Первый европеец на святой горе кайлас в легендарной стране шамбала.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - пел Владимир Высоцкий. В таком случае тибетская гора Кайлас - лучшая из гор, поскольку на ее вершину до сих пор не поднимался ни один из смертных. Она не подпускает к себе никого из храбрецов, дерзнувших на попытку восхождения.

Человеку сюда нельзя!

Эта гора в форме четырехгранной пирамиды со снежной шапкой и гранями, сориентированными почти точно по сторонам света, является священной для адептов сразу четырех религий. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают ее сердцем мира и осью Земли.

Тибетцы убеждены, что Кайлас подобно полярной горе Меру из индоарийских мифов объединяет три космические зоны: небо, землю и подземный мир и, стало быть, имеет всемирное значение. В священном индуистском тексте «Кайлаш-самхита» говорится о том, что на вершине горы «обитает бог грозный и милостивый - Шива, вместивший в себя все силы мироздания, порождающий жизнь земных тварей и истребляющий их». Буддисты считают Кайлас обителью Будды. И потому священные тексты гласят: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть».

Впрочем, двое, согласно легендам, все же побывали на вершине: Тонпа Шенраб, основатель религии бон, именно здесь спустившийся с небес на землю, и великий тибетский учитель, йог и поэт Миларепа, поднявшийся на макушку Кайласа, ухватившись за первый утренний луч солнца.

Неудавшиеся восхождения

Однако это - личности легендарные. А для простых смертных гора остается непокоренной, несмотря на ее не самую большую высоту по сравнению с гималайскими восьмитысячниками - «всего» около 6700 метров (в разных источниках данные расходятся). Рассказывают, что перед смельчаками, вздумавшими совершить восхождение, как будто встает непреодолимая воздушная стена: Кайлас словно отталкивает их, а то и вообще сбрасывает к подножию.

Ходят байки о четырех альпинистах (то ли американцах, то ли англичанах), притворившихся паломниками, совершающими кору - священный обход вокруг горы. В какой-то момент они сошли с ритуальной тропы и направились вверх. Через некоторое время к лагерю паломников у подножия горы спустилась четверка грязных, оборванных и совершенно невменяемых людей с безумными глазами. Их отправили в психиатрическую клинику, где альпинисты невероятно быстро постарели и меньше чем через год скончались глубокими старцами, так и не придя в себя.

Известно также, что в 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил у китайских властей разрешение на восхождение на Кайлас, но потом вынужден был отказаться от этой затеи по не вполне понятным причинам. Одни говорят, что резко ухудшившиеся погодные условия помешали, другие - что парню, покорившему все 14 восьмитысячников мира, перед самым штурмом Кайласа было какое-то видение...

А вот испанская экспедиция, в 2000 году приобретшая за довольно значительную сумму разрешение (пермит) на покорение этой горы у китайских властей, столкнулась с совершенно реальным препятствием. Испанцы уже установили базовый лагерь у подножия, но тут путь им преградила многотысячная толпа паломников, решившая любой ценой не дать свершиться такому святотатству. Свой протест выразили далай-лама, ООН и ряд других крупных международных организаций. Под таким натиском испанцы вынуждены были отступить.

Но русские и здесь, как всегда, впереди планеты всей. В сентябре 2004 года члену-корреспонденту Российской академии естественных наук профессору Юрию Захарову удалось как-то усыпить бдительность тибетской общественности. Вместе с сыном Павлом ему удалось (без разрешения властей) подняться на Кайлас с юго-восточной стороны до отметки 6200 метров. Но вершина все же не покорилась. Вот как объяснял это сам Захаров:

На восхождении ночью меня разбудил Павел, сообщив, что в небе потрясающие необычной красотой световые явления природного электричества. Вылезать из палатки совершенно не хотелось, да и не было сил, но любопытство свое взяло - действительно, каждые 3-5 секунд в небе вспыхивали шарообразные, яркие вспышки, похожие на изображаемые тибетцами в иконографии тигле - светящиеся радужные сферы. Размером с футбольный мяч.

Здесь уместно вспомнить еще более интересное явление, которое уже труднее объяснить с научной точки зрения, - днем стоило только закрыть и открыть глаза, глядя в небо, и были отчетливо видны как бы светящиеся полосы, составляющие огромную сетку, покрывающую все вокруг и состоящую из сотен-свастик. Вот такая мистика, сам бы не увидел, ни за что бы не поверил. В общем, это единственные необычные явления, происшедшие с нами у Кайласа, если не считать резкого изменения погоды в момент восхождения.

Чем выше поднималась экспедиция, тем хуже становилась погода: снежная буря, порывы резкого холодного ветра, сбивающие с ног. В конце концов пришлось отступить.

Загадки горы

Световые вспышки над вершиной горы наблюдаются с древнейших времен. Индуисты порой видят там многорукое существо, отождествляемое ими с Шивой.

На космических снимках видно, что Кайлас находится в центре каменной спирали. Гора является своеобразным накопителем планетарной и космической энергии, самым крупным на Земле. Этому же способствует и пирамидальная форма горы. Кстати, российский ученый и эзотерик, профессор Эрнст Мулдашев считает, что эта пирамида - искусственного происхождения, равно как и другие пирамидальные горы в регионе, и построила их в незапамятные времена некая сверхцивилизация.

Версия любопытна, но едва ли верна. Пирамидальную форму имеют многие горы и на Тибетском нагорье, и в Гималаях, в том числе и высочайшая вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест). И образовались они естественным путем, что легко докажет любой специалист, имеющий познания в геологии.

Ледяной купол вершины Кайласа похож на громадный кристалл, сияющий в центре бутона восьмилепесткового цветка, образованного причудливо изогнутыми гладкими скалами сине-фиолетового цвета. Эрнст Мулдашев и другие исследователи утверждают, что это - зеркала времени, подобные тем, что создавал российский ученый Николай Козырев, только, конечно, гораздо больших размеров. К примеру, зеркало «Дом счастливого камня» - 800 метров высотой.

Система этих зеркал меняет течение времени: оно чаще всего ускоряется, но порой и замедляет свой ход. Замечено, что у паломников, совершающих кору - обход вокруг горы - длиной 53 километра, за сутки успевают отрасти борода и ногти -настолько убыстряются все жизненные процессы.

Немало споров вызывает вертикальная расселина, проходящая по центру южной стороны горы. При определенном освещении, в часы заката, причудливая игра теней образует здесь подобие свастики - древнего солярного знака. Эзотерики считают это сакральным символом, доказывающим искусственное происхождение горы. Но, скорее всего, эта свастика - просто одна из причуд природы.

По мнению некоторых исследователей, пирамида Кайласа - пустотелая. Внутри ее целая система помещений, в одном из которых хранится легендарный черный камень Чинтамани. Этот посланец из звездной системы Ориона хранит вибрации дальних миров, работающие на благо людей, способствующие их духовному развитию. А Мулдашев вообще считает, что внутри Кайласа в состоянии самадхи находятся далекие предки, хранящие генофонд человечества со времен атлантов.

Другие же утверждают, что великие посвященные всех времен и народов -Иисус Христос, Будда, Кришна и другие -пребывают в самадхи внутри саркофага Нанду, расположенного совсем рядом с горой и соединенного с ней туннелем. Они очнутся во время самых тяжких бедствий и придут на помощь людям.

Еще одна загадка Кайласа - два озера: одно с «живой», другое с «мертвой» водой. Они находятся возле горы и разделены только узким перешейком. В озере Манасаровар вода кристально чистая и вкусная, обладает лечебным эффектом, придает бодрость и проясняет сознание. Воды этого озера всегда остаются спокойными, даже при сильном ветре. А Ланга-Цо еще называют озером демона. Вода в нем соленая, непригодная для питья, и здесь всегда штормит, даже в безветренную погоду.

Много чудес и загадок таит в себе священная гора. Обо всем не расскажешь в небольшой статье. Лучше все увидеть своими глазами, прийти к Кайласу и обязательно совершить кору. Ведь даже одноразовый обход вокруг горы избавит от всех жизненных грехов. Паломники, сделавшие 108 обходов, могут достигнуть нирваны уже в этой жизни. Конечно, для этого потребуется 2-3 года как минимум. Но дело того стоит, не правда ли?!

Виктор МЕДНИКОВ


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

Трудно представить себе более мистическое, древнее и почитаемое место, чем Тибет . Святая земля для миллионов проживающих тут людей, которой поклоняются уже не одно тысячелетие. Здесь по-прежнему чтут традиции, верят в древних богов и не особо приветствуют туризм и беспечное времяпрепровождение. Тибет может излечить душу и погубить ее, дать ответы на вопросы и задать новые, приблизить к просветлению и самопознанию или свести с ума.

На территории Тибета проживают представители многих религиозных конфессий: буддизма, индуизма, джайнизма и религии бон. Эти религии во многом отличаются: люди поклоняются разным богам и совершают различные ритуальные обряды, но лишь перед одним объектом они единодушно преклоняют головы – это гора Кайлас . Окутанная тайнами святыня, о которой сложено сотни легенд и сказаний, об истории происхождения которой спорят лучшие умы планеты и которая до сих пор не была никем покорена. Кайлас свято оберегается местным населением.

Буддисты верят, что в тайных подземельях горы медитирует гневная инкарнация Будды. Индуисты относятся к Кайласу, как к космологическому центру мироздания, на вершине которого пребывает Шива, а соседнее озеро Манасаровар считают наследием бога Брахмы. Служители джайнизма совершают коры вокруг горы Кайлас и начитывают мантры, находясь подле неё, так как по их легендам именно здесь впервые человеку удалось достичь состояния полного просветления – Нирваны. И, наконец, азы религии бон ведают о том, что первый мастер Тонгпа Шенраб сошел на Землю на вершине Кайласа.

Одними только легендами и мифами мистика горы Кайлас в Тибете не ограничивается. Множество доказанных фактов и засвидетельствованных происшествий ставят в тупик ученых с мировыми именами. Возраст самой горы, согласно проведенным анализам пород, составляет всего 20 000 лет, в то время, когда окружающие гору ландшафты сформировались порядка 5 миллионов лет назад.

× Таинственности горы добавляет факт её непокоренности. А многие попытки были обречены на провал. И причин тому было много: от внезапного изменения целевой установки восходящего на гору человека и галлюцинаций до многодневного блуждания вверх-вниз по склону и даже смерти. Не зря говорят, что Кайлас сбрасывает людей с вершины.

Крайне любопытной теорией является мнение о том, что Кайлас является искусственным сооружением, а не природным образованием. В пользу этой теории говорит не только парадокс разницы возрастов пород горы и долины, но и четкая ориентированность всех холмов и возвышений на север, аналогично пирамидам Мексики и Египта. Ученые также подтвердили наличие массивных пустошей и тоннелей в глубине горы, которые могут оказаться искусственного происхождения.

И напоследок приведем несколько интересных фактов о горе Кайлас в Тибете :

  1. Официальная высота горы – 6638 метров, но тибетские монахи говорят о цифре 6666 метров. Возможно совпадение, но расстояние от подножия горы Кайлас до монумента Стоунхендж – 6666 км, до географического северного полюса – 6666 км, а до южного – 13 332 км (6666*2).
  2. Неподалеку от горы расположено два озера: упомянутый ранее Манасаровар (4560 м) и Ракшас Таль (4515 м). Отделено одно озеро от другого узким перешейком, но разница между озерами огромная: воду из первого можно пить и купаться в ней, что считается святой процедурой и очищает от грехов, а в воду из второго озера входить монахам запрещено, ведь оно считается проклятым. Одно озеро пресное, второе – соленое. На первом всегда затишье, а на втором буйствуют ветра и штормы.
  3. Область вблизи горы Кайлас является аномальной магнитной зоной, влияние которой заметно на механических приборах и отражается на ускоренных обменных процессах организма.

Также предлагаем Вашему вниманию подборку фото горы Кайлас в Тибете — снимки с разных ракурсов и в разное время года.

Когда взберётесь на вершину горы, продолжайте взбираться дальше.
Поговорка тибетских лам.


Тибет... Самое загадочное, самое таинственное, самое удивительное место на планете. Здесь все – самое-самое – самое высокогорное озеро (Нам-Цо), самая высокогорная река (Ярлунг Цангпо), самая высокогорная столица (Лхаса), самое высокогорное святилище в мире и самая гигантская пирамида – мистическая гора Кайлас.

Кайлас не только самая большая пирамида, но еще и самый большой , потому что расположена в огромной чаше, образованной из соседних вершин.

Единственная из всех гор на планете, что имеет форму правильной четырехгранной пирамиды, склоны которой ориентированы по сторонам света. Но вершина ее не острая, а округлая. Покрытая шапкой вечного льда, она сияет как огромный кристалл. Сама же гора "сидит" в центре раскрытого "бутона" восьмилепесткового лотоса, образованного окружающими ее причудливо изогнутыми гладкими скалами фиолетового цвета. "Тело" Кайласа сложено из тринадцати горизонтальных ступенчатых слоев, а они, в свою очередь, делятся на сотни более мелких.

Никто не знает истинной высоты Кайласа. Замеры показывают, что она ежегодно меняется: гора то "подрастает" на несколько десятков метров, то становится ниже. Средняя амплитуда "дыхания" Кайласа – 6666 метров! Считается, что три шестерки – "число зверя", но в библейском Апокалипсисе сказано, что это – и число человека. А в эзотерических учениях три шестерки являются выражением высшего творческого начала Космоса и символизируют силу Божественного Разума. Четыре же шестерки – знак Абсолюта. И это еще не все: расстояние от Кайласа до английского Стоунхенджа – 6666 км; расстояние до Северного полюса – 6666 км; расстояние до южного полюса – два раза по 6666 км.

Высота 6666. Легенды горы Кайлас.

Кайлас – гора-свастика

Каждый из склонов горы называют лицом. Южный от вершины до подножия и аккурат посередине прорезан ровной прямой расщелиной. Слоистые террасы образуют на стенах трещины гигантскую каменную лестницу. На закате игра теней создает на поверхности южной стороны Кайласа изображение знака свастики – солнцеворота. Этот древнейший символ Духовной Силы виден за десятки километров!

Точно такая же свастика находится на вершине горы. Здесь она образована хребтами Кайласа и руслами истоков четырех великих рек Азии, берущих свое начало на ледниковой шапке горы: Инд – с севера, Карнапи (приток Ганга) – с юга, Сатледж – с запада, Брахмапутра – с востока. Эти потоки снабжают водой половину территории всей Азии! Какую информацию несут они всему живому с вершины священной горы? Какую энергетическую силу? А может быть, чье-то послание?..

Необычный вид Кайласа, невероятные явления, происходящие в его окрестностях, сделали таинственную гору главным местом паломничества в Азии и священным Центром четырех религий, объединяющих около миллиарда человек. Тибетские буддисты называют Кайлас Ганг Римпоче ("драгоценный камень") и видят в нем "пуп Мира". Индусы считают его олицетворением мифологической горы Меру – Космологического Центра Вселенной. В древних текстах Кайлас назван "мировой колонной", покрытой золотом и драгоценными камнями, вокруг которой крутится все мироздание. Последователи индийской религии джайнов поклоняются Кайласу как месту, где наступило духовное прозрение их первого пророка – Махавиры, познавшего иллюзорность явного Мира.

Буддизм пришел в Тибет из Индии. Коренной же религией этих мест является бон, которому уже больше девяти тысяч лет. По преданию, основатель бон Тонпа Шенраб спустился с неба на Кайлас и основал Шамг-Шунг – духовный центр древнейшей империи Бонпо, которая когда-то простиралась от Аравийского полуострова до Древнего Китая. В священных текстах бон-религии Кайлас называется Юндрунг Гутсек – "девятиэтажная гора-свастика".

Тайны Кайласа

Гора является священной, именно поэтому доступ на нее для непросвещенных должен быть закрыт. С этим связаны многолетние запреты властей. Ни один исследователь не мог долгое время штурмовать эту гору. Даже попытки договориться с властями заканчивались поражением.

В древних текстах также говорится о том, что никогда обычный человек не сможет подняться на священный Кайлас и узнать тайну связи нашей планеты с Космическим Разумом.

Действительно, после того как китайцы открыли Тибет для посещения иностранцами, на Кайлас состоялось несколько европейских, американских и японских экспедиций, оснащенных самыми современными приборами и оборудованием. Однако все попытки восхождения на эту относительно невысокую, по альпинистским меркам, гору закончились полным крахом: никто не только не смог подняться на Кайлас, но и абсолютно все участники восхождения умерли мучительной смертью сразу после спуска.

Больше того: ни один самолет никогда не пролетал над загадочной горой, и ни одна космическая станция не смогла сделать четких фотоснимков этих мест!

Существует несколько историй, сообщающих об исследователях, старавшихся все-таки прикоснуться к сакральным тайнам. В первую очередь можно назвать Райнхольда Месснере. В 1985 году этот путешественник все-таки смог взять разрешение на подъем к вершине Драгоценной снежной горы, но отказался ее штурмовать, причем в самый последний момент. Это выглядит очень странно, не исключено, что высшие силы повлияли на решение Месснера и он отказался от своей идеи. Еще одна история, связанная с надеждой покорить вершину горы, рассказывает об испанской экспедиции. Исследователи купили разрешение на штурм вершины, причем за довольно-таки крупную сумму. Разбив лагерь у подножья горы, путешественники так и не смогли вступить на саму гору. Протест на восхождение изъявили верующие, Далай-лама, крупные организации всего мира, а также ООН. Таким образом, испанская экспедиция потерпела поражение, так и не исследовав вершину этой горы.

Одной из самых известных во всем мире экспедиций к Горе Свастики считается восхождение нашего соотечественника Юрия Захарова. Его экспедиция была организованна в 2004 году. Профессор Захаров смог преодолеть высоту 6300 метров. Поднимаясь по южному склону горы, экспедиции все-таки пришлось отступить. Позже профессор объяснял свое решение тем, что восхождение с неопытной группой могло бы закончиться плачевно из-за неблагоприятных погодных условий, а также отсутствия необходимого для подъема снаряжение. Естественно, что отсутствие опыта группы также сыграло важную роль в отказе профессора штурмовать гору до конца.

Тайные силы

Но закрадывается подозрение, что без таинственных сил здесь не обошлось. Возможно, просто кто-то не хочет, чтобы святыня была осквернена, поэтому всеми силами пытается не дать людям этого сделать. Может быть, мистическая страна, о которой говорилось выше, находится на вершине? Может центр Кайлас скрывает другие, не менее захватывающие тайны? В любом случае, даже если ответы на все эти вопросы никогда не будут найдены, если вершина так и останется непокоренной, это все равно будет привлекать туристов, верующих в Тибет. Ведь должны же на нашей планете оставаться хоть какие-то тайны. В экспедиции Юрия Захарова снимался документальный фильм, в котором рассказывается об этапах восхождения.

Тем, кому интересны истории об этой горе, о попытках восхождения на нее, о самой успешной экспедиции, которая все равно закончилась поражением, будет интересно и увидеть этот фильм, который оказал большое влияние на мировую науку и рассказал нам об этой экспедиции, показал виды горы, которые не каждый из нас сможет увидеть. Неслучайно же фильм профессора получил Государственную премию. Интересующиеся культурой, историей и жизнью Тибета просто обязаны посмотреть его.

Таинственный Кайлас. Секретные истории.

Кора – круговой обход горы

Поскольку подъем к вершине невозможен также из-за категорического запрета местных властей, паломники совершают ритуальный круговой обход горы – кору. Такое движение (по кругу вращения Солнца) символизирует причастность верующего к круговороту времени и судьбы. Паломники знают: Кайлас является естественной природной мандалой, медитация у которой приводит к измененному состоянию сознания (трансу) и открывает путь в иные миры.

Внешняя сторона этого пути (поиски физической смерти на склонах Кайласа), расчленение тел и "похороны в небо" – склёвывание останков орлами-ягнятниками – для непосвященного выглядят ужасающе. Однако многие приходят сюда в поисках именно такой участи. Внутренняя, запретная кора к "сердцу" Кайласа совершается раз в 60 лет, когда в жизни горы наступает особый период.

Для того чтобы начать совершение ритуального обхода Драгоценной снежной горы, необходимо остановиться в поселке Дарчен. Без посещения этого места не происходит ни одна кора. Сам по себе поселок не отличается от множества других, туристы приезжают сюда, для того чтобы начать кору. Размещение в поселке Дарчен происходит в небольших гестхаусах, которых здесь достаточно. Здесь есть минимальный набор услуг, душ, телефон, рестораны. Популярность Дарчена обусловлена только тем, что именно с этого небольшого поселка и начинается паломничество. Для того чтобы попасть сюда необходимо разрешение.

Зеркала Кайласа

Зато, начав кору, вы не только сможете полюбоваться великолепными видами, прикоснуться к священным таинствам, но и увидеть зеркала Кайласа. Каменные зеркала представляют странную вогнутую конструкцию. Количество зеркал Кайласа – три, это северное, западное и дополнительное.

Эти уникальные каменные конструкции имеют гладкую или вогнутую поверхность. Наибольшая загадка для науки – способность каменных зеркал Кайласа изменять время. "Время" – это энергия, способная концентрироваться и распространяться.

Чем же они так популярны, почему вокруг каменных зеркал существует такой таинственный ореол. Все дело в том, что многие считают, что зеркала умеют искажать время. Существует даже несколько историй об альпинистах, попавших под влияние таинственных зеркал. Пройти можно исключительно особой священной дорогой, те, кто сходит с нее попадают под влияние неведомых сил. Альпинисты сошли с дороги, а умерли после этого от старости, но через год после возвращения. То есть, зеркала повлияли на их возраст, исказили время. Некоторые говорят, что именно в этих местах можно выйти в иные, параллельные миры.

Все каменные зеркала имеют разную форму и разные размеры. Одно из них которое имеет высоту 800м, называют "Каменный дворец счастья". Считают, что оно является местом перехода в другие параллельные миры. Наибольшие "зеркала" – плоские склоны западной и северной сторон главной пирамиды Кайлас. Они имеют чётко вогнутую форму. Высота каждого из них – 1800м. Учёные утверждают, что такие огромные плоскости имеют способность передавать энергию, которая накапливается в самих пирамидах, соединяя её с потоками других энергетических сил Вселенной.

О том, что вогнутые зеркала способны "растягивать" или "ужимать" время, две тысячи лет назад на острове Патмос получил откровение Иоанн Богослов. Но если он услышал и передал нам зашифрованную в притче информацию, а Мулдашев только увидел и описал каменные зеркала Тибета, то академик Козырев сделал зеркало, которое ход времени... меняет.

Он считал время не абстрактным понятием, а конкретной энергией, способной или концентрироваться (тогда время "сжимается"), или распространяться (тогда время "растягивается"). Самым поразительным является тот факт, что люди, побывавшие внутри зеркал Козырева, явно чувствовали головокружение, страх, переносились в свое детство.

Это объясняется тем, что они буквальным образом погружались в энергию, именуемую временем. И под действием этой энергии ощущали изменения в самих себе и в восприятии мира. При этом зеркала Козырева не превышали высоты в два-три метра. А каменные зеркала Кайласа, по свидетельству Мулдашева, размером почти с двухкилометровую гору.

Речь идет, конечно, о самых больших каменных зеркалах. Размещенные определенным образом по отношению друг к другу, они и создают желаемый эффект "машины времени", которая способна переносить посвященного не только в разные временные эпохи, но и в другие миры. Между прочим, и пирамиды Египта когда-то были покрыты сверкающими на солнце изразцами, тоже, по сути, зеркалами. Надо сказать, что в древности почти все сооружения, имеющие пирамидальную форму, были снабжены множеством зеркал. Далекие наши предки знали толк в обращении с этой уникальной энергией, которую мы называем время.

Озеро Маносаровар

Тибет известен не только Драгоценной снежной горой. Не только к этим местам совершаются паломничества. Рядом с горой находится два озера: Маносаровар (с живой и чистой водой) и Ракшас Таль (по-тибетски, Лханаг Цо, «озеро Демона»).

В озере Маносаровар, что расположено на высоте 4560 м. над уровнем моря, пресная вода, можно купаться, пить воду, его считают священным, а также в любую пору года при любой погоде на нем штиль.

Озеро Ракшас соленое, 4515м над уровнем моря. Считается озером мертвой воды, которую нельзя не только пить, но и прикасаться к ней, а также в любую пору года и при любой погоде на этом озере шторм.

Причем эти два озера расположены рядом и разделены тонким перешейком.

Озеро Манасаровар также является сакральным местом. Вокруг этого места также совершаются коры (ритуальные обходы). Озеро Маносаровар имеет большое значение для мировых религий, каждая вкладывает в него свое значение, но важность и священность озера остается непоколебимой во всех религиях, прославляющих его. Вокруг Маносаровара находятся горячие источники. Паломничества совершаются с целью просвещения и избавления от всех грехов. Для достижения этих целей верующие съезжаются к озеру со всех районов нашей планеты, купаются в этом озере или пьют воду из него. По их мнению, священная вода поможет им очиститься. Древнейшие религии упоминают об этом озере. Например, в сознании Брахмы это озеро стало первым объектом, который был сотворен. Поэтому озеро и носит такое название, если части слова перевести с санскрита, то получится «сознание» и «озеро». Буддисты говорят, что именно в этом месте был зачат Будда. Как Вы видите, значение этого места для религий огромно. Поэтому, обязательно нужно посетить это место, прикоснуться к тайнам, познать непознанное.

Итак, гипотез много, но истина не открыта до сих пор. Таким образом, количество тайн, которые скрывает Тибет, невозможно посчитать. Увидеть все это своими глазами, испытать на себе таинственную атмосферу, сакральный смысл всех ритуалов, увидеть Драгоценную снежную гору, увидеть озеро, которое появилось в сознании Брахмы первым – все это должен сделать каждый уважающий себя любитель путешествий. Тибет оказал огромное влияние на мировую культуру, стал отправной точкой для крупных мировых религий, поэтому каждый уважающий себя человек должен хоть раз побывать здесь.


Обновлен 26 авг 2015 . Создан 05 апр 2015

В мире есть множество уникальных мест с необычными свойствами.Одно из таких "мест силы" - гора Кайлас в высокогорной долине Тибета. Сюда на юго-запад Китая приезжают паломники, чтобы совершить ритуальный обход вокруг горы - кору

До сих пор ученые спорят об истории возникновения этой удивительной горы. Кайлас искусственно созданная пирамида или гора естественного происхождения? На сегодня нет достоверных сведений об этом, как и том, сколько лет назад зародился Кайлас и почему он имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на части света. Удивительно и необъяснимо еще и то, что высота горы составляет 6666 м, расстояние от Кайласа до монумента Стоунхендж – 6666 км, и столько же до Северного полюса, а до Южного – 13 332 км (6666*2).

Кайлас – это места, окутанные тысячами тайн и легенд. И до сих пор вершина священной горы никем не была покорена. Кайлас не пускает простых смертных на вершину, где по преданиям обитают боги. Многие пытались вопреки всему взобраться туда. Но никто так и не смог преодолеть невидимую стену, которая, как уверяют горе-путешественники, возникала на их пути, мешая следовать к священной вершине. Кайлас будто отталкивает их, позволяя лишь тем, кто очень верит – совершать ритуальные коры.

С Кайласа берут начало 4 величайшие реки Азии, обладающие мощными энергиями. Считается, что когда человек совершает обход вокруг Кайласа, он входит в соприкосновение с этим могуществом. Кайлас является очень мощным центром силы. Он несет в себе энергию растворения всего старого. Совершающий кору наполняется энергией и жизненной силой, чтобы помогать людям.

Обход вокруг Кайласа – это обычай. Обычай веры, содержащий в себе огромную силу. На Кайласе говорят, что тот, кто проходит кору с верой и чувством единения с богом – обретает здесь особую божественную силу.

Большая кора вокруг Кайласа занимает 2-3 дня. На протяжении всего пути человек проходит сквозь сильнейшие энергетические центры, где ощущаются божественные потоки. Кайлас подобен храму. Все камни на пути обладают определенным зарядом. Паломники верят, что в камнях живут полубоги или высшие души. По древним преданиям многие божественные существа, которые побывали здесь когда-то – превращались в камни. И теперь эти камни обладают особой божественной силой.

Первый день коры – это ожидание, легкость, душевный подъем. На второй день проходит самый высокий и сложный перевал – перевал Смерти. Говорят, что в этот период можно пережить опыт смерти. Например, человек может упасть и войти в транс. Многие рассказывают, что во время такого транса они ощущали свое тело на самой вершине Кайласа.

Перевал Дролма-ла символизирует новое рождение. Люди стараются оставить в этом месте что-то личное. Считается, что так человек очищает свою карму. Это символ оставления прошлого, некой темной, негативной части души. Сбросив на этом перевале все лишнее, идти дальше становится легче и свободнее.

Вокруг Кайласа можно идти либо по внешнему кругу – большому, либо по малому – внутреннему. Во внутренний позволено пройти лишь тем, кто 13 раз обошел внешний. Говорят, если сразу отправится туда, то высокая божественная энергия преградит человеку путь.

На внутренней коре есть прекрасные озера, вода в них священна. На берегу этих озер расположен монастырь. Люди верят, что просветленные до сих пор живут там. И если кому-то посчастливится их встретить – он будет благословлен.

Когда паломник проходит кору, он оборачивается к высшим силам и обращается к ним с молитвой. Кайлас – это символ высшего божества. И внешнее путешествие к Кайласу – это на самом деле внутреннее путешествие к своему божеству.

Существует поверье, что на Кайласе живет бог Шива. Для индуистов Шива – это сила и энергия, способная создавать и уничтожать миры. Они считают, что во вселенной существует три основных силы: созидание, поддержание и разрушение. Сила Шивы – это связь с вселенской энергией.

На пути странника часто появляются преграды, как физические, так и духовные. Кайлас проверяет человека на прочность и указывает на слабости. Преодоление всех трудностей в паломничестве является лучшим способом очиститься и измениться.

Когда паломник уходит с Кайласа, опускается ниже – он понимает, что для счастья не нужно много. У нас есть воздух, которым мы можем дышать, есть еда, крыша над головой – и этого достаточно для счастья внешнего материального, все остальное надо искать внутри.

Миллионы лет люди приезжают сюда и приносят в своем сердце молитву. Озеро Манасаровар, также как и Кайлас, почитается как священное. Справа от него – вершина Гурла Мандхата. По преданиям она была королем в прошлой жизни. Тогда здесь не было воды и король начал молиться. Однажды бог услышал его молитвы и создал из своего ума озеро. Это озеро и есть священное озеро Манасаровар.

Еще одно озеро рядом с Кайласом, называемое Ракшас Тал считается проклятым. Оно отделено от священного озера узким перешейком. Удивительно, но при столь близком расположении эти два водоема имеют огромные различия. В священное озеро можно окунаться, там водится рыба и воду из него можно пить. Вода в этом озере пресная и считается целебной. Озеро Ракшас Тал, напротив, соленое и окунаться в него нельзя. А места, где рядом расположены источник с мертвой и живой водой, издревле считаются местами силы.

Есть у Кайласа и другое священное озеро – Гаурикунд. По преданию оно было создано Шивой для своей жены Парвати. Она много помогала людям, из-за чего ее тело было сильно истощено. Искупавшись в этом озере, Парвати обрела новое тело, и с тех пор больше никому нельзя прикасаться к его священным водам. Ходит много легенд о смерти людей, прикоснувшихся к озеру Гаурикунд.

В окрестностях Кайласа есть 4 пещеры. Одна из них, пещера Миларепы, расположена на юго-востоке от Кайласа рядом со священной тропой. По преданиям великий йог Миларепа положил у входа пещеры две каменные глыбы, на которых установил огромную гранитную плиту. Эту плиту невозможно сдвинуть с места сотням и даже тысячам человек. А Миларепа вытесал ее из гранита и уложил при помощи своей духовной силы. И именно в этом месте он достиг своего просветления.

Существует легенда о том, что Миларепа и боннский жрец Наро Бончунг боролись за власть над Кайласом. Во время первого противостояния сверхъестественных сил на озере Манасаровар, Миларепа растянул свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили борьбу, побежав вокруг Кайласа. Миларепа двигался по часовой стрелке, а Наро Бончунг – против. Встретившись на вершине перевала Долма-ла, они продолжили магическую битву, но снова безрезультатно. Тогда Наро Бончунг предложил в день полнолуния сразу после рассвета взобраться на вершину Кайласа. Кто поднимется первым, тот и одержит победу. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине. Миларепа же спокойно отдыхал внизу. А как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг вершины, получив власть над священной горой.

У Кайласа повсюду висят молитвенные флаги. Это защитные символы. Люди вешают их, чтобы добиться успеха в каких-то благих начинаниях. Эти флаги также называют «Конями ветра». Символом молитвенных флагов является конь, несущий на спине драгоценность. Считается, что он исполняет желания, приносит благополучие и процветание. Флажки делают пяти основных цветов, символизирующих пять элементов человеческого тела. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром и разносят по всему миру зашифрованные послания.

Кайлас – это место духовной силы, которое пробуждает верующих, очищает их умы. Люди стремятся сюда, чтобы произнести молитву, которую каждый несет в своем сердце. Считается, что тот, кто совершит это паломничество – очистится от всех своих грехов и познает тайну мироздания.

Идет набор в первую группу на кору вокруг Кайласа 2019 года по маршруту . Заезд в Лхасу 27 апреля 2019 года. Бюджетный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

Гора Кайлаc (Кайлаш) - Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете, Тибетский Автономный Район, Китай. Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai), располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров), который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш .

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш? - верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash , происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе. Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).

Кайлас в мировых религиях

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил. Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа