Русский богатырь илья муромец. Илья Муромец — былинный герой и православный святой

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
ИЛИЯ ПЕЧЁРСКИЙ

Илья Муромец

Илья Муромец, или Илья Муровец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана, или Илья Муровец сын Ивана) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Российскими историками считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова...».

Прототипом былинного персонажа считается исторический богатырь по прозванию «Чоботок» («Чибато»), родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи.



Поклонный крест, часовня и источник Ильи Муромца в Карачарово

Предполагают, что родился он около 1143 г. в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины.

Специалисты по останкам установили, что мужчина обладал сильно развитой мышечной системой. Рентгеноскопические исследования показали, что на ключице и ребрах имеются следы сросшихся прижизненных переломов. Это свидетельствует о том, как нелегко было богатырю добывать свои победы. В поясничном отделе - искривление позвоночника вправо, дополнительные отростки на позвонках, ущемлявшие нервы спинного мозга. Этот недуг и вынудил богатыря «сиднем сидеть на печи», как говорят былины, «тридцать лет и три года»:
Он сидел-то на печеньке-то тридцать лет,
Не имел при себе он как ведь рук-ле, ног».
По мнению экспертов, в молодости мужчина перенес паралич конечностей.
Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног. Недуг проявлялся и в зрелом возрасте: забодевание, видимо, ограничивало подвижность. Ростом был 177 см.


Скульптурный портрет Илии Печёрского

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев - калик перехожих (нищих странников), - которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана».
После чудесного исцеления он переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья. Предположительная фамилия - Гущин.
Взяв родительское благословение, -
«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град (стольным градом был в это время Владимир) -
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира (?),
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», -
Заложиться - поступить на службу.

Илья много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.
Возможно, что Илья поступил на службу не киевскому князю (Великий князь киевский: 1113 - 1125 гг.), который умер в 1125 г., а владимирскому князю (1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский, 1169 - 1174 гг. - князь Владимирский).

Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.
Гнездо Соловья-разбойника Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, по древней традиции, было устроено в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно - на месте Кремля. Москва расположена на болоте («у грязи чёрной»). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Часто в былинах и народных песнях реку Москву называют Смородинкой. Именно такое её древнее имя приведено в рукописи «Пантеон Российских государей», где сказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородинке или Самородинке и основал (или обустроил) город Москву. Леванидовым камнем можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времён на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до XIX века. Возможно, что «сырой бор», в котором сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме. См. .

8 марта 1169 г. войска союзных князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом овладели Киевом. В это время в Киеве правил князь Мстислав Изяславович. Город был разгромлен и сожжён. Учавствовавшие в походе половцы не щадили даже церковные сокровища. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду». Город был взят приступом «на щит», чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Киевский князь Мстислав бежал. Победители два дня грабили его, не было ничему и никому помилования. «Были в Киеве тогда,- говорил летописец,- на всех людях стон и тоска, плач неутешный и скорбь непрестанная».
Вполне возможно, что и Илья Муромец, исцелившись, принимал участие в этом походе, после чего остался в Киеве.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца, величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164-1182 гг.).

Скончался Илья около 1188 г. в возрасте 45 лет.
С. Хведченя, ученый из Киева, считает, что тот жил с 1143 по 1203 гг.
Исследователи выявили и признаки, характерные для болезни Ильи: увеличение некоторых частей тела, как, например, размеров кисти руки по сравнению с длиной плеча, широкое лицо. Последнее вызвало трудности в определении расовой принадлежности, поскольку измененные болезнью пропорции черепа могут быть отнесены как к монголоидному, так и к европеоидному типу. Следует заметить, что «широколицесть» напоминает и о финно-угорских народах. На теле мужчины обнаружили несколько прижизненных колотых ран. Серьезными были две: пробитая ладонь левой руки и колотая рана в области сердца, которая и стала причиной смерти богатыря.

В былинах же богатырь погибает по-разному: или в битве с татарами, или усмиряя взбунтовавшихся язычников. В некоторых вариантах сказаний богатыри не умирают, а уходят из жизни временно, превращаясь в камни. Когда же в тяжелый час в них возникает нужда, они оживают и помогают людям. Этот мотив часто встречается в мировом фольклоре. В русском народном творчестве он, как правило, имеет морально-религиозную оценку. Илья Муромец, например, окаменевает после того, как, уйдя в киевские пещеры, раздает найденное богатство на строительство храмов:
И воздвигнул живот во славный Киев
И построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.

По иной версии богатырь стал жертвой междоусобных войн. Во второй половине XII в. вокруг киевского «великого престола» развернулась жестокая борьба. Достаточно сказать, что с 1169 по 1181 гг. поменялось восемнадцать князей!

С. Хведченя попытался реконструировать последний бой богатыря.
Анализируя характер ран на теле святого и возможное их соответствие разным видам оружия, исследователь пришел к выводу, что в последней схватке Илья сражался с двумя противниками. Щита у него не было. Врагам удалось сбить Илью с ног - видимо, сказалась болезнь, сковывавшая его подвижность. После этого один из нападавших ударом боевого ножа пригвоздил левую ладонь богатыря к земле, а второй сверху пронзил грудь Ильи копьем. Былины, кстати, отмечали, что Илью Муромца ноги не раз подводили в бою:
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю.
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал кинжалище булатное.

По некоторым сведениям, первоначально Илья Муромец был захоронен в приделе главного храма Киевской Руси - Софии. Посол австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в 1594 г. отметил в путевых дневниках: «В другом приделе (Софийского собора) была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или как говорят богатырь, гробница эта ныне разрушена». Позже прах его перенесли в Ближние пещеры Киево-Печёрской лавры, где он находится и сейчас. Хотя по данным комиссии 1990 г. по изучению останков святого, тело могло мумифицироваться только будучи изначально захороненным в лаврских пещерах.
Преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом - яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Был причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец - Илия Печерский .

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Память по церковному календарю - 1 января по н.с.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина.


Мощи Илии Печерского


Киево-Печёрская лавра

«Надгробный» комплекс Ильи Муромца создан в муромском Спасо-Преображенском монастыре.


Трапезная церковь Покрова Богородицы в

В трапезной церкви Покрова Богородицы в гробнице под сенью находится резная фигура из дерева, выполненная муромским художником С.А. Субботиным при консультации С.А. Никитина. Святой изображен в монашеских ризах. Рядом лежит новодельный меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей, привезенная из Киева. Рака преподнесена в дар Попечительским советом Муромского Спасского монастыря 2 августа 2006 г. и в тот же день освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.



Образ Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы Спасо-Преображенского Монастыря


Спасо-Преображенский собор в Муроме

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем. В 1998 г. на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.


Храм во имя преподобного Ильи Муромца при Главном штабе ракетных войск

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».


Орден преподобного Илии Муромца

«Былинный камень» у въезда в Муром

У въезда в город поставлен «Былинный камень» с изображением Ильи Муромца (скульптор С. Н. Николаев, архитектор Н. А. Беспалов). Прообразом его стал сувенир, изготовленный в подарок члену президиума ЦК КПСС Д. Ф. Устинову.


Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятник Илье Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова был поставлен в 1999 г. в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой - крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен - здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.


«Грифон» - фрагмент памятника Илье Муромцу

Своеобразная «иллюстрация» к одному из его деяний в Муроме лежит во дворе местного музея. Это гигантский дубовый пень, у которого стоит табличка: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.


В.M. Васнецов. Три богатыря.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам, латышам, чувашам, якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Образ небесного воина

До рубежа XVII-XVIII вв. икон Ильи практически нет. Исключением является гравюра к изданию Киево-Печерского патерика 1661 г., не вошедшая в него. Илья изображен на фоне входа в Антониевы пещеры. Он стоит с воздетыми руками, полуобнаженный, с непокрытой головой. На плечах - плащ пустынника. А по иконописным подлинникам (правилам, предписывающим, как писать святых) XVIII в. его полагалось изображать иначе:
«Надседъ, брада Феодосиева, разсохами. Власы с ушей на плечах. Клобукъ чернъ. Риза преподобн. Исподь вохра».
Так Илья предстает на ряде гравюр XVII-XIX вв. с киево-печерскими святыми.
Образцом для всех последующих является гравюра на меди Иосифа Гошемского. Здесь Муромец подобен другим преподобным «дванадесяти муровщикам Киево-Печерским». Известны схожие иконы и складни XVIII-XIX вв.
Образ Ильи Муромца размещен над гробницей с мощами в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Copyright © 2015 Любовь безусловная


Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана.) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Бой Ильи Муромца с Жидовином". Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: "Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева..." По данным некоторых историков Российской Империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским.

Былинная биография Ильи Муромца

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) "не владел" руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они - во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что "калики" были Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: "Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище". Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется "к стольному граду ко Киеву" и приходит сперва "к тому камени неподвижному". На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: "Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне". После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Исторический прототип

Дополнительная информация

Дата смерти, если взять основную теорию (силач Чобиток из Мурома), - 1188.
Возраст (по экспертизе мощей святого Ильи Муромца) - 40-55 лет.

Родина Ильи Муромца

Версия-1 (большинство историков) - село Карачарово под Муромом.
Версия-2 (По данным некоторых историков Российской Империи и современных украинских историков) - селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев.
Рассмотрим современную карту.

Версия-1.


Село Карачарово под Муромом (микрорайон города Мурома Владимирской области, ранее село на южной окраине Мурома). Расстояние до Чернигова по современным дорогам (через Москву) - 1060 км. Доспехи, оружие и коня Илья получил скорее всего в Москве. По современным дорогам расстояние Муром - Москва - 317 км, Москва-Чернигов - 738 км.
Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий (1090-е годы - 15 мая 1157 года) принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. В 1156 году здесь были построены новые деревянные укрепления.

Версия-2.


Селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Расстояние до Чернигова - 62 км по современным дорогам. Моровск-Киев - 94 км. Чернигов-Киев - 149 км.
Вопрос - Если ехал он в Киев к князю Владимиру, то зачем такой крюк делать? Чтобы отогнать врагов от Чернигова? Тогда где взял он воинскую справу? Неужели доспехи, оружие и конь, которые стоили целого состояния, под каждым камнем валялись?
К какому князю Владимиру ехал Илья Муромец?
Если исходить из даты смерти (1188г.) и возраста (50 лет), то дата рождения Ильи Муромца - 1138г. Тогда год исцеления (в 33 года исцелился)- 1171г. Тут необходимо внести корректировки на срок реабилитации - не сразу же ведь после 33 лет "сидения" стал богатырем. Также надо учесть, что приобретение воинских навыков не в одночасье приходит. Это еще несколько лет. Но в целом можно пока учитывать эти даты.
В 1171 году в Киеве престол занял князь Владимир Мстиславич - личность неоднозначная.
Владимир Мстиславич (1132 - 30 мая 1171) - князь Дорогобужский (1150-1154, 1170-1171), князь Владимиро-Волынский (1154-1157), князь Слуцкий (1162), князь Трипольский (1162-1168), великий князь Киевский (1171). Сын Мстислава Владимировича Великого от второго брака, Мачешич.
В 1171 г. после смерти Глеба Юрьевича Давыд и Мстислав Ростиславичи позвали своего дядю Владимира на великое княжение в Киев. Тайком от Ярослава Изяславича и от Андрея Боголюбского Владимир приехал в Киев, оставив Дорогобуж сыну Мстиславу. Андрей Боголюбский потребовал от Владимира покинуть Киев. Владимир умер, княжив менее трех месяцев, не дождавшись насильственного изгнания с великого стола.

Заключение

Если учесть, что Илья Муромец принял постриг до 1182г. (до 44 лет), то за 10 лет он совершил немало ратных подвигов, что о нем сложили столько былин:
Обретение силы Ильёй Муромцем(Исцеление Ильи Муромца)
Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Илья Муромец и Идолище
Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
Илья Муромец и голи кабацкие(редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
Илья Муромец на Соколе-корабле
Илья Муромец и разбойники
Три поездки Ильи Муромца
Илья Муромец и Батый-царь
Илья Муромец и Жидовин
Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
Илья Муромец и Сокольник
Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
Камское побоище
Илья Муромец и Калин-царь
Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
Илья Муромец и Алеша Попович

Яркая была личность! Богатырь!

Воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. У Кмиты Чернобыльского (XVI век) Илья - Муравленин, а не Муромец, у Эриха Лассоты (XVI век) - Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века - Илья Мурович или Илья Муровец .

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », «Илья Муромец и Идолище Поганое », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…» По данным некоторых историков Российской империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск , Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским .

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15-ти из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю ).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Первая поездка Ильи Муромца
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Сокольник
  11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  12. Камское побоище
  13. Илья Муромец и Калин-царь
  14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  15. Илья Муромец и Соловей Разбойник

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Беспрецедентно большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт уникальную возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой , Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге , Яике и входившего в состав казачества.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам , латышам , чувашам , якутам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея , которого не знают былины об Илье Муромце.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком . Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются . Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским .

Исторический прототип

Мощи Ильи Печерского

Прототипом былинного персонажа исследователями считается исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский .

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января . Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время не действовали, вследствие или врождённого паралича, или родовой травмы. Травма позвоночника была устранена, что позволило ему восстановить подвижность ног.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры . Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина . Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илья Муромец в русской культуре

Памятник Илье Муромцу в Муроме

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний "Стимэкс" и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец .
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка ») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах , а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри », под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье ».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова .
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа » есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»

На протяжении долгого времени старинные русские былины несправедливо считались сказками, а подвиги народных героев - монархической пропагандой. Научные исследования народного творчества начались сравнительно недавно, в конце XX века.

Илья Муромец – самый известный из русских богатырей, аналог воинской храбрости и чести. Его образ стал хрестоматийным благодаря картине Виктора Васнецова. Именем знаменитого ратника названы несколько видов оружия, атомный ледокол, водопад и детская киностудия. Ученым удалось доказать подлинность личности Ильи Муромца и многих фактов его «былинной» биографии.

По преданию богатырь родился в семье крестьян Гущиных из старинного русского села Карачарово под Муромом. Точная дата рождения в те времена нигде не фиксировалась, но известно, что жизненный путь Ильи закончился в 1188. На тот момент ему было около 55 лет. Летописцы рассказывают о чудесном исцелении Ильи от паралича ног. Современник описывали его как очень высокого человека, имевшего рост около 180 см и «косую сажень в плечах». Но первые 30 лет своей жизни он не поднимался с постели. «Перехожие калики», так назвали в старину пеших паломников, одарили его недюжинной силой и предсказали славу великого воина. Подтверждают предание экспертизы мощей святого Ильи, хранящихся в Киево-Печерской лавре, обнаружившие защемление нервных отростков спинного мозга старца.

После выздоровления Илья принял крещение и отправился на бескорыстное служение князю киевскому Владимиру Мономаху. Не знавший поражений богатырь скоро стал народным любимцем. Стараниями дружины Муромца прекратились набеги половецких кочевников, границы Руси отодвинулись до Азовского моря.

В одной из битв с половцами богатырь получил тяжелое ранение. Ратный подвиг он сменил на духовный, постригшись в монахи Киево-Печерской лавры. Здесь Муромец вскоре скончался. При изучении мощей святого была обнаружена обширная рана в области сердца, сделанная копьем.

В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, российская армия почитает его как покровителя воинства и чтит его память 1 января.

На родине богатыря, в Карачарово, сохранилась Троицкая церковь, деревянное основание которой заложил он сам. Недалеко от нее находится родник Ильи Муромца с целебной водой. Народное предание называет его «скоком», связывая их появление с ударом от копыт богатырского коня.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Михаил Богданович Барклай де Толли

    Михаил Богданович Барклай де Толли выдающийся российский полководец, шотландского происхождения родился в поселке Памушис, неподалёку от Литвы. Точной даты рождения Михаила Богдановича не установлено, известна только предположительная дата,

  • Сергей Миронович Киров

    Сергей Миронович Киров (1886г.) – политик, ярый революционер, ленинец. Местом его рождения считается г. Уржум. В юности носил фамилию Костриков. Сергей средний из троих детей, девочек Анны и Лизы.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…