Гештальт-терапия в профилактике психических расстройств. Методы и техники гештальт-терапии

Гештальт - что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество - это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек - это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует - с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее - разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество - ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент - равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания - внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.». Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими. Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоанализа и психотерапии онлайн , желаю Вам психического здоровья.

Такой, интроецированный (по сути запрограммированный) человек, если говорит «Я», то имеет ввиду «ОНИ». Т.е. живет не своей жизнью, и зачастую такая жизнь неудачника.

Незавершенный гештальт и «Проекция»

При проекции, человек перекладывает с себя ответственность за происходящее на окружение. Часто, все свои скрытые, не осознаваемые негативные качества приписывает другим людям. В том числе, жизненные проблемы и несчастья.

Когда такой человек говорит «ОНИ», надо понимать — «Я».

С помощью гештальт-подхода, он может осознать и решить свои проблемы.

Незавершенный гештальт и «Слияние»

При слиянии, у человека настолько размыты контактные границы, что он не в состоянии отличить свои мысли, чувства и поступки от мыслей, чувств и поступков других людей.

Когда такой человек говорит «МЫ», то это может быть и «ОНИ» и «Я».

Незаконченный гештальт и «Ретрофлексия»

При ретрофлексии (поворот назад), человек переносит на себя эмоции и поступки предназначенные для других.

Он проводит контактную границу посередине себя, как бы разделяясь на две личности.

Такой человек пользуется местоимениями: «самого себя», «самому себе», как будто речь идет о двух разных людях.

Гештальт терапия: методы, техники и упражнения

Используя методы, техники и упражнения гештальт-терапии, перенос и контрперенос , при незавершенных ситуациях возможен эмоциональный выплеск и завершение гештальта (ситуации), т.е. восстановление контактной границы и избавление от невротических механизмов.

Метод гештальт терапии «Очистка луковицы»

Методом «очистки луковицы» человек постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами, и не зависел от гештальт-терапевта.

Техника гештальт-терапии «Здесь и Сейчас»

Психотерапия «здесь и сейчас» помогает освободиться от сегодняшних трудностей, независимо от того, когда они возникли.

Текущее решение проблем, освобождает от этих проблем будущее.

Подход гештальт терапии «Челночное движение»

«Челночное движение» заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему.

Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визиуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Упражнения гештальт-терапии для самостоятельного использования

Гештальт-молитва Фрица Перлза:

Я — это я.
А ты — это ты.
Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.
Я есть я.
А ты есть ты,
Аминь.

Техники, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся на начальной стадии терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

Основными принципами гештальт-терапии являются следующие:
1. Принцип "сейчас". "Сейчас" - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого явялется частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас".
2. Принцип "я - ты". Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу -конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения говорить прямо и откровенно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению.
3. Принцип субъективизации высказываний. Психотерапевт предлагает пациенту заменить объективизированные формы ("что-то давит в груди") на субъективизированные ("я подавляю себя").
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Технические процедуры называются гештальт-играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники группы "примеряют" различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание ("ага-переживание") - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: "Ага!". По Ф.Перлзу, "ага" - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда "закрывается" гештальт, "звучит" этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное.

Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные.

Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, "нападающим" и "защищающимся". Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент ("горячий стул"), располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого "собеседника". Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: "Я обижен.".
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается "разыграть проекцию", т.е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: "Я испытываю к тебе жалость", просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами "душечки" предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра "Старый заброшенный магазин". Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, а затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с этими предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные проблемы.

В гештальт-терапии большое внимание уделяется работе со сновидениями пациентов. Перефразируя З.Фрейда, Ф.Перлз говорил, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того, чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов, может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Гештальт как психосоциальная методика . Основоположником гештальт-терапии является Ф. Перлз. Первоначально он работал в рамках аналитической психологии. Однако после под влиянием экзистенциализма решил пересмотреть природу человека. Вместо психоаналитического подхода с упором на поиск проблем человека в его прошлом, Перлз стал исследовать то, как человек приспосабливается к своему настоящему и живет в нем. Для этого абсолютно не надо извлекать значимую информацию из воспоминаний клиента, эта необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он вступает во взаимодействие с психотерапевтом и преподносит себя при первой встрече. Правда, Ф. Перлз несколько изменил суть своего подхода в отличие от экзистенциализма. Вместо того, чтобы рассматривать то, как люди переживают свое существование, он предложил исследовать то, как они его воспринимают .

На Перлза также повлиял и В. Райх (точнее, его понятие «сопротивление»). Традиционно считалось, что сопротивление обозначает возникновение внутренних блоков при попытках изменения или понимания человеком самого себя. Сопротивление можно рассматривать как механизм защиты от стресса, с которым сопряжено развитие и изменение личности и который в итоге трансформируется в «телесную броню» (физиологическая защита). Поэтому, чтобы снять сопротивление у человека, необходимо воздействовать на его тело. Ф. Перлз же использовал эту интерпретацию, чтобы выразить «сопротивление» через невербальные средства («язык тела»), такие как жесты, манеры, мимика и позы. Главное, что эти сигналы оказываются более показательными для наблюдений, ибо человек их сознательно не контролирует.

Гештальт методика имеет групповую (психосоциальную) и индивидуальную формы. Психосоциальная форма представляет собой соглашение между руководителем группы и членами группы, один из которых добровольно берет на себя роль пациента и располагается, к примеру, на «горячем стуле», рядом с руководителем. Все остальные наблюдают за этим процессом со стороны, ничего не комментируя, но с установкой поддержать усилия партнера. Их основная функция – функция наблюдателей. Важность ее заключается в том, что самоосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле». Гештальт-методика полагает, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения. Помимо этого группа понимает, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания.

Гештальт-методика важную роль отводит руководителю, поскольку от него зависит организация группового процесса взаимодействия. Он (руководитель) должен быть активной и сильной личностью, должен побуждать к самостоятельности и независимости членов группы.



Основные понятия гештальт--методики . Гештальт-методика строится на основе нескольких концептов, чья сущность демонстрирует ее специфику. К таковым концептам относятся следующие понятия: фигура/фон, сосредоточенность на настоящем, полярность, защитные функции, зрелость и ответственность. Несмотря на широкое разнообразие гештальт-методик данные концепты не утратили своей актуальности, обозначая суть гештальта как формы психологической работы с человеком.

Первым таким понятием, упомянутым нами, являются понятия фигура и фон , а точнее то, как они соотносятся в человеческом восприятии. Гештальт-методика исходит из того, что наиболее значимые составляющие восприятия занимают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на задний план. Таким образом, по мнению Ф. Перлза, функционирует личность. Она представляет собой процесс смены одной формы восприятия другой (фигуру фоном и наоборот). Этот процесс подчиняется принципу саморегуляции. Люди в естественном состоянии поддерживают в себе динамическое равновесие посредством осознания возникающих потребностей (как внутренних, так и внешних) и удовлетворения их по мере появления. При возникновении какой-либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отступает на задний план. Например, некто в течение нескольких часов без перерыва готовится к выступлению на сцене. И вдруг приходит осознание, что пора перекусить. Происходит переключение, что меняет направление концентрации внимания, которое теперь сфокусировано на «пустом» животе. По этой причине сосредоточенность на предыдущем деле дается все труднее. В итоге занятия и вовсе отступают на задний план, потому что уже хочется не просто есть, а есть с «бешеным» аппетитом.

Основной анализ в гештальт-методике строится на соотношении между фигурой и фоном. Личность человека свои процессы саморегуляции организма и психики организует через постоянное формирование и завершение фигур. Такие фигуры получили название гештальтов . Гештальт понимается как структура или конфигурация, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью. Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Нас привлекает в поле то, что имеет для нас значение, то, что нам интересно. В психосоциальном процессе (в группе) фигурой обычно считается чувство, которое нужно выразить. Такой фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение или любовь, и тогда другие аспекты существования отходят на задний план.

Если потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение. В таком случае он отходит на задний план, уступая место новому гештальту. После того, как человек подкрепился, предстоящее выступление снова превращается в фигуру, и теперь можно вернуться к репетициям. Из такого чередования гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма. Правда, бывают исключения. Они встречаются тогда, когда удовлетворить потребность не удалось, а по этой причине гештальт не может быть завершен. Это случается, когда потребность не приобретает ясных очертаний фигуры. Тенденция к незавершенности может быть также связана с прошедшими событиями.

Гештальт-методы помогают членам группы сделать отчетливой ту фигуру, которую составляют их чувства. Это позволяет осознать те чувства, которые не были четко выражены. В конце концов травмирующий гештальт завершается, и становится возможной работа над другими важными проблемами.

Вторым важным понятием в гештальт-методике является понятие «сосредоточенность на настоящем ». Функция образования ясных гештальтов, умение их завершать, связана с тем, насколько человек может осознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Умение концентрироваться на настоящем моменте является главным умением, на которое ориентируется гештальт-методика. Чтобы удовлетворять свои потребности, следует постоянно контактировать со своим внутренним миром и миром внешним. Внутренняя сторона воспринимаемого опыта состоит из процессов и событий, которые происходят в теле. Человек реагирует на собственные внутренние потребности. Внешняя сторона опыты включает события, которые осознаются как необработанные сенсорные сигналы. Информация, составляющая внутреннюю и внешнюю стороны опыта, не фильтруется и не интерпретируется.

Также Ф. Перлз выделяет среднюю сторону, которую он характеризует как сферу фантазий. Сфера фантазий состоит из мыслей, фантазий, убеждений, установок и всего того, что поддается осмыслению и доступно рассудку. Понятно, что очень много информации мы получаем из средней сферы опыта, осваивая культуру и жизнь в обществе. Опасность для человека, по Перлзу, заключается как раз в средней стороне опыта, поскольку именно в случае ее значительного присутствия он утрачивает способность формировать четкие гештальты. В этой ситуации человек склонен излишне фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что он осознает. Когда человек «погружается» в среднюю сферу опыта, то интересуется либо нашим прошлым, либо нашим будущим. А, следовательно, не живет настоящим и, не уделяет должного внимания происходящему во внутренних и внешних сторонах опыта. Именно поэтому характер саморегуляции организма полностью зависит от способности отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от умения «сосредоточиться » от способности полностью погрузиться в ситуацию «здесь и теперь».

Не случайно понятию «здесь и теперь » Ф. Перлз уделяет особое внимание. Теперь - это единственное, что есть в настоящем. Здесь – это то конкретное место, где человек переживает настоящее.

Третье понятие, которое выделяет Ф. Перлз для характеристики гештальт-методику, - это понятие «полярности ». С помощью этого понятия интерпретируется способ оценки формируемого гештальта. Полярностями в таком случае могут выступать различные крайние ориентиры (например, плохое и хорошее). Они (полярности) формируют человеческое восприятие внешнего мира. Каждый человек испытывает противоположные чувства: он любит и ненавидит, чувствует себя счастливым и одновременно может грустить по завершении важного дела его жизни и т.д. Иными словами, полярности могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта, а не являются несовместимыми противоположностями. Оба полюса позволяют лучше осознать и себя, и свои потребности. Полюса не являются для человека «пустой» структурой, они вызывают в нем сильную эмоциональную реакцию. Поэтому полюса могут обозначаться как «нападающий » и «защищающийся ». Полюс с оценкой «защищающийся » постоянно настроен на противостояние оборонительного плана, оправдывается, он бессилен и бесправен. Полюс со значением «нападающий » авторитарен, уверен в своей правоте и требователен.

Личность в гештальт-методике может быть рассмотрена через отношение полярностей. Наиболее известная полярность в психологии – это полярность эго (Я) и ид (Оно). Эго позволяет отличать человеку то, что присуще ему, от того, что присуще всему остальному. Ид же предполагает, что человек находится в тесном контакте с окружением, границы его становятся расплывчатыми, и у него может возникать чувство идентичности со всем миром. Ид – это всегда идентификация. Без данных аспектов личности, без их четкого разведения невозможно формирование и завершение гештальтов.

Понятие «полярности » предполагает не только оценочные ориентиры поведения и сознания человека. Как мы видели, при доминировании одного полюса над другим вполне возможна неадекватная реакция человека. Поэтому необходимы «защитные функции ». Человек может по-разному «защищаться» от внешнего мира. Он может самоотстраняться, бежать от себя, терять чувствительность, впадать в галлюцинации или даже бредить. Роль защитных функций искажать или прекращают контакт с угрожающей ситуацией.

Существуют ситуации, когда угроза сохраняется на протяжении длительного времени. И тогда у человека возможно привыкание к опасности. В результате использование защитного механизма возникает даже тогда, когда реальной угрозы нет. А самое главное, что функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным телом.

Гештальт-методика использует в рамках своего тезауруса четыре основных защитных механизма человека: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция .

Когда человек пытается избегать контактов с окружающим миром, то такой прием называют слияние . Имеется в виду, что в тех случаях, когда личность не ощущает границы между собой и другими, она старается не выделяться. Примером такого защитного механизма может послужить использование в языке местоимения «мы» вместо «я» при описании индивидом собственного состояния или поведения. Члены группы, считающие, что другие чувствуют то же, что и они, проявляют таким образом склонность к слиянию. Обнаружив, что между людьми все-таки есть различия, они могут либо сами почувствовать себя отверженными, либо отвергнуть всех вокруг, будучи не в состоянии смириться с мыслью о существовании таких различий. В результате они утрачивают способность устанавливать и прекращать контакты с другими.

Три других понятия (ретрофлексия, интроекция и проекция )направлены на выражение нарушений взаимодействия «Эго » с окружением. Граница между ними могут меняться, и это может выводить какие-то существенные аспекты личности за ее границы, а может, наоборот, вводить в ее пределы нечто новое (то, что может быть ей чуждо).

Ретрофлексия понимается как неожиданное обращение к себе (буквально, «резкий поворот на себя»). При ретрофлексии устанавливаемая граница между личностью и окружением смешается ближе к центру личности, так что человек начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Это происходит от того, что когда-то стремление индивида удовлетворить свои потребности встретило сильное противодействие. Вместо того чтобы и впредь направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение, индивид обращает ее на себя. Таким образом первоначальный конфликт с окружением переносится внутрь. Ретрофлексия проявляется через использование возвратных местоимений. Человек начинает использовать такого рода выражения: «Я должен заставить СЕБЯ сделать это» или «Я не могу СЕБЯ сдерживать» и т.д. Я используется и в качестве субъекта, и в качестве объекта. Между ними человек целенаправленно проводит различие. Таким способом, испытывающий негативные чувства по отношению к себе человек, может найти подходящий способ разрядки.

Понятие интроекция используется для обозначения такого восприятия чужих убеждений и установок, когда человек делает это абсолютно некритично, без попыток привести их в соответствие со своими. По сути, этим понятием обозначаются чужие убеждения, установки, мысли и чувства. Но эти формы не становятся частью личности, поскольку были приняты без анализа, не были переструктурированы. В таком случае граница между «Я» и внешним миром смещается глубоко внутрь личности, ограничивая возможности для саморазвития личности. Помимо этого интроекция буквально разрывает Я-человека на части.

Первые интроекты задаются человеку его родителями. Они находятся в сфере бессознательного. Когда человек растет, то со временем он начинает учиться отличать интроекты от собственных убеждений. Хотя это делать достаточно трудно. Если мужчина в группе сдерживается от выражения бурных эмоций, то это может быть следствием установки с детства, что мужчины не должны проявлять свои чувства на людях.

И наконец, понятие проекция представляет собой противоположность интроекции. При интроекции человек направляет в себя аспекты своего окружения, а при проекции человек переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. Примером действия механизмов проекции, как полагает К. Рудестам, могут быть постоянные жалобы на всеобщую холодность и черствость. В таком случае человек, вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденности к самому себе, воспринимает его так, как будто оно направлено на него из внешнего мира.

Иными словами, человек со склонностью к интроекции делает так, как, с его точки зрения, хотелось бы другим, чтобы он поступал; человек же со склонностью к проекции делает с другими так, как, по его мнению, другие поступают с ним; при патологическом слиянии человек вообще не знает, кто по отношению к кому как поступает; а ретрофлексирующий по отношению к себе поступает так, как хотел бы поступать с другими.

Четвертым понятием в гештальт-методике является понятие зрелость . Это понятие выражает оптимальное состояние личности. Ради достижения зрелости, человек должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. Для гештальт-методики важна прежде всего эмоциональная зрелость. Существует такая специфика, что незрелая личность старается манипулировать окружающими для удовлетворения своих потребностей, не беря на себя ответственность за свои проблемы. Взросление происходит тогда, когда человек мобилизует собственный потенциал, преодолевая страх и чувство безнадежности. Такое встречается, если поддержка со стороны не приходит, а свои силы кажутся недостаточными. Поэтому ситуация представляется тупиковой, если человек не может получить помощь со стороны и не может рассчитывать на собственные силы. В подобном случае зрелый человек способен пойти на риск. Если же человек не рискует, то он вынужден прибегнуть к притворству, чтобы управлять другими: можно прикинуться беспомощным, чтобы сохранить свою зависимость, или демонстрировать глупость, чтобы получать интеллектуальную поддержку.

По Ф. Перлзу, человек, чтобы стать зрелым и выработать самоответственность, должен как бы вывести из себя все неврозы, слой за слоем, словно кожуру с луковицы. Ф. Перлз выводит 5 слоев личности. Первый слой - клише. Клише – это уровень, где человек действует стереотипно и неаутентично. Второй слой - искусственный. Он в поведении выражает лицемерие, межличностные отношения, поверхностность отношений, скрывая истинные чувства притворством. Именно на искусственном уровне человек манипулирует другими с целью получения поддержки, которая, по его мнению, ему требуется. Третий уровень - это тупиковый уровень. Он означает, что поддержки из вне уже нет, а своего потенциала еще недостаточно. Человек, как правило, избегает этого уровня по аналогии с избежанием любой боли. Тупиковой уровень выражает безысходность, чувство растерянности, напрасности любых усилий. Четвертый уровень - имплозивный слой, или слой смерти. Оказываясь на этом уровне, человек соприкасается со своим истинным «Я», с тем, что находилось под различными защитами. После контакта с имплозивным слоем вполне вероятен «внешний взрыв»- эксплозивный (в переводе с англ. explosion – взрыв) переход к аутентичности. Гештальт-методика ориентирована на то, чтобы человек пережил ситуацию тупика. Такая искусственно создаваемая критическая ситуация помогает человеку принимать рискованные решения в атмосфере безопасности.Критичность ситуации состоит в «видимой» безысходности, а безопасность - в отсутствии настоящей угрозы. Отказываясь идти на поводу у членов группы, человек побуждается к использованию собственных ресурсов. Также участник группы должен понимать, что он в любой момент волен прервать упражнение, либо вовсе отказаться от его выполнения. Это еще один момент, создающий атмосферу безопасности.

Технологии осуществления гештальт-методики . Гештальт-методика стремиться к стимулированию организмических процессов, которые являются естественными для каждого члена группы. Ведь конечной целью группы должно стать достижение каждым ее участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Все технические приемы направлены на обретение состояния полного функционирования и аутентичности. По мере развития способностей, связанных с умением осознавать себя, члены группы становятся способными лучше и полноценнее использовать естественные процессы для взаимодействия с окружением и для отстранения от него. Становятся возможными идентификация «незаконченных ситуаций» и эффективное разрешение связанных с ними проблем.

Основная задача руководителя заключается в том, чтобы все в группе смогли сосредоточиться на текущем моменте. Для этого сам руководитель должен придерживаться принципа «здесь и теперь», а также быть аутентичным при взаимодействии с членами группы. При этом не следует забывать, что потребность руководителя в поддержке или восхищении со стороны группы должна быть минимальной. Для этого обычно руководителям напоминают о специальных функциях гештальт-методик. Данные функции были обозначены Капланом. Функция первая: группа может служить средством психологической поддержки участников . В любой психосоциальной методике существует определенное количество ролей, которое формирует структуру группы. Не случайно, что новые члены групп поначалу испытывают чувства одиночества и неуверенности. Это сказывается на их самоуверенности, которая еще недостаточно проявляется в ходе их деятельности в группе, делая этих членов групп уязвимыми. Однако со временем они начинают понимать, что для группы нужны разные статусные позиции. Могут быть необходимы как «трудяги», расширяющие свою способность осознавать себя, так и «зеваки», которые слушают, сочувствуют и в воображении ставят себя на место «трудяг». Функция вторая: группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта . Эта функция возможна тогда, когда и руководитель, и остальные участники способствуют приобретению одному из членов группы значимого опыта. Человек, получая поддержку в новых отношениях, начинает ценить свое окружение, тогда как раньше он это окружение пренебрегал, а это мешало его нормальному функционированию. Функция третья: группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа «здесь и теперь» . Групповой процесс оказывается стимулом для человека в ситуации «здесь и теперь». Это нельзя игнорировать ни в коем случае. Функция четвертая: группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий в нее элемент драматизации . Группа удобна тем, что ее каждый член способен принимать участие в работе любого другого и наоборот. Задачей участника группы, выступающего в роли помощника, является то, чтобы его текущее переживание было более насыщенным. Это позволяет членам группы проецировать на исполняемые ими роли свои собственные проблемы, наполнять эти роли своим содержанием и при этом решать подобные проблемы как ему удобно. Функция пятая: группа и происходящие в ней взаимодействия могут быть динамичными и неизменно актуальными процессами . Гештальт-методика демонстрирует две стороны любой психологической ситуации. С одной стороны, она направлена на индивидуальный фон, а с другой стороны, она фокусирована на групповом аспекте получаемого ими опыта, когда групповые проблемы становятся первостепенными.

Гештальт-методика использует в своем арсенале шесть основных технологий: развитие способности осознания , интеграция полярностей , облегчение доступа к чувствам , работа с фантазиями , развитие чувства ответственности , преодоление сопротивления .

Технология развитие способности осознания направлена на использование упражнений, которые влияют на протекание процессов во внутренней и внешней зонах. Суть этих упражнений заключается в выработке умения у членов группы концентрировать внимание на текущем моменте, что помогает им соблюдать режим «здесь и теперь». Их (упражнения) можно делать с помощью медитационных или гипнотических приемов. Например, участники могут закрыть глаза и полностью сконцентрироваться на соматических ощущениях (дыхание, кожные ощущения, ощущения в суставах, мышцах, желудке и половых органах. Рекомендуется, чтобы человек постоянно повторял фразу (или начинал с нее рассуждение): «Сейчас я осознаю... (то-то и то-то)». После упражнений, связанных с внутренней концентрацией, участники группы проделывают эти же приемы, теперь концентрируясь на внешних аспектах восприятия. Они открывают глаза, повторяют про себя ту же фразу, но теперь уже по отношению к звукам, запахам, образам из вне. Иногда участникам предлагают по очереди концентрировать осознание то на внешней, то на внутренней зонах. Эти упражнения очень эффективны, так как дают возможность приобрести и усвоить новый опыт и развивают способность относиться к нему терпимо. Это позволяет справиться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.

Для гештальт-методики очень важно понимать разницу между процессом осознания и содержанием того, что осознается. Поначалу члены группы не желают выносить на общий суд некоторые факты о себе, но при этом они чувствуют, как эта информация подавляет те процессы осознания, которые стимулируются выполняемыми упражнениями. Таким образом, информация оказывается включенной в содержание осознаваемого. При выполнении гештальт-упражнений важно работать именно с процессом осознания. Тогда человек понимает, что в глубине подсознания у него есть мысли, которые не дают ему покоя, и в том, какие ограничения он налагает на собственное самораскрытие. В гештальт-методике руководитель делает все, для того чтобы каждый член группы научился фокусировать внимание на организмических процессах.

Другим важным моментом гештальт-методики является выработка умения у членов группы, направленное на то, чтобы они воспринимали информацию, поступающую из их организма и из внешнего мира, никак ее не интерпретируя, не оценивая и не стараясь сохранить ее в памяти. Это рассматривается как пассивное слежение за свободным течением мыслей. Главное, чтобы ни одной из этих мыслей не ставилось препятствий и не уделялось особого внимания. Параллельно подобный процесс должен приводить и к воздержанию от суждений по поводу собственных ощущений.

Как мы уже выше говорили, способность формировать и завершать гештальты – важная способность, благодаря которой человек получает навыки самосознания и самовыражения. Одной из технологий, способствующей выработке подобного умения, является прием интеграции полярностей . Каждое взаимодействие между людьми имеет два аспекта. Первый аспект выражает способность четко разграничивать окружение и свое «Я». Второй аспект способствует формированию умения выделять разные стороны своего «Я». Обычно свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. Бывает они сосуществуют вполне мирно. А бывает, что между ними идет борьба. С точки зрения гештальт-психологии, все, что воспринимается нами как борьба с другими, имеет параллельное дублирование в виде аналогичного конфликта, который идет внутри нас самих. Показать эффективность такой интерпретации осознания любого противостояния помогает прием «двух стульев» во время пребывания на «горячем стуле». Этот прием побуждает участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Подобное помогает осознать личностью обе стороны внутреннего конфликта, включая ту, которая обычно отрицается или не осознается по причине ее травмирующего характера. Осознание полярностей своего «Я» облегчает их интеграцию. Наиболее часто встречающиеся полярности - это близость/отчужденность, рациональность/эмоциональность, эгоцентризм/самоотверженность.

Гештальт-методика особое внимание уделяет проблеме неврозов. Неврозы – это нервно-психические расстройства, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешимое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворенности потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д. Наиболее часто встречаемыми примерами неврозов являются неврозы, в основе которых лежит конфликт между «нападающим» и «защищающимся». Доминирующий «нападающий» интроецирует родительские желания и ожидания. Родители неосознанно навязывают индивидууму свое понимание долга. А вечно виноватый «защищающийся» неизменно сопротивляется принуждению со стороны «нападающего», оправдываясь тем, что «он просто из кожи вон лезет, и все равно ничего не получается». Когда член группы находится под преобладающим влиянием внутреннего «нападающего», он может жаловаться на постоянное стремление добиваться совершенства во всем без разбора. Когда же в человеке доминирует «защищающийся», создается впечатление, что он ничего не может довести до конца.

В гештальт-методике существует прием «два стула». Она используется по типу «горячего стула», но помимо одного стула в круге есть и еще один стул, на котором, как предполагается, находится «alter ego» члена группы. Находясь на одном из стульев, этот член группы будет говорить за себя и рассказывать «alter ego» о своих планах, мнениях и потребностях. Пересев на другой стул, он будет вести себя так, как, по ее мнению, отреагировало бы на эти признания его «alter ego». По мере того как две крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко дифференцируются, препятствующие действиям смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются. В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций.

Эта методика может принести ощутимую пользу в тех случаях, когда кто-либо из членов группы испытывает потребность либо в обратной связи, либо в отработке способов поведения, которые уместны при выражении чувств или установлении отношений.

Еще одной важной технологией гештальт-методики является технология концентрации внимания на чувствах . Для членов группы очень значимо проанализировать собственные чувства. Естественно, что ни у кого нет желания почувствовать свою глубоко спрятанную внутреннюю боль. Но, отрицая эту боль, мы связываем себя незаконченным действием. Так, человека, который пребывает в вечном страхе, что он потеряет работу, несмотря на все мыслимые доказательства невозможности потери работы, может постоянно тревожить ощущение незаконченного действия (не будет таких фактов, которые бы этот человек мог принять в качестве гарантий). Этот страх явно обусловлен какими-то событиями в прошлом. В этом случае требуется формирование и завершение гештальта для того, чтобы пациент вышел из-под власти прошлого и стал более адекватно вести себя в настоящем.

Для завершения гештальта старые чувства должны найти свое полное выражение. Существует два фактора для реализации этого. Первый фактор заключается в том, что энергия, которая тратится на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей. Второй фактор проявляется при открытом выражении чувств, когда обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта (тогда становится возможным интегрировать различные аспекты личности). Одной из методик для развития способности к проявлению чувств является «разыгрывание ролей», позволяющее открыто выражать чувства. Не только осознание приводит к действиям, но и целенаправленные действия способствуют осознанию. Поэтому не случайно, что методика «разыгрывания ролей» помогает членам группы выявлять проекции в своем «Я».

«Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона, если начать утрировать их невербальные выражения. Участница, которая, сидя на «горячем стуле», спокойно рассказывает о своем неудачном браке, может даже не осознавать, что при этом она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен заметить этот жест и переключить внимание участницы с ее невыразительного повествования на активные физические действия. Перлз считал, что полностью стремления личности подавить невозможно и одним из способов их выражения являются невербальные формы поведения, или «язык тела». Усиливая удары кулаком по бедру, участница может испытать относящиеся к браку чувства, которые она отказывается признавать, как-то: злость, вину или обиду. Или же участница обнаружит, скажем, что конфликт, возникший во время замужества, напоминает конфликт с отцом, причиной которого явилось решение дочери выйти замуж вопреки воле отца. Руководитель может даже попросить участницу сыграть роль своего кулака и попробовать словами выразить смысл каждого удара. Если при этом спонтанно возникнет диалог между кулаком и бедром, это следует только поощрить. Таким образом, можно дать выход подавляемым чувствам и раскрыть суть того внутреннего конфликта, который символически выражается в ударах кулака по бедру».

Язык тела - это один из наиболее вероятных способов выражения состояния эмоционального настроя. Правда, как отмечает Ф. Перлз, не единственная. Так, к примеру, о скрытых эмоциях также можно судить по интонации и т.д.

Очень интересной и познавательной технологией в гештальт-методике является анализ сновидений и фантазий . Эта методика имеет большую историю применения. Следует сказать, что она не всегда оправдывала свое использование, но после создания теории сновидений З. Фрейда, эта методика получила свое широкое распространение, в том числе и в гештальт психологии.

Ф. Перлз полагал, что сны – это самый спонтанный продукт человеческого существования. Они совершенно свободны от влияния рассудка личности. Теоретически образы сновидений - это, в сущности, фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. Поэтому они несут уникальную информацию. Работа со сновидениями и фантазиями в гештальт-методике включает два процесса : перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов , которые были спроецированы на вымышленные образы. Перенос фантазии (или сновидения) на реальную почву становится возможным, когда участник описывает ее в настоящем времени. Описание в прошедшем времени («Мне снился сон, в котором я, спасаясь от погони, бежал по долине, зажатой между двумя высокими заснеженными горными хребтами».) актуализирует сон, имеет рассудочный характер и подразумевает необходимость интерпретации. Описывая сон в настоящем времени («Я бегу по долине. Меня кто-то преследует, и мне страшно. Справа и слева от меня высятся огромные заснеженные горные пики, и свернуть мне некуда, двигаться можно только вперед».), человек вновь как бы погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы.

Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. В приведенном выше примере фрагменты личности участника скрыты в фигурах преследуемого и неведомого преследователя, а также в дороге, по которой они движутся, в горных пиках и даже в снежных шапках на их вершинах. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица («Я гора. Я огромен и полон сознания своей значительности. Я непоколебим. Вы все ничтожны передо мной».), тропой («Я веду верным путем. И с вами ничего не случится, пока вы будете следовать за мной».) или неизвестным преследователем («Вы не знаете, кто я, но я собираюсь напасть на вас».).

Когда «автор» сновидения по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Он может испытать чувства превосходства и уверенности или страха и беззащитности, враждебности или уязвимости. Руководитель группы может попросить участника сосредоточиться на том виденном им во сне объекте, который представляется ему особенно важным, или переключать внимание с объекта на объект, каждый раз отмечая чувства, которые при этом возникают.

Еще одной значимой технологии гештальт-методики является технология принятие ответственности . Преодоление невротического кризиса связано с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. При интроекции собственные чувства и убеждения не дифференцируются от чужих. При проекции собственные импульсы воспринимаются как свойственные другим. При слиянии не удается отделить «Я» от «Мы», а при ретрофлексии отдельные аспекты личности объективируются и отчуждаются. С помощью гештальт-методики возможно изменить эти искаженные формы восприятия личностью себя и других, воздействуя на коммуникативное поведение и структуру речи членов группы.

Особенно важный прием, используемый в гештальт-методике – это прямое обращение каждого участника к другому, а не обсуждение его в третьем лице. Запрещаются сплетни, советы, умствования, рассуждения на психологические темы, нарушение границ чужого «Я». Руководитель группы должен внимательно относиться к тому, как участники пользуются местоимениями и глаголами. Например, участник может заявить: «Ужасно, когда взрослые люди бьют своих детей». Руководитель тут же предложит уточнить, о каких именно людях идет речь, или заменить слово «люди» на личное местоимение «я». Torда это заявление может прозвучать так: «Ужасно, что я бью своих детей», и ответственность за действия и чувства будет принята. Руководителю следует быть внимательным и к случаям употребления участниками местоимений «мы» или «вы», когда они на самом деле имеют в виду себя. Точность в употреблении местоимений помогает заменить неопределенность, составляющую сущность слияния и нарушенное функционирование при интроекции и проекции на адекватный контакт с окружением.

Гештальт-методика предполагает внимательное наблюдение за использованием участниками таких конструкций, как «мне нельзя», «мне необходимо», «мне следует». Изменив эти конструкции на «я не буду», «я хочу» и «я решил», члены группы берут на себя ответственность за свои мысли, действия и чувства. И тогда действие оказывается результатом собственного волевого усилия. Члены группы устанавливают контроль над своими мыслями и поведением. Руководитель побуждает участников к замене союза «но» на «и». Когда два предложения соединяются посредством «но», первое отменяется или обусловливается вторым. Фраза «Я хочу заняться этим делом, но я боюсь» подразумевает продолжение «так что лучше я не буду начинать». Фраза «Я хочу заняться этим делом и боюсь» имеет совсем другой смысл. «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя. Точно так же в группе не поощряются вопросы. Участникам рекомендуется менять вопросительные предложения на утвердительные, для того чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других людей, разыгрывая беспомощность.

Важным моментом для принятия ответственности является демонстрация того, как сами люди позволяют другим принимать за нас решения, сами себя тормозят или приглушают свои собственные ощущения. Основной причиной ухода от ответственности, связанной с перекладыванием человеком ответственности за себя на другого, является его уверенность в том, что его чувства вызваны другими людьми и что он - жертва чужого влияния. Человеку, который считает, что любимая девушка «сделала» его несчастным, можно предложить в воображении сказать ей: «Я сам позволил тебе сделать меня несчастным». Это поможет ему принять ответственность за перекладывание ответственности и передачу контроля над собственными чувствами в чужие руки. Со временем этот участник сможет со всей определенностью говорить: «Я огорчаюсь, когда ты делаешь то-то и то-то» и таким образом точнее определять меру своей и чужой ответственности.

Когда человек избегает принимать ответственность за себя и перекладывает ее на окружение, это, чаще всего означает, что в его личности имеется какой-то изъян. Человек проецирует на окружение то, что не может мобилизовать в самом себе. Задача руководителя – научить членов группы принимать ответственность за собственные чувства.

И наконец, последняя технология, которая имеет место в гештальт-методике. Это методика называется методикой преодоление сопротивления . Сопротивления общеупотребимое понятие для большинства школ психотерапии. В гештальт-методике же сопротивление участника проявляется в его отказе выполнять предлагаемые руководителем упражнения. Это значит, что клиент не желает принимать помощь. Сопротивление демонстрирует, какими способами участник мешает сам себе, своему свободному функционированию. Такая особенность поведения используется для расширения самоосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-либо сделать или пережить. Иными словами, сопротивление - это обстоятельство, которое можно использовать, чтобы расширить самоосознание, а не преграда, которую надо сокрушить. Оно проявляется в том, как люди одергивают сами себя. Поэтому целью гештальт-терапии является трансформация сопротивления в осознание своего «Я».

Сопротивление может приводить к тому, что будет ослаблять остроту сенсорного восприятия. Люди могут не слышать того, что им говорят, не видеть того, что они делают, и не воспринимать того, что они ощущают. По мере осознания подобных форм сопротивления члены группы приобретают способность брать на себя ответственность за свое нежелание что-либо видеть или слышать. Подавление переживаемых чувств, особенно болезненных, может отразиться на характере дыхания.

Гештальт-методика не ориентируется на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Клиенты должны признать наличие у себя сопротивления и понять, что на самом деле есть то, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует участников к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с риском пережить заблокированные чувства. Бывает и так, что одного лишь признания существования сопротивления оказывается достаточно для его преодоления.

Таким образом, гештальт-методика Фрица Перлза вобрала в себя его опыт психоанализа, на который наложились влияния философии экзистенциализма, телесная психотерапия, посвященная физиологическим механизмам реакций сопротивления. В настоящее время эта методика ориентируется на активность своих руководителей, а последние помогают развитию самостоятельности и ответственности у людей, принимающих участие в гештальт-группах.