Анализ стихотворения у птицы есть гнездо, у зверя есть нора бунина. Презентация на тему: "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Ласточка Сизокрылая Под моим окном Свила гнездышко — И поет себе, Заливается, Весну красную Прославляючи, И от зорюшки Вплоть до вечера Ее слушал бы, Не наслушался, Про свое житье Без...
  2. Осень паутинки развевает, В небе стаи будто корабли — Птицы, птицы к югу улетают, Исчезая в розовой дали… Сердцу трудно, сердцу горько очень Слышать шум прощального крыла. Нынче для меня...
  3. Есть одно, о чем плачу я горько: Это прошлые дни, Это дни восхитительных оргий И безумной любви. Есть одно, что мне горестно вспомнит!.: Это прошлые дни. Аромат опьяняющих комнат И...
  4. Птицы облетают города. Их пугает грохот камнепада, Кратер огнедышащего града, Башен и домов его гряда. Птицы ищут тихую тропу Над молчащим пасмурным болотом, Где тоскует выпь и глухо кто-то Проклинает...
  5. Диковинные птицы В садах моих живут: Их крылья словно плицы, По струям солнца бьют — И гонят мой кораблик По ласковой волне, И брызги солнца краплют И светятся во мне....
  6. У каждого есть горе; но от братьев Мы скрыть его стараемся улыбкой, Притянутой нарочно. Мы жалеем Одних себя, — и с завистью глядим На тех людей, которые, быть может, Не...
  7. Все летают черные птицы И днем, и поутру, А по ночам мне снится, Что я скоро умру. Даже прислали недавно — Сны под пятницу — верные сны,- Гонца из блаженной...
  8. Есть у тех, кому нету места, Обаянье — тоска-змея. Целоваться с чужой невестой, Понимать, что она — твоя. Понимать, что некуда деться. Понимать, куда заведет. И предвидеть плохой исход. И...
  9. Летят перелетные птицы В осенней дали голубой, Летят они в жаркие страны, А я остаюся с тобой. А я остаюся с тобою, Родная навеки страна! Не нужен мне берег турецкий,...
  10. Если гаснет свет — я ничего не вижу. Если человек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю....
  11. Ни слов, ни шороха, ни птицы — песок, пригревший ковыли, ведет зыбучую границу на стыке моря и земли. И остывает след непрочный, ненужный, зябкий и босой, и день дрожит на...
  12. Есть дни: душа как будто в сон печальный, Болезненно томясь, погружена; Нет слез у ней о прошлой жизни дальной, О будущем не думает она, И нет забот тревоги настоящей, И...
Вы сейчас читаете стих У птицы есть гнездо, у зверя есть нора, поэта Бунина Анна Петровна

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо, Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!




Отец Алексей Николаевич Бунин, из обедневших дворян, бывал невоздержан в питии, увлекался картами, но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью. из обедневших дворян, бывал невоздержан в питии, увлекался картами, но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью.


Мать Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него»… «В Воронеже он, моложе двух лет, ходил в соседний магазин за конфеткой. Его крестный, генерал Сипягин, уверял, что он будет большим человеком... генералом!»


Детство В 1874 году Бунины перебрались из города в деревню, на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. «Зимой безграничное снежное море, летом море хлебов, трав, цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...» Так через много лет напишет он в «Жизни Арсеньева». Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнились, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте, и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки. «Зимой безграничное снежное море, летом море хлебов, трав, цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание...» Так через много лет напишет он в «Жизни Арсеньева». Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнились, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте, и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки.


Детство Возили детей и к бабушке, матери Людмилы Александровны, в Озерки, которые находились в нескольких верстах от их хутора. Ване очень нравилась бабушкина усадьба. Родители брали Ваню и младших сестер, в церковь в селе Рождество. Он любил церковные службы, хотя ему, не привыкшему к дисциплине, было утомительно их выстаивать.


Отрочество Любовь к литературе пробудилась у него с самого раннего детства, когда мать читала ему стихи. К моменту поступления в гимназию он уже знал и любил произведения Пушкина, Гоголя, а Страшная месть» его не просто потрясла. На экзамены в Елец повез его Алексей Николаевич.


Отрочество Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения). Дворянин по рождению, Иван Бунин не получил даже гимназического образования, и это не могло не повлиять на его дальнейшую судьбу. Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.


Литературный дебют С 1889 началась самостоятельная жизнь со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты «Орловский вестник», молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в Молодые супруги впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.


Литературный дебют 1895 год переломный в судьбе писателя. Он оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства (с Л. Н. Толстым, чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым, М. Горьким,Н. Д. Телешовым, участником «сред» которого стал молодой писатель). Бунин водил дружбу и со многими известными художниками, живопись его всегда притягивала к себе, недаром его поэзия так живописна. Весной 1900, находясь в Крыму, познакомился с С. В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.


Восхождение на литературный Олимп Самостоятельно изучив английский язык, перевел поэму Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1896). Слава Бунина-поэта началась со сборника стихов "Листопад", вышедшего в 1901 в символистском издательстве "Скорпион". "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" были отмечены Пушкинской премией Российской Академией Наук (1903). С начала 1900-х печатал стихи и прозу в сборниках "Знание", а в в издательстве "Знание" вышло его первое собрание сочинений. Общественное признание Бунина-писателя выразилось в присуждении ему второй Пушкинской премии и избрании почетным академиком Российской Академии Наук.


Путешествия В 1900 совершил свое первое заграничное путешествие. С тех пор непрестанно странствовал по свету. Вместе с женой В.Н. Муромцевой-Буниной исколесил почти всю Европу, подолгу гостил на Капри у Горького, не раз бывал в Турции, изъездил весь Ближний Восток вплоть до пустыни Сахара, плавал на Цейлон. Впечатления от путешествий разных лет отражены в книге "Тень птицы" (Париж, 1931). Повесть "Деревня" (1910) и последовавшие за ней книги "Суходол" (1912), "Иоанн Рыдалец" (1913), "Господин из Сан-Франциско" (1916) заставили говорить о Бунине как о первом русском прозаике. В 1915 в издательстве А.Ф. Маркса вышло его "Полное собрание сочинений" в 6-ти томах. Повесть "Деревня" (1910) и последовавшие за ней книги "Суходол" (1912), "Иоанн Рыдалец" (1913), "Господин из Сан-Франциско" (1916) заставили говорить о Бунине как о первом русском прозаике. В 1915 в издательстве А.Ф. Маркса вышло его "Полное собрание сочинений" в 6-ти томах.


Зрелый мастер 1-я мировая война была воспринята писателем как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретив Февральскую революцию и Октябрьский переворот января 1920 навсегда покинул Россию. В эмиграции опубликовал свой дневник-памфлет "Окаянные дни" (писавшийся в Москве и Одессе в) - произведение яростного неприятия революции. 26 января 1920 навсегда покинул Россию. В эмиграции опубликовал свой дневник-памфлет "Окаянные дни" (писавшийся в Москве и Одессе в) - произведение яростного неприятия революции.


Нобелевский лауреат The Nobel Prize in Literature 1933 "for the strict artistry with which he has carried on the classical Russian traditions in prose writing" Ivan Alekseyevich Bunin Ivan Alekseyevich Bunin stateless domicile in France b (in Voronezh, Russia) - d В 1933 году стал первым русским писателем – лауреатом Нобелевской премии.


Жизнь в эмиграции Вся последующая жизнь писателя связана с Францией. Жил в Париже, проводя лето на юге Франции, в Грасе. В эмиграции Буниным создано 10 новых книг прозы и одна книга стихов. В работал над своим самым крупным произведением - романом "Жизнь Арсеньева". В 1933 стал первым русским писателем - лауреатом Нобелевской премии. Годы 2-й мировой войны провел в Грасе, некоторое время и под немецкой оккупацией, испытывая голод и душевные страдания. Но именно в это время создал, быть может, лучшую книгу о любви в русской литературе - сборник рассказов "Темные аллеи" (1-е издание: Нью-Йорк, 1943; полное: Париж, 1946).


Жизнь в эмиграции Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи...» назвал «великодушной мерой». Однако ждановское постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину. В 1945 Бунины вернулись в Париж. Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни (Ф. Мориак, А. Жид, Р. Роллан, Т. Манн, Р.-М. Рильке, Я. Ивашкевич и др.). Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.


Смерть Живя в нищете, прекратил публикацию своих произведений, много и тяжело болея, он все же написал в последние годы книгу воспоминаний, работал над книгой «О Чехове», вышедшей посмертно (1955) в Нью- Йорке. Умер 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев- де-Буа, под Парижем


Жизнь после смерти В Орле музей Ивана Алексеевича Бунина существует уже десять лет. С тех самых времен, когда были опубликованы "Окаянные дни". Это самый главный Бунинский музей. Фонд главного музея насчитывает пять тысяч единиц хранения. Одна из сотрудниц музея сказала нам, что весь бунинский архив до семнадцатого года передала в этот музей Вера Николаевна Муромцева-Бунина. В музее чисто и светло, такое впечатление, что все с иголочки, явно нежилое помещение. Отреставрировано второе крыло дома, там собираются открывать экскурсионно-читальный зал, бунинский.


Возвращение Ивана Бунина Любил я в детстве сумрак в храме Любил вечернею порой Любил вечернею порой Его, сияющий огнями, Его, сияющий огнями, Перед молящейся толпой; Перед молящейся толпой; Любил я всенощное бденье, Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой; Я становился за толпой; Я приносил туда с собой Я приносил туда с собой В душе и радости и горе; В душе и радости и горе; И в час, когда хор тихо пел И в час, когда хор тихо пел О "Свете Тихом", - в умиленье О "Свете Тихом", - в умиленье Я забывал свои волненья Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел... И сердцем радостно светлел...

Стихотворение «У птицы есть гнездо...»

    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
    Как горько было сердцу молодому.
    Когда я уходил с отцовского двора,
    Сказать прости родному дому!

    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
    Как бьется сердце, горестно и громко,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
    С своей уж ветхою котомкой!

Поразмышляем над прочитанным...

1. Какое настроениe, каная музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне?

О чем говорят поэты-эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

    Полнил бы я зиму,
    Да обуза тяжка...
    От нее даже дыму
    Не уйти и облака,
    И. Анненский. «Слег»

    Но один есть в мире запах,
    И одна есть в мире нега:
    Это русский зимний полдень,
    Это русский запах снега...
    Дон Аминадо. «Города и годы»

3. Выберите и подготовьте к выразительному чтению наизусть одно или два стихотворения о Родине.

4. Обратим внимание на то, что И. Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «...Да обуза тяжка... / От нее даже дыму не уйти в облака», а с другой - любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег - / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег...» Как меняются взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?

5. Как вы понимаете строки Д. Мережковского?

    Не надо звуков: тише, тише,
    У молчаливых облаков
    Учись тому теперь, что выше
    Земных желаний, дел и слов.

6. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

7. В чем пафос стихотворений 3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»?

Сюжет стихотворения И.А. Бунина "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…" заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках «очага». Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму.

Уход из семейного «гнезда» обусловлен взрослением молодого человека: он вынужден начать собственный путь, создать свой очаг, но также покинуть любимую страну, где сломан старый уклад жизни, а новый не предвещает ничего хорошего.

Такие выводы можно сделать, зная исторический контекст произведения.

Стихотворение проникнуто чувством печали и тоски и строится на основе мотива одиночества. Лирический герой расстался с детством, с прошлой жизнью, но не обрел себя в новой, что видно из строк: «Вхожу, крестясь, в чужой ночлежный дом». Странствие в поисках дома молодой человек вынужден совершить в одиночку, без спутников. Однако, читая первое четверостишие, мы понимаем, что у юноши впереди есть будущее, хоть оно и неизвестно и туманно. Во второй же части стихотворения лирический герой предстает уже повзрослевшим. Хоть об этом не сказано напрямую, но еще вчерашний юноша превратился в бродягу, так и не обредшего своего жилища. Героя нигде не ждут, не любят – именно это вынуждает его скитаться по свету.

Первое четверостишие более поэтично, чем второе. Говоря о прошлом, лирический герой, вероятно, испытывает ностальгию. Настоящее же достаточно сурово, поэтому последняя строфа местами похожа на прозу («У зверя есть нора, у птицы есть гнездо»). Однако в целом рифма соблюдена.

В стихотворении И.А. Бунина интересный образный ряд: птицы, звери, их жилища, отцовский двор, чужой дом и, конечно, ветхая котомка. Некоторые из названных вещей достаточно символичны. Например, ветхая котомка – «хранилище» не только материальных пожитков героя, но и накопленных жизненного опыта и знаний. Именно поэтому сума названа ветхой – за долгое странствие она вобрала в себя всю мудрость, которая приходит с возрастом.

Благодаря использованию образов птицы и зверя, гнезда и норы, читатель понимает настроение лирического героя: мужчина печален оттого, что даже братья меньшие имеют жилище, а он, человек, обречен на бродяжничество.

Отцовский дом также является символом: юноша подразумевает не только семейный очаг, но всю Родину в целом; наемный же дом – это чужая страна.

Читая стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», невозможно не восхититься талантом писавшего эти строки. Композиция произведения включает в себя всего две строфы, но в них заключен громадный смысл. Стихотворение построено на повторах, что, во-первых, создает впечатление произносимых лирическим героем «мыслей вслух», а во-вторых, делает акцент на самых важных деталях.

Я восхищена данным произведением: повествующий смог захватить такой большой временной период (относительно человеческой жизни), передать столько эмоций всего в восьми строках. Действительно, краткость – сестра таланта.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо...

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Эти стихи, пронизанные чувством одиночества, бездомности и тоски по России, написаны Буниным в эмиграции, начавшейся для него в 1921 году.
Тема одиночества, бездомности, чужбины и тоски по родине. А ещё воспоминания о родном доме, отцовском дворе, и окружает героя всё чужое: чужая страна, чужие люди, чужой дом, чужой монастырь...

Как Бунин создаёт ощущение безысходности лирического героя? Эпитетами “горько”, “горестно”, “ветхою”. Сравнением человека с птицей и зверем, у которых есть гнездо и нора. В октаве чередуются длинные и короткие строки. Что достигается этим?

В длинных строках констатируются факты: “у птицы есть гнездо...”, “я уходил с отцовского двора...”, “у зверя есть нора...”, “вхожу, крестясь, в чужой наёмный дом...”. А в коротких строках - чувства, вырывающиеся из глубины души: “как горько...”, “прости...”, “как бьётся сердце горестно и громко...”.

Оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.

Две строфы - это начало и конец “сюжета”, между которыми - целая жизнь скитаний. “Ветхая котомка” ветха не только от времени. Это принадлежность прошлого, изношенность воспоминаний.

Любовная лирика

Своеобразие Бунина раскрывается в его любовной лирике. Принадлежащая своим эмоциональным строем ХХ веку, она трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира. Красота порождает любовь – страсть, совершающую прорыв в одиночестве. В конечном счете любовь не спасает от одиночества. Исчерпав «земные» возможности, любовь ввергает героя в состояние спокойного отчаяния. Этим настроением сдержанного трагизма проникнуто стихотворение Бунина

«Одиночество».

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,



До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Хорошо бы собаку купить.
1903

О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё.

Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.
Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:

И ветер, и дождик, и мгла...

И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и..., и..., и...) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до весны умерла...

“Жизнь умерла” – оксюморон. Но есть временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Изобразительное начало уступает место медитативному:

Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.

Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)

В последующих строках мы легко находим ответ:

Вчера ты была у меня...

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.

А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)... Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой...

И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.

Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи...

Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”

“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”... “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.

Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Давайте подумаем: затоплю камин... Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю – заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и... воду...

А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся спасительными в юдоли земной?..

Проза.

Особенности поэтики.

1. Синтез эпического и лирического начал (сочетание лиризма и описательности).

2. Сосредоточенность на прекрасном и трагическом в индивидуальном человеческом существовании, на «вечных темах» бытия. Индивидуальная человеческая жизнь для него шире и глубже каких-либо общественно- идеологических целей, потому что никакие социально-исторические перемены не отменяют в жизни человека испытания любовью и смертью, осознания радости и трагичности бытия. Бунин пишет о загадке человеческого существования.

3.Он наделяет многих своих героев способностью к переживанию предельной полноты жизни, умением относиться к природе как к вечной и незыблемой ценности.

4. Предметная детализация описаний («предметная изобразительность».

5. Особая ритмическая и звуковая организация повествования.

Использование системы образных, лексических и звуковых повторов.

6.Часто встречающиеся приёмы поэтической речи – анафора, инверсия, градация, синтаксический параллелизм.

7. Использование образов-символов.

«Господин из Сан-Франциско».

Тонкий лирик и психолог, Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» как будто отступает от законов реализма, приближается к романтикам -символистам. Правдивый рассказ о реальной жизни приобретает черты обобщенного взгляда на жизнь. Это своего рода притча, созданная по всем законам жанра.

Через образ корабля «Атлантида» писатель пытается передать символическое устройство человеческого общества. «Знаменитая "Атлантида"- был похож на грандиозный отель со всеми удобствами - с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой - и жизнь.на нем протекала весьма размеренно». «Атлантида» предназначена услаждать путешествующих из Нового Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы благополучная публика получила от путешествия максимум удовольствия. Кругом царит роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать царящей гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает прекрасный струнный оркестр.

Да и сама благополучная публика старается не обращать внимания на досадные «пустяки», нарушающие комфорт. Эти люди свято верят в надежность корабля, умение капитана. Им недосуг задуматься о той бездонной пучине, над которой они проплывают так беззаботно и весело. Но писатель предостерегает: не все так благополучно и хорошо, как хотелось бы. Недаром пароход назван «Атлантида». Некогда одноименный прекрасный и благодатный остров ушел в пучину океана, а что уж говорить о корабле - бесконечно малой песчинке в огромном бурном океане.

Рассказ наполнен сложным философским смыслом, полон тревожных предчувствий, новых катастроф

Действительно, близость катастрофы предрекается уже эпиграфом к первому изданию: Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (из Апокалипсиса). В дальнейшем этот эпиграф автор убирает, но ощущение неизбежности страшных катаклизмов остаётся.

Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско». Что вы можете сказать о заголовке? Слово господин в этом словосочетании является главным. Оно многозначное. Почему вместо имени - опосредованное определение?

1. При фамилии или звании - формула вежливого упоминания или обращения (к лицу из господствующих классов; на письме обычно обозначалось сокращенно “г.” или “г-н”; дореволюц.). Господин. профессор. Передайте это г-ну Петрову. 2. Человек, по внешнему виду принадлежащий к привилегированному сословию (дореволюц.). 3. Владыка, повелитель, властитель. (Рабы повиновались своему господину.) В каком значении употреблено это слово в названии, затем во всём тексте?

“Господин из Сан-Франциско” - хозяин положения, хозяин жизни. Один смысл, первый, перерастает в другой. Перерастание происходит по мере развития сюжета.

Что служит сюжетом рассказа? История увеселительного круиза пожилого американца, уставшего от трудов по увеличению благосостояния и отправившегося с женой и дочерью на отдых в Старый свет. Составленный на два года маршрут был грандиозен и включал многие страны Европы и Азии. Но герой успел осуществить только лишь малую его часть: пересёк океан на комфортабельном судне «Атлантида», с месяц прожил в Неаполе и, спасаясь от непогоды, переехал на остров Капри, где был застигнут внезапной смертью.

Три реализованных пункта плана и составили три части сюжетного содержания.

Определите составляющие сюжетной линии.

Экспозиция – план и маршрут путешествия.

Завязка – нарушение ожиданий миллионера и его растущее недовольство.

Приём предвосхищения развязки – « В день отъезда<…> даже и с утра не было солнца».

Кульминационная сцена = развязка – внезапная и «нелогичная» смерть героя.

Повествование после смерти героя продолжается, и выясняется, что поведанная история – лишь часть общей картины. Появляются сюжетно не мотивированные элементы: панорама Неаполитанского залива, зарисовка уличного рынка, колоритные образы лодочника Лоренцо, двух горцев, обобщающая лирическая характеристика «радостной, прекрасной, солнечной страны». Этим автор подчёркивает неостановимость потока жизни.

Финальная сцена – описание знаменитого лайнера «Атлантида», в трюме которого возвращается господин. Она указывает на кольцевую композицию рассказа, что в свою очередь является доказательством цикличности бытия.

Бытовые детали пронизывают сюжет, традиционно имеют окраску классического реализма: подробное описание роскошной жизни «обитателей верхних палуб» резко контрастирует со скупыми картинками «непосильного напряжения» кочегаров. Бытовые реалии создают зримое представление о жизни рабов и господ.