Греко-римская земная богиня Майя и санскритская Майя, фактически, связаны и имеют общую основу. Главные боги майя: существа, на которых держался мир

В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света - востоку соответствовало красное дерево, югу - желтое, западу - черное и северу - белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла.

В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.

Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя.

Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).

Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого - иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога.

Сами иероглифы - не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся - Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.

Календарь майя

Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

«Индейцы Майя верили в разных богов. Боги Майя сыграли важную роль в жизни индейцев. У всех Богов Майя были разные способности. Некоторые контролировали погоду, урожай, другие - властвовали в загробном мире. Чтобы умилостивить богов Майя , жрецы приносили человеческие жертвы в угоду им. Многие архитектурные сооружения были возведены в знак почтения к богам Майя

Мифология Майя

В мифологии майя , у богов и героев множество разных имен и обликов, истории о них рассказывались по-разному, сцены и фигуры в них менялись так быстро, что можно было сбиться с толку. Несмотря на кажущуюся путаницу, есть ощущение, что вселенная у майя была упорядоченной, а правильное поведение по отношению к богам играет важную роль в поддержании ее гармонии и равновесия.

Цивилизация Майя до сих пор остается одной из самых загадочных. Непонятно, зачем этим индейцам требовались их непостижимые познания в астрономии и астрологии. Города из храмов и пирамид ориентированы по сторонам Света. Орбиту Сатурна в Европе вычислили в XIX в., а индейцам о траектории движения этой планеты было известно в незапамятные времена.

Цивилизация майя процветала в Мезоамерике примерно с 300 г. до н.э. до раннего завоевания испанцами в 1500 г. В мифологии майя было много элементов общих с имеющимися в других цивилизациях региона. Но Майя разработали собственную вариацию мезоамериканского пантеона богов и богинь, придумали рассказы о них, образ вселенной и место в ней человека.

Поселения майя были сосредоточены в низине полуострова Юкатан в Мексике и в высокогорном регионе, простирающемся от современных штатов Табаско и Чьяпас в Гватемале. Майя господствовали в регионе в период с 300 по 900 гг. н.э. Историки называют это время их классическим периодом. В это время, майя строили огромные каменные города и церемониальные центры, такие как Тикаль и Паленке. После классического периода, тольтеки прибыли на Юкатан из центральной Мексики и в конце концов слились с майя. Их влияние чувствуется в позднем периоде цивилизации майя в Чичен-Ица и Майяпан.

Религия Майя

У религии майя много общего с другими мезоамериканскими религиями. Народы региона верили в одних и тех же богов, пересказывали одинаковые мифы, строили храмы в виде пирамид, практиковали гадание, интересовались астрономией. Также у этих народов была игра с мячом: команды соревновались в попадании мяча из твердой резины в каменное кольцо или обруч. Лишь боги и некоторые люди могли играть в эту игру. Иногда это был просто спорт, иногда священный ритуал. Ученые предполагают, что игроки, возможно, представляли борьбу света и тьмы, а мяч мог символизировать движение звезд по небу.

Божества майя

Представлен список основных божеств народа Майя: Апух Бог смерти и разрушения, насылания болезней, связывался с войной.

Апух был правителем Митнала или 9-го уровня подземного царства: самого глубокого и скверного в аду майя. У ацтеков этот бог отождествлялся с Миктлантекутли – ухмыляющимся богом смерти.

Апух любит ночное время и когда он крадется, это в самом деле страшно. Разлагающийся труп с головой совы – его любимое облачение. Еще на его жутком головном уборе глаза мертвых.

По какой-то причине Апух нередко носит колокольчики, привязанные к его волосам, но не для того, чтобы быть милым. Со своими жертвами он поступает очень жестоко.

Есть лишь один способ избежать его внимания. Истошный вой, вопль, стон, крик! Апух подумает тогда, что вами уже занялся кто-то из его меньших демонов. Он остановится за вашей дверью, вздохнет и пройдет мимо со зловещей улыбкой.

Апух – бог смерти и покровитель числа 10.

Он использует злую птицу Муана в качестве вестника недоброго.

До сих пор сохраняется легенда, что, когда сова визжит, рядом кто-то умрет.

Если слышите уханье, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти. Чак Чак – рептилоид с клыками и довольно свисающим носом, а его волосы постоянно нечесаные.

Чак – бог дождя, грома и молний.

Чак играет важнейшую роль, отвечает за хороший урожай и рост культур.

Чак посылает дождь на землю, когда плачет и слезы текут из его больших добрых глаз.

Чак считается добрым богом, так как учил секретам земледелия, не беря ничего взамен.

Чак изображается в четырех цветах, символизирующих четыре угла мира: красный (восток), белый (север), желтый (юг) и черный (запад). Кинич Ахау Покровитель числа 4.

В этом аспекте он командует заболеваниями и контролирует засуху.

Иш-Чель Богиня деторождения у майя.

Лунная богиня беременных женщин.

Богиня-мать, специализирующаяся на беременности и родах.

Она изобрела ткачество и, будучи частично созданной из водопада, берет на себя ответственность за ливни.

Ее волосы змеевидные, они и есть змеи в действительности.

Если люди расстраивают ее, она может стать очень раздражительной.

Если вы видите ее в ее юбке из скрещенных костей, постарайтесь не попасться ей на глаза.

Хоть известна она, как лунная богиня, есть у нее также и аспект земли тоже.

Согласно некоторым источникам, она также является матерью бога Бакабса.

Иш-Чель – подруга Бога Солнца Ицамна, у нее красное, морщинистое лицо.

Она причастна ко всем ремеслам: ткачеству, акварели, приготовлению пряностей и т.д. Кабракан Бог гор, любит насылать землетрясения.

Сын бога ада Вукуб-какьюкса.

Горный гигант одержимый уничтожением. Но близнецы-герои Хунахпу и Шбаланкуэ остановили чинимый им беспредел, дав ему поесть отравленных птиц. Затем он был похоронен заживо. Это известно как игра птиц. Его брата-гиганта Зипакну постиг аналогичный конец. Ицамна Верховный бог сельского хозяйства и образования.

Сын солнечного бога-создателя Хунаб-Ку, принимал активное участие в развитии культуры майя.

Он принес в массы искусство сельского хозяйства и фермерства, изобрел книги и письмо.

Жаль, что образцы его изобретений не сохранились, но хоть немного сохранившихся изображений, сделанных майя – это уже что-то.

Рептилия с несколькими другими аспектами, для стихии Земли он зовется Ицам-Каб.

Ицамна имел мимолетную связь с Иксчел, что привело к рождению Бакабса.

В дневное время он Бог Солнца Киних-Ахав. В образе пернатого змея он Кукулькан, ацтеки отождествляли его с Кецалькоатлем. Вотан Бог войны и смерти у майя.

Также известен как, Старый черный бог войны.

Он такой древний, что никто толком не помнит, кто он, возможно он уже существовал, до начала времен.

Мы не знаем, черный ли он. Его лицо может быть окрашено в черный цвет, а может он просто занимается чисткой дымохода или слишком долго живет в пещере. Но, возможно, это дым от крепких черных сигар, которые он курит.

Вотан – бог барабанов, он изобрел соло на барабане. Эк-Чуах Бог какао и торговцев у майя.

Известен под именами Экхуан, Эк-Кхууах.

Глаза его с черной окантовкой, нос длинный и загнутый, большие губы.

Обычно он изображается темно-коричневым или черным, достаточно соответствующий образ, ведь он покровитель бобов какао. Эти вкусные темные бобы когда-то использовали в качестве валюты. Хун-Aпyи Шбаланкуэ Боги-герои. Хун-Aпyи - полубог.

Шбаланкуэ - Лунный бог, умелый игрок в игру с мячом.

Каждый день, когда солнце садится, он бросает звезды в темные пустые небеса. Это хорошая практика для метания. Камазотц Бог летучей мыши.

Имеет крылья и заостренные зубы.

Возможно, вампир.

У него есть свой дом летучей мыши в преисподней. Кавиль Кавиль – один из верховных богов пантеона.

Вызывает землетрясения, вероятно, бог грозы.

По всей видимости, связан с войной, так как топор-кельт всегда при нем.

Покровитель правящей династии самых больших городов.

В мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, их имена варьируются в зависимости от племен, у которых они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух(у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны. Даже в настоящее время многие коренные жители Центральной Америки верят, что сова кричит, предсказывая неизбежную смерть, согласно пословице в испанском языке: cuando эль-tecolote canta ... эль-indio muere (когда большая сова поет, индеец умирает).

Кавиль

Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.

Камаштли

Камаштли (Camaxtli) - бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. Творец огня, он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод. Один из четырех богов, создавших мир. Отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Камаштли был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля. Иногда в мифах он является синонимом Мишкоатля.

Кецалькоатль

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 - 5 вв. до н. э. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 - 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными - тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают.

Мифы народов Майя

У древнего племени майя были развиты наука, религия, культура. Они сливались в едином мировоззрении, которое отражалось в искусстве того времени. Разнообразные представления об окружающем мире превращались в образы большого числа божеств. Майя полагали, что каждой сфере деятельности покровительствует определенное божество. Они верили в существование богов плодородия, охоты, стихий, небесных светил. Также в мифологии говорится о богах войны и смерти. На протяжении истории цивилизации майя эти боги меняли свое значение.

Люди племени майя считали, что Вселенную составляют 13 небес и 9 подземных миров.

Границей между небом и подземным миром является поверхность Земли, которая имеет прямоугольную форму. После смерти людей их души отправляются в высшие или низшие миры. Души тех, кто погиб в бою или стал жертвой, а также души женщин, умерших при родах, попадали сразу в рай – мир бога Солнца. Души тех, кто утонул или не перенес тяжелой болезни, имеющей отношение к воде и молнии, отправлялись в другой рай – к богу дождя. Большая же часть людей попадала после смерти в подземный мир. В этом темном и холодном царстве их души еще долго скитались до окончательной смерти.

Народы майя, жившие на равнинной территории, полагали, что входом в ад является особенное отверстие в земле, находящееся в горах Гватемалы. Согласно их мифам, из него фонтаном извергаются кровь и сгнившие тела. Во время скитания в низших мирах душа умершего человека должна была пройти тяжелые испытания. К примеру, она должна была преодолеть реку. Чтобы помочь умершему перейти реку, при погребальном обряде в жертву приносили собаку-поводыря. Среди других испытаний были пять Домов преисподней, в каждом из которых поджидала смертельная опасность. Дом Мрака был погружен в вечную тьму. В Доме Холода была очень низкая температура. Дом Ягуара был населен хищными зверями, которые могли разорвать на части. Это лишь немногие из испытаний для душ умерших.

Согласно мифам майя, в центре Земли растет дерево, проходящее через все небесные сферы. С каждой стороны Земли находится еще по одному дереву, символизирующему стороны света. На востоке стоит красное дерево, на юге – желтое, на западе – черное, на севере – белое. Каждой стороне света майя приписывали наличие нескольких богов. Это были боги дождей, ветра, поддерживающие небеса и т. д. Они имели соответствующие стороне света цвета. Во времена расцвета цивилизации майя одним из главных богов был бог кукурузы. Его представляли как молодого человека в высоком головном уборе. Позднее главным богом стал Ицамна – старик с крючкообразным носом и бородкой. Из божеств, относящихся к женскому полу, наибольшее значение имела красная богиня (жена бога дождя). На голове у нее была змея, а вместо ног лапы хищного зверя. Богиню луны звали Иш-Чель. Она была супругой Ицамна и помогала людям в медицине, особенно при родах, в ткаческом деле. У майя также были боги, имеющие отношение к смерти и загробной жизни: Ах Пуч (бог смерти, владеющий миром мертвых), Кими (бог смерти), Иш-Таб (богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств), Зипакна (демон подземного мира).

Мифы майя сохранились в эпосе индейских народов – книге «Пополь Вух». Среди них имеются мифы о происхождении мира и людей, героев-близнецов и их борьбе с владыками подземных царств.

У народов майя проводились различные ритуалы в честь божеств. Они сопровождались жертвоприношениями, в том числе и человеческими. Людям отрубали головы и надевали их на колья рядом с площадкой для игры в мяч.

На протяжении длительного времени считалось, что майя изобрели письменность и календарь. Однако позже выяснилось, что этот народ унаследовал их от более ранней культуры.

Расшифровкой сохранившихся текстов майя занимался русский ученый Ю. В. Кнорозов. В 1963 г. вышел его труд «Письменность индейцев майя». Многие тексты майя были переведены на русский язык. Выяснилось, что многие кодексы на самом деле являлись пособиями для жрецов. В них содержался список обрядов, предсказаний, жертвоприношений, которые относились ко всем делам и социальным слоям майя, за исключением рабов. У майя была сложная календарная система, однако год состоял из 365 дней.

Среди произведений майя сохранились тексты мифологического, поминального, военного и календарного содержания. Поминальные произведения носят поэтический характер.

В народной книге майя «Пополь Вух» содержится несколько мифологических циклов. Они отличаются по происхождению, в том числе различно и время их создания. Большая часть мифов имеет наиболее древнее происхождение и рассказывает о божественных близнецах Хун-Ахпу и Шбаланке и их героических поступках. В «Пополь Вухе» описывается необычное рождение этих близнецов. Их отец со своим братом отправились играть в мяч с владыками Шибальбы (мира мертвых). Там их предательски убили. Голову отца (Хун-Хун-Ахпу) повесили на дереве. К этому дереву пришла дочь владыки подземного мира, Шкик. Голова плюнула в ее ладонь и девушка забеременела. За это Шкик изгнали из подземного мира. Она нашла себе приют и родила двух близнецов. Когда Хун-Ахпу и Шбаланке стали взрослыми и узнали о том, что случилось с их отцом и дядей, то решили за них отомстить. Они прошли различные испытания, претерпели временную смерть, но все-таки победили владык подземного мира – уничтожили их. После этого близнецы стали Солнцем и Луной. Братья совершили множество и других благодетельных и удивительных поступков.

Цивилизация майя существовала на территории Мезоамерики в 2000 г. до н. э. – 900 г. н. э. У майя были письменность и календарь. К приходу испанских завоевателей цивилизация находилась в упадке.

Сохранился поздний миф майя о сотворении мира. Боги Кукумац, Хуракан и богиня Тепев создали землю, долины и горы, животных и растений. Они попробовали слепить человека из глины, но результат им не понравился. Глиняный человек не мог двигаться, разваливался на куски. Боги уничтожили его и попытались создать человека из дерева. Люди оказались непокорными и непочтительными. Боги наслали на них потоп. После него почти все люди погибли, а те, что уцелели, превратились в небольших обезьян. Затем боги сотворили четырех человек из кукурузы. Эти люди оказались слишком умными и догадливыми. Это богам совсем не понравилось и они затмили им взор туманом. С этого момента для людей в мире появилось много тайн и загадок. Пока первые люди спали, боги сотворили для них четырех женщин. Таким образом появились первые предки майя.

Майя были уверены, что их предки родом из далеких северных пещер. В различных легендах часто упоминается название тех мест – Тулан. Вход в него охраняла летучая мышь. Она находилась на страже между миром живых и миром мертвых. В легенде говорится о летучей мыши, что она промежуточное создание между птицами и животным и поэтому ей грозит гибель. В этом произведении майя раскрывают свои представления о Зодиакальном круге, который Млечным Путем разделен на две равные части. Одна половина этого круга живая. На ней находятся млекопитающие. Вторая сторона Зодиакального круга – мертвая. На ней находятся насекомые, птицы и пресмыкающиеся. Последние занимают связующее положение между половинами Зодиакального круга. Летучая мышь сторожит вход в ад, который находится на границе живого и мертвого пространства.

Центр цивилизации майя располагался на полуострове Юкатан, который является местом изучения для археологов. Юкатан образовался 75 млн лет назад после падения метеорита. На нем имеется множество пещер, затопленных водой. Большая часть из них еще не изучены. В результате разрушения известняковых пород ливнями на полуострове образовалось огромное число природных колодцев. За миллионы лет, таким образом, этот полуостров превратился в гигантскую пористую губку. Древние майя считали, что эти колодцы являются проходами в подземные миры. Попасть туда очень сложно и усопшим в этом помогали жрецы. Земля, на которой жили майя, сохранила остатки великолепных храмов, а под землей обнаружены тоннели и лабиринты. Природные колодцы имеют связи с этими тоннелями. В не затопленных в то время пещерах были построены целые города. В них находились храмы, дороги, статуи.

Сложно решить, что майя строили сначала – храмы на земле или подземные тоннели и пещеры. Возможно, все это связано с одной религией. Храмы предназначались для живых людей, а подземные постройки в колодцах и тоннелях – для мертвых. Существуют спрятанные и запутанные ходы, которые ведут из подземных пещер и тоннелей наружу.

После захвата Юкатана испанцами, культура народа майя была уничтожена. На протяжении долгих веков священные природные колодцы являлись всего лишь источниками воды.

В 80-х гг. XX в. Юкатан стал привлекать любителей дайвинга. С их помощью была получена информация о 90 природных колодцах и 160 км подземных переходов между ними.

В 2008 г. экспедиция во главе с Гильермо де Анда обнаружила вход в загробный мир древнего народа. Он состоит из 14 пещер, в которых сохранились признаки человеческой деятельности. Там находились небольшие строения, бытовые предметы, дорога из камня протяженностью 100 м. Эта дорога ведет к колоннам и ступеням, которые спускаются под воду. В конце системы тоннелей находится сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. Остается неясным, как древний народ смог все это построить.

Многие эксперты считают, что майя верили в то, что существует несколько реальностей. В религии древнего народа отсутствует четкая граница между живыми и мертвыми. Это связано со сложными представлениями племени майя об устройстве мира.

Из книги Сталин: Путь волхвов автора Меняйлов Алексей Александрович

СЛТ в языках разных народов Гребень Девы есть великолепная технология логического постижения мироздания путём осмысления смысла корней слов (смотрите Приложение).Метод основан на том, что при сравнительном анализе слов из разных языков выяснилось, что слова, корень

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

КАРМА НАРОДОВ Когда наконец люди осознают истину о существовании неумолимого закона Кармы – закона причин и следствий, – и этот закон будет положен в основу всех форм управления, тогда не будет больше ни войн между нациями, ни революций в пределах их собственных границ.

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Браки разных народов Мир меняется, и то, что вчера было невозможно, сегодня уже стало реальностью. Вчера Россия была спрятана за железным занавесом, а сегодня русские - один из самых энергично перемещающихся по миру народов. Ну а там, где перемещения, - там неожиданные

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Обновление от 30 августа 2003 года автора Пятибрат Владимир

Религия – опиум для народов Звезда против крестаБиблия описывает тысячелетние рейхи (царствия) события, происходящие в них, теперь вы понимаете, что это происходило не где-то в пустынях Ближнего Востока, а по всему миру. Почти все события в библейских сюжетах, пусть

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

Талисманы народов мира Кельтские талисманы Талисман «Вечность». Его узор является излюбленной темой кельтов. Узел делится на части и символизирует надежду, любовь и дружбу. Бесконечная линия узла - это вечность.Талисман Друидов. Помогает понимать язык природы, так как

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Карма народов и Апокалипсис 06.12.34 «Волны, которые захватывают народы, исходят от народной кармы. В Космическом Строительстве каждая эпоха оставляет свои волны в пространстве. Когда наступает срок и магнитному притяжению, все волны начинают действовать, тем Карма

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Карма народов 02.01.34 Ведь время сейчас небывалое, когда Карма народов определяется во всей силе своей. Великие события идут, и возгордившимся придется испить горькую чашу. В тиши многое открывается внутреннему взору, и видишь, как собирается вековая Карма и как творит

Из книги Как защититься с помощью ангелов автора Коллектив авторов

[Судьба народов] Всякого рода «фобства» и «фильства» одинаково несправедливы, когда они простираются на целый народ. В каждой нации есть свои положительные и отрицательные черты. И сейчас многие народности выявляют свои далеко не привлекательные стороны.Все

Из книги Легенды Азии (сборник) автора

Хранители народов и церквей В древних мистериях всегда присутствовали боги и ангелы, которые покровительствовали определенному народу, его стране, отдельному городу и их храмам. Эти боги и ангелы с небес управляли народами и защищали от врагов вверенные им государства и

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Душа народов В пене океанских волн каждый неопытный мореход находит хаос и бесформенное нагромождение, но умудренный опытом ясно различает и законный ритм и твердый рисунок нарастания волны. Не то же ли самое и в пене смятения народов? Также было бы недальновидно не

Из книги О Вечном… автора Рерих Николай Константинович

Из книги Древняя магия и современные религии автора Гордеев Сергей Васильевич

Из книги Тайная война Атлантиды автора Козловский Сергей

7. Мистерии народов средиземноморья Примитивная магия была известна еще пещерному человеку. В разных частях света осуществлялись очень похожие обряды наскального рисования. Своеобразие магии Древней Греции появилось примерно четыре тысячи лет назад одновременно с

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Разобщение народов Два жреца погрузились в раздумье, Изучая ветвление линий - Линий времени в сферах наземных, Линий судеб живущих на Гее. Наконец, взоры магов скрестились. «Ничего - первый жрец молвил снова - Мы к победе придем по-другому. Хватит взращивать армии

Из книги автора

Карма народов Ведь время сейчас небывалое, когда Карма народов определяется во всей силе своей. Великие события идут, и возгордившимся придется испить горькую чашу. В тиши многое открывается внутреннему взору, и видишь, как собирается вековая Карма и как творит

Пантеон классического периода у майя был весьма обилен и сложен. Первоначально это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов: плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звёзд и планет, смерти, войны и т.д. согласно мифам майя, вселенная, также как и у науа, состояла из 13 небес и 9 подземных миров.

В индейских источниках часто упоминается группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей небес. Эти божества, покровители 13-дневной недели (точные имена которых неизвестны), враждовали с другой группой богов - владык подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти группы воспринимались как единое целое. В центре вселенной, по майя, стоит древо мировое Сейба (корни дерева Сейба находились в подземном мире, ствол - в среднем мире, а верхушка - в небесном или верхнем мире. По поверьям Майя все души умерших людей поднимались или спускались по мировой оси - стволу дерева. На вершине Сейбы сидела божественная птица, символизировавшая небесное царство. По поверьям одного из племен майя считалось, что до начала существования всего живого на земле жил бог в форме дерева, который однажды забеременел потенциальной жизнью. Потом этот бог стал цвести и созревший на нём плод сорвался с него, раскололся на множество мелких кусочков, раскидав по земле всё, что нынче существует. Считалось, что на Сейбе 400 000 сосков, которые питают всё сущее). Дерево пронизывало все слои небес, а по его углам, т.е. сторонам света – было четыре других дерева: красное (восток), белое (север), чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба), они располагались на мировых деревьях и различались по цвету, связанному с той или иной стороной света. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые на севере и т.д. Каждая цветная троица правила годом. Важное значение в пантеоне майя занимал молодой бог кукурузы, изображавшийся в виде юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Среди небесных божеств главным был владыка мира Ицамна, старик с беззубым ртом и морщинистым лицом. Он творец мира, основатель жречества, изобретатель письменности. Большую роль в майяском пантеоне играл бог огня, имевший облик старика с огромным разветвленным носом в виде стилизованного знака огня. В классический период встречаются и антропоморфные его изображения. Из других божеств - бог долин, бог-охотник, бог оленей, боги смерти, боги ягуары и др. Очень чёткий иконографический образ имел бог-носильщик: чёрные лицо и тело, особый глаз, торчащий нос и отвисшая нижняя губа, на лбу у него повязка для ношения грузов и тюков. Из многочисленных женских богинь главную роль играла "красная богиня", изображавшаяся с лапами хищного зверя и змеёй вместо головного убора. Следует назвать также богиню луны, покровительницу ткачества, медицинских знаний и деторождения Иш-Чель. Некоторые божества имели вид животных или птиц. Особой сложностью отличались боги-ягуары, тесно связанные с ольмекской традицией, они имели отношения к охоте, подземному миру, смерти, воинским культам. Чёрный и красный ягуары были связаны с богами дождя и сторонами света. В классический период ягуар, кроме того был, вероятно, родовым богом династий нескольких городов-государств. Одним из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан (Кукулкан). У поздних майя Кукулькан (как и Кетцалькоатль) почитался в качестве бога ветра, бога планеты Венеры и др. Помимо главных божеств, имелось ещё множество местных, а также родовых богов, в число которых включались и обожествлённые предки и герои.

Отдельно надо сказать о представлениях майя о времени. Оно было как бы материальным и существовало в трех различных измерениях. Для человека боги создали время на поверхности земли. Это был обычный годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Данный календарь назывался солнечным или земледельческим. Ход человеческого времени по этому календарю осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Существовал и другой временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с жизнью и деятельностью богов. Год такого цикла длился 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Верховного бога, бога Творца. Все вышеперечисленные времена соприкасались друг с другом одновременно раз в 52 года. Считалось, что во время их пересечения наступают катаклизмы и катастрофы для всего человечества, поэтому жертвоприношения были в эти периоды особенно часты и обильны, чтобы только умиротворить богов и дать им новых и свежих сил для продолжения их жизнедеятельности. По представлениям майя, вселенная уже просуществовала 4 эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа 3114 года до н.э. и должна закончится 23 декабря 2012 года сильнейшим землетрясением. Вся календарная система у майя была настолько сложной насколько и стабильной. В данной системе есть слово, обозначающее 400 летний временной период, и даже можно было определить день на временном участке в 9 млн. лет.

Ах-Пуч – в мифологии майя один из богов смерти. Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили, тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме, Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак, Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны.

Ицамна , Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя одно из главных божеств. Первоначально, в доольмекскую эпоху это божество представлялось в виде каймана или кайманихи, спутника и ипостаси «богини с косами», владыки съедобных улиток и водных растений. Впоследствии Ицамна становится небесным божеством, голова которого образует землю, а туловище небесный свод. Появляются представления о вселенной как о гигантском доме, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху – хвостами; отсюда и собственное имя Ицамна, и ассоциациями со странами света и цветовой символикой. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств; иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилия+птица+ягуар) или антропоморфный – старик. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (И.-Кавиль – олицетворение урожая, И.-Туль – плохих дождей, портящих посевы, И.-Кинич-Ахав – солнца, И.-Каб – земли, И.-Кабуль – творец, создатель мира), жрецы разрабатывают сложные мифологемы, чтобы увязать все эти аспекты одного божества в единое целое. Ицамна становится творцом мира, изобретателем письменности, основателем жречества. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Изображения Ицамна то в виде старика, то в зооморфном облике пронизано всё искусство майя 1-13 вв. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны. Он становится богом – покровителем правителей майяских городов-государств; атрибуты их власти являются символом Ицамны.


Эк-Чуах
(«чёрная звезда») – был богом купечества, покровителем торговцев. Как и всякий торговец, у него за спиной был рюкзак с товарами. Изображался он с толстыми губами, очерченными вокруг неяркой красной краской. Потом он стал покровителем какао и владельцев плантаций какао. В его честь устраивали церемонии в месяце Муан. Связь между купечеством и какао прямая - в то время зёрна какао являлись универсальной валютой (платёжным средством).

Иш-Чель («радуга») – в мифологии майя богиня луны, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. К святилищам Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.

Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») – в мифологии майя одно из главных божеств. Ко времени испанского завоевания в нём слились легенды об историческом лице – предводителе тольтеков (вторгшихся в 10в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кетцалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев. В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты Венеры, основателя нескольких царских династий и крупных городов; в частности считался патроном династии Кокомов в городе Майяпан. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой.

Теель-Кусам («с ногами ласточки») – в мифологии майя оракул. По сведениям испанского хрониста Гомары (16в.), на острове Косумель находилось святилище, где стояла полая глиняная статую Теель-Кусам с ногами в виде лап ласточки. Внутри её скрывался жрец, изрекавший предсказания. Тецкатлипока, Тескатлипока – В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племён науа и майя. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль - бог-воин, в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль ("сердце гор") - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.

Чак («топор»), Чаки – бог дождя и молнии. Первоначально Чак, очевидно, был богом рубки деревьев, очищения участка леса для поля (отсюда его имя), но позднее стал божеством дождя, полей и растущей кукурузы. Обычные атрибуты Чака – топор или пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев). Чак мыслился как в единственном числе так и во множественном (четыре Чаки, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток – красный, север – белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). В народных представлениях упоминается множество Чаков. Аналогично Тлалокам Чак держит воду в тыквенном сосуде или четырёх сосудах, расставленных по углам своего дома. Многочисленные Чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Почитание Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.

Юм-Кааш («владыка лесов») – молодой бог кукурузы, известен также под именем Йум-Виила. Генетически восходит к «толстому богу». Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми, зачёсанными наверх волосами, подобными листьям маиса. Культ его был необычайно популярен.

Шибальба («исчезающее») – в мифологии майя подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной, вероятнее всего, она насчитывала девять слоёв или этажей; вход находился на земной поверхности. В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился миф о путешествии божественных близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они победили её владык и освободили своего отца и дядю.