Анубис описание. Тату Анубис: древнеегипетский бог смерти как герой современной татуировки

Древнеегипетская культура является особенной, она до сих пор интересна людям и исследователям всего мира, её наследие определённо велико в рамках всей планеты.

Отдельная и существенная её часть отводится всяческим божествам, разнообразие которых немаленькое. Всем известен такой персонаж, как ведь его почитали повсеместно, в его честь совершали обряды и строили величественные здания. Однако не меньше внимания следует уделить и Анубису, египетскому богу смерти, ведь его влияние и авторитет также не ставились под вопрос.

Этот бог покровительствовал мёртвым, сопровождая их на главный суд, также он отвечал за соответствующие места погребения. Ещё процесс мумифицирования, как, в общем, и всё, что хоть как-то касалось смерти, находились в зоне влияния Анубиса.

Он считается сыном другого великого бога - Осириса, которого совратила богиня Нефтида. И при этом его культ был более ранним, он зародился в эпоху около 2 500 лет до нашей эры, местом начала его почитания стал египетский город Кинополь, который навсегда закрепил звание центра поклонения Анубису. Отсюда и по всему Египту подобное верование распространилось быстро.

В древнейшие времена Анубис, египетский бог смерти, единолично правил этой сферой жизни:

  • владел загробным миром;
  • вёл счёт сердцам умерших.

Сперва его изображали животным (или некоей смесью животных):

  • дикая собака;
  • чёрный шакал;
  • охотничий пёс.

Данный образ возник не случайно, жители настороженно относились к шакалам, так как те разрывали захоронения. Чтобы изменить это, было принято обожествить данное животное, связав его с именем Анубиса. Также полагали, что бродячие собаки и шакалы смогут оберегать могилы. К тому же они обитали в пустынях, считающихся началом другого, загробного мира.

Со временем образ Анубиса обрёл человеческий вид, только он всё равно имел голову одного из указанных животных, чаще всего - шакала. В этом проявлялось значение египетского бога смерти Анубиса:

  • связь с загробным;
  • защита;
  • верность;
  • охота;
  • преданность.

Обычно его изображения были насыщенны чёрным цветом, который всегда встречался при похоронах великих правителей. В мифах указывается, что как раз Анубис и придумал похороны и мумифицирование.

Однако и другие цвета присущи этому божеству:

  • белый - символизирует бинты;
  • зелёный - символизирует возрождение.

Все, кто был связан с ритуалами поклонения ему и похорон использовали соответствующие атрибуты, что выражало почтение к Анубису:

  • маска шакала;
  • жезл с собачьей шкурой;
  • посох с изображением головы шакала.

Уважение к символичным животным достигло того, что при храмах держали собаку или шакала, когда этот священный зверь умирал, его тело бальзамировали и оставляли в том же храме.

Анубис, значение египетского бога смерти в культуре

Первое значение египетского бога смерти Анубиса было связано с мумиями и их защитой. Затем главенствующую роль в пантеоне стал занимать Осирис, немного сдвигая права своего сына, ставшего слугой и помощником. Он и дальше занимался умершими, провожал души в загробную жизнь и доставлял их на суд, где сам взвешивал сердца, измеряя количество совести.

Согласно чистое сердце должно быть легшее пёрышка богини Маат, которая отвечала за истину и справедливость. Если взвешенная Анубисом душа была такой, то покойника отправляли в рай, иначе - грешник сразу же был съеденн грозным зверем по имени Амат, имеющим смешанную внешность (львиное туловище, крокодилья голова).

В общем, различные значения египетский бог смерти Анубис имел, однако все они связаны напрямую:

  • повелитель священной земли;
  • первый, кто встречает умершего;
  • хранитель могил;
  • управляющий гробницами;
  • исполнитель приказов Осириса.

Наибольшая популярность поклонения Анубису зафиксирована при Новом царстве, тогда его изображение имелось почти во всех гробницах, причём не только фараонов, но и их подчинённых.

Помимо прямых описанных обязанностей Анубис, египетский бог смерти, соотносился ещё и с магическими знаниями, к нему взывали маги для получения защиты и дара предсказания.

Слава о нём и влияние распространились на все области Египта, и даже разнеслись по Средиземноморью. Упоминания имеются в древних трудах и египтян, и греков, которые также поклонялись этому богу загробного мира, объединив его с Гермесом. О нём писали:

  • Плутарх;
  • Страбон;
  • Вергилий.

Поклонение этому богу стало настолько распространённым потому, что египтяне интересовались загробной жизнью намного больше, чем бренной жизнью на Земле. Поэтому почитали Анубиса искренне и всецело, чтобы с честью пройти суд мёртвых и затем вернуться в своё тело, которое останется сохранным благодаря бальзамированию, придуманному тем же самым божеством.

, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Египетской бог Анубис

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому

Анубиса считают создателем погребальных обрядов

, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших.

Египетской бог Анубис


Упоминание об Анубисе в Текстах пирамид

Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис - обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом - цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного.


С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса

. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами).

Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса

(греч. Кинополь - «собачий город»).

Анубис известен как бог смерти и является самым старым, и самым популярным из древних египетских божеств.

Древние египтяне высоко ценили Анубиса, потому что считали, что он обладает огромной властью над их физическим и духовным «я», когда они умирают.

Его слава продолжалась до рассвета Среднего Царства. Его первоначально называли древние египтяне: Инпу или Анпу.

Хотя древнеегипетское слово для королевского ребенка — инпу, более вероятно, становится ясно, что имя этого бога происходит от слова «имп», что означает «распадаться».

Облик Анубиса

Анубис выглядел, как человек с головой шакала или полностью в виде шакала.

В древнем животные, подобные шакалам, управляли кладбищами. Они выкопали свежепохороненные трупы, разрывали их плоть и съедали ее.

Историки полагают, что именно это побудило древних египтян изобразить бога загробной жизни как шакала. Новые генетические исследования показывают, что древний египетский шакал вообще не шакал, а древний волк.

Кожа Анубиса часто изображается в черном цвете, а шакалы обычно коричневые. Причина в том, что черный цвет является символом смерти, но также является символом плодородной и черной почвы Нила.

Зона ответственности Анубиса

В древней истории Анубис был известен, как абсолютный правитель подземного мира (называемый Дуат). Позже, эта роль перешла к Осирису.

«Хранитель весов»: одна из его многочисленных ролей, его задачей было определение судеб душ умерших. Как изображено в Книге Мертвых, Анубис взвешивал сердце мертвого на весах из перьев.

Перо представляет собой ложь или правду. Если бы шкала правосудия была направлена ​​к сердцу, мертвый человек был бы поглощен Аммитом, женским демоном, получившим название «пожиратель мертвых».

А если бы шкала правосудия склонилась к перу, Анубис привел бы умершего к Осирису, который помог бы ему подняться на небеса для достойного существования. Бог бальзамирования и мумификации: Анубис занимал важную роль в наблюдении за бальзамированием и мумификацией мертвых.

Дочь Анубиса (Кебешет) часто рассматривается как его помощница в процессе мумификации мертвых. Древние египтяне считали, что Анубис обмазывал тела мертвых, для того, чтобы они сохраняли сладкий запах трав и растений.

Анубис также оказывал помощь в ритуале «открытия рта», чтобы обеспечить хорошее захоронение. Этот ритуал был выполнен для того, чтобы мертвый человек мог есть и говорить в загробной жизни.

Защитник гробниц: как бог Египта, ответственный за защиту мертвых, многие молитвы Анубиса были вырезаны на могилах усопших.

История мифологии меняется, но, согласно легенде: Брат Осириса (Сет) убил Осириса, заманив его в причудливый гроб, заколотил его и столкнул в Нил.

Жена и сестра Осириса (Исис) вернули тело Осириса на финикийский берег, но сердитый Сет разрубил тело Осириса и разбросал его по всему Египту.

Анубис, Исис и Нефсис собирали все куски (за исключением детородного органа Осириса).

Другой египетский бог, называемый Тотом, помог восстановить тело, и Анубис обернул Осириса в белье, действие которого дало ему титул «Тот, кто занимается бальзамированием».

Родители Анубиса

Существует несколько версий того, как появился Анубис:

Сын Нефсис и Осириса — самая популярная версия. Будучи Богиней Тьмы, Нефсис, естественно, была бы матерью богу, который контролировал процесс бальзамирования, а также направлял души в загробную жизнь.

Сын Нефсиса и Сета: также предполагается, что Сет — отец Анубиса. В этой версии считается, что Нефсис замаскировала себя, как прекрасную сестру Осириса, Исис, чтобы родить сына для Хоруса. Поскольку Сет — Бог тьмы, бурь и разрушений, легко понять, как Анубис мог быть его сыном.

Сын Нефсис и Ра: согласно ранним мифологическим текстам (Бог Солнца) был изображен как отец Анубиса, а его мать была предположительно Бастет, богиня с кошачьей головой или Нефсис.

Жену Анубиса звали Антуп: она имела тело женщины и голову шакала. Также у них была дочь по имени Кебешет, которая являлась богиней очищения.

Храм Анубиса

Анубису поклонялся весь Египет, а его культовый центр находился в Цинополисе, расположенном в 17-м городе (в провинции) Верхнего Египта.

Cynopolis переводится с как «город собак», и это название ему очень подходит из-за тесной связи между шакалами и собаками, и того факта, что некоторые ученые считают, что Анубис действительно был древним волком.

В 1922 году в гробнице короля Тута была обнаружена святыня для Анубиса. Она была из дерева, гипса, лака и золотого листа: статуя изображает Анубиса в животной форме в лежачем положении, точно так же, как он находится в своем иероглифе.

Как указывали сведения, это святилище, вероятно, использовалось на похоронах великого фараона и было ориентировано на помощь фараону в загробной жизни.

Анубис в искусстве

Помимо статуи Анубиса, обнаруженной в гробнице короля Тута, его образ часто встречается в древнегипетском искусстве.

В музеях сегодня существуют маски и статуэтки Анубиса, начиная с раннего и позднего Птолемеевского периода (332-30 до н.э.).

Факты об Анубисе

  • Анубис был богом мертвых и подземного мира до Среднего Царства, пока эта роль не была захвачена Осирисом.
  • Он один из старейших богов, со времен Старого Царства.
  • Анубис — изобретатель и бог бальзамирования и мумификации.
  • Он руководил смертью в подземном мире (так называемый Дуат).
  • Анубис был Хранителем Весов, привыкшим взвешивать сердца мертвых душ. Его высокий уровень анатомического знания благодаря бальзамированию сделал его покровителем анестезиологии.
  • Прикроватная статуя Анубиса занимает центральное место в гробнице .
  • Священники, которые совершали бальзамирование мертвых трупов, носили маску шакала.
  • Греческая мифология смешивает с Анубисом, от которых появился бог Германубис.

Бог Анубис, в оригинале – Инпу, был первоначально богом загробного мира.

После того, как тамошним правителем стал Осирис, Анубис остался проводником душ умерших. В Египте он покровительствовал кладбищам и некрополям, считался хранителем ядов и лекарств.

Центром его культа был город, по-гречески именуемый Кинополь – то есть «город собак». Такое название было связано с внешностью Анубиса, который изображался с головой собаки или шакала, а иногда и просто в облике этих животных.

В ранний период, до появления культа Осириса, Анубис был одним из верховных божеств Египта. Он носил титул «Хентиаменти», что означало «владыка Запада», под «западом» в то время понимали загробный мир.

В более поздний период Анубиса объявили сыном Осириса, поэтому он не противится, когда любимый отец воцаряется в царстве мёртвых вместо него. Ведь Анубис собственноручно собрал тело Осириса, разрубленное Сетом на мелкие части.

Анубис на суде Осириса

Когда Осирис становится правителем загробного мира, Анубис сопровождает души мёртвых по Аменти – своеобразному преддверию этого мира, из которого они попадают прямо на суд Осириса. Анубис становится возле весов и взвешивает сердца кандидатов.

При этом критерии суда выглядели своеобразно: на одной чаше весов находилось сердце, обозначающее у египтян душу и любовь, а на другой чаше – перо богини Маат, символизировавшее разум, то есть расчёт. Если перевешивало сердце, душа направлялась в рай, а если разум – в ад.

Очевидно, такое понимание возникло в эпоху Среднего царства, когда культ Осириса и Анубиса распространился среди небогатых и малообразованных людей: образованность и разумный расчёт, свойственные господствующему классу, казались им бездуховностью.

Как родился Анубис

По мифологическому сказанию, в Осириса влюбилась Нефтида – жена Сета. Она явилась к нему в облике Исиды и совокупилась с ним. В результате родился Анубис, которого Нефтида поспешила спрятать в зарослях тростника, опасаясь гнева мужа. Там Анубиса нашла Исида, которая вскормила его и сделала своим сыном.

Анубис у греков и римлян

Анубис был одним из египетских богов, особенно популярных в античности. Об этом сохранилось достаточное количество сведений:

  • Вергилий описывал, что этот бог был изображён на щите Энея – героя Троянской войны и одного из основателей Рима (либо предка его основателей);
  • Ювенал упоминал, что культ Анубиса был распространён в Риме;
  • В Греции Анубис отождествлялся с Гермесом, который также имел функцию проводника душ умерших, позже оба божества слились у греков в одно – Германубис.

Изобретатель бальзамирования

По мифологическому рассказу, Анубис был послан богом Ра, чтобы собрать части тела убитого Сетом Осириса. Вновь сложенное тело он забальзамировал, собственно, Анубис считается изобретателем этого способа хоронить умерших. Поэтому жрец, осуществлявший мумифицирование, надевал маску бога-шакала.


В храмах Анубиса были специальные помещения, где содержались собаки и шакалы – священные животные, после их смерти их тоже мумифицировали и хоронили в саркофагах. В священных текстах Анубис называет себя «владыкой покоев очищения», то есть помещений для бальзамирования.

Инпут

У Анубиса была и женская ипостась – богиня Инпут. Она также изображалась с собачьей головой. Иногда Инпут представлялась как самостоятельная богиня – жена Анубиса.

Отождествления

В Древнем Египте, население которого больше других интересовался загробной жизнью, царству мёртвых посвящались самые разные боги. Впоследствии некоторые из них были отождествлены с Анубисом:

  • Упуаут – бог войны, который первоначально выполнял обязанности проводника душ (чем позже занялся Анубис). Изображался в виде волка или человека с волчьей головой.
  • Исдес – покровитель «запада», то есть загробного мира. Имел облик большого чёрного пса.
  • Дуамутеф – сын Гора, защищавший прах умерших. Также изображался в виде собаки. В его облике изготавливали канопы – специальные кувшины, в которых ссыпали внутренности умершего. Каноп ставился рядом с саркофагом, где находилась собственно мумия.

Истоки почитания Анубиса и других «собачьих» богов

В глубокой древности египтяне стали замечать, что собаки и шакалы собираются на кладбищах и роются возле могил. Они решили, что эти животные как-то связаны со смертью. Пока представления о загробном мире не были развиты, смерть представлялась им мрачной стихией. Чтобы попытаться прогнать шакалов или избежать их вредного влияния, они решили их обожествить.

Владыка Асьюта Асьют был столицей 17-го нома (провинции) Древнего Египта, носившего имя Анубиса. В своих речах Анубис представляется в том числе владыкой этого города. Позже греки назвали его Кинополем, то есть «городом собаки». Археологи обнаружили в Асьюте следы самого древнего почитания Анубиса.

Имя

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw , за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).

Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.

Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.

В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис . В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.

Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра . В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет . Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды . Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида :

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она ​​стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…

Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».