Картотека подвижных игр. Старший дошкольный возраст

В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях роботы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Эти упражнения, особенно циклического характера, могут вызывать утомление, при этом наблюдается снижение работоспособности. Поэтому такие упражнения следует давать во второй половине занятия.

«Рыбаки и рыбки».

Подготовка: игроки располагаются по кругу. В центре водящий со скакалкой.

Описание игры: водящий вращает скакалку под ногами играющих, все подпрыгивают, стараясь не задеть её. А кто все-таки задевает скакалку, становится сам на место «рыбака».

2. «Кто быстрей».

Подготовка: игроки разбиваются на две команды и становятся вдоль лицевой линии.

Описание игры: в середине площадки находится мяч; руководитель называет номер игроков, те устремляются к мячу, с целью быстрее завладеть мячом.

3. «Перехват мяча».

Подготовка: начертить три круга. В каждом кругу по три участника.

Описание игры: в пределах круга двое игроков перебрасывают друг другу мяч. Третий старается перехватить его.

4. «Тигробол».

Подготовка: игроки образуют круг 8 м, несколько «тигров» находятся в середине круга.

Описание игры: занимающиеся разыгрывают мяч между собой, «тигры» стараются коснуться мяча. Кто позволил «тигру» коснуться мяча становится на его место.

5. «Выбивалы».

Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.

Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков другой команды, разыгрывая мяч между собой.

6. «Регби».

Подготовка: на площадке две команды по 5 человек, 6-й в воротах.

Описание игры: мяч устанавливается в центре. Обе команды стараются за мячом от линии своих ворот. Каждая команда старается доставить мяч за линию ворот соперника.

7. «Футбол на спине»

Подготовка: игроки располагаются в положении лежа на спине, упор руками сзади и развирывают мяч ногами. Команды стараются забить мяч в ворота соперника.

8. «Скачки».

Подготовка: играющие разбиваются на «наездников» и «коней».

Описание игры: пары выстраиваются вдоль лицевой линии, »наездник» сидит верхом на «коне».

Задача. Быстрее достичь противоположной лицевой линии.

9. «Сумей догнать»

Подготовка: на беговой дорожке 16 игроков. Они находятся на расстоянии 25 метров друг от друга.

Описание игры: по сигналу начинается бег. Необходимо догнать впереди бегущего игрока, но и не допустить, чтобы тебя догнал сзади бегущий.

Игры для развития ловкости

Ловкость - это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия оценки. Под ловкостью понимают:

способность быстро осваивать новые движения;

способность осваивать сложные по координации движения;

3)способность быстро найти выход из двигательной ситуации.

Это качество проявляется в умении быстро перестраиваться

в соответствии с меняющейся обстановкой. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и ее совершенствовании. Для воспитания ловкости используют самые разные упражнения.

« Зоркий глаз».

Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленное действие. Например: поднятая вверх рука означает, что дети должны выполнить скачок вперёд и принять обусловленную стойку.

«Падающая палка».

Подготовка: занимающиеся становятся в круг. В центре круга водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении.

Описание игры: водящий называет номер одного из игроков и отпускает палку, игрок должен сделать выпад вперед и схватить палку, не дав ей упасть.

3. «Мяч над веревкой».

Подготовка: через середину поля на высоте поднятой руки натягивается сетка или веревка. На каждой половине площадки располагается одна команда.

Описание игры: каждая команда старается бросить мяч над сеткой на поле соперника так, чтобы он коснулся земли и одновременно не допустить этого на своем поле.

4. «Передачи волейболистов».

Описание игры: занимающиеся становятся в круг и способом верхней передачи отбивают мяч вверх друг другу. Игрок, допустивший падение мяча, получает штрафное очко. Побеждает тот, кто меньше допустил ошибок.

5. «Только снизу».

Описание игры: обычная игра в волейбол, но передачи мяча разрешается выполнять только снизу двумя или одной рукой. В противном случае мяч передаётся на противоположную сторону, а команда получает очко.

6. «Бомбардиры».

Подготовка: участники стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч.

Описание игры: допустивший ошибку при приёме мяча или пославший мяч неточно садится в центр круга. Остальные, время от времени нападающим ударом посылают мяч в сидящих. Если попали в игрока, тот выходит из круга и продолжает игру. Обстрел длится до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки, тогда все встают, а игрок пробивший в руки садится в круг.

7. «По наземной мишени».

Подготовка: на волейбольной площадке чертятся два круга.

Описание игры: игроки поочереди разбегаются и бросают мяч в круг двумя руками. За удачное попадание команда получает очко.

8. «Точная подача».

Подготовка: на волейбольном поле чертятся квадраты.

Описание игры: игроки выполняют любую подачу, предварительно назвав номер квадрата, в который они хотят попасть. Игрок, попавший в квадрат, получает очко.

9. «Смена кругов».

Подготовка: на площадке чертят круги. Одна команда становится в круги, другая между ними.

Описание игры: команда, находившаяся вне круга, старается отобрать мяч у игроков круга, которые перебрасывают мяч между собой, не выходя из круга.

Игры для развития гибкости

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок.

Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому высокая эластичность мышц, сухожилий и связок способствует хорошему ведению игры.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми отягощениями, с партнёром и упражнения близкие по своей структуре к упражнениям волейболиста, выполняющего технический приём.

1. «Кто быстрее передаст».

Подготовка: две команды выстраиваются в колонну. Дистанция между игроками в команде 1 м.

Описание игры: по сигналу обе команды начинают передавать мяч, используя верхнюю передачу мяча, сзади стоящему партнёру. Кто быстрее передаст мяч.

2. «Кто быстрее».

Подготовка: строятся две команды. У каждой набивной мяч, дистанция между партнерами-1м.

Описание игры: игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо, достигнув крайнего игрока, мяч передается в обратном направлении поворотом налево.

3. «Скамейка над головой».

Описание игры: по команде игроки наклоняются вправо и берут скамейку, переправляя ее над головой на другую сторону, потом переходят на другое место, чтобы скамейка оказалась слева, и выполняют упражнение вновь до условной линии. Игра выполняется по времени.

4. «Мостик и кошка».

Подготовка: строятся две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Перед каждой командой чертятся по два круга.

Описание игры: по сигналу первые пары от каждой команды начинают эстафету. Оказавшись в первом кругу, один из игроков делает " мост", а второй пролезает под ним и бежит в другой круг, где принимает упор, стоя согнувшись. Его партнер пролезает под ним, после чего оба, взявшись за руки, бегут назад и передают эстафету следующей паре.

На руках по бревну. Игроки двух равных по числу команд выстраиваются во встречные колонны. На расстоянии 3-4 м от каждой команды ставится поперек гимнастическое бревно. По сигналу игроки бегут к бревну, впрыгивают в упор поперек бревна и в этом положении двигаются к середине. Достигнув середины, они спрыгивают, бегом возвращаются к своим командам, касанием руки передают эстафету следующим, а сами встают в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

Игры для развития гибкости

Скороходы.

Играющие строятся в шеренгу у края гимнастического ковра (стартовой линии).
По сигналу они наклоняются, руками захватывают стопы снизу и в положении согнувшись, не сгибая ног и сохраняя равновесие, движутся к противоположному краю ковра (заранее обусловленной цели). Выигрывает игрок, правильнее и быстрее всех закончивший эстафету.

Живые мостики.

Игроки двух равных и небольших по количеству команд выстраиваются в колонны по одному у края гимнастического ковра. Расстояние между командами - 5-6 м. По сигналу первый игрок, выполнив кувырок вперед (назад), принимает положение (любым оговоренным способом) гимнастического моста. Вслед за ним это же задание выполняют остальные игроки команды. После этого все игроки начинают передвижение в положении гимнастического моста к заранее намеченной цели, каждая команда к своей. Достигнув финиша, все встают в основную стойку. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и с наименьшим количеством ошибок.

Тагже необходимо включать дополнительные комплексы упражнений на развития гибкости например на фитнесе для детей.

Игра для развития ловкости

Переправа.

Игроки двух (трех, четырех) равных по числу команд получают установленный для каждой команды набор гимнастического инвентаря и снарядов, например мостик, конь, козел, стоялки и т. п. За отведенное время (3-5 мин.) они ставят снаряды и инвентарь в любой последовательности, удобной для выполнения следующего задания: переправиться через все снаряды на" другую сторону гимнастического ковра (ограниченной площадки), не касаясь при этом пола. Затем игроки каждой команды выстраиваются в колонны по одному против своей переправы, и по сигналу игра начинается. Выигрывает команда, быстрее закончившая переправу и получившая меньше штрафных очков (штрафные очки даются за касание любой частью тела пола).

Средством силовой подготовки гимнастов может служить следующая игра.

Линейная эстафета.

Соревнуются две команды. В каждой команде игрок, стоящий первым, ложится на спину, подняв руки и ноги, а второй принимает над ним положение упора стоя согнувшись ноги врозь. По сигналу первый игрок обхватывает склонившегося над ним гимнаста руками за шею, а ногами за спину, и в таком положении они начинают передвижение боком (приставными шагами) либо спиной вперед к заранее обусловленной цели (линии поворота). За линией поворота они меняются ролями и таким же образом возвращаются обратно. Затем в игру вступает следующая пара игроков и т. д. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.

Памимо игровой деятельности юнным гимнастам очень нравиться фитнес для детей . Занятия фитнесом стимулируют силовые покозатели у спортсменов начальной подготовки.

Для совершенствования техники выполнения гимнастических упражнений

Самый изобретательный.

Ребята по очереди выполняют упражнение на акробатической дорожке или на гимнастическом снаряде. Последующим игрокам повторяться нельзя (за это - штрафное очко). Наиболее изобретательный игрок, выполнивший больше всех разнообразных упражнений и с наименьшим числом ошибок, считается победителем.Для совершенствования техники выполнения упражнений на коне может быть рекомендовано следующее игровое задание.

Подвижные игры для развития гибкости Эстафеты: «Передача мячей в колоннах». I вариант. Две команды выстраиваются в колонны по одному. Исходное положение – ноги шире плеч. Перед каждой командой лежит волейбольный мяч. По сигналу первый игрок каждой команды берёт мяч и через голову передает его стоящему за ним игроку. Так мяч переходит назад к последнему игроку команды. Тот, получив мяч, проползает между расставленными ногами в начало колонны, встает и опять передаёт мяч через голову назад. Игра продолжается до тех пор, пока первый номер команды не вернётся на своё прежнее место. II вариант. Из того же исходного положения, что и в предыдущей эстафете, первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами назад и т.д. игра продолжается до тех пор, пока первый номер команды не вернётся на свое прежнее место. IIIвариант. Исходное положение то же, что и в предыдущей эстафете, но расстояние между отдельными игроками 1м. первый игрок передает мяч через голову назад. Игрок, получивший мяч, передает его дальше, но между ногами, третий игрок – опять через голову, четвёртый – между ногами и т.д. последний игрок бежит с мячом в начало колонны и подает его через голову назад. Так каждый из игроков передаёт мяч один раз через голову и один раз между ногами. Игрок, стоящий в колонне первым, всегда передает мяч через голову. Побеждает команда, первый игрок которой раньше вернётся на своё место. IV вариант. Игроки ложатся на спину в колонны по одному так, что ноги последнего игрока находятся рядом с головой предпоследнего и т.д. между ногами первого игрока лежит набивной мяч. По сигналу все игроки переходят в положение сед с прямыми ногами. Игрок зажимает мяч между ногами, делает полукувырок назад, причем касается ногами пола за головой и передает мяч следующему. Тот ловит мяч ногами, передаёт его дальше так же, как и предыдущий. Последний игрок бежит в начало колонны и т.д. Зимние игры на открытой площадке Игры на снеговой площадке на развитие скоростно-силовых способностей. «Сбить городок». Две команды, заготовив снежки, выстраиваются за общей чертой. Впереди в 8 м ставят по городку. Каждая команда по сигналу ведущего делает залп по указанному ей городку. Сбитый городок относят на метр дальше и затем повторяют броски. Выигрывает команда, сумевшая после одинакового числа бросков со второй командой отнести городок на большее расстояние. «Снайперы». На большом листе фанеры рисуют мишень. Диаметр большого круга - не менее метра, диаметр «яблочка»- 20-30 см, всего же должно быть пять концентрированных кругов. Мишень прикрепляют к забору или глухой стене, прислоняют к чему-либо. Каждый играющий делает по пять снежков. За попадание с определенного расстояния (в зависимости от возраста) даются очки: в «яблочко» - пять, в следующий круг - четыре и т.д. время от времени мишень надо очищать от остатков снега после попаданий. Игру можно проводить как лично-командную. «Батарея, огонь!» Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 20-25 м. Между ними на возвышении кладется большой резиновый или кожаный мяч. По команде ведущего команды одновременно делают залп снежками по мячу. В чью сторону мяч скатится, та проиграла. Под конец подводится общий счет игры. «Попади снежком». Две команды выстраиваются друг против друга. Интервал в шеренга х - 3 м. Расстояние между шеренгами- 10 м. По команде игроки одной шеренги бросают снежками в соперников. Условие: как бросающий, так и тот, в кого бросают, не должны сходить с места. Последний может только приседать и увертываться. Осаленный снежком из игры выбывает. Следующий раз бросает другая команда. Очень сильно кидать не разрешается. Побеждает команда, в которой остается больше игроков на линии метания. «Салки со снежками». На небольшой площадке становятся два игрока со снежками, а остальные свободно передвигаются вокруг них. Входящие, не сходя с места, бросают в бегающих снежки. Игра заканчивается, когда останутся только два не осаленных снежком игрока. Они и становятся новыми водящими. «Перебежки». На одном конце площадки размечается линия «города», а на другом - линия «кона». Между ними сбоку проводится еще черта. Одна команда становится за линию города, а вторая - за боковую линию. Каждый игрок второй команды имеет по два снежка. Игроки первой команды должны перебежать, по одному или все вместе, за линию кона, а потом обратно. В это время стоящие за боковой линией бросают в них снежки. Водящий следит за игрой и считает, сколько игроков осалено.Потом команды меняются ролями. Игры на санках на развитие быстроты. « Езда на перекладных». Прокладывается дистанция 100-400 м, имеющая вид петли или кольца. Дистанция делится на этапы флажками (вешками) . в игре участвует две- три команды по шесть- восемь человек, у каждой команды санки. На старт выходят по два игрока каждой команды, один садится на санки, другой берется за веревку. По сигналу «Марш!» пары трогаются в путь. У промежуточного между этапами флажка игроки в парах меняются ролями. У второго этапа происходит смена пар и т.д.

Выигрывает команда, игроки которой первой пересекут линию финиша.

« Любишь кататься…» две-три команды по шесть- восемь человек выстраиваются на старте. У каждой санки. Впереди в 10-20 м против каждой команды втыкаются в снег флажки. В каждой команде первый номер берет санки за веревку, второй садится на сани, третий подталкивает сидящего на санках. По сигналу каждый экипаж должен возможно быстрее обежать вокруг флажка и вернуться назад. После этого первый номер становится в конец колонны, второй слезает с санок и берет их за веревку, третий садится, а четвертый(из колонны) выходит подталкивать сидящего. Смена игроков происходит до тех пор, пока все не перекатаются (последним на сани садится первый номер команды). Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

«Срочное донесение». Дистанция 200-300 м в виде кольца разбивается на пять-шесть этапов. Старт и финиш в одном месте. В игре участвует две команды по 10-20 человек (по два человека на этап). На старте от каждой команды один игрок садится на санки, другой берется за веревку. Ведущий дает сидящим по эстафетной палочке-донесению. После сигнала обе пары отправляются в путь, но в разные стороны. На втором этапе везущих и сидящих сменяют новые игроки, им передается эстафета; так же и на других этапах. Побеждает команда, первой доставившая донесение на финиш. При повторении игры ее участники меняются ролями.

«Встречная эстафета». Соревнуются несколько команд. Перед каждой ставится по флажку, и одна половина команды уходит к этому флажку. На старт выходит по одному игроку каждой команды с санками. По сигналу они бегут в сторону игроков своей команды, находящихся за флажком. Впереди стоящий игрок второй половины команды берется за веревку, а прибежавший становится ногами в санки и так, стоя (разрешается немного приседать для сохранения равновесия), едет назад. На старте он соскакивает с саней, а на его место встает привезший санки. Везущим становится второй номер первой половины команды и т.д. каждый устоявший приносит команде одно очко, соскочивший с санок из-за потери равновесия - ноль очков. Чтобы не сбиться со счета перебежек, каждой команде надо заранее указать последнего игрока, который будет финишировать.

«Санные поезда». Четыре или пять саней связываются в поезд. В игре участвуют две-три команды санных поездов. Дистанции – 200-300м. не более половины участников команды сидит ни санях, а остальные тянут поезд. Во время гонки везущим и сидящим на санях разрешается меняться местами, но не более одного раза.

Побеждает команда санного поезда, прибывшего на финиш первым.

Татьяна Казанцева
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

«Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры:

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

«Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Быстро возьми»

Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2 вариант.

Дети выполняют танцевальные движения, разные виды бега и ходьбы. Предметов может быть меньше на 3-4.

«Чья колонна скорее построится?»

Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т. д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

2 вариант.

Воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.

«Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант.

Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

«Бег шеренгами»

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20шагов, можно дать им названия «Ракета» и «Спутник». По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки идут вперёд, стараясь соблюдать равнение. Когда до другой шеренги участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду: «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. При повторе команды меняются ролями

2 вариант.

Каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например: те, кто наступает, могут брать друг друга под руги, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

«Догони соперника»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.

2 вариант.

Дети убегают разными видами бега.

«Перемена мест»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.

Ход игры:

Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу. Побеждает команда сделавшая это быстрее.

2 вариант.

Перебегать боковым галопом, с прямыми ногами.

«Будь внимателен»

Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10м) напротив каждого лежат три предмета (кубик, погремушка, флажок) на сигнал «Беги!» дети устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трёх предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию, выигрывает тот, кто первым принёс предмет, если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

2 вариант

Детям сразу сказать, какой предмет принести. Прибежать взять предмет и поднять его вверх.

«Салки – не попади в болото»

Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный ловишкой выходит из игры.

2 вариант.

Ловишка стоит в центре круга начерченного на земле или выложенного из шнура. Дети забегают в круг и выбегают из круга, а Ловишка пытается осалить того, кто не успевает выбежать из круга.

«Салки со скакалкой»

Цель: у чить детей бегать парами, тройками по площадке, держась за скакалку, стараясь осалить детей, бегающих врассыпную. Развивать умение действовать согласованно в парах, тройках, координацию движений, ловкость.

Ход игры:

Двое детей берут за концы обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить остальных детей, убегающих от них. Первый пойманный становится между водящими, берётся одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.

Усложнение: в игру включить 2 пары ловишек.

«Перемени предмет»

Цель: учить детей быстро перебегать на противоположную сторону площадки, брать предмет и предавать своему товарищу. развивать умение действовать в команде, соблюдать правила, ловкость, общую выносливость. Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.

Ход игры:

На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн. На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80см. каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладётся такой же предмет. По сигналу игроки бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на своё место и поднимают принесённый предмет над головой. Тот кто сделал это первым считается выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая большее количество выигрышей.

Усложнение: бежать за предметом змейкой между кеглями, не уронив кегли.

«Догони свою пару»

Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Ход игры:

Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.

«Второй лишний»

Цель: учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры.

Дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.

2 вариант.

Можно по кругу встать парами, тогда игра будет называться «Третий лишний».

«Веревочка»

Цель: учить детей быстро бегать, стараясь дёрнуть за верёвку. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры:

На пол кладут верёвочку, длиной 1м. на расстоянии 5-6 м от её концов ставят флажки. Двое детей встают у концов верёвки лицом к своим флажкам. По сигналу: «Раз, два, три, беги», дети бегут каждый к своему флажку обегают его возвращаются и дергают за конец верёвки. Побеждает тот, кому это удалось сделать первым.

2 вариант:

Под двумя стульчиками, стоящими спинками друг к другу кладётся скакалка, дети сидят на стульях пока звучит музыка дети бегают вокруг стульев, как только музыка остановится дети должны сесть на свой стул и схватить за конец скакалки тот кто сделал первый победил.

«Эстафета парами»

Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.

Усложнение:

Дети встают спиной друг к другу и сцепляются локтями.

«Не попадись»

Цель: учить детей перепрыгивать шнур на дву3х ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивает по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта пойманных меняются ловишки и игра возобновляется.

Усложнение: дети запрыгивают в круг на одной ноге или боком.

«Лягушки и цапля»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» -она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать.

Усложнение: ввести вторую цаплю, поднять верёвку на высоту – 20см.

«Не наступи»

Цель: учить детей прыгать через палочку боком вправо, влево. Развивать чувство ритма, чередуя прыжки вправо влево, внимание, ловкость. Укреплять мышцы ног.

Ход игры:

Подгруппа детей каждый себе кладут на землю палочку длиной 40см, и встают от них справа. Под счёт воспитателя и остальных детей прыгают, смещая ноги вправо и влево от палочки. Тот, кто ошибся – прыгал не точно под счёт, наступил на палочку, выходит из игры.

Усложнение: прыгать поочерёдно каждой ногой вперед, назад.

«Будь ловким»

Цель: учить детей прыгать в круг, перепрыгивая через мешочки с песком и обратно, стараясь, чтобы не осалил водящий. Отталкиваться и приземляться на обе ноги, на носки. Развивать ловкость, быстроту движений. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети стоят лицом в круг, у ног у каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу, воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Через 30-40сек воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех кого ни разу не коснулся Ловишка.

Мешочек нельзя перешагивать, только перепрыгивать, водящий может касаться того, кто находится внутри круга, как только водящий отходит дальше, ребёнок снова прыгает.

2 вариант.

Прыгать на одной ноге в круг, ввести ещё одного ловишку.

«Прыгни - присядь»

Цель: учить детей перепрыгивать через верёвку двумя ногами, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги, принимать положение в группировке присев. Развивать ловкость, внимание, быстроту движений.

Ход игры:

Дети стоят в колонне на расстоянии одного шага от другого. Двое водящих с верёвкой в руках – длина 1,5м, располагаются справа и слева от колонны. По сигналу дети проносят верёвку перед колонной на высоте – 25-30см от земли. Дети в колонне поочерёдно перепрыгивают через верё1вку. Затем, миновав колонну, водящие поворачиваются обратно, неся верёвку на высоте 50-60см. дети быстро приседают, принимая положение группировки, чтобы верёвка их не задела. При повторении ведущие меняются.

Подпрыгивать вверх толчком двух ног, не перешагивать, тот кто ошибся, выходит из колонны на 2-3 повторения иг8ры.

Усложнение: поднять верёвку вывшее, над детьми проносить ниже.

«Не оступись»

Цель: учить детей прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать координацию движений, ловкость. Укреплять мышцы ног.

Ход игры:

Соревнуются две команды – по 5-6детей. Первые в каждой команде продвигаются вперёд прыжками на одной ноге, остальные идут рядом. Как только прыгающий оступится, начинает прыгать второй ребёнок из этой же команды. Выигрывает команда, сумевшая одолеть прыжками более длинную дистанцию.

Прыгать на одной ноге, вставшего на обе ноги тут же сменяют. Сменивший начинает прыгать с того места, где ошибся предыдущий играющий.

2 вариант

прыгать то на правой то на левой ноге, главное не вставать на две ноги.

«Прыжковая эстафета»

Цель: учить детей выполнять на скорость разные виды прыжков: боком, с мячом, зажатым между ног, в руках, с ноги на ногу, на одной ноге.

Ход игры:

Дети встают в колонны и продвигаются вперёд разными видами прыжков: с одной ноги на другую, на двух ногах, с набивными мячами в руках, боком. В конце продвижения дать задание – выпрыгнуть вверх, коснуться рукой отметки на стене, баскетбольного кольца, подвешенного мяча.

2 вариант.

Можно комбинировать задания: в одну сторону прыгать на правой ноге, а в другую – на левой; с мячом, зажатым между коленями, обратно голенью.

«Лиса и куры»

Цель: учить детей спрыгивать с предметов, приземляясь на носки полусогнутые колени, бегать врассыпную, не наталкиваясь. Развивать ловкость, внимание. Укреплять своды стоп.

Ход игры:

Дети изображающие кур стоят на скамейках, кубах, пеньках. Один ребенок выбирается лисой она сидит в своей норе. По сигналу куры спрыгивают с насеста и бегают по двору, подпрыгивают, похлопывают крыльями, клюют зёрна. По сигналу воспитателя лиса выбегает из своей норы и старается поймать замешкавшуюся курицу. Куры должны быстро взлететь на насест. Кого поймала лиса, уводит к себе в нору.

2 вариант

Лиса потихоньку начинает подбираться к курам, один из детей изображающий петуха замечает лису и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу куры убегают на насест. Петух следит за порядком и взлетает на насест последним. Лиса ловит ту курицу, которая не сумеет удержаться на насесте или не успеет взлететь на насест. И уводит её в нору, но на пути ей неожиданно встречается охотник с ружьём (воспитатель) испугавшись лиса, отпускает курицу и убегает, а курица возвращается домой.

Картотека подвижных игр

(методическое сопровождение по развитию двигательной активности через проведение подвижных игр).

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного, социально желательного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.

Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение; активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.

Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой. Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.

Играть для детей – это, прежде всего, двигаться, действовать.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Поэтому надо использовать игры для развития ребенка. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества.

Так же подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка - дошкольника.

Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Автором данной разработки было рассмотрено и систематизировано 39 подвижных игр на развитие различных физических качеств, которые могут быть рекомендованы для занятий с дошкольниками.

Подвижные игры

Игры, основанные на беговых упражнениях , способствуют развитию координации движений, быстроты, выносливости, что особенно важно формировать с раннего возраста.

Для развития этих качеств рекомендуется проводить следующие игры: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц», «Карусель», «Зима и лето», «Мороз-красный нос», «Коршун и наседка», «Краски».

Игры, включающие прыжки способствуют развитию ловкости, координации движений. Для развития этих качеств предлагаются следующие игры: «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

Игры с лазаньем и ползаньем способствуют развитию гибкости, координации движений. Для развития этих качеств используются следующие игры: «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье», «Белки в лесу».

Игры, основанные на метании предметов формируют такие физические качества как силу, меткость, ловкость. Для развития этих физических качеств организуются следующие игры: «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо», «Подбрось-поймай», «Поймай мяч», «Шарик с горки».

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что в развитии выносливости особую значимость имеют эстафеты . Они способствуют расширению функциональных возможностей всех систем жизнеобеспечения. Ловкость понимают по-разному, но почти все сходятся на том мнении, что это комплексное двигательное качество и развивается оно различными средствами. Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т. к. ориентируют их на достижение определенной цели.

Игры эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия. Наиболее интересными для дошкольников являются следующие эстафеты: «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий»;

с элементами соревнования : «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого (педагога) при организации подвижных игр и развлечений. Во время проведения игр и упражнений дошкольников надо приучать выполнять определённые правила, так как это позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность игр.

Обучающиеся должны научиться :

начинать и прекращать игры по сигналу педагога;

быстро и чётко занимать места для начала игры;

играть честно, без обмана;

быстро выходить на определённое место;

во время игры не ударять товарищей;

не убегать далеко за границы игрового поля;

не смеяться над другими ребятами, если те упали (наоборот помочь товарищу подняться);

играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

«Мы весёлые ребята»

Цель: обучение детей действию по сигналу, бегу с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием; развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игроки хором произносят:

«Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три, лови!»

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.

2 вариант.

Дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка - в центре, обучающиеся разбегаются в стороны.

«Мышеловка»

Цель: обучение детей бегу под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, а также действию по сигналу; развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

Игроки делятся на две неравные группы, меньшая образует круг – мышеловку, остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки идут по кругу и говорят:

«Ах, как мыши надоели,

развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут вот напасть.

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех зараз!»

По окончании слов, дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу педагога: «Хлоп!» дети, стоявшие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. «Мыши», не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг.

«Карусель»

Цель: обучение детей ходьбе и бегу с ускорением и замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом; развитие умения двигаться по кругу по часовой стрелке и в противоположном направлении.

Ход игры:

1 вариант.

Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом:

«Еле, еле, еле, еле,

завертелись карусели,

а потом кругом, кругом,

всё бегом, бегом, бегом!»

После того как дети пробегут 2-3 круга, педагог останавливает их и подаёт сигнал к изменению направления движения. Игроки поворачиваются кругом и перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем руководитель вместе с детьми произносит;

«Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!»

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут на землю шнур и расходятся по всей площадке.

2 вариант.

Дети держатся за руки, идут по кругу в одном направлении, затем в другом.

«Ловишки - перебежки»

Цель: обучение детей бегу с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формирование умения действовать по сигналу, развитие быстроты, ловкости.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят за чертой на одной стороне площадки. На второй стороне также проведена черта. Сбоку стоит Ловишка. На слова воспитателя: «Раз, два, три – беги!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. После 2-3 перебежек Ловишку выбирают из самых ловких и быстрых детей, которые небыли пойманы.

2 вариант.

Дети перебегают разными видами бега.

«Караси и щука»

Цель: обучение детей ходьбе и бегу врассыпную, по сигналу прятаться за «камешки», приседая на корточки; развитие ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

1 вариант.

Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу педагога щука быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем ни будь из играющих и присесть за камешки. Пойманные караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.

2 вариант.

Караси плавают не только в кругу но и между камней, щука находится в стороне. Можно выбрать две щуки.

«Хитрая лиса»

Цель: обучение детей бегу, не наталкиваясь друг на друга, действию по сигналу, ориентировке на площадке; развитие ловкости, быстроты.

Ход игры:

1 вариант.

Игроки стоят по кругу, на расстоянии одного шага один от другого. Педагог просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а руководитель обходит круг – за спинами детей и дотрагивается до одного из детей, который и становится хитрой лисой. Затем педагог предлагает открыть глаза и внимательно посмотреть кто из них лиса - не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Игроки три раза спрашивают с небольшими промежутками – сначала тихо, затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» при этом все смотрят друг на друга.

Когда все игроки, в том числе и лиса в третий раз произнесут: «Хитрая лиса где ты?» Хитрая лиса выпрыгивает в центр круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все игроки разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется.

2 вариант.

Можно выбрать 2-4 лисы, и бегать по площадке разными видами бега.

«Бездомный заяц»

Цель: обучение детей быстрому бегу; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал.

Ход игры:

1 вариант.

Выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные зайцы чертят себе кружочки и каждый встаёт в свой. Бездомный заяц убегает от охотника, он может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда стоявший в кружке заяц должен сейчас же убегать, потому что он теперь бездомный заяц и охотник будет его ловить. Как только охотник осалил зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

2 вариант.

Дети образуют круг, взявшись за руки по 3-4 ребёнка, а в центре такого круга стоят зайцы.

3 вариант

Дети стоят в кругах, нарисованных на земле, по сигналу воспитателя зайцы меняются домиками – перебегают из одного в другой, а охотник занимает любой освободившийся домик, кто остался без домика становится охотником.

«Сделай фигуру»

Цель: обучение детей бегу врассыпную по залу, изменению движения по сигналу, развитие равновесия, умение сохранять неподвижную прозу.

Ход игры:

1 вариант.

По сигналу педагога все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Педагог отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными.

2 вариант.

Можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.

«Уголки»

Цель: обучение детей бегу с места на место быстро, незаметно для ведущего; развитие ловкости, быстроты движения, ориентировки в пространстве.

Ход игры:

1 вариант.

Дети становятся возле деревьев или в кружочках, начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит: «Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

2 вариант.

Если водящему долго не удаётся занять место, педагог говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

«Затейники»

Цель: обучение детей ходьбе по кругу, взявшись за руки вправо, влево; повторение движений за водящим; развитие внимания, памяти, творчества.

Ход игры:

Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.

«Гуси - лебеди»

Цель: обучение детей бегу с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали; развитие умения действовать по сигналу, ловкости, быстроты.

Ход игры:

На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси останавливаются и отвечают хором: Га-га-га.

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да, да, да!

Пастух: Так летите же домой.

Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.

Пастух: Так летите, как хотите только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем после 2-3 перебежек выбирается новый пастух и волк.

«Зима и лето»

Цель: обучение детей построению в две шеренги спиной друг к другу, быстрому бегу, умение находить свою пару; развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры:

1 вариант.

Стоящие в две шеренги дети поворачиваются спиной друг к другу. Одна шеренга – зима, другая – лето. По сигналу «Зима!» игроки этой команды поворачиваются кругом и ловят каждый свою пару. Тоже по сигналу «Лето!»

2 вариант.

У каждого ребёнка мяч малого диаметра, по сигналу дети поворачиваются и бросают мяч в свою пару.

«Мороз – красный нос»

Цель: обучение детей бегу в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки; действию по сигналу; сохранению неподвижной позы; развитие выдержки, внимания.

Ход игры:

1 вариант.

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

«Мы два брата молодые,

Я Мороз-Красный нос,

Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?»

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

«Коршун и наседка»

Цель: обучение детей движению в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления; развитие умения действовать согласованно и ловко.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

«Встречные перебежки»

Цель: обучение детей бегу с одной стороны площадки на другую в быстром темпе; развитие внимания, быстроты движения.

Ход игры:

Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгах (расстояние между детьми в шеренге не менее 1метра) . У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, жёлтые. По сигналу педагога: «Синие»!» дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладони и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.

«Пустое место»

Цель: обучение детей быстрому бегу наперегонки в противоположные стороны; развитие быстроты реакции, внимания.

Ход игры:

1 вариант.

Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс: получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит вне круга и говорит:

«Вокруг домика хожу,

и в окошечки гляжу,

к одному я подойду,

и тихонько постучу».

После слов постучу, водящий останавливается, заглядывает в окошко и говорит: «Тук, тук, тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришёл?». Водящий называет своё имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришёл?» Водящий отвечает: «Бежим наперегонки». И оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остаётся в кругу, опоздавший становится водящим, и игра продолжается.

2 вариант.

Водящий просто ходит за кругом и кладёт руку на плечо кому-нибудь, с ним и бегут в разные направления, стараясь занять пустое место.

«Парный бег»

Цель: обучение детей бегу в парах, не расцепляя рук, огибанию предметав; развитие ловкости, внимания.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.) , по числу звеньев. По сигналу педагога первые пары детей взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.

2 вариант.

Бежать с за хлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

«Краски»

Цель: обучение детей бегу, прыжкам на одной ноге, приземляясь на носок, полусогнутую ногу; развитие ловкости, быстроты движения, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

1 вариант.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее, например, скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит, и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок, изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Кто сделает меньше прыжков»

Цель: обучение детей прыжкам в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги; развитие силы толчка.

Ход игры:

На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться мягко на обе ноги.

«С кочки на кочку»

Цель: обучение детей перебираться с одной стороны площадки на другую: прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге; развитие силы толчка и ловкости, умение сохранять равновесие.

Ход игры:

1 вариант.

На земле чертят две линии – два берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Педагог чертит на болоте кочки (круги) на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, педагог назначает кому выводить детей из болота. Тот, подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

2 вариант.

Соревнование: «Кто быстрее переберётся через болото».

«Удочка»

Цель: обучение детей прыжкам на двух ногах, приземляясь на носки, полусогнутые ноги; развитие ловкости, быстроты, глазомера.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят по кругу в центре педагог. Он держит в руках верёвку на конце которой привязан мешочек с песком. Руководитель вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так чтобы мешочек не задел их ног. Описав 2-3 круга делается пауза и подсчитываются пойманные.

2 вариант.

Тех детей кого поймали, выходят из игры, так пока не останутся самые ловкие.

«Не оставайся на полу»

Цель: обучение детей бегу по залу врассыпную, запрыгиванию на кубы, скамейки без помощи рук, спрыгивания с них легко на носки, полусогнутые ноги; закрепление умения действовать по сигналу; развитие ловкости, быстроты.

Ход игры:

1 вариант.

Выбирается Ловишка, который бегает по залу вместе с детьми. Как только педагог произнесёт: «Лови!», все убегают от ловишки и взбираются на предметы: скамейки, кубы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых дотронулся Ловишка, выходят из игры.

2 вариант.,

Выбирается 2 ловишки, бегают разными видами бега, использовать музыкальный сигнал.

«Пожарные на учении»

Цель: обучение детей лазанию по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая; развитие согласованной работы рук и ног, быстроты, ловкости.

Ход игры:

Дети строятся в 3-4 колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные.

На каждом пролёте на одинаковой высоте подвешиваются колокольчики. По сигналу педагога: удар в бубен или слова «Марш!» дети, стоящие в колонне первыми, бегут к стенке взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в её конец. Руководитель отмечает тех, кто быстрее всех выполнит задание. Затем по сигналу бегут вторые стоящие в колонне. Следить за тем, чтобы дети не пропускали реек, не спрыгивали.

«Медведи и пчёлы»

Цель: обучение детей лазанию по гимнастической стенке, взбиранию на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгиванию на носки, полусогнутые ноги, бегу врассыпную; развитие ловкости, смелости, быстроты.

Ход игры:

Дети делятся на две равные группы, одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне берлога медведей. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Педагог подаёт сигнал: «Медведи!». Пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу, ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Следить, чтобы с гимнастической стенки слезали, а не спрыгивали, не пропускали рейки. Со скамеек спрыгивать на носки полусогнутые ноги.

«Кто скорее до флажка»

Цель: обучение детей действию по сигналу, прыжкам на двух ногах с продвижением вперёд, подлезанию под дугу удобным способом, бегу на - перегонки; развитие умения соревноваться, передавать эстафету.

Ход игры:

1 вариант.

Дети распределяются на три колонны поровну. На расстоянии 2м от исходной черты ставятся дуги или обручи, можно натянуть шнур, затем на расстоянии 3м. ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу педагога выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.

2 вариант.

Вводится усложнение: натягивается верёвка на высоте 60см, дети должны, не касаясь руками пола, подлезть под шнуром.

«Белки в лесу»

Цель: обучение детей лазанию по гимнастической стенке, не пропуская реек, не спрыгивая; воспитание интереса к подвижным играм.

Ход игры:

Выбирается охотник. Все остальные дети – белки, они сидят на «деревьях» - гимнастической стенке, скамейках. По сигналу педагога: «Берегись!» или по удару в бубен все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с «деревьев» и влезают на другие, в это время охотник дотрагивается до них рукой. Пойманными считаются белки осаленные охотником, а также те которые остались на прежних местах, они отходят в домик к охотнику.

«Мяч водящему»

Цель: обучение детей ловле мяча, развитие глазомера, моторики рук, быстроты, точности броска.

Ход игры:

1 вариант.

Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в круг, в центре каждого круга стоит водящий с мячом в руках. По сигналу педагога водящие перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»

2 вариант.

Мяч, водящий бросает не по порядку, а в разнобой, выигрывает группа, у которой ни разу не упадёт мяч.

«Охотники и зайцы»

Цель: обучение детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действие по сигналу; закрепление умения бросать мяч; развитие ловкости, глазомера.

Ход игры:

1 вариант.

Выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!», зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те, в кого он попал считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.

2 вариант.

Охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет они просто увёртываются от мяча.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение детей катанию мяча, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м, бегу за мячом, предавая другим детям; развитие глазомера, силы броска.

Ход игры:

На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м, от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

«Школа мяча»

Цель: закрепление умения детей выполнять разные действия с мячом; развитие координации движений, глазомера, ловкости.

Ход игры:

    подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой;

    ударить мяч о землю и поймать одной рукой;

    подбросить вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его двумя руками;

    ударить о стену и поймать его одной рукой;

    ударить о стену, поймать его одной рукой, после того как он ударится о землю;

    ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и поймать одной рукой;

    ударить мяч о стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнёра, который должен поймать его;

    ударить мяч, о стену бросив его из-за спины, из-за головы, из-под ноги и поймать его.

«Подбрось – поймай»

Цель: обучение детей подбрасыванию теннисного мяча и ловли его; развитие глазомера, ловкости, координации движений.

Ход игры:

1 вариант.

Дети становятся в две шеренги, на расстоянии 3м. В одной шеренге у всех детей шарики. По сигналу дети одновременно подбрасывают шарик вверх и ловят его двумя руками, затем прокатывают шарик стоящим, напротив. Те делают тоже самое.

2 вариант.

Усложнение: при подбрасывании мяча выполнить хлопки, повернуться вокруг себя, бросать одной рукой ловить другой.

«Охотники и звери»

Цель: обучение детей броску маленького мяча, стараясь попасть в цель, выполняя имитационные движения; развитие ловкости, глазомера.

Ход игры:

Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый второй, делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч считается подстреленным и выходит из круга. Затем игроки меняются ролями.

«Мяч через сетку»

Цель: обучение детей перебрасыванию мяча через сетку двумя руками от груди, из-за головы и ловли его; развитие ловкости, точности броска, глазомера.

Ход игры:

1 вариант.

Дети (2-4) становятся по обе стороны сетки на расстоянии 1,5м (сетка натянута на 15см выше поднятой руки ребёнка). Дети перебрасывают мяч через сетку друг другу из-за головы двумя руками, от груди двумя руками. Если играют четверо, то один ребёнок перебрасывает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, а тот бросает снова через сетку.

2 вариант.

В игру можно ввести счёт. На какой стороне мяч меньше падал на пол, та сторона выиграла.

«Попади в обруч»

Цель: обучение детей метанию мешочками с песком в горизонтальную цель, правой, левой рукой; развитие глазомера, точности броска.

Ход игры:

1 вариант.

Дети стоят по кругу диаметром 8-10м через одного в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу педагога дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева по договорённости. Получив мешочки, дети бросают их стараясь попасть в обруч. Затем дети поднимают мешочки, и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т. д.

2 вариант.

Забрасывать мешочки одной, двумя руками из-за головы, сидя, стоя на коленях.

«Серсо»

Цель: обучение детей бросанию деревянных колец, стараясь их забросить на «кий» (деревянная палка); развитие ловкости, глазомера.

Ход игры:

Играют двое. Один при помощи кия бросает деревянные кольца, а другой ловит их на кий, можно сначала подбрасывать их рукой и ловить на руку, а затем использовать кий. Выигрывает тот, кто больше поймает колец.

«Брось за флажок»

Цель: обучение детей метанию мешочками в даль правой, левой рукой из-за головы; развивать силы броска, глазомера.

Ход игры:

Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4-5м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки из-за головы двумя руками или одной рукой, стараясь забросить их за линию флажков. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают своей паре. Бросает следующая шеренга, результаты сравниваются.

«Шарик с горки»

Цель: обучение детей катанию шариков настольного тенниса с горки и бегу за ними, передавая эстафету.

Ход игры:

Из кубиков и дощечек устраивают 2-3 горки. Дети становятся в колонны перед горками по 5-6 человек. Стоящие впереди берут по шарику, по сигналу педагога катят шарик с горки и бегут за ними. Догнав их возвращаются, передают шарик следующему игроку, а сами бегут в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

«Поймай мяч»

Цель: обучение детей ловле мяча на лету, подпрыгивая вверх; развитие ловкости, быстроты движений, выдержки.

Ход игры:

1 вариант.

В игре участвуют трое детей. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ними. Если ему удалось поймать мяч, то он становится на место ребёнка бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

2 вариант.

Играть могут большее количество детей, тогда они становятся по кругу, а водящий в центре. Игра продолжается как в 1 варианте.

«Кольцебросы»

Цель: обучение детей набрасыванию колец на колышки; развитие глазомера, ловкости, выдержки.

Ход игры:

Дети договариваются, по сколько колец будет бросать каждый, становятся в порядке очередности за линию, набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание подсчитывают, кто больше колец забросил на колышки.

Во время подвижных игр у детей формируется умение использовать приобретенные навыки в различных жизненных ситуациях. У них развиваются ловкость быстрота, дошкольники становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.

Список, использованной литературы:

    Агапова И. А. Подвижные игры для дошкольников М.: АРКТИ, 2008.

    Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет М.: Академия, 2004.

    Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 5-6 лет М.: Сфера, 2010.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО ЦДТ

В.Д. Заборонок

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

(методическое сопровождение по развитию двигательной активности через проведение подвижных игр).

педагог дополнительного образования