История древнего рима. Образование Римского государства

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.

Задачи урока:

Образовательные:

    сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;

    опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;

    способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;

    способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

    содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

    воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, карта «Древний Рим», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, ноутбуки, раздаточный материал.

I. Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. У нас сегодня урок-исследование, мы ненадолго превратимся с вами в ученых-историков, которые будут исследовать историю возникновения, природные особенности и занятия жителей – государства, с которым мы еще с вами не знакомы. Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали (слайд 1) (Приложение 6). Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна. (слайд 2)

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (слайд 3)

(Междуречье)

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (слайд 4)

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны. (слайд 5)

(Китай)

II. Целеполагание.

Какую страну мы изучали на предыдущих уроках? (Грецию)

Карта

Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока-исследования Древнейший Рим. (слайд 6)

III. Изучение нового материала.

Как у настоящих ученых-историков у нас должен быть определённый план. Вот он: (слайд 7)

Географическое положение

Природные условия

Занятие жителей

Давайте вспомним, какой источник используют ученые при изучении географического положения страны? (карту)
- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства.
- В наши дни Рим – это столица Италии.
- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта Афины)

Итак, вам как исследователям будет интересно узнать, (слайд 8) что Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

У вас на партах есть задания, которые помогут вам исследовать особенности климата и природные условия Рима. (Приложение1). Вам нужно подобрать правильное окончание к фразам

    Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова…

    …соответственно которым там имеются разнообразные животные и растения и вообще все необходимые для человека предметы.

    Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

    …окружена как верною оградой, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.

    В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах…

    …зато существуют гавани обширны и весьма удобны…

    Почти во всю ее длину тянутся Аппеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодородные холмы…

    …так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих.

    Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

    …так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнин.

Давайте проверим, что у вас получилось.

А теперь, ученые-историки, я приготовила для вас задание, игру, но немного усложнила ее тем, что вы должны будете определить, какие особенности относятся к Риму, а какие к ранее изученной Греции, ведь вы как ученые должны уметь сравнивать и выделять нужные признаки.

Игра. (Дети открывают в ноутбуках по готовой ссылке игру, созданную с помощью сервисов Web2.0, игру можно открыть по следующей ссылке

Ребята, как ученые-историки, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)
- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

Давайте представим, что мы с вами учёные –историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Но прежде, чем мы начнем работать с источником, мы как ученые должны выдвинуть гипотезу: Скажите, как вы думаете, кто может является основателем государства? (человек, народ) (слайд 9)

Это наши с вами предположения. Какое из них подтвердиться?

Работа с источниками (Приложение 2):

Легенда об основании Рима

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор. Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. Для большей своей безопасности убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой - жрицей богини домашнего очага Весты. Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим – по-латински Рома/ . Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов называлась Ликторами.

Викторина

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)

Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)

Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)

Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)

Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)

Как звали бога войны у латинов? (Марс.)

Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)

Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)

Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. (слайд 10)

Ученые-историки мы узнали о возникновение Рима, а теперь давайте отправимся на экскурсии по Древнему Риму, а чтобы зафиксировать все, что мы увидим, давайте воспользуемся маршрутными листами, читаем второй абзац учебника, и заполняем маршрутный лист (Приложение 3).

На берегах Тибра в Италии стоит Вечный город - Рим. История города насчитывает почти три тысячелетия (2766 лет). Кто и когда основал город? Какие легендарные события стали неотъемлемой частью его истории? Какие тайны римской истории раскрывает наука? Ответам на эти вопросы посвящен наш сегодняшний урок.

Предыстория

Рим был основан на реке Тибр в Средней Италии. Италия находится на Апеннинском полуострове. На севере Италию от остальной Европы отделяют горы Альпы. В древности территорию Италии населяли многочисленные племена, такие как этруски, латины, самниты и др. В I тыс. до н.э. на территории Италии стали возникать города-государства.

События

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима на реке Тибр. Согласно преданиям основателем и первым царем Рима был Ромул . После Ромула в Риме правило еще шесть царей.

VI в. до н.э. - Рим превращается в многолюдный город.

509-510 гг. до н.э. - свержение последнего - седьмого - римского царя Тарквиния Гордого. Власть царей сменилась аристократической республикой.

Государственное устройство :

Народное собрание : в собраниях могли участвовать только патриции.

Сенат : в него входили старейшины родов.

Царь : его выбирало Народное собрание на пожизненное правление.

Участники

Тарквиний Гордый - последний из семи царей Древнего Рима.

Патриции - потомки древнейших жителей - основателей - Рима.

Плебеи - потомки переселенцев.

Заключение

После изгнания Тарквиния римляне постановили, что больше не будут избирать царей, а управление станет общественным делом. В Риме была установлена республика (см. урок ).

Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. В этой стране, расположенной на Апеннинском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Там теплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые полезными ископаемыми. В 1-м тысячелетии до н. э. Италию населяло много народностей: латины, самниты, умбры, апулы и самые загадочные племена - этруски, происхождение которых до сих пор не известно.

Согласно древней легенде, Энею и его семье удалось покинуть полыхавшую пожаром Трою и после долгих скитаний обрести дом на берегах Италии. Прошли столетия, потомки Энея - латины - обосновались по левому берегу реки Тибр. Два брата, потомки царского рода, Нумитор и Амулий, разделили между собой власть и богатство, но коварный и завистливый Амулий отнял у Нумитора власть, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой - жрицей богини огня и домашнего очага Весты. Весталкам запрещалось выходить замуж и рожать детей. Но не прошло и года, как Рея Сильвия родила близнецов, отцом которых был сам бог войны Марс. Амулий приказал утопить детей. Но младенцы чудом были спасены, на их голодные крики прибежала волчица и выкормила их своим молоком (рис. 1). А вскоре пастух и его жена приютили мальчиков и вырастили как собственных сыновей. Мальчиков назвали Ромулом и Ремом.

Рис. 1. Капитолийская волчица ()

Когда братья выросли, они вернулись на родину, отомстили Амулию и вернули власть своему деду Нумитору. После этого они решили построить город, в том месте, где были спасены волчицей. Однако во время строительства братья поссорились, и Ромул нанес смертельный удар брату. Убийство не помешало ему основать город и назвать его своим именем (Рим по-латински - Рома). Легендарной датой основания Рима считается 753 г. до н. э. В наше время археологи провели раскопки и доказали, что Рим возник намного раньше.

Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями, а переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений и других областей Италии - плебеями. Высшая власть в Риме принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин - патрициев. Старейшины патрицианских родов заседали в Сенате. После смерти Ромула в Риме избирали царей, которые правили пожизненно. Последнего седьмого царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый, он не был избран, а захватил власть. Многих патрициев Тарквиний лишил жизни и имущества. Тогда римляне восстали против царя и изгнали его. Больше царей они решили не выбирать (рис. 2).

Рис. 2. Схема управления Древнего Рима

Рис. 3. Реконструкция Древнего Рима ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Bibliotekar.ru ().
  2. E-reading-lib.org ().
  3. Umniedetki.ru ().

Домашнее задание

  1. № 55, 56. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, часть 2. - М., Просвещение, 2011.
  2. Какие легенды посвящены древнейшему периоду римской истории?
  3. Опишите природно-климатические условия на Апеннинском полуострове?
  4. Какими правами в Древнем Риме обладали патриции?
  5. Кого в Древнем Риме называли плебеями?

1вариант

1. В Италии в отличие от Греции:

1) редко выпадали дожди

2) земля была неплодородной

3) были невысокие, пологие горы

4) было много полезных ископаемых

2. Рим стал хозяином всего Средиземноморья после:

1) завоевания Египта

2) изгнания Тарквиния Гордого

3) окончания войны с царём Пирром

4) окончания второй войны Рима с Карфагеном

3. В Римском государстве в IV в. До н.э.:

1) императоры обладали неограниченной властью

2) Народное собрание было высшим органом власти

3) за исполнение государственных должностей платили

4) Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием

4. В Римской республике правом вето обладали:

1) сенаторы

2) императоры

3) консулы

4) народные трибуны

5. Римлянин Варрон называл рабов «говорящими» орудиями труда, потому что римляне:

1) относились к рабам как к вещи

2) уважительно относились к рабам

3) заставляли рабов петь во время работы

4) отказались от использования плугов, мотыг и лопат

1) уход плебеев из Рима

2) поражение Рима в войне с Карфагеном

3) ослабление военного могущества Рима

4) нехватка рабов в Риме и их высокая стоимость

7. С какими событиями связаны даты 509г. до н.э., 49г. до н.э.?

1) с военными победами римлян

2) с проведением Олимпийских игр

3) с созданием памятников культуры

4) с изменениями государственного устройства

8. Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определённый срок должностные лица, называется:

1) империей 2) провинцией 3) державой 4) республикой

9. Изменение отношения римских властей к христианству в IV в. До н.э. было связано с:

1) гибелью Иисуса Христа

2) призывами христиан к восстанию

3) приходом к власти императора Нерона

4) требованием христианской церкви быть покорным властям

10. Кого из римских императоров называли «актёром на императорском троне»?

Голос застревает в моём горле, и пока я диктую, рыдания прерывают моё изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками.

1) Разрушение римлянами Карфагена

2) взятие Рима Ганнибалом

3) взятие Рима Аларихом

4) осада галлами Рима

12. Архитектурным памятником Древнего Рима является:

1) Парфенон 2) колонна Трояна 3) Фаросский маяк 4) пирамида Хеопса

Часть В

В2. Какие термины служат для обозначения зависимого населения в Римском государстве? Укажите два верных ответа.

1) колоны

2) апостолы

3) «рабы с хижинами»

4) патриции

5) легионеры

А) битва при Каннах

Б) восстание Спартака

В) возникновение города Рима

Г) перенесение столицы Римского государства в Константинополь

Итоговый тест по теме «Древний Рим»

2вариант

1. В Италии, как и в Греции:

1) тёплый климат

2) обширные пастбища

3) высокие, обрывистые горы

4) полноводные, судоходные реки

2. Рим установил своё господство над Италией после:

1) окончания войны с царём Пирром

2) разрушения Коринфа и Карфагена

3) изгнания Тарквиния Гордого

4) подавления восстания Спартака

3. В Римском государстве в I в. н.э.

1) власть консулов передавалась по наследству

2) императоры обладали неограниченной властью

3) существовала республиканская форма правления

4) законы принимались после обсуждения в Народном собрании

4. В Римской республике командование войсками возлагалось на

1) сенат 2) императора 3) консулов 4) народных трибунов

5. Своего высшего развития рабство достигло в Древнем Риме, так как:

1) рабы в Риме стоили очень дорого

2) в Риме очень хорошо относились к рабам

3) рабов в Риме использовали во всех отраслях хозяйства

4) рабы в Риме занимали высшие государственные должности

6. Причина принятия земельного закона братьев Гракхов:

1) усиление власти сената

2) вторжение войск Ганнибала

3) разорение земледельцев Италии

4) уменьшения числа рабов

7. С какими событиями связаны даты 133г. до н.э., 313г. до н.э.?

1) восстаниями рабов

2) принятием важных законов

3) военными победами римлян

4) созданием памятников культуры

8. Порядок управления, при котором государством единолично управляет один человек, называется:

1) империей 2) провинцией 3) колонией 4) республикой

9. В первые века нашей эры христианство привлекало бедняков и рабов тем, что:

1) было распространено по всему миру

2) пользовалось поддержкой римских императоров

3) призывало обездоленных людей подняться на восстание

4) обещало Царство Божие для тех, кто страдал и был унижен

10. Римский император, признанный соотечественниками лучшим из императоров:

1) Константин

2) Траян

11. Прочитайте отрывок из документа и укажите событие, о котором идёт речь.

Гизерих «…» нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл «…» забрав из дворца и медь, и всё остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб…

1) борьба сторонников Цезаря с республиканцами

2) разрушение римлянами Карфагена

3) взятие Рима Ганнибалом

4) взятие Рима вандалами

12. Достопримечательностью Древнего Рима был:

1) Парфенон

2) Фаросский маяк

3) Пантеон

Часть В

В1. Установите соответствие между высказыванием и его автором.

В2. Какие два из перечисленных понятий являются названиями основных должностей в Римском государстве?

2) патриций

3) народный трибун

4) сенатор

5) легионер

В3. Расположите в правильной последовательности следующие события.

1) взятие Рима готами

2) правление Октавиана Августа

3) принятие земельного закона Тиберия Гракха

4) разделение Римской империи на два государства

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов - латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата - Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский . Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний - Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский . В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя . Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель - Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Интеллектуальная историческая игра

«Звездный час» по теме «Древний Рим»

Цель игры: повторить и закрепить изученный материал по истории древнего мира.

Добрый день, уважаемые гости и юные знатоки истории! Сегодня мы подводим итоги по истории Древнего мира. Состоится увлекательная игра, в ходе которой ребята продемонстрируют свои знания по Древней Греции и Древнего Рима.

Члены жюри – магистры, уважаемые и почетные гости, будут оценивать игру, выявлять лучших и наиболее активных участников.

Разрешите представить участников игры и их ассистентов. Наши дорогие зрители приветствуют игроков и желают каждому из них удачу.

Сценки участников игры.

Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут уходить проигравшие участники. Сама богиня истории Клио вас напутствует и честно сражаться под сводами храма науки призывает. Великая Ника пусть принесет победу самым достойным и знаниями владеющим. Дерзайте, ребята!

Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называется Всеобщей, или Всемирной, историей. Мы с вами изучили историю Древнего мира – самую раннюю часть истории человечества. Узнали, как появились на земле люди, как они охотились на диких животных, добывали огонь, делали первые открытия и изобретения, осваивали планету.

Люди научились сеять хлеб, приручили животных, стали выплавлять металл, из дерева, глины, камня возводить крепости, дворцы, храмы.

Правда, люди не только создают, но и разрушают. Рушились в огне города, захваченные врагом, погибали целые страны, навсегда исчезли древние народы, на смену им возникали новые. В глубокой древности карта мира выглядела иначе, чем сейчас. На земле жили народы и существовали страны, которых давно нет.

I тур.

1. Термины и понятия.

4. Ликторы

6. Меценат

7. Гладиаторы

1. Фециалы

5. Проскрипции

8. Великий Понтифик

    Списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти во время Суллы. Ответ: 5.

    Рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Ответ: 7.

    Богатый и щедрый покровитель наук и искусств в Риме. Ответ: 6.

    Стражники царя в Риме, несущие на плечах связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Ответ: 4.

    Жрецы, совершавшие церемонию объявления войны в Риме. Ответ: 1.

    Главное помещение особняка. Ответ: 3.

    Высший жрец у римлян. Ответ: 8.

2. Знаете ли вы римских богов?

2. Минерва

5. Фортуна

Победа в войне, как вообще успех в любом деле, зависела, по убеждению римлян, от воли богов. А помогали боги только тем, кто был прав. Римляне утверждали, что они не вели ни одной несправедливой войны, а только заступались за слабого или наказывали врагов за нарушение договора. Вот потому будто бы бог всегда оказывались на их стороне.

Римляне были убеждены, что сами боги предначертали Риму властвовать над миром. Богов у них было много. Чужим богам и богиням римляне легко находили соответствия среди своих.

    Назовите римского бога войны (один из древнейших богов Италии и Рима). Ответ: 1.

    Главный бог римлян. Ответ: 7.

    Богиня судьбы и удачи у древних римлян. Ответ: 5.

    Древнеримский бог огня. Ответ: 6.

    Богиня, покровительница ремесел и искусств. Ответ: 2

    Бог любви, сын Венеры. Ответ: 8.

    Богиня, покровительница женщин, материнства и брака. Ответ: 3.

    Бог морского царства у римлян. Ответ: 4.

3. Знаете ли вы даты?

3. 216 год до н.э.

4. 82 год до н.э.

6. 74 год до н.э.

2. 133 год до н.э.

1. 509 год до н.э.

5. 753 год до н.э.

    Дата основания города Рима. Ответ: 5

    Изгнание царя и установление республики в Риме. Ответ: 1

    Назовите год начала восстания Спартака. Ответ: 6

    Битва при Каннах в период Пунических войн. Ответ: 3.

    Когда Феодосий разделил Римскую империю между двумя сыновьями. Ответ: 8.

    Этот год считается концом Западной Римской империи, а вместе с тем - истории Древнего мира. Назовите его. Ответ: 7

    Год избрания Тиберия Гракха народным трибуном. Ответ: 2.

    Дата установления диктатуры Суллы в Риме. Ответ: 4.

4. Назвать исторического деятеля, кому принадлежит следующее высказывание?

4. Гай Юлий Цезарь

2. Гай Фламиний

1. Марк Порций Катон

5. Спартак

    Этот император однажды произнес такие слова: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, если бы был подданным». Ответ: 7

    «Так будет с каждым, кто посмеет нарушить границы моего города». Ответ: 8

    «Горе побежденным!» Ответ: 3, вождю галлов Бренну, который положил свой тяжелый меч на весы и потребовал у римлян огромный выкуп золотом.

    «Я разобью Ганнибала, как только его увижу!» Ответ: 2.

    «Карфаген должен быть разрушен!» Ответ: 1.

    «Лучше умереть от железа, чем от голода». Ответ: 5.

    «Жребий брошен!» Ответ: 4.

II тур.

На экране появляются 10 букв, из которых необходимо составить слово. Слова должны быть только существительными в единственном числе. Желательно использовать как можно больше букв. Дается 1 минута. Зрители тоже принимают участие. Кто составит самое длинное слово, тот получит приз. Игроки могут использовать звезду. Кто составил длинное слово, может открывать ящик с призом. Игру покидает игрок, который составил самое короткое слово. Тот, кто открывает ящик, теряет звезду.

К Н А Р Т И М О Ш Е

III тур.

Логическая последовательность.

1. В правильной ли хронологической последовательности называются исторические события Древнего Рима?

1.Убийство Гая Юлия Цезаря.

2. Сражение у гор Фарсала

3. Восстание рабов под предводительством Спартака.

Ответ: 1 и 3 (1 – 44 год до н.э., 2- 48 год до н.э., 3 – 74 год до н.э.)

2. Знаете ли вы наследников Цезаря?

Правильно ли названы их имена?

1. Марк Антоний

2. Гай Кассий и Марк Брут

Ответ: 1 и 2 .

3. Вспомните основные сражения Пунических войн.

1. Сражение у Тразименского озера

2. Сражение у города Замы.

3. Сражение при Каннах.

Ответ: 2 и 3 (1 – 217 год до н.э., 2 – 202 год до н.э., 3 – 216 год до н.э.)

4. Все захваченные вне Италии земли римляне превращали в провинции.

В правильной ли последовательности называются провинции, которые были завоеваны римлянами?

1.Корсика

2.Испания

3. Предальпийская Галлия

Ответ: 2 и 3 , так как первой римской провинцией стала Сицилия, затем Корсика и Сардиния, позже Предальпийская Галлия, а после войны с Ганнибалом появилась провинция Испания.

Финал.

Остаются 2 игрока-финалиста. Финальная игра заключается в том, что игроки должны составить как можно больше слов.

И м п е р а т о р

За 1 минуту нужно составить как можно больше слов. Ассистенты тоже составляют слова. Они помогают участникам.

У кого больше звезд? Начинает тот, у кого больше звезд.

Если количество звезд равное, тогда задаются вопросы для определения первого:

1. Тяжелое переходное состояние, сопровождаемое упадком хозяйства и торговли. Кризис.

2. Общественные бани в Риме. Термы.

3. Наихудший император Рима. Нерон.

Подведение итогов.

Наступил «звездный час» победителя сегодняшней игры. Поздравляем! Предоставляем слово победителю. Награждение победителя.

Большое спасибо всем игрокам, пришедшим гостям, коллегам, членам жюри.

Дополнительные вопросы:

    Треугольный остров у Апеннинского полуострова. Сицилия.

    «Страна телят». Италия.

    Стражники, которые несли связки прутьев с воткнутыми в них топориками. Ликторы.

    Совет старейшин. Сенат.

    Знатные и уважаемые римляне, коренные жители страны. Патриции.

    Переселенцы в Риме, более бедное население. Плебеи.

    Форма правления, при которой государством управляют выбранные на определенный срок люди. Республика.

    Должностное лицо, избираемое из числа плебеев, для защиты их интересов. Народный трибун.

    Должностное лицо, избираемое из патрициев ежегодно для управления государством. Консул.

    Единоличная власть одного человека. Диктатура.

    Боевые подразделения примерно по 4 тысячи воинов. Легионы.

    Высший жрец у римлян. Великий понтифик.

    Огромное сооружение, в котором зрители наблюдали гладиаторские бои. Амфитеатр.

    Как назывался союз трех полководцев в Риме. Триумвират.

    Жрецы, совершавшие церемонию объявления войны. Фециалы.

    Жрецы, выяснявшие волю богов перед каждым важным делом. Авгуры.

    Многочисленные племена и народы, населявшие Апеннинский полуостров.

    Что означает выражение «Пиррова победа». (Пирр – царь Эпира). Победа равная поражению.

    Главное правило Рима в борьбе за Италию. «Разделяй и властвуй».

    Центральная площадь Рима. Форум.

    Страны, расположенные по берегам Средиземного, а также связанных с ним морей. Средиземноморье.

    Карфагеняне для римлян. Пуны.

    Талантливый карфагенский полководец, отец Ганнибала. Гамилькар.

    Перекидные мостики с острыми крючьями на конце. Вороны.

    Талантливый римский полководец, которому проиграл Ганнибал. Публий Корнелий Сципион.

    Территории, захваченные римлянами, вне Италии. Провинции.

    Война между гражданами одной и той же страны за политическую власть. Гражданская война.

    Списки людей, объявленных вне закона и приговоренных к смерти. Проскрипции.

    Рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения и удовольствия зрителей. Гладиаторы.

    Предводитель восстания рабов в Риме. Спартак.

    Что означает выражение «жребий брошен», «перейти Рубикон». Решиться на рискованный поступок.

    Амнистия. Прощение.

    Блестящий оратор, писатель, государственный деятель, один из самых образованных людей в истории Рима. Цицерон.

    Царица Египта. Клеопатра.

    Сильное, могущественное государство. Империя.

    Август. Священный.

    Личная охрана императора. Преторианская гвардия.

    Воинственные племена, жившие между реками Рейн и Эльба. Германцы.

    Выдающиеся поэты Рима. Вергилий и Гораций.

    Римские правители. Цезари (цари).

    Наилучший император Рима. Траян.

    Последняя римская провинция. Дакия.

    Один из лучших римских историков эпохи Траяна. Корнелий Тацит.

    Храм всех богов в Риме. Пантеон.

    Самый большой амфитеатр в Риме, вмещавший 50 тысяч зрителей. Колизей.

    Римские водопроводы. Акведуки.

    Главное помещение особняка. Атрий.

    Общественные бани у римлян. Термы.

    Какой император объявил всех свободных жителей империи римскими гражданами. Каракалла.

    Мелкие арендаторы земли, рабы с хижинами в Римской империи. Колоны.

    Брать во временное пользование. Арендовать.

    Тяжелое переходное состояние, сопровождаемое упадком хозяйства и торговли. Кризис.

    Цивилизация железного века. Античная.

    Большой союз германских племен. Готы.

    «Восстановитель империи». Аврелиан.

    Хозяйство, при котором все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления. Натуральное.

    Религиозная вера во множество божеств, олицетворяющих силы природы. Язычество.

    Римский наместник, утвердивший смертный приговор Иисусу Христу. Понтий Пилат.

    Общий обед христиан. Трапеза.

    Руководители христианских общин. Епископы.

    Епископы в больших городах. Патриархи или папы.

    Организация христиан, объединяющая руководителей христианских общин. Церковь.

    Преобразования. Реформы.

    Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами – столбами, устоями моста. Арка.

    Разрушитель культурных ценностей. Вандал.