Где жила фурцева. Биография фурцевой светланы петровны

«Фурцева Ек. Ал. (1910-74), сов. парт., гос. деятель, с 1960 министр культуры СССР» - это строчки из «Советского энциклопедического словаря». А что за ними?

Екатерину Алексеевну Фурцеву называли Екатериной Третьей, многие боялись ее, многие искали ее расположения, многим она помогла и многим испортила жизнь. Деятельная, эмоциональная Екатерина Фурцева была достойна и любви и ненависти. Она сумела сделать головокружительную карьеру в период «развитого социализма», и, наверно, ее судьба достойна романа или кинофильма. Кстати, такой фильм уже создан режиссером Самарием Зеликиным, и носит название «Екатерина Третья».

Бедная девушка из Вышнего Волочка работала на ткацкой фабрике, как ее мать и бабушка. Она очень мечтала учиться дальше. Мечта осуществилась, она поступила в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Увлечение самолетами в те годы было модным.

В 1930 году Екатерина встретилась в институте со своим первым мужем – Петром Битковым. Они были счастливы, несмотря на трудную жизнь. Екатерина мечтала о ребенке, но ей долго не удавалось родить.

Муж был военным, вскоре переехали в Москву. Как только началась война, он ушел на фронт. А Екатерина ждала первенца, и ей уже шел тридцать второй год. Дочь Светлана родилась в эвакуации в Куйбышеве. Спустя несколько месяцев после рождения дочери Фурцева вернулась в Москву.

Приехав в командировку с фронта, Петр Битков признался жене, что встретил другую женщину, которую полюбил. В то время Екатерина Алексеевна была уже секретарем Фрунзенского райкома партии Москвы. До этого она получила второе образование в Институте тонкой химической технологии, училась в аспирантуре.

Фурцева сделала головокружительную партийную карьеру. Три года она была первым секретарем горкома Москвы, с 1956 года – секретарем ЦК КПСС, в 1957 году она стала членом Президиума ЦК КПСС.

В 1954 году Екатерина Фурцева вышла замуж за дипломата Николая Павловича Фирюбина. Ради Фурцевой он оставил свою жену и двух детей. Поначалу у них были замечательные отношения, но постепенно начались проблемы. Что-то не клеилось, не складывалось, не было взаимопонимания.

А Екатерина Андреевна продолжала заниматься политикой. Она была любимицей Хрущева, но как-то неосторожно высказалась по его поводу по телефону и вскоре из секретарей ЦК КПСС превратилась в министра культуры.

После этого внезапного понижения Фурцева пыталась покончить жизнь самоубийством, вскрыв себе вены. Ее спасли и долго лечили от сильнейшего нервного стресса. Говорили, что Фурцева инсценировала самоубийство, чтобы разжалобить Хрущева. Близкие утверждали, что причина этого поступка крылась в глубокой обиде на Хрущева, которому она безгранично верила. Кстати, Никита Сергеевич так прокомментировал на Пленуме ЦК этот поступок: «У Фурцевой обыкновенный климакс».

В новом качестве Екатерина Алексеевна рьяно взялась за работу. Именно в годы "правления" Екатерины Алексеевны стали проводиться Международный конкурс им. Чайковского, Международный конкурс артистов балета, новые помещения получили Театр оперетты и Театр им. Моссовета, началось строительство спортивного комплекса "Лужники", родился Театр на Таганке, МХАТ возглавил Олег Ефремов.

Это время ее жизни было наполнено многими событиями: дружбой с таланливыми людьми, встречами, поездками, выступлениями. Известно, что Фурцева дружила с Армандом Хаммером. Однажды Хаммер получил в подарок от министра культуры СССР картину Малевича «Черный квадрат» из запасников Русского Государственного музея.

Как человек деятельный она пыталась участвовать во всем. Могла самолично принять решение о повышении зарплаты какому-нибудь понравившемуся артисту, разрешить или запретить спектакль, дать распоряжение пригнать вагон водки в Париж для актеров Большого театра, гастролировавших во Франции…

Вот что вспоминает актриса Наталья Фатеева о съемках фильма «Битва в пути»:

«Опекать ленту взялась сама Фурцева. После каждого ее наезда на студию картину без конца переделывали. В итоге вся вторая часть книги, в художественном плане самая интересная, из фильма ушла. От многих сцен с моим участием во второй половине фильма остался один монолог, да и тот я потом четыре раза переозвучивала, и все четыре раза - с абсолютно разным текстом...»

Она терзала и Михаила Ромма за фильм «Обыкновенный фашизм», могла позволить себе поднять крик, зная, что никто не посмеет ей возразить. Но могла и извиниться, поняв свою ошибку, как это было после выхода на экран фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором вместо назначенной Фурцевой актрисы Макаровой все же снялась Нина Ургант.

В начале 70-х разразился скандал вокруг загородного дома, который был построен Фурцевой будто бы не вполне законно. Встал вопрос даже о выводе ее из состава ЦК КПСС. Она просила создать комиссию и разобраться во всем спокойно. Но комиссию не создали, многим это было на руку. Важен был сам прецедент. Фурцевой объявили выговор. А дачу забрали, правда, вернув за нее деньги.

Все завершилось печально. 24 октября 1974 года Екатерины Фурцевой не стало. Она скончалась внезапно. По медицинскому свидетельству – от острой сердечной недостаточности. По другим сведениям – отравилась. Ходили слухи, что причиной самоубийства стал русский народный напиток, к которому у Фурцевой было пристрастие.

Литература: И.Н.Чернякевич, О.М.Чернякевич ВЕЛИКИЕ СКАНДАЛЫ ХХ ВЕКА, Виталий Вульф «Министр всея культуры», газеты: «Коммерсант», «Независимая газета».

Ekarerina Furceva Карьера: Политик
Рождение: Россия ВышнийВолочек, 7.12.1910 - 25.10
Екатерина Фурцева - советский государственный и партийный деятель. Первый секретарь МГК КПСС с 1954 по 1957 год. Член Президиума ЦК КПСС с 1957 по 1961 год. Mинистр культуры СССР с 1960 по 1974 год. Родилась 7 декабря 1910 года.

Наверное, во второй половине XX века в нашей стране не было женщины, которая достигла бы таких политических высот и сделала бы такую невероятную карьеру, как Екатерина Алексеевна Фурцева. Она была секретарем ЦК КПСС, членом Президиума ЦК, первым секретарем Московского горкома партии и без малого четырнадцать лет - министром культуры СССР.

Она родилась 7 декабря 1910 года в деревне под Вышним Волочком. Мать Матрена Николаевна работала на ткацкой фабрике. Отец погиб в Первую вмемирную. Катя закончила семилетку, в пятнадцать лет поступила на ткацкую фабрику, на которой работала ее мама. Кажется, все было предрешено: лет тридцать в филиале ада - посреди одуряющего грома ткацких станков, следом ранняя глухота и мизерная пенсионная выплата. Но Катю ждет иная судьбина. В двадцать лет фабричная девочка вступила в партию. Вскоре следует первое партийное задание: ее направляют в Курскую область приподнимать сельское хозяйство. Но там она задерживается краткосрочно, ее "бросают" на комсомольско-партийную работу в Феодосию.

Катя Фурцева могла бы остаться на Юге. Состариться под южным палящим солнцем. Найти себе суженого. Но что-то мешает сосредоточиться на личной жизни. Может быть, комсомольская служба. Может быть, спорт. Она хорошая пловчиха. Умеет чураться подводных течений, вредного влияния. Ее замечают, вызывают в горком комсомола и предлагают новую комсомольскую путевку. С благословенного Юга ее посылают на Север, в самое сердце революции, в столицу Октября-в Ленинград. На Высшие курсы гражданского Аэрофлота.

Первый раз Катя в большом городе, в европейской столице. Сколько людей! Сколько новых знакомых - все в защитных гимнастерках, все молодые, дерзновенные, правильные. Конечно же, она влюбилась. Конечно же, в летчика. Его звали Петр Иванович Петков.

В то время "летчик" - словечко без малого мистическое. Летчики - не люди, а "сталинские соколы". Летчик неотразим, как Дон-Жуан. Быть замужем за летчиком - значило топать в ногу со временем. Жить без малого по мифу. С летчиком не возбраняется было поделить все - более того влюбленность к товарищу Сталину.

Сохранилось немного фотографий Екатерины Алексеевны с Петром Ивановичем. Глядя на фото, непредумышленно думаешь, что ее суженый - джентльмен, привыкший стоять в центре. Лидер по натуре. Вероятно, оттого Екатерина Алексеевна кажется рядом серой мышкой.

Это было вообще ее замечательное качество. Находясь рядом с мужчинами, с любым из них, она умела оттенять его достоинства, уходя сама в тень. И ещё поражает печать покорности на ее лице. Измученность. Может быть, стоимость за непомерный энтузиазм?

Петр Иванович - стопроцентный человек, дядя утилитарный. Ему не осознать ее увлечение самолетами. В это время их направляют в Саратов (преподавать в авиационный техникум), далее - в Москву. Здесь Фурцева становится инструктором студенческого отдела в аппарате ЦК ВЛКСМ. Через год ее направляют по комсомольской путевке в Московский институт тонкой химической технологии. Будущий инженер-технолог с головой погружается в комсомольскую работу. Видно, мещанский быт - не для нее.

Началась битва, мужа мобилизовали. Она осталась одна, с матерью, которую к тому времени выписала в Москву. Лекции, лабораторные, карточки, пайки... В Москве рвутся фугасы, она вкупе со всеми дежурит на крыше, гасит зажигательные бомбы - спасает столицу. И как черт из табакерки - затянувшаяся весточка следом свидания с мужем: она беременна.

В мае 1942 года родилась Светлана. Только посредством четыре месяца следом рождения дочери приехал на побывку супруг. И... объявил, что уже давнехонько живет с иной.

Разочарование следовало за разочарованием. Екатерина закончила институт и остановилась в нерешительности. Впервые в жизни не знала, куда метнуться. Но кидаться никуда и не следовало. Надо было только ожидать. Как политической активистке ей предложили поступить в аспирантуру, сквозь полтора года избрали парторгом института. Она попала в диковинный, совершенный условностей мир "освобожденных" политработников. С наукой было покончено насовсем.

Теперь они жили втроем: ее мамаша, Светлана и она. Екатерина получила комнату в двухкомнатной квартире у метро "Красносельская". Как парторг. Из института, где ей становится прямо узко, ее направляют на работу во Фрунзенский райком партии.

Непосредственным начальником Фурцевой - первым секретарем райкома - был Петр Владимирович Богуславский. С ним у нее завязались особые отношения. Служебный роман - что-то как будто отдушины. Общение с Богуславским дало ей неоценимый навык. Именно тогда для нее началось постижение законов мужеский игры, в правилах которой - и мужское застолье, и соленое словцо, и сомнительные шутки. Она училась этого не подмечать.

В 1949 году во время партийного концерта за кулисами Большого театра Николай Шверник устроил ей аудиенцию с Хозяином. Сталину она понравилась. Живого бога она видела в основополагающий и завершающий раз, но для его острого глаза - это довольно. В декабре 1949 года она выступает на расширенном пленуме горкома партии, где, жестко критикуя себя, рассказывает о райкомовских недоработках. Чисто по-женски. Немного по-мазохистски. Рядом с мужчинами становится в мудрую тень. Кажется, безо всякого умысла. И ее замечают. Встреча со Сталиным дала свой итог.

В начале 1950 года она переехала в сооружение на Старой площади, в офис второго секретаря Московского горкома партии. Через пару месяцев пал жертвой борьбы с космополитизмом ее верный товарищ Петр Владимирович Богуславский - его сняли со всех должностей и исключили из партии. Роман закончился сам собой.

С 1950 по 1954 год Фурцева рядом сталкивается с Хрущевым. Ходили слухи об их романе. Сразу после этого смерти Сталина она стала первым секретарем горкома партии. Теперь под ее началом была вся Москва. На Хрущева она произвела сильное впечатление: и тем, что выступала на собраниях без бумажки, и тем, что не боялась повиниться и покаяться в мнимых грехах, и тем, что "специалист". Это было ее любимое словечко. Знакомясь с новыми людьми, первым делом она спрашивала: "Вы же мастер?!"

Фурцева до конца жизни сберегла почтительное касательство к профессорам и важным старичкам доцентам, которых навидалась ещё в аспирантуре. "Специалист" знает больше, чем она, это убеждение было в ней крайне очень. И в своей команде она - бывшая ткачиха - хотела зреть аккурат таких людей.

"Ткачиха, из крестьян". Благодаря этой строчке в биографии она вознеслась приподнято. И словечко "ткачиха" будет сопровождать ее всю бытие. У кого-то будет активизировать почтение, у кого-то - пренебрежение.

Но в настоящий момент ткацкая фабрика - занятие прошлое. Екатерина Алексеевна Фурцева - начальный секретарь Московского горкома. Женщина, играющая в мужские игры. Ходы в этих играх были разные: и мат, и выпивка, и продолжительное расслабляющее застолье - и все прочие аксессуары мужского быта. И чтобы выжить и, больше того, побороть в этой игре, ей пришлось игрывать по "мужским" правилам, безо всяких скидок. Отсюда - и горькая, и различные варварские способы резво привести себя в строй. Отсюда и утомленность на лице.

Проблемы единственной женщины в мужском лагере порой абсурдны. Например, бытовая вещь - туалет. Рядом с комнатой, где заседало Политбюро (тогда Президиум ЦК), был всего только единственный туалет - мужеский. Во время долгого заседания мужики бегали туда, как пацаны, по очереди. Екатерине Алексеевне, если уж было невмочь, нужно было спешить вдали по коридорам, в иной отсек, где был дамский туалет. А за то время, что человека не было в кабинете, всякое могло сотвориться.

Никому из членов и кандидатов в члены Политбюро и в голову не приходило, что у Екатерины Алексеевны могут быть подобные физиологические проблемы.

Хотя как-то раз аккурат отсутствие женского туалета сыграло в ее жизни фантастическую образ. Что-то как бы волшебной палочки для Золушки, в единственный момент превратившей рядового члена ЦК партии в могущественного члена Президиума ЦК.

Дело происходило уже потом смерти Сталина. Фурцева тогда занимала пост секретаря ЦК и по чину должна была наличествовать на узком келейном сборище членов Президиума ЦК. "Матерые" Маленков, Каганович и Молотов собрались, чтобы свалить другого "матерого" - Никиту.

Фурцева, Хрущев, Маленков, Каганович, Молотов, остальные члены Президиума ЦК заседали в душной комнате рядом с бывшим сталинским кабинетом. Екатерина Алексеевна тотчас поняла, куда клонится чаша весов. Большинство членов Президиума голосовали супротив Хрущева. И тут произошло необъяснимое. Она решила воспротивиться явной несправедливости. Как же так, человека, тот, что расшевелил сталинский муравейник - и нежданно-негаданно затоптать в грязища? Возможно, она и не проигрывала вдалеке идущих последствий своего поступка, без затей среагировала на явную несправедливость "страшных мужиков". Но как и чем она могла подсобить? И тогда она "захотела выйти". Это был ход из женской игры. Она легко рассчитала, что как агент "слабого" пола имеет право хоть раз вылезти во время заседания, какое бы архиважное оно ни было, "послать естественные надобности". И мужики, ее потенциальные противники, клюнули. Так как рядом был только мужеский туалет, а в дамский надобно было нестись продолжительно, у нее появлялся формальный предлог отсутствовать долговременно, не вызывая подозрений ни у Маленкова, ни у Кагановича. Ее отпустили. Прямо как в школьной игре - "разрешается вылезти?".

А она вместо туалета помчалась в свой офис трезвонить тем, от кого зависело не вручить случиться новому перевороту.

Телефонный звонок такого рода позволительно было воспринять как провокацию. Любому, с кем она говорила, могло прийти в голову: рядом со звонящим стоит Маленков или Каганович и слушает, как могущественные генералы собираются его скинуть.

Но та, которую позже назовут Великой Екатериной, страстно, без малого истерично умоляла всесильных генералов приехать на совещание и не предположить, чтобы Никиту Сергеевича сняли с поста Первого секретаря ЦК. И уговорила. За считанные минуты. Почти все из тех, кому она позвонила, сказали, что приедут и поддержат Никиту Сергеевича - нетрудно тем, что их силовые ведомства не пойдут супротив него.

Тот же трюк проделал и Брежнев. Он помчался трезвонить министру обороны маршалу Жукову. А когда он вернулся, к нему подсели поочередно Молотов, Каганович и Первухин, все интересовались, куда это он мотался. На что Брежнев ответил, что у него внезапное расстройство и он просидел в уборной.

В Кремль приехали Жуков, Игнатов и ещё строй членов ЦК, поддерживающих Хрущева. Заседание Президиума ещё не закончилось. Они вошли и объявили, что такие архиважные дела не могут осмеливаться келейно, что нужно все перерешить. Хрущев оказался нежданно поднят и усажен на трон.

Это было счастливое время для Фурцевой. И не только в общественной жизни. Еще работая секретарем в Московском горкоме партии, она познакомилась с Николаем Павловичем Фирюбиным, одним из своих подчиненных.

Николай Фирюбин был профессиональным дипломатом. Говорил на английском и французском языках: Его бывший коллега Николай Месяцев охарактеризовал его так: "Он мог и хотел быть по душе женщинам".

Был он невысоким стройным шатеном с породистым, выразительным лицом. Мужчинам он не нравился в силу своей заносчивости. Тем, кто недурственно знал их обоих, было поразительно, как могли сойтись настолько разные люди.

Она сама толком не отдала себе отчета в том, что "это" произошло. Ее тянуло к Фирюбину. Бороться с этим было нельзя.

Их тайные встречи породили уймище домыслов. Все в ЦК партии, начиная от секретарш и заканчивая секретарями ЦК, обсуждали безрассудные поездки Фурцевой к Фирюбину. Это была локальная сексуальная революция на уровне особо взятого министра-женщины.

Внешне она вела себя непозволительно. При каждом удобном случае летела к нему в Прагу, вслед за тем в Белград, куда его перевели послом. Все это было на глазах у всех, но она не собиралась прятаться. Ему это прямо льстило. Они более того не заприметили, как плавно их тяга переросла в игру под названием "Ромео и Джульетта".

Фирюбин искал предлог порвать давний брак, грозился от всего отречься, но Е. А. его ни о чем не просила, ничего не требовала и, может быть, оттого чем-то притягивала.

Через пять лет, когда он вернулся в Москву и стал заместителем министра иностранных дел, они расписались. И только тогда Е. А. поняла, как она ошиблась. Но изменять что-либо было уже нельзя.

Хрущев не забыл, чем был ей обязан. Вскоре Екатерина Алексеевна была введена в Президиум ЦК и в одночасье превратилась из партийной Золушки в партийную Королеву.

Благодарность Хрущева, хотя вообще-то, была не вечна. То, что в начальный раз сослужило хорошую службу, - телефон, во второй раз сыграло супротив, самой Екатерины Алексеевны.

Шел 1960 год, вторая половинка правления Хрущева. Многие были им, недовольны. В том числе и Фурцева. Недовольство это спускали на парах. Просто перемывая косточки. Однажды в телефонном разговоре Фурцева "прошлась" по Никите Сергеевичу. На следующий день он прочитал стенограмму ее личной беседы с членом ЦК Аристовым. Его реакция была молниеносной. На ближайшем, внеочередном, пленуме Президиума Екатерина Алексеевна была снята с должности секретаря.

И подслушанный разговорчик был, конечно же, только поводом для Хрущева. Тот, кто видел вас слабым, не может продолжительно быть вашим любимцем. А Фурцева оказалась как раз в этом положении.

Ее реакция была настолько же чистосердечной и искренней, как и "подножка" Хрущева. В тот же день она приехала домой, велела никого не запускать, легла в ванну и вскрыла вены. Но помирать она не собиралась. Именно потому не отменила встречу с одной из своих подруг, которой была назначена образ ангела-спасителя.

И эта подружка свою образ сыграла. Было изумление тишиной за дверью, вслед за тем отсутствие понимания. Потом испуг. Потом - звонок в спецслужбы и наезд спецбригады, которая взломала ворота и обнаружила Екатерину Алексеевну, истекающую кровью.

Но Хрущев на тот самый "вопль души" не отозвался. На следующий день на заседании расширенного состава ЦК партии, членом которого Фурцева оставалась, он, криво посмеиваясь, объяснил членам партии, что у Е. А. - банальный климакс и не стоит на это направлять внимательность. Е. А. старательно эти слова передали. Она закусила губу и поняла: второй раз женские игры в компании, которая играет только в мужские, не проходят. И замкнулась в себе. Шел 1961 год.

Процедура отрешения от власти была отработана до мелочей. Никто не врывался в офис, демонстративно не отключал телефон. Отрешение от власти знаменовалось тишиной. С тобой нежданно-негаданно переставали здороваться, а самое главное - замолкала вертушка. Ее несложно отключали.

Через месяц пришло извещение, что Фурцеву назначили министром культуры. И аккурат тогда по всей стране пошло прогуливаться кликухо, прилипшее к ней на долгое время, - Екатерина Великая.

Своей командой она считала десятки тысяч работников сферы культуры Москвы и Подмосковья. И ещё миллиона три-четыре рядовых "армии культоргов" по всему СССР: скромных библиотекарш, ученых музейщиков, наглых служащих театров и киностудий и т. д. Вся эта вооруженные силы называла ее Великой Екатериной - кто знает, с сарказмом ли, с восхищением?

Но аналогии с русской царицей возникали не только у подданных ее "империи". Рабочий офис Фурцевой украшал портрет королевы Елизаветы, с лаконичной надписью: "Екатерине от Елизаветы". Ходила сказка, что, пообщавшись 30 мин с Фурцевой, королева обратилась к ней с просьбой: "Екатерина, не зовите меня Ваше Высочество, зовите несложно друг Елизавета.

Датская королева Маргрете как-то раз сказала, что хотела бы совершить для своей страны стойко же, сколь Фурцева сделала для своей.

После изгнания из Президиума ЦК она стала пить. Пила полно, но не безобразно. Напиваясь, жаловалась на судьбу, на мужиков, которые ее бросили, кляла их на чем свет стоит.

Все валилось из рук. В работе - череда триумфов и глупостей. По ее записке на имя Суслова был учрежден Театр на Таганке, и вместе с тем с ее легкой руки состоялось поношение в Манеже художников-абстракционистов. С ее благословения в "Современнике" пошла пьеса Шатрова "Большевики". Именно ей принадлежит инициатива строительства в Лужниках спортивного комплекса и нового здания хореографического училища.

Личная существование... С Фирюбиным все закончилось. Она не разводилась, но и не любила. Стала замкнутой. Оживлялась, пожалуй, только во время шумных застолий, за рюмочкой хорошего вина. В последние годы эта склонность была уже всем заметна. У ее дочери Светланы родилась Маришка, внучка Екатерины Алексеевны. Светлана и ее супруг шибко хотели иметь в распоряжении дачу. Фурцевой создавать ее не хотелось, но под давлением дочери она обратилась в Большой театр - там разрешается было за копейки достать строительные материалы. Замдиректора Большого театра по строительству помог ей, а следом разразился дебош. Она получила выговор, еле-еле не вылетела из партии.

Последние два года Фурцева была одна. В ее доме без малого никто не бывал, у Фирюбина был роман на стороне, и она об этом знала...

В темное время суток с 24 на 25 октября 1974 года в квартире Светланы Фурцевой на Кутузовском проспекте раздался звонок. Звонил заместитель министра иностранных дел СССР Николай Павлович Фирюбин, супруг ее матери. Он плакал. "Екатерины Алексеевны больше нет".

Так же читайте биографии известных людей:
Екатерина Сиенская Ekarerina Sienskaya

Свое духовное призвание она видела в активной деятельности, направленной на реформирование церкви и на установление мира в разделенной Италии.

Екатерина Зеленко Ekarerina Zelenko

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20..

5 мая 1960 года известный государственный и партийный деятель Екатерина Алексеевна Фурцева стала министром культуры СССР. На этой должности она непрерывно трудилась в течение 14 лет.

Комсомолка и спортсменка

Екатерина Алексеевна выросла в городе Вышнем Волочке, происходила из простой рабочей семьи. Отец Алексей Гаврилович погиб на полях сражений Первой мировой, мать Матрёна Николаевна трудилась ткачихой на фабрике. Маленькая Катя появилась на свет 7 декабря 1910 года.

Умная и активная девушка с 14 лет состояла в комсомольской организации. После окончания семилетней школы в 1928 году Катя пошла работать. В течение двух лет работала на текстильной фабрике родного города вместе с матерью. В 1930 году стала членом ВКП(б), до 1933 года занималась комсомольской работой в Курской области и Феодосии. Уже тогда Фурцева проявила себя отличным организатором, способным проявлять твёрдость и жёсткость, если это было необходимо. Работая в Крыму, она часто посещала базу планеристов в Коктебеле, помимо планерного спорта увлекалась плаванием. Здесь она познакомилась с будущим великим конструктором .

Источник: https://24smi.org

В 1933-1938 годах Екатерина обучалась в Московском институте тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова, была секретарем институтского комитета комсомола, а затем и секретарем парткома. С 1935 года девушка была членом ЦК ВЛКСМ. Тогда же она вышла замуж за лётчика Петра Биткова, у пары родилась дочь Светлана. Второй брак Фурцевой состоялся в 1956 году, она стала женой дипломата Николая Фирюбина.

На московской партийной вершине

Партийная карьера будущего министра поначалу была по-настоящему блестящей. Начало Екатерина Алексеевна встретила в Москве, участвовала в организации обороны города. В два первых военных года она стояла во главе Куйбышевского горкома партии, с 1942 года и вплоть до 1950 года была вторым, а затем первым секретарем Фрунзенского райкома партии в Москве. В 1950 году перешла в Московский горком КПСС, которым тогда руководил , симпатизировавший Фурцевой. Здесь она работала сначала вторым секретарём, курируя вопросы культуры, науки и идеологии, а затем в 1954-1957 годах - и первым секретарём, получив это назначение от нового первого секретаря ЦК партии Хрущёва.

Для 43-летней Екатерины Алексеевны это была очень высокая должность, которую в СССР никогда ни до, ни после Фурцевой не занимала женщина. В июне 1957 года при попытке некоторых членов Президиума сместить Хрущёва верная соратница была среди тех, кто активно поддержал Никиту Сергеевича. В награду 29 июня 1957 года она вошла в высшее руководство страны - Президиум ЦК КПСС, где кроме неё опять-таки не было ни одной представительницы прекрасного пола.


Источник: https://24smi.org

Во главе столичного горкома, а в 1956-1960 годах и в должности секретаря ЦК Екатерина Алексеевна вела активную работу. При ней были возведены новые здания театров, среди которых Театр им. Моссовета и Театр оперетты, новые кинотеатры и медицинские центры, были сооружены спорткомплекс «Лужники», «Детский мир», книжный магазин «Москва», проводилась реконструкция ВДНХ, широко велось строительство новых жилых площадей. Екатерина Алексеевна была куратором Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. При ней в столице стал проходить ряд международных конкурсов, среди них конкурс имени П.И. Чайковского, Московский международный кинофестиваль, в 1955 году прошла выставка Дрезденской галереи.

При всей своей загруженности Фурцева не оставляла активных занятий спортом, следила за модой и всегда старалась выглядеть эффектно. Нужно отметить, что она была отличным оратором: тщательно готовившая свои выступления, Екатерина Алексеевна всегда держалась перед публикой уверенно и свободно, заражая своей живостью, эмоциональностью и артистичностью.

На культурном фронте

Хрущёв со временем подзабыл большие заслуги Фурцевой в сохранении за ним власти в стране. Когда 5 мая 1960 года Екатерина Алексеевна возглавила министерство культуры, она ещё оставалась членом высшего руководства, но уже в октябре 1961 года Хрущёв вывел её из Президиума ЦК, а сменивший его в 1964 году был категорически против присутствия женщин в своём Политбюро, но с поста министра, как многих хрущёвских выдвиженцев, увольнять не стал. В итоге Фурцева прослужила на должности главы культурного ведомства более 14 лет. Мнения об этом этапе её деятельности были различны. Кто-то из обиженных работников культуры обвинял ее в непонимании искусства, а те, кому она помогала, называли её Екатериной Третьей, считая, что в качестве министра культуры она сделала очень много важного.


Екатерина Фурцева на художественной выставке. Источник:https://www.tvc.ru

Да, Фурцева не разрешала гастроли в СССР различных зарубежных музыкальных групп, не пропускала некоторые постановки в театрах. Но не стоит забывать, что зачастую она шла в обход цензуры, беря на себя всю ответственность в спорных случаях. И сделано при ней было гораздо больше, чем запрещено или разрушено.

Екатерина Алексеевна очень много сил отдавала организации культурного обмена между Советским Союзом и другими странами. При ней был впервые проведен Международный конкурс артистов балета (1969). Впервые же в СССР проводились недели европейского кино, выставки египетских древностей (1973), работ Святослава Рериха (1960) и Фернана Леже (1964), «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1974) в Пушкинском музее, выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее (1974), экспозиция музея «Метрополитен» из Нью-Йорка (1974). Было множество музыкальных событий: гастроли Ива Монтана и Симоны Сеньоре (1963), оркестров Бенни Гудмена (1962) и Дюка Эллингтона (1971), миланского оперного театра «Ла Скала» (1964). Также шел и обратный процесс: Большой театр побывал на гастролях в США, МХАТ им. М. Горького гастролировал по Европе, Азии и Америке, выставки Пушкинского музея и Третьяковки прошли в Японии.

При Фурцевой в нашу страну были возвращены многие произведения из наследия семейства Рерихов, а также художника Савелия Сорина. По её инициативе в воюющем с США Северном Вьетнаме была создана киношкола, заложившая там основы киноискусства. Сейчас это Вьетнамский институт кинематографии.

25 октября 1974 года, положила конец своей жизни попавшая в опалу к Л. И. Брежневу Екатерина Алексеевна Фурцева. Легендарная «Екатерина Великая», «Хозяйка» - как называли ее в Москве. Первая женщина, вошедшая в руководящий состав страны Советов. 44 года работы в комсомольских и партийных органах, из них последних 14 – министром культуры СССР.

Екатерина Алексеевна родилась в небольшом городке Тверской области. Ее отец погиб в Первую мировую войну. Мама замуж больше не вышла, одна вырастила сына и дочь (кирпичный барак в городишке Вышний Волочек, где Фурцева провела детство, сохранился до сих пор). В далеком 1925 году юная Катя закончила 7-летку и поступила на ткацкую фабрику (потом всю жизнь недоброжелатели язвительно будут шипеть ей вслед «ткачиха»). Умная, подтянутая, волевая Катя от станка быстро перешла к комсомольской работе – трудовая деятельность на фабрике к 20-ти годам сменилась Высшими академическими курсами «Аэрофлота». Окончив которые, Екатерина попала в начальники политотдела авиационного техникума в Саратове, и никогда уже больше с руководящими должностями не расставалась.

Здесь же Фурцева встретила своего первого мужа – красавца, отличника, летчика Петра Биткова. И страстно его любила, пока Петр не бросил ее с маленькой дочерью на руках. Трагические личные события совпали со страшными временами, обрушившимися на страну – началась Великая Отечественная война. Екатерина Алексеевна от горя чуть с ума не сошла, — убиваясь по мужу, по отчизне, в первый раз ощутив себя беспомощной, не в состоянии ухаживать за новорожденной Светланой. Спасла мама – приехала, все взяла на себя и не оставляла больше Фурцеву никогда одну. Такая сильная, волевая, умная Екатерина Алексеевна, все-таки, в первую очередь была женщиной – слабой и беззащитной, боявшейся одиночества и личных драм. Поэтому, и в 1974 году, попав в немилость, удар сдержать не смогла – дочь уже выросла, второй муж накануне ушел к другой, предстоящая жизнь одинокой, оставленной всеми пенсионерки Фурцеву никак не устраивала. И Екатерина Алексеевна, решившая умереть только министром (как она сама сказала в разговоре с одной из подруг), положила конец, всем мучениям сразу – выпив банку снотворного.

Не перечислить заслуг Екатерины Алексеевны перед отечественной культурой нельзя, вот только некоторые из них: отстранение КГБ от решения вопросов о выезде за границу деятелей культуры, организация Московского международного кинофестиваля, Международного конкурса имени Чайковского, рождение Театра на Таганке, создание Цирка на проспекте Вернадского, строительство спорткомплекса «Лужники», строительство зданий «Детский мир» и концертного зала «Россия», новые здания для театров МХАТ, Театра оперетты, Театра имени Моссовета. Фурцева не позволила закрыть и выбила здание, ставшему легендой театру «Современник», успела помочь созданиюТеатра-студии Олега Табакова.

Сегодня, в день памяти Екатерины Алексеевны мы подготовили подборку интересных фактов из ее жизни и предлагаем вам с ними ознакомиться.

1. Современниками описывался характер Екатерины Алексеевны как жесткий, своенравный. Ей очень не хватало образования, не разбираясь ни в музыке, ни в живописи, она интуитивно запрещала то, что не понятно, даже если речь шла о шедеврах мировой культуры – у Фурцевой, кроме идеалов партии, кумиров не было.

Поэтому в страну, например, не приезжали западные рок-группы. Конечно, все время запрещались спектакли, программы, попадали в немилость люди искусства (Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской были вынуждены уехать из-за опалы, которая была следствием проживания на их даче бездомного отечественного классика Александра Солженицына). И тем не менее, Фурцева чаще принимала сторону людей творческих, не взирая на партийные установки. Она всегда была готова выслушать и понять — в этом сходятся все, кто с нею сталкивался.

2. Екатерина Алексеевна была энтузиастом развития непрофессиональных театров. Она так увлеклась этой идеей, что какое-то время, даже считала, что профессиональные театры себя исчерпали. Как-то, она собрала группу ведущих режиссеров и актеров, чтобы убедить маститых художников в правоте своих мыслей. Актер Борис Ливанов не обращая внимания на Фурцеву что-то рисовал в свой блокнот. Екатерина Алексеевна заметила, и раздраженно спросила: «Товарищ Ливанов! Вы совсем меня не слушаете! Вам неинтересно?». На что Ливанов ответил: «Почему же. Я с большим интересом слушаю Вас, Екатерина Алексеевна и у меня возник к Вам вопрос. Скажите, вот Вы лично стали бы обращаться к непрофессиональному гинекологу?».

3. Фурцева спасла Хрущева от мини-переворота, когда Маленков, Коганович, Молотов, объединившись с некоторыми членами президиума, решили простым голосованием отстранить Никиту Сергеевича от дел. Предвидя, что Хрущева сейчас «заголосуют», Фурцева отпросилась в туалет и побежала звонить силовым министрам. Буквально в минуты примчались Жуков, Игнатов и не дали сместить Хрущева.

4. В 1961 году Фурцеву Хрущев предал. По его указанию Екатерину Алексеевну убрали из Президиума ЦК КПСС. Произошло это прилюдно – на октябрьском пленуме. Фурцева пережила большое унижение. Ей отключили правительственную связь, попросили освободить дачу. Екатерина Алексеевна закрылась в ванной и вскрыла себе вены. Но в тот раз ее спасли – случайно зашла подруга и забила тревогу. Дверь успели вовремя взломать. Хрущева сняли, но и Брежнев обратно в Президиум не позвал. Так и осталась Екатерина Алексеевна в простых министрах. Однажды она с горечью сказала Любимову: «Вы думаете, только у вас неприятности? Мои портреты ведь тоже носили, а теперь, вот видите, сижу тут и с вами говорю.».

5. Искусствовед Анатолий Смелянский в своей книге об Олеге Ефремове написал: «Фурцева была не только министром. Она была женщиной. И Ефремов ей нравился. Она позволяла себе невиданные вещи: могла, например, будучи навеселе, кокетливо приподнять юбку выше колена и спросить: «Олег, ну скажи, у меня неплохие ноги?». И это правда. Екатерина Алексеевна тщательно следила за своей внешностью и была красива до самого последнего дня своей жизни. Утверждают, что она делала пластические операции, не говоря уже о ежедневной гимнастике, занятий теннисом, (фигура у советского министра была нисколько не хуже чем у самой холеной западной кинозвезды).

Узнав что Франция выпускает препарат для похудения Фурцева его раздобыла и регулярно пила. С удовольствием принимала вещи, привезенные в подарок из-за границы, одевалась с большим вкусом и выдумкой.

6. Екатерина Алексеевна была необыкновенного, душевного обаяния человек и располагала к себе собеседника в считанные минуты, неподдельной искренностью и вниманием. Рабочий кабинет Фурцевой украшал портрет королевы Елизаветы с надписью: «Екатерине от Елизаветы». Говорили, что через 20 минут общения Фурцевой с английской королевой, последняя, вдруг, сказала: «Екатерина, не зовите меня Ваше Высочество, зовите просто Елизавета» — скорее всего легенда, но ярко характеризующая способности Екатерины Алексеевны.

7. Юрий Никулин рассказывал, как Екатерина Алексеевна спасла «Кавказскую пленницу». Этуш играл в картине своего знаменитого «товарища Саахова», а у парторга «Мосфильма» фамилия была похожая: «Саков». Начальники уперлись и не хотели выпускать готовую ленту в прокат, заставляли поменять Саахову фамилию и переозвучить фильм. Никулин жаловаться к Фурцевой пошел. Та как услышала про глупость начальственную и за телефон, в трубку орет: «Эт-то что за идиотство?», ей с перепугу отвечают, что произошла ошибка, никто такого вопроса и не поднимал даже – картина готова и очень скоро появится на экранах!

8. Правда, что Екатерина Алексеевна пила. Особенно когда похоронила маму – Матрена Николаевна держала дочь в ежовых рукавицах до последнего дня своей жизни.

Министр в ее сторону дыхнуть не смела. И со смертью матери потеряла душевное равновесие, стену, стала панически бояться остаться одна. Ее подруга Людмила Зыкина говорила что Екатерину Алексеевну спаивали: «Фурцеву часто вынуждали выпивать… то и дело на приемах, на разных мероприятиях подходили артисты с бокалами, каждый считал за честь выпить вместе…». Но пить Екатерина Алексеевна не умела – пьянела очень быстро, при этом предпочитала водку. По вечерам в министерстве собиралось ее ближайшее окружение, наливали Фурцевой, поддакивали, подхваливали, подзадоривали, чтобы выпросить кому что нужно.

9. После похорон, на поминках, которые проходили в Доме актера, писатель Константин Симонов сказал, выражая общее мнение: «Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать «да» — и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать «нет», и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Так говорить и поступать могла только большая, светлая личность…».


Екатерина Алексеевна ФУРЦЕВА (24.11(07.12).1910 - 24.10.1974)

Член Президиума ЦК КПСС с 29.06.1957 г. по 31.10.1961 г.
Кандидат в члены Президиума ЦК КПСС с 27.02.1956 г. по 29.06.1957 г.
1-й секретарь Московского горкома КПСС с 29.03.1954 г. по 30.06.1957 г.
Секретарь ЦК КПСС с 27.02.1956 г. по 04.05.1960 г.
Министр культуры СССР с 04.05.1960 г. по 24.10.1974 г.
Член ЦК КПСС в 1956-74 гг. (кандидат в члены ЦК в 1952-56 гг.)
* * *
Родилась 24 ноября 1910 г. в г. Вышнем Волочке Тверской губернии в семье рабочего-металлиста. Отец - Алексей Фурцев - погиб в Первую мировую войну на Петроградском фронте. Мать - Матрёна Николаевна (1890-1972) - 30 лет работала на ткацкой фабрике, была необразованной, не умела расписаться, но являлась депутатом городского Совета.
В комсомол Екатерина Фурцева была принята раньше необходимого возраста. В 1925 г. закончила семилетку, после чего поступила в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где получила профессию ткачихи. С 1928 г. работала ткачихой на фабрике "Большевичка" в Вышнем Волочке. В 1929 г. оказалась в числе 500 комсомольских активистов из промышленных областей, которые по решению ЦК ВЛКСМ направили для оказания помощи комсомольским организациям Центрально-Чернозёмной области. Попала в Курскую область, где возглавила Корневский райком ВЛКСМ. Оттуда переведена в Крым. Была секретарём Феодосийского горкома комсомола, заведующей орготделом и членом бюро Крымского обкома комсомола. Часто ездила в Коктебель, где была база первых советских планеристов. Там познакомилась с будущим конструктором космических кораблей С.П.Королёвым. Увлеклась планерным спортом. Была хорошей пловчихой. Обком партии рекомендовал её на Высшие академические курсы Аэрофлота, списки слушателей которых утверждало Оргбюро ЦК ВКП(б). После трёх лет учёбы под Ленинградом была направлена в Саратовский авиационный техникум помощником начальника политотдела по комсомолу. Вышла замуж за своего начальника, инструктора лётного звена Петра Ивановича Биткова. В 1936 г. его перевели в Политуправление Аэрофлота в Москву. Ей предложили вакантную должность инструктора отдела студенческой молодёжи ЦК ВЛКСМ. Перед зачислением с ней беседовал Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ А.В.Косарев. Этим обстоятельством Фурцева очень гордилась, подчёркивала в разговорах, что несколько раз докладывала ему о своей работе. После его ареста разоблачала как "врага народа", требовала суровой расправы.
По комсомольской путёвке, не имея аттестата зрелости, поступила в Московский институт тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова, который окончила в 1941 г. с дипломом инженера-химика. Училась весьма посредственно, зато преуспевала в общественной деятельности. Поступила в аспирантуру, была секретарём парткома института. В 1942 г. с родившейся дочерью была покинута мужем, ушедшим в первый день войны на фронт и вскоре письмом уведомившим, что у него теперь другая семья. Её, ожидавшую ребёнка, вместе с институтом эвакуировали в Куйбышев. Работала там инструктором горкома партии. В августе 1942 г. вернулась в Москву. В ноябре того же года была избрана секретарём Фрунзенского райкома ВКП(б) г. Москвы. Жила в маленькой комнате с ребёнком, матерью-пенсинеркой и братом, то и дело попадавшим в пьяные истории. Обедать обычно ходила в столовую Дома учёных, что напротив райкома. Там познакомилась с директором Дома - актрисой Художественного театра и гражданской женой М.Горького Марией Андреевой. От неё - азы элегантности, хорошего тона и... партийного пыла. Наставником Фурцевой был первый секретарь Фрунзенского райкома Пётр Богуславский. Он любил её, но был женат, всё, что знал и умел, вкладывал в неё и продвигал второго секретаря на первый план. В конце 40-х годов был репрессирован.
В райкоме познакомилась с Николаем Павловичем Фирюбиным, ставшим впоследствии заместителем министра иностранных дел СССР и её мужем. Н.П.Фирюбин имел жену и двоих детей. На развод подал в 1951 г., когда ушёл с партийной работы в Моссовет.
Их тайные встречи породили множество домыслов. Все в ЦК партии, начиная от секретарш и заканчивая секретарями ЦК, обсуждали безрассудные поездки Фурцевой к Фирюбину. Внешне она вела себя непозволительно. При каждом удобном случае летела к нему в Прагу, потом в Белград, куда его перевели послом. Все это было на глазах у всех, но она не собиралась скрываться. Ему это явно льстило. Они даже не заметили, как плавно их страсть переросла в игру под названием "Ромео и Джульетта". Фирюбин искал повод разорвать прежний брак, грозился от всего отречься, но Фурцева. его ни о чем не просила, ничего не требовала и, может быть, поэтому чем-то притягивала.
Читала написанные для неё сотрудниками райкома доклады неграмотно, перевирала слова, путала ударения. Начала заучивать тексты наизусть, репетировала перед зеркалом, как когда-то заучивала роли в школьном драмкружке. Память у неё была цепкая, выступления получалисьэмоциональные, артистические, а главное, без бумажки, что было тогда в диковинку. В 1948 г. окончила заочно Высшую Партийную Школу при ЦК ВКП(б). 21.01.1949 г. в Большом театре на торжественном заседании, посвящённой 25-й годовщине со дня смерти В.И.Ленина, Н.М.Шверник представил её Сталину. Ему она понравилась. В январе 1950 г. выступила с докладом на собрании партийного актива Фрунзенского района, проведённого в связи с постановлением ЦК ВКП(б) "О недостатках в работе тов. Попова Г.М.", снятого с постов первого секретаря МК и МГК ВКП(б). Яростно обличала вчерашнего своего "талантливого руководителя и наставника". Избранный вместо него Н.С.Хрущёв принял участие в работе Фрунзенской районной партийной конференции, где познакомился с Е.А.Фурцевой. У них возникла взаимная симпатия. В 1950 г. Хрущёв выдвинул её вторым секретарём МГК ВКП(б). Сферой её деятельности стали идеология, культура и наука, а также административные органы столицы. При ней началось строительство Театра им. Моссовета, Театра оперетты, реконструкция Театра им. Вл. Маяковского, появились новые кинотеатры. Когда возникло "ленинградское дело", провела чистку от ленинградцев крупнейших вузов Москвы. Из аспирантуры Московского государственного педагогического института была отчислена М.А.Литвинова, жена Н.А.Вознесенского. Спустя два дня были уволены директор пединститута, заведующий кафедрой советской литературы и даже заведующая канцелярией, которые принимали на учёбу жену "врага народа". Освобождён секретарь партбюро института, принимавший у неё партийные взносы, ему не дали защитить подготовленную диссертацию. Потом наступил черёд просто знакомых М.А.Литвиновой. Их набралось 11 человек: преподавателей, аспирантов.
Почувствовав власть, Фурцева стала резкой, не терпящей возражений. Во время возникновения дела "врачей-убийц" организовала его пропагандистское обеспечение, давала поручения проводить митинги, собрания, публиковать гневные отклики трудящихся. 15.01.1953 г. докладывала Н.С.Хрущёву о требованиях трудовых коллективов: "...этих людоедов, потерявших всякий человеческий облик, бросить надо в расплавленный металл..." Согласно народной молве, с Н.С.Хрущёвым её связывали близкие отношения.
С 29.03.1954 г. первый секретарь МГК КПСС. При И.В.Сталине руководитель Московского обкома одновременно возглавлял и Московский горком партии. Н.С.Хрущёв подчинил столичную парторганизацию непосредственно ЦК КПСС. Е.А.Фурцева стала его человеком. Поддержала в записке в ЦК КПСС и Совет Министров СССР предложение академика А.Н.Бакулева и кардиохирурга Б.В.Петровского о строительстве крупных медицинских центров в Москве. Под её контролем началась разработка генерального плана строительства клиники на 2500 коек для 2-го Медицинского института и клинического городка для Академии медицинских наук СССР. Памятник Юрию Долгорукому, стадион в Лужниках, цирк на Проспекте Вернадского и ещё десять цирков по стране; строительство Музыкального детского театра Натальи Сац, хореографического училища Большого театра, картинной галереи на Крымском валу, библиотеки иностранной литературы, хранилища Библиотеки им.Ленина в Химках и т.д. Всё это было сделано, благодаря ей.
В 1956-60 гг. секретарь ЦК КПСС. Была высокой и стройной, очень привлекательной, постоянно следила за собой, каждый день делала гимнастику, играла в теннис, бегала. Одевалась с большим вкусом, в этом ей помогала художница Надя Ходасевич-Леже, вдова Фернана Леже. Она познакомилась с ней в 1961 г. и Леже ввела её в круг и французской интеллигенции, и французской компартии...
Среди записей дочери Фурцевой тех дней есть такая: "Её впечатления нельзя ни с чем сравнить. Она влюбилась во Францию и смеялась, что просто не может отступить от русской традиции - поклоняться всему французскому. Надя подсказала ей, где одеваться. У мамы теперь появились вещи от Ланвена, да и духи "Арпеж" очень ей подходят". Некоторые модели делал ей Вячеслав Зайцев. Светлые медового цвета волосы закалывала в мягкий пучок. Полотняные костюмы подчёркивали синеву глаз. Вечером 07.11.1955 г., когда Президиум ЦК КПСС устроил первый большой приём в Кремле, пришла в бальном платье и вальсировала с К.Е.Ворошиловым, А.И.Микояном, М.Г.Первухиным. Только один Н.С.Хрущёв не дал увлечь себя на танцевальную площадку. Подруги детства вспоминали её "серебристый смех", партийные коллеги за глаза звали Мальвиной - за миловидность, ухоженность и "правильность".
Обожала черносмородиновый напиток, изготовлявшийся для неё в спеццехе Московского завода фруктовых вод. Подчинённые подготовили для неё кандидатскую диссертацию на тему партийного руководства министерствами. Уже была близка защита, но случилось непредвиденное: тема потеряла актуальность в связи с ликвидацией министерств, вместо которых были созданы совнархозы. На ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) выступила в прениях первой. Манера выступления была нетрадиционной: оратор почти не заглядывала в написанный заранее текст. Создавалась полная иллюзия экспромта. В 1957 г. ввела в практику работы МГК проведение в Лужниках или в Колонном зале Дома Союзов многолюдных митингов трудящихся, посвящённых возвращению Н.С.Хрущёва из зарубежных поездок. Накануне открытия в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957 г.) говорила на аппаратном совещании: "Есть слухи, что завезут инфекционные заболевания, начали проводить прививку. В то же время было четыре случая каких-то уколов совершено в магазинах, когда девушка стояла в очереди за продуктами, подходит человек, в руку делает укол. Пострадавшие находятся в больнице, состояние их хорошее. Это делается врагами, чтобы создать панику вместо торжества... Главное, что мы должны учитывать, это - мы недооцениваем советских людей, их патриотизм. Зимой приезжала делегация американцев, среди делегатов был один корреспондент-разведчик. Идут по Москве и видят, что пьяный идёт навстречу в спецовке, сейчас же корреспондент его сфотографировал, поинтересовался, кто он такой, обратился к нему на ломаном русском языке, "где работаете, сколько зарабатываете, вид не очень приличный, плохо, наверное, живёте". На это рабочий ответил: "Живу я очень хорошо, у меня жена, семья, все обеспечены, даже на водку деньги остаются, пойдёмте ко мне в гости, я вас угощу". Тогда американец смутился. Когда наши представители пошли к этому рабочему узнать, кто он и где живёт, оказалось, что он простой слесарь-ремонтник, живёт на 8 метрах в полуподвальном помещении с семьёй в пять человек. После этого мы дали ему квартиру. Человек в пьяном виде так мог отпарировать. Наши люди безусловно честные, более патриотичны, чем другие нации".
Во время июньского (1957 г.) внутрипартийного кризиса в Президиуме ЦК КПСС выступила на стороне фактически смещённого Н.С.Хрущёва, способствовав тем самым его победе над сторонниками сталинской линии. По свидетельству Д.Т.Шепилова, на сторону Н.С.Хрущёва стала не сразу: "...Фурцева до этого ко мне бегала: что у нас делается, всё разваливается, всё гибнет. И когда приходила, то шептала: давайте отойдём! Подслушивают, закройте чем-нибудь телефон. А накануне заседания, за два дня, приходит бледная, возбуждённая Фурцева и, видимо, зная, что Хрущёв уже обо всём осведомлён, говорит: я пришла вас предупредить, что если будет обсуждаться этот вопрос и вы позволите себе сказать, о чём мы с вами говорили, мы вас сотрём в лагерную пыль". Вместе с маршалом Г.К.Жуковым Фурцева входила в комиссию по делам реабилитации военнопленных, вместе с ним же занималась проектом строительства мемориала у Поклонной горы.
В 1960 г. в составе высокой правительственной делегации вместе с Ворошиловым и Козловым Фурцева облетела всю Индию и Непал. Побывав на выставке Святослава Рериха, Екатерина Алексевна пригласила художника в СССР с первой выставкой.
В том же 1960 г. в телефонном разговоре с А.Б.Аристовым критически отозвалась о Н.С.Хрущёве, которому стало известно содержание их беседы. Разгневанный Н.С.Хрущёв на следующем Пленуме ЦК освободил её от должности секретаря ЦК КПСС. Входила в состав группы, которую возглавлял Н.Г.Игнатов, конкурировавший с Ф.Р.Козловым за первенство. Ф.Р.Козлов убедил Н.С.Хрущёва не включать членов группы Н.Г.Игнатова в состав Президиума ЦК КПСС. Как вспоминал А.И.Микоян, он поддержал это предложение, хотя ему было жаль Е.А.Фурцеву:"Но невозможно было её отделить: она была целиком и с ними".
С 1960 г. по 1974 г. министр культуры СССР. На XXII съезде КПСС (октябрь 1961 г.) М.Шолохов сказал о ней, что писатели давно мечтали о таком министре: "Всем взяла наша дорогая Екатерина Алексеевна: и дело своё отлично поставила, потому что знает и любит его, и внешностью обаятельна, и в обхождении с деятелями культуры то же самое обаятельна". Однако дальше изящно и остроумно дезавуировал основные положения её выступления и особенно призыв к молодым писателям поехать на стройки коммунизма. На этом съезде Фурцева не была избрана секретарём ЦК. Членом ЦК осталась. Вернувшись домой, вскрыла себе вены. Потеряла много крови, прибывшие врачи застали её в тяжёлом состоянии, но спасли. Не явилась на заключительное заседание съезда.
На следующий день на заседании расширенного состава ЦК партии, членом которого Фурцева оставалась, он, криво посмеиваясь, объяснил членам партии, что у Екатерины Алексеевны - банальный климакс и не стоит на это обращать внимание. Фурцевой аккуратно эти слова передали. Она закусила губу и поняла: второй раз женские игры в компании, которая играет только в мужские, не проходят. И замкнулась в себе. Была представлена для вывода из состава ЦК КПСС в опросном порядке. В последний момент Н.С.Хрущёв передумал и не дал хода проекту подготовленного документа. 04.03.1962 г. была вызвана на заседание Президиума ЦК. По словам Н.А.Мухитдинова, тоже вызванного в Кремль, рыдала, стоя в конце длинного стола: "От Фурцевой требовали объяснений, почему не явилась на заключительное заседание съезда. От волнения и слёз она еле говорила, и ей предложили сесть. Вызвали и её мужа Н.П.Фирюбина, заместителя министра иностранных дел, избранного на этом съезде кандидатом в члены ЦК. Оказалось, он тоже не присутствовал на заключительном заседении съезда. Никита Сергеевич крепко ругал его. Напомнив прежние ошибки, он сказал: "Как партийный работник в прошлом, как муж, вы должны были проявить волю, ум - не только самому явиться на съезд, но и предотвратить позорные действия жены". Он извинялся, выражал раскаяние". В тот же день на Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущёв проинформировал членов ЦК о состоявшемся разговоре с Е.А.Фурцевой: "Она пользовалась большим уважением, возглавляла столичную парторганизацию, входила в состав Президиума и Секретариата ЦК, в последнее время являлась министром культуры Союза. Но после организационного Пленума проявила безволие только из-за того, что не избрана членом Президиума, нанесла себе телесные подтверждения. На Президиуме её резко критиковали. Она признала свои ошибки, обещала сделать выводы". Н.С.Хрущёв предложил ограничиться этими мерами.
Фурцева организовывала встречи творческой интеллигенции с Президиумом ЦК КПСС. В последние годы жизни пристрастилась к спиртному. В семье начались нелады, часто ссорилась с мужем. Любила париться в бане, ходила туда с двумя подругами-инженерами. Сами готовили веники, в бане пили водку, пиво под вяленую рыбу. По словам певицы Л.Г.Зыкиной, на правительственных приёмах и банкетах она наливала Е.А.Фурцевой в рюмку воду вместо водки, чтобы она не спивалась. КПК при ЦК КПСС объявил ей выговор за использование служебного положения в корыстных целях: за символическую цену для личной дачи приобрела строительные материалы, выделенные на реконструкцию Большого театра. Дачу отобрали, 25 тыс. рублей, которые Е.А.Фурцева лично внесла на строительство, ей возвратили.

На 70-летие Н.С.Хрущёва (апрель 1964 г.) подарила ему одну из трёх существовавших полных коллекций всех марок, выпущенных в СССР, точную стоимость которой не могут назвать даже знатоки филателии. Коллекция осталась в его семье. Подарила знаменитую картину К.Малевича "Чёрный квадрат" американскому ценителю искусства Арманду Хаммеру. С Хаммером она дружила. Как-то она сказала: "У нас сорок два Рембрандта, и ни одного Гойи". И А.Хаммер привёз ей картину Гойи. Только Фурцевой Москва обязана тем, что целую неделю здесь была "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Екатерина Алексеевна договорилась с французским послом, чтобы великую картину задержали по пути из Японии в Париж. Добилась, чтобы военные сделали для неё уникальную капсулу. Риск был безумный, но "Мона Лиза" явила Москве свой загадочный лик. Международный конкурс Чайковского - её победа. А то, что Ван Клиберн получил первое место - особая. Потому что не полагалось иностранцу побеждать в Москве. Но Фурцева уже понимала: престиж конкурса создаётся компетентностью и независимостью оценок. Возобновление Международного Московского кинофестиваля, Международный конкурс артистов балета... При ней гастроли артистов - нащих за рубежом и зарубежных у нас - перестали быть редкостью, стали чем-то постоянным и едва ли не обыденным.
И. А. Антонова, директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, много работавшая с Фурцевой, вспоминает: "У неё была страсть к масштабным проектам. Вывезти шедевры Эрмитажа, Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев в Японию без страховки под личную ответственность - она умела рисковать..." Владимир Баскаков, заместитель министра культуры, вспоминал: "...Настроение у Фурцевой менялось быстро, стоило сменить круг общения. Общение, которое было её работой, было и её ежедневной радостью. Снимая "Войну и мир", потом получившую "Оскара", Сергей Бондарчук обошёл художественный совет студии, получив "добро" на выбранных им актеров у министра. И, напротив, Фурцева закрыла для Ролана Быкова роль Пушкина, собственное восприятие было для неё аргументом. Но она поддавалась убеждению, особенно, если разговор шёл наедине. К людям искусства относилась с пиететом, хотя и верила в возможность партийного руководства ими. У неё были свои пристрастия - Бондарчук, Ефремов, Рихтер и, конечно, Плисецкая".
У неё на даче в Переделкине собиралось интересное общество: близкая подруга Вера Марецкая - Екатерина Алексеевна умела дружить, подруги у нее сохранялись на долгие годы, - близкие друзья писатель Константин Симонов, актер Ростислав Плятт, режиссёр Юрий Завадский. Екатерина Алексеевна ездила в отпуск на Валдай. Там она жила не в санатории, а, прихватив палатку и лодку, устраивалась на природе, у озера, и часами удила рыбу, ухой из которой потом угощался весь санаторий.

Писатель М.Шолохов называл её отличным министром. Композитор М.Таривердиев был иного мнения: "Человек трогательной безграмотности в области культуры". По его словам, не отличала симфоническую поэму от оперы. Г.Вишневская вспоминает её как "запойную пьяницу", которая "ни черта не смыслит". Также лучшим министром её называла балерина Майя Плисецкая. На похоронах Фурцевой она сказала: "Будут другие, но такой - никогда!"
Немало Екатерина Алексеевна помогала советским деятелям культуры. Например, Святослава Рихтера не пускали на похороны матери в Германию (сложность была в том, что мать уехала с отступающими немцами). Фурцева добилась разрешения. Сыну скульптора Льва Кербеля добывала дефицитнейшее лекарство. Квартиры для Юрия Любимова она же добилась. Да и знаменитый Театр на Таганке был построен по её записке всесильному Суслову.
Дочь Фурцевой вспоминала, что в доме была крамольная книга А.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", и Екатерина Алексеевна не запретила дочери прочесть её, понимая, разумеется, что книга попадёт в руки половины однокурсников Светланы. Что не мешало ей пенять Ростроповичу, зачем поселил у себя на даче автора книги. Тот только отшучивался: "Не всякий может похвастаться, что у него в дворниках лауреат Нобелевской премии!". Фурцева, конечно, понимала, что многого не знает. Говорят,что когда ей передавали чьё-то мнение, она первым делом интересовалась: а он специалист? Около неё, как пишут, всегда были седовласые старички - профессора и доценты,которым она доверяла, с которыми советовалась.
За границей Е.А.Фурцеву ценили выше, чем дома. Бельгийская королева подарила Екатерине Алексеевне свою фотографию с надписью "Екатерине от Елизаветы". Именно на приглашение Фурцевой откликнулся Марк Шагал - приехал наконец в СССР и передал Пушкинскому музею 75 своих литографий. Была подругой знаменитой певицы Марии Каллас. В неё был влюблён директор театра "Ла Скала" Антонио Гирингелли, что обернулось возможностью для наших певцов проходить стажировку на знаменитой сцене. Людмила Лонго, референт Гирингелли, написала Фурцевой письмо: "
Уважаемая Екатерина Алексеевна! Доктор Гирингелли попросил меня быть посредником между ним и Вами. Он давно мечтал заказать Ваш портрет. Он собирал Ваши фотографии и поручал различным художникам написать по ним портрет. И всё ему не нравилось. Только теперь, как ему кажется, что-то получилось. Он хотел бы поднести этот портрет Вам по случаю приезда Скалы в Москву, в память о многолетнем сотрудничестве, о дружеских отношениях и о той любви и симпатии, которую он всегда испытывал к Вам. Но очень боится, как бы Вы на него не рассердились за смелость, и поэтому поручил мне попытаться выяснить Ваше отношение..."
Депутат Верховного Совета СССР 3-5, 7-8 созывов. В 1962 г. её не выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Должность министра всегда была "депутатская". В 1966 г. выдвинули снова. Награждена четырьмя орденами Ленина, двумя другими орденами, медалями.
Последние два года Фурцева была одна. В её доме почти никто не бывал, у Фирюбина был роман на стороне, и она об этом знала... Скончалась 24 октября 1974 г. от сердечной недостаточности. По неофициальной версии, приняла цианистый калий после возвращения с банкета в честь юбилея Малого театра. Дочь отрицает, что Е.А.Фурцева покончила самоубийством с помощью цианистого калия: "У меня есть официальное свидетельство врачей, где сказано, что смерть была вызвана сердечной недостаточностью". Никакой достоверной информацией об отравлении она не располагает. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Через неделю после смерти Е.А.Фурцевой её муж Н.П.Фирюбин, с которым она прожила вместе 20 лет, женился на другой женщине.


Первый муж - Пётр Иванович Битков - из донских казаков. Познакомился с Фурцевой в 1930 г. в Ленинградском институте гражданского воздушного флота. Поженились студентами. Официально не расписывались. До брака с Е.А.Фурцевой был женат, в Ленинграде у него росла дочка. После возвращения в 1942 г. жены и дочери из эвакуации навестил супругу и сказал, что он встретил другую женщину, которую полюбил. Находился на фронте до конца войны. Был красив, пользовался женским вниманием. Изредка навещал дочь. Когда она стала взрослой и у неё появилась своя дочь, приходил познакомиться с внучкой. После смерти Е.А.Фурцевой говорил, что всегда любил только её. Пережил её на несколько дней. Умер от инсульта.
Второй муж - Николай Павлович Фирюбин (04.04.1908-12.02.1983). Начинал каменотёсом. В 1954 г. Е.А.Фурцева вышла за него замуж. Оставил прежнюю жену с двумя детьми - Ритой и Николаем. В 1954-55 гг. Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Чехословакии, в 1955-57 гг. - в Югославии, в 1957-83 гг. - заместитель Министра иностранных дел СССР. Был видным, интересным мужчиной, многие женщины им увлекались. Чернявый, бровастый, получил прозвище "парикмахер". Матери Е.А.Фурцевой он не нравился. По словам С.П.Фурцевой, дочери Е.А.Фурцевой, бабушка и её настраивала против него. Будучи секретарём Московского горкома партии, жил на Госдаче в Ильичёве, слыл капризным и избалованным. Легко увлекался женщинами, по отзывам близко знавших его людей, "никогда ничем не умел дорожить". Очень трудно старился, не совсем тактично любил повторять: "Плохо быть дедушкой, но ещё хуже быть мужем бабушки". По воспоминаниям 1-го заместителя министра культуры СССР В.Ф.Кухарского, был человеком мелким и завистливым: "Его глодало лидерство жены в семье, ощущение комплекса своей вторичности. Сидя с Екатериной Алексеевной в театре или на концерте, он постоянно зло бубнил нечто непотребное. И, чтобы смягчить отношения с коллегами, в которые Фирюбин любил вмешиваться, Фурцева, к сожалению, с ним соглашалась, а доставалось нам". После смерти своей второй жены оставаться в квартире, где она умерла, Фирюбин не мог. Вскоре переселился к старшему сыну на проспект Вернадского. Затем снова женился. Всё связанное с Е.А.Фурцевой отстранил от себя, несмотря на то, что прожил с ней 20 лет. Общих детей у них не было. Сын Николай от первого брака был переводчиком в Швейцарии, остался там насовсем, руководил собственной фирмой. Дочь Рита окончила МАИ, но полученная профессия её не увлекла, работала корреспондентом на радио. По словам С.П.Фурцевой, "была очень активной женщиной, постоянно искала себе пьедестал". Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Дочь - Светлана Петровна Фурцева (1942-2005) - родилась в г.Куйбышеве в эвакуации. По её словам, все 11 лет совместной жизни с её отцом П.И.Битковым мать хотела родить, но не получалось. Перед самой войной, на тридцать втором году жизни, она забеременела. Отец с началом войны ушёл на фронт: "Мама осталась одна, время, сами понимаете, какое было, и она не решилась рожать. Написала бабушке, которая осталась в Вышнем Волочке и всегда имела в семье право решающего голоса. Она и сказала маме: "Ну как это так! Столько лет ждали. Что уж, одного ребёнка не воспитаем?" И приехала в Москву. Так с нами до конца своих дней и осталась." Через четыре месяца из эвакуации мать с бабушкой возвратились в Москву. Поскольку отец порвал с матерью,она записала Светлану на свою фамилию. Жили вместе с семьёй маминого брата: "Я его так и называла: папа Серёжа". Окончила музыкальную школу. В 12 лет впервые побывала с матерью за границей, в Англии. К 20 годам побывала во многих странах Европы и Азии. Поступила в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). На первом курсе, не достигнув 18 лет, вышла замуж за Олега Козлова, сына члена Президиума ЦК КПСС Ф.Р.Козлова. По её словам, понравилась матери Олега во время совместной поездки в Индию. Родила дочь, когда ей не было и 20 лет. Сама весила 46 кг, дочь - 5 кг. Жила с мужем у его родителей. Перевелась на факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, на редакторское отделение. После его окончания мать устроила её в редакцию теленовостей Агентства печати "Новости" (АПН). Редакция работала в основном с зарубежными телекомпаниями. В АПН проработала 3 года. По настоянию матери поступила в аспирантуру МГУ, защитила кандидатскую диссертацию. Развелась с О.Ф.Козловым. Вышла замуж во второй раз за Игоря, сотрудника АПН, у которого до неё была семья и дочь. Работала в Институте истории искусств, в секторе массовой коммуникации. Провела там 14 лет. Два дня присутствовала на работе, остальные занималась наукой дома. После смерти второго мужа (в 1995 г.) перешла на должность заместителя директора ВНИИ повышения квалификации работников культуры по административным вопросам. Живёт на даче на Николиной Горе,которая, по словам Л.Я.Брежневой, племянницы Л.И.Брежнева, свела её мать в могилу: "Отец мой, помню, посетивший новую дачу министра культуры, только руками развёл: "Ну и хоромы Катька отстроила! Как бы они ей боком не вышли! Дочка у неё, как мои, ненасытная". И вышли. Этой дачей в конце концов заинтересовались органы ОБХСС и КГБ". Возглавляла Фонд развития русской культуры им. Е.А.Фурцевой. Умерла 9 октября 2005 г. в Москве.
Внучка Е.А.Фурцевой, дочь её дочери Светланы от брака с Олегом Козловым - Марина Олеговна Фурцева (р.1963). Мать отца, А.К.Козлова, не пожелала, чтобы внучку назвали Екатериной, как того хотела Е.А.Фурцева. "Если бы родился мальчик, ты ведь не назвала бы его Фролом?" - сказала она невестке, имея в виду своего мужа. Е.А.Фурцева настояла, чтобы у Марины была её фамилия: "Она ей поможет". Марина с пяти лет училась в хореографическом училище Большого театра, хотя туда принимали с семи лет. У неё нашли столько многообещающих способностей, что специально под неё создали ещё один класс. Училась на "отлично", ездила с училищем за границу. Директор училища Софья Головкина опекала девочку, жила с ней в одном номере. Стоило бабушке утратить высокий пост, как Марину сразу же перевели с классического отделения на народное, а затем и вовсе отчислили из училища.. По официальной версии, из-за десяти лет постоянных диет и голодовок у неё открылась язва желудка. Поступила в ГИТИС на театроведческий факультет. После его окончания работала в литературной части Большого театра. В 18 лет вышла замуж за 28-летнего юриста. Через год брак распался. Вторично вышла замуж за стоматолога И.Владковского. В 1991 г. он был задержан на таможне за незаконную попытку вывезти за границу произведения искусства. В 1988 г. Марина родила дочь Катю и ушла из литчасти Большого театра. В 1992 г. развелась со вторым мужем. В 1995 г. снова вышла замуж и уехала из России. Сначала жила в Германии, потом переехала в Испанию, в Малагу. В Испании, в школе, где училась дочь Катя, преподавала балет.
3 декабря 2004 г. на доме №9 по Тверской улице в Москве, где жила Е.А.Фурцева, была открыта мемориальная доска.

Использованные материалы:
Зенькович Н.А. Самые закрытые люди. М., 2004.
Зенькович Н.А. Самые секретные родственники. М., 2005.
Мухитдинов Н.А. Река времени. М., 1995.
Шепилов Д.Т. Непримкнувший. М., 2001.
"АиФ Суперзвёзды", 2001, №17.
"Вокруг света", 2002, №12.
"Культ личностей", сентябрь/октябрь 1999 г.
"Комсомольская правда", 1 ноября 1996 г.
"Прямые инвестиции", 2003, №12.
"Совершенно секретно", 1995, №10.
"Совершенно секретно", 1998, №1.