Спасо-каменный монастырь на острове каменный в кубенском озере открыт решением священного синода. Спас каменный — остров отшельников

July 11th, 2016

Удивительны такие места. Казалось бы тут совмещается несовместимое и выглядит все это сказочно. Мы уже обсуждали такие места, вот например , а вот и знаменитая . Но оказывается это еще не все.

На Кубенском озере неподалеку от северо-западного его берега, находится маленьки остров, называемый Каменным. Эта горсть земли, как будто для того и брошена природою в бурные волны озера, чтобы служить почти единственным удобным пристанищем для плавающих. Далеко видно Каменный со всех сторон Кубенского озера. Его белеющие монастырские здания представляются как бы плавающими по гладкой поверхности вод. На самой середине острова возвышается двухэтажный пятиглавый собор Преображения Господня с примыкающими к нему с запада колокольнею и братским корпусом – остаток и памятник знаменитого в древности Спасо-Каменного монастыря


Фото 2.

История монастыря начинается в XIII веке. 19 августа (по новому стилю) 1260 года князь Белозерский князь Глеб Василькович путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю. Молясь о благополучном своем избавлении от смерти он дал обет построить храм и монастырь на том месте где пристанет к берегу. Судно прибило к маленькому островку.

В благодарность Богу построил храм во имя Преображения Спасителя для подвизавшихся здесь двадцати трёх иноков, «...и оттоле прозвася Каменной монастырь...» пишет в Сказании Паисий Ярославов, первый составитель истории Спасо-Каменного монастыря.

После победы над татарами на Куликовом поле начался духовный расцвет Древней Руси. Рассвет монастыря связан с именем афонского постриженика игумена Дионисия Святогорца, позже епископа Ростовского. Он пришел в Москву в 14 веке, во времена Дмитрия Донского, и был назначен в Спасо-Каменный монастырь игуменом. Заложенный им устав и традиции просуществовали здесь многие века.

Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Пётр Каменский и Василий Каменский Христа ради юродивый. Во время жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Васильевич Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие»

Фото 3.

Под руинами Спасо-Преображенского собора в южном пределе покоятся мощи местночтимого святого игумена Кассиана.

Во время его настоятельства в Спасо-Каменном монастыре принял постриг преподобный Иоасаф, сын Заозерских князей. Пять лет длилась его монашеская жизнь. «Была она непродолжительна, но прекрасна и исполнена добродетелей и совершенств духовных». После смерти от мощей преподобного Иоасафа происходили чудесные исцеления.

Фото 4.

Спустя два века после основания монастыря, на острове случился пожар. Погибли в огне древние храмы. На озере разыгралась буря. Пытаясь спастись в ладьях, многие монахи утонули. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец.

Сын Василия Васильевича Тёмного, князь Андрей Меньшой, поставил в 1481 году на месте сгоревшего деревянного каменный Спасо-Преображенский собор. Это было первое каменное сооружение всего Северного края.

«Первый каменный и первый по красоте» - как говорил автор «Сказания о Спасо-Каменном монастыре» Паисий Ярославов.

Фото 5.

В 1528 году приезжал на остров Каменный великий князь Василий Иоаннович со второй супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь оставил милостыню братии – 60 рублей на построение тёплой церкви во имя Успения Божией Матери. Через четыре года у них родился сын – будущий царь Иван Грозный.

Фото 6.

По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранились 364 книги, из них шесть древних рукописных на пергаменте. Число братии и прочих насельников составляло 93 человека. В вотчинах монастыря насчитывалось семь сел, четыре сельца и 98 деревень, а «в них 819 душ крестьян мужескаго пола». Таким было состояние знаменитого Спасо-Каменного монастыря во второй половине XVII века.

Фото 7.

Реформы Петра Великого привели к экономическому упадку монастырей.

После страшного пожара в 1774 году указом Синода Спасо-Каменный был упразднен. От огня пострадали древние каменные храмы. Сгорел деревянный ряж (берегоукрепительное сооружение) и стоявшие на нем кельи. Ковчег с мощами преподобного Иоасафа, настоятеля и братию перевели в Вологду в Свято-Духов монастырь. Туда же была отправлена и ризница обители.

Фото 8.

«Свято место пусто не бывает» - в 1799 году местные купцы, дворяне и начальники прибрежных волостей обращаются к императору Павлу 1 с просьбой дать «добро» на восстановление обители. Через два года просьбу удовлетворяют: «монастырь восстановить переведением в него братии и имущества и причислением к нему угодий заштатной Богоявленской пустыни с именованием его Белавинскою Спасопреображенскою пустынею».

Во время нашествия Наполеона нашли здесь убежище московские монахи. Ими был устроен братско-настоятельский корпус и прекрасный иконостас в Успенском храме.

Фото 9.

С разрешения епархиального начальства в 1876 году на острове устроили спасательную станцию. Братия вместе с матросами оказывала помощь терпящим бедствие людям летом и зимой.

Было установлено два маяка, один из которых на настоятельском корпусе, его свет был виден за 20 верст. А в непогоду, во время туманов и метелей, с маяка подавали сигнал пятитонным колоколом, привезенным из Петербурга. Колокол был отлит из гильз оставшихся после войны 1812 года.

Фото 10.

В 1870 году Великий князь Алексей Александрович в сопровождении генерал-адьютанта Посьета посетил древнюю обитель. Неоднократно бывал и служил в монастыре св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Фото 11.

В 1925 году монастырь закрыли. В конце 30-х годов взрывают Преображенский собор. Качество стен было настолько хорошее, что удалось разрушить только крышу и верхние стены – нижняя часть стен сохранилась. Успенскую колокольню не тронули - ее оставили в качестве маяка.

С 1945 по 1960 гостиница, колокольня и погреба, все что осталось от монастырских построек, использовались для нужд рыбзавода. Около 1970 года пожар в гостинице окончательно истребляет жизнь из древней обители. До самого восстановления оставшиеся постройки служат временным прибежищем для рыбаков и туристов. Оставшиеся стены Преображенского собора и гостиницы превращаются в поросшие травой развалины, а колокольня все больше приближается к своему разрушению.

Но разрушиться колокольне не дали. Два человека внесли свои имена в историю островной обители – это Асафов Александр Алексеевич и Плигин Александр Николаевич. Усилиями архитектора А. А. Асафова в 1983 году монастырский комплекс включен в проект «Наследие», где он был главным архитектором. А с 1991 года начинается областное финансирование восстановительных работ.

По инициативе архитектора-реставратора Александра Алексеевича Асафова в 1991 году началась реставрация храмов ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Производственными работами руководил Александр Николаевич Плигин – беззаветный хранитель Каменного.

Фото 12.

Но в 1993 году Асафов умирает, а в 94 прекращается государственное финансирование ремонтных работ. Весь труд берет на себя А. Н. Плигин. Восстанавливается колокольня, гостиница. В 1998 году строится часовня во имя всех Вологодских святых. 27 января 2004 года умирает Плигин А. Н., по благословению правящего архиерея архиепископа Максимилиана его хоронят на острове. Работы по смерти первых восстановителей не прекратились - эти люди смогли воодушевить других на труд по восстановлению монастыря.

Фото 13.

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана образовано «Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» в составе Вологодской епархии. В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

Фото 14.

Обособленное место острова, находящийся на нем монастырь – многое было причиной того, что это место стало ссылкой для неугодных политических деятелей. Именно сюда был сослан один из ведущих деятелей старообрядческого раскола Иван Неронов. Здесь последние дни жизни провели епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Примечательно озеро и тем что в непогоду здесь бывает настоящий шторм. Неудивительно, что князь-основатель монастыря переживал за свою жизнь попав в непогоду посреди озера, молившись, и дав обет из страха смерти, но не забыв его выполнить после чудного своего спасения.

Фото 15.

Зимой на остров можно дойти по льду. Однако весной лед тает, и тем самым создает проблемы для прибрежных построек. О силе ледяных торосов свидетельствует случай бывший в обители в 1883 году, когда каменный валун весом более чем в 500 пудов был заброшен на крышу келий, большого труда стоило сбросить его с крыши, и до сих пор его можно найти в груде камней лежащей в монастыре. А в 1915 году торосы разрушили башенку маяка, кстати, стоящую на том самом здании куда ранее был заброшен валун.

Для устройства монастыря на острове, в свое время, было сделано все возможное. Живописнейшее место было обустроено для жизни, кроме того, архитектурный ансамбль украшал сам по себе красивый островок. Разрушительная сила реформ, начатых уже другими людьми (не теми кто строил, а уже разрушал), внесла свои поправки. Сейчас мечта возродителей обители – это Преображенский собор. Видать, нет того духа который был у основателей обители, или не хватает людей проникшихся энтузиазмом для возрождения монастыря. Пока на месте древней обители действует только архиерейское подворье, регулярные службы начались только в 2010 году, а возрождением монастыря занимается вдова покойного Плигина Надежда Александровна.

Фото 16.

Кубенское озеро, на котором находится островной монастырь Спас Каменный, расположено в 40-50 км от Вологды по направлению трассы на Медвежъегорск. Попасть непосредственно на остров летом можно только по воде. Зимой смельчаки идут по льду, но крайне не рекомендуем это делать, если нет 100% уверенности в равномерной толщине льда на всем пути.

В настоящее время монастырь после долгого забвения благодаря добровольцам и энтузиастам снова оживает, наполняется энергетикой. Колокольня уже отреставрирована, очереди ждут другие постройки на острове.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

А вот удивительные фотографии этого места

Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня - одна из самых малых действующих обителей в России - находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто - ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто - ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто - ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию , единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться - что отдельному человеку, что обществу в целом.

Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный - он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.

Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10-15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»

А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига - из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много - это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников - Великих Антония, Пахомия, Макария - в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело - эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело - век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей - это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь - не для всех. Плюс множество соблазнов.

Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан - что монашествующих, что мирян?

По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!

Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти - замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь - путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

- Каковы главные трудности северных обителей сегодня - духовные и материальные?

Мне думается, одна из главных трудностей - это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.

Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры - они, впрочем, продолжаются с давних времен - о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, - оба святые, которых мы почитаем?

Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо

Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной - о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать - и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри - и большие, и маленькие.

Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, - это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.

А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

- Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо - это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски - всего сотворенного) - правильное устремление.

- Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

- Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

Из прославленных - святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 3525179378
КПП 352501001
ОГРН 1073500000155
р/с 40703810312000001013

Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
БИК 041909644
к/с 30101810900000000644

Историческая справка

Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере.

Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 км2, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском . Согласно Сказанию Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо -Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский- благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар- неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90 годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области — один из древнейших в России. Его история начинается в середине XIII столетия. После революции монастырь был закрыт, а затем и вовсе разрушен. В каком состоянии находится обитель сегодня?

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду , осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово , где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Чудесное спасение князя

Монастырь был основан в августе 1262 года. А предшествовало его строительству следующее событие. Однажды Глеб Василькович попал в ужасную бурю. Неистово молясь, он дал обет построить монастырь там, куда его вынесут волны. Если, конечно, вынесут - в спасении, несмотря на всю безграничную веру в божественную помощь, Глеб уже сомневался. Но Бог всё-таки услышал молитвы князя. Глеб Василькович оказался на берегу небольшого острова. Здесь проживали люди, среди них были и христиане, и язычники. Имелась даже небольшая часовня. Глеб Василькович сдержал обет и построил на острове православный храм.

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря - с лава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Первые разрушения

Мрачный период в истории Спасо-Каменного монастыря относится в XVIII столетию. Большая часть имущества была конфискована и направлена в государственный бюджет. А вскоре произошел пожар, уничтоживший деревянные постройки.

XIX век

Ситуацию исправил Павел 1 — сын Екатерины, убитый в 1802 году. Вопреки общепринятому мнению, правление этого императора не основывалось исключительно на самодурстве и странных причудах. Да, он ввел цензуру, превратил дворцы своей матери в конюшни, а его реформы были довольно жесткими. Н о что-то хорошее всё же он для культуры России сделал. Например, приказал восстановить несколько монастырей, в том числе и тот, что находится в Усть-Кубинском районе Вологодской области .

Правда, спустя более чем сто лет в России появились очередные варвары, разрушавшие всё, что внушало им страх и опасения. Но это уже случилось значительно позже. А в девятнадцатом столетии монастырь развивался, снова приобретал религиозное значение.

Наступил XX век со своими треволнениями и опасным духом свободы. Монастырь тем временем приобретал все большее культурно-религиозное влияние. До революции здесь находилось около тридцати монахинь и более 150 послушниц. Они были изгнаны из стен обители в 1917 году. Приходского священника расстреляли представители новой власти.

В 1920 году монастырь закрыли. Но спустя несколько месяцев работникам городского исполкома пришла в голову мысль использовать помещение упраздненной обители в более практичных целях. Здесь разместили военкомат и земельное управление. В здании церкви открылись сельскохозяйственные курсы.

Колония для несовершеннолетних

Всего за несколько лет на территории монастыря располагался в разное время и клуб, и детское учреждение, и хлебозавод, и склады. Были мысли организовать в бывших молитвенных помещениях и колонию для малолетних преступников. Но беспризорники — народ свободолюбивый. Пробыв здесь несколько месяцев, они разбежались. Как им удалось покинуть Каменный остров, неизвестно.

В 1937 году монастырь, который несколько столетий подряд являлся крупным культурно-религиозным центром, был полностью разрушен. Его взорвали. Но не потому, что постройки напоминали о несправедливых " поповских временах" , а потому, что для строительства нового Дома культуры требовался кирпич, которого раздобыть больше было негде.

Необитаемый остров

Несколько десятилетий эти места находились в полнейшем запустении. Остров стал пристанищем для охотников и рыбаков. До наших дней из построек, существовавших еще в начале XX столетия, сохранилась лишь построенная в 15 - 16 веке . До начала семидесятых годов здесь неизменно присутствовал сторож. Для чего нужна была эта должность и что охранял ее обладатель, сказать сложно. Но в 1971 году ее упразднили.

Возрождение

В начале девяностых годов началось постепенное восстановление монастыря. Занимались этим преимущественно энтузиасты. Серьёзной финансовой поддержки не было. К концу девяностых средства начали поступать из государственного бюджета. В 2006 году учредили на острове Спасо-Каменное Подворье, был назначен настоятель.

Активное возрождение обители началось в начале двухтысячных. Постройки тогда, конечно, представляли собой зрелище печальное. Наружные стены на протяжении почти ста лет не подвергались ремонту. Крыша провалилась. Была разрушена и колокольня, и алтарная апсида храма. После 80 лет запустения первая литургия состоялась в июле 2001 года. К зиме удалось провести электричество и отопление. На территории монастыря соорудили скамейки. Постепенно приобретались иконы.

Спасо-Каменный монастырь: описание

Те, кто регулярно проезжает по Кирилловской дороге, уверяют, что колокольню, расположенную на территории монастыря, в ясный солнечный день видно издалека. Помимо неё, в состав обители входят братско-настоятельский корпус, гостиница и трапезная. Постройки были воздвигнуты не так давно. Как утверждают местные жители, даже 15- 20 лет назад, когда на острове еще не было электричества, эти места притягивали огромное количество паломников. И климат, который довольно суров, их не пугал.

Гостиничный комплекс представляет собой одноэтажную постройку. Это небольшое здание, как и корпус, и трапезную, находящиеся рядом, издали разглядеть нельзя. Но взору открывается удивительная картина — высокий светлый одноглавый храм, окруженный гладью воды. Если, конечно, смотреть на него летом, весной или ранней осенью. Зимой же здесь совершенно иной пейзаж. Как выглядит Спасо-Каменный монастырь в заснеженную пору , можно увидеть на фотографии, расположенной ниже.

Каменный остров часто называют просто — Спас-Камень. Есть ещё одно название — Вологодский Афон. Это именование связано с тем, что в годы правления Дмитрия Донского здесь служил игумен Дионисий Грек — человек весьма сурового нрава. Он установил в монастыре жёсткий Афонский устав.

Я уже тут написала, так мечтала об этом острове. Здесь жил святой благоверный князь Иоасаф Каменский.
Иоасаф Каменский (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский, Вологодский), Спасокубенский, преподобный, Вологодский чудотворец (ок. 1428 - +1453). Празднование святому совершается 10/23 сентября в день преставления, во 2-ю и 3-ю недели по Пятидесятнице (Росс. и Волог.).
Родители князя Андрея - владетельный князь Димитрий Васильевич Заозерский Меньшой (+ 1429; память 19 сентября/2 октября) и Мария, тоже княжеского рода.
В 1429 году князь Димитрий пал в битве на Туговой горе, об удалении из дома князя с дружиной, толпа грабителей напала на его села и деревни по берегам реки Кубены, предавая всё огню и мечу. Благочестивая княгиня Мария встретила разразившееся бедствие с истинно христианским терпением. Оказавши помощь разоренным жителям, она обратилась к воспитанию малолетних детей.
У князя Димитрия Васильевича было три сына - Симеон, Феодор, Андрей - и одна дочь - София. Только старший ее сын Симеон был женат, когда Симеон достиг надлежащего возраста, мать его женила, взяв дочь у князя Ивана Дея, который дал в придачу за дочерью Кубену, через что значительно увеличились владения князей Заозерских. Дочь свою Софью Мария выдала за князя Димитрия Юрьевича Шемяку, думая, что родство с богатым и сильным князем Галичским будет полезно ее сыновьям, доставит им защиту и покровительство. К сожалению, случилось совсем наоборот.
Менее всех детей удалось воспользоваться заботами матери младшему сыну Андрею - он остался после отца грудным младенцем, а во время кончины матери находился в детском возрасте. Юный Андрей стал удаляться от общества и чувствовал отвращение к мирской жизни, этому способствовало постигшие семейство несчастье и совершенно изменившие его положение. Великий князь Василий Васильевич Темный, за то только, что сестра Заозерских князей Софья находилась в супружестве с Димитрием Юрьевичем Шемякой с которым у него была распря, в 1447 году отнял у них все их вотчины и одну половину их отдал Можайскому князю Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану Андреевичу. Так, сыновья князя Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими и потеряли все свое богатство и имение. Этот поступок Василия Темного слишком тяжел был для князей Симеона и Феодора и не мог не возбуждать в их сердцах неприязни к великому князю.
Андрей в поступке великого князя видел доказательство непрочности земных благ и суетности мирской жизни, он решил удалиться от мира, неподалеку от места его жительства были монастыри Глушицкий и Куштский, построенные при содействии его родителей и на земле, им принадлежащей. Но, желая порвать все связи с миром, ему лучшим представлялся древний Спасо-Каменный монастырь на бурном озере, кроме того он славился строгостью устава и возглавлял его опытный старец игумен Кассиан. Будучи около 20-ти лет от роду, Андрей пришел сюда на остров. Молодость князя, знаменитый род его и нерасположение великого князя к его семейству смущали игумена. Он сказал юному князю: "Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани". Князь Андрей отвечал ему: "Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего". Тогда игумен Кассиан принял его в монастырь, и сократил для него время монастырского искуса. После бесед и назиданий в продолжение нескольких дней игумен облек Андрея в иночество, назвав его при пострижении Иоасафом в честь святого Иоасафа, царевича Индийского и поручил его старцу Григорию (впоследствии епископ Ростовский). Под его руководством Иоасаф вел затворническую жизнь в келлии и достиг высоких духовных дарований.
Раз посетил его родной дядя - князь Борис Васильевич Ржевский и привез ему золото для обители и для раздачи инокам. Блаженный Иоасаф отвечал князю: "Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас, и получишь щедрую награду от Господа". Князь Борис Васильевич поступил по совету прп. Иоасафа.
Когда он пел в своей келье псалмы Давида, явился ему Господь Иисус Христос и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный Мой угодник". Преподобный в страхе спросил: "Какая причина явления Твоего, Господи?" - "Видишь ли всю эту пустыню? - сказал ему Господь. - Ради тебя Я населю ее отшельниками, которые восхвалят Мое имя!" И еще поведал ему Господь, что исполнение Его заповедей есть самое сильное оружие против бесов.
Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен, и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении Святых Тайн. Не удовлетворяясь обычными иноческими подвигами, преподобный вел затворническую жизнь в келлии, постоянно устремляя свою мысль к Горнему. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он просил отвести его в церковь к литургии, причастился Святых Таин, получил благословение и прощение от братии, и был отведен в келью. Подвижник впал в немощь, так что игумен и братия, приходя и видя его страдания, очень скорбели. Однако преподобный продолжал утешать скорбящих об нем иноков, наставлял их избегать всяких споров и несогласий. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв. 10 сентября 1453 года, когда братия собрались к нему, он велел начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покадить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не только о себе, но и о всей обители, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный опять возлег на одр и молился и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он просто уснул. Игумен и вся братия скорбели, и понесли его на своих главах в церковь, совершили надгробное пение и погребли его в Успенской (тогда еще деревянной) церкви, на правой стороне.
Услышав о смерти преподобного Иоасафа, множество народа собралось в монастыре к погребению, и многие больные тогда же получили исцеление от прикосновения к его гробу. Тело было положено в храме обители и стало источать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепою и при мощах князя инока прозрела.
Мощи его положены были на правой стороне деревянной Успенской церкви, где много лет зримы были нетленными и прославились чудесами. 3 сентября 1478 г., когда монастырь сгорел, останки мощей собраны были старцем Мартинианом, вложены в ковчег и помещены под престол. После этого часть святыни вделана была в крест трипядный, серебром обложенный. 10 июня 1650 г. по благословению Маркела, архиепископа Вологодского и Великопермского, остатки мощей положены были в гробницу, устроенную в соборном Преображенском храме Спасо-Каменной обители у южных врат, против левого клироса, а на гробницу возложен крест с мощами угодника.
24 июня 1773 (24 июля 1774?)г. монастырь горел, одни только мощи Иоасафа с немногим монастырским имуществом были спасены. С тех пор монастырь оставался 28 лет в запустении, мощи и вещи, спасенные от пожара, перенесены были в город Вологду, в Духов монастырь, который с тех пор велено было именовать Спасо-Каменным. В 1801 г. по указу императора Павла I, был восстановлен Спасо-Каменный монастырь, и наименован уже Белавинскою пустынью, ибо из бывшей Белавинской пустыни переведены были туда братия и перевезено все имущество.
В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать ее Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре.
После революции, когда обитель закрыли, благочестивые христиане спасали мощи от поругания, передавая их друг другу. В пятидесятых годах при владыке Гаврииле одна вологжанка, которая хранила ковчег с этими мощами, передала его епископу Гавриилу, и владыка положил его в алтарь собора Рождества Богородицы, под престол. При владыке Дамаскине в 1974 году для мощей преп. Иоасафа была сделана специальная полочка в алтаре, а в 1989 г., после празднования Тысячелетия Крещения Руси, владыка Михаил благословил соорудить для мощей раку и вынести их в храм для поклонения. Справа, возле распятия, рака и сейчас стоит. В праздник - отмечают память преп. Иоасафа 21 сентября - мощи ставятся во время полиелея на середину храма. В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского.