Кто ввел понятие ведущая деятельность в психологию. А.Н

Ведущая деятельность.

Основные новообразования .

Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает новый тип строения личности, психические изменения, позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев, говорил, что эта деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки: 1) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период, 2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, 3) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы (1981, с. 514-515).

Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или ущемлены» другие виды деятельности. Для дошкольника ведущая деятельность - игра. Но в дошкольный период в жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте - их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры.

Рассмотрим периодизацию детства, которая была разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка".

Приведем указанную периодизацию.

2. Предметно-маннипулятнвная деятельность является ведущей ^для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспро­изводит общественно выработанные способы действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-дей­ственное мышление. Центральным новообразованием этого воз­раста является возникновение у ребенка сознания, выступаю­щего для других в виде собственного детского <я».

3. Игровая деятельность наиболее доминирует у ребенка от 3 до 6 лет.

4. Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способ­ности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

5. Целостная общественно полезная деятельность в качестве ведущей присуща детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организаторская, спортивная и художественная деятельности.

6. Учебно-профессиональная деятельность характерна для старшеклассников и учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17- 18 лет. Благодаря ей у них формируются потребность в труде, профессиональное самоопределение, а также познавательные интересы и элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества личности, устойчивое мировоззрение.

Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.

4. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств .

Дифференциация состоит в том, что они отделяясь друг от друга превращаются в самостоятельные формы или деятельность (память выделяется из восприятия).

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязи между отдельными сторонами психики. Так познавательные процессы пройдя дифференциацию устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком качественном уровне. Так память, речь, мышление обеспечивают интеллектуализацию.

Кумуляция.

Накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики.

5. Смена детерминант (причин).

Меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. Становится иным и соотношение социальных детерминант. Складываются особые отношения со сверстниками и взрослыми.

6. Психика отличается пластичностью.

Это способствует усвоению опыта. Родившейся ребенок может овладеть любым языком. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций (зрения, слуха, двигательной функции).

Другое проявление пластичности- подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственно деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.
Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.
Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомнение, стыд.
Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -чувство вины.
Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - неполноценность.
Подростковый возраст (латентная ст.) - идентичность - диффузия идентичности.
Молодость - интимность - изоляция.
Зрелость - творчество - застой.
Старость - интеграция - разочарование в жизни.

Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности на данной стадии его развития.
Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии является основой для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене ведущей деятельности в одном возрастном периоде.
Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Ведущая деятельность - это не просто наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Она характеризуется следующими признаками:
а) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре: ребенок начинает учиться, играя);
б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников - процессы отвлеченного мышления);
в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью).
Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе, она составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте.

Выделяют следующие ведущие деятельности в определенных возрастных периодах:

1. Непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослым присущее младенцу с первых дней жизни и до одного года.

Благодаря этому у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы манипулятивных и предметных действий.

2. Предметно–манипулятивная деятельность основное занятие для детей от 1 года до 3 лет (раннее детство). В этих занятиях ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

Общение продолжает интенсивно развиваться и становиться речевым.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия, под влиянием которого происходит развитие всех других психических процессов, развитие мышления. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними, постепенно овладевая значениями предметов.

3. Сюжетно–ролевая игра присуща детям от 3 до 6 лет. Игра для ребенка дает возможность ориентации во внешнем мире, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Предметом данной деятельности является взрослый человек, как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно - практической деятельности определенные правила.
Игра позволяет ребенку осваивать ребенку сначала эмоционально, а потом интеллектуально систему человеческих отношений, человеческой деятельности.
Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам.
Игра обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

4. Учебная деятельность – ведущая деятельность для детей младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет), проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и формировании социальной компетентности.

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьник.

5. У подростков 12 - 15 лет ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение .

Происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права.

6. Такой вид ведущей деятельности, как профессионально-учебная , свойственна молодым людям 15 – 18 лет.
Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Формируется психологическая готовность к самоопределению.

Зачем родителям знания о ведущей деятельности?

Если, мы, родители знаем основные характеристики ведущей деятельности каждого возрастного этапа развития своего ребенка, то нам будут более понятны их интересы и требования, поведение и капризы.
Мы сможем грамотно, с учетом возрастных психологических потребностей ребенка, выстраивать и свою систему требований к нему, и свое поведение в отношении его.
И мы будем понимать, как важно….
- с первых дней рождения общаться со своим младенцем, разговаривать с ним, держать на руках, играть, радоваться вместе с ним;
- позволять малышу активно познавать окружающий мир, понимая, что ему очень важно ощупывать предметы, осваивать действия с ними;
- дошкольнику играть со сверстниками, иметь друзей, уметь общаться с другими детьми и другими взрослыми;
- младшему школьнику поддерживать интерес к учению, обращать внимание на его достижения, помогать ему справляться с учебными трудностями, чтобы он осознавал и гордился своим новым, таким важным социальным статусом – он школьник и занимается очень важным не только для него, но и для всей семьи делом;
- общение для подростка (может даже более важно, чем его учение); как для него необходима поддержка и понимание родителей, если возникают проблемы с общением с друзьями и одноклассниками;
- оказать содействие старшему школьнику в выборе будущего профессионального пути.

Идея ведущей деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву, который считал, что на различных стадиях психического развития ребенка отдельные деятельности, им выполняемые, играют в этом развитии неодинаковую роль: одни – большую, другие – меньшую. Ведущей является не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся в данном периоде психического развития ребенка. Под ведущей деятельностью в психологии понимается "такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии" , деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Ведущую деятельность характеризуют следующие признаки:

  • 1) в форме этой деятельности возникают и внутри нее дифференцируются новые виды деятельности (например, учение возникает в игре);
  • 2) в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – воображение, в учении – отвлеченное мышление). Однако из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но в других видах деятельности, генетически с ней связанных;
  • 3) от этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Вследствие этого специальная организация ведущего типа деятельности выступает тем основным условием, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, формирование у него в процессе этой деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей, так как именно здесь аккумулируются возможности становления личности растущего человека. Изучение закономерностей смены на разных возрастных этапах ведущих типов деятельности, имеющих различные функции и различное воспитательное значение, позволило отечественным психологам разработать периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного воспитательного процесса на уровне требований современного общества с учетом особенностей детей. Реальной стала задача расширить и углубить понимание всей сложности процесса развития деятельности и личности в онтогенезе. На смену выдвинутой в свое время триады "игра, учеба, труд" пришли эмоциональное общение, предметная манипуляция, игра, учение, труд .

В дальнейшем была разработана стройная схема периодизации психического развития ребенка, в основе которой лежал принцип ведущей деятельности. В соответствии с данным принципом ведущие деятельности можно разделить на две группы. В первую входят деятельности, в которых происходит развитие преимущественно мотивационно-потребностной сферы личности в системе "ребенок – взрослый", ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение им норм отношений между людьми. Во вторую группу включаются деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами в системе "ребенок – общественный предмет".

Периодизации психического развития

Согласно Д. Б. Эльконину, с рождения и примерно до года ведущей деятельностью является "непосредственно-эмоциональное общение" ребенка со взрослым . Известно, что дети, лишенные по каким-либо причинам такого общения, даже при наличии тщательного ухода за ними (например, в домах ребенка во время войны, когда не хватало времени на "простое" агуканье с ребенком, игры с ним) обнаруживали резкое отставание в психическом и даже физическом развитии.

На рубеже первого и второго года жизни картина меняется: ведущей деятельностью становится "предметно-манипулятивная" . В этом возрасте взрослый сам по себе как бы "теряет смысл" для ребенка: он становится только источником новых, интересных для ребенка общений с предметами. Именно в этом возрасте ребенок должен "освоить" ряд черт предметного мира, "сопротивляемость" вещей, их соотношение друг с другом, да мало ли что еще! Именно в этом возрасте ребенок может часами экспериментировать, бросая игрушку на пол, прислушиваясь к звукам, которые она при этом издаст.

На рубеже третьего и четвертого годов жизни – при переходе от раннего к дошкольному возрасту – ведущей деятельностью вплоть до начала школьного обучения является игра, причем не просто игра с предметами, а ролевая игра. В этом возрасте дети приобретают ориентацию в сложной системе отношений с другими детьми, с взрослыми, знакомятся с общественными функциями людей (они играют "в семью", "во врача" и т.п.). Многочисленные исследования доказывают, что при неразвитости ролевой игры психическое развитие детей также искажается.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей становится развитая игровая деятельность. Именно в ролевой, сюжетно-развитой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Во-первых, игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка возникают и развиваются воображение и символическая функция.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе ее дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением научных понятий в тех или иных сферах знания, создавая у детей основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей 7–10 лет возникают необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания. В то же время игровая деятельность теперь отступает на второй план. Так, предложение учительницы "поиграть" на уроке ребенок принимает в штыки: как же, ведь он уже не маленький! К сожалению, при столкновении со школьной действительностью желание учиться часто пропадает.

Дети подросткового возраста (от 10–11 до 15–16 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается. Игра тоже продолжает занимать в этом возрасте важное место, но подростка захватывает уже не столько сам процесс игры, сколько возможность поднять с ее помощью свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка занимает учебная деятельность, ибо подросток в современных условиях – всегда школьник, но эта деятельность, сохраняя актуальность и значение, уже не является ведущей в подростковом возрасте: по психологической роли она лишь одна из форм.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (16–17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания. Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественноориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением внутренней позиции старшеклассника (осознание своего "Я" в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.

Наконец, у взрослого человека ведущей деятельностью может становиться деятельность из довольно широкого набора: у одних это будет трудовая деятельность, у других – возможно, семейная, у третьих – "нетрудовая".

  • Леонтьев, А. Н. Проблема развития психики. – М., 1972. – С. 312.
  • См.: Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности. – М., 2005. – С. 63.
  • См.: Эльконин, Д. В. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4.

Дети растут, и происходит этот процесс крайне быстро. Настолько быстро, что иногда родителям трудно уследить за изменениями в развитии своего ребенка. Мамы и папы часто воспринимают подросших малышей, как несмышленышей, неспособных принимать персональные решения, неумеющих делать даже элементарные, будничные вещи, хотя, как показывает практика, они могут и умеют гораздо больше, чем думают взрослые. Но откуда эти маленькие человечки знают, что такое жизнь и как нужно делать то или иное действие? Все просто! Они играют и таким образом познают окружающую их среду.

Каждому возрасту присущи свои виды игр, определяющие уровень развития ребенка на конкретном этапе жизненного пути. Важно, чтобы и родители, и педагоги не форсировали процесс становления чада, а досуг малышей заполнялся посильными для них задачами. Главное — это соблюдение очередности этапов взросления ребенка, для каждого из них знаковой есть определенная ведущая деятельность. Это понятие психологи ввели в обиход еще несколько десятилетий назад и за все эти годы оно не утратило актуальности. Более того, специалисты по детской психологии выстраивают целые учения, на основе которых базируются многие современные педагогические методики.

Определение и особенности понятия

Ведущая деятельность — это тот вид деятельности ребенка, который на определенном этапе его взросления оказывает на него ключевое влияние. Каждому этапу присущи свои варианты занятий и все родители обязаны четко знать их. Отметим, что это не один определенный род действий, а их комплекс. Овладение каждым из этих действий помогает ребенку беспроблемно перешагнуть на очередную ступень развития. Для всех детей особо критичным в плане их эмоционального, психологического и физического развития, а также процесса их социализации, есть возраст от рождения примерно до шести-семи лет. Важно, чтобы ведущая деятельность ребенка в каждом из периодов, о которых мы расскажем немного дальше, соответствовала его умственным и психоэмоциональным возможностям.

Этапы взросления и соответствующие им виды деятельности

Малыши развиваются скачками, и особо наблюдательные родители могут заметить, как вдруг недавний грудничок заговорил, затем освоил первые навыки самообслуживания, а потом и вовсе стал вполне самодостаточной личностью. Однако все эти процессы подчиняются определенным закономерностям, которые давно изучены и описаны психологами. Ниже представлены главные возрастные периоды в жизни человека, а также виды ведущей деятельности детей в каждом из них.

  • 0-12 месяцев — налаживание взаимосвязи с родителями, главным образом с матерью.
  • 1-3 года — раннее детство, когда малыши заняты предметно-подражательными играми.
  • 3-6 лет — дошкольный возраст, знаменуюшийся развитием первых коммуникативных навыков, детям свойственно осваивать сюжетно-ролевые игры.
  • Дети 7-11 лет — их ведущая деятельность — это обучение.
  • 12-14 лет — подростковый период, когда наибольшее влияние на ребенка оказывает общение со сверстниками, в том числе противоположного пола, и людьми старшего возраста.
  • 15-17 лет — юношество, характеризующееся переходом во взрослую жизнь, выбором профессии и получением соответсвующего образования.

Чтобы лучше понимать ребенка и его потребности, стоит подробнее изучить, какому возрасту отвечает та или иная ведущая деятельность. Это принципиальный момент в его развитии.

Ведущая или основная?

Стоит отметить, что то, чем занят ребенок на протяжении определенного промежутка времени, например, хобби или одно излюбленное занятие, хоть и влияют на его развитие, но по факту не являются ведущей деятельностью. Речь идет о тех процессах активности, которые оказывают стимулирующее воздействие на индивидуума. Для малышей лет до семи игра как ведущая деятельность - это норма. Впоследствии ее заменяют другие занятия. Так происходит естественный процесс эволюции игры, поэтому родители должны следить, чтобы малыш не зацикливался на одном и том же развлечении. Их задача — организовать ребенку разнообразное времяпрепровождение, предоставив ему возможность свободного выбора игр.

Роль и задачи

Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка трудно переоценить. То, чем занят малыш, сильно влияет на него. Быт детей необходимо организовывать так, чтобы не ограничивать их жажду познания, но вместе с тем нельзя способствовать акселерации ребенка, искусственно подгоняя то, что должно произойти в его жизни в нужное время.

Главная миссия ведущей деятельности на каждом этапе — подготовить малыша к переходу на следующую ступень взросления. Если новорожденный уверует в свою безоговорочно крепкую связь с родителями и будет знать, что он вправе всегда рассчитывать на их поддержку, то ему удастся без страха освоить окружающие его предметы, их предназначение и способы использования. Точно так же ведущая деятельность в дошкольном возраста, суть которой состоит в том, что ребенок начинает играть в ситуационные, коллективные игры, готовит его к предстоящему общению со сверстниками и взрослыми людьми в учебных заведениях и за их пределами.

От рождения до года

В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие "ведущая деятельность". Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими. В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей.

Раннее детство — 1-3 года

После года дети начинают активно интересоваться окружающим их миром. Чтобы стать "похожими" на взрослых, они во всем им подражают, пытаясь использовать в качестве орудий труда различные заменители. Так, ложку им заменяет палочка, чашку — ведерко для песка, игрушки они лечат папиными наушниками, а машинку чинят с помощью своего же пальца, представляя его отверткой. Таким образом у детей развивается образное мышление, они изучают различные свойства предметов. Со временем игра эволюционирует и становится более интеллектуальной, разносторонний, в ней появляется несколько персонажей, каждый из которых имеет свою роль.

Дошкольный возраст

В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:

  • договариваться;
  • мыслить в уме;
  • фантазировать;
  • налаживать связь с другими детьми;
  • проявлять свои желания и чувства.

Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра - это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.

После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение. В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.

Игра – это…

ИГРА -

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v воображение и фантазия

v способность к символизации и преобразованию

v произвольность поведения

v развитие целеполагания, умение думать в уме

v развитие «самости»

v в познании через игрушку

v в общении

v в движении

v в радости, удовольствии

v в потребности быть как взрослый

v потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v это средство развития

v средство воспитания

v средство общения средство коррекции

v средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.

От рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

От 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

От 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

От 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

От 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Список литературы:

1. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972