Сравнение буддизма и индуизма — двух древнейших религий. Разница между буддизмом и христианством

Однажды на одной из встреч Далай-лама вдруг сказал:

– Я, наверно, самый большой атеист на Земле.

– Вы, глава мирового буддизма, религиозный лидер, – и атеист? – переспросил я. Он ответил:

– Буддизм не предполагает существования на небе какого-то дядьки с бородой, который правит миром и контролирует его. Буддизм верит в творческое саморазвитие и самосовершенствование человека. Если человек становится светлым – и в мире становится светлей. Так вот, самый основной, базовый уровень – это просто человек. А те, кто выступает за приоритет какой-либо религии, игнорируют базовый уровень. Те, кто выступает за приоритет какой-то национальности, совершают то же самое. Надо любить просто человека и идти в своих воззрениях от его взглядов, потребностей, благополучия. Такая философия дает успех в любом деле.

Лама Лопан Цецу Римпоче

Буддизм – самая ранняя по времени появления из трех «мировых» религий. Другие распространенные в мире религии – христианство и ислам – появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, систему целительства – иными словами целостную цивилизацию, основанную на буддийских представлениях.

По всему миру проявляются некоторые аспекты учения Будды, даже если они называются другими словами.

Современная психологическая наука взяла многие аспекты Дхармы – практику щедрости, например.

Или практику объединения (слияния) с тем, кто способен решить сложные вопросы.

Эта практика широко используется в современной гештальт-терапии.

Интересуясь буддизмом, практикуя традиции буддизма можно применять всю эту науку в целом, не ограничиваясь ее отдельными аспектами.

Многих людей буддизм привлекает тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам.

В христианстве или исламе это невозможно.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям.

Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им.

Буддист может одновременно исповедовать даосизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется.

Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и тому подобного.

Краткая Суть Буддизма (Б.Гребенщиков)

Взято с rutube.ru .

В списке мировых религий буддизм занимает одно из главных мест. Да только вот религия ли это?

Ведь обычно, когда говорят »религия», подразумевают веру в некое высшее существо, которому можно помолиться и все исправится. В буддизме этого нет. Сам Будда никогда не призывал во что-либо верить и никогда не говорил о Боге. Более того, он строго-настрого велел своим ученикам не углубляться в вопросы существования и природы Бога. Он говорил, что такие расследования практически бесполезны и только отвлекут их.

«Я учу вас одному и только одному – как освободиться от страдания. – сказал он ученикам. – Знайте, что главное – внутри вас».

Но для начала – немного истории.

Две с половиной тысячи лет тому назад, в шестом веке д.н.э. в маленьком княжестве на севере Индии в царском роде Шакья родился принц Сиддхарта Гаутама или Шакьямуни. Юность его прошла в роскоши дворца. Чтобы чего не вышло, папа с мамой всячески оберегали его от соприкосновения со внешним миром.

Однако юноша подрос, внимательно осмотрелся вокруг и заметил, что жизнь приносит всем живым существам сначала радость, потом страдание, а в итоге все кончается смертью. Он задумался – нельзя ли сделать так, чтобы жизнь не приносила страданий.

Чтобы понять, как этого добиться, он бросил семью, ушел из дворца, и стал странствовать в глуши, прислушиваясь к разным учениям. И так он пространствовал шесть лет. Занялся крайним аскетизмом, едва не уморил себя голодом.

И вот как-то раз он сидел, уже на пороге голодной смерти. Мимо шла девушка с пирожками. Поглядев на истощенного, похожего на скелет Гаутаму, она пожалела его и предложила пирожок. И тут он осознал, что если умрет от голода, то это никак не приблизит его к постижению тайны жизни. Осознал – и съел пирожок.

Так родилась буддистская концепция «Среднего Пути» – то есть, что не нужно впадать в крайности. С точки зрения буддизма одинаково вредно и потакать капризам тела, и умерщвлять плоть.

Но это все-таки не было ответом на его вопрос. В конечном итоге, Гаутама сел медитировать под дерево, твердо вознамерившись не вставать, пока не постигнет сути всего сущего. Он просидел, отрешившись от всего, двое суток, и к утру третьего дня истина открылась ему. Он проснулся от «сна невежества» и стал «пробужденным», то есть – Буддой.

Увидев его в таком состоянии, знакомые подвижники тоже захотели узнать – что же такое ему открылось. Дальше – больше. Начали собираться ученики. То, чему он их учил, и называется «буддизм».

В первоначальном буддизме нет никакой мистики. Есть логика и понимание того, как работает человеческое сознание. Гаутама учил только тому, что испробовал на себе сам.

Вслед Будде, буддисты полагают, что потенциально абсолютная истина (то, что мы называем Богом) есть в каждом живом существе, что она и есть основание нашего сознания. Они называют эту истину »природой Будды» и говорят, что любой человек, очистивший свое сознание, тоже становится Буддой.

Вот и все. Это немного напоминает слова апостола Павла о том, что в каждом из нас есть «внутренний Христос».

Еще Шакьямуни сформулировал 4 истины:

а) Жизнь полна страданий.

Причиной страданий является привязанность к приятному и нежелание неприятного.

с) Возможна жизнь без страданий.

d) Есть путь, идя по которому можно избавиться от страданий.

Всю оставшуюся жизнь Шакьямуни учил, как идти по этому пути. Спокойно дожил до восьмидесяти лет, а потом умер, сказав напоследок ученикам, что им больше не нужен учитель, теперь они сами все знают и должны сами работать над собой.

Его последними словами были: »Все вещи непостоянны по своей природе. Работайте над своим спасением».

Все вещи непостоянны по своей природе. В этих словах – главная истина буддизма, настолько простая, что все ее упускают из вида. Нам что-то нравится, мы цепляемся за это и хотим, чтобы так происходило всегда. »Я так хочу, чтобы лето не кончалось...». Но если лето не кончится, не будет больше ни осени, ни зимы, ни весны, ни нового лета, природа перестанет обновляться и начнется застой, гниение и смерть.

Когда что-то пришло – радуйтесь этому, а когда придет время уходить – отпустите, чтобы пришло что-то новое. Но мы все время цепляемся за старое, и в этом причина всех наших страданий. Поняв это, понимаешь учение Будды.

Чтобы легко и непринужденно разговаривать с буддистом, полезно знать три ключевых слова. Перерождение, карма и дхарма. Расшифруем эти неясные термины.

Перерождение значит, что (по мнению буддиста) все мы, умирая, никуда не пропадаем, а снова перерождаемся; находимся в колесе непрерывных рождений и смертей. А поскольку задумываться о происходящем в нашей жизни мы не очень склонны, то с этой карусели мы сами сойти никак не можем. Что же заставляет нас вновь рождаться и вновь умирать без всякого толка?

Карма – то есть, говоря по нашему – закон сохранения энергии, основание всей науки. Из ничего ничего не появляется и ничто никуда бесследно не исчезает – этому нас учили в школе. Индийские философы резонно выводят, что ни одно наше действие также не остается без последствий. Сделав что-то плохое, мы не можем избежать расплаты; сделав же хорошее, получаем награду.

Другое дело, что находясь в этом мире, мы, как правило, не видим ни причин, ни следствий наших поступков. И не понимаем, что происходит в нашей жизни – откуда валятся беды, и почему случаются удачи. На что философия буддизма отвечает нам: эти беды и удачи являются следствиями наших собственных поступков, и отвертеться от этого никто не может. А поскольку не все долги удается погасить в течении одной жизни, то мы умираем и рождаемся вновь в соответствии с тем, как мы себя вели в прошлых жизнях.

Все это, вместе взятое, и называется Дхарма. Дхарма – это закон, по которому устроен и развивается мир; а также это – учение об этом законе и правила, согласно которым нужно себя вести.

Но – постойте! – спросите вы. Зачем освобождаться? Зачем отказываться от дальнейших жизней в этом замечательном мире, пусть они и приносят страдания?

Элементарно. Никто и не отказывается. Просто пока мы находимся в плену наших мыслей, страстей, заблуждений и иллюзий, мы живем, умираем и рождаемся вновь, не вынеся никаких уроков из прошлой жизни. Мы, как на карусели, все время движемся по одному и тому же кругу, испытывая боль и разочарование. Потом умираем, не сделав никакого вывода. Проходим тяжелые испытания после смерти, потом автоматически рождаемся вновь (хорошо еще, если человеком), ничего не помня, и вся карусель начинается по-новой. Бессмысленно, унизительно и больно.

Хорошо. А что же ждет человека, набравшегося ума, освободившего свое сознание от ядов невежества, жадности и гнева?

Тоже очень просто. Вот человек освободился, он расплатился со своими кармическими долгами, он не обязан больше рождаться здесь. Он умирает и попадает в чистые земли (по нашему – в рай). Живет он там, живет – и рано или поздно понимает, что на сердце у него неспокойно.

Он-то освободился и пребывает в блаженстве, а все люди, которых он любил в предыдущих жизнях, продолжают страдать, не зная – как сойти с карусели. От этого ему не по себе. И тогда он сам, сознательно принимает решение родиться на земле вновь и помочь всем, кому он сможет помочь. Такой человек называется «бодхисаттва». Он добровольно отказывается от собственного блаженства, пока не освободит всех существ от страданий, вызванных их собственным невежеством. Согласитесь, что в этом что-то есть.

Есть люди, по незнанию приписывающие буддистам полное равнодушие к миру – дескать, им нужна некая нирвана, прекращение бытия – и все.

Увы! Невежественные люди всегда наезжают на то, о чем не имеют ни малейшего понятия. Не зря Христос говорил: »Прости им, ибо не ведают – что творят».

Сострадание – это центральное понятие буддизма. Если другим плохо, тебе не может быть хорошо. А в итоге – доброе отношение к людям приводит к накоплению позитивной энергии; рано или поздно количество накопленной позитивной энергии переходит в качество. Человек начинает видеть безрезультатный круговорот жизни и хочет перестать зависеть от суеты. Он начинает медитировать, ум его очищается и тогда жизнь приводит его к учителю, который показывает ему его истинное сознание. А уж узнав свое истинное сознание, человек постепенно приходит к полному освобождению.

После того как Будда Шакьямуни покинул этот мир, ученики продолжали нести его учение. Как оно и положено, они быстро разошлись во взглядах на то, чему же именно учил Гаутама и в итоге образовалось несколько ветвей буддизма.

Есть «Малая Колесница» или «Хинаяна» – это те, кто ни, на что не обращая внимания, работают над очищением своего сознания.

Есть »«Большая Колесница» (Махаяна) – это те, кто хотят помочь всем живым существам, и таким образом постепенно движутся к просветлению.

И есть «Алмазная Колесница» (Ваджраяна) – это те, кто – не забывая о других – стремятся достигнуть просветления в течении этой жизни, используя все подручные методы.

Но, как говорится – кто видит во всем разное, идет от смерти к смерти; а кто видит во всем общее, освобождается. Так что же общего во всех направлениях буддизма?

Главное в буддизме – это то, что суть бытия (то, что мы называем Богом или абсолютной истиной) находится внутри нас, и мы не воспринимаем эту суть только потому, что наше сознание загрязнено ядами.

Вывод напрашивается – очистим сознание и воспримем Суть. Правда, эта работа требует большого труда и массы времени. Но, с другой стороны – есть ли в жизни что-нибудь, на что это время можно потратить с большим толком?

Что же еще есть такого симпатичного в буддизме?

А очень много чего. Я, например, не могу без симпатии воспринимать учение, говорящее, что непочтительно относиться к другим религиям – просто грех. В буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру. Вот теперешний Далай-Лама, который официально считается главой буддистов всего мира, на вопрос кого-то из русских – как бы нам поскорее перевести всех в буддизм, сказал: «А зачем? У вас есть своя замечательная вера, и я считаю, что вам совсем не нужно другой религии». Такой ответ не может не вызвать моего искреннего уважения.

Еще один симпатичный факт – буддисты никогда не вели религиозных войн. Зачем? Если кто-то воспринимает истину не так, как ты, то это – его дело. Воевать здесь не из-за чего. Правоту силой не докажешь. Когда человек будет готов, он сам начнет задавать вопросы.

И, наконец – Далай-Лама сказал однажды: «Если какое-то из положений буддизма разойдется с данными науки, то я, как глава всех буддистов, официально готов привести буддизм в соответствие с результатами научных исследований».

Да в том-то и дело, что современная физика, чем дальше, тем больше приходит к полному согласию со всеми буддийскими постулатами. Да – говорит физика, – на самом деле все в мире взаимосвязано; да, на самом деле ничто никуда бесследно не девается; да, на самом деле результат эксперимента зависит от точки зрения наблюдателя. Так что буддизм не спорит ни с наукой, ни с другими религиями.

Буддизм просто существует для тех, кто готов его воспринять.

Так какие же средства используют буддисты, чтобы добиться очищения сознания и достижения просветления?

Самые простые – добродетельную жизнь, непричинение вреда другим существам, медитацию и чтение мантр.

Что же такое – мантра? Мантра – это набор определенных слогов, которые считаются священными, то есть имеющие особую энергетику. Читать мантры нужно особым образом: для этого нужно получить специальное посвящение. Мантры используются во всех восточных религиях; даже в христианстве есть что-то похожее под названием »умная молитва».

Далее – медитация. Она известна в христианской традиции под названием »созерцание» – то есть успокоение тела и мыслей для того, чтобы без слов почувствовать истину в себе. Именно это у Кастанеды называется »остановкой мира». Об этом я уже как-то рассказывал.

Ну а добродетельная жизнь и непричинение вреда знакомы нам по десяти заповедям – да и в каждой религии есть почти буквально то же самое.

Вот и получается, что все религии – на разных языках – говорят об одном и том же, и даже используют почти одинаковые методы для достижения желаемого. Все правильно – ведь все люди похожи друг на друга, все хотят примерно одного и того же, а Бог – один. Просто все обращаются к нему на разных языках.

Религия (от лат. religare – быть соединенным с чем-то; воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи) – система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всебытием, высшим всесосуществованием, имеющим системность и организованность.

И вот в этом смысле буддизм – религия. Ведь все мы так или иначе ощущаем связь с миром и все чувствуем, что есть и организованность, и смысл. Чувствуем бессознательно – ощутить это сознательно нам редко удается.

Нам мешает то, что в голове у нас все время крутятся мысли – как сделать это, как добиться того, кто что о нас подумал, как мы выглядим... На сердце кипят страсти. А если эти мысли и страсти вдруг на секунду прекращаются, тучи расходятся – и мы видим, как прекрасен и совершенен мир.

Ведь даже самые заядлые атеисты в душе признают, что »есть что-то такое» – обычно нас просто не устраивает форма, в которую это »это» облекает официальная церковь. А бедная церковь совсем не виновата – ее обряды сформированы веками, и не ее вина, что мы живем сегодня на совсем другой скорости, и не даем себе труда остановиться и прислушаться.

Как это сделать – этому и учит буддизм. А разница между религиями – если внимательно присмотреться – не так уж велика.

Махатма Ганди попросту говорил: «У Бога нет религии». Богу все равно – как мы Его называем; Он терпеливо ждет, когда мы перестанем драться из-за придуманных нами же названий и воспримем великую истину, которая выше всех слов».

Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии (территория современного Непала и северо-восточной Индии). Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни, Будда переводится буквально как "пробудившийся". Просветления Гаутама достиг в возрасте 35 лет.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За многие века буддизм широко распространился в Азии и стал одной из главных религий этого региона. Последователи буддизма широко распространены во всем мире, трудно говорить о конкретном числе сторонников этой религии, так как много азиаты исповедают больше, чем одну религию, а также трудно предположить сколько верующих в коммунистическом Китае. Чаще всего называют цифру 350 млн, что дает основание называть Буддизм четвертой религией мира.

В чем отличие буддизма от других мировых религий?

Буддизм настолько отличен от других религий, что некоторые люди задаются вопросом, является вообще ли буддизм религией. В большинстве религий, к примеру, Бог или боги являются центральным понятием. Но буддизм не выдвигает понятия Бога. Будда говорил о том, что понятие вера в богов не нужна для ищущих просветления.

Его доктрины не являются догмами или предметом веры, их не нужно принимать вслепую, заглушая голоса разума, критицизма, здравого смысла и собственного опыта. На самом деле всё обстоит прямо противоположным образом: основная цель этих доктрин заключается в том, чтобы помочь человеку самостоятельно заглянуть непосредственно в глубину истинного положения вещей. По этой причине предлагается опробовать все эти доктрины в своей повседневной жизни.

Таким образом в отличии от большинства религий, которые основаны на вере, буддизм в первую очередь обращается к практике. Основная идея буддизма заложена в учении о Восьмеричном Пути.

Основны учения

Философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения»)

К базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины:

  • Истина о страдании (духа)
  • Истина о причине страдания (самудая)
  • Истина о прекращении страдания (нирвана)
  • Истина о пути, ведущем к прекращению страдания (магга)

Таким образом, первый этап предполагает принятие Четырех Благородных Истин, второй этап - решимость идти указанным Буддой путем. Данные этапы являются подготовительными, необходимыми для успешной реализации третьего этапа - духовного самосовершенствования. От первого этапа к последнему человек сначала уменьшает количество ошибок, а затем направляет внимание внутрь себя.

Около 2 тыс. лет назад буддизм разделился на две основные школы: Махаяна и Тхеравада. Веками Тхеравада была доминирующей школой буддизма на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе. Махаяна является основным направлением в Китае, Японии, Тайване, Тибете, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Последнее время все больше сторонников Махаяны появляется в Индии. Махаяна в свою очередь делится на под школы, такие как Дзен и Буддизм Чистой Земли.

Самое первое различие, которое обращает на себя внимание, это понятие бодхисаттвы. Если в школах махаяны бодхисаттва это пробужденный человек, давший обед привести все живые существа к пробуждению и сознательно не уходящий в окончательную нирвану, то в тхераваде бодхисаттва - это человек, практикующий Дхарму, но еще не достигший просветления, никаких обетов по спасению живых существ не дает.

Второе, это статус архатов. В махаяне нирвана архатов считается не полной по сравнению с буддами, в тхераваде же нирвана архатов и будд совершено одинакова.

В связи с этим, в махаяне целью практики считается достижение состояния бодхисаттвы, а в тхераваде - архата.

Заблуждения о буддизме

Существует два основных заблуждения большинства людей: буддисты верят в реинкарнацию, и все буддисты вегетарианцы. На самом деле эти заключения не являются правдой. Буддистское учение о перерождение полностью отличается от того, что большинство привыкли вкладывать в понятие "реинкарнация". Что касается вегетарианства, то оно одобряется, но во многих школах нет строгих указаний по поводу питания, это выбор каждого.

Буддизм в Китае

Буддизм является древнейшей религией в Китае. Буддизм был объединён даосизмом и народной религией. Сегодняшние буддисты можно и считать даосами. В древнем индуистском буддизме поощряли достигнуть просветления с помощью медитацию. Но что такое медитацию и как достигнуть просветления пока поняться по-разному.

Когда древний буддийский канон был переведён на китайский язык, большое количество даосских терминологий было употреблено. В отличие от ислама и христианства на Среднем Востоке и в Европе, которые имеют свои устойчивые каноны и чёткое объяснение истории канонов, китайцы понимают и объясняют буддийский канон по-своему.

На Среднем Востоке и в Европе, обряды,обычаи и толкования Священного Писания хорошо объясняются. Хотя даосская концепция повлияет на отдельные убеждения китайских христиан и мусульман, но китайский буддизм редко извлекли концепцию из христианства и мусульманства. Буддизм имеет длинную историю в Китае, и разные местные направления буддизма приняли буддисты.

Современный буддизм в Китае

Махаяна является главной формой буддизма в Китае.Она развивалась в Кушанской империи, что китайцы назвали юэчжи.После этого разные школы буддизма начали развиваться в Китае и так же использовались популярностью в других странах, например, в Японии.Хотя тогда не было никаких религиозных опросов, но были сотни миллионов людей верили в то,что буддизм и даосизм объединялись в Китае.Одно из отличий китайского буддизма от первоначального учения буддизма состояло в том,что в китайском буддизме будда не только учитель, который учил что делать, но и бог, кому люди молятся о помощи и спасении.Буддисты часто молиться и буддам, так и даосским богам.Они также часто отдают дань уважния своим предкам, например, они жгут бумагу, которые их предки принимают как денеги.Словом, люди,которые считаюся буддистами, имеют даосские убеждения.

Говорят,что будда достиг просветления после поста. Было сказано, что будда очень худой и изможденный. В некоторых странах, будда была изображена как очень худой человек и часто размышляла под деревом. По учению Махаяны в Центральной Азии и резьбы будды вдоль Шелкового пути,пояляющаяся до конца династии Тан, будда изображена как сильный и здоровый бог, как бог греческий. В современном Китае, "Смеющаяся будда" чаще всего увидеть. Он изображен как полный и радостный бог. Основное отношение к жизни в современном Китае, как говорится, это "быть счастливым". Поэтому «Смеющаяся будда» показала это отношение и стала самым популярным изображением будды в истории Китая.

История

Буддизм появился как индуистская религия в Индии. Подробная информация о жизни Будды и оригинальных учениях, представленных в буддийских писании в первом веке до нашей эры имеет важное значение для понимания того, как китайский буддизм развивался. Будда Guatama был основателем религии. Он жил между 600 и 400 до нашей эры. Будда и его последователи оставили ни одного пмсания, но его правила для монашеской жизни и учения были устно запомнены и переданы приблизительно до второго века до н.э., когда первые буддийские писания были написаны. Устная традиция была повреждена. После этого, первые священные писания были привезены в Китай.

Говорят, что Будда Guatama был князьем маленького королевства, которое находится в современном Непале. Может быть, он не был индоевропейца. Было много легенд, например, говорят,что был мудрый человек, который предсказал, что Guatama будет либо великим святым человеком, либо великим царем. Его отец хотел, чтобы он стали великим царем и отказался от всех религий, смерти, а так же катастроф. Таким образом, когда вырос, он был стрясён, увидев старика и труп. Затем, он решил заниматься проблемами страдания и смерти.

Когда ему было 29 лет, он стал известным учителем в Индии. Он знал много о индуизме, но всё равно он не был доволен. Затем он попытался узнать правду через голодовку и абстиненцию. Он чуть не уморил себя голодом и чуть не утонул. Потом он начал кушать, медитировать и избегатьбаловства или абстиненции. Но он был худым почти как скелет. Он настаивал сидеть под деревом, пока он не узнал правды и стал просветленным.И наконец-то он успел когда ему было 35.

Затем он начал преподавать. Он считал, что каждый мог быть просветленным. Он противоречит индуистской вере, что только люди из высшей касты могли быть святыми. Потому что эта мысль угрожает иерархическому обществу. Говорят, что многие учеников стали «архатов», и он учил всех не независит от их касты. Некоторые индусы считали, что религия была ложной, и его враги пытались убить его. Его идея была бы уничтожила иерархическое общество. Он умер в преклонном возрасте, и его тело было кремировано.

Доктрины Первого века до н.э.

В первом писании буддизма, в котором описали второй век до нашей эры, говорится, что Будда учила "Четыре благородные истины:" Страдание является частью существования; источник страдания является жаждой чувственности; приобретение идентичности и уничтожения; страдание---это непостоянное; и совершение Благородной Восьмеричной Пути является средством для достижения этой цели.Благородный Восьмеричный Путь предствляет собой: правильное понимание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное сосредоточение. Он подчеркнул, этики и понимания. Он заявил, что нет никакого посредника между человеком и божеством.

Ранний китайский буддизм

Буддийские учители, возможно, прибыли в Кмтае в третьем веке до нашей эры. потому что доказательства свидетельствуют,что император Цинь приказал уничтожить религию в около 213 г. до н.э. Это было во время императора Хань, когда первое буддиское писание привезли в Китай. После этого, как император потерял его власти, там были много отдельных царств и других империй, которые имели свои собственные религии и разные степени контакта с буддистами в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Различные виды буддизма развивались в этих странах, и их учения были изменены по-китайски, так что китайский буддизм существует всегда с различными сектами. Иногда религии и буддисты были поддержаны правителей в течение последних 2000 лет, а иногда не только храмы и священные писания были уничтожены но и буддисты были убиты. Это для того,чтобы люди не верили в буддизм.

Существовали два естественных наземных маршрутов в Китай из буддийских регионов в империи Хань (206 до н.э. - 220 г. н.э.). Одним из них был через Синьцзян и называется Шёлковый путь, и другой через Юньнань и называется путь Чайма.

Шёлковый путь буддизма

В 177 г. до н.э., Кавказская группа юэчжи, которая жила в Синьцзяне, была выгнанна в Индию хунну. Потом группа юэчжи завоевала эллинистическое царство, которое было самым сильным в Южной Азии после греческого завоевания. КультураИндийско-греко-юэчжи развивалась. в году 130 до н.э. правители династии Хань хотели торговать и заключить союз с юэчжи, и они отправили Чжан Цянь к юэчжи (тохары). Торговля и путешествия начали, и юэчжи становилось буддистами. В 2 г. до н.э., некоторые юэчжи учили буддизму, когда они прибыли В столице Хан.

Говорят, что в 68 г. н.э. во сне императора Хань появилась золотая фигура, и Цай Ин был направлен в Среднюю Азию, чтобы узнать о Будде. Он привез буддийские писания и два буддийских монахов. В это время в буддизме юэчжи Будда стала одним из пантеона среди много божеств, и буддизм Махаяны начал на этом пути. У них была большая империя и отбили часть Синьцзяна. В отличие от раннего буддизма, Будды были представлены в виде больших человеческих статуей как греческие боги. Они вырезали статуи Будды по всей Центральной Азии и в Синьцзяне Китая. Миссионеры юэчжи принесли буддизм Махаяны в Китай. Это очень отличается от Тхеравады, или тибетского буддизма. Писания Lokaksema и Dharmaraksa были переведены буддистами в Китае.

Буддизм стал популярным, и люди построили буддийские храмы, как гроты Bingling и пещеры Могао. Грот Bingling находится в городе Ланьчжоу провинции Ганьсу имеет большой комплекс буддийских храмов со множеством скульптур и фресок. Этот грот начали гравировать примерно с 420 года до династии Мин. Самые ранние статуи имеют типичные индийские жесты и позы. Гроты Bezeklik,которые находятся около Turpan, показывают кавказские, индийские буддисты и монголоидной вместе. В Центральной Азии продолжали распространять буддийское учение во время династии Тан (618-907), и это стало очень популярным и мощным. Ближе к концу империи Тан в 845, даосские правители династии Тан противоречили буддистов и уничтожили тысячи монастырей и десятки тысяч храмов.

Путь Чайма буддизма

Другой большой наземный маршрут называется Чайма, который связал восток Китая с Тибетом и Юго-Восточной Азией. В династии Тан существовал мощный император ---Nanzhao (738-902) в провинции Юньнань.Их столица находилась около Дали.Правители Nanzhao были также под влиянием религиозных учений иностранцы, которые путешествовали там.Они были буддистами и построили много буддийских храмов вокруг Дали и на горах Shibaoshan. Эти храмы стали центрами буддийского учения. В то время, когда династия Тан выступила против буддизма, королевство Nanzhaoи в Дали поддержало буддизм.Они сохранили буддизм и помогли ему распространиться.Три очень больших иизвестных буддийских пагод называют «Три пагоды» до сих пор остаютсяот свои правили

Основные школы

В связи с большим количеством иностранных монахов, которые пришли преподавать буддизм в Китае с различными текстами, разнообразные новые и независимые традиции появились. Среди этих наиболее влиятельная из них была практика Чистой Земли из буддизма, которую учит Hui Yuan. Она сосредоточилась на Будды Амитабхи. Люди в этой традиции молились Будде Амитабхи для спасения. Другой важной ранней традицией была Tiantai школа, которая была основана Zhiyi. Его основанное учение основалось на примате Лотосовой Сутры. Оба эти виды буддизма распространилась в других странах.

Во времена династии Мин (1368-1644), чань-буддизм был выдающимся типом буддизма. Говорят, что секта Чань становилась популярной, когда индийский монах Бодхидхарма пришел в Китай. Говорят, что император предпочитал его учение, и император построил для него храм. В настоящее время монастырь называется Шаолинь в провинции Хэнань. Он был построен в году 497. Подобно как даосизм, буддисты Чань не доверяли написано, но доверяли медитации и бездействию.

Другой индеец, который теперь зовут Тамо китайцами приехал в Китай в году 526 . Согласно информации, в Индии он упорно тренировался в практике Махаяны, которая требовала жесткие упражнения и боевое искусство, а также исследования и медитации. Когда он прибыл в Монастыри Шаолинь, он критиковал монахов за то, что они слабые и жили без боевого искусства. Говорят,что он ходил в пещеру, а затем он был принят другими монахами, и они начали обучить конгфу.

Храм Шаолинь был главным храмом буддизма Шаолинь в Китае. Эта секта буддизма сосредоточилась на боевой искусстве и медитации Чань. В Японии, Чан называется Цзeн. Медитация Цзен практикуется многими японцами.Они также занимаются боевым искусством как в других странах Восточной Азии. Считается, что преподаватели играют важную роль в храмах в Японии и Кореи, где монахи занимаются буддизмом и боевым искусством. Но у преподавателей не было столь же большого влияния в Китае, где были многие другие религии и философии, а так же стили боевого искусства.

Династия Цин и сегодняшний будизм

Религия в династии Цин был тибетским буддизмом. Они также препочитали конфуцианство. Во время Культурной революции в 1960 году, в попытке уничтожить все религии, правительства и многие люди напали буддийские храмы по всей стране и даже сокрушили очень древние храмы. В последние два десятилетия, буддизм стал популярным ещё раз.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Наш сегодняшний разговор о том, чем отличаются и чем похожи буддизм и индуизм.

Оба учения возникли на просторах Индийского субконтинента, т.е. можно сказать, что «генетически» они имеют общее происхождение. Проводя сравнение буддизма и индуизма, следует заметить, что несмотря на существующие принципиальные различия, за многовековую историю между сторонниками и приверженцами обоих философских течений не было ни одного столкновения на межрелигиозной почве.

Оба учения мирно сосуществуют и в настоящее время, гармонично переплетаясь с такими направлениями, как йога, джайнизм, сикхизм, христианство и ислам.

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Основы учения

Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

  1. Страдание существует.
  2. Причина его – жажда или желание.
  3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
  4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

Основными доктринами буддизма считаются:

  • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
  • Учение анатмавады – теория отрицания души.
  • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
  • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.

Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.

Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.

Коротко об индуизме

Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э., что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации. Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:

  • Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
  • Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
  • Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.

Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.


Отличия и сходство двух религиозных учений

Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:

Признак Буддизм Индуизм
Суть учения Учение о пути по достижению Просветления, имеет четко выстроенную философию. Основатель - Будда. Не отрицает и не утверждает присутствие некого божественного начала. Основная цель – созерцание духа внутри самого себя. Проповедует некий срединный путь, без крайностей – аскезы и удовольствий. Только познав себя, можно достичь Просветления и высшего состояния – Нирваны. Представляет совокупность различных религиозных течений, основанных на Ведах. Основателя нет. Весь мир – Сансара, представляющая цепь кармических перерождений. Основная цель – выйти за ее пределы и достичь Абсолюта. Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений.
Отношение к социальному статусу Проповедует равенство всех социальных слоев общества. Четко выражена кастовая разница: к достижению Сансары гораздо ближе находятся проповедующие индуизм из высших кастовых слоев.
Национальная принадлежность Возник на Индийском субконтиненте, но не имеет национальной принадлежности. Буддистом можно стать просто, приняв философское учение, вне зависимости от предыдущей принадлежности к какой-либо конфессии либо одновременно придерживаться иных религиозных воззрений. Имеет отношение к жителям Индийского субконтинента. Нельзя стать индуистом без принадлежности к определенным национальным, культурным традициям.
Отношение к Богу, как высшему Творцу Отсутствует понятие Бога, как единого Творца всего существующего. Признает неких божественных существ – дэвов (демонов), но считает их равными любым другим живым существам, подчиняющимся кармическим законам и Сансаре. Признает Бога, как вселенского Творца, имеющего различные проявления.
Отношение к насилию (Ахимса – ненасилие в буддизме, Химса – жертвоприношение в индуизме) Пропагандирует ненасилие и уважительное отношение к любым проявлениям жизни. Утверждает, что поклонения Богам и ритуальные жертвоприношения несут благо тому, кто его совершает.
Взгляды на устройство мира Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания нет. Миров бесконечное множество. В буддизме нет понятия аналогичного понятию церкви, храма. Отсутствует понятие души, наказания за грехи. Нет четкого разделения понятий праведности и греховности. Миром руководит Создатель. Важной задачей является осознание своего единства с Богом. Пропагандируется поклонение храму, божествам. В более ранних учениях существуют понятия ада и рая. Существуют раздельные понятия праведного и грешного.

Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.

Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.

Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.

Заключение

Буддизм – не только особенное религиозное направление, это и отдельный вид жизненной философии. Если вам понравилась статья, поделитесь информацией о ней в Ваших социальных сетях. Возможно, она поможет кому-то из близких вам людей, находящихся в поисках сути и смысла жизни.

Согласно Западным религиям:

Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше.

Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все остальные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог - не только любящий, но и гневный.

Доказательство Божьей любви и обещание человеку - в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании.

Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии - не в опыте, но в вере и добродетельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован.

Только один путь ведет к Богу, остальные ложны и тщетны. Все должны обратиться в одну истинную религию. Если этого не сделать, то душа, отягощенная грехом, будет проклята в Судный День.

Бедственное положение человека - результат непослушания воле Божьей, неверия и неприятия Его закона.

В Судный День физическое тело каждой души, которая когда-либо жила, будет воскрешено, и Бог отправит чистые души в рай, а грешников - в ад, где тело будет гореть, не сгорая, а душа будет претерпевать муку осознания того, что она уже никогда не будет с Богом.

В мире есть подлинное зло, живая сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в Сатане и его демонах и частично - в человеке, как одна из его склонностей.

Если вы подчиняетесь требованиям Бога о нравственной и этической жизни и верите в Него и Его пророка - например, в Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Зороастра - спасение обеспечено.

Религия - явление историческое, она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а также награда или наказание в будущем. История имеет линейный характер и никогда не повторяется.

Религиозные догмы Запада обычно просты, ясны и рациональны. Поклонение и вера формализованы и многого требуют от человека. Другие пути терпят, но не почитают. Запад - это эксклюзивность и догматизм.

Спасение придет в конце мира, в конце времен и не имеет ничего общего с просветлением. Строгий дуализм (двайта). Исключение представляют мистические секты, составляющие меньшинство.

Путь к святости лежит через самопожертвование, подчинение Богу и заботу о благе других. Особо ценны хороший труд, общественная деятельность и изучение писаний. Йоге или аскетизму придается гораздо меньшее значение.

Богослужение - деятельность конгрегациональная, с простыми ритуалами и сосредоточенная вокруг церкви, синагоги или мечети, в основном один день в неделю.

Согласно Восточным религиям:

Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира - они едины.

Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответствии с их пониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание.

Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказательствами являются просветленные гуру, богореализованные люди, которые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они приносили нам в каждую эпоху.

Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога - это основное содержание религии. Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Восток ориентирован индивидуально и интроспективен.

Человек свободен выбирать для себя форму поклонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему.

Бедственное положение человека свидетельствует лишь о незрелости его души. Он постоянно находится на пути прогресса, который ведет его от невежества к знанию, от смерти - к бессмертию.

Бог есть Любовь, Он неразделимо един с душой и ведет ее посредством карм к осуществлению дхармы и в конце концов к мокше, освобождению. Ад - это низшая астральная сфера, а не физическое место; для души он не вечен. Ад существует как период интенсивного кармического страдания, как состояние ума - при жизни или между жизнями.

Нет никакого существенного, онтологического зла. Все есть добро. Все есть Бог. Никакая сила в мире или в человеке не противостоит Богу, хотя экранирующий инстинктивно-интеллектуальный ум не дает нам познать его.

Добродетельное поведение и праведная вера - это краеугольные камни религиозной жизни, первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом. Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры.

Религия - явление космическое, вечное, трансцендентное по отношению к циклической человеческой истории. Особенно важно в религии обнаружение присутствия Бога здесь и сейчас.

Религиозные догмы Востока обычно тонки, сложны и даже парадоксальны. Доминирует свобода поклоняться и верить разнообразными способами. Другие пути принимаются как воля Бога в действии. Восток - это универсализм и терпимость.

Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими).

Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.

Богослужение - деятельность индивидуальная, высоко ритуализированная и медитативная, сосредоточена вокруг святого храма и домашнего алтаря все дни недели.