Что такое аюрведа, ее основные понятия и принципы. Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Согласно аюрведе аллергены представляют собой достаточно тонкие частицы, которым присуща высокая энергия,...
  • Польза имбирного чая Специалисты аюрведы утверждают, что имбирному чаю свойственно активировать в организме каждого человека...
  • Режим дня Вне всякого сомнения, жизнь каждого человека определяется его режимом дня. Именно от режима дня напрямую...
  • Рецепты для оздоровления Как для питты, так и для ваты, а также капхи была создана своя саттвичная диета. Специалисты аюрведы...
  • Философия Аюрведа – это ни что иное, как наука о жизни, которая охватывает все аспекты человеческого бытия. Более...
  • Целебные масла Различного рода масла используются в аюрведе довольно часто. О некоторых из них мы поговорим с Вами прямо...
  • Чаванпраш Чаванпраш – легендарный препарат от аюрведы, который принято считать эликсиром жизни. Рецепт данного...
  • Специалисты аюрведы утверждают, что имбирному чаю свойственно активировать в организме каждого человека горячую энергию под названием «янь ». На факт того, что данная энергия действительно активируется, указывает согревающее воздействие данного чая. Учитывая данный факт особенно полезно пить его в зимнее время года, сопровождающееся частыми простудами , снижением защитных сил организма, а также насморками . Всем своим целебным свойствам имбирь обязан полезным компонентам, которые входят в его состав в достаточно больших количествах. К числу таких компонентов можно причислить как витамины , так и аминокислоты, а также весьма разнообразные микроэлементы типа кальция, цинка, натрия, фосфора, цинка и многих других.

    На сегодняшний день существует несколько рецептов приготовления чая из имбиря . Рецепты такого чая напрямую зависят от того, с какой целью Вы собираетесь употреблять его. Так, к примеру, если с его помощью Вы хотите сохранить свои жизненные силы, тогда используется один рецепт приготовления. Если же он необходим Вам в качестве приятного напитка, тогда другой рецепт. Совсем по-другому готовят такой чай и в том случае, если он необходим в качестве лекарственного средства. Сразу же отметим, что во всех случаях он поможет избавиться от болевых ощущений в области живота, улучшит процесс переваривания пищи, усилит выработку желудочного сока, восстановит нормальный обмен веществ. Присуще данному чаю и достаточно мощное спазмолитическое действие. Чай из имбиря согласно аюрведе является прекрасным средством как для дыхательной, так и для кровеносной системы. Он наделен и тонизирующим, противорвотным, а также отхаркивающим эффектом.

    Чтобы приготовить такой чай приобретите для начала свежий либо сушеный имбирь, мёд , черный перец в форме порошка, сахар, листья мяты и апельсиновый либо лимонный сок. Сразу же обратим внимание читателей на тот факт, что свежий имбирь намного полезнее сушеного. И еще, выбирая корень, следите за тем, чтобы он был чистым, крепким и не сморщенным. В случае если свежий имбирь Вы так и не сможете разыскать, тогда количество сушеного должно быть в два раза меньше. Плюс ко всему его придется дольше варить, так как сушеный имбирь принято считать более острым.

    А теперь непосредственно рецепт такого чая от аюрведы: берем кусочек имбиря размером с большой палец, тщательно чистим и промываем его, после чего натираем на мелкой терке и заливаем одним литром воды. Доводим воду до кипения и варим имбирь в течение десяти минут на слабом огне. Черный перец следует добавить в чай во время варки. Сразу же после того как Вы процедите полученный чай добавьте в него две чайных ложки сока лимона и такое же количество сахара. Такой чай особенно эффективно ведет борьбу с простудой. Он поможет Вам как согреться, так и взбодриться, а также придаст Вам сил.

    Существует и такой рецепт приготовления данного чая, который является намного проще, но и менее эффективным: доведите воду до кипения и добавьте в нее тертый имбирь. После этого чай сразу же нужно будет снять с огня и дождаться пока он настоится.

    Секрет четвертый
    Ребенок ежедневно должен выпивать достаточное количество чистой воды . Это даст возможность предупредить обезвоживание детского организма, а, следовательно, и развитие весьма разнообразных заболеваний. Чистая вода в больших количествах поможет также повысить жизненную энергию, укрепить силы и защитные функции организма.

    Секрет пятый
    Научитесь показывать правду жизни с ее положительной стороны. Не стоит приходить домой и все время обсуждать свои проблемы. Негатив отразится на малыше и уже очень скоро он начнет переживать все трудности вместе с Вами. Частые стрессы и переживания – это опять-таки прямой путь к развитию различных патологий.

    Секрет шестой
    Аюрведа уверяет, что питание ребенка должно соответствовать времени года. Сезонные продукты содержат все необходимые витамины и целебные вещества, которые так необходимы растущему организму. Не стоит зимой покупать малышу клубнику, дождитесь лета.

    Секрет седьмой
    В доме всегда должна царить здоровая атмосфера. Вынесите из помещения всю ту продукцию, которой свойственно излучать токсичные вещества либо отрицательную энергию.

    Секрет девятый
    Данный секрет предусматривает четкое соблюдение всех тех рекомендаций, которые были представлены Вашему вниманию чуть выше. Помимо этого он рекомендует использовать специальные препараты на растительной основе, которые помогут уравновесить те или иные качества Ваших малышей.

    Секрет десятый
    Здоровье напрямую зависит от правильного дыхания. Научите ребенка дышать исключительно через нос. Совсем маленькие дети именно так и дышат, однако со временем они почему-то начинают дышать ртом. В ходе многочисленных исследований ученым удалось установить, что у детей, которые дышат носом, те или иные недуги возникают намного реже, нежели у тех детей, которые дышат ртом.

    В ежедневный рацион беременной женщины должны входить неочищенные злаки, продукты из грубой пшеничной муки, а также бурый рис . В неограниченном количестве следует употреблять и свежие фрукты, овощи, а также зелень. Перед отходом ко сну не будет лишним выпить стакан теплого кипяченого молока, в которое предварительно следует добавить небольшое количество мёда и топленого масла. Во время беременности согласно аюрведе категорически запрещено переедать. Что касается занятий йогой, то их рекомендуют проводить регулярно вплоть до девятого месяца беременности. Ложась на массажные столы , уделите особо пристальное внимание как шее, так и стопам, ногам, плечам и животу. Используя ароматерапию, лучше всего остановить свой выбор на герани , лотосе и жасмине , так как именно эти растениям присуще достаточно мощное успокаивающее и расслабляющее действие.

    Аюрведа в борьбе с чрезмерной массой тела рекомендует сезонно очищать организм при помощи различных масел и соков, которым свойственно сжигать шлаки и токсины. Помимо этого специалисты данной области рекомендуют употреблять в пищу достаточное количество специй, которым свойственно освобождать тело от чрезмерного количества жидкости. Снизить общую массу тела помогут и специальные очищающие травяные клизмы.

    Кушать аюрведа советует один раз в день, причем преимущественно овощи и фрукты. Чтобы очистить тело от шлаков, стоит воспользоваться помощью и горячего душа, парилок, ванных процедур, саун . Не последнее место в данном случае занимают и специальные слабительные средства. Весьма эффективно использовать и рисовую муку, которой следует растирать все тело. Избавившись от ненужных Вам килограммов, очень важно и в дальнейшем придерживаться правильного режима питания, дабы они не вернулись.

    Питту принято считать достаточно горячей и все потому, что ее главным элементом является огонь. Чтобы излечить питту специалисты аюрведы рекомендуют обратиться за помощью к охлаждающим методам терапии. Так как питта является достаточно легкой и мобильной, курс терапии предусматривает использование преимущественно успокоительных , а также питательных средств. Первоначально же курс терапии предусматривает применение охлаждающих методов лечения.

    Вкус тех или иных средств для лечения питты должен быть горьким, сладким и вяжущим. Все дело в том, что горький вкус принято считать одним из самых холодных, так что его терапевтическое действие в данном случае будет достаточно мощным. Курс терапии питты напрямую взаимосвязан с лечением ратты , то есть крови. Объясняется данный факт тем, что данные элементы тесно связаны между собой. Рассеяв жар, удается охладить кровь, а, следовательно, и питту. Наибольшее количество заболеваний, сопровождающихся лихорадкой, инфекциями , жаром, воспалительными процессами также напрямую взаимосвязаны с питтой. Чтобы охладить данный элемент, очень важно выяснить истинную природу возникновения жара. Помимо этого стоит уделить особо пристальное внимание и его местонахождению. Только учитывая все эти факты, можно будет назначить поистине эффективный курс терапии.

    Так, к примеру, если жар является следствием простуды либо какой-нибудь воспалительной патологии, тогда на помощь приходят согревающие диафоретические травы, которым свойственно еще сильнее согревать тело, провоцируя при этом выделение большого количества пота. Существуют в аюрведе и специальные охлаждающие диафоретики, которым свойственно рассеивать жар. Если жар возник на фоне инфекционных недугов, язв либо нарывов, тогда специалисты используют специальные травы, которые обладают укрепляющим свойством. К числу таких препаратов относят преимущественно вяжущие, а также горькие травы, которым присуще еще и антибактериальное действие. Если же на фоне жара возникает кровотечение , тогда никак не обойтись без помощи вяжущих и гемостатических трав, которым свойственно значительно ослаблять питту.

    Если на лицо очень сильный жар, тогда аюрведа предлагает специальные антипиретические травы, которым свойственно оказывать прямое воздействие на самые глубокие участки тела. Действие таких трав напоминает свойства укрепляющих растений, однако они намного сильнее. Нередко в таких случаях используются и слабительные средства, которым также свойственно охлаждать организм. Очень часто жар становится причиной развития запора , так как обезвоживает каловые массы больного. Очистив печень , Вы сможете также ослабить и питту. Слабительные средства уместно использовать и при поносе , который также нередко наблюдается при сильном жаре.

    Если же питта становится причиной накопления в организме достаточно большого количества токсинов, тогда специалисты аюрведы прибегают к помощи некоторых острых трав типа имбиря , которым свойственно оказывать очищающее воздействие. Горьким тонизирующим средствам также свойственно усиливать питту.

    Что такое Аюрведа и чем она отличается от современной медицины? Когда она зародилась? Какова ее основополагающая идея? Каковы основные принципы, разделы, понятия и методы? Обо всем этом узнаете, прочитав данный материал.

    «Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения дхармы (долга), артхи (пользы) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.»

    Шримад Вагбхата

    Аюрведа – это уникальный синтез науки и философской системы санкхьи. Это медицина, которая принадлежит всему человечеству вне зависимости от расовой принадлежности и религиозных исповеданий. Она практиковалась и практикуется индуистами, сикхами, джайнами и буддистами.

    Аюрведа упомянута в Ведах (как часть ведического знания), Махабхарате, Упанишадах, Пуранах, Йога-шастрах и Тантрах.

    Аюрведа описывает также семь элементов тканей (дхату), формирующих все структуры тела. Это раса (жидкая), ракта (кровяная), меда (жировая), ашти (ткани костей), масма (мускулы), маджджа (желтые и красные ткани головного мозга), шукра (репродуктивная ткань). Более подробно о семи элементах тканей вы можете прочитать в статье .

    Три гуны

    Саттва, раджас и тамас – это три гуны, являющиеся тремя энергиями (компонентами)ума.

    Саттва- гуна благости (также красота и доброта).

    Раджас- гуна страсти (также энергичность и агрессия).

    Тамас- гуна невежества (также лень, грусть и депрессия).

    Все три гуны присутствуют в каждом человеке, однако в каждый определенный момент преобладает, как правило, только одно качество. Более подробно об этих трех энергиях вы можете прочитать в статье .

    Агни

    Агни – это биологический огонь, управляющий обменом веществ человека. Иными словами, пищеварительные способности связаны с силой агни. Сбалансированность последнего жизненно необходимо для правильно функционирования организма. Аюрведа учит, что существует тринадцать типов агни, наиболее важным из которых является джатхарагни. Более подробно о видах биологического огня вы можете прочитать в статье .

    Методы Аюрведы

    Аюрведа включает в себя восемь методов диагностики по восьми типам данных (Аштавидья парикша), на основании которых определяется причина болезни. Это нади парикша (пульс), джихва парикша (язык), дрик парикша (глаза), мутра парикша (моча), мала парикша (стул), шабда парикша (голос и другие шумы), спарша парикша (пальпация), акрити парикша (общее впечатление). Традиционные методы лечения включают в себя Марма терапию (точечное воздействие), Панчакарму, состоящую из большого числа процедур и различных терапий, аюрведический массаж, лечение лекарственными средствами натурального происхождения, занятия йогой, индивидуальную диету и медитацию.

    Она была признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как эффективная система альтернативной медицины.

    На протяжении столетий Аюр-Веда была предана забвению. Значительная часть клинических и теоретических знаний не использовалась или была попросту утрачена. Эффективность Аюрведы снизилась, поскольку практикующие врачи перестали использовать ее всесторонние подходы.

    В последние годы под руководством и вдохновением Махариши Махеш Йоги, основателя программы Трансцендентальной Медитации, Аюрведа была возвращена к жизни во всей своей полноте под названием Махариши-Аюрведа. Эта наука об установлении баланса в уме и теле; она использует двадцать подходов для обретения и поддержания совершенства во всех областях жизни. Махариши представил Аюрведу западному миру, где ее терапевтические принципы и значимость подверглись тщательной переоценке и были заново проинтерпретированы. Интенсивные исследования привели к синтезу базовой концепции Аюрведы и передовых теорий современной науки, таких как Теории Суперсимметричного Единого Поля в квантовой физике. Этот синтез поместил Махариши-Аюрведу на передний край медицинской мысли.

    Махариши-Аюрведа добавляет к современной медицинской практике целый ряд новых элементов. Ее система типологии пациентов способна предсказывать факторы риска и определять тенденции протекания болезни. Ее терапевтические методики подчеркивают важность модификации психофизиологических и диетологических факторов, определяющих заболевание, а также факторов поведения и окружения. Это расширяет горизонт врачебного подхода к целому ряду нарушений. В сегодняшнем мире Махариши-Аюрведа занимает положение всесторонней современной системы здравоохранения.

    Составляющие части Аюр-Веды
    Три доши: Вата, Питта, Капха
    Три гуны: Саттва, Раджас, Тамас
    Шесть вкусов: сладкий, соленый, горький, кислый, острый, вяжущий

    Пять махабхут (элементов): земля, вода, огонь, воздух, пространство

    Аюрведа о правильном питании

    Питание – это интеграция продуктов внешнего мира в наше внутреннее существо. Трапеза, по сути, есть выход человека за свои пределы для восполнения недостающего ему. Это очень тонкий процесс, который начинается с различения вкусов. Вкусы же готовят организм к принятию того вида пищи, который мы употребляем в настоящий момент. Любое вещество, попадающее в наш организм, может действовать как пища, лекарство или яд. Пища – это то, что питает тело, ум и дух. Лекарство улучшает пищеварение, чтобы улучшить питание клеток. Яд мешает пищеварению и нарушает клеточное питание.

    Продукты питания и травы сходны с точки зрения энергетики, и их рассмотрение может основываться на одних и тех же принципах.

    Чтобы действие трав, входящих в аюрведические средства, было по-настоящему эффективным, его необходимо дополнить соответствующей диетой. Диета может усиливать целебную силу трав, а может и противодействовать ей. Неподходящее питание при правильном выборе трав либо нейтрализует, либо сильно ограничивает их действие.

    Травы обеспечивают питание на тонком уровне, а пища – на более грубом и ощутимом. Результаты правильного питания проявляются не так быстро, как результаты использования трав (травы являются концентрированной пищей), но со временем оказываются столь же выраженными.

    В противоположность концепции питания современной науки, Аюрведа обладает всеобъемлющим подходом к диете. Аюрведа вовсе не заботится о содержании в пище жиров, углеводов и протеинов, для нее не так важен химический состав продуктов питания. Не количество калорий, витаминов и минеральных веществ привлекают её внимание. Дело в том, что все эти питательные вещества мы знаем умозрительно, а не из повседневного опыта: никто не способен определить количество витамина С в стакане апельсинового сока и его отличие от витамина А. Западная диетология основывается, главным образом, на результатах лабораторных исследований, тогда как Аюрведическая система питания пришла к нам из самой Природы. С точки зрения Аюрведы стандартной диеты для всех быть не может, как не может быть нормирована и ежедневная потребность в определенных веществах. Основное значение придается тому, чтобы пища, которую мы принимаем, и то, как мы ее принимаем, гармонизировали с нашей природой.

    Аюрведа призывает нас принимать только естественную пищу и руководствоваться только собственной интуицией.

    1. Питайтесь живой пищей.

    Чтобы быть жизнеспособным, наше тело нуждается в живой пище. Это свежие, натуральные фрукты , овощи и цельные зерна. Они содержат необходимые для правильного пищеварения и усвоения пищи энзимы, а также нужные для нормального клеточного строительства питательные вещества. В старой поговорке «вы – это то, что вы едите» заключена глубокая правда.

    Продукты должны быть как можно более свежими. Предпочитайте свежие овощи и фрукты, замороженным и консервированным. Пусть большое количество пищи потребляется в сыром виде (плоды и зерна), т.к. при любой обработке продукты теряют большую часть живительной энергии и аромата.

    Избегайте «безжизненных» пищевых продуктов.

    2. Включайте в рацион своего питания все 6 вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, вяжущий и горький).

    Сбалансированная диета, согласно Аюрведе, должна включать все шесть вкусов в каждый прием пищи. Однако нет необходимости перегружать одно блюдо набором всех вкусов: немного трав или острых приправ придадут ему необходимый вкус. Также не рекомендуется придерживаться одного и того же набора вкусов день за днем. Основное правило – просто давать своему телу наслаждаться всеми шестью вкусами с каждой едой, чтобы оно могло откликнуться на пищу в полной мере.

    3. Доверяйте собственной интуиции.

    Хотя аюрведические тексты содержат подробные перечни продуктов, соответствующих тем или иным свойствам и вкусам, помните: это знание изначально присутствует в вас. Если вы в равновесии, если живете в созвучии с Природой, вам будет хотеться именно той пищи, в которой в данный момент больше всего нуждается ваш организм. Если же вас влечет к пище, потребление которой вызывает физический или эмоциональный дискомфорт, это означает, что ваше внутреннее знание вышло из равновесия. Простейший способ уравновесить его – начать вновь использовать все шесть вкусов, уходя от своих однобоких пристрастий. Возвратясь к своему природному равновесию, вы, несомненно, вернете себе утраченную интуицию и снова начнете желать то, что полезно именно вам. Вам не придется жертвовать своими любимыми блюдами, просто вы заметите, что полезное нравится вам ничуть не меньше. Каждая частичка пищи, которую вы съедаете, изменяет ваше психическое состояние . Вас естественным образом привлекает та пища, которая создает желательное для вас состояние психики. Когда возникает сомнение в выборе, просто вспоминайте, какую пищу вы предпочитаете, когда чувствуете себя хорошо.

    4. Во время еды держите мысли чистыми.

    Во время еды очень важно держать мысли чистыми, это помогает сохранить благостную энергию во время приема пищи. Очень важные органы нашего тела, непосредственно связанные с правильным функционированием тонкого тела, - почки и печень . Они вибрируют таким образом, что их вибрации связаны с мыслями, которые проникают в сознание во время еды. Потребляемая пища берет энергию наших мыслей, поэтому старайтесь есть в мире и спокойствии. Вспоминайте о приятных мгновениях своей жизни, представляйте, как пища дарует вам силу, здоровье, жизненную силу. Думайте о пище, наслаждайтесь компанией любящих людей, слушайте приятную музыку. Не торопитесь. Если вы вдруг ощутили себя в круговороте негативных эмоций или эмоционального беспорядка, лучше на некоторое время отказаться от приема пищи: все равно она во благо не пойдет. Совершите любое действие, направленное на успокоение ума, и верните себя в сосредоточенное, сбалансированное состояние.

    5. Придерживайтесь принципов сочетаемости продуктов.

    Принципы аюрведической сочетаемости продуктов передавались по цепи ученической преемственности на протяжении тысячелетий. Сочетание продуктов заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно Аюрведе, нужно потреблять фрукты, крахмалы, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

    Вот некоторые важные правила аюрведической сочетаемости продуктов:

    ¨ употребляйте молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых,

    ¨ употребляйте фрукты отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов (фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал – нет),

    ¨ употребляйте дыню отдельно от зерен и молока (дыни не желательно сочетать с какой бы то ни было пищей).

    6. Пусть ваша пища будет простой и естественной.

    Пища не должна быть слишком причудливой, не должна искушать человека, разрушая его здоровье.

    7. Ешьте медленно, тщательно пережевывая пищу.

    Это очень простое, но важное правило приема пищи. Есть медленно даже важнее, чем обращать внимание на то, что именно вы едите. Даже благоприятная пища, не разжеванная должным образом, не приносит пользы. Если вы не извлекаете из потребляемых продуктов все питательные вещества, вы отравляете свое тело. Даже если в силу внешних обстоятельств приходится есть не очень питательные продукты, но вы едите их медленно, а ваша пищеварительная система находится в хорошем состоянии, тело все равно извлечет пользу из пищи и выведет все токсины . В этом заключается удивительная тайна самонастраивания организма. Конечно, более разумно есть питательные продукты и медленно их пережевывать.

    8. Только тот, кто любит вас, может готовить для вас пищу.

    Насыщение определяется не тем, сколько пищи вы съедаете. Небольшое количество пищи, поданной вам с любовью, удовлетворит вашу душу, тогда как груды пищи из закусочной могут временно наполнить вас, но оставят ваш ум и дух неудовлетворенными

    Аюрведа как течение в нетрадиционной медицине возникло в Древней Индии и тесно связано с ведами. Веды - это универсальная наука о жизни, целая философская система. В то время как Аюрведа - метод профилактики и лечения различных заболеваний, установления гармоничных отношений между человеком и миром, человеком и обществом, это система регуляции организма (стремление организма к восстановлению поврежденной части), система питания. Аюрведа: наука о жизни - что это такое?

    Сегодня ведическая медицина Аюрведа вызывает все больший интерес. Попытаемся разобраться, что такое Аюрведа?

    Аюрведа: наука о жизни

    Ведическая медицина Аюрведа не рассматривает лечение человека как лечение конкретного физического тела, заболевания в его проявлении. Аюрведа считает, что если заболевание появилось на материальном уровне, то устранение симптомов - это лишь первый шаг оздоровления, лечить надо всего человека, а именно тело, душу, поведение, регулировать эмоциональный и ментальный (интеллектуального развития) уровни. Человек является единством всего вышеперечисленного.

    Западная культура отличается от восточной прежде всего тем, что своей неумолимой любовью к анализу раздела на части все на свете. Восточный же человек, напротив, стремится к единству.

    Аюрведа (от слова «веда» - «знание») - наука о продлении жизни или искусство жизни, одна из наиболее универсальных систем, созданных на Востоке. Становление науки аюрведа произошло в Индии приблизительно 5 тысяч лет назад и сложилось на стыке религии, философии, медицины и естественных наук, которые были неразрывно связаны между собой, сегодня можно говорить что это не просто учение - это лечение аюрведа.

    Основой Аюрведы служат древнеиндийские трактаты - Веды, написанные на санскрите. Значительное место в них отводится медицинской тематике: приводится более тысячи названий лекарственных растений, встречается множество медицинских терминов, упоминается несколько интересных методик, которые использовались в древнейшие времена, однако не потеряли своего значения даже в наше время.

    В науке аюрведа много текстов, посвященных сохранению и укреплению здоровья человека. Древние целители считали, что основа хорошего самочувствия - абсолютная гармония, приблизиться к которой помогают лечебные травы, массаж, специально подобранное для каждого человека питание и другие методы. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям души и тела, неразрывно связанных друг с другом.

    Наука аюрведа опирается на многие методики: лечение маслами и мумие, фито- и ароматерапию, вегетарианство и натуропатию, акупунктуру, массаж, уринотерапию и пр.

    Основные принципы ведической медицины Аюрведы

    Ведическая медицина Аюрведа как система оздоровления человека имеет пять уровней.

    Многие авторы грубо ошибаются, сводя Аюрведу лишь к системе питания и лечению тела, так как это лишь первый и начальный уровень, он не касается разумного начала в человеке, а лечение тела - это (каким бы чудодейственным ни было лекарство) лишь временный результат. Лечить человека нужно по всем направлениям.

    Первый уровень ведической медицины Аюрведы - это лечение тела всевозможными травами, массажем, специальной системой питания и упражнений.

    Второй уровень Аюрведы - это уровень очищения, профилактики заболеваний тела и психики, а также создания и укоренения в человеке всевозможных полезных привычек.

    Третий уровень ведической медицины посвящен характеру человека, его отношениям со всем окружающим.

    Четвертый - это переходный уровень Аюрведы. Дойдя до него, многие останавливаются: возникают некоторые сложности, с которыми люди не всегда могут справиться в силу недостатка силы -воли, целеустремленности, уверенности в правильности принятого решения.

    На четвертом этапе Аюрведы необходим духовный наставник, здесь начинается непосредственно теоретическая, если можно так сказать, религиозная часть. Это уровень аскезы, на нем люди читают мантры, различные молитвы, поют гимны, всячески расширяют сознание.

    Пятый уровень ведической медицины представляет духовную практику: изучается медитация, и познаются высшие законы жизни.

    Ведическая медицина Аюрверда направлена на соединение тела и души человека, развитие его гармоничных отношений с обществом и природой.

    Доши аюрведы

    Согласно Аюрведе, природой управляют три основные силы, которые называются доши. Каждая из них имеет свое название: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (флегма). В зависимости от содержания элементов люди также разделяются на три группы.

    Вата - конституция «людей ветра». Представители этого типа отождествляются с воздушной стихией, преобладанием энергии воздуха и эфира. Главная их отличительная черта - худощавость, высокий рост, сухая кожа. Поведение людей конституции «ветра» зачастую непредсказуемо, и в любой момент у них может измениться настроение. Однако эти люди обожают все новое и часто удивляют окружающих, изменяя самих себя. Люди данного типа - сангвиники или меланхолики, они эмоциональны, романтичны и зачастую наивны. Они не обладают выдающимися способностями, но благодаря усидчивости нередко достигают хороших результатов.

    Вата в науке аюрведы

    Вата - самая сильная энергия человеческого организма, несущая ответственность за наиболее важные жизненные процессы: кровообращение, дыхание, умственную деятельность и мышечную активность. Представители конституции «ветра» обычно не отличаются крепким здоровьем, и во многом оно зависит от образа жизни. Слабыми местами людей типа Вата являются кости, суставы, а также органы зрения и слуха. Они чаще страдают бессонницей, хроническими заболеваниями желудка, имеют проблемы с пищеварением, нервной и сердечно-сосудистой системой.

    Питта в науке аюрведы

    Питта - конституция «людей желчи». Представителей данного типа отождествляют со стихией огня и воды. К этому типу относятся люди, обладающие хорошей фигурой и красивой осанкой. Они смелы, напористы, у них развито чувство юмора, стремление к славе и достижению цели. В любви они отдаются партнеру целиком, но и от него требуют того же.

    Люди конституции «желчи», как правило, холерики - они эмоциональны, вспыльчивы, неуравновешенны, но отходчивы. Люди склада «желчи» склонны к скоропалительным решениям, которые не всегда верны. Это натуры увлекающиеся, но они быстро разочаровываются, даже если цель достигнута и дает позитивные результаты.

    Люди данного типа не обладают крепким здоровьем. Чтобы продлить жизнь, им следует опасаться простуд и переохлаждений, нужно правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Слабыми местами людей конституции «желчи» являются печень, почки, желудок и желчный пузырь. Они страдают многими болезнями кожи, разнообразными аллергиями, гипертонией или гипотонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

    Капха в науке аюрведы

    Капха - люди конституции «слизи». Представителей данного типа отождествляют со стихией земли и воды. Они обычно невысокого роста, коренастые, плотного телосложения, сильные, но по натуре добрые. Как правило, довольны жизнью, спокойны, рассудительны, невозмутимы, хотя и медлительны - это флегматики или сангвиники. В жизни и в окружающих больше всего ценят стабильность и надежность, долго запоминают, однако ничего не забывают.

    У людей данного типа высокий иммунитет, они не подвержены вирусным и прочим инфекциям, от природы наделены крепким здоровьем, среди них много долгожителей. В то же время они часто страдают от заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, определенную опасность для них представляют некоторые виды онкологических заболеваний. Их слабыми местами являются сердце и голова. Людям типа Капха надо тщательно следить за рационом питания, распорядком дня, для них крайне важен нормальный сон и отдых.

    Восточные целители утверждают: люди с преобладанием одной из дош встречаются редко. Чтобы человек был здоровым и сильным, красивым и уверенным в себе, необходимо гармоничное сочетание всех трех дош. Однако идеальных людей фактически нет, поскольку сочетание дош неравномерно и в любом из нас преобладают одна или две. Это соотношение определяет индивидуальность человека - его характер, способности, темперамент, внешность и, конечно, здоровье.

    Три типа питания в Аюрведе

    Древняя наука Аюрведа утверждает, что для здоровой жизни питаться нужно так, чтобы все три доши оставались в равновесии. У человека по Аюрведе может быть три типа природной конституции: Вата, Питта и Капха. В зависимости от того, к какому типу вы относитесь, нужно составлять план питания, и тогда ваш организм будет пребывать в состоянии гармонии. Тема нашего разговора сегодня - питание в Аюрведе.

    Вата-конституция - можно употреблять сладкую, соленую пищу, тяжелую и жирную, смело добавлять различные пряности, однако избегать острого и горького.

    Питта-конституция - рекомендуется употребление холодных блюд, напитков, различных салатов, холодного молока, сладких фруктов. Предпочтение следует отдать блюдам с горьким и сладким вкусом. Горячих, а также легких блюд следует избегать.

    Капха-конституция - подойдет легкая, теплая и сухая пища, терпкая на вкус, острая. Употреблять поменьше соли, холодных, тяжелых блюд, отказаться от жирной пищи.

    Питание по Аюрведе: общие принципы

    Вообще, в питании по Аюрведе большое значение придается вкусу (например, острая пища согревает, стимулирует обмен веществ, сладкая помогает работе поджелудочной железы, горькая очищает печень, соленая усиливает аппетит).

    Каким должно быть Аюрведа - питание? Аюрведа дает некоторые рекомендации по поводу приема пищи. Вот некоторые из них.

    Есть следует только в том случае, если вы очень голодны.

    Если у вас возникает мысль о том, что следует бы перекусить, надо задать себе вопрос и ответить честно: «Действительно ли я испытываю голод?» Если вы не голодны, не нужно перегружать организм: съеденная в этот момент пища принесет только вред.

    Необходимо для здоровой жизни прислушаться к своему организму, определить, к каким блюдам он испытывает особое расположение, и смело вводить их в свой рацион.

    Питание в Аюрведе - это гармоническое взаимодействие души и тела, поэтому огромное значение придает внутреннему голосу, утверждая, что интеллект может ошибаться, в то время как голос исходит из сердца, из самого существа человека.

    Очень полезно для здоровой жизни пить горячую воду. Рекомендуется пить только очищенную воду, предварительно вскипятив ее. Принимать по несколько глотков через 1 ч и перед едой. Горячая вода очищает организм от шлаков и омолаживает его.

    Согласно науке о питании по Аюрведе, желательно избегать употребления мяса, заменив его рыбой или птицей.

    Аюрведа – это наука о естественной жизни, дающая знания о поддержании здоровья и лечении болезней. Специалист-консультант по Аюрведе Татьяна Папшева предлагает начать наше с вами совместное изучение древнеиндийской медицинской науки со знакомства с самыми ее азами.

    В нижеследующей статье мы рассмотрим:

    1. Определение Аюрведы.
    2. Происхождение аюрведической науки и святые писания, в которых она излагается.
    3. Цели человеческой жизни, согласно Аюрведе.
    4. Уровни здоровья.
    5. Базовые принципы Аюрведы.

    Аюрведический врач никогда не признает пациента полностью здоровым, если тот не светится счастьем и удовлетворенностью от жизни. Официальная медицина разделяет понятия «физическое здоровье» и эмоциональное, психическое. Причем, слишком далеко друг от друга.

    Что такое Аюрведа, откуда «взялись» ее знания

    Вот определение Аюрведы, приведенное в одном из ведических канонов – «Чарака-самхите» (ЧС):

    «Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют Аюрведой».

    Аюрведа не является теорией, принадлежащей какому-то одному древнему ученому. Это объемная частью ведических знаний, которые записаны в авторитетных источниках. Возраст их оценивается в пять тысяч лет, хотя на деле они не имеют возраста и являются частью этого мира.

    Если придерживаться ведической точки зрения о создании мира Творцом, то про Веды можно сказать, что они «инструкция по использованию Мира», которую Творец приложил к «изделию». Следовательно, Аюрведа как наука о жизни получена напрямую от самого Творца, ее знания являются предельно точными.

    Один из главных принципов ведического знания — «место–время–обстоятельства». Это значит, что знания, использованные с учетом этих категорий, будут гарантированно работать и приносить пользу независимо от страны и эпохи их применения.

    История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текста, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по теме — «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита».

    Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения и специи морскими и сухопутными торговыми путями везли в страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

    Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни.

    Здоровый человек — тот, чье чувство счастья постоянно и постепенно увеличивается

    Аюрведические знания проникали в Грецию. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством местных целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

    Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию современной пластической хирургии. И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства. Интересный факт, подтверждающий авторитетность знаний Аюрведы: современная ассоциация хирургов США носит имя «Сушруты» — автора одного из канонов Аюрведы «Сушрута самхита».

    В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри-Ланка, Непал. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признает ее традиционной медицинской системой наряду с тибетской и китайской медициной.

    Аюрведа, как наука о жизни даёт определение Жизни и то, для чего нужна жизнь.

    «Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души».

    Для чего нам здоровье? Оно нужно, чтобы осуществить полноценную жизнь. Цели полноценной жизни также определяются в Аюрведе. В «Аштанга Хридаям Самхите» (АХС) написано:

    «Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырех целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, — должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы».

    Цели человеческой жизни и уровни здоровья

    Согласно Аюрведе, цели человеческой жизни выходят за пределы чисто материальных интересов.

    Здоровье — фундамент для достижения всех 4-х целей. Каждая следующая опирается на предыдущую и не достижима без нее. Как справедливо утверждение, что здоровье необходимо для достижения указанных целей, так справедливо и обратное утверждение, что, следуя пути достижения этих целей, человек обретает здоровье.

    Уровни здоровья, определяемые в Аюрведе, согласуются с целями жизни. Определяется 4 уровня здоровья:

    • Арогья — отсутствие физических страданий. Первый уровень здоровья подразумевает, что человек не имеет телесных недугов, болей, воспалений и т.п., хорошо чувствует себя соматически. Это базовый уровень, основа для следующих.
    • Сукхам — мирское счастье, удовлетворение от социальной деятельности. Подразумевает удовольствие, которое человек получает от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, гармоничные взаимоотношения на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан с реализацией первой цели жизни – своего предназначения, или .
    • Свастха — понимание собственной природы. Человек должен осознать, что материальная и духовная природа отличны друг от друга. Материальность – наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется Душой. Она подразумевает индивидуальность.
      Материальные воплощения временны, но Душа – вечна. Свастха – есть понимание своей природы внутренней и внешней, материальной и духовной, осознание смысла жизни и временности всего происходящего. Все это дает возможность адекватно реагировать на любые события, дает психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере. Свастха тесно связано с четвертой целью жизни – освобождением от невежества.
    • Ананда — счастье, радость, благополучие. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Духовная радость и благоденствие подразумевают, что человек постоянно испытывает чувство счастья, удовлетворенности, что бы ни происходило. Более того, это чувства постоянно и постепенно увеличиваются.

    Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом.

    Вкусные аюрведические лекарства — специи

    Современная трактовка здоровья от ВОЗ очень близка к аюрведическому его пониманию, однако второе отличается наличием четкого определения целей человеческой жизни . Без цели нет движения, наличие же цели также дает человеку возможность быть здоровым. Аюрведический врач, общаясь с пациентом, обращает внимание на все четыре аспекта здоровья и помогает достичь успеха в каждом из них. В противном случае здоровье будет не полным.

    Базовые принципы Аюрведы

    Аюрведа провозглашает следующие основные подходы и принципы.

    1. Учет духовного и материального аспектов бытия, личностный подход к природе человека, а значит и лечению. Каждый из нас обладает индивидуальностью. Реализация уникального таланта — одной из главных задач нашей жизни и целей Аюрведы.
    2. Холистичность, или целостность. Организм рассматривается не как сумма органов и систем, а как целое, где существует четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами.
    3. Психосоматический подход. Наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние тела, на весь организм, болезнь является следствием изменений нашей психики. Мы пытаемся уйти от наших проблем. Но осознать их, понять причину – значит наполовину победить болезнь.
    4. Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.
    5. — Персональный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. Теория «Тридоша» – знание о психофизиологическом строении организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
    6. — приоритет профилактики над лечением, акцент на образе жизни.
      а) Ахара – «то, что проникает в нас» — питание
      б) Вихара – распорядок, режим дня, недели, месяца, жизни
      в) Аушадха – «лекарство, несущее свет (исцеление)». Но даже очень хорошее лекарство, если не используются первые два компонента, не излечивает или воздействует малоэффективно.
    7. Натуропатический подход, когда для лечения или профилактики болезней используются средства естественного, природного, натурального происхождения – травы, минералы, продукты животного происхождения, солнце, воздух, вода и т.д. Причем, Аюрведа лечит противоположным – аллопатически, в отличие от лечения подобным – гомеопатии.
    8. Диагностика заболеваний на ранних стадиях. То, что современная официальная медицина считает собственно заболеванием, в Аюрведе является уже пятой стадией его проявления.

    Обо всем этом вы сможете прочитать в наших следующих обучающих материалах по Аюрведе на сайте сайт. Наши обновления по этой теме будут выходить отныне каждый понедельник — такие же статьи для самостоятельного изучения основ древней индийской медицины, а также наши отзывы о различных аюрведических препаратах с подробными комментариями об их применении.
    Подписывайтесь на обновления сайта в форме ниже этой статьи, чтобы не пропустить!