов, но TW Attila – видеоигра от известного и крупного разработчика. Выводы все же делайте сами.

Когда в серии впервые появились мушкеты и многоствольные пушки, авторы принялись топтаться на месте. Они добавили великолепные морские баталии в — и сломали ИИ. Улучшили графику и устроили кровопролитие в — и тут же «забыли» про корабли. А уж стала сплошным разочарованием. Теперь встряска нужна знаменитой серии стратегий как никогда.

Каждый ошибается, но лишь дурак упорствует в ошибках

Версию , которая поступила в продажу два года назад, можно охарактеризовать одним словом – «корявая». Управление государством было очень неудобным, а бои получались ужасно скучными, ведь боты вели себя глупо и пассивно. Мультиплеер оказался куда примитивнее, чем в : без редактора юнитов, стратегической карты, «прокачки» генералов и даже автоматча.

Худой мир лучше доброй войны

В виртуальных сражениях воины Аттилы тоже заметно отличаются от других фракций. Подобно монголам, они обожают лошадей и в совершенстве владеют стрельбой из лука на скаку, поэтому манёвр «ударь и убегай» — самый эффективный для тех, кому по силам побороть скуку от затяжных баталий. В остальном же бои в не поменялись, разве что войска гораздо прочнее держат строй, нежели в . К сожалению, не пыталась разнообразить опостылевшую формулу «конница — лучники — копейщики».

Как и раньше, искусственный интеллект берет не хитростью, а числом, получая подкрепления в буквальном смысле из ниоткуда. На высокой сложности даже в захудалой провинции могут сидеть целые легионы. Соображают они, может, и плохо, но перебить все — очень непростая задача. Лучше добраться до чужого военачальника и проткнуть его копьем. Вражеская армия тут же дрогнет и побежит с поля боя, побросав оружие.

Зато управление теперь удобнее. Иллюстрации для отображения юнитов разработчики заменили 3D-моделями, заодно избавив от старых «багов», преследующих серию еще с (вроде зависания отрядов или случайного построения вместо продуманных заготовок).

Больше радуют и осады городов, в которые художники и дизайнеры наконец-то вдохнули жизнь. Скопища маленьких домиков сбиваются в тесные улочки, по ним снуют беспокойные жители, защитники стоят на спешно возведенных баррикадах… Если вы разгромите деревню, а спустя некоторое время вернетесь в нее, то увидите всё те же дымящиеся руины. В локациях вообще прибавилось приятных глазу деталей. Особенно мне запомнились дикие олени, убегающие из леса, подальше от шумных сражений.

Всё по-старому

К тому же любые удачные находки перечеркивает завал на техническом фронте. Безусловно, сделала очень красивую игру. Потрясающая природа, детально прорисованные модели… Художники отказались от желтой гаммы и придали более серые и холодные оттенки — в духе мрачной эпохи Великого переселения народов. Но почему, несмотря на одно и то же качество графики, новая Total War «тормозит» сильнее предшественницы?

Сетевую часть разработчики игнорируют еще с , поэтому любителям мультиплеера придется обойтись банальным «скирмишем» через браузер серверов. И меня нисколько не удивляет, что в Steam люди охотнее играют в и даже в купленную с большой скидкой , нежели в .

* * *

P.S. Сразу после релиза выставила в Steam аж три дополнительные фракции — каждую по 200 с лишним рублей. Как не стыдно!


Филипп Вольнов

Total War: Attila

Сегодня я бы хотел рассказать о продолжении такой замечательной серии как "Total War", хотя конкретно эту часть сложно назвать продолжением. И действительно, вот как менялась игра по сравнению с предыдущими частями? От какой-нибудь гражданской войны до самураев, затем от первой мировой до Древнего Рима, от Наполеона до Цезаря. А что изменилось в этой части? В предыдущей мы играли за Древний Рим, во времена его наибольшой боевой мощи. Если мы играли плохо, то у нас получался закат великой империи. А теперь, у нас сразу закат великой империи, по умолчанию так сказать. Хотя несколько больших изменений в игре появилось, о них - по порядку.

Нас орда! А нас...тоже много

Именно о Ордах пойдет речь. Причем не о простой толпе с луками на белогривых лошадках, а о настоящей боевой Орде, без каких-то поселений, городов и ограничении в пространстве. Для тех, кому всегда было сложно следить за экономикой разнообразных городов, появилась возможность эти города сжигать. Конечно, этим можно было заниматься и раньше, но теперь подобный поступок будет иметь какое-то логическое объяснение. Кто не знал, Орда - это такое большое мобильное поселение, "город на колесах", чем-то напоминающий цыганский табор. Подобное нововведение позволяет не останавливатсья на развитии поселений и создании ресурсов, а просто забирать все нужные ресурсы у других. Если же хотите немного отдохнуть от постоянных перемещений и дать вашим войнам собраться с силами, то разбиваете лагерь, делаете все что вам требуется, затем сворачиваете палатки и вновь отправляетесь в путь. Подобная фишка очень сильно меняет игровой процесс, ведь никогда не знаешь, кто выйдет на вас из-за гор, небольшой отряд или целая нация.

Весна, зажги снега

Ещё одним важным изменением стали времена года. Теперь ход будет занимать не целый год, а лишь три месяца, и соответственно от времени года будет меняться как и боевая обстановка, так и экономическая. Все как в реальной жизни, разнообразные капризы природы могут как и улучшить вашу жизнь, принеся богатый урожай или наоборот совсем его забрать, не дав прорости посевам. В любом случае, учитывайте время года в своих действиях, оставляя небольшой запас еды "на зиму" или же отправляясь в боевые походы летом. А для того, чтобы вы не ломали себе голову, что же принес вам новый месяц, для этих целей появилась очень удобная менюшка. И кстати, подобное введение увеличивает игру ровно в четыре раза. Теперь ваши любимые полководцы не будут умирать от старости спустя несколько ходов. Вернее будут, но эти "несколько ходов" будут идти в четыре раза дольше. Да и на выполнение разнообразных задач, выполнить которых нужно за N-ое количество лет теперь будет больше времени, если судить по ходам.

Плюс десять к силе и регенирации здоровья

А ещё в игре наконец-то довели до ума дерево умений персонажа и армии. Так же, благодаря все тем же деревьям вы сможете посмотреть, по какой "ветке" нужно двигаться, чтобы получить доступ к тому, или иному зданию. Вообще сам по себе интерфейс стал намного более дружелюбным к игроку по сравнению с предыдущими частями, при этом сохранив всю его функциональность. Сами разработчики не стали мудрить и оставили все иконки на том же месте, разве что немного их затемнив. Вот и вам и вся глобальная модификация игрового интерфейса.

Я построю свой город, с блек-джеком и армией

А это ещё одна особенность. Если вы не хотите постоянно воевать, с кровью и потом отбивая новые города, то вы можете построить свои или же занять пустые. По всей карте разбросаны так называемые "брошенные" провинции, которые можно занять и за небольшую сумму денег развивать с самого нуля, не боясь что народ взбунтуется потому что раньше хлеб был слаще или же новая власть верит в другого придуманного человека. Вот только на этом вся информация о строительстве своих городов заканчивается. Вы его просто занимаете, объявляете своим, и развиваете точно так же, как и все остальные города.

Пламя войны

Сама по себе игра стала более мрачной, темной. Все таки речь идет о закате великой империи, поэтому все в игре говорит именно об этом. И по этой же причине глобальная карта стала как-то более насыщенной, заполненной. Да и сами бои в реальном времени стали более кровожадные. Нет, разорванных тел и пробитых голов вы не увидите, но "облако стрел, затмевающих солнце" действительно выглядит как летящее облако, а с тактической стороны возможностей стало ещё больше. Например, вместо того чтобы ждать, пока ваш враг выйдет из леса, просто сожгите его. И лес, и врага. Подобные штуки очень сильно меняют стратегию боя, не смотря на то, что это, казалось бы мелочь.

Брать, или не брать, вот в чем вопрос?

Вот на этот вопрос ответить действительно сложно. Вроде бы, в игре есть уйма разнообразных новинок, и те которые я перечислил далеко не все. Но с другой стороны, это все тот же "Rome II Total War", а новая часть больше походит на глобальное дополнение к этой игре. Вот что могу посоветывать - если вам нравится эта серия игр, а особенно "Rome II Total War", то можете смело покупать эту игру, она переняла все лучшие стороны от своего предшественника и отлично их дополнила, так что вы не разочаруетесь. Если вам не нравится серия игр "Total War", но вы очень хотите её полюбить, ведь слышали много хорошего, то ждите следующей части. Никаких действительно глобальных изменений тут нет, а то что есть, вы скорее всего не заметите. А если же вы совершенно не знакомы с "Total War", то "Total War Attila" отличная возможность это знакомство начать, ну, а после того как вы с этой игрой познакомитесь, то можете выбирать, к какой из двух выше перечисленных команд вы себя относите.

В историю игровой индустрии компания The Creative Assembly вошла, в основном, благодаря серии , которая началась в далеком 2000 году стратегией про будни поместных японских князьков в эпоху Воюющих Царств. С тех пор прошло пятнадцать лет, молодая и перспективная студия превратилась в одного из патриархов стратегического жанра, а ее флагманский сериал изрядно «оброс жирком», неизменно радуя игроков все новыми и новыми эпохами, в которых мы могли наводить свои порядки.

Разумеется, не бывает успехов без неудач и взлетов без падений. В разное время таковыми было принято считать то очередную часть «тотальной войны», то всевозможные попытки «ассамблеи» выйти за рамки жанра.

Именно поэтому мы, положа руку на сердце, вообще не знаем, что же сказать про их новую игру, посвященную такому жизнерадостному периоду истории как «Темные Века». Но это все была присказка.

Кто такой Аттила, и с чем его едят.

На дворе год 395 нашей эры. Некий Иисус уже благополучно отбыл в лучший из миров, и основанный им «кружок рыболовов» успешно насаждает по всему миру свои порядки. Большая и толстая Римская империя не придумала ничего лучше, чем развалиться на две части, потому что лучше одной империи может быть только две империи. Императоры благополучно пьянствуют, развратничают и морально разлагаются, рядовые плебеи тоже не слишком-то старательно следуют хваленому римскому праву. Весь этот декаденствующий бордель совсем скоро прикроет резкий, как удар серпом, и суровый, как удар молотом, немытый бородатый мужик, которому стало слишком холодно в родных лесах.

Сразу оговоримся, что никаких подробностей игрового процесса мы здесь описывать не будем, потому что со времен и, особенно, дополнения никаких принципиальных изменений в игре не случилось. Карта, города, строительство зданий, вербовка солдат, боевые действия в тактическом режиме – все это никуда не делось. Вообще, забегая наперед, следует отметить, что – это никакая вовсе не новая игра, а большое такое DLC, которое, по понятным причинам продают отдельным диском. Так что дальше мы просто сосредоточимся на тех мелких нюансах, что отличают эту игру от ее предшественниц.

Первое впечатление – это тот же самый Rome 2. Второе впечатление – смотри первое впечатление. Итак, новшество номер один – Римских империй теперь две. Соответственно, Западная и Восточная. Если посмотрите в учебник истории, узнаете, почему так случилось. В двух словах – было у императора Феодосия два сына. Оба дураки. Восток страны отошел к Аркадию, запад – к Гонорию. В игре, кстати, эти два государственных мужа присутствуют, и вы можете попытаться превратить изнеженных болванчиков в суровых завоевателей. Игра за них – это игра от обороны, поскольку ваши рубежи постоянно будут пробовать на зуб всякие немытые дикари из лесов. Если же вы решите возглавить очередного немытого дикаря, готовьтесь собирать силы и регулярно грабить, насиловать, вырезать города и в целом неплохо проводить время, чтобы, в итоге, взять Рим и вписать свое имя в учебники истории. Третья сторона конфликта – неинтересные королевства Востока, которыми можно попытаться завоевать Византию до того, как она, собственно, стала Византией.

Великолепный век.

Новшество номер два – это Аттила – тот самый брутальный парень, который поставил точку в истории Древнего мира. Здесь он представлен в виде своеобразной стихии, сокрушающей всю цивилизацию, и реализован в виде отдельной армии, за которую нам поиграть не дадут, потому что нет ничего логичнее, чем в игре про завоевателя не дать никому возможности поиграть за этого завоевателя. Как это ни странно, именно он является главной причиной, по которой от игры хочется отказаться уже через полчаса. Гунны под предводительством Аттилы появляются ниоткуда, могут из гиперпространства извлекать любое количество любых армий, и, судя по всему, их не касаются ни проблемы финансового характера, ни нехватка людей. Соответственно, играя за империи, вы будете просто раз за разом сливать партию за партией, выбирая только, что это будет за война – хаотическое бегство, или запланированное отступление. Если вы играли в самого первого Сегуна, то сразу узнаете в орде Аттилы монголов.


Новшество номер три – тактика выжженной земли. Отныне любой правитель может сжечь к чертовой бабушке абсолютно любой город. Таким образом, можно отрезать наступающие войска от людских и финансовых ресурсов. Идет на вас огромная орда? А вы хитро сжигаете перед ней всю свою страну, и до вашей столицы добирается кучка оборванцев. Сожженные поселения можно и отстраивать заново, но это требует как финансовых затрат, так и людских ресурсов. В общем, стратегия «выжженной земли» – решение радикальное, и порождает столько же проблем, сколько и пользы приносит. Используйте с осторожностью. Кроме того, не менее полезна и другая возможность – координация с союзником боевых действий. Союзника отныне можно буквально на карте ткнуть мордой в провинцию, по которой он должен как следует вломить всей своей армией. И что приятно – вломит. Учтите, того же он будет требовать и от вас. Невыполнение чревато разрывом союза, порушенной репутацией и всякими гадостями. Желаем всем разработчикам вообще взять этот приемчик на вооружение.

Желание играть теряется, как только понимаешь, что Аттила в любом случае победит. The Creative Assembly вообще неплохо потрудились над механикой войны в Total War: Attila . Раньше, например, осада города ничего вам не стоила – врагов можно было хоть сто лет мариновать под стенами, была бы крепость и ресурсы. Теперь же каждый ход осады существенно сказывается на обороноспособности города, так что через года полтора, когда обветшают стены, а количество защитников поредеет из-за болезней, голода и холода, осаждаемый город сам упадет в руки врага. Да, болезни – еще одно новшество игры. Всякие холеры, туберкулезы, бубонные чумы и прочие милые вещи будут изрядно отравлять жизнь тех правителей, которые не строили в своих городах бани и акведуки. Сначала заболеет один город, потом второй, а потом, глядишь, и вся ваша великая империя передохнет от дизентерии, веселя этим фактом потомков. С другой стороны, в болеющем городе можно построить пару отрядов и заслать их в тыл врага – после разгрома уже вражеские полки начнут переносить по своим городам болячки.

Так проходит слава мирская.

Наконец, в игре нашлось место религиозной нетерпимости. Люди, спасшиеся из разграбленных городов, будут направляться в ближайшие селения, перенося туда с собой свои религиозные привычки. Если, скажем, какие-нибудь христиане западного толка могут ужиться со своими восточными единоверцами, то те же зороастрийцы будут изрядно их бесить. В результате – в городе погром, беспредел, анархия, горят любовно возведенные вами здания и не набираются войска. Спасти ситуацию можно, наняв агента-священника, который будет торчать в наших городах и рассказывать всем, чем его Воображаемый Друг лучше всех других Воображаемых Друзей.

Координация военных действий с союзником – чуть ли не единственное стоящее нововведение. Новшество номер следующее – фамильное дерево, бестолково реализованное в Total War: Rome II . Теперь его причесали, подстригли и украсили, так что на нашем деревце отныне видно кто кому родственник, муж или жена, и как вообще дела нашей политической фракции. Если дела хорошо, то хорошо. Если дела плохо – ждите всяких гадостей в свой адрес от других патрициев, бунтов, сепаратизма и других неприятных вещей. Исправлять ситуацию можно, назначая верных вассалов губернаторами провинций. К слову, губернаторов тоже переработали, сделав чуть полезнее – они могут, например, издавать эдикты в провинциях (а не сразу на всю империю, как раньше), могут одним своим присутствием угомонить бунт и даже улучшить санитарную обстановку в ближайших городах. Не иначе, сами лично моют улицы с мылом. С каждым персонажем можно мириться, ругаться, поливать его грязью, убивать и проделывать другие стандартные вещи.


Тем не менее, восторга Total War: Attila в целом не вызывает. Более того, игра даже раздражает. Выбираете гуннов или других дикарей – и просто скучно и бездумно режете всех, прокручивая битву за битвой. Выбираете какую-нибудь империю – отступаете, отступаете, контратакуете, теряете войска, отступаете. Собрали большую армию, но тут пришел Аттила и разнес ее вдребезги. Разгромили Аттилу? Повезло. Однако не исключено, что уже на следующем ходу он опять покажется на горизонте, с невесть откуда взявшейся ордой в два раза больше прежней. Главная проблема игры – ее бессмысленность. Вам все равно не устоять, потому что гунны из рукава достают любое количество любых войск, и просто давят вас числом. Иногда даже появляется мысль, что Total War: Attila играет сама в себя, и вы тут лишний. Кроме того, с прошлой части игры что-то случилось с искусственным интеллектом. Теперь, зачастую, в сражениях он просто прет в лобовую атаку (иногда даже лучниками или боевыми машинами), а в стратегическом режиме любит заключать и разрывать союзы каждый ход. Да и общее впечатление от игры – недоумение. Новых войск нет, ничего в целом не изменилось, зачем вообще выпустили эту часть – решительно непонятно.

Больше всего Total War: Attila напоминает эдакую отшлифованную и отполированную Total War: Rome II . Игровая механика отлажена, кампанию, наконец-то, привели в надлежащий вид, а сражения, если игнорировать сбоящий AI, окончательно довели до ума. Но если вы ждете от Аттилы хоть чего-то нового – будете разочарованы. Назвать ее безоговорочным шедевром не получится при всем желании.