Технология производства ямочного ремонта асфальтобетонной смесью. Современные методы и средства ямочного ремонта дорожных покрытий

В процессе эксплуатации дорог с твёрдым покрытием они, по истечении определённого срока эксплуатации, начинают выходить из строя под действием целого ряда причин:

  • Влияние погодно-климатических факторов;
  • Интенсивная нагрузка от перемещающихся транспортных средств;
  • Естественное старение и износ;
  • Нарушения технологии строительства;
  • Использование материалов ненадлежащего качества;
  • Несвоевременное выполнение профилактического обслуживания дорожного полотна.

Нормативы

Все виды ремонтных работ, включая ямочный ремонт асфальтового покрытия, ГОСТ и СНиП регламентируют достаточно подробно. Основными нормативами являются:

  • национальный стандарт 50597. Текст настоящего ГОСТ Р Госстандарт РФ утвердил 11.10.93 своим постановлением за № 221;
  • «Методические рекомендации», действующие с 17.03.04, принятые Росавтодором (смотри письмо ОС-28/1270-ис);
  • ВСН 24-88. Минавтодор РФ утвердил упомянутые нормативы 29.06.88.

Варианты технологий

Ямочный ремонт дорог является одним из видов текущего ремонта и осуществляется по разным технологиям с использованием различных материалов и специальной дорожной техники.

Конкретная технология выбирается с учётом:

  • главных задач, которые требуется решить выполнением упомянутых работ:
    • Обеспечение качественного устранения выявленного дефекта. Отремонтированный участок должен отвечать по своим основным параметрам (прочность, плотность, шероховатость и ровность поверхности) аналогичным значениям, присущим основному покрытию;
    • Значительное повышение периода эксплуатации обработанного места;
  • Степенью сложности варианта, по которому будет проводиться ямочный ремонт дорог, с учётом существующих погодных условий;
  • Наличием потребного количества и ассортимента расходных материалов и специальной техники;
  • Обеспечением минимальных сроков выполнения работ;
  • Оценки экономической составляющей.

При возникновении потребности в выполнении ямочного ремонта, он может быть выполнен с использованием одной из вышеназванных технологий.

Подготовительный этап

Независимо от выбранной технологии выполнения ремонта, упомянутые работы начинаются с подготовки участка с выявленным дефектом дорожного покрытия.

Алгоритм следующий:

  • Поверхность места повреждения и прилегающего дорожного покрытия очищается от влаги, грязи и пыли;
  • Участок, на котором планируется провести дорожно-ямочный ремонт, размечается прямыми линиями (вдоль и поперёк продольной оси полотна). При этом на 50 мм с каждой стороны захватывается целое покрытие. Если рядом имеется несколько участков, подлежащих ремонту, их объединяют в один. Выделенная поверхность именуется картой ремонта;
  • На всю глубину повреждения по нанесённой разметке выбирается старое покрытие одним из доступных способов (холодное фрезерование, вырубка, либо вырезка). При этом контролируется, чтобы был вынут материал на всю толщину имеющегося покрытия, а стенки получились строго вертикальными. Технология и последовательность операций, согласно которой должен выполняться ямочный ремонт, ГОСТ регламентирована достаточно подробно;
  • Удаляются куски старого покрытия, образовавшаяся грязь, пыль и накопившаяся вода;
  • Стенки выборки и её дно обрабатываются эмульсией битумсодержащей, либо жидким битумным раствором.

Основной этап

В зависимости от размера повреждённого участка используется различные виды ямочного ремонта, оборудование и инструмент.

  • Если выбоина имеет площадь ≤ 3 м², её контур прорезается ручными нарезчиками, оборудованными алмазными режущими дисками d= (300-400) мм. Вырезанный материал ломается и удаляется отбойным молотком, который работает от переносной гидравлической станции, имеющей собственный двигатель, либо от от гидропривода специальной техники, используемой для проведения ремонта. Молоток может быть пневматическим. В этом случае потребуется компрессор.
  • Если выбоины, той же площади, имеют достаточную длину, при незначительной ширине, ямочный ремонт покрытий выполняется с использованием холодных фрез в любых вариантах (прицепные, самоходные, навесные), которые позволяют за один проход удалять покрытие на глубину до 150 мм при ширине удаляемого участка от 200 мм до 500 мм. Использование данной техники обеспечивает часовую проходку до 300 погонных метров. Если повреждение занимает большую площадь, то используют более производительные фрезы.

Технология ямочного ремонта предусматривает смазку дна и стенок жидким битумом или эмульсией. Она может осуществляться с использованием специализированной техники или переносных устройств (автогудронаторы, битуморазогреватели, ремонтёры дорожные и т.п.).

Затем подготовленный участок заполняется ремонтным составом. В идеале он должен по своему составу и характеристикам полностью соответствовать материалу основного покрытия. Но это крайне трудно осуществить. Поэтому применяют разнообразные асфальтобетонные смеси: горячие среднезернистые и мелкозернистые (типов Г, В, Б).

Смеси «А», прочные жёсткие с крупным зерном и значительным процентным содержанием щебня компании, выполняющие ямочный ремонт покрытий, используют гораздо реже, так как их сложно вносить и разравнивать вручную.

Наиболее востребованной для ямочного ремонта сегодня является смесь с заполнителем из бетона асфальта (АБЗ). Она применяется в разогретом виде.

К месту использования АБЗ поставляется специальной техникой, оборудованной термосными бункерами. Применение термосов диктуется технологическим режимом использования материала. Если заполнитель имеет температуру менее 110°С, работа по его укладке списывается на брак. Чаще всего российскими дорожниками, осуществляющими ямочный ремонт дорог, для упомянутых целей используется американская машина универсального назначения модели ТР-4.

Техника подобной конструкции именуется ремонтёром, так как оборудована всем необходимым для выполнения ямочного ремонта «под ключ» без привлечения дополнительных сил и средств:

  • Ёмкость для хранения и транспортировки битумных смесей;
  • Ёмкость с эмульсией для выполнения подгрунтовки;
  • Бункер для сбора отходов;
  • Виброплита;
  • Гидравлический отбойный молоток и т.п.

В процессе транспортировки нужная температура смеси, использование которой предусматривает технология ямочного ремонта, поддерживается электроподогревателем, либо пропановой горелкой.

Второй, по частоте использования, является специальная техника SSG25 германского производства, принцип работы которого отличается от изделия ТР-4.

Если работы выполняются в холодное время года, либо расстояние, на которое требуется перемещать АБЗ, значительное, дорожниками широко используются иные методы ямочного ремонта, например, рециклинг.

Её суть: вторичный асфальтобетон (крошкой или кусками) разогревается в специальной ёмкости, при постоянном гравитационном перемешивании прямо на месте выполнения работ. АБЗ готовится в рециклерах, специальных ёмкостях на прицепах, или на самоходных шасси. Лучше всего эта техника работает на крошке, являющейся отходами холодного фрезерования. Для повышения качества готового заполнителя, в него добавляют при расплавлении битум, в объёме 2% от загруженного веса вторичного сырья.

Готовый заполнитель подаётся на ремонтируемый участок дискретно, чтобы заполнение шло слоями. Толщина каждого не должна превышать 60 мм.

Ямочный ремонт покрытий, имеющих дефекты незначительной глубины и площади, выполнятся посредством укладки и последующего разравнивания смеси вручную. Если карты большие (S ≥ 20 м²), применяется малый асфальтоукладчик (тротуарный).

Даже самое надёжное устройство покрытия рано или поздно выходит из строя. Асфальт – мягкий материал, имеющий тенденцию к изнашиванию. Верхний слой покрытия так и называют, «слоем износа». Укладку асфальта с заменой бортового камня используют в случае, если количество дефектов полотна превышает 12-15%. При меньшем масштабе разрушений проводят ямочный ремонт асфальта, который обеспечит безопасное и комфортное движение по дороге при невысокой стоимости. Именно заделка ям относится к наиболее распространённому виду текущего асфальтирования. Качество ремонтных работ напрямую зависит от соблюдения технологии и выбора асфальтобетонной смеси.

Цена на ямочный ремонт

п\п Перечень производимых работ Ед. изм. Цена, руб.
1. Выезд на объект, консультация и составление сметы м 2 Бесплатно
2. Ямочный ремонт асфальтового покрытия (мелкозернистый 4-5 см) м 2 620
3. Ямочный ремонт асфальтового покрытия (песчаный 4-5 см) м 2 645
4. Ямочный ремонт асфальтового покрытия (крупнозернистый 4-5 см) м 2 655
5. Нарезка карт асфальта толщиной 5 см алмазным диском. Демонтаж и утилизация м.п. 90
6. Проливка карт битумной эмульсией м 2 35
7. Ремонт трещин дороги м.пог 280

Асфальт – самый популярный материал для создания территорий дорог. Его надёжность и практичность проверена годами. Разнообразие марок позволяет создавать дорожные покрытия в Москве на трассах, междугородных магистралях, дворовых коммуникациях, тротуарах.

Разные методы заделки ям и выбоин на дороге

Технология строительства постоянно совершенствуется, появляются новые добавки в составе асфальтобетонной смеси, которые препятствуют повреждению дорожного полотна и уменьшают стоимость эксплуатации транспортных сетей. Мелкие трещины при резких перепадах температур неизбежно увеличиваются в размерах. Вода, попавшая внутрь дорожных плит, при замерзании расширяется и разрывает структуру покрытия, превращая небольшую выбоину в повреждение, площадь которого измеряется в м2. Поэтому ямочный ремонт дорог – важная работа по сохранению их эксплуатационных качеств, которую мы выполним для вас на самом высоком уровне.

Ямочные работы с горячей асфальтовой смесью

Горячую асфальтобетонную смесь и литой асфальт, приготовленную из песка, щебня, битума и минеральных добавок, применяют для ремонта дорог первой и второй категорий. Разогретую до 150 градусов смесь доставляют на место в специализированных бункерах, вмещающих до 4 м 3 продукта. Остывшую ниже110 градусов смесь считают браком. «Транском» сотрудничает со многими асфальтобетонными заводами, имеет возможность быстро доставить смесь даже к удалённым участкам строящихся дорог. Универсальный горячий метод доступен по цене, но имеет один существенный недостаток. Ремонтные работы можно проводить только в тёплое время года и в сухую погоду.

Подготовительные работы перед ямочным ремонтом асфальта состоят из обычного набора операций:

  • выравнивания
  • очистки
  • подгрунтовки поверхности бетонного основания

Укладка и уплотнение смесей выполняется специалистами на стандартной технике: асфальтоукладчиках и катках. Асфальтная поверхность после прохода техники имеет ровную фактуру без раковин, трещин, разрывов и прочих дефектов.

Холодный ремонт дорог

Холодным асфальтом называют смеси, которые выше традиционных по цене за ед. измерения. В их состав включаются особые добавки, битум. Для каждого компонента предусмотрен специальный температурный режим при изготовлении смеси. Стоимость холодных битумсодержащих композитов компенсируется универсальностью использования. Работы производятся в любое время года, в том числе и при отрицательных температурах. Подготовка заключается в удалении грязи и избыточной влаги из трещины или ямы. Холодный асфальт не нуждается в дополнительном уплотнении. Движение автотранспорта по отремонтированному участку обеспечит необходимую плотность покрытию.

Прочность и водостойкость холодных смесей ниже горячих, поэтому их применяют для ремонта дорог третьей и четвёртой категории. Ямочный ремонт по умеренной цене за м2 с помощью битумных эмульсий актуален при аварийных ремонтах, заделках незначительных дефектов.

Смесь песка, гравия и молотого известняка с достаточно большим количеством природного и нефтяного битума называют литым асфальтом. Масса легко разглаживается вручную благодаря своей подвижности в горячем состоянии.

Жидкая консистенция обеспечивает установку плотного литого слоя, который не нуждается в дополнительном уплотнении. Высокая влагостойкость покрытия позволяет производить заделку выбоин даже во время выпадения осадков. Температура литья - 180-250 градусов. Избыток влаги на основании при такой температуре мгновенно превращается в пар, края покрытия сплавляются в единое целое с заливаемой смесью. Литой асфальт идеален для аварийных работ при отрицательных температурах и во время дождя. Позвоните в «Транском», наши специалисты помогут выбрать наиболее удобный способ асфальтирования для каждого конкретного случая.

Рециклинг и струйно-инъекционные методы

Экономичная современная технология предусматривает переработку асфальтобетонного материала и использование его для ремонта дорожного покрытия прямо на месте, без вывоза материалов. Продукты демонтажа асфальта разогревают и перемешивают в специализированной машине, рециклере. К асфальтовой крошке добавляют битум и сразу используют. Применение этой практичной технологии вместо использования песчаной подушки и мелкозернистого щебня снижает цену м2 в два раза.

Струйно-инъекционная технология предусматривает выполнение всех существующих операций по ремонту одной машиной. Область ремонта подвергают продувке высокоскоростным потоком воздуха, моментальной промывке и нанесении битумной эмульсии. Фрезерование асфальтобетона не проводят. Выбоину заполняют мелким щебнем и битумной эмульсией. Высокоскоростной поток воздуха обеспечивает хорошее уплотнение без вибропрокатки.

Как подготовить дорогу к ямочному ремонту

Главный залог успеха – соблюдение технологических требований и норм, определённых для каждого типа смеси.

  • Выбоины и трещины помечают прямыми линиями вдоль оси дороги и поперёк. Запас не разрушенного слоя должен быть не менее 3-5 см.

  • Удаление покрытия с небольших выбоин с помощью отбойного молотка.Удаление покрытия с узких выбоин, длина которых превышает 3 м2, производится с помощью фрезы.

  • Ямы очищаются от крошек и пыли. Стенки обрабатываются жидким битумом или эмульсией. Жидкости не должно быть слишком много, иначе снизится качество сцепления нового слоя со старым.

Предвзятое отношение к заделке выбоин связано во многом с небрежным отношением к устройству оснований. Качественно выполненные работы на долгие годы избавляют асфальтобетонное покрытие от выбоин, позволяя комфортно передвигаться по отремонтированным дорогам.

Цена ямочного в нашей компании «Транском» демократична и доступна. Заказывайте асфальтирование и ремонт дорог в Москве и Московской области у нас. Не откладывайте в долгий ящик заботы о создании путей сообщения. Стоимость избавления от одной из двух вечных проблем в нашей стране совсем не велика. И цена эта точно меньше убытков, которые несёт народное хозяйство, страдающее от отсутствия хороших дорог.

Нередко на улицах городов можно увидеть дорожную бригаду, которая производит ремонт асфальтного покрытия, путем заделывания ям и выбоин. Подобный ремонт производится в любое время года.

Основные причины повреждения асфальтного полотна

Необходимо производить при частичном разрушении асфальтного покрытия. Причинами его могут быть различные факторы:

  • длительная и интенсивная нагрузка на дорожное полотно (большой ежедневный поток транспорта);
  • состав или структура асфальтного покрытия не соответствует нагрузкам на него;
  • повреждения асфальта от механического воздействия;
  • покрытие повреждено вследствие проведенных ремонтных и восстановительных работ коммунальных служб (замена коммуникаций, ликвидация порывов труб);
  • корни растущих неподалеку зеленых насаждений;
  • разрушение асфальта от регулярного воздействия на него горюче-смазочных материалов.

Частичное «расслоение» асфальтного покрытия может быть спровоцировано нарушенной технологией изготовления состава. Это может быть недостаточное количество битума в смеси или были допущены нарушения при укладке асфальтного полотна.

Производить «дырочно-латочный» ремонт необходимо для того, чтобы покрытие не разрушалось еще больше, что приведет к полной замене асфальтного покрытия целого участка дороги.

Технологический процесс ямочного ремонта

Подобный ремонт довольно простой и состоит из нескольких этапов: разметка участка, вырубка и чистка ямы, асфальтирование выбоин.

Подготовительные работы:

  • Сначала размечают участки повреждения, для этого составляют схематическую карту для ремонта ям. Выделяют прямоугольными фигурами площади поврежденного участка дороги, где нужна замена асфальта.
  • Затем производят вырубку и чистку размеченных прямоугольников на глубину до 15 см при помощи отбойных молотков и резчиков швов. В случаях, если повреждение обширное применяется техника, предназначенная для этих целей.
  • После вырубки проверяется качество укладки покрытия, возможно, главная причина разрушения в некачественно уложенной основе или ее полном отсутствии. Когда основа есть, то просто досыпают щебень и утрамбовывают. В случае отсутствия «подушки» из щебня, выбоину вычищают от грязи и делают основу заново. Перед заделыванием выбоин их края обрабатывают битумом для лучшего скрепления старого слоя асфальта с новым. Если повреждена обширная площадь дороги вырубку и демонтаж производят при помощи экскаватора.

Процесс асфальтирования ям

При небольшой величине выбоины ее заделывают вручную, засыпая асфальтную массу специальными гребками. Утрамбовывают и разравнивают место заделанное асфальтом при помощи ручных катков или виброплит. Большие выбоины заделывают при помощи асфальтоукладчика, утрамбовывают при помощи катка.

Дорожного покрытия на 30-40% больше, чем полное асфальтирование дороги из-за использования ручного труда.

Ровное дорожное покрытие высокого качества, обеспечивающее полноценное сцепление колёс транспортных средств с полотном — залог спокойного и безопасного дорожного движения. Но именно с этим в России дело обстоит не лучшим образом, о чём свидетельствует и небезызвестная пословица. Каковы же истинные причины плохого состояния дорожного покрытия? Попробуем разобраться в данном вопросе с сугубо технической стороны, минуя финансовые и административные аспекты.

Асфальтирование, сколь безупречно бы оно не было произведено, со временем требует локального восстановления отдельных участков. Асфальт — достаточно мягкий материал, имеющий тенденцию изнашиваться. Недаром верхний слой дорожного полотна именуют «слоем износа». Для восстановления этого слоя используются асфальтобетонные смеси, разогретые до высокой температуры. Притом ремонт может осуществляться как глобально (полная замена дорожного покрытия по всей ширине полотна проезжей части), так и локально (локальный ремонт повреждённых участков).

Ямочный ремонт является на данный момент самым популярным видом ремонта дорог. Именно за этот метод автолюбители так часто ругают дорожных рабочих, считая его неэффективным. Однако качество такого ремонта напрямую зависит от соблюдения его технологии, которая, кстати, принципиально не отличается от той, что применяется при дорожном строительстве.

Подготовка — залог успеха

Основным упущением недобросовестных рабочих, год из года латающих одни и те же места, является ремонт лишь верхнего слоя повреждённого участка, в то время как технология ямочного ремонта предполагает восстановление и нижележащего слоя . Для этого сперва необходимо отделить повреждённый участок от неповреждённого покрытия. Гидравлические молоты мини-экскаваторов и мини-погрузчиков, равно как и ручные отбойные молотки, часто применяемые дорожно-ремонтными бригадами, для этих целей подходят плохо. Вырубить необходимый квадрат ровно можно лишь посредством дорожной фрезы. Только при использовании этого инструмента стенки квадрата останутся ровными и будут иметь равную глубину. Наиболее удобными в этом плане являются навесные фрезы, располагаемые на стреле мини-погрузчика или в заднем свесе.

После очистки дефектного сектора от крошек и пыли его дно и кромки обрабатываются разогретым битумом или жидкой битумной эмульсией, и лишь только после этого заливается асфальтобетонная смесь. Также крайне важно не допускать слишком уж больших временных промежутков между этими фазами. В идеале этих промежутков не должно быть в принципе, однако в подобном случае возникает необходимость одновременной работы трёх звеньев, а это сказывается и на стоимости дорожного ремонта. Часто реализовать подобный метод и вовсе не представляется возможным: ямочный ремонт дорог зачастую проходит без перекрытия движения автотранспорта.

Дождь — не помеха

Когда мы наблюдаем, как рабочие осуществляют ремонт дорог в дождь, мы часто укоризненно качаем головой, считая подобные погодные условия неприемлемыми. Однако это не совсем так. Любой человек, мало-мальски сведущий в данной области, скажет, что строительство и ремонт дорог попросту невозможны без воды. Вальцы дорожного катка облепит за один подход, будь они сухими. Единственный существенный вред, который может принести дождь, это охладить асфальтобетонную смесь . Конечно, если поверхности стенок и дна дефектного сектора влажные и при этом они пропитываются битумом, это является грубейшим нарушением, однако ни один здравомыслящий бригадир этого не допустит. Что же касается остывания смеси, то надёжную защиту от неё может обеспечить специальная система обогрева кузова посредством выхлопных газов, а также натянутый на кузов тент. При температуре ниже +10 °С или при сильном ветре целесообразно использовать для доставки асфальтобетонной смеси термос-бункер с автономной системой подогрева.

Процесс укатывания асфальта

Большинство отечественных предприятий, осуществляющих строительство и ремонт дорог, имеют в своём распоряжении катки массой от 8 тонн. Подобная дорожная техника оправдывает себя при полномасштабном дорожном строительстве, однако использовать её для ямочного ремонта не вполне целесообразно по экономическим соображениям. Для уплотнения всего нескольких десятков метров дорожного полотна лучше подходит метод “топтания” , реализуемый за счёт использования ручных вибрационных плит. Ранее в России вместо них широко применялись небольшие тротуарные, а также вибрационные катки, однако за последние 10 лет вибрационные плитки вышли на качественно новый уровень и получили широчайшее распространение в нашей стране.

Особенности выбора виброплит

Производством данной техники занимается достаточно большое количество предприятий, включая российские. Надёжность этих узкоспециализированных агрегатов напрямую зависит от надёжности двигателя . Хорошо зарекомендовали себя устройства с силовыми агрегатами Honda, Robin и Yanmar. Ещё один немаловажный аспект, который следует учитывать, — это мощность устройства . Тяжёлые виброплиты с мощностью удара под 4 тонны могут с лёгкостью разрушить нижележащие слои дорожного покрытия и даже его основание. Для асфальтобетона при ямочном ремонте лучше всего использовать агрегаты массой от 80 до 140 кг с частотой вибрации порядка 90 Гц.

Контроль качества

Процесс полимеризации асфальтобетона проходит при температуре свыше 100 °С и под большим давлением. После того, как смесь уплотнена, вода асфальту абсолютно не страшна. Напротив, восстановленное дорожное покрытие даже рекомендуется поливать водой, чтобы охлаждение произошло как можно быстрее и автотранспорт смог восстановить движение.

Стоит отметить, что даже при неполном соблюдении технологии ямочного ремонта дорог и нарушении ряда правил, асфальтобетонные заплаты держатся не менее двух лет. В случае строгого соблюдения технологии ремонта — не менее пяти лет. В чём же причина столь частых жалоб автолюбителей на вылетающие первой же весной дорожные “пломбы”? Причин тому может быть несколько. Наиболее распространённая — засорение или полное отсутствие водоотвода. Нередко на просторах нашей родины можно наблюдать обочину, находящуюся выше уровня дороги. При таких условиях ни один ремонт не окажется долговечным, пока не будет произведено производство земляных работ и не будет создана надлежащая инфраструктура.

Часто бывает, что дорожные заплаты стоят, однако разрушается окружающее их покрытие, казавшееся на этапе проведения ремонта вполне надёжным. Именно так происходит с дорожным полотном, верхний слой которого разрушен более чем на 40%. Часто случается так, что администрация с целью экономии откладывает полномасштабный ремонт дорог на неопределённый срок, осуществляя лишь частичное восстановление дорожного покрытия.

Битум

После осуществления ямочного ремонта дорог в очерчивании границы дефектного участка вовсе нет необходимости, хотя многие дорожно-ремонтные бригады часто прибегают к данной процедуре. Если стенки участка были должным образом разогреты, а наполняющий его асфальт уплотнён чётко до уровня остальной поверхности, то заливать границы гудроном вовсе ни к чему.

Однако битум играет немаловажную роль в массе других случаев. Распространённая картина: совершенно новая автомобильная дорога, подвергавшаяся эксплуатации всего пару лет; по всей поверхности полотна во все стороны расходятся не слишком глубокие трещины различной длины. Данный тип повреждений — характерный ответ полотна на перепад температур. В случае, если позволяют средства, это показание для полного снятия слоя износа и повторного асфальтирования полотна по всей его ширине. Если же средства не позволяют, то полотно необходимо обработать битумом. Это предотвратит дальнейшее распространение трещин и вместе с тем продлит срок службы автомобильной дороги.

Аварийный ремонт дорог

В холодное время асфальтовое покрытие защищает от деформации низкая температура. С наступлением весны для тех же целей вводится ограничение на движение тяжёлого автотранспорта. Однако от оттепели посреди зимы не застраховано ни одно дорожное полотно, поэтому часто возникает острая необходимость срочного ремонта проблемных участков. К сожалению, в нашей стране до сих пор можно наблюдать, как возникшие в результате оттепели глубокие дефекты дорожного покрытия засыпают крупным щебнем, а то и вовсе забивают красным кирпичом. Спустя пару недель подобную процедуру необходимо повторять снова. Любой специалист в области дорожного строительства скажет, что такой подход к проблеме — пустая трата времени и средств. Для аварийного ремонта давно разработано несколько эффективных методов, позволяющих производить качественное восстановление полотна даже при отрицательных температурах.

Ремонт дорог в холод

По своему составу холодный асфальт отличается от горячей смеси только лишь тем, что при его производстве в него вводится специальная добавка, препятствующая затвердеванию и продлевающая хранение смеси до одного года (при условии, что тара герметична). Таким образом, смесь может быть заготовлена впрок, а сам процесс асфальтирования проблемных участков такой смесью принципиально не отличается от работы с обыкновенным асфальтобетоном.

Мечта автомобилистов

Разумеется, автомобилисты, в силу огромного количества мифов и элементарного несоблюдения технологий ямочного ремонта, недолюбливают подобный метод восстановления дорожного покрытия. Им по душе лишь полная замена верхнего дорожного слоя, даже если через год-два он снова подвергнется разрушению из-за повреждённого основания. Стоит признать, что ямочный ремонт дорог считается малоэффективным незаслуженно. При правильном соблюдении техники такой ремонт может на долгие годы избавить автомобилистов от проблем с выбоинами.

С. Дорохин

Автомобильная дорога, как любое инженерное сооружение‚ рассчитана на определенный срок службы‚ за который она подвергается воздействиям транспорта и погодно-климатических факторов. Наиболее незащищенным элементом дороги является асфальтобетонное покрытие.

Из-за нагрузок и перегрузок материалы дорожного покрытия изнашиваются и стареют. Износ происходит и по другим причинам, например из-за изначального невысокого качества материалов, нетехнологичного выполнения дорожно-строительных операций. Распространенной технологической ошибкой является недостаточное уплотнение дорожного полотна‚ из-за чего со временем образуются неровности‚ деформации, шелушения‚ выкрашивания‚ трещины‚ сколы‚ выбоины‚ ямы.

Практика установила‚ что ежегодно локальный текущий ремонт покрытия требуется для 2...3% общей площади дороги. Когда серьезные повреждения и дефекты достигают 12...15%‚ общепринято ставить на ремонт все 100% этой площади. Систематическое «лечение» дорожного покрытия осуществляют разными методами‚ средствами и материалами‚ что в совокупности определяет качество‚ срок службы и стоимость‚ т. е. эффективность ремонтных работ, главная цель которых – обеспечить на дороге безопасное движение автотранспорта с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В России ремонт дорожных покрытий выполняют чаще всего с наступлением устойчивой теплой, не ниже +5 °С, и сухой погоды, хотя потребность в проведении срочного внепланового или аварийного ремонта возникает практически в любое время года и при любых погодных условиях.

В апрельском номере журнала речь шла о заливке швов как первой, упреждающей дальнейшее разрушение мере. Сегодня мы поговорим об устранении дорожных ям, выбоин и сколов, проще говоря – о ямочном ремонте.

Выбор технологического метода ямочного ремонта должен отвечать определенным требованиям или критериям. Заделка дефекта должна быть высокого качества и соответствовать требуемым показателям плотности‚ прочности‚ ровности и шероховатости основной части покрытия. Отремонтированный участок в результате правильно проведенной работы прослужит долго. Для соблюдения технологического процесса ремонта дорожного покрытия необходимо наличие или доступность требуемых материалов‚ машин и установок. В зависимости от погодных условий выбирают метод ремонта простой или сложный, но в любом случае он должен соответствовать критериям оперативности для своевременного открытия дорожного движения. И, естественно, ремонтные работы должны быть низкозатратными.

В России на большей части дорог с усовершенствованным типом покрытий уложен асфальтобетон (95...96%), поэтому основное количество и наибольшее разнообразие ремонтных материалов‚ машин‚ технологий и новых разработок относится именно к асфальтобетонным покрытиям.

Самым доступным и распространенным методом их ремонта является ямочный ремонт горячей асфальтобетонной смесью, поскольку в распоряжении дорожных служб имеется широкая сеть заводов по производству асфальта и все традиционные исходные материалы (щебень‚ песок‚ минеральный порошок‚ битум), необходимые для приготовления смеси.

При использовании горячей технологии качество заделки дорожного покрытия очень высокое, но этот метод ремонта зависит от погодных условий и точности соблюдения технологии, в том числе жесткого температурного режима. В меньшей степени это влияние сказывается в случае применения холодных битумосодержащих смесей и материалов на основе жидких или разжиженных битумов и битумных эмульсий.

Российские дорожники медленно осваивают альтернативные материалы‚ особенно на основе битумных эмульсий, хотя эта группа технологических методов ремонта популярна во многих странах благодаря простоте и менее строгим правилам и требованиям к погодным условиям‚ высокой экономичности и более длительному сезону для использования такого покрытия.

При выборе между горячей и холодной технологиями ремонта асфальтобетонных покрытий следует обязательно учитывать‚ что прочность и водостойкость холодного асфальтобетона‚ приготовленного на жидком или разжиженном битуме‚ в 2...3 раза ниже‚ чем горячего, и по этой причине его используют в основном при устройстве и ремонте покрытий дорог III...IV категорий. Горячие асфальтобетонные смеси и литой асфальт применяют преимущественно при ремонте дорог I...II категорий.

К третьей группе можно отнести ремонт с применением нетрадиционных и мало распространенных в дорожной отрасли смесей на основе битумных‚ полимерных‚ полимербитумных‚ цементных и других вяжущих специальных материалов. Их используют лишь в особых случаях‚ например при аварийном ремонте‚ заделке дефектов на цементобетонных покрытиях‚ на покрытиях мостов и т. п. Выбор метода ямочного ремонта покрытий автодорог и мостовых сооружений является правом и обязанностью заказчика и подрядчика работ. При этом не следует игнорировать требования‚ рекомендации и результаты новых разработок и практического опыта, в первую очередь при подготовке дефектного места для ремонта. Правильно выполненные подготовительные работы способствуют выполнению ямочного ремонта с высоким качеством‚ а значит, соблюдение требований ГОСТ Р 50597–93 и гарантируют полноценную эксплуатацию дорожного покрытия 3...4 года и более (в некоторых странах гарантию на ямочный ремонт дают на 5 лет).

Подготовка ремонтируемого места покрытия включает в себя несколько операций:

1. разметку границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захватом неразрушенного слоя покрытия на 3...5 см‚ при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;

2. разламывание и удаление обрезанного материала покрытия с помощью отбойного молотка с соответствующим наконечником. Отбойный молоток гидравлического типа массой обычно 16...20 кг подключают либо к специальной малогабаритной переносной гидростанции с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)‚ либо к гидроприводу задействованных в технологическом процессе ремонта самоходной холодной фрезы‚ самоходного виброкатка или другой машины.

В отдельных случаях для такой работы можно применять пневматический отбойный молоток мощностью 0‚8...1‚0 кВт с подключением его к компрессору с расходом воздуха не менее 0‚5 м 3 /мин и давлением не ниже 6...7 атм;

3. подготовку к ремонту узких и длинных выбоин площадью более 2...3 м 2 или трещин с разрушенными краями, для чего целесообразно использовать холодные фрезы, а также вырезку‚ вырубку или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины‚ но не менее толщины слоя покрытия, при этом боковые стенки должны быть вертикальными. Существуют холодные фрезы разных видов: малогабаритные и компактные самоходные, прицепные или навесные‚ срезающие дефектный материал покрытия шириной 200...500 мм на глубину 50...150 мм. Обычно за час непрерывной работы фреза может пройти 2300 м погонной длины. На значительных площадях разрушенного покрытия возможно применение более крупных холодных фрез с большей шириной срезаемого материала (500...1000 мм) и максимальной глубиной до 200...250 мм. Отдельные модели холодных фрез дополнительно оснащены ленточным транспортером‚ подающим срезаемый материал в ковш фронтального погрузчика или кузов транспортного средства‚ что заметно сокращает объем ручных работ;

4. очистку дна и стенок места ремонта от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи и влаги, для чего в основном используют вспомогательные машины типа «пылесос» фирмы Johnston или щеточные;

5. обработку дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии. Обработку или подгрунтовку дна и стенок оконтуренной выбоины‚ очищенной от мелких кусков и пыли‚ тонким слоем жидкого битума или битумной эмульсии (расход битума 0‚3...0‚5 л/м 2) можно выполнять с использованием тех средств‚ которые есть в наличии (битуморазогреватель передвижной‚ битумный котел‚ автогудронатор‚ дорожный ремонтер и т. п.). При этом следует иметь в виду‚ что избыточная смазка битумом‚ как и недостаточная, снижает качество сцепления нового слоя покрытия со старым. Очень эффективны для смазки выбоины малогабаритные установки (5 л.с.)‚ подающие насосом битумную эмульсию в разбрызгивающее сопло ручной удочки со шлангом длиной 3...4 м. Есть и более простые агрегаты и установки с подачей эмульсии из бочки ручной помпой или переносным насосом с ДВС. При малых объемах работ и небольших размерах выбоины подгрунтовку эмульсией можно выполнять из переносных емкостей (10...20 л) с разбрызгиванием сжатым воздухом по принципу пульверизатора.

Как сказано выше, для ремонта лучше использовать горячую асфальтобетонную смесь с АБЗ‚ где ее приготовят с высоким качеством и наименьшими издержками. Доставлять смесь с АБЗ к месту ремонта целесообразно транспортным средством‚ оборудованным специальным термосным бункером‚ сохраняющим смесь в горячем состоянии несколько часов. В некоторых странах (Германии‚ Голландии, Швеции и др.) нормативными документами узаконено обязательное применение теплоизолированных контейнеров (термосных бункеров) на ремонте дорожных покрытий‚ так как укладываемая смесь с температурой ниже 110...120 °С считается браком.

Обычно термоконтейнеры зарубежного производства в зависимости от типоразмера и потребностей вмещают от 2...2‚5 до 8...10 т горячей смеси (объем 1‚5...6 м 3) и сохраняют ее высокую температуру‚ в том числе за счет небольшого подогрева‚ в течение всего рабочего дня. Примером подобного наиболее совершенного отечественного средства доставки горячей смеси с эффективным термосным бункером вместимостью 4 м 3 (хватит для заделки примерно 80...100 выбоин и ям размером около 100х100х5 см) может служить универсальная машина ЭД-105.1.

Машина для ремонта дорог горячей смесью ЭД-105.1 предназначена для механизации ямочного ремонта дорог с покрытием из асфальтобетона и битумоминеральных смесей (ликвидация ямочности, ремонт картами) при температуре окружающей среды не ниже +4 °C и при отсутствии снежного покрова. В состав ремонтного комплекса входят: кабина для обслуживающего персонала, кабина для технологического оборудования, термос-бункер для асфальтобетона, котел битумный, компрессор, оборудование для получения горячей воздушной струи («Хот Дог» – лицензионное производство), виброплита VS-134 (опция), обрезчик кромок CS-146 (опция), краскопульт, пневмодрель, отбойный молоток. Привод гидронасоса и компрессора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Для перемещения материала внутри бункера служат шнеки, приводимые в движение через редуктор. Выдача разогретого битума осуществляется битумным насосом.

Раньше таких специализированных транспортных средств в России не было. Этот ремонтер оснащен всеми необходимыми материалами‚ инструментом и приспособлениями (горячая смесь‚ битум для подгрунтовки‚ гидромолоток‚ виброплита и др.). К сожалению‚ зачастую используемые для перевозки смеси бункера российских пескоразбрасывающих КДМ не могут обеспечить сохранность тепла смеси‚ особенно ранней холодной весной или сырой поздней осенью‚ что значительно снижает качество и сокращает срок службы заделки выбоин.

В тех случаях‚ когда АБЗ не работает (поздняя осень‚ зима и ранняя весна) или если дальность перевозки смеси с АБЗ слишком велика‚ рекомендуется использовать технологию рециклинга – вторичной переработки асфальтобетонного материала в виде кусков‚ лома или продуктов фрезерования (крошка) путем его разогрева и тщательного перемешивания на месте ремонта в специальной прицепной или самоходной машине – рециклере. Перемешивание загружаемых материалов происходит гравитационным способом в цилиндрическом барабане‚ оборудованном лопастями и специальной горелкой. Масса одного замеса (вместимость барабана-мешалки) в зависимости от типа и размеров рециклера составляет от 200 до 1600 кг. Время приготовления одного замеса после загрузки материала и разогрева барабана до требуемой температуры – 10...20 мин.

Наиболее эффективно рециклер работает‚ если в него загружают мелкую асфальтобетонную крошку‚ полученную путем холодного фрезерования. Для улучшения свойств смеси при загрузке крошки или кускового лома рекомендуется добавлять твердый или полутвердый битум в количестве 1...2% по массе. Порционную или полную выгрузку горячей смеси из рециклера производят непосредственно на ремонтируемое место либо в малогабаритную ручную тележку или ковш погрузчика для подачи смеси к месту укладки.

Экономическая эффективность и целесообразность использования технологии рециклинга очень высока. При наличии асфальтобетонной крошки или кускового лома на месте заделки выбоин расходы на ямочный ремонт можно снизить на 50...60% по сравнению с доставкой новой смеси с АБЗ, однако рециклеры в России пока не прижились.

Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных‚ несмотря на то‚ что в некоторых странах Европы и в Америке ее применяют давно и успешно. Суть технологии в том‚ что все необходимые операции выполняют рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа.

Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной ее очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха, промывке и обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операции обрезки‚ разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии можно не проводить.

При заделке выбоины ее заполняют мелким щебнем, смешанным с битумной эмульсией. За счет вовлечения и подачи щебня воздушной струей его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью‚ что обеспечивает хорошее уплотнение‚ практически исключающее необходимость дополнительного использования виброплит и виброкатков. Подобные агрегаты и машины предусматривают выход ремонтера-машиниста из кабины транспортного средства для выполнения ямочного ремонта сзади автомобиля или прицепа.

Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5...10 (15) мм и быстро распадающуюся катионную (для кислых каменных пород‚ например гранита) или анионную (для основных каменных пород‚ например известняка) битумную эмульсию 60%-ной концентрации. Расход эмульсии для подгрунтовки выбоин и обработки щебня в камере смешения машины ориентировочно может составлять 3...5% по массе щебня (по расходу битума – не более 2...3%).

Агрегат можно стационарно монтировать на прицепе или на шасси МАЗ, КамАЗ. Основной машиной для ямочного ремонта методом пневмонабрызга для российских дорожников станет и новая модель ЭД-205М, предлагаемая ЗАО «Коминвест-АКМТ». В состав машины входят:

  • базовое шасси, КамАЗ-55111, МАЗ-533603-240, прицеп;
  • двухсекционный бункер для двух фракций щебня: 5...10 мм – 2,4 м 3 , 10...15 мм – 2,4 м 3 ;
  • подогреваемая и утепленная емкость на 1300 л для эмульсии с контролем уровня эмульсии в баке;
  • емкость для воды на 1000 л;
  • воздуходувка для пневматической подачи щебня высокой производительности (от 13 до 24 м 3 /мин);
  • два шнека для подачи щебня с отсеков бункера в трубопровод с регулируемой скоростью вращения гидромоторов;
  • два диафрагменных насоса для подачи эмульсии и воды с регулируемым давлением;
  • экономичный дизель с воздушным охлаждением мощностью 38 кВт (HATZ или Deutz) с плавным регулированием частоты вращения с пульта оператора;
  • комплект оборудования с газовой горелкой для подогрева эмульсии. По желанию заказчика возможна установка автономной дизельной горелки;
  • компрессор с подачей 510 л/мин и давлением до 12 атм;
  • два регулятора давления с манометрами для воды и эмульсии;
  • стрела облегченной конструкции с пневмоподъемом для выполнения работ в радиусе до 8 м;
  • пульт управления, позволяющий управлять технологическим процессом ремонта дорожного покрытия одному оператору;
  • система круговой циркуляции, предотвращающая застывание эмульсии в трубопроводах при низких температурах;
  • система, позволяющая промывать и продувать трубопроводы от остатков эмульсии, закачивать эмульсию в бак с использованием собственного диафрагменного насоса, промывать водой дно ямы от глины и грязи под давлением до 8 атм, смачивать и промывать щебень перед подачей его в трубо-провод для улучшения адгезии;
  • трубопровод подачи щебня диаметром 75 мм и длиной 4,5 м, износостойкий, семислойный, с двумя нитями металлокорда;
  • съемная форсунка с раздельной подачей воды и эмульсии.

В заключение стоит сказать о нескольких «но», которые можно охарактеризовать как причины второй российской проблемы – плохих дорог. При проведении ремонтных работ в дождь и снег‚ когда трудно или вообще невозможно очистить выбоину от влаги‚ пыли и мусора, нарушается технология, а следовательно, сокращается срок службы отремонтированного участка – он редко превышает пару месяцев.

Следует разделять методы и средства механизации ремонта в зависимости от стадии разрушения и классификации дорог. Надо стараться проводить ремонт на ранних стадиях, когда только появляются трещины. Не следует допускать к ремонту подрядные организации, которые, эксплуатируя дешевую нелегальную и, как следствие, непрофессиональную рабочую силу, проводят ремонт кустарными методами: перевозят горячую асфальтовую смесь самосвалами и КДМ, а распределяют, выравнивают и уплотняют ее вручную лопатами и граблями. Такие заплатки имеют вид «корявой нашлепки» и долго не служат.