Успешные писатели. Прозаические отношения писателей

Форбс залез в карман писателей и подсчитал, сколько получают самые богатые из них. В лидерах, конечно, мама Гарри Поттера Джоан Роулинг. В прошлом году она заработала 95 млн долл. Не слишком популярный у нас, но, как оказывается, самый богатый писатель Америки Джеймс Паттерсон, автор серии детективных романов об инспекторе Алексе Кроссе, заработал 87 млн долл. На третьем месте оказался Джефф Кинни, автор "Дневника слабака" - его кошелек пополнился в прошлом году на 21 млн долл.

"Гарри Поттер" Джоан Роулинг - это в первую очередь хороший бизнес-проект, а потом уже весьма не дурное литературное произведение. Фото: Joel Ryan/Invision/AP

Каждый год в список не попадают наши писатели. Почему? Неужели у нас невозможно заработать писательским трудом? Возможно. И дело тут не в стоимости книги, а в ее тираже. В числе тех, у кого действительно хорошие тиражи книг, Дарья Донцова, Дина Рубина и Борис Акунин. Издатели не скрывают, что совокупный тираж книг Дарьи Донцовой сейчас составляет около 200 млн экземпляров. Но совокупный тираж книг Роулинг - 400 млн экземпляров, больше только у Библии.

Если ты только пришел в литературу, гонорар может составить тысяч 25 рублей, автору с именем могут и миллион заплатить. Так что большинству наших писателей приходится искать дополнительный заработок - преподавать, заниматься журналистикой, вести свой бизнес, писать сценарии к телефильмам, продавать права на книгу за границу.

Конечно, писатели из списка Форбс заработали не только продажей книг. Львиная доля доходов Роулинг - это продажа прав на экранизацию Поттерианы. А в прошлом году сюда еще добавилась киноадаптация книги "Фантастические твари и где они обитают" - у фильма был невероятный успех по всему миру. Еще некоторую сумму отчисляет Роулинг парк развлечений кинокомпании Universal, в котором есть аттракционы, посвященные Гарри Поттеру.

Еще один объективный фактор того, что иностранные авторы богатеют быстрее - все приведенные в списке писатели пишут на английском языке. Как известно, на английском говорят гораздо больше людей, чем на русском. Не всех российских авторов переводят на другие языки. Активно переводят Дину Рубину, Дмитрия Глуховского, Людмилу Улицкую. Но это капля в море по сравнению с мировыми тиражами той же Роулинг. Кроме всего прочего, "Гарри Поттер" - это хорошо раскрученный маркетинговый проект, в который вложены немалые средства. У наших издательств денег на такие проекты нет. Так что на то, что мы читаем, во многом влияют пиарщики и маркетологи.

Компетентно

Почему в списке самых богатых писателей нет россиян?

Олег Новиков, президент издательской группы "Эксмо-АСТ":

Для того чтобы списке самых высокооплачиваемых писателей мира появились имена российских авторов, нужны социальные и экономические предпосылки. Книжная отрасль в России сегодня живет в несколько других условиях, чем издатели и писатели в других странах. В первую очередь на гонорары писателей влияет стоимость книги. За последние годы в России цены практически на все товары, будь то продукты или электроника, стали вполне сопоставимы с общемировым уровнем, в то же время стоимость книги практически не изменилась. В США и европейских странах книги стоят существенно дороже, и это отражается и на роялти авторов, которые считаются от конечных продаж. Однако мы понимаем, как важно сдерживать рост цен на книжном рынке, учитывая покупательскую способность наших читателей, которая на порядок ниже, чем у жителей Европы и США. Если цена на книги начнет расти, сократятся тиражи и количество читателей, доходы которых пока не сопоставимы с уровнем жизни населения европейских стран и США.

Еще один важный фактор - существенно меньшие, чем на Западе, тиражи. Средний тираж, с которым сегодня выходит книга, - 4,5 тысячи экземпляров, эти показатели сопоставимы с издательской отраслью Польши, население которой существенно меньше России. И сегодня мы заинтересованы в создании бестселлеров, которые выходят большими тиражами в 30-50-100 тысяч экземпляров и больше. Для того чтобы национальные авторы начали получать высокие доходы, необходима развитая книжная инфраструктура. Пока обеспеченность россиянина книжными магазинами, библиотеками существенно отличается от ситуации, в которой находятся жители Германии, Великобритании, Соединенных Штатов. По обеспеченности книжными магазинами и библиотеками на душу населения мы пока сильно отстаем от других развитых стран, причем даже от стран Восточной Европы, и важно эту ситуацию исправлять. Библиотечные фонды нуждаются в регулярном пополнении актуальными изданиями. Что же касается продаж, то сегодня, по экспертным оценкам, в стране не хватает порядка 1000 книжных магазинов.

Самые богатые писатели мира в 2016 году

Джоан Роулинг , доход за год $95 млн. Пьеса для бродвейской постановки "Гарри Поттер и проклятое дитя" стала самой продаваемой книгой 2016 года.

Джеймс Паттерсон ($87 млн). В 2016 году автор продал 9,5 млн книг. Сейчас готовится к выходу триллер, созданный Паттерсоном вместе с Биллом Клинтоном. Если у книги будет хорошая пиар-кампания в России, то у нас наконец узнают имя самого богатого писателя Америки.

Джефф Кинни ($21 млн). "Дневник слабака" от Кинни стал бестселлером во всем мире, правда, не в России. Но немалый доход Кинни имеет от создания видеоигр.

Дэн Браун ($20 млн). После выхода "Кода да Винчи", за которого автор получил $260 млн, все его книги, уже вышедшие, и те, которые пока только готовятся к выходу, автоматически стали бестселлерами.

Стивен Кинг ($15 млн). Поразительная работоспособность приносит доход Кингу. А кроме того, любовь публики, что бы он ни написал. В прошлом году любители Кинга скупали его 55-й роман "Пост сдал".

Джон Гришэм ($14 млн). Его "Информатор" стал одним из самых продаваемых в 2016 году.

Нора Робертс ($14 млн). Доход принесла писательнице серия детективов "Следствие ведет Ева Даллас".

Пола Хокинс ($13 млн). Британский автор заработала на экранизации "Девушки в поезде". Говорят, что кинокомпании уже стоят в очередь, чтобы купить права на следующий бестселлер.

Даниэла Стил ($11 млн). Дела у королевы женского романа сейчас идут не самым лучшим образом. Но в прошлом году у нее вышло шесть книг, которые и принесли немалый доход.

Журнал Forbes приводит список самых богатых писателей мира.

1. Лидирует, как вы понимаете, Джоан Роулинг со своим Гарри Поттером.

Эта писательница заработала 300 млн. долларов, чему в немалой степени способствовала ее последняя книга “Гарри Поттер и дары смерти ” (Harry Potter and the deathly hallows ).

2. На втором месте Джеймс Паттерсон , достаточно плодовитый писатель, который пишет по 2 книги в год.

Его доход составляет 50 миллионов долларов, а суммарный тираж его произведений равен 150 млн. долларов.

Первый роман Паттерсона «Число Томаса Бэрримана » был отвергнут 26 издательствами, прежде чем компания Little Brown решилась его опубликовать в 1976 году. Книга стала бестселлером и получила награду Эдгара По за лучший дебютный роман.


С выходом романа «Явился паук «, Паттерсон вошел в число самых популярных детективных писателей Америки, а сама книга стала международным бестселлером.

3. Третье место прочно удерживает король ужасов Стивен Кинг . Его доход составил 45 млн. долларов.


Какие замечательные ужастики пишет этот автор!!!

4. Том Клэнси , автор бестселлера “Охота за красным октябрем ”, занял четвертое место.


Его доход — 35 млн. долларов.


В частности, он заработал 100 миллионов, продав права на один со своих романов для создания компьютерной игры.


5. На пятом месте — Даниела Стил , королева женского романа, над которыми рыдают миллионы женщин во всем мире.


Его книги хорошо известны любителям детективов.

7. Удивительно не то, что Дин Кунц по-прежнему «выдает» свои мистические ужастики, а что их продолжают читать.

8. На восьмом месте Кен Фоллетт со своим доходом в 20 млн. долларов.

Он начинал как журналист, но со временем работа в газете перестает приносить удовольствие. Фоллетт начинает писать книги. Однако, на протяжении нескольких лет это не более чем хобби, книги пока не могут приносить существенный доход.



И только в 1978 году выходит его первый настоящий бестселлер «Игольное ушко » о работе британской контрразведки в годы Второй Мировой Войны. В 1979 году роман получил премию Эдгара По.

Роман имел большой успех, а Фоллетт становится знаменитым писателем.

Его романы имеют стабильный успех — с 1978 года он написал полтора десятка бестселлеров, некоторые из них экранизированы.

В последнем романе «World Without End » Фоллет красочно описал католический собор Catedral g?tica de Santa Mar?a в испанском городе Виктория.

В знак благодарности за огромный приток туристов властями города ему установлен памятник на площади около собора.

Уинфри Опра его обожает, о чем не устает повторять с телеэкрана.


9. Джанет Иванович – автор приключенческих романов на предпоследнем месте.


Два года она старательно учит жаргон, тренируется в стрельбе и пьет пиво с “криминальными типами”.

Полученные таким образом знания использовались при создании образа героини Стефани Плам. Сам образ сложился под впечатлением от героя Роберта Де Ниро в фильме Midnight.

Детективные романы Джанет Иванович получили множество наград: Dilys, Джона Кризи, Серебряный кинжал и специальный Кинжал “Того, кто смеется последним”.

10. Николас Спаркс , автор известных голливудских экранизаций произведений “Дневник ” и “Письмо в бутылке ”, завершает наш ТОП.



Темы его произведений неразрывно связаны с христианством, любовью, судьбой и человеческими чувствами. Николас Спаркс опубликовал 14 романов.

При составлении рейтинга Forbes учитывает данные системы Nielsen BookScan о продажах печатных, электронных и аудиокниг, а также доходы писателей от экранизаций. В рейтинге учтены доходы писателей до вычета налогов за период с июня 2014 года до июня 2015 года.

Рейтинг был готов до того, как стало известно, что «Пойди поставь сторожа», новый роман автора «Убить пересмешника» Харпер Ли, в первую неделю продаж в Северной Америке был продан тиражом 1,1 млн экземпляров. По данным Forbes, доход Ли с июня 2014 года по июнь 2015-го составил $2,5 млн. Этого оказалось недостаточно для попадания писательницы в рейтинг в 2015 году. В рейтинге с 2014 года не появилось ни одного нового имени.

Ниже - подробнее о 16 самых высокооплачиваемых писателях 2015 года.

1. Джеймс Паттерсон

Доход: $89 млн

Страна: США

Джеймс Паттерсон обгоняет всех своих коллег по литературному цеху с очень большим отрывом не только по доходам, но и по количеству книг. За последний год Паттерсон с соавторами написал 16 книг, а всего продал более 30 млн экземпляров своих романов. Каждая новая книга Паттерсона постоянно занимает верхние строчки в списках бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». Паттерсон известен благодаря серии молодежных романов об инспекторе Алексе Кроссе, детективе Майкле Беннете, а также романах под эгидой «Женский клуб расследований убийств». Но недавно он обещал писать больше книг для детей и даже назвал точную цифру: примерно 12 книг в год. В прошлом году Паттерсон передал более $1 млн в виде грантов независимым книжным магазинам, а сейчас передает $1,5 млн школьным библиотекам в разных штатах страны. CBS по мотивам двух книг «Зоопарк» запустил телешоу. Паттерсон все свои книги до сих пор пишет от руки.

2. Джон Грин

Доход: $26 млн

Страна: США

Молодой американский писатель, автор книг для подростков во второй раз попадает в рейтинг Forbes. Самый известный его роман «Виноваты звезды» (2012) в США был продан тиражом 3,5 млн экземпляров. По его третьему роману - «Бумажные города» (2008) был снят очень популярный фильм, хит этого лета с Карой Делевинь в главной роли. Прошлым летом фильм «Виноваты звезды» заработал $307 млн в мировом прокате. 2015 год был успешнее для Грина, чем 2014 год, заработки выросли на $9 млн. Кроме того, Грин – популярный видеоблогер и создатель образовательных онлайн-видео.

3. Вероника Рот

Доход: $25 млн

Страна: США

26-летняя Рот – самая молодая участница рейтинга, она заработала в этом году $25 млн, на $8 млн больше, чем в прошлом году. Ее апокалиптическая антиутопия «Дивиргент» только в 2014 году была продана тиражом 3,9 млн экземпляров. Этим успехом она обязана выходу фильма «Инсургент», второй части трилогии, фильм в прокате заработал более $295 млн. Сейчас Рот пишет новых роман из двух частей для издательства Harper Collins.

3. Даниэла Стил

Доход: $25 млн

Страна: США

За 40 лет писательской карьеры Стил опубликовала 94 романа, первый из них вышел в 1973 году. И до сих пор она продолжает писать с завидной регулярностью – в среднем по три книги в год. В ее авторском портфолио в основном женские романы, но есть и детская литература, и нон-фикшн, и даже сборник стихов. В совокупности по всему миру продано свыше 600 млн экземпляров книг Стил.

5. Джэфф Кинни

Доход: $23 млн

Страна: США

Автор детского бестселлера «Дневник слабака» продолжает успешно зарабатывать на приключениях двух школьников. Последняя его книга The Long Haul за 2014 год была продана тиражом 1,4 млн копий. Произведения Кинни пережили несколько кино- и театральных постановок, переведены на 45 языков. В списке Forbes лишь два детских писателя - это Джэфф Кинни и Рик Риордан.

6. Джанет Иванович

Доход: $21 млн

Страна: США

Автор популярной серии детективных романов о Стефани Плам за последний год выпустила три новых книги, в том числе Top Secret Twenty-One. «Я мотивирую себя к творчеству тем, что трачу деньги до того, как зарабатываю их, – призналась однажды Иванович. – Мое любимое занятие – шопинг». Но растущие доходы от серии детективных романов о Стефани Плам наверняка позволяют писательнице спокойно заниматься любимым хобби.

7. Джоан Роулинг

Доход: $19 млн

Страна: Великобритания

Создательница «Гарри Поттера» в последнее время пишет детективные романы под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, причем выяснилось это якобы случайно лишь после выхода второй книги. Уже вышли романы «Шелкопряд» и «Зов кукушки», в 2015 году обещал выход новой книги - «Карьера зла». Уже спустя несколько часов после объявления о новом произведении «Карьера зла» возглавила список популярных предзаказов на сайте Amazon. Кроме того, Роулинг продолжает зарабатывать на своем самом известном романе про юного волшебника: сайт Pottermore, через который продаются электронные версии книги, приносит писательнице стабильный доход.

6. Стивен Кинг

Доход: $19 млн

Страна: США

Ветеран рейтинга самых высокооплачиваемых писателей Forbes, Кинг с момента первого появления в рейтинге самых высокооплачиваемых знаменитостей заработал около $433 млн. Несмотря на то, что продажи книг Кинга падают, автор стабильно занимает место в писательском рейтинге. В 2013 году он выпустил новый роман «Доктор Сон» - продолжение истории своего культового произведения «Сияние».

9. Нора Робертс

Доход: $18 млн

Страна: США

Робертс - автор более 220 любовных и детективных романов, по темпам творчества ее можно сравнить разве что с Дарьей Донцовой. Как и в случае Даниэлы Стил и Стивена Кинга, новые романы Робертс не пользуются такой популярностью, как их прошлые произведения. Так, ее новый роман «Родовое проклятие» за период с июня 2014 по июнь 2015 год был продан скромным тиражом в 298 000 экземпляров. Зато прошлые романы приносят стабильный доход, и Робертс по-прежнему продает значительное количество бумажных и цифровых копий своих книг. Робертс часто пишет трилогии, заканчивая все три книги за один раз.

10. Джон Гришэм

Доход: $14 млн

Страна: США

Один из самых популярных американских писателей, с 1988 года Гришэм стабильно пишет по роману в год. И 2014 год – не исключение: новый роман в любимом автором жанре «юридический триллер» «Серая гора» об экономичеком кризисе 2008 года вышел в октябре 2014 года и был продан тиражом в 620 000 экземпляров.

11. Дэн Браун

Доход: $13 млн

Страна: США

Доходы Дэна Брауна упали с $28 млн в прошлом году до $13 млн. Последняя книга, которую выпустил автор «Кода да Винчи», - «Инферно» в США разошлась тиражом 1,4 млн экземпляров. Кроме того, по четвертой книге про профессора Лэнгдона собираются снимать кино.

11. Сьюзен Коллинз

Доход: $13 млн

Страна: США

Автор подростковой трилогии «Голодные игры» больше не удивляет гигантскими тиражами (только за 2012 год в США продано 27,7 млн экземпляров). Теперь основные доходы Коллинз идут от экранизации трилогии. Первая часть «Голодных игр» собрала в мировом прокате $752 млн, благодаря чему главная звезда фильма Дженифер Лоуренс стала самой высокооплачиваемой киноактрисой в Голливуде. В прошлом Коллинз работала сценаристом на детском телевидении. Кроме того, она написала пять книг о приключениях мальчика Грегора в серии «Хроники Подземья».

11. Гиллиан Флинн

Доход: $13 млн

Страна: США

Гиллиан Флинн впервые попала в рейтинг самых высокооплачиваемых писателей в 2014 году благодаря успеху книги «Исчезнувшая», которая вышла в 2012 году. Только за 2014 год было продано более 1,8 млн экземпляров романа. Резкий рост продаж был замечен сразу после выхода одноименного фильма, который заработал в мировом прокате более $368 млн.

11. Рик Риордан

Доход: $13 млн

Страна: США

Автор популярных подростковых романов о приключениях Перси Джексона и популяризатор древнегреческой мифологии. Главный герой его самой популярной серии - двенадцатилетний, страдающий дислексией мальчик, который однажды понял, что он - сын древнегреческого бога. Риордан по-прежнему остается одним из самых популярных детских писателей США.

15. Э. Л. Джеймс

Доход: $12 млн

Страна: Великобритания

Эротическая трилогия «50 оттенков серого» по-прежнему приносит доход своему автору. Конечно, это не сравнить с 2013 годом, когда книга была главным бестселлером по всему миру, а сама Э.Л. Джеймс заработала $95 млн. Продажи выросли во многом благодаря выходу экранизации книги (фильм заработал в мировом прокате 569,7 млн). «50 оттенков серого» вырос из литературных опытов Джеймс на почве другого коммерческого хита последних лет – вампирской саги «Сумерки». Автор сначала написала «фанфик» (fan fiction – творческие упражнения поклонников того или иного произведения по мотивам любимой книги, написанные на некоммерческой основе для других поклонников) «Хозяин Вселенной», который стал основой будущего коммерческого хита.

Но поклонников романа ждут новые сюрпризы. Недавно автор объявила, что начала писать новую серию о любителе БДСМ миллиардере Кристиане Грее.

Феномен Джеймс был бы невозможен без широкого распространения электронных книг, уверены критики. С помощью ридеров миллионы читателей «Оттенков» смогли спокойно наслаждаться романом (из-за обилия эротических сцен прозванного недоброжелателями «порнографией для домохозяек») без риска поймать на себе осуждающие взгляды окружающих.

15. Джордж Мартин

Доход: $12 млн

Страна: США

Автор литературного первоисточника для «Игр престолов», похоже, исчерпал интерес читателей. Новые сезоны одноименного телесериала продолжают бить рекорды (так, пятый сезон сериала стал самым популярным в истории, а всего каждый сезон посмотрели в среднем 6,88 млн человек). А вот доходы от продаж книг «Игра престолов» падают. Но Мартин не унывает и пишет новый, шестой по счету роман.

10 главных писателей современной России

Когда речь заходит о современной литературе, читатель зачастую формирует свой круг чтения, опираясь на существующие рейтинги. Но в каждой нише книжного рынка есть свои лидеры, и ни один из них не является абсолютным литературным авторитетом. Мы решили провести своего рода чемпионат России среди литераторов. Из 50 разных писателей — от авторов бестселлеров до любимцев интеллектуальной критики — путем сложных подсчетов мы выявили 10 чемпионов. Это писатели, транслирующие те идеологии, которые востребованы большинством читателей и потому важны сегодня для всей страны

1 место

Виктор Пелевин

За что получил
За кропотливую и последовательную расшифровку настоящего и объяснение жизни новой России через абсурд и метафизику.

Как он это делает
Начиная с первых рассказов, опубликованных еще в конце 1980−х, Пелевин занимается одним и тем же: просвечивает современное ему общество рентгеном, выявляя «истинную» подоплеку любых событий новейшей истории России.

Он как бы предлагает нам другую Россию — метафизическую, магическую, абсурдную империю, в которой «оборотни в погонах» превращаются в настоящих людей-волков («Священная книга оборотня»), курсантам в летном училище имени Маресьева ампутируют ноги («Омон Ра»), вместо реальных политиков страной управляют пиарщики через цифровых персонажей из телевизора («Generation “П”»), а нефть появляется оттого, что череп пестрой коровы плачет настоящими слезами над горькой долей российских силовиков («Священная книга оборотня»). При этом портрет России в исполнении Пелевина почти всегда фотографически точен: в «Чапаеве и Пустоте» (1996) он дал срез 90−х с их «новыми русскими» и китчевой модой на восточную эзотерику, в «Generation “П”» (1999) предсказал грядущее царство пиара и мучительные поиски национальной идеи, которыми мы занялись в 2000−х.

Пелевин — самый востребованный писатель нашей страны, в которой по-прежнему силен конспирологический дух и многие уверены, что власти от них все скрывают, но что именно и как, никто точно не знает.

Баллы

  • Премии — 3 («Национальный бестселлер», 2004 год, «ДПП NN» — 300 тыс. рублей).
  • Признание экспертов — 5 (важность Пелевина для современной культуры признают даже его последовательные критики).
  • Тиражи — 5 (с середины нулевых стартовый тираж его новых книг — около 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (коллективное безумие вокруг Пелевина существует уже лет 15, в 1999 году в Москве даже прошел слет его фанатов).
  • Публичность — 3 (игнорирует прессу, дает одно-два интервью в год, но все равно является одним из ключевых культурных ньюсмейкеров).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Generation “П”» выходит на экраны в феврале 2010 года).
  • Репутация — 5 (его политических воззрений не знает никто; люди самых разных взглядов находят в его прозе подтверждения своим гипотезам и догадкам).
  • Итого 31

2 место

Людмила Улицкая

За что получила
За утверждение той простой истины, что современный человек по сути не так уж и плох.

Как она это делает
Улицкую больше всего интересуют люди. В этом смысле она уникальна. В центре ее внимания не мода, не актуальная политика, не сюрпризы истории, а именно люди, наши современники с их недостатками, достоинствами, грехами, талантами, верой и неверием. К своим героям она испытывает искреннее сочувствие — примерно так, как главный герой романа «Искренне ваш Шурик» испытывает сочувствие ко всем женщинам на своем пути.

Вплоть до 2006 года Улицкая описывала простых, местами даже среднестатистических людей, показывая разные грани их характеров. А потом из того же материала создала «сверхчеловека» — переводчика Даниэля Штайна из одноименного романа, который целью своей жизни поставил ни много ни мало примирение разных наций и религий.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 2001 год, «Казус Кукоцкого» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2007 год, «Даниэль Штайн, переводчик» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (Улицкую любят критики самой разной направленности).
  • Тиражи — 5 («Даниэль Штайн, переводчик» — более 400 тыс. экзем-пляров).
  • Наличие фанатов — 1 (романы Улицкой, как правило, о слишком интимных переживаниях, поэтому ее поклонники обычно помалкивают и скрывают свои чувства).
  • Публичность — 3 (не любит публичности, хотя периодически дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Казус Кукоцкого» (2005) по одноименной книге).
  • Репутация — 5 (выбранная Улицкой человеческая тема оказывается универсальным ключом к сердцам самых разных читателей всех возрастных групп и подчас противоположных взглядов).
  • Итого 29

3 место

Леонид Юзефович

За что получил
За объяснение нашего настоящего через прошлое и нашего прошлого через настоящее.

Как он это делает
Юзефович сочиняет исторические триллеры, причем в реальной истории находит сюжеты более богатые и интересные, чем любая выдумка. У него в книгах фигурирует заговор эсперантистов на Урале во времена Гражданской войны; монгольский князь, пытающийся продать душу дьяволу; русский самозванец, скитающийся по Европе в XVII веке. Все это — гибрид исторической реальности и мифов, который всякий раз оказывается актуальным и помогает читателю разобраться в событиях сегодняшнего времени. Юзефович нигде не утверждает, что история циклична, но при этом, например, Смутное время из его романа «Журавли и карлики» поразительно напоминает российские 90−е, а проблемы полиции в Российской империи конца XIX века очень похожи на те, что решают «менты» в наши дни. Оказывается, все это мы уже проходили, но выводов так и не сделали.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2001 год, «Князь ветра» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2009 год, «Журавли и карлики» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 5 (единодушное одобрение почти всех критиков).
  • Тиражи — 3 (меньше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (фанатского движения как такового книги Юзефовича не породили; он требует от читателя думать и анализировать факты, а к этому массовая аудитория не всегда готова).
  • Публичность — 3 (в публичные персонажи не рвется, но с прессой общается).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Сыщик Петербургской полиции» (1991) по повести «Ситуация на Балканах»; сериал «Казароза» (2005) по роману «Клуб “Эсперо”»; сериал «Сыщик Путилин» (2007) по романам «Костюм Арлекина», «Дом свиданий», «Князь ветра»).
  • Репутация — 5 (вызывает уважение в разных политических лагерях — осторожностью и обдуманностью высказываний).
  • Итого 27

4 место

Владимир Маканин


За что получил
За детальный и беспощадный анализ самых больных и острых общественных вопросов.

Как он это делает
Маканин ведет собственную летопись российской жизни, фиксируя и анализируя такие важные ее составляющие, как судьба интеллигенции («Андеграунд, или Герой нашего времени») или война на Кавказе («Кавказский пленный» и «Асан»).

Маканин работает как зеркало российской действительности с эффектом многократного увеличения. Нельзя сказать, что он показывает то, чего нет, но его картинки нравятся далеко не всем — точно так же, как мало кому может понравиться отражение собственного лица со всеми его порами и угрями. Через полгода после вручения ему премии «Большая книга» роману «Асан» в интернете присвоили звание «худшей книги года»: это произошло стараниями ветеранов чеченских войн, капитально обидевшихся на писателя.

Маканина порой обвиняют в «дешевых провокациях». Дешевая или нет, но «провокация» — точное определение: писатель выбирает наиболее тяжелые для общества темы и представляет на суд читателя их исследование. А уж дальше каждый волен или возмущаться, что все у нас так плохо, или восторгаться, как искусно писатель показывает, что все у нас так плохо.

Баллы

  • Премии — 5 («Русский Букер», 1993 год, «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» — $10 тыс.; «Большая книга», 2008 год, «Асан» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (либерально настроенные критики Маканина ценят за «правду жизни», патриоты возмущаются и обвиняют писателя в передергивании исторических фактов).
  • Тиражи — 5 (на закате советской эпохи Маканин издавался многотысячными тиражами).
  • Наличие фанатов — 1 (как таковых фанатов Маканин себе не нажил, есть только верные читатели).
  • Публичность — 3 (не стремится к публичности, но время от времени дает интервью).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Орел и решка» (1995) по повести «На первом дыхании»; фильм «Пленный» (2008) по повести «Кавказский пленный»).
  • Репутация — 4 (у либералов пользуется абсолютным авторитетом, для консервативно-патриотической части общества он лжец и провокатор).
  • Итого 27

5-7 место

Александр Кабаков

За что получил
За правдивое отражение нашего страха перед будущим.

Как он это делает
Кабаков сумел уловить дух времени еще в конце 80−х, когда написал повесть «Невозвращенец» — антиутопию, которая запечатлела висевшее тогда в воздухе предчувствие гражданской войны. Впервые за всю советскую историю будущее начало пугать широкие массы, и Кабаков вербализировал популярный в те годы страх: суммарный тираж только официальных изданий перевалил за 200 тыс. экземпляров.

Через 20 лет после «Невозвращенца» Кабаков снова написал антиутопию — роман «Беглецъ», действие которого происходит в 1917 году, в последние месяцы досоветской России. Казалось бы, это дела прошлые, чего их бояться? Но события 1917 года оказываются уж больно похожи на наше время. А главное, и тогда, и сейчас, и 20 лет назад будущее по-прежнему нас пугает. В современной культуре Кабаков играет роль резонера-пессимиста, который к месту и не к месту произносит свое «memento mori» (помни о смерти).

Баллы

  • Премии — 4 («Большая книга», 2006 год, «Все поправимо» — 1,5 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (вызывает уважение, но не у всех, частенько его поругивают).
  • Тиражи — 5 («Невозвращенец» — свыше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 1 (ярых фанатов у Кабакова нет).
  • Публичность 3 (в публичные персонажи не рвется, но часто появляется в СМИ).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильм «Невозвращенец» (1991) по одноименной повести).
  • Репутация — 4 (его умеренно-либеральные и умеренно-консервативные взгляды как притягивают, так и отталкивают оба лагеря критиков).
  • Итого 26

5-7 место

Сергей Лукьяненко

За что получил
За популяризацию конформизма и традиционных ценностей.

Как он это делает
Как и Пелевин, Лукьяненко показы-вает скрытые механизмы функционирования реальности вокруг нас. В «Дозорах» и «Черновике» можно найти объяснение самым разным событиям современной жизни, от политических до бытовых. Но объяснения, которые предлагает Лукьяненко, гораздо проще пелевинских: его мир по-манихейски разделен на добро и зло, черное и белое. При этом каждая политическая сила склонна видеть в «темном» Дневном дозоре своих оппонентов, а в «светлом» Ночном дозоре — себя.

Правда, иногда выясняется, что зло бывает и не таким уж злым, а добро не по делу пускает в ход кулаки. Но все же на фоне общественного постмодернизма, который принципиально не отличает добро от зла, проза Лукьяненко выглядит глотком традиционализма. Он продолжает гнуть линию советской фантастики, всем знакомой с детства. А его персонажи в массе своей конформисты: даже самые героические из них то и дело перестают геройствовать и плывут по течению. В этом писателю удалось поймать дух времени: массовый читатель нулевых годов, человек эпохи «стабильности», с радостью принял этот конформизм, сочетающийся с пат-риотически-консервативными воззрениями самого Лукьяненко.

Баллы

  • Премии — 1 (не получал).
  • Признание экспертов — 3 (Лукьяненко — единственный из фантастов, о ком регулярно пишут критики не из фантастической тусовки. Правда, хвалят его редко).
  • Тиражи — 5 (стартовый тираж от 200 тыс. экземпляров для книг Лукьяненко — обычное дело).
  • Наличие фанатов — 5 (уже добрых десять лет Лукьяненко является кумиром масс, по его книгам проводятся ролевые игры).
  • Публичность 3 (публичности не любит, но на публике показывается и интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006) по одноименным романам; фильм «Азирис Нуна» (2006) по книге «Сегодня, мама!»; запланировано еще несколько картин).
  • Репутация — 4 (является авторитетом для большой группы приверженцев традиционных ценностей и «стабильности»; других его взгляды, скорее, отталкивают).
  • Итого 26

5-7 место

Борис Акунин

За что получил
За создание эскапистского мифа о золотом веке России.

Как он это делает
Первые романы об Эрасте Фандорине имели посвящение: «Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом». В конце 90−х годов, в разгар пересмотра российской истории с новых идеологических позиций, беллетрист Акунин начал создавать эскапистский миф для «умного», но не слишком интеллектуального читателя — миф о прекрасной России конца XIX столетия.

Акунин нашел эпоху, которая, с одной стороны, всем хорошо известна, а с другой — не вызывает особых споров. Из языка классической литературы XIX века, знакомого всем по школьной программе, из изящных детективных построений и общего прекраснодушия героев, даже и отрицательных, он создал идеальный мир эскаписта, куда можно было бежать от дефолта, войн в Чечне, политики и неприятностей на работе. Целому поколению российских офисных работников Акунин дал надежное убежище от настоящего.

Баллы

  • Премии — 1 (на премии не номинировался и шансов не имеет: премии не любят развлекательную литературу).
  • Признание экспертов — 3 («интеллектуальные» критики его не любят, но для глянцевых изданий он — фаворит).
  • Тиражи — 5 (средний тираж — больше 200 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (мир Фандорина, Пелагии и других акунинских персонажей является предметом массового безумия уже почти десять лет).
  • Публичность — 3 (светиться в прессе не любит, но иногда напоминает о себе яркими медийными жестами: например, интервью с Михаилом Ходорковским в журнале Esquire).
  • Наличие экранизаций — 5 (фильмы «Азазель» (2001), «Турецкий гамбит» (2004), «Статский советник» (2005), а также сериал (2009) «Пелагия и белый бульдог»).
  • Репутация — 4 (известен как убежденный либерал, за что ценим одними и ненавидим другими).
  • Итого 26

8 место

Дмитрий Быков

За что получил
За способность найти общий язык с каждым — вне зависимости от убеждений, политических пристрастий и т. д.

Как он это делает
О Быкове как-то пошутили, что он, как газ, заполняет любое отведенное ему пространство. Он ведет программы на радио, а до недавнего времени и на телевидении, публикует статьи, рецензии и колонки в газетах и журналах самой разной направленности. Любителям поэзии он предлагает стихи, любителям прозы — романы, причем написанные в струе модных тенденций своего времени. Для тех, кому не нравится художественная литература, есть нон-фикшн: биографии Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.

Для интеллигентов Быков рисует портрет Окуджавы как представителя особой советской аристократии, для пессимистов — страшноватую антиутопию «Списанные» про то, как самые разные люди вдруг обнаружили себя в зловещих списках, составленных кем-то неизвестно для чего. Идеальный универсальный писатель эпохи тотального кризиса всех идеологий.

Баллы

  • Премии — 5 («Национальный бестселлер», 2006 год, «Борис Пастернак» — 300 тыс. рублей; «Большая книга», 2006 год, «Борис Пастернак» — 3 млн рублей).
  • Признание экспертов — 4 (некоторым критикам не нравится его идеологическая всеядность, но каждая новая книга Быкова становится событием).
  • Тиражи — 2 (ни одна книга еще не вышла тиражом больше 50 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть немногочисленное, но хорошо организованное фанатское движение и фан-клубы).
  • Публичность 4 (так или иначе постоянно присутствует в СМИ: ведет колонки в журналах, программу на радио «Сити-FM» , вел телепрограмму «Времечко»).
  • Наличие экранизаций — 1 (пока о них только ведутся переговоры).
  • Репутация — 4 (Быков мог бы быть авторитетным литератором, но ему вредит то, что он не «над» всякими идеологиями, а, наоборот, солидарен с любой из них).
  • Итого 23

9-10 место

Евгений Гришковец

За что получил
За воспевание радостей жизни и повседневного быта простого современного человека.

Как он это делает
Ленин утверждал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом». Евгений Гришковец доказывает, что человек — и в первую очередь его быт, ежедневные поступки и мысли — так же неисчерпаем, как электрон. Его рассказы, романы и пьесы — изложения самых обыденных баек, дневниковых записей, воспоминаний о молодости, школьных и университетских годах, анекдотов про соседей, попутчиков или случайных знакомых, которые перемежаются размышлениями о смысле бытия. Читатели легко узнают себя во всех перечисленных историях, байках и анекдотах, и даже рефлексия в произведениях Гришковца вполне архетипична.

При этом бытие заурядного человека у Гришковца получается радостное: даже если встречаются грустные эпизоды, общего светлого впечатления они все равно испортить не могут. Все неприятности тонут в сладко-доброжелательном и всепрощающем стиле изложения. Гришковец, как добрый сказочник, убаюкивает невротическое поколение 30-40−летних, переживших не один кризис.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал).
  • Признание экспертов — 3 (критики относятся к нему холодно, но новые книги все-таки рецензируют).
  • Тиражи — 4 (в последние годы средний тираж — больше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 3 (есть активно действующие фан-клубы Гришковца).
  • Публичность — 4 (мелькает в прессе и на телевидении, вел собственную телепередачу, но в итоге счел этот опыт неудачным).
  • Наличие экранизаций — 4 (по произведениям Гришковца есть много театральных постановок).
  • Репутация — 3 (моральным авторитетом не является по собственному выбору, поскольку предпочитает вообще не высказываться публично по глобальным вопросам).
  • Итого 22

9-10 место

Алексей Иванов

За что получил
За воспевание российской провинции и уравнивание ее в правах со столицами.

Как он это делает
Иванов прорубил окно на восток России, придав своей Перми полусакральный статус. Не исключено, что именно через это окно в Пермь пришли Марат Гельман и государственные деньги на культуру.

Нельзя сказать, что до Иванова никто и никогда не писал про российскую провинцию. Например, Леонид Юзефович сам долгие годы жил в Перми, и в этом городе разворачивается действие его «Казарозы». Но именно Иванов ухитрился создать устойчивый миф о самодостаточности провинции в нашей центростремительной стране, где, согласно общепринятому мнению, все сущее стремится перебраться в Москву или хотя бы в Питер.

В «Сердце Пармы» и «Золоте бунта» пермская версия истории оказывается гораздо интереснее официальной, которая идет из Москвы и Питера. В официальной версии — цари, императоры, крепостное право, указы, министры, бунты и войны, все скучное и безликое; в пермской — волшебство, боевые лоси, осадные сани, загадочные вогулы, красивые обряды и великая река Чусовая.

Баллы

  • Премии — 1 (ничего не получал, хотя несколько раз фигурировал в шорт-листах).
  • Признание экспертов — 4 (в среде критиков у Иванова есть как ярые сторонники, так и ярые противники).
  • Тиражи — 3 (средний тираж не выше 100 тыс. экземпляров).
  • Наличие фанатов — 5 (пермская общественность носит Иванова на руках, особенно в его противостоянии с Маратом Гельманом. По его книгам проводятся ролевые игры, а летом 2009 года в Перми прошел фестиваль «Сердце Пармы» имени Иванова).
  • Публичность — 3 (редко выезжает из Перми, в публичные персонажи не рвется, но интервью дает).
  • Наличие экранизаций — 1 (ведутся переговоры, но до съемок дело пока не дошло).
  • Репутация — 5 (моральный авторитет, имеет репутацию муд-реца из уральской глубинки, к которому можно обращаться по особо важным вопросам).
  • Итого 22

Иллюстрации: Мария Соснина

Журнал «Forbes» назвал самых высокооплачиваемых авторов этого года. В топе не оказалось неожиданностей и сюрпризов.

  1. Джеймс Паттерсон автор серии книг о детективе Алексе Кроссе, за которую получил 95 миллионов долларов.
    Серия повествует о работе и личности Алекса Кросса, который является не просто гениальным сыщиком, но и доктором психологии. Главное для него справедливость, он не делает различия между богатыми и бедными. Алекс Кросс довольно привлекателен, но в личной жизни ему не везло, хотя он смог найти красавицу жену и обзавестись детишками.
    Первая книга серии вышла в 1993 году, а последняя в 2015. Также по серии был снять сериал, где Алекса Кросса играет Морган Фриман.
  1. Джефф Кинни получил 19,5 млн долларов за международный бестселлер «Дневник слабака» и его продолжение «Дневник слабака. Родрик рулит». Книги вышли в 2007 и в 2008 годах. А в 2010 появилась экранизация этой книги.
    Это история об американском школьнике Греге Хеффли, который умудряется попадать в самые неловкие и необычные ситуации на пустом месте. Книги пропитаны весельем и позитивом.
  1. Этот автор не нуждается в лишних словах. На третьем месте с суммой 19 миллионов долларов занимает непревзойденная Джоан Роулинг .
  2. Доход Джона Гришэма составляет 18 млн. Автор написал несколько бестселлеров – «Фирма», «Дело о пеликанах», «Пора убивать», «Клиент» и многие другие. Некоторые книги автора были экранизированы и получили не меньшую популярность, чем книги.
  3. и его произведения не нуждаются в лишних словах. Скажем только, что сумма, которую он получил за свои книги 15 млн. долларов.
  4. Нора Робертс автор любовных и детективных романов, также получила за свои книги 15 млн. С начала своей писательской карьеры (1979 год) написала более 200 романов и рассказов. Одна из самых знаменитых серий автора «Следствие ведет Сара Даллас», в которую на сегодняшний день входит 50 книг и рассказов.
  5. Даниэла Стил автор любовных романов. За свою карьеру написала 110 книг, 23 романа были экранизированы. Своими романами писательница заработала 15 млн. долларов.
  6. 14 млн. долларов заработала Эрика Леонард Джеймс , которая написала «Пятьдесят оттенков серого», «На пятьдесят оттенков темнее», «Пятьдесят оттенков свободы» и «Грей». Напомним, что совсем недавно была экранизирована первая книга этой серии.
  7. Пола Хокинс , написавшая мировой бестселлер «Девушка в поезде», получила за книгу 10 млн.
    История о женщине, которая каждое утро, проезжала на поезде один маршрут. Она часто видела из окна пожилую пару, которым дала имена. И вот в один самый обычный день, она увела, что с пожилой парой что-то происходит. Она отправляется в полицию. Она уверена, что только она сможет разгадать тайну.
  1. Этого автора можно не представлять. Его знают, как взрослые читатели, так и подростковая аудитория. Джон Грин получил за свои произведения 10 млн. долларов.
  2. Вероника Рот автор трилогии «Дивергент» и нескольких рассказов, написанных для этой серии. Это история о будущем, где есть идеальное общество и свои фракции. Каждому приходится выбрать одну, чтобы общество могло существовать нормально. Но общество не может быть идеальным, всегда найдутся те, кто захочет его разрушить. С каждой книгой открываются все больше тайн и привычный мир главных героев рушиться.
  3. 9,5 млн. долларов заработал Дэн Браун с серией книг о профессоре Роберте Лэнгдоне. По книгам «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи» были сняты фильмы, а этом году появится ещё одна экранизация по книге «Инферно».
  4. Рик Риордан и его серия о Перси Джексоне получила 9,5 млн. Эта серия рассказывает о мальчике полубоге и других детях, которые родились от людей и олимпийских богов. Многие критики сравнивали книги с серией книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере.
  5. Джордж Мартин заработал на одной из самых популярных серий книг «Песнь льда и пламени» 9,5 млн. долларов. С этой серией книг (а также сериала) не знаком разве только самый ленивый человек на этой планете.