`Я сам строю свою жизнь` Программа по формированию жизненных ценностей у подростков. Тренинг «Жизненные ценности

Мастер-класс

на тему:

«Ценности. Их роль

в жизни человека»

Составитель: Попова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог МБОУ Наро-Фоминской сош №9

Т ема : «Ценности. Их роль в жизни человека».

Цели: - осознание участниками собственных жизненных ценностей; повышение уровня коммуникативной компетенции; формирование умения сотрудничать; сплочение коллектива.

Задачи:

- создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

Формирование представления о различных способах и средствах общения;

Активизация процесса познания себя и окружающих.

Оборудование: распечатка к упражнению «Моя Вселенная», набор карточек для игры «Цена и ценность», ленточки для браслета дружбы, цветочки 2-х цветов, шарик-трансформер, записки-пожелания.

Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, ИКТ.

Ход занятия.

  1. Знакомство. Разминка.
  1. Упражнение «Пропой свое имя». (слайд 1)

Цель: создание эмоционального положительного настроя.

Я рада приветствовать вас. Сейчас мы с вами познакомимся, пропев свое имя, и, передавая по кругу шарик. А теперь я прошу вас выбрать цветочек того цвета, который вам нравится. (Участники распределяются на группы)

2. Повторение правил. (слайд2)

Давайте оговорим правила, по которым мы сегодня будем работать:

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Искренность.

5. Безоценочность суждений.

6. Активность.

7. Правило «стоп».

  1. Упражнение «Моя Вселенная»

Цель: дать возможность участникам посмотреть на свою жизнь со стороны и одновременно изнутри.

Инструкция. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует «галактику своей жизни» со всеми ее «планетами» и «звездами».

Посмотрите, когда мячик вернулся ко мне, он поменял свой цвет. Так и в нашей жизни мы видим других снаружи, не всегда вспоминая про внутренний мир.

Перед вами «ваша вселенная». Каждый из вас – центр этой вселенной. Закончите предложения и расскажите о вашей вселенной».

Комментарий. По желанию участники, выбрав роль астронома могут рассказать всем о «планетах» своей «жизненной галактики». (по одному участнику от каждой команды)

II. Основная часть. (слайд 3)

Тема нашей встречи «Ценности. Их роль в жизни человека».

Увидев ваши работы, можно сказать, что вселенная у каждого получилась своя.

1. «Эпиграф».

Обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске: «Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Каждый человек – центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. Э. Канетти»

  1. Упражнение «Жизненные ценности».

Цель: повышение уровня саморегуляции, самоконтроля, определение своих жизненных ценностей, соотнесение их с жизненными ценностями подростков.

Работа с таблицей:

Инструкция: Ведущий зачитывает основные ценности взрослых. (работа в подгруппах)

А сейчас давайте посмотрим, какие же ценности существуют, для начала мы познакомимся с ценностями взрослых (слайд 4)

Давайте же подумаем, как мы можем обозначить эти ценности для подростков (работа в группах).

Ценности взрослых

Подросток

Слава, успех

Старается выделиться хорошим или плохим

Деньги

Стремится иметь много денег, дорогих вещей

Дружба

Имеет много друзей

Любовь

Дорожит отношениями с родственниками

Творчество

Любит придумывать, создавать новое

Спорт

Занимается спортом

Искусство

Любит слушать музыку, рисовать и т.п.

Природа

Любит бывать среди природы, путешествовать

Польза

Стремится приносить пользу, радость окружающим

  1. Упражнение «Список ценностей». (слайд 5)

Цель: определение своих жизненных ценностей.

Сейчас я предлагаю вам немного подумать и решить, какие ценности для вас очень важны, а какие можно отодвинуть на второй план. И поставить рядом с каждой ценностью, указанной в вашем листочке ее номер в порядке убывания по значимости.

Предлагается список ценностей, из которого необходимо выбрать важные для себя и записать, расставить номера значимости рядом:

Комментарий. По желанию участники, могут познакомить окружающих со списком ценностей. (по одному участнику от каждой команды)

  • Интересная учёба;
  • Признание со стороны других;
  • Материальный достаток;
  • Семья;
  • Друзья;
  • Удовольствие и развлечение;
  • Здоровье;
  • Доброта;
  • Честность;
  • Творчество.
  1. Упражнение «Цена и ценность»

Цель: показать принципиальное отличие того, что имеет цену, от того, что принято называть ценностью.

Фабула: идут торги между владельцем и покупателем, покупатель готов дать самую высокую цену за то, что в руках у владельца. Он говорит: «Продай мне, я дам тебе хорошую цену». В ответ он услышит либо «Продаю», либо «Нет, я не могу продать даже за самую высокую цену».

(работа в подгруппах)

Я предлагаю вам продать ту вещь или предмет, который обозначен на карточке. Подумайте, сможете ли вы продать ее мне и за какую цену?

  1. Кошка, живущая у вас десять лет;
  2. Килограмм шоколадных конфет;
  3. Семейный фотоальбом;
  4. Ручка, которую подарил лучший друг;
  5. Красный шерстяной шарф;
  6. Пишущая машинка, доставшаяся от дедушки.

Дискуссия.

- Почему одно продается легко и спокойно, а другое владелец не может продать, как бы его ни упрашивали? (слайд 6)

Вывод: оказывается, есть понятие «цены» и «ценности», отмечаются их сущностные признаки:

Цена - все то, что имеет денежную стоимость.

Ценность - все то, что значимо для жизни человека.

В чем же заключается самая важная ценность?

(это наша ЖИЗНЬ) (слайд 7)

  1. Подведение итогов.

Подходит к концу наше занятие. За это время мы узнали друг друга, научились многим способам правильного общения. Мне бы очень хотелось, чтобы своими новыми познаниями вы поделились со своими друзьями.

1. Упражнение «Браслет дружбы». (слайд 8)

Цель: способствовать формированию дружеских отношений с участниками через включение в совместную творческую деятельность.

Инструкция:

Перед вами лежат ленточки. Возьмите их со своего стола и подарите любому человеку с пожеланием чего-то доброго, хорошего.

Итог: Пока мы вместе, рядом, чувствуем плечо и поддержку друзей, мы будем делать добрые дела и помогать друг другу. И это тоже очень ценно.

2. Упражнение «Мне сегодня …..» (слайд 9)

Спасибо вам за вашу откровенность!

Но время приближается к завершению нашей встречи, и я предлагаю её закончить так:

Каждый участник продолжает фразу, высказывая своё отношение к занятию, тому, что понравилось или вызвало чувство дискомфорта.

Анкета «Обратная связь»

1. Имя участника _____________________________________________

2. Дата занятия _______________________________________________

3. Степень включенности: 012345678910

4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________

5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.):__________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

  1. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. (Программа уроков психологии для младших подростков) С.-Пб., РЕЧЬ, 2007.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (Психологические игры и упражнения, часть1-4 ) М., ГЕНЕЗИС, 2010.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. (Уроки психологии в средней школе) М., ГЕНЕЗИС, 2012.
  4. Щуркова Н.Е. Игровые методики: классное руководство. М., ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ, 2002.

Пояснительная записка:
Детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознаёт самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более чёткими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути. Но не всегда ребята способны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях.
Ребята подросткового возраста более всего нуждаются в психологической поддержке, так как это переходный период от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своём развитии большой путь через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог - юности.
Подростки - кто они: уже взрослые или ещё дети? Иногда они так требовательны и рассудительны, что теряешься, не знаешь, как им ответить. А иногда так доверчивы и наивны, что хочется прижать к себе и погладить по головке.
Главное, что они сами не знают, кто они, что могут и чего на самом деле хотят. Не знают, как справляться со своими разочарованиями, неудачами и что делать, чтобы помочь себе.

Сегодня особенно актуальным является психологическое благополучие подростков. Отсутствие целенаправленного воспитания и просвещения учащихся о здоровом образе жизни, оставляют их один на один со своими проблемами. Социально - психологическая адаптация подростка - это один из путей направленного изменения (самосознания) взаимодействия своего "Я" со средой.
Семья и школа - это два института, образующие социальное пространство подростков. Школьные годы совпадают с возрастным периодом, когда остро встаёт вопрос психологического "выживания" - "совладения" с собственными проблемами.
По-видимому, пришло время давать советы и помогать ребятам уже как-то по-другому: не прямо "в лоб", а исподволь, незаметно. А ещё лучше, чтобы эти советы они изобретали сами себе. Мы же только должны создать условия для этого. Как? Вести с подростками групповые занятия, предлагая важные для них темы, в ходе обсуждения которых они будут открывать какие-то новые грани своего Я. Через игровые задания, давая им возможность узнать мнение окружающих о себе, сравнить себя с ними, почувствовать свою близость. Но главное, на этих занятиях позволить себе не согласиться друг с другом, высказывать своё непохожее на других мнение по тому или иному вопросу. Это ещё раз утвердит их в собственной ценности, в ценности каждого ученика в классе, позволит им сказать: "Меня поняли, и я хочу учиться понимать других".

Реализация программы. Адаптированная программа "Я сам строю свою жизнь" направлена на профилактику девиантного поведения и формирование позитивных жизненных установок. Для составления данной программы использовались материалы профилактической программы "Поведение в трудной ситуации" Т.И. Жировой. Издательство "Панорама", 2006 год; программы "Тропинка к своему Я" О.В. Хухлаевой. Издательство "Генезис", 2005 год.
Новизна заключается в том, что в программу "Я сам строю свою жизнь" включён диагностический блок, который позволит подросткам лучше узнать себя, составить свой психологический портрет. Выявить и понять причины возникновения различных эмоций, что позволит лучше контролировать своё поведение и добиться успехов, преодолевая негативные состояния.

Целью данной программы является: формирование позитивных жизненных установок, которые будут содействовать психическому здоровью и личностному развитию подростков, а также психической готовности к самоопределению в жизни.
Поставленная цель будет достигаться за счёт решения следующих задач:
1. Создание условия для осознания своих проблем, а также научение выработки собственной позиции и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;
2. Обучение способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, психологической защиты;
3. Развитие навыков эффективного общения в различных жизненных (в том числе и кризисных) ситуациях (со сверстниками, взрослыми людьми);
4. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Объект развития: подросток

Средства развития: диагностические методики, игротерапия, методы групповой работы, таких как дискуссия и "генерация идей" (мозговой штурм), мини - лекции.
Предлагаемая программа предназначена для подростков 12-14 лет и рассчитана на учебный год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия
- от упражнений на групповое сплочение до обсуждения работы в группе.
Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также, чтобы участники могли сесть в круг.
Занятия по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений подростков по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях.
Принципы проводимой работы:
- Доступность;
- Ориентации на зону ближайшего развития каждого подростка;
- Ускорения. Поскольку занятия ориентированы на относительно непродолжительный временной отрезок, а именно на урок - 40 минут, то исключительно важным для ведущего является инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование "разогревающих" упражнений;
- Образность. Это значит, что работа подростков над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должны быть "отписаны" ими в рабочих тетрадях. Это поможет ребятам запомнить и проанализировать полученную информацию, уловить суть проблемы, сформулировать алгоритм действий и системность мышления;
- "Проекция". Вес знания, навыки и умения, полученные подростками на занятиях, должны применяться в конкретных ситуациях.

Ожидаемые результаты.
В результате проведённого курса ребята должны иметь представления: о личности, о ценности жизни. Научиться правильно, оценивать ситуацию и решать создающиеся проблемы. Сформировать собственную позицию в отношениях со сверстниками, взрослыми, а также позитивные жизненные установки.

Тематический план

Тема
Количество часов

всего
теория
практика

1
"Что такое самопознание".
1
0,5
0,5

2

1
0,5
0,5

3
"Можно ли научиться управлять собой".
1
0,5
0,5

4
"Как поднять своё настроение".
1
0,5
0,5

5

1
0,5
0,5

6
"Поведение в трудной ситуации".
1
0,5
0,5

7
"Трудные дети" и "трудные родители".
1
0,5
0,5

8
"Мои жизненные ценности".
1
0,5
0,5

9
"Такой неповторимый мир".
1
0,5
0,5

10
"Формируем позитивные жизненные цели".
1
0,5
0,5

11

1
0,5
0,5

12
"А зачем мне это?"
1
0,5
0,5

13
"Дом моей души"
1
0,5
0,5

14
"Доверительный урок".
1
0,5
0,5

15
"Творческий урок"
1
0,25
0,75

16
"Творческий урок"
1
0,5
0,5

17
Итоговый урок
1
0,5
0,5

Всего: 17 часов

Календарно-тематический

Тема
Количество часов
Формы и методы организации занятий

теория
практика

1
"Что такое самопознание"
1
мини - лекция
игра, рефлексия.

2
" Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница".
1
беседа
тест, игра, выработка рекомендаций

3
"Можно ли научиться управлять собой"
1
дискуссия
упражнения, сочинение.

4
"Как поднять своё настроение"
1
беседа, "генерация идей"
дневник наблюдения, рефлексия

5
"Какие ситуации для вас являются трудными?"
1
беседа
анкетирование, игра

6
"Поведение в трудной ситуации"
1
мини - лекция
тестирование, игротерапия

7
«Трудные дети» и «трудные родители»
1
мозговой штурм
проигрывание жизненных ситуаций

8
«Мои жизненные ценности»
1
дискуссия
оформление плаката

9
« Такой неповторимый мир»
1
беседа
шуточный тест, изотерапия

10
"Формируем позитивные жизненные цели"
1
беседа, "генерация идей"
игры

11
"Бесконфликтное общение с "трудными людьми""
1
дискуссия
Игровая ситуация

12
"А зачем мне это?"
1
беседа
игры, работа в рабочих тетрадях, рефлексия

13
"Дом моей души"
1
беседа
упражнения, игры, рисунок.

14
"Доверительный урок".
1
индивидуальные беседы, работа в парах
упражнения, игры

15
"Творческий урок"
1
беседа, работа в парах
создание коллажа,

16
"Творческий урок"
1
беседа. работа в парах.
создание коллажа.

17
"Итоговый урок"
1
анализ и обобщение опыта
анкетирование, выдача рекомендаций

Всего: 17 часов.

Формы контроля:
наблюдения,
решение задач,
тестирование,
анкетирование

Содержание программы:
1. "Что такое самопознание" (1 часа)
Цель: Познакомить подростков с понятием "самопознания"
На этом занятии используется упражнение "цепочка" при помощи, которого они дают объяснения слову "самопознания". Игра "оптимисты" и "пессимисты" учащимся предлагается продолжить фразы, записанные на доске и высказать своё мнение. Рефлексия.

2. " Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница". (1 часа)
Цель: Научить учащихся изучать свой жизненный путь.
На этом занятии ребята смогут узнать о своём характере при помощи теста "Акцентуация характера" Леонгарда.
Упражнение "Лестница" поможет подросткам составить лестницу самых значимых событий в их жизни, начиная с того времени, как они начали себя осознавать. Затем "подняться по лестнице" - определить главные события своей жизни в будущем.

3. "Можно ли научиться управлять собой" (1 часа)
Цель: рассмотреть вопросы эмоционального самочувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями.
На этом занятии ребята научаться способам саморегуляции. Познакомятся с понятиями: самоубеждение, самовнушение. Итог занятия сочинения на тему: "О себе с любовью".

4. "Как поднять своё настроение" (1 часа)
Цель: Научить подростков регулировать своё настроение
На этом занятии ребята при помощи теста САН научаться оперативно, оценивать своё самочувствие, настроение и использовать эту методику самостоятельно по мере необходимости. А также познакомятся со способами влияния на своё плохое настроение: релаксация. Автобиография, дневник самочувствия.

5. "Какие ситуации для вас являются трудными?" (1 часа)
Цель: Выявление информативности сверстников по теме "Трудные ситуации". Игра "Звезда и журналист". Анкета "Трудные ситуации"

6. "Поведение в трудной ситуации" (1 часа)
Цель: Развитие самостоятельности суждений и умения отстаивать своё мнение.
На этом занятии подростки обучатся способам защиты от негативного воздействия со стороны окружающих, сформировать убеждения, что человек способен найти выход из трудной ситуации. Игра "Точка зрения", тест СПА.

7. "Трудные дети» и «трудные родители" (1 часа)
Цель: Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями Упражнения: «Копилка семейных трудностей», «Трудные родители и трудные дети».

8. "Мои жизненные ценности" (1 часа)
Цель: определение личностных ценностей. Коллективное рисование «Дерево»

9. "Такой неповторимый мир» (1 часа)
Цель: Углубление процессов самораскрытия, познание себя с помощью группы. Шуточный тест «Китайская рулетка». Игра «Путешествие в страну превращений»

10. "Формируем позитивные жизненные цели" (1 часа)
Цель: Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
На этом занятии ребята при помощи игр: " Мой выбор", "Преграды", "Помощь зала" смогут развить способности к самоопределению, прогнозированию ситуаций и преодолению жизненных преград, а так же осознать групповую принадлежность и развить навыки группового решения.

11. "Бесконфликтное общение с "трудными людьми"" (1 час)
Цель: Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «Агрессор»

12. "А зачем мне это?"
Цель: Создание условий для поиска подростками стратегии рационального целеполагания в конфликте. Игра «Красное и чёрное». Индивидуальная работа в тетрадях.

13. " Дом моей души"
Цель: актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе. Упражнение «Оптимисты и пессимисты». Игра «Цепочка хороших и плохих следствий»

14. "Доверительный урок"
Цель: Создание условий ля развития у подростков способности доверительно относиться к людям.

15 – 16. "Творческий урок" (2 часа)
Цель: Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей. Упражнение "Строим город"; "Ящик Пандоры" Создание плаката (коллажа) на тему " Я сам строю свою жизнь"
Итог упражнение "Чемодан в дорогу" (В этот чемодан можно сложить всё то, что они узнали на занятиях. Записи используются для оценки результативности занятий.

17. "Итоговый урок" (1 час)
Цель: Закрепление представлений участников о самих себе; анализ и обобщение опыта изменений. Анкетирование. Выдача рекомендаций.

Методическое обеспечение.
1. Диагностические методики:
"Акцентуация характера" Леонгарда;
СПА (шкала социальной психологической адаптации)
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) Приложение "Диагностический блок"
2. Игротерапия;
3. Упражнения;
4. Изотерапия;
5. Мини - лекции, беседа, дискуссия;
6. Анкетирование;
7. "Генерация идей".

Организация учебного процесса
Аудио кассеты;
Рабочая тетрадь;
Ручка;
Цветные карандаши, фломастеры;
Альбом, ватман.

Список литературы:
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб: Речь, 2006.
2. А. Герцов. Тренинг уверенного поведения для подростков - СПб: Питер, 2008 г.
3. А. Грецов, Т. Бедарева. "Психологические игры для подростков" СПб.: Питер, 2008 г.
4. Т. М. Жирова. "Твоя жизнь - твой выбор" - Волгоград: Издательство "Панорама", 2006 г.
5. В. Г. Казанская. "Трудности взросления" - СПб.: Питер, 2006 г.
6. Г.И. Макартычева Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008 г.
7. О.В. Хухлаевой. "Тропинка к своему Я" - М,: Генезис, 2005 год.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю:
Директор_______________ Малафеева Е.В.
Приказ № _______
от « ___» ______________2014г.

Рабочая программа факультативного курса
« Я сам строю свою жизнь».

Количество часов: 17
Ульянова Наталья Викторовна
педагог - психолог

г. Радужный

13PAGE 14815

Рассмотрено:
НА НМС________________
Зам. Директора по НМР:
_____________ Суханова О.В.

Юлия Федорова
Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни»

Цель : формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности .

Задачи :

1. Сформулировать собственные жизненные ценности .

2. Объяснить, как эти ценности влияют на вашу жизнь .

3. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей .

Целевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 10-16 лет.

Ожидаемый результат : воспитанники закрепят знания о человеческих ценностях , особенно важных и необходимых.

Используемый материал : по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей , CD – проектор, ноутбук, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности” .

План занятия :

1. Приветствие : упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

2. Вводная часть : просмотр видиоролика,

3. Основная часть : игра «На что потратить свою жизнь »

4. Заключительная часть : беседа «Ценности жизни »

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия : упражнение «Пожелание»

“Без ценностей человек уносится потоком,

как дерево в бушующих водах моря”

О. Винсент Думинуко (итальянский философ)

1. Приветствие : Упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»

Воспитанники сидят в кругу. Ведущий держит в руках предмет (мяч, шарф, яблоко) .

Сейчас я предлагаю поздороваться друг с другом. Но, здороваться мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. Сейчас мы будем перебрасывать его друг другу. При этом надо будут поздороваться с тем, кому мы бросаем этот мячик, назвать его имя и отметить, то необычное и интересное, что вы в нем сегодня заметили, может что – то изменилось в его внешности, или одежде, или в поведении?

Ваше обращение обязательно должно начинаться словами : «Здравствуй…., сегодня ты…» . Например : «Здравствуй Даша. Сегодня у тебя красивая прическа. Это тебе очень идет».

2. Вводная часть : просмотр видеоролика «Наши жизненные ориентиры . На что потратить эту жизнь

Беседа по ролику :

Вам понравился ролик?

Какие чувства он вызывает?

Сегодня речь пойдет о ценностях нашей жизни . И тема нашего занятия «Ценности жизни » .

Что такое ценности ?

Ценность - это важность , значимость, полезность чего либо.

Виды ценности :

здоровье,

материальная обеспеченность,

благополучие близких,

признание (уважение окружающих, популярность,

интересная работа,

качественное образование,

развлечения, отдых, хобби,

творчество

На что бы вы променяли свою жизнь ?

3. Основная часть : Игра «На что потратить свою жизнь » .

Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить свою жизнь ?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей .)

Правила игры : Слайд.

1. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор : “потратить” жетоны или “сэкономить”.

2. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

3. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

4. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

5. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей :

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности .)

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша, на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж, действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) . (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой . (2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи , за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни . (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы :

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения : “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)

Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает . Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни , позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях .

4. Заключительная часть занятия

Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать : “Я отдал жизнь недаром : я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно” . Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то . Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали : “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать : у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни ! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном : не продавайте свою жизнь дешево . Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

5. Подведение итогов

1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре ?

2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?

3. Какие из ваших ценностей , на ваш взгляд, не являются ценностями для других ?

4. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека ?

(В иерархии ценностей , т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы, лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих .)

6. Рефлексия : Упражнение «Пожелание» : воспитанники пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Используемая литература

1. Хаткевич О. А. Переходный возраст. – Минск : Изд. ООО “Красико - принт”, 2003

2. И. С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками : занятия , игры, тесты. – Москва : Изд. “Первое сентября”, 2003

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Усть­Удинский районный Дом детского творчества
Сообщение по теме: «Жизненные ценности»

По ВР Орлова В.С.
Подготовила методист

ноябрь 2016 г.
Тема тренинга: «Жизненные ценности»
Задачи тренинга:
1) Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику
жизненных ценностей.
2) Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень
важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни
вообще.
3) Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными
поколениями.
Разминка:
Игра фруктовый салат: Ведущий тренинга спрашивает у трех первых
частников тренинга, какой у них самый любимый фрукт, (например яблоко,
апельсин, киви) следующих участников ведущий называет по цепочке. Когда
ведущий произносит слово «Фруктовый салат» яблоки меняются местами с
яблоками, апельсины с апельсинами итд.
Упражнение на разогрев: «Делимся по признаку»
Пояснение: один человек выходит за дверь, группа тем временем
договаривается о том, по какому признаку она делиться и расходиться на две
подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача
вошедшего угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При
желании упражнение можно повторить несколько раз.
Инструкция №1: Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдет только тогда,
когда мы его позовем.
Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник доброволец выходит)
Инструкция группе: сейчас вы все должны будете разделиться на две части.
Но разделить вас сможет только какой­то один признак, например, «мальчики
и девочки», или «светлые и темные волосы». Инструкция добровольцу: в твое
отсутствие группа поделилась, по какому ­ то признаку. Твоя цель – угадать
этот признак и назвать его.

Отлично вы хорошо справились с этим упражнением с чем я вас и поздравляю
мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!
Если быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного
вокруг себя. Наблюдайте за собой и другими,
вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
Следующее упражнение позволит нам поближе познакомиться с темой
сегодняшнего занятия – «Жизненные ценности»
Пояснение: Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что
для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не
можем себя помыслить? Что для нас по­ настоящему важно и значимо?
Реквизит: лист А ­4 с изображением ромашки цветные карандаши ножницы.
Инструкция: каждому из вас предстоит сделать ромашку ромашка должна
состоять из центра (круг) надписи на лепестках 6 штук в сердцевине
напишите «Я». Хорошо пойдем дальше будем делать надписи на лепестках.
На каждый вопрос вы должны будите ответить а, ответ записать на лепесток,
вопросы: «Без чего я не был бы я?», «Что мне особенно дорого, ценно и важно
в жизни?», «Без чего я себя не представляю», «Кого я больше всего люблю»,
«Что я больше всего люблю делать», «Моя мечта?». На лепестках, например,
могут быть написаны: какие­то важные вам люди: родители, друзья; важные
чувства, любовь, понимание, ваше хобби, учеба, какие­то очень важные для
вас вещи: плеер, чей­то подарок. На эту работу время около 5­7 минут.
Вырежьте ромашку.
Инструкция №2: Давайте теперь сядем в круг. Посмотрите, пожалуйста, все
на свои ромашки. Какие у вас получили красивые и непохожие друг на друга.
(Ведущий со своей ромашкой)
Мы по очереди будем аккуратно отрывать лепестки цветка, без которых мы с
вами можем прожить в этой жизни и нужно оставить 1­2 лепестка без которых
мы не представляем своей жизни.
Анализ упражнения:
Какого вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с
тем, что для вас ценно? Что вы сейчас чувствуете? Как вам без всего того, что
вам дорого? Как вы думаете, что за лепесточки были на наших ромашках?

Что же вам не хотелось от себя отрывать? МЫ с вами при помощи этого
упражнения узнали что для нас ценно. Какие еще ценности есть у людей, но
вы их не назвали? Свобода, любовь, дружба, здоровье, семья.
Если такая ценность как здоровье была упомянута, переходим к ее
обсуждению.
Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье? (выслушиваем ответы
детей). Не потому ли что, когда оно есть, мы о нем даже не вспоминаем. Но
стоит ему испортиться, как это сразу становиться для нас значимо.
Какие виды поведения, по вашему, вредят здоровью? (вредные привычки)
Упражнение «Клиника по пересадке органов»
Ребята: представьте себе что, вы являетесь хирургами медицинской клиники.
У вас в больничном отделении лежат 4 пациента: 1­ старый профессор,
разрабатывающий вакцину против рака, его работа уже близка к завершению;
2­ шестнадцатилетняя беременная девушка сирота; 3­ мать двух детей, муж
которой недавно погиб в автомобильной катастрофе; 4­ известный актер.
Всем им необходима пересадка почки, без этой пересадке они погибнут, но
сейчас в клинику была доставлена только одна почка. Вам за 10 минут нужно
решить кому из пациентов операция необходима. Важные правила:
Нельзя принимать решения голосованием;
С групповым решением должен согласиться каждый из участников.
Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
Каждый должен в ходе дискуссии высказать свое мнение;
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
Упражнение «Конфликт ценностей»
Ребята деляться на подгруппы, обсуждение каждой ситуации.

Ситуация 1. Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в
следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем тратит много времени
на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2. Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их
дочь одевается слишком вызывающе и пользуется косметикой.
Ситуация 3. Родители и дедушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на
юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит
на репетициях своей начинающей рок­группы.
Ситуация 4. Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят
поздно вечером под окнами. Подростки не считают, что они в чем­то
виноваты.
Вопросы:
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
Какая в основе поведения подростков? (список ценностей)
В чем выражается конфликт ценностей вопросе, который вы слышали?
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности детей и
взрослых?
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с
другом. Отказаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не
устраивает. Это ведь наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали
в самом начале нашего занятия). Единственным способом из подобного
противоречия является поиск некого третьего, нейтрального для обеих
конфликтующих сторон варианта. Это может быть компромисс или решение,
построенное на взаимоуважении ценностей друг друга.
Рефлексия: Что запомнилось на занятии, что нового вы узнали.

Тренинговое занятие на тему:

«Мои жизненные ценности»

Тренинг посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Сценарий тренинга позволяет организовать общение детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Тренинг не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.

Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами (образец ответа в тексте сценария).

Оборудование:

Бумажная фигурка мистера Икс, скотч;

Альбомные листы бумаги (по количеству учеников) положить на каждую парту перед тренингом.

Оформление:

В левой части доски нарисовать мелом гору жизни с «Пиком счастья», лестницу с тремя перекладинами (деньги, власть и слава);

В правой части доски записать: Нравственные ценности

Прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

Благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

Чуткость, способность сопереживать, милосердие;

Любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

Задания для групп

1. Преуспевающий человек - это тот, кто...

2. Неудачник - это человек, который...

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет...

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет...

5. Истинные ценности - это...

6. Мнимые ценности - это...

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?».

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс».

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности».

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека».

V. Проект «Лестница к счастью».

VI. Словарная работа.

VII. Работа в группах «Допиши предложения».

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Тренинговое занятие

I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

Психолог: Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.

А что такое счастье? Примерные ответы детей:

Это когда все получается.

Когда все живы и здоровы.

Когда все есть, чего только ни пожелаешь.

Когда сбываются мечты.

Когда тебя все уважают.

Когда ты известен, все тобой восхищаются.

Когда занимаешься любимой работой.

Психолог. А как стать счастливым?

Примерные ответы детей:

Выиграть в лотерею.

Достать волшебную палочку.

Иметь богатых родителей.

Найти клад.

Много работать, чтобы воплотить свою мечту.

II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»

Классный руководитель.

Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели.

Жизнь - лестница, ведущая в будущее.

Каждая ступенька - наши желания и мечты.

Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?

Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.

Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым.

Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы.

У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.

Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три:

деньги , на которые можно купить почти все,

власть , дающая то, чего не купишь за деньги,

и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

III. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»

Психолог:

Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки?

Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»?

Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?

Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Примерные ответы детей:

Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все.

Это мнимая ценность.

И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают.

Власть - это тоже мнимая ценность .

Слава - это тоже мнимая ценность.

Славу легко можно потерять.

Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»

Психолог:

А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица».

Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни.

На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство.

Каждая ступенька - это обретение таких ценностей,

как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.

Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Примерные ответы детей:

Это истинные ценности. Они не изменят человеку.

- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.

- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.

Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека.

Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

Скромность всегда украшает человека.

Если он заслуживает славы, его все равно заметят

и он добьется успеха в жизни.

Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку.

Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души.

Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

V. Проект «Лестница к счастью»

Психолог:

Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха.

Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:

Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

Ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?

(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)

VI. Словарная работа

Психолог:

Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут (имена, фамилии).

VII. Работа в группах «Допиши предложения»

Психолог:

Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.

VIII. Заключительное слово

Психолог:

В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.

Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.

Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

Я строю храм! - гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым:

он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Психолог:

Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:

Разговор о ценностях был очень полезным.

Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.

Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.

Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.

Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.

Ученик 1. Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля - и нашли такие значения указанных слов.

Ученик 2. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 1. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 2. Счастье - чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Ученик 1. Мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель - успех - счастье.

Ученик 2. Иными словами, чтобы достигнуть успеха в каком- либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.