С каким именем связано понятие интериоризация. Современные проблемы науки и образования

франц. interio-risation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний), формирование внутр. структур человеческой психики посредством усвоения внеш. социальной деятельности. И. не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти. Понятие И. введено франц. социологи, школой для обозначения заимствования осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. В заруб. психологии роль и механизмы И. трактуются по-разному. Э.Дюркгейм связывал И. с социализацией личности. Согласно Ж. Пиаже, И. происходит вместе с формированием речи (значения слов «находятся» в сознании). Сходные с И. понятия используются в психоанализе при объяснении формирования бессознательного под влиянием межиндивидуальных отношений.

В отеч. психологии И. рассматривается как преобразование строения предметной деятельности в структуру внутр. плана сознания. Согласно Л. С. Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Выготский рассматривал образование форм речевого общения как процесс формирования высших, специфически общественных, орудийно опосредствованных психич. функций. Экспериментально показано (А. Н. Леонтьев), что этот процесс происходит в ходе онто-генетич. развития ребенка, между 5 и 11-12 годами. Стадии И. прослежены в работах, посвященных умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина). Первоначально развернутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключит. ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психич. процесса.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; его ж е, История развития высш. психич. функций, там же, т. 3, М., 1983; Гальперин П. Я., К учению об интериоризации, ВП, 1966, №6; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1981.

Интериоризация [лат. interior - внутренний] - формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле И. понимали и представители символического интеракционизма. В культурно-исторической теории психического развития, разработанной Л.С. Выготским, И. ("вращивание") рассматривается как общий механизм формирования высших психических функций, принципиально отличающих психику человека от психики животных. В психоанализе развито близкое к понятию И. представление о процессе интроекции. Оно используется при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе структура межиндивидуальных отношений переходит "внутрь" психики. Благодаря этому процессу формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.

Л.А. Радзиховский

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(лат. внутренний), переход извне вовнутрь, то есть психические процессы, которые складываются, как правило, вне человека, при посредстве интериоризации становятся атрибутами его внутренней психической жизни. Термин принадлежит французскому социологу Дюргейму.

Психологическая энциклопедия

(от лат. interior -внутренний) - букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование...

Психологическая энциклопедия

(лат. interior - внутренний). 1. В психиатрии - переживание психически больным волнующих его обстоятельств скрытно для окружающих. 2. В психологии - формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. В психоанализепонятие И....

Психологическая энциклопедия

Переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и...

Психологическая энциклопедия

Нем.: Verinnerlichung. - Франц.: int?riorisation. -Англ.: internalization. - Исп.: interiorisaci?n. - Итал.: interiorizzazione. - Португ.: interioriza??o.o А) Термин, обычно используемый как синоним интроекции*.Б) В более узком смысле слова -процесс, посредством которого...

Интериоризация – глубинное развитие личности при взаимодействии с другими. Человек способен оценивать сам себя, выбирать деятельность и контролировать ее ход, усваивать ценности общества.Теория интериоризации нашла свое применение в таких смежных науках как: философия, психология, педагогика и социология.

Что такое интериоризация?

Интериоризация - это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходит процессы:

  • развитие мышления;
  • созревание и становление функций психики в целом;
  • формирование ;
  • социализация человека.

Что такое интериоризация в психологии?

Вся внешняя деятельность человека регулируется внутренней психической деятельностью. Интериоризация в психологии - это изучение процессов переработки информации поступающей извне внутрь. Человек оперирует различными сложными действиями, так формируется опыт, который позволяет осуществлять предметную деятельность уже в уме – умственные операции без участия самих предметов. Образование устойчивых структурных единиц сознания помогает личности «перемещаться» умственно в разные времена.

Изучением интериоризации занимались психологи Ж. Пиаже, Л. Выготский по мнению которых, любая психическая функция изначально складывается как внешняя, затем в процессе интериоризации укореняется в самой психике человека. Становление речи происходит в процессе интериоризации и формируется в три стадии:

  1. Взрослые своей речью воздействуют на ребенка, побуждая его к действиям.
  2. Ребенок перенимает способы общения и уже сам начинает воздействовать на взрослого.
  3. В дальнейшем, ребенок воздействует словом сам на себя.

Что такое интериоризация в педагогике?

Интериоризация в педагогике - это важный процесс развития сознания личности учащегося и ему отводится важное место и результат процесса преследует не только приобретение новых знаний учащимися, но и преобразование . Успешная интериоризация школьников зависит от личности самих педагогов. Считается, что первостепенными аспектами в педагогике является воспитательный процесс и интериоризация человеческих ценностей, которые способствуют:

  • развитию гармоничной личности учащегося;
  • формированию устойчивой мотивационной сферы;
  • усвоению моральных и этических ценностей и норм общества.

Интериоризация в философии

Понятие интериоризации взяли на вооружение и философы. Практическая деятельность – это способ познания мира и бытия. Раздел философии – гносеология видит в практической деятельности критерий истины, но сама практика при этом является лишь средством формирования эмпирического знания. Д.В. Пивоваров сделал вывод: опыт человека формируется из практической деятельности путем сопоставления с имеющейся теоретической составляющей о предмете. Принцип интериоризации в философии указывает на то, что познавательная деятельность человека – это способ осмыслить бытие.

Интериоризация в социологии

Социальная интериоризация процесс формирования единства и значимости человека как социальной единицы через усвоение личностью ценностей, норм и культурного наследия. Общество постоянно развивается и личность должна адаптироваться под меняющиеся условия социума. Социологи считают, что развитие индивидуальности происходит в результате совместной практической деятельности. Механизм интериоризации человека состоит из трех граней:

  1. Индивидуализация . Теория Л. Выготского о ближайшей зоне развития ребенка показывает насколько важно совместное интерпсихическое выполнение пока еще незнакомых действий для ребенка – это формирует в последующем интрапсихическую (индивидуальную) деятельность.
  2. Интимизация . «Мы» становится «Я». Дети до 2-х лет, говорят о себе в 3-м лице – называют себя по имени, как их зовут взрослые. Переход к «Я» - происходит осознание себя и превалирования смысла над значением.
  3. Производство внутреннего плана сознания или кристаллизация личности . На этом этапе происходит экстериоризация - процесс отдачи наружу переработанного знания, информации, опыта. Присвоение и овладение устойчивыми паттернами поведения.
1

В статье рассматривается проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке. Автором проанализирована научно – педагогическая литература, позволяющая сделать выводы, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности. Автор определяет интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные, характеризующийся специфической трансформацией познавательных объектов во внутренне-присвоенные, личностно-значимые, позволяющие решать профессиональные задачи будущей деятельности, приобретения социального опыта, которые не только обобщаются, формируются, но и в дальнейшем используются в процессе профессиональной деятельности, при этом образовательная среда вуза и современные требования к профессиональной подготовке определяют содержание профессионально-ориентированных знаний, а их присвоение обеспечивает профессиональное развитие социальных педагогов.

социальный педагог

профессионально-ориентированные знания

психолого-педагогическая наука

интериоризация

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные труды по психологии. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.

2. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - ЧеРо, 1999Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. В.В.Давыдова. В 2-х т. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

3. Голубинцев B.O., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия. - М.: «Феникс», 2007.

4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. – Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999.

5. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. - С.3-12. // http://www.rusnauka.com/Pedagog/84.html.

6. Левкович В. П. Моральные нормы - регуляторы поведения личности // Сов. педагогика. - 1976. - № 3. - С. 96 – 107.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 19 Гончаров В.С. Интериоризация как центральный механизм когнитивного развития. Психология проектирования когнитивного развития: Монография. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. - 235 с.

8. Мушкирова А.Н. О формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения // http://www.rusnauka.com/Pedagog/84.html.

9. Нуреев Р. М. Теория общественного выбора. - ГУ ВШЭ, 2005.

10. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Б.М.Бим-Бада. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 – 528с.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – М.: Политиздат, 1985.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 528с.

13. Психология развития. Словарь. /Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А. - М., 2005

14. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - №3.

15. Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: Дис. … канд. псих. наук. – М., 2009. – 306с.

16. Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня //Вопросы психологии. – 1993. - № 1. – С.92-101.

17. Шоттер Джон, Бахтин М.М., Выготский Л.С.: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии. - 1996, №6. С. 107-117 // http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/ shotter01.htm.

18. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 89 – 105.

В статье рассматривается проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке. Автором проанализирована научно - педагогическая литература, позволяющая сделать выводы, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности. Автор определяет интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные, характеризующийся специфической трансформацией познавательных объектов.

Целью исследования являлось изучение проблем интериоризации знаний в психолого-педагогической науке.

Материал, методы и результаты исследования

Развитие проблемы интериоризации знаний связано с традиционным вопросом психолого-педагогической науки - вопросом внешней и внутренней детерминации. В построении теоретических основ для решения данной задачи, как показало осмысление современных подходов, сложившихся в психолого-педагогической литературе, значительными преимуществами обладают концепции развития личности как особой целостности, которое осуществляется только при единстве двух процессов: внешнего - социального и внутреннего - личностного.

В педагогике интериоризация (фр. intériorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) рассматривается как формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом .

Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский дают понятие интериоризации через формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности . Аналогичные определения понятия «интериоризация» как формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности мы находим и в других психологических словарях .

Термин «интериоризация» используется представителями разных направлений и школ в психологии - в соответствии с их пониманием механизмов развития психики.

Понятие «интериоризация» было введено в научный оборот представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). У Э.Дюркгейма интериоризация была представлена как процесс, когда ребенок заимствует из общественного сознания понятия, представления, категории, которые затем образуют структуру его личных взглядов.

Первым психологом, который рассматривал интериоризацию как психологический принцип, был Пьер Жане. Понятие «интериоризация» означало прививание элементов идеологии к изначально биологическому сознанию индивида: идеология, общественное сознание переносилось «в» индивидуальное сознание; менялось местонахождение, но не природа явления; оно как было, так и оставалось идеальным .

Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. Для Ж.Пиаже интериоризация - явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций. Вопрос о переходе от непсихического к психическому при этом не затрагивался . В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма .

Понятие интериоризации занимает важное место в системе понятий ряда советских психологических теорий, поскольку выступает в них одним из основных средств решения таких ключевых теоретических проблем, как:

Именно поэтому мы обратились к изучению понятия интериоризации - уточнению его содержания и разграничения различных значений термина, сопоставлению теоретических положений и эмпирических данных, выявления связей данного понятия с другими понятиями, перспектив его применения для решения современных теоретических проблем психологии.

В отечественной психологии процесс интериоризации понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Большая группа советских психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и их сотрудники) отвечала словом «интериоризация» на вопрос: каким образом в ходе онтогенетического развития формируются социальные механизмы психики человека? Содержательно сам процесс интериоризации эти ученые понимали во многом по-разному. Позиции данных ученых по проблемам интериоризации критически оценивали другие советские психологи - С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский.

Принципиальное значение понятие «интериоризация» получило в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Л.С. Выготский преимущественно пользовался термином «вращивание» (синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида .

Данные теоретические построения А.Н. Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению А.Н.Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

П.Я. Гальперин выделяет в действии две основные части: ориентировочную и исполнительную. Производной от них выступает контрольно-корректировочная часть. В теории П.Я. Гальперина ориентировочная часть действия, или ориентировочная основа действия, занимает ведущее место. Ученый подчеркивает: «Именно ориентировочная часть, а вовсе не все действие представляет предмет психологии» .

С.Л. Рубинштейн критиковал позицию А.Н. Леонтьева по вопросу о предпосылках интериоризации. Исходя из принципа марксистской философии - внешние причины действуют через внутренние условия, С.Л. Рубинштейн считал безусловно необходимым признание внутренних (филогенетически и во внутриутробный период сформировавшихся) предпосылок процесса усвоения; усвоение не может идти «в пустоту». Вопрос стоит так: как содержательно охарактеризовать эти предпосылки (а не только констатировать их существование)? Последняя проблема упирается, в конце концов, в знаменитую проблему «первоначала» и далека от решения в психологии и сегодня. Вместе с тем какое-то, пусть промежуточное, решение проблемы предпосылок необходимо: ведь если констатировать наличие предпосылок, но не указать, чем предпосылки отличаются от результатов интериоризации, то тогда само понятие интериоризации оказывается просто бессодержательным .

Таким образом, осваивая и выполняя профессиональные роли человек сначала интериоризирует (переводит внешнее во внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, то есть как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Личность, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации.

Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике .

Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами.

А.Н. Мушкирова считает, что формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации. .

Интериоризация общественно значимых ценностей, по мнению И.Ф. Клименко, происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане .

Интериоризация и социальная адаптация, по мнению К.В. Рубчевского, являются основными формами социализации личности. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей .

Р.М. Нуреев предложил исследовать интериоризацию индивида по трем измерениям. Измерение степени рациональности индивида: от рутинного к разнообразному и от ориентации на среднее мнение к ориентации на удовлетворительный результат. Измерения степени преследования личных интересов: от индивидуализма к принципам коллективисткой этики, а также степени ориентированности деятельности на рыночные отношения: от «рыночности» к «антирыночности» поведения .

В исследовании проблем интериоризации практик B.C. Любченко на первый план выходят практические знания и навыки. В основе интериоризации отношений, по мнению автора, выступают не теоретические знания индивида, а практическое знание .

П. Бергер развивал интегральный подход к процессу интериоризации социального мира, исследовал механизмы реализации различных форм социального контроля и их взаимосвязь с формированием самоидентичности личности при смене социального контекста .

В.П. Беляниным исследованы процессы интериоризации значений слов в общении и деятельности, как основы конструирования смысловой матрицы социума индивидом .

Б.Г. Ананьевым было проведено сравнение двух подходов к интериоризации социальных ролей, а через них установок и мотивов: социологического и психологического .

Джон Шоттер, в исследовании о возможности места конкретного высказывания в цепи речевого общения, в определенной социальной группе, целиком солидарен с Л.С. Выготским и М. М. Бахтиным, «мы формируем свою внутреннюю жизнь через возможности, предоставляемые нам «другими» вокруг нас, равно как и «аудиторией», интериоризованной нами, благодаря функционированию в различных сферах общения или речевых жанрах» .

Как отмечает В. П. Левкович, «нормы - это внешние по отношению к личности требования общества или группы, предъявляемые к ее поведению в той или иной ситуации». Интернализованные нормы не ощущаются индивидом как принудительные, они сливаются воедино с его правилами и нормами. В этом случае они представляют собой внутренний регулятор поведения, то есть такой императив, который принят личностью, образует се установку .

А.Н. Леонтьев определяет интериоризацию действий как постепенное преобразование внешних действий в действия внутренние, умственные. Он подчеркивает, что этот процесс необходимо совершается в онтогенетическом развитии человека .

По Гончарову В.С для интериоризации понятия учеником действие должно быть предварительно экстериоризованно учителем. Иначе говоря, педагог должен спроектировать процесс его усвоения в соответствии, с системой планомерно-поэтапного формирования .

Н.Ф.Талызина также выделяет три составляющие процесса интериоризации: переходы «внешнее-внутреннее», «социальное-индивидуальное», «материальное-идеальное».

Таким образом, анализ различных научных подходов к определению термина «интериоризация», показал, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности.

Таким образом, мы определяем интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные, характеризующийся специфической трансформацией познавательных объектов во внутренне-присвоенные, личностно-значимые, позволяющие решать профессиональные задачи будущей деятельности, приобретения социального опыта, которые не только обобщаются, формируются, но и в дальнейшем используются в процессе профессиональной деятельности, при этом образовательная среда вуза и современные требования к профессиональной подготовке определяют содержание профессионально-ориентированных знаний, а их присвоение обеспечивает профессиональное развитие социальных педагогов.

Интериоризация профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе детерминирована изменяющимися социальными, экономическими и культурными условиями развития российского общества, значимыми для системы высшего педагогического образования, а также принципами, отражающими специфику профессиональной деятельности социальных педагогов

В процессе профессиональной подготовки студент, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей профессиональной деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Интериоризация профессиональных знаний в процессе осуществления учебной деятельности осуществляется поэтапно: формирование ценностного знания; постижение и принятие социального опыта в процессе рефлексии и интерпретации; смысловое постижение социального опыта, и как результат присвоение социального опыта как личного.

Рецензенты:

Жог В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Леванова Е.А., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Пушкарева Т.В. ПРОБЛЕМА ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ЗНАНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17247 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Интериоризамция -- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским.

По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Понятие интериоризации является одним из ключевых в современной образовательной психологии США.

У Ф. Ницше было своеобразное понимание интериоризации. В своей работе Генеалогия морали (1887), он писал, что "Все инстинкты, которым не позволяется выходить наружу, проявляются внутри. Это именно то, что я называю интериоризацией».

Социальная ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д. Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста. Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.