Роль поэзии в современном мире. Роль поэзии в жизни писателя

1. Ярослав Мудрый высоко ценил книги, говоря, что они дают мудрость и воздержание, полезны душе. 2. Среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». 3. Книги помогли Алёше Пешкову преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком. «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». 4. Писатель рассказывает в романе о том, что может случится с человечеством, если оно уничтожит книги. Это неминуемо ведёт к тоталитарному государству, к духовному обнищанию народа. 5. В первой книге призывает к внимательному, вдумчивому чтению. В «Письмах о добром и прекрасном» говорит, что литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. 6. Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Мамин-Сибиряк вспоминает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, что встретился с хорошим давним другом 8. О девятнадцатилетнем пареньке на войне, который каждую свободную минутку, даже в коротенький перерыв между боями, читал книги. Все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. Мы узнаём, как сопереживал он убитому Пете Ростову, героям книги Хемингуэя, которую где-то украл рассказчик и дал почитать Лешке. Тот был ранен, но и страдая от боли, говорил о героях книги, как о живых, близких ему людях. 9. Публицисту больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения, что лучше фильм посмотреть по книге, чем саму книгу прочитать. Он переживает, «литературу уберут из школы». 10. Тихомирова вспоминает И. Бродского, который в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер и судьба. А вместе с этим и судьба России.

«Роль поэзии в современном мире»

« Поэзия содействует нравственному совершенствованию человека

во все времена, развивая его воображение

и таким образом , его способность к любви,

которая есть суть нравств енности,

ибо любовь — это выход за пределы своего «я»

и слияние с тем прекрасным,

что заключено в чьих-то, не наших

мыслях , деяниях или личн ости»

Шелли

Цель: вызвать эмоциональный интерес к поэзии, увлечь поэтическим творчеством разных поэтов, в котором и верность Родине, и страстная любовь, и поиски смысла жизни.

Задачи:

Задуматься о роли поэзии и поэта в жизни человека и общества;

Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека — в постоянном самосовершенствовании своего внутреннего мира; побудить их к самовоспитанию

развивать навыки критического мышления на примере анализа чужих текстов, высказываний, аргументировать собственную точку зрения

Средства обучения: раздаточный материал (для удобства работы с текстом стихотворений следует их распечатать), мультимедийная презентация, свечи, классическая музыка

Организационный момент

1. Вступительное слово учителя :

Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Когда родилась поэзия, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так рождаются первые стихи.

21 век до н.э. Древний Егип ет — знаменитая песня арфиста в переводе Ахматовой. Читает ученик на фоне звучащей арфы О чём эти стихи? Что волнует поэта? Ответьте вы – молодое поколение 21 века нашей эры.

Следуй желаниям сердца,Пока ты существуешь,Надуши свою голову миррой,Облачись в лучшие ткани,Умасти себя чудеснейшими благовониямиИз жертв богов.Умножай своё богатство…Свершай дела свои на землеПо велению своего сердца,Пока к тебе не придёт тот день оплакивания.Утомлённый сердцем не слышит их криков и воплей,Причитания никого не спасают от могилы.А потому празднуй прекрасный деньИ не изнуряй себя.Видишь, никто не взял с собой своего достояния.Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Поэтов называли пророками. В древние времена были поэты, которые пробуждали дивными звуками слова тайную жизнь лесов; оживляли семена растений и создавали цветущие сады; укрощали свирепых зверей и смягчали души диких народов. Волшебством слова поэты низводили на землю высшие существа, которые открывали им тайну будущего. Поэты пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов…. Мы вспоминаем золотой век русской поэзии, серебряный век, поэтов-шестидесятников.

21 марта отмечается Всемирный день по эзии, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 году. И вроде бы есть чему порадоваться, когда б не вопрос: а кому она сейчас нужна? Остался ли спрос на нее, когда средний тираж поэтического сборника – 300 экземпляров? И это в самой читающей некогда стране мира!

Видеофрагмент – канал культура, передача «культурная революция» тема: «Поэзия сегодня не нужна»

Поэзия сегодня не нужна! Отвыкли видеть смысл между строк, И никого не радует строфа Своим размером вдоль и поперёк, Уходят в прошлое красивые слова, Уходят в прошлое великие стихи, Поэты гениального ума, Кудесники божественной строки, Безжалостное время перемен С тирает в людях Каллиопы дар, Экран приходит чтению взамен, И книги скоро поглотит пожар… О, как опасен этот переход О т т еплоты и шелеста страниц… И может завтра вся поэзия уйдёт Тропой забытых профилей и лиц.

Мы не будем дискутировать сегодня на тему, нужна поэзия или нет. Цель урока — что бы вы задумались о роли поэзии в современном обществе и о тех причинах, которые влияют на то, что современный человек перестаёт интересоваться поэзией. но есть и другая цель: мне бы хотелось, чтобы пусть на 45 минут главной хозяйкой этого кабинета стала поэзия. И что бы вы, прикоснувшись к ней ощутили её красоту, смогли задуматься над какими – то вопросами, заглянуть в себя.

Ход урока

1. учащиеся зажигают свечи и читают стихи, которые они сами выбрали к этому уроку (если они хотят, то могут объяснить свой выбор)

2. обсуждение по кругу, делимся впечатлениями.

3. уч-ся получают карточки с высказываниями разных людей о значении поэзии, её роли в современном мире и дают свои комментарии.

Вывод: зачем мы сегодня собрались? Нужны ли такие уроки? Заинтересовал ли вас какой-либо поэт?

Заключительное слово учителя:

Поэзию не нужно навязывать, но нельзя о ней и забывать. Ибо это – наша традиция, наша история, наша гордость.

О поэзии должно говорить “как нужна ”. Так начинался о ней серьезный разговор, в котором воспитывались читатель и поэт несколько столетий.

Поэзия не может нравиться - можно нравиться ей. Она меряет человека сама, читает его как книгу, стихотворение, скроенное на свой лад. Бесконечно снисходительная, она дает время каждому и ждет. Время у нее есть.

Время есть и у вас, дорогие одиннадцатиклассники !

Поэзия наших дней не несёт в себе некоей громогласности, теперь кино управляет умами, живые концертные выступления, музыкальные клипы и компьютерные игры. Единственное место, где популяризируется поэзия, правда с некоторым изменением в концепции – это музыкально-стихотворный жанр хип-хопа. Молодые исполнители в текстах рассказывают о своей нелёгкой жизни или, наоборот, о счастливой гламурной. Но в этих стихах, в общем-то, мало высокого, красивого, всё больше чернухи, порнухи и разврата.

Конечно, много сегодня ресурсов в сети Интернет, которые являются библиотеками, как русской классической поэзии, так и современной. Хотя это всё больше похоже на склады, на них много «пыли», — и основной, главный (обязательно молодой) искатель, герой нашего времени, не будет концентрироваться на каком-то там «сомнительном» виде информации, он скорей полезет туда, где модно, кульно, прикольно, много картинок, фоток, видео и пахнет большими деньгами.

Александр Тененбаум

У поэзии независимый источник жизни. Поэзия констатирует присутствие Красоты или ее отсутствие - ничего больше. У красоты нет цели, она существует по закону внутренней целесообразности. В присутствии поэзии сегодня чувствуют себя неловко, неуютно, неестественно. Такое чувство охватывает мелких шкодников в присутствии воспитанного человека. Если предметы и явления начнут называться собственными именами, прежде всего это, согласно формуле Д. Оруэлла, произойдет в современной поэзии. Если жанровая лестница будет перевернута, неизвестно, стоит ли доверять словам вообще.

Разговоры о стихах, не начинавшиеся со слов “не нужна”, рождались, как память о путешествии в неизвестную землю. Там было гибельно, там было северно, но не слова, а нездешний отсвет на лице рассказчика запоминался слушавшему, толкал искать тех же впечатлений. Находил каждый свое. Многие оставались ни с чем, но обманут не был никто.

О поэзии должно говорить “как нужна”. Так начинался о ней серьезный разговор, в котором воспитывались читатель и поэт несколько столетий.

Поэзия не может нравиться - можно нравиться ей. Она меряет человека сама, читает его как книгу, стихотворение, скроенное на свой лад. Бесконечно снисходительная, она дает время каждому и ждет. Время у нее есть.

Виталий ПУХАНОВ

Первая половина XIX века была Золотым Веком русской поэзии - в этом нет сомнения. Сомнения нет настолько, что термин «Золотой Век» стал обозначением той эпохи даже в учебниках. Пушкин, Державин и Лермонтов - это лишь малые доли расцвета поэтической культуры, какая царила в те давние времена. Во второй половине XIX века наступил небольшой спад. Да, талантливые и даже гениальные поэты были, и они есть в учебниках, но не было такого количества альманахов, поэтических сообществ, не было нового шага в развитии искусства стихосложения. Вторая половина XIX века стала логическим развитием Золотого Века.

Первая половина XX века стала Серебряным Веком русской поэзии - и это также стало термином для учебника. Новые жанры, новые стили и слова - Цветаева, Ахматова, Гумилёв, Брюсов, даже рваные строки Маяковского - это Серебряный Век, новая веха в развитии, шаг вперёд. И снова же - вторая половина XX века стала логическим развитием. Появляются гении - Бродский, Ахмадуллина, но это гении единичные, не объединённые. Это следствие Серебряного Века.

1. Ярослав Мудрый высоко ценил книги, говоря, что они дают мудрость и воздержание, полезны душе. 2. Среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». 3. Книги помогли Алёше Пешкову преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком. «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». 4. Писатель рассказывает в романе о том, что может случится с человечеством, если оно уничтожит книги. Это неминуемо ведёт к тоталитарному государству, к духовному обнищанию народа. 5. В первой книге призывает к внимательному, вдумчивому чтению. В «Письмах о добром и прекрасном» говорит, что литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. 6. Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, обязательных к прочтению. Мамин-Сибиряк вспоминает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, что встретился с хорошим давним другом 8. О девятнадцатилетнем пареньке на войне, который каждую свободную минутку, даже в коротенький перерыв между боями, читал книги. Все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. Мы узнаём, как сопереживал он убитому Пете Ростову, героям книги Хемингуэя, которую где-то украл рассказчик и дал почитать Лешке. Тот был ранен, но и страдая от боли, говорил о героях книги, как о живых, близких ему людях. 9. Публицисту больно от того, что в наше время изменилось отношение к книге, что многие придерживаются мнения, что лучше фильм посмотреть по книге, чем саму книгу прочитать. Он переживает, «литературу уберут из школы». 10. Тихомирова вспоминает И. Бродского, который в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. От того, что сегодня читают или не читают наши дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер и судьба. А вместе с этим и судьба России.

Поэзия оказывает огромное влияние на жизнь не только общества, но и отдельного человека. Она переворачивает обыденные взгляды и мнения людей, все, что было незначительным, становится важным. И наоборот, вещи, которые раньше выдвигались на первый план, становятся второстепенными.
Лично для меня поэзия является спасением от того мира и времени, где я живу. Оглядываясь вокруг, я вижу лишь ложь и жестокость общества. Люди стали думать только о себе, деньги заменяют друзей и родных, убийством ребенка уже никого не удивишь. Иногда мне кажется, что мир сошел с ума…
Поэтому, чтобы не сломиться под тяжестью и гнетом этих мыслей и размышлений, которые лишь вводят в подавленное состояние, я стараюсь выплескивать свои эмоции на творчестве. В своих стихах или рисунках я показываю все, что происходит у меня внутри. Для многих людей это не решение, так как они боятся порицания общества на свою поэзию и поэтому стараются ее не показывать. По моему мнению, это лишь ухудшает их состояние, они становятся еще более замкнутыми в себе, что может привести к отрицательным последствиям.
Может быть это и плохо, но для меня мнение людей, которые не близки мне, абсолютно безразлично. Часто я просто не воспринимаю критику, но не из-за того, что считаю свою поэзию совершенной. А лишь потому, что полагаю, когда стихи идут от сердца и пишутся в порыве эмоций, их нельзя загонять в рамки. Они как вольные птицы должны парить в небесах, а не быть заключенными в клетках стандартов.
Роль поэзии в моей жизни?... Трудный вопрос, на который я не могу точно ответить. Поэзия для меня и способ снять с себя негативные эмоции, и проба своих сил в творчестве, а иногда просто способ донести до людей то, что не могу выразить простыми словами

Рецензии

эстетика, как правило, является выражением виталистского мировоззрения художника, видящего во вселенной единый живой организм, а в явлении жизни – движущую силу развития вселенной. (Философия жизни в русской литературе XX–XXI веков: от жизнестроения к витальности: Монография. –Плеханова Ирина Иннокентьевна)

Буквальный Оскар в скорбном христианском труде,
И богословие, где Слово – в Чуде

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Дорогие друзья! Газета «Красная звезда» и журнал «Костер9raquo; приглашают вас принять участие в добром и нужном проекте.

А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается "судьбой витийства грозный дар".

Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплощает в стихотворении "Пророк". Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе, и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который "духовной жаждою томим", является посланник Бога — "шестикрылый серафим". Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его "шестикрылый серафим", прикасаясь к нему "перстами легкими, как сон". Но такие осторожные нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то теперь к ней присоединяются и физические мучения.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действие, вложив в рассеченную грудь поэта "угль, пылающий огнем". Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви.

Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость. Об этом говорит поэт в стихотворении "Арион", воссоздающем в аллегорической форме трагические события 1825 года.

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный челн;

А я — беспечной веры полн —

Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, проповедуя идеалы свободы и справедливости. "Я гимны прежние пою", — заявляет он в стихотворении.

В поздних произведениях Пушкина все чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о ее быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии. В стихотворении "Памятник", написанном в 1836 году, Пушкин выражает уверенность в том, что народ России сохранит память о нем. Право на бессмертие дает поэту созданный им самим "памятник нерукотворный", потому что он всегда был голосом своего народа, его пророком.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В этих строчках Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.

Сочинение на тему "Поэзия в жизни человека"

Что такое слова? Всего лишь то, что помогает нам понимать друг друга. А что такое поэзия? Это стихия, в которой мы можем выражать наши мысли, не боясь осуждения или непонимания. Когда человека посещает муза или приходит вдохновение, его уже не удержать – энергия и строки бьют изнутри, вырывают сердце и просятся на бумагу.

И вот, воодушевленный человек берет в руки любой пишущий инструмент и начинает творить. При этом потоки необходимых слов ложатся на листы в ровные столбики, подчёркивая рифмой окончания слов для созвучности. Но не только рифма есть в поэзии, есть еще и жизнь, человеческая жизнь, которая нас окружает или которую мы хотим создать.

В основном, поэзия это стих. Но часто под этим термином понимается все прекрасное, что нас окружает, что нас вдохновляет на подвиги и придает нам мудрости. Сложно было бы представить творчество таких великих деятелей литературы, как Пушкин, для которого стихотворный размер и рифмованные строки служили выражением собственных эмоций, выхода своей дикой энергии чувств и необычного восприятия реальности. А Маяковский, для которого поэзия стала «дирижерской» палочкой в «оркестре» духа человеческого, зазывая их на подвиги и показывая им реальность. Еще и украинские поэты чтили рифмованные строки, выражая свои мысли, скрытым смыслом показывая людям истинные лица тех, кому они так слепо и свято верили. Это и Шевченко, и Котляревский, и многие другие, которые, "вооружившись" словом, несли в человеческие души и сердца мир и праздник, показывали жестокость реальности и безграничную фантазию человеческого разума.

Благодаря поэзии, люди могут и выразить, и принять многое, что в им жизни не дает покоя и бередит сердце. Но не каждому дано управлять словом, как каким-нибудь орудием труда, только действительно достойные способны рифмами и строками разжечь в душах людей костер страсти и мощь духа.

Внимание, только СЕГОДНЯ!