Ярославская земля в период монголо-татарского нашествия. Драгоценная кочерыжка "татаро-монгольского нашествия" Захоронения монгольских воинов на руси

Рухнули прогоревшие ворота, и через образовавшийся проем и бреши в стенах, пробитые камнеметными машинами, на пылающие улицы гибнущего города с диким визгом хлынула орда. Засвистели сабли, захрипели кони, которых всадники придерживали, чтобы покончить с защитниками кремля, уже израненными и обожженными. Добивали в упор копьями, метя в глаз, мозжили головы кистенями и палицами, рубили саблями, пока не порешили всех, от мала до велика. Почти не грабили – спешили – и быстрой рысью двинулись дальше, к следующему городу… Лишь месяцы спустя в Ярославль вернулись люди, кто успел схорониться в деревушках, затерянных в лесах. Женщины, старики, дети. Посреди пепелища торчал черный остов некогда белостенного собора Успения Богородицы. И трех десятков лет не прошло, как его построили. Не уберегла Пресвятая… Темный, то ли от сажи, то ли от крови лед сплошной коркой покрывал улицы, потоками таявшего снега стекавшие в Волгу и Которосль во время пожара.

Все случилось так стремительно, что даже летописцы не сумели рассказать о страшном побоище.
Нужно было поторапливаться: первая же оттепель превратит все в жидкое гнилое месиво. Останки сотен родных и соседей, тронутые тленом и истерзанные диким зверьем, стащили в ямы, подклеты сгоревших домов, уже ставшие последним пристанищем для своих хозяев, и даже в колодец. Копать могилы было некогда, да особенно и некому. Тела женщин и детей сложили близ собора, где они искали защиты, бившихся до последнего дружинников – ближе к остову крепостных стен. Вместо санок трупы свозили на плахах – расколотых вдоль бревнах. В те же ямы сбрасывали побитый скот – коров, свиней, овец, даже оленя, сраженного стрелой накануне сечи и не успевшего попасть на стол княжеской дружины. Павших присыпали землей, смешанной с углем и золой. Туда же попали остатки теплой одежды, кожаной обуви, стеклянных, серебряных и бронзовых украшений… В похоронах, наверное, принимал участие и новый юный правитель Ярославля – Василий, сын князя Всеволода Константиновича. Сам князь незадолго до осады отправился на реку Сить – на подмогу великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, своему родному дяде. Там вместе с ним и полег в битве с другим отрядом монголов. Если бы не ушел он туда с частью дружины, может быть, и удержался бы город на стрелке Волги и Которосли... Молчание летописей. Все случилось так стремительно, что даже летописцы не сумели рассказать о страшном побоище. Только упомянули Ярославль вместе с другими 14 городами Суздальской земли (Владимир, Суздаль, Ростов, Городец, Галич и другие), взятых татарами. Так, под 1238 годом Лаврентьевская летопись содержит следующую запись: «Татарове поплениша Володимер и поидоша на великого князя Георгия [Юрий Всеволодович] <…> и идоша к Ростову а ини к Ярославлю». А может быть, некогда было расписывать все в подробностях – спасали монахи бесценные списки? Да и что толку размышлять об одном разгромленном городе, когда их десятки. Лишь в былинах, сказаниях, поговорках навеки сохранилась недобрая память о татарах и их предводителе хане Батые. Не случайно и некоторые слова из чужого языка обрели в русском противоположный смысл: «орда», означающая порядок, стала выражением чего-то неорганизованного, а «сарай» из крупного города превратился в шаткую постройку на задворках. Важные подробности забылись, поросли быльем, как заросли огородами братские могилы в центре Ярославля. Вот и в ученой среде уже можно услышать: «Да не было никакой резни. Пришли монголо-татарские баскаки, чтобы первую на Руси перепись населения провести. Ну, возможно, кому-то бока намяли. Так это все по-дружески, по-соседски». Тем более, что перепись в 1257 году действительно состоялась. Более семи с половиной столетий спустя после Батыева нашествия никто и не думал отыскать в городе, названном в честь славного князя Ярослава и готовящемся встретить свое тысячелетие, никаких свидетельств жестокого разорения, подобного тому, какому, согласно летописям, подверглись Пронск, Рязань, Москва, Владимир, Торжок, Чернигов, Киев. О героической двухмесячной обороне Козельска, его малолетнем князе Василии и посадских жителях летописцы пишут во всех подробностях. Упоминает эту осаду и средневековый персидский историограф Рашид-ад-Дин. И даже в Сокровенном сказании монголов того времени, известном по китайским источникам, есть намек на Козельск, в том рассказе, где великий хан Угедей отчитывает сына Гуюка: «…а при покорении Русских, и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл». (Сама крепость в плане действительно напоминала козлиное копытце.) «Мы и не подозревали в 2004 году, когда приступали к раскопкам в центре Ярославля, что именно здесь можно найти, – говорит начальник Ярославской экспедиции, заместитель директора Института археологии Российской Академии наук (ИА РАН) Ася Энговатова. – События в Ярославле летопись обходит. И считалось, что, возможно, сдали город без боя». Ученые предполагали, что некоторые города могли откупиться. От Рязани – одного из крупнейших центров домонгольской Руси – остались лишь валы да знаменитые клады, сам же город перенесли на новое место. Вщиж, центр кузнечного дела, обеспечивавший часть Киевской Руси орудиями труда, изящными коваными решетками для храмов и оружием, славившимся далеко за пределами русских княжеств, навсегда исчез с лица земли. Та же участь постигла Изяславль. Были города, остались городища да костища. В одном из таких городищ, а именно в селе, которое так и называлось – Городище (ныне Хмельницкая область Украины), в 1950-е годы во время раскопок внутри древнего оборонительного вала в развалинах сожженных жилищ были найдены кости 200 человек с рублеными и колотыми повреждениями. Считается, что это все, что осталось от летописного Изяславля после татаро-монгольского нашествия. Обнаружены массовые захоронения с костяками, счет которых идет на тысячи, в Киеве и Старой Рязани. Все согласно летописям. Но больше всего могил оказалось в Ярославле, о котором летописцы как раз не упоминали, – девять массовых погребений и останки свыше 400 человек обнаружили ученые из Института археологии РАН за пять лет работ в кремле – центре столицы удельного княжества. Сразу же бросилось в глаза общее сходство ярославских могил с другими захоронениями времен Батыева набега в зиму 1238 года. Однако решили проверить и другие версии: ведь подобные костища могли появиться и после мора (эпидемии), и в результате городского пожара (в Ярославле, согласно летописям, однажды погорело сразу 17 церквей) или междоусобицы. Гибель дружины. Некоторые предположения решительно отмела антрополог Александра Бужилова, директор Научно-исследовательского института и музея антропологии Московского государственного университета: «Ни о каком море не может быть и речи. Ярославцы не страдали никакими острыми инфекциями. Выявлены лишь признаки профессиональных заболеваний, таких как посттравматические воспаления костной ткани». Особенно много костей с подобными нарушениями оказалось среди остовов, захороненных ближе к крепостной стене. Вероятно, это были останки дружинников, о чем свидетельствуют зажившие проломы на черепах и костях предплечья и голени, а также типичные для всадников изменения головки бедра. Эти мужчины выделялись плотным сложением и статью. Их рост – под 175 сантиметров – на 5–7 сантиметров превышал средний рост жителя Древней Руси. Видимо, часть дружины была оставлена князем Всеволодом Константиновичем для обороны города и полностью исполнила свой долг. На последствия обычного пожара, нередкого в русских деревянных городах, случившееся тоже похоже не было. Среди сотен останков людей лишь единичные трупы обгорели. Они, как правило, и находились в основании захоронений. Наверное, то были хозяева домов, пытавшиеся укрыться в подклетах среди зерна – сгорели и запасы, и люди.
Из всех предположений о событиях, предшествовавших появлению в Ярославле массовых захоронений, подтверждалось одно – монголо-татарское нашествие.
«После междоусобиц подобные общие захоронения, да еще по прошествии нескольких месяцев, не устраивали, – рассказывает участник раскопок из ИА РАН Наталья Фараджева. – Хоронили сразу и как положено. Здесь же, в Ярославле, люди погребены точно так же, как после татаро-монгольского набега, о чем свидетельствуют летописи». Например, Троицкая летопись приводит следующую картину разоренной и сожженной Москвы, открывшуюся взору Дмитрия Донского, когда он возвратился в город после набега хана Тохтамыша в 1382 году: «…и видиша град взяти и огнем пожжен и церкви разорены…». Этот отрывок интересен и тем, что в нем приводится описание «…людей мертвых множество бесчисленное лежащих…» и указывается определенная сумма, которую великий князь распорядился заплатить тем, кто займется погребением: «…телеса их мертвых трупа хоронити <…> и даваста от 40 мертвец по полтине, а от 80 по рублю, и счетоша того всего дано бысть полтораста рублев». По-видимому, устранять последствия погрома была призвана похоронная команда, труд которой оплачивался из княжеской казны. Таким образом, из всех предположений о событиях, предшествовавших появлению в Ярославле массовых захоронений, подтверждалось одно – монголо-татарское нашествие. Время трагедии. Типологические особенности предметов из захоронений – стеклянных и металлических украшений, деталей одежды и осколков посуды – однозначно указывали на первую половину XIII века, а их набор совпадал с тем, что было найдено в Киеве, Старой Рязани и других городах, пострадавших от рати Батыя и его военачальников. Уточнить дату события помогла дендрохронология – метод датирования предметов, сделанных из древесных стволов, на основе изучения годичных колец на спилах. «Деревья, пошедшие на строительство колодца и подклетов, где находятся захоронения, были срублены не позднее 1229 года, – рассказывает Александр Карпухин из Лаборатории естественнонаучных методов в археологии ИА РАН. – Значит, останки людей не могли попасть туда ранее этой даты». Более того, определение возраста костных останков из всех погребений с помощью радиоуглеродного метода, проведенное Ганной Зайцевой в санкт-петербургском Институте истории материальной культуры РАН, подтвердило: все захоронения были единовременными. А фрагменты меховых, войлочных и шерстяных одежд и головных уборов указывали на то, что побоище случилось именно зимой, как и сообщали летописи. Вероятно, Ярославль был разорен между 7 февраля (день падения Владимира) и 4 марта (битва на Сити), поскольку вскоре после этой даты монгольские отряды соединились под Торжком, упорно сопротивлявшимся врагам. Точку в работе археологов поставил эксперт-криминалист Сергей Никитин, изучавший характер повреждений на останках ярославцев. Исследование показало, что Батыево воинство, как и при взятии Козельска, «изби въся и до отрочате, сосущих млеко...» Остается добавить, что столь подробное описание давних событий стало возможным благодаря материалам сотрудников Ярославской экспедиции ИА РАН – Аси Энговатовой, Натальи Фараджевой и Дмитрия Осипова. Так в истории средневековой Руси была восстановлена еще одна трагическая, но яркая страница.

Илл. 1.
Чтобы разобраться в событиях прошлого нашей страны, понять, было ли "призвание варягов", завоевание Руси ордами с Востока, "предопределившее экономическую отсталость России", следует обращаться к источникам - грамотам, летописям, указам, дипломатической переписке, изобразительным источникам. Так, то, что представляло собой, например, татаро-монгольское иго (ТМИ) видно из грамот - юридических документов, составленных третьей стороной, закрепленных свидетелями, по которым правящее сословие строило жизнь государства.

В Договорной грамоте В. К. Дмитрия Ивановича с К. Владимиром Андреечем, 1362 г., № 7, читаем:
1. "А что наши Ординцы и Деени, а тем знать своя служба, как это было при нашех отцех" [Древняя российская вивлиофика. Т. 1 / Ред. Н. Новиков. Изд. 2. - М. Типографическая компания, 1788. - С. 75-76].
Правовой статус ордынцев понятен: они - наёмные военнослужащие, притом, со стародавних времён, как было "при отцех", т. е. было всегда. Не было никакого завоевания Руси с 2-мя миллионами населения 2-мя туменами конницы ("тумен" - от "тьма"). "При отцех" - при далёких предках, ведь написано не "при отце". Князей воспитывали, опираясь на авторитет Священного Писания. Согласно Писанию, Христос - это "Сын Давидов", т. е. потомок царя Давида. Следовательно, "отцы" - это предки, пращуры.
Не было никакого разорения множества городов Руси "погаными", так как многие из этих городов были уже к 30-м гг. 14 в. по о.х. разорены во время усобиц, о чем можно прочесть в русских летописях.

2. "А ординская тягость и протор дати ти мне, брату своему старейшему, со своего удела по древним свёрсткам"[Там же, - С. 76-77].
"Ординская тягость" - налог на содержание войска, который иногда назывался данью, оброком. Речи не может быть о контрибуции завоевателям, о плате средневековым "рэкетирам". Я допускаю возможность того, что некоторые ордынские военачальники желали бы видеть в налогах на содержание войска контрибуцию, но подобное пресекалось, что видно из событий, вызванных беспредельной гордыней и жадностью Едигея. Ордынские военачальники в грамотах названы князьями, а не ханами...

В Договорной грамота В. К. Василия Дмитриевича с К. Владимиром Андреевичем, 1390 г. , №15 написано:
3. "А переменит Бог Господие Орду, и мне имати дань со своего удела собе... А всядет сын твой на конь, то и мне всести с ним на конь" [Там же, - С. 118-119].
Т. о., были времена, когда у Руси не было на службе регулярного войска, орды, так как страна в орде в какой-то период времени не нуждалась. Иногда приходилось князьям самим собирать дружины и отправляться в поход во главе с великим князем - "садиться на конь".
4. В Договорной грамота В. К. Василия Дмитриевича с князьями, 1402 г., № 17 написано:
"... а ци переменит Бог Татар (если отделится от нас Орда), и та места мне, Великому князю Василию Дмитриевичу. А то что отобрал отец твой. князь Олег Иванович, Татарские и Мордовские места, а та тобе и есть"[Там же, С. 126]. Т. о., "орда" зачастую сама хотела отделиться от князя, которому служила, но, как мы помним, договор составлялся третьей стороной и при свидетелях... Не вызывает удивления замечание о том, что у татар попросту отбирали "места".
События, которые упоминает Н. Карамзин в «Истории государства Российского», также говорят о том, что монголо-татарского ига не было, ведь ещё до Куликовской победы имели место лишь перманентные набеги русских «ушкуйников» на поселения Поволжья и Западной Сибири: «ушкуйники в 1361 году спускаются вниз по Волге в самое гнездо татар, в их столицу Сарайчик, а в 1364-65 годах под предводительством молодого ватмана Александра Обакумовича пробираются за Уральский хребет и разгуливают по реке Оби до самого моря. [См. по: Савельев Е. П. Древняя история казачества. Т.2. - Новочеркасск, 1915. - Репринт: Владикавказ, «Спас», 1991. - С. 199. См. также Скрынников, 1986, С. 82].
В некоторый "граматах" попадались вотчины царей и князей татарских в Московской земле: Кошира, Дмитров.
Ясно, что эти города и земли "татары" - цари, князья, ханы - получали за службу московскому В. К., а затем Царю.
Попалось в нескольких грамотах упоминание ярлыка царского на Димитров, который получил В. К. Московский. Казалось бы, вот оно - доказательство существования страшного ига монгольского! А как получил? Давайте разберёмся.
Примечательно, что не на Москву, которая была вотчиной В. К., но на один из городов подмосковных, который, судя по всему, был "местом" царя татарского, с которого он ПОЛУЧАЛ ДОХОД ЗА СЛУЖБУ, но который, находясь вне города (в Орде, разумеется), НЕ МОГ НЕПОСРЕДСТВЕННО УПРАВЛЯТЬ городом и землёй, и передал ярлык - ДОВЕРЕННОСТЬ на управление городом В. К. Т. о., ЯРЛЫК - ЭТО ДОВЕРЕННОСТЬ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ.
В последующих "граматах" договорных Дмитров уже упоминается как вотчина В. К. Московского, но ещё с упоминанием "от царя".
Во многих грамотах договорных упомянуто право В. К. Московского "дать выход в Орду". Под "Ордой" понимается регулярное войско. Часто речь идёт об отпуске подданных В. К. Московского на службу в Орду (попросту в войска...), о разнарядке на службу, отправке в поход. Т. о., В. К. - правитель в Орде. Можно ли правление В. К. назвать игом?
В грамотах ВЕЗДЕ типовая фраза, которая закрепляла право В. К. Московского "Орду управливать": "А Орды мне знати и управляти - Великому Князю, а тобе Орды не знати" [Древняя российская вивлиофика, Т. 1. Изд. 2-я. - С. 218], "А Орду, Господине, управливати и знати тобе, Великому Князю" [Там же. - С. 224].
Изобразительные источники также свидетельствуют о том, что ордынцы и дружинники князей имели одинаковое вооружение и выглядели одинаково, т. е. были представителями одного народа (см. илл. 1).
Царь орды не был сюзереном для В. К. да и для любого другого князя, а В. К. не был вассалом царю орды: царь обращается к В. К. (см. илл. 2, 3): "Брат мой и Господин Великий князь"[Сказание о Казанском царстве. - С. 34, 40]. Так кто сюзерен? Слово "брат" в те времена употребляли при общении с родственниками, произошедшими от одного предка...

Илл. 2. Читайте текст на Л.40.

Илл. 3. Читайте Л. 34.

Когда В. К. не нуждался в помощи регулярного войска - орды - он не отдавал приказов орде выступить в поход (см. илл. 4 и 5). Князь Едигей, приехавший из орды в Москву, сетует по этому поводу: «Ино то коли добро, как Ты чинишь? Как царь-эмир Котлуй сел на царство, а Ты улусу (стране - авт.) Государь учинился, от тех мест у царя еси (Ты - авт.) в орде не бывал, царя еси в очи не видел и князей его, ни бояр еси своих старейших и молотших, - НИ ИНОГО НИ КОЕГО НЕ ПРИСЫЛЫВАЛ, ни сына, ни брата ни с каким словом. И потом Джанибек ВОСЕМЬ лет царствовал, - и у того еси також не бывал и никого еси ни с которым словом не присылывал; и Джадибеково царство такоже ся минуло. И Булат Салтан сел на царство и уже третий год царствует, - такоже еси сам не бывал, ни сына, ни брата не присылывал, ни старейшего боярина, а ведь над толиким великим улусом старейший еси Великий князь» [Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. (1229 - 1612 гг.) / Ред. Н. Румянцев - М., 1819. - С. 16 ]. Мы видим, что князь Едигей укоряет В. К. за то, что тот забыл о своей Орде, увещевает В. К. ПОЧАЩЕ обращаться за помощью орды, так как ЭТУ ПОМОЩЬ В. К. ПОТОМ ДОЛЖЕН ОПЛАТИТЬ! Едигей - профессиональный вояка - просит ДЕЛА.
Но когда наступали тяжёлые времена, когда Руси необходима была помощь Орды, тогда В. К. ОТДАВАЛ ПРИКАЗЫ Орде выставить войско: «А обиды каковы ти ни будут, или от князей русских, или от Литвы, - и Ты к нам жалобныя грамоты на них шлёшь - лесть - те жалобныя грамоты! - и оборони у нас просишь от них, и покоя (теперь - авт.) в том нам от Тебя нет николи… Мы преж сего улуса Твоего сами своима очима не видали, толко есмя слухом слыхали. А ТВОИ ПРИКАЗЫ И ГРАМОТЫ к нам в орду посылал» [Там же - С. 17]. Мы видим, что В. К. - сюзерен, отдающий, когда необходимо, приказы всей Орде. Однако В. К. знал, что воинам потом нужно будет заплатить, поэтому обращался к орде за помощью редко. Т. о., взаимоотношения между В. К. и Ордой строились по схеме: наёмник - наниматель, так как орда не помогала В. К., если он не давал орде плату за ратный труд. Дело доходило до курьёзов, так как князья из Орды заглядывали в кошелёк В. К. (одного из В. К. так и прозвали - КАЛИТА - авт.), - попросту ВЫКЛЯНЧИВАЛИ У НЕГО ДЕНЬГИ: «А что еси имал в Твоей державе со всего улуса в дву сохъ рубль, и то сребро где ея деваешь?» [Там же - С. 17]. Ордынские посыльные, как водится, объясняли своё поведение тем, что они пекуться, представьте, о благополучии христиан: «Ино бы того зла улусу не учинилося, а Крестьяне бы не погибли до конца» [Там же - С. 17].
Нет ничего удивительного в том, что над представителями орды в столице насмехались: «Послы и гости из орды к вам приездят, и вы послов и гостей на смех подымаете» [Там же - С. 16].

Илл. 4. Грамота князя Едигея к В. К. Василию Дмитриевичу.

Илл. 5. Окончание грамоты.

Уже в 1487 г. вышедшая из повиновения В. К. Казань была взята. Царь Алигам назван "коромольником" и "послан в заточение в Вологду" (Вологодско-Пермские летописи. - М.-Л., 1959. - С. 278. 1487 г. Л 459).
По материалам Г. Воли.

В большинстве учебников истории написано, что в XIII-XV веках Русь страдала от монголо-татарского ига. Однако в последнее время все чаще раздаются голоса тех, кто сомневается, что нашествие вообще имело место? Действительно ли огромные полчища кочевников нахлынули на мирные княжества, порабощая их жителей? Давайте проанализируем исторические факты, многие из которых могут шокировать.

Иго придумали поляки

Сам по себе термин «монголо-татарское иго» придумали польские авторы. Хронист и дипломат Ян Длугош в 1479 году назвал так время существования Золотой Орды. За ним в 1517 году повторил историк Матвей Меховский, работавший в Краковском университете. Данную трактовку взаимоотношений Руси с монгольскими завоевателями быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками.

Причем в ордынских войсках самих по себе татар практически не было. Просто в Европе хорошо знали название этого азиатского народа, и поэтому оно распространилось и на монголов. Между тем Чингисхан попытался истребить все татарское племя, разгромив их армию в 1202 году.

Первая перепись населения Руси

Первую в истории Руси перепись населения провели представители Орды. Они должны были собрать точную информацию о жителях каждого княжества, об их сословной принадлежности. Главной причиной такого интереса к статистике со стороны монголов была необходимость рассчитать размер налогов, которыми облагались подданные.

В 1246 году перепись прошла в Киеве и Чернигове, Рязанское княжество подверглось статистическому анализу в 1257 году, новгородцев пересчитали еще через два года, а население Смоленщины – в 1275 году.

Причем жители Руси подняли народные восстания и прогнали со своей земли так называемых «бесерменов», собиравших дань для ханов Монголии. А вот наместники правителей Золотой Орды, именуемые баскаками, долгое время жили и работали в русских княжествах, отправляя взысканные налоги в Сарай-Бату, а позднее в Сарай-Берке.

Совместные походы

Княжеские дружины и ордынские воины часто совершали совместные военные походы, как против других русичей, так и против жителей Восточной Европы. Так, в период 1258-1287 годов войска монголов и галицких князей регулярно нападали на Польшу, Венгрию и Литву. А в 1277 году русские участвовали в военной кампании монголов на Северном Кавказе, помогая своим союзникам завоевать Аланию.

В 1333 году москвичи штурмовали Новгород, а в следующем году брянская дружина ходила на Смоленск. Каждый раз в этих междоусобных бранях участвовали и ордынские войска. Кроме того, они регулярно помогали великим тверским князьям, считавшимся в те времена главными правителями Руси, усмирять непокорные соседние земли.

Основу орды составляли русские

Арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший город Сарай-Берке в 1334 году, в своем сочинении «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» написал, что в столице Золотой Орды много русских. Причем они составляют основную массу жителей: как работающих, так и вооруженных.

Этот факт упомянул и белоэмигрантский автор Андрей Гордеев в книге «История казаков», которая была издана во Франции в конце 20-х годов ХХ века. По мнению исследователя, большую часть ордынских войск составляли так называемые бродники – этнические славяне, населявшие Приазовье и донские степи. Эти предшественники казаков не желали подчиняться князьям, поэтому перебирались на юг ради вольной жизни. Название данной этносоциальной группы, вероятно, произошло от русского слова «бродить» (скитаться).

Как известно из летописных источников, в битве на Калке 1223 года на стороне монгольских войск сражались бродники, которыми руководил воевода Плоскыня. Возможно, его знание тактики и стратегии княжеских дружин имело большое значение для победы над объединенными русско-половецкими силами.

Кроме того, именно Плоскыня хитростью выманил правителя Киева Мстислава Романовича вместе с двумя турово-пинскими князьями и передал их монголам для казни.

Однако большинство историков полагают, что монголы заставляли русских служить в их армии, т.е. захватчики насильно вооружали представителей порабощенного народа. Хотя это кажется неправдоподобным.

А старший научный сотрудник Института археологии РАН Марина Полубояринова в книге «Русские люди в Золотой Орде» (Москва, 1978 г.) предположила: «Вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска».

Захватчики-европеоиды

Есугэй-багатур, отец Чингисхана, был представителем рода Борджигин монгольского племени кият. По описаниям многих очевидцев, и он сам, и его легендарный сын, были высокими светлокожими людьми с рыжеватыми волосами.

Персидский ученый Рашид-ад-Дин в своем труде «Сборник летописей» (начало XIV в.) написал, что все потомки великого завоевателя были в основном белокурыми и сероглазыми.

Это значит, что элита Золотой Орды принадлежала к европеоидам. Вероятно, и среди других захватчиков преобладали представители данной расы.

Их было немного

Мы привыкли считать, что в XIII веке Русь заполонили несметные полчища монголо-татар. Некоторые историки говорят о 500-тысячном войске. Однако это не так. Ведь даже население современной Монголии едва превышает 3 миллиона человек, а если учесть жесточайший геноцид соплеменников, устроенный Чингисханом на пути к власти, численность его армии не могла быть такой внушительной.

Сложно представить, как прокормить полумиллионное войско, к тому же передвигавшееся на лошадях. Животным просто не хватило бы подножного корма. А ведь каждый монгольский всадник вел с собой как минимум трех скакунов. Теперь представьте себе 1,5-миллионный табун. Кони воинов, едущих в авангарде армии, съели бы и вытоптали все, что только могли. Остальные лошади пали бы от голода.

По самым смелым подсчетам, армия Чингисхана и Батыя никак не могла превышать 30 тысяч всадников. Тогда как численность населения Древней Руси, по оценке историка Георгия Вернадского (1887-1973 гг.), перед началом нашествия составляла около 7,5 миллиона человек.

Бескровные казни

Людей незнатных или неуважаемых монголы, как и большинство народов того времени, казнили, отрубая им головы. Однако если приговоренный пользовался авторитетом, то ему переламывали позвоночник и оставляли медленно умирать.

Монголы были уверены, что кровь – это вместилище души. Пролить ее – значит усложнить загробный путь покойного в иные миры. Бескровную казнь применяли к правителям, политическим и военным деятелям, шаманам.

Поводом для смертного приговора в Золотой Орде могло послужить любое преступление: от дезертирства с поля боя до мелкого воровства.

Тела покойников бросали в степи

Способ захоронения монгола тоже напрямую зависел от его социального статуса. Богатые и влиятельные люди находили покой в специальных погребениях, в которые вместе с телами умерших зарывали ценности, золотые и серебряные украшения, предметы быта. А бедняков и погибших в бою рядовых воинов часто просто оставляли в степи, там где заканчивался их жизненный путь.

В тревожных условиях кочевой жизни, состоящей из регулярных стычек с врагами, сложно было устраивать похоронные обряды. Монголам нередко приходилось быстро двигаться дальше, без промедления.

Считалось, что труп достойного человека быстро съедят животные-падальщики и стервятники. А вот если птицы и звери не притрагивались к телу долгое время, по народным поверьям это означало, что за душой покойного числился тяжкий грех.

Нашествие Батыя. Традиционная версия

В 1234 году «монгольские» армии завершили покорение Северного Китая. В 1235 году на берегах Онона был собран съезда знати, на нём было решено устроить Великий западный поход, дойти «до последнего моря». На востоке границы империи омывались Тихим океаном. Предстояло достичь такой же границы на западе. Военным предводителем похода был назначен внук Чингисхана – Бату. С ним было отправлено несколько ханов, имевших свои собственные военные корпуса.

Вопрос с численностью армии стоит до настоящего времени – различные исследователи называют цифры от 30 до 500 тыс. воинов. Видимо, правы те, кто считает, что в армии было собственно «монголо-татарское» ядро в 30-50 тыс. воинов, а также значительное число менее боеспособных ополченцев из вассальных, подвластных племен «улуса Джучи». Значительную их часть составляли представители тюркских племен, туркменов, каракалпаков, кипчаков, были также таджики, воины сибирских народностей. Было и значительное число разбойников, авантюристов, волонтёров» всех мастей, что стекаются к удачливым завоевателям. Среди них были даже рыцари-тамплиеры (что является весьма интересной линией).

В 1236 году лавина опрокинула барьер из башкиров и манси, которые уже 13 лет вели пограничную войну с вражескими отрядами. Часть их разбитых отрядов также была включена в войско Батыя. Затем волна докатилась да Волжской Болгарии. Болгары-булгары разбили корпус Джэбэ и Субэдэя, после битвы на реке Калка. Теперь этот «долг» был оплачен с процентами. У болгар было много богатых торговых городов и городков, который оказали упорное сопротивление, но один за другим были разрушены. Была захвачена и столица государства – Великий Болгар (Биляр). Уцелевшие болгары бежали в леса, появились и в Нижнем Новгороде, Ростове и Владимире.

Великий князь владимирский Юрий II знал, что у «монголов» были весомые причины для вражды с болгарами. А с Владимирской Русью они не сталкивались, никаких видимых поводов для вражды не было. Заступаться за чужую, да ещё и часто враждебную страну, смысла не было. Мстислав Удалов уже заступался за половецких друзей, кончилось это весьма плохо. Понятно, что погром соседнего государства был тревожным сигналом. Но Русь давно имела дело со «степью». Обычно все обходилось набегами на пограничные области, а затем устанавливались более или менее стабильные отношения, включающие в себя торговлю, династические браки, побратимство князей со степными вождями.

Империя Чингисхана на момент его смерти.

Первоначально казалось, что так оно и будет. Разгромив Волжскую Болгарию, армия Батыя отошла южнее, её часть схватилась с половцами. Надо сказать, что упорная война с половцами будет продолжаться несколько лет, до их полного поражения. Затем часть половцев уйдёт в Европу, в Закавказье и Малую Азию. Большая же часть половцев будет подчинена и составит основной массив населения Золотой Орды. От болгар, купцов, попавшихся русских Батый собрал информацию о русских княжествах, городах, дорогах. Лучшим временем для удара сочли зиму, когда можно будет по примеру русских, передвигаться по руслам замерзших рек.

Разорение Рязанской земли

У русских князей к этому моменту с разведкой обстояло весьма худо. Давно ушли в прошлое времена, когда в степи стояли «заставы богатырские». Так, в Рязани узнали о приближении вражеской армии от самих «татарских» послов – двоих ханских чиновников и некой «жены-чародейки». Послы спокойно сообщили требования Батыя – выразить свою покорность хану, и начать платить «десятину», которая включала не только десятую часть богатства, скота, лошадей, но и людей – воинов, рабов. Рязанские князья естественно отказались: «Когда нас никого не будет в живых, тогда всё ваше будет». Гордо, но вряд ли разумно. Если бы разведка была поставлена хорошо, князья уже должны были знать о судьбе соседей. Десятина, которую привычно платили церкви, или разорение всей земли, разрушение городов и тысячи погибших и угнанных для продажи в рабство, собственная гибель. Что лучше?

Сил противостоять армии Батыя у рязанских владык не было. «Татарских» послов не тронули, пропустили дальше, во Владимир. Рязанцы стали искать помощи. Рязанский князь Ингварь Ингваревич вместе с боярином Евпатием Коловратом поехал за помощью в Чернигов. Князь коломенский Роман Ингваревич поехал просить войска во Владимир. Однако владимирский князь в это время просто не мог выделить существенные силы на помощь Рязани – его отборные полки ушли с Ярославом в 1236 году на Днепр и воевали с черниговцами за Галич. В то же время Юрий, видимо, считал, что выгоднее отсидеться за стенами городов и крепостей. Противник разорит окрестности, может, возьмёт один-два городка, поосаждает мощные русские города и отхлынет в степь.

Великий рязанский князь Юрий Игоревич стал формировать рать. Рязанцы имели большой опыт борьбы с половцами, и считали, что «татары» такие степняки. Поэтому решили вывести дружины навстречу врагу и дать бой. Степняки обычно не выдерживали удары прекрасно вооружённых и обученных дружин. Выступили с дружинами Юрий Рязанский, его сын Фёдор Юрьевич, Олег Ингваревич Красный, Роман Ингваревич, полки муромских князей. Юрий попытался снова вступить в переговоры с противником и отправил посольство с сыном Фёдором. Однако Батый рассудил, что время для разговоров кончилось. Фёдора убили. На пограничной реке Воронеж состоялась яростная битва. Одни княжеские дружины рубились до последнего, другие, видя, что более многочисленное, войско врага их окружает, попытались отступить. Олег Ингваревич попал в плен и был отпущен только в 1252 году. Муромские князья Юрий Давыдович и Олег Юрьевич погибли. После этой битвы «татары» довольно легко захватили города Рязанской земли, оставшиеся без защитников – Пронск, Белгород, Ижеславец, Воронеж, Дедославль.

Юрий Рязанский с остатками дружины смог пробиться и прискакал в свой город, организовав оборону. Роман Ингваревич отвёл своих воинов на север на соединение с владимирским войском. Однако стены даже мощных крепостей, не были препятствием для «монголо-татар». Пленные и вспомогательные войска вели инженерные работы, возводя частокол для пресечения вылазок, засыпая ров, готовя осадные машины, стенобитные орудия. В армии был контингент инженеров для осадных работ. Первоначально на приступ шли вспомогательные войска, которые было не жалко, булгары, башкиры, туркмены и пр. Их гибель не считалась большой потерей. Большая численность армии, позволяла устраивать один приступ за другим, а ряды защитников постоянно таили, и им не было замены. На шестой день осады, 21 декабря 1237 года Рязань пала. Князь Юрий пал в бою. От Рязани армия Батыя по льду Оки двинулась к Коломне.

Тем временем в Чернигове рязанскому князю Ингварю также не дали помощи – черниговцы в это время воевали с полками Ярослава Всеволодовича за Киев и Галич. Князь выехал обратно. Впереди был боярин Евпатий Коловрат. Картина полностью разрушенной и опустошённой Рязани разъярила его, и он с небольшой дружиной рязанцев и добровольцев-черниговцев бросился догонять вражескую армию. По пути его отряд пополнился местными жителями. Евпатий настигнул противника в Суздальской земле и внезапным ударом уничтожил ряд тыловых отрядов: «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Удивленный неожиданным ударом Батый послал против Евпатия Неистового отборный отряд во главе с богатырем Хостоврулом. Однако и этот отряд был уничтожен, а Хостоврул был сражен рукой Евпатия Коловрата. Русские воины продолжали свои удары и рязанский витязь «многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Согласно преданию, посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - «Что вы хотите?» И получил ответ - «Умереть!». Батый был вынужден отправить основные силы облавной дугой, и только тогда русская дружина была окружена. Русские богатыри дрались настолько яростно, истребляя лучшие сотни Батыя, что согласно легенде, «татарам» пришлось применить камнемёты. Батый ценил сильных противников и уважая отчаянную смелость и воинское умение Евпатия Коловрата, оставил в живых последних защитников тела богатыря и разрешил им похоронить его.

Битва у Коломны. Разорение Владимирской земли

В это время Юрий II смог собрать кое-какие силы и поставив во главе них своего сына Всеволода с воеводой Еремеем Глебовичем, отправил на помощь рязанцам. Однако они опоздали, возле Коломны их встретила только дружина князя Романа Ингваревича. Оба князя были молодыми и храбрыми, в русских традициях была атака, а не оборона за стенами города. Поэтому князья Всеволод, Роман с воеводой Еремеем Глебовичем вывели войска в пойму Москвы-реки на речной лёд и 1 января 1238 года ударили по вражескому авангарду.

Русские тяжёлые дружины прорвали фронт противника, в бою пало немало знатных «татар», включая младшего сына Чингисхана Кюлькана. Сражение было упорным и длилось три дня. Батый подтянул основные силы, русские полки были вынуждены отойти к стенам города и в саму крепость. Князь Роман и воевода Еремей сложили свои головы в битве. Всеволод с малой дружиной смог прорваться из окружения и отступил во Владимир.

За Коломной наступила очередь Москвы, её защищал младший сын владимирского князя Юрия Владимир и воевода Филипп Нянка. 20 января 1238 года после 5-дневной осады, крепость пала. По Яузе и Клязьме войско Батыя двинулось к столице великого княжества. Великий князь Юрий II оказался в сложном положении. Все наличные силы он послал со Всеволодом к рязанцам, для сбора нового ополчения нужно было время, которого не было. Гонцы к новгородцам, и в Киев к брату Ярославу, были отправлены. Но Новгород и Киев далеко, а неприятельские полки двигались стремительно. В результате он оставил сыновей Всеволода и Мстислава защищать стольный град, а сам отправился на Верхнюю Волгу собирать полки. В целом план был неглупым. Такой маневр мог принести успех, если бы Владимир выдержал долговременную осаду. В это время великий князь мог собрать в кулак дружинников, ополченцев из городов и погостов, получить подкрепления. Возникла бы серьёзная угроза тылам армии Батыя, чтобы вынуждало его снять осаду. Однако для этого надо было, чтобы Владимир держался.

2 февраля у Владимира появились «татарские» отряды, показали горожанам пленённого в Москве княжича Владимира. На штурм сразу не пошли, обнесли город тыном. В городе царили разброд и отчаяние. Всеволод и Мстислав, то хотели выйти за стены и погибнуть «с честью», особенно они рвались в бой, когда на глазах у матери и братьев был убит Владимир Юрьевич, то просили епископа Митрофана, чтобы их с женами и боярами постригли в схиму. Воевода Пётр Ослядюкович их отговаривал от вылазки, предлагал обороняться со стен. В целом единой твердой руки, которая бы смогла сорганизовать множество людей, набившихся в город, не оказалось. Кто-то шел на стены, готовясь биться до последнего, другие лишь молились и ждали конца.

«Монгольское» командование, поняв, что здесь жестокой битвы, как у стен Коломны ждать не стоит, успокоилось. Батый даже отправил часть армии брать Суздаль, чтобы пополнить запасы. Суздаль пал быстро, оттуда пригнали большой полон. Владимир брали по такому же распорядку, что и Рязань. Сначала построили вокруг города тын, затем собрали осадные машины, на шестой день начался общий штурм. Всеволод и Мстислав с личными дружинами попытались прорваться, но кольцо было плотным, все погибли (по другим, данным, пытались вести переговоры и были убиты в ставке Батыя). 7 февраля «татары» ворвались в город и зажгли его. Владимир пал, вся семья великого князя погибла. По другому источнику, противник прорвался только через первую линию обороны, в самом городе бои шли до 10 февраля.

После падения Владимира Батый утвердился в мысли, что сопротивление сломлено. Армия была разделена, так было легче прокормить воинов и коней. Один корпус пошёл по Волге на Городец, Галич, второй выступил на Переяславль, третий на Ростов. Всего в феврале было занято 14 городов. Практически все они были взяты без боя. Народ разбегался по лесам. Сопротивление оказал только Переяславль-Залесский. Кроме того, две недели дрались жители Торжка, его жители до последнего ждали помощи из Великого Новгорода. Горожане отбивали приступы, делали вылазки. Но новгородцы, которые ещё недавно объявляли за Торжок войны владимирскому князю, теперь повели себя иначе. Собрали вече. Обсудили ситуацию, поспорили и решили – воинов не посылать, готовить к обороне сам Новгород. К тому же, ещё вопрос, дойдёт ли противник до Великого Новгорода. 5 марта 1238 года героический Торжок пал.

За день до его падения, 4 марта в битве на реке Сить были уничтожены войска Юрия Всеволодовича. Он устроил лагерь в приволжских лесах на р. Сить (северо-запад Ярославской области). На его призыв пришёл брат Святослав Всеволодович из Юрьева-Польского, ярославский князь Всеволод Константинович, племянники Василько и Владимир Константиновичи, владыки Ростова и Углича. Корпус Бурундая смог внезапным ударом разгромить русское войско. Юрий Всеволодович и Всеволод Константинович пали в бою, Василько был взят в плен и казнён. Святослав и Владимир смогли уйти.

Надо отметить весьма интересный факт. Действия Батыя явно противоречат мифу о «татаро-монгольском» нашествии. Нам со школьной скамьи внушали, любят об этом сочными красками показать и художественных произведения, вроде популярных работ В. Яна, что жестокие «монголы» огнём и мечом прошлись по Руси, всё уничтожая на своём пути. Всех русских, которых не убили, естественно обращали в рабство, а затем продали. Все русские города разрушили и сожгли. Этакие эсэсовцы и зондеркоманды образца 13 столетия. Однако если внимательнее присмотреться к нашествию. То можно обратить внимание на то, что многие города уцелели. В частности, богатые и многолюдные Ростов, Ярославль, Углич и другие города вступили в переговоры с «монголами». В переговоры с теми, кто якобы всё уничтожал на своём пути! Выплатили требуемую дань, дали продовольствие, фураж, лошадей, людей в обозы, и уцелели. Весьма интересная ситуация бы вышла, если бы рязанские князья и Юрий Всеволодович вели себя менее гордо.

Ещё один факт о тотальном «терроре» со стороны «татаро-монгольских войск» - во время движения назад (армия Батыя повернула назад, не дойдя до Новгорода 100 верст), воины хана наткнулись на «злой город» - Козельск. Батый во время осады Козельска запретил разорять окрестные селения, наоборот был к простому народу милостив, получая провиант и фураж. Кстати, осада Козельска, да и Торжка также являются весьма интересными фактами, которые нарушают «стройную» картину всемогущих, всё сметающих на своём пути «монгольских» полчищ. Столицы великих княжеств – Рязань и Владимир взяли за несколько дней, а маленькие городки, фактически села имеющие оборонительные укрепления, дрались неделями.

Весьма занимательно и поведение остальных князей в это грозное время. Казалось, что в такое время – вторжение неведомых «татар», всё сметающих на своём пути, они должны забыть былые свары, объединить силы, активно готовиться к битве с захватчиками. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой?» Да нет же! Все вели себя так, как будто события в Северо-Восточной Руси их не касаются. Реакция была такая, как на обычные княжеские усобицы, а не вторжение неведомого врага.

Мало того, что не было никакой реакции на вторжение армии Батыя. Русские князья в это время продолжали увлечённо сражаться с друг другом! Выходит «татарское» нашествие не было для них событием, выходящим за рамки традиционной для региона политики?! Михаил Черниговский по-прежнему прочно сидел в Галиче. Чтобы выдержать натиск Ярослава, он заключил союз с венгерским королем Белой IV. Помолвил сына Ростислава с дочерью венгерского монарха. Даниил, который собственно и втравил Юрия II и Ярослава в войну с черниговским князем, оказался союзником легкомысленным и ненадёжным. Когда он понял, что владимирские полки не напугали черниговского князя Михаила и не вынудили его уступить Галич, Даниил вступил переговоры с противником. Волынский князь согласился на сепаратный мир, получив за это Перемышль. Теперь Михаил Черниговский мог сосредоточить все силы для того, чтобы отбить Киев и Чернигов. В Галиче он оставил Ростислава.

Ярослав Всеволодович готовился встретить войска черниговского владыки. Однако тут пришли тяжёлые и путаные известия, что «татары» крушат города Владимирской Руси. Сообщения были грозными и неясными, способные ошеломить кого угодно. Могучая и многолюдная Владимирская Русь рухнула буквально за месяц. Ярослав созвал полки и двинулся на родину. Михаил Черниговский торжествуя занял Киев. Принял титул великого князя киевского. Чернигов он передал двоюродному брату Мстиславу Глебовичу. Его сын Ростислав тут же наплевал на договор с Даниилом и захватил у него Перемышль. Но ссора с Даниилом была весьма опрометчивым шагом. Когда Ростислав пошёл походом на литовские племена, Даниил внезапно появился у Галича. Простой народ, несмотря на сопротивление бояр, тут же признал его своим князем и открыл ворота. Знати ничего не оставалось, как идти к князю на поклон. Он на радостях снова простил изменников. Ростислав же помчался просить помощи в Венгрии.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Где погребения монголов, Зин?


Не хотела я обращаться к этой теме, но наши альтернативщики непременно требуют продемонстрировать им погребения монголов на территории Руси. Думаю, что этот материал поможет понять одну из сторон жизни монголов времён Монгольской империи.


Сначала из википедии (перевод текстов сегодня полностью с гуглем и не причёсанный



Небесное захоронение (тибетский: བྱ་ གཏོར་, Wylie: bya gtor, lit. «разбросанный птицей» ) - это похоронная практика, в которой человеческий труп помещается на вершину горы, чтобы разлагаться при воздействии элементов или быть съеденный очищающими животными, особенно птицами падалью. Это особый тип общей практики выживания. Это практикуется в китайских провинциях и автономных районах Тибета, Цинхай, Сычуань и Внутренняя Монголия, а также в Монголии, Бутане и некоторых частях Индии, таких как Сикким и Занскар. Места подготовки и погребения неба понимаются в буддийских традициях Ваджраяны как угольные угодья. Сопоставимые практики являются частью зороастрийских погребений, где умершие подвергаются воздействию элементов и хищных птиц на каменных структурах, называемых Дахмой . Немногие такие места продолжают функционировать сегодня из-за религиозной маргинализации, урбанизации и уничтожения популяций стервятников .


Думаю, что многие знают и про башни молчания...


Абхазы и адыги тоже практиковали такой способ захоронения:


" Статья посвящена анализу одного из наиболее ярких обрядов абхазо-адыгского язычества культа «воздушного» погребения. На основе исторических документов, архивных источников и переводной литературы «воздушное» погребение представлено как явление, характерное для культуры абхазов и адыгов в рамках обозримой исторической эпохи вплоть до середины XIX века. Культурологический подход, выбранный исследователем, позволил выявить типологию обряда «воздушного» погребения, определить его стабильные и мобильные, общие и локальные элементы." Отсюда


Итак, как хоронили своих мёртвых монголы:


Подземное захоронение монголов под открытым небом


от Хейке Мишель


После революции 1921 года монголы начали менять свои погребальные обряды.


Атеисты, такие как Суксбаатар и другие представители Коммунистической партии, ученые и «герои» нового поколения были похоронены на кладбище по имени алтан ölgiï (золотая колыбель) в северо-восточной части Улан-Батора.


После революции, особенно в 30-х годах, началась сильная кампания против традиционных верований и суеверий. Я не мог найти декрет, закон или что-либо подобное, что запрещало традиционное так называемое «под открытым небом» захоронение, но оно не было разрешено. Только очень старые люди, в основном в сельской местности, были тайно похоронены традиционным способом до конца 60-х годов.


Шаг за шагом были внедрены европейские практики похорон, процесс, ускоренный советским влиянием. Один из последствий изменения социализма был действительно серьезным вторжением в кочевую жизнь. Устоявшаяся форма существования стала все более и более важной, и в степи были установлены относительно большие города. Это одна из основных причин, по которой многие кочевые традиции были потеряны, в том числе и жертвенное захоронение под открытым небом, о котором я сейчас расскажу более подробно.


Захоронение под открытым небом или захоронение «отбрасывания» - очень древний обычай среди кочевников Азии; он уже использовался, за несколько столетий до нашей эры. Это то, что мы знаем от Цицерона и других старых писателей . Это цитата из книги Хеннинга Хаслунда «Монгольское путешествие».


Помимо погребения под открытым небом в Монголии существовали другие похороны, такие как кремация, бальзамирование и «захоронение воды», еще одна форма погребения под открытым небом.


Выбор одной из этих похоронных процедур зависит главным образом от социального положения, причины смерти и географического положения.


В основном были забальзамированы люди, известные как «Реинкарнации Будды» и другие высокопоставленные лица ламаистической церкви. Такие тела обычно были похоронены в гробах в сидячем положении, как будто в молитве.


Дворяне также были погребены в гробах, но в отличие от ламаистских сановников эти гробы были погребены с дополнениями, такими как оружие, лошади, еда и другие вещи, которые должны были помочь им в следующем мире - в королевстве Эрлик-Ханс. Эрлик-хан - бог смерти. Расположение гробницы дворянина хранилось в секрете, чтобы обеспечить спокойствие.


Когда люди умирали от инфекционных заболеваний, их кремировали, чтобы уменьшить опасность эпидемии.


Иногда трупы Ламы также кремировали, чтобы позволить их духу подняться прямо на небеса без какого-либо осквернения духа. Это связано с тем, что монгольские люди считают, что огонь очищает все.


Монголы имеют разные обычаи, чтобы похоронить детей в возрасте до 3 лет, потому что их души считались невиновными и чистыми.


Интересно также, как они касались тел казненных людей.


Но сегодня это не тема моей газеты. Я хочу рассказать вам больше о «изгоняющем» или «жертвенном захоронении под открытым небом».


Нелегко перевести монгольскую терминологию на английский язык, потому что у нас нет ни обычаев, ни подходящего выражения для нее в Европе. На монгольском языке существует много разных обозначений, например, например, «ilä orusiGulxu» во Внутренней Монголии и «sul"a orusiGulxu» во Внешней Монголии. Согласно европейскому пониманию «похоронить» означает поместить тело в землю, но это не то, что сделали монголы, и то, что описывают монгольские термины. Например:


«Ilä» или «sul"a» могут означать открытый, свободный, незанятый или видимый.


«Ködägäläkü», другое выражение для той же процедуры означает «сдавать труп в степи» .


Нужно сказать, что монгольские погребальные обряды были под влиянием кровавых шаманских жертвоприношений, таких как убийства лошадей, животных и даже людей, прежде чем положить их в могилы дворян.



В XVI веке, когда Алтан-хан (1543-83) установил ламаизм в Монголии как официальную государственную религию, было принято следующее решение (так называемое Ärdäniïn Tobci):


«Бывшее монгольское государство допускало убийство вдов, крепостных, слуг, лошадей и других животных. Теперь вы должны дать таких животных нуждающимся людям.


Не прекращайте жизнь других живых существ, когда кто-то умирает. Если человек продолжает убивать людей, как прежде, он должен лишиться собственной жизни.


Если человек продолжает убивать лошадей и других животных, все его имущество должно быть конфисковано ».


Как писал А. Саркози, «именно эти ламы руководили этими церемониями, и без них такая церемония была невообразимой» . Определение того, сколько лам было призвано направлять захоронение, зависит от социального положения. Другими словами, чем богаче семья, тем больше лам она могла себе позволить. Первое, что должен был сделать ламе, - это утвердить подходящий день и время для захоронения. Такие дни обычно были в понедельник, среду и пятницу. Он также должен был утвердить направление, в котором похоронная процессия должна покинуть юрту и с какого направления она должна вернуться после осаждения трупа в степи. Ламы взяли эту информацию из специальной книги под названием «Алтан увидел».


Монголы считали, что душа умершего может вернуться. Таким образом, у лам были следующие задачи: молиться, направлять дух на небеса и предлагать пищу (белые или молочные блюда и мясо), кадить на огне и делать другие вещи, чтобы защитить оставшуюся семью от несчастий и болезней, дух или другие злые духи могут причинить семье.


Некоторые монголы помещали голубые камни в одно или два места на кровать, в которой кто-то умер и оставил их там три дня, чтобы не дать злым духам преследовать кровать.


После смерти лицо трупа было покрыто белым хадаком, который является «длинным куском шелка или другой ткани, специально сделанной... в ознаменование специального события» .


Монгольская пословица по этому обычаю «в жизни покрывает ваши личные части, в смерти ваше лицо» (amidaa nuucaa, öwäl nüürää) .


На него не разрешалось смотреть и не открывать лицо трупа, и ему не разрешалось трогать труп, особенно лицо трупа. Если глаза или рот не были закрыты, только закрытому родственнику или ламе было разрешено закрыть их.


Согласно очень старой традиции, труп нужно было раздеть, чтобы он напоминал состояние рождения. Единственным человеком, которому разрешили прикоснуться к трупу и подготовить его к похоронам, был «jasu bari cu», «гробовщик», один из детей мужского пола умершего или родственник мужского пола, который родился под тем же знаком 12 -летний цикл. «Он должен был одеть свою шляпу назад и сложить шляпу, воротник и рукава внутрь, шов его декана должен был быть заправлен на его поясе. Для других людей было так же грешно носить одежду, как это» .


Сначала этот человек, так называемый «гробовщик», должен был пробежать рукой по плечевому лезвию, чтобы другие мужчины не смогли ему помочь. Для женщин было запрещено помогать в этой работе или участвовать в церемонии захоронения.


Мужские трупы были размещены на правой стороне юрты, которая обычно является женской стороной, с правыми руками под их головами. Женские трупы были помещены на левой стороне юрты, с мужской стороны, с левыми руками под их головами.


Монголии считают, что в следующем мире все обращено вспять, и именно поэтому они размещают трупы на стороне юрты, соответствующей противоположному полу.


За несколько дней до того, как «изгонял» мертвое тело, семья погибших сожгла фимиам и масляные лампы и наблюдала за трупом. Более подробная информация об этих днях, о том, что происходило и что делали ламы, можно найти в статьях, например, Познеева, Хайсига, Хаслунда, Саркози, Бартольда и других.


В дни перед тем, как положить труп в степь, все собаки в соседних садах должны были «завязаться, чтобы не допустить их падения на тело до нужного времени» .


Когда настало подходящее время, труп обычно помещали на тележку (tärgä), вытащенную лошадью или коровой. Затем покойники из семьи следовали за повозкой на захоронение клана или семьи, которое было необитаемой территорией отдельно от районов, используемых кочевниками. Эти места были священными и посещались только на похороны.


В других районах, особенно в Южной Монголии, труп был помещен на спину лошади и, дойдя до места похорон, лошади заставили скакать до тех пор, пока труп не был сброшен.


Некоторые камни были поставлены рядом с головой, чтобы позже узнать место захоронения. Затем был сделан огонь, чтобы пожертвовать избранными кусками мяса (ягненка) и белыми блюдами (cagaan idää).


Внесение труп в степь предназначалось для жертвоприношения его хищным животным. Согласно монголам, это последний добродетельный поступок, который может выполнять человек. Эта идея намного старше ламаизма и демонстрирует действительно сильный шаманский элемент духовной мысли.


Когда животные, такие как стервятники и дикие собаки, ели тело, они не ели других животных, которые могли жить немного дольше. Когда животные очень быстро съели труп, это означало, что душа была невиновной и чистой и достигла небес, откуда она могла возродиться. Когда дух быстро разместил новое тело, мир человека оставался чистым и чистым.


Вот почему людям пришлось пересмотреть труп через три дня, чтобы проверить, поднялась ли душа на небеса. Другими возможными посещениями были 7, 14, 21 и 49-й дни после захоронения.


Если что-то осталось от трупа, это означало, что душа не была допущена на небеса, все еще считалась находящейся в трупе и поэтому не могла найти новое тело. Это требовало возвращения ламы, чтобы читать больше молитв о мертвых и показать духовному пути на небеса.


Вернемся к самой церемонии погребения:


Церемония захоронения должна была состояться рано утром в день, одобренный ламой.


Согласно монгольской традиции, не допускалось переносить тело через порог юрты. Когда ожидалось смерть старого или больного человека, они привели его или ее к «добун-гар» - особую юрту для умирающих или мертвых людей - или палатку.


Предполагалось, что порог защищает людей, и поэтому он считается препятствием для того, чтобы дух покинул юрту, чтобы достичь следующего мира.


Поэтому у монгольцев была особая традиция выносить трупы из юрты, а не через порог. Они подняли решетчатую секцию стены справа от двери юрты и вытащили труп через отверстие. Если они жили в доме, они вытащили труп через окно. Если бы окна были слишком высоки для этого, как в современных зданиях, они ставили небольшие ветви, например, ивы, на пороге и несли тело над ними. Когда они пересекли веточки, они сломали их, чтобы дух мог покинуть дом без каких-либо дополнительных препятствий.


Труп был обернут белой одеждой, поставлен на тележку и - за которой следовали родственники, соседи и друзья - доведено до последнего места.


По пути лама молился. По достижении «отбрасывания» место «гробовщик» и лама опустили труп и положили его на землю. Голова должна была указывать на север, где монголы предполагали следующий мир. Эта вера намного старше ламаизма и известна из древней монгольской и других центральноазиатских мифологий. Согласно этой вере, тело было помещено на его левую сторону, с левой рукой под его головой, и это была правая рука перед лицом, закрывающая глаза, нос и рот. Это называется «львиная позиция» (arslangyn chewlelt), которая считается хорошим предзнаменованием. Все это связано с древней верой в то, что правая сторона тела была черной (плохой или злой), а левая сторона белая (хорошая или полезная).


Согласно другому варианту «положения льва» левая рука была помещена под лицо, а правая рука под задним и ноги были согнуты на коленях. Иногда труп был помещен в положение, подобное ребенку до рождения.


В некоторых местах камень был поставлен под голову трупа как своего рода подушка.


Как я уже говорил, местами «отбрасывания» были отдаленные, необитаемые районы. Хищнические животные этих районов привыкли к этим погребальным обрядам. Хаслунд описал это очень ярко: «... хищные птицы собрались над нашими головами в стаях, которые становились все толще и толще, а дикие собаки осмеливались приблизиться к дистанции в несколько сотен ярдов, откуда свисали языки, они внимательно следили за ходом подготовки ».


После сдачи трупы в степь похоронная процессия вернулась домой. Похоронная тележка не была немедленно возвращена в аил. Он остался за пределами айла, опрокинулся и только после семи дней вернулся и снова использовал его. Животное, которое вытащило телегу, также не использовалось в течение недели.


Когда похоронная процессия вернулась домой, ей пришлось пройти между двумя огнями, сжигая прямо напротив входа в юрту умершего. Считалось, что эти пожары приводят злых духов от участников процессии и их животных.


Если обстрел огнем не был совершен, монголы полагали, что могут произойти эпидемии и другие несчастья.


Это очень короткое описание погребального обряда под открытым небом монголов.


Старые традиции и ламаистическая религия стали очень популярными во Внешней Монголии за последние пять лет. Я бы сказал, что они возрождены. Я не знаю, как будут развиваться ритуальные обряды в будущем, но это важный вопрос, и я намерен внимательно следить за ним.



Haslund, H.: Mongolian Journey, London 1949, p. 172

Lessing, F. D.: Mongolian-English Dictionary, Bloomington 1973, p. 477

S. Püräwjaw: Mongol dax" sharyn shashny xuraanguï tüü, Ulaanbaatar 1987, p.30

Sárközi, A.: A Bon funeral rite in lamaist Mongolia, in: Synkretismus in den Religionen Zentralasiens, Wiesbaden 1987, p. 120

Lessing, F. D.: op. cit., 902

Mongolyn dsan aalyn tojm, Liaoning 1990, p. 324

Mongolyn yos zanshlyn ix taïlbar tol", Ulaanbaatar 1992, p. 460

Mongolyn zan aalyn toïm, op. cit., 327

Haslund, H.: op.cit., 167

Haslund, H.: op. cit., 173


Я думаю, что после этого многие вопросы должны отпасть.