Виды памяти и их особенности. Процессы памяти

Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении, последующем воспроизведении и забывании прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

В основе памяти лежат ассоциации , или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные . К простым относят три вида ассоциаций: по смежности (объединяют предметы, связанные во времени и пространстве), по сходству (связывают два явления, имеющие сходные черты) и по контрасту (связывают два противоположных явления). К сложным видам ассоциаций относят смысловые – в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

По произвольности:

1. Непроизвольная (запоминание информации происходит само собой, например, в процессе деятельности).

2. Произвольная (информация запоминается целенаправленно). Её эффективность зависит от:

1) Целей запоминания (хочет ли человек запомнить информацию на день или навсегда);

2) Приемов заучивания. К ним относят:

· Механическое дословное повторение – работает механическая память (затрачивается много сил и времени при не очень высоких результатах);

· Логический пересказ, включающий осмысление и систематизацию материала – работает логическая память . Её эффективность намного выше;

· Образные приемы (перевод информации в графики, схемы, картинки) – работает образная память . Она бывает разных типов: зрительная, слуховая и т.д. Подвидом образной памяти является эйдетическая память - вид зрительной памяти человека, связанной со способностью четко и детально, восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.


· Мнемотехнические приемы запоминания. К ним относятся, например

o Метод Цицерона (размещения) – фиксирование последовательности запоминания с помощью совмещения запоминаемых объектов с последовательностью мест, которые человек часто посещает (например, список покупок с их местом расположения на кухне);

o Система слов-вешалок (человек заучивает ряд слов, служащих ему в качестве «вешалок», на которые он «развешивает» запоминаемые элементы)

o Организующие схемы

o Образование смысловых фраз из начальных букв имеющейся информации

o http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978531800397&at=exc&n=0 – тысячи их!

По времени хранения информации:

1. Кратковременная. Вся информация попадает сначала в неё, обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2 объекта (кошелёк Миллера ).

2. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

3. Оперативная память работает в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

4. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. При недосыпании возникают сбои промежуточной памяти – человек помнит старые данные, но с трудом вспоминает новые.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения – это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

Основные процессы памяти:
1. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
2. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
3. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
4. Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти:

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на:
1. Произвольную - перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям.
2. Непроизвольную - функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

В зависимости от длительности хранения материала выделяют:
1. Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
2. Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".
3. Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
4. Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
5. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

В соответствии с типом запоминания:
1. Двигательная память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п.).
2. Образная память – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, мы можем говорить о подвидах образной памяти:
- зрительной;
- слуховой;
- осязательной;
- обонятельной
- вкусовой.
3. Эмоциональная память – запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.
4. Вербальная (словесно-логическая) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.п.).

Память – является формой психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. При воздействии на органы чувств предметов и явлений окружающей действительности в коре головного мозга происходит образование временных связей, способных в дальнейшем восстанавливаться (актуализироваться). Этот процесс называется запоминанием (запечатлением) и является физиологической основой воспроизведения (припоминания). В отличие от восприятия, при воспроизведении воспринятые ранее образы, а также связанные с ними чувства, мысли и действия в определенных условиях проявляются вновь, без воздействия на органы чувств вызвавших их предметов и явлений. Прежние связи могут актуализироваться и тогда, когда соответствующие раздражители вновь действуют на человека, – процесс узнавания.

Запоминание, воспроизведение и узнавание представляют собой процессы памяти – отражения того, что раньше воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком.

Предметы и явления окружающей действительности воспринимаются человеком не изолированно друг от друга, соответственно, и запоминаются они в связи друг с другом. Под влиянием этих объективных зависимостей в коре мозга возникают временные связи, которые служат физиологической основой запоминания и воспроизведения (ассоциации). Ассоциации по смежности в пространстве и во времени отражают пространственно-временные отношения предметов и явлений, ассоциации по сходству – их похожесть, ассоциации по контрасту – противоположность. Наряду с этими ассоциациями существуют и другие, обусловленные более сложными связями между объектами (например, причинно-следственные связи).

Отличительной чертой человеческой памяти является то, что в процессах памяти участвует речь, вторая нервная система. Слово превращает их в сложную целенаправленную деятельность, включающую в себя различные мыслительные операции (сравнение, классификацию, обобщение). Как и все психические явления, запоминание, воспроизведение и узнавание неразрывно связаны с особенностями личности человека, в значительной мере зависят от его потребностей и интересов, склонностей и привычек, жизненных ценностей и т. п.

Запоминание происходит в процессе ощущений и восприятий. Его первоначальной формой является непроизвольное (непреднамеренное) запоминание – простое запечатление последствий какого-то воздействия без заранее поставленной цели и без использования специальных приемов, помогающих этому процессу. Человек непроизвольно запоминает многое из окружающей действительности (предметы и явления, действия и поступки людей и т. п.), при этом существует определенная избирательность – то, что имеет жизненно важное значение, запоминается лучше.

Произвольное запоминание – особая сложная умственная деятельность, подчиненная задаче запомнить и состоящая из разнообразных действий, направленных на лучшее достижение этой цели. Одним из таких приемов является заучивание – многократное повторение учебного материала до его полного и безошибочного запоминания. Выполнение задачи запомнить при прочих равных условиях делает произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного. Без такой задачи многое из многократно воспринимаемого в жизни не запоминается. Например, человек чаще всего не может воспроизвести характерные признаки окружающих его и систематически воспринимаемых предметов, если предварительно не поставил перед собой эту цель.

На запоминание и последующее воспроизведение большое влияние оказывает постановка частных, специальных задач (запомнить основные, главные мысли; последовательность фактов; общие признаки и т. п.). Большую роль также играет направленность на прочность запоминания. Опыт показывает, что при наличии соответствующей установки в процессе обучения, в случае неожиданной проверки материал, запоминавшийся «на короткое время» (например, у недобросовестных слушателей перед экзаменом), воспроизводится хуже, чем то, что запоминалось «надолго». Поэтому в процессе обучения желательно правильно ставить задачи запоминания и указывать, с какой полнотой и прочностью необходимо запомнить данный материал.

Таким образом, для лучшего запоминания необходимо не просто поставить задачу – запомнить какой-либо материал, а так организовать деятельность обучаемых, чтобы этот материал был непосредственным объектом активной и самостоятельной деятельности.

Различают осмысленное и механическое запоминание. Первое основывается на понимании, осмыслении изучаемого материала и имеет огромное превосходство перед вторым. При этом человек

Как бы наводит порядок в изучаемом материале, делая его более удобным для запоминания и воспроизведения (рис. 23). Умение пользоваться при обучении такими приемами характеризует степень развития у человека логической памяти, присущей высокоразвитому и организованному уму.

Механическое (неосмысленное) запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений. В отличие от него в основе осмысленного запоминания лежат смысловые связи, которые обобщены и систематизированы при помощи слов и являются ассоциациями. Чем более

Разнообразны и систематизированы образованные прошлым опытом связи, тем более прочно и быстро происходит запоминание. Поэтому в процессе обучения, как правило, не рекомендуется механическое заучивание. Изучаемый материал сначала должен быть понят и лишь после этого можно при необходимости переходить к дословному запоминанию.

Важно учитывать, что кроме прошлого опыта прочной опорой процессов памяти служат ранее приобретенные знания. Материал, предназначенный для запоминания, надо включать в уже имеющуюся систему знаний, отмечая при этом сходство и различие с уже известным (в противном случае, сходный по содержанию материал будет сливаться с ранее усвоенным, и воспроизведение будет не точным). Осмысленному запоминанию также во многих случаях помогают наглядные средства, иллюстрирующие связи и отношения между предметами и явлениями.

Иногда для лучшего запоминания используются искусственные ассоциации различной сложности. Например, при изучении правил рейдовой службы, световые сигналы часто заучиваются как фразы («заходи брат, заходи»), обозначающие комбинацию огней (зеленый, белый, зеленый). Но при этом необходимо помнить, что чрезмерное усложнение приемов ведет к подмене осмысленного запоминания механическим. Опорой быстрого и прочного запоминания служат осмысленные ассоциации, отражающие наиболее существенные связи предметов и явлений.

Само по себе понимание не приводит к точному и прочному запоминанию. Успех чаще всего достигается путем многократно повторяемого в течение определенного времени восприятия материала. Если механическое заучивание является результатом непонимания, то повторение, основанное на понимании, закрепляет запоминание и позволяют лучше разобраться в учебном материале.

При повторении запоминаемый материал сравнивается со сходным и противопоставляется ему, что приводит к большему дифференцированию временных связей. Одновременно может происходить образование новых временных связей, благодаря чему запоминание становится более осмысленным. Но результативность, в конечном счете, определяется методикой подачи учебного материала, тем, как педагог рассчитал периодичность его изучения, ритм изложения, распределяя временные перерывы, определяя использование новых раздражителей и т. п. В противном случае, из-за монотонного повторения подряд одного и того же материала в нервных клетках возникает торможение. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько качеством.

Разнообразие повторений позволяет создавать новые комбинации образованных и образующихся временных связей. Сравнение нового и старого материалов, их классификация и обобщение позволяет выделять черты сходства и различия, что делает запоминание более точным. Варьирование и сочетание способов восприятия (зрительного, слухового, двигательного) делает процессы памяти более гибкими и интересными так же, как и постановка перед обучаемыми специальных задач – не просто повторять материал, а привести новые примеры, составить схемы, таблицы.

Эффективным также является воспроизведение учебного материала еще до того, когда он выучен (поскольку этот процесс более активен, чем чтение, он требует более действенного состояния коры головного мозга, что облегчает образование и дифференцирование временных связей). Очень важна при повторении роль самоконтроля – повторные воспроизведения обладают меньшей устойчивостью, чем первые, поэтому необходимо отслеживать ошибки и исправлять их при последующем воспроизведении.

Не менее важно правильное распределение повторений во времени. Постоянное повторение дает значительно меньший эффект, чем его распределение на несколько дней. Конечно, это достаточно индивидуально, поэтому преподаватель должен правильно подобрать временной интервал между повторениями – слишком большой или слишком маленький не дадут необходимого эффекта. Это объясняется тем, что при высокой концентрации повторений в коре головного мозга возникает защитное торможение, усиливающееся при усилении концентрации. И, наоборот, распределенное заучивание создает благоприятные условия для образования стойкой дифференцированности связей. Это относится не только к первичному заучиванию, но и к последующим повторениям материала (например, при подготовке к экзаменам).

В зависимости от количества и качества запоминаемого материала при одном и том же количестве повторений результат будет различен. Установлено, что по мере увеличения объема учебного материала время, необходимое для его запоминания, увеличивается не прямо пропорционально, а значительно больше. Это объясняется нарастающим торможением нервных клеток в результате продолжительной работы. При этом продуктивность запоминания наглядно-образного и словесного материала различна – зрительные образы предметов запоминаются и сохраняются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов.

Критерием прочности запоминания является воспроизведение при отсутствии объектов. Оно может быть прямым, непосредственным (без ясно осознаваемых промежуточных ассоциаций) и непрямым, опосредствованным (при участии промежуточных ассоциаций). Например, хорошо известная азбука Морзе обычно вспоминается сигнальщиком без промежуточных ассоциаций. А воспроизведение вахтенным офицером правил уклонения от оружия противника (на первых этапах отработки) нередко опирается на промежуточные ассоциации (припоминание иллюстрирующих примеров, способов и т. п.).

Если воспроизведение осуществляется без преднамеренно поставленной цели, оно называется непреднамеренным; если оно вызывается прямо поставленной задачей – преднамеренным. В этом случае воспроизведение является избирательным: в одном случае надо вспомнить определенный алгоритм, в другом – к какому классу кораблей относится цель; в одних случаях необходимо дословное воспроизведение, в других – своими словами и т. д. Причем избирательность в значительной мере зависит от личностных качеств человека – воспроизведение одних и тех же событий разными люди различается в зависимости от их жизненного опыта. Воспроизведение видоизменяется и перестраивается в соответствии с задачами деятельности, интересами человека, его эмоционального состояния, особенностей личности.

Необходимо отметить, что задача должна быть поставлена правильно и корректно – иначе человек может пойти по неправильному пути и не вспомнить нужное. Припоминание также затрудняется при утомлении, страхе, волнении и неуверенности в себе.

Характерной особенностью воспроизведения является перестройка (реконструкция) воспроизводимого материала. Это может заключаться в нарушении последовательности, в которой происходило восприятие; в передаче подлинника в обобщенном или схематизированном виде; в его излишней конкретизации и детализации; в прямом искажении. Основными причинами перестройки воспроизводимого материала являются:

Образование новых временных связей под влиянием опыта, приобретенного после запоминания данного материала;

Доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от особенностей личности или под влиянием различных задач деятельности;

Широкая первичная генерализация раздражителей при первоначальном поверхностном восприятии.

Более простым, чем воспроизведение, является процесс узнавания. Оно может быть разной степени определенности и быстроты в зависимости от сходства новых и старых раздражителей и прочности запоминания. При значительном совпадении и достаточной прочности узнавание происходит практически мгновенно, при недостаточном – превращается в относительно длительный процесс припоминания (вначале возникает только чувство знакомости).

Узнавание не может быть надежным критерием прочности запоминания. Если воспринимаемый впервые предмет имеет схожие черты с чем-то уже знакомым, то может возникнуть чувство знакомости, которое в данном случае является ложным узнаванием. Наряду с этим может произойти и утрата узнавания. При некоторых заболеваниях она может носить длительный характер (например, агнозия при травме головного мозга). Кратковременная потеря узнаваемости вызывается временным торможением необходимых для этого связей.

Результатом воспроизведения являются представления (зрительные, слуховые и др.) – воспроизведенные образы предметов и явлений, полученные в процессе их восприятия. Они возникают ассоциативно под влиянием действующих в данный момент непосредственных (предметных) или словесных раздражителей. Их физиологической основой служит работа обоих сигнальных нервных систем. Поскольку восприятие происходит при взаимодействии различных анализаторов, то и представления различных видов (зрительные, слуховые и т. д.) сочетаются друг с другом. Например, представление о внешнем виде знакомого человека сочетаются с представлением о его голосе, походке и т. п.

Представления могут возникать непреднамеренно (непроизвольно) и преднамеренно (произвольно). В первом случае, например при докладе акустика о шуме надводной цели определенного класса, у вахтенного офицера возникает образ корабля, принадлежащего к этому классу. Второй тип часто используется при решении сложных задач. Так, при первоначальном определении неисправности специалист часто мысленно представляет себе схему данного устройства и алгоритм его работы.

В результате многократного восприятия сходных предметов в возникающем образе индивидуальные особенности сглаживаются, а представление носит обобщенный, схематический характер (пример с образом эсминца).

То, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интерес, не соответствует потребностям и не занимает существенного места в деятельности, не получает достаточного подкрепления. В этом случае быстро развивается угасательное торможение в коре головного мозга, служащее физиологической основой забывания – неполное или ошибочное припоминание и узнавание, либо невозможность припомнить или узнать.

В первую очередь происходит торможение более тонких дифференцировок, поэтому детали забываются быстрее, чем общие представления, а из деталей дольше сохраняются те, которые вызвали наибольший интерес или оказали эмоциональное воздействие. Под влиянием определенных раздражителей связи могут восстанавливаться (растормаживаться). Причем это может происходить даже спустя длительный промежуток времени.

Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызванной сильными посторонними раздражителями. В случаях утомления при длительной работе нервных клеток возникает охранительное торможение, которое приводит к временному забыванию усвоенного материала. После отдыха временно забытое может восстановиться.

В первое время после заучивания забывание происходит быстрее, чем в дальнейшем (рис. 24). Темп забывания зависит от объема и содержания материала. Смысловой материал может сохраняться в памяти длительное время, однако при увеличении его объема темп забывания приближается к скорости забывания бессмысленного материала.

При воспроизведении сложного и обширного материала нередко первоначальное воспроизведение, следующее сразу за восприятием материала, оказывается менее полным, чем через 2–3 дня. Это явление получило название реминисценции. Она возникает в силу охранительного торможения или отрицательной индукции, вызванной действием предыдущей и последующей частей заучиваемого материала. При отсроченном воспроизведении заторможенные связи вновь актуализируются. У детей это явление возникает чаще, чем у взрослых.

Возникновение отрицательной индукции от предыдущего к последующему заучиванию материала приводит к явлениям ретроактивного и проактивного торможения. При ретроактивном торможении (обратного действия) деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает степень воспроизведения запомненного материала. Особенно это заметно тогда, когда необходимо последовательно запомнить два схожих по содержанию материала. Данное торможение также усиливается и при запоминании трудного материала.

Проактивное (действующее вперед) торможение выражается в отрицательном влиянии предыдущей деятельности на последующее запоминание. Разница здесь только в том, что результат сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании. Этими явлениями объясняется тот факт, что при заучивании обширного однородного по содержанию материала лучше запоминается его начало и конец, хуже – середина, поскольку она испытывает тормозящее влияние и предыдущих, и последующих частей заучиваемого материала. Но это не относится к тем частям, которые содержат основное содержание или вызывают особенный интерес.

В зависимости от соотношения двух сигнальных систем различают три типа памяти: наглядно-образный, словесно-отвлеченный и промежуточный. При первом типе лучше запоминаются предметы, картины, лица, цвета, звуки и т. п.; при втором – словесные формулировки, понятия, числа и т. д.; при третьем – то и другое примерно в одинаковой степени. Человек с первым типом памяти при запоминании старается пользоваться конкретными образами, со вторым – словесными обозначениями и словесными логическими схемами.

В зависимости от степени участия различных анализаторов бывают следующие типы памяти: зрительный, слуховой, двигательный и комбинированный (смешанный). Установлено, что наиболее распространенным является комбинированный тип (зрительно-двигательный и несколько меньше слуходвигательный). Чистые типы памяти встречаются редко.

– субъективное представление о мире с личностной позиции. Переосмысливая действительность, образовывается свое мировоззрение из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности;
  • действий, которые должны произойти.

Накопившийся опыт, воспроизведение усвоенных знаний оседает прочно в прошлом. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии личности. Будущее направлено на реализацию целей, задач, намерений, отображающихся в снах, фантазиях.

Суть мировоззрения, проходящего через психику

1. Активация.

Психика непостоянна, она меняется под влиянием внешних факторов и постоянно совершенствуется в развитии. Каждый обладает собственным мнением о том, как строится мир вокруг. Столкнувшись с противоречием других людей, сознание меняется, преобразовывается в реальности, неся иной смысл.

2. Нацеленность.

Расставляя ориентиры в жизни, человек ставит себе задачи по силам. Никогда не возьмется за дело, противоречащее его принципам и не приносящее ему ни морального, ни финансового удовлетворения потребностей. Происходит намеренное стремление преобразовать существующую субстанцию.

3. Подстройка.

Подход, условия могут меняться, но психическое пластично к временным преображениям, подстраивается под любое изменение.

4. Неповторимость.

Каждый обладает присущими специфичными мотивационными характеристиками и целями для саморазвития. Взгляд на мир преломляется через призму жизненных ориентиров. Это препятствует изучению психологической науки только под одним углом, надо оценивать все качества разных людей в одинаковой степени.

5. Опережение.

Социум создает себе платформу на будущее, отображая окружающие объекты и происходящие события в текущей жизни. Он привлекает только лучшее и значимое для последующего введения в деятельность.

6. Оценка со стороны объекта.

Индивидуальные черты отображаются напрямую в мышлении. Анализируются возможные ситуации, формируется отношение к происходящим событиям.

Существует несколько этапов, проходящие в сознании от телесного к чувственному:

  1. Сенсорный. Физический внешний агрессор действует на познавательные процессы человека, заставляя их реагировать телом и мышлением. Реакция возникает только на значимый побудитель.
  2. Перцептивный. Человек бессознательно стремится в общем виде отобразить комплекс раздражающих элементов.
  3. Индивид ориентируется на совокупное проявление, реагируя на биологически незначимые стимуляторы, провоцирующие возникновение чувствительности к важным раздражителям.
  4. Мыслительный. Устанавливается прочная взаимосвязь между объектами. Человек управляет ей с помощью мозговой функции.

Ступени отражения психики

  • Первая является базовой. Индивид ориентируется на свои ощущения и получающую информацию от окружающих, определяет манеру поведения в будущем. Его действия подвержены влиянию объектов реальности. Пройдя эту ступень, на нее возводятся другие. Этот уровень никогда не бывает пустым, он многогранен и постоянно меняется.
  • Второй уровень обладает основной особенностью в творчестве и проявлении воображения. Это высшая ступень развития психики, на нее человек переходит, когда создается новая модель умозаключений об окружающем мире. Она осмысливает действия и добавляет уже ранее заложенные образы.
  • Творческая личность сложно справляется с эмоциями, ее мышление состоит из сплошных представлений. Художественные способности накладываются на картинки, возникающие в голове, а их усвоение зависит от последующего взаимодействия.
  • Третий — главный его критерий это наличие речи. Логика и общение связаны с мыслительной деятельностью, опирающейся на понятия и методики, используемые предками. Он отодвигает на второй план воображение, память, чувственные образы, полагаясь только на рациональность в мышлении и опыт от предыдущего поколения. Это позволяет планировать и управлять жизненным путем.

Только переосмыслив и включив в свое сознание все этапы, личность может представить мир в обобщающем виде с уникальной точки зрения, отличительной от окружающих. И проявить это через поведение: мимику, жестикуляцию, позу.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов .

Основные свойства представлений:
фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;
неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;
изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:
– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;
– боязнь показаться глупым или смешным;
– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;
– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;
– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:
счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;
;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:
генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;
физическое и психическое состояния матери в период беременности;
хромосомные аномалии;
экологические условия проживания;
особенности питания ребенка;
социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным обычно относят следующие:
концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.