Закрытые сообщества Красноярска: виссарионовцы. Есть желание побывать в городе Солнца

ОБЩИНА ВИССАРИОНА В ГОРНОЙ САЯНСКОЙ ТАЙГЕ
путешествие в сибирскую мечту о свободе и земном рае

Экологическое поселение, в котором будут жить в согласии с природой и духовно развиваться последователи учения Виссариона. Сам Виссарион Город Солнца называет Новым Иерусалимом.


Город Солнца, Город мастеров, Обитель Рассвета, экологическое поселение Тиберкуль — все эти названия принадлежат одному уникальному месту в Красноярском крае, где обосновалась община последователей Виссариона. В августе 1991 года на Земле Сибирской впервые публично прозвучало Слово Учителя Виссариона, принесшего в мир Последний Завет и Учение Единой Веры. Соприкоснувшись с этим Учением и приняв его группа последователей твердо и уверенно перешли в лагерь той части человечества, которая убеждена, что техно-индустриальный путь развития на Земле приведет к неминуемым катаклизмам, экономическим и экологическим. Hаиболее близким такой гражданской позиции является общественное международное движение по созданию эко-поселений (эко-полисов, эко-деревень, эко-сообществ). В 1992 году несколько человек, во главе со своим духовным лидером, объединённые религиозной идеей, основали поселение в южносаянской тайге, на горе Сухой близ озера Тиберкуль. По собственному волеизъявлению они приняли для себя принцип общинного жития, объединили все финансовые средства и строительные материалы. Тогда же в Минюсте России была официально зарегистрирована религиозная организация «Церковь Последнего Завета», которая на сегодняшний день насчитывает несколько десятков тысяч последователей во многих странах мира. Община принимает людей любого вероисповедания, национальности, возраста, профессии. Hачиная с 1998 года в деревнях Курагинского и Каратузского районов, где проживают сейчас более четырех тысяч человек, принявших Истину Последнего Завета, начали также создаваться деревенские общины. Основной особенностью их является принятие на себя природными семьями и одинокими членами общины ответственности друг за друга. Таким образом появились условия для создания устойчивого эко-ноосферного сообщества, которое живет как одна единая семья, оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды при ограничениях, налагаемых эко-ноосферным принципом проживания. Их гражданская цель — показать на примере своей жизни альтернативный нынешнему урбанистическому техно-индустриальному пути эколого-ноосферный путь развития общества, в котором разумная деятельность людей не будет нарушать экологическое равновесие на Земле. При этом они широко понимают под экологией сохранение не только чисто природной (плотно-материальной) среды, но и тонких структур Земли-Матушки, которые неразумное человечество в настоящее время повсеместно разрушает своими психо-эмоциональными отрицательными выбросами — злобой, завистью, осуждением, насилием.


Сейчас в общине живёт несколько тысяч человек более 30 национальностей, приехавших из бывших республик Советского Союза и из-за рубежа — Германии, Болгарии, Бельгии, Кубы, США, Прибалтики. Основной состав населения общины — люди от 30 до 50 лет, больше половины — с высшим образованием. Прирост населения в общине осуществляется так-же и за счёт высокой рождаемости. Поселению принадлежит участок таежной земли площадью 250 гектаров. Центр общины, таёжное поселение Обитель Рассвета, имеет сложную планировку. Четырнадцать улиц лучами расходятся из общего центра. Названия улиц поражают: «Млечного пути», «Алмазных рос», «Хрустальных врат», «Детских грёз» — люди старались дать своим улицам красивые и романтичные названия. Жизнь в удаленной от цивилизации Обители Рассвета сложнее, чем в окрестных деревнях, но именно это место является Землёй Обетованной для последователей Виссариона. Здесь живет всего около 300 человек. По численности, количеству детей в семьях, многонациональности и жизненным принципам, которых эти люди придерживаются, община Виссариона уникальна. С каждым годом количество заинтересованных туристов, желающих познакомиться с жизнью в общине, увеличивается.
Город Солнца и его жители подарят вам сильнейшие эмоции и драгоценные воспоминания. С одной стороны, здесь всё обыкновенно: гора, тайга, маленькие домики, маленькие огороды. Однако очень скоро обыкновенность заканчивается, и начинаешь замечать, что здесь все не так, как везде…








ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ ОБ ОБЩИНЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВИССАРИОНА

Город Солнца, Город мастеров, Обитель Рассвета, экологическое поселение Тиберкуль — все эти названия принадлежат одному уникальному месту в Красноярском крае, где обосновалась община последователей Виссариона. В 1992 году несколько человек, во главе с духовным лидером Виссарионом, объединённые религиозной идеей, основали поселение в южносаянской тайге, на горе Сухой близ озера Тиберкуль, в 130 километрах от райцентра Курагино. Тогда же в Минюсте России была официально зарегистрирована религиозная организация «Церковь Последнего Завета», которая на сегодняшний день насчитывает несколько десятков тысяч последователей во многих странах мира. Община принимает людей любого вероисповедания, национальности, возраста, профессии. Сейчас в общине живёт 3500 человек более 30 национальностей, приехавших из бывших республик Советского Союза и из-за рубежа — Германии, Болгарии, Бельгии, Кубы, США, Прибалтики. Основной состав населения общины — люди от 30 до 50 лет, больше половины — с высшим образованием. Прирост населения в общине осуществляется и за счёт высокой рождаемости: в поселении около 900 детей. Поселению принадлежит участок земли площадью 250 гектаров. Центр общины, таёжное поселение Обитель Рассвета, имеет сложную планировку. Четырнадцать улиц лучами расходятся из общего центра. Названия улиц поражают: «Млечного пути», «Алмазных рос», «Хрустальных врат», «Детских грёз» — люди старались дать своим улицам красивые и романтичные названия. Жизнь в Обители Рассвета сложнее, чем в окрестных деревнях, но именно это место является обетованной землёй для по­следователей Виссариона. Здесь живет около 300 человек.
По численности, количеству детей в семьях, многонациональности и жизненным принципам, которых эти люди придерживаются, община Виссариона уникальна. С каждым годом количество туристов, желающих познакомиться с жизнью в общине, увеличивается.
Город Солнца и его жители подарят вам сильнейшие эмоции и драгоценные воспоминания. С одной стороны, здесь всё обыкновенно: гора, тайга, маленькие домики, маленькие огороды. Однако очень скоро обыкновенность заканчивается, и начинаешь замечать, что здесь что-то не так, как везде.
Отправившись в путь, в первый раз, вы осознаете, что в голове маячит образ сказки о счастливых людях в белых одеждах, которые с песнями возделывают поля и строят дома. Одновременно в памяти всплывают отрывки сомнительных скандальных публикаций в прессе о бедных гражданах России, на краю мира в глухой тайге строящих несбыточную мечту…
От Курагино до Петропавловки проложена хорошая грунтовая дорога вдоль реки Казыр. Сама Петропавловка производит впечатление зажиточной деревни — крепкие, двух- и трёхэтажные деревянные и каменные дома — признак неплохого достатка жителей. Здесь есть и великолепный деревянный храм с куполами, и гостевой дом, увенчанный колокольней, в котором, кроме того, размещаются редакция местной газеты «Земля обетованная», видеостудия, стоматологический кабинет, книжный магазин, комната собраний совета общины и местная туристическая фирма.


Жаровск — самую близкая к Обители деревня общины. В Жаровске я планировал оставить машину, пересесть на бортовой «УАЗ» и по полному бездорожью проехать 15 километров, потом ещё 7 пройти пешком, в гору, до Обители Рассвета. Кстати, сами члены общины иногда так и называют свое поселение — Гора, — а людей, живущих там — горцы. Один из первых жителей общины, с которым я общался в Жаровске, — Марк.
— Кто ты был в прошлой жизни, царь или пастух, не имеет никакого значения. Важно то, кем ты сейчас являешься, — ответил Марк на вопрос о том, обращают ли внимание в общине на прошлый профессиональный и духовный опыт новых членов и используют ли его.

— Вы ждете транспорт на Гору? — поинтересовался водитель бортового уазика. — Тогда грузитесь, выезжаем. Мазь от комаров-то есть? Там их много — тайга.
По дороге подсадили в машину женщину с ребенком, которые шли пешком из Жаровска на воскресную литургию в Обитель Рассвета.
— Наши дети сами решают, что им делать и где жить, становясь взрослыми. У меня старшая дочь учится в университете, младшая закончила колледж, — рассказывает Николай, водитель уазика. Как оказалось, совершенно случайно ему выпало проводить меня до тропы: в деревнях общины он отвечает за заготовку сельхозпродукции.
Чтобы увидеть Обитель, нужно подняться в гору по узкой тропинке через тайгу. Путь для неподготовленного человека непростой, занимает около полутора часов, но виссарионовцы в уже привычном бодром ритме преодолевают это расстояние в два раза быстрее.
Паломников и жителей соседних деревень, пришедших поработать на благо Обители, селят в палатках и времянках. Гостей, туристов и журналистов расселяют по домам.
Всех приезжих обязательно знакомят с правилами жизни в общине: на Горе не едят мясо и рыбу, не курят, не употребляют алкоголь и наркотики, не сквернословят. Виссарионовцы живут открыто, доверяя друг другу, поэтому на дверях домов нет замков. Особо отмечают, что не стоит обращаться к местным во время перезвона колоколов — это время молитвы, духовного сосредоточения. В Обители Рассвета есть чёткая структура управления, обеспечения, безопасности и многое другое. Все службы работают слажено: в таёжных условиях совместная работа и доверие друг к другу — это главное.
В Обитель может прийти любой и оставаться как гость в течение двух дней. На третий день гость приступает к работе вместе со всеми. Как правило, приезжим дают провожатого, который одновременно и гид, и «охранник»: тайга всё-таки, здесь заблудиться довольно легко.
Виссарионовцы на удивление скромны и неназойливы. Они очень бережно относятся к мнению собеседника. Если интересуешься их укладом — с радостью расскажут, если молчишь — не станут тревожить.


Рано утром община собирается «на круг» — центральную площадь со святыней, где распределяются работы на день. Женщины трудятся дома и на огородах, мужчины занимаются строительством. Сельскохозяйственные работы ведутся без использования техники — виссарионовцы считают, что нужно вкладывать энергию своих рук в будущий урожай и стремятся научиться жить на Земле, не принося ей боль, не нарушая экологического равновесия. Постепенно появляются цветники и сады, для нужд общины разводят коз шерстяных пород и лошадей.
Воскресное утро. Жители города собрались на круге — главной площади — для того, чтобы вместе отправиться к священной горе на литургию. Звон колокола и пение сопровождают нас всю дорогу из Обители Рассвета — мимо дома Учителя и Небесной Обители, — к часовне на вершине горы. Священники исполняют службу, члены общины поют песни, молятся. После воскресной литургии, на «встрече вопросов и ответов», мы впервые увидели Виссариона, которого последователи называют Учителем, и никак иначе. Он вышел в белом хитоне к микрофону и спокойным голосом начал отвечать на вопросы жителей общины: это были бытовые ситуации, на примере которых решались фундаментальные проблемы отношений между людьми. Вопросы доверия, способности взять ответственность за свои решения на себя, возможность принимать решения, опираясь на свое мнение. Люди, как члены большой дружной семьи, говорили о сокровенном, о личном, — очень открыто, не боясь непонимания, насмешек и колкостей, принятых в «большом внешнем мире».
Горцы умеют хорошо работать и хорошо отдыхать — купаются и загорают на берегу Божьего озера Тиберкуль, играют в баскетбол и футбол на небольшом стадиончике рядом с главной площадью. Футбольные матчи проходят эмоционально: взрослые мужчины, как мальчишки, радуются друг за друга если забивают голы или проводят интересные комбинации. Игра в футбол здесь изрядно отличается от футбола в «большом мире». Здесь стараются исключить элемент соревновательности из игры — хвалят друг друга за красивые голы, количества забитых мячей не считают, а если и считают, то только для потехи. Игры используются как важный элемент воспитания детей, но при этом не акцентируется, кто из участников лучше, кто хуже, — без соревновательного процесса. В общем, здесь считают, что соревнования, даже спортивные, существуют для того, чтобы хоть немного почувствовать себя лучше кого-то из ближних; соревнования как процесс подавления и устранения возможного соперника — характерное проявление дикости и невежества животного мира. Любое соревнование в любой области деятельности человека неизбежно взращивает гордыню и эгоизм. С самого детства члены общины стараются воспитывать своих детей как равных взрослым и равных между собой. Это приносит свои плоды: главная задача мужчины — найти себя в творчестве — ремесле, искусстве, — и раскрыть свой потенциал, а задача женщины — помочь мужчине в этом. После футбола разговорились с местными жителями. Появилось чувство, что я давно знаю этих людей. Только после расставания я понял, что почти все жители Обители Рассвета встречают и общаются с людьми с открытым сердцем и душой, как общаются между собой только родственники. Отсюда и ощущение родства, доверия к ним, чувство спокойствия и защищенности. В обычной жизни такое бывает редко.


Семья. Понятие семьи среди членов общины очень важно и фундаментально. Природная семья — это гармоничное соединение мужчины и женщины и, как следствие, рождение детей. Гармоничное отношение между мужчиной и женщиной основываются, прежде всего, на понимании и принятии внутреннего мира супругов, на уважении женщиной мира мужчины, его творчества и плодов творений. Семьи в общине создаются и распадаются — естественный и закономерный процесс, как и в любом обществе. Однако существует очень важное отличие от жизни людей во «внешнем мире» — в общине все хорошие и не очень хорошие качества людей очень быстро проявляются: невозможно долго притворяться кем-то. Каждому в скором времени приходится встретиться с собой настоящим. В гармоничной семье это происходит проще, отношения становятся крепче, а случайно созданные отношения распадаются.
Город Мастеров. В полдень, когда солнце наиболее активно, в Обители Рассвета всеобщий перерыв, а в 16—17 часов люди снова принимаются за работу. Сделано уже довольно много: построены красивые деревянные здания, возделана под сельское хозяйство таёжная земля, поставлены святыни и звонница, началось строительство храма. Многое планируется в будущем: индивидуально спроектированные просторные дома, большая школа, ремесленные мастерские, завершение строительства Врат и Храма искусств. И, конечно, планируется построить хорошую дорогу к Обители Рассвета.
Сейчас в общине живут скромно и просто. Здесь нет центрального водоснабжения и электричества — для воды есть родники и колодцы, электричество получают с помощью солнечных батарей, пищу выращивают на огороде, одежду и предметы быта либо покупают, либо изготавливают сами. Не случайно одно из названий этого места — Город мастеров. Здесь живут и творят художники, скульпторы, музыканты. Биологи в теплицах выращивают цитрусовые, инжир, бананы, виноград, а на берёзах разводят тутового шелкопряда, чтобы изготавливать шёлк. В общине трудятся врачи, учителя, инженеры, архитекторы, — это позволяет Городу Солнца существовать автономно от остального мира. Тем не менее, жители общины информационно не изолированы: у них есть телефонная связь, телевидение, Интернет; выпускается своя пресса.
Для обучения детей разработана комплексная социальная программа «Волшебный сундучок», основная цель которой — содействие развитию культуры без отрицательных образов. В процессе обучения детей гармонично переплетаются общеобразовательные предметы, искусства и ремёсла. Каждую четверть дети аттестуются в общеобразовательной школе, а после окончания обучения сами выбирают свой путь: кто-то остаётся в Обители Рассвета, кто-то едет учиться в районный или краевой центр.


Община существует, совместно справляясь с трудностями, стараясь соединить духовное, физическое и творческое развитие человека, стараясь преодолеть агрессию, гнев, зависть и суету. Здесь нет случайных людей, — только те, кто осознанно выбрал именно такой образ жизни. Наверно поэтому в Обители Рассвета — Городе Солнца — живут люди со счастливыми глазами и спокойным и умиротворённым выражением лиц. Даже в конце дня здесь не встретишь усталого или угрюмого человека — виссарионовцы живут в гармонии с окружающим миром.
Со временем понимаешь: это действительно другой мир. Люди в нем, вроде бы, совсем такие же, как и мы, но они выбрали построить свое общество по совсем иным правилам. Трудно сказать, как эта жизнь выглядит изнутри — и не стоит гадать о чём не знаешь, но за один вечер здесь встречаешь столько счастливых людей, сколько в обычном городе за месяц не всегда увидишь. Никто ничего не скрывает и не играет. Такая искренность сильнее любых убеждений и рассуждений.\

Концепция — В августе 1991 года на Земле Сибирской впервые публично прозвучало Слово нашего Учителя Виссариона, принесшего в мир Последний Завет и Учение Единой Веры. Соприкоснувшись с этим Учением и приняв его мы твердо и уверенно перешли в лагерь той части человечества, которая убеждена, что техно-индустриальный путь развития на Земле приведет к неминуемым катаклизмам, экономическим и экологическим. Hаиболее близким такой гражданской позиции является общественное международное движение по созданию эко-поселений (эко-полисов, эко-деревень, эко-сообществ). Поэтому во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона, имеющая в своем составе специалистов технического и гуманитарного профиля, мастеров народных промыслов и ремесел, выступила с предложением создать в тайге на юге Красноярского края в Курагинском районе вблизи озера Тиберкуль эконоосферное поселение. Предложение было принято администрациями района и края. Для целей создания эконоосферного поселения был выделен земельный участок площадью 250 Га. К настоящему времени в соответствии с генеральной схемой и проектом детальной планировки ведется строительство первой очереди поселения силами 44-ех первых семей. Все эти семьи проживают на территории поселения в трех сданных гос.комиссии домах и во временных утепленных жилищах. По собственному волеизъявлению они приняли для себя принцип общинного жития, объединили все финансовые средства и строительные материалы. Поселок соединен с прилегающими деревнями Курагинского района пеше-конной тропой и зимником для гужевых саней и высокопроходимой автомототехники. Hачиная с 1998 года в деревнях Курагинского и Каратузского районов, где проживают сейчас более трех тысяч человек, принявших Истину Последнего Завета, начали также создаваться деревенские общины. Основной особенностью их является принятие на себя природными семьями и одинокими членами общины ответственности друг за друга. Таким образом появились условия для создания устойчивого эко-ноосферного сообщества в деревнях Курагинского и Каратузского районов, — сообщества, которое живет как одна единая семья, оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды при ограничениях, налагаемых эко-ноосферным принципом проживания. Hаша гражданская цель — показать на примере своей жизни альтернативный нынешнему урбанистическому техно-индустриальному пути эколого-ноосферный путь развития общества, в котором разумная деятельность людей не будет нарушать экологическое равновесие на Земле. При этом мы понимаем под экологией сохранение не только чисто природной (уплотненной) среды, но и тонких структур Земли-Матушки, которые неразумное человечество в настоящее время повсеместно разрушает своими психо-эмоциональными отрицательными выбросами — злобой, завистью, осуждением, насилием. В реализации этой цели в различной степени участвуют еще несколько десятков тысяч последователей Виссариона, живущих в России, Белоруссии, Казахстане, на Украине, в Прибалтике, в Молдавии, в Болгарии, Германии и Америке.


Объединяющие ценности — Объединяет нас всех Учение Единой Веры. Согласно этому Учению человек является результатом творения двух начал. Его плоть, как и сама Земля-Матушка и все живое на ней, создано Великим Творцом Вселенной — Богом-Отцом (Единым, Абсолютом, Высшим Разумом Вселенной). Его душа — творение нашего Отца Hебесного — Бога-сына, несущего в себе качественно новое состояние Вселенной — Любовь — основу Духовного развития Мира. Человек, в отличие от гуманоидов других цивилизаций, пребывает одновременно в законах Материального и Духовного миров. Пребывая в границах Материального мира, поддерживаемого Духом Жизни (Ци; Прана), мы глубоко чтим основные Вселенские Законы Гармонии Разума, Кармы, Целесообразности, Взаимовыгодного сотрудничества, Свободы Выбора. Основным Законом Духовного Мира, поддерживаемого Святым Духом (энергией Благодати), является Закон самоотверженного бескорыстного творения во благо окружающих. Этот Мир является более поздним и более тонким Проявлением в бытии материи. Это — будущее Вселенной, и распространение Законов Духовного Мира — Законов Любви во Вселенной является основным высшим предназначением Человечества. Земля-Матушка в нашем миропонимании живая и для нас практика язычества в части диалога с Землей, с Природными Силами — не является кощунственной. Это — Основы Единения. Познав особую роль Человечества в развитии Вселенной мы на высшую ступень приоритета ставим Законы развития Души. Поэтому наш путь — это путь Мастеров, которые прекрасными творениями рук своих несут в Мир Любовь, Тепло, Свет, не только не нарушая природное равновесие Земли-Матушки, но и залечивая те раны, которые нанесло ей Человечество своими неразумными действиями. Наши религиозные убеждения — основа твердых и уверенных шагов по созданию устойчивых в материальном и духовном проявлениях сообществ эконоосферных Общин, которые станут своеобразными Ковчегами для Земли-Матушки, помогут Человечеству преодолеть рубеж 2000-летия, явятся прообразами Общин XXI века. Hе умоляя ценности Hауки, как аппарата познания физического мира — Мира Единого, мы на настоящем переломном этапе развития Человечества основные усилия направили на Религию, которая в истинном понимании есть искусство развития души; а так как бессмертная душа и есть суть Человека, то Религия есть искусство развития Человека. Сверхзадача для каждой группы людей, устремленных к Свету, — из человека общества потребления, общества конкуренции вырастить Человека духовного общества, общества сотрудничества, Единой Семьи на Земле-Матушке. Без Религии (в упомянутом выше смысле) эта задача не осуществима. Причем Религия должна быть в конечном итоге Единой, чтобы не иметь разноголосицы в совместном движении. Разноголосица и Единство не совместимы. Единство связано с понятием Истины — непогрешимой основы восприятия окружающей реальности. В эпоху Созидания — эпоху Вечности любые другие источники, допускающие сколь угодно малую вероятность ошибки, в конечном итоге приведут к большим отклонениям, в очередной тупик. Hаличие возможности ошибки в условиях непомерного человеческого эгоизма приводит каждого к предположению, что вероятность его ошибки минимальна, а остальные же ошибаются значительно больше. Это уже основа разъединения, основа соперничества, конкуренции. Люди, выбравшие путь Света, желающие участвовать в созидании Будущего, просто вынуждены принять Истину, одну единственную и непогрешимую!


Общественные структуры/Руководство/Принятие решений — Высшим органом Общины является Собрание ее членов, которое вправе решать любые вопросы в материальной сфере жизни большинством голосов. В то же время любой член общины имеет право наложить вето на решение, если оно по его пониманию противоречит Истине. В этом случае Собрание обращается к Учителю. Принятое решение становится не просто законом; каждый член Общины, в том числе и те, кто голосовал против, стараются выполнить его как можно лучше. Оперативные организационные вопросы, например, распределение материальных и людских ресурсов между реализуемыми проектами поручены Совету Общины. Каждый выполняемый проект имеет Старшего — Мастера, который выбирается Собранием и который оперативные вопросы решает с Советом Общины. В эко-ноосферном поселение Тиберкуль Собрание Общины — Вече состоит из мужчин — глав природных семей, поэтому проводятся также еще женское и семейные собрания. На них решаются вопросы распределения общих продовольственных запасов и хозяйственных мелочей, воспитания детей, разрабатываются культурные программы, рассматриваются конфликтные ситуации между семьями и в семьях, когда они просят мудрости у Единой Семьи Общины. Для решения хозяйственных вопросов строительства учреждено закрытое акционерное общество АО «ТАБРАТ», которое имеет лицензии на проектно-изыскательскую и строительно-монтажную деятельность. Для объединения возможностей членов Общин и других жителей Земли, желающих принять участие в создании на юге Красноярского края эко-ноосферного сообщества, учреждена общественная организация — Красноярское проблемное отделение Тиберкуль международного Социально-Экологического Союза. Культовыми вопросами, изданием литературы и межконфессиональными связями занимается зарегистрированное в Красноярском крае религиозное объединение Церковь Последнего Завета.


Дети/Образование — Образование детей есть основа развития человечества. Будущее человечества зависит от мировосприятия детей его. Наше отношение к образованию детей зиждется на следующих положениях. До возраста 12-14 лет в ребенке не раскрыта возможность оценки ситуации и принятия самостоятельного внутреннего решения. Это период, когда ребенок активно берет. В то же время у ребенка есть умение с помощью воображения правильно и быстро, без последствий для окружающего мира, убирать у себя отрицательные эмоции. Цель образования в этот период — дать ребенку начальные знания, необходимые для осмысленного восприятия окружающего мира. При этом обстановка и методики преподнесения этих знаний должны в максимальной степени оградить ребенка от правды нынешнего общества потребления, поступающей по всем каналам информации. Образовательный процесс должен всячески развивать в ребенке воображение. Следующий период развития ребенка характеризуется тем, что проснувшаяся душа начинает активно влиять на деяния плоти. Наступает период, когда юный Человек начинает отдавать. Жажда знаний в этот период опирается на поиск творческой деятельности для своих рук. Естественным авторитетом для ребенка при этом является Мастер, который на деле творит волшебство. Учитывая это, мы считаем, что на втором этапе образования ключевой фигурой должны стать не преподаватели общеобразовательных предметов, а Мастера, которые учат созиданию прекрасного через свои творения. В этот период очень важно научить ребенка видеть и творить красоту осознанно, когда духовное видение и накопленные знания мастеров прошлого сливаются в одно гармоничное целое. Мы хотим, чтобы наши дети познавали историю, литературу и географию на истории развития мирового искусства, на литературных произведениях, несущих добро и любовь, на изучении живой Природы. Поскольку государственных школ, отвечающих сформулированным выше нашим пожеланиям, пока нет, мы используем в юридическом аспекте предусмотренные законодательством формы домашнего (семейного) обучения и экстерна. Фактически, наши члены Общин — квалифицированные педагоги и мастера пытаются реализовать новые принципы в неформальных общинных школах — консультационных центрах. При этом конечная оценка знаний осуществляется в государственных школах. Это вынужденная мера. Пока новое духовное общество, общество любви и сотрудничества еще не заняло свое место на Земле-Матушке, мы оставляем за ребенком свободу выбора. Он волен пойти нашим путем или пройти свои испытания в ныне господствующем обществе потребления и конкуренции.


Здоровье — По питанию мы относимся к строгим вегетарианцам — веганам, т.е. мы не употребляем животные белки и жиры. Наиболее близкой нам является система питания Г. Шаталовой. Среди членов Общин имеется значительное число ранее практиковавших народных целителей, последователей системы оздоровления П.Иванова и других. Имеются профессиональные зубные врачи, хирурги, гинекологи. В нашем понимании причиной всех болезней является неправильное поведение человека, нарушающего законы гармонии Вселенной. Сюда относятся в первую очередь неправильное восприятие окружающих явлений, раздражение, осуждение и неправильное питание. В этой связи лечить себя человек должен сам. Это пожелание не относится к хирургической помощи, лечению зубов, мануальной терапии, к тяжелым случаям, связанным с прошлыми болезнями, когда допустимо медикоментозное лечение. Роды проходят, в основном, в воду с применением методов духовного акушерства.


Растения/Животные — В производстве продуктов веганского питания основной приоритет отдан овощеводству и садоводству. Деревенские общины выращивают на общих полях гречиху, овес, рожь, бобовые. С 1997 года ведется эксперимент по выращиванию льна для производства домотканного материала. В земледелии мы восстанавливаем технологии, основанные на конной тяге. В садоводстве и овощеводстве пробуем внедрить методы и приемы пармакультуры. Есть в наших планах также проекты облагораживания тайги и сбор даров Природы. Для обеспечения полноценного питания мы всячески поддерживаем и развиваем соевое производство. Однако сейчас, на переходном этапе, мы вынуждены были в деревнях завести коров и коз, для обеспечения детей молочными продуктами. Общины серьезно занимаются коневодством. В нашем фонде есть чистокровные жеребцы орловских, русских рысаков, тракенской породы, владимирских тяжеловозов.


Энергия/Отходы/Вода — Hа территории эконоосферного поселения существует запрет на двигатели внутреннего сгорания. Поэтому все работы в настоящее время осуществляются ручными инструментами и с применением конной тяги. Для целей освещения и питания радиоаппаратуры используются солнечные батареи, ветрогенератор, термоэлектрические генераторы, щелочные и кислотные аккумуляторы. Для производственных целей имеется газогенератор с питанием от дров. В генеральном плане предусмотрено также применение микро-ГЭС на реке Табрат. Дома в поселении проектируются с максимальным использованием солнечной энергии, локальной утилизацией жидких и твердых стоков. Мы отказались от трудно утилизируемых моющих средств и упаковочных материалов. На первом этапе для целей приготовления пищи и отопления используются печи с дровами, в дальнейшем планируем использование для этих целей также биогаза. Для чисто отопительных целей во временных помещениях применяем металлические печи с тлеющим режимом и дожиганием газа (самодельные и отечественные типа Синель, Емеля).


Архитектура — Экологическое поселение запроектировано на 120 дворов с радиально-кольцевой структурой. При этом в центре круга размещены здания для удовлетворения духовных и культурных потребностей поселенцев, галереи и мастерские народных и художественных промыслов, дома для молодежи. Жилые односемейные усадьбы расположены вдоль 14-ти радиусов. Отдельно, на хребте горы Сухая, прилегающей к озеру Тиберкуль, запроектировано строительство Храма Единой Веры и небольшого, входящего в храмовую зону поселения на 9 домов. Общественные и жилые дома проектируются индивидуально на базе достижений русского деревянного зодчества с применением экологически чистых материалов. Мы стараемся максимально использовать зарубежный опыт проектирования конструкций, сберегающих солнечную энергию.


Экономика — Проектирование и строительство эконоосферного поселения осуществляется собственными силами за счет собственных средств. Экономическую устойчивость эконоосферного сообщества мы планируем достичь помощью натурального хозяйства. Мы хотим достичь полного самообеспечения всем необходимым в рамках эконоосферного сообщества деревенских общин. В экопоселении мы уже полностью отказались от денежных и бартерных отношений между поселенцами. Такие же отношения установлены между Общиной экопоселения и другими деревенскими общинами. Мы хотим в ближайшем будущем полностью отказаться от финансовых взаимоотношений не только между членами Общин и Общинами, но также и между Общинами и государственными организациями в части выплат налогов за имущество и природные ресурсы. К сожалению законодательство РФ не рассчитано на такие отношения. Мы не можем оказывать на общественных началах медицинскую помощь и услуги по образованию. Hаши попытки создать в экопоселении общественные подразделения от Черемшанской государственной школы и от Курагинской районной больницы не имели успеха, поскольку юридически это возможно только при выделении не менее 0,5 ставки соответствующего специалиста. Мы не можем в рамках налогового законодательства сообща построить друг другу жилье, так как оформлять дарственные на каждую доску или гвоздь невозможно. Для решения этих вопросов мы обратились в Законодательное собрание Красноярского края разрешить нам, хотя бы в порядке эксперимента, безденежные отношения и разработать соответствующие инструкции для налоговых и других государственных органов.


Культурная жизнь — Среди членов Общин имеется достаточное количество специалистов в области культуры (оперные и эстрадные певцы, хореографы, балетмейстеры, музыковеды, художники, исполнители и преподователи игры на фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне, флейте). Образованы хор духовного пения, дуэт исполнителей народных песен, танцевальный коллектив, которые вместе с солистами выступают не только на наших праздниках и музыкальных вечерах, но и в клубах Курагинского района, в городе Минусинск. Ежегодно, к Hовому году мы готовим театрализованные сказки, которые затем показываем в других деревенских клубах. Наш концертный коллектив обычно сопровождает выставки — презентации эконоосферного поселения «Тиберкуль». Такие презентации успешно проведены в городах Красноярске и Новокузнецке.


Достижения/Проблемы — Основное наше достижение — наше единство, умение принимать согласованные решения без нарушения Закона Свободы Выбора. Основные наши проблемы — недостаточное смирение. В борьбе с эгоизмом, гордыней победителя пока нет. Имеющееся законодательство в России затрудняет внедрение таких форм общинного жития, как бескорыстный, не на условиях взаимовыгоды, труд друг для друга в областях строительства, оказания медицинских и образовательных услуг. Мы имеем в своем составе квалифицированных специалистов в области естественных и технических наук и могли бы выполнять экспериментальные работы по внедрению и испытанию новых экологичных технологий и техники. Поэтому мы приглашаем к деловому сотрудничеству всех, кто имеет в этой области новую технику, технологии, «ноу-хау», и кому не безразлично экологическое состояние нашей планеты.


Материалы взяты по путеводителю

Этот населенный пункт вы не найдете ни на одной карте мира. На самом деле правильное название этого места - Обитель Рассвета. Словосочетание "Город Солнца" придумали журналисты. До недавнего времени "Обитель" нигде не была официально зарегистрирована в качестве населенного пункта, но сейчас она вроде как стала считаться отдаленным микрорайоном деревни Жаровск.

1. Город Солнца с вершины горы Сухая. Живут в поселении исключительно только последователи Церкви последнего завета. Город Солнца был задуман, как уникальное экологическое поселение, в котором люди будут жить в согласии с природой и духовно развиваться в согласии с учениями Виссариона.


2. Последователи Виссариона стараются почаще выбираться из деревень в округе (Петропавловка, Черемшанка, Гуляевка и др.) и ездить в Город Солнца на литургию и встречу с самим Учителем (так называют Виссариона). Чтобы добраться до заветного места, сперва мы ехали 80 км по грунтовке до деревни Петропавловка Курагинского района Красноярского края, а затем пережили два часа тряски по бездорожью на грузовике-"вахтовке" ("Star-266" польского производства). Последние три километра шли пешком.

3. Всех приезжих паломников из соседних деревень и гостей селят в палаточном лагере. Палаток никаких здесь вовсе нет, это отдельно стоящая от поселения группа деревянных домов. Причем мужчины ночуют на первых этажах, а женщины - на вторых (при этом неважно состоят ли М и Ж в браке). Здесь же в лагере имеется столовая, в которой нас кормили три раза в день.

4. План Города Солнца на входе в один из домиков. В своем плане поселение повторяет так называемую Вифлеемскую звезду с четырнадцатью лучами – символ Виссариона (14 января – день рождения Виссариона), а улицы носят поэтические названия: Млечного пути, Детских грёз, Лунных цветов, Ласковых снов, Вечных исканий, Солнечных ветров, Алмазных рос, Хрустальных врат, Лесных духов, Озорных дождей, Мерцающих тайн, Серебряных родников, Поющих гор, Звёздных полей.

5. Всех новичков обязательно знакомят с правилами жизни в общине: здесь не едят мясо и рыбу ("не едят убойную пищу"), не курят, не пьют алкоголь и не сквернословят ("не употребляют слова, несущие отрицательные образы").

6. Сам Город Солнца никакой вовсе не город, а небольшое село. Население - всего примерно 40 семей.

7. Мостик через ручей.

8. Здесь нет электролиний, у каждого дома установлены солнечные батареи. Когда же нужно включать какие-либо мощные приборы - запускают генераторы. C помощью спутниковых антенн смотрят телевизоры и осуществляют доступ в интернет.

9. Много теплиц и больших огородов, здесь каждая семья должна обеспечивать себя полностью продуктами питания. Для питания детей молоком и яйцами держат коз и кур.

11. В семьях последователей Церкви последнего завета много детей.

12. Самая необычная деталь в Городе, которая сразу бросается в глаза - отсутствие заборов между участками. Также не видно и не слышно сторожевых собак.

13. В самом центре города стоит деревянная скульптура ангела – истолкованная виссарионовцами как символ их веры. Это место считается святым. Здесь, становясь вокруг скульптуры Ангела, совершаются утренние, воскресные и праздничные литургии. А еще это единственное место, где ловится слабый сигнал сотовой связи.

14. Один из первых домов в Городе Солнца. При строительстве здесь стараются избегать синтетических материалов - пенопласта и прочих.

15. Детали.

17. Воскресное утро. Все приезжие паломники проходят через арку в Город и идут в сторону центра, где присоединяются к остальным жителям. Надпись на арке - "прими надежду всяк сюда входящий". Каждый, кто входит, совершает поклон.

18. Все собираются на круге - главной площади - для того, чтобы вместе отправиться к священной горе на литургию.

19. Ритуальное омовение.

20. Священники исполняют службу, члены общины поют песни, молятся. "Да будет свет и мир небесам. Да будет свет и мир всем живым существам".

22. Нам пришлось немного отстать от процессии, чтобы щелчки фотоаппаратов и наши разговоры никого не отвлекали.

23. По сказочно красивому лесу начинаем подъем на гору Сухая, где находится "Небесная Обитель" и "Алтарь Земли".

24. Подъем достаточно плавный, тропа идет серпантином, даже людям в возрасте идти совсем не трудно. Периодически процессия останавливает и поет псалмы. Любой житель, кстати, может предложить для исполнения псалом собственного сочинения. Если он будет одобрен, его будут исполнять на литургии вместо какого-то другого.

25. Примерно на полпути мы увидели строящийся храм и несколько домов.

26. Здесь на склоне горы живут люди, которые занимаются строительством нового храма. Это место называется "Небесная Обитель".

28. Живущие здесь вышли из своих домов и присоединились к процессии.

29. Так же как и в основном поселении, здесь тоже у каждого дома возделывается большой участок земли.

30. Продолжаем подъем.

32. Наконец мы достигли вершины горы и вышли к "Алтарю Земли". Поет хор а капелла, священник читает молитвы... Происходящее вовсе не похоже на службу в православной церкви, ощущение такое, что это все происходит в каком-то фентезийном мире, настолько это действие необычно. К тому же и люди одеты в светлые одежды.

33. "Алтарь Земли" - легкое и изящное строение, внутри которого имеются символы четырех мировых религий (объединение всех религий на земле - одна из идей учения Виссариона).

35. Молитва возле алтаря земли длится около получаса. Затем все начинают путь назад.

36. Перед тем, как начать спускаться вниз, мы отстали от процессии и сходили на смотровую площадку рядом с колокольней. С этой колокольни пять раз в день звонит колокол.

37. Люди со всей округи при звуках колокола бросают свои дела чтобы "сотворить молитву".

38. Со смотровой площадки рядом с колокольней открывается фантастический вид на окрестности.
На фото - озеро Тиберкуль.

40. Красивейшие места выбрали люди для строительства своего общества.

41. Хребет Крыжина.

42. Пофотали друг друга на память.

43. Побежали вниз догонять процессию.

44. В самом конце мероприятия все собираются на арене, которая называется Долина Слияния. По отдельной тропинке от своего дома приходит сам Виссарион и садится на деревянный трон с зонтиком. Происходит так называемое "слияние" - сперва все вместе молятся, преломляют хлеб, а затем Учитель отвечает на вопросы присутствующих, происходит неформальное общение. Иногда Виссарион по разным причинам не приходит, как в нашем случае, потому в этот раз все ограничились только преломлением хлеба.

45. Все расходятся по своим делам.

46. Во время прогулки и наблюдения за литургией нас сопровождал Руслан. Он же отвечал на все наши каверзные вопросы про религию и жизнь в Городе. Руслан по образованию - физик-математик, он говорит, что устройство их общества и проповедуемая здесь религия видятся ему логичными, все вокруг полностью гармонирует с его физико-математическим складом ума. Руслан приехал в обитель из Ижевска 11 лет назад. После литургии он пригласил к себе в дом, где со своей женой угостил нас травяным чаем, невероятно вкусным сыром из козьего молока и хлебом, испеченным в русской печке.

47. На выходные к Руслану приехали в гости племянники.

48. "Мы хотим создать такой город, чтобы другие увидели, как человек должен жить на земле – в гармонии с природой и духом".

49. Карта нашего маленького путешествия.

Путешественник из Гродно , у которого за плечами уже более 40 тысяч километров автостопом, 17 стран и около 200 городов, продолжает делиться с читателями 34travel . На этот раз он рассказывает, почему посещение Сибири оставило более яркие воспоминания, чем поездки по Монголии, Китаю, Малайзии и Лаосу. Все дело в необычной религиозной общине «Церковь Последнего Завета», где Павел провел несколько удивительных дней.

Думаю, бродяги незаслуженно обходят это место стороной. Сибирь удивительна. Природа обладает энергетикой, которая мощнее двигателя БелАЗа, места до краев наполнены историями, а местные жители открытые и ни на кого не похожие. Именно здесь, примерно в 700 км к югу от Красноярска, расположена одна из самых больших религиозных общин в Сибири - «Церковь Последнего Завета». Люди там пытаются добиться полной автономии от внешнего мира, тихо ждут приближающего апокалипсиса и готовятся стать прародителями нового общества. Основатель и глава Церкви - Виссарион, которого его последователи называют «Вторым пришествием Христа». Разумеется, христианская церковь считает его лжепророком, а учение -деструктивной и тоталитарной сектой. Я в очередной раз сошел с маршрута и сделал крюк в 2000 километров, чтобы увидеть все своими глазами.

Дорога в «Церковь Последнего Завета»

Путь по Сибири проходил ранней осенью. Небо было затянуто серыми массивными тучами, днями напролет моросил мелкий дождь, деревни и города утопали в грязи. Водители, заряженные звуками русского шансона, выхватывали меня из бесконечных грязевых потоков и спасали от непогоды. Из Красноярска необходимо было добраться до деревни Курагино, а затем углубиться на десятки километров вглубь сосновых лесов, чтобы найти поселения «Церкви Последнего Завета». Оказалось, община располагается сразу в нескольких деревнях, но основная масса живет в Петропавловке. Туда можно доехать на автобусе.

Очень хорошо помню то сказочно красивое утро. Непроглядная дымка над рекой, поля и деревья, покрытые толстым слоем инея. Кряхтя и шатаясь, автобус продавливал свой путь по промерзшей грунтовой дороге. На каждой деревенской остановке в автобус набивалась масса людей, которые не были похожи на обычных сельских жителей. Их глаза светились улыбками. Белые одежды, корзинки с продуктами и смех, который заглушал рев старенького мотора. Их теплое дыхание растопило иней на окнах. Уже позже я узнал, что все они были последователями «Церкви Последнего Завета» из соседних деревень и ехали в Петропавловку на особенный праздник - «День Благодарения Земли».

Обряд «Благодарения Земли»

Виссарионовцы - молодая коммуна, поэтому они еще только начинают формировать свои традиции и обряды. Вроде бы сейчас они отмечают «Рождество» (разумеется, «Рождество Виссариона») и парочку других религиозных праздников. «День Благодарения Земли» здесь проводился впервые.

Женщины передали разные «дары земли» мужчинам в руки, а те положили их в огромный костер, с целью накормить духов

По приезде в деревню, я сразу последовал за местными на «остров», живописную поляну, обтекаемую двумя речушками. Тут, под большим дубом, словно в сказке, расположилась большая группа людей в белых кафтанах - и стар и млад.
Началось все с литургии и песнопений. Тексты исключительно на современном русском языке, так что подпевать смогли даже самые залетные путешественники. Мотивы простые, добрые и, как по мне, очень забавные: «И благодать святую нам принес учитель наш Виссарион Христос».

Дальше толпа разделилась по половому признаку. Собравшись в небольшие плотные круги, виссарионовцы начали размышлять над основными мужскими и женскими качествами, представлять их и направлять мысленные потоки в космос. Женщины передали разные «дары земли» мужчинам в руки, а те положили их в огромный костер, с целью накормить духов. Еще минута - и благодатный огонь начал медленно пожирать куски древесины вместе с подношениями. Все стали весело водить хороводы и петь песни, чтобы задобрить духов. Костер, правда, получился слишком большим, а по правилам нужно ждать, пока он полностью догорит. Поэтому ведущему обряда, пришлось вспоминать все свое прошлое тамады и развлекать людей из последних сил.

Снимать и фотографировать запрещали. За этим делом пристально следил мужчина с пивным брюшком, длинной бородой, лицом пирата и в очках Терминатора. Получив от него несколько предупреждений, я решил не гневить Виссарионскую охрану.
Окончив обряд и танцы у костра, изголодавшиеся и перенасыщенные космической энергией люди отправились трапезничать. Глубоко чувствующие люди и местные шаманы отметили, что духи остались довольны. Уж не знаю, что насчет духов, но после обряда тучи действительно разошлись и следующие несколько дней светило яркое солнце.

«Виссарион Христос»

В целом «Церковь Последнего Завета» - это некий микс из шаманских и христианских вероучений и, конечно, учения самого «Виссариона Христа». К сожалению, возможности познакомиться с ним лично не было, ведь недавно он уехал жить в «Город Солнца» в домик на горе и к прихожанам теперь выходит редко.

Настоящее имя «Виссариона Христа» - Сергей Тороп, он родился возле Краснодара в неверующей семье строителей. Отслужил в стройбате в Монголии, после чего побыл слесарем, электриком, преподавателем физкультуры, художником-мистиком, сержантом ГАИ. О последнем факте биографии местные пояснили, что таким образом Виссарион, подражая Христу, искал возможность соприкосновения с самыми духовно нищими людьми.

«Духовное пробуждение» Виссариона началось в 1990 году. Сначала стабильности в его словах было не больше, чем у беларусского рубля - содержание учения постоянно менялось и только недавно было сформировано окончательно. Большая часть его основана на пророчествах о конце света, согласно которым, единственное место, которое уцелеет - Сибирь. Сейчас активно создается общая культура религиозного движения и обряды.

«Город Солнца» и жизнь коммуны

Один из первых серьезных экспериментов Виссариона по созданию нового общества - эко-поселение «Город Солнца». По проекту город напоминает солнце с алтарем в центре и исходящими от него лучами-улицами. Сейчас город только застраивается, и по размеру домов сразу видно, у кого какой достаток. Кто-то строит мелкую хижину, а кто-то может позволить себе самый настоящий многоэтажный дворец из дерева. Решение о том, кто может заселиться в «Город Солнца», принимает коммуна.

Работают местные жители много, причем первым делом удовлетворяют общие потребности и только потом - свои. Тут живет много ремесленников, мастеров по дереву, металлу, музыкальным инструментам и целебным травам. Кроме совместных работ ради общины, есть еще обязательная к уплате «десятина», которую передают на содержание церковного совета.

Как и в любой мелкой деревне, тут развита система сарафанного радио, доносительства и слухов. Тем, кто не может с кем-то ужиться, объявляют свою мелкую локальную войну.

Какие люди живут в «Церкви Последнего Завета»

В Петропавловке я познакомился с шаманом Игорем, у которого прожил два дня. В доме из сруба на отшибе, с банькой, русской печкой и водой из колодца. Хотя все потихоньку дряхлеет, интерьер избушки - просто космический. Всюду картины, нарисованные самим хозяином, и его барабаны для обрядов. Шаманы в этих местах - почти как ивент-менеджеры. «Свадьбы, похороны, изгнание дьявола, привлечение добрых духов» - примерно так звучал бы слоган их «компании».

Дети, родившиеся в коммуне и не принявшие учение Виссариона, живут своей жизнью, наблюдают, как родители водят хороводы у костра, и спокойно к этому относятся

Занимаются шаманы и знахарством. Еще в первые дни дождливого сибирского автостопа я простудился, и к моменту прибытия в Петропавловку нос тек, как весенние сосульки. Шаман Игорь взялся меня лечить. Усадил на раскаленную печку, вставил неизвестную траву в нос, ноги погрузил в кипяток. Я думал, что меня как в сказке Андерсена сейчас тут же приготовят и съедят. Но все обошлось. Так я просидел целый час. Травки помогли и мне стало легче на следующее утро.

Шаманы, знахари, ремесленники - первое поколение виссарионовцев, которое приняло для себя новую веру и переехало в эти места. Но есть здесь и совершенно другие ребята. Второе поколение - это дети, родившиеся в коммуне, не принявшие учение Виссариона. Они живут своей жизнью, наблюдают, как родители водят хороводы у костра, и спокойно к этому относятся. Их никто не заставляет вступать в общину. Здесь я познакомился с девушкой-фотографом, которая учится в университете в Красноярске, но Петропавловку любит, как дом родной и место, где можно побыть наедине с собой. Ее родители когда-то решили переехать в коммуну Виссариона. Причем, скорее решила мама, а папа согласился только из-за того, что природа в этих местах шикарная.

Или ее парень, отличный молодой строитель и музыкант. У него есть очень интересная житейская мудрость, которую редко встретишь у других молодых людей его возраста. Он мне как-то вот что сказал: «Я пришел к выводу, что не хочу проводить жизнь в погоне за материальными благами, я пришел на землю для гораздо большей и высшей цели. Хочу и буду покорять горы и скалы, писать музыку, жить для людей, учиться общаться, дружить, помогать, дарить миру всего себя и наслаждаться миром в котором я живу. Настоящая ценность - это люди, которые рядом, это мир который вокруг»
Действительно, в сибирской глуши понимаешь, почему сюда тянет людей. Мощь природы, труд на земле, никаких излишеств материального мира. Здесь все настоящее. Пусть Петропавловка и принадлежат к «Церкви Последнего Завета» и верит в пророчество о конце света, люди здесь добрые и открытые. Ну а ради удивительного нового поколение ребят, я готов возвращаться в эти места снова и снова.»

Фото - Павел Андреевский, Люба Зиневич

Этот населенный пункт вы не найдете ни на одной карте мира. На самом деле правильное название этого места - Обитель Рассвета. Словосочетание «Город Солнца» придумали журналисты. До недавнего времени «Обитель» нигде не была официально зарегистрирована в качестве населенного пункта, но сейчас она вроде как стала считаться отдаленным микрорайоном деревни Жаровск.

Город Солнца был задуман, как уникальное экологическое поселение, в котором люди будут жить в согласии с природой и духовно развиваться в согласии с учениями Виссариона.

Последователи Виссариона стараются почаще выбираться из деревень в округе (Петропавловка, Черемшанка, Гуляевка и др.) и ездить в Город Солнца на литургию и встречу с самим Учителем (так называют Виссариона). Чтобы добраться до заветного места, сперва мы ехали 80 км по грунтовке до деревни Петропавловка Курагинского района Красноярского края, а затем пережили два часа тряски по бездорожью на грузовике-«вахтовке» («Star-266» польского производства). Последние три километра шли пешком.

Всех приезжих паломников из соседних деревень и гостей селят в палаточном лагере. Палаток никаких здесь вовсе нет, это отдельно стоящая от поселения группа деревянных домов. Причем мужчины ночуют на первых этажах, а женщины - на вторых (при этом неважно состоят ли М и Ж в браке). Здесь же в лагере имеется столовая, в которой нас кормили три раза в день.

План Города Солнца на входе в один из домиков. В своем плане поселение повторяет так называемую Вифлеемскую звезду с четырнадцатью лучами - символ Виссариона (14 января - день рождения Виссариона), а улицы носят поэтические названия: Млечного пути, Детских грёз, Лунных цветов, Ласковых снов, Вечных исканий, Солнечных ветров, Алмазных рос, Хрустальных врат, Лесных духов, Озорных дождей, Мерцающих тайн, Серебряных родников, Поющих гор, Звёздных полей.

Всех новичков обязательно знакомят с правилами жизни в общине: здесь не едят мясо и рыбу («не едят убойную пищу»), не курят, не пьют алкоголь и не сквернословят («не употребляют слова, несущие отрицательные образы»).

Сам Город Солнца никакой вовсе не город, а небольшое село. Население - всего примерно 40 семей.

Мостик через ручей.

Здесь нет электролиний, у каждого дома установлены солнечные батареи. Когда же нужно включать какие-либо мощные приборы - запускают генераторы. C помощью спутниковых антенн смотрят телевизоры и осуществляют доступ в интернет.

Много теплиц и больших огородов, здесь каждая семья должна обеспечивать себя полностью продуктами питания. Для питания детей молоком и яйцами держат коз и кур.

Самая необычная деталь в Городе, которая сразу бросается в глаза - отсутствие заборов между участками. Также не видно и не слышно сторожевых собак.

В самом центре города стоит деревянная скульптура ангела - истолкованная виссарионовцами как символ их веры. Это место считается святым. Здесь, становясь вокруг скульптуры Ангела, совершаются утренние, воскресные и праздничные литургии. А еще это единственное место, где ловится слабый сигнал сотовой связи.

Один из первых домов в Городе Солнца. При строительстве здесь стараются избегать синтетических материалов - пенопласта и прочих. Предпочтительнее построить сруб - дом из природного материала.

Воскресное утро. Все приезжие паломники проходят через арку в Город и идут в сторону центра, где присоединяются к остальным жителям. Надпись на арке - «прими надежду всяк сюда входящий». Каждый, кто входит, совершает поклон.

Все собираются на круге - главной площади - для того, чтобы вместе отправиться к священной горе на литургию.

Ритуальное омовение.

Священники исполняют службу, члены общины поют песни, молятся. «Да будет свет и мир небесам. Да будет свет и мир всем живым существам».

Нам пришлось немного отстать от процессии, чтобы щелчки фотоаппаратов и наши разговоры никого не отвлекали.

По сказочно красивому лесу начинаем подъем на гору Сухая, где находится «Небесная Обитель» и «Алтарь Земли».

Периодически процессия останавливает и поет псалмы. Любой житель, кстати, может предложить для исполнения псалом собственного сочинения. Если он будет одобрен, его будут исполнять на литургии вместо какого-то другого.

Примерно на полпути мы увидели строящийся храм и несколько домов.

Здесь на склоне горы живут люди, которые занимаются строительством нового храма. Это место называется «Небесная Обитель».

Так же как и в основном поселении, здесь тоже у каждого дома возделывается большой участок земли.

Продолжаем подъем.

Наконец мы достигли вершины горы и вышли к «Алтарю Земли». Поет хор а капелла, священник читает молитвы... Происходящее вовсе не похоже на службу в православной церкви, ощущение такое, что это все происходит в каком-то фентезийном мире, настолько это действие необычно. К тому же и люди одеты в светлые одежды.

«Алтарь Земли» - легкое и изящное строение, внутри которого имеются символы четырех мировых религий (объединение всех религий на земле - одна из идей учения Виссариона).

Молитва возле алтаря земли длится около получаса. Затем все начинают путь назад.

Перед тем, как начать спускаться вниз, мы отстали от процессии и сходили на смотровую площадку рядом с колокольней. С этой колокольни пять раз в день звонит колокол.

Гость РОДИНОК — Александр Кузнецов (Красноярск).
18 августа Община отмечает праздник под названием День Добрых плодов. Самый красочный и многочисленный. На несколько дней в поселок Петропавловка собираются множество последователей (так себя называют сами верующие) и многочисленные гости. Главные события происходят на острове Праздничном.
На острове находится палаточный городок, все живут приехавшие, Город Мастеров, где происходит выставка-ярмарка, детские площадки, подворья деревень….
Каждый год программа праздника меняется, но неизменны всегда всеобщие хороводы, концерты, шествия к храму со свечами, выход Виссариона к собравшимся, Слово Учителя, как это там называется)….
В том году танцевали сиртаки, кажется…На снимке не Виссарион. Но многие, а все многие исключительно в белых одеяниях, так на него похожи…
А выход Учителя, для собравшихся, это как явление Бога.

© Александр Кузнецов, съемка 18.08.2001

«Город Солнца». Община Виссариона.

После развала СССР, на территории ставшей свободной от коммунистической идеологии, стали действовать сотни различных религиозных сект.
В Сибири, на юге Красноярского края более 15 лет существует так называемая Община Виссариона. Официальное название - Церковь последнего завета.
Ее основатель, глава церкви и идейный вдохновитель- Сергей Анатольевич Тороп, бывший сотрудник милиции и художник - любитель из города Минусинска Красноярского края, — назвавший себя именем Виссарион.

По его утверждению, в мае 1990 года он «прозрел» и принял крещение от небесного Отца, получив новое имя, и «благословление» на создание единой объединяющей веры.

18 августа 1991 года Виссарион прочел первую проповедь. Он объявил себя мессией,
и призвал сторонников селиться в таежных поселках недалеко от его резиденции.
Люди из со всей России продавали свои дома, имущество, покупая себе дешевое жилье поближе к Виссариону, а все оставшиеся деньги отдавали Общине.
Сам Виссарион и его ближайшие сподвижники живут в так называемом «Городе Солнца».
Это поселение, основанное Общиной в тайге в районе озера Тиберкуль в Курагинском районе Красноярского края. Власти района выдели 250 гектаров земли для создания «экспериментального экологического поселения».
Сегодня «Община Виссариона» насчитывает около 10000 последователей, половина которых проживает в Красноярском крае.

На своих последователей Виссарион наложил множество ограничений.
Запрещено потребление мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, хлеба из магазина.
Разрешены продукты с собственного огорода и из тайги: ржаной хлеб из муки, замешанной на воде, крупа (рис, гречка, перловка), чечевица, соя и овощи

Главное занятие членов секты после трудового дня - чтение молитвенных правил, посещение общественных собраний, и ожидание Судного дня.
Конец света назначался Виссарионом уже несколько раз. Сначала в 1997 году, потом в 2003 , теперь его отложили, кажется, до 2015 году. Согласно учению Виссариона спасутся только живущие в Городе Солнца.
Одним из главных праздников в Общине является День Первой проповеди 18 августа, называемый Праздником Добрых Плодов.
В этот день в поселке Петропавловка, где находится еще одна резиденция Виссариона, проходят массовые молитвы, богослужения, песнопения, танцы, концерты.
На несколько дней вся Община,радуясь жизни, собирается вместе, чтобы потом снова разъехаться в свои таежные убежища и жить в ожидании скорого Конца Света.

Еще недостроенный Культурно-выставочный Центр в Петропавловке.
Ожидание встречи с Виссарионом. 20.08.2002.

Женщины во время праздников, да и в обычные дни, одеты в наряды какого то 19 века. Шьют сами и исключительно красиво.
На снимке Наденька во время показа мод, для забредшего в Черемшанку фотографа.
Октябрь 2002

Река Казыр на время августовского праздника, естественно становится Иорданью,
Где по время «Шествия от Храма к Острову Праздничному» и происходит «Таинство омовения в реке», эти названия из текста программы.
На снимке элемент детской гимнастики, папа с ребенком. Ничего страшного, к стати, ребенку очень нравилось. 18.08.2002

Кузов автомобиля «Урал» или «Краз», не помню точно. Последователи из деревень едут в Город Солнца, для проведения общественных работ. В так называемом Городе Солнца живут семьи только наиболее ближайших последователей, все остальные в деревнях Курагинского, Каратузского, Минусинского районов… По моему, собравшиеся были очень счастливы поехать на общественные работы.
Октябрь 2002.

Январь. Несколько дней продолжается шествие верующих на вершину горы Сухая, рассчитанное так, чтобы в Рождество (14 января — День рождения Виссариона), все дошедшие могли услышать его проповедь.
Несколько сотен людей, одетых в праздничные белые одеяния, с флагами и свечами от каждой из деревень Общины, идут более 40 км, ночуя во встречных поселениях.
Очень холодно было мне провести ночь в Городе Солнца у костра. Наверное, под -40
была температура. Под утро я не выдержал и завалился спать в переполненную ближайшую палатку. Дойдя с верующими до вершины горы, самого выхода Учителя я уже не стал дождаться. В своих обращениях к народу во время праздников, каждую фразу, он повторяет трижды,как малым детям. Для меня это было слишком большим испытанием. 14.01.2003