Государственная дума рассматривает кандидатуру на должность председателя. Кто назначает Председателя Правительства РФ? Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

Согласно части 2 статьи 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Это полномочие тесно связано с предыдущим, поскольку Президент РФ назначает федеральных министров, руководствуясь общей схемой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, представляемой ему главой Правительства.

В то же время данное полномочие Председателя

Правительства не ограничивается утверждаемой главой государства структурой федеральных органов исполнительной власти, поскольку теоретически Президент вправе учредить должность «министра без портфеля», в заполнении которой глава Правительства также примет участие. Подобные должности в правительственной практике периодически создавались. Так, врио Президента РФ В.В. Путин 14 января 2000 г. своим указом назначил К.Д. Лубенченко федеральным министром без указания на конкретную сферу деятельности83, учредив тем самым фактически должность «министра без портфеля».

Данное полномочие Председателя Правительства органически вытекает из его роли руководителя федеральной исполнительной власти, лидера Правительства как коллегиального государственного органа, что предопределяет его право непосредственного участия в комплектовании кабинета, в формировании собственной команды управления. Данное право является традиционной прерогативой главы правительства независимо от формы государственного правления.

Конституция РФ говорит только о предложениях главы Правительства Президенту, из чего вытекает тот очевидный вывод, что эти предложения носят рекомендательный характер, не обязывающий Президента с ними согласиться. Можно только разделить следующее мнение: «Практика формирования Правительства и предложения Председателя Правительства кандидатур на посты заместителей и федеральных министров показывает, что не всегда предложенные кандидатуры утверждаются (точнее «назначаются») Президентом. Только Президент вправе утвердить или не утвердить предложенные (здесь точнее было бы сказать - назначить) Председателем Правительства кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительств и федеральных министров. Право Председателя Правительства предлагать кандидатуры на эти должности имеет формально-юридический и рекомендательный характер»1. В преддверии своего назначения Председателем Правительства РФ экс-президент В.В: Путин, отвечая на вопрос: «Вы уже имеете представление о кадровом составе будущего кабинета министров?», заметил: «В основном -да. Но это не только от меня зависит, но и от избранного Президента. Я ему буду представлять кандидатов, а он должен еще утвердить»84.

В то же время, Конституция. РФ делает Председателя Правительства РФ обязательным участником механизма формирования Правительства, без которого должностные назначения в его состав не могут быть произведены.

Если исходить из буквального смысла основного закона, Президент РФ вправе назначать заместителей Председателя Правительства и федеральных министров только по персональному предложению главы Правительства, в отсутствии которого назначения не могут состояться. Из этого следует, что даже при отклонении Президентом РФ кандидатур в состав Правительства, следующие кандидатуры будут также предлагаться только Председателем Правительства РФ.

Нарушение этой процедуры Президентом России, назначение им членов Правительства РФ в отсутствии соответствующих предложений Председателя Правительства по существу является конституционным деликтом. В.О. Лучин правомерно выделяет такой вид конституционного деликта как нарушение установленного порядка назначения на конституционные должности85, относя к ним и министерские назначения в отсутствии премьера. В качестве примера автор приводит факт назначения Президентом РФ Б.Н.Ельциным 31 марта 1998 г. федеральными министрами Е.М. Примакова и М.М.Задорнова в отсутствии Председателя Правительства РФ, должность которого на тот момент была вакантной, чем был нарушен п. «д» ст. 83 Конституции РФ, согласно которому назначение федеральных министров осуществляется Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. «Решение Президента возложить на себя обязанности Председателя Правительства, - пишет В.О. Лучин, - явно не соответствовало Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации». С 1993 г. Президент не является главой исполнительной власти в нашей стране и не может присваивать себе эти функции»86.

В то лее время, законодательство не устанавливает определенного формата участия Председателя Правительства в определении персонального состава Правительства. Предложения Председателя Правительства Президенту на этот счет не могут быть юридически удостоверены, что не позволяет проследить реальное участие главы Правительства в министерских назначениях. С целью юридического подтверждения этого участия мы предлагаем, чтобы указы Президента РФ о назначении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров содержали фразу - «в соответствии с предложением Председателя Правительства Российской Федерации».

Отдельные факты участия главы Правительства в назначении и освобождении членов Правительства упоминаются в некоторых президентских указах. Так, в Указе Президента РФ от 2 сентября 1998 г. «О мерах по формированию Правительства Российской Федерации»87 говорилось: «Согласиться с предложениями Черномырдина B.C. о целесообразности вхождения в состав Правительства Российской Федерации Крашенинникова П.В., Примакова Е.М., Сергеева И.Д., Степашина С.В., Федорова Б.Г., Шойгу С.К.».

Еще по теме 2. Предложение Президенту РФ кандидатур на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров:

  1. 3. Дача Президенту РФ предложений об освобоо/сдении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
  2. 5.4. Представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на долэ/сность и освоболсдении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении
  3. 2.3. Председатель Правительства Российской Федерации как исполняющий обязанности Президента России: вопросы конституционной совместимости
  4. 1. Представление Президенту Российской Федерации предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Тип вопроса: Выбор возможных правильных ответов

Варианты ответов:

1. назначает Председателя Правительства Российской Федерации

2. распускает Государственную Думу и назначает новые выборы

3. может не распускать Государственную Думу и назначает Председателя Правительства Российской Федерации

4. самостоятельно назначает Председателя Правительства Российской Федерации и решает вопрос о роспуске Государственной Думы ФС РФ

5. может не распускать Государственную Думу и сам начинает исполнять обязанности Председателя Правительства Российской Федерации

Варианты ответов: 5

ВОПРОС N 206. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее... дней после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Варианты ответов:

Варианты ответов: 8

ВОПРОС N 207. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие... лет

Варианты ответов: 2

ВОПРОС N 208. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие определённого возраста лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее... лет

Тип вопроса: Ввод ответа вручную с клавиатуры

Варианты ответов: 2

Вопросы экономического развития страны заботят многих ее граждан. Во время кризиса положение простых людей ухудшается, что заставляет их взглянуть на политический Олимп и поинтересоваться, кто в ответе за такое положение дел. И тут начинается путаница. Одни указывают на президента, другие утверждают, что правительство занимается экономикой. Кто из них прав? Чтобы разобраться, давайте рассмотрим, кто назначает Председателя Правительства РФ. В любом случае именно это принимает решения, влияющие на нашу жизнь.

Изучаем документальную базу

Когда речь заходит о распределении полномочий между первыми лицами государства, опираться следует на основной закон. Это справедливо для всех демократий, Россия не является исключением. О том, кто назначает Председателя Правительства РФ, детально написано в 111 статье Конституции. Этот раздел основного закона состоит из четырех пунктов, которые мы детально изучим, пользуясь подсказками опытных юристов. Торопыгам сразу скажем, что Председателя Правительства с согласия Это практически полная цитата из указанной статьи Конституции. Она содержит «пошаговую инструкцию» действий государственных институтов, задействованных в изучаемом процессе. Дело в том, что только с первого взгляда рассказать о том, кто назначает Председателя Правительства РФ, просто. На самом деле в этом вопросе множество нюансов, которые необходимо разъяснить, чтобы добраться до сути. Глава правительства в демократическом государстве имеет ряд полномочий, исполнение которых зависит от достижения консенсуса в обществе. Но это вопрос не для сегодняшнего рассмотрения, мы изучаем законодательство.

Кто назначает Председателя Правительства РФ

В вопросе выбора премьер-министра инициатива принадлежит президенту. В Конституции прописан срок, когда первое лицо страны обязано озвучить свое предложение. На раздумья президенту РФ дается ровно две недели. В течение этого времени он обязан внести свою кандидатуру в Государственную Думу. Бывает два случая, когда меняется глава правительства. Они таковы:

  1. Вступление в должность нового президента РФ.
  2. Отставка старого премьера.

В первом случае двухнедельный срок отсчитывается со дня инаугурации. Хотя на практике любой человек, борющийся за право возглавить Россию, имеет уже кандидатов на основные должности. Во втором случае две недели на размышление отсчитываются с дня отставки старого главы исполнительной власти.

Обязанности Госдумы

Пойдем по порядку процедуры, чтобы не пропустить ни одного нюанса. Когда президент внес свое предложение, Госдума, руководствуясь ст. 137 своего Регламента, обязана организовать слушания. Кандидату предложат предоставить на рассмотрение парламента свою программу. То есть наши избранники заслушают этого человека, оценят его мнение по поводу перспектив развития государства, вопросы станут задавать и тому подобное. На этот «допрос» Госдуме отводится неделя. Решение депутаты примут только после того, как им станут ясны взгляды кандидата на один из высших постов. У Госдумы только два варианта: согласиться с мнением президента РФ или отказать. В первом случае, кандидат назначается указом главы страны, во втором вступает в силу следующий пункт ст. 111 Конституции. Он растолковывает, как президенту действовать дальше. Ему дается неделя для предложения следующей кандидатуры. Ее опять заслушивают и опрашивают и тому подобное, вплоть до принятия решения. Всего президент РФ может предложить на согласование Госдуме троих кандидатов.

Об ответственности депутатов

Народные избранники, конечно, имеют довольно широкие полномочия, в том числе и по изучаемому вопросу. Согласовывая кандидатуру главы исполнительной власти, они делят ответственность перед народом за его работу с президентом РФ. Однако сомневаться слишком долго для них рискованно. Дело в том, что троекратное отклонение предложений президента РФ заканчивается роспуском Государственной Думы. Согласно п. 4 указанной статьи основного закона, глава государства обязан объявить о назначении новых выборов, если депутаты так и не смогли решить вопрос о председателе правительства. То есть у депутатов задача не из простых, им необходимо и о стране думать, и о собственной судьбе не забывать.

Как было раньше?

На самом деле, процесс, которым Председатель Правительства РФ назначается на должность ныне, всегда был приблизительно таким же, однако, есть нюансы. Так, до принятия последней редакции Конституции, если парламент отказывался согласовать главу исполнительной власти, то первое лицо государства назначало единолично исполняющего обязанности. Повторно он мог инициировать назначение Председателя Правительства РФ (тогда оно называлось Советом Министров) через три месяца. Тонкость здесь заключалась в двух моментах. Во-первых, исполнительная власть работала, независимо от наличия консенсуса между властными институтами. Во-вторых, отсутствовало положение об обязательном роспуске представительского органа. Считалось, что оба указанных нюанса недемократичны, так как могут дать лишние полномочия главе страны. Это учли создатели новой редакции Конституции, когда прописывали процедуру, по которой Председатель Правительства РФ назначается на должность.

Тонкости голосования

В Государственной Думе вопрос решается простым большинством. согласовывается в том случае, если за него отдали свои голоса более 50% депутатов. Процедура оформляется соответствующим документом, который передается президенту РФ. Кстати, голосование тайное. То есть мнение каждого депутата не оглашается обществу, не отражается в статистике.

Нововведения

Назначение Председателя Правительства РФ осуществляет президент с учетом мнения депутатов. Для того чтобы в обществе не возникало волнений, в 1993 году процедура голосования была немного усовершенствована. Речь идет о так называемом мягком рейтинговом голосовании. Процедура несколько отличается от той, что зафиксирована в Конституции, но не противоречит ей. предлагает депутатам оценить несколько кандидатур. После изучения мнений народных избранников, на голосование выносится только один претендент, имеющий наивысший рейтинг. Буква закона соблюдена. Но до официального определения кандидата проводится опрос, позволяющий элитам прийти к консенсусу без скандалов в обществе. Председатель Правительства Российской Федерации при таком развитии событий получает поддержку депутатского корпуса, которая позволяет ему более эффективно работать. А это крайне важно для всей страны и народов, ее населяющих.

Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

Людям, никогда не сталкивавшимся с деятельностью госорганов, покажется, что описанные выше тонкости не имеют серьезного значения. Однако, это не так. Глава исполнительной власти РФ - фигура политическая. Этот человек влияет на развитие всей страны, от его решений зависит положение населения, рост или падение экономики и другие важные моменты. Кроме того, традиционно на главу исполнительной власти валят все шишки народ. Д.А. Медведев, председатель Правительства Российской Федерации, конечно, мелкими проблемами не занимается. Для этого есть местные чиновники. Премьер-министр организует работу государственных органов. Это его основная задача. Он осуществляет общее руководство всеми структурами исполнительной власти, созданными для развития страны, за исключением специализированных. Перечень его обязанностей не выглядит внушительно, если смотреть официальную версию. Следует обратить внимание на пункт, говорящий о том, что на премьер-министра возлагается участие в определении и реализации государственной политики. Эта фраза описывает всю сложную работу тысяч людей по организации жизни страны. Согласно статистическим данным, в РФ живет более 146 млн человек. У каждого свои потребности. Одни требуют работы, другие социальных пособий, третьи - развития технологий, культуры, образования, здравоохранения и так далее. Всеми этими вопросами занимается правительство. А его председатель в ответе за каждого федерального государственного служащего и его деятельность. Премьер-министр отчитывается о работе перед президентом РФ и народными избранниками, ему направляют жалобы и просьбы люди. Он является центром огромного механизма исполнительной власти.

Заключение

Назначение премьер-министра - это политический процесс. Лицо, занимающее эту должность, должно соответствовать высоким требованиям, предъявляемым временем. Обстановка на планете стремительно меняется, и это необходимо учитывать, чтобы развивать страну. Кроме того, кандидатура должна устраивать всех участников политического процесса, именно для этого процедура назначения была так строго прописана в Конституции. Все ее этапы направлены на выработку консенсусного решения, устраивающего общество.


Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П
"По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

с участием представителей Государственной Думы, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, - депутата Н.И.Шаклеина, докторов юридических наук В.В.Лазарева и В.М.Сырых,

Государственная Дума, давая согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, выступает в качестве средства сдержки, определенного противовеса, но она не может быть средством давления, так как число отклонений кандидатур у Государственной Думы ограничено.

Президент, предлагая кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации, должен искать и находить согласие с Государственной Думой, подбирая соответствующую кандидатуру. Способы (формы) поиска согласия могут быть различны. Именно для обеспечения такого взаимодействия Конституция Российской Федерации устанавливает и для Президента Российской Федерации, и для Государственной Думы соответствующие сроки ( , части 2 и 3).

Исходя из буквального смысла текста статьи 111, взятого в системном виде с другими положениями Конституции Российской Федерации, вытекает следующее общее правило: Президент Российской Федерации должен представлять каждый раз новую кандидатуру на пост Председателя Правительства Российской Федерации при ее отклонении Государственной Думой.

Если Государственная Дума не дает согласия, то необходимо проводить дальнейшее согласование Президента Российской Федерации и Государственной Думы по вопросу о новой кандидатуре. Практика способов (форм) согласования кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации может привести в будущем к формированию конституционного обычая, имеющего силу конституционной нормы.

Порядок согласования кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации в виде норм процессуально-процедурного характера может быть установлен в федеральном законе и найти отражение в Регламенте Государственной Думы.

При представлении Президентом Российской Федерации одной и той же кандидатуры дважды, а тем более трижды, как справедливо указывал представитель Государственной Думы в судебном заседании, Государственная Дума лишается права самостоятельного выбора, что гарантировано ей и Конституции Российской Федерации, и, следовательно, она превращается в "орудие проведения воли главы государства".

Представление одной и той же кандидатуры во второй раз (с одновременным запретом представлять эту кандидатуру в третий раз) на должность Председателя Правительства в мировой практике рассматривается как исключение из общего правила. Оно находит прямое закрепление в конституции (основном законе) государства. Такой же подход наблюдается в практике конституционного (уставного) регулирования назначения Председателя Правительства в субъектах Российской Федерации (См.: статья 109 Конституции Кабардино-Балкарской Республики; статья 104 Конституции Республики Дагестан; статья 70 Конституции Республики Мордовия; статья 33 Устава Иркутской области; статья 54 Устава Свердловской области; статья 107 Устава Ярославской области; статья 67 Устава (Основного закона) Ставропольского края; статья 67 Устава (Основного закона) Мурманской области).

На таких же позициях стоит и доктринальное (научное) толкование положения, содержащегося в части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации. Оно исходит из того, что кандидатов на должность Председателя Правительства Российской Федерации должно быть "не менее двух" и что "представляется нежелательным односторонние действия Президента, его давление на депутатов при представлении на согласование кандидатуры Председателя" (таковым как раз и является представление одного и того же лица во второй, а тем более в третий раз) (См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. Общая редакция Ю.В.Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура". 1996, С.465; Комментарий к Конституции Российской Федерации. Ответственный редактор Л.А.Окуньков. М.: Издательство БЕК. 1996, С.477).

Конституционный Суд Российской Федерации, допуская возможность представления Президентом Российской Федерации одного и того же лица в качестве кандидата на должность Председателя Правительства Российской Федерации дважды и даже трижды, не дал юридической оценки дополнительным юридическим аргументам, выдвинутым представителями Государственной Думы.

Недопустимость представления отклоненной кандидатуры без согласия Государственной Думы вернуться к ее обсуждению, равно как и необходимость роспуска Государственной Думы после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой наряду с другими гарантиями позволяют избежать злоупотребления правом как со стороны Президента, так и со стороны Государственной Думы.

С учетом изложенного мои основные выводы заключаются в следующем.

Из конституционного положения об осуществлении народом своей власти не только непосредственно, но также через органы государственной власти следует, что выявление в той или иной форме воли народа необходимо и при формировании государственных органов, не избираемых непосредственно населением. Это относится прежде всего к Правительству Российской Федерации, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации.

Такое выявление воли народа обеспечивается предусмотренной статьей 111 Конституции Российской Федерации процедурой согласования кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, в которой участвуют получившие власть непосредственно от народа путем свободных выборов Президент Российской Федерации и Государственная Дума.

Правительство Российской Федерации наделено широкими конституционными полномочиями. Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, что предусмотрено статьей 113 Конституции Российской Федерации. В связи с этим установленная Конституцией Российской Федерации процедура согласования кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации подразумевает поиск компромисса, разрешение возможных разногласий между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой по поводу кандидатуры на данную должность, учитывая как личные и деловые качества кандидата, так и предлагаемую им программу действий Правительства Российской Федерации.

Из предписываемого Конституцией Российской Федерации согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти () вытекает, в частности, необходимость поиска согласия по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации, предполагающего выбор того или иного варианта решения данного вопроса. Недостижение согласия по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации влечет за собой роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов как конституционный способ обеспечения непрерывного функционирования установленных Конституцией Российской Федерации органов государственной власти, включая назначение Председателя Правительства Российской Федерации, формирование Правительства Российской Федерации в целом и нового состава Государственной Думы. Роспуск Государственной Думы в данном случае является конституционно-правовой мерой, адекватной ее отказу дать Президенту Российской Федерации согласие на назначение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации. При этом предложение Президентом Российской Федерации не одной, а нескольких кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, как стремление согласовать с Государственной Думой позиции по данному вопросу, при недостижении согласия может служить основанием для роспуска Государственной Думы.

3. Конституции Российской Федерации не детализирует порядок представления Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, не содержит прямого ответа на вопрос о возможности вновь внести отклоненную Государственной Думой кандидатуру, как и на вопрос о том, распускается ли Государственная Дума только после отклонения трех разных кандидатур. В части 4 этой статьи определено, что Государственная Дума распускается "после трехкратного отклонения представленных кандидатур", а не "после отклонения трех представленных кандидатур".

Из смысла положений статьи 111 Конституции Российской Федерации не следует также, что Президент Российской Федерации может трижды представлять одну кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации. В противном случае в части 4 данной статьи было бы определено, что Государственная Дума распускается "после трехкратного отклонения представленной кандидатуры или кандидатур".

Грамматическое толкование части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации в ее системной связи с другими частями этой статьи , а также с учетом ее телеологического толкования позволяет сделать вывод, что использование в ней множественного числа - "после трехкратного отклонения представленных кандидатур" - означает, что подразумеваются две или более кандидатуры.

В ходе рассмотрения данного дела представители науки языкознания, участвовавшие в судебном заседании в качестве независимых экспертов и специалистов, с позиций филологического толкования пункта 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации отметили как "неопределенность употребления слова кандидатура (кандидатуры)... и его толкования", так и то, что "филологическое толкование пункта 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации (без некоторого насилия над семантикой русской речи) не позволяет говорить о том, что в нем идет речь об одной кандидатуре, трижды представляемой на рассмотрение Государственной Думы... в противном случае в тексте Конституции вместо слов "представленных кандидатур" употреблялись бы слова "представленной кандидатуры".

Уже имеющийся опыт реализации части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации обнаружил наличие разных подходов к использованию установленных в ней правомочий, поскольку имели место случаи одобрения предложенной кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации при первом же представлении, при представлении одного и того же кандидата трижды, а также применения согласительных процедур после двукратного отклонения одного и того же кандидата. Эти обстоятельства также свидетельствуют о существовании неопределенности в понимании смысла части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, что не исключает формирования в дальнейшем конституционного обычая, основанного и на одном из этих вариантов взаимодействия главы государства и Государственной Думы.

4. Смыслу части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации не противоречит повторное внесение отклоненной кандидатуры в любой последовательности - или сразу после ее отклонения, или после отклонения второй кандидатуры, как и семантика словосочетания "после трехкратного отклонения представленных кандидатур" (т.е. смысл употребления в нем слова "кандидатура" во множественном числе) не исключает в каждом из трех случаев возможность представления на альтернативной основе более одной кандидатуры. Это будет соответствовать множественности смысла слова "кандидатур".

В то же время из формулировок, смысла и целей статьи 111 Конституции Российской Федерации не вытекает возможность представления Президентом Российской Федерации одной и той же кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации три раза подряд, и в связи с этим - роспуск Государственной Думы после трехкратного отклонения данной кандидатуры. Это не исключает возможности представления указанной кандидатуры при новом формировании Правительства Российской Федерации после его отставки или после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

Из изложенного следует, что согласно установленному статьей 111 и связанными с ней статьями 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б") и 103 (пункт "а" части 1) Конституции Российской Федерации порядку назначения Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе вторично представить отклоненную Государственной Думой кандидатуру на указанную должность, представление одной и той же кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации три раза подряд не допускается. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, вследствие трехкратного отклонения одной и той же кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации.