Занятие в старшей группе «Экскурсия в музей. Конспект занятия по проведению экскурсии в старшей группе «Весенняя поляна здоровья

Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Конспект ОД с детьми старшей группы на прогулке .

Конспект предназначен для воспитателей старшей группы. Полезен для развития творчества, двигательной активности и познания.

Тема: Прогулка на огород.

Программное содержание:

Познание: Углублять и конкретизировать знания детей об овощных культурах;

Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи об условиях, необходимых для роста растений; обучать простейшим навыкам ухода за овощными культурами.

Воспитывать любовь к природе родного края, трудолюбие.

Физическая культура : Совершенствовать умение и навыки двигательной активности.

Художественное творчество : Продолжать учить детей делать поделки из природного материала.

Оборудование:

Карточки с цифрами от 1 до 10 на синем и желтом фоне;

Для рисования песком:

А) лопатки;

В) подносы;

Г) картон;

Д) простые карандаши;

Е) клей ПВА;

Карты Г.Домана на тему «Овощи» - отгадки на загадки;

Демонстрационная карта «Строение растений»»;

Лейки, ведро с водой, палочки для рыхления;

Карточки с примерами ТРИЗ;

Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Водители», «Супермаркет», «Рыбалка».

Ход прогулки.

    Вводная часть.

Игра с мячом «Вопрос – ответ». Дети дают полный ответ на вопрос.

- какой сегодня день недели?

- какой вчера был день недели?

- какой день недели будет завтра?

- какое сейчас время года?

- какая сегодня погода? И т.д.

Деление на подгруппы: дети берут карточку с цифрой, выстраиваются по цвету в две группы по порядку. Проверяют друг друга, считают в прямом порядке, в обратном, по-казахски.

Воспитатель объясняет план прогулки, ставит задачи.

    1-я подгруппа (синие цифры) – аппликация песком.

Дети просеивают песок на подносы (готовят для аппликации). Рисуют пейзаж на картоне карандашом, намазывают клеем, посыпают песком. Дождавшись высыхания клея, стряхивают лишний песок на поднос. Для достижения более объемных изображений посыпают песком несколько раз. Работы вешаются на выносной стенд.

2-я подгруппа (желтые цифры) – прогулка на огород.

А) Отгадывание загадок про овощи . Дети читают и отгадывают загадку. Находят нужную карточку, читают название:

«Без счету одежек, и все без застежек»,

«Ни окон, ни дверей - полно горница людей»,

«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице»,

«Красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зеленым кустом»,

«На жарком солнышке подсох и рвется из стручка ….»,

«Он никогда и никого не обижал на свете. Чего же плачут от него и взрослые и дети?»,

«В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят»,

«Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?»

Как назвать все эти растения одним словом?

Где растут овощи?

После этого воспитатель приглашает детей на огород.

Б) Наблюдение за овощами. Дети рассматривают овощи, растущие на грядке, называют части растения. Проверяют, все ли части назвали сверяясь с демонстрационной картой.

В) Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Все ли части растения съедобны? Вспомните сказку «Мужик и медведь».

Дети берут карточку с изображением части корнеплода (вершок или корешок), под музыку или бубен бегают по площадке, музыка прекращается, дети должны быстро найти свою пару и назвать овощ, который у них получился.

Г) Труд в природе.

Какие условия нужны для роста овощей? (Солнце, воздух, вода).

Воспитатель показывает, как правильно поливать растения, не попадая на листья, рыхлить почву. Дети работают под наблюдением воспитателя. Удаляют сорняки.

Д) Примеры ТРИЗ.

Для чего нужны овощи?

Дети читают пример, называют блюдо, которое можно приготовить из этих продуктов.

« Картофель + растительное масло» - картофель фри, жаренный картофель, чипсы,

« Помидор + огурец» салат,

«Капуста + соль» квашенная капуста,

« Помидор + чеснок + перец» приправа и т.д.

Е) Итог.

Где мы побывали?

Что рассматривали?

Как за овощами надо ухаживать?

Возвращаемся на участок. Рассматриваем картины детей.

    П/И «Третий лишний» с обручами. Предварительно повторить, что такое пара.

    С/Р игра «Семья».

Игры «Семья», «Водители», «Супермаркет», «Рыбалка» объединены в один сюжет.

    Индивидуальная работа. Отработка навыков чтения.

Подготовила Боровикова Е.А.

Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала: данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

1. Вводная беседа.


Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.


Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову) .
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом) .
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)


Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»

Разработала: воспитатель Е.А. Александрина

Программное содержание:

1.Углублять знание детей о жанре живописи - портрете. Продолжать учить детей описывать пейзаж и портрет, придерживаясь определенной последовательности. Развивать речь детей.

2.Развивать актерские способности детей. Мимику, жесты использовать предметы при выражении своих чувств.


3.Закреплять знания жанров живописи портрета, натюрморта, пейзажа. Упражнять в составлении их из частей.

4.Закрепить знания детей о работниках музея.

5.Вызвать эмоциональный отклик у детей. Подвести к мысли, что взрослым человека называют не потому, что он большого роста, а потому, что он много знает и может рассказать другим.

Предварительная работа:

Занятия, беседы о музеях и картинах.

Посещение Выставочного зала с детьми.

Этюды, нацеленные на развития актерских данных.

Оборудование:
репродукции картин, «Живая рамка», дидактическая игра «Художник».

Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель. Ребята нас пригласили в музей. А что такое музей?
Ответы детей.
Сегодня мы отправимся в музей Изобразительных искусств.
Дети «идут» в музей.

Воспитатель. Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные. Да, это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок отроется.
Слушайте внимательно.
-Что такое изобразительные искусства?
- Кто такой экскурсовод?
- Какая известная картинная галерея находиться в Москве?

Ответы детей.


Воспитатель. Замок открылся, и мы можем войти. Что-то никого не видно. Смотрите записка для нас.
Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной».
Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.

Ребенок. Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Она называется «Три богатыря». Находиться в Третьяковской галерее в Москве. НА картине изображены богатыри. Они сидят на своих богатырских конях и охраняют Русскую землю.
На переднем плане картины изображены богатыри. Илья Муромец. Он с копьем. У него на руке богатырской висит булава. А другой он держит щит. Илья Муромец сильный, мудрый, отважный. Конь у богатыря черный такой же сильный, как хозяин.
Рядом Добрыня Никитич на белом коне. Он быстрый, отважный, благородный. Добрыня вооружен мечом, который он вытащил из ножен.
С другой стороны самый молодой богатырь Алеша Попович. Хитрый, отважный, добрый и смелый. Петь умеет и воевать.
За спинами богатырей на заднем плане, видны просторы огромной русской земли; леса поля, степи.
Художник использовал темные цвета, которые вызывают тревогу, настороженность.
Мне нравиться это картина, потому что на ней изображены защитники Родины....

Воспитатель. А вам понравилась картина?
Отзывы детей.

Ребенок. Картина называется « Волшебница зима». Написал ее художник Юон.
Это зимний пейзаж. Зима самое любимое время года художника. На переднем плане картины изображена деревня, речка, по берегам - деревья. Зима украсила все вокруг. Взмахнула рукавом, и полетели на землю серебристые снежинки. Взмахнула другим и заморозила реки.
На льду видно мальчишек они катаются на коньках. Им очень весело, они рады, что наступила зима. Взрослые заняты своими делами, но видно, что они тоже ждали зиму.
На заднем плане видны дома, лес, церковь. Зима украсила и их.
Художник использовал светлые краски. Юон показал красоту снега он серебристый, мягкий, пушистый, добрый, сказочный.
Мне нравиться это картина, потому что она волшебная. И зима мое любимое время года.

2 часть.
Воспитатель. Посмотрите и скажите, что необычного в этом зале? В этом зале находятся одни портреты. А, что такое портрет?

Ответы детей.


Портрет это изображение не придуманного человека, а того кто действительно живет или жил на земле. Какой бывает портрет в зависимости оттого человек какого пола на нем изображен? Правильно, мужской, женский, детский.

Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой. Давайте посмотрим, какие портреты выставляются в этом зале.

Рассказы детей:
- Это детский, одиночный портрет. На нем изображена девочка. Она одета в розовое платье. У нее темные волосы. Девочка лежит на подушке. У нее грустные глаза. Она болеет.

Это мужской, одиночный портрет. На нем изображен мужчина в одежде, которую носили давно. У него хитрое выражение лица, немного улыбается, смелый, гордый.

Это парный портрет. На нем изображена мама с малышом. Она одета в длинное, широкое платье. Лицо ее задумчивое, ласковое, нежное, доброе. Она думает о малыше. Малыш держит в одной руке яблоко, в другой хлеб. Ему очень тепло, уютно рядом с мамой. Ребенок любопытный, спокойный.

Это женский, одиночный портрет девушки-мордовочки. Она одета в белую кофту и пестрый, разноцветный платок и фартук. Она сидит. На коленях лежат бусы. У девушки веселое, праздничное настроение.

Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали о портретах. А я хочу обратить ваше внимание на фон позади героев картин, т.е. на задний план. Оказывается, если мы посмотрим внимательно, то увидим, что в портретах художники используют небольшие элементы, кусочки, фрагменты пейзажа и натюрморта. В портрете мадонны с младенцем на заднем плане изображена яблоня. А мы знаем, что природу изображают на пейзажах. Значит, в этой картине использован элемент пейзажа. А на картине «Девушка» на коленях у девушки лежат бусы. А их использует в написании натюрморта. Оказывается, все жанры живописи дружат, они взаимосвязаны друг с другом. Портрет, натюрморт, пейзаж дополняют друг друга и помогают художнику более ярко, красиво написать картину. Например, бусы у девушки создают более радостное настроение, подчеркивают состояние праздника.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Художник».

Тип занятия: Занятия по закреплению знаний и умений, навыков по экологии.

Вид занятия: Экскурсия.

Тема занятия: Экскурсия в сад.

Возраст: Старшая группа.

Программное содержание:

  1. Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы о закономерности.
  2. Развивать знания детей о деревьях, о пользе растений.
  3. Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям.

Словарная работа: ствол, плоды, смородина – активизировать в разговорной речи.

Демонстрационный материал: листья, фрукты или муляжи, или картинки.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за деревьями на прогулке, наблюдение за насекомыми, заучивание стихотворений.

Предварительная работа воспитателя: написание конспекта, предварительная работа с детьми, предварительный осмотр участка для проведения экскурсии.

Структура занятия и методические приемы:

I. Вводная часть.

а) установка.
б) вспомнить с детьми как вести себя на природе.

II. Основная часть.

а) загадка про лето.
б) называние детьми летних примет.
в) дидактическая игра “С какого дерева лист?”
г) игра “Путаница”
д) работа по закреплению словаря.
е) игра “Узнай фрукт”.

III. Заключительная часть.

а) вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”
б) обобщение “Природу надо беречь”.
в) анализ занятия.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами пойдем на экскурсию. Сегодня экскурсия у нас будет в сад. Давайте сначала вспомним, как надо вести себя на природе.

Дети. Не шуметь. Не сорить. Не ломать ветки.

Воспитатель. Правильно, дети. Я думаю, с вами можно идти в сад.

Воспитатель. Вот наш красивый сад. Посмотрите вокруг, что вы видите в саду?

Дети. Деревья. Цветы. Кустарники. Трава.

Воспитатель. А как называются эти цветы?

Дети. Ромашки. Георгины. Нарциссы. Астры. Васильки. Ноготки.

Воспитатель. Правильно. А теперь я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

“Я соткана из зноя
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю
“Купайтесь!” – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня”

Воспитатель. О каком времени года идёт речь?

Дети. Речь идет о лете.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Потому что летом можно купаться, загорать. Сейчас время года – лето.

Воспитатель. Правильно, ребята. Молодцы. Мы с вами уже говорили, что у нас в саду растут и деревья, и кустарники. Скажите, пожалуйста, как их отличить?

Дети. Деревья высокие, а кусты низкие.

Воспитатели. Еще, какие отличительные черты вы заметили?

Дети. У деревьев – ствол, а у кустарников ствола нет.

Воспитатель. Хорошо. А кто скажет: они похожи?

Дети . Да, похожи. У них есть ветки, листья, плоды, корни.

Воспитатель. Правильно. А теперь мы с вами поиграем. Игра называется

“С какого дерева лист?”.

Я вам покажу листья, а вы мне скажете с какого дерева или куста этот листик.

(Показываю листья яблони, смородины, вишни, берёзы, крыжовника, шиповника.) Рисунок 2

Воспитатель. А как называется листья яблони?

Дети. Яблоневый.

Воспитатель. А лист березы?

Дети. Березовый.

Воспитатель. Хорошо. А теперь ещё одна игра. Она называется “Путаница”.

Я вам покажу листочек и скажу, с какого дерева листочек. А вы будьте внимательно, я могу их перепутать.

Воспитатель. Хорошо. Ребята, может кто – то из вас знает загадки, стихотворения о деревьях, кустарниках.

Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко.

Дети. Яблоко.

Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
А в середине – сладко.

Дети. Слива.

Воспитатель. Молодцы, дети. А еще, какие растения растут у нас в саду?

Дети. Растут ягодки.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у ягодки что видны?

Дети. У ягодки видны цветочки.

Воспитатель. Правильно. А вы знаете, как появляются ягодки?

Дети. Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем – ягодка.

Воспитатель. Правильно. Ягодка – это плод. Давайте все вместе скажем “плод”. (Хоровое повторение).

У деревьев тоже есть плоды. Как вы думаете, как называются плоды яблони?

Дети. Плоды яблони – это яблоки.

Воспитатель. А плоды дуба?

Дети. Плоды дуба – желуди.

Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте ещё раз поиграем. Игра называется

“Узнай фрукт”. Я вам буду показывать фрукты, а вы отгадайте, какой это фрукт.

(Показываю фрукты).

Воспитатель. А какие деревья чаще всего встречаются на улицах нашего города?

Дети. Тополь. Клён. Берёза.

Воспитатель. Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливо, не боятся городского воздуха. Тополь растёт очень быстро.

За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до второго этажа. Как вы думаете, для чего необходимы деревья в городе.

Дети. Очистить воздух. Чтобы было красиво

Воспитатель. К городским деревьям и кустарникам тоже нужно относиться бережно. Ведь они очень помогают нам.

Ребята, на этом наша экскурсия закончилась. Давайте вспомним, куда мы ходили? Что узнали?

Дети. Мы ходили на экскурсию в сад. Узнали много интересного о деревьях, о цветах, кустарниках.

Воспитатель. А что ещё узнали?

Дети. Узнали, как называются плоды. Как похожи деревья и кусты.

Воспитатель. Правильно. Природу надо беречь. Нельзя ломать ветки, пугать птиц. Деревья, кусты, цветы, травы нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники.

Вы сегодня все хорошо отвечали на вопросы. Давайте скажем саду “спасибо” за то, что он нас познакомил со своими деревьями, цветами, кустарниками. Рисунок 4