Античность и неоклассика: доходный дом на Большой Ордынке признан памятником архитектуры. Неоклассика в интерьере: идеи дизайна квартир Дом в стиле Неоклассика: дизайн интерьера

Винкельман утверждал: "Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, даже неподражаемыми - это подражание древним".

НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. Le style Neoclassique, нем. Neoklassizismus от греч. Neos - "новый"; см. Классицизм) - возрождение принципов и творческого метода Классицизма после формирования этого художественного направления в искусстве Италии начала XVI в. (см. римский классицизм), в конце XVI в. Основными характерными чертами неоклассицизма являются легкость, утонченность и прямолинейность. Первопроходцами неоклассики стали Роберт Адам и Джон Соун, которые с необычным подходом создавали архитектурные ансамбли на основе древних Помпей и Рима, привнося в них легкость и изящество, почитаемые их современниками.

Неоклассицизм по правилам. Законы стиля от дизайнеров:

Закон 1. Неоклассицизму присуще обращение к античности, с ее легкими, изысканными прямыми линиями. Типичные украшения – листья, раковины, архитектурные фронтоны.

Закон 2. Утонченные формы мебели прекрасно сочетаются с нежными цветовыми решениями, тем самым формируя очень гармоничную общую картину декора помещения.

Закон 3. Неоклассика не терпит перегруженности стилистическими элементами, а тяготеет к минималистичной простоте линий, приправленной классической мягкостью

Закон 4. Пространство в интерьере неоклассицизма как бы перетекает из одного в другое: из прихожей или холла открывается вид на гостиную и дальше.

Закон 5. Монохромные цвета создают умиротворяющее настроение, пастельные оттенки преобладают, недопустима перегруженность цветочными орнаментами.

Интерьеры неоклассицизма в Малом Трианоне (Версаль) - это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных. Расположенное на квадратной площадке здание опирается на цоколь, над ним высится этаж и аттик, который завершается балюстрадой, скрывающей крышу на итальянский манер. Из-за неровностей рельефа, цокольный уровень виден только со стороны фасада, выходящего в Парадный двор, а также со стороны Храма Амура.

СТИЛЬ НЕОКЛАССИЦИЗМ У ВАС В ДОМЕ.

1. По периметру центральной комнаты вашего дома (гостиной или холла) желательно расставить колонны или обозначить границы пространства фризами. Колонна она задает тон всему пространству. Но не слишком увлекайтесь атрибутами классической эпохи!

2. Неоклассицизм хорош тем, что в этом стиле можно самому выстроить пропорции. Делайте практически полностью минималистичный интерьер с намеком на классику, либо привносите в классическую атмосферу помещения нотки минимализма, обозначенные в отдельных предметах интерьера . Здесь главное – спокойствие и гармония!

3. Неоклассицизм не приветствует обилие текстиля в интерьере. Однако, в одной-двух комнатах уместны ковры с графическим рисунком неконтрастных цветов. Для покрывал и занавесей подойдет шелк. Ну а в качестве обивки для мягкой мебели идеальна светлая кожа.

Еще в период Ренессанса начала проявляться гармония между архитектурными частями, декором, драпировкой и мебелью. В XVII веке это стало обычным для особняков во Франции, Англии и Голландии.

Первые книги с образцами гравировки, орнамента, архитектурного стиля начали выходить в XVI веке. Основное внимание уделялось таким архитектурным деталям как, например, каминные доски или декорированные потолки, но позже, все больше начинали писать о мебели.

В начале XVII столетия известных архитекторов и дизайнеров Италии приглашали во все европейские страны, для украшения утонченными итальянскими декоративными деталями. К концу XVII столетия ведущее место как по искусству дизайна, так по мастерству заняла Франция. Наиболее всего это отразилось в великолепии Версаля. На протяжении всего XVIII века, Франция продолжала оказывать наиболее сильное влияние на дизайн интерьера.

Стремление богатых к самым модным тенденциям способствовало быстрому распространению таких направлений, как неоклассицизм, барокко, рококо. До тех пор, пока эти стили использовались только кругами высшей аристократии, между ними было мало национальных различий. Между тем, доходя до менее богатых сословий, стиль начал дополняться национальными различиями, а затем и местными.

Стиль неоклассицизма в Германии

Мебельные мастера Германии без энтузиазма восприняли строгие линии неоклассицизма. В некоторых предметах стиля 1770-х годов рядом с изгибами рококо присутствуют сужающиеся книзу ножки, прямоугольные формы каркаса. Иногда неоклассический орнамент прилагался к старым формам. Однако к концу XVIII века классические прямолинейные формы, декоративные мотивы стали повсеместно принятыми в интерьере мебели.

Неоклассицизм в России

Неоклассицизм в России принял столь же великолепные формы. Известные архитекторы, представители неоклассицизма, работали для многих царских резиденций создавая декоративное оформление, предметы обстановки.

Российские мебельные мастера изготавливали мебель используя элементы как французского, так и английского стиля. Практически вся мебель середины XIX века неотличима от европейских образцов — различие было лишь в использовании отечественных материалов, например, карельской березы.

Большой эффект производило использование светлых и темных пород дерева. В некоторых знаменитых домах мебель часто расписывали.

Характерная черта неоклассики — это прямоугольные формы интерьера, минимум декоративной отделки, монохромные, спокойные цветовые оттенки, единое пространство с отдельными зонами, центральной композицией которой является гостиная.

В гостиной комнате не должно быть вычурности, броской роскоши. Исключительно строгий дизайн, спокойные цвета, чистые линии. Тогда как в меблировке допустимо применить изысканный шик. Выражается он дорогими обивочными материалами и классическими формами кресел, диванов, пуфов, комодов, сервантов. Никаких шкафов-купе, все предметы меблировки должны быть визуально легкими, изящными.

Основная идея, которая характеризует неоклассический стиль гостиной — это четкий центр комнаты, плавные симметричные линии предметов интерьера, которые дополняют и усиливают это ощущение.

Стены

  • наиболее распространенный цвет стен — это кремовые, сливочные, бежевые, светло-серые оттенки, удачно подчеркнутые лепниной белого цвета и плинтусами;
  • если вы решите сделать нижнюю часть стены темного цвета, то верхняя часть может быть обрамлена классической белой лепниной, посредине стена может быть отделана деревянными панелями;
  • колонны вполне могут отражаться в подставках, подлокотниках, стойках и торцах шкафов.

Освещение

  • для того, чтобы подчеркнуть рассеянное, матовое освещение, которое будет равномерно распределено по всей поверхности комнаты, лучше всего использовать большое количество бра, встраиваемых софитов и подвесных светильников, установленных на разных уровнях. Также хорошо подойдут лампочки в виде свечей и абажурные светильники пастельных, светлых тонов;
  • количество источников света, которые вы установите в комнате, напрямую связано с размерами вашей комнаты. Для большой гостиной на потолке будет достаточно 2 или 3 одинаковых люстры, а если помещение небольшое — достаточно одного светильника посередине комнаты и двух бра, которые можно расположить, например, с обеих сторон зеркала.

Мебель

  • хорошо будет смотреться в утонченных расцветках темного дерева или шоколада, уместна и светлая обивка из кожи, которая хорошо будет сочетаться с деревянным декором.

Окна и двери

  • используйте шторы с несколькими слоями изящной драпировки. Расцветку необходимо подбирать, исходя из преобладающего цвета мебели, например, исходя из тона обивки дивана или кресел;
  • если есть возможность, двери замените арочными проемами.

Потолок

Чтобы добавить высоту и глубину помещению скромных размеров с невысоким потолком, выбирайте натяжную конструкцию подвесного потолка светлого оттенка с эффектом глянца. Это создаст иллюзию свободного пространства.

Аксессуары

  • стиль лоялен к живым, а также искусственным цветам. Создайте яркий, шикарный букет из своих любимых цветов, и каких-либо дополнительных украшений вашей гостиной не потребуется;
  • не перегружайте лишними украшениями комнату. Здесь не уместны напольные вазы в сочетании с пышными букетами, большим количеством колонн.

Гостиная комната - это место для приятных встреч с близкими, родными, друзьями, потому она должна обеспечить комфорт для всех присутствующих.

Особенность спальни в этом стиле — это оформление части стены возле изголовья кровати. Витиеватая лепнина, выполненная из полиуретана, придаст атмосфере романтичности и изысканности — это все, что требует неоклассика в интерьере.

Цветовая палитра

  • идеальна гамма пастельных оттенков. Чтобы придать акцент можно употребить насыщенные тона;
  • для создания атмосферы покоя, легкости, изысканности используйте нежные полутона. Все, что нужно — это умело подобрать оттенок, декорации, мебель.

Мебель

  • лучшей идеей будет приобретение гарнитура, что позволит не нарушить созвучность стиля. Наиболее подойдут предметы интерьера с изогнутыми или ровными линиями;
  • ценные породы дерева не только привнесут роскошь, но придадут спальне уют и тепло.

Освещение

  • спальная комната должна быть максимально обеспечена яркими лучами дневного, а также искусственного света.

Декор

  • очаровательно и роскошно будут смотреться: лепнина, колонны, позолоченные вазы, арки, живопись;
  • спальная комната должны располагать предметами из шелка, бархата, хлопка;
  • центр комнаты будет прекрасно акцентирован однотонными или узорчатыми коврами с длинным ворсом.

Пол и стены

  • отличной идеей будут зеркальные или стеклянные стены, украшенные растительными и античными орнаментами;
  • мраморный пол, стены или потолок будут выгодно и роскошно подчеркивать убранство комнаты. Натуральный камень придаст непревзойденный блеск, а также роскошный лоск. Неплохим вариантом будет воспользоваться венецианской штукатуркой.

Неоклассика в интерьере кухни

Интерьер кухни в стиле неоклассика никогда не потеряет своей актуальности. Ведь фасады кухни, выполненные из натуральных материалов, не выходят из моды. В отделке кухни в неоклассицизме используют материалы:

  • мрамор;
  • натуральный камень;
  • дерево.

В дизайне кухни желательно использовать естественные цвета светлых оттенков. Хорошо будет смотреться белая кухня.

Расположить мебель и подобрать бытовую технику нужно заранее, чтобы в дизайн-проекте кухни все вписать в кухонный гарнитур.


Интерьер в стиле американской неоклассики

Стиль американской неоклассики, является наиболее популярным. В США этот стиль наиболее распространен, его часто используют для декорирования помещений, интерьеров квартир или домов. Именно поэтому в других странах его знают, как «американский» неоклассицизм.

Этот вид отделки наиболее идеально подходит для больших помещений, высоких потолков, широких окон. Интерьер квартиры в стиле неоклассика предполагает минималистические решения, использование современных материалов, которые придают классическим, традиционным формам изящество и легкость. Его можно использовать как для помещений с большой площадью, так и для маленьких квартир.

Этому стилю присуща изысканность, гармоничность, любовь к светлым полутонам, особенно к белому, романтические детали.

Стиль американской неоклассики — это смесь мебели простой, строгой с однотонной и массивной. Наилучшими цветами для этого будет белый, оливковый, голубой, синий. Цвета, которые будут создавать акцент в белом пространстве. Для этого стиля допускают как дорогие натуральные материалы, так и искусственные или их сочетание.

Светлые, нежные тона придадут убранству помещения нежность, легкость, а использование позолоты на тканях, отделки, рамах и т.д. подчеркнут богатство, достаток.

Подчеркнуть связь со стариной помогут такие детали, как арки, колонны, скульптуры, лепнина, высокие напольные вазы с позолотой, картины с сюжетами античности, зеркала в роскошных рамах, изящные люстры, светильники или подсвечники. Однако не забывайте про чувство меры — не перегрузите пространство лишними деталями. Конечно же, всего этого должно быть в меру. В сочетании с минимализмом эти элементы особенно сильно привлекут внимание.


Интерьер деревянного дома

Особенно стиль неоклассика понравится почитателям минимализма, поскольку пространство в светлых тонах зрительно увеличивает площадь любого помещения.

Главным условием для выдержанности в стиле неоклассики будет симметричная композиция интерьеров каждой комнаты, изящная мебель в стиле наполеоновского ампира, греко-римские колонны, пилястры, фризы, канделябры и люстры.

Выбирайте теплые и холодные цвета, но следите за тем, чтобы не нарушить гармонию. Если в интерьере главных элементов мебели, отделке полов, стен вы применяете теплые цвета, оттенки, то делать акценты следует цветами холодных оттенков. Например, если мебель и пол коричневых тонов, то для стен используйте карамельные или оттенки серого. Это будет особенно хорошо для небольших комнат с северной стороны дома.

Важно! Ни в коем случае не используйте лимонные, салатовые, едко-розовые, ярко-желтых тона. Следует ограничить себя 2-3 оттенками.

Колониальные мотивы – также обязательное условие большинства созданных на английский манер домов. Традиция, берущая начало со Средних веков, предполагает обязательное наличие в большом доме очага, печи или камина, который создаст особый уют и комфорт. В современных условиях квартир можно установить искусственный камин, с отделкой, например, из специально состаренного кирпича или полосок.

Каждый предмет мебели должен гармонично дополнять роскошь друг друга. Очень важно не нарушить гармонию стиля.

Если вы решили отдать предпочтение неоклассическому стилю, не экономьте на мелочах. Этот стиль не поддается капризам моды, а элитные материалы для декора, мебель прослужат вам не один десяток лет.

«Работая над этим проектом, мы не просто реконструировали дом и оформили интерьеры, но постарались создать некую гармоничную среду в целом. Для большего комфорта увеличили полезную площадь как внутри дома, так и снаружи. Также разработали ландшафтный дизайн участка с несколькими зонами для отдыха на природе».

В оформлении ландшафта использованы различные хвойные породы, отличающиеся по количеству и длине иголок, а также по форме. Они перемежаются с лиственными, плодовыми деревьями, декоративными кустарниками, травами и цветами

Дом находится в подмосковном посёлке Millennium Park. Застройка здесь типовая. Коттедж, который купили заказчики - семья с двумя детьми, - представлял собой голую коробку, внутри - несущие перегородки и перекрытия, снаружи - спорного вида декор на фасадах и пустой участок.

Авторам проекта Юлии Михайловой и Александру Куценко пришлось серьёзно поработать над инженерией, функционалом, внешним видом здания и территорией. Метража катастрофически не хватало, поэтому с одной стороны к дому пристроили блок для гаража, инвентарной комнаты и большой гардеробной, со стороны парадного входа оборудовали крытый навес для машин на тот случай, если хозяева или гости захотят оставить машину на улице.


Кресло, Christopher Guy. Обеденный стол, стулья, Galimberti Nino

Для гостей построили на участке отдельное здание. Больше полезной площади стало и внутри. Нежилой мансардный этаж утеплили, оснастили мощной гидроизоляцией и превратили в спа-зону с мини-бассейном, сауной, домашним кинотеатром, винотекой и небольшой кухней. С заказчиками архитекторы знакомы не первый год.


Диваны, Desiree. Столик, Christopher Guy. Люстра, бра, Sylcom. Настольная лампа, Marioni. Портал изготовлен из крупного слэба мрамора Rosso

«Мы сделали для этой семьи квартиру в стиле ар-деко, - рассказывает Юлия. - За основу интерьера загородного дома на этот раз мы взяли , но в более лёгкой, современной версии: пожив в квартире, хозяева немного устали от слишком плотного декора и хотели привычной стилистики, но не столь нагруженной».


Кухня, стол, Aster Cucine. Стулья, Cattelan Italia. Люстра, Sylcom

Архитекторы отказались от золота, сложных сочетаний фактур и текстур

Стены и потолки оформлены гипсовым декором предельно деликатно. Молдинги, классические полуколонны и панели с ромбовидным орнаментом придают поверхностям рельеф, создают игру света и тени. В то же время за счёт светлого оттенка какао плоскости не столь активны и выступают больше в роли нейтрального фона для ярких, выразительных предметов интерьера.

Ступени и перила лестницы изготовлены из светло-бежевого мрамора Daino Reale

Отдельного внимания заслуживает . Архитекторы разбили на участке тематический парк. Смысловым центром стала большая функциональная , оборудованная летней кухней с открытым очагом, камином и стоящая на берегу водоёма. Пруд смотрится особенно живописно: водные растения на мелководье, дощатые мостики, горки с водопадами и ручейками.

Внешне пруд очень походит на естественный водоём, однако на самом деле это не что иное, как бассейн

В землю вкопана чаша, оборудованная системой очистки воды, чтобы та не застаивалась и оставалась чистой, в отличие от обычного пруда. Недалеко от дома находится японский сад камней с композицией бонсай и деревянным настилом для занятий йогой, - продолжает Юлия. - От любопытных глаз он скрыт с одной стороны перголой, увитой виноградом, с другой - живой изгородью из боярышника.


Нависающая над журчащими ручейками плакучая ива придаёт саду романтическое настроение

В центре участка находится газон, обрамлённый композицией по типу английского сада. Растения подобраны так, чтобы цветение не прекращалось весь сезон. Что-то отцвело - зацвело другое. Но самое главное - цвет. Различные оттенки бордового, которые доминируют в интерьере, мы использовали и в ландшафте. На фоне зелени они смотрятся контрастно и эффектно, осенью к цветам добавляется листва, и тогда сад выглядит просто фантастически, утопая в багряно-золотистых тонах».

Построен им в 1910 году на Большой Садовой улице, д.4, стр. 1. Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле. Предыдущий особняк для своей семьи Шехтель построил в Ермолаевском переулке в 1896 году в псевдоготическом стиле, который был в моде в то время. В 1910 году пришло время других стилей, и он строит дом в стиле неоклассицизма. Получился ансамбль из двух домов – по красной линии жилой дом владельца, а во дворе был двухэтажный жилой корпус. Первоначально во дворе проектировалась мастерская с большим окном, но обстоятельства вынудили архитектора вместо нее сделать жилой дом с двумя 4-х комнатными квартирами на первом и втором этажах. Вместе с семьей зодчего стала жить сестра его жены, сотрудник Румянцевского музея Вера Тимофеевна Жегина и их племянница художница Вера Александровна Попова.

Фасад дома состоит из двух частей: слева - одноэтажной объем с проездной аркой и двухэтажная правая часть, ассиметричная по композиции. Декор фасада – гимн московскому ампиру начала XIX века. Правая часть двухэтажного объема украшена торжественным портиком из четырех приставных полуколонн дорического ордера, между ними большое трехчастное окно-портик с изящной расстекловкой. Это окно и гостиная-холл за ним – центр композиции фасада и всего здания, своеобразный храм искусств. Идея вечной и абсолютной значимости искусства заявлена не только в композиции, но и во фризе с античными фигурами, который расположен над аркой. Он очень напоминает фриз панафенийских шествий знаменитого храма Парфенона на Акрополе. В центре композиции, выполненной по рисунку Ф.О. Шехтеля Афина Паллада. К ней по обеим сторонам шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры. Вся композиция напоминает нам о строгой величавости послепожарной Москвы. Статичности фасада противостоит динамика внутренней композиции. Она строится вокруг гигантского, в два этажа холла-гостиной, где часто устраивались выставки работ детей архитектора. По стенам здесь также висели работы его друзей художников. Жилые помещения выходили окнами во двор, который соседствовал с двором здания Московского Архитектурного общества, возглавляемого Шехтелем.

В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.

В 1918 году дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий с семьей выселены. За последние восемь лет жизни Шехтель сменил три адреса . Революция лишила его всего. После 1917 года он уже ничего не строил. Молодой республике не понадобилось мастерство великого архитектора. Шехтель тяжело болел, ютился с женой и старшей дочерью в квартире дочери Веры на Малой Дмитровке и умер от рака желудка 7 июля 1926 года.

После революции в доме проживал крупный военный, общественный и государственный деятель Роберт Петрович Эйдеман. В дворовом флигеле в середине 1930-х была мастерская скульптора И.Д. Шадра.

В 1990-х в доме проживали бомжи. Они топили камин остатками уникальной мебели и деревянной обшивкой стен. Интерьеры особняка восстановлены силами фонда «Стратегия», которому дом принадлежит с 1993 года.