Евфимий алексеевич болховитинов краткая биография. Болховитинов первым осмыслил историю воронежского края

До половины курса Философии.

В этом же году избран членом Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. В году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.

Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.

16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода и избран членом Виленского университета.

Прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.

Был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.

Отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени. Оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорит преосвящ. Филарет Киевский , - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митр. Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич:

"Давно зная имя митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного, отвечал ключарь, вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".

Добрую память оставил о себе митр. Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Сочинения

  • Новая Латинская Азбука. М., 1788
  • Рассуждение о надобности греческого языка для богословия. М., 1793
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Издание 2-е в двух частях. Спб., 1827 (первое издание вышло в 1818 году)
  • Словарь Русских светских писателей, соотечественников и чужестранных, писавших в России, М., 1845
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяно-руссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-Российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древне-христианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина в 2-х частях. СПб, 1827.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом в 2-х томах. М., 1793.
  • Парнасская история (студенческая работа). М., 1788.

Награды

  • наперсный крест алмазный (15 сентября 1801, при коронации Государя Императора Александра I)
  • орден св. Анны I степени (5 марта 1805)
  • орден св. Александра Невского
  • орден св. Владимира II степени (30 августа 1814)
  • орден св. ап. Андрея Первозванного (22 августа 1826)

Литература

  • Захарченко М.М. Киев прежде и теперь. Киев, 1888, с. 42, 117, 124, 187, 210.
  • Полетаев Н. Труды митр. Евгений Болховитянова по истории Русской Церкви. Казань, 1889.
  • Карпов С.М. Евгений Болховитянов, как митрополит Киевский. Киев, 1914.
  • Токманов И. Истор.-археолог. очерк Хутынск. Варлаам. Спасо-Преображен. м-ря. Новгород, 1911, с. 45, 46.
  • Суворов Н. Описание Спасо-Каменск. м-ря на Кубенском озере. 2-е изд. Вологда, 1893, с. 30 пр.
  • Леонид, иером. История церкви в пределах нынешней Калуж. еп. Калуга, 1876, с. 191-194.
  • Толстой М. Святыни и древн. Пскова. М., 1861, прил., с. 18.
  • Жмакин, прот. Игумен Вяземского Аркад. м-ря. М., 1897, с. 67-68.
  • Григорович Переписка с гр. Румянцевым и с Киевским митр. Евгением.
  • Булгаков, с. 1397, 1401, 1403, 1410.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
  • Толстой Ю., № 194.
  • Строев П., с. 9, 40, 272, 382, 560, 733.
  • Голубинский, с. 55.
  • Летопись Е. А., с. 791.
  • Юбилейный сборник, с. 282, 343, 348, 616.
  • Списки архиереев, с. 20, № 194.
  • Н. Д., с. 16, 20, 48, 51, 69.
  • Руков. для сельских пастырей, 1868, т. II, с. 267; т. VII, с. 373.
  • Изв. Казан. еп., 1867, № 18, с. 512.
  • -"- 1879, № 20, с. 590.
  • -"- 1884, № 4, с. 123.
  • Странник, 1869, ноябрь, с. 37-39.
  • -"- 1887, июнь-июль, с. 266.
  • Самар. еп. вед., 1867, № 21, с. 513.
  • Церковн. вестн., 1891, № 25, с. 392.
  • Труды К. Д. А., 1870, июнь, с. 16; август, с. 574.
  • -"- 1874, март, с. 4; август, с. 375-377, 406.
  • -"- 1879, май, с. 120.
  • -"- 1884, июль, с. 286, 292-294.
  • -"- 1888, апрель, с. 681.
  • -"- 1889, июль, с. 479-484.
  • Прав. собес., 1874, январь, с. 119.
  • -"- 1888, декабрь, с. 513-554.
  • -"- 1889, июнь, с. 319; сентябрь, с. 22; октябрь, с. 186-208.
  • -"- 1899, январь, с. 112, 114.
  • -"- 1907, июнь, с. 848, пр. 7; сентябрь, с. 36, пр.
  • -"- 1909, июль-август, с. 219.
  • -"- 1912, май, с. 260.
  • Русская старина, 1870, т. I, с. 541, 546, 585; т. 2, с. 223-224, 601-605, 607, 609, 612-616, 675-676.
  • Русская старина, 1871, т. 3, с. 207; т. 4, с. 681, 682.
  • -"- 1872, март, с. 481; октябрь, с. 406.
  • -"- 1874, март, с. 428; апрель, с. 799, 800.
  • -"- 1875, март, с. 657, п/с.
  • -"- 1877, июль, с. 387.
  • -"- 1878, февраль, с. 199.
  • -"- 1880, январь, с. 22; сентябрь, с. 197.
  • -"- 1881, июнь, с. 203; сентябрь, с. 58-74; октябрь, с. 238, 243, 245, 248, 249, 250, 345, 348.
  • Русская старина, 1882, апрель, с. 182; май, с. 431 и п/с; июнь, с. 24.
  • -"- 1883, июль, с. 130, 131 и п/с.
  • -"- 1885, июнь, с. 590; июль, с. 168.
  • -"- 1886, июнь, с. 710.
  • -"- 1887, апрель, с. 129; май, с. 661.
  • -"- 1888, май, с. 799; июнь, с. 604 п/с. 1, с. 605.
  • -"- 1907, июнь, с. 638, 642.
  • -"- 1910, май, с. 404-422.
  • Историч. вестн., 1881, июнь, с. 284.
  • -"- 1882, февраль, с. 341; май, с. 266.
  • -"- 1883, февраль, с. 283 п/с.
  • -"- 1884, ноябрь, с. 3 п/с. 1.
  • -"- 1886, апрель, с. 146, 157.
  • -"- 1888, январь, с. 185-186; август, с. 3; ноябрь, с. 3.
  • -"- 1889, январь, с. 222-223; июль, с. 141, п/с. 1, с. 213.
  • -"- 1892, июнь, с. 821.
  • -"- 1893, январь, с. 259.
  • -"- 1894, апрель, с. 221.
  • -"- 1896, апрель, с. 157, 177, 180.
  • -"- 1904, январь, с. 224; май, с. 605.
  • Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 359.
  • -"- 1864, январь, с. 31.
  • Христ. чтен., 1871, декабрь, с. 979.
  • -"- 1900, март, с. 398-399.
  • Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 769, 771 п/с, 772, 773, 781, 782, 785 п/с. 1, 787 п/с. 1, 788 п/с. 3, 791, 802, 808 п/с. 3, 817, 826 п/с. 1, 828, 834-835, 839 п/с. 8, 841 п/с. 1, 847.
  • Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 361 (Филарет, архиеп. Черниговский).
  • -"- 1888, кн. 3-я, с. 253 (Из записок сенатора К.Н. Лебедева).
  • -"- 1889, кн. 2-я, с. 21-84, 161-236, 321-388 (Письма митр. Евгения к В.Г. Анастасевичу); кн. 3-я, с. 379 (Письмо митр. Евгения архим. Парфению).
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 92 (Четыре письма митр. Леонтия к архиеп. Костромскому Платону).
  • Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 11, с. 374.
  • -"- 1897, кн. 1-я, с. 235, 240 (Записки гр. Бутурлина); кн. 2-я, с. 592, 595, 596.
  • -"- 1898, кн. 1-я, с. 304 (Малышевский И.И. Деят. митр. Евгения в звании предс. конф. К. Д. А.).
  • -"- 1899, кн. 1-я, № 1, с. 26 п/с., № 4, с. 529; кн. 2-я, № 6, с. 188, 189 п/с. 7, с. 215 п/с. 3; кн. 3-я, № 11, с. 310.
  • Рус. архив, 1900, кн. 1-я, № 1, с. 25; кн. 2-я, № 5, с. 93-94.
  • -"- 1901, кн. 2-я, № 5, с. 21.
  • -"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 372, 433-434; № 4, с. 546; № 6, с. 223.
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 101; № 2, с. 194, 225, 226, 227, 289.
  • Ж. М. П., 1945, № 1, с. 45.
  • -"- 1954, № 4, с. 47.
  • -"- 1957, № 5, с. 57-61.
  • БЭС, т. I, с. 541, 816; т. II, с. 1164, 1330, 1936.
  • БЭЛ, т. III, с. 712; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608.
  • ЭС, т. XI, с. 411-413.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие :
  • Евгений (Болховитинов), митр. Биография Евгения, Митрополита Киевского. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 1-3.

Воронежские епархиальные ведомости, 1867, № 10 с. 334.

Синодик Воронежских купцов Елисеевых / приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1886, с. 14

В указе консистории говорилось, что он (префект) имеет оставаться на прежнем основании при префектской должности, пользуясь всеми от протопопского места жалованьем и доходами, и в рассуждении своих отличных трудов и степени по семинарии, первенствовать пред всеми другими протопопами Воронежской епархии, кроме кафедрального соборного протопопа, что объявить ему, префекту, в консисторском присутствии, где и ему самому присутствовать в свободное время, а в бытность в городе Павловске в Павловском духовном правлении. См. дела семинарского архива кн. № 6, 1795 - 1796, с. 205 - Евфимий Алексеевич Болховитинов, впоследствии Евгений, митрополит Киевский [окончание] , 1868, № 3 неофиц. отдел, с. 88-89.

Околович Н. Ф ., "К 75-летию годовщины со времени кончины Киевского митрополита Евгения (Болховитинова)", Воронежские епархиальные ведомости , 1912, № 8 неофиц. часть, с. 363.

Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Евфимий), вошел в отечественную историю не только как историк-краевед, но и как археолог, археограф, библиограф, переводчик, библиофил. К концу жизни он был действительным и почетным членом более 20 российских и зарубежных университетов, научных обществ. Митрополит Евгений является автором более ста опубликованных работ, в том числе исследований, справочников и путеводителей. С его именем связано открытие университета Святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. В Воронеже будущий митрополит провел чуть менее половины жизни.

Евфимий родился 18 декабря 1767 года в семье священника Ильинской церкви Воронежа. В 1776-м, после смерти отца, мать, оставшаяся с тремя детьми, отдала Евфимия певчим в архиерейский хор Благовещенского собора. В 1777 году Евфимий был зачислен в Воронежскую духовную семинарию. Летом 1785-го воронежский епископ Тихон (Малинин) удовлетворил просьбу молодого человека о переводе его для обучения в Москву. Епископ Тихон направил Евфимия с рекомендательным письмом к ректору Славяно-греко-латинской академии Платону (Левшину), архиепископу Московскому. Евфимий был зачислен слушателем академии, которую окончил в 1788 году. В академии Болховитинов прослушал полный курс философии и богословия, освоил греческий, французский и немецкий. Одновременно посещал лекции в Московском университете, где, в частности, вошел в литературный кружок Николая Новикова. В Москве он также познакомился с архивистом и археографом Николаем Бантыш-Каменским, который во многом повлиял на формирование научных интересов будущего архиерея.

Вернувшись в Воронеж, в январе 1789-го Евфимий занял должность преподавателя Воронежской семинарии. В разное время он вел курсы риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики. А 1790 году был назначен префектом семинарии и заведующим семинарской библиотекой, с целью пополнения которой неоднократно ездил в Москву. В 1791-м было удовлетворено поданное им вместе с братом Алексеем прошение о причислении Болховитиновых к дворянскому сословию.

В 1793 году Болховитинов женился на дочери липецкого купца Анне Расторгуевой, но брак продлился всего четыре года, два сына и одна дочь умерли в младенчестве. 25 марта 1796-го Евфимий Болховитинов был рукоположен в сан священника и назначен протоиереем Спасо-Преображенского монастыря города Павловска Воронежской губернии, с оставлением в семинарии на прежних должностях, одновременно определен присутствующим в Воронежской консистории. Горечь утраты близких людей Евфимий пытался заполнить умственной работой. В течении нескольких лет вокруг молодого ученого формировался кружок единомышленников из местной интеллигенции. Благодаря их стараниям 14 мая 1798 года в Воронеже была открыта первая типография.

В 1799-м Евфимий переехал в Петербург, где 9 марта 1800-го принял монашество с именем Евгений. Амвросий (Подобедов), митрополит Санкт-Петербургский, пригласил его в столицу по рекомендации Бантыш-Каменского на должность префекта, преподавателя философии и высшего красноречия Санкт-Петербургской духовной академии. В скором времени Евгений был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Митрополит Амвросий отметил и оценил знания нового префекта и не ошибся в нем, поручая ему серьезные и ответственные задания, с которыми молодой архимандрит блестяще справлялся.

15 сентября 1801 года Евгений участвовал в коронации императора Александра I в Москве, был пожалован алмазным наперсным крестом. 27 января 1802-го назначен архимандритом Санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни. В январе 1804-го Евгений был возведен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Евгений стал одним из авторов реформы системы духовного образования, проведенной в России в 1808 -- 1814 годы. Он выступал за сокращение объема изучения латыни, подчеркивал необходимость придать духовному образованию более научный характер. За свой труд Евгений был удостоен ордена Анны I степени. Проживая некоторое время в Варлаамо-Хутынском монастыре, Евгений подружился со знаменитым поэтом Гавриилом Державиным, последний посвятил архиерею несколько сочинений.

В разные годы Евгений возглавлял епископские кафедры в Вологде (1808 -- 1813), Калуге (1813 -- 1816) и Пскове (1816 -- 1822). В марте 1822 года он был возведен в сан митрополита и переведен в Киев, стал членом Священного Синода. Александр I писал Евгению: "Мне особенно приятно будет видеть знаменитую некогда академию киевскую... при руководстве Вашем, достигнутую цели ей предназначенной". Император наградил киевского митрополита белым клобуком с бриллиантовым крестом. Примечателен эпизод, связанный со встречей киевским духовенством нового архиерея. Евгению подали царскую позолоченную карету. Митрополит "с неудовольствием принял такой знак почтительной предупредительности и потребовал другой экипаж для отъезда в Софийский собор". В быту митрополит Евгений также был неприхотлив. Никакой роскоши в пище и одежде. День начинался у него рано. Выслушав литургию, он переходил к занятиям делами епархии, потом принимал посетителей. В характере его было много мягкости, искренности. Всегда доступный, откровенный, благотворительный, справедливый.

При митрополите Евгении было возведено новое трехэтажное здание киевской духовной академии. Он продолжал заниматься научной деятельностью, именно в Киеве его культурно-просветительская деятельность достигла своего апогея. Митрополит Евгений организовал реставрационные работы в Киево-Печерской лавре и других монастырях.

В 30-е годы он стал инициатором первых систематических археологических раскопок в Киеве. Благодаря им был обнаружен фундамент Десятинной церкви и Золотых ворот. В 1834 году Евгений благословил открытие киевского университета. Первый ректор университета Михаил Максимович считал его крупным ученым и издателем, который оставил после себя "много фактического материала не только по церковной истории, но и русской литературе". Результатом исследования киевских древностей стали публикации "Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии" и "Описание Киево-Печерской лавры". К концу жизни Евгением Болховитиновым было собрано около 12 тыс. различных наименований рукописей и изданий, или 8,5 тыс. томов.

Митрополит Евгений состоял действительным членом императорской Российской академии, членом Общества истории древностей российских, почетным членом Академии наук и всех русских университетов, не считая многочисленных ученых обществ.

Некоторые краеведы считают, что Евгений был едва ли не единомышленником французских просветителей и первого русского революционера Александра Радищева, но сохранилось несколько совершенно однозначных свидетельств о его отношении к постулатам популярной в его время философии французских энциклопедистов. Признавая, что "отцы церкви нам в физике не учители", Евгений был горячим противником вольномыслия, не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье. В 1793-м в предисловии к изданному по его инициативе и под его редакцией переводу книги аббата Нонота "Вольтеровы заблуждения", он писал: "Сокровенными путями повсюду разливается вся его (Вольтера. -- А. Г.) зараза. Ибо письменный Вольтер становится уже известен столько же, сколько и печатный". Однако издание перевода вызвало затруднения. Цензура исключила из публикации перечень религиозных верований Вольтера, которые должен был опровергать Нонот. "Болховитинов чувствовал, что план, связанный с изданием "Вольтеровых заблуждений", разрушается, -- писал академик Николай Тихонравов. -- Книгой Нонота он думал парализовать влияние тех сочинений Вольтера, которые затрагивали откровенную религию и обходили читателей в рукописях; но именно главы Нонота о догматических заблуждениях Вольтера в вопросах веры не были дозволены к напечатанию".

"Простодушный наш неученый соотечественник, -- писал сам Евгений Болховитинов, -- слыша повсюду славу Вольтера и язвительные его насмешки всему священному и почитаемому, сперва подвигается благочестивым ужасом и негодованием; но может ли он потом защищать от заразы сердце свое сими одними чувствованиями, когда он не утвержден в основательных истинах и когда он почти везде слышит только крикливые вольнодумцев похвалы Вольтеру, но не видит обличение лжей и клевет его". В 1810-м Евгений критически отозвался об изданной в русском переводе книге Монтескье "Дух законов". Митрополит отметил, что мысли, изложенные в сочинении, "пусть останутся в обаянии революционных голов, от которых да избавит Господь Бог отечество наше. И так много уже затевается у нас ежедневно почти разных переворотов". По поводу книги "Путешествие из Петербурга в Москву" Евгений также высказался неодобрительно.

Сохранилось свидетельство критического отношения митрополита Евгения к издаваемому известным масоном Александром Лабзиным журналу "Сионский вестник". Евгений, проанализировав его содержание, пришел к выводу, что такая "метода умствования -- мистико-масонская". Ссылаясь на конкретные страницы в "Сионском вестнике", он доказывал как подобные рассуждения противоречат православному вероучению.

То есть митрополита Евгения можно с уверенностью отнести к категории церковных охранителей, выступавших за чистоту догматов православного вероучения, главенствующее положение РПЦ в российской империи и не разделявших идеологию, подрывавшую монархический строй.

Митрополит Евгений был в числе архиереев, недовольных деятельностью открытого в 1813 году Библейского общества, которое распространяло литературу неправославной направленности, и министра духовных дел, князя Александра Голицына, покровителя многочисленных масонских лож и мистиков протестантского направления. Евгений, в свою очередь, не пользовался расположением князя Голицына, который называл митрополита человеком "не духовным" (то есть не сочувствующим неправославному мистицизму и масонству). Вообще в 20-е годы XIX столетия сопротивление политике князя Голицына оказывала консервативная православная партия, наиболее яркими представителями которой являлись архимандрит Фотий (Спасский), митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), Алексей Аракчеев и другие.

После отставки Голицына в декабре 1824 года митрополит Серафим писал Александру I о причинах необходимости закрытия Библейского общества. В заключении письма он подчеркнул: "Для постановления духовных училищ на твердом и незыблемом основании православия и для принятия совокупно со мной нужных мер к прекращению распространения в народе новых ересей (следует. -- А. Г.) призвать сюда на время киевского митрополита Евгения, как человека известного по правоверию, учености и благонамеренности". Архимандрит Фотий писал в своей автобиографии: "Евгений митрополит давал о себе великую надежду ревнителям по своей учености, вере и сану". В итоге благодаря ходатайству православных консерваторов 19 декабря 1824 года император подписал указ, которым митрополит Евгений (Болховитинов) вызывался в Санкт-Петербург, для присутствования в Синоде. Библейское общество было закрыто Николаем I 12 апреля 1826 года по представлению митрополитов Серафима и Евгения.

14 декабря 1825-го года митрополит Евгений и Санкт-Петербургский митрополит Серафим (Глаголевским) на Сенатской площади обратились к восставшим войскам с призывом сложить оружие. Несмотря на предупреждение очевидцев о смертельной опасности, оба иерарха, по свидетельству сопровождавшего их иподиакона, "поговорив между собой, решились умереть за веру, отечество и царя". Несмотря на то что увещевания митрополитов Серафима и Евгения остались без ответа, Николай I наградил их панагиями, так как они подвергали свою жизнь риску. Впоследствии митрополит Евгений был назначен членом особого совета по делам декабристов.

Митрополит Евгений скончался 23 февраля 1837 года и, согласно завещанию, похоронен в Сретенском приделе Киевского Софийского собора. На похороны митрополита в Киев прибыла делегация от Воронежской духовной семинарии. Библиотека митрополита Евгения была завещана Софийскому собору, консистории, Киевской духовной семинарии и академии.

Алла ГЛАЗЕВА
Печатную версию материала читайте в газете

Запись:619383

События

4 ноябрь 1793 брак : Анна Антоновна Расторгуева [Расторгуевы ] р. 1777 ум. 21 август 1799

26 август 1794 рождение ребёнка: Андриан Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 26 август 1794 ум. 25 март 1795

9 март 1797 рождение ребёнка: Николай Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 9 март 1797 ум. 3 август 1799

3 август 1798 рождение ребёнка: Пульхерия Ефимовна Болховитинова [Болховитиновы ] р. 3 август 1798 ум. 9 июль 1799

Заметки

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болхови́тинов; 18 (29) декабря 1767, Воронеж - 23 февраля (7 марта) 1837, Киев) - епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф.

Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника Воронежской епархии. Его отец Алексей Андреевич служил в Ильинском храме Воронежа со дня его постройки, до своей кончины в 1776 году. С 10 лет Евфимий - сирота. 15 октября 1777 года был зачислен во второй синтаксический класс Воронежской духовной семинарии, с августа 1782 года до июня 1784 года - в риторический класс семинарии, с сентября 1784 года он - певчий архиерейского хора Благовещенского собора и семинарист в философском классе в слободе Бедогорье в Павловском уезде.

1785 году по разрешению Воронежского епископа Тихона (III) уехал на учёбу в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1789 году окончил обучение в академии (окончил философский и богословский классы, обучался греческому и французскому языкам), во время обучения в духовной академии также слушал лекции по всеобщей философии и политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете, тогда же он познакомился с учёным Н. Н. Бантыш-Каменским. По окончании обучения, с января 1789 был года учителем риторики и французского языка, с августа - вице-префектом духовной семинарии, а с сентября - заведующий библиотекой. С сентября 1790 года - префект семинарии, а также преподаватель богословия и философии. 4 ноября 1793 года женился на Анне Антоновне Расторгуевой. В марте 1795 года умер его первый сын - Андриан. В 1796 году рукоположён в протоиереи города Павловска в Воронежской губернии.

В Воронеже он начал работать над «Российской историей». Там же написаны работы «Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских» (1794), «Полное описание жизни преосвященного Тихона» и «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», под его руководством была написана «История воронежской семинарии».

В 1799 году, 9 июля умерла его дочь - Пульхерия, 3 августа Евфимий Алексеевич похоронил второго сына Николая, 21 августа - умерла его жена. В 1800 году переехал в Санкт-Петербург, где стал префектом Александро-Невской академии (3 марта) и принял монашество (9 марта), также там был учителем философии и красноречия. 11 марта 1800 года рукоположён в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря. 27 января 1802 г. поименован архимандритом Сергиевой пустыни. В Санкт-Петербурге им написано «Историческое изображение Грузии» (как результат общения с грузинским епископом Варлаамом и грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом), «Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви» (по поводу предложений иезуита Грубера Павлу I по воссоединению католической и православной церкви), «Записка с двумя духоборцами» и др.

За несколько лет здесь возникло семейное кладбище Болховитиновых. На нем были погребены сыновья Евфимия Алексеевича, Адриан и Николай, умершие во младенчестве. За главным алтарем находилась могила жены историка и будущего митрополита Евгения, Анны Антоновны и дочери Пульхерии. В 1870-е годы был возобновлен памятник им, на котором выбили текст, составленный безутешным вдовцом:

«Здесь погребены Анна и Пульхерия, Супруга и дщерь Болховитиновы, скончавшиеся первая на 22-м году жизни августа 21 дня 1799 года, вторая на 1-ом году от рождения июля 9-го того же года, которым супруг и отец от скорби сердца, с надгробным рыданием взывает вечную память». На другой грани - четверостишие:

Покойтесь, милые,

До вечного свиданья.

Болезней где уж нет,

Ни скорби, ни вздыханья.

В конце 1880-х годов памятник исчез, потерялась и сама могила.

В начале ХIХ века Богучарский край посетил Ефимий Алексеевич Болховитинов. Осуждая грубую, беспардонную политику чиновников, помещиков, купцов в издавна заселенном украинцами Богучарском уезде, он писал: «Дивлюсь я, что некогда бывший благославленный край Богучарский сделался ныне уездом адских ябед и волнений. Да, правда, они ныне видно, уже ныне нигде нет. А все москали».

Летом 1791 г. вместе со своим младшим братом Алексеем, подканцеляристом Воронежской казенной палаты, Е. А. Болховитинов подал прошение на имя губернского предводителя дворянства Михаила Алексеевича Маслова о причислении их к дворянскому сословию. Для этого имелись все данные: «Жительствуем мы в городе Воронеже собственным домом не в разделе, состоящим по крепости за Ефимом, и, кроме того, имеем родовую наследственную землю в Коротояцкой округе, - писал префект Воронежской духовной семинарии. - От роду нам: Ефиму - 23 года, Алексею - 16 лет, имеем сестру Ефросинью - 26 лет. И как происходим мы от роду верстанного сына боярского Федосея Болховитинова, коего родной правнук, а наш внучатый дядя Коротояцкой округи канцелярист Семен Родионов сын Болховитинов, внесенный в дворянскую родословную показанной губернии книгу в VI часть, и что мы его действительно родные и состоим ему внучатыми племянниками».

Дядя, 4 (17) августа 1791 г., прислал в Воронеж письменное подтверждение их родственных связей и полную роспись рода Болховитиновых. На ней будущий историк и церковный деятель 5 (18) августа 1791 г. начертал: «К сей поколенной росписи Воронежской семинарии префект Евфимий Болховитинов руку приложил».

По этим документам Е. А. Болховитинов причислен был к дворянскому званию, о чем свидетельствует грамота от 20 декабря (2 января) 1795 г., хранящаяся ныне в Центральном государственном историческом архиве города Киева.

Все Болховитиновы - Ефим, Алексей и Ефросинья внесены были в Дворянский родословник, часть VI, отделение 85. 2. По этому поводу им было рекомендовано внести в государственную казну по 20 руб.

Евфимия Алексеевича Болховитинова по праву считают родоначальником воронежского краеведения. Удивительная, яркая личность! Его отличала высокая образованность и живость характера. Дивились его феноменальной памяти, называя ее «счастливой», а самого Болховитинова окрестили «живой библиотекой».

Болховитинов, одаривший всех нас трудом «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», просто обречен на то, чтобы о нем помнили благодарные потомки, ибо предшественников подобного рода у Болховитинова в России не было. Его работу с полным правом можно считать прародительницей современных краеведческих монографий, в которой автор выступил как летописец, географ-топонимист, экономист и статистик. Труд Болховитинова не сводится к описанию быта и диковинных «старинных картинок», но предоставляет на суд потомков целый психологический пласт той эпохи.

Евфимий Болховитинов носит имя «Второго русского Нестора». Да, второй, но в наших глазах заслужил звание воронежского Колумба. В русском обществе XVIII века «Колумб» - знаковое слово, оно давалось только выдающимся первооткрывателям - неважно на каком поприще. Да и сейчас понятие это не устарело. В наши дни именно так называют Юрия Алексеевича Гагарина!

Болховитинов показал себя не просто превосходным знатоком местной истории - он осмысливал ее в контексте истории России, познавая и истолковывая сам процесс: «Я верю, что и мелочные замечания часто объясняют целую историю, ибо в натуре вещей мелочи сопровождают важное».

Евфимий Алексеевич продолжил дело святителя Митрофана. Если первый воронежский епископ заставил своих современников всенародно, зримо и объемно осознать понятие «Мы - русский народ» во вселенском масштабе, то Болховитинов оттенил и отгранил это осознание на примере воронежской истории, культуры и быта.

Болховитинов заложил на будущее образец правильного подхода к изучению прошлого. В своем «Описании» Евфимий Алексеевич излагает факты, до поры до времени скрытые от нас, жителей сегодняшнего мира. Мы по снобизму своему снисходительно принимаем неизвестные для нас свидетельства наших предков за вымысел, все списывая на их «недалекость», «некомпетентность» и недостаток накопленных знаний. Но новые открытия раз за разом доказывают, что Болховитинов знал то, что нам, увы, пока не известно.

Будущий митрополит Киевский и Галицкий родился 18 декабря 1767 года от священника Вход-Иерусалимской церкви Алексея Болховитинова. Жил он с родителями чуть ниже архиерейского двора, что был обустроен еще при Митрофане воронежском, за нынешним главным корпусом университета.

Первоначально Евфимий обучался в архиерейском певческом хоре. С 1778 года - в семинарии до половины философского курса. В 1783 году в числе других семинаристов Болховитинов в Задонском монастыре отпевал почившего воронежского епископа Тихона. Впоследствии Евфимий Алексеевич, приняв монашеский постриг с именем Евгений, сам стал иерархом, а его труд «Полное описание жизни Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского, а потом Воронежского и Елецкого» (СПБ, 1796 год) является самым первым подробным описанием земной жизни и духовных подвигов великого Задонского чудотворца.

После нескольких лет успешного обучения в Московской Духовной академии Болховитинов возвращается в Воронеж. Он жил в собственном доме, возле Ильинского храма и учительствовал в тамошней семинарии. В эти годы Болховитинов приобретает для семинарской библиотеки труды зарубежных мыслителей, переводит поэму англичанина А. Попа «Опыт о природе человека», посвященной происхождению зла в мире. С целью развития музыкального образования он предложил реформировать нотное письмо, заменить западноевропейское линейное древнерусским крючковым письмом старообрядцев.

Стараниями Болховитинова в Воронеже создается первая в городе типография. Располагалась она в Воронежском главном народном училище, на улице Большой Девиченской. Ныне улица носит имя Сакко и Ванцетти, от здания ничего не осталось, а на его месте стоит филиал технологической академии. Впрочем, один след все же имеется - это вросшие в землю ступени бывшего училища.

Типография стала центром, вокруг которого объединились культурные силы Воронежа. И образование интеллектуального кружка, справедливо впоследствии названного «болховитиновским» - лишнее тому доказательство.

Болховитинов появился на свет в Воронеже в том месте, где в свое время святитель Митрофан воздвиг епархиальный центр, а позже образовался величественный архитектурный ансамбль, который воочию оформил итог событий недавно ушедшей эпохи. Наше архитектурное чудо венчала колокольня, которая, став в 1828 году четырехъярусной, превратилась в настоящую высотную доминанту города. Придет время, в Воронеже появятся другие, не менее славные доминанты-символы эпох, ведь каждому времени сопутствует свое зримое выражение.

(Евфимий) - митрополит киевский, знаменитый ученый; род. в 1767 г. в семье бедного священника, Воронежской губ. 10 лет осиротев, поступил в архиерейский хор, затем в воронежскую семинарию. В 1785 г. был послан в моск. дух. акд., но посещал и университет. Умственное движение конца XVIII в., центром которого был кружок Н. И. Новикова, оказало заметное на него влияние. Это выразилось в ряде переводов, ничего общего с богословием не имеющих (краткое описание жизни древних философов, Фенелона и др.) и предпринятых по указанию Новикова. Знакомство с Н. Н. Бантышем-Каменским дало симпатиям и деятельности Е. более определенное направление. Уже в Воронеже, куда он в 1789 г. был назначен преподавателем общей церковной истории, он начал работать над "Российской историей". Недостаток в книгах принудил его оставить эту обширную задачу и взяться за местную историю. Сюда относятся "Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских" (М., 1794), "Полное описание жизни преосвященного Тихона" и "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губ." (1800; капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала). Кроме того, под руководством Е. была написана "История воронежской семинарии". Потеряв в 1799 г. жену и детей, Е. приехал в 1800 г. в СПб., постригся в монахи, определен префектом духовной акд. и учителем философии и красноречия. Читал он и по общей церковной истории, руководил занятиями студентов, устраивал диспуты. Под его руководством или, вернее, им самим написаны были сочинения, читанные студентами на актах: 1) "Исторические исследования о соборах русской церкви"; 2) "Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. на еретика Мартина"; 3) "Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковн. облачений"; 4) "Рассуждение о книге, именуемой Православное исповедание веры, сочиненной Петром Могилой"; 5) "Историческое рассуждение о чинах греческой церкви". Тогда же по поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения католической и православной церкви, Е. по поручению митрополита составил "Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви", разрушившее все замыслы иезуита. Разговор с тамбовскими духоборцами, бывшими в СПб. в 1803 г., дал в результате "Записку с двумя духоборцами" ("Чт. О. И. и Др. Р." 1871, кн. II). Так же "случайно", как и "Записка", составлено было Е. весьма ценное "Историческое изображение Грузии" (СПб., 1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом, грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом, а также исследования архивного материала. В СПб. Е. издал также "Памятный церковный календарь", заключающий в себе немало материала для "Истории российской иерархии", задуманной Е.; здесь же он начал собирать материалы для своего "Словаря российских писателей". В 1804 г. Е. был назначен викарием новгородским и принялся за исследования по местной новгородской истории, пользуясь богатейшей библиотекой Софийского собора. Результатом были "Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода", а также находка "Грамоты вел. князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича" ("Вестн. Евр.", 1818, ч. 100). Сверх того во время пребывания в Новгороде Е. написал: "Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ", "Рассмотрение исповедания духоборческой секты" и "Критич. замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна", напечат. в журнале "Любитель Словесности" (1806, стр. 140). Переведенный в Вологду (1808), Е. и здесь принялся за разработку местных архивов. К этому времени у него вполне уже окрепла мысль, что фундаментом для построения национально-исторического здания должна служить предварительная разработка местного материала. Пребыванием в Вологде Е. воспользовался поэтому для своего главного труда "История российской иерархии". Он написал здесь "Всеобщее введение в историю монастырей греко-российские церкви"; составил подробное "Описание монастырей вологодской епархии", "Описание Пекинского монастыря", "Историческое сведение о вологодской епархии и о пермских, вологодских и устюжских архиереях"; написал "О личных собственных именах у славяно-руссов", "О разных родах присяг у славяно-руссов", а также статью "О древностях вологодских зырянских" ("Вестн. Евр." 1813, ч. 70 и 71). Е. сам ездил по монастырям, разбирал архивы, списывал надписи; по его распоряжению в архиерейский дом целыми возами доставляли разного рода архивный материал, среди которого находились такие памятники, как сочинения Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского и др.

Передвижения с места на место, из Вологды в Калугу (1813), из Калуги в Псков (1816 г.), не только не мешали Е. работать, но даже как будто помогали. В Калуге он продолжает писать "Историю славяно-русской церкви" (неизд.), начатую еще в Вологде. Прибывши в Псков, Е. принимается за "Историю княжества Псковского" (К. 1831), пишет о "Летописях древнего славяно-русского княжеского города Изборска" ("Отеч. Зап." 1825, ч. 22, № 61) и "о русской церковной музыке" (для гейдельб. проф. Тибо), составляет "Описание шести псковских монастырей", посылает в "Сибирский Вестн." исправленную им "Записку о камчатской миссии" (1822, стр. 89) и дополненную историю пекинской миссии (1822, ч. 18, стр. 99). В это же время Е. издал свой "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина", печатавшийся сначала в журнале "Друг Просвещения" (1805), но в полном виде появившийся только в 1818 г., а в 1827 году вышедший в значительно исправленном и дополненном виде. 2-я часть Словаря была в 1845 г. издана Погодиным под названием "Словарь росс. светских писателей". Эти "Словари" не утратили своего значения и до настоящего времени, представляя собой результат целого ряда исследований не только самого Е., но и других компетентных ученых того времени: К. Ф. Калайдовича, Бантыша-Каменского и др. Не говоря уже о массе статей автобиографических, имеющих характер первоисточника, такие статьи, как об игумене Данииле, архиепископе новгородском Геннадии и др., основаны на изучении архивного материала.

Назначение Е. киевским митрополитом (1822 г.), а также преклонные года заметно сказались на его ученой деятельности. В Киеве, однако, составлены им очень ценные "Описание Киево-Софийского собора" (К. 1825) "Описание Киево-Печерской лавры" (1826), а также "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и киевской иерархии относящихся" (1832). В связи с его давними занятиями по истории славянской Кормчей стоит его труд "Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.", а также статья "Сведения о Кирихе, предлагавшем вопросы Нифонту" ("Зап. Общ. Ист. и Др." 1828, ч. IV). Он не переставал работать и над своей "Историей росс. иерархии", которую исправлял и дополнял на основании новых материалов, найденных в киевских архивах. Археологические раскопки, предпринятые им в Киеве, привели к обнаружению фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и другим ценным находкам. Кроме трудов исторического характера, Е. оставил еще "Собрание поучительных слов" (К. 1834), "Пастырское увещание о прививании коровьей оспы" (М. 1811), "Новую латинскую азбуку", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия" и т. п. Умер 23 февр. 1837 г. Ум, всем интересующийся, наблюдательный, живой и ясный, Е. постоянно искал удовлетворения своей жажде знания и находил его везде и всюду. Он вносит воодушевление и в свою обширную переписку с учеными того времени, совершенно бескорыстно помогая им в работах (напр. Державину). Он следит за общественной жизнью и с церковной кафедры высказывает свои мнения относительно воспитания детей. Будучи горячим противником "вольномыслия", он не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье, но в то же время высказывался в том смысле, что "отцы церкви нам в физике не учители", что само св. Писание учит нас "только нравственной и благочестивой физике". Литература, по мнению Е., должна служить выражением господствующих идей, а также споспешествовать общественному развитию; поэтому при оценке произведения на первом плане нужно ставить его идею, а затем уже рассматривать форму. Разбирая писателя, нужно всегда иметь в виду среду, в которой он вращался. С этой точки зрения Е. находил, что стихи Тредьяковского в свое время далеко не были такими дурными, как это принято говорить. Нападая на увлечение иностранцами, Е. высказывал убеждение, что "лучше помещать переводное, да хорошее, нежели иное оригинальное, да безвкусное". Рядом с этим, однако, он "пленялся" гекзаметрами гр. Хвостова и не в состоянии был оценить Пушкина. Взгляд его на задачи исторической науки тот же, что у большинства историков конца XVIII и нач. XIX в. История, по его мнению, должна быть повествованием, собранием фактов, имен, без субъективного отношения к этому собранию. Все труды Е. действительно носят летописный, повествовательный характер. За массой цифр и фактов не видно ни "причин", ни "следствий", ни духовной жизни. Подобно тому, как Карамзин в своей "Истории" говорит только о царях, князьях и других "личностях", игравших видную роль в свое время, так же точно и Е. в своих трудах говорит главным образом только о высших иерархах; о низшем духовенстве он не упоминает. Хотя он и заботится о поверке фактов, но отсутствие строгой исторической критики у него далеко не редкость. Он, например, одинаково верит летописи Иоакимовской и летописи Нестора и Синопсису и Полинодии Захария Копыстенского, Патерикону Коссова и иерархическим каталогам. Несмотря, однако, на эти недостатки, велика заслуга Е. как историка и собирателя исторических материалов. Ср. Е. Шмурло, "Митрополит Е., как ученый" (СПб., 1888); H. Полетаев. "Труды митрополита киевского Е. Болховитинова по истории русской церкви" (Казань 1889); "Ученая деятельность Е. Болховитинова, митрополита киевского", Д. Сперанского ("Русск. Вестн." 1885, №№ 4, 5 и 6).

В. Боцяновский.

{Брокгауз}

Евгений Болховитинов

Митрополит Киевский, род. 1767, ум. 1837, известный археолог и библиограф - первый собрал немногие исторические сведения о русском церковном пении из летописей, т. н. Степенной книги и других источников, и составил "Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российския церкви с нужными примечаниями на оное" (Воронеж, 1797; 2-е изд. СПб., 1804) Ему же принадлежит статья, "О русской церковной музыке" (Отечественные Записки, 1821), представляющая собою письмо к барону Г. А. Розенкампфу в ответ на просьбу последнего, вызванную письмом гейдельбергского профессора Тибо. В обеих статьях Е. немало произвольных объяснений терминов знаменного и демественного пения, чего, конечно, трудно было избежать в первых опытах истории русского церковного пения.

(П. ).

Евгений Болховитинов

(Евфимий Алексеевич) -митрополит Киевский и Галицкий.

Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете.

По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию.

В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника.

С 1796 года - префект Воронежской духовной семинарии.

В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество.

В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии.

С 11 марта 1800 года - архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.

С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге.

В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году - действительным членом Российской академии.

С 24 января 1808 года - епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.

В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году - почетным членом и - соревнователем Санкт-Петербургской "Беседы любителей русского слова", почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете.

С 1814 года - член Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1815 года - Московского Общества врачебных и физических наук.

7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.

С 1817 года - член Харьковского и Казанского университетов.

С 1818 года - член Комиссии составления законов империи Российской.

16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Святейшего Синода и избран членом Виленского университета.

С 1823 года - член Киевской духовной академии; с 1826 года - почетный член Академии наук.

С 1827 года - доктор философии Дерптского университета.

С 1829 года - член Санкт-Петербургского университета.

В 1834 году избран членом Королевского Копенгагенского Общества северных антиквариев.

С 1835 года -член-корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.

Митрополит Евгений прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорил преосвященный Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву историка М.П. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митрополит Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывал о нем Н. Н. Мурзакевич. "Давно зная имя митрополита Евгения Болховитинова как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного,- отвечал ключарь,- вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос, могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".

Добрую память оставил о себе митрополит Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Труды:

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви.- [Репрод. воспр.], 2-е изд., испр. иумнож. - СПб., 1827.

Историческое обозрение российского законоположения: С присовокуплением сведений: 1) о старинных московских приказах, существовавших до времен Петра Великого, 2) о старинных чинах в России и 3) о прежде бывших в Малороссии присутственных местах и чинах. - СПб., 1826.

История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова.- Киев, 1831. О древностях вологодских и зырянских // Вестник Европы, 1813, № 17.

Известие о первом Российском посольстве в Японию под начальством поручика Адама Лаксмана.- М., 1805.

О разных родах присяг у славеноруссов // Вестник Европы, 1813, № 13.

Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода.- М., 1808.

Историческое рассуждение: 1. О чинах Греко-Российской Церкви; 2. О начале важности и знаменований церковных облачений; 3. О древнем богослужебном пении; 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. - М., 1817.

Рассуждение о книге, именуемой "Православное исповедание веры Соборной и Апостольской Церкви Восточныя", сочиненной Киевским митрополитом Петром Могилою.- СПб., 1804. Рассуждение о Соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г., на еретика Мартина. - СПб., 1804. Историческое исследование о Соборах Российской Церкви. - СПб., 1803. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии: Соч. в Александро-Невской академии. - СПб., 1802. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии: Собр. из историй, архивных записей и сказаний Е. Болховитиновым. - Воронеж, 1801. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской Церкви, с нужными примечаниями на оное и с присовокуплением другого краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними. - Воронеж, 1799.

Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского и викария Новгородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий. - СПб., 1796. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии: С присовокуплением различных грамот и выписок, объясняющих оное, а также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия. - Киев, 1825.

Словарь исторический о писателях духовного чина: в 2 ч. - СПб., 1827. Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нопотом: в 2 ч. - М., 1793. Парнасская история, заключающаяся в двух книгах, из которых первая содержит описание горы Парнаса, находящихся на нем строений, окрестных потоков, источников, болот, лесов и обретающихся там животных, а вторая - жителей, правления, чинов, судилищ, жертвоприношений, праздников и торгов парнасских // Пер. ... - М., 1788.

Литература:

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде . - Киев, 1888, с. 42,117,124,187, 210. Полетаев Н. И. Труды митрополита Евгения Болховитинова по истории Русской Церкви. - Казань, 1889.

Карпов С. М. Евгений Болховитинов как митрополит Киевский. - Киев, 1914. Токмаков И. Ф. Историко-археологический очерк Хутынского Варллаамиева, Спасо-Преображенского монастыря (Новгородской губернии и уезда), в связи с кратким историческим сказанием о преподобном Варлааме Хутынском, новгородском чудотворце, основателе монастыря. - Новгород, 1911, с. 45, 46. Суворов Н. И. Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, монастыря. - 2-е изд. - Вологда, 1893, с. 30, прим. Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. - Калуга, 1876, с. 191-194. Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. - 2-е изд. - М., 1861, прил., с. 18. Жмакин, протоиерей. Игумен Вяземского Аркадиева монастыря. - М., 1897, с. 67-68. Григорович Н. И. Переписка протоиерея Иоанна Григоровича с графом Н. П. Румянцевым и с Киевским митрополитом Евгением // Чтения в Императорском обществе истории и древностей России при Московском университете. - М., 1894, кн. 2.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1397, 1401,1403,1410.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891, 1883, с. 131.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 194. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 9, 40, 272, 274, 382, 560, 733. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 55. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 791.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. - М., 1914, с. 282, 343, 348, 616.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, с. 20, № 194.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 16, 20, 48, 51, 69.

Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1860-1917,1868, т. 2, с. 267; т. 7, с. 373. Известия по Казанской епархии. - 1867, № 18, с. 512.

1879, № 20, с. 590.

1884, № 4, с. 123.

Самарские епархиальные ведомости. - 1868, № 21, с. 513.

Церковный вестник. - 1891, № 25, с. 392. Труды Киевской духовной академии. - 1870, июнь, с. 16; август, с. 574.

Русская старина. 1870, т. 1, с. 541, 546, 585; т. 2, с. 223-224, 601-605, 607, 609, 612-616, 675-676.

1871, т. 3, с. 204; т. 4, с. 681,682.

1881, июнь, с. 203; сентябрь, с. 58-74; октябрь, с. 238, 243, 245, 248, 249, 250, 345, 348.

июнь, с. 24.

Русский архив. - 1870, № 4 и 5, с. 769, 771, 772, 773, 781, 782, 785, 787, 788, 791, 802, 808, 817, 826, 828, 834-835, 839, 841, 847. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. - 1887, кн. 3, с. 361. Из записок сенатора К. Н. Лебедева // Русский архив. - 1888, кн. 3, с. 253. Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. - 1889, кн. 2, с. 21-84,161-236, 321-388. Письмо митрополита Евгения архимандриту Парфению // Русский архив. - 1889, кн. 3, с. 379. Четыре письма митрополита Леонтия к архиепископу Костромскому Платону // Русский архив. - 1893, кн. 3, с. 92. Русский архив. - 1895, кн. 3, № 11, с. 374. Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. - 1897, кн. 1, с. 235, 240; кн. 2, с. 592, 595, 596.

Малышевский И. И. Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конф. Киевской духовной академии // Русский архив. - 1898, кн. 1, с. 304.

Русский архив. - 1899, кн. 1, № 1, с. 26; № 4, с. 529; кн. 2, № 6, с. 188, 189, 215; кн. 3, № 11, с. 410.

1900, кн. 1, № 1, с. 25; кн. 2, № 5, с. 93-94.

1901, кн. 2, № 5, с. 21.

1903, кн. 1, № 3, с. 372, 433-434;

№ 4, с. 546; № 6, с. 223.

1904, кн. 1, № 1, с. 101; № 2, с. 94, 225, 226, 227, 289.

Журнал Московской Патриархии. - 1945, № 1, с. 45.

1954, № 4, с. 47.

1957, № 5, с. 57-61. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 541,816; т. 2, с. 1164, 1330,1936.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 3, с. 712; т. 8, с. 3; т. 10, с. 608.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907, т. 11, с. 411-413.

Евгений Болховитинов

(Евфимий Алексеевич) - митрополит Киевский и Галицкий, библиограф и историч. писат.; р. 18 дек. 1767, † 23 февр. 1837 г. До митрополитства: епископ Старорусский (1804-8 г.), Вологодск. (1808-13 г.), Калужск. (1813-16 г.) и архиепископ Псковский (1816- 27 г.), член Росс. акад.

Отличное определение

Неполное определение ↓