Сколько стоит лицензия туроператора. Как открыть туристическое агентство с нуля: бизнес-план, документы

Условием ее выдачи будет неукоснительное соблюдение лицензионных требований, а также обеспечение условий, указанных в законодательных актах.Лицензирование предпринимательства в РФ осуществляется в соответствии с целым рядом законов о лицензировании отдельных видов деятельности, последний из которых был принят в 2011 г. Кроме того существует несколько подзаконных актов, например, постановлений Правительства РФ и специальных положений, раскрывающих суть законов.Виды деятельности, которые не содержатся в правовых документах РФ, в лицензии не нуждаются.

Туристическое агентство как бизнес. открываем своё турагентство

Главный закон, в соответствии с которым осуществляется лицензирование в туризме, ФЗ №128, принятый в 2001 г.
Также к этой базе присоединяется ФЗ № 132 «Основы тур.


деятельности в

РФ». В рамках действующего закона предусмотрена очередность выдачи этой бумаги, а также основные условия, регулирующие эту работу.


Помимо этого, процесс находится под компетентным регулированием Положения «Лицензирование деятельности» под №95, принятого 11.02.2002 г.


Внимание

Данный нормативный акт способствует предопределению базовых требований и условий, которые должны быть выполнены в целях получения этой бумаги.


Сведения об операторах, агентах, получивших право на лицензирование деятельности, подлежат регистрационной процедуре в рамках официального реестра.
Важно! Агентская деятельность отличается от операторского направления в том, что в первом случае производится предоставление информации.

Работа и туризм, страхование ответственности и лицензирование туроператора

Важно

Страхование деятельности и ответственности туроператора Страхование деятельности туроператора - обязательная процедура Совершение туристических поездок в большинстве случаев связано с наличием имущественных рисков – аварийная ситуация при полете, кража багажа в аэропорту, воровство имущества в отеле, заражение опасным заболеванием в экзотической стране.


В связи с этим важную роль играет не только лицензия туроператора, но и страхование его деятельности, ответственности.

Оно представляет собой обязательную процедуру, которая заменила лицензирование.

Операция включает в себя не только гарантирование оказания услуг, но и финансовое обеспечение страхователя в ряде случаев. Так, к основной задаче страховщика относится обязательное покрытие ущерба, нанесенного путешественнику во время туристической поездки.

Лицензирование туристической деятельности

В качестве страхователя может выступать как агентская сторона, так и оператор, при этом форма собственности не играет роли.

Традиционно объектами страхового процесса являются персональные интересы туристического агента, оператора, связанные с компенсацией нанесенного вреда.

Стоимость страховой работы зависит от суммы и ключевой ставки страховщика. Приблизительная цена – 0,5-10% от этого параметра. На что дает право лицензия туроператора Согласно законодательству, в частности – ФЗ№132 «Об основах туристской работы», получение данного разрешения дает возможность выступления в роли оператора и агента в процессе организации туров и путешествий в РФ и за рубежом.

Как получить лицензию туроператора: порядок и условия

Доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране; Оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации; Предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности. Передавать лицензию запрещено законом.

Лицензия на туристическую деятельность

Лицензия на турагентскую деятельность – это такой вид ограниченного по времени разрешительного документа, который выдается как физическим, так и юридическим лицам на ведение гостиничной или туристической деятельности на территории РФ и представляет собой свидетельство о внесении информации об организации в Единый Федеральный реестр туроператоров. Лицензирование туристической деятельности регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128 «

О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 24.11.2996 г.

№ 132 « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также Положением о лицензировании турагентской деятельности.

Лицензия на туроператорскую и турагентскую деятельность

Турфирмы по закону попадают под Упрощенную Систему Налогообложения (УСН), которая позволяет рассчитать налог следующими способами: 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами.

Обычно выбирают первый вариант, но если в вашей фирме доля расходов будет достаточно высокой, подумайте над вторым вариантом.

Нужна ли лицензия? Чтобы открыть турагентство в 2017 году, к счастью, обязательная лицензия не потребуется – она была отменена 10 лет назад.

Но для туристического агентства, бизнес пойдет намного лучше, если у вас будет лицензия, потому что туристы явно доверятся лицензированной организации. Поэтому если есть желание и лишние средства, то лицензию можно получить, однако никаких дополнительных привилегий подобные официальные турагентства не имеют.

Нужна ли лицензия на туристическую деятельность

Лицензия на туристическую деятельность делится на два вида: Лицензия на туроператорскую деятельность Лицензия на турагентскую деятельность Хотите получить туристическую лицензию без накруток и увеличения бюджета расходов?Стоимость услуг по получению лицензии на турагентство — 15000 рублей.ЧЕСТНАЯ ЦЕНА.

Прозрачное взаимодействие. Юридические консультации бесплатно.

Турагентская деятельность – один из видов туристической деятельности.

В деятельность этих физических и юридических лиц входит формирование конкретного тура и его дальнейшая реализация, в цену которого заложено агентское вознаграждение. Свидетельство о внесении информации об организации в Единый Федеральный реестр туроператоров выдает Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 г.

Какие документы необходимы для осуществления деятельности турагента?

Из этой суммы клиентам в случае невыполнения туроператором обязательств выплачиваются компенсации. Поэтому стоит остановиться на возможности стать турагентом – официальным представителем туроператора. Это очень похоже на обычную работу с партнерскими программами, когда человек просто продает чужой продукт и получает за это комиссионные отчисления. Туристические агентства бывают нескольких типов:

  • Первый (классический) тип – в данном случае агент продает туры от имени оператора и, соответственно, все гарантии дает оператор, и ответственность за них тоже несет он.

Создание турагентства предполагает предоставление физическим лицам услуги по путешествию. Она подразделяется на два типа: услуги которые предоставляются в виде пакетного тура либо отличаются индивидуальным подбором. В статье рассмотрим как открыть туристическое агентство с нуля, какие необходимы документы, какая окупаемость и рентабельность. Начнем с преимуществ и недостатков бизнеса.

Преимущества и недостатки открытия туристического агентства

Перечислим основные трудности и преимущества, с которыми вы можете столкнуться в этом бизнесе.

Регистрация туристического агентства: документы

Регистрация туристического агенства состоит из трех частей:

  1. Регистрация юридического лица.
  2. Оформление туристической лицензии.
  3. Получение сертификата соответствия.

Для регистрации в налоговой выбирайте код основной деятельности (ОКВЭД) — 63.30 Деятельность туристических агентств (группировка включает: деятельность организаторов туроператоров, деятельность туристических агентов, деятельность экскурсоводов, гидов).

Форма организации бизнеса Преимущества использования Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель ) Применяется для открытия небольшого турагенства
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на специальные режимы налогообложения: ЕНВД (иначе будет по умолчанию будет ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью ) ООО более выгодно для привлечения дополнительное финансирования/кредитов, партнеров и осуществления масштабирования. Также это обязательно если вы регистрируетесь как туроператор.
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на специальные режимы налогообложения: ЕНВД (по умолчанию будет ОСНО).

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Туроператор в силу большей ответственности может зарегистрировать только ООО, в то время как туристическому агентству предоставляется выбор между ООО и ИП.

В большинстве случаев выбирается правовая форма — ООО. Это объясняется тем, что индивидуальным предпринимателям в сфере туризма клиенты не особо доверяют, поэтому отдают предпочтение ООО. Деятельность турагентства подпадает под упрощённую систему налогообложения (УСН) . При этом ставка налога рассчитывается одним из двух способов:

  1. Налог определяется как 6% от доходов.
  2. Учитывается разность между доходом и расходом, с которой в счёт налоговых выплат берётся 15% (способ предпочтительнее, если расходы велики ).

При открытии туристического агентства нет необходимости в получении лицензии. В 2007 г. прекратилось лицензирование турбизнеса. Теперь предприниматель добровольно решает, получать лицензию или нет. Если у вас имеются свободные средства, то приобретение лицензии станет положительным фактором в вашем бизнесе, поскольку данный документ благоприятно влияет на повышение степени доверия со стороны клиентов.

Получение лицензии (необязательно)

Рассмотрим следующий пункт — получение лицензии в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором прописано лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Лицензию выдает Департамент туризма Минэкономразвития России (региональные комитеты по туризму могут выдавать лицензии только на турагентскую деятельность ).

Лицензия выдается сроком на 5 лет

Список документов для получения лицензии туристического агентства

В Департамент туризма Минэкономразвития России предоставляются следующие нотариально заверенные копии и/или документы:

  1. Опись всех документов в двух экземплярах.
  2. Документ подтверждающий уплату лицензионного сбора.
  3. Заявление.
  4. Реестровая карточка.
  5. Копия свидетельства о государственной регистрации предприятия.
  6. Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.
  7. Копии учредительных документов, регулирующих деятельность юридического лица.
  8. Копия штатной численности агентства, заверенная печатью и подписью руководителя организации.
  9. Копия трудовой книжки и соответствующего диплома руководителя организации.
  10. Копии трудовых книжек или соответствующих дипломов, подтверждающие, что 30% (для туроператоров) или 20% (для турагентов) работников (по штатному расписанию) имеют высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее 5 лет (для туроператоров) или не менее 3 лет (для турагентов).
  11. Информационная справка об используемых для осуществления лицензионного вида деятельности объектах и помещениях.

Стоимость платежа за рассмотрение одного заявления — 300 руб, бланк лицензии стоит 1000 руб. Оплата производится после получения соискателем письма о положительном решении по выдаче лицензии на деятельность.

Требования для получения туроператорской и турагентской лицензии

Для получения лицензии на туроператорскую деятельность необходимо:

  • Наличие в организации не менее 7 работников, при этом 30% работников должны иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма, либо стаж работы в области туризма не менее 5 лет.

Для получения лицензии на турагентскую деятельность требуется:

  • наличие у туристического агента не менее 20% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет.
  • Руководитель турагентства должен иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование, а стаж его работы в области туризма должен составлять не менее 3 лет.

Как отрыть турагенство с нуля. Урок 1

Посмотрите первый урок по открытию турагенства от Алены Улицкой, где она рассказывает об открытии своего туристического агенства с нуля и что такое туристический бизнес. А также особое внимание уделяется созданию туристического продукта.

Туристический продукт

Открытие турагентства с нуля – нелёгкая процедура, поскольку для этого нужен административный ресурс и элементарные знания в туристической сфере бизнеса. Перед освоением данного сегмента рынка следует чётко определить его специфику. Открываемое агентство предложит индивидуальные и пакетные туры по отдельности либо скомбинирует их между собой.

Пакетный тур – это набор конкретных услуг, в которые входят страховка, проживание или экскурсии. Подобный продукт легко продаётся, так как в нём учитывается оптимальное соотношение туристических услуг, пользующихся популярностью. Именно «пакетники» в состоянии снизить возникновение рисков из-за возможного недовольства клиента и сэкономить время.

Туроператоры формируют пакетные туры, которые различаются по наполнению. Так, одни включают в себе минимальный перечень услуг, предопределяющий их низкую стоимость, другие – отличаются своеобразной шикарностью. Такое условие делает подобные туры популярными среди клиентов.

Индивидуальные туры составляются на основании пожеланий и предпочтений клиента. Некоторые агентства выбирают для своей специализации только индивидуальную работу с VIP-клиентами. У среднестатистической турфирмы данного вида не слишком большое число клиентов, поскольку она функционирует, основываясь на другие принципы.

Увеличение прибыли от индивидуальных туров возникает благодаря обслуживанию клиентов, отличающихся высоким уровнем платёжеспособности. Поэтому предложите им более дорогостоящий спектр услуг, позволяющий туроператору извлечь больший доход.

Как работает туристическое агентство?

Основой работы турагентства служат посреднические услуги, которые связывают клиента и туроператора. Доход при этом образуется благодаря получению комиссионных за продажу туристического продукта. В обязанности туристического оператора входит непосредственная организация услуг. К ним относится решение вопросов по взаимодействию с гостиницами, посольствами и страховыми компаниями.

Обязанность туристического агентства – соблюдение грамотного оформления документов для оформления виз. Туроператоры предъявляют индивидуальные требования по составлению подобных документов, поэтому агентство их чётко соблюдает. Также турагентство выдаёт пакет документов, поступающих от туроператора:

  • медицинская страховка;
  • ваучер для проживания в гостинице;
  • билеты на проезд;
  • памятка с информацией о стране посещения.

Агентство вовремя переводит деньги туроператору за предоставленные туры и контролирует правильное бронирование выбранных туристами услуг. При отказе клиента от заранее забронированного тура он подвергается штрафным санкциям, прописанным в договоре.

Открытие турагентства: выбор туроператора

После регистрации турфирмы дальнейшим шагом считается заключение договоров с туроператорами. На данном этапе от вас потребуются определённые усилия и повышенная ответственность. Сегодняшний рынок по оказанию туристических услуг отличается разнообразием и огромным выбором туроператоров.

Новички туристической сферы выбирают сотрудничество с фирмами, предоставляющими низкие цены. При этом они не задумываются о вероятных последствиях, связанных с недобросовестной работой подобных компаний, которые занимаются демпингом цен. В итоге клиенты окажутся у разбитого корыта, например, из-за неполучения забронированных услуг в полном объёме.

Ненадёжный туроператор любыми способами старается сохранить прибыль, поэтому вам не сообщат о возникновении критических ситуаций. Во избежание этого обратите внимание на следующие моменты в работе туроператора:

  • период работы на рынке туристических услуг;
  • финансовое обеспечение;
  • приоритетность направлений деятельности.

Помимо этого, предпочтительно сотрудничать с операторами, имеющими представительство в вашем городе. Данное обстоятельство упростит работу с документами, поскольку вы сможете подавать их не в главный офис компании, а в представительство, что весьма удобно.

Прямое сотрудничество с туроператором

В своей работе налаживайте деловые отношения не с туристическим оператором, а с посредником. Компаний, выступающих в роли посредников, на рынке очень много. Они являются турагентствами, которые предлагают заключить договор субагента, предоставляющий право оформлять и продавать туристические услуги.

Такое сотрудничество обладает некоторыми преимуществами. Так, размер комиссионных более высокий по сравнению с вознаграждением, которое готов предложить туроператор. Повышение комиссии у оператора связано с числом привлечённых клиентов. Посредник способен сразу предложить высокое вознаграждение, которое не зависит от количества забронированных туров.

Положительным моментом служит и выполнение операций с документами непосредственно в офисе посредника. Если ваше турагентство сотрудничает с туроператором, чей головной офис находится в другом городе, то на рассылку документов сопроводят определённые денежные затраты. Данная проблема отсутствует при работе с фирмой-посредником, поскольку неправильное оформление документации влечёт за собой обращение самого посредника к оператору для разрешения возникших неурядиц. Это условие сэкономит агентству временные расходы.

Если у вашего турагентства возникнут проблемы с туристами, то их решение через посредника станет проблематичным. Из подобной ситуации проще отыскать выход при прямом контакте с поставщиком туристических услуг. Этот негативный момент неблаготворно отражается на сотрудничестве с помощью третьих лиц, но такой способ взаимодействия пользуется популярностью.

Способы решения проблем в «мёртвый сезон»

Туристический бизнес сильно зависит от сезонов, что определяет спрос на данные услуги в течение года. Наиболее популярный период в году – лето, когда многократно увеличивается поток туристов. Зима –время затишья, которое немного оживляется в новогодние праздники и в период школьных каникул.

Такая часть года известна под названием «мертвый сезон» и она вызывает некоторые трудности у туристических компаний, прикладывающих усилия для сохранения контроля над ситуацией. Некоторые турагентства предпочитают подстраховаться заранее. Например, откладывают некоторую сумму денег про запас, поскольку в это время неминуем спад потока туристов. Другие фирмы увеличивают в летние месяцы количество сотрудников, а в «мертвый сезон» – снижают.

Несезонный период для большинства турагентств становится тем временем, когда они начинают усиленно реализовывать туры в российские дома отдыха. Но в «горячую пору» компании не акцентируются на внутреннем туризме. Это связано с получением меньшей выручки от данного направления деятельности в отличие от продажи туров, связанных с отдыхом за границей.

Развитие турагентства на начальном этапе

Каждая туристическая компания в первые месяцы работы приступает к созданию клиентской базы с последующим её увеличением. Современные туристы предпочитают выбирать компании с широким ассортиментом всевозможных скидок. Поэтому обращайте внимание на туроператоров, которые предлагают выгодные туры, обеспеченные адекватной величиной агентской комиссии.

У путёвок нет постоянной стоимости, поэтому ценовые колебания происходят часто. Это обуславливает кропотливую работу, направленную на поиск выгоднейшего предложения. Спросите у клиентов адрес электронной почты – это поможет оперативно рассылать новые предложения, касающиеся выгодных туров.

Регулярно повышайте качество обслуживания своих клиентов. Довольный турист непременно сообщит о своём незабываемом отдыхе знакомым и упомянет туристическую фирму, обеспечившую ему приятные впечатления.

Франшиза туристического агентства

Если у вас нет опыта развития турагенства, то хорошим стартом будет покупка уже готовой бизнес-системы (франшизы). К примеру, франшиза ТезТура выйдет вам в следующие затраты:

  • паушальный платеж — 5000 $
  • затраты на аренду помещений (помещение на 1 этаже, оформление в корпоративном стиле, площадь от 20 кв.м., наличие парковки, 2 и более места для рабочих)
  • ежемесячное роялти 1% от чистой прибыли

Франшиза ТезТура окупается в среднем за 15-20 месяцев.

Топ-5 франшиз туристического агенства

Перечислим пять основных франшиз, которые вы можете взять для открытия своего туристического бизнеса.

  1. Франшиза турагентства пляжного отдыха «Велл» (входит в топ 25 франшиз по мнению Forbes )
  2. Клуб путешествий «Крылья» (входит в холдинг авиакомпании Уральские авиалинии )
  3. «1001 тур»
  4. «Сеть магазинов горящих путёвок» (входит в топ 25 франшиз по мнению Forbes)
  5. «Спутник» (старейшее турагенство России )

⊕ Скачать 100% уникальный бизнес-план туристического агентства с нуля (51 стр. в word)

Оценка привлекательности бизнеса журналом сайт

Рентабельность бизнеса (3.8 из 5)

Привлекательность бизнеса


3.7

Окупаемость проекта (4.0 из 5)
Простота создания бизнеса (3.5 из 5)
Открытие туристического агентства рентабельный и доходный бизнес на услугах населению. Один из вариантов открытия турагенства — взять франшизу у известных франчайзи. Это позволит вам избежать дополнительных расходов. Рентабельность бизнеса около 10-20%, окупаемость до 2х лет.

Основным нормативным актом, в котором закреплен порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон). Данный Закон регулирует отношения, возникающие при лицензировании отдельных видов деятельности, и обеспечивает единую государственную политику при лицензировании, защите прав граждан и их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также устанавливает правовые основы единого рынка.

Вкупе с Законом, в части на противоречащей ему, лицензирование регулирует Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данное Постановление наряду с перечнем деятельности, подлежащей лицензированию, закрепляет перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

По сути, Закон и Постановление содержат лишь общие положения, касающиеся общих вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и условия лицензирования каждого вида деятельности регулируется отдельными специальными нормативными актами. Закон (статья 17) устанавливает, что в числе многих других видов деятельности лицензированию подлежит туристическая деятельность.

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

туроператорская деятельность;

турагентская деятельность;

деятельность по продаже прав на клубный отдых;

Непосредственно же лицензирование туристической деятельности регулируется Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

Официальная терминология дается в статье 2 Закона:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

Итак, под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности, соответствующих лицензионных требований и условий.

Из этого определения можно выделить следующую формулировку: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан.

Закон выделяет объекты лицензирования (лицензируемые виды деятельности) - виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом.

Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? Закон (статья 4) говорит: к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Заметим, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектами лицензирования в туристической деятельности являются международный и внутренний туризм, а также клубный отдых.

Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию, - это деятельность, которая может нанести нравственный или физический ущерб гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования государство в лице надлежащих органов руководствуется следующими принципами:

  • защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Таким образом, лицензирование - это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов для защиты интересов граждан и самого государства.

Понятие лицензии. Лицензионные требования, условия выдачи лицензии и ее содержание

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно в статье 40 «Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека» говорится, что отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причем обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление желающим ее получить санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющей потенциальную опасность для человека деятельности (работ, услуг). Законодатель относит к видам деятельности, представляющим потенциальную опасность для человека: производство и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.

Как отмечалось выше, кроме обязательных, законодатель предусмотрел и специальные требования. Так, что касается лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передачу лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодатель исключает. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и ее получение. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Территория, на которой может быть использована лицензия

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность, согласно общему правилу, может осуществляться только при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При нарушении этого правила, то есть за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При изменении перечня территориально обособленных объектов, на территории которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.

Срок действия лицензии

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограничена во времени.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, в течение которого лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее трех лет. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее трех лет только по заявлению соискателя лицензии. Так, например, лицензия на осуществление туристической деятельности в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 95 «О лицензировании туроператорскойи и турагентской деятельности» выдается сроком на пять лет.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Ниже приведены необходимые реквизиты, составляющие содержание лицензии:

  • наименование органа, выдавшего лицензию;
  • для юридических лиц - наименование и юридический адрес;
  • для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия осуществления лицензируемой деятельности;
  • регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
Лицензию подписывает руководитель (в случае его отсутствия - заместитель руководителя) органа лицензирования, она заверяется печатью этого органа.

Следует отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.

Особенности лицензионных требований и условий получения лицензий турфирмами

Само название: Положение о лицензировании туристического бизнеса подразумевает отдельное получение лицензий на осуществление туоператорской и турагентской деятельности. Раньше и тем и другим выдавали одну лицензию. Но в настоящее время эти сферы деятельности разграничили, и теперь туристическая фирма обязана получать две разные лицензии, соответственно оплатив их.

Чтобы получить лицензию, организация должна соблюсти ряд условий. По сути, они одинаковы и для турагентов, и для туроператоров:

  • иметь в наличии сертификат соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
  • не реже одного раза в 3 года проводить повышение квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую или туагентскую деятельность.
  • доводить в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающую информацию об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • оказывать туристические услуги только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;
  • предоставлять клиенту исчерпывающую информацию о режиме работы фирмы, месте ее нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.
У туроператора в штате обязательно должно быть не менее семи работников , которые непосредственно занимаются организацией туров и реализацией путевок. При этом 30 % из них должны иметь стаж работы в туристическом бизнесе не менее пяти лет или специальное образование.

Штатная численность работников у турагентов не определена, однако 20 % от состава работающих должны иметь стаж работы в туристическом бизнесе не менее трех лет или специальное образование.

Особое внимание следует обратить на такой нюанс : у руководителей туроператора и турагентсва обязательно должно быть специальное образование и опыт работы в туристическом бизнесе (не менее пяти лет - для туроператора, три года - для турагента).

Лицензирующие органы

Лицензию выдает соответствующий государственный орган. Например, лицензирование туристической деятельности (турагентской и туроператорской) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» осуществляет Министерство экономического развития РФ (или его территориальные органаы).

Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании правом осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.

Вообще, круг лицензирующих органов весьма широк. Соответствующие функции и полномочия законодателем закреплены за этими органами. Так, например, одной из основных функций лицензирующих органов законодатель считает надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок получения лицензии

Чтобы получить лицензию, соискатель должен представить в соответствующий лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица - для юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии - юридического лица (подтверждающие документы для организаторов туристического предприятия, что руководитель фирмы и 30 (20) % его сотрудников соответствуют квалификационным требованиям).

е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туристической деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Если копии документов не заверены нотариусом, то они представляются с предъявлением оригинала.

Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством РФ. Плата за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Итак, после получения заявления от туристической фирмы лицензирующий орган Минэкономразвития РФ согласно статье 9 Закона РФ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

После принятия заявления и рассмотрения вопроса о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Обратим внимание на то, что в Постановлении №95 не указаны причины, по которым может быть отказано в выдаче лицензии туристической организации, однако эти основания изложены в Законе:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы, порядок проведения которой и ее оплата определяются в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом и иными федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление лицензионного контроля

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата на ее соответствие лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

Согласно Постановлению №95 лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, а в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, то он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, то члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату.

Порядок приостановки и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за выдачу лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии или направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, приостановление действия и аннулирование лицензии на право осуществления определенной деятельности - виды административных взысканий и их применение производится в порядке, определенном в главе IV КоАП РСФСР. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления действия лицензии, являются соответствующие лицензионные органы. Составлять протоколы о совершении данных административных правонарушений вправе лицензирующие органы, государственные надзорные и контролирующие органы, иные органы государственной власти в пределах их компетенции. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде аннулирования лицензий, являются районные (городские) суды по месту совершения правонарушения. Составлять протоколы (заявления) о совершении данных правонарушений вправе лицензирующий орган, выдавший лицензию, а также органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Отдельные моменты лицензирования клубного отдыха

До принятия Постановления Правительства РФ от 10 октября 2002 года №753 «О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых» именно это направление туристического бизнеса не было урегулировано нормативными актами. Все признавали, что клубный отдых у нас существует и процветает. Наши соотечественники согласны платить сегодня, чтобы владеть чем-то в будущем, но законодательно это не регулировалось, а следовательно, возникало много вопросов к данному направлению туристического бизнеса.

Кто продает клубный отдых: туроператоры или турагенты. Исходя из специфики деятельности получается, что турагенты, так как они работают на агентских договорах с клубами. Но, анализ порядка лицензирования турагентов показывает - лицензируется не совсем то, чем они занимаются.

Итак, начиная с 10 октября 2002 года, клубный отдых является отдельным видом деятельности в сфере туристического бизнеса.

Положение определяет порядок лицензирования деятельности по продаже прав на клубный отдых, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно Положению под продажей прав на клубный отдых понимается деятельность по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг.

Деятельность по продаже прав на клубный отдых лицензирует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Лицензия на осуществление деятельности по продаже прав на клубный отдых выдается на 5 лет.

Особенности лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по продаже прав на клубный отдых:

а) наличие в штате юридического лица (структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) не менее 30 процентов работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет;

б) наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) или у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;

в) предоставление в установленном порядке клиентам информации о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, о средствах размещения, об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, в том числе о местных традициях и обычаях;

г) заключение с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;

д) наличие в договоре купли - продажи прав на клубный отдых положения, предусматривающего право клиента отказаться в одностороннем порядке без объяснения причин от исполнения договора в течение 14 календарных дней со дня подписания договора клиентом без применения штрафных санкций;

е) предоставление клиенту следующей информации:

сведения о месте нахождения и режиме работы юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых;

сведения о лицензии и сертификатах на оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации;

фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного за продажу прав на клубный отдых.

Всем, кто занимается продажей и организацией клубного отдыха, стоит обратить особое внимание на приведенный выше пункт «д».

Чаще всего в практике случались такие ситуации, когда агенты по продаже клубного отдыха отказывались возвращать средства клиентам, не только на 10-й день с момента подписания договора, но и утром следующего дня. Теперь это противоречие ликвидировано и у тысяч россиян появилась возможность в течение четырнадцати дней расторгнуть данный договор без оплаты комиссионного вознаграждения.

Для получения лицензии необходимо представить в лицензирующий орган:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

е) сведения о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или аренды зданий и помещений, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Если копии документов не заверены нотариусом, то они представляются с предъявлением оригинала.

Контроль за соблюдением требований и условий клубного отдыха осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку.

По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, его подписывают все члены комиссии. Лицензируемый должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, то он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, то члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

В течение 15 дней лицензиат обязан поставить в известность лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

Министерством экономического развития и торговли РФ ведется реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика:

наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных подразделений) - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;

г) адреса зданий или помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении срока действия лицензии;

к) сведения о переоформлении лицензии;

л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

В Законе определен порядок принятия решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия и аннулировании лицензии, а также о взимании лицензионных сборов.

Порядок отражения затрат на получение лицензии в бухгалтерском и налоговом учете туристической фирмы

Согласно Постановлению №95 лицензия выдается туристической фирме на пять лет. Следовательно, суммы лицензионных сборов, уплаченные турфирмой, необходимо сначала учесть в составе расходов будущих периодов, а затем ежемесячно в течение пяти лет равными долями списывать в состав общехозяйственных расходов.

Аналогично отражаются затраты на получение лицензии и в налоговом учете. Согласно пункту 49 статьи 264 НК РФ эти затраты равномерно относятся на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

"О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности"

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемые Положение о лицензировании туроператорской деятельности и Положение о лицензировании турагентской деятельности.
2. Установить, что лицензии на осуществление международной туристической деятельности, полученные в установленном порядке до принятия настоящего постановления, действуют в отношении международной туроператорской и турагентской деятельности согласно указанному в них сроку, но не дольше 10 апреля 2002 г., и подлежат переоформлению в соответствии с настоящим постановлением.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Российской Федерации
от 11 февраля 2002 г.
N 95

ПОЛОЖЕНИЕ
о лицензировании туроператорской деятельности

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования туроператорской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности (далее именуется - лицензия) - 5 лет.

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются:
а) наличие в штате туроператора - юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность;
б) наличие у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;
в) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора - индивидуального предпринимателя;
д) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
е) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;
ж) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.




г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

е) информация о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туроператорской деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует. Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

6. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями. Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

7. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления туроператорской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

в) сведения о лицензиатах с указанием их кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика: наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных подразделений) - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
г) адреса зданий или помещений, используемых для осуществления туроператорской деятельности;
е) номер лицензии;
ж) срок действия лицензии;
з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;


и настоящим Положением.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Российской Федерации
от 11 февраля 2002 г. N 95


ПОЛОЖЕНИЕ

о лицензировании турагентской деятельности

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования турагентской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование турагентской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Срок действия лицензии на осуществление турагентской деятельности (далее именуется - лицензия) - 5 лет.

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении турагентской деятельности являются:
а) наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;
б) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
в) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента - индивидуального предпринимателя;
г) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
д) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;
е) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица - для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии - индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии - юридического лица;
е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления турагентской деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.
Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов.

6. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями. Срок проведения проверки устранения лицензиатом выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

7. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления турагентской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

8. Лицензирующий орган ведет реестр, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) сведения о лицензиатах с указанием их кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика: наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных подразделений), почтовый адрес - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
г) адреса зданий и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
д) дата принятия решения о выдаче лицензии;
е) номер лицензии;
ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
з) срок действия лицензии;
и) сведения о продлении срока действия лицензии;
к) сведения о переоформлении лицензии;
л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.

9. Лицензирующий орган при принятии решения о выдаче лицензии, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия, аннулировании лицензии, ведении реестра лицензий и взимании лицензионных сборов руководствуется соответствующими статьями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос - задайте его в нашем форуме по адресу: http://forum.сайт